Все почерневшие от дыма, над подворотнями видны…


Вот вам такой замечательный образец монументальной пропаганды. Конечно про него тут наверняка было, но это — прото должно быть тут. История знака, откуда он взялся, каким был, каким стал и как мы вернули его к жизни.


Не очень часто, но ещё можно встретить такие знаки по улицам Москвы, а ещё чаще Ленинграда. Известны по экземпляру в Ярославле и Перьми. Откуда они взялись?
А вот откуда. В 1927 году было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). 28 января 1937 г. Президиум ЦС ОСОАВИАХИМа ввел нормативы на коллективный знак «Готов к ПВХО» для первичных организаций Общества жилых домов, а в начале следующего года были утверждены нормативы для первичных осоавиахимовских организаций учебных заведений. Знак являлся настенным и вывешивался на фасады зданий. Это из викии. Однако не всё так просто как кажется…

вот скрин из к/ф "Путёвка в жизнь", 1931 года. Что-то ну уж очень похожее уже висит на стене. Правда отличается. Деталей не видно, но видно что нет хорошо заметной на поздних знаках большой красной звезды. Кстати — видно что они раскрашены были.


а вот уже попозже. Лялин переулок в Москве. Знак другой, привычный нам, и другая раскраска. К слову — раскрасок было несколько, да и сами знаки отличались — многие имели квадратные буквы СССР, точки между ними, имели ручку затвора винтовки, зубцы на серпе и разную его толщину, выделенный отдельной краской бортик шестерни и звезды… Вариантов было много.
http://www.rkka.msk.ru/pvho/pvho1.shtml  а вот если кому интересно, те самые нормы которые надо было сдать жильцам на получение такого коллективного знака.
ну и цитатко: "Нормы "Готов к ПВХО" содержат те знания и практические навыки, которыми каждый трудящийся СССР должен овладеть в ближайшее время, чтобы быть в состоянии организованно встретить воздушно-химическую опасность, обеспечить в условиях воздушного налета противника непрерывность работы на своем предприятии и в учреждении и принять активное участие в ликвидации последствий нападения."
Но вернёмся от остальных, к нашему конкретному знаку. На первой фотографии вы видели его только привезённым в Москву. Снят он был со сносимого здания в районе — где-то между станциями метро "Балтийская" и "Нарвская" в городе-герое Ленинграде.
Дело было ещё в августе. Несколько месяцев, до февраля этого года он лежал на шкафу, терпеливо смотря в потолог и поглядывая на мир маленьким уголком.

И в феврале, не имея до того особого опыта работы с такими артефактами — мы приступили к реставрационным работам. первая задача была — укрепить его в том месте где выбит фрагмент — ибо он угрожал переломится пополам.


Потом надо было начать его очистку от краски, для дальнейшей реставрации.


дело это было не таким простым как кажется. Ближе к центру — снималось легче, легко чистилась звезда… но во многих местах краска слиплась с гипсом и что самое печальное — с родной краской.


вот прошёл первый этап поверхностной очистки знака… Верхний угол тоже отваливается — сажаем его на гипс. только те материалы употребляем — которые были в те времена, никаких "клей-моментов", у нас ведь всё-таки реставрация.


вот знак почти очищен. Много выбоин и утрат в результате осадков… Справа — там где выбоина — следы огня и копоти. этот район, как заводской — обстреливали в войну и в доме был пожар, и тогда и могло осколком выбить кусок знака.


по остаткам краски составляю эскиз цветовой реконструкции знака. ну а так-же графический проект воссоздания утраченных отбитых элементов. Утрат много, половина серпа, луч звезды, колосья, фальшболты, часть молота, затвор и штык винтовки, куски перекрестья пропеллера, шланги противогаза…


И вот очистка от краски и укрепление знака закончены. сзади его пришлось проармировать и залить толстую плиту что-б не трескался и был прочнее. В него были ввёрнуты несколько сточенных патефонных игл, на них натянута марля и залит гипс.


с помощью пластилина налепляли форму, заливали гипс и после застывания обрабатывали ножом и наждачкой…


И вот он уже приобретает узнаваемые черты…


Начинаем восстановление шлангов… Они не просто какие-то там, они гофрированные.
как-то так. Для этого пришлось купить бор-машинку.


затем самый трудоёмкий процесс — восстановление колосьев…


И наконец — грунтовка… и…


раскраска. ещё раз повторюсь — все цвета известны, и сохранились в порах, лупой они очень хорошо читались. да и часть немалая налипла на вернхний слой масляной краски с толстым и липким грунтом. его яркая раскраска вполне логична. Это был знак отличия, гордости, своеобразный орден для дома. Он должен быть виден издалека, и возбуждать здоровую зависть обитателей соседних домов, а заодно — стремление заиметь такой же.

Иииии… наконец он!
Полностью отреставрированный.

И раскрашенный в изначальные цвета.


Ему уже приготовили специальную полочку, и он занимает своё место. Ну не на полу-ж ему валятся, всё таки более 2-х месяцев лежал…

Как там было…

Все почерневшие от дыма,
Над подворотнями видны
Эмблемы Осоавиахима.
Все это было до войны.
Вовсю соревновались жакты,
С начальством спорили, хотя
Комиссии писали акты,
В бомбоубежища сходя.
И тень ложится на лицо нам.
Мы узнаем, прищуря глаз,
Винтовку, винт авиационный
И, кажется, противогаз.
Как имя вымершего бога,
Читаем: “Осоавиахим”.
За ним воздушная тревога
И ночи зимние за ним.
При чем тут “химия и “осы”?
Их вовсе не было, когда
Вставали снежные заносы
И провисали провода.
Но пролетала бомба мимо
И разрывалась за углом.
Эмблема Осоавиахима!
Не ты ли нам спасала дом?
А. Кушнер.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.