Почему виляет прицеп на легковой автомобиль: почему раскачивает прицеп и что делать – ПРИЦЕПная РЕАКЦИЯ — журнал За рулем

почему раскачивает прицеп и что делать

Под словосочетанием «расколбас» прицепа подразумевается его раскачивание во время движения, что может стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Чтобы избежать подобной ситуации, следует придерживаться нескольких простых, но при этом довольно полезных советов.

Для того чтобы во время езды с прицепом не возникло каких-либо неприятностей, вам следует:

  1. Соблюдать скоростной режим.
  2. Грамотно выполнять торможение.
  3. Соблюдать правила прохождения подъемов и спусков.

Практика показывает, что неправильно распределенный груз сильно раскачивает прицеп при движении. Груз следует размещать равномерно по дну прицепа, при этом не следует допускать того, чтобы нагрузка на одну ось серьезно превышала нагрузку на вторую. Если вы собираетесь перевозить тяжелый груз, его следует надежно закрепить.

Соблюдение скоростного режима

Расколбас прицепа

Ключевой причиной, почему прицеп раскачивает, является несоблюдение скоростного режима, а также преодоление поворотов или выполнение обгона на слишком высокой скорости. При езде с прицепом рекомендуется передвигаться со скоростью более 70 км/час. Это связано с тем, что из-за прицепа ваше транспортное средство испытывает дополнительные нагрузки, такие как возросшее лобовое сопротивление, а также усиление потоков от встречных и обгоняющих вас авто. Возросшие нагрузки особенно заметны, если вы перевозите дом на колесах (трейлер).

Если вы ощутили раскачивание прицепа, то вам следует принять меры для снижения скорости, плавно отпуская педаль газа. Ни в коем случае не следует тормозить, так как подобные действия могут стать причиной ДТП.

В подобных ситуациях важно сохранять спокойствие, так как импульсивные и необдуманные действия могут лишь усугубить сложившуюся ситуацию.

Рекомендации по торможению

Расколбас прицепа при торможении

Одной из основных причин, почему происходит «расколбас» прицепа, является неправильное торможение. Во время езды следует строго соблюдать дистанцию между вами и транспортным средством впереди вас. Это связано с тем, что для торможения с прицепом, из-за возросшего веса, вам потребуется больше времени, а, следовательно, и тормозной путь будет значительно длиннее. Таким образом, дистанция должна быть больше, чем при движении без дополнительного веса.

Вам необходимо следить за обстановкой на дороге, чтобы у вас была возможность планировать торможение заранее. Помните, что резкое торможение может вызвать занос автомобиля.

Оптимальным способом остановки является торможение двигателем, так как в этом случае потеря контроля над транспортным средством практически исключена. Чтобы затормозить, вам необходимо переключиться на более низкую передачу и начать плавно отпускать газ. После того, как вы полностью отпустите газ, вам необходимо плавно нажать на педаль тормоза.

Хорошо, если ваш прицеп снабжен тормозами, это значительно упрощает процесс торможения и делает его более безопасным.

Рекомендации по преодолению спусков и подъемов

Раскачивание прицепа на спуске

Еще одной причиной, почему раскачивает прицеп, является неправильное преодоление спусков и подъемов.

Во время затяжного спуска, следует беречь тормоза. Вам следует чередовать разные режимы торможения, чтобы максимально снизить нагрузку на тормозные колодки. Если вы будете постоянно притормаживать, то это достаточно быстро приведет к перегреву тормозного механизма, что отрицательно скажется на управляемости транспортного средства.

При преодолении затяжных подъемов, необходимо беречь систему сцепления передач, так как из-за увеличенного веса она испытывает дополнительную нагрузку.

Максимально сложным является движение задним ходом с прицепом. Этот маневр вызывает трудности даже у водителей, обладающих большим стажем. Передвигаясь задним ходом, следует помнить довольно простое правило, которое говорит нам о том, что прицеп движется в ту же сторону, куда вы крутите руль.

Выполнять этот маневр следует медленно. При возможности попросите кого-нибудь проконтролировать ваше движение задним ходом. Существенно упростить этот маневр поможет специальная камера, установленная в прицепе.

Ознакомившись с основными причинами, которые вызывают «расколбас» прицепа, что делать при возникновении подобной ситуации, вам будет решить довольно просто.

ПРИЦЕПная РЕАКЦИЯ — журнал За рулем

ИСПЫТАНИЯ

ТЕСТ

ПРИЦЕПная РЕАКЦИЯ

Как отечественные легковые автомобили справляются с ролью тягача, мы выяснили (ЗР, 1998, № 9). Но важно не только это. Как правильно выбрать прицеп? О чем нужно знать, эксплуатируя автопоезд?

Анатолий КАРПЕНКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ

НЕ ГОНИ!

Наверное, каждый, кто ездил с прицепом, замечал: стоит увеличить скорость выше какого-то предела, как даже исправный прицеп начинает «мотать» из стороны в сторону, и способ успокоить его один — ехать потише. Неприятное это явление науке давно известно — не зря скорость автопоезда ограничена Правилами.

Такому явлению есть вполне научное объяснение. Под действием различных внешних возмущений, которые возникают в реальных условиях движения (например, порывы бокового ветра, дорожные неровности или маневры автопоезда), в системе «тягач-прицеп» возбуждаются маятниковые колебания, которые с ростом скорости автопоезда затухают все медленнее. Опасна так называемая критическая скорость (она зависит в основном от параметров прицепа), при достижении которой колебания автопоезда не затухают. С превышением критической скорости движение автопоезда становится неустойчивым, амплитуда колебаний нарастает — попросту говоря, прицеп мотает все сильнее… Словом, быстрая езда с прицепом нередко заканчивается в кювете.

Проблему колебаний автопоезда достаточно полно и подробно изучили отечественные и зарубежные ученые мужи. Но не будем загружать читателя математическими выкладками — познакомим лишь с некоторыми факторами и степенью их влияния на устойчивость автопоезда.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТЯГАЧ

Попробуем представить себе некий идеальный тягач. Влияние его конструктивных параметров на поведение автопоезда можно увидеть в табл. 1. Коротко прокомментируем таблицу.

Увеличение колесной базы автомобиля положительно сказывается как на продольной, так и на поперечной динамике пары «тягач-прицеп»: длиннобазный автомобиль с прицепом увереннее разгоняется, более устойчив — прицепу не так просто его «размотать». С ростом массы тягача (при прочих равных условиях) динамика автопоезда, естественно, снижается, а вот сдвинуть «тяжеловес» в поперечном направлении непросто. Длинный задний свес крайне отрицательно сказывается на поперечной динамике. Расстояние от оси задних колес до точки сцепки условно можно считать плечом, на котором действует «болтающийся» прицеп. Чем оно длиннее, тем легче сбить тягач с пути истинного. Есть и обратное воздействие: машина с длинным свесом при поворотах и перестроениях поворачивает прицеп на больший угол, провоцируя его раскачку. Мощность и крутящий момент заметно улучшают продольную динамику, что вряд ли надо комментировать, а вот большой тормозной момент двигателя при резком сбросе газа или переходе на низшую передачу может спровоцировать поперечные «возмущения». Лучший тягач — полноприводный, худший — переднеприводный.

О тормозах разговор особый. Для автопоезда очень важна (особенно при отсутствии тормозов у прицепа) эффективность задних тормозов тягача. При торможении со скорости 70 км/ч прицеп массой 1200 кг при свесе тягача 925 мм увеличивает нагрузку на заднюю ось автомобиля на 300 кгс. Чтобы обеспечить устойчивость автопоезда при таком торможении, задняя ось тягача должна быть снабжена очень эффективным устройством, не допускающим блокировки задних колес (ограничителем давления в тормозных механизмах или АБС).

Итак, «портрет» идеального тягача: тяжелый, длиннобазный, с коротким задним свесом, полноприводный, с мощным и тяговитым двигателем.

Но едва ли кто выбирает автомобиль специально для буксировки прицепов. А вот внимательно отнестись к выбору прицепа стоит каждому, кто решил его купить. Поэтому попробуем представить

ИДЕАЛЬНЫЙ ПРИЦЕП

Для начала — что ухудшает устойчивость автопоезда? Влияние основных факторов мы свели в табл. 2. 

Высокий центр масс вызывает раскачивание и может привести к опрокидыванию, повышенная сила наката «сбивает с пути» тягач при движении под уклон или торможении, большая парусность (или, по-научному, площадь ветрового воздействия) помогает ветру сдуть автопоезд с дороги. Эти проблемы довольно очевидные, как справиться с ними, понятно. А вот как бороться с большим курсовым моментом инерции — он «обеспечивает» колебания вокруг вертикальной оси? Здесь поможет разумная загрузка прицепа: не стоит тяжелую поклажу расставлять по разным углам его кузова, лучше расположить ее возможно более компактно, а где именно — объясним ниже.

