Что часто отвлекает водителя во время езды – Разговор по телефону отвлекает водителя так же, как и алкогольное опьянение: эксперимент журнала «AutoBild»

Содержание

Какие вещи больше всего отвлекают автомобилистов во время вождения

Безопасность поездки в транспортном средстве зависит от его исправности и сосредоточенности водителя. Однако, во время вождения непременно существуют отвлекающие факторы. Разберемся подробнее, что же ставит поездку под угрозу?

Во время езды водитель часто отвлекается на телефонные разговоры, причем не всегда важные и срочные; общается с пассажирами, и хорошо, если это приятная беседа, а не спор на повышенных тонах.

Некоторые вынуждены принимать пищу именно во время поездки за рулем, или даже читать прессу. Одним из отвлекающих факторов является навигационное меню и прочие технические моменты современного авто. Но не стоит забывать, что ваша основная задача – это ваша безопасность, а также безопасность пассажиров и других участников движения.

Какие вещи больше всего отвлекают автомобилистов во время вождения

Важно! Во время вождения следует быть расслабленным и открытым для всех окружающих сигналов!

Вождение – это ответственная миссия, поэтому необходимо быть сосредоточенным, чтобы воспринимать ситуацию на дороге и правильно на неё реагировать. Когда вы отвлекаетесь, вы рискуете поздно среагировать или принять неверное решение. Сведите отвлекающие факторы к минимуму, чтобы повысить безопасность.

Вещи, которые отвлекают водителя транспортного средства

  1. Телефон. Сегодня приемлемо использование специальной гарнитуры или громкой связи во время телефонных разговоров за рулем. Но если разговор не является срочным и максимально важным, то не стоит отвлекаться от дороги. Данное нарушение приравнивается к вождению в состоянии алкогольного опьянения, ведь концентрация на вождении отсутствует, и вы перестаёте владеть ситуацией, что чревато дорожно-транспортным происшествием.Какие вещи больше всего отвлекают автомобилистов во время вождения
  2. Пассажиры. Те, кто находится с вами в автомобиле, должны знать об ответственности водителя за жизнь людей и не должны мешать вам управлять авто средством. Именно водитель выбирает условия для совершения маневров и скорости движения, ему категорически запрещено отвлекаться.
  3. Напитки и еда. Во время приема пищи, мозг и организм заняты процессом потребления еды. Вождение, в данном случае, станет его второстепенной задачей, и водитель не сможет сосредоточиться на дороге. Кроме того, вы вынуждены отрывать руки от руля и не сможете маневрировать в критической ситуации. Если жажда одолела вас – пейте во время остановки на светофоре или съезжайте на обочину для полноценного перекуса.Какие вещи больше всего отвлекают автомобилистов во время вождения

Обратите внимание! Голодный водитель не в состоянии полноценно сосредоточиться на вождении.

  1. Радио. Большинство автомобилистов прослушивают радио и музыку во время поездки. Следует принимать во внимание тот факт, что энергичная музыка располагает к активности на дороге, а вот спокойная – чрезмерно расслабляет. Повышенная громкость блокирует внешние сигналы, а приглушенная громкость клонит ко сну. Не стоит отвлекаться на поиск любимой радиопередачи и поиск содержимого бардачка во время езды!
  2. Температура воздуха в салоне. Важно подобрать оптимальный температурный режим для концентрации и комфорта водителя. Если в салоне слишком жарко и душно – это чревато снижением внимания, холод – провоцирует дискомфортные ощущения. Идеальная температура – 24 градуса. Не направляйте поток воздуха в лицо, иначе он будет раздражать глаза.

Старайтесь обеспечить комфортные условия вождения ради безопасного управления автомобилем.

28 факторов, которые отвлекают водителя и приводят к ДТП

Согласно исследованию администрации США по дорожной безопасности (NTHSA) 2006 года, 80% ДТП становятся неизбежными за три секунды, на которые водитель отвлекается от дороги. 

Должен ли водитель отвлекаться за рулём? Нет. Всегда ли ему это удаётся? Тоже нет. Как же найти баланс между безопасным вождением и привычками, которыми мы обрастаем параллельно с водительским стажем?

Печальная статистика

Когда водитель находится за рулём, ему приходится следить сразу за многим: дорогой и тротуарами, знаками и разметкой, состоянием потока машин со всех сторон. Дорожная ситуация может измениться в любую секунду, и если (когда) внимание водителя даже частично рассеивается, последствия могут быть трагическими. 

Американская автомобильная ассоциация в 2017 году отсмотрела более 1.5 тысяч записей с видеорегистраторов за секунды до ДТП. Вывод однозначен: даже кратковременное отвлечение водителя от управления машиной ведёт к потере за ситуацией на дороге и провоцирует аварию. 

В одном из видео водитель из 6 секунд до столкновения потратил 4 на то, чтобы смотреть в экран смартфона. Кто из нас никогда не отвлекался на звонок или сообщение в мессенджере?.. То, что всё закончилось благополучно — не более чем стечение обстоятельств. Говоря проще: повезло. 

Американцы составили по итогам исследований график  с самыми распространёнными ситуациями, которые становятся причиной ДТП. 

Как видим, самыми опасными считаются взаимодействия с пассажирами, использование мобильного и поиск летающих по салону вещей. А также действия, которые сложно объяснить рационально: прихорашивание и «танцы» за рулём. Плюс — отвлечение на происходящее снаружи. 

Все факторы, которые отвлекают водителя и провоцируют ДТП, можно разделить на внешние и внутренние. То есть помимо того, что за рулём многие из нас едят, курят, болтают с пассажирами и отвечают на звонки, водителей также отвлекает происходящее снаружи — яркие вывески, произошедшая авария, неадекватные пешеходы. 

Степень опасности разных действий, на которые отвлекается водитель, определили в исследовании NTHSA. Исследование 241 водителя и 100 автомобилей показало, что разные отвлекающие факторы имеют разный риск:

  • набрать за рулём телефонный номер, посмотреться в зеркало и поправить макияж равносильно увеличить риск аварии в 3 раза;
  • молодые люди 18-20 лет и уставшие водители, которых клонит в сон, рискуют попасть в аварию больше в 4 раза;
  • при попытке поймать летающие по салону очки или поднять упавшую бутылку водитель увеличивает риск аварии в 9 раз.

Рассмотрим, как мы сами усложняем себе жизнь за рулём и что можно с этим сделать, чтобы не попасть в аварию по причине собственной невнимательности, а кое-где и безалаберности. 

Внешние отвлекающие факторы

К внешним отвлекающим факторам относят всё, что происходит вне салона автомобиля. На эти факторы нельзя повлиять в плане их предотвращения: солнце светит, ДТП по маршруту следования случаются, билборды с рекламой исправно стоят вдоль дороги, и так далее. Единственное, что остаётся водителю, чтобы снизить риск — учитывать возможность внешних отвлекающих факторов, адекватно реагировать при столкновении с ними и тренировать концентрацию внимания. 

Рекламные щиты, растяжки, билборды. В попытке прочитать, что написано на ярком плакате, или рассмотреть изображение на рекламном щите водитель теряет в среднем 3-5 секунд. Часто дело происходит на оживлённых дорогах типа МКАД, где машины едут на высокой скорости. Достаточно засмотреться при проезде рекламы вдоль дороги, прозевать подрезавшего или резко затормозившего водителя — и вот уже авария. 

Решение. Сознательным усилием отрывайте себя от желания рассматривать рекламу. Можете проговорить вслух, мол, красивый билборд, но я за рулём / не буду отвлекаться / уже тысячу раз видел(а). Потренируйтесь замечать, когда внимание уходит на сторону, и возвращать его к управлению автомобилем. 

Характерные особенности незнакомой местности. К этому пункту можно отнести красивые пейзажи за окном, наличие неизвестных указателей, привлекающие внимание витрины магазинов. Попытки рассмотреть номер нужного дома или поиск организации в незнаком ландшафте тоже будут считаться отвлекающими водителя факторами. 

Решение: отправляясь в незнакомую местность, заранее откройте панорамы улиц, проложите в голове маршрут. Первоочередная ваша задача — безопасно доехать и припарковаться в разрешённом месте недалеко от пункта назначения. Там дальше на местности сориентируетесь, как найти нужное здание — уже в качестве пешехода.

Аварии на пересекаемом участке дороги или поблизости. Часто «паровоз» на той же кольцевой собирается не из-за несоблюдения дистанции, а потому что кто-то зазевался на рассматривание последствий не своего ДТП и не успел вовремя «подвинуться» в пробке, когда его попросили. Бампером в зад собственной машины. 

Решение. Покорёженный металл и вылетевшие стёкла просто магнитом притягивают внимание неопытных водителей. Напомните себе, что не хотите так же — и вернитесь к управлению автомобилем.

Другие участники дорожного движения. Велосипедисты, едущие по краю дороги или виляющие зигзагом в просёлочной местности. Мотоциклисты, с бешеным рёвом проносящиеся через поток. Красивые девушки за рулём дорогих авто. Легко одетые девушки на тротуарах. Непредсказуемые пешеходы, которые могут решить вернуться на полдороги, пойти на красный или выбежать внезапно из-за припаркованных автомобилей. 

Решение. К появлению пешеходов, в том числе незапланированному и внезапному, нужно быть готовым всегда. Это может быть пьяный юноша, активный ребёнок или бабушка с плохим зрением — всегда снижайте скорость, особенно перед подъездом к нерегулируемым пешеходным переходом и в ситуациях, когда обочину не видно из-за припаркованных машин. Красивых девушек и байкеров провожайте взглядом не больше 2х секунд. Если отводите глаза в сторону на большее время, риск аварии увеличивается вдвое. 

Солнце. Вообще-то все неблагоприятные для вождения погодные условия относятся к внешним отвлекающим факторам. Но если водитель попадает в туман или едет через стену дождя, он как правило снижает скорость, а с солнцем так не происходит. Многие едут с прежней скоростью, надеясь вскоре выехать на затемнённый участок — но вместо этого попадают в ДТП, сбивают пешеходов и врезаются в автомобили. Потому что «солнце ослепило, ничего не видел(а)». 

Решение. Купите хорошие солнцезащитные очки с УФ-фильтром, положите в бардачок и надевайте перед поездкой каждый раз, когда на улице светит солнце. Если у вас плохое зрение — закажите в оптике солнцезащитные очки с нужными диоптриями. Если по каким-то причинам вас всё же ослепило солнце, тут же снижайте плавно скорость, не ждите благоприятного момента: можете не дождаться. И при торможении на залитой солнцем дороге включайте «аварийку», чтобы предупредить других водителей — они тоже, вероятно, ослеплены солнцем. 

Внутренние отвлекающие факторы

Внутренние факторы — те, что происходят внутри машины и отвлекают внимание водителя. Мы разделили их на несколько групп:

  • обстановка в салоне — то, что или кто находится внутри машины и может своим присутствием отвлекать водителя плюс условия, в которых проходит поездка;
  • состояние водителя — то, что водитель «берёт с собой» в поездку, от обуви и одежды до психоэмоционального состояния;
  • поведение водителя — то, что водитель делает параллельно с управлением автомобилем.

Обстановка в салоне

Игрушки, подвески. Брелоки, амортизаторы, подвески на зеркале заднего вида; кивающие собаки и кошки, мягкие игрушки на липучках, амулеты на панели управления и прочая дребедень, безусловно, делают салон уютным и обитаемым, но и мешают нормальному обзору тоже. Особенно опасны в этом смысле висюльки на зеркале: они постоянно раскачиваются и за счёт этого ухудшают работу бокового зрения и притупляют внимание, потому что всегда попадают в поле зрения водителя. А ещё такие висюльки грозят оторваться в самый неподходящий момент. 

Решение. Если вы не представляете себе салон без всяких украшательств, хотя бы выберите те вещи, которые не будут вас отвлекать: мелкие неяркие элементы. И разместите их так, чтобы ничего не перекрывало обзор. 

Громкая музыка. Громкая музыка мешает слышать происходящее вокруг, включая нехарактерные звуки деталей машины или предупреждения клаксоном других водителей. Когда водитель слушает громкую музыку, время реакции на треть увеличивается: стоит ли так рисковать? К тому же громко слушают обычно любимую музыку, и это сопровождается полным «уходом» в настроение песни с одновременным «выключением» водителя из происходящего. Плюс долгое прослушивание громкой музыки провоцирует головную боль и раздражительность. 

Решение. Убавьте звук: дорога — это не сельская дискотека. 

Неправильная музыка. Две трети водителей слушают музыку за рулём. Недавний эксперимент издания Auto Express показало, что хэви-метал в качестве музыкального сопровождения увеличивает время прохождения дистанции и провоцирует водителя на «спортивный» стиль езды,  классическая умиротворяет водителя и придаёт его движениям плавности, но и замедляет тоже. Лучший результат показали хип-хоп композиция с постоянным чётким ритмом и энергичная поп-музыка. Другое исследование показало,  что: музыка с ритмом 120 и более ударов в минуту увеличивает пульс, что провоцирует превышение скорости и нарушение ДТП.  

Решение. Понаблюдайте за собой или попросите пассажира отмечать, как меняется ваше поведение за рулём в зависимости от играющего трека. Если песня вас отвлекает, переключите трек или радиоволну. 

Насекомые. Если летом в машину залетит оса или слепень, водитель вряд ли сможет сохранять полную невозмутимость. Летающие насекомые жужжат над ухом, отвлекают от дороги, некоторые — пытаются укусить или ужалить.  

Решение. Избавьтесь от летающей осы или мухи как можно скорее: откройте окна, попросите содействия пассажиров. В крайнем случае, остановитесь при первой же возможность и выгоните непрошенного гостя. 

Животные. Перевозка кошек, собак и других питомцев в автомобиле может стать сильным отвлекающим фактором, особенно если животное не приучено к автопоездкам и не помещено в клетку/переноску/багажник. Питомцы могут скулить, мяукать, царапаться, перемещаться по салону, а водитель будет постоянно переживать и отвлекаться посмотреть, как там питомец.

Решение. Подробно о том, как перевозить животных в автомобиле безопасно для них и для водителя, узнаете из этой статьи. 

Дети. В ситуации, когда ребёнок во время движения требует обратить на себя внимание, многие родители пренебрегут управлением автомобилем. Исследование Мичиганского университета показывает, что в путешествии с ребёнком на переднем сиденье родители входят в режим мультизадачности: ухаживают за ребёнком (передают игрушку, кормят и т.п.), отвлекаются на разные девайсы — и, что закономерно, попадают в аварии.  

Решение. Полезно рассказать малышу основные правила поведения в машине и объяснить, что мам/папа не может каждый раз отвлекаться от вождения. С собой нужно взять сладости и игрушки, чтобы увлечь ребёнка максимально без участия водителя на время поездки. Обязательно при поездке с ребёнком использовать автокресло.

Пассажиры. Разговоры за рулём, особенно оживлённые и на повышенных тонах, отвлекают водителя не меньше бесед по телефону. А именно — затормаживает моторные функции, то есть в критической ситуации водитель просто не успеет затормозить или выбрать нужную передачу. 

Решение. Желательно свести беседы с пассажирами к минимуму, особенно на напряжённых участках движения и при выполнении сложных манёвров.

Выяснение отношений за рулём. Американская автомобильная организация выяснила, что ежегодно более тысячи человек получают ранения или погибают в результате выяснения отношений за рулем. Эмоционально заряженная беседа способна выбить из колеи даже профи с большим стажем вождения.

Решение. Выясняйте отношения до или после поездки, в самой дороге молчите и не включайтесь эмоционально, даже если вас пытаются провоцировать. Жёстко пресекайте все попытки выяснить отношения за рулём. 

Состояние водителя

Неподходящая одежда. Ситуации, когда водителю во время движения срочно нужно снять/надеть куртку, свитер, кофту и т.д., вполне способны спровоцировать аварию. Ездить зимой в одежде, стесняющей движения, особенно в руках — прямой путь к тому, чтобы не успеть сманеврировать в критической ситуации. Длинные пальто, юбки, платья и сарафаны у женщин-водителей путаются в ногах, юбки-карандаш и обтягивающие наряды не оставляют достаточно свободы для выжимания педалей, кручения руля и т.п. Ехать в неудобной, слишком жаркой или слишком тесной одежде — значит ещё и постоянно отвлекаться на собственное состояние дискомфорта. 

Решение. Продумывайте свой внешний вид и гардероб в первую очередь как водитель. Если в салоне достаточно тепло, снимайте верхнюю одежду заранее. Если действительно нужно переодеться, сделайте остановку. 

Неудобная обувь. Примерно половина водителей надевают подходящую обувь для того, чтобы сесть за руль. Какими соображениями руководствуются остальные, неясно. Категорически не подходят для вождения высокие каблуки, танкетки, шлёпанцы и обувь без пятки, обувь с толстой подошвой. Трудности с дозированным нажатием на педаль или спадающая с ноги обувь могут спровоцировать аварию.

Решение. Покупая новую пару обуви, думайте о том, насколько удобно будет в ней водить машину. Если приходится надеть неподходящую обувь, возьмите сменку и переобуйтесь на время пути в машине. 

Приём лекарств. Препараты, которые вызывают сонливость, замедление реакции, нарушения концентрации внимания и зрительного восприятия, расслабляют и «затормаживают» водителя, несовместимы с управлением автомобилем. Это могут быть как серьёзные средства, принимаемые длительное время (транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные и понижающие давление препараты), так и эпизодически выпитый анальгетик или таблетка от аллергии и даже от простуды. Валерьянка, успокаивающие травяные сборы, спиртовые настойки типа корвалола тоже под запретом. 

Решение. Всегда изучайте побочные действия препарата, которые принимаете. Как правило, в инструкции указывается влияние лекарства на способности управлять транспортным средством. Если нужно пройти курсовую терапию, от управления автомобилем лучше на это время отказаться. 

Плохое настроение. Да, раздражительность, плаксивость и другие нарушения настроения, связанные с эмоциональными переживаниями — вполне себе аварийный фактор. Во время поездки водитель в сложном психоэмоциональном состоянии будет сосредоточен на собственных переживаниях, что отразится на способности адекватно улавливать внешние сигналы и вовремя реагировать на них. 

Решение. На время поездки важно оставлять все плохие мысли и эмоции за бортом, в пути — думать только о дороге и происходящем вокруг. Полезно тренировать навыки психологической саморегуляции и преодолевать сложные ситуации, связанные с агрессией на дороге.

Усталость и сонливость. Утомление действует на водителя как небольшая доза алкоголя: ухудшаются зрительные функции, точность восприятия и оценки дорожной обстановки, ощущение скорости. Утомлённому водителю всё труднее распределять и переключать внимание, в поведении появляется заторможенность, время реакции увеличивается. 

В основном усталость за рулём связана с плохим самочувствием и недосыпом. Водители, которые спят меньше 4х часов накануне, рискуют попасть в ДТП в 11 раз чаще. Аварии, которые происходят в предрассветные часы (4-5 утра), когда бороться с утомлением и сонливостью особенно трудно, самые тяжёлые в плане последствий. 

Решение. Если поездки в утомлённом / болезненном состоянии не избежать, уменьшите количество сложных манёвров (перестроений, обгонов) и снизьте скорость. Высыпайтесь перед дальней поездкой, делайте остановки в пути каждые 3-4 часа. Начало клонить в сон? Не пытайтесь взбодриться, съезжайте на обочину и подремите полчаса.  

Поведение водителя: побочные действия

Попытки подобрать упавший предмет. С сидений, полок и ниш в автомобиле во время движения могут падать предметы. В попытке поднять с пола флешку или смартфон водитель, как минимум, будет смотреть в сторону упавшего предмета и уберёт одну руку с руля, а как максимум — изогнётся в три погибели и вообще потеряет управление. В то время как автомобиль проезжает 17 метров каждую секунду при скорости 60 км/час. Три секунды на «поднять что упало» — уже полсотни метров. 

Решение. Закрепляйте все ценные вещи в салоне, в идеале — не доставайте девайсы из сумки, а мелочи из бардачка. Если что-то упало, переборите первый порыв и либо поезжайте до светофора, либо делайте остановку. Помните, что попытка достать упавший предмет увеличивает риск ДТП в 9 раз.

Еда во время движения. Беда в том, что пока водитель пытается утолить голод и жажду прямо на ходу, он снимает одну, а то и две руки с руля. Небольшой ямки под колесом хватит, чтобы всё употребляемое рассыпалось/разлилось прямо на водителя или по салону. Поиск салфеток, разворачивание / заворачивание еды и другие активности, которым сопровождается перекус —  сложные и длительные действия, связанные с потерей контроля над управлением. А если в это время возникнет опасная ситуация, времени скорректировать её с занятыми едой руками не останется. 

Особенно опасны в этом смысле кофе в бумажных стаканчиках (прольётся и обожжёт), вода в больших бутылках (проливается, неудобно держать), шоколадки и чипсы (крошатся на обивку), фаст-фуд (сложно держать одной рукой, проливается соус) цельные фрукты (риск поперхнуться крупным куском). 

Решение. Остановиться и спокойно поесть. Хорошо бы держите в машине запас снеков, которые можно быстро сжевать без помощи рук: орешки, сухофрукты, конфеты и т.п.

Курение. Курящий водитель отпускает руль во время затяжки и пока стряхивает пепел. Значит, на полторы-две секунды теряет контроль над дорожной ситуацией. Ещё опаснее, если зажжённая сигарета выпадет из руки или пепел попадёт на обивку салона, что вынудит водителя судорожно решать проблему. 

Решение. В идеале — перестать курить за рулём. Другой вариант — выезжать с запасом времени, чтобы сделать остановку для перекура по дороге. Как минимум, чтобы снизить потери времени, перед поездкой положите сигареты в легкодоступное место, используйте зажигалку. Прикуривайте сигарету во время ожидания, например, на светофоре.

Переключение магнитолы. Переключая магнитолу в попытках найти любимую радиоволну или композицию, водитель смотрит с кнопок на дисплей и обратно, теряя 1-2 секунды. То есть не контролирует происходящее, выпадает из анализа дорожной ситуации на это время. 

Решение. Переключайте музыку наощупь или заранее запишите в дорогу флешку с любимыми песнями в нужном порядке. Можно также попросить настроить нужную радиоволну пассажира. 

Настраивание навигатора. Навигатор, в отличие от магнитолы, вещь обязательная в поездках. Но его использование прямо во время движения не помогает доехать по нужному маршруту, а отвлекает от управления, особенно неопытных водителей. Пытаясь приблизить или отдалить карту, рассмотреть нужный дом или выбрать лучший маршрут, водитель смотрит в навигатор — не на дорогу. 

Решение. Настраивайте навигатор заранее, ещё до начала движения. Если он перекладывает маршрут и вы сомневаетесь, доезжайте до светофора или останавливайтесь и корректируйте настройки. Запомните основные маршруты и старайтесь пользоваться навигатором минимально вообще.

Разглядывание рычага МКП. Для водителей-новичков характерна проблема, когда они смотрят на рычаг коробки передач, чтобы не ошибиться с выбором. Но каждый раз, когда вы опускаете глаза, вы отвлекаетесь от дороги. 

Решение. Приучите себя не смотреть на рычаг переключения передач, доведите навык выбора нужной до автоматизма. 

Использование голосового управления. Парадоксально, но вспомогательные современные системы превращаются в отвлекающие. Всё потому, что диалог с голосовым помощником рассеивает внимание так же, как болтовня по телефону или с пассажирами. Особенно опасны в этом смысле некачественные системы голосового управления, потому что водителю приходится прислушиваться, чтобы разобрать информацию. 

Решение. Не используйте системы голосового управления при движении в плотном потоке. Помните о том, что электронные ассистенты — отвлекающий фактор. 

Поведение водителя: использование смартфона

Ключевым отвлекающим фактором во время вождения можно назвать смартфон. Он заставляет снимать руки с руля и поглощает внимание водителя. А ещё увеличивает риск попадания в аварию на 400-700%.

Съёмка селфи и сёрфинг в соцсетях. Да, каждый четвёртый молодой водитель в Европе делает фото и пользуется социальными сетями во время езды, говорит исследование по заказу Ford. Одно селфи отвлекает водителя в среднем на 14 секунд. Беглый просмотр ленты и сообщений в соцсетях — на 20 секунд. И уже известно о жертвах такой беспечности. 

Решение. Просто. Никогда. Так. Не. Делайте. 

Разговоры по мобильному. Американская статистика говорит, что водители, которые пользуются мобильным телефоном за рулём, с hands free или без него, в 4 раза чаще попадают в тяжёлые по последствиям аварии.  Разговор по телефону опасен не тем, что в это время водитель держит трубку в руке, а тем, что человек сосредотачивается на диалоге, и перестаёт вникать в происходящее на дороге. Снижение внимания и времени реакции не завит от того, прижимаете вы телефон к уху, держите его в руках или используете hands free.  

Опасность в разговорах по мобильному за рулём — в когнитивном отвлечении. Нам кажется, что разговор по телефону это что-то банальное и простое, но для мозга это сложно: нужно принять информацию, наложить её на уже известное и составить осмысленный ответ. Пока мозг занят этим процессом, снижаются его способности оценивать происходящее, падает время реакции. 

Исследования показывают, что разговоры по мобильному сужают поле зрения водителя и замедляют восприятие, причём сам он этого не замечает, потому что это происходит очень быстро: задержка в переключении мозга между действиями составляет всего 4/100 секунды.  Но дальше эффект нарастает, и затрачиваемое мозгом время на обработку внешних сигналов тоже — и водитель рискует вообще потерять контроль над управлением. 

Эффект «отвлечённого вождения» сопоставим с вождением в состоянии алкогольного опьянения. И эту проблему не решают устройства типа hands free. К тому же внимание  у водителей, которые говорят по телефону, падает одинаково: в среднем на 40% независимо от того, прижимали они телефон к уху, пользовались гарнитурой или громкой связью или нет.

Решение. Садясь за руль, ставьте смартфон на беззвучный режим — нервничать от невозможности ответить будете меньше. Не спешите отвечать, особенно в напряжённой дорожной обстановке (плотный городской поток проезд по МКАД или оживлённой трассе). Выберите место для легальной остановки и, если звонок важный, перезвоните. 

Переписка в мессенджерах. Переписываться в мессенджерах или строчить смс во время движения ещё опаснее, чем говорить по телефону. Всё просто: подняв трубку, водитель может особо не слушать и отвечать поверхностно и кое-как всё же концентрироваться на дороге. Когда же он строчит сообщение, его взгляд направлен в экран. Он тратит непозволительно много времени на то, чтобы ответить, а сама переписка может затянуться. 

Другой аварийный фактор, не связанный с когнитивным отвлечением водителя при использовании смартфона — отвечая на звонок или читая сообщение, он неосознанно сбрасывает скорость и начинает выпадать из скорости потока. Болтающего по телефону водителя легко угадать на МКАД: он едет необоснованно медленно, собирая пробку, или немного виляет в полосе. Само по себе такое вождение тоже аварийный фактор. 

Решение. Если нет возможности остановиться и спокойно ответить, лучше уж наговорите голосовое сообщение максимально быстро, глядя на дорогу перед собой. Как вариант — попросите ответить за вас пассажира, продиктуйте текст. 

Итого: как стать внимательнее за рулём и перестать отвлекаться

Оставьте себе только одну задачу. За рулём нужно вести автомобиль. Все другие занятия на время управления автомобилем нужно отложить. Если что-то требует вашего внимания — съезжайте на обочину, паркуйтесь и смотрите. Или хотя бы доезжайте до остановки на светофоре. Но только не пытайтесь решить «неотложные» вопросы прямо по ходу движения, особенно если двигаетесь в плотном потоке или на высокой скорости.

Настройте всё заранее. Сели в автомобиль? Отрегулируйте кресло и зеркала, проложите маршрут в навигаторе, достаньте солнцезащитные очки и выберите любимое радио. Только после этого трогайтесь с места.

Отключите телефон. Серьёзно, просто отключите рингтон и звуки оповещений на телефоне или хотя бы включите режим вибрации, чтобы не нервничать за рулём, когда (если) раздастся звонок.  Вряд ли вам будут звонить по вопросу, сопоставимому с жизнью — стоит ли рисковать?

Помните: не смотришь в направлении движения хотя бы секунду — теряешь контроль над ситуацией. Когда водитель отвлекается буквально на секундочку, он теряет контроль над ситуацией. Значит, рискует не успеть экстренно затормозить или сманеврировать в аварийной ситуации. Поднять упавший смартфон, развернуть гамбургер, погладить собачку и при этом отвлечься более чем на 2-4 секунды, значит выпустить дорожную ситуацию из-под контроля. Итоги зависят от того, что будет происходить на дороге, пока водитель занят своими делами. Например, машина уедет в сторону, наедет на пешехода или потеряет управление.

Тренируйте умение не отвлекаться надолго. Проговаривайте про себя слово «четыре» по слогам: на «че» — смотрите на магнитолу, по зеркалам и ещё куда-то, на «тыре» — снова смотрите на дорогу. Если что-то требует отвлечения на более длинный отрезок времени, ждите благоприятной ситуации или паркуйтесь и отвлекайтесь со спокойной совестью. Но не рискуйте своей и чужой жизнью по глупости.

Вещи, которые отвлекают водителя от дороги: ТОП-6

Водитель во время движения должен быть максимально сконцентрированным на дороге. Отвлекшись всего на секунду можно потерять контроль и попасть в аварию. Даже простой разговор с пассажиром может спровоцировать ДТП.

Топ 6 вещей, которые отвлекают водителя

Существует большое количество отвлекающих факторов. К числу 6-ти основных относятся следующие:

  • мобильный телефон;
  • GPS-навигаторы;
  • громкая музыка;
  • еда;
  • споры и ругань за рулем;
  • присутствие животных или детей в салоне автомобиля.

Одна из самых частых причин аварий — использование мобильного телефона за рулем автомобиля. Многие водители разговаривают по телефону, делают селфи или же переписываются во время езды, тем самым теряя свою бдительность и внимание.

За рулем

По правилам запрещается использовать за рулем любое устройство связи, которое необходимо держать в руке. Согласно исследованиям использование телефона снижает сконцентрированность человека на 50%. У некоторых особенно невнимательных водителей, что разговаривают по телефону, реакция такая как и у людей, которые пребывают в состоянии легкого алкогольного опьянения.

От вождения также отвлекает и использование GPS-навигатора. Пытаясь увидеть точку на карте человек рассеивает свое внимание. Даже если он не смотрит на карту, голосовое сопровождение также снижает концентрацию. Особенно опасны некачественные системы голосового управления, когда водитель должен прислушиваться, чтобы разобрать информацию.

Громкая музыка может стать причиной ДТП. Человек может отвлечься на переключение песни или же может просто заслушаться, тем самым перестав контролировать обстановку на дороге. Громкая музыка также провоцирует головную боль и раздражительность.

Опасность громкого прослушивания песен заключается в том, что если от машины отпадет деталь или она будет издавать нехарактерные звуки, то водитель может не услышать их.

Часто в дальних поездках водители могут пить и есть непосредственно за рулем. Перекус во время движения крайне опасен.

Водитель с телефоном

Водитель может отвлечься от дороги, если он ведет активную беседу с пассажиром. Большое количество ДТП случается по причине ругани и споров за рулем. Пытаясь доказать свою точку зрения водитель забывает о том, что он управляет автомобилем.

Дети и животные, присутствующие в салоне автомобиля, могут сильно отвлекать водителя. Маленькие дети часто шалят, кричат и всячески пытаются привлечь к себе внимание. Чтобы сделать поездку с детьми максимально безопасной следует использовать автокресло, а также необходимо провести беседу с малышом и рассказать основные правила поведения.

Ребенку необходимо объяснить, что водитель не может остановить машину, где ему захочется или отвлекаться каждый раз, когда ребенок хочет что-то показать. Чтобы поездка ребенком прошла максимально гладко, следует запастись сладостями и игрушками.

Животное в салоне, так как и ребенок отвлекает водителя. Перевозка животных в автомобиле не регламентируется на законодательном уровне. Рекомендации по транспортировке собак и котов:

  • маленьких собак и котов рекомендуется транспортировать в специальной перевозке;
  • если в машине большой багажник, то в нем можно перевозить больших собак;
  • чтобы собака не передвигалась по салону ее необходимо зафиксировать при помощи ошейника;
  • во время поездки нельзя кормить или поить животное, так как ему может стать плохо.

Если в салоне присутствует собака без переноски, следует обеспечить ей максимально комфортные условия, чтобы она не лаяла и не пыталась сбежать. В этом случае водитель будет спокоен и не будет постоянно отвлекаться на то, чтобы посмотреть, как себя ведет животное.

За рулем водитель должен быть максимально сконцентрированным на дороге. Следует полностью исключить все возможные отвлекающие факторы.

Читайте также:

Привыкание к системе помощи водителю отвлекло людей от дороги

Ad Council / YouTube

Люди с большим опытом вождения автомобилей с продвинутой системой помощи водителю значительно чаще отвлекаются во время езды, чем те, кто только начал ей пользоваться. Это выяснили исследователи Американской автомобильной ассоциации (AAA): в течение почти двух лет они изучали, как водят 150 добровольцев. Статья, а также краткая заметка опубликованы на сайте AAA.

Пока что беспилотные автомобили находятся на стадии тестирования, но многие функции помощи водителю есть в серийных автомобилях уже сейчас. Например, часто продвинутые системы помощи водителю (ADAS) включают адаптивный круиз-контроль, при котором автомобиль самостоятельно держит заданную дистанцию до идущей перед ним машины, а также функцию удержания в полосе. Эти системы создавались с целью повысить безопасность на дорогах, однако нет единого мнения о целесообразности их применения до создания полноценных беспилотных автомобилей, полностью отвечающих за вождение.

С одной стороны, ADAS служит чем-то вроде дополнительной пары глаз: она должна повышать общую безопасность поездок. Эту точку зрения подтверждает, к примеру, статистика по использованию системы Autopilot в автомобилях Tesla: после ее установки частота аварийного срабатывания подушек безопасности снижается в среднем на 40 процентов. С другой стороны, если водитель долго ездит со страхующей его системой и на реальных примерах видит, что она работает достаточно хорошо, он может привыкнуть к ней и начать отвлекаться на посторонние дела чаще, чем при езде без ADAS.

Исследователи из AAA решили проверить эту гипотезу на реальных данных с американских дорог, полученных в рамках исследований Virginia Connected Corridors (VCC) и Mixed Function Automation (MFA). Из VCC были взяты данные по 30 владельцам автомобилей с ADAS, собранные с ноября 2016 года по июнь 2018 года. Из MFA были взяты данные по 120 водителям, которым предоставляли автомобили с ADAS на четыре недели.

Во всех автомобилях были установлены камеры, а также датчики для сбора данных ускорений и маневров. Кроме того, в данных было отмечено состояние ADAS — одновременно включенный контроль полосы и адаптивный круиз-контроль.

Исследователи обнаружили, что водители из выборки VCC, использующие автомобиль с ADAS, во время работы системы на 80 процентов чаще отвлекаются на посторонние задачи, чем при полностью ручном управлении машиной. При этом среди водителей из выборки MFA, использующих автомобиль с ADAS не так долго, такой тенденции не наблюдалось. Во взаимодействии водителей с ADAS, таким образом, можно выделить разные стадии: в первые недели водители, например, привыкают к частично автономному автомобилю.

Все серийные автомобили, оборудованные ADAS, требуют, чтобы водитель постоянно следил за дорогой, и автопроизводители отслеживают внимание водителя разными способами. Например, Tesla Autopilot учитывает нажатие на руль, что можно обмануть подвешенным мешочком с мелочью, тогда как в Cadillac Super Cruise и Nissan ProPilot 2.0 внимание отслеживается напрямую по направлению взгляда с помощью камер.

Привыкание к хорошо работающему автопилоту заставило многих разработчиков беспилотных автомобилей, таких как Waymo и Ford, пропустить третий уровень автономности и разрабатывать сразу полностью автономные беспилотники четвертого и пятого уровней. Это приводит к тому, что во время испытаний некоторые инженеры, обязанные следить за дорогой, отвлекаются или вовсе засыпают, причем в некоторых случаях не помогает даже второй инженер: иногда засыпают оба.

Григорий Копиев

Что отвлекает водителя от дороги?

 

Сегодня мы подробно распишем, какие предметы и ситуации отвлекают водителя от дороги.

Мобильный телефон. Да-да, именно неотъемлемый атрибут современного человека становится причиной множества аварий. А точнее, разговоры по телефону, переписка, селфи и прочие занятия в телефоне во время езды. В современном мире трудно себе представить жизнь без гаджетов. А как себе это представить, если мы привыкли быть постоянно на связи с родными, друзьями, коллегами, партнерами по бизнесу и т.д.

Мобильные телефоны гармонично вписываются в распорядок дня, как прием пищи, поход на работу или сон. Мы не отрываемся от разговора по телефону даже когда находимся за рулем автомобиля на переполненной трассе. А ведь именно телефон может спровоцировать аварию на дороге. Во время разговора наш мозг полностью переключается на функцию разговора и концентрация внимания на другом предмете слабеет.

Как результат, дорожно- транспортное происшествие, а иногда и с «роковыми» последствиями. Правила ПДД запрещают водителю транспортного средства использовать любые средства связи, которые нужно держать в руке во время езды. Так устроен человек, что запрещено, то можно обойти и придумать другой способ.

Если нельзя разговаривать по телефону, можно печатать смс, переписываться в соцсетях, лайкать записи и делать много-много ненужных вещей именно за рулем, ведь это законом и правилами не запрещено! Еще один новомодный тренд современного мира, фотографировать себя всегда и везде.

Некоторые «персонажи» умудряются делать селфи за рулем авто во время езды, не обращая внимания на дорогу. Административным кодексом Украины предусмотрен штраф за разговоры по телефону или через другие средства связи без спецоборудования, с помощью которых можно вести беседу без помощи рук во время езды, в размере 425 гривен. Формулировка нормы статьи и размер самого штрафа настолько абсурдны, что 90% водителей просто игнорируют эти правила. А потом, аварии, гибель невинных людей и самого любителя общения и «эффектных» фото.


 Читайте Украина за безопасность на дорогах! Берем опыт развитых стран.


Музыка в салоне авто. Заядлые меломаны также часто становятся участниками ДТП. Постоянное переключение каналов и поиск волн «любимой» музыки приводит к тому, что внимание рассеивается и водитель плохо реагирует и контролирует обстановку на дороге. Громкая музыка бодрит первое время, дальше это приводит к головной боли и раздражительности.

Если во время езды в машине начнется не характерный звук или что-то отвалится, вы просто этого не услышите, так как наслаждаетесь громкой музыкой. Дорога и машина любят внимание!

Скандалы. Споры и ругань за рулем – основная причина дорожных происшествий. Доказывая свою правоту, люди так входят в азарт, что забывают о собственной безопасности. Автомобиль предназначен исключительно для передвижения из одной точки в другую, но никак не для выяснения бытовых отношений во время езды. Ругаясь, водитель полностью переключается на спор, а дорога становится второстепенной. Так что споры нужно отложить на «потом» или остановиться и продолжать ругаться, а то можно и не добраться до места назначения.


Важное На заметку водителю! Куда обратится, если сломался в дороге или погодные условия не позволяют продолжать путь?


Новомодные функции автомобиля. Сегодня никого не удивишь разнообразными функциями, которые имеются на приборной панели автомобиля: климат-контроль, навигация, функция TV. Производители постоянно внедряют новшества и преподносят потребителю, как это модно и удобно. Комфорт, конечно, вещь нужная, но он же может угрожать жизни водителя и пассажиров. Больше всего от дороги отвлекает водителя навигационная система, которая требует внимания при вводе данных. Также, как и функция тв. Зачем в салоне автомобиля телевидение?

Нужно выбрать что-то одно: или крутить руль, или смотреть интересную передачу. Как показывает практика, если делать два дела одновременно, то не получается ни одно, ни другое!

Вот читаешь статью и думаешь: «Что здесь заумного написано? Это же знает и ребенок!» Да ничего в данной статье нового нет и старо все, как мир. Но почему-то именно за рулем эти элементарные вещи забываются.

На что водители чаще всего отвлекаются во время езды за рулем

Чтобы избежать возможных неприятностей на дорогах, водителям, даже опытным, с большим стажем вождения, необходимо помнить о причинах возникновения дорожных аварий. Все водители отлично знают, что за рулем необходима предельное внимание и концентрация.

Наиболее часто встречающиеся причины аварий

Для безопасного вождения автомобиля, водитель должен успевать рассмотреть кто едет впереди, видеть обстановку на соседних полосах движения и через зеркало заднего вида наблюдать за движением на дороге сзади машины, перестраиваться в ряду, пропускать встречные машины на узкой дороге и перекрестках. Если коротко, нужно успевать вести обзор и анализировать ситуацию.

На что водители чаще всего отвлекаются во время езды за рулем

Для безопасного вождения автомобиля, важно все свое внимание сосредоточить на дороге, вовремя осуществлять необходимые маневры. Все эти действия требуют ясного ума и спокойствия. Человек уставший, не выспавшийся становится опасным на дороге. По статистике, 46% водителей попадают в ДТП в состоянии полудремы, еще 20% в состоянии размышлений о каких-то совершенно отвлеченных вещах.

Следующей причиной, вызывающей автомобильные аварии, является использование мобильного телефона. 55% всех водителей разговаривают по телефону во время движения, хотя это запрещено правилами. Отложите мобильный телефон до планируемой остановки, или выключите его на время движения, особенно это касается перегруженных городских улиц.

Вредные привычки, а именно курение и алкоголь, снижают реактивность мозга почти в половину. Ведь нельзя курить одной затяжкой и не стряхивать пепел, а принимать алкогольные напитки ни до, ни во время поездки строго запрещено. Снижается ясность головного мозга, появляется сонливость и неправильная реакция.

На что водители чаще всего отвлекаются во время езды за рулем

Даже в дальних поездках, во время движения желательно не есть за рулем и не пить кофе. Для этого есть придорожные кафе и стоянки. Во-первых, сама еда не принесет удовольствия и пользы, во-вторых, наполовину рассеивает внимание. В- третьих, после еды начинает клонить в сон.

Слушать музыку во время движения, если необходимо менять кассеты или диски.

Важно для женщин – нельзя делать макияж за рулем автомобиля. Такие, казалось-бы несложные движения могут серьезно отвлечь. Все внимание уходит на зеркало, губную помаду или тушь, а ведь нужно еще держать руль и справляться с маневрами. Даже желание просто посмотреть в зеркало наполовину отвлекает внимание от дороги наполовину.

Итак, подведем итоги.

На что водители чаще всего отвлекаются во время езды за рулем

Важно: правила, которые следует соблюдать за рулем автомобиля

  1. Не водить машину усталому, больному или не выспавшемуся водителю, думать только о дороге.
  2. Убирать мобильный телефон до стоянки, или отключать его во время движения, не писать SMS сообщений.
  3. Нельзя перед поездкой пить алкоголь и курить за рулем.
  4. Нельзя не есть и не пить за рулем.
  5. Нельзя, слушая музыку, переставлять диски и кассеты.
  6. Нельзя делать за рулем макияж и красить губы. Не смотреться в зеркало.

Таким образом, выполняя эти не сложные правила, можно долгое время безопасно двигаться автомобилем.

На что отвлекаются молодые водители за секунды до аварии

Кто-то считает автомобиль предметом роскоши, а кто-то — средством передвижения. Но и те и другие частенько забывают, что машина, при всём прочем, не перестаёт быть источником повышенной опасности как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения. И эта короткая память приводит к авариям: от досадного повреждения кузова и ссадины на руке до голливудского переворачивания с летальным исходом.

Как избежать неприятностей? Рекомендации дают исследователи из неправительственного Фонда безопасности дорожного движения Американской автомобильной ассоциации (AAA Foundation for Traffic Safety). Глубокому анализу подверглись 1 700 записей видеорегистраторов, установленных в автомобилях молодых американцев. Причём одна из камер по привычке следила за дорогой, а вторая записывала происходящее в салоне.

Конечно-конечно, негоже сравнивать «глупых» заокеанских тинейджеров с матёрыми водителями наших краёв! Но не спешите с заявлениями. Просто посмотрите короткий ролик, в котором вы обязательно найдёте частичку своих привычек.

Красноречиво и обыденно, не правда ли? Но ещё более детальную картину даёт статистика, согласно которой к аварии приводили:

  • взаимодействие водителя с одним или несколькими пассажирами — 15%;
  • использование сотового телефона — 12%;
  • поиск вещей по салону — 10%;
  • отвлечения на объекты и события снаружи машины — 9%;
  • пение и «танцы» под музыку — 8%;
  • прихорашивания — 6%;
  • попытки дотянуться до предметов — 6%.

Исследователи отдельно отмечают вред мобильных трубок: из шести секунд, предшествовавших аварии, четыре секунды водитель не смотрел на дорогу, из-за чего он вообще не успевал ударить по тормозам или вывернуть руль.

Вот вам и ответ на вопрос, зачем штрафовать за использование телефонов во время езды.

Завершая статью, хочется отметить, что молодость — понятие многогранное. Её можно рассматривать и как возраст, и как стаж. Поэтому неважно, во сколько вы получили права и сели за баранку — опыта всё равно немного, прямо как у тех ещё зелёных американских водителей.

Признавайтесь, как часто и на что вы отвлекаетесь в дороге?

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о