Особенности тормозов автомобиля Рено Сандеро
Автомобиль Renault/Dacia Sandero оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной.
Первая, оснащенная гидравлическим приводом с вакуумным усилителем, обеспечивает торможение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке.
Рабочая система двухконтурная с диагональным соединением тормозных механизмов передних и задних колес.
Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой — левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
Педаль тормоза — подвесного типа.
В кронштейне педального узла над педалью тормоза установлен выключатель сигналов торможения — его контакты замыкаются при нажатии педали.
Вакуумный усилитель: 1 — вилка, 2 — контргайка, 3 — толкатель, 4 — кожух защитный, 5 — шпилька крепления вакуумного усилителя, 6 — уплотнительная прокладка, 7 — корпус усилителяВакуумный усилитель расположен в моторном отсеке между толкателем педали и главным тормозным цилиндром и крепится четырьмя гайками (через щиток передка) к кронштейну педалей.
Вакуумный усилитель — неразборный, при выходе из строя его заменяют.
Главный тормозной цилиндр с бачком: 1 — разъем датчика уровня, 2 — пробка бачка, 3 — бачок, 4 — толкатель поршней; 5, 9 — соединительные втулки; 6, 8 — соединительные отверстия трубопроводов, 7 — главный тормозной цилиндрГлавный тормозной цилиндр крепится гайками к двум шпилькам корпуса вакуумного усилителя.
Сверху на цилиндре установлен бачок гидропривода тормозной системы, в котором находится запас рабочей жидкости.
На корпусе бачка нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости, а в верхней части установлен датчик, который при понижении уровня жидкости ниже отметки MIN включает сигнализатор в комбинации приборов.
При нажатии педали тормоза поршни главного цилиндра перемещаются, создавал давление в гидроприводе, которое подводится по трубкам и шлангам к рабочим цилиндрам тормозных механизмов колес.
Тормозной механизм переднего колеса: 1 — тормозной шланг, 2 — клапан выпуска воздуха, 3 — чехол направляющего пальца, 4 — тормозной диск, 5 — тормозные колодки, 6 — суппорт тормозного механизма, 7 — направляющая колодокТормозной механизм переднего колеса — дисковый, с плавающей скобой, включающей в себя суппорт, выполненный вместе с однопоршневым колесным цилиндром.
Направляющая тормозных колодок двумя болтами прикреплена к поворотному кулаку, а скоба крепится двумя болтами к направляющим пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок.
На пальцах установлены защитные резиновые чехлы.
В отверстия для пальцев направляющей колодок закладывается пластичная смазка.
При торможении давление жидкости в гидроприводе тормозного механизма возрастает и поршень, выдвигаясь из колесного цилиндра, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску.
Затем скоба (за счет перемещения направляющих пальцев в отверстиях направляющей колодок) перемещается относительно диска, прижимая к нему наружную тормозную колодку.
В корпусе цилиндра установлен поршень с уплотнительным резиновым кольцом прямоугольного сечения.
За счет упругости этого кольца между диском и колодками тормозного механизма поддерживается постоянный оптимальный зазор.
Тормозной механизм заднего колеса: 1, 14 — стяжные пружины, 2 — регулятор зазоров, 3 — рычаг регулятора зазоров, 4, 11 — опорные стойки, 5 — пружина рычага регулятора зазоров, 6 — щит тормозного механизма, 7 — передняя тормозная колодка, 8 — рабочий цилиндр, 9 — распорная втулка, 10 — разжимной рычаг привода стояночного тормоза, 12 — задняя тормозная колодка, 13 — трос привода стояночного тормоза Тормозной механизм заднего колеса — барабанный, с двухпоршневым колесным цилиндром и двумя тормозными колодками, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.Тормозной барабан одновременно является ступицей заднего колеса и в него запрессован подшипник.
Регулятор давления задних тормозов: 1 — тяга привода регулятора давления, 2 — стяжной болт регулировочной муфты тяги привода, 3 — муфта регулировочная тяги привода, 4 — рычаг привода регулятора давления задних тормозов, 5 — регулятор давления задних тормозов, 6 — гайка штока регулятораРегулятор давления изменяет давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля.
Он включен в оба контура тормозной системы, через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.
Регулятор закреплен болтами на кузове автомобиля.
Его шток через подпружиненный нагрузочный стержень, рычаг 4 и серьгу соединен с балкой задней подвески.
В зависимости от расстояния между балкой и кузовом, которое зависит от нагрузки автомобиля, перемещается шток регулятора, который, в свою очередь, с помощью системы клапанов изменяет площадь сечения проходных каналов контуров внутри регулятора, ограничивая тем самым давление в контурах задних тормозов.
Степень ограничения регулятора, а, следовательно, и давление в контурах регулируют, изменяя длину штока регулятора, гайкой.
Колесные цилиндры тормозных механизмов задних колес одинаковые.
Передние колодки тормозных механизмов задних колес одинаковые, а задние различаются — на них зеркально-симметрично установлены несъемные рычаги привода стояночного тормоза.
Распорная планка и храповая гайка тормозных механизмов левого и правого колес различаются.
На храповой гайке и на наконечнике распорной планки левого колеса выполнена левая резьба, а на храповой гайке и на наконечнике распорной планки правого колеса — правая резьба.
Рычаги регуляторов тормозных механизмов левого и правого колес зеркально-симметричные.
Схема антиблокировочной системы тормозов: 1 — гидроэлектронный блок, 2 — главный тормозной цилиндр, 3 — вакуумный усилитель тормозов, 4 — сигнальная лампа отключения АБС в комбинации приборовАнтиблокировочная система тормозов (АБС) состоит из гидроэлектронного блока 1 (рис. 6) с гидравлическими электромагнитными клапанами, датчиков частоты вращения колес, насоса с электрическим приводом и сигнальной лампы 4 в комбинации приборов.
Антиблокировочная система служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях, предотвращая блокировку колес.
АБС обеспечивает следующие преимущества:
- — объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;
- — сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.
В случае неисправности системы предусмотрена функция поддержания работы при отказах системы.
Гидроэлектронный блок управления получает информацию о скорости движения автомобиля, направлении движения и дорожных условиях от датчиков частоты вращения колес
На основе этой информации блок управления определяет оптимальный режим торможения колес, изменяя с помощью электромагнитных клапанов проходное сечение контуров, предугадывая момент блокировки замедляющего вращение колеса, чем предотвращает его блокировку.
Если система предполагает блокировку какого-либо колеса, она дает команду соответствующему клапану изолировать подачу жидкости к рабочему цилиндру этого колеса от главного тормозного цилиндра.
Если частота вращения колеса по сравнению с другими колесами продолжает снижаться, система АБС возвращает тормозную жидкость обратно в главный цилиндр, ослабляя торможение.
Если все четыре колеса будут одинаково замедляться, возвратный насос отключится, и все электромагнитные клапаны снова откроются, позволяя главному тормозному цилиндру воздействовать на рабочие цилиндры в штатном режиме.
Этот цикл может повторяться до десяти раз в секунду.
Включение электромагнитных клапанов и возвратного насоса создает пульсации в гидроприводе тормозной системы, они передаются на педаль тормоза, сигнализируя тем самым водителю о работе АБС.
Электромагнитные клапаны в контурах тормозных механизмов передних колес воздействуют на их рабочие цилиндры независимо, на каждый в отдельности, в то время как электромагнитный клапан контуров тормозных механизмов задних колес воздействует на оба рабочих цилиндра механизмов одновременно.
Поскольку тормозная система имеет диагональное разделение, отдельный механический плунжерный клапан в гидравлическом блоке разделяет гидравлический выход заднего электромагнитного клапана на два отдельных контура. чтобы предотвратить воздействие на систему ложных сигналов, встроенный контур безопасности следит за всеми сигналами, поступающими в блок управления.
Если поступает ложный сигнал или напряжение в бортовой электросети недостаточно, система автоматически выключается, в комбинации приборов загорается сигнальная лампа отключения АБС.
В этом случае сохраняется обычный режим работы тормозной системы, однако при движении по скользкой дороге нужно быть предельно осторожным, поскольку распределительная функция системы будет нарушена (функция уравнивания давления в тормозных механизмах передних и задних колес) и возникает вероятность заноса автомобиля при торможении.
Привод стояночного тормоза — ручной, механический, тросовый, на задние колеса.
Он состоит из рычага, переднего троса с регулировочной гайкой на его наконечнике, уравнителя, двух задних тросов и рычагов в тормозных механизмах задних колес.
Рычаг стояночного тормоза, закрепленный между передними сиденьями на туннеле пола, соединен с передним тросом.
К заднему наконечнику переднего троса крепится уравнитель, в отверстия которого вставлены передние наконечники задних тросов.
Задние наконечники тросов соединены с рычагами привода стояночного тормоза, закрепленными на задних колодках.
В процессе эксплуатации (до полного износа колодок задних тормозных механизмов) регулировка привода стояночного тормоза не требуется, т. к. удлинение распорной планки тормозного механизма компенсирует износ колодок.
Привод стояночного тормоза необходимо регулировать только в случае замены тросов или рычага стояночного тормоза.
Рабочий ход педали тормоза при работающем двигателе должен быть примерно 60—65 мм.
Слишком малый рабочий ход свидетельствует о неправильной начальной установке педали тормоза, нарушении регулировки вакуумного усилителя тормозов или заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок.
Слишком большой рабочий ход — признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нарушения герметичности гидропривода тормозной системы.
Если рабочий ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», в системе воздух.
Если полный ход педали начинает увеличиваться, система негерметична.
Если при торможении педаль тормоза всегда начинает вибрировать, вероятнее всего, покороблены тормозные диски.
В такой ситуации их надо только менять, причем сразу оба.
Периодически появляющаяся и исчезающая вибрация педали при резком торможении сопровождает работу антиблокировочной системы тормозов и не является признаком неисправности.
Если при торможении машину начинает тянуть в сторону, проверьте рабочие цилиндры; возможно, потребуется их замена.
Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку болтов крепления суппорта.
До начала движения после замены тормозных колодок обязательно несколько раз нажмите на педаль тормоза — поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.
Причина неисправности — Способ устранения
Увеличенный рабочий ход педали тормоза:
Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров — Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилиндры,
промойте и просушите колодки, диски и барабаны
Воздух в тормозной системе — Удалите воздух, прокачав систему
Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре — Замените главный цилиндр
Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов — Замените шланги и прокачайте систему.
Повышенное биение тормозного диска (более 0,03 мм) — Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозил дисков передник колес менее 19,8 мм
Недостаточная эффективность торможения:
Замасливание накладок колодок тормозных механизмов — Промойте и просушите колодки
Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах — Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените
Полный износ накладок тормозных колодок — Замените тормозные колодки
Перегрев тормозных механизмов — Немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам
Применение низкокачественных колодок — Применяйте оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тормозных систем
Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза) — Замените поврежденные детали, прокачайте систему
Нарушение положения педали тормоза — Определите причину увеличения полного хода и замените поврежденные детали
Нарушение регулировки выступания штока вакуумного усилителя тормозов — Обратитесь в сервис для регулировки усилителя
Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов (АБС) — Обратитесь в сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов
Неполное растормаживание всех колес:
Отсутствует свободный ход педали тормоза — Замените главный тормозной цилиндр
Увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозов — Обратитесь в сервис для регулировки усилителя
Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п. — Промойте и прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали
Заклинивание поршней главного цилиндра — Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр
Притормаживание одного колеса при отпущенной педали:
Излом или ослабление стяжных пружин колодок стояночного тормоза — Замените пружину
Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса — Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гидропривода тормозов
Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей — Замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривод тормозов
Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления — Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали
Неправильная регулировка стояночной тормозной системы — Отрегулируйте стояночную тормозную систему
Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов — Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении:
Заклинивание поршня рабочего цилиндра — Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре
Закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения — Замените или прочистите трубку
Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок тормозных колодок — Очистите детали тормозных механизмов
Нарушены углы установки колес — Отрегулируйте углы установки колес
Разное давление в шинах — Установите необходимое давление в шинах
Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается снижением эффективности торможения) — Замените поврежденные детали и прокачайте систему.
Если это не приведет к желаемому результату, обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов (если она установлена на автомобиль)
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении:
Неисправен вакуумный усилитель — Замените усилитель
Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослаблено его крепление — Замените шланг
Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п. — Замените цилиндры, промойте и прокачайте систему
Писк или вибрация тормозов:
Замасливание фрикционных накладок — Зачистите накладки металлической щеткой с применением теплой воды с моющими средствами.
Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки
Износ накладок или инородные включения в них — Замените колодки
Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) тормозного диска — Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес автомобилей с двигателями K7J и K7M менее 10,6 мм, автомобилей с двигателем K4M менее 17,7 мм
Проверка тормозов
Проверять работу тормозной системы желательно на специальных тормозных стендах.
Ориентировочную оценку работы тормозной системы можно выполнить на ровной горизонтальной площадке (желательно, чтобы она была покрыта тонким слоем песка), зарытой для движения транспорта.
Эту проверку можно проводить на автомобилях без АБС.
С АБС проверка проводится на СТО с помощью диагностики.
После торможения автомобиля, выйдите из автомобиля и осмотрите тормозные следы, оставленные колесами автомобиля.
Если тормозные следы передних колес несколько длиннее задних, а длина следов слева и справа одинакова, то тормозная система исправна.
В противном случае отремонтируйте систему.
Должны соблюдаться следующие соотношения:
- — L лев. пер. = L прав. пер.
- — L лев. задн. = L прав. задн.
- — L пер. > L задн.
Если при такой же проверке автомобиля, оснащенного АБС, тормозные следы будут видны так же четко, как и при проверке автомобиля без АБС, то антиблокировочная система тормозов неисправна.
В этом случае нужно обратиться в СТО для ремонта АБС.
Тормозная система Рено Сандеро
Колодки тормозные передние Лада Ларгус, Веста, Рено Логан, Дастер, оригинал 410608481R
4 160 ₽
Передние тормозные колодки Лада Веста, Ларгус 16кл, Рено, Ниссан Альмера, Террано и др., Brembo P68033
3 650 ₽
Задние тормозные колодки для Лада Ларгус, оригинал 7701210109
6 250 ₽
Тормозной диск передний вентилируемый Лада Ларгус, Рено Логан, Сандеро, Сценик, ASAM аналог 8201464598
3 200 ₽
org/Product» data-count-md=»0″ data-count-sm=»0″ data-cat=»cat_id86″>Универсальная пластичная смазка для суппортов, TRW
600 ₽
Тормозная жидкость RENAULT DOT 4+ Рено Логан, Сандеро, ДАстер, Лада Ларгус и др., оригинал 0,5л
1 000 ₽
Очиститель тормозов 600 мл, Renault 7711422414
786 ₽
Жидкость тормозная ELF FRELUB 650 для Лада Ларгус, Рено Логан и др., 1л
2 585 ₽
org/Product» data-count-md=»1″ data-count-sm=»1″ data-cat=»cat_id172″>Ремкомплект переднего суппорта Лада Ларгус, Веста, Х РейРено Логан, Сандеро, Дастер, Seinsa (Autofren)
625 ₽
Задние тормозные барабаны «АТС» STANDART для Лада Веста, Х-Рей, Логан 2, Сандеро, Меган (аналог 432008333R, 432000978R)
3 300 ₽
Ремкомплект передних колодок (пластины)
545 ₽
Подшипник передней ступицы Лада Веста, Ларгус, Рено Логан, Сандеро, Меган без ABS, MAREL аналог 6001547696
1 300 ₽
org/Product» data-count-md=»2″ data-count-sm=»0″ data-cat=»cat_id86″>Вакуумный усилитель тормозов Рено Логан, Сандеро, Лада Ларгус (с АБС), 472109134R
34 308 ₽
Медная смазка спрей CU 800, Wurth (300мл)
740 ₽
Датчик АБС Лада Ларгус, Рено Логан, Сандеро, Ниссан Альмера, задний, оригинал
1 535 ₽ … 3 500 ₽
Ремкомплект переднего суппорта под АБС, 8 клапанов, оригинал Renault 7701207961, 7701203375
2 040 ₽
org/Product» data-count-md=»3″ data-count-sm=»1″ data-cat=»cat_id86″>Очиститель тормозных дисков 650мл, Lavr Service
310 ₽
Тормозная жидкость DOT 5.1 TRW 1 л
1 230 ₽
Колодки передние Лада Веста, Х Рей Кросс, Ларгус, Рено Дастер, Логан, LECAR аналог 410608481R
700 ₽
Очиститель тормозных дисков, 400мл, Lavr
280 ₽
Тормозные диски Лада Ларгус, Веста, Х Рей, Рено Логан, Сандеро, аналог 7701207795, АТС Спорт (с перфорацией)
5 760 ₽
org/Product» data-count-md=»1″ data-count-sm=»1″ data-cat=»cat_id86″>Барабанные колодки Лада Ларгус, Рено Логан, Дастер, Каптур, Ниссан Альмера, LYNX аналог 7701210109
3 300 ₽
Передние тормозные диски Лада Веста, Х Рей, Ларгус, Рено Логан, Сандеро, Меган, TAYGA
8 400 ₽
Передние тормозные колодки Лада Веста Спорт, Рено Ластер, Рено Каптур, Террано UBS Performance, аналог 410605961R
4 700 ₽
Передние колодки Лада Ларгус, Веста, Рено Логан, Дастер, Ниссан 16 клапанов, Kurosai аналог 410608481R, 7701208422
1 500 ₽
Винт потайной М8 для крепления тормозного диска Лада, Рено, оригинал 7703004176
125 ₽
Передние колодки на Рено Логан 2, Сандеро 2, оригинал 140 мм
3 947 ₽ … 6 354 ₽
Колодки тормозные передние Рено Сандеро, Рено Логан, Лада Ларгус, DELPHI аналог 410602192R
2 250 ₽
Ремкомплект направляющих переднего суппорта, аналог 7701208339, TRW Lukas
1 500 ₽
Передние тормозные диски Лада Веста, Х Рей, Ларгус, Рено Логан, Сандеро, АТС СПОРТ с перфорацией и антикором, аналог 7701207795
5 040 ₽
Особенности тормозов автомобиля Рено Сандеро
Рено/Дачия Сандеро оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной.
Первый, оснащенный гидроприводом с вакуумным усилителем, обеспечивает торможение при движении автомобиля, второй замедляет автомобиль на стоянке.
Двухконтурная рабочая система с диагональным подключением тормозных механизмов передних и задних колес.
Один гидравлический контур обеспечивает правый передний и левый задний тормоз, другой — левый передний и правый задний.
При выходе из строя одного из контуров рабочей тормозной системы второй контур используется для остановки автомобиля с достаточной эффективностью.
Педаль тормоза — подвесного типа.
Выключатель стоп-сигнала установлен в кронштейне педального узла над педалью тормоза — его контакты замыкаются при нажатии на педаль.
Вакуумный усилитель: 1 — вилка, 2 — контргайка, 3 — толкатель, 4 — защитный кожух, 5 — шпилька крепления вакуумного усилителя, 6 — прокладка, 7 — корпус усилителяДля уменьшения усилия на педали тормоза установлен вакуумный усилитель. используется, используя разрежение в ресивере работающего двигателя.
Вакуумный усилитель расположен в моторном отсеке между толкателем педали и главным тормозным цилиндром и крепится четырьмя гайками (через перегородку) к кронштейну педали.
Вакуумный усилитель неразборный, при выходе из строя заменяется.
Главный тормозной цилиндр с бачком: 1 — разъем датчика уровня, 2 — крышка бачка, 3 — бачок, 4 — толкатель поршня; 5, 9 — соединительные втулки; 6, 8 — отверстия для подключения трубопроводов, 7 — главный тормозной цилиндрГлавный тормозной цилиндр крепится гайками к двум шпилькам корпуса вакуумного усилителя.
Сверху на цилиндре расположен бачок гидропривода тормозной системы, в котором находится запас рабочей жидкости.
На корпус бака нанесены маркировка максимального и минимального уровня жидкости, а в верхней части установлен датчик, который при снижении уровня жидкости ниже отметки MIN включает сигнализатор в комбинации приборов.
При нажатии на педаль тормоза поршни главного цилиндра перемещаются, создавая давление в гидроприводе, которое по трубам и шлангам подается к рабочим цилиндрам колесных тормозов.
Тормоз переднего колеса: 1 — тормозной шланг, 2 — клапан прокачки, 3 — пыльник направляющего пальца, 4 — тормозной диск, 5 — тормозные колодки, 6 — тормозной суппорт, 7 — направляющая колодкиТормозной механизм переднего колеса дисковый , с плавающим суппортом, в состав которого входит суппорт, выполненный заодно с однопоршневым рабочим цилиндром.
Направляющая тормозной колодки крепится к поворотному кулаку двумя болтами, а кронштейн крепится двумя болтами к направляющим штифтам, установленным в отверстиях направляющей колодки.
На пальцы устанавливаются защитные резиновые чехлы.
Смазка помещается в отверстия для штифтов направляющей колодки.
При торможении давление жидкости в гидроприводе тормозного механизма увеличивается и поршень, выходя из колесного цилиндра, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску.
Затем скоба (за счет перемещения направляющих штифтов в отверстиях направляющих колодок) перемещается относительно диска, прижимая к нему наружную тормозную колодку.
В корпусе цилиндра установлен поршень с прямоугольным резиновым уплотнительным кольцом.
Благодаря эластичности этого кольца поддерживается постоянный оптимальный зазор между диском и тормозными колодками.
Тормоз заднего колеса: 1, 14 — возвратные пружины, 2 — гидрокомпенсатор, 3 — рычаг гидрокомпенсатора, 4, 11 — опоры, 5 — пружина рычага гидрокомпенсатора, 6 — тормозной щит, 7 — передняя тормозная колодка, 8 — рабочий цилиндр, 9 — распорная втулка а, 10 — рычаг растормаживания стояночного тормоза, 12 — задняя тормозная колодка, 13 — трос стояночного тормозаТормозной механизм заднего колеса барабанный, с двухпоршневым колесным цилиндром и двумя тормозными колодками, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.
Тормозной барабан также является ступицей заднего колеса и в него запрессован подшипник.
Регулятор давления задних тормозов: 1 — шток привода регулятора давления, 2 — муфта муфты регулятора штока привода, 3 — муфта регулятора штока привода, 4 — рычаг привода регулятора давления задних тормозов, 5 — регулятор давления задних тормозов, 6 — гайка штока регулятораРегулятор давления изменяет давление в гидроприводе тормозов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля.
Включается в оба контура тормозной системы, по нему тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.
Регулятор крепится болтами к кузову автомобиля.
Его тяга соединена с балкой задней подвески через подпружиненную силовую тягу, рычаг 4 и серьгу.
В зависимости от расстояния между балкой и кузовом, которое зависит от загрузки автомобиля, перемещается шток регулятора, который, в свою очередь, с помощью системы клапанов изменяет площадь поперечного сечения проходных каналов контуры внутри регулятора, тем самым ограничивая давление в контурах заднего тормоза.
Степень ограничения регулятора, а, следовательно, и давление в контурах регулируется изменением длины штока регулятора с помощью гайки.
Колесные цилиндры тормозных механизмов задних колес одинаковые.
Передние колодки тормозных механизмов задних колес одинаковые, а задние разные — зеркально-симметрично снабжены несъемными рычагами стояночного тормоза.
Распорка и храповая гайка левого и правого колесных тормозов различны.
Храповая гайка и выступ левой проставки колеса имеют левую резьбу, а храповая гайка и выступ правой проставки колеса имеют правую резьбу.
Рычаги тормозных механизмов левого и правого колес зеркально-симметричны.
Схема антиблокировочной тормозной системы: 1 — гидроэлектронный блок, 2 — главный тормозной цилиндр, 3 — вакуумный усилитель тормозов, 4 — сигнальная лампа отключения АБС в комбинации приборовАнтиблокировочная система (АБС) состоит из гидроэлектронный блок 1 (рис. 6) с гидрораспределителями, датчиками частоты вращения колес, насосом с электроприводом и сигнальной лампой 4 в комбинации приборов.
Антиблокировочная система тормозов предназначена для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях, предотвращая блокировку колес.
ABS дает следующие преимущества:
- — объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе при экстренном торможении;
- — сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе при повороте.
В случае сбоя системы предусмотрена функция сохранения работы в случае сбоя системы.
Блок управления гидроэлектроники получает информацию о скорости автомобиля, направлении движения и дорожных условиях от датчиков скорости вращения колес
На основании этой информации блок управления определяет оптимальный режим торможения колес, изменяя проходное сечение контуров с помощью электромагнитные клапаны, упреждающие момент блокировки колеса, замедляющие вращение, что предотвращает его блокировку.
Если система предполагает, что колесо заблокировано, она дает указание соответствующему клапану перекрыть подачу жидкости к рабочему цилиндру этого колеса от главного тормозного цилиндра.
Если скорость колеса продолжает уменьшаться по сравнению с другими колесами, система ABS возвращает тормозную жидкость обратно в главный цилиндр, уменьшая торможение.
Если все четыре колеса замедляются одинаково, возвратный насос отключается, и все электромагнитные клапаны снова открываются, позволяя главному тормозному цилиндру нормально воздействовать на подчиненные цилиндры.
Этот цикл может повторяться до десяти раз в секунду.
Включение электромагнитных клапанов и насоса обратки создает пульсации в гидроприводе тормозной системы, они передаются на педаль тормоза, сигнализируя тем самым водителю о работе АБС.
Клапаны электромагнитные в контурах тормозных механизмов передних колес воздействуют на их рабочие цилиндры независимо, на каждый в отдельности, а электромагнитные клапаны контуров тормозных механизмов задних колес воздействуют на оба рабочих цилиндра механизмов одновременно.
Поскольку тормозная система разделена по диагонали, отдельный механический плунжерный клапан в гидравлическом блоке разделяет гидравлический выход заднего электромагнитного клапана на два отдельных контура. для предотвращения влияния ложных сигналов на систему встроенный контур безопасности отслеживает все сигналы, поступающие в блок управления.
При получении ложного сигнала или недостаточном напряжении в бортовой электросети происходит автоматическое отключение системы, загорается контрольная лампа отключения АБС в комбинации приборов.
При этом нормальная работа тормозной системы сохраняется, однако при движении по скользкой дороге нужно быть предельно осторожным, так как будет нарушена распределительная функция системы (функция выравнивания давления в тормозные механизмы передних и задних колес) и есть вероятность заноса автомобиля при торможении.
Привод стояночного тормоза — ручной, механический, тросовый, на задние колеса.
Состоит из рычага, переднего троса с регулировочной гайкой на конце, уравнителя, двух задних тросов и рычагов в тормозах задних колес.
Рычаг стояночного тормоза, закрепленный между передними сиденьями на тоннеле пола, соединен с передним тросом.
К заднему концу переднего троса крепится уравнитель, в отверстия которого вставляются передние концы задних тросов.
Концы задних тросов соединены с рычагами стояночного тормоза, прикрепленными к задним колодкам.
В процессе эксплуатации (до полного износа задних тормозных колодок) регулировка привода стояночного тормоза не требуется, т. к. удлинение тормозной прокладки компенсирует износ колодок.
Привод стояночного тормоза нуждается в регулировке только в том случае, если были заменены тросы или рычаг стояночного тормоза.
Ход педали тормоза при работающем двигателе должен быть примерно 60-65 мм.
Слишком маленький ход свидетельствует о неправильной начальной настройке педали тормоза, нарушении регулировки вакуумного усилителя тормозов или заклинивании рабочего цилиндра, вызывает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок.
Слишком большой ход – признак превышения зазоров в педальном механизме или негерметичности гидропривода тормозной системы.
Если ход уменьшается при повторном нажатии на педаль, т.е. становится «жестче» в воздушной системе.
Если полный ход педали начинает увеличиваться, система негерметична.
Если педаль тормоза всегда начинает вибрировать при торможении, скорее всего тормозные диски перекосились.
В такой ситуации менять нужно только их, и то и другое сразу.
Вибрация педали, периодически появляющаяся и исчезающая при резком торможении, сопровождает работу антиблокировочной системы тормозов и не является признаком неисправности.
Если автомобиль начинает тянуть в сторону при торможении, проверьте рабочие цилиндры; их может потребоваться заменить.
При наличии стука в передней подвеске, пропадающего при торможении, проверьте затяжку болтов крепления суппорта.
Перед началом движения после замены тормозных колодок обязательно несколько раз нажмите на педаль тормоза — поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.
Причина неисправности — Способ устранения
Увеличенный ход педали тормоза:
Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров — Заменить неисправные рабочие тормозные цилиндры,
Промыть и высушить колодки, диски и барабаны
Воздух в тормозной системе — Прокачать систему
Резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре повреждены — Замените главный цилиндр
Поврежденные резиновые тормозные шланги — Замените шланги и прокачайте систему.
Повышенное биение тормозного диска (более 0,03 мм) — Отшлифовать или заменить диск, если толщина тормозных дисков передней части колес менее 19.8 мм
Недостаточная эффективность торможения:
Смазка тормозных колодок — Промыть и просушить колодки
Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах — Устранить причины заедания, заменить поврежденные детали
Полный износ тормозных колодок — Заменить тормозные колодки
Перегрев тормозов — Немедленно остановиться и дать тормозам остыть
Использование низкокачественных колодок — Использовать оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на производстве деталей для тормозных систем
Нарушение герметичности одной из цепей (сопровождается отказом педали тормоза) — Заменить поврежденные детали, прокачать систему
Перекос педали тормоза — Установить причину увеличения полного хода и заменить поврежденные детали
Нарушение регулировки выступа штока вакуумного усилителя тормозов — Обратитесь в сервис для регулировки усилителя тормозов
Неисправность антиблокировочной системы тормозов (АБС) — Обратитесь в сервисный центр для проверки антиблокировочной системы тормозов
Неполное выключение всех колес:
Нет люфта на педали тормоза — Заменить главный тормозной цилиндр
Увеличенный выступ штока вакуумного усилителя тормозов — Обратиться в сервис для регулировки усилителя
Вздутие резиновых уплотнителей главного цилиндра из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п. — Промыть и удалить воздух из всей системы гидропривода, заменить резиновые детали
Заклинившие поршни главного цилиндра — Проверить и при необходимости заменить главный цилиндр
Торможение одного колеса при отпущенной педали:
Сломаны или ослаблены возвратные пружины колодок стояночного тормоза — Замените пружину
Заклинивание поршня в рабочем цилиндре из-за загрязнения или коррозии корпуса — Замените рабочий цилиндр и прокачайте гидравлическую тормозную систему
Вздутие уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей — Заменить рабочий цилиндр и прокачать гидротормоза
Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при закручивании болтов крепления ослаблены — подтянуть болты крепления, при необходимости заменить поврежденные детали
Неправильная регулировка стояночного тормоза — Отрегулируйте стояночный тормоз
Неисправность антиблокировочной системы тормозов — Проведите проверку антиблокировочной системы
Скольжение или увод автомобиля в сторону при торможении:
Заклинивание поршня рабочего цилиндр — Проверьте и устраните заклинивание поршня в цилиндре
Засорение любой трубки из-за вмятины или закупорки — Замените или очистите трубку
Грязные или замасленные диски, барабаны и тормозные колодки — Очистите детали тормоза
Несоосность колес — Отрегулировать сход-развал
Различное давление в шинах — Установить требуемое давление в шинах
Не работает один из тормозных контуров (сопровождается снижением эффективности торможения) — Заменить поврежденные детали и прокачать систему.
Если это не привело к желаемому результату, обратитесь в сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов (если она установлена на автомобиле)
Повышенное усилие на педали тормоза при торможении:
Неисправен вакуумный усилитель — Замените усилитель
Шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускной патрубок двигателя, поврежден или его крепление ослаблено — Заменить шланг
Вздутие резиновых уплотнений цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п. — Замените цилиндры, промойте и прокачайте систему
Скрип или вибрация тормозов:
Смазка фрикционных накладок — Очистите накладки проволочной щеткой, используя теплую воду и моющее средство.
Устранение причин попадания жидкости или смазки на тормозные колодки
Изношенные колодки или посторонние включения в них — Замените колодки
Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) тормозного диска — Отшлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес автомобилей с двигателями К7Ж и К7М менее 10,6 мм, автомобилей с двигателем К4М менее 17,7 мм
Проверка тормозов
Работу тормозной системы целесообразно проверять на специальных тормозных стендах.
Приблизительную оценку работы тормозной системы можно произвести на ровной горизонтальной площадке (желательно покрытой тонким слоем песка), заглубленной для движения транспорта.
Этот тест можно проводить на автомобилях без АБС.
При АБС проверка осуществляется на СТО с помощью диагностики.
После торможения автомобиля выйдите из автомобиля и осмотрите следы торможения, оставленные колесами автомобиля.
Если тормозные гусеницы передних колес немного длиннее задних, а длина гусениц слева и справа одинакова, то тормозная система исправна.
Если нет, отремонтируйте систему.
Необходимо соблюдать следующие соотношения:
- — L лев. пер. = Л правильно. транс.
- -Лев. сзади = L справа. задний
- — левый переулок > левый задний
Если при той же проверке автомобиля, оборудованного АБС, тормозные метки видны так же четко, как и при проверке автомобиля без АБС, то антиблокировочная система тормозов неисправна.
В этом случае необходимо обратиться на СТО для ремонта АБС.
Проверка и регулировка тормозов Рено Сандеро
Для предотвращения внезапного отказа тормозной системы автомобиля необходимо при каждом техническом осмотре проверять герметичность деталей тормозной системы и исправность тормозных механизмов.
Все резиновые детали, независимо от их состояния, подлежат замене через 100 000 км пробега или через 5 лет эксплуатации автомобиля.
Тормозная жидкость подлежит замене через 90 км или через 6 лет эксплуатации согласно рекомендациям завода.
А вот тормозную жидкость желательно менять через 2 года эксплуатации.
Осмотр части гидропривода, работающей под давлением, производить с помощником.
Он должен четыре-пять раз нажать на педаль тормоза и удерживать ее нажатой, пока проверяется гидропривод.
При негерметичности соединений подтянуть хомуты, заглушки, гайки.
Замена шлангов и трубопроводов с механическими повреждениями.
Если рабочие цилиндры негерметичны, отремонтируйте или замените их.
Ключ для тормозных трубокПотребуются специальные ключи для трубных гаек или ключи на 8, 11, 14.
Осмотр бачка главного тормозного цилиндра
Осмотр соединений трубопроводов
Проверить отсутствие утечек жидкости из мест соединения тормозных трубок со шлангами.
Проверка тормозных шлангов.
Шланг не должен иметь трещин, надрывов и потертостей.
При нажатии на педаль тормоза на шланге не должно быть вздутий.
Осмотр соединений шлангов с рабочими цилиндрами и клапана выпуска воздуха тормозных механизмов передних колес
Проверка соединений шлангов с рабочими цилиндрами и клапана выпуска воздуха тормозных механизмов задних колес
Проверка крепления трубопроводов в держателях.
Ослабленные или сломанные держатели приводят к вибрации и, как следствие, к поломке трубопроводов.
Проверяем состояние трубопроводов и шлангов, а также их соединения на балке задней подвески, крепление трубопроводов к кузову автомобиля и к балке задней подвески, соединение трубопроводов с регулятором тормозных усилий в гидравлический привод заднего тормоза.
По положению педали тормоза можно судить об исправности тормозной системы.
Если педаль находится на расстоянии, превышающем стандартное расстояние от пола, колеса могут не полностью отпуститься при отпускании педали.
Если педаль установлена слишком низко, эффективность торможения может снизиться из-за уменьшения хода педали.
Вам понадобятся инструменты: линейка, плоскогубцы, ключ на 13.
Нажимаем педаль тормоза до упора и измеряем расстояние от накладки педали до пола
(линейка должна быть установлена перпендикулярно плоскости пола)
Отпустить педаль и заново измерить расстояние от накладки педали до пола в свободном состоянии.
Это расстояние должно составлять 100-105 мм.
Разница в размерах между двумя измерениями составляет полный ход педали, который должен составлять 60-65 мм.
Если расстояние не соответствует указанным интервалам, отрегулируйте его, изменив длину толкателя вакуумного усилителя тормозов.
Отсоедините вилку толкателя от педали тормоза
Ослабьте затяжку контргайки «В» вилки.
И, удерживая толкатель «В» от проворачивания, повернуть вилку «А» в нужном направлении.
Один оборот вилки изменяет положение педали тормоза примерно на 5 мм.
Проверить свободный ход педали тормоза, для этого пошевелить педаль рукой, пока педаль не перестанет двигаться без сопротивления.
Линейкой определяем свободный ход, который должен быть 8-10 мм.
Несоответствие заданного свободного хода может быть вызвано:
— повышенным люфтом в соединении толкающей вилки вакуумного усилителя и педали.
Это может быть связано с износом штифта вилки в отверстии вилки и педали;
— неправильно отрегулировано расстояние от накладки педали до пола в свободном состоянии;
Установочные размеры усилителя тормозов: X = 22,3 мм; L=145,8мм— неправильно отрегулирован размер «Х» между концом регулировочного болта штока усилителя тормозов и фланцем его корпуса для подсоединения главного тормозного цилиндра.
Если ход педали больше 8-10 мм, то это свидетельствует о наличии воздуха в гидроприводе тормозов или о предельном износе тормозных колодок, тормозных дисков или барабанов. Выпустите воздух из гидравлического привода или замените колодки, диски или тормозные барабаны.
Если педаль нажата до упора и удерживается в этом положении, педаль постепенно уходит в пол, это свидетельствует об утечке жидкости из гидропривода или неисправности главного тормозного цилиндра.
Проверка работы вакуумного усилителя тормозов
Если вакуум неисправен, усилие на педали тормоза увеличивается.
Для проверки вакуумного усилителя вам понадобится резиновая груша и отвертка.
При выключенном двигателе нажмите педаль тормоза пять или шесть раз.
Удерживая педаль тормоза, запустить двигатель.
Педаль тормоза должна двигаться вперед.
Снятие обратного клапана вакуумного усилителя: 1 — впускной коллектор, 2 — трубка обратного клапана, 3 — обратный клапан вакуумного усилителя, 4 — вакуумный усилительЕсли этого не произошло, проверьте затяжку наконечника вакуумного шланга на штуцере впускного патрубка и герметичность штуцера обратного клапана вакуумного шланга в корпусе вакуумного усилителя
Для проверки обратного клапана снимите узел вакуумного шланга, для который:
— сжать фиксатор и отсоединить вакуумный шланг от штуцера подводящего трубопровода;
— отверткой снять штуцер обратного клапана с корпуса вакуумного усилителя;
— снять шланг в сборе с обратным клапаном.
Шланг в сборе с обратным клапаномНа штуцер обратного клапана, которым клапан вставляется в усилитель, надеваем резиновую грушу и обжимаем. Воздух должен выходить через клапан.
Освобождение груши. Если он остается в сжатом состоянии, то клапан исправен.
В противном случае замените обратный клапан. При отсутствии груши можно продуть клапан ртом.
Установите детали в обратном порядке.
Проверка износа тормозных колодок и барабанов
Потребуется штангенциркуль или линейка
Устанавливаем автомобиль на подъемник или смотровую канаву
Снимаем переднее колесо
Проверяем через отверстие в тормозном суппорте корпус состояние накладок колодок.
Если толщина колодок вместе с основанием меньше допустимого значения, указанного в таблице, колодки заменяем.
Размеры тормозных колодок, дисков и барабанов
Автомобиль с двигателем K7J
Передние тормоза:
- Диаметр тормозного диска 238 мм
- Толщина тормозного диска 12 мм
- Максимально допустимое биение тормозного диска 0,07 мм
- Минимально допустимая толщина тормозного диска 10,6 мм
- Толщина тормозных накладок, включая основание 18 мм
- Минимально допустимая толщина трения тормозных колодок, включая основание 6 мм
Задние тормоза
- Диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 180,25 мм
- Максимально допустимый диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 181,25 мм
- Минимально допустимая толщина трения тормозных колодок, включая основание 3,5 мм
Автомобиль с двигателем К7М
Передние тормоза:
- Диаметр тормозного диска 259 мм
- Толщина тормозного диска 12 мм
- Максимально допустимое биение тормозного диска 0,07 мм
- Минимально допустимая толщина тормозного диска 10,6 мм
- Толщина тормозных накладок, включая основание 18 мм
- Минимально допустимая толщина трения тормозных колодок, включая основание 6 мм
Задние тормоза
- Диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 180,25 мм
- Максимально допустимый диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 204,45 мм
- Минимально допустимая толщина трения тормозных колодок, включая основание 3,5 мм
Автомобиль с двигателем К4М
Передние тормоза:
- Диаметр тормозного диска 259мм
- Толщина тормозного диска 20,7 мм
- Максимально допустимое биение тормозного диска 0,07 мм
- Минимально допустимая толщина тормозного диска 17,7 мм
- Толщина тормозных накладок, включая основание 18 мм
- Минимально допустимая толщина трения тормозных колодок, включая основание 6 мм
Тормоза задние
Диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 203,3 мм
Максимально допустимый диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 204,45 мм
Минимально допустимая толщина фрикционной накладки тормозной колодки, включая основание 3,5 мм
Измерить толщину тормозного диска
Если его толщина меньше допустимого значения, заменить тормозной диск
Вентилируемые тормозные диски с двигателем К4М
Для проверки износа задних тормозных колодок снимите заднее колесо и тормозной барабан.