Кстати, на поперечную динамику неплохо действует рост нагрузки на сцепку. Хотя не стоит превышать пределов, установленных изготовителем автомобиля (обычно — 25–100 кгс). Мы провели небольшой эксперимент с целью выяснить зависимость критической скорости от нагрузки на шар. Результат, приведенный в табл. 3, говорит сам за себя.

Идеальный прицеп выглядит примерно так: двухосный, с длинным дышлом и широкой колеей, с малой парусностью, низким центром масс, «обутый» в шины с малым боковым уводом. Загрузка прицепа должна быть скорее «передней», чем «задней», чтобы приблизить нагрузку на сцепное устройство к максимально допустимой.

ИДЕАЛЬНЫЙ ВОДИТЕЛЬ

Цифры и зависимости, полученные экспериментальным или расчетным путем, объясняют, что к чему, но в реальной ситуации стоит полагаться прежде всего на собственную предусмотрительность.

Сильнее конструктивных параметров на поведении автопоезда отражается водительское разгильдяйство: неисправные и неухоженные тягач и прицеп, езда «без головы» — превышение скорости и перегрузка автопоезда.

Идеальный водитель стремится предупредить неполадки, которые привели бы к

Почему на легковом прицепе жрет резину

Подвеска прицепов МЗСА проста в эксплуатации и уходе. Какие-либо проблемы в этом узле возникают крайне редко. Но все же иногда от пользователей прицепа можно услышать вопрос – почему на легковом прицепе жрет резину? Действительно, проблема, когда «жрет» внутреннюю или внешнюю часть протектора имеет место быть. Иногда износ на левом и правом колесах равномерный, иногда какое-то колесо изнашивается быстрее.

износ шин

Почему ест резину на прицепе?

Причин, по которым прицеп МЗСА может «есть» резину, немного:

  1. Деформация балки.
  2. Трещина в раме и кузове.
  3. Брак резины.

Деформация балки

Балка – главный элемент подвески, отвечающий за правильность расположения колес на прицепе. Деформация балки, как правило, происходит при перегрузе или при попадании колесом в яму с острыми краями. Даже при небольшом изгибе в несколько градусов, велика вероятность, что увеличится износ покрышек с внутренней или наружной стороны.

Оптимальный способ решения проблемы – замена балки. Также может помочь поворот балки на 180° — вероятно, через какое-то время балка примет заводскую форму и проблеме с износом покрышек будет решена.

Трещина в раме и кузове

Сквозная трещина в конструкции прицепа также может стать причиной повышенного износа шин. Но это лишь первопричина, т.к. суть проблемы снова сводится к неравномерной нагрузке на ось. Когда треснутый прицеп загружен, та часть нагрузки, которую должна брать на себя рама и кузов, идет на ось. Как следствие – неверная соосность и быстрое стирание протектора резины.

Сварочные работы и усиление поврежденных элементов уголками помогут вернуть прицепу былую жесткость.

Брак резины

Не правильно отлитая резина может стать причиной быстрого износа протектора. К счастью, бракованные партии резины попадают на рынок крайне редко. Но если вам попались именно такие шины, не спишите от них избавляться – они ещё могут послужить вам. Просто переставьте колеса местами, и тогда начнет изнашиваться другая часть протектора

Как ведет себя автомобиль на дороге с неправильно загруженным легковым прицепом: Видео

Видео показывающее почему нужно правильно загружать автомобильный прицеп

Как ведет себя автомобиль на дороге с неправильно загруженным легковым прицепом: Видео

В правилах эксплуатации автомобильных легковых прицепов черным по белому написано, что загружать сей агрегат нужно с умом, чтобы нагрузка на фаркоп была оптимальной. Груз нужно распределять равномерно по всей площади легкового прицепа, иначе… Видео того, что будет в ином случае, смотрите ниже. А предварительно мы внесем некоторые пояснения к происходящему в видеоролике.

 

Смотрите также: Как не сбить лося и что делать, если все же его сбили?

 

В начале видео демонстрируется поведение прицепа при его загрузке в соотношении 60/40.

 

Затем грузик перебрасывается на заднюю часть демонстрационного легкового прицепа, соотношение меняется 40/60. И тут начинается самое интересное. Смотрим:

 

Напоминаем, Перевозка груза допускается при условии, что он:

не ограничивает водителю обзор;

не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;

не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и

опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;

не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

световые приборы прицепа должны быть исправны

и самое главное, в легковом прицепе, а равно как в прицепе-даче нельзя перевозить людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *