Безопасность автомобиля – Пассивная безопасность автомобиля — это… Что такое Пассивная безопасность автомобиля?

Содержание

БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Безопасность автомобилей и транспортных средств состоит из комплекса конструктивных и эксплуатационных свойств, которые обеспечивают уменьшение вероятности возникновения ДТП, и не только. Одной из главных задач обеспечения безопасности транспортных средств является уменьшение отрицательного влияния на окружающую среду и снижение тяжести последствий.

Безопасность транспортных средств бывает нескольких видов:

1) Активная безопасность;

2) Пассивная безопасность;

3) Послеаварийная безопасность;

4) Экологическая безопасность;

Все страны-производители автомобилей обязаны разрабатывать документы и законодательные акты, которые регулируют отношения различных элементов безопасности автомобилей и транспортных средств.

Существующая Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций создала специальный комитет, который отвечает за урегулирование вопроса безопасности транспортных средств и автомобилей на международном уровне. В 1958 году был подписано и принято соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения. В соответствии с этим соглашением, страны участники обязаны:

1)    Разрабатывать и принимать единые рекомендации по требованиям к параметрам транспортных средств и узлам установленных на автомобиле, а также методики по испытанию безопасности транспортных средств.

2)    В соответствии с установленным порядком, проводить испытания и проверки узлов, и агрегатов на автомобиле по соответствующей принятой методике, на соответствие нормативным требованиям.

3)    По результатам испытаний присваивать утвержденные знаки официального утверждения (знак официального утверждения наносится на агрегаты и узлы автомобиля). Знак содержит информацию о стране, где производилось испытание, номер официального документа проведенного испытания, номер правил ЕЭК ООН.

ЧТО ТАКОЕ АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ  ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?

Активная безопасность транспортного средства это свойства автомобиля или транспортного средства, которые используются для снижения вероятности возникновения ДТП (дорожно-транспортного происшествия).

Для обеспечения активной безопасности транспортное средство наделено несколькими свойствами, которые помогают водителю управлять автомобилем безопасно (разгоняться, тормозить, маневрировать без особых усилий).

Свойства активной безопасности:

— тяговые свойства автомобиля;

— тормозные свойства автомобиля;

— устойчивость автомобиля;

— управляемость автомобиля;

— проходимость автомобиля;

— информативность;

— обитаемость.

Совокупность тяговых и тормозных свойств автомобиля называют динамическими свойствами автомобиля (динамичность автомобиля).

ЧТО ТАКОЕ ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?

Пассивная безопасность транспортного средства это свойства автомобиля или транспортного средства, которые используются для снижения тяжести последствий ДТП.

Пассивная безопасность бывает внешней и внутренней.

Требования, предъявляемые к внешней пассивной безопасности автомобиля:

1) Конструктивное выполнения сборки корпуса автомобиля и его составных частей таким образом, чтобы  при возникновении ДТП вероятность повреждения человека свести к минимуму.

2) Выполнение внешних элементов конструкции автомобиля в соответствии с правилами пассивной безопасности, например: травмобезопасный бампер, утопленные ручки дверей, безопасная форма профиля капота автомобиля, уменьшение количества захватывающих элементов автомобиля до минимума, применение пластмассовых  частей.

Требования, предъявляемые к внутренней пассивной безопасности автомобиля:

1)    Создать условия, при которых человек спокойно может выдержать значительные перегрузки в движении.

2)    Максимально исключить травмоопасные элементы в салоне автомобиля.

Анализ ДТП показал, что основное большинство погибших во время столкновения транспортных средств приходится на людей, сидящих на передних сиденьях. Поэтому при обеспечении безопасности внутри салона автомобиля основное внимание уделяется переднему пассажиру и водителю.

Для сохранения зоны жизнеобеспечения конструкция и жесткость кузова выполняются таким образом, чтобы деформация салона была минимальной.

Для обеспечения внутренней безопасности принимаются следующие меры:

—         Возможность перемещения рулевого колеса и рулевой колонки с поглощением удара с равномерным распределением по поверхности груди водителя.

—         Надежность замков дверей для исключения возможности выпадения пассажиров.

—         Наличие удерживающих и защитных средств (ремни безопасности, подголовники, воздушные подушки).

—         Отсутствие травмоопасных элементов в салоне.

—         Установка травмобезопасных стекол.

ЧТО ТАКОЕ ПОСЛЕАВАРИЙНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ?

Послеаварийная безопасность автомобиля

или транспортного средства — это свойства конструкции автомобиля не препятствовать эвакуации пассажиров и водителя, обеспечивая наименьшую травмоопасность.

Послеаварийная безопасность состоит из:

1)    Противопожарные мероприятия;

2)    Эвакуация людей;

3)    Аварийная сигнализация.

Наиболее страшным и тяжелым последствием ДТП является возгорание автомобиля. Возгорание происходит обычно при тяжелых ДТП. Возгорание автомобиля вызывает полное разрушение автомобиля и увеличивает вероятность гибели людей при невозможности их эвакуации.

Поэтому при конструировании транспортного средства придерживаются следующих правил:

1)    Бак располагается дальше от двигателя, сзади;

2)    Устанавливают автоматическое отключение источника элктричества при ДТП;

3)    Обеспечивают пожаробезопасность топливных баков и топливопроводов;

4)    Устанавливают устройства для аварийной  эвакуации людей из автомобиля после ДТП;

5)    Установка огнетушителей.

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ?

Экологическая безопасность автомобиля – это свойство снижать степень вредного влияния на окружающую среду.

Экологическая безопасность автомобиля состоит из следующих принципиальных частей:

1)    Потеря полезной площади Земли;

2)    Загрязнение атмосферы;

3)    Использование природных ресурсов;

4)    Шум и вибрация;

5)    Уничтожение флоры и фауны;

6)    Радиопомехи.

{jcomments on}

Новые системы безопасности автомобиля — журнал За рулем

Современные автомобили становятся все более умными, получая кучу полезных систем, призванных помочь водителю. Несмотря на это, ежегодно на дорогах общего пользования гибнут миллионы людей. В нашем обзоре десять смелых идей от автопроизводителей и не только, призванных переписать мрачную статистику, — от экологических аспектов до активной безопасности.

Берегите детей

The Excellence Child Safety Seat Concept

Компания Volvo Cars по праву считается одним из мировых лидеров в области автомобильной безопасности. Летом 2015 года дизайнеры марки продемонстрировали оригинальное решение перевозки детей в машине. Детское сиденье Excellence Child Seat Concept крепится к специальному подиуму, расположенному на месте переднего пассажирского кресла, в положении против направления движения. Во-первых, такой способ транспортировки детей считается самым безопасным, а во-вторых, ребенок постоянно находится в поле зрения и досягаемости пассажира на заднем сиденье и водителя. Кресло регулируется в положениях сидя и лежа, также оно снабжено поворотным механизмом и при необходимости легко вращается, позволяя без труда усаживать и вынимать малыша из кресла. По бокам сиденья оборудованы подставки-кармашки для разных мелочей: бутылочек, салфеток и т.п., за креслом есть ниша для хранения малогабаритных предметов, а под ним устроено отделение, где поместятся вещи покрупнее — подгузники, одеяла. Кроме того, в пространстве между передней панелью и сиденьем спокойно встанет объемная сумка. Бутылочку с детским питанием можно подогревать в подстаканнике.

Безопасный обгон

semi-trailer-display-video-screen-live-feed-safety-truck-samsung-1_0

Обгон грузовиков с выездом на встречную полосу часто сопряжен с опасностью. Длинномерные транспортные средства полностью перекрывают обзор водителям двигающихся позади них автомобилей. Чтобы снизить до минимума риски от такого маневра, компания Samsung разработала прототип видеосистемы под названием Safety Truck («Безопасный грузовик»). Она включает в себя видеокамеры, которые устанавливаются на кабине длинномера, и большого ЖК-экрана, состоящего из четырех мониторов, которые крепятся к задней двери машины. Задача видеопанели — непрерывно, качественно и без бликов независимо от времени суток и погодных условий проецировать все происходящее на дороге впереди грузовика. Компания Samsung уже успешно протестировала на дорогах Аргентины 20-тонную фуру, оборудованную системой Safety Truck. Изобретатели уверены, что их разработка не только упростит водителям обгон, но и поможет сократить количество аварий, спровоцированных внезапным резким торможением впереди идущих транспортных средств из-за неожиданно появляющихся на дороге препятствий, к примеру животных.

Боремся с гололедицей «по-зеленому»

20150203_gq7q4341

В последние годы становится все более популярной борьба со снегом и льдом на зимних дорогах с применением «зеленых» антиобледенителей. Свою лепту в это экологическое движение внесли ученые из Вашингтонского университета (Сиэтл, США). Они предложили посыпать заснеженные скользкие автомагистрали с помощью отходов ячменя, образующихся на водочных заводах, смешивая их с небольшим количеством соли. Обычно этот побочный продукт производства рассыпают на фермерских полях как удобрение, превращают в низкосортные корма для животных или просто выбрасывают. Новый способ, прошедший уже успешные тестовые испытания на Аляске, по мнению экспертов, практически безвреден для окружающей среды, если сравнивать его с традиционными песчано-солевыми смесями и химическими реагентами, которые наносят огромный ущерб растительному покрову, грунтовым водам, дорожному покрытию и самим автомобилям. Кроме того, он существенно дешевле. В других американских штатах в качестве «зеленых» антигололедных средств поливают дороги солевыми растворами

Самые популярные системы безопасности автомобиля

Введение

Согласно статистике, в более 80% всех дорожно-транспортных происшествий участвуют автомобили. Более одного миллиона людей каждый год погибают и около 500 тысяч получают телесные повреждения. Стремясь обратить взор на эту проблему, каждое 3-е воскресенье ноября было объявлено ООН «Всемирным днём памяти жертв дорожных аварий». Современные системы безопасности автомобиля нацелены на уменьшение существующей печальной статистики по этому вопросу. Конструктора новых авто всегда пристально следуют нормам производства и безопасности авто. Для этого они моделируют всевозможные опасные ситуации на краш-тестах. Поэтому перед выпуском в свет авто проходит тщательную проверку и годность для безопасного использования на дороге.

Автомобильные аварии становятся причиной гибели многих людей

Автомобильные аварии становятся причиной гибели многих людей

Но полностью устранить этот вид происшествий невозможно при таком уровне развития техники и общества. Поэтому основной упор делается на предупреждение аварийной ситуации и ликвидацию последствий после неё.

Тесты по безопасности авто

Главной организацией по оценке безопасности автомобилей является «Европейская ассоциация испытания новых автомобилей». Существует она с 1995 года. Каждой новой марке машины, прошедшей через ряд тестов, выставляется оценка по пятизвездной шкале – чем звезд больше, тем лучше.

Каждая новая марка автомобиля должна пройти ряд испытаний

Каждая новая марка автомобиля должна пройти ряд испытаний

Например, благодаря тестам они доказали, что использование высоких подушек безопасности уменьшают риск получения травмы головы в 5-6 раз.

Параметры активной безопасности

Активные системы безопасности автомобиля – комплекс конструктивных и эксплуатационных свойств, которые направлены на уменьшение вероятности ДТП на дороге.

Разберём основные параметры, которые отвечают за уровень активной безопасности.

  1. За эффективность управления автомобилем во время торможения отвечают его тормозные свойства, исправность которых и позволяет избежать ДТП. За корректировку уровня торможения каждого колеса и системы колёс в целом отвечает антиблокировочная система. Исправность тормозной системы автомобиля многократно снижает вероятность ДТП

    Исправность тормозной системы автомобиля многократно снижает вероятность ДТП

  2. Тяговые свойства авто влияют на возможность увеличения величины скорости в движении, принимают участие при совершении обгона, перестройки в полосах движения и прочих манёврах.
  3. Производство и настройка подвески, рулевого управления, тормозной системы, осуществляется с использованием новых стандартов качества и современных материалов, что позволяет улучшить
    безотказность
    системы. Новые стандарты качества должны гарантировать безотказность системы

    Новые стандарты качества должны гарантировать безотказность системы

  4. Оказывает влияние на безопасность и компоновка авто. Более предпочтительными считаются авто с переднемоторной компоновкой.
  5. За наилучшее прохождение траектории движения, избегая заносов, выбросов на обочину и других проблем с отклонением от заданного пути, отвечает устойчивость автомобиля.
  6. Управляемость автомобиля – способность авто перемещаться по траектории, выбранной водителем. Одним из определений, характеризующих управляемость, является способность автомобиля менять вектор движения при условии неподвижности рулевого колеса – поворачиваемость. Различают поворачиваемость шинную и креновую.
  7. Информативность – свойство автомобиля, задачей которого является своевременное обеспечение информацией водителя об интенсивности движения на дороге, погодных условиях и прочего. Различают внутреннюю информативность, которая зависит от радиуса обзора, эффективной работы обдува и обогрева стекол; внешнюю, зависящую от габаритных размеров, гаммы цветовой окраски авто, исправных фар, стоп-сигналов; и дополнительную информативность, которая помогает при тумане, снегопаде и в ночные часы.
  8. Комфортабельность – параметр, отвечающий за создание благоприятных условий микроклимата во время управления автомобилем. Водитель должен быть обеспечен информацией о происходящем на дороге

    Водитель должен быть обеспечен информацией о происходящем на дороге

Системы активной безопасности

Самыми популярными системами активной безопасности, значительно повышающими эффективность тормозной системы, являются:

1) Антиблокировочная система тормозов. Она устраняет блокировку колёс во время торможения. Задача системы: предотвратить скольжение авто в случае потери водителем управления во время аварийного торможения. АБС уменьшает тормозной путь, что позволит избежать наезда на пешехода или угодить в кювет. Плюсом антиблокировочной системы тормозов является антипробуксовочная система и электронный контроль устойчивости;

Антиблокировочная система тормозов (составляющие)

Антиблокировочная система тормозов (составляющие)

2) Антипробуксовочная система. Система предназначена для улучшения управления автомобилем в сложных погодных условиях и условиях плохого сцепления, используя механизм воздействия на ведущие колёса;

3) Система курсовой устойчивости. Предотвращает неприятные заносы автомобиля благодаря использованию электронного компьютера, который и управляет моментом силы колеса или колёс одновременно. Система под руководством компьютера берёт управление на себя, когда близка вероятность потери управления человеком – поэтому и является очень эффективной системой безопасности авто;

Система курсовой устойчивости

Система курсовой устойчивости

4) Система, распределяющая тормозные усилия. Дополняет антиблокировочную систему тормозов. Основное отличие состоит в том, что СРТ помогает управлять тормозной системой на протяжении всего движения автомобиля, а не только во время аварийной ситуации. Она отвечает за равномерность распределения тормозных усилий по всем колёсам, дабы сохранить установленную водителем траекторию движения;

5) Механизм электронной блокировки дифференциала. Суть работы её такова: во время заноса или скольжения, часто возникает ситуация, что одно из колёс зависает в воздухе, продолжая крутиться, а опорное колесо – перестаёт. Водитель теряет контроль над управлением автомобиля, что создаёт риск аварии на дороге. В свою очередь, блокировка дифференциала позволяет передать крутящийся момент полуосям или карданам, нормализуя движение авто.

6) Механизм автоматического экстренного торможения. Помогает в тех случаях, когда водитель не успевает полностью нажать на педаль тормоза, т. е. система сама автоматически оказывает тормозное давление.

7) Система предупреждения о приближении пешеходов. При опасном приближении пешехода к автомобилю система подаст звуковой сигнал, который позволит избежать происшествия на дороге и сохранить ему жизнь.

Также существуют системы безопасности (ассистенты), которые вступают в работу до наступления аварии, как только почувствуют потенциальную угрозу жизни водителя, при этом они перехватывают на себя ответственность за рулевое управление и тормозную систему. Рывок для развития этих механизмов дал прорыв в изучении электронных систем: выпускаются новые виды устройств, увеличивается полезность блоков управления.

К этим системам относят:

  • Различные радарные, акустические и ультразвуковые системы, которые предупреждают водителя о неблагоприятном расстоянии с другими авто, стенами, препятствиями;
  • Система, позволяющая автоматически увеличивать или уменьшать скорость при приближении к другим автомобилям – адаптивный круиз-контроль; Адаптивный круиз-контроль

    Адаптивный круиз-контроль

  • Ручник – механизм, позволяющий удерживать машину намертво на различных поверхностях под определённым углом, тем самым обезопасив её от незапланированных движений;
  • Системы, помогающие контролировать плавный спуск и подъём;
  • Автоматическая система рулевого управления;
  • Система, обеспечивающая ночное виденье; Система ночного виденья

    Система ночного виденья

  • Механизмы дистанционного распознавания дорожных знаков;
  • Система распознавания и принятия незамедлительных мер в случае усталости водителя.

Элементы пассивной безопасности

Когда водитель уже не в силах самостоятельно предотвратить аварийную ситуацию, в работу вступают элементы системы пассивной безопасности автомобиля.

Система включают в себя следующие компоненты:

  • Ремни безопасности. Ремни безопасности

    Ремни безопасности

Идея создать механизм привязки водителя к сиденью проявилась в 1907 году, а уже в 1959 году были выпущены первые автомобильные ремни. По сей день они остаются самым дешёвым и эффективным элементом, обеспечивающим безопасность. С развитием технологии производства и техники в целом, стали появляться ремни с автоматической системой натяжения, которые отлично проявляют себя в паре с подушками безопасности в случае аварийной ситуации: они срабатывают сразу же и прижимают человека к креслу.

В зависимости от типа, модели и комплекции автомобиля ремни безопасности сохраняют жизнь в 50-55% случаев.

  • Подушки безопасности. Подушки безопасности

    Подушки безопасности

    Подушка представляет собой ничем не примечательный мешок из синтетического материала, основной задачей которого является принятие нагрузки в результате столкновения о тело человека. Сейчас подушки практически не оставляют повреждений на теле человека, однако, раньше они приводили к гематомам на теле, а в крайнем случае могли вызвать глухоту. Очень часто это происходило с людьми невысокого роста и детьми.

    При использовании подушки безопасности вы сохраните себе жизнь в трех случаях из десяти, а при комбинированном использовании подушки и ремня безопасности вероятность положительного исхода увеличивается до 80%.

  • Подголовники сидений. Подголовники сидений

    Подголовники сидений

    Конструктора заявляют, что подголовники также защищают наше тело, в частности шею, от серьезных травм при контакте с корпусом автомобиля в случае аварийной ситуации. Однако, по словам основной массы людей, эффективность подголовников преувеличена, и защита достигается только при определённых условиях.

  • Структурная целостность каркаса. Прочный каркас является залогом безопасности водителя и пассажиров во время аварии.
  • Прочно закреплённое сиденье. Позволяет удержать водителя в результате аварии и не допустить его перемещение по салону.
  • Бамперы. Предназначены для амортизации энергии, поступающей в момент удара.
  • Безопасный педальный узел. Позволяет избежать повреждения ног водителя, так как реализован механизм отделения педали от мест креплений во время столкновения.
  • Технология производства стекла на основе триплекса, которое при разрушении не наносит большого вреда.
  • Механизм перемещения двигателя и других элементов авто в нижнюю часть во время аварии, чтобы препятствовать их попаданию в салон и нанесению урона пассажирам.

Также на пассивную безопасность оказывают влияние размеры кузова, чем больше – тем безопаснее, и окраска.

Заключение

Благодаря развитию науки постоянно улучшаются системы активной и пассивной безопасности. Современные автомобили оснащены более продвинутыми системами безопасности, что позволяет в разы снизить риск аварии и уменьшить увечья пассажиров и ущерб технике. Статистика Евросоюза подтверждает, что использование этих систем позволило снизить количество смертельных случаев на дороге практически в два раза. Поэтому при выборе своей машины проверьте у неё наличие хорошей системы безопасности, так как это поможет избежать чрезвычайных ситуаций на дороге и сохранить жизнь. А какие, по вашему мнению, существуют самые надёжные системы безопасности автомобиля?

1 Виды безопасности автомобиля

    1. Активная безопасность автомобиля

Активная безопасность автомобиля – это совокупность его конструктивных и эксплуатационных свойств, направленных на предотвращение и снижение вероятности аварийной ситуации на дороге.

 Таблица 1.1 — Системы активной безопасности автомобиля

Название системы

Описание системы

1

Антиблокировочная система тормозов

Это система, которая предотвращает блокировку колес автомобиля при торможении. Ее основное предназначение в том, чтобы предотвратить потерю управления транспортным средством при резком торможении, а также избежать скольжения автомобиля.

Система АБС существенно сокращает тормозной путь и позволяет водителю сохранить сохранять контроль над автомобилем во время экстренного торможения, то есть при наличии данной системы возможным становится совершение резких маневров в процессе торможения. Сейчас АБС может включать в себя также антипробуксовочную систему, систему электронного контроля устойчивости и систему помощи при экстренном торможении. Помимо автомобилей, АБС устанавливается также на мотоциклах, прицепах и колесном шасси самолетов.

Продолжение таблицы 1.1

2

Антипробуксовочная система (Противобуксовочная система,Система контроля тяги)

Предназначена для устранения потери сцепления колес с дорогой при помощи контроля над буксованием ведущих колес.

АПС значительно упрощает управление автомобилем на влажной дороге или в иных условиях недостаточного сцепления.

3

Электронный контроль устойчивости (Система курсовой устойчивости)

Это активная система безопасности, которая позволяет предотвратить занос автомобиля посредством управления компьютером момента силы колеса (одновременно одного или нескольких). Является вспомогательной системой автомобиля.

Данная система стабилизирует движение в опасных ситуациях, когда вероятна или уже произошла потеря управляемости автомобилем. ЭКУ является одной из наиболее эффективных систем безопасности автомобиля.

4

Система распределения тормозных усилий

Данная система является продолжением системы AБС (Антиблокировочной системы тормозов). Отличается тем, что помогает водителю управлять автомобилем постоянно, а не только в случае экстренного торможения. Так как степень сцепления колес с дорогой разная, а тормозное усилие, передаваемое на колеса, одинаковое, система распределения тормозных усилий помогает автомобилю сохранить устойчивость при торможении, анализируя положение каждого

Продолжение таблицы 1.1

колеса и дозируя тормозное усилие на нем.

Система помогает сохранить траекторию, уменьшает вероятность заноса или сноса при торможении в повороте и на смешанном покрытии.

5

Электронная блокировка дифференциала

В первую очередь дифференциал необходим для передачи крутящего момента от коробки передач к колесам ведущего моста. Он работает, когда ведущие колеса прочно сцеплены с дорогой. Но, в ситуациях, когда одно из колес оказывается в воздухе или на льду, то вращается именно это колесо, в то время как другое, стоящее на твердой поверхности, теряет всякую силу.

Блокировка дифференциала необходима для передачи крутящего момента обоим его потребителям (полуосям или карданам).

  Помимо вышеперечисленных систем активной безопасности автомобиля существуют также вспомогательные системы. К ним относят:

  • Парктроник(Парковочный радар, Акустическая Парковочная Система, Ультразвуковой датчик парковки). Система при помощи ультразвуковых датчиков измеряет дистанцию от автомобилядо ближайших объектов. Если автомобиль парковке находится на «опасном» расстоянии от препятствий, система издает предупреждающий звук или отображает информацию о дистанции на дисплее;

  • Адаптивный круиз-контроль Круиз-контроль – это устройство, которое поддерживает постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя ее при снижении скорости движения и уменьшая скорость при ее увеличении;

  • Система помощи при спуске;

  • Система помощи при подъеме;

  • Стояночный тормоз (Ручной тормоз, ручник) — система, которая предназначена для удержания автомобиля в неподвижном состоянии относительно опорной поверхности. Ручной тормоз помогает при затормаживании автомобиля на стоянках и удержании его на уклонах.

7. Безопасная конструкция автомобиля

7.1. Сведения о видах безопасности автомобиля

Активная безопасность автомобиля — свойство автомобиля предотвращать ДТП или снижать его вероятность. Активная безопасность проявляется в период, соответствующий начальной фазе ДТП, когда водитель в состоянии изменить характер движения автомобиля. К ней относят тормозные, скоростные качества автомобиля, надежность элементов конструкции, управляемость, информативность, габаритные размеры. Кроме того, показатели микроклимата, шум, вибрация в кабине.

Пассивная безопасность — свойство автомобиля уменьшать последствия ДТП. Пассивная безопасность проявляется в период, когда водитель, невзирая на принятые меры безопасности, не может изменить характер движения автомобиля и предотвратить ДТП (кульминационная фаза ДТП). Различают внутреннюю пассивную безопасность, которая снижает травматизм пассажиров и водителя и обеспечивает, целостность грузов перевозимых автомобилем, и внешнюю пассивную безопасность, которая уменьшает возможность нанесения повреждений другим участникам движения.

Внутреннюю пассивную безопасность обеспечивают элементы, которые предусматривают снижение инерционных перегрузок в процессе удара, ограничение перемещения людей в салоне, отсутствие травмоопасных деталей, закрепления багажа и инструмента.К ней относят форму кузова, наличие бамперов, ремней безопасности, пневматических подушек, подголовников, травмоопасных рулевых колонок, стекла, и все элементы салона.

Рис. 5.2. Некоторые элементы безопасности автомобиля

Рис. 5.3. Элементы пассивной безопасности автомобиля

Послеаварийная безопасность автомобиля — свойство автомобиля уменьшать последствия ДТП после остановки (конечная фаза ДТП). Это свойство характеризуется возможностью быстро ликвидировать последствия события и предотвращать возникновение новых аварийных ситуаций.

Экологическая безопасность автомобиля — свойство автомобиля уменьшить вред, нанесенный участникам движения и окружающей среде в процессе нормальной эксплуатации. Таким образом, экологическая безопасность проявляется во время повседневной работы автомобиля, коренным образом отличается от перечисленных выше трех видов безопасности, которые оказываются лишь при дорожно-транспортном случае.

Описанные виды безопасности рассматриваются изолированно один от другого лишь для простоты их изучения. В действительности, все они тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и не всегда между ними можно провести четкую границу. Да, надежная тормозная система, позволяет остановить автомобиль на коротком расстоянии, повышает вероятность предотвращения ДТП, улучшая активную безопасность автомобиля. Кроме того, чем эффективнее тормозная система, тем быстрее остановится автомобиль и тем меньшее расстояние он пройдет. Следовательно, если даже не удается предотвратить наезд или столкновение, то вероятность ДТП все-таки будет меньшей, то есть повысится пассивная безопасность. Замки автомобильных дверей должны выдерживать большие перегрузки, не открываясь, чтобы предотвратить выпадение пассажиров при ДТП (пассивная безопасность). Вместе с тем они не должны заклиниваться или препятствовать эвакуации потерпевших из автомобиля (послеаварийная безопасность).

Для обеспечения безопасности транспортного средства важными являются и общие параметры автомобиля, то есть исходные характеристики технического состояния агрегатов.

При формировании элементов конструкции, которые создают активную безопасность автомобиля с учетом его габаритов и массы, обеспечивается достаточная динамическая скорость благодаря запасу мощности двигателя. При торможении, транспортное средство должно обеспечивать необходимую устойчивость, особенно на скользкой дороге, и правильное распределение тормозных усилий.

Большое значение для создания активной безопасности имеет информативность автомобиля, под которой понимают свойство его обеспечивать необходимой информацией водителя и других участников движения. Водитель в зависимости от конструкции автомобиля получает информацию об окружающей обстановке, характере его движения, режиме работы агрегатов и систем. Другие участники движения благодаря информативности автомобиля могут определять его тип, скорость и направление движения, прогнозировать расположение его на дороге, и расстояние к другим транспортным средствам.

Основной причиной разрушения автомобилей и травмирования людей при ДТП являются ударные нагрузки. Эти нагрузки имеют импульсный характер и, хотя действие их кратковременно, достигают больших величин из-за резкого изменения скорости автомобиля. При встречных столкновениях и наезде автомобиля на препятствие среднее замедление центра масс автомобиля может достигать 40…60g.

Для снижения инерционных нагрузок в конструкцию легковых автомобилей вводят элементы, которые способствуют увеличению длительности деформации деталей. Чтобы создать защитную зону вокруг водителя и пассажиров, устраивают твердый каркас в комбинации с легкосминающимися при ударах передней и задней частями кузова. При встречных столкновениях рулевой механизм смещается назад, приближая руль к водителю. В то же время тело водителя под действием инерционных сил резко перемещается вперед. В результате удара о рулевое колесо водитель может получить тяжелые травмы груди, брюшной полости, а иногда и сердца.

Для защиты водителя рулевое колесо делают большого размера с мягкой деформируемой оболочкой. Спицы и каркас обода при больших нагрузках, сминаются, смягчая удар.

Конструкции безопасных рулевых управлений достаточно разнообразны. Чтобы, например, уменьшить возможность перемещения и снизить усилие, воспринимаемые рулевым колесом, применяют рулевые валы с карданными шарнирами, которые отклоняются при ударах наверх или в сторону, или, имеющие безопасную муфту, которая разрушается при ударах.

К числу наиболее эффективных систем индивидуальной защиты водителей и пассажиров при всех видах ДТП следует отнести ремни безопасности. Применение ремней безопасности, как показывает практика, в 90 % серьезных ДТП спасает жизнь человека, который находится в автомобиле, и потому их применение является обязательным. На отечественных легковых автомобилях устанавливается трехстоечный комбинированный диагонально-поясной ремень статичного или инерционного типа. Особенное значение имеет величина натяжения ремня безопасности, которая в ремнях статичного типа регулируется индивидуально для каждого человека. При нормальной длине ремня между ремнем и туловищем человека должна проходить ладонь. В этом случае обеспечивается необходимое удерживание человека при ДТП. Для обеспечения автоматического регулирования ремня инерционного типа применяют инерционные катушки, которые втягивают ремень с заданным усилием и фиксируются при кренах, резком ускорении и торможении. Блокирование катушки происходит при ускорении 0,5g.

Способность элементов конструкции воспринимать значительные растягивающие усилия и обеспечивать поглощение достаточно большого количества кинетической энергии удара является однократной. Поэтому, например, ремни после ДТП подлежат обязательной замене, потому что при нагрузках, которые превышают предельные, в ремне происходят необратимые изменения, которые резко снижают его прочность и энергопоглощающие свойства.

При попутных столкновениях часто страдают пассажиры на переднем сидении автомобиля. От резкого удара в автомобиль позади водителя под действием силы инерции отбрасывается резко назад и это может привести к повреждению шейных позвонков. Для защиты пассажиров на спинку сидения устанавливают подголовники с мягкой обивкой. пройдет Подголовники должны выдерживать нагрузку до 90 Н. При этом задняя точка водителя не должна смещаться назад на расстояние более 10 см. Под воздействием замедления не менее 8g подголовник должен ограничивать отклонение водителя назад относительно линии торса на угол не более 45°.

По действующим Правилам жизни водителя и пассажиров должна быть сохранена при наезде автомобиля на неподвижное препятствие со скоростью 50,7 км/ч; в случае удара сзади по автомобилю предметом массой, равной массе автомобиля, который двигается со скоростью 36,5 км/ч, при боковом ударе ( под углом 90°) со скоростью 36,5 км/ч, во время переворачивания автомобиля (удар по крыше) со скоростью 10,8 км/ч.

Что отвечает за безопасность пассажиров в автомобиле?

Уровень безопасности автомобиля зависит не только от современной электроники, но и от его конструкции. Так же оказывает влияние поведение на дороге. Какие элементы автомобиля отвечают за безопасность пассажиров?

Системы безопасности автомобилей

По данным статистики, каждый год в результате ДТП уносит жизни около 1,24 миллиона человек во всем мире, еще около 40 миллионов получают различные травмы.

Повышение безопасности стало одной из главных целей для тех, кто работает в автомобильной промышленности. Работа ведется на различных уровнях, от создания адекватной, безопасной и свободной от столкновений дорожной инфраструктуры до формирования сознательности участников дорожного движения.

Важным элементом этих работ являются мероприятия, направленные на улучшение свойств транспортных средств таким образом, чтобы они были безопасными для людей, путешествующих в них, а также на повышение безопасности участников ДТП.

Системы активной и пассивной безопасности

Системы безопасности в автомобиле подразделяются на два типа:

1. Система пассивной безопасности — ее задачей является устранение последствий столкновения или дорожно-транспортного происшествия и всех его участников. Перечень элементов этой системы постоянно развивается и совершенствуется.

Эта система включает, в частности, следующее:

  • Подушки безопасности — самый важный элемент безопасности пассажиров. Устанавливаются в соответствии с принципом, что транспортное средство должно защищать всех, кто попал в аварию. Впервые они появились в Европе в 1981 году. Их задача — смягчить воздействие водителя и пассажиров на автомобильную составляющую. Если вы купили подержанный автомобиль, обязательно проведите диагностику и ремонт подушек безопасности, где и как это сделать, можно узнать здесь.
  • Кузов автомобиля — особое внимание уделяется материалам, боковым укреплениям и зонам сгибания. В пассажирском салоне имеется специальное усиление, так называемая клетка безопасности, которая предотвращает возможность травмирования пассажиров в случае столкновения.
  • Форма кузова, защищающего водителя и пассажиров снаружи транспортного средства.
  • Ремни безопасности — их задача удерживать водителя и пассажиров на сиденье в случае резкого торможения или столкновения. Важно правильно пристегивать ремень безопасности, чтобы обеспечить поддержание веса тела и минимизацию травм.

2. Активная система безопасности — все устройства и системы в автомобиле, позволяющие водителю избежать несчастного случая. Их цель — помочь водителю, а иногда и исправить ошибки. Прежде чем доехать до места, где водитель остается один, полезно ознакомиться с наиболее важными системами, которые помогут безопасно ездить по дороге:

ABS — это система, разработанная для предотвращения блокировки колес при торможении. Эта электроника одна из самых популярных и эффективных. Она позволяет избежать вытягивания автомобиля в сторону и сохранить полную управляемость даже в гололед.

Важно знать! В случае экстренного торможения необходимо как можно сильнее нажимать на педали тормоза и сцепления, а так же удерживать их нажатыми до упора.

ESP (система стабилизации) — эта система стабилизирует автомобиль при прохождении поворотов. Если какое-либо из колес соскальзывает, она тормозит их таким образом, чтобы сохранить направление.

ACC (Adaptive Cruise Control) может использоваться на автомагистралях и трассах. Работает с круиз-контролем. Его целью является поддержание достаточного, безопасного расстояния между движущимися автомобилями. При необходимости систему можно затормозить, чтобы выдержать дистанцию перед движущимся транспортным средством.

DAA — Driver Activity Assistant — помощник водителя — другая система, которая помогает водителю. Она распознает симптомы усталости водителя, анализируя его стиль вождения.

Гонка инженеров продолжается. Приоритет отдается безопасности участников дорожного движения. Являясь ее участниками, необходимо осознавать не только риски, но и возможности транспортных средств. Не стоит их переоценивать, а лучше не торопиться и познакомиться с этими системами и научиться их правильно использовать.

Поделитесь в социальных сетях

Дмитрий Серегин 8 ноября, 2019

Опубликовано в: Безопасность

Рубрика сайта: Система безопасности автомобиля

Устройство и принцип работы системы пассивной безопасности SRSСистема пассивной безопасности

Автомобиль – это не только привычное средство передвижения, но и источник опасности. Постоянно увеличивающееся число транспортных средств на дорогах России

Techautoport.ruTechautoport.ruВиды и особенности использования детских удерживающих системTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Когда в семье появляется ребенок, автомобиль становится еще более ценным помощником. Главная задача родителей – обеспечить максимальную безопасность маленького пассажира.

Techautoport.ruTechautoport.ruВиды, устройство и принцип действия подушек безопасности автомобиляTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Одним из главных элементов защиты водителя и пассажиров в автомобиле являются подушки безопасности (Аirbag). Открываясь в момент удара, они защищают человека

Techautoport.ruTechautoport.ruНазначение и принцип работы натяжителя и ограничителя ремня безопасностиTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Использование ремня безопасности является обязательным для каждого водителя и его пассажиров. Чтобы сделать конструкцию ремня более эффективной и удобной

Techautoport.ruTechautoport.ruАвтомобильные ремни безопасности: защита, проверенная десятилетиямиTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Несмотря на высокую скорость развития современных технологий, главным средством пассивной защиты водителя и пассажиров в автомобиле остаются ремни безопасности.

Techautoport.ruTechautoport.ruУстройство и принцип работы адаптивного круиз-контроляTechautoport.ruTechautoport.ruСистема активной безопасности

Постоянно держать ногу на педали газа довольно неудобно во время длительных поездок. И если раньше поддерживать скорость движения без нажатия на педаль

Techautoport.ruTechautoport.ruЧто такое система крепления детских кресел ISOFIXTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Системы пассивной безопасности в автомобилях постоянно совершенствуются, особенно для маленьких пассажиров. Одной из них является система крепления детских кресел ISOFIX.

Techautoport.ruTechautoport.ruОписание и принцип работы системы контроля усталости водителяTechautoport.ruTechautoport.ruСистема активной безопасности

Одной из распространенных причин аварий на дорогах является усталость — до 25% водителей попадают в ДТП во время длительной поездки. Чем дольше человек

Techautoport.ruTechautoport.ruОписание и функции системы активной безопасности автомобиляTechautoport.ruTechautoport.ruСистема активной безопасности

К сожалению, от риска попасть в ДТП не застрахован ни один даже самый аккуратный и опытный автомобилист. Понимая это, автопроизводители стараются сделать

Techautoport.ruTechautoport.ruКак работает система экстренной помощи водителю ЭРА-ГЛОНАССTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

На дорогах могут возникать ситуации, при которых пострадавшему водителю некому оказать помощь. Часто в условиях плохой видимости или скользкой дороги автомобили

Techautoport.ruTechautoport.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *