Грм дизельного двигателя – Hyundai H1 с 2007 года, газораспределительный механизм дизельного двигателя 2,5 CRDI онлайн

Механизм газораспределения тракторов

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 


 

    1. Механизм газораспределения тракторов

Механизм газораспределения предназначен для впуска воздуха в цилиндр и выпуска из него отработавших газов в соответствии с диа-граммами фаз газораспределения.

В тракторных двигателях применяют исключительно клапанное газораспределение, отличающееся простотой устройства и надежно-стью работы.

Типичное для дизелей верхнее расположение клапанов позволя-ет применять компактные камеры сгорания, благоприятные для про-текания рабочих процессов в цилиндре.

Клапаны газораспределения приводятся в действие от коленча-того вала двигателя через распределительный (кулачковый) вал.

На двигателях с диаметром цилиндра до 130 мм применяют сис-темы газораспределения с двумя клапанами на каждый цилиндр -один впускной и один выпускной. При диаметре цилиндра более 130 мм, как правило, применяют системы с четырьмя клапанами на ци-линдр -два впускных и два выпускных. Переход с двухклапанной системы газораспределения на четырехклапанную позволяет пример-но на 1/3 увеличить проходное сечение для газов, существенно сни-зить потери на газообмен, повысить наполнение цилиндров воздухом. При двухклапанной системе газораспределения клапаны обычно располагаются вдоль оси, параллельной продольной оси двигателя.

При этом впускные и выпускные каналы в головке цилиндров могут выходить как на одну ее сторону, так и на обе (рис. 2.35,а).

В четырехклапанных схемах расположение клапанов в каналах может быть последовательным (рис. 2.35,б) или параллельным (рис. 2.35,в). Привод клапанов может осуществляться непосредственно от кулачков распределительного вала, расположенного над головкой ци-линдров (верхнее расположение вала), либо через коромысла (рис.

2.36), штанги и толкатели 

от распределительного вала 1, установ-ленного в блоке цилиндров (нижнее расположение вала).


 


 

Рис. 2.35. Схемы расположения клапанов в головке цилиндров


 

При четырехклапанной сис-теме газораспределения и нижнем расположении вала привод одно-

именных клапанов при последовательном расположении их в канале осуществляется обычно коромыслом через траверсу (рис. 2.37,а), действующую сразу на два клапана, или вильчатыми рычагами и при параллельном расположении клапанов (рис. 2.37,б). При верхнем расположении валов на каждый клапан действует свой кулачок.

При вращении распределительного вала, передаваемом от ко-ленчатого вала двигателя цилиндрическими шестернями его привода или системой конических шестерен и валиков, кулачок распредели-тельного вала через толкатель, штангу и коромысло открывает, пре-одолевая сопротивление клапанной пружины (пружин), соответст-вующий клапан, обеспечивая вход в цилиндр двигателя свежего заря-да (впускной клапан) или выпуск из него отработавших газов (выпу-скной клапан).

Клапаны двигателя подвергаются действию больших ди-намических нагрузок и высоких температур. Так, выпускной клапан омывается газами со скоростью до 600 м/с и его температура достига-ет 700 оС. Поэтому выпускные клапаны изготовляют из жаропрочной стали ЭП-616, 4X10C2M, а впускные -из легированной стали типа 4X10CTM. Для повышения срока службы клапанов их рабочие фаски наплавляют твердым сплавом типа ЭП-616. Дополнительному уп-рочнению (до 50 HRC) подвергают и торец стержня клапана.

Клапан состоит из стержня и головки (тарелки). Впускные кла-паны, как правило, имеют головку большего диаметра, чем выпуск-

ные. Угол наклона рабочей фаски впускного клапана составляет 45°

или 30°, а выпускного -45°.


 

Рис. 2.36. Клапанный механизм


 

Для интенсификации охлаждения головок выпускных клапанов форсированных дизелей их стержень выполняют полым и заполняют на 2/3 его высоты кристаллическим натрием, плавящимся при темпе-ратуре 93 °С. Снизу полость герметизируется заглушкой. При движе-нии клапана жидкий натрий "плещется" в полости и отводит теплоту от его головки в направляющую втулку, а затем -в рубашку охлажде-ния головки цилиндра.

Клапанные пружины 11 (см. рис. 2.36) прижимают клапан 12 к седлу 15 в головке цилиндра (одна или две). Стержень клапана скреп-ляется с тарелкой 10 пружин двумя коническими сухариками 9, внут-ренняя поверхность которых имеет цилиндрический выступ.

 

 

 

 

Для уменьшения протечки масла в зазор ме-жду втулкой и стержнем впускного клапана под действием разреже-ния во впускном канале, на верхний конец втулки устанавливают уп-лотнительную манжету из маслостойкой резины, синтетического или фторкаучука с oбжимaющeй ee браслетной пружиной 

(рис. 2.38). Для лучшего центрирования уплотняющего пояска манжеты относительно стержня клапана в нее вулканизируют стальной каркас 3.

С е д л а к л а п а н о в 15 (см. рис. 2.36) повышают износостой-кость рабочей фаски в головке цилиндров и облегчают ее ремонт. Седла изготовляют из специального чугуна повышенной твердости (40…60 HRC). Охлаждаемое в жидком азоте седло устанавливают в гнездо нагретой головки. Наружная поверхность седла имеет форму обратного конуса, благодаря чему предотвращается его выпадение из гнезда при нагреве на работающем дизеле.

М е х а н и з м п р о в о р а ч и в а н и я к л а п а н а обеспечи-вает равномерное изнашивание рабочих поверхностей фасок седла и

клапана, а также его стержня и направляю-щей втулки: клапан периодически поворачи-вается вокруг своей оси моментом, воз-никающим при сжатии пружины. С этой це-лью на некоторых двигателях уменьшают поверхность трения между тарелкой пружи-ны и клапаном за счет промежуточной втул-ки 

(рис. 2.39,а) или снижают трение между нижним торцом пружины и ее опорой, вы-полняя последнюю в виде шарикового хра-пового устройства (рис. 2.39,б).

Коромысла клапанов 6 (см. рис. 2.36)

Рис. 2.38. Уплотнение стержня клапана

служат для передачи движения штанг кла-панам 12. Коромысла отливают из чугуна или

стали или штампуют из нее. В поперечном сечении они имеют формы тавра или двутавра, хорошо сопротивляющихся изгибу. Коромысла устанавливают на осях 7, смонтированных в стойках на головке ци-линдров двигателя. В расточку коромысла запрессовывают бронзо-вую втулку-подшипник.

На коротком плече коромысла обычно располагают винт для регулирования теплового зазора, стопорящийся контргайкой 4. Масло в подшипник подается под давлением обычно через сверления в стой-ке коромысла или его полой оси. Контактирующие сферические по-

верхности регулировочного винта и наконечника штанги смазывают-ся или через сверления в коромысле, или через трубчатую штангу.


 

Рис. 2.39. Устройства, обеспечивающие вращение клапана


 

Штанги (рис. 2.40) изготовляют из стали или алюминиевого сплава в виде сплошного стержня 1 или трубки 3. Они имеют высо-кую продольную устойчивость. На концы трубки 3 напрессовываются стальные термообработанные наконечники 2 и 4 с наружной или внутренней сферической поверхностью.

Толкатели 2 (см. рис. 2.36) сообщают штанге движение в соот-ветствии с законом, заданным профилем кулачка. В тракторных дви-гателях применяют цилиндрические (рис. 2.41,а), грибковые (рис.

2.41,б и в) и качающиеся (рис. 2.41,г) толкатели. Смазка направляющей по-верхности толкателя осуществляется маслом, стекающим вдоль штанги из сочленения регулировочный винт ко-ромысла -наконечник штанги, для чего в цилиндрическом толкателе, выпол-ненном в виде стаканчика, в нижней его части выполняют отверстие 

для выхо-да масла. Тарелка толкателя и кулачок распределительного вала смазываются маслом, выбрасываемым из торцов ша-тунного подшипника. Ось качающе-гося толкателя смазывается под давле-

Рис. 2.40. Штанги

нием маслом, подаваемым по специаль-ному каналу.

Для более равномерного изнашивания боковой поверхности и тарелки толкателя его заставляют медленно вращаться. Для этого ось

толкателя с плоской тарелкой смещают на эксцентриситет е = 1,5…3 мм относительно оси симметрии кулачка (рис. 2.42,а) или кулачок, работающий по сферической, радиусом R = 600…800 мм (рис. 2.42,б) тарелке толкателя, выполняют коническим с углом при вершине  = 10…30'. В обоих случаях линия или точка А контакта кулачка с тол-кателем смещаются относительно оси последнего на величину е = 1,5..3 мм

. Действующая на этом плече сила трения заставляет толка-тель вращаться.


 


 

Рис. 2.41. Толкатели:

а -цилиндрический; б и в -грибковые; г -роликовый качающийся


 

Рис. 2.42. Способы, обеспечивающие проворачивание толкателей


 

Толкатели изготовляют из малоуглеродистой стали с цемен-тацией и закалкой трущихся поверхностей, из стали 35 или 45 с по-верхностной закалкой или из специального чугуна. Трущаяся поверх-ность тарелки толкателя наплавляется отбеливаемым чугуном или яв-ляется твердосплавной пластиной, присоединенной сваркой трением.

Для уменьшения износа трущихся поверхностей применяют ро-ликовые толкатели (см. рис. 2.41,г). Ролики толкателей изготовляют из шарикоподшипниковых сталей. Ось ролика снабжается бронзовой втулкой.

Распределительный вал 1 (см. рис. 2.36) управляет движением

клапанов в определенной последовательности в соответствии с по-рядком работы цилиндров данного двигателя. Расположение кулачков распределительного вала и их профиль обусловливают моменты от-крытия и закрытия клапанов, а также величину их проходного сече-ния.

Распределительные валы тракторных дизелей изготовляют чаще всего из стали 45 или цементуемой малоуглеродистой стали. Кулачки выполняют как одно целое с распределительным валом. Для умень-шения трения и изнашивания рабочие поверхности кулачков и опор-ных шеек тщательно механически обрабатывают, закаливают или азотируют.

На тракторных двигателях применяют как полноопорные, так и неполноопорные распределительные валы, расположенные в боль-шинстве случаев в блоке цилиндров. В качестве подшипников рас-пределительного вала применяют втулки из антифрикционного чугу-на или свинцовистой бронзы.

Распределительный вал подвержен действию осевой составляю-щей силы в косозубом зацеплении шестерен его привода. Поэтому вал необходимо фиксировать в осевом направлении (рис. 2.43).

Фиксация вала осуществляется упорным фланцем 1, который крепится болтами к стенке блока цилиндров со стороны ведущей шестерни (рис. 2.43,а). Между фланцем и шестерней устанавливает-ся дистанционное кольцо 4. Толщина кольца больше толщины фланца на величину регламентированного осевого перемещения ва-ла (0,1…0,2 мм).

Иногда фиксация осуществляется упорным болтом 2, вверты-ваемым в крышку распределительных шестерен (рис. 2.43,б). В то-рец распределительного вала устанавливается термообработанный подпятник или подпружиненный ограничитель.

При съемных крышках подшипников верхних распредели-тельных валов фиксация вала осуществляется буртиками 2, упираю-щимися в торцы подшипника (рис. 2.43,в).

Привод распределительного вала при расположении последнего в блоке цилиндров (нижнее расположение) осуществляется от колен-чатого вала в большинстве конструкций цилиндрическими косозубы-ми шестернями. Шестерня распределительного вала находится либо в непосредственном зацеплении, либо через промежуточную шестер-ню, с ведущей шестерней, установленной на носке коленчатого вала.

Шестерни привода механизма газораспределения изготовляют из стали или чугуна (промежуточные шестерни). В двигателях с верх-ним расположением распределительных валов (рис. 2.44) конические штампованные шестерни и валики привода выполняют из стали.


 


 


 

Рис. 2.43. Способы осевой фиксации распреде-лительного вала


 

На некоторых тракторных дизелях применяют декомпрессионный меха-низм, служащий для уменьшения дав-ления сжатия в цилиндрах при прово-рачивании коленчатого вала при его пуске и соответствующего уменьшения мощности пускового устройства. Меха-низм позволяет также облегчить ручное проворачивание коленчатого вала при регулировке зазоров в клапанах, уста-новке угла опережения подачи топлива и т.д. Пример такого механизма приве-ден на рис. 2.45,а. Он выполнен в виде кинематически связанных между собой рычагами и общей тягой валиков 3, на концах которых имеются лыски, входящие в кольцевые проточки на


 

Рис. 2.44. Схема привода верхнего распределительного вала

 

направляющих поверхностях толкателей. Поворот валиков вызыва-ет подъем толкателей на 2…3 мм и открывание клапанов.

Механизм может быть выполнен также в виде общего валика с лысками, расположенными над коромыслами клапанов (рис. 2.45,б). Поворот валика приводит к открыванию клапанов.


 


 

Рис. 2.45. Схемы декомпрессионных механизмов


 

Уход за механизмами газораспределения заключается в основ-ном в проверке и регулировке тепловых зазоров в приводах клапанов и регулировке декомпрессионного механизма, а также в притирке клапанов при переборке двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

 

Механизм газораспределения дизеля

Категория:

   Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Публикация:

   Механизм газораспределения дизеля

Читать далее:



Механизм газораспределения дизеля

Механизм газораспределения предназначен для впуска в цилиндр воздуха и выпуска из него отработавших газов в определенные моменты времени. Механизм состоит из распределительного вала (рис. 7), шестерен (рис. 8), толкателей, штанг, осей с пружинами, тарелками и сухарями. Клапаны приводятся в действие от распределительного вала через толкатели, штанги, регулировочные винты и коромысла, преодолевая усилие пружин.

Распределительный вал — трехопорный, приводится во вращение от коленчатого вала через шестерни распределения (см. рис. 8). В качестве опор распределительного вала применяют подшипники скольжения, которые выполнены в виде втулок, запрессованных в расточки блока. Кулачки распределительного вала делают с небольшим наклоном к оси вала. Изменение точки контакта кулачка с толкателем обеспечивает его равномерный и меньший износ.

Коромысла (см. рис. 7) клапанов свободно посажены на полой оси, которая установлена на стойках, прикрепленных к верхней плоскости головки цилиндров. Через радиальные отверстия в осях к коромыслам поступает смазка.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 7. Дизель Д-245 (поперечный разрез):
1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 — направляющая втулка клапана; 4— клапан; 5 — штанга; 6 — регулировочный винт; 7 —коромысло; 8 — ось коромысел; 9 — тарелка; 10 — сухарь; 11 — стойка; 12 – внутренняя пружина; 13 — наружная пружина.

Рис. 8. Схема установки шестерен газораспределения:
1 — шестерня привода гидронасоса; 2 — шестерня распределительного вала; 3 — промежуточная шестерня; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — ведущая шестерня масляного насоса; б — шестерня коленчатого вала.

Впускные и выпускные клапаны (см. рис. 7) перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров. Закрываются клапаны под действием наружной и внутренней пружин, которые нижними концами опираются на головку цилиндров, а верхними — на тарелку, удерживаемую на стержне клапана сухарями. Шестерни распределения (см. рис. 8) размещены в картере, который образован щитом распределения, прикрепленным к блоку цилиндров, и крышкой шестерен распределения.

Качество наполнения и опорожнения цилиндров зависит от продолжительности открытия и закрытия клапанов.

Впускной клапан открывается с некоторым опережением, т. е. до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (в.м.т.), а закрывается с некоторым запозданием, т. е. после того, как поршень минует нижнюю мертвую точку (н.м.т.). Это позволяет увеличить продолжительность впуска.

Выпускной клапан открывается до прихода поршня в н.м.т., а закрывается уже после прохождения в.м.т.

Фазы газораспределения принято изображать в виде круговой диаграммы (рис. 9) в градусах поворота коленчатого вала (град, п.к.в.). Правильность и удобство установки фаз газораспределения дизеля при сборке обеспечивается совмещением меток на шестернях распределения, которые наносят при их изготовлении. На промежуточной шестерне (см. рис. 8) выполнены две впадины — метки, обозначенные буквами «К» и «Т», и на один зуб нанесена метка «Р». Впадину «К» располагают против меченого зуба шестерни 6 коленчатого вала, впадину «Т» — против меченого зуба шестерни привода топливного насоса, зуб с меткой «Р» — против меченой впадины шестерни распределительного вала.

Техническое обслуживание. В процессе эксплуатации дизеля обслуживание механизма газораспределения заключается в контроле и обеспечении необходимых зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов, а также моментов затяжки болтов крепления головки цилиндров.

Зазоры между коромыслами и стержнями клапанов проверяют и при необходимости регулируют через каждые 500 моточасов, при появлении стука клапанов или после снятия головки цилиндров. Проверяют зазоры на холодном двигателе. Они должны быть 0,25 мм для впускных и 0,45 мм для выпускных клапанов.

Регулируют их также на холодном двигателе в следующем порядке. Снимают колпак и проверяют качество крепления стоек оси коромысел. Проворачивают коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан открывается, выпускной закрывается) и регулируют зазор в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (отсчет от первого цилиндра). После чего проворачивают коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, регулируют зазор в первом, третьем и пятом клапанах.

Зазор устанавливают регулировочным винтом, вворачивая или выворачивая его из коромысла, предварительно отпустив контргайку винта и установив между бойком коромысла и стержнем клапана необходимый зазор по щупу. После установки зазора необходимо .надежно затянуть контргайку регулировочного винта, удерживая его отверткой, и еще раз проверить зазор, так как при затягивании контргайки он может измениться.

Клапаны регулируют также по положению поршня в в.м.т. Для этого, поворачивая коленчатый вал до положения в.м.т. поршня первого цилиндра, регулируют клапаны этого цилиндра. Аналогично устанавливают зазоры клапанов и других цилиндров (в порядке их работы: 1 — 3—4 — 2).

Рис. 9. Диаграмма фаз газораспределения:
1 — начало открытия впускного клапана; 2 — начало закрытия впускного клапана; 3 — начало открытия выпускного клапана; 4 — начало закрытия выпускного клапана.

Рис. 10. Схема последовательности затяжки болтов головки цилиндров.

Затяжку болтов крепления головки цилиндров проверяют на холодном дизеле через 1000 моточасов в следующем порядке.

Снимают колпак и крышку, ось коромысел с коромыслами и стойками. Динамометрическим ключом проверяют затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рисунке. Значение момента затяжки должно находиться в пределах 157…176 Нм (16…18 кгс • м). После завершения этой операции в обратной последовательности устанавливают на место снятые сборочные единицы и детали, регулируют зазор между бойками коромысел и стержнями клапанов.

Рекламные предложения:


Читать далее: Система питания двигателя дизеля

Категория: - Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Фазы и механизм газораспределения двигателя

Газораспределительный механизм

Термин «фаза» означает часть, этап или ступень какого-то процесса. Поэтому впускная и выпускная фазы газораспределения – часть полного цикла работы двигателя внутреннего сгорания. Прочитав статью, вы узнаете, что происходит во время фаз, каким образом двигатель регулирует их и на что влияют фазы газораспределения.

Как работает двигатель внутреннего сгорания

Воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндре двигателя приводит к выделению выхлопных газов и увеличению температуры. Во время такта сжатия поршень движется к верхней мертвой точке (ВМТ) сжимая топливовоздушную смесь или воздух (дизельный двигатель).

Воспламенение происходит незадолго до ВМТ. В бензиновом двигателе топливовоздушную смесь воспламеняет искра свечи зажигания. В дизельном моторе в раскаленный от сжатия воздух впрыскивают распыленное топливо. Когда поршень приближается к нижней мертвой точке (НМТ), наступает выпускная фаза газораспределения. Выпускной клапан открывается и поднимающийся к ВМТ поршень выдавливает из цилиндра продукты горения топливовоздушной смеси. Когда поршень подходит к ВМТ заканчивается фаза выпуска и начинается фаза впуска. Поршень движется в ВМТ, в цилиндре возникает разряжение, благодаря которому воздух засасывает внутрь камеры сгорания. После достижения ВМТ фаза впуска завершается и начинается такт сжатия.

Устройство механизма газораспределения

Газораспределительный механизм (ГРМ) состоит из:

  • одного или двух кулачковых распределительных валов, на каждый из которых установлена своя шестерня;
  • шестерни коленчатого вала;
  • цепного или ременного привода.

Число зубьев шестерни распределительного вала всегда в 2 раза больше, чем у шестерни коленчатого вала.

Благодаря этому за два оборота коленчатого вала происходит лишь один оборот распределительного вала. Это позволяет открывать и закрывать клапаны головки блока цилиндров (ГБЦ) в зависимости от такта двигателя. Фазы газораспределения зависят от расположения кулачков распределительного вала. Поэтому на одновальных двигателях возможна только одновременная регулировка фаз впуска и выпуска. На двухвальных двигателях возможна раздельная регулировка фазы впуска и фазы выпуска. Это позволяет оптимизировать работу двигателя под различные режимы.

Когда кулачок распределительного вала доходит до клапана, то начинает давить на него до тех пор, пока клапан полностью не откроется. Затем кулачок проходит дальше и пружина начинает выдавливать клапан, стремясь закрыть его. Как только давление со стороны распределительного вала исчезает, пружина полностью закрывает клапан. Угол поворота распределительного вала, в течение которого впускные или выпускные клапаны одного цилиндра открыты и называется фазой газораспределения.

На что влияют фазы ГРМ

В двигателях современных бюджетных автомобилей не предусмотрена автоматическая регулировка фаз газораспределения, поэтому они настроены на средний режим работы. Форма кулачков распределительных валов таких двигателей рассчитана на максимальное наполнение и освобождение цилиндров при скорости вращения, близкой к максимальному крутящему моменту. Обычно он расположен между 2/3 и 3/4 от максимальных оборотов. Поэтому такой двигатель «плохо тянет» на оборотах ниже половины от максимальных.

Почему так происходит? Чем выше обороты двигателя, тем быстрей движутся поршни. В результате давление внутри цилиндра во время фазы выпуска возрастает, но пропускная способность выпускного клапана не меняется. Во время фазы впуска поршень движется быстрей, чем на холостых оборотах, но пропускная способность клапана не меняется. Поэтому чем выше обороты двигателя, тем хуже наполнение цилиндров. Поэтому нередко фазы выпуска и выпуска пересекаются. В то время когда выпускной клапан закрывается, но еще открыт, начинает открываться впускной клапан.

На холостых и низких оборотах часть топлива, которая поступает в двигатель, уходит в выхлопную трубу. Это снижает мощность и экономичность двигателя. По мере роста оборотов влияние этого эффекта слабеет. Поэтому чем выше обороты двигателя, тем длинней должны быть фазы газораспределения. Это позволит избежать снижения мощности мотора.

Если сдвинуть фазы газораспределения от оптимальной точки, то произойдет резкое падение мощности мотора. Ведь цилиндры будут или не до конца освобождаться от выхлопных газов или не до конца наполняться топливовоздушной смесью. Однако оптимальная точка начала фазы и ее продолжительность зависят от нагрузки на мотор и оборотов двигателя. Поэтому тюнинговые мастерские и умелые автомобилисты устанавливают вместо штатной шестерни распределительного вала разрезную шестерню, с помощью которой можно сдвигать фазу на угол до 10 градусов. Также используют тюнинговые распределительные валы, рассчитанные на различные режимы и нагрузки. Те, кто предпочитает ездить на максимальной скорости, устанавливают валы с максимальными фазами впуска и выпуска. Те же, кто ездит на средних оборотах двигателя, избегая резких стартов и больших скоростей, ставят валы с чуть уменьшенными фазами.

Регулятор фаз газораспределения

Существует большое количество моделей фазорегуляторов, которые работают по различным алгоритмам. Однако, общий принцип неизменен. Когда двигатель работает на низких оборотах, фазорегулятор сокращает впускную и выпускную фазы. Это позволяет сократить расход топлива.

Когда двигатель начинает работать на высоких оборотах или под нагрузкой, регулятор увеличивает продолжительность фаз, а нередко и точку их начала. Это позволяет не только увеличить мощность и крутящий момент, но и снижает расход топлива. Наиболее популярны модели фазорегуляторов, которые работают на основе центробежного принципа. Чем выше обороты двигателя, тем сильней они натягивают цепь или ремень привода ГРМ, тем самым сдвигая и фазы газораспределения. Благодаря тому, что эти устройства регулируют натяжение ремня или цепи со стороны обоих распределительных валов, они эффективно сдвигают обе фазы. Такие фазорегуляторы не требуют настройки, однако после пробега в 40-70 тысяч километров необходимо менять уплотнительные кольца гидроцилиндров.

Более сложные регуляторы представляют собой систему из датчиков, контроллера двигателя и исполнительных устройств. Однако, принцип их работы точно такой же, как у центробежных. Исполнительное устройство увеличивает или ослабляет натяжение цепи со стороны впускного и выпускного валов. Благодаря этому каждая фаза регулируется отдельно. Такие системы требуют настройки и регулярной проверки. Благодаря тому, что исполнительные механизмы работают от электричества, нет необходимости в регулярной замене уплотнительных колец. Существуют также системы, в которых электронное управление совмещено с гидравлическим приводом. В таких системах регулировка происходит не за счет натяжения цепи, а с помощью увеличения давления внутри шестерни распределительного вала.

Чем выше давление, тем дальше гидропривод проворачивает распределительный вал относительно положения шестеренки.

Как установить фазы газораспределения

На большинстве современных автомобилей, оснащенных механическим ГРМ, фазы газораспределения выставляют одинаково. По ВМТ первого цилиндра. Для этого на корпусе блока цилиндров и ГБЦ, а также на шестернях распределительного и коленчатого валов нанесены специальные метки. В первую очередь совмещают метки коленчатого вала. Затем совмещают метки распределительного (распределительных) валов. После этого надевают и натягивают цепь или ремень, затем проверяют метки. Если метки на месте, коленчатый вал прокручивают 2 или 4 раза и снова проверяют метки. Если метки шестерней распределительного и коленчатого валов совпадают с метками на блоке цилиндров и ГБЦ, то фазы выставлены правильно. Если отличаются, необходимо снять цепь или ремень и повторить все операции. 

Особенности устройства ГРМ изучаемых двигателей — Студопедия.Нет

Nbsp; Нефтекамская автомобильная школа “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России”   =========================================================     ЛЕКЦИЯ по дисциплине   «УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

 

Тема № 2. Общее устройство и работа двигателя

Занятие № 2.3. Механизм газораспределения.

 

 

по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

 

Нефтекамск 2017


Тема № 2. Общее устройство и работа двигателя(СЛАЙД № 1)

Занятие № 2.3 Механизм газораспределения

Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)

 

 

  1. Назначение, общее устройство, принципы работы ГРМ.
  2. Особенности устройства ГРМ изучаемых двигателей.
  3. Основные причины и признаки неисправностей ГРМ.
  4. Порядок проведения регулировочных работ в механизме газораспределения.

 

 

Время:                 2 часа.

Место проведения: аудитория.

Вид занятия:     лекция.

Методические указания.

Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.

Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.

Обратить внимание на правильность ведения конспектов.

Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.

Поддерживать связь с аудиторией.

Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.

Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.

Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.

 

 

Введение

 

На предыдущем занятии был изучен КШМ. Сегодня на занятии будут рассмотрены вопросы назначения, устройства и работы ГРМ его обслуживания.

Значительно сократить расход ГСМ позволяет правильная эксплуатация ГРМ, а также поддержание его в исправном состоянии. Эти требования будут выполнены только в том случае, если проводится своевременное обслуживание автомобиля в установленном объеме.

В настоящей лекции рассматривается общее устройство ГРМ, принцип его работы, особенности ГРМ двигателей КамАЗ-740, ЯМЗ-238, а также основные причины и признаки неисправностей ГРМ. Вы изучите порядок проведения регулировочных работ в механизме газораспределения.

 

Учебный вопрос № 1.

Назначение, общее устройство, принципы работы ГРМ

Механизм газораспределения предназначен для своевременного впуска в цилиндры горючей смеси (карбюраторные двигатели) или очищенного воздуха (дизели), надежной изоляции камеры сгорания от окружающей среды во время тактов сжатия и рабочего хода и выпуска отработавших газов

 

   

 

 

Рис. 1. Механизм газораспределения (СЛАЙД № 4)

 

Состав механизма газораспределения:

- распределительные шестерни;

- распределительный вал;

- толкатели;

- штанги толкателей;

- коромысла;

- оси коромысел;

- клапаны с пружинами и деталями крепления;

- крышка распределительных шестерен.

 

Распределительные шестерни – для приведения в действие (вращения) распределительного вала

Распределительный вал – для своевременного открывания и закрывания впускных и выпускных клапанов в определенной последовательности.

Толкатели – для передачи усилия от РВ на штанги.

Штанги толкателей – для передачи усилия от толкателей на коромысло.

Коромысла – для передачи усилия от штанг к клапану.

Оси коромысел – для крепления коромысел.

Клапаны с пружинами и деталями крепления. Назначение - открывать и закрывать впускное и выпускное отверстие, расположенное в головке блока. Каждый цилиндр имеет впускной и выпускной клапаны.

Впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются в определенных положениях поршня, что обеспечивается совмещением меток на шестернях привода агрегатов при их монтаже.

При рассмотрении рабочих циклов двигателей условно было принято, что открытие и закрытие клапанов происходит в момент нахождения поршня соответственно в ВМТ или НМТ. В действительности моменты открытия и закрытия клапанов не совпадают с положение поршней в мертвых точках.

Клапаны открываются и закрываются с некоторым, иногда очень значительным, опережением или запаздыванием, что необходимо для улучшения наполнения цилиндров горючей смесью (карбюраторные двигатели) или воздухом (дизельные двигатели) и лучшей очистки их от отработавших газов.

Моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота КВ по отношению к соответствующим мертвым точкам, называются фазами газораспределения.

Для правильной установки фаз газораспределения распределительные шестерни двигателя необходимо точно соединять по меткам (метки должны быть по линии центров на кратчайшем расстоянии между собой).

   Итак, под фазами газораспределения понимают моменты открытия и закрытия клапанов относительно мертвых точек, выраженных в градусах угла поворота коленчатого вала (СЛАЙД № 5)

При рассмотрении рабочих процессов двигателей в первом приближении было принято, что открытие и закрытие клапанов происходит в мертвых точках.

Однако в действительности это не совсем так. Клапаны открываются и закрываются с некоторым, иногда очень значительным, опережением или запаздыванием, что необходимо для улучшения наполнения цилиндров чистым воздухом (дизели) или горючей смесью (карбюраторные двигатели) и лучшей очистки их от отработавших газов. Моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала по отношению к соответствующим мертвым точкам, называют фазами газораспределения и изображают в виде круговых диаграмм. Рассмотрим общую диаграмму фаз газораспределения четырехтактного двигателя (рис. 2). Впускной клапан открывается (точка 1) с опережением (угол a), т. е. до прихода кривошипа коленчатого вала и поршня в ВМТ. Вследствие этого в начале движения поршня вниз впускной клапан будет уже открыт на значительную величину и наполнение цилиндра (вследствие разрежения) воздухом или горючей смесью улучшается. Закрывается впускной клапан (точка 2) с запаздыванием (угол δ), т. е. кривошип вала и поршень проходят НМТ, поднимаются вверх, совершая такт сжатия, а клапан в это время еще открыт и горючая смесь или воздух по инерции заполняют цилиндр.

    

 

Рис. 2. Диаграммы фаз газораспределения (СЛАЙД № 6)

 

 

Выпускной клапан открывается (точка 3) до прихода кривошипа коленчатого вала и поршня в НМТ, т. е. с опережением (угол γ). Поршень движется вниз, а отработавшие газы уже начинают выходить из цилиндра, так как давление в нем больше атмосферного. Закрытие выпускного клапана (точка 4) происходит с запаздыванием (угол β) – после перехода кривошипом вала и поршнем ВМТ. В этом случае используется отсасывающее действие потока газов в выпускном трубопроводе.

Таким образом, в результате открытия выпускного клапана с опережением и закрытия его с запаздыванием улучшается очистка цилиндра от отработавших газов. Анализируя диаграмму, видим, что в течение некоторого времени коленчатый вал поворачивается на угол, равный сумме углов a + β, открыты оба клапана – впускной и выпускной. Этот период называют перекрытием клапанов.

Для правильной установки фаз газораспределения распределительные зубчатые колеса двигателя необходимо точно соединять по меткам.

Фазы газораспределения некоторых отечественных двигателей приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Фазы газораспределения двигателей, град ПКВ (СЛАЙД №5)

 

Параметры КамАЗ-740 ЯМЗ-238
Впускной клапан: - открытие до ВМТ - закрытие после НМТ   13 49   20 46
Продолжительность впуска 242 246
Выпускной клапан: - открытие до НМТ - закрытие после ВМТ   66 10   66 20
Продолжительность впуска 256 266
Перекрытие клапанов 23 40

 

Выводы по вопросу.

Учебный вопрос № 2

Особенности устройства ГРМ изучаемых двигателей

 

Механизм газораспределения на автомобилях КАМАЗ и УРАЛ - верхнеклапанный с нижним расположением распределительного вала. Кулачки распределительного вала в соответствии с фазами газораспределения приводят в действие толкатели. Штанги сообщают качательное движение коромыслам, а они, преодолевая сопротивление пружин, открывают клапаны. Закрываются клапаны под действием силы сжатых пружин. (СЛАЙД №8)

Ha двигателях КамАЗ-740 (рис. 3), ЯМЗ-238 (рис. 4) применен газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала. Распределительный вал рядных двигателей устанавливается внизу рядом с коленчатым валом, а на V-образных двигателях установлен в развале блока и является общим для клапанов правого и левого ряда цилиндров.

 

Рис. 3. Газораспределительный механизм двигателя КамАЗ-740 (СЛАЙД №9)

1 – распределительный вал; 2 – толкатель; 3 – направляющая толкателей; 4 – штанга; 5 – прокладка крышки головки; 6 – коромысло; 7 – контргайка; 8 – регулировочный винт; 9 – болт крепления крышки головки; 10 – сухарь; 11 – втулка тарелки; 12 – тарелка пружины; 13 – наружная пружина; 14 – внутренняя пружина; 15 – направляющая втулка клапана; 16 – шайба; 17 – клапан

 

Открытие клапанов 17 (впускного и выпускного), перемещающихся в направляющих втулках 15, происходит под действием усилия, передаваемого от кулачков распределительного вала 1 через толкатели 2 штанги 4 и коромысла 6, установленные на осях. Закрытие клапанов осуществляется под действием пружин 13, 14, нижние концы которых упираются в шайбы 16. За два оборота коленчатого вала впускные и выпускные клапаны каждого цилиндра открываются один раз, а распределительный вал за этот период делает один оборот, т. е. передаточное число зубчатого зацепления шестерен коленчатого и распределительного валов равно 2.

Рис. 4. Газораспределительный механизм двигателя ЯМЗ-238 (СЛАЙД №10)

а – общий вид: 1 – коромысло; 2 – гайка; 3 – регулировочный винт; 4 – штанга; 5 – пята толкателя; 6 – ось толкателя; 7 – толкатель; 8 – болт крепления стойки оси; 9 – тарелка пружины; 10 – втулка; 11 – сухарь; 12, 13 – пружины наружная и внутренняя; 14 – направляющая втулка клапана; 15 – впускной клапан; 16 – распределительный вал; 17 – ролик толкателя; 18 – седло выпускного клапана; 19 – выпускной клапан; б – толкатель: 1 – ролик; 2 – игольчатый подшипник; 3 – ось ролика; 4 – втулки; 5 – пята

 

Распределительный вал (рис. 5) изготавливают из стали или специального чугуна и подвергают термической обработке. Профиль его кулачков как впускных, так и выпускных у большинства двигателей делают одинаковым. При шлифовании кулачкам придают небольшую конусность Взаимодействие сферической поверхности торца толкателей с конической поверхностью кулачков обеспечивает их поворот в процессе работы. Число опорных шеек 1 распределительного вала обычно равно числу коренных подшипников коленчатого вала. Втулки опорных шеек изготавливают из стали, а внутреннюю поверхность их покрывают антифрикционным сплавом.

Рис. 5. Распределительный вал двигателя КамАЗ-740 (СЛАЙД №11)

1 – опорная шейка; 2 – кулачок; 3 – корпус подшипника; 4 – шестерня распределительного вала

 

Привод распределительного вала. Распределительный вал в двигателях КамАЗ-740, ЯМЗ-238 приводится в движение при помощи шестерен. Ведущая шестерня 5, 16 такой передачи (рис. 6) установлена на переднем конце коленчатого вала, а ведомая шестерня 9, 15 – на переднем конце распределительного вала. Шестерня привода должны входить в зацепление между собой при строго определенном положении коленчатого и распределительного валов, что обеспечивает правильность заданных фаз газораспределения и порядка работы двигателя. Поэтому при сборке двигателя шестерни вводятся в зацепление по меткам на их зубьях. Чтобы уменьшить уровень шума шестерен, их изготавливают с косыми зубьями и из различных материалов.

Толкатели предназначены для передачи усилия от распределительного вала через штанги к коромыслам. Изготавливают их из стали или чугуна. В двигателях КамАЗ-740 и УМЗ-417 применены цилиндрические толкатели 2 (рис.2) и 9 (рис. 4), установленные в специальных отверстиях – направляющих. У дизеля КамАЗ-740 направляющие съемные. Внутренняя полость толкателя имеет сферическую поверхность под штангу и отверстие для слива масла.

 

  

   а                                                  б

 

Рис. 6. Метки на шестернях привода распределительного вала (СЛАЙД №12)

а – КамАЗ-740; б – ЯМЗ-238; 1 – ось ведущей шестерни привода распределительного вала; 2 – ролики; 3 – втулка роликов; 4 – шестерня ведущая; 5, 16 – ведущая шестерня коленчатого вала; 6 – шестерня промежуточная; 7 – шарикоподшипник; 8 – вал привода топливного насоса высокого давления; 9, 15 – шестерня привода распределительного вала; 10 – шестерня привода топливного насоса высокого давления; 11 – втулка; 12 – шестерня привода вентилятора; 13, 14 – шестерни привода топливного насоса высокого давления; 17 – коленчатый вал; 18, 20 – шестерни привода масляного насоса; 19 – масляный насос; 21 – топливный насос высокого давления

 

В двигателе ЯМЗ-238 применены качающиеся роликовые толкатели 7 (рис. 4), установленные на общей оси 6.

Штанги. Служат для передачи усилия от толкателей к коромыслам.

В дизеле КамАЗ-740.11 и ЯМЗ-238 штанги 4 (рис. 2, 3) делают из стальной трубки. На концах штанг напрессовывают стальные сферические наконечники, которыми они с одной стороны упираются в сферические поверхности регулировочных винтов 8 (рис. 2) и 3 (рис. 4), ввернутых в коромысло 6 и 1, а с другой – в толкатели.

Коромысла. Служат для передачи усилия от штанги к клапану, представляют собой неравноплечий рычаг, изготовленный из стали или чугуна. Плечо «а» коромысла 2 примерно в 1,5 раза больше плеча «б» (рис. 4). Наличие длинного плеча коромысла не только уменьшает ход толкателя и штанги, но и снижает силы инерции, возникающие при их движении, что способствует повышению долговечности деталей привода клапанов.

На дизеле КамАЗ-740 и ЯМЗ-238 коромысла впускного и выпускного клапанов установлены консольно на осях, выполненных заодно со стойкой коромысел; стойка установлена на головке. Осевое перемещение коромысел ограничено пружинным фиксатором. К каждому коромыслу через отверстия в стойке коромысел подводится смазка.

Клапаны. Открытие и закрытие впускных и выпускных каналов, соединяющих цилиндры с газопроводами системы питания, происходит при помощи клапанов. Клапан состоит из плоской головки и стержня, соединенных между собой плавным переходом. Для лучшего наполнения цилиндров горючей смесью диаметр головки впускного клапана делают больше, чем диаметр выпускного.

Так как клапаны работают в условиях высоких температур, их изготавливают из высококачественных сталей, впускные клапаны делают из хромистой стали, выпускные – из жаростойкой, так как последние соприкасаются с горячими отработавшими газами и нагреваются до температуры 600-800 °С. Высокая температура нагрева клапанов вызывает необходимость установки в головке цилиндров специальных вставок 18 (рис. 3) и 11 (рис. 3) из жаропрочного чугуна, которые называются седлами.

Для плотного прилегания головок клапанов к седлам их рабочие поверхности делают коническими в виде тщательно обработанных фасок под углами 45° или 30°.

Стержни клапанов 17 (рис. 2) имеют цилиндрическую форму. Они перемещаются в чугунных или металлокерамических втулках 15, запрессованных в головку блока. На конце стержня проточены цилиндрические канавки под выступы конических сухариков 10, которые прижимаются к конической поверхности втулки тарелки 11 под действием пружин 13, 14. Для повышения работоспособности газораспределительного механизма клапаны прижимаются к седлам не одной, а двумя пружинами. В этом случае направление витков пружин делается различным, чтобы при поломке одной из пружин ее витки не попадали между витками другой, и не нарушалась безотказная работа клапанного механизма.

На впускных клапанах в верхней части направляющих втулок (двигатель КамАЗ-740) устанавливают резиновые колпачки, которые при открытии клапанов плотно прижимаются к его стержню и к направляющей втулке, вследствие чего устраняется возможная утечка (подсос) масла в цилиндры через зазор между втулкой и стержнем клапана.

Для плотного прилегания головки клапана к седлу тепловой зазор А (рис. 2, 3, 4) устанавливают между носком коромысла и торцом стержня клапана.

На дизелях КамАЗ-740 и ЯМЗ-238 для впускных клапанов тепловые зазоры составляют 0,25-0,30 мм, а для выпускных 0,35-0,40 мм. Измеряются щупом.

Выводы по вопросу.

Учебный вопрос № 3

Меняем ремень распредвала — журнал За рулем

ДИЗЕЛЬНЫЙ VAZ 21045

Монтажка, крестообразная отвертка, ключ рожковый «на 10», ключи комбинированные или головки «на 10», 12, 13, 17.

Головка «на 38», фиксирующие штифты диаметром 6 мм, ключ для натяжного ролика, динамометрический ключ, индикаторная головка с переходником.

Время работы — 2–3 часа.

изельную «четверку» покупают, чтобы экономить. Но экономный человек должен быть и практичным. Такой не возьмется за сложные операции, например, ремонт ТНВД или переборку двигателя. Эту работу лучше доверит специалистам с солидным опытом и необходимым оборудованием.

Другое дело операции, которые вполне можно выполнить своими силами. К таковым относится регламентная замена ремня газораспределительного механизма. Производитель рекомендует менять его каждые 60 тыс. км при условии, что ремень — импортный. Отечественной продукции доверяют меньше — срок службы не более 40 тыс. км. С заменой лучше не тянуть — обрыв приведет к серьезным неприятностям.

Найти в продаже ремень ГРМ для дизеля ВАЗ-341 нетрудно — такой же устанавливают на шестнадцатиклапанные моторы VAZ 2112 (маркировки отечественных и импортных ремней см. в этом номере). Заодно рекомендуем поменять и остальные ремни: генератора (как на обычных «жигулях») и вакуумного насоса (поликлиновой, который приводит в движение генераторы «десяток»).

Снимаем воздухозаборник фильтра. Для этого крестообразной отверткой откручиваем три хомута.

Рожковым ключом «на 10» ослабляем крепления клемм аккумулятора, снимаем их. Головкой «на 13» откручиваем гайку, фиксирующую крепежную пластину. Снимаем аккумулятор.

