Когда нужно менять тормозные колодки: 6 признаков, что пора менять :: Autonews

Содержание

Когда нужно менять тормозные колодки, и как это сделать без лишних проблем

Насколько часто нужно менять колодки, признаки необходимости замены, замена колодок своими руками – этапы работы. Видео о замене тормозных колодок.


Тормозная система автомобиля нуждается в постоянном обслуживании, при котором очень важно осматривать, а в случае необходимости – заменять тормозные колодки. Можно ли это сделать самостоятельно, не прибегая к помощи работников автосервиса, сэкономив таким образом свои средства? Вполне, если знать, как это делается, и в этой статье мы расскажем вам все о замене передних и задних тормозных колодок.

Насколько часто нужно менять колодки


То, в каком техническом состоянии находится транспортное средство, в первую очередь зависит от его владельца, на котором лежит обязанность внимательно следить за ним и вовремя реагировать на неполадки. Тормоза непосредственно отвечают за безопасность – даже небольшие повреждения тормозной системы являются потенциальной причиной серьезного ДТП. Важную роль играют тормозные колодки, которые нужно периодически осматривать и менять. Как часто это надо делать?

Эта небольшая деталь является расходником и по частоте замены уступает только моторному маслу. Как у любого расходного материала, у колодок есть свой срок эксплуатации, превышать который не допускается. Стертые тормозные колодки резко снижают качество торможения, при этом на дороге возможны любые самые непредсказуемые события.

Срок службы и периодичность замены всегда можно узнать из инструкции по эксплуатации автомобиля. Обычно тормозные колодки нужно менять через каждые 30 000 км пробега («автомат») или 50 000 км пробега («механика»), но это если ездить в обычном режиме. В некоторых случаях это нужно делать чаще, по мере износа. Если при осмотре выяснится, что толщина поверхности стерлась до 2 мм, тормозные колодки пора менять.

Какие признаки указывают на то, что колодки подлежат замене


Эти детали представляют собой пластины из металла, на который крепятся фрикционные накладки. Их состав и физическое состояние оказывают влияние на следующие важные моменты:

  • усилие нажима на педаль, чтобы замедлить движение или остановить автомобиль;
  • эффективная работа тормозов в разогретом или непрогретом состоянии;
  • насколько шумно срабатывают тормоза;
  • какой срок службы будет у тормозных колодок и дисков;
  • насколько «грязной» будет работа колодок и наличие их продуктов износа.

Тормоза с колодками нужно регулярно осматривать, чтобы быть уверенным в их нормальном рабочем состоянии. Делать это рекомендуется с периодичностью примерно 10 000 км пробега. При визуальном осмотре могут быть выявлены признаки того, что тормозные колодки уже изношены, и пора их поменять на новые. Если вы увидели следующие дефекты и последствия износа, то замена этих деталей уже стала неизбежной:

1. Край фрикционной накладки выкрошен, из-за чего колодка может заедать в суппорте. Такое может быть из-за того, что при установке не были соблюдены размеры компонентов, или не соответствует их спецификация. Диск при этом будет изнашиваться неравномерно.

2. Накладка-фрикцион имеет сколы на поверхности. Дефекты этого вида могут появиться из-за перевозки тяжелых грузов, слишком интенсивного торможения при движении или установки несоответствующих друг другу по своим размерам деталей. Проявится этот дефект в увеличившимся значительно тормозном пути, а когда выжимаются тормоза, будет слышаться скрежет.

3. Тормозной диск покрывается царапинами – поставлены накладки с чрезмерно жестким фрикционным материалом, или же когда колодки новые, но были установлены на уже изношенные диски. В такой ситуации, помимо колодок, нужно будет заменить одновременно и диски.

4. Колодки загрязнились агрессивными веществами – растворителем или маслом. Это будет приводить к тому, что торможение ухудшится из-за неэффективного распределения усилия при торможении.

5. Неравномерный износ тормозной колодки может происходить из-за заклинивания тормозного суппорта, что негативно сказывается на торможении, поскольку усилие торможения неравномерно распределено на ось.

6. Визуально при осмотре обнаруживаются синие полосы – этот факт означает, что фрикцион подвергся перегреву, и его структура изменилась. Может появиться при неправильной работе тормозами – например, водитель сильно и долго давит на педаль на спуске с горки. Диск перегревается и искривляется, на нем образуются трещины.

7. Видно при осмотре, что фрикционный слой истончился и приближается к двум миллиметрам по толщине.

8. Подсказать сроки замены тормозных колодок может сам автомобиль, оборудованный датчиком индикации недопустимого износа. Это или механические устройства, которые будут издавать скрип, когда колодки стерты до минимально допустимой толщины, или электроника, которая подаст сигнал об износе индикатором на приборную панель.

Определить, что износ колодок достиг критической отметки, можно также по поведению автомобиля:

  • когда машина будет тормозить, ощущаются вибрации;
  • педаль тормозов начинает проваливаться, или ее ход увеличивается;
  • отмечается удлинение тормозного пути машины;
  • тормозить приходится урывочно и провалами;
  • на колесном диске обнаруживается налет с включенными металлическими частицами – фрикцион на колодке разрушен;
  • притормаживая, слышно, как механизм начинает скрежетать или скрипеть, и этот шум день со дня на день нарастает.

Сложно ли своими руками заменить тормозные колодки


Сделать проверку, какое состояние в настоящий момент у дисков и колодок, удобно при смене сезонных шин весной и перед наступлением зимы. Самое простое решение – это позволить сделать эту проверку и, если нужно, замену специалистам.

Можно сделать всю работу и самому, но при этом нужно учесть несколько нюансов. Во-первых, замена колодок производится только попарно. Если у вас на одном колесе сильный износ, а вторая колодка еще в нормальном состоянии, то все равно вам придется менять обе.

На что еще нужно обращать внимание? Важно не только осмотреть, в каком состоянии диски и колодки, но в обязательном порядке проверить и тормозные шланги, по которым в гидравлику поступает тормозная жидкость. При работе с ними обращаются осторожно. Если их случайно повредить при демонтаже и установке колодок, то даже малейшая течь в конце концов приведет к падению уровня жидкости и, возможно, послужит причиной аварии.

Делая работу по замене деталей своими силами, в обязательном порядке побеспокойтесь о собственной безопасности. Устанавливайте под колеса упоры, чтобы автомобиль случайно не покатился, и не произошло несчастного случая. Ставьте домкрат на ровную поверхность, чтобы избежать падения машины на собственные ноги. Перед поднятием на домкрат машины болты на колесе отверните, не раскручивая полностью. Когда кузов будет уже поднят, болты открутите полностью и затем колесо снимайте.

Замена колодок – все делаем правильно


1. Автомобиль мы домкратом приподняли, пришло время приступить к основному мероприятию – снять изношенные старые колодки с целью замены их свежекупленными.

Для передних колес идут дисковые колодки, на задние ставятся барабанные, поэтому процесс установки немного будет разниться. Чтобы начать заменять колодки колес передней оси, сначала раскрутите болты, удерживающие тормозной суппорт, затем приподнимите механизм над диском и подвесьте к пружине подвески. Шланги снимать не нужно, но нельзя допустить их отрыва, чтобы не было протечек тормозной жидкости в дальнейшем.

2. Если в модели автомобиля присутствует датчик износа колодки, его нужно отсоединить. Все тормозные механизмы желательно освободить от мусора и грязи, используя металлическую щетку.

3. Осмотрите тормозной диск, чтобы оценить его состояние – гладкость, отсутствие борозд и царапин, и принять решение о замене. Далее вы сможете рассмотреть тормозные колодки и проверить их на износ. Если они уже стерты и по толщине составляют примерно одну третью часть от размера новых, значит, пора менять. Если оставить уже изношенные колодки, то фрикцион может отскочить от основания, или произойдет заклинивание между скобами суппорта, а это угрожает неприятностью, когда тормозная система в неподходящий момент пойдет вразнос.

4. Стертые колодки снимите. Поршень утапливается в суппорте, для чего работают струбциной или специальным инструментом. С направляющих суппорта счищают слои ржавчины и другую грязь при помощи наждачной бумаги, после чего смазывают.

5. После этих действий пришло время ставить свежие колодки, при этом нужно следить, чтобы не было перекосов. В дальнейшем все компоненты снова собрать, следуя обратным порядком, и затем машину можно опускать на поверхность.

В случае задних колес замена колодок состоит из следующей последовательности действий:

1. Транспортное средство ставится на передачу. Поддомкрачивают машину, снимают колесо, при этом для стояночного тормоза затягивание не нужно.

2. Тормозной барабан снять, для чего сначала откручивают болтики. Тросик ручника следует освободить, отверткой сначала снимают пружины.

3. Колодки, которые уже изношены и подлежат замене, осторожно снимают. После этой процедуры ставят новенькие, весь тормозной механизм заново монтируют, действуя в обратном порядке.

4. Проверяют, как тормоза теперь работают, с этой целью нужно поставить машину на ручник и пробовать повращать колесо – оно должно оставаться неподвижным. После этого машину с домкрата снимают.

В заключение необходимо провести приработку новых механизмов, чтобы тормоза работали надежно и эффективно. Когда новые колодки смонтированы, нажмите два-три раза на тормоз, чтобы поршень суппорта начал работать. Первое время тормозить нужно плавно, избегая резкого агрессивного торможения примерно 300 км пробега, пока колодки не начнут плотно прилегать к диску.

Заключение


Тянуть с заменой тормозных колодок недопустимо, ведь от нормальной работы тормозов зависит слишком многое, в том числе жизни людей. В случае экстренной ситуации при необходимости быстро остановить автомобиль именно тормозная система отвечает за безопасность и предотвращение ДТП.

Чтобы тормоза не подводили, старайтесь тормозить как можно более плавно. Водите с соблюдением дистанции, чтобы не приходилось слишком часто резко притормаживать. Тормозите не одним резким нажатием, а серией из нескольких нажатий на педаль. Попробуйте тормозить и двигателем наравне с тормозной системой.

Видео о замене тормозных колодок:

Как определить износ тормозных колодок автомобиля

Износ колодок определяет качество торможения автомобиля. Расскажем как самостоятельно определить критический износ колодок и необходимость их замены. 3 легких способа.

Сколько «ходят»

Обычно у грамотных водителей, которые привыкли ездить без резких остановок, колодки прослужат 30-50 тысяч километров или намного больше. Но ориентироваться на количество пройденного пути следует не всегда. Стиль езды у каждого водителя свой. У любителей агрессивного движения они потребуют замены в два раза быстрее. Кроме того, многое зависит от качества самих накладок или производителя.

Также влияет состояние тормозных дисков машины. Если на них есть коробления, «волны» или трещины — они серьёзно сокращают срок службы накладок тормозов.

Какие бывают признаки износа

Чтобы начать искать причины неполадок в тормозах машины, для начала нужно проверить необходимое давление в шинах. Если какое-то колесо спущено, то возможно причина именно в нём. Отсюда неадекватные реакции при торможении автомобиля.

При резком торможении ощущается биение

Под самый конец службы накладки стираются неравномерно. В этот период могут возникать сколы или трещины на фрикционном слое. Износившаяся колодка создает шум и биение при торможении.

Для этого, например, при подъезде к красному сигналу светофора необходимо обратить внимание на присутствие биения на педали тормоза. Если отпустили педаль тормоза и биение прекратилось — значит точно виноваты колодки. Если уровень износа максимальный, то должны также услышать противный писк. Этот шум создают противоизносные пластины, которые напоминают водителю о необходимости замены.

Стоит отметить, что такой эффект может возникать и вследствие износа тормозного диска. В этом случае требуется его проточка или замена.

Тормозная система ведет себя неадекватно

Слишком слабые, или наоборот, чрезмерно резкие тормоза могут свидетельствовать об износе колодок. В первом случае можно заметить, что педаль тормоза при нажатии опускается ниже чем обычно или торможение не такое интенсивное (педаль вялая при нажатии). А если колеса резко блокируются, то возможно, фрикционная накладка износилась совсем и происходит трение металла о металл. Это очень опасно для тормозных дисков, т.к. они при такой работе они изнашиваются мгновенно.

Если педаль тормоза полностью проваливается, то причина в тормозной жидкости. Возможно она полностью отсутствует (вытекла) или её минимальный уровень в бачке главного цилиндра под капотом.

Тормозная пыль на колесных дисках с металлической стружкой

В некоторых случаях при движении износа накладок тормозов не замечается. Стоит заглянуть под колпак колеса или внимательно осмотреть колёсный диск автомобиля. Если налет равномерно темный (угольный) – у колодки еще сохранена накладка. Если в налете видны блестящие металлические вкрапления – накладка стерлась и царапает диск. При такой картине – нужно незамедлительно менять колодки на новые.

Все способы проверки являются косвенными. Оптимальным способом оценки необходимости замены колодок автомобиля является их визуальный осмотр в сервисе или самостоятельно. Для этого придётся снимать колёса с машины. В специальное отверстие через суппорт оцените толщину фрикционного слоя. Она должна быть приблизительно более 5-10 мм.

Проверить накладки в задних барабанных тормозах без их разборки — невозможно.

Во время этой процедуры также осмотрите тормозные диски и барабаны, оценит состояние шлангов тормозной системы.

Видео — когда надо менять колодки

Выбираются колодки по состоянию автомобиля, необходимости, стилю езды, предпочитаемому бренду и сумме, которую автолюбитель готов на них потратить. Важно помнить, что менять их нужно часто, примерно после 30 – 50 000 км пробега, не дожидаясь полного износа. Если это время упустить, можно получить более серьезные проблемы, которые приведут к существенным затратам или выходу автомобиля из строя.

При невысоком бюджете чаще всего останавливают свой выбор на изделиях от ABE, JP Group, LPR, Delphi. Сторонники спортивного стиля при управлении машиной предпочитают таких производителей, как Ferodo, Brembo. Для спокойных поездок в условии городов лучше всего подходит продукция от Bosch, Remsa, TRW и ATE.

Когда менять тормозные колодки

Перейти к основному содержанию