Изменения ОСАГО с в мае 2019: регресс и двойные выплаты
Показать содержание- С 1 мая 2019 года по отдельным частям действует ФЗ №88, который внёс существенные изменения в закон Об ОСАГО.
- Если виновник ДТП не представил бланк извещения европротокола в течение 5 дней своей страховой компании, ему теперь не могут выставить регресс.
- Также в определённых ситуациях отменили регресс к пешеходу.
Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он же Закон об ОСАГО, изменялся уже большое количество раз. Иногда изменения улучшали или упрощали жизнь автомобилистам, но чаще, наоборот, выдвигали новые требования и создавали новые обязанности. Изменения, которые вступили в силу с 1 мая 2019 года, нельзя однозначно определить, как нужные и полезные или как завинчивание гаек в сфере автогражданки. Но хороших новостей всё же больше.
Что за изменения с 1.05.2019?
Речь идёт о том, что большинство изданий и обычных пользователей называет «реформой ОСАГО». Но, если быть точнее, то это только её начало.
- 17 апреля 2019 года Госдумой был принят Федеральный закон №88-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Больше всего поправок внесено в закон Об ОСАГО.
- 1 мая 2019 года документ был официально опубликован и вступил в законную силу, но не по всем пунктам.
- отдельные нормы обновлений законодательства вступают в силу в июне, сентябре и в конце октября этого же года.
Скачать полный текст проекта о внесении изменений.
В статье мы рассмотрим новое в законе Об ОСАГО и как изменится жизнь автомобилистов и даже пешеходов в связи с ними.
Итак, давайте обо всём по порядку!
Солидарная ответственность страховщиков
До 01.01.2019 за причиненный в результате ДТП вред жизни или здоровью потерпевшего можно было получить выплату с нескольких страховщиков, причем с каждого в размере страховой суммы. Об этом указывал Верховный Суд РФ в своем Определении.
На сегодняшний день возможности получить «двойную» выплату с нескольких страховщиков не будет.
Закон дополнили пунктом 9.1 статьи 12, который говорит о том, что страховщики в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, осуществляют страховую выплату солидарно. При этом общий размер выплаты не может превышать размер страховой суммы по ОСАГО.
Регресс за европротокол отменили
Регресс – это право обратного требования. В случае ОСАГО право страховой компании потребовать с виновного водителя деньги в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения.До внесения поправок страховщики требовали с виновников ДТП выплаченные суммы, за то, что они в течение 5 рабочих дней не направили или не вручили страховщику свой экземпляр европротокола.
Более подробно вопрос о том, как избежать такого регресса, мы рассмотрели в нашей специальной статье.
Теперь страховщики лишены такого права, поскольку подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО официально утратил силу с 1 мая 2019 года.
Было до 1 мая | Стало по новому закону |
---|---|
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если: … ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия; | Подпункт «ж» утратил силу и не действует. |
Но это не значит, что у водителей исчезла обязанность по предоставлению страховщику европротокола. Обязанность осталась, но теперь за её неисполнение не накажут рублём.
Отменён регресс к пешеходу
С мая также появился новый пункт в статье 14 Закона об ОСАГО которая устанавливает право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.
В пункте 5 теперь прописано исключение, которое не позволяет требовать с пешехода, которому в ДТП причинен вред здоровью, либо с его родственников или наследников в случае смерти пешехода, возмещения вреда, причиненного транспортному средству в таком ДТП.
5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.
Регресс при компенсационной выплате
Компенсационная выплата – это возмещение по ОСАГО от Российского союза автостраховщиков (РСА) в тех случаях, когда сама страховая не может произвести такое возмещение в силу ряда обстоятельства (банкротство и тому подобное). Таким образом, это своего рода страхование самих страховщиков, но больше всё же создано для потерпевших водителей.
С 1 мая эта же статья 14 Закона об ОСАГО дополнена пунктом 6 следующего содержания:
К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.
Пункт 2.1 статьи 18 Закона об ОСАГО, который указан в данном пункте, изменяется с 1 июня 2019 года, об этих изменениях вы прочитаете в наших следующих рубриках.
Уточнили, при каком условии потерпевшему не положена компенсационная выплата
Ещё одно нововведение – в пункте 9 статьи 14.1 законодатель уточнил, что в случае, когда у страховщика потерпевшего отозвана лицензия, либо он признан банкротом, то потерпевший обращается к страховщику виновника за страховой выплатой, а не к профессиональному объединению страховщиков (РСА) за компенсационной выплатой.
Изменения в законе об ОСАГО c 29 октября 2019 года
В Закон об ОСАГО в 2019 году будет внесены очередные изменения. С 29 октября вступят в силу 2 ограничения, о которых следует знать всем автