Стартер ГАЗ-3110
Страница 1 из 2
На автомобилях с двигателем ЗМЗ–406 устанавливают стартер 42.3708–10 на картере сцепления с правой стороны, а с двигателем ЗМЗ–402 – СТ230–Б4 — с левой стороны картера сцепления
Оба стартера аналогичны по конструкции и представляют собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением.
Стартер имеет четыре полюса. Сверху на корпусе стартера установлено тяговое реле, имеющее две обмотки: втягивающую и удерживающую.
При повороте ключа в замке зажигания в положение «II» включается цепь питания обмоток тягового реле, при этом якорь реле втягивается и через рычаг вводит в зацепление шестерню стартера с зубчатым венцом маховика двигателя.
В конце хода якорь включает цепь питания стартера и одновременно отключает втягивающую обмотку реле (питание подается только на удерживающую обмотку).
При возврате ключа в замке зажигания в положение «I» отключается цепь питания стартера и удерживающей обмотки и под действием пружины якорь выводит шестерню стартера из зацепления с зубчатым венцом маховика.
Устройство стартера СТ230–Б4 показано на рисунке, а разборка приведена на примере стартера 42.3708–10.
Снятие стартера
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Отсоединить провода от двух клемм тягового реле стартера.
3. Отвернуть две гайки верхнего и нижнего крепления и снять стартер.
На двигателе ЗМЗ–402 предварительно вывернуть направляющую трубку указателя (щупа) уровня масла
Разборка
1. Очистить стартер от грязи.
2. Отвернуть два винта 1 и снять крышку 2.
Отвернуть гайку 4 и отсоединить шину 3 от клеммы тягового реле.
3. Снять стопорное кольцо 1.
Отвернуть две гайки 2 крепления и снять крышку 3 со стороны коллектора.
4. Отвернуть два винта 1 крепления и снять тяговое реле 2.
При этом якорь должен остаться на рычаге привода.
5. Вынуть с помощью отвертки резиновое уплотнение 1 рычага.
Снять якорь 2 тягового реле, для этого нажать на якорь 2 вниз и отсоединить от рычага.
6. Снять статор 1 с щеткодержателем 2.
Чтобы отсоединить щеткодержатель от статора, необходимо отжать концы пружин 3 и вынуть две изолированные щетки 4 из держателей (эти щетки остаются на выводах обмотки статора).
7. Вывернуть ось рычага, предварительно отвернув контргайку с другой стороны.
Снятие, разборка, дефектовка и сборка стартера на ГАЗ 3110
Часто ремонт машин ГАЗ производится из-за того, что не срабатывает стартер. На автомобилях ГАЗ 3110 с двигателем ЗМЗ–402 устанавливают стартер СТ230–Б4 с левой стороны картера сцепления, а с двигателем ЗМЗ–402 – стартер 42.3708–10, устанавливаемый с правой стороны на картере сцепления. Процесс снятия стартера показан на примере 42.3708–10, стартер СТ230–Б4 снимается аналогично:
1. Прежде всего отсоединяем провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. От 2-х клемм тягового реле стартера отсоединяем провода.
3. Откручиваем две верхние и нижние крепежные гайки и снимаем стартер. На двигателе ЗМЗ–402 заранее выворачиваем направляющую трубку щупа (указателя) уровня масла.
Примечание. Стартер СТ230–Б4 и 42.3708–10 имеют аналогичную конструкцию, поэтому разбираются одинаково.
4. Очищаем от грязи стартер.
5. Откручиваем два винта №1 и снимаем крышку №2. Затем откручиваем гайку №4 и отсоединяем от клеммы тягового реле шину №3.
6. Снимаем стопорное кольцо №1. Откручиваем две крепежные гайки №2 и снимаем со стороны коллектора крышку №3.
7. После этого откручиваем два крепежных винта №1 и снимаем тяговое реле №2. При этом якорь остается на рычаге привода.
8. Воспользовавшись отверткой, вынимаем резиновое уплотнение №1 рычага. Затем снимаем якорь №2 тягового реле. Чтобы это сделать, необходимо нажать вниз на якорь №2, после чего отсоединить от рычага.
9. Снимаем статор №1 вместе с щеткодержателем №2. Для отсоединения щеткодержателя от статора отжимаем концы пружин №3 и вынимаем две изолированные щетки №4 из держателей (данные щетки должны остаться на выводах обмотки статора).
10. Дальше выворачиваем ось рычага, заранее открутив с другой стороны контргайку.
11. Снимаем крышку №1 со стороны привода, а затем вынимаем рычаг №2.
12. После этого сбиваем удерживающее кольцо №1 через оправку по направлению стрелки. Стопорное кольцо, которое установлено под удерживающим, можно снять. Снимаем привод №2 стартера в сборе с вала якоря.
Примечание. Если машина не заводится, авторемонт заключается в том, что необходимо выполнить осмотр и дефектовку деталей стартера:
13. Очищаем все детали стартера. Затем проверяем состояние обмотки статора. Для этого включаем контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоединяем к любому выводу обмотки статора, а другой конец цепи замыкаем на корпус статора. В этом случае лампа не должна гореть. В противном случае повредилась изоляция обмотки. Здесь придется или менять обмотку или статор. Аналогично проверяется вторая обмотка.
14. Далее осматриваем якорь. При выявлении на коллекторе загрязнений или при наличии царапин, рисок и т.п., можно прошлифовать его мелкой стеклянной шкуркой. При существенной шероховатости коллектора, или если выступает слюда между его пластинами, протачиваем коллектор на токарном станке, после чего прошлифовываем мелкой стеклянной шкуркой. Биение коллектора относительно цапф вала не должно быть более 0,05 мм. В случае выявления желтого налета от подшипника на валу якоря, удаляем его мелкой шкуркой, поскольку из-за этого могут заедать шестерни на валу. Проверяем надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора. Также осматриваем обмотку по торцам якоря. Помните, что диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. Иначе якорь подлежит замене.
15. Затем проверяем состояние обмотки якоря, используя прибор Э–236 (также подойдет контрольная лампа, питаемая переменным током в 220 В). Напряжение подводим к сердечнику якоря и пластине коллектора. При этом лампа не должна гореть. В противном случае имеется замыкание пластины коллектора или обмотки якоря на «массу». Здесь также якорь подлежит замене.
16. Надеваем на вал якоря привод стартера, он должен без заеданий, свободно перемещаться по шлицам якорного вала. Удерживая якорь, в обе стороны проворачиваем шестерню стартера: против часовой стрелки шестерня вращаться не должна, а по часовой стрелке — должна свободно вращаться. Если это не так, меняем привод.
17. Теперь проверяем сопротивление обмоток тягового реле при помощи омметра. Сопротивление удерживающей обмотки должно находиться в интервале 1,03–1,11 Ом, а втягивающей — 0,300–0,345 Ом. Обмотка также проверяется, если к выводам обмоток подсоединить аккумуляторную батарею. Чтобы проверить втягивающую обмотку, отсоединяем от контактного болта №1 тягового реле клемму. Далее подсоединяем «минус» АКБ к клемме №2, а «плюс» — к контактному болту №1 (на фото красная схема). Здесь релейный якорь должен резко втянуться. Чтобы проверить удерживающую обмотку (при отсоединенной клемме от контактного болта №1), «плюс» батареи подсоединяем к клемме №2, а «минус» – к корпусу стартера. Здесь релейный якорь должен плавно втянуться. Иначе меняем тяговое реле. Якорь тягового реле обязан передвигаться в корпусе без заеданий, свободно. Осматриваем контактные болты. Зачищаем подгоревшие головки болтов с помощью мелкой шкуркой. Если головки болтов сильно выгорели, разворачиваем болты на 180°, для прилегания их не выгоревшей стороной к контактному диску. А при сильной изношенности поверхности контактного диска, поворачиваем его к контактным болтам неизношенной стороной.
18. После этого проверяем перемещение щеток №1 в держателях №2 и №3 — щетки обязаны перемещаться без заеданий, легко. Проверяем надежность крепления щеточных держателей №2 и №3 — они болтаться не должны. Держатели №3 изолированных щеток не «замыкаться на массу» (проверяем контрольной лампой). При помощи динамометра проверяем усилие пружин №4, которые прижимают щетки. Для этого со стороны коллектора устанавливаем щеткодержатель №5 в крышку, вставляем якорь и устанавливаем щетки на коллектор. Во время отрыва пружины от щетки усилие должно быть от 8,5 до 14 Н. Концы пружин нажимают на середину щетки. Щетки подлежат замене в случае изношенности до высоты 5,0 мм.
Предупреждение. Выводы щеток припаяны.
19. Далее осматриваем крышки стартера. В случае выявления трещин они подлежат замене. Если втулки №1 в крышках, на которых вращается вал якоря, износились либо на них видны раковины, задиры и т.д., то крышка с дефектными втулками подлежит замене.
Авто ремонт своими руками выполнен, можно приступать к сборке:
20. Собирается стартер в обратной последовательности. При сборке смазываем втулки (подшипники), цапфы вала и шлицевую часть моторным маслом. После сборки проверяем размер А, так как он должен быть максимум 34 мм.
Включаем тяговое реле и измеряем размер Б между упорным кольцом и торцом шестерни: он должен быть от 3 до 5 мм. Если размер Б не попадает в этот промежуток, тогда регулируем его положение, поворачивая ось рычага. Для этого отпускаем контргайку, поворачиваем ось и затягиваем контргайку. После сборки лучше проверить стартер в автосервисе на стенде мод. 532М. Стартер 42.3708–10 считается исправным, если при напряжении 12В имеет параметры: 75 А и 5000 мин-1′.
А стартер СТ230–Б4 при напряжении 12 В потребляет ток максимум 85А и развивает частоту вращения минимум 4000 мин-1′.
Инструменты:
- набор ключей и отверток,
- омметр,
- прибор Э–236,
- контрольная лампа,
- динамометр.
(Visited 2 249 times, 2 visits today)
Похожие статьи:
Снятие стартера Волги ГАЗ-3110
Главная
Двигатель
Ходовая часть
Рулевое управление
Тормозная система
Органы управления
Отопление и вентиляция салона
Двигатели ЗМЗ-402, ЗМЗ-4021
Двигатель ЗМЗ-4062
Двигатели ЗМЗ-24-24, ЗМЗ-503.10, ЗМЗ-505.10
Топливный бак Волги ГАЗ-3110
Система питания двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-4021
Трансмиссия Волги ГАЗ-3110
Коробка передач Волги ГАЗ-3110
Четырехступенчатая коробка передач
Задний мост
Трансмиссия — Главная передача
Передняя подвеска
Задняя подвеска
Рулевое управление
Механизм рулевого управления с гидроусилителем
Тормозная система
Электрооборудование
Освещение
Система зажигания
Кузов
Общие данные автомобиля
Руководства по Волге ГАЗ-3110
Двигатели ЗМЗ для Волги
Купить Волгу ГАЗ-3110
Отличия Волги ГАЗ-31105 от ГАЗ-3110
Капитальный ремонт порогов ГАЗ-3110 (реставрация Волги ГАЗ-3110)
Фотоотчёт о замене порогов на Волге ГАЗ-31029
Документация
Как установить противотуманные фары
Благодаря установке противотуманных фар на транспортное средство можно добиться лучшей видимости в плохих погодных условиях, таких как туман, дождь или снегопад…
Читать далее
Проблема запотевания окон в автомобиле
Читать далее
Как подключить дополнительный тахометр
Штатной комплектацией некоторых транспортных средств не предусматривается наличие тахометра. Однако этот прибор приносит пользу водителю…
Читать далее
ГАЗ М-22. Вместительная роскошь
Модель ГАЗ М-22 проделала довольно быстрый путь от тестирования до конвейерной версии — это заняло всего два года….
Читать далее
Архив новостей
Разборка и проверка стартера ГАЗ-3110
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Отсоединить провода от двух клемм тягового реле стартера.
3. Отвернуть две гайки верхнего и нижнего крепления и снять стартер.
На двигателе ЗМЗ–402 предварительно вывернуть направляющую трубку указателя (щупа) уровня масла.
Разборка
1. Очистить стартер от грязи.
2. Отвернуть два винта 1 и снять крышку 2.
Отвернуть гайку 4 и отсоединить шину 3 от клеммы тягового реле.
Снять стопорное кольцо 1.
Отвернуть две гайки 2 крепления и снять крышку 3 со стороны коллектора.
Отвернуть два винта 1 крепления и снять тяговое реле 2.
При этом якорь должен остаться на рычаге привода.
Вынуть с помощью отвертки резиновое уплотнение 1 рычага.
Снять якорь 2 тягового реле, для этого нажать на якорь 2 вниз и отсоединить от рычага.
Снять статор 1 с щеткодержателем 2.
Чтобы отсоединить щеткодержатель от статора, необходимо отжать концы пружин 3 и вынуть две изолированные щетки 4 из держателей (эти щетки остаются на выводах обмотки статора).
Вывернуть ось рычага, предварительно отвернув контргайку с другой стороны
Снять крышку 1 со стороны привода и вынуть рычаг 2.
Сбить через оправку удерживающее кольцо 1 по направлению стрелки и снять стопорное кольцо, установленное под удерживающим кольцом.
Снять с вала якоря привод 2 стартера в сборе
Проверка, осмотр и дефектовка деталей стартера
Проверка, осмотр и дефектовка деталей стартера
1. Очистить все детали стартера.
2. Проверить состояние обмотки статора.
Для этого включить контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоединить к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи должен быть замкнут на корпус статора.
При этом лампа гореть не должна.
Если лампа горит, значит повреждена изоляция обмотки.
В этом случае заменить обмотку или статор.
Таким же образом проверить вторую обмотку.
3. Осмотреть якорь.
Если коллектор загрязнен или на нем имеются риски, царапины и т.п., прошлифовать коллектор мелкой стеклянной шкуркой.
При значительной шероховатости коллектора или выступании слюды между его пластинами проточить коллектор на токарном станке и затем прошлифовать мелкой стеклянной шкуркой.
Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм.
При обнаружении на валу якоря желтого налета от подшипника удалить его мелкой шкуркой, так как это может привести к заеданию шестерни на валу.
Проверить надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора.
Осмотреть обмотку по торцам якоря, диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. В противном случае якорь заменить.
Проверить состояние обмотки якоря с помощью прибора Э–236 или контрольной лампы, питаемой переменным током, напряжением 220 В.
Напряжение подводится к пластине коллектора и сердечнику якоря. Лампа гореть не должна.
Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае заменить якорь.
5. Надеть привод стартера на вал якоря, он должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала якоря.
Удерживая якорь, провернуть шестерню стартера в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна вращаться свободно, а против часовой стрелки вращаться не должна.
В противном случае заменить привод.
Тяговое реле
Проверить омметром сопротивление обмоток тягового реле.
Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,300–0,345 Ом, а удерживающей – 1,03–1,11 Ом.
Обмотки также можно проверить, подсоединив аккумуляторную батарею к выводам обмоток.
Для проверки втягивающей обмотки нужно отсоединить клемму от контактного болта 1 тягового реле.
Затем подсоединить «–» аккумуляторной батареи к клемме 2, а «+» — к контактному болту 1 (схема красного цвета).
При этом якорь реле должен резко втянуться. Для проверки удерживающей обмотки (при отсоединенной от контактного болта 1 клемме) «+» батареи подсоединить к клемме 2, а «–» – к корпусу стартера.
При этом якорь тягового реле должен плавно втянуться.
В противном случае заменить тяговое реле.
Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.
Осмотреть контактные болты.
Зачистить мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов.
При сильном выгорании головок болтов можно развернуть болты на 180°, чтобы они прижимались к контактному диску не выгоревшей стороной.
Если поверхность контактного диска сильно изношена, его можно повернуть неизношенной стороной к контактным болтам.
Проверить перемещение щеток 1 в держателях 2 и 3, щетки должны перемещаться легко, без заеданий.
Проверить надежность крепления держателей 2 и 3 щеток, держатели не должны болтаться.
Держатели 3 изолированных щеток не должны иметь замыкания на «массу» (проверить с помощью контрольной лампы).
Проверить усилие пружин 4, прижимающих щетки, с помощью динамометра.
Для этого необходимо установить щеткодержатель 5 в крышку со стороны коллектора, вставить якорь, установить щетки на коллектор.
В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 8,5–14 Н (0,85–1,4 кгс).
Концы пружин должны нажимать на середину щетки.
Щетки, изношенные до высоты 5,0 мм, необходимо заменить (выводы щеток припаяны).
Осмотреть крышки стартера и при обнаружении трещин заменить их.
Если втулки 1 в крышках, на которых вращается вал якоря, изношены или на них имеются задиры, раковины и т.п., необходимо заменить крышки с дефектными втулками
Сборка
1. Сборку стартера проводят в порядке, обратном снятию.
При сборке смазать моторным маслом подшипники (втулки), шлицевую часть и цапфы вала.
После сборки проверить размер А, он должен быть не более 34 мм.
Включить тяговое реле и измерить размер Б между торцом шестерни и упорным кольцом, он должен быть в пределах 3–5 мм.
Если размер Б не попадает в данный предел, то отрегулировать его положение поворотом оси рычага.
Для этого отпустить контргайку, повернуть ось и затянуть контргайку.
Рекомендуется после окончательной сборки проверить стартер на СТО на стенде мод. 532М.
Стартер СТ230–Б4 считается исправным, если при напряжении 12 В он потребляет ток не более 85 А и развивает частоту вращения не менее 4000 мин –1.
Стартер 42.3708–10 при напряжении 12 В должен иметь следующие параметры: 75 А и 5000 мин –1.
Разборка стартера Газ-3110 | Автолюбители
Разборка и проверка стартера
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Снимаем стартер .
Ключом “на 13” отворачиваем гайку крепления силового провода к тяговому реле и отсоединяем наконечник провода.
Отверткой отворачиваем два винта крепления тягового реле (для двигателя ЗМЗ-4062)…
…или три винта (для двигателя ЗМЗ-402).
Снимаем тяговое реле…
…и вынимаем сердечник со штоком.
Отворачиваем два винта крепления крышки.
Снимаем стопорное полукольцо…
…и шайбу.
Ключом “на 10” отворачиваем две гайки крепления…
…и снимаем заднюю крышку.
Сдвигаем корпус со шпилек.
Ключом “на 10” отворачиваем гайку…
…и отверткой отворачиваем ось рычага.
Снимаем со шпилек изоляционные трубки.
Вынимаем якорь из передней крышки.
Оперев ось якоря на деревянный брусок, через накидной ключ “на 13” сбиваем упорную втулку.
Поддев отверткой, снимаем пружинное кольцо.
Снимаем с якоря упорную втулку,…
…привод в сборе (бендикс) и промежуточную опору.
Омметром проверяем отсутствие замыкания обмоток статора на корпус.
Дефекты обмоток якоря определяем визуально – места замыканий или пробоев на “массу” чернеют.
Коллектор не должен иметь следов обгорания и сильного износа.
Собираем стартер в обратной последовательности, смазав втулки и детали привода тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201 или моторным маслом.
Пружинное кольцо надеваем перед установкой упорной втулки.
HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=
|
ГАЗ 3110 | Снятие стартера
Снятие стартера
Так как мощный стартер дизеля должен развивать значительный крутящий момент, то он снабжен дополнительно, в крышке со стороны коллектора, креплением (3).
Исправность стартера можно проверить только в снятом состоянии. Стартер также необходимо снимать для замены щеток или для проверки магнитного переключателя. Прежде чем Вы отсоедините показанные на рисунке электрические соединения (1 — главный электрический провод; 2 — провод магнитного переключателя), отсоедините провода от массы аккумуляторной батареи, иначе при отсоединении вышеуказанных кабелей может возникнуть опасное искрение.
|
Снятие магнитного переключателя
Нельзя разбирать испорченный магнитный переключатель стартера, его надо заменять целиком.
|
Замена щеток стартера
Если стартер отказывается работать, то, возможно, щетки только заклинены (если они не изношены до минимального размера). Для замены Вам потребуется мощный паяльник минимум на 150 Вт. Если у Вас его нет, то надо обратиться в автомастерскую к автомобильному электрику, при этом снимая и устанавливая стартер самостоятельно. Там Ваш стартер, кроме того, будет проверен на наличие механических и электрических неисправностей.
|
Ремонт стартера
Если на снятом стартере сильно выражены следы износа, к примеру, сильно втянутый коллектор, следы обгорания или пластинки якоря цепляются за корпус, то значит, сильно разбиты подшипники якоря, либо пришла в негодность обмотка статора в корпусе.
Изношенный таким образом стартер не стоит ремонтировать собственными силами — лучше всего предоставить это специалистам (Bosch) или купить новый.