10 советов по вождению машины на механической коробке передач МКПП
В последние годы спрос на автомобили с механической коробкой передач стал несколько ниже. Водители все чаще отдают предпочтение машинам с автоматом, ссылаясь на то, что управлять ими заметно проще.
Впрочем, отказываться от классической механики пока никто не собирается, так как она по-прежнему превосходит автоматические коробки передач сразу по нескольким параметрам. Во-первых, механика гораздо надежнее и долговечнее, а в случае поломки ее ремонт обойдется дешевле, нежели ремонт АКПП.
Содержимое:
- Шаг первый: передачи МКПП
- Шаг второй: расположение скоростей передач
- Шаг третий: запуск двигателя
- Шаг четвертый: правильное использование педали сцепления
- Шаг пятый: грамотная координация действий
- Шаг шестой: Дауншифтинг
- Шаг седьмой: Задняя передача
- Шаг восьмой: трогаемся в горку на механике
- Шаг девятый: Парковка
- Шаг десятый: Практика
- Заключение
Во-вторых, управлять автомобилем с механикой в зимнее время гораздо безопаснее. В-третьих, автомобили с МКПП стоят несколько дешевле аналогов с автоматической трансмиссией, да и при эксплуатации они более экономичны в плане расхода топлива.
Итак, вы решили приобрести автомобиль с механической коробкой передач, однако не имеете представления о том, как ездить на механике. В этой статье мы поэтапно расскажем вам об основных нюансах управления машиной с механикой.
Шаг первый: передачи МКПП
Управляя машиной с МКПП, от водителя требуется самостоятельно переключать скорости в наиболее подходящий для этого момент. Большинство механических трансмиссий имеют 4 или 5 скоростей (реже 6 или даже 7) и одну заднюю передачу. Для правильного переключения между ними водителю необходимо знать следующее:
- Педаль сцепления. Выжав данную педаль до отказа, в коробке передач срабатывает специальный механизм, после чего водитель может спокойно переключаться с одной скорости на другую, используя ручку переключения передач. Если же на педаль сцепления нажимать кое-как, то скорости будут переключаться с характерным скрежетом и хрустом, что в последствии может привести к поломке МКПП.
- Нейтральная передача. Если включить нейтральную передачу при работающем двигателе, то крутящий момент от последнего не будет передаваться на колеса, а значит машина не сдвинется с места. После переведения рычага в нейтральное положение можно спокойно переключиться на любую передачу.
- Вторая передача. В большинстве случаев первая передача используется исключительно для трогания с места, а вот вторая является своеобразной «рабочей лошадкой». Активировав ее, можно легко съехать с крутого склона или уверенно лавировать в плотном потоке городского транспорта.
- Задняя передача. Эта передача отличается от других скоростей в механической коробке передач. Она имеет наибольший диапазон работы. Выбрав ее, вы сможете разогнаться быстрее, чем на первой передаче. Однако ездить на задней долгое время не рекомендуется, так как это может привести к поломке МКПП.
Заметим, что для каждой скорости предусмотрен свой максимальный крутящий момент, достичь который можно с помощью педали газа (акселератора). Управляя машиной с МКПП, вы будете чувствовать каждую скорость, что не только добавляет драйва, но и способствует лучшему контролю над автомобилем.
Шаг второй: расположение скоростей передач
Так как во время езды необходимо быть полностью сфокусированным на дороге, то, пересаживаясь на механику, водителю необходимо запомнить расположение всех передач, указанных на ручке переключения.
Для новичков рекомендуется обратиться к опытным водителям и, сев на место переднего пассажира, со стороны понаблюдать, как синхронно нажимать педаль сцепления и переключать передачи. Так же стоит обратить внимание, на каких скоростях водитель переключается с одной передачи на другую.
► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram
Вероятно, что первые дни за рулем автомобиля на механике вы все равно будете искать глазами рычаг коробки передач и вспоминать какое его положение соответствует той или иной скорости. Со временем это пройдет, и вы научитесь переключать передачи машинально.
Также новичкам свойственно ошибаться при выборе оптимальной скорости для переключения с одной передачи на другую. Здесь важно не суетиться, стараясь ориентироваться на звук мотора. Так, при включении слишком высокой передачи обороты двигателя будут низкими, а машина не захочет набирать скорость.
В это случае необходимо переключиться на более низкую передачу. Если же обороты двигателя очень большие, то вы едете на пониженной передаче, и для разгрузки трансмиссии стоит перейти на более высокую.
При наличии в автомобиле тахометра (указывает количество оборотов двигателя), водитель может переключать скорости ориентируясь на его показатели. Конечно, каждая модель по своему индивидуальна и требует особого порядка переключения передач, однако в большинстве случаев переходить с одной скорости на другую можно при достижении отметки в 3 000 об/мин.
А еще можно ориентироваться на показания спидометра. Так, первая передача подходит для езды со скоростью от 1 до 25 км/ч, вторая — от 25 до 50 км/ч, третья — от 50 до 70 км/ч и т.д. Впрочем, это далеко не точные значения, и чем мощнее у вас автомобиль — тем сильнее будут отличаться эти диапазоны (в сторону увеличения).
Шаг третий: запуск двигателя
Перед тем как завести мотор автомобиля с механической коробкой передач необходимо сначала выжать педаль сцепления и перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Категорически запрещается запускать двигатель машины при включенной передаче, так как это приведет к неконтролируемому движению транспортного средства, что создаст потенциально опасную ситуацию.
Запустив двигатель, дайте ему время прогреться. Заметим, что в холодное время года для прогрева замерзшего в трансмиссии масла рекомендуется удерживать педаль сцепления в течении нескольких минут после включения нейтральной передачи.
Читайте также: Сколько ждать? Почему нельзя ехать сразу после запуска мотора
Шаг четвертый: правильное использование педали сцепления
Сцепление является важнейшим механизмом, позволяющим плавно переходить с одной передач на другую. Как уже отмечалось выше, чтобы не допустить поломку МКПП, педаль сцепления нужно всегда выжимать полностью. Нажимать на педаль стоит исключительно левой ногой, а правую использовать для нажатия на педали газа и тормоза.
Первое время начинающим водителям сложно идеально отпускать сцепление после переключения скоростей, однако необходимый опыт приходит со временем. На первых порах новичкам рекомендуется плавно отпускать сцепление. Это позволит почувствовать, когда крутящий момент начнет передаваться от двигателя на колеса.
Если педаль сцепления нажата не до конца, то рекомендуется избегать ненужных ускорений. Также не стоит оставлять педаль сцепления нажатой более чем на две секунды, поэтому даже на светофорах используйте нейтральную передачу.
Шаг пятый: грамотная координация действий
Чтобы научиться ездить на механике необходимы хорошо слаженные и скоординированные действия. Для примера разберем процесс переключения для 1-ой и 2-ой передач. Для начала вы должны выжать педаль сцепления до упора, после чего переключить ручку скоростей на первую скорость.
Затем необходимо плавно отпустить педаль сцепления, при этом медленно нажимая на педаль газа. Когда педаль сцепления будет где-то в середине своего хода, вы почувствуете, как крутящий момент начнет передаваться от двигателя на колеса.
Полностью отпустив педаль сцепления вы можете разогнаться где-то до 25 км/ч, после чего потребуется переключиться на вторую передачу. Для этого потребуется вновь выжать педаль сцепления до конца, перевести ручку скоростей на вторую передачу и плавно, не отпуская педаль сцепления, прибавить газу.
Шаг шестой: Дауншифтинг
Дауншифтинг (от англ. downshifting) — это переход на пониженную передачу. С его помощью вы сможете не только замедлить автомобиль, но и выбрать наиболее подходящую для движения скорость.
Переключение на пониженную передачу можно использовать в случаях, когда необходимо снизить скорость, при этом не прибегая к педали тормоза (например, на мокром или обледеневшем дорожном покрытии). В этом плане механическая трансмиссия гораздо безопаснее автоматической, так как она предоставляет водителю полный контроль над транспортным средством.
Для примера разберем ситуацию, когда с помощью дауншифтинга можно остановить машину, движущуюся со скоростью 70 км/ч:
- Необходимо нажать на педаль сцепления и переключить коробку на 3-ю скорость, при этом переместив правую ногу с педали газа на педаль тормоза.
- Чтобы избежать работы двигателя на высоких оборотах, следует плавно отпустить педаль сцепления.
- Перед остановкой автомобиля необходимо еще раз выжать сцепление.
- Не стоит включать первую скорость в качестве пониженной передачи.
Используя подобный метод можно остановить автомобиль гораздо быстрее и безопаснее, чем при использовании педали тормоза.
Читайте также: Осторожно, гололед! Советы водителям при езде по скользкой дороге
Шаг седьмой: Задняя передача
При включении задней передачи стоит быть особенно осторожными. В случае неправильного включения рычаг переключения передач может выскочить, поэтому категорически запрещается включать заднюю скорость до полной остановки автомобиля.
Заметим, что у некоторых автомобилей с МКПП для включения задней передачи требуется сначала нажать специальную кнопку на рычаге коробки. Также стоит помнить, что задняя передача рассчитана на достаточно высокий диапазон работы, а значит во избежании резкого набора скорости на педаль газа нужно нажимать плавно, без лишних усилий.
Шаг восьмой: трогаемся в горку на механике
Из-за рельефа местности в мире практически не существует идеально ровных дорог, поэтому автомобилисту приходится раз за разом заезжать на склоны, а затем спускаться с них.
Если не пользоваться тормозами, то при остановке в таких местах автомобиль просто будет скатываться с горки или под горку. Трогаться на наклонных дорогах также заметно сложнее, поэтому лучше заранее потренироваться в знакомой для вас местности.
Остановившись во время подъема на склоне и поставив машину на ручной стояночный тормоз, перейдите на нейтральную передачу. Далее вам необходимо выжать педаль сцепления и включить первую передачу.
Плавно отпуская сцепление и нажимая педаль газа, в какой-то момент вы почувствуете, что машина пытается тронуться. В этот момент необходимо убрать ручник и чуть добавить больше газа, чтобы начать уверенное движение на подъем.
По мере освоения механики необходимо будет отказаться от использования ручника, трогаясь в гору с помощью быстрого переноса ноги с педали тормоза на акселератор.
Шаг девятый: Парковка
Припарковавшись и заглушив мотор автомобиля, необходимо выжать педаль сцепления и включить первую передачу. Это защитит ваш автомобиль от скатывания. В качестве дополнительной страховки также можно поднять рычаг стояночного тормоза (если ручник электронный, то необходимо нажать на кнопку).
Запомните, что вернувшись в автомобиль вы должны сначала переключить передачу в нейтральное положение и только потом заводить мотор.
Шаг десятый: Практика
Многие новички, которые только получили права, боятся садиться за руль автомобилей с механикой, считая их управление сложным и запутанным.
Чтобы побороть этот страх рекомендуется попрактиковаться на специальных площадках. Отсутствие других автомобилей позволит не торопясь разобраться с нюансами управления машиной с механической трансмиссией.
Уже после пары таких занятий вы почувствуете в себе уверенность, после чего можно будет пробовать попрактиковаться на дорогах общего пользования. Делать это рекомендуется ранним утром или поздним вечером, когда движение на дорогах не столь интенсивное.
Заключение
На данный момент среди молодого поколения автомобилистов бытует мнение, что механическая трансмиссия морально устарела и не так комфортна, по сравнению с автоматом. Это не совсем так.
Механика по-прежнему является одной из самых надежных трансмиссий, и несмотря на некоторое снижение комфорта вождения взамен она предоставляет полный контроль на автомобилем. Именно поэтому многие спортивные модели до сих пор оснащаются исключительно МКПП.
Читайте также: Пересел с механики на автомат: о чем важно помнить?
как переключать скорости у автомобиля с МКПП, механической коробкой, принцип управления по числу оборотов
Механическая трансмиссия сложна в освоении из-за того, что неопытные водители не знают, когда и как переключать передачи. Неподходящий момент перехода или неверный выбор передачи приводит к износу двигателя и трансмиссии, ну а если нарушить последовательность действий, то и вовсе можно повредить МКПП. Поэтому стоит разобраться в управлении коробкой, чтобы потом пользоваться трансмиссией без проблем.
Когда переключать передачи на механике
Момент, подходящий для переключения передач, зависит от таких факторов, как мощность ДВС, количество ступеней трансмиссии, дорожная обстановка и даже предполагаемый маневр. Однако есть и усредненные показатели, которые применимы для наиболее распространенных машин на МКПП с пятиступенчатой КПП и двигателем 1,4-1,6 л. Подходящая передача находится в зависимости от текущей скорости.
- I передача — 0-15 км/ч. Используется для начала движения или медленного пересечения сложного участка (грязь, тесная парковка и т. п.).
- II — 15-40 км/ч. В основном используется для разгона автомобиля или езды с малой скоростью в соответствующей дорожной обстановке (проезд «лежачих полицейских», неторопливая езда по грунтовке и т. п.).
- III — 40-60 км/ч. Наиболее востребованный режим работы МКПП в городских условиях, который характеризуется оптимальным расходом топлива. Большинство машин имеют «длинную» III передачу, которая может работать в диапазоне от 35 до 65 км/ч без особого урона для двигателя и коробки.
- IV — 60-90 км/ч. Этот режим особенно востребован при наборе скорости на загородном шоссе, при обгонах на автомагистралях.
- V — 90+ км/ч. Предназначена для езды с крейсерской скоростью по трассе или автомагистрали. Характеризуется минимальным расходом топлива. Часто называется «прямой» передачей.
Если на машине стоит «шестиступка» (шестиступенчатая КПП), то крейсерскими будут уже и V, и VI.
Есть зависимость и от оборотов двигателя, поэтому многие новички на механике ориентируются по тахометру. Принцип здесь простой: как только обороты достигают 2,5-3 тыс. об./мин. включается следующая ступень. Переход в обратном порядке уже не зависит от оборотов.
Приведенные режимы стоит считать весьма условными. К тому же следует переходить на пониженную передачу при движении в сложных условиях, где необходим запас мощности. Это не только обгоны, но и подъемы в гору (особенно затяжные), полная загрузка авто, глубокий снег, чистый лед и прочие схожие условия.
Процесс переключения на механике
Правильное переключение на механической коробке не зависит ни от марки авто, ни от расположения руля, ни от каких-либо других факторов. Принцип здесь простой: переключение всегда идет последовательно от меньшей к большей ступени при разгоне. При замедлении «прыжки» через ступени вполне допустимы. Схема при переключении всегда одинаковая:
- рука ложится на рычаг управления коробкой;
- выжимается педаль сцепления автомобиля левой ногой, правая отпускает педаль газа;
- плавно, но в то же время быстро включается подходящая ступень;
- быстро и плавно отпускается сцепление, одновременно добирается газ.
Считается, что переключать ступени можно только через проход рычага МКПП через нейтраль. Но опытные водители редко прибегают к такому способу — при переключении через нейтраль авто теряет часть наката. С учетом того, что в большинстве современных МКПП стоят хорошие синхронизаторы, проходить нейтраль не нужно. Переключать ступени можно «по-спортивному», т.е. сразу включать нужную. Управлять авто в таком режиме легче.
Распространенные ошибки работы с механической КПП
Не только новички, но даже опытные водители совершают ошибки на механической КПП. Хоть правила перехода со ступени на ступень и нестрогие, тем не менее их нарушение приводит к быстрому износу деталей трансмиссии и повышенной нагрузке на двигатель. Среди неопытных водителей наиболее характерной является ошибка, связанная с несинхронной работой со сцеплением и рычагом КПП. В итоге авто глохнет или перерасходует топливо.
Движение на нижнем пределе скорости выбранной ступени сказывается более положительно на состоянии ДВС и трансмиссии. Поэтому при ограничении 40 км/ч больше подходит третья, а не вторая передача.
Вообще, вторая ступень для многих, даже опытных водителей представляется большой загадкой. В итоге ее используют и для плавного старта с выжиганием сцепления, и для движения по ухабистым дорогам, и для проезда участков с ограничением 40 км/ч, и даже для обгонов в городе. И во всех случаях она оказывается неподходящей. II ступень почти всегда — разгонная.
Нарушение принципа переходов со ступени на ступень для машины с ручной трансмиссией почти всегда чревато скорым ремонтом. В лучшем случае будут разрушены подшипники. В худшем — придется менять валы и шестерни КПП.
Научиться ездить на автомобиле с ручной КПП, соблюдать правила и легко сдать экзамен можно, поступив в автошколу «Вектор». Глубокая теоретическая подготовка, опытные автоинструкторы и современный автопарк сделают обучение качественным и повысят шансы на успешную сдачу экзамена на категорию «B» с первого раза. Запишитесь онлайн или по телефону на бесплатное пробное занятие.
| |||
|
Когда переключать передачи на автомобиле с механической коробкой передач?
Блог > Когда переключать передачи на автомобиле с механической коробкой передач?
Городские джунгли
26 августа 2022 г.
Знание того, как и когда переключать передачи на автомобиле с механической коробкой передач, очень важно для успешного вождения. Независимо от того, учитесь ли вы водить машину или не водили какое-то время, этот блог поможет вам освоить основы.
Если вы готовитесь к экзамену по вождению, загляните в наш блог «Что происходит на экзамене по вождению?»
Не волнуйтесь, если поначалу все покажется вам сложным, для этого нужно попрактиковаться. Через некоторое время ваши переключения передач станут более плавными, чем у любого из хулиганов в фильме «Форсаж».
Зачем машине шестерни?
Прежде чем мы начнем, важно отметить, что на самом деле делают шестерни в автомобиле с механической коробкой передач. По сути, внутренности двигателя вращаются со скоростью от 1000 до 7000 оборотов в минуту (большинство людей называют это оборотами), пока ваш автомобиль работает. Если бы вы соединили эти вращающиеся детали напрямую с колесами, вы бы разгонялись до 75 миль в час, даже не нажимая на педаль газа. Вот для чего нужен редуктор!
Коробка передач замедляет вращение между двигателем и колесами, чтобы вы могли контролировать скорость автомобиля. Самые низкие передачи больше всего снижают эту скорость и обладают наибольшей «тяговой силой», поэтому вы всегда выбираете первую передачу для трогания с места и обычно используете низкие передачи для движения по крутым склонам.
Сцепление является связующим звеном между двигателем и колесами. Когда все подключено, двигатель приводит в движение колеса. Но вы не можете переключать передачи, пока все подключено, иначе оно сломается. Вроде совсем плохо. Таким образом, когда вы нажимаете на педаль сцепления, вы отсоединяете двигатель от колес, чтобы безопасно переключать передачи.
Большинство современных автомобилей имеют 6 или 7 передач: 5 или 6 передних и одну заднюю. Рекомендуется ознакомиться с положениями передач в вашем автомобиле, так как у некоторых задний ход может быть в другом положении.
Пока вы знакомитесь с тем, как работает автомобиль, почему бы не заглянуть в наш блог «Когда использовать фары»
Как переключать передачи в автомобиле с механической коробкой передач
Фактический процесс переключения передач в автомобиле с механической коробкой передач довольно просто. В основном нужно запомнить 4 ключевых действия:
- Отпустить педаль газа
- Полностью нажать педаль сцепления
- Использовать рычаг переключения передач для выбора передачи
- Медленно отпустить сцепление, слегка нажимая педаль газа поддерживать скорость
Когда переключать передачи в автомобиле с механической коробкой передач
Переключение передач зависит от времени и мощности. Низкие передачи дадут вам больше мощности, но слишком быстрое движение может сжечь ваш двигатель. Более высокие передачи более эффективны, но если вы будете двигаться слишком медленно, вы заглохнете.
Когда вы переключаете передачу, вы должны пытаться сбалансировать свои обороты и скорость. У каждой передачи есть граница числа оборотов и скорости, на которых вы должны оставаться, прежде чем переключать передачу. Как правило, это границы скорости для каждой передачи:
- 1-я передача: 0-10 миль в час
- 2-я передача: 10-20 миль в час
- 3-я передача: 20-35 миль в час
- 4th Gear: 35-50 миль в час
- 5th Gear: 50+ миль
Вы должны переключаться на более высокие передачи при ускорении. Нажимая на педаль газа, вы заставляете двигатель вращаться быстрее, и вам нужна более высокая передача, чтобы превратить эту мощность в скорость. Чем быстрее вы разгоняетесь, тем меньше промежутки между переключениями передач, так как вы будете продолжать набирать высокие обороты, нажимая на педаль акселератора. Помните, что вы также должны следить за дорогой во время вождения, поэтому со временем лучше научиться слушать свой двигатель. Чем выше обороты, тем выше тон двигателя, так что вы можете услышать, когда сладкое пятно изменится вверх.
Когда переключать пониженную передачу
Это работает в обратном порядке, когда вы замедляетесь, вам нужно переключаться между передачами. Это позволит вам поддерживать мощность на колесах без остановки. Если ваша скорость значительно снижается, например, если вы приближаетесь к повороту, вы можете нажимать сцепление в течение более длительного периода времени и переключаться на более чем одну передачу одновременно. Это называется сменой блоков, и мы объясним это через секунду.
Как плавно переключать передачи в автомобиле с механической коробкой передач
Пропуск передач
Иногда можно пропускать передачи при переключении вверх или вниз. Это называется изменением блока. Например, если вы едете на 4-й скорости и подходите к медленному повороту, вы затормозите, а затем нажмите на педаль сцепления, когда скорость станет слишком низкой для 4-й. Затем вы можете продолжать тормозить с выжатым сцеплением, переключаясь на 2-ю передачу, когда вы находитесь на нужной скорости и готовы снова использовать акселератор.
То же самое работает для ускорения. Если вы разгоняетесь очень быстро и используете много оборотов, вы можете перескакивать со 2-й на 4-ю или с 3-й на 5-ю, не вызывая больших проблем. Единственное, что нужно знать, это то, что вам действительно нужно убедиться, что вы едете достаточно быстро, прежде чем переключать передачу.
Пальминг
Пальминг — это метод переключения передач, рекомендуемый в настоящее время большинством инструкторов по вождению. По сути, вы переключаете передачу, толкая палку ладонью, а не сжимая ее. Это работает, потому что ваш рычаг переключения передач всегда хочет вернуться в нейтральное положение в центре передач. Вам не нужно смотреть вниз, чтобы увидеть, где находится рычаг, потому что вы всегда позволяете рычагу переключения передач вернуться в середину перед переключением передачи.
Управление сцеплением
Плавное отпускание педали сцепления в нужный момент является ключевым моментом для плавного переключения передач. Все дело в том, чтобы прислушиваться к оборотам, чтобы найти идеальный момент для переключения передачи, а затем отпускать сцепление на идеальной скорости, чтобы не заглохнуть и не перемолоть передачи. Это просто требует практики с течением времени, но как только вы сделаете это правильно, это невероятно приятно.
Если вам нужны дополнительные советы по уходу за автомобилем, посетите наш блог «Как долго должен работать автомобильный аккумулятор в Великобритании?».