Dacia «Дачия» / Автомобили / Производители техники
Марка легковых автомобилей
Dacia «Дачия»
Производитель / Владелец марки
S.C. Automobile Dacia SA
Страна
Румыния (Питешти)Официальный сайт производителя марки
www.daciagroup.comНациональные и региональные сайты
www.dacia.ro РумынияГод основания Dacia «Дачия»
1967
Dacia «Дачия» принадлежит
Адрес производителя
S.C. Automobile Dacia SA, Str. Uzinel 1, 0401 Colibasi, Pitesti, Romania
Телефон
0248 500 000
Факс
0248 500 076
Электронная почта
Фотографии легковых автомобилей марки Dacia «Дачия»
Описание легковых автомобилей марки Dacia «Дачия»
Завод Dacia «Дачия» основан в 1967 году при технической помощи компании Renault «Рено». Согласно первоначальному контракту была приобретена лицензия на перспективную переднеприводную модель Renault R12, серийное производство которой еще только должно было начаться во Франции с 1969 года. Поэтому временно для освоения румынскими рабочими конвейерного способа сборки, в 1968 году была освоена сборка лицензионной заднемоторной модели Renault R8 под маркой Dacia 1100. Ее мелкосерийное производство продолжалось до 1971 года с небольшой модернизацией в 1970 году.
В 1969 году параллельно с французской моделью Renault R12 (европейский «Автомобиль 1969/70 года») был представлен новый переднеприводный седан Dacia 1300. В 1972 году на базе данной модели был освоен выпуск универсала 1300 Break, а в 1973-м и полутонного пикапа модели 1302. С 1977 года производство Dacia 1300 было полностью локализовано. В 1979 году была представлена рестайлинговая модель Dacia 1310 с новой светотехникой (четыре круглых фары), а также прототип купе 1310 Sport, в том же году дебютировал и компактный внедорожник ARO 10 на агрегатах
В конце 70-х начале 80-х Dacia «Дачия» мелкосерийно собирала из СKD комплектов фургон D6 (Renault Estafette), а также седан Renault R18 и хэтчбек R20. Данные легковые модели предназначались для партийной номенклатуры.
В 1981—1982 годах появилось семейство коммерческих однотонных пикапов 1304—1309. В 1983 году появилось мелкосерийное купе Sport 1410. В начале 80-х была показана перспективная модель микроавтомобиля Dacia 500 с двухцилиндровым двигателем, представлявшим собой половинку от мотора стандартной Dacia «Дачия». В серию эта модель так и не пошла из-за разразившегося в чаушесковской Румынии экономического кризиса. В 1985 году под индексом Dacia 1410 был освоен более мощный вариант базовой модели, прошедшей в 1983 году очередной рестайлинг. В 1985 году появился 5-дверный хэтчбек 1320, после рестайлинга в 1990 году получивший наименование 1325 Liberta и выпускавшийся до 1996 года.
В 1989 году рестайлингу были подвергнуты все модели Dacia «Дачия» (серия CN1). В 1992 году семейство дополнил более экономичный вариант Dacia 1210, производство которого продолжалось недолго. В 1993 году семейство 1310 прошло очередной рестайлинг (серия CN2), еще один — в 1995-м (CN3) и последний — в 1998-м (CN4). Производство легковых версий на платформе R12 было прекращено в 2004 году, а в 2005-м свернут выпуск коммерческих пикапов.
В 1994 году Dacia «Дачия» освоила выпуск хэтчбека Nova на лицензионной платформе Peugeot 309. В 2000 году модель прошла рестайлинг и стала обозначаться как SuperNova. В 2003 году при помощи Renault «Рено» она была подвергнута глубокой модернизации и стала называться Solenza «Соленза». В 2005 году выпуск переходной модели Solenza «Соленза»
До 2005 года Dacia «Дачия» выпустила примерно 2,5 млн автомобилей. С 2004 года Dacia «Дачия» освоила выпуск седана Logan «Логан» на всемирной платформе Renault X90. В 2006 году на той же усиленной платформе (M90) был освоен универсал Logan MCV «Логан универсал», который в 2007 году был дополнен коммерческим фургоном Logan VAN, а в 2008-м — пикапом Logan Pickup. После перехода на современный модельный ряд выпуск автомобилей Dacia «Дачия» многократно возрос.
Дополнительная информация
Renault • АвтомобилиDacia «Дачия» также пишут или произносят как
Renault Dacia, Dasia, Dasya, Dacya, Dachia, Dachya, Dacha / Рено Дачия, Дачиа, Дасия, Дасиа, Дакия, Дакиа, Дачья, Дачя, Дачьа, Дача, Дация, Дациа, Дассия, Дася, Дасья, Датсия, Дайча
DACIA — история автомобильной марки
Dacia — автомобильное производство в Румынии, c 1998 года входит в концерн Renault как дочернее предприятие, которое расположено в предместье города Питешти.
Дача (рум. Dacia) — историческая область на территории Румынии во времена Римской империи.
Завод Dacia основан в 1967 году при технической помощи компании Renault. Согласно первоначальному контракту была приобретена лицензия на перспективную переднеприводную модель Renault R12, серийное производство которой еще только должно было начаться во Франции с 1969 года. Поэтому временно для освоения румынскими рабочими конвейерного способа сборки, в 1968 году была освоена сборка лицензионной заднемоторной модели Renault R8 под маркой Dacia 1100. Ее мелкосерийное производство продолжалось до 1971 года с небольшой модернизацией в 1970 году.
В 1969 году параллельно с французской моделью Renault R12 (европейский «Автомобиль 1969/70 года») был представлен новый переднеприводный седан Dacia 1300. В 1972 году на базе данной модели был освоен выпуск универсала 1300 Break, в 1973 году — полутонного пикапа модели 1302. С 1977 года производство Dacia 1300 было полностью локализовано. В 1979 году была представлена рестайлинговая модель Dacia 1310 с новой светотехникой (четыре круглых фары), а также прототип купе 1310 Sport, в том же году дебютировал и компактный внедорожник ARO 10 на агрегатах Dacia 1300, продававшийся на некоторых экспортных рынках как Dacia Duster.
В конце 1970-х — начале 1980-х Dacia мелкосерийно собирала из CKD-комплектов фургон D6 (Renault Estafette), а также седан Renault R18 и хэтчбек R20. Данные легковые модели предназначались для партийной номенклатуры.
В 1981 — 1982 годах появилось семейство коммерческих однотонных пикапов 1304 — 1309. В 1983 году появилось мелкосерийное купе Sport 1410. В начале 80-х была показана перспективная модель микроавтомобиля Dacia 500 с двухцилиндровым двигателем, представлявшим собой половинку от мотора стандартной Dacia. В серию эта модель так и не пошла из-за разразившегося в чаушесковской Румынии экономического кризиса. В 1985 году под индексом Dacia 1410 был освоен более мощный вариант базовой модели, прошедшей в 1983 году очередной рестайлинг. В 1985 году появился 5-дверный хэтчбек 1320, после рестайлинга в 1990 году получивший наименование 1325 Liberta и выпускавшийся до 1996 года.
В 1989 году рестайлингу были подвергнуты все модели Dacia (серия CN1). В 1992 году семейство дополнил более экономичный вариант Dacia 1210, производство которого продолжалось недолго. В 1993 году семейство 1310 прошло очередной рестайлинг (серия CN2), еще один — в 1995 году (CN3) и последний — в 1998 году (CN4). Производство легковых версий на платформе R12 было прекращено в 2004 году, в 2005 году свернут выпуск коммерческих пикапов.
В 1994 году Dacia освоила выпуск хэтчбека Nova на лицензионной платформе Peugeot 309. В 2000 году модель прошла рестайлинг и стала обозначаться как SuperNova. В 2003 году при помощи Renault она была подвергнута глубокой модернизации и стала называться Solenza. В 2005 году выпуск переходной модели Solenza был прекращен.
До 2005 года Dacia выпустила примерно 2,5 млн автомобилей. С 2004 года Dacia освоила выпуск седана Logan на всемирной платформе Renault X90. В 2006 году на той же усиленной платформе (M90) был освоен универсал Logan MCV, который в 2007 году был дополнен коммерческим фургоном Logan VAN, в 2008 году — пикапом Logan Pickup. После перехода на современный модельный ряд выпуск автомобилей Dacia многократно возрос.
Модели Dacia
Dacia Logan (с 2004)
Dacia Logan MCV (с 2006)
Dacia Logan VAN (с 2007)
Dacia Logan Pick-Up (с 2008)
Dacia Sandero (с 2008)
Dacia Duster (с 2010)
Dacia Lodgy (с 2012)
Dacia 1100 (1968-1972)
Dacia 1210 (основана на 1310)
Dacia 1300 (1969-1979)
Dacia 1310 (1979-2004) (Dacia Denem в Великобритании)
Dacia 1301 (1970-1974)
Dacia 1302 (1975-1982)
Dacia 1304 Pick Up (1979-2006)
Dacia Duster (1983-1990-е) (перелицованный ARO 10 в Великобритании)
Dacia 1307 Double Cab (1992-2006)
Dacia 1307 King Cab (1992-1999)
Dacia 1309 (1992-1997)
Dacia 1310/1410 Sport (1981-1992)
Dacia 1410 (основана на 1310)
Dacia 2000
Dacia D6 (1974-1976)
Dacia 500 Lastun (1985-1989)
Dacia 1320 (1985-1989)
Dacia Liberta (1990-1996)
Dacia Nova (1994-1999)
Dacia SupeRNova (2000-2002)
Dacia Solenza (2003-2005)
Концепт-кары
Dacia Braşovia — купе (1980)
Mini-Dacia (1980-е) — прототип городского автомобиля, сделанный из урезанных панелей Dacia 1310 и легко изменяемый из хэтчбэка в пикап и кабриолет в соответствии с выбранными панелями
Dacia Jumbo — высокий фургон (1990)
Dacia Nova — минивэн (1998)
Несколько прототипов Dacia 1310 с дизельными, LPG- или меньшими двигателями, на протяжении всей истории модели
Dacia Star (1991)
Dacia 1310 кабриолет (1987; сделано три штуки)
Dacia 1310 Лимузин (позже 1980-х) — удлиненный 7-местный универсал, сделано несколько штук с нормальной и с увеличенной крышами
Dacia D33 (1997) — прототип, созданный дизайнерским домом IDEA в Турине, только одна модель воспроизведена
Dacia 1310 4×4/Aro 12 (позже 1980-х) — сделан из версии универсал, ограниченная серия
Dacia Duster — концепт-кар (2009)
Автомобильная компания марки Dacia (Дачия)
Dacia — румынский производитель автомобилей, названный в честь исторического региона, составляющего большую часть современной Румынии. В настоящее время является дочерней компанией Renault. Фирма является крупнейшим румынским экспортером с 7,9% от общего объема экспорта. Завод Дачия в Миовени, Арджеш – в настоящее время пятое в Европе по величине автомобильное производство — 412 718 единиц в год. Dacia уже выиграл несколько международных наград, таких как, например, два «Autobest автомобиль года» в Европе, и один «Автомобиль года» премии в Шотландии для Dacia Duster. Весь модельный ряд Дачия.
Начало
Основной завод Дачия был построен в 1968 году, в Colibasi (ныне Mioveni). Dacia приобрела производственную линию по производству Renault 12, тем не менее не дожидаясь окончания строительства, было решено производить по лицензии Renault 8. На внутреннем рынке машина называлась Dacia 1100. С 1968 по 1972 произведено около 44000 авто.
Первая Дачия 1300 сошла с конвейера летом 1969 года. Она была показана на выставках в Париже и Бухаресте. Румынские покупатели одобрили современность и надежность автомобиля и очереди на приобретение всегда были долгими. С 1970 г. выпускалось несколько вариантов машины: стандартный 1300, 1300Lux и 1301 Lux Супер. Небольшими партиями выпускались D6 (Renault Estafette), Dacia 2000(Renault 20) и Renault 18.
Был организован экспорт машин завода в Великобританию, однако особым спросом Дачия не пользовалась. Не помогло и то, что в экспортном варианте были такие недоступные в Румынии опции как пятиступенчатая коробка передач, литые диски и электрические стеклоподъёмники.
Тогда же выпускалась модель Sport. В 1980 году, румынское общество восхищалось Brasovia, прототипом спортивного купе на базе 1310, разработанной на станции технического обслуживания в г. Брашов. Вскоре двухдверная Dacia 1310 Спорт (1410 Sport с 1983 г.) стала доступна для золотой молодежи того времени.
1980-е
Энтузиасты продолжали творить на базе любимых моделей, например, сделанные из Дачия 1310 лимузины все можно встретить на дороге. Эти автомобили высоко ценятся среди энтузиастов Dacia. Веб-форумы любителей полны свидетельств о раритетах и курьезах, производимых Дачия в те годы. Производители меняли контуры бампера, размеры фар и решётки радиатора, хотя в основе лежала всё та же модель 1300.
1990-е
Автомобили 1992-1994х годов в своей сути оставались раритетами; хотя, очевидно, предпринимались усилия, чтобы возобновить модельный ряд, наблюдались и многочисленные признаки стилистического похмелья. Можно только гадать о методах, применяемых на производственных линиях эпохи.
Dacia Nova и Dacia SuperNova С конца 1994 Dacia запустил компактный седан или хэтчбек — Dacia Nova. Конструкция была довольно устаревшая, тем не менее дизайн Nova является 100% румынской разработкой. Модель была неудачна и только после доработки в 1996 году, Nova можно было более- менее часто увидеть на румынских дорогах.
21 июля 2004 года последние модели серии 1300 выкатили из ворот завода в Mioveni всего за месяц до 35-летия производства. В течение тридцати четырех лет производства выпущено более 2,5 млн. единиц продукции, произведенных Дачия. Модели 1300/1310 были хозяевами румынских дорог.
Приобретение Renault
В сентябре 1999 года Дачия была куплена группой Renault, для того чтобы сделать в Румынии центр развития автомобильной промышленности для Центральной и Восточной Европы.Наконец, на смену моделям 35-летней давности, была выпущена совсем новая Dacia Sole однако это была лишь временная модель для заполнения паузы перед Dacia Logan, копией Renault Logan характеристики у них одинаковы, и обучения персонала западным стандартам производства.
Дачия Логан является самой успешной моделью после 1300. Она стала одним из самых популярных авто в Центральной и Восточной Европе, а также в России. Logan продается во многих странах, иногда под брендом Renault. В 2009 году новый концепт под названием Duster 2015 был представлен на Женевском автосалоне. Это первый паркетный внедорожник, построенный Дачия с момента приобретения Renault, он стал доступен в Европе с марта 2010 года.
В 2012 году второе поколение Logan и Sandero были показаны на Парижском автосалоне. Они имеют много общего во внешнем виде и оснащены улучшенными стандартными средствами безопасности, новым двигателем и другим новым оборудованием.
Dacia 1300: французский символ румынского автопрома
В конце шестидесятых СССР приобрел у итальянцев лицензию на производство Fiat 124 и построил для этого завод-автогигант, ставший бессменным лидером советского, а затем и российского автопрома. В тот же период аналогичным образом поступили поляки (с моделями 125/126), а также румыны, которые вплоть до 1968 года вообще не выпускали собственные легковые автомобили, обходясь лишь импортными поставками – в основном, из стран СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). Обо всем этом мы уже рассказывали в материале об истории румынского автопрома, но один из самых массовых и долгоживущих автомобилей – Dacia 1300 – заслуживает отдельного внимания.
«Автомобиль будущего» по лицензии
Руководство страны во главе с Николае Чаушеску в шестидесятые годы отличалось куда более прозападными настроениями, чем правящая номенклатура в Советском союзе и даже ПНР. И если «наши» по политическим соображениям отказались от сотрудничества с Renault в пользу итальянцев, то наследники даков, рассмотрев поначалу предложения от Fiat, Alfa Romeo, Peugeot и Austin, в итоге все же не упустили возможности и приобрели лицензию на «автомобиль будущего» – перспективную модель R12, которую на тот момент сама компания Renault еще только разрабатывала как проект R117.
Новинка должна была занять промежуточное положение в линейке Renault между моделями 8 и 16. К слову, именно на заднемоторной «восьмерке» под индексом Dacia 1100 румыны с 1968 года осваивали новые для себя технологии французского автопроизводителя. Ведь уже к 1967 году в максимально короткие сроки в небольшом городке Миовени, расположенном недалеко от административного центра Питешти, был построен современный завод Uzina de Autoturisme Pitesti (UAP).
С модели Dacia 1100 (Renault 8) началась история автозавода UAP
Выпуск новой модели должен был начаться в 1968-м одновременно и на французском заводе (как Renault 12), и в Румынии (под названием Dacia 1300). Однако из-за социальных протестов во Франции в 1968 году выпуск нового автомобиля перенесли.
Николае Чаушеску за рулем первой собранной Dacia
В 1969 году Renault 12 представили на автосалоне в Париже, а «сестру-близняшку» Dacia 1300 – на международной ярмарке в Бухаресте. Новая модель получила положительную оценку общественности и даже смогла занять третье место в конкурсе «Автомобиль года-1970». Название Dacia для румынского автомобиля выбрали по «историческим» соображениям: во времена Римской империи именно так называлась часть территории современной Румынии, на которой проживали племена даков. Производство машин во Франции и Румынии стартовало одновременно в 1969-м, но массовый выпуск Дачий румыны смогли наладить только в следующем году.
Первые Renault 12 и Dacia 1300 отличались лишь эмблемами
Интерьеры французcкого (слева) и румынского (справа) автомобилей: найдите 10 отличий!
Любимый, но не на родине
Несмотря на высокую популярность марки Renault в Европе, «двенадцатая» так и не стала бестселлером в Старом Свете. Во-первых, далеко не всем приглянулся своеобразный дизайн трехобъемного кузова с сильным наклоном капота и багажника, которые из-за своей длины и больших свесов ухудшали маневренность автомобиля на тесных европейских улочках. Во-вторых, оказалось, что из-за настроек подвески, большого клиренса и узких шин (155 мм) устойчивость Renault 12 и его «породистость реакций» не дотягивали до высоких европейских стандартов, которые уже тогда предъявлялись к новым моделям. К тому же в модельном ряду Renault вскоре после выхода двенадцатой, в конце семидесятых, появились и другие автомобили близкого назначения – например, более современные по компоновке хэтчбеки 14 и 20, а также седан 18. Впрочем, Renault 12 пользовался достаточным спросом на внешних рынках – не в пресыщенной Европе, а в странах Южной Америки и Африки, а также в Иране и Сирии. Ведь французская машина получилась просторной, достаточно вместительной и весьма выносливой.
Как и современный Логан, Renault 12 был настоящим «гражданином мира»: модель собирали не только во Франции и Румынии, но и в Португалии, Аргентине, Канаде, Чили, Колумбии, Мексике, Испании, Турции, Венесуэле и даже Бельгии! В турецкой Бурсе на заводе Oyak-Renault эту модель производили вплоть до 2000 года, а суммарный выпуск модели R12 (причем без учета Дачий!) составил два с половиной миллиона экземпляров!
Автомобиль отличался простотой конструкции. Но свесы кузова были довольно длинными
Конечно, неизбалованный румынский потребитель также оказался доволен новым автомобилем. По аналогии с нашими «Жигулями», в первые годы для сборки активно использовались импортные детали (в случае с Dacia – разумеется, французского производства), что также повышало рейтинг Дачии в глазах румынских автомобилистов. При невольном сравнении Дачии с советской «копейкой», сердце отдаёт предпочтение родным Жигулям, однако разум вынужден признать, что «автомобиль даков» был куда прогрессивнее.
Поздние Renault 12 даже оснащались автоматической трансмиссией!
Как и в случае с восточнонемецким «Траби», за Дачией почти сразу же выстроились многолетние очереди. Причем автомобиль румынского производства, представлявший собой, по сути, французскую машину, полюбили не только на «малой Родине», но и во многих социалистических странах – Польше, Чехословакии, ГДР, Болгарии… Да и не имевшие собственного легкового автопрома венгры часто отдавали предпочтение именно Дачии – во многом благодаря экономичному двигателю и простоте конструкции. Существовала и «праворукая» версия Дачии для рынка Великобритании под названием Denem – в погоне за валютой румыны старались не отставать от советских товарищей, экспортировавших на туманный Альбион свои Жигули. Правда, седаны у англичан особым спросом не пользовались, а вот коммерческие автомобили из Питешти «за Ла-Манш» поставлялись вплоть до начала девяностых годов. На некоторых рынках модель также называлась Renault Virage (Австралия) и Renault Toros (Турция)
В Советском Союзе как французский Renault 12, так и румынская Dacia 1300 были малоизвестны, поскольку в годы существования СССР не импортировались. Лишь в конце восьмидесятых годов жители западных регионов «1/6 суши» смогли не только увидеть «Дачии» в соседних Венгрии, Чехословакии, Польше и Югославии, но и приобрести их в подержанном состоянии по сходной цене. Правда, наши сограждане обычно предпочитали родные Жигули и Волги либо «настоящие» иномарки западноевропейского производства. В тот же период предприятия-экспортеры продукции из некоторых республик СССР за полученную валютную выручку приобретали новые автомобили Dacia для собственных нужд. Именно поэтому в отдельных городах в одно время встречалось немало Дачий, которые в новом веке практически полностью вымерли как из-за отсутствия запасных частей, так и вследствие банальной коррозии кузова.
Расширение модельного ряда
Практически с самого начала Dacia 1300 с 1,3-литровым двигателем мощностью 54 л. с. предлагалась в нескольких комплектациях: в обычном исполнении Standard, а также с улучшенной отделкой Lux и Lux Super. Дополнительное оборудование румынской машины включало не только радиоприёмник и обогрев заднего стекла, но и «противотуманки», два наружных зеркала и даже литые алюминиевые колеса. Правда, «роскошная» комплектация 1301 LS была предназначена исключительно для партийно-номенклатурной элиты государства, поэтому не поступала в продажу и не была доступна «простым смертным».
Передний привод на Дачии спокойно уживался с продольным расположением двигателя
В дальнейшем кузовную гамму Дачии дополнил универсал Dacia 1300 Break (1973 год), а с 1975-го начался выпуск пикапов семейства 1302 грузоподъемностью 500 кг, причем на все грузопассажирские модификации Дачии устанавливали усиленную заднюю подвеску. В этот период «люксовые» комплектации седанов начали оснащаться двухконтурной тормозной системой, благодаря чему в случае разгерметизации одного из контуров работоспособность тормозной системы сохранялась.
Renault 12, хоть и недолго, но поставлялся на североамериканский рынок
К тому времени румынам также удалось полностью локализовать производство Дачий, а срок лицензионного соглашения с Renault заканчивался. На уровне высшего руководства было принято решение не продлевать сотрудничество с французами и не осваивать какую-нибудь новую модель Renault по отработанной схеме, а продолжать выпуск Дачии уже без технической поддержки французского производителя.
Универсал Break начали выпускать в 1973 году
Напрашивается еще одна аналогия с ВАЗом и Fiat: присутствие итальянцев в Тольятти к середине семидесятых также практически полностью сошло на нет, а следующие модели на ВАЗе создавались уже без их участия. Увы, и в Советском Союзе, и в Румынии уход лицензиара означал постепенное снижение качества «самостийной» продукции. Впрочем, Дачия все равно оставалась популярной и достаточной востребованной машиной в Румынии, из-за чего годовой выпуск был увеличен с 50 тысяч автомобилей практически вдвое – до 80-90 тысяч.
Первые рестайлинги
Тем не менее, румынские конструкторы все же решили обновить модель с десятилетним конвейерным стажем и в 1979 году провели достаточно масштабную модернизацию. Внешне обновленная Dacia с индексом 1310 отличалась от первой версии автомобиля новым оформлением передней части пластиковой решеткой и четырьмя круглыми фарами в пластиковых «очках».
Увеличились и бамперы, а в салоне появилась новая панель приборов. Увы, после такого «дакийского тюнинга» бывший Renault 12 утратил ту «воздушную изящность», которой его наделили французские дизайнеры. Исходную модель с индексом 1300 в Румынии выпускали до 1981 года – интересно, что в это же время французы тоже перестали выпускать свою «двенадцатую», сняв устаревшую по европейским меркам модель с производства. Ведь в 1981 году во Франции на смену Renault 12 пришла модель 9, внешне и технически соответствующая духу начала восьмидесятых.
Dacia 1310 в исполнении для канадского рынка
Интересно, что румыны при обновлении своей Дачии косметическими доработками не ограничились: с 1981-го начался мелкосерийный выпуск «горячей» двухдверной версии Dacia 1310 Sport, получившей чуть позже индекс 1410 Sport. Исходя из законов жанра, мощность «взбодренного» двигателя объемом 1,4 литра увеличилась до 65 «лошадок», а максимальная скорость «приспортивленной» Дачии выросла до вполне приличных 150 км/ч.
Двухдверная модификация Sport внешне напоминала автомобили Saab
В этот же период на базе переднеприводного пикапа 1302 был освоен выпуск Dacia 1304 с задним приводом, рессорной подвеской и увеличенной до 1 000 кг грузоподъемностью, и модели 1305 с приводом на передние колеса.
В 1983 году решетка радиатора стала более крупной, а наружные детали вместо хромированной отделки получили модное в те времена покрытие типа «черный мат». Седан также получил 65-сильный двигатель от модели 1410 Sport в паре с пятиступенчатой коробкой и соответствующий индекс 1410.
Через годы, через расстоянья
Через пятнадцать лет после начала производства Дачий румыны собрали миллионный автомобиль. Однако конструкторы пытались не отставать от тенденций мирового автомобилестроения и освоили выпуск моделей 1320/1420 с кузовом типа хэтчбек. Впрочем, по сравнению с седанами, машин с пятидверным двухобъемным кузовом было выпущено совсем немного, а модель 1320 производилась всего-то три года.
Хэтчбек – собственная разработка конструкторов UAP
В 1989-м Дачии в очередной раз получили новое оформление передка. С 1988 по 1994 годы в Румынии выпускали и «особо экономичную» версию седана с индексом 1210. Её моторчик объемом 1,2 литра развивал всего лишь 49 л. с., а средний расход топлива, по данным производителя, составлял всего 6,6 л/100 км.
К моменту падения режима Чаушеску в конце 1989 года завод UAP находился не в лучшей форме, выпуская, по сути, бесконечные вариации на тему давно устаревшего автомобиля. Несмотря на сложные для страны времена, в 1990 году румыны запустили в производство обновленный хэтчбек Dacia 1325, получивший собственное название Liberta («Свобода»). Преобразованное в акционерное общество Automobile Dacia S.A. предприятие пыталось выжить за счет расширения коммерческого ряда: в начале девяностых в производство были запущены новые модификации пикапов 1307/1309 с двухрядной пятиместной кабиной. Интересно, что пикапы Dacia этого периода выпускались со всеми типами привода – передним, задним и полным. Одновременно с этим коммерческая линейка была переведена на тяжелое топливо: под капотом пикапов прописался 1,9-литровый дизельный двигатель.
Легковые автомобили также не остались без внимания и пережили в девяностые годы еще три (!) этапа обновления внешности – CN2 (1993 год), CN3 (1995 год) и CN4 (1998 год). Таким образом, по степени долголетия румынский автомобиль можно сравнить с нашими Жигулями.
Возвращение к Renault и закат модели
В 1999 году предприятие в Питешти приобрел «старый друг» – концерн Renault Group. Как это ни удивительно, после «второго пришествия» французов на завод выпуск бессмертной Дачии не был прекращен. Напротив, она получила систему впрыска топлива Bosch и некоторые другие доработки – в частности, детали интерьера от более новой модели Solenza и ступицы с пятью шпильками крепления колес. Двигатель объемом 1,6 литра развивал 72 «лошадки» и позволял «старушке» разгоняться до 160 км/ч.
Пикапы были востребованы как в самой Румынии, так и на внешних рынках. Именно поэтому их выпускали аж до 2006 года
Как и Жигули в России, румынский автомобиль даже спустя три десятилетия с начала выпуска оставался достаточно популярным – в первую очередь, из-за доступной цены и дешевизны эксплуатации. Увы, социалистической Дачии было не по пути со своей страной, которая к тому времени вступила в Евросоюз. Именно поэтому производство легковых модификаций прекратили летом 2004 года, когда на заводе осваивали новую «эпохальную» модель – всемирный проект Х90 под названием Logan, занявший на конвейере место своего «идейного прародителя».
Румынские дизайнеры неоднократно «освежали» внешность старушки, как могли. На фото – поздние Дачии
Последний седан модели 1310i c порядковым номером 1 959 730 отправился с конвейера прямиком в заводской музей в июле 2004 года, а пикапчики на платформе R12 выпускали еще пару лет – до конца 2006-го. Таким образом, из пяти с половиной миллионов автомобилей, выпущенных в Питешти за почти 50-летнюю историю завода, значительную часть составляют именно наследницы Renault 12, ставшие самыми массовыми машинами Румынии.
Читайте также:
Dacia — Next Brands
С Renault все начиналось, к нему же все и вернулось.
В 1967 году в предместье румынского города Питешти (Piteşti, Romania) при помощи «Рено» был построен небольшой автомобильный завод, на котором наладили производство небольшого автомобиля Dacia 1100 (на самом деле, Renault R8). С незначительными изменениями автомобиль выпускался до 1971 года, после чего был заменен более современной Renault R12. Кстати, сама компания тогда называлась UAP (Uzina de Autoturisme Pitești – Автомобильное Предприятие Питешти).
Нзвание Dacia (читается как «Дачиа» или «Дачия») происходит от Дакия — так именовали территорию современной Румынии в Древнем Риме. Такое название римляне выбрали по названию племени даков, проживавшем на этих землях.
Долгое время производство мало чем отличалось от других производств в социалистических странах. Модели обновлялись крайне редко и словно бы неохотно. Большинство моделей строилось на базе западных образцов, чаще всего Renault. Автомобили эти создавались в основном для Румынии, но шли также и на экспорт. Их активно использовала коммунистическая элита страны. Модельный ряд продолжал развиваться (хотя и не слишком успешно) и после революции 1989 года. К примеру, появившаяся в 1994 году Dacia Nova отличалась «100% румынским дизайном» (хотя и считается, что он был позаимствован или у Peugeot 309, или у Renault 11). Качество первое время тоже было 100% румынское — говорили, что когда на улице идет дождь, он идет также и в салоне. Правда, к 1996 году от многих детских болезней удалось избавиться. А 1998 год ознаменовался также выпуском двухмиллионного автомобиля Dacia.
С 1999 года UAP стала дочерней компанией Renault. Это поглощение самым позитивным образом сказалось на развитии бренда Dacia. Первой совместной моделью стала SuperNova – обновленная и значительно улучшенная версия Nova.
19 мая 2011, автор: Анна Шереметьева. Рубрика: Автомобили, Румыния; метки: Dacia.
Вехи истории Dacia
История румынской марки Dacia началась в 1965 году, когда перспективное предприятие получило «добро» на производство по лицензии автомобилей с двигателем 1100 – 1300 куб.см. в количестве 40-50 тысяч автомобилей в год.
По сути история румынской марки Dacia началась в 1965 году, когда перспективное предприятие получило «добро» на производство автомобилей с двигателем 1100 – 1300 куб.см. в количестве 40-50 тысяч автомобилей в год. Было решено не изобретать велосипед, а производить машины по лицензии одного из именитых производителей.
Для этого объявили тендер, по результатам которого предложение Renault с его моделью «Renault 12» оказалось наиболее интересным. Надо отметить, что на момент подписания договора (1966 год) 12-я модель являлась всего лишь прототипом. А ее серийный выпуск планировалось начать только в 1969 году. В августе 1968 года, при помощи концерна Renault состоялось открытие завода «UAP» (Uzina autoturismul Pitesti) в небольшом румынском городе Колибаши.
Чтобы скорее освоить рынок Renault предложила начать с выпуска уже имеющейся модели такого же класса – Renault 8. Автомобильное Предприятие Питешть (Pitesti Motor-Car Plant) было построено в рекордный срок за 1,5 года. Летом 1968 года была начата установка и настройка оборудования. Тогда же был произведен первый серийный автомобиль Dacia 1100.
Dacia 1100
1100-я модель Dacia собиралась из узлов и деталей, импортированных из Франции. От Renault 8 машина отличалась лишь эмблемой. Также ограниченной серией выпускалась модель Dacia 1100S для участия в гонках. По сравнению с серийной машина оснащалась более мощным двигателем, более широкими колесами и дополнительными фарами. 1100-я модель продержалась на конвейере до конца 1971 года. При этом в августе 1969 го появилась новая модель Dacia 1300, практически сразу ставшая популярной.
Dacia 1300
Машина представляла собой пятиместный седан с двигателем объемом в 1289 куб. см и мощностью 54 л.с. позволявшим разогнать автомобиль до 144 км/ч. Расход топлива при этом составлял порядка 9,4 литра на 100 км. С 1970 года машина выпускалась в трех модификациях: «1300 стандарт», «1300 супер» и «1301» (исключительно для членов коммунистической партии Румынии). В 1973 году появилась модификация «1300 Break» с кузовом типа фургон.
Dacia 1300 Break
Затем, в 1975 году, начался выпуск пикапа Dacia 1302 в двух вариантах: с брезентовым тентом или без него. Механическая часть была идентичной модели 1300. Машина могла перевозить до 500 кг груза. Большая часть этих моделей была продана на экспорт в Алжир. Renault 20 тоже собирался в Румынии. Только переименованный в Dacia 2000.
Dacia 2000
Интересной особенностью данной модели было то, что она выпускалась только в двух цветах: черном или темно-синем. На автомобильной выставке EREN 1979 года Dacia представила модернизированные версии своих прежних моделей. Там же был представлен интересный прототип Dacia Sport – Brasovia.
Dacia Brasovia
В этом же году был налажен серийный выпуск Dacia 1310 – обновленной версии 1300 с более привлекательной внешностью. Следующее изменение машина претерпела в 1983 году, когда на нее стали устанавливать двигатели объемом 1397 куб. см. (модель 1401) и 1185 куб. см. (модель 1210). Dacia 1310, представленная во множестве вариаций (TLE, TX, TS, TLX, GT, GTL), экспортировалась во множество стран. Например, в Канаду, Великобританию… В 1997 году Dacia представила прототип D33, стиль которого был разработан итальянской студией IDEA Torino. Первым автомобилем Dacia, дизайн которого был создан румынскими специалистами самостоятельно, стала модель Nova с кузовом седан.
Dacia Nova
Что касается технических характеристик модели, то она оснащалась поперечно расположенным двигателем объемом 1557 куб. см. и мощностью 72 л.с. Максимальная скорость новинки составляла 160 км/ч, до сотни она разгонялась за 15.9 с. Впоследствии Dacia Nova неоднократно усовершенствовалась. В 2000 году модель получила новый двигатель и коробку передач от Renault Clio, а вместе с этим и новое название – Dacia SupeRNova. С 2003 года после очередной модернизации модель стала известна как Solenza, выпуск которой был прекращен в 2005году.
Dacia Solenza
До 2005 года Dacia выпустила порядка 2,5 млн. автомобилей. С 2004 года Dacia освоила выпуск седана Logan на всемирной платформе Renault X90. В 2006 году на той же усиленной платформе появился универсал Logan MCV, который в 2007 году был дополнен коммерческим фургоном Logan VAN, а в 2008 году — пикапом Logan Pickup.
Dacia Logan
Тогда же в производственной программе Dacia появился хэтчбек Sandero, через пару лет — кроссовер Duster, а еще двумя годами позже — минивэн Lodgy. В 2013 году появились Logan и Sandero нового поколения.
Dacia Sandero
Dacia Logan Van
Dacia Lodgy
Dacia Logan 2
Dacia Sandero 2
Хочу получать самые интересные статьи
Dacia — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Компании, основанные в 1966 годуDacia (Дачия) — автомобильное подразделение компании Renault в Румынии, c 1998 года входит в концерн Renault как дочернее предприятие, расположено в предместье города Питешти.
Дакия (рум. Dacia) — историческая область на территории Румынии во времена Римской империи.
История
Компания основана в 1967 году при технической помощи компании Renault. Согласно первоначальному контракту была приобретена лицензия на перспективную переднеприводную модель Renault R12, серийное производство которой ещё только должно было начаться во Франции с 1969 года. Поэтому временно для освоения румынскими рабочими конвейерного способа сборки, в 1968 году была освоена сборка лицензионной заднемоторной модели Renault R8 под маркой Dacia 1100. Её мелкосерийное производство продолжалось до 1971 года с небольшой модернизацией в 1970 году.
В 1969 году параллельно с французской моделью Renault R12 (европейский «Автомобиль 1969/70 года») был представлен новый переднеприводный седан Dacia 1300. В 1972 году на базе данной модели был освоен выпуск универсала 1300 Break, в 1973 году — полутонного пикапа модели 1302. С 1977 года производство Dacia 1300 было полностью локализовано. В 1979 году была представлена рестайлинговая модель Dacia 1310 с новой светотехникой (четыре круглых фары), а также прототип купе 1310 Sport, в том же году дебютировал и компактный внедорожник ARO 10 на агрегатах Dacia 1300, продававшийся на некоторых экспортных рынках как Dacia Duster.
В конце 1970-х — начале 1980-х Dacia мелкосерийно собирала из CKD-комплектов фургон D6 (Renault Estafette), а также седан Renault R18 и хэтчбек R20. Данные легковые модели предназначались для партийной номенклатуры.
В 1981—1982 годах появилось семейство коммерческих однотонных пикапов 1304—1309. В 1983 году появилось мелкосерийное купе Sport 1410. В начале 80-х была показана перспективная модель микроавтомобиля Dacia 500 с двухцилиндровым двигателем, представлявшим собой половинку от мотора стандартной Dacia. В серию эта модель так и не пошла из-за разразившегося в чаушесковской Румынии экономического кризиса. В 1985 году под индексом Dacia 1410 был освоен более мощный вариант базовой модели, прошедшей в 1983 году очередной рестайлинг. В 1985 году появился 5-дверный хэтчбек 1320, после рестайлинга в 1990 году получивший наименование 1325 Liberta и выпускавшийся до 1996 года.
В 1989 году рестайлингу были подвергнуты все модели Dacia (серия CN1). В 1992 году семейство дополнил более экономичный вариант Dacia 1210, производство которого продолжалось недолго. В 1993 году семейство 1310 прошло очередной рестайлинг (серия CN2), ещё один — в 1995 году (CN3) и последний — в 1998 году (CN4). Производство легковых версий на платформе R12 было прекращено в 2004 году, в 2005 году свернут выпуск коммерческих пикапов.
В 1994 году Dacia освоила выпуск хэтчбека Nova на лицензионной платформе Peugeot 309. В 2000 году модель прошла рестайлинг и стала обозначаться как SuperNova. В 2003 году при помощи Renault она была подвергнута глубокой модернизации и стала называться Solenza. В 2005 году выпуск переходной модели Solenza был прекращен.
До 2005 года Dacia выпустила примерно 2,5 млн автомобилей. С 2004 года Dacia освоила выпуск седана Logan на всемирной платформе Renault X90. В 2006 году на той же усиленной платформе (M90) был освоен универсал Logan MCV, который в 2007 году был дополнен коммерческим фургоном Logan VAN, в 2008 году — пикапом Logan Pickup. После перехода на современный модельный ряд выпуск автомобилей Dacia многократно возрос.
Продажи
Модели | 1968—1972 | 1969—2004 | 1986—1992 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Dacia 1100/1100S | 44 000 | ? | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Dacia 1300/1310 | ? | 1 979 730 | ? | ? | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Dacia Lăstun | — | ? | 6532 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Dacia Solenza | — | — | — | 31 431 | 8354 | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Dacia Pick-Up | — | — | — | — | 21 165 | 11 733 | — | — | — | — | — | — | — | — |
Dacia Logan | — | — | — | 20 274 | 134 887 | 184 975 | 230 473 | 218 666 | 158 251 | 127 164 | 95 452 | 102 193 | 69 355 | 98 849 |
Dacia Sandero | — | — | — | — | — | — | — | 38 928 | 151 206 | 154 559 | 86 578 | 94 180 | 150 672 | 169 021 |
Dacia Duster | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 67 000 | 161 203 | 131 205 | 115 405 | 160 318 |
Dacia Lodgy | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 29 129 | 42 977 | 27 063 |
Dacia Dokker | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 2 924 | 51 063 | 56 214 |
Всего | 44 000 | 1 979 730 | 6532 | 94 720 | 164 406 | 196 708 | 230 473 | 257 594 | 309 457 | 348 723 | 343 233 | 359 631 | 429 534 | 511 465 |
Модели
Нынешние модели
Бывшие модели
Концепт-кары
- Dacia Braşovia — купе (1980)
- Mini-Dacia (1980-е) — прототип городского автомобиля, сделанный из урезанных панелей Dacia 1310 и легко изменяемый из хэтчбэка в пикап и кабриолет в соответствии с выбранными панелями
- Dacia Jumbo — высокий фургон (1990)
- Dacia Nova — минивэн (1998)
- Несколько прототипов Dacia 1310 с дизельными, LPG- или меньшими двигателями, на протяжении всей истории модели
- Dacia Star (1991)
- Dacia 1310 кабриолет (1987; сделано три штуки)
- Dacia 1306 пикап (1994/1995; ограниченная серия)
- Dacia 1310 Лимузин (позже 1980-х) — удлиненный 7-местный универсал, сделано несколько штук с нормальной и с увеличенной крышами
- Dacia D33 (1997) — прототип, созданный дизайнерским домом IDEA в Турине, только одна модель воспроизведена
- Dacia 1310 4×4/Aro 12 (позже 1980-х) — сделан из версии универсал, ограниченная серия
- Dacia Duster — концепт-кар (2009)
Напишите отзыв о статье «Dacia»
Ссылки
- [www.daciagroup.com Официальный сайт Dacia Group]
Отрывок, характеризующий Dacia
– Как я узнаю его всего тут! – сказал он княжне Марье, подошедшей к нему.Княжна Марья с удивлением посмотрела на брата. Она не понимала, чему он улыбался. Всё сделанное ее отцом возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.
– У каждого своя Ахиллесова пятка, – продолжал князь Андрей. – С его огромным умом donner dans ce ridicule! [поддаваться этой мелочности!]
Княжна Марья не могла понять смелости суждений своего брата и готовилась возражать ему, как послышались из кабинета ожидаемые шаги: князь входил быстро, весело, как он и всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность строгому порядку дома.
В то же мгновение большие часы пробили два, и тонким голоском отозвались в гостиной другие. Князь остановился; из под висячих густых бровей оживленные, блестящие, строгие глаза оглядели всех и остановились на молодой княгине. Молодая княгиня испытывала в то время то чувство, какое испытывают придворные на царском выходе, то чувство страха и почтения, которое возбуждал этот старик во всех приближенных. Он погладил княгиню по голове и потом неловким движением потрепал ее по затылку.
– Я рад, я рад, – проговорил он и, пристально еще взглянув ей в глаза, быстро отошел и сел на свое место. – Садитесь, садитесь! Михаил Иванович, садитесь.
Он указал невестке место подле себя. Официант отодвинул для нее стул.
– Го, го! – сказал старик, оглядывая ее округленную талию. – Поторопилась, нехорошо!
Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами.
– Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, – сказал он.
Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.
– La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son Mariei, et elle a pleure les larmes de ses yeux, [Княгиня Апраксина, бедняжка, потеряла своего мужа и выплакала все глаза свои,] – говорила она, всё более и более оживляясь.
По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на нее и вдруг, как будто достаточно изучив ее и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от нее и обратился к Михайлу Ивановичу.
– Ну, что, Михайла Иванович, Буонапарте то нашему плохо приходится. Как мне князь Андрей (он всегда так называл сына в третьем лице) порассказал, какие на него силы собираются! А мы с вами всё его пустым человеком считали.
Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на молодого князя, сам не зная, что из этого выйдет.
– Он у меня тактик великий! – сказал князь сыну, указывая на архитектора.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.
– Всё кажется хорошим, что было прежде, – сказал он, – а разве тот же Суворов не попался в ловушку, которую ему поставил Моро, и не умел из нее выпутаться?
– Это кто тебе сказал? Кто сказал? – крикнул князь. – Суворов! – И он отбросил тарелку, которую живо подхватил Тихон. – Суворов!… Подумавши, князь Андрей. Два: Фридрих и Суворов… Моро! Моро был бы в плену, коли бы у Суворова руки свободны были; а у него на руках сидели хофс кригс вурст шнапс рат. Ему чорт не рад. Вот пойдете, эти хофс кригс вурст раты узнаете! Суворов с ними не сладил, так уж где ж Михайле Кутузову сладить? Нет, дружок, – продолжал он, – вам с своими генералами против Бонапарте не обойтись; надо французов взять, чтобы своя своих не познаша и своя своих побиваша. Немца Палена в Новый Йорк, в Америку, за французом Моро послали, – сказал он, намекая на приглашение, которое в этом году было сделано Моро вступить в русскую службу. – Чудеса!… Что Потемкины, Суворовы, Орловы разве немцы были? Нет, брат, либо там вы все с ума сошли, либо я из ума выжил. Дай вам Бог, а мы посмотрим. Бонапарте у них стал полководец великий! Гм!…
– Я ничего не говорю, чтобы все распоряжения были хороши, – сказал князь Андрей, – только я не могу понять, как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь, как хотите, а Бонапарте всё таки великий полководец!
– Михайла Иванович! – закричал старый князь архитектору, который, занявшись жарким, надеялся, что про него забыли. – Я вам говорил, что Бонапарте великий тактик? Вон и он говорит.
– Как же, ваше сиятельство, – отвечал архитектор.
Князь опять засмеялся своим холодным смехом.
– Бонапарте в рубашке родился. Солдаты у него прекрасные. Да и на первых он на немцев напал. А немцев только ленивый не бил. С тех пор как мир стоит, немцев все били. А они никого. Только друг друга. Он на них свою славу сделал.
И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах и даже в государственных делах. Сын не возражал, но видно было, что какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить свое мнение, как и старый князь. Князь Андрей слушал, удерживаясь от возражений и невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.
– Ты думаешь, я, старик, не понимаю настоящего положения дел? – заключил он. – А мне оно вот где! Я ночи не сплю. Ну, где же этот великий полководец твой то, где он показал себя?