5 упражнение вождение – План проведения практического занятия по вождению автомобиля на тему «Первоначальное обучение вождению» (задание 6)

Содержание

Вождение по дорогам с небольшим движением транспорта

Задачи упражнения:

  1. Вождение по дорогам с небольшим движением транспорта. Обгон, разъезд со встречными транспортными средствами. Движение в условиях ограниченной обзорности.
  2. Развороты для движения в обратном направлении с применением и без применения заднего хода.
  3. Преодоление крутых подъемов. Остановка на подъеме и возобновление движения. Движение на спуске.

Время: 2 ч.
Место: маршрут по выбору инструктора.
Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

Порядок отработки и рекомендации:

  1. Объяснить обучаемому особенности вождения по дорогам с небольшим движением транспорта и показать технику обгона и разъезда со встречными транспортными средствами, движение в условиях ограниченной обзорности;
  2. отработать упражнения по вождению по дороге с небольшим движением транспорта, обгон и разъезд со встречными транспортными средствами, а также движение в условиях ограниченной обзорности.
  3. Напомнить, при необходимости объяснить и показать технику разворота автомобиля для движения в обратном направлении без применения и с применением заднего хода.
  4. Напомнить правила преодоления подъема и спуска, остановки автомобиля на подъеме и возобновления движения;
  5. Предложить обучаемому самостоятельно выполнить задачи упражнения в комплексе, включая обгон и разъезд со встречными транспортными средствами;
  • движение в условиях ограниченной обзорности;
  • два разворота для движения в обратном направлении;
  • преодоление подъема крутизной до 10 градусов с обязательной остановкой автомобиля на подъеме и возобновлением движения;
  • движение на спуске с использованием комбинированного торможения.
  • Ошибками считать: нарушение техники обгона, разъезда со встречными транспортными средствами; нарушение правил и техники вождения автомобиля.
  • Организационно-методические рекомендации:

    1. В начале отработки упражнения скорость движения не должна превышать 25 — 30 км/ч, в конце отработки она может быть увеличена до 35 — 40 км/ч.
    2. Напомнить обучаемому, что при разъезде со встречным транспортом необходимо снизить скорость и вести автомобиль прямолинейно, строго по правой стороне дороги. Дистанция между автомобилями (в м) должна быть численно равна величине скорости движения (в км/ч). Например, если скорость движения равна 30 км/ч, то дистанция должна быть 30 м.
    3. Совершая обгон или объезд другого транспортного средства, необходимо убедиться в том, что полоса движения, на которую намерен выехать водитель, свободна на достаточном расстоянии, включить указатель поворота и, закончив обгон (объезд), выключить указатель поворота. Сигнал поворота рекомендуется держать включенным не менее 5 с.
    4. Интервал при совершении обгона или объезда следует выбирать также в зависимости от скорости движения. Чем больше скорость движения, тем больше интервал. Однако интервалы в 2,5 — 3 м опасны тем, что неосмотрительный водитель может попытаться занять пространство между двумя автомобилями и может быть зажат ими. В интересах сохранения необходимой пропускной способности улиц и дорог и соблюдения безопасности движения интервалы должны быть не менее 0,5 м и не более 2 м.
    5. При движении в условиях ограниченной обзорности водитель должен повысить внимание, снизить скорость и держаться правее.
    6. Подъемы небольшой протяженности преодолевают с разгона на одной из высших передач. Подъемы большой протяженности преодолевают на низших передачах, без разгона. Выбранную передачу надо включать в начале подъема и не менять на протяжении всего подъема. Передачу выбирают с таким расчетом, чтобы двигатель имел некоторый запас мощности. По мере приобретения обучаемым навыков подъемы большой протяженности преодолевают с разгона с переходом на низшие передачи на подъеме. При этом переключение передач необходимо производить быстро и заблаговременно, пока автомобиль движется с достаточной скоростью, не допуская резких рывков.
    7. При неожиданной остановке автомобиля на подъеме надо затормозить его стояночным тормозом. Для возобновления движения необходимо после включения низшей передачи прибавить «газ».
    8. При отработке преодоления подъемов и съезда с крутого спуска не разрешается движение очередного автомобиля, пока впереди идущий не освободит подъем или спуск.
    9. Крутые спуски преодолевают на низшей передаче с постоянной скоростью. Чем круче спуск, тем ниже передача. Нельзя резко тормозить. Не рекомендуется применять стояночный тормоз.

    Мастера автобронетанковой техники


    СОСТАВ КОМАНДЫ (ДО 18 ЧЕЛ.)

    Начальник команды

    Капитан команды

    Водитель автомобиля Уаз-3151

    Водитель автомобиля Урал-4320 (43206)

    Водитель автомобиля КамАЗ-5350 (4350)

    Водитель автомобиля КамАЗ-65225 (2 человека)

    Экипаж мастерской МТО-УБ1 (3 человека)

    Технический персонал (2 человека)


    МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

    г. Острогожск, Воронежская область


    ЭТАПЫ


    Соревнование водителей


    Участники

    1. Водители легковых автомобилей
    2. Водители грузовых автомобилей
    3. Водители седельных тягачей

    Условия проведения этапа

    УАЗ, УРАЛ, КамАЗ-5350 (4350) выполнить упражнения:
    — №5 «Вождение по ограниченным проездам»;
    — №6 «Преодоление препятствий и заграждений».
    — №4С УРАЛ, КамАЗ-5350 дополнительно выполнить упражнение «Преодоление водных преград».
    — №1С КамАЗ-65225 выполнить упражнение «Буксирование полуприцепов по ограниченным проездам».

    Участник, показавший лучшее время занимает первое место и ему начисляется количество баллов равное количеству участников заезда в данной категории. (Например, при победе в заезде девять участников за первое место начисляется девять баллов, за второе место–восемь баллов и т.д.).

    Вождение по ограниченным проездам

    Выполняется на автодроме днем и ночью, на маршруте, оборудованном ограниченными проездами. Протяженность маршрута 800 м.

    Преодоление препятствий и заграждений

    Выполняется на автодроме днем в противогазе, ночью — на режиме маскировочного затемнения без противогаза.

    Буксирование полуприцепов по ограниченным проездам

    Выполняется согласно схемы, в противогазе.

    Преодоление водных преград

    Выполняется днем и ночью. Перед отработкой задания проводится разведка брода: определяются глубина водного препятствия, скорость и направление течения воды, состояние дна и пути съезда и выезда на берег. Границы брода размечают флажками или створными знаками на берегах, в ночное время фонарями или светящимися знаками.


    Соревнование экипажей автомастерских


    Условия проведения этапа

    Экипажи мастерских МТО-АМ 2 выполняют:
    − «Полное развертывание мастерской»
    − «Полное свертывание мастерской»

    Последовательность развертывания и свертывание мастерских осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации на мастерскую.


    Соревнование по огневой подготовке


    Условия проведения этапа

    Выполнение упражнения начальных стрель б №2 из 5,45 мм автомата Калашникова в соответствии с Курсом стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков Вооруженных Сил Российской Федерации.

    К выполнению 2-го УНС привлекается по три участника от каждой из команд.


    Штрафы

    На каждом этапе суммируются баллы за полноту и время прохождения; штрафные баллы начисляются за наезд на препятствие и отклонение от маршрута или невыполнение условий упражнений.

    На первом и втором этапах соревнования при совершении ошибки: задевание ограничителей; скатывание машины с эстакады или аппарели, а так же за любые другие нарушения регламента прохождения этапа, назначается штрафное время – 30 секунд. При выходе из строя автомобиля в ходе выполнения упражнения участнику соревнования начисляется ноль баллов, переезд не допускается. Для выполнения последующих упражнений допускается замена неисправного автомобиля на резервный автомобиль.

    Время, затраченное на остановки по инициативе водителя из общего времени выполнения упражнения не исключается.

    Результат складывается из расчета полученных баллов и времени прохождения, за вычетом штрафного времени.


    Подведение итогов

    Победители среди команд и категорий участников определяются по сумме набранных баллов во всех соревнованиях.

    В случае равенства количества баллов у команд, назначается дополнительный заезд капитанов команд на грузовых автомобилях по выполнению упражнения № 6 (КВ – 92).



    Вождение по ограниченным проездам | #РАЗРУЛИМ

    Проезд между двумя ограничителями

    Место занятий — площадка автодрома, на которой установлены стойки-ограничители.

    Автомобиль устанавливается прямо перед двумя ограничителями на расстоянии б м от них. Учащийся должен указать, насколько следует раздвинуть или сдвинуть ограничители, чтобы можно было проехать между ними на скорости 5—10 км/ч с минимальными зазорами сбоку. При выполнении этой глазомерной оценки он должен сопоставить ширину автомобиля с расстоянием между ограничителями. Затем между стойками устанавливается расстояние, которое, по его мнению, достаточно для проезда автомобиля. После этого выполняется проезд на скорости 5—10 км/ч.

    При подъезде к ограничителям внимание учащегося должно быть направлено на оценку зазоров между автомобилем и ограничителями. Учащийся должен стремиться выполнить проезд с одинаковыми зазорами слева и справа. Если проезд выполняется без задевания за ограничители, то расстояние между ними уменьшается, а если ограничители задеты, то увеличивается. Хорошим результатом является уверенный проезд между ограничителями с зазорами с каждой стороны по 10 см.

    Продолжая упражнение, автомобиль устанавливают на расстоянии 20 м от ограничителей. Последовательность выполнения упражнения остается прежней. После выполнения упражнения при движении вперед оно выполняется задним ходом. Хорошим результатом является проезд задним ходом между ограничителями с зазором 15 см с каждой стороны.

    На следующем этапе проезд между ограничителями выполняется с постепенным увеличением скорости движения. При этом задаются скорости 10, 20, 30 км/ч. Расстояние от автомобиля до ограничителей должно позволять выполнить разгон до заданной скорости. Для подготовки точного въезда в процессе разгона учащийся ориентируется на середину расстояния между ограничителями, а непосредственно перед въездом — на зазоры.

    При завершении упражнения учащийся на скорости 30 км/ч должен выполнять проезд между ограничителями с зазором 20 см с каждой стороны.

    Движение по прямолинейному габаритному коридору

    Место занятий — участок автодрома с габаритным коридором, обозначенным стойками-ограничителями.

    Задача учащегося состоит в том, чтобы выполнить движение в габаритном коридоре сначала вперед, затем задним ходом — назад, не задевая за ограничители. Автомобиль устанавливается прямо перед габаритным коридором.

    Упражнение выполняется сначала на скорости 5—10 км/ч, затем скорость увеличивается. При движении по габаритному коридору надо стремиться управлять автомобилем так, чтобы его продольная ось была направлена по середине коридора. Для визуального определения середины коридора учащийся должен одновременно видеть левые и правые ограничители впереди по направлению движения. Контроль положения автомобиля в коридоре выполняется по расстояниям (зазорам) от автомобиля до ограничителей слева и справа.

    Упражнение заканчивается, когда учащийся, выполняя движение на скорости 20—25 км/ч, преодолевает габаритный коридор, ширина которого превышает ширину автомобиля на 40 см, не задевая за ограничители.

    Движение в габаритном коридоре с изменяющимся направлением — змейке

    Место занятий — участок автодрома, на котором размещен габаритный коридор с изменяющимся направлением. Коридор обозначен стойками-ограничителями.

    Задача учащегося состоит в том, чтобы выполнить движение по габаритному коридору, не задев ограничителей. Упражнение выполняется передним и задним ходом.

    При выполнении упражнения учащийся ориентируется на середину коридора. Особое внимание он должен обратить на места, в которых габаритный коридор изменяет направление. При подъезде к повороту коридора следует подать автомобиль немного в сторону от середины коридора, чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение заднего колеса. При подъезде к правому повороту надо подать автомобиль влево от середины коридора, и наоборот. После прохождения поворота автомобиль опять устанавливается по середине коридора. Контроль положения автомобиля в коридоре, в том числе на поворотах, выполняется по зазорам между автомобилем и ограничителями.

    Упражнение заканчивается, когда учащийся преодолевает габаритный коридор без задевания за ограничители.

    Движение по габаритной восьмерке

    Место занятий — габаритная восьмерка автодрома, рассчитанная на минимальный радиус поворота автомобиля. Движение по габаритной восьмерке выполняется на небольшой скорости, при этом необходимо стремиться вписать автомобиль в восьмерку, не наезжая на ограничители.

    При выполнении упражнения взор учащегося направлен вперед по ходу движения. Он стремится выбрать радиус поворота автомобиля в соответствии с радиусом восьмерки. Особое внимание следует обратить на изменение направления движения в середине восьмерки. Для этого следует заранее готовиться к повороту, сначала выравнивая положение передних колес, а затем направляя их по траектории, заданной восьмеркой. Повороты рулевого колеса должны выполняться быстро, а скорость движения быть минимальной. Упражнение заканчивается, если учащийся выполняет движение по восьмерке, не наезжая на ограничители.

    Движение змейкой между ограничителями, установленными по прямой линии

    Место занятий — площадка автодрома с установленными по прямой линии стойками-ограничителями. Параллельно ряду ограничителей на площадке слева и справа выставлены конусы, ограничивающие полосу движения. Задача учащегося состоит в том, чтобы выполнить проезд между ограничителями, не задевая их.

    При подъезде к ограничителю внимание учащегося должно быть направлено на оценку зазора между автомобилем и ограничителем. Выполняя объезд ограничителя, он должен планировать и выдерживать траекторию движения с расчетом на беспрепятственное прохождение заднего колеса. В первых попытках выполнения упражнения для более точной оценки положения заднего колеса относительно ограничителя возможна остановка автомобиля в момент наибольшего их сближения. После проезда заднего колеса около ограничителя надо выдержать положение управляемых колес и подъехать к следующему ограничителю, выдерживая необходимый зазор. При выполнении упражнения следует стремиться выдерживать траекторию движения одинаковой кривизны при поворотах влево и вправо. Дополнительным ориентиром для этого может служить середина расстояния между ограничителями, на которую направляют автомобиль при объезде ограничителя. Показателем правильного выполнения упражнения наряду с движением без задевания стоек является движение без выезда за пределы отмеченной на площадке полосы.

    Упражнение выполняется сначала передним, затем задним ходом. Упражнение заканчивается, если учащийся выполняет движение между ограничителями, не задевая их, и автомобиль при этом не выезжает за пределы отведенной полосы.

     

    Мастера автобронетанковой техники

     

    Прибытие команд – участниц Конкурса, разгрузка эшелонов.

    11.00-12.00 Доведение требований безопасности при эксплуатации ВВТ

    12.00-13.00 Ознакомление с правилами эксплуатации ВВТ

    15.00-19.00 Проведение мероприятий по допуску личного состава водителей к управлению автомобильной техники

    10.00-13.00 Доведение порядка и условий выполнения упражнений Конкурса

    15.00-19.00 Ознакомление с расположением упражнений на автодроме (полигоне) УЦ

    09.30-13.00 Прием (передача) ВВТ, стрелкового оружия, средств индивидуальной бронезащиты командам иностранных государств

    15.00-19.00 Изучение порядка и условий выполнения упражнений участниками Конкурса

    09.30-13.00 Проведение ЕТО, постановка ВВТ на места стоянки

    15.00-19.00 Проведение ЕТО, постановка ВВТ на места стоянки

     

    08.30-13.30 Культурно- досуговые мероприятия

    15.00-19.00 Культурно — досуговые мероприятия

    09.30-13.00 Практическое выполнение упражнений участниками Конкурса

    15.00-18.00 Практическое выполнение упражнений участниками Конкурса

    18.00-19.00 Проведение ЕТО, постановка ВВТ на места стоянки

    09.30-13.00 Практическое выполнение упражнений участниками Конкурса

    15.00-18.00 Практическое выполнение упражнений участниками Конкурса

    18.00-19.00 Проведение ЕТО, постановка ВВТ на места стоянки

    09.30-13.00 Практическое выполнение упражнений участниками Конкурса

    09.00-09.30 Проведение ЕТО, постановка ВВТ на места стоянки

    15.00-18.00 Подготовка ВВТ и оружия команд участниц к проведению Конкурса

    18.00-19.00 Проведение ЕТО, постановка ВВТ на места стоянки

    09.30-13.50 Подготовка ВВТ и оружия команд участниц к проведению Конкурса

    15.00-18.00 Подготовка ВВТ и оружия команд участниц к проведению Конкурса;

    18.00-19.00 Проведение ЕТО, постановка ВВТ на места стоянк

    15.00-19.00 Проведение культурно — досуговых и спортивных мероприятий

     

    г. Москова

    10.00 — 11.00 ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ «АрМИ-2016».

    17.00 Убытие к месту проведения конкурса

    9.00–13.00 Культурно — досуговые мероприятия

    15.00-19.00 Культурно — досуговые мероприятия

    10.00-13.00 Тренировка по выполнению упражнений Конкурса

    15.00-18.00 Тренировка по выполнению упражнений Конкурса

    18.00-19.00 Проведение ЕТО, постановка ВВТ на места стоянки

    10.00-13.00 Тренировка по выполнению упражнений Конкурса

    15.00-18.00 Тренировка по выполнению упражнений Конкурса

    18.00-19.00 Проведение ЕТО, постановка ВВТ на места стоянки

    10.00-13.00 Тренировка по выполнению упражнений Конкурса

    15.00-18.00 Тренировка по выполнению упражнений Конкурса

    18.00-19.00 Проведение ЕТО, постановка ВВТ на места стоянки

    10.00-13.00 Тренировка по выполнению упражнений Конкурса

    15.00-18.00 Тренировка по выполнению упражнений Конкурса

    18.00-19.00 Проведение ЕТО, постановка ВВТ на места стоянки

    10.00-11.00 ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ КОНКУРСА «МАСТЕРА АВТОБРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ»

    11.00-13.30 Выполнение упражнений ПЕРВОГО ЭТАПА Конкурса

    13.30-15.00 Соревнования по авиамодельному спорту

    15.00-19.00 Выполнение упражнений ПЕРВОГО ЭТАПА Конкурса

    10.00-13.00 Выполнение упражнений ВТОРОГО ЭТАПА Конкурса

    13.30-15.00 Соревнования по авиамодельному спорту

    15.00-19.00 НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАКРЫТИЕ КОНКУРСА «МАСТЕРА АВТОБРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ»

    08.30-13.30 Финал соревнований по авиамодельному спорту

    15.00-19.00 Культурно — досуговые мероприятия

    09.30-13.30 Подготовка ВВТ и оружия команд участниц к сдаче (отправке) в ППД;

    15.00-19.00 Культурно — досуговые мероприятия

    09.30-13.30 Подготовка ВВТ и оружия команд участниц к сдаче (отправке) в ППД;

    15.00-19.00 Культурно — досуговые мероприятия

    09.30-13.30 Подготовка ВВТ и оружия команд участниц к сдаче (отправке) в ППД;

    15.00-19.00 Культурно — досуговые мероприятия

    09.00 Убытие представителей команд участниц Конкурса в г. Москва (н.п. Алабино) на церемонию открытия «АрМИ-2016»

    09.30-13.30 Подготовка ВВТ и оружия команд участниц к сдаче (отправке) в ППД;

    15.00-19.00 Подготовка ВВТ и оружия команд участниц к сдаче (отправке) в ППД

    г.Москва

    14.00 — 18.00 Мероприятия по культурно-художественному обслуживанию участников конкурса.

    20.00-22.00  ЦЕРЕМОНИЯ ЗАКРЫТИЯ «АрМИ-2016».

     

    Упражнения и тренинги

    Упражнение № 1. Ваша посадка за рулем — это очень важно!

    Сегодня спинку кресла принято ставить практически вертикально (ее угол по отношению к подушке сиденья должен находиться в диапазоне от 90° до 100°). Выпрямленные спина и шея способствуют лучшей координации движений и ориентации в пространстве водителя. Кроме того, когда голова и позвоночник человека составляют одну вертикальную линию, лучше работает вестибулярный аппарат. Между прочим, такую посадку за рулем не так давно ввели автогонщики-раллисты. Как определить верное расстояние сиденья от руля? Делается это так. Положите вытянутую руку на верхнюю часть руля, касаясь обода запястьем, лопатки при этом плотно прижаты к спинке сиденья. Теперь, когда вы взялись за руль в его средней части, руки будут несколько согнуты в локтевых суставах. Это и будет правильной посадкой. Это и будет вашим первым упражнением.

    Упражнение № 2. Как держать руль?

    Рулевое колесо необходимо держать обеими руками, кроме очевидных моментов, когда приходится переключать передачу. К сожалению, почти все водители держат руль одной рукой, нарочито небрежно. Может быть, они думают, что это признак мастерства? Заблуждение! Запомните, если вы привыкли рулить «одной левой», то в критической ситуации, когда все решают доли секунды, вы никогда не успеете взяться за руль второй рукой вовремя. Так зачем же умышленно уменьшать свой потенциал? Будет на 100% правильным, если вы возьмете руль в положении «без пятнадцати три», при этом левая рука на минутной стрелке, правая — на часовой. Это исходный, базисный вариант. Ориентироваться, понятное дело, надо по воображаемому часовому циферблату. Как держать? Очень просто. Опустите руки свободно вниз вдоль туловища и естественно расслабьте ладони. Обратите внимание, в каком положении находятся большой палец, ладонь и остальные пальцы. Не меняя положения, перенесите руки на руль. Сегодня, когда гидроусилитель является стандартным оборудованием даже на самых небольших машинах, руль можно крутить буквально одним пальцем. Держите руль практически расслабленными руками, сжимать его незачем. Тем более недопустимо использовать его как дополнительную точку опоры. Ваши руки слегка опираются на руль, как бы лежат на нем. Это удобно — значит, они не будут уставать.

    Упражнение № 3. Как вращать руль?

    Разучиваем эталонный вариант руления. Руль поворачивают обеими руками, не изменяя их положения на нем почти до перекрещивания. Сотрите из своей памяти фразу «руки нельзя перекрещивать!», если вы слышали ее в свое время от инструктора в автошколе. Это вчерашний день. Итак, ваши руки перекрещены, а руль надо поворачивать дальше — что делать? Рука, находящаяся внизу, делает перехват за верхнюю часть руля, и вращение руля продолжается до упора. Итак, при повороте влево правая рука всегда остается на руле в исходном положении, то есть — соответствуя положению «от двух до трех часов», когда колеса стоят прямо. Именно тот факт, что одна рука всегда остается на руле, поможет вам вернуть колеса в прямое положение. Левая рука при повороте налево делает перехват за верхнюю часть руля, и вы можете вращать рулевое колесо дальше, а правая рука делает перехват-перекат в нижнем секторе рулевого колеса, не прерывая с ним контакта, чтобы не потерять исходную точку. Так вы поворачиваете руль до упора. Чтобы вернуть руль в исходное положение, повторяйте те же действия в обратной последовательности — и вы поставите передние колеса прямо. Знать, на какой угол повернуты колеса и когда они стоят прямо, невозможно ни при каком другом способе вращения руля. Преимущество описанного приема в том, что вы можете максимально быстро повернуть колеса «от упора до упора» — а это значит, что время вашей реакции и ответных действий на поведение автомобиля тоже резко сократится — например, при возникновении заноса. Постоянно следите за положениями своих рук во время поворота. Ваша задача — добиться, чтобы они начали выполнять правильные движения автоматически.

    Упражнение № 4. Переучивание

    Наклейте на ступицу руля стикер со словом «руль». Не обращайте внимания на колкие замечания ваших знакомых: «Ты что, не знаешь, что это руль?» Вы-то сами знаете, что наклейка напоминает вам о том, что руль нужно держать всегда двумя руками. Мы выполняем очень важное упражнение: учимся постоянно держать обе руки на руле. Об этом нам напоминает наклеенный стикер со словом «руль». Основная трудность в освоении правильного руления заключается в том, что подавляющее большинство водителей уже привыкли обращаться с рулем неправильно и делают это чисто автоматически. У них выработаны вредные навыки, исправить которые очень трудно, но необходимо.

    Упражнение № 5. Пристегните ремни!

    Грамотный и надежный водитель всегда пристегивается. Пусть это станет правилом и для вас. Ремни безопасности не только снижают последствия травм, но и отлично фиксируют тело водителя в поворотах. Сядьте в машину и пристегните ремни безопасности! Определитесь, как вам удобнее осуществлять эту рутинную процедуру. Левой или правой рукой сподручнее брать ремень, висящий на стойке? Брать его сразу за замок или сначала за сам ремень? Где и как нащупать ответную часть замка? Как пристегнуться за один присест быстро и удобно? Это важно, так как пользование ремнем станет вашей второй натурой, вашим вторым «я». Повторите процедуру пристегивания 10 раз. С этого момента вы будете пристегиваться всегда и до того, как автомобиль тронется с места! Если машина снабжена подушкой безопасности, выстреливающей из руля, а водитель не пристегнут, ему придется несладко при возможной аварии. Тело человека превращается под действием сил отрицательного ускорения в мешок с костями, но очень тяжелыми. Человек в таком состоянии обязательно вылетит из машины в момент удара о препятствие. Вот только что он встретит головой на своем пути? Боковую стойку или лобовое стекло? Дерево, столб или еще что-то? Это уже не так важно, травмы часто бывают, увы, смертельными. Хотите испытать на себе? Так что же вы не пристегиваетесь? Ах, это с вами не случится, а случается только с другими? Ну, ну…

    Упражнение № 6. Тренировка периферийного зрения

    Развивайте периферийное (боковое) зрение, читая вывески, знаки, сигналы светофора, показания приборов, воспринимая ситуацию только боковым зрением. Никогда не отрывайте взгляд от дороги, старайтесь видеть как можно дальше, при этом с максимально широким углом зрения. Чем выше скорость движения вашего автомобиля, тем дальше вы смотрите, оценивая ситуацию. То, что в это время находится ближе к вам, контролируете периферийным зрением: это обочины, прилегающие дороги и движение на них. В любом случае возможности вашего периферийного зрения нужно повышать! Для тренировки периферийного зрения проделайте такое упражнение. Двигаясь на автомобиле по прямой сначала на небольшой скорости (40-50 км/ч ), не поворачивая голову, только взглядом вправо, сконцентрируйте свой взгляд на любой детали пейзажа. Любой! Как только сконцентрировали — увидели что-то четко (столб, дерево, вывеску и т. п.), сразу переводите взгляд налево и делайте то же самое. В этот момент фокус вашего зрения как бы раздваивается. Вы ведь продолжаете смотреть вперед на дорогу. И не только смотреть, но и видеть! Добились успеха? Попробуйте проделать то же самое, увеличивая скорость движения автомобиля. Помните, что, двигаясь на автомобиле по прямой, вы держите голову прямо и, не поворачивая ее, а только глазами, пытаетесь увидеть что-то справа. Естественно, с первого раза может и не получиться. Тогда на низкой скорости (20-30 км/ч) сначала быстро поворачивайте голову в сторону объекта, бросайте на него взгляд, разворачивайтесь и, проезжая это же место, ловите объект взглядом, не поворачивая головы.

    Упражнение № 7. Минимальная скорость

    Необходимость заезжать на стоянку и парковаться вызывают у начинающего водителя большую головную боль. Можно даже испытать и глубокий стресс, особенно если приходится осваивать «механику». Одна из причин в том, что маневрирование должно происходить на скорости значительно меньшей, чем та, которая соответствует первой передаче и отпущенной педали газа. Давайте научимся «играть» педалью сцепления, что необходимо в таких ситуациях. Как только вы тронулись с места, тотчас же уберите ногу с педали газа и плавно выжмите педаль сцепления. Автомобиль начнет плавно останавливаться. «Не дай ему остановиться»,— должен произнести про себя водитель в этот момент и снова плавно отпустить сцепление. Газ прибавлять совершенно не обязательно, ведь автомобиль пусть медленно, но катится, и для того чтобы поддержать это качение, мощности двигателя на холостых оборотах будет достаточно. Вы должны почувствовать игрой сцепления, что можете вести автомобиль медленнее, чем он едет на первой передаче. Научиться этому необходимо для того, чтобы перейти к выполнению маневров — поворотов и разворотов на ограниченном пространстве. Прием перестановки, который мы рассмотрим ниже, трогание с места и езда со скоростью, меньшей, чем на первой передаче,— три кита, без которых невозможно освоить управление автомобилем.

    Упражнение № 8. Маневрирование

    Главные проблемы маневрирования возникают при движении задним ходом, а также в ограниченном пространстве, где очень сильно мешает увод кузова автомобиля в сторону при сильно вывернутых колесах. Для того чтобы не помять боковины автомобиля касанием о препятствия, необходимо почувствовать это боковое движение, увод корпуса автомобиля в сторону при повороте. Перед поворотом налево, для того чтобы не задеть препятствие левыми дверьми, надо обязательно сначала сделать так называемый заход направо. Сначала это кажется странным, но постепенно привыкаешь, поверьте. В ситуации, которая показана на рисунке, водитель столкнулся с, казалось бы, неразрешимой проблемой при выезде из гаража. Он делал все правильно, но автомобиль не вписывается в свободное пространство из-за препятствия, оказавшегося на его пути. Вот бы переставить машину хотя бы на метр левее, и тогда бы все получилось. Сделать это очень просто, если при движении вперед вывернуть колеса сначала до упора влево, а потом до упора вправо, выравнять их и снова подать назад. Автомобиль переставится как раз на тот метр, который позволит закончить маневр. Прежде чем учиться правильно парковаться, необходимо обязательно освоить прием перестановки. Это избавит вас от многих стрессовых ситуаций. Вот одна из них. Вы хотели развернуться, но ширины дороги не хватило. Понятно, что надо подать назад, и вы делаете именно это. Ваша ошибка в том, что вы не меняли угол поворота руля, и машина поехала назад по тем же следам. Попробовали вперед и опять не вписались. Движение вперед-назад по одной и той же дуге ничего не дает. Мучение! Вовсе нет, если делать все правильно. Вот как надо. Допустим, вы разворачивались влево. Как только подъехали к препятствию, остановитесь и поверните руль до упора вправо. Теперь назад, причем достаточно проехать буквально метр. Остановитесь и выверните руль до упора влево. Вот как просто! Обратите внимание, как легко крутить руль на месте. Это еще одно преимущество современных автомобилей, рулевое управление которых оснащено гидроусилителем. Крутить руль влево или вправо по ситуации необходимо обязательно до упора — таким образом вы максимально увеличите маневренность вашей машины, и вам потребуется минимальное место для совершения маневра.

    Упражнение № 9. Вариант для автомобиля без тахометра

    Ориентироваться в машине без тахометра можно только по звуку двигателя. Полезно попробовать газовать на холостых оборотах на похожей машине, оснащенной тахометром, чтобы почувствовать этот звук, соотнося его с определенными оборотами. Кроме этого, слуховое восприятие очень важно для любого водителя, а для начинающего — особенно. Поэтому не рекомендуется громко слушать музыку в поездках. Например, часто о спускающей шине водитель узнает по нарастающему гулу от колеса. Изменение характера покрытия дороги также сопровождается изменением шума от колес автомобиля.

    Упражнение № 10. Дозированное дросселирование

    Установите ваш двигатель, работающий на холостом ходу, на 3000 об/мин. Затем плавно переведите стрелку на 2500 об/мин и вновь задержите, затем на 3000. Возвращайтесь вниз на 1500 оборотов, задерживаясь на промежуточной отметке. Проделайте два-три полных никла. Старайтесь с первого раза точно попасть кончиком стрелки тахометра на риску, соответствующую желаемым оборотам, и заставьте ее застыть в этом положении.

    Упражнение №11. Трогаемся с места

    Всем известно, что первым камнем преткновения является злополучное трогание с места. Речь идет о том неуловимом моменте, когда, плавно нажимая на педаль газа и одновременно отпуская педаль сцепления, надо почувствовать некое «схватывание» и тут же плавно прибавлять газ. Выполнить два синхронных действия ногами начинающему водителю обычно крайне сложно, тем более что сильно мешает дрожь в коленках. Нужно ли вообще ловить этот пресловутый момент? Действительно ли дерганье при трогании с места и упорно глохнущий двигатель — непременные спутники начинающего водителя? Попробуем по другому. Знаете, что будет, если сильно прибавить газ, подняв обороты двигателя почти до максимальных, и просто бросить педаль сцепления? Автомобиль рванет с места, оставляя на асфальте черные следы от шин,— так стартуют на гонках. Попробуем мы что-то подобное, но в более щадящей форме, подняв обороты двигателя всего до 1500— 2000 об/мин. Если автомобиль оборудован тахометром, научиться держать такие обороты не проблема. На это, правда, потребуется некоторое время. Если на автомобиле тахометр отсутствует, держать обороты придется по звуку двигателя на слух. Это несколько сложнее и времени на то, чтобы освоить филигранную работу педалью газа, потребуется больше. Упражнение в любом случае очень полезное. Ученик начинает привыкать к педали газа, а главное — он начинает понимать, что педаль газа очень чувствительна и любое прикосновение к ней может вызвать резкое увеличение оборотов двигателя. Вряд ли удастся избежать того, что двигатель несколько раз взревет, раскручиваясь почти до максимальных оборотов, но, как говорится, на ошибках учатся. Как только ваш ученик научился держать постоянный газ, тут же он может плавно отпускать педаль сцепления. Никаких моментов, когда сцепление «схватывает», ловить не надо. Ваш автомобиль легко и плавно тронется с места. Держу пари, что если пригласить сто человек, ни разу не сидевших за рулем, и объяснить вышеизложенный прием, то поголовно все из этого числа с первого раза плавно, без рывков могут стронуть автомобиль с места. Спросите у любого водителя с большим стажем, как он трогается с места. Скорее всего, вы услышите зазубренную когда-то в автошколе фразу: «Очень плавно отпускаю педаль сцепления, в то же время увеличиваю обороты двигателя». Водитель со стажем лукавит. Но на самом деле, трогаясь с места бесчисленное количество раз каждый день, он делает все совершенно не так. Ему незачем анализировать свой доведенный до автоматизма алгоритм движений. Но если бы он потрудился это сделать, то с удивлением обнаружил бы, что трогается таким образом: прибавляет газ до 1500—2000 об/мин, не пользуясь при этом тахометром и не слушая двигателя (при автоматизме выполнения заученных действий в этом нет необходимости), и тут же плавно отпускает педаль сцепления. Между этими двумя движениями нет паузы даже в секунду— это подтверждает, что никакого момента, когда сцепление начинает «брать», профессионал не ловит. Оптимальный вариант получается у него чисто автоматически. Профессионал трогается с места абсолютно так же, как я советую трогаться вам. Троньтесь с места описанным выше приемом десять раз подряд.

    Упражнение № 12. Виртуальная тренировка первой поездки

    Наилучший способ для водителя с правами в кармане, но без малейшей уверенности в том, что он умеет водить машину, внимательно прочесть не только эту главу, но и всю книгу и начать разбираться в нюансах. Лучше всего подыскать среди родственников и знакомых бывалого автомобилиста и позаниматься на площадке троганием с места и маневрированием в его присутствии. К сожалению, практика показывает, что обучение мужем жены или тем более наоборот — прямой путь к ссорам и даже разводу. Значит, оптимальный вариант — хороший знакомый или еще лучше — дальний родственник. Затем в выходной день рано утром, когда движение на улицах минимальное, можно самостоятельно выехать на улицы населенного пункта, в котором вы проживаете. Отработайте какой-то основной из ваших будущих маршрутов — например, из дома на работу и обратно или в магазин, или в поликлинику. Вечером, перед сном, вы должны суметь проехать освоенный маршрут мысленно. Это не шутка. Сядьте удобно дома в кресло, причем ваша поза должна максимально копировать вашу посадку в машине. Закройте глаза и мысленно представьте себя за рулем вашей машины. Выезжайте на виртуальные улицы и следуйте по вашему маршруту. Представляйте себе перекрестки со светофорами, разметку дороги. Особенно живо постарайтесь представить наиболее опасные места. Это перестроения, круговое движение, объезд остановок общественного транспорта. Такая тренировка действительно работает эффективно, и повторять ее желательно после проезда по каждому новому маршруту.

    Упражнение № 13. Габариты

    На тренировочной площадке не обойтись без ограничителя габаритов, его роль может выполнить палка высотой не менее полутора метров на подставке. Установив ограничитель на площадке (где нет автомобильного движения), подъезжайте к нему на маленькой скорости так, чтобы он приходился по центру вашего автомобиля. Подъехав как можно ближе, попробуйте объехать ограничитель, чтобы он остался сбоку. В следующих попытках постарайтесь подобраться ближе к ограничителю до того момента, пока вы его не коснетесь. Теперь вы точно знаете, где у вашего автомобиля проходит передняя часть крыла и бампера. Проделывая это упражнение, ни в коем случае не отрывайте лопатки от сиденья и не вытягивайте по-гусиному шею. Оставайтесь в удобной позе — только так вы научитесь правильно чувствовать габариты автомобиля. Затем приближайтесь к ограничителю задним ходом, чтобы понять, где у вас заканчивается автомобиль, вернее, его задний бампер. Без чувства габаритов научиться маневрировать и парковаться невозможно. Сделайте ворота (для этого понадобится еще одна палка), которые всего несколькими сантиметрами шире автомобиля, и старайтесь точно попадать в них.

    Упражнение № 14. Попасть в колею

    С какой точностью водитель ведет автомобиль? Имеется в виду буквально след от шины. Может ли водитель направить правые колеса так точно, чтобы два раза проехать по своему собственному следу? Опытный гонщик отличается от простого водителя тем, что умеет вести машину с точностью по крайней мере в 10 сантиметров на большой скорости, и мы об этом поговорим позже. А сейчас такое упражнение. Изготовьте из брусков ограничители и расположите их на удалении от автомобиля попарно. Проезжайте сначала левыми, затем — правыми колесами между брусков. Для начала можно просто нарисовать мелом на асфальте линию длиной не менее 20 метров (можно использовать и подходящую линию разметки). Попробуйте ехать так, чтобы правое колесо автомобиля шло точно по этой линии. Погрешность вначале будет очень велика, чтобы подкорректировать положение автомобиля, вам придется несколько раз выходить и смотреть, где в действительности находятся правые колеса вашей машины. Как только удастся установить автомобиль правыми колесами на линию, вообразите пунктир, проходящий от ваших глаз до линии на асфальте, через какой-то ориентир. Скорее всего, он будет где-то на дворниках. Так или иначе, запомните этот ориентир. Используя этот воображаемый пунктир, вы можете спокойно вести автомобиль правыми колесами по нарисованной линии. То же самое нужно проделать и с левой стороной, но это значительно проще. В дальнейшем это упражнение вам очень пригодится, вы всегда будете знать, на каком расстоянии от края проезжей части вы ведете свой автомобиль. Вы не будете больше ударяться колесом о бордюр при подъезде к нему для остановки. Интересно, что с опытом вы постепенно забудете про свой «прицел» и начнете останавливаться у тротуара чисто интуитивно на оптимальном расстоянии (30 см). Выработанное таким образом «чувство колеи» очень пригодится при объезде ям, которыми так изобилуют российские дороги. Само собой разумеется, что никакой ориентир на капоте или на дворниках вам уже не понадобится. А вот смотреть на яму, когда вы хотите ее объехать, будет ошибкой. В этом случае надо смотреть туда, куда вы поведете машину, чтобы объехать яму. Вспомним, что водитель всегда следует за своим взглядом.

    Упражнение № 15. На стоянку задним ходом

    Парковаться задним ходом очень удобно. Именно так заезжают на освободившееся место вдоль тротуара водители во всех странах мира. Машина так устроена, что при движении назад она более маневренна и может повернуть на больший угол, а главное — не мешает этот пресловутый увод корпуса в сторону при полностью вывернутых колесах. Понятно, что первое время все начинающие водители и особенно женщины испытывают при парковке задним ходом настоящий стресс. Невольно хочется избежать этого маневра всеми правдами и неправдами и просто въехать между машин на свободное место передом, а выехать с грехом пополам задним ходом как получится. Одна моя знакомая говорила: «Езжу давно, но парковаться не умею и никогда не научусь!» Ошибочное мнение. На самом деле парковаться — увлекательное занятие, особенно когда все получается. Для этого надо знать несколько секретов. Итак, заезжаем на стоянку, расположенную вдоль тротуара, задним ходом. Очень важно остановить машину так, чтобы выбрать удачную позицию для захода. Включите мигалку! Водитель, следующий сзади, получив сигнал о том, что вы желаете парковаться и ищете свободное место, скорее всего, объедет вашу машину. Желательно, как только переднее крыло вашей машины поравнялось со свободным местом, тут же энергичным движением руля сделать так называемый заход: описать небольшой полукруг в свободное место, туда, где вы намерены запарковаться. Что это дает? Во-первых, вы четко обозначаете водителю сзади свое твердое намерение парковаться именно здесь и он, скорее всего, все-таки остановится, чтобы предоставить вам место для совершения маневра, а не будет буквально подпирать вас в задний бампер. Во-вторых, вы поставите свой автомобиль несколько под углом, что облегчит прицеливание на свободное место. Мы договорились, что вы сначала тренируетесь на площадке, где вашу парковку обозначают безобидные предметы: вешки, конуса, стойки. Две палки, высотой немногим более метра, необходимы — они показывают углы воображаемых автомобилей, стоящих спереди и сзади. Теперь — внимание! Развернитесь вполоборота назад, положив правую руку на спинку пассажирского сиденья. Включайте заднюю передачу и смело въезжайте на парковку. Ваша задача — не упереться задним колесом в бордюр тротуара, а правым передним крылом не задеть переднюю машину. Если расстояние до тротуара оказалось слишком большим, лучше всего повторить попытку, хотя есть и другой способ. Для того чтобы исправить эту ошибку, надо переставить задние колеса в сторону, то есть вправо. Что сделать, чтобы переставить буквально на метр задние колеса вправо, если спереди и сзади ограниченное пространство? Подаем сколько можно назад и выворачиваем передние колеса до упора вправо. Все очень просто: если мы хотим переставить задние колеса вправо, то и начало маневра начинаем с поворота руля вправо. Очень важно при таком маневрировании крутить руль до упора. У нас катастрофически мало места для маневра, и если расходовать его непродуктивно, мы не справимся с задачей. Проезжаем половину расстояния, отпущенного нам до заднего бампера передней машины, останавливаемся и поворачиваем руль до упора влево. Теперь немного вперед и снова стоп! Ставим колеса прямо и едем назад. Задние колеса действительно сместились вправо. Если выехать со стоянки вам не удается, вас приперли и место очень мало, выехать поможет этот же прием. Только переставлять машину вам надо будет уже влево. Значит, первый поворот руля — влево до упора, половина пути вперед, поворот вправо до упора, вперед. Руль прямо и назад. При маневрировании очень важно овладеть этим приемом — уметь переставлять задние колеса влево и вправо. Если при этом еще и не забывать об уводе кузова автомобиля в сторону при полностью вывернутых колесах — считайте, что парковку вы освоили! Заезд на стоянку задним ходом, параллельно стоящим машинам происходит точно так же: сначала занимаем выгодную стартовую позицию, затем подаем задним ходом, стараясь точно попасть между машин. Если совершаем ошибку, исправляем ее, переставляя задние колеса влево-вправо. В крупных городах с парковкой в центральной части возникают большие проблемы. Любой супермаркет или просто крупный магазин в Западной Европе обязательно имеет многоэтажную надземную или подземную парковку. Иначе попасть туда на автомобиле просто невозможно. Оставишь на одной из них свою машину — и весь центр города твой! Для женщин за рулем выделены специальные удобные места, занять такое мужчине — страшный позор! Отсутствие свободных мест на парковке — настоящий бич крупных городов. «Не езди в Париж на машине. Там невозможно ездить!» — говорили мне знакомые. Оказалось, ездить можно, но запарковаться — без шансов! Поиск места у дома в течение часа вечером после работы — обычное дело. Нередко его удается отыскать только в другом квартале, и на том спасибо! Вот где экономят каждый квадратный миллиметр. Машины стоят ровно, как по линейке, буквально бампер в бампер. Никому даже в голову не придет занять одной машиной два места. Мои знакомые парижанки, бывшие москвички, рассказывали, что могут запарковаться или выехать с парковки у тротуара, если спереди и сзади есть хотя бы по три свободных сантиметра. Сначала я не поверил, но нужда заставила самого попробовать — научился. Главное — поворачивать колеса в определенной последовательности от упора до упора, а мы с вами это уже проходили.

    Упражнение № 16. Полное спокойствие!

    Водитель, двигаясь в потоке транспорта, должен быть абсолютно спокоен, собран, уравновешен. Одна моя знакомая жаловалась, что ей очень трудно даются первые поездки по городу из-за того, что ее обуревает сильный, буквально смертельный страх. Особенно она боится помешать кому-то из других водителей. Я посоветовал ей следующий трюк: остановившись у светофора в группе автомобилей, просто выключить двигатель как раз в тот момент, когда зажжется зеленый свет светофора. Само собой, необходимо включить аварийную сигнализацию. «В первые секунды было жутко страшно: машины сзади стали невыносимо сигналить! — рассказывала потом моя знакомая. — Но я повторяла про себя, словно заклятие: полное спокойствие, кому надо — объедет!» И страх постепенно исчез, нервозность прошла, а стресс куда-то улетучился. Пропустив пару циклов светофора, моя ученица спокойно завела двигатель и при очередном зеленом сигнале, спокойно включив передачу, плавно тронулась с улыбкой на устах, как будто ничего не случилось. Действительно, у каждого автомобиля может заглохнуть или забарахлить мотор, и никакого ужаса в этом нет. Проделав этот простой психологический тест несколько раз, вы обнаружите, что панический страх кому-то помешать на дороге у вас исчез и вы находитесь в состоянии спокойствия и полной концентрации внимания. Теперь можно полностью сосредоточиться на своих проблемах, на том, как вы ездите и что делаете.

    Упражнение № 17. Положительный пример

    Одной женщине, новичку, никак не удавалось обрести уверенность за рулем в городском потоке. Что делать? Решение подсказала сама жизнь. Ее подруга, заядлая автомобилистка, заехала за ней на своем Porsche (разумеется, с ручной КПП), и они поехали колесить по магазинам. Как тут было не обратить внимание на то, как хрупкая женщина с легкостью управляется с тугими педалями, уверенно маневрирует в плотном потоке. «Ничего сложного, посмотри, как я это делаю», приговаривала она, зная, что ее подругу мучают проблемы с вождением. Образ женщины, такой же как она сама, но с улыбкой управляющей мощным авто в городской сутолоке, прочно засел в голове. С этого момента у нашей начинающей автомобилистки уверенность за рулем появилась как по мановению волшебной палочки в первой же поездке. Рекомендую всем начинающим женщинам проделать такое же упражнение: покатайтесь по городу со своей подругой, которая отлично водит машину, внимательно наблюдая за ее действиями. Очень важно понять: мужчина на роль эталонного водителя не годится!

    Упражнение № 18. Все зависит от вас

    Типичная картина: вас подпирают. То есть водитель автомобиля, идущего сзади, не собирается соблюдать дистанцию и буквально «въезжает» в багажник вашего авто. Это создает нервозную обстановку, так как правый ряд занят и при всем желании вы не можете дать дорогу. Уступить в этой ситуации в любом случае будет самым разумным решением. Мы же договорились никогда не вступать ни в какие конфликты с другими участниками движения. Плавно прикоснитесь к тормозной педали левой ногой, не снимая правую ногу с педали газа. Тормозные фонари вашей машины вспыхнут, указывая на торможение. Преследователь в панике ударит по тормозам и отстанет. Не ждите, пока он снова накатит. Включите поворотник и уступите дорогу, перестроившись в правый ряд. Поймите, что делаете это ради сохранности своего автомобиля и своего здоровья. Это упражнение не так просто выполнить, как кажется. Дерзайте!

    Упражнение № 19. Имитация круиз-контроля (не рекомендуется выполнять в плотном потоке транспорта)

    Упражнение развивает ваше чувство автомобиля, способность к прогнозированию и учит филигранной работе с педалью газа. Старайтесь ехать, выдерживая произвольно заданную скорость —например, 60 км/ч или 90 км/ч, но максимально точно, не давая стрелке спидометра отклоняться ни на полмиллиметра от соответствующего деления. Вы с удивлением обнаружите, что делать это невероятно трудно. Вот едва заметный подъем, и вы инстинктивно чуть-чуть прибавляете газ, но… поздно — стрелка спидометра предательски сползла вниз. Если бы чуть раньше! Ситуацию улучшит только тренировка. За стрелкой спидометра следите периферийным зрением — все внимание на дорогу!

    Упражнение № 20. Разгон — торможение

    Ловите оптимальный баланс автомобиля и сводите перемещение его веса к минимуму. При каждом интенсивном разгоне и замедлении старайтесь прибавлять и убавлять газ таким образом, чтобы на кузов машины не передавалось никаких толчков. Избегайте пробуксовки колес.

    Упражнение № 21. Остановка машины

    Это упражнение развивает способность четко дозировать тормозное усилие, а главное — увеличивать его прогрессивно. У каждого светофора и при каждой остановке нажимайте на педаль тормоза нежно и точно так же отпускайте ее. Настолько нежно, чтобы после полной остановки не чувствовалось качка кузова назад. Обращайтесь с педалью тормоза филигранно, стараясь свести к минимуму любое перераспределение веса машины. Рассчитывайте тормозной путь таким образом, чтобы замедление происходило равномерно, без грубых дотормаживаний, вызывающих клевки автомобиля. Такое обращение с педалью тормоза должно стать привычкой.

    Упражнение № 22. «Бархатное» переключение

    Всегда переключайте передачи настолько плавно, чтобы на кузов не передавалось даже малейшего толчка, будто вместо водителя скорость переключает «автомат». При переключениях вниз старайтесь не допускать резкого торможения двигателем, связанного с нарушением весового баланса по осям. Вообще, интенсивное торможение двигателем — контраварийный прием для машин без АБС и прочей электроники.

    Упражнение № 23. Имитация старта на скользком покрытии

    Трогайтесь таким образом: за секунду до старта поднимите обороты, например до 2000, выбирая свободный ход сцепления, а затем плавно отпустите педаль и, когда машина едва тронется, прибавляйте газ. Старайтесь, чтобы действия двумя педалями происходили синхронно, а стрелка тахометра в момент трогания не падала ниже исходной отметки.

    Упражнение № 24. Переключение передач при движении с постоянной скоростью

    Двигаясь на второй передаче, разгонитесь до 60—80 км/ч, включите третью передачу, затем снова вторую. Выжав сцепление перед включением второй передачи, поднимите обороты двигателя так, чтобы переход на вторую прошел мягко, без малейшего рывка машины. Момент переключения вверх и вниз не должен ощущаться. Повторяйте это упражнение несколько раз в день, стараясь не отклоняться от заданной скорости движения, но постепенно увеличивая скорость переключений.

    Упражнение № 25. Переключение вниз с торможением

    Переключайтесь вниз с торможением, делая перегазовку при включении понижающей передачи при каждой остановке у светофора! Старайтесь так точно «попадать в обороты», чтобы на кузов автомобиля не передавалось никаких рывков, даже при скоростном переключении!

    Упражнение № 26. Прохождение поворотов

    Поворачивайте руль на минимально возможный угол один раз в начале поворота, максимально спрямляя траекторию, и плавно возвращайте его в исходное положение на выходе. Старайтесь не доворачивать руль в повороте или на выходе из него — это грубейшая ошибка.

    Вождение автомобиля по ограниченным проездам

    Задачи упражнения:

    1. Проезд по габаритной восьмерке и змейке передним ходом, габаритного тоннеля передним и задним ходом.
    2. Въезд на эстакаду передним ходом и съезд с нее передним и задним ходом.
    3. Остановка автомобиля передними колесами на «стоп» — линии.

    Время: 2 ч.
    Место: автодром.
    Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

    Порядок отработки и рекомендации:

    1. Объяснить и показать обучаемому технику проезда габаритной восьмерки передним ходом и тренировать до уверенного выполнения в пределах отведенного времени;
      • повторить проезд змейки передним ходом и тренировать до уверенного выполнения;
      • повторить проезд габаритного тоннеля передним и задним ходом и тренировать до уверенного выполнения.
    2. Объяснить и показать обучаемому технику въезда на эстакаду передним ходом и съезда с нее передним и задним ходом;
      • тренировать до уверенного выполнения задачи в пределах отведенного времени.
    3. Повторить остановку автомобиля передними колесами на линии «стоп».
    4. Дать обучаемому контрольное задание на оценку, включая движение через габаритную восьмерку передним ходом; въезд на эстакаду передним ходом и съезд с нее задним ходом; остановку автомобиля на стоп-линий.
    5. Ошибками считать: каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения; заезд за ограничители и за габариты препятствия; выполнение задачи с применением дополнительного маневра или с дополнительной попытки.

    Организационно-методические рекомендации:

    1. Показывая проезд габаритной восьмерки, инструктору следует дважды остановить автомобиль при движении как по часовой, так и против часовой стрелки и обратить внимание обучаемого на правильное положение передних частей автомобиля относительно ограничителей. То же следует сделать и при задевании автомобиля за ограничители.
    2. При въезде на эстакаду и съезде с нее следует ориентироваться по передним и задним колесам. Перед первыми въездами на эстакаду также рекомендуется остановиться, чтобы убедиться в правильности положения колес. Съезд с эстакады задним ходом следует выполнять при открытой левой двери.

    Учебный симулятор вождения автомобиля и экзамена в ГИБДД

     

    Данные программные продукты предназначены специально для самостоятельной подготовки начинающих водителей. Они будут полезны как учащимся автошкол, так и тем, кто только планирует начать обучение. С помощью симулятора вождения можно понять основные принципы управления автомобилем и изучить специальные упражнения, а так же подготовиться к теоретическому экзамену в ГИБДД. Профессиональные версии этих программ установлены на автотренажерах и служат для подготовки водителей в автошколах.

     

    City Car Driving 1.5.7 Домашняя версия

    Новая версия трехмерного реалистичного самоучителя вождения, разработанного для обучения начинающих водителей базовым навыкам управления автомобилем в условиях большого города и на специально оборудованных автодромах.

    Эта совершенно уникальная программа содержит специально созданный виртуальный город с 8 районами, каждый из которых предоставляет идеальную среду для отработки водительских навыков в различных дорожных условиях. Среди них есть два автодрома, соответствующих реальным автодромам для сдачи экзаменов в ГИБДД.

    «Умный» трафик с настраиваемой плотностью и характером, точно симулирующий движение транспортных потоков в городе и за его пределами, изменяемое состояние погоды и время суток – всё это позволяет создать условия вождения максимально приближенные к реальным. А контроль правил и улучшенные подсказки (в том числе и голосовые) помогут закрепить теоретические знания правил дорожного движения.

    На нашем сайте вы можете скачать торрент City Car Driving 1.5.7

     

    Подготовка к экзамену по ПДД

    «Подготовка к экзамену по ПДД» представляет собой мультимедийное интерактивное пособие для самостоятельной проверки знаний правил дорожного движения и подготовки к сдаче квалификационного экзамена по старой и новой методике приема экзамена на получение права управления транспортными средствами категорий «А», «В», «С», «D».

    Пособие рассчитано на широкий круг пользователей. Начинающим водителям он станет верным помощником и поможет адаптироваться к режиму сдачи теоретического экзамена.

     

    Автобан

    “Автобан” представляет собой аркадные гонки, где игроку следует давить педаль газа в пол, ездить на максимуме возможностей своего авто и использовать всё своё мастерство, чтобы избегать аварий в самых непростых ситуациях на дороге.

    Ключевые особенности “Автобана”:

    • Упрощённое управление и физическая модель;
    • 3 режима игры: обычный, недостаточная видимость, внезапная смерть;
    • Изменяемый уровень сложности;
    • Специальные кольцевые трассы с интенсивным трафиком;
    • Отслеживание выполняемых манёвров и начисление очков;
    • Визуальные повреждения автомобилей при столкновении.

     


    Нравится? Поделись!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *