Что отвлекает водителя во время езды: 28 факторов, которые отвлекают водителя и приводят к ДТП – 100 К 1. Что Часто Отвлекает Водителя Во Время Езды (Андроид)?

Содержание

28 факторов, которые отвлекают водителя и приводят к ДТП

Согласно исследованию администрации США по дорожной безопасности (NTHSA) 2006 года, 80% ДТП становятся неизбежными за три секунды, на которые водитель отвлекается от дороги. 

Должен ли водитель отвлекаться за рулём? Нет. Всегда ли ему это удаётся? Тоже нет. Как же найти баланс между безопасным вождением и привычками, которыми мы обрастаем параллельно с водительским стажем?

pexels photo 374137

Печальная статистика

Когда водитель находится за рулём, ему приходится следить сразу за многим: дорогой и тротуарами, знаками и разметкой, состоянием потока машин со всех сторон. Дорожная ситуация может измениться в любую секунду, и если (когда) внимание водителя даже частично рассеивается, последствия могут быть трагическими. 

Американская автомобильная ассоциация в 2017 году отсмотрела более 1.5 тысяч записей с видеорегистраторов за секунды до ДТП. Вывод однозначен: даже кратковременное отвлечение водителя от управления машиной ведёт к потере за ситуацией на дороге и провоцирует аварию. 

В одном из видео водитель из 6 секунд до столкновения потратил 4 на то, чтобы смотреть в экран смартфона. Кто из нас никогда не отвлекался на звонок или сообщение в мессенджере?.. То, что всё закончилось благополучно — не более чем стечение обстоятельств. Говоря проще: повезло. 

Американцы составили по итогам исследований график  с самыми распространёнными ситуациями, которые становятся причиной ДТП. 

grafik

Как видим, самыми опасными считаются взаимодействия с пассажирами, использование мобильного и поиск летающих по салону вещей. А также действия, которые сложно объяснить рационально: прихорашивание и «танцы» за рулём. Плюс — отвлечение на происходящее снаружи. 

Все факторы, которые отвлекают водителя и провоцируют ДТП, можно разделить на внешние и внутренние. То есть помимо того, что за рулём многие из нас едят, курят, болтают с пассажирами и отвечают на звонки, водителей также отвлекает происходящее снаружи — яркие вывески, произошедшая авария, неадекватные пешеходы. 

Степень опасности разных действий, на которые отвлекается водитель, определили в исследовании NTHSA. Исследование 241 водителя и 100 автомобилей показало, что разные отвлекающие факторы имеют разный риск:

  • набрать за рулём телефонный номер, посмотреться в зеркало и поправить макияж равносильно увеличить риск аварии в 3 раза;
  • молодые люди 18-20 лет и уставшие водители, которых клонит в сон, рискуют попасть в аварию больше в 4 раза;
  • при попытке поймать летающие по салону очки или поднять упавшую бутылку водитель увеличивает риск аварии в 9 раз.

Рассмотрим, как мы сами усложняем себе жизнь за рулём и что можно с этим сделать, чтобы не попасть в аварию по причине собственной невнимательности, а кое-где и безалаберности. 

Внешние отвлекающие факторы

К внешним отвлекающим факторам относят всё, что происходит вне салона автомобиля. На эти факторы нельзя повлиять в плане их предотвращения: солнце светит, ДТП по маршруту следования случаются, билборды с рекламой исправно стоят вдоль дороги, и так далее. Единственное, что остаётся водителю, чтобы снизить риск — учитывать возможность внешних отвлекающих факторов, адекватно реагировать при столкновении с ними и тренировать концентрацию внимания. 

Рекламные щиты, растяжки, билборды. В попытке прочитать, что написано на ярком плакате, или рассмотреть изображение на рекламном щите водитель теряет в среднем 3-5 секунд. Часто дело происходит на оживлённых дорогах типа МКАД, где машины едут на высокой скорости. Достаточно засмотреться при проезде рекламы вдоль дороги, прозевать подрезавшего или резко затормозившего водителя — и вот уже авария. 

Решение. Сознательным усилием отрывайте себя от желания рассматривать рекламу. Можете проговорить вслух, мол, красивый билборд, но я за рулём / не буду отвлекаться / уже тысячу раз видел(а). Потренируйтесь замечать, когда внимание уходит на сторону, и возвращать его к управлению автомобилем. 

Характерные особенности незнакомой местности. К этому пункту можно отнести красивые пейзажи за окном, наличие неизвестных указателей, привлекающие внимание витрины магазинов. Попытки рассмотреть номер нужного дома или поиск организации в незнаком ландшафте тоже будут считаться отвлекающими водителя факторами. 

Решение: отправляясь в незнакомую местность, заранее откройте панорамы улиц, проложите в голове маршрут. Первоочередная ваша задача — безопасно доехать и припарковаться в разрешённом месте недалеко от пункта назначения. Там дальше на местности сориентируетесь, как найти нужное здание — уже в качестве пешехода.

Аварии на пересекаемом участке дороги или поблизости. Часто «паровоз» на той же кольцевой собирается не из-за несоблюдения дистанции, а потому что кто-то зазевался на рассматривание последствий не своего ДТП и не успел вовремя «подвинуться» в пробке, когда его попросили. Бампером в зад собственной машины. 

Решение. Покорёженный металл и вылетевшие стёкла просто магнитом притягивают внимание неопытных водителей. Напомните себе, что не хотите так же — и вернитесь к управлению автомобилем.

accident 1497295 1280

Другие участники дорожного движения. Велосипедисты, едущие по краю дороги или виляющие зигзагом в просёлочной местности. Мотоциклисты, с бешеным рёвом проносящиеся через поток. Красивые девушки за рулём дорогих авто. Легко одетые девушки на тротуарах. Непредсказуемые пешеходы, которые могут решить вернуться на полдороги, пойти на красный или выбежать внезапно из-за припаркованных автомобилей. 

Решение. К появлению пешеходов, в том числе незапланированному и внезапному, нужно быть готовым всегда. Это может быть пьяный юноша, активный ребёнок или бабушка с плохим зрением — всегда снижайте скорость, особенно перед подъездом к нерегулируемым пешеходным переходом и в ситуациях, когда обочину не видно из-за припаркованных машин. Красивых девушек и байкеров провожайте взглядом не больше 2х секунд. Если отводите глаза в сторону на большее время, риск аварии увеличивается вдвое. 

Солнце. Вообще-то все неблагоприятные для вождения погодные условия относятся к внешним отвлекающим факторам. Но если водитель попадает в туман или едет через стену дождя, он как правило снижает скорость, а с солнцем так не происходит. Многие едут с прежней скоростью, надеясь вскоре выехать на затемнённый участок — но вместо этого попадают в ДТП, сбивают пешеходов и врезаются в автомобили. Потому что «солнце ослепило, ничего не видел(а)». 

Решение. Купите хорошие солнцезащитные очки с УФ-фильтром, положите в бардачок и надевайте перед поездкой каждый раз, когда на улице светит солнце. Если у вас плохое зрение — закажите в оптике солнцезащитные очки с нужными диоптриями. Если по каким-то причинам вас всё же ослепило солнце, тут же снижайте плавно скорость, не ждите благоприятного момента: можете не дождаться. И при торможении на залитой солнцем дороге включайте «аварийку», чтобы предупредить других водителей — они тоже, вероятно, ослеплены солнцем. 

factors 7

Внутренние отвлекающие факторы

Внутренние факторы — те, что происходят внутри машины и отвлекают внимание водителя. Мы разделили их на несколько групп:

  • обстановка в салоне — то, что или кто находится внутри машины и может своим присутствием отвлекать водителя плюс условия, в которых проходит поездка;
  • состояние водителя — то, что водитель «берёт с собой» в поездку, от обуви и одежды до психоэмоционального состояния;
  • поведение водителя — то, что водитель делает параллельно с управлением автомобилем.

Обстановка в салоне

Игрушки, подвески

. Брелоки, амортизаторы, подвески на зеркале заднего вида; кивающие собаки и кошки, мягкие игрушки на липучках, амулеты на панели управления и прочая дребедень, безусловно, делают салон уютным и обитаемым, но и мешают нормальному обзору тоже. Особенно опасны в этом смысле висюльки на зеркале: они постоянно раскачиваются и за счёт этого ухудшают работу бокового зрения и притупляют внимание, потому что всегда попадают в поле зрения водителя. А ещё такие висюльки грозят оторваться в самый неподходящий момент. 

Решение. Если вы не представляете себе салон без всяких украшательств, хотя бы выберите те вещи, которые не будут вас отвлекать: мелкие неяркие элементы. И разместите их так, чтобы ничего не перекрывало обзор. 

Громкая музыка. Громкая музыка мешает слышать происходящее вокруг, включая нехарактерные звуки деталей машины или предупреждения клаксоном других водителей. Когда водитель слушает громкую музыку, время реакции на треть увеличивается: стоит ли так рисковать? К тому же громко слушают обычно любимую музыку, и это сопровождается полным «уходом» в настроение песни с одновременным «выключением» водителя из происходящего. Плюс долгое прослушивание громкой музыки провоцирует головную боль и раздражительность. 

Решение. Убавьте звук: дорога — это не сельская дискотека. 

factors 04

Неправильная музыка. Две трети водителей слушают музыку за рулём. Недавний эксперимент издания Auto Express показало, что хэви-метал в качестве музыкального сопровождения увеличивает время прохождения дистанции и провоцирует водителя на «спортивный» стиль езды,  классическая умиротворяет водителя и придаёт его движениям плавности, но и замедляет тоже. Лучший результат показали хип-хоп композиция с постоянным чётким ритмом и энергичная поп-музыка. Другое исследование показало,  что: музыка с ритмом 120 и более ударов в минуту увеличивает пульс, что провоцирует превышение скорости и нарушение ДТП.  

Решение. Понаблюдайте за собой или попросите пассажира отмечать, как меняется ваше поведение за рулём в зависимости от играющего трека. Если песня вас отвлекает, переключите трек или радиоволну. 

Насекомые. Если летом в машину залетит оса или слепень, водитель вряд ли сможет сохранять полную невозмутимость. Летающие насекомые жужжат над ухом, отвлекают от дороги, некоторые — пытаются укусить или ужалить.  

Решение. Избавьтесь от летающей осы или мухи как можно скорее: откройте окна, попросите содействия пассажиров. В крайнем случае, остановитесь при первой же возможность и выгоните непрошенного гостя. 

Животные. Перевозка кошек, собак и других питомцев в автомобиле может стать сильным отвлекающим фактором, особенно если животное не приучено к автопоездкам и не помещено в клетку/переноску/багажник. Питомцы могут скулить, мяукать, царапаться, перемещаться по салону, а водитель будет постоянно переживать и отвлекаться посмотреть, как там питомец.

Решение. Подробно о том, как перевозить животных в автомобиле безопасно для них и для водителя, узнаете из этой статьи. 

factors

Дети. В ситуации, когда ребёнок во время движения требует обратить на себя внимание, многие родители пренебрегут управлением автомобилем. Исследование Мичиганского университета показывает, что в путешествии с ребёнком на переднем сиденье родители входят в режим мультизадачности: ухаживают за ребёнком (передают игрушку, кормят и т.п.), отвлекаются на разные девайсы — и, что закономерно, попадают в аварии.  

Решение. Полезно рассказать малышу основные правила поведения в машине и объяснить, что мам/папа не может каждый раз отвлекаться от вождения. С собой нужно взять сладости и игрушки, чтобы увлечь ребёнка максимально без участия водителя на время поездки. Обязательно при поездке с ребёнком использовать автокресло.

Пассажиры. Разговоры за рулём, особенно оживлённые и на повышенных тонах, отвлекают водителя не меньше бесед по телефону. А именно — затормаживает моторные функции, то есть в критической ситуации водитель просто не успеет затормозить или выбрать нужную передачу. 

Решение. Желательно свести беседы с пассажирами к минимуму, особенно на напряжённых участках движения и при выполнении сложных манёвров.

Выяснение отношений за рулём. Американская автомобильная организация выяснила, что ежегодно более тысячи человек получают ранения или погибают в результате выяснения отношений за рулем. Эмоционально заряженная беседа способна выбить из колеи даже профи с большим стажем вождения.

Решение. Выясняйте отношения до или после поездки, в самой дороге молчите и не включайтесь эмоционально, даже если вас пытаются провоцировать. Жёстко пресекайте все попытки выяснить отношения за рулём. 

Состояние водителя

Неподходящая одежда. Ситуации, когда водителю во время движения срочно нужно снять/надеть куртку, свитер, кофту и т.д., вполне способны спровоцировать аварию. Ездить зимой в одежде, стесняющей движения, особенно в руках — прямой путь к тому, чтобы не успеть сманеврировать в критической ситуации. Длинные пальто, юбки, платья и сарафаны у женщин-водителей путаются в ногах, юбки-карандаш и обтягивающие наряды не оставляют достаточно свободы для выжимания педалей, кручения руля и т.п. Ехать в неудобной, слишком жаркой или слишком тесной одежде — значит ещё и постоянно отвлекаться на собственное состояние дискомфорта. 

Решение. Продумывайте свой внешний вид и гардероб в первую очередь как водитель. Если в салоне достаточно тепло, снимайте верхнюю одежду заранее. Если действительно нужно переодеться, сделайте остановку. 

factors 08

Неудобная обувь. Примерно половина водителей надевают подходящую обувь для того, чтобы сесть за руль. Какими соображениями руководствуются остальные, неясно. Категорически не подходят для вождения высокие каблуки, танкетки, шлёпанцы и обувь без пятки, обувь с толстой подошвой. Трудности с дозированным нажатием на педаль или спадающая с ноги обувь могут спровоцировать аварию.

Решение. Покупая новую пару обуви, думайте о том, насколько удобно будет в ней водить машину. Если приходится надеть неподходящую обувь, возьмите сменку и переобуйтесь на время пути в машине. 

Приём лекарств. Препараты, которые вызывают сонливость, замедление реакции, нарушения концентрации внимания и зрительного восприятия, расслабляют и «затормаживают» водителя, несовместимы с управлением автомобилем. Это могут быть как серьёзные средства, принимаемые длительное время (транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные и понижающие давление препараты), так и эпизодически выпитый анальгетик или таблетка от аллергии и даже от простуды. Валерьянка, успокаивающие травяные сборы, спиртовые настойки типа корвалола тоже под запретом. 

Решение. Всегда изучайте побочные действия препарата, которые принимаете. Как правило, в инструкции указывается влияние лекарства на способности управлять транспортным средством. Если нужно пройти курсовую терапию, от управления автомобилем лучше на это время отказаться. 

factors 22

Плохое настроение. Да, раздражительность, плаксивость и другие нарушения настроения, связанные с эмоциональными переживаниями — вполне себе аварийный фактор. Во время поездки водитель в сложном психоэмоциональном состоянии будет сосредоточен на собственных переживаниях, что отразится на способности адекватно улавливать внешние сигналы и вовремя реагировать на них. 

Решение. На время поездки важно оставлять все плохие мысли и эмоции за бортом, в пути — думать только о дороге и происходящем вокруг. Полезно тренировать навыки психологической саморегуляции и преодолевать сложные ситуации, связанные с агрессией на дороге.

Усталость и сонливость. Утомление действует на водителя как небольшая доза алкоголя: ухудшаются зрительные функции, точность восприятия и оценки дорожной обстановки, ощущение скорости. Утомлённому водителю всё труднее распределять и переключать внимание, в поведении появляется заторможенность, время реакции увеличивается. 

В основном усталость за рулём связана с плохим самочувствием и недосыпом. Водители, которые спят меньше 4х часов накануне, рискуют попасть в ДТП в 11 раз чаще. Аварии, которые происходят в предрассветные часы (4-5 утра), когда бороться с утомлением и сонливостью особенно трудно, самые тяжёлые в плане последствий. 

Решение. Если поездки в утомлённом / болезненном состоянии не избежать, уменьшите количество сложных манёвров (перестроений, обгонов) и снизьте скорость. Высыпайтесь перед дальней поездкой, делайте остановки в пути каждые 3-4 часа. Начало клонить в сон? Не пытайтесь взбодриться, съезжайте на обочину и подремите полчаса.  

factors 05

Поведение водителя: побочные действия

Попытки подобрать упавший предмет. С сидений, полок и ниш в автомобиле во время движения могут падать предметы. В попытке поднять с пола флешку или смартфон водитель, как минимум, будет смотреть в сторону упавшего предмета и уберёт одну руку с руля, а как максимум — изогнётся в три погибели и вообще потеряет управление. В то время как автомобиль проезжает 17 метров каждую секунду при скорости 60 км/час. Три секунды на «поднять что упало» — уже полсотни метров. 

Решение. Закрепляйте все ценные вещи в салоне, в идеале — не доставайте девайсы из сумки, а мелочи из бардачка. Если что-то упало, переборите первый порыв и либо поезжайте до светофора, либо делайте остановку. Помните, что попытка достать упавший предмет увеличивает риск ДТП в 9 раз.

Еда во время движения. Беда в том, что пока водитель пытается утолить голод и жажду прямо на ходу, он снимает одну, а то и две руки с руля. Небольшой ямки под колесом хватит, чтобы всё употребляемое рассыпалось/разлилось прямо на водителя или по салону. Поиск салфеток, разворачивание / заворачивание еды и другие активности, которым сопровождается перекус —  сложные и длительные действия, связанные с потерей контроля над управлением. А если в это время возникнет опасная ситуация, времени скорректировать её с занятыми едой руками не останется. 

Особенно опасны в этом смысле кофе в бумажных стаканчиках (прольётся и обожжёт), вода в больших бутылках (проливается, неудобно держать), шоколадки и чипсы (крошатся на обивку), фаст-фуд (сложно держать одной рукой, проливается соус) цельные фрукты (риск поперхнуться крупным куском). 

Решение. Остановиться и спокойно поесть. Хорошо бы держите в машине запас снеков, которые можно быстро сжевать без помощи рук: орешки, сухофрукты, конфеты и т.п.

factors 1

Курение. Курящий водитель отпускает руль во время затяжки и пока стряхивает пепел. Значит, на полторы-две секунды теряет контроль над дорожной ситуацией. Ещё опаснее, если зажжённая сигарета выпадет из руки или пепел попадёт на обивку салона, что вынудит водителя судорожно решать проблему. 

Решение. В идеале — перестать курить за рулём. Другой вариант — выезжать с запасом времени, чтобы сделать остановку для перекура по дороге. Как минимум, чтобы снизить потери времени, перед поездкой положите сигареты в легкодоступное место, используйте зажигалку. Прикуривайте сигарету во время ожидания, например, на светофоре.

Переключение магнитолы. Переключая магнитолу в попытках найти любимую радиоволну или композицию, водитель смотрит с кнопок на дисплей и обратно, теряя 1-2 секунды. То есть не контролирует происходящее, выпадает из анализа дорожной ситуации на это время. 

Решение. Переключайте музыку наощупь или заранее запишите в дорогу флешку с любимыми песнями в нужном порядке. Можно также попросить настроить нужную радиоволну пассажира. 

Настраивание навигатора. Навигатор, в отличие от магнитолы, вещь обязательная в поездках. Но его использование прямо во время движения не помогает доехать по нужному маршруту, а отвлекает от управления, особенно неопытных водителей. Пытаясь приблизить или отдалить карту, рассмотреть нужный дом или выбрать лучший маршрут, водитель смотрит в навигатор — не на дорогу. 

Решение. Настраивайте навигатор заранее, ещё до начала движения. Если он перекладывает маршрут и вы сомневаетесь, доезжайте до светофора или останавливайтесь и корректируйте настройки. Запомните основные маршруты и старайтесь пользоваться навигатором минимально вообще.

factors 09

Разглядывание рычага МКП. Для водителей-новичков характерна проблема, когда они смотрят на рычаг коробки передач, чтобы не ошибиться с выбором. Но каждый раз, когда вы опускаете глаза, вы отвлекаетесь от дороги. 

Решение. Приучите себя не смотреть на рычаг переключения передач, доведите навык выбора нужной до автоматизма. 

Использование голосового управления. Парадоксально, но вспомогательные современные системы превращаются в отвлекающие. Всё потому, что диалог с голосовым помощником рассеивает внимание так же, как болтовня по телефону или с пассажирами. Особенно опасны в этом смысле некачественные системы голосового управления, потому что водителю приходится прислушиваться, чтобы разобрать информацию. 

Решение. Не используйте системы голосового управления при движении в плотном потоке. Помните о том, что электронные ассистенты — отвлекающий фактор. 

Поведение водителя: использование смартфона

Ключевым отвлекающим фактором во время вождения можно назвать смартфон. Он заставляет снимать руки с руля и поглощает внимание водителя. А ещё увеличивает риск попадания в аварию на 400-700%.

Съёмка селфи и сёрфинг в соцсетях. Да, каждый четвёртый молодой водитель в Европе делает фото и пользуется социальными сетями во время езды, говорит исследование по заказу Ford. Одно селфи отвлекает водителя в среднем на 14 секунд. Беглый просмотр ленты и сообщений в соцсетях — на 20 секунд. И уже известно о жертвах такой беспечности. 

Решение. Просто. Никогда. Так. Не. Делайте. 

factors 03

Разговоры по мобильному. Американская статистика говорит, что водители, которые пользуются мобильным телефоном за рулём, с hands free или без него, в 4 раза чаще попадают в тяжёлые по последствиям аварии.  Разговор по телефону опасен не тем, что в это время водитель держит трубку в руке, а тем, что человек сосредотачивается на диалоге, и перестаёт вникать в происходящее на дороге. Снижение внимания и времени реакции не завит от того, прижимаете вы телефон к уху, держите его в руках или используете hands free.  

Опасность в разговорах по мобильному за рулём — в когнитивном отвлечении. Нам кажется, что разговор по телефону это что-то банальное и простое, но для мозга это сложно: нужно принять информацию, наложить её на уже известное и составить осмысленный ответ. Пока мозг занят этим процессом, снижаются его способности оценивать происходящее, падает время реакции. 

Исследования показывают, что разговоры по мобильному сужают поле зрения водителя и замедляют восприятие, причём сам он этого не замечает, потому что это происходит очень быстро: задержка в переключении мозга между действиями составляет всего 4/100 секунды.  Но дальше эффект нарастает, и затрачиваемое мозгом время на обработку внешних сигналов тоже — и водитель рискует вообще потерять контроль над управлением. 

Эффект «отвлечённого вождения» сопоставим с вождением в состоянии алкогольного опьянения. И эту проблему не решают устройства типа hands free. К тому же внимание  у водителей, которые говорят по телефону, падает одинаково: в среднем на 40% независимо от того, прижимали они телефон к уху, пользовались гарнитурой или громкой связью или нет.

Решение. Садясь за руль, ставьте смартфон на беззвучный режим — нервничать от невозможности ответить будете меньше. Не спешите отвечать, особенно в напряжённой дорожной обстановке (плотный городской поток проезд по МКАД или оживлённой трассе). Выберите место для легальной остановки и, если звонок важный, перезвоните. 

blur car communication 787478

Переписка в мессенджерах. Переписываться в мессенджерах или строчить смс во время движения ещё опаснее, чем говорить по телефону. Всё просто: подняв трубку, водитель может особо не слушать и отвечать поверхностно и кое-как всё же концентрироваться на дороге. Когда же он строчит сообщение, его взгляд направлен в экран. Он тратит непозволительно много времени на то, чтобы ответить, а сама переписка может затянуться. 

Другой аварийный фактор, не связанный с когнитивным отвлечением водителя при использовании смартфона — отвечая на звонок или читая сообщение, он неосознанно сбрасывает скорость и начинает выпадать из скорости потока. Болтающего по телефону водителя легко угадать на МКАД: он едет необоснованно медленно, собирая пробку, или немного виляет в полосе. Само по себе такое вождение тоже аварийный фактор. 

Решение. Если нет возможности остановиться и спокойно ответить, лучше уж наговорите голосовое сообщение максимально быстро, глядя на дорогу перед собой. Как вариант — попросите ответить за вас пассажира, продиктуйте текст. 

Итого: как стать внимательнее за рулём и перестать отвлекаться

Оставьте себе только одну задачу. За рулём нужно вести автомобиль. Все другие занятия на время управления автомобилем нужно отложить. Если что-то требует вашего внимания — съезжайте на обочину, паркуйтесь и смотрите. Или хотя бы доезжайте до остановки на светофоре. Но только не пытайтесь решить «неотложные» вопросы прямо по ходу движения, особенно если двигаетесь в плотном потоке или на высокой скорости.

Настройте всё заранее. Сели в автомобиль? Отрегулируйте кресло и зеркала, проложите маршрут в навигаторе, достаньте солнцезащитные очки и выберите любимое радио. Только после этого трогайтесь с места.

Отключите телефон. Серьёзно, просто отключите рингтон и звуки оповещений на телефоне или хотя бы включите режим вибрации, чтобы не нервничать за рулём, когда (если) раздастся звонок.  Вряд ли вам будут звонить по вопросу, сопоставимому с жизнью — стоит ли рисковать?

factors 11

Помните: не смотришь в направлении движения хотя бы секунду — теряешь контроль над ситуацией. Когда водитель отвлекается буквально на секундочку, он теряет контроль над ситуацией. Значит, рискует не успеть экстренно затормозить или сманеврировать в аварийной ситуации. Поднять упавший смартфон, развернуть гамбургер, погладить собачку и при этом отвлечься более чем на 2-4 секунды, значит выпустить дорожную ситуацию из-под контроля. Итоги зависят от того, что будет происходить на дороге, пока водитель занят своими делами. Например, машина уедет в сторону, наедет на пешехода или потеряет управление.

Тренируйте умение не отвлекаться надолго. Проговаривайте про себя слово «четыре» по слогам: на «че» — смотрите на магнитолу, по зеркалам и ещё куда-то, на «тыре» — снова смотрите на дорогу. Если что-то требует отвлечения на более длинный отрезок времени, ждите благоприятной ситуации или паркуйтесь и отвлекайтесь со спокойной совестью. Но не рискуйте своей и чужой жизнью по глупости.

8 вещей, которые сильно отвлекают водителя при езде

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Максимальная концентрация на дороге – основное условие безопасного вождения. Даже секундная заминка может спровоцировать аварию. Отвлекающие факторы за рулем – верный способ потерять контроль над управлением и попасть в ДТП.

Основные отвлекающие факторы

Среди огромного количества отвлекающих факторов в список основных входят следующие:

  • мобильный телефон;
  • навигаторы;
  • громкая музыка;
  • поглощение пищи за рулем;
  • активные и шумные дети или животные в машине;
  • скандалы и ругань, а также громкие разговоры в машине.

Использование мобильника во время езды за рулем официально признано самой частой причиной аварий. Телефонные разговоры, фотографирование или съемка видео во время езды, а также переписка по смс притупляют бдительность водителя и снижают концентрацию. Следует также оставить все эмоции вне машины. Волнение, панику, боязнь и переживания – им совершенно не место в голове водителя.

Эмоции, особенно негативные, очень сильно влияют на качество вождения. Простая задумчивость или плохое настроение может привести к необратимым последствиям. А уж эмоциональное выяснение отношений за рулем точно будет чревато последствиями. Все ссоры, скандалы и громкие радости лучше оставить на потом. Секунда, за которую отвлекшийся водитель может не успеть вырулить, окажется роковой.

Водитель за рулем всегда должен быть спокоен и сосредоточен!

Беседы за рулем не только притупляют внимание, но и затормаживают моторику. Моторика отвечает за скорость рук и пальцев, поэтому при нарушении этой функции водитель может просто не успеть переключиться на нужную передачу или надавить на тормоз. Решение каких-либо вопросов по телефону за рулем вызывает как минимум дискомфорт, если водитель передвигается на автомобиле в момент разговора.Как и в случае со скандалами, лучше всего будет отложить все на потом или съехать на обочину, заглушить мотор и спокойно продолжить разговор.

Существует мнение, что устройство hands free решает все проблемы с разговорами по телефону и делает использование смартфона или навигатора за рулем безопасным. Однако это неверно – ученые в Японии провели эксперимент и выяснили, что у автомобилистов, использующих устройство Hands Free, снижается уровень внимательности и скорость ответной реакции. Такие водители могут просто пропустить ямку или неровность на дороге, не увидеть пешехода или другую машину.

Этот эксперимент можно с легкостью воспроизвести, находясь дома. Попытка одновременно говорить по телефону и вникать в суть какой-нибудь серьезной телепередачи не увенчается успехом: испытуемый будет воспринимать только один поток информации и потеряет нить телефонного разговора. Только в домашней обстановке такие опыты ничем не грозят, а во время передвижения на автомобиле невнимательность может стоить жизни и здоровья.

Что больше всего отвлекает водителя: видео

Стали известны наиболее опасные отвлекающие факторы для начинающих водителей. Соответствующее исследование было проведено американской некоммерческой организацией AAA Foundation for Traffic Safety.

Во время эксперимента в салоны автомобилей, которыми управляли водители в возрасте от 16 до 19 лет, были установлены видеорегистраторы, которые фиксировали происходящее в салоне и на дороге. Согласно законам некоторых штатов США, получить водительское удостоверение можно с 16 лет, поэтому такой эксперимент был абсолютно легален.

Сколько именно человек приняло участие в исследовании, не сообщается. Однако специалисты зафиксировали при помощи камер свыше 1700 различных ДТП. Эксперты проанализировали видеозаписи, определили самые частые отвлекающие факторы и смонтировали видеоролик, ознакомиться с которым вы можете ниже.

Как оказалось, 6 из 10 ДТП произошло из-за того, что водитель отвлекался на посторонние предметы или других людей. Наиболее опасным отвлекающим фактором для молодых водителей стал не мобильный телефон, а разговоры с пассажирами. По этой причине произошло 15% от ДТП с отвлекающими факторами. Но не надо думать, что телефон в руках водителя безобиден – «мобильники» заняли вторую строчку среди отвлекающих факторов (12%).

В 10% случаев молодые водители отвлекались на что-либо в салоне, без указания конкретного предмета, в 9% - засматривались на какой-либо объект или событие, происходившее на проезжей части или неподалеку от нее.

Еще 8% водителей, попавших в ДТП с отвлекающими факторами, пытались петь или танцевать под музыку в салоне, еще 6% пользовались косметическим зеркальцем и примерно столько же водителей – пытались дотянуться до чего-либо в салоне.

Эксперты отмечают, что аварии из-за отвлекающих факторов происходили в четыре раза чаще, чем оценивалось государственными специалистами. Кроме того, в AAA Foundation for Traffic Safety уверены, что видеозапись наглядно подтверждает и без того известные тезисы о том, чем «не стоит заниматься за рулём».

Причины отвлечения внимания при управлении автомобилем

Причинами отвлечения внимания могут быть внешние и внутренние факторы воздействия. Качество управления автомобилем напрямую зависит от того, насколько внимание водителя сконцентрировано на управлении автомобилем и ситуации, происходящей вокруг. Однако не секрет, что некоторые водители, находясь за рулем, стараются сделать и другие дела: курение, нанесение макияжа, питье кофе, разговоры по телефону и даже флирт с водителями других авто.

В этой статье мы поговорим о причинах отвлечения внимания при управлении автомобилем, которые зачастую становятся причинами ДТП.

5 ФАКТОРОВ, ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОНИЖАЮЩИХ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

Внутренние факторы

  1. Многие водители считают, что им под силу и следить за ситуацией на дороге, и разговаривать по телефону или набирать сообщения. Но учеными доказано, что водитель, говорящий по телефону за рулем, даже при наличии устройства Hands Free, имеет то же качество реакции на дорожную ситуацию, что и подвыпивший водитель, в связи с чем такие автолюбители в два раза чаще становятся участниками ДТП. Если же писать за рулем сообщения, то в среднем ваш взгляд будет отвлечен от дороги на 4,6 сек., что можно сравнить с ездой на высокой скорости с закрытыми глазами через футбольное поле.
  2. Каждому водителю знакома ситуация, когда негативное влияние на концентрацию внимания оказывают пассажиры, которыми могут быть шумные друзья, родственники, дети и т.д. Они много говорят, шумят, комментируют манеру вождения водителя, поют, едят и т.д. Данный фактор столь же опасен, как и разговор по телефону. Водитель может отвлечься от управления автомобилем, что приведет к негативным последствиям. Это важно понимать как водителям, так и пассажирам.
  3. По данным исследований, самыми «опасными» попутчиками являются жены и мужья. Согласно опросу, 40% мужчин и 34% женщин обвиняют в снижении их сконцентрированности на дороге своих вторых половинок, которые способны во время управления автомобилем начать выяснять семейные отношения. На втором месте по «отвлекаемости» находятся друзья, родители и дети.
  4.  Влияние на управление автомобилем громкой музыки, курения, принятия пищи и т.д.

Выполнение механических действий во время управления автомобилем негативно сказывается на концентрации внимания водителя, поскольку на руле остается только одна рука, и среагировать оперативно на внезапную ситуацию будет уже проблематично. К примеру, Великобритания штрафует своих водителей за курение во время управления авто.

Принимая еду и напитки за рулем, водитель также отвлекается от основного занятия. Лучше съехать на обочину и перекусить, чем рисковать своей жизнью.

  1. Но самое популярное занятие водителей за рулем – это прослушивание любимой музыки. Несомненно, любимый трек поднимет ваше настроение, однако снизит безопасность на дороге. Если музыка звучит очень громко, то внимание рассеивается, концентрация снижается, что не позволяет адекватно реагировать на дорожную обстановку. Водитель не услышит звуковых сигналов других участников дорожного движения, что может также привести к ДТП.

Некоторые страны, к примеру, Канада, рассматривают введение такой меры, как запрет на использование водителями-новичками любых портативных устройств во время управления автомобилем, что снизит, по их мнению, аварийность на дорогах.

Еще одной причиной отвлечения водителя может стать плохое настроение, вызванное, к примеру, домашними проблемами.

Находясь за рулем, думайте только о дороге и внимательно следите за обстановкой!

Специалисты и медики советуют все свои семейные неурядицы оставлять дома, а во время езды думать только о дороге и своем автомобиле.

Перечисленные выше причины отвлечения – одни из многих, но самые популярные у водителей. К помехам может относиться и неудобная одежда, доставляющая дискомфорт, и море других факторов. Старайтесь быть аккуратными за рулем и готовым к любым неожиданностям. Думайте только о безопасности своей и своих близких.

Водитель, особенно начинающий, должен понимать, что автомобиль на скорости 60 км/ч преодолевает за одну секунду расстояние в 51 метр. А это значит, что у вас нет ни секунды на отвлечение от дороги, на копание в «бардачке», разговоры, поцелуи и т.п. За мгновение в 30 метрах на дороге может появиться автомобиль, и, в случае его резкого торможения, вы неизбежно столкнетесь. Или же на дороге может внезапно появиться пешеход. Ваше отвлечение может стоить жизни вам и другим людям.

Дамы грешны тем, что любят за рулем рассматривать себя в зеркале, поправлять макияж и прическу, копаться в сумочке, тем самым увеличивая опасность попадания в аварию в 4 раза.

Опасность представляют водители, способные задремать за рулем, что вызывается переутомлением. Молодые водители, которым 18-20 лет, опасны тем, что у них отсутствует практический опыт и умение правильно оценивать ситуацию.

Следующий опасный фактор – употребление за рулем или перед тем, как сесть за руль, лекарственных препаратов, которые могут негативно сказаться на состоянии водителя, могут возникнуть сонливость, проявление побочных эффектов, реакция замедляется.

Отвлечь водителя от дороги может насекомое, случайно залетевшее в приоткрытое окно, а также разные сувениры и игрушки, привязанные к салонному зеркалу и раскачивающиеся из стороны в сторону.

Все перечисленные факторы негативного воздействия на концентрацию водителя относятся к внутренним, а теперь поговорим о внешних.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ВОДИТЕЛЯ

К внешним факторам, влияющим на концентрацию внимания водителя, относятся вездесущая реклама, велосипедисты, мотоциклисты, не обременяющие себя соблюдением правил дорожного движения.

Качество внимания можно улучшить, научится концентрироваться, выработать настойчивость.

Если за рулем опытный водитель, то он проведет анализ ситуации, предугадывая, что может произойти на дороге через конкретный промежуток времени и стать опасным. Один водитель своими неправильными действиями может вызвать неправильные действия других участников движения.

Водитель может усиливать концентрацию внимания при проезде тоннелей, железнодорожных переездов, автобусных остановок и т.п., на определенное время. Опытный водитель концентрируется не всегда одинаково. Если движение обычное на перекрестке, он найдет 8 конфликтных точек, способных принести опасность, а в условиях прямой хорошей дороги найдет не более 2-х точек опасности.

Водитель должен обладать большим объемом внимания, определяемым числом объектов, которые он способен одновременно воспринимать. Чем шире объем внимания, тем большее число объектов водитель способен охватить. В сложных условиях водителем может охватываться одновременно 6 объектов. Очень важна тренировка, при которой водитель учится восприятию каких-либо отдельных элементов, группируя их по существенным связям.

Управляя автомобилем, водитель должен менять объекты, на которые направлено внимание, то есть переключать внимание, что является основой осмотрительности и предосторожности. Длительное управление автомобилем может привести к утомлению, а, следовательно, снизить качество вождения и иногда привести к ДТП. Утомление обычно наступает после 11 часов непрерывного управления автомобилем и приводит к пагубным последствиям. К примеру, водитель может увидеть зеленый свет на светофоре, но не заметить указаний регулировщика, запрещающих движение, и не остановиться.

Источник: АВТОГАИ.РУ

Что отвлекает водителя за рулем?

Недавние исследования показали, что из одного часа за рулем несколько минут водитель не осуществляет контроль за дорогой. Причем часто это отнюдь не безответственность. Что же отвлекает автомобилиста? Вот что рассказывают инструкторы по вождению.

Эмоции за борт!

Вспомните себя при обучении вождению или на «гаишном» экзамене. Волнение, страх, боязнь сделать что-то не то и не так… Думаем, эти смятения знакомы многим.

Так вот первый фактор, который отвлекает нас от дороги, — это внутренние мысли и переживания.

Раздражительность, плохое настроение, эмоциональные переживания — все это напрямую влияет на качество вождения. На время поездки оставьте все эмоции и плохие мысли за бортом! В машине нужно думать только о дороге и об окружающей обстановке. Минута задумчивости может очень дорого стоить. Никогда не выясняйте отношения за рулем, лучше оставить это на потом.

Вождение всегда должно быть спокойное и невозмутимое!

Разговоры долой!

Самая частая причина небольших аварий — это разговоры с пассажирами или по сотовому телефону.

Беседа за рулем не только отвлекает внимание, но и затормаживает моторные действия. Говоря простым языком, водитель может просто не успеть затормозить или переключиться на нужную передачу.

Мобильный телефон — это вообще отдельная тема для разговоров. Как вы чувствовали себя за рулем, одновременно разговаривая по мобильнику? Скорее всего, это дискомфорт и желание быстрее закончить беседу.

Не стоит решать серьезные вопросы в движении. Лучше остановиться у обочины и спокойно переговорить с собеседником на другом конце провода.

Даже устройство Hands Free не обеспечит должного внимания и комфорта. Кстати, японские ученые не так давно провели эксперимент и вот что выяснили. Оказывается, при использовании этого дейваса у автомобилиста значительно снижается время ответной реакции и внимательность. Он может запросто не заметить яму на дороге, выбоину, пешехода или другой автомобиль.

Эксперимент японцев можно легко повторить в домашних условиях. Попробуйте поговорить по телефону, одновременно просматривая какую-нибудь серьезную передачу по телевизору. Увлекшись телефонным разговором, вы не будете слышать, о чем говорится в передаче, и потеряете суть обсуждаемой темы. В домашней обстановке вы абсолютно ничем не рискуете, а вот на дороге такая беспечность может стоить даже жизни.

Оснащение автомобиля

Современные автомобили оснащены таким богатством систем, приборов и устройств, что зачастую мешают водителю выполнять его основную задачу, то есть управлять авто.

Яркие элементы, установленные на приборной панели, отвлекают от дороги, мы постоянно следим за скоростью на спидометре, отслеживаем информацию на бортовом компьютере.

Даже расположение некоторых рычагов управления может отвлечь внимание на несколько минут. Но, несмотря на это, многие мировые автопроизводители размещают, например, управление кондиционером, стеклоочистителем и акустической системой в самых разных местах. Конечно, если человек каждый день ездит на одной и той же машине, то он постепенно привыкает к панели управления. А вот если используется прокатный или рабочий автомобиль…

В заключение хочется отметить, что при скорости 60 км/час автомобиль за одну секунду проезжает примерно 17 метров. То есть три секунды — это уже 51 метр. А за этот небольшой промежуток времени ситуация на дороге может кардинально измениться.

Социальная реклама против использования мобильных устройств за рулем:

Не гоните и смотрите на дорогу!

В статье использовано изображение с сайта www.1gai.ru

5 советов как перестать отвлекаться во время вождения

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Как известно из дорожных сводок сотрудников ГИБДД, на дорогах Российской Федерации ежегодно гибнут не только сотни пешеходов, но и водителей из-за ДТП которые возникают по невнимательности или неопытности. Поэтому, в данной статье будет рассказано о пяти полезных советах, как перестать отвлекаться во время вождения своего транспортного средства.

Советы, чтобы не терять внимательность водителя

Первый из них относиться к прекрасной половине нашего населения планеты. Зачастую дамы утром могут не успевать привести себя в порядок и занимаются этим делам по ходу поездки на работу и т.д. Поэтому, если вы так хотите выглядеть красивой, то сначала доберитесь в точку назначения, припаркуйте свой автомобиль, а уже потом приводите себя в порядок.

Проведите фиксацию предметов, которые плохо закреплены

Перед тем как поехать в путь, тщательно осмотрите салон своего автомобиля на наличие предметов, которые могут передвигаться, падать или мешать вождению вашего автомобиля во время поездки. Сложите их в бардачок, некоторые из них зафиксируйте, другие следите в свободной доступности руки чтобы в момент, когда вам нужно было до них дотянуться вы не испытывали никакого дискомфорта.

Важно! Перед поездкой заранее определитесь с нужным вами маршрутом. Вбейте его в навигаторе посмотрите все нюансы дороги, пробки и т.п. Это поможет в будущем не менять вам путь движения в маршрутизаторе, не отвлекаться, но еще и сэкономить время в поездке.

Регулировка предметов управления

Для того, чтобы правильно отрегулировать предметы управления придерживайтесь нескольких советов:

  • Заранее выставьте температурный режим.
  • Включите или выключите радио (сразу настройте нужную вам волну).
  • Посмотрите состояние бензина, моторного масла и других жидкостей, дефицит которых может вызывать мигания на приборной панели.

Правила поведения с пассажирами

Довольно часто пассажиры мешают водителю вести транспортное средство. Поэтому заранее прикажите всем пристегнуть ремни безопасности и при необходимости попросите рядом сидящих не отвлекать вас. Если вы любите песни, то не нужно их подпевать и напевать, а особенно это делать пассажирам. Это сбивает внимание и реакцию водителя, что может способствовать возникновению непредвиденной ситуации на дороге. Зачастую бывает так что мы не успеваем позавтракать или же нам приходится обедать, ужинать в салоне автомобиля. Поэтому, если вам очень хочется перекусить, то делать это вы должны исключительно тогда, когда машина будет стоять в припаркованном месте. В противном случае вы повышаете риск возникновения аварийной ситуации.

Концентрируйте свое внимание

Если во время езды на своем автомобиле вы чувствуете что начинаете уставать или вас клонит в сон, то вам необходимо немедленно взбодриться. Сделать это лучше всего при помощи легкой методики концентрации внимания. Для этого вам необходимо будет выпрямится, крепко сжать руками руль и пристально рассматривать все что твориться на дороге. Читайте вслух номера впереди идущих машин, обращайте повышенное внимание на дорожные знаки. В таком случае ваша мозговая активность начнем увеличиваться, и усталость отойдёт на второй план.

Усталость водителя — все методы борьбы бесполезны — журнал За рулем

«Даже если вы сутки напролет способны расписывать пулю под пиво, то это отнюдь не означает, что те же сутки вы можете проводить в пути».

Эдуард Кравцов, дальнобойщик

Материалы по теме

В своей статье «Приемы дальнего боя», опубликованной в журнале «За рулем» еще 15 лет назад, профессиональный водитель-дальнобойщик сначала перечислил основные народные способы борьбы со сном:
  • умывание водой или растирание снегом лица и «прочего тела»,
  • попытки сменить позу, поерзать,
  • приседания, ужимки, прыжки на обочине,
  • жевание чего-нибудь,
  • раскачивание головой,
  • громкое пение,
  • нарочито громкий, истерический смех,
  • много двойного и тройного кофе без сахара, энергетические напитки и тому подобная ерунда.

А потом подытожил… Запомните, мол: все эти замечательные приемы объединяет… полная их бесполезность!!! Потому что в схватке со сном победитель известен заранее — и это точно будете не вы. А тот, кто кичится своей уникальностью, рано или поздно проснется либо в разбитой машине, либо в реанимации, либо вообще вдали от этого мира.

Для комедии это, может быть, и сойдет. А для борьбы со сном — никогда.

Для комедии это, может быть, и сойдет. А для борьбы со сном — никогда.

Материалы по теме

Это — честное мнение человека, намотавшего на одометр семизначные километры. Конечно, все люди разные и предел усталости у каждого свой, но общие закономерности все-таки есть. Грубо говоря, если вам в предыдущую ночь нормально выспаться не получилось, а затем, после напряженного дня, удалось хорошенько поужинать, то собираться в ночную поездку за тысячу километров очень глупо. Поначалу, усилием воли, водитель еще может как-то взбадриваться, но с каждой минутой его сосредоточенность будет снижаться. Итог — смотри одним абзацем выше.

Врачи, понятное дело, настроены негативно. Мол, даже если и не уснете, то знайте: быстрее всего утомляются нервные клетки головного мозга, и только затем — мышцы. У водителя, который утомился за рулем, ухудшаются восприятие, память, мышление и внимательность, уменьшается острота зрения, нарушается координация движений, увеличивается время реакции, учащается пульс, теряется чувство скорости. В общем — полный букет. Понятным языком это можно выразить так: если здоровый водитель видит знак, скажем, за 100 метров, то утомленный — только за 80. И чем дольше длится рабочий день водителя, тем выше шанс угодить в ДТП. Если верить проведенным исследованиям, то вероятность попасть в аварию после 12-часового пребывания за рулем примерно в 9 (!) раз выше, чем при 6-часовом. Так говорит статистика — с ней спорить бессмысленно.

Динозавры на дороге

«На мгновение мое внимание было отвлечено от дороги. А когда я снова взглянул вперед, то увидел, что нечто движется навстречу мне по дороге, на самом конце конуса света от фар. В первое мгновение я застыл, решив, что чувства обманывают меня. Потому что это был динозавр…»

Клиффорд Саймак, «Исчадия разума»

Динозавров на дороге я видел лично! На трассе М8, если кому-то интересно… Между Вельском и Вологдой.

Дело было лет 15 назад, когда я на редакционном Матизе ехал в сторону Москвы из Архангельска. Так получилось, что выспаться в гостинице не удалось (комары зажрали, извините…), да и спать в белую ночь особо, вроде бы, не хотелось. В общем, промучившись часа три, мы рванули в сторону дома, завернув по дороге в Каргополь. На улице — градусов 30 с хвостиком, кондея в матизике нет, а за бортом — мириады гудящих мерзостей. И тут я понял, что просто безумно хочу спать…

Материалы по теме

Остановились… Искупались… Вроде бы отпустило, но через полчаса езды все началось сначала — хочу спать. Решил остановиться, но — увы: в салоне остановившегося Матиза температура подползла к полтиннику! От вентилятора толку — ноль. Когда движешься — еще нормально, но спать в пекле — невозможно. А окно не открыть — сожрут. В итоге поехал дальше…

Спутница, в отличие от меня, могла засыпать при любых условиях — что успешно и сделала. А я еду, одновременно пытаясь жевать, говорить, петь, слушать музыку и что-то еще… И когда до Вологды осталось меньше сотни километров, я увидел динозавров. Они были черные и большие — их силуэты спокойно перемещались поперек шоссе. Честно говоря, я не удивился и не испугался. А добравшись до гостиницы, просто рухнул на кровать и отрубился часов на восемь.

Уже потом бывалые коллеги вдалбливали мне: надо было остановиться и поспать полчаса хоть на сковородке, иначе всё могло кончиться хуже. Но насчет динозавров поверили все без исключения. Видимо, я был не первый, кто доездился до такого утомления.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о