Верхние гайки крепления вентилятора откручиваем головкой «на 10», к нижним удобнее подобраться, использовав короткий удлинитель. Отсоединив электрический разъем, снимаем вентилятор.

Ключом или головкой «на 10» откручиваем четыре крепежных болта и снимаем защитный пластиковый кожух.

Чтобы ослабить натяжение ремня генератора, отпускаем головкой «на 17» верхнее крепление и монтажкой перемещаем генератор к двигателю.

Иногда генератор не удается сдвинуть с места. Тогда лучше отпустить и нижнее крепление.

Открутив гайку крепления натяжного ролика ключом «на 17», ослабляем приводной ремень и снимаем его со шкивов коленвала и вакуумного насоса.

Для удобства лучше демонтировать натяжной ролик. После этого снимаем ремень генератора.

Головкой «на 38» поворачиваем коленвал по часовой стрелке до совмещения меток на шкиве распредвала и задней крышке.

Если нет головки, можно нарастить стандартный ключ храповика для бензиновых моторов «Жигулей».

Фиксируем штифтами диаметром 6 мм шестерню насоса ТНВД...

... и маховик.

В качестве штифтов подойдут стержни клапанов соответствующего диаметра.

Надеваем на вороток удлинитель, откручиваем гайку, фиксирующую клиновой шкив коленвала, и снимаем шкив.

Иногда гайка «прикипает» и не откручивается. Попробуйте смочить ее специальными жидкостями. Если не поможет, придется снимать радиатор, бампер, ослаблять опоры и приподнимать мотор, чтобы высверлить гайку через воздухозаборники в кузове. В продаже найти оригинальную гайку довольно сложно — на всякий случай приводим ее размеры (рис. 1).

Головкой «на 10» отворачиваем четыре болта крепления нижней защитной пластины ремня ГРМ.

Откручиваем ключом «на 17» фиксирующую гайку натяжного ролика.

Ослабляем зубчатый ремень и снимаем его со шкивов.

Перед установкой внимательно осмотрите новый ремень. На нем не должно быть трещин и повреждений.

После установки нового ремня проверьте метки на шкиве распредвала и задней крышке. Немного затяните фиксирующую гайку. Специальным ключом, вращая натяжной ролик, натяните ремень.

Спецключ для натяжения ремня ГРМ у дизеля ВАЗ-341 такой же, как и у моторов VAZ 2111 и 2112.

Ремень натянут правильно, если он провисает при усилии 100 Н (10 кгс) на 5,5–6 мм (прогиб для ремня генератора — 10–15 мм, вакуумного насоса — 5–8 мм). После регулировки затяните фиксирующую гайку.

Удалите штифты, фиксирующие шестерню ТНВД и маховик, и проверните коленвал на два оборота. Совместите еще раз установочные метки, вставьте штифты и еще раз проверьте натяжение ремня. После замены ремня ГРМ рекомендуем проконтролировать угол опережения впрыска топлива. Для этого...

...ключом «на 12» откручиваем заглушку ТНВД и устанавливаем переходник с индикаторной головкой (рис. 2).

Вращаем коленвал против часовой стрелки, пока индикатор не остановится. Это значит, что плунжер насоса находится в крайнем положении. Обнулите индикатор и поверните коленвал по часовой стрелке. Угол впрыска выставлен правильно, если перемещение плунжера составляет 0,83–0,87 мм.

Если ход плунжера меньше, головкой «на 13» с карданом ослабляем четыре гайки и немного поворачиваем ТНВД к блоку цилиндров. Если больше нормы, соответственно, в обратную сторону.

Изменив положение ТНВД, вновь контролируем ход плунжера. Он отличается о

Газораспределительный механизм: принцип работы

Газораспределительный механизм (ГРМ) — механизм для своевременной подачи воздуха или топливно-воздушной рабочей смеси в цилиндры ДВС и последующего выпуска из цилиндров отработавших газов. Главной функцией ГРМ на четырехтактных поршневых моторах, которые имеют сегодня наибольшее распространение, становится открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов. Другими словами, ГРМ осуществляет управление фазами газораспределения.

ГРМ устанавливается в головке бока цилиндров. Механизм состоит из одного распределительного вала или нескольких таких валов. Также имеются приводы к распредвалу и клапаны, которые открывают и закрывают впускные и выпускные отверстия в камерах сгорания (впускные и выпускные клапаны). Дополнительно имеется целый ряд передаточных элементов в устройстве ГРМ: толкатели, штанги, коромысла, а также вспомогательные решения в виде регулировочных элементов, пружин клапанов, систем поворота клапанов и т.д. Получается, что газораспределительный механизм представляет собой клапаны с приводом и распределительный вал с приводом.

Конструкции газораспределительного механизма могут отличаться. Главной особенностью выступает расположение клапанов и распределительного вала. 

Среди существующих ДВС выделяют нижнеклапанные и верхнеклапанные двигатели, а также моторы со смешанным расположением клапанов. Нижнеклапанные агрегаты имеют боковое расположение клапанов, а для верхнеклапанных существует определение «подвесных клапанов».

По расположению распределительного вала встречаются двигатели с распредвалом в блоке цилиндров, с распредвалом в головке блока цилиндров, а также ДВС, где распределительный вал отсутствует. С учетом таких конструктивных особенностей клапанный механизм четырёхтактных ДВС получил целый ряд самостоятельных типов и разновидностей.

Читайте также

Замена ремня ГРМ 1С дизельный двигатель

1. Снимите шкив и ремень привода насоса гидроусилителя руля.

а) Удерживая рукой, ремень привода насоса гидроусилителя, отверните гайку крепления шкива.

б) Ослабьте регулировочный болт натяжения ремня.

в) Снимите ремень привода насоса гидроусилителя.

г) Снимите сегментную шпонку и шкив насоса гидроусилителя.

2. Открутите три болта крепления насоса гидроусилителя и снимите его.

3. Отпустите болт-ось крепления генератора, регулировочный болт (или гайку) и стопорный болт. Сдвиньте генератор к двигателю и снимите ремень привода навесных агрегатов.

4. Снимите защитную крышку № 2 ремня ГРМ с уплотнительной прокладкой, для чего снимите три зажима и пять болтов.

5. Выверните свечи накаливания (для облегчения проворачивания коленчатого вала при регулировки натяжения ремня ГРМ).

6. Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, подведите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия: метка на зубчатом колесе распределительного вала должна совпасть с линией разъема головки и блока цилиндров.
 

Снятие ремня ГРМ 1С
 
7.    Заблокируйте коленчатый вал от проворачивания и отверните болт крепления шкива коленчатого вала.

Снимите шкив коленчатого вала (при необходимости воспользуйтесь съемником).

8. Снимите защитную крышку № 1 и направляющую ремня ГРМ.

9. Снимите кронштейн опоры двигателя.

10. Если вы хотите повторно использовать ремень, то нанесите мелом направление вращения ремня и сделайте метки относительного положения ремня и зубчатых колес.
 

Снятие ремня ГРМ 1С
а) Снимите пружину натяжного ролика ремня привода ГРМ.

б) Ослабьте болт крепления натяжного ролика.

в) Снимите ремень ГРМ.

11.    Удерживая зубчатый шкив распределительного вала от проворачивания, отверните болт крепления и снимите шкив. Внимание: не допускайте проворота распределительного вала во избежание повреждения клапанов о поршни.

12. Снимите натяжной ролик.

13. Используя съемник, снимите зубчатый шкив привода ТНВД.
 

Снятие ремня ГРМ 1С
при отворачивании гайки не пользуйтесь ударным ключом.

14. Снимите направляющий ролик,

15. Удерживая зубчатый шкив привода масляного насоса от проворачивания, отверните гайку крепления и снимите шкив.

16. Зубчатый шкив коленчатого вала демонтируется съемником.
 

Установка ремня ГРМ


1.    С помощью оправки легкими постукиваниями установите зубчатый шкив коленчатого вала.
  Установка ремня ГРМ 1С
2.    Установите зубчатый шкив масляного насоса. Зафиксируйте его от проворота и затяните гайку крепления моментом 47 Н м.

3. Установите направляющий ролик. Затяните болт моментом 37 Н м. Проверьте свободное вращение ролика.

4. Установите зубчатый шкив привода ТНВД. Будьте внимательны: совместите шпонку на валу насоса со шпоночным пазом шкива. Затяните гайку моментом 64 Нм. Запрещается затягивать гайку ударным инструментом.

5. Установите натяжной ролик № 1 и закрутите от руки болт крепления ролика (проверьте, что ролик вращается свободно). Установите и затяните болт крепления кронштейна ролика (М3 = 7,4 Н м), убедитесь, что кронштейн натяжного ролика свободно перемещается в обе стороны.

6. Совместите отвёрстие под установочный штифт на зубчатом шкиве со штифтом на переднем носке распределительного вала и установите зубчатый шкив, шайбу и болт. Затяните болт крепления (М3 = 88 Н м). Предупреждение: не допускайте проворота распределительного вала во избежание удара клапанов о поршень.

7. Совместите метки на зубчатых шкивах распределительного вала, привода ТНВД и коленчатого вала с установочными метками.

 

Установка ремня ГРМ 1С
Предупреждение: совмещая метки коленчатого и распределительного валов, избегайте их излишнего поворота во избежание соударения клапанов с поршнями.

8.    Установите ремень ГРМ.

Примечание: при повторном использовании ремня соблюдайте совмещение ранее сделанных меток положения и направления вращения ремня. Установка производится на холодном двигателе.

При замене ремня установите ремень ГРМ так, чтобы цифры и буквы маркировки читались со стороны маховика.

а) Наденьте ремень ГРМ на зубчатый шкив распределительного вала.

б) Придерживая гайку крепления зубчатого шкива ТНВД ключом, наденьте на него ремень ГРМ.
 

Установка ремня ГРМ 1С
Внимание: убедитесь в том, что зубцы ремня вошли в зацепление и ремень не имеет слабины.

в) Наденьте ремень ГРМ на шкив насоса охлаждающей жидкости и зубчатый шкив коленчатого вала.

Внимание: убедитесь в том, что зубцы ремня вошли в зацепление и ремень не имеет слабины.

г) Наденьте ремень на направляющий ролик (№2) и зубчатый шкив масляного насоса.

д) При помощи отвертки, установите пружину натяжного ролика. Нельзя -применять для установки плоскогубцы. Ослабляйте болт крепления натяжного ролика (№1) до тех пор, пока пружина не натянет ремень ГРМ.

9.    Проверьте правильность установки фаз газораспределения.

а) Временно установите болт крепления шкива коленчатого вала.

б) Проверните коленчатый вал на два оборота и до совмещения установочной метки на зубчатом шкиве распределительного вала с верхней плоскостью головки блока цилиндров.

Предупреждение: проворачивайте коленчатый вал только по часовой стрелке. При обратном направлении вращения возможен выход зубцов ремня из зацепления или неправильное натяжение ремня.

в) Убедитесь в совмещении остальных установочных меток.

Если метки не совпадают, повторите процедуру с параграфа 7.

г) Удалите болт крепления шкива коленчатого вала.
 

Установка ремня ГРМ 1С
10.    Затяните болт крепления натяжного ролика моментом 37 Н-м.

Предупреждение: затягивая болт, не сдвиньте кронштейн натяжного ролика.

11. Установите кронштейн опоры двигателя. Затяните болты крепления: болт под ключ 14 мм моментом 37 Н-м, болт под ключ 17 мм моментом 64 Н м.

Примечание: если данная модель оборудована гидроусилителем руля, на данном этапе не устанавливайте болты под ключ 17 мм.

12. Установите направляющую ремня выпуклой стороной к зубчатому шкиву и защитную крышку № 1 ремня ГРМ. Проверьте правильность установки прокладки крышки.
 

Установка ремня ГРМ 1С
13. Установите шкив коленчатого вала, шайбу и болт (М3 = 98 Н м).

14. Установите свечи накаливания.

15. Установите защитную крышку № 2 ремня ГРМ. Проверьте правильность установки прокладки крышки.

16. Установите насос гидроусилителя руля и затяните три болта крепления (М3 = 39 Н^м).

17. Установите шкив насоса гидроусилителя руля и затяните гайку крепления от руки.

18. Установите и отрегулируйте натяжение ремней привода навесных агрегатов
 

Установка ремня ГРМ 1С
1 - Коленчатый вал, 2 - Генератор, 3 - компрессор кондиционера, 4 - Насос гидроусилителя рулевого управления, 5 - Ролик, 6 - Вентилятор.

После установки ремня проверьте, чтобы его клинья сидели в ручьях шкивов.

После установки ремня запустите двигатель и дайте ему поработать в течение 5 мин, затем снова проверьте прогиб в точках, указанных выше.

20. Затяните гайки крепления шкива насоса гидроусилителя (М3 = 43 Н м).

21. Проверьте и отрегулируйте угол опережения впрыска.
 

Снятие головки блока цилиндров 1С дизельный двигатель
Снятие головки блока цилиндров 1С  дизельный двигатель. 1 - Выпускная трубка системы охлаждения двигателя, 2 - Выпускной патрубок системы охлаждения двигателя, 3 ^ Прокладка, 4 - Кожух выпускного коллектора,. 5 - Выпускной коллектор, б - Прокладка, 7 - Болт крепления головки блока цилиндров, 8 - Держатель сальника распределительного вала, 9 - Зубчатый шкив распределительного вала, 10 • Защитная крышка № 2 рем-мя ГРМ, 11 - Защитная крышка №3 ремня ГРМ, 12 - Прокладка впускного коллектора, 13 - Впускной коллектор, 14 - Датчик силы тока, 15 - Уплотнительная шайба, 16 - Шайба форсунки, 17 - Форсунка, 18 - Дренажная трубка, 19 - Пружина натяжного ролика ремня ГРМ, 20 - Натяжной ролик ремня ГРМ, 21 - Клапан, 22 - Прокладка, 23 - Камера сгорания, 24 * Прокладочное кольцо, 25 - Шина свечей накаливания, 26 - Свеча накаливания, 27 - Прокладка головки блока цилиндров, 28 - Штуцер головки блока цилиндров, 29 - Полукруглая заглушка, 30 - Головка блока цилиндров, 31 - Распределительный вал, 32 - Крышка подшипника распределительного вала, 33 - Регулировочная шайба, 34 - Толкатель клапана, 35 - Сухари, 36 - Верхняя тарелка пружины, 37 - Пружина, 38 - Маслосъемный колпачок, 39 - Нижняя тарелка пружины, 40 - Направляющая втулка клапана, 41 - Прокладка, 42 - Клапанная крышка, 43 - Трубка отопителя, 44 - Топливные трубки, 45 - Соединитель датчика силы тока и шины свечей накаливания, 46 - Шланг возврата топлива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *