Что такое автомобильные форсунки — виды, устройство и принцип работы
Форсунка – неотъемлемая часть бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания. Поговорим более подробно, что она из себя представляет, по какому принципу работает, каково их назначение и в каких узлах транспортного средства используется.
Что такое форсунки в автомобиле
В широком смысле форсунка – это нагнетательный насос, который используется для распыления различных жидкостей (а иногда и порошков) под высоким давлением. В автомобильных двигателях эти устройства выполняют ту же самую функцию. Основная область их применения – распыление топливной смеси в инжекторных бензиновых и дизельных двигателях внутреннего сгорания.
Первая механическая форсунка была сконструирована в 1864 году российским ученым Александром Шпаковым, а затем усовершенствована другим отечественным инженером, Владимиром Шуховым. В двигателях внутреннего сгорания устройство впервые применил Рудольф Дизель. С появлением инжекторных моторов оно стало нужно и на бензиновых силовых агрегатах.
Для чего нужны форсунки
Форсунки необходимы для формирования топливной смеси внутри цилиндров. Благодаря работе прибора горючее распыляется, смешивается с воздухом и образует своеобразную парообразную взвесь. Она гораздо легче воспламеняется.
Кроме того, форсунки выполняют и другую важную функцию. Они дозируют топливо, которое поступает в цилиндровую группу.
Устройство форсунки
По сути, современная форсунка представляет собой клапан на базе электромагнита с программным управлением. Она включает в себя следующие конструктивные элементы:
- резиновая прокладка;
- фильтр;
- коннектор;
- индукционная катушка с подвижным сердечником, управляемый ЭБУ;
- возвратная пружина сердечника;
- входной коллектор;
- распылительная игла;
- сопло.
Находятся форсунки на головке цилиндроблока. Сколько их там, зависит от общего количества цилиндров, так как для каждого требуется по одной. В подавляющем большинстве легковых автомобилей их 4.
Похожие статьи
Что касается схемы расположения, то в большинстве «легковушек» форсунки выстроены в один ряд и закреплены на полой металлической трубке, по которой в них и поступает топливо.
Узнать, есть ли форсунки в конкретном двигателе и где они расположены проще всего прочитав технический паспорт транспортного средства.
До того, как форсунки начали использовать на инжекторных двигателях совместно с блоком управления, они имели несколько другое устройство. Вместо индукционной катушки с подвижным сердечником в них стоял клапан высокого давления, который срабатывал после нагнетания горючего топливным насосом при достижении определенного давления. Подобные устройства до сих пор используются на некоторых моделях дизельных двигателей.
Принцип работы форсунки
Работу автомобильной форсунки для большей наглядности можно разделить на несколько этапов:
- топливо под давлением поступает на входной коллектор устройства;
- ЭБУ в зависимости от степени нажатия на акселератор посылает на катушку электроток того или иного напряжения;
- сердечник катушки перемещается, в результате чего игольчатый клапан переходит в открытое положение;
- топливо начинает поступать в сопло, располагающееся на конце иглы, после чего оказывается в цилиндре и формирует смесь с нагнетенным туда воздухом.
Если речь идет о механической форсунке, то принцип ее работы будет несколько отличаться:
- под действием топливного насоса на 3-м такте двигателя горючее начинает поступать во входной коллектор форсунки;
- под воздействием интенсивного давления, обеспеченного насосом, клапан устройства открывается и топливо попадает в цилиндр.
Подобным образом форсунки работают на дизельных двигателях.
Типы форсунок
В современных транспортных средствах чаще всего используется три типа деталей:
- электромагнитная;
- электрогидравлическая;
- пьезоэлектрическая.
Поговорим про каждый из них более детально.
Электромагнитная
Клапаном, отвечающим за подачу горючего на сопло детали, в данном случае управляет индукционная катушка с подвижным сердечником. А ей, в свою очередь, управляют программные алгоритмы, внесенные в электронный блок управления. Они работают в зависимости от степени нажатия на акселератор.
На сегодняшний день электромагнитные форсунки являются одними из самых распространенных. Именно этот вид устройств устанавливают в подавляющее большинство бензиновых инжекторных моторов, которыми оборудуют легковые автомобили.
Подробнее устройство электромагнитного варианта устройства и принципа его работы описано выше.
Электрогидравлическая
Представляет собой гибрид электромагнитного и механического типа устройств. Используется в современных дизелях, оснащенных ЭБУ.
В основе работы этого типа устройства – разнице давления горючего. Когда клапан находится в закрытом состоянии, давление больше в области поршня, расположенного в камере управления, и менее интенсивно на игле. Когда необходимо произвести впрыск, с блока управления поступает соответствующий сигнал и электромагнитный клапан приоткрывается. При этом он распределяет топливо таким образом, что на поршень оно оказывает меньшее давление, чем на иглу. Благодаря подобному перераспределению он находиться в открытом состоянии. В результате этого игла приподнимается и бензин или ДТ может свободно поступать в цилиндр. Именно в этот момент и происходит собственно впрыск.
Пьезоэлектрическая
Представляет собой усовершенствованный вариант электрогидравлической форсунки. Имеет по сравнению с ней лучшие характеристики, так как очень быстро срабатывает. Благодаря этому за один такт можно произвести несколько впрысков топлива подряд (обычно 3 – 4). Это особенно важно для дизельных двигателей (что и обусловило область применения этой разновидности детали).
Конструкция пьезоэлектрической форсунки в точности повторяет таковую у электрогидравлической. Главное отличие состоит в том, что в данном случае вместо клапана-электромагнита на устройство устанавливают пьезоэлектрический элемент, который увеличивается в размерах при поступлении на него электрического тока.
Когда клапана находится в закрытом состоянии, на поршень камеры управления топливо оказывает интенсивное давление, а на иглу – низкое. При подаче тока на пьезоэлемент с ЭБУ он увеличивается, толкает поршень и тем самым открывает клапан. Давление перераспределяется – наиболее интенсивное оказывается на иглу. Топливо свободно сквозь нее проходит, в результате чего происходит впрыск.
Таким образом, количество поступающего в цилиндр топлива при использовании этой конструкции определяется длительностью воздействия электрического тока на пьезоэлемент, а также давлением топлива.
Следует отметить, что бывают и другие разновидности форсунок (например, механическая). Однако они постепенно выходят из употребления.
Основные проблемы топливных форсунок
Понять, что с форсункой возникли проблемы, можно по следующим «симптомам»:- рывки во время движения;
- существенное ухудшение динамики;
- вибрация или «троение» мотора при переключении передачи или снижении скорости;
- значительное увеличение расхода горючего.
Если речь идет о дизельном моторе, то к перечисленным признакам добавляется появление черного дыма из выхлопной трубы. Он появляется вследствие излишнего поступления топлива в цилиндр, которое просто не успевает полностью сгорать.
Неисправности детали могут возникнуть по самым разным причинам. Вот наиболее распространенные:
- повышенное количество серы в горючем;
- коррозия;
- физический износ;
- засорение;
- неправильный монтаж;
- перегрев;
- попадание воды.
Если неприятности вызваны появлением окислов на внутренних стенках устройства или его засорением, поможет промывка. Ее можно выполнить несколькими способами.
Первый – залитие в бензобак машины специального очищающего состава. Это наиболее простой метод. Он полезен не только для чистки, но и для предотвращения дальнейшего появления загрязнений. Но он подходит только для относительно новых автомобилей. Это обусловлено тем, что таким способом нельзя удалить загрязнения большой интенсивности.
Второй способ – использование специальной промывочной установки. Она есть на каждой станции технического обслуживания. При этом грязь удаляется и с форсунок, и с топливной рамы. Следует помнить, что такой метод не подходит для сильно изношенных моторов. Также в автосервисе можно почистить форсунки с помощью ультразвука.
Наконец, третий способ – это очистка со снятием. Она подразумевает демонтаж форсунок с головки цилиндроблока и последующую ручную очистку. Метод применяют при наличии сильных загрязнений. Кроме того, он позволяет выявить наличие неисправностей.
Если на форсунке обнаружены физические повреждения или сильный износ, единственный вариант – ее полная замена. Произвести ее можно и самостоятельно, не обращаясь в автосервис. Для этого деталь извлекают из головки цилиндроблока, отсоединяют от системы подачи топлива и проводов, ведущих к ЭБУ, а затем в обратном порядке устанавливают на ее место новую.
Вконтакте
Одноклассники
Что значит форсунка — Значения слов
(от англ. force √ нагнетать), устройство для распыливания жидкостей. Подача жидкости осуществляется под давлением или при помощи сжатых газа, пара. Вещество из Ф. поступает непрерывно (в топках, газотурбинных и реактивных двигателях, паяльных лампах и др.) или периодически в короткие промежутки времени (в дизелях и др.). На
Лит.: Распыливание жидкостей, М., 1977; Подача и распыливание топлива в дизелях, М., 1972.
В. И. Трусов.
Форсунка — Вікіпедія
Типова паливна електромеханічна форсунка у вигляді електромагнітного клапанаФорсу́нка (англ. force — нагнітати) — пристрій з одним або декількома отворами для розпилення рідини, яка надходить в нього під тиском. Форсунки використовують для подачі рідкого палива у зону горіння і вони забезпечують рівномірне і повніше згоряння палива в котлах, камерах згоряння теплових двигунів. Форсунки використовуються також для розпилення води (наприклад, для зволоження повітря чи ґрунту), отрутохімікатів, фарби, добрив та ін. з метою забезпечення рівномірного розподілу часток рідини по поверхні чи в об’ємі.
До паливних форсунок відносяться пристрої, що використовуються для підготовки рідкого палива до горіння, яка полягає в доведенні палива до такого стану, в якому воно легко перемішується з повітрям (окислювачем). Для підготовки до горіння паливо подрібнюється шляхом розпилювання або випаровується в результаті нагрівання.
Відповідно до цього виділяють два типи паливних форсунок: розпилювальні і випарні. Останні називаються також пальниками. Підготовлене паливо підводиться в зону горіння, причому конструкція форсунки повинна забезпечувати одночасну подачу палива і повітря у потрібній кількості і пропорціях та їх однорідне перемішування.
Автоматичні паливні форсунки і пальники, які використовуються, наприклад, в системах опалювання і побутових нагрівних агрегатах, регулюються відповідно до команд системи керування. Найбільше застосування паливні форсунки знаходять в теплоенергетиці та промислових технологічних процесах (наприклад, сушіння зерна).
Існує декілька типів розпилювальних форсунок: струменеві, вихрові і з обертовим розпилювачем.
Струменеві форсунки[ред. | ред. код]
В типову систему подачі форсунки високого тиску входять повітряний нагнітач, паливний насос, фільтр і клапан регулювання тиску. При запуску системи насос викачує паливо з бака і через фільтр підводить його до клапана регулювання тиску, який відкривається, коли тиск досягає заданого рівня (~0,7 МПа), і паливо поступає в розпилювач форсунки.
За принципом пневматичного розпилювання фарби працюють фарбувальні агрегати, за допомогою яких можна розпилювати водні та неводні фарбувальні суміші і навіть шпаклівки. У цих агрегатах фарба, вилітаючи з сопла фарборозпилювача, що є складовою частиною фарбувального агрегату, розпилюється струменем стисненого повітря.
Фарбувальна суміш під тиском надходить у фарборозпилювач і через внутрішній канал потрапляє в сопло. На виході з: сопла суміш підхоплюється струменем стисненого повітря, що проходить у просторі між стінкою сопла і внутрішньою поверхнею розпилювальної головки, і, вилітаючи, подрібнюється на найдрібніші частинки.
Вихрові форсунки[ред. | ред. код]
Розпилювач форсунки високого тиску має від двох до шести тангенціальних паливних каналів залежно від продуктивності агрегату. Через канали паливо поступає в порожнину розпилювача, закручується і викидається через сопло. Паливо розпилюється, утворюючи туман з дрібних крапельок, і поступає в зону горіння, куди подається і повітря.
Пневматичні форсунки низького тиску за своєю конструкцією аналогічні вищеописаним, а їх принцип роботи у певній мірі аналогічний роботі краскопульту. Тиск, при якому рідке паливо поступає в розпилювач, зазвичай не набагато вище за атмосферний.
Вихрова форсунка (форсунка відцентрового типу) зроблена так, що фарбувальна суміш надходить у внутрішню порожнину форсунки через вхідний канал, розміщений по дотичній до її внутрішньої циліндричної поверхні. Всередині форсунки фарба набирає обертального руху і завихрюється. Вилітаючи з вихідного, отвору форсунки, фарба під дією відцентрової сили розпилюється на найдрібніші частинки і утворює конусоподібний факел. У деяких форсунках завихрювання фарби створюється за допомогою спеціального гвинтоподібного сердечника, який є в корпусі форсунки
Для розпилювання фарби у вихрових форсунках повітря не використовується, тому за допомогою цих форсунок можна розпилювати лише водні ґрунтувальні і фарбувальні суміші які менш в’язкі (вапняні, силікатні тощо).
Форсунки з обертовим розпилювачем[ред. | ред. код]
У форсунках з розпилювачем, що обертається закручування потоку з часточками палива здійснюється обертанням корпусу розпилювача. При викиданні палива через радіальні сопла чашкового розпилювача в повітряний потік утворюється кільцевий плоский фронт полум’я.
- Мастрюков Б. С. Теплотехнические расчеты промышленных печей. — М.: Изд-во «Металлургия», 1972. — 368 с.
- Кисликов В. Ф. Будова й експлуатація автомобілів — К.: «Либідь», 1999.
форсунка — это… Что такое форсунка?
2) Geology: pulverizing jet
3) Aviation: blow pipe, blowpipe, discharging jet
4) Naval: atomizing jet, fuel injector, injection orifice, injector head, injector nozzle, oil atomizer5) Engineering: air-jet, atomizer burner , atomizer cone, atomizing burner , atomizing cone, burner , burner nozzle , flow nozzle, gun, injection valve, injector component, injector group, integral injection nozzle, jet, nozzle valve, spray, spray burner , sprayer, thrower
6) Construction: adjutage, atomizer nozzle, pressure-atomizing burner, spray nozzle, spraying nozzle, vaporizing burner
7) Railway term: injecting nozzle, multi-jet nozzle
8) Automobile industry: air nozzle, atomizing nozzle, burner nozzle, discharge jet, discharge nozzle, jet nozzle, nostril of burner, nozzle atomizer, nozzle burner, priming nozzle, spray cone, spray jet, valve9) Mining: fan atomizer, injection head, spray lance
10) Metallurgy: discharge spout, fuel nozzle, fuel-injection nozzle, spray head
11) Oil: a burner nozzle
12) Astronautics: atomization device, atomized-spray injector, blast nozzle, injection assembly, injection hole, injector assembly, injector device, jet orifice
13) Silicates: nebulizer
14) Drilling: injection nozzle, burn15) Sakhalin energy glossary: nozzle
16) Polymers: air spray, spraying apparatus
17) Automation: jet apparatus
18) Plastics: air jet
19) Arms production: pressure nozzle
21) Makarov: jet burner, let nozzle, spraying jet
22) oil&gas: spray-bar
23) Aluminium industry: atomizer
24) Combustion gas turbines: burner nozzle
25) Cement: burner device, fuel feeder
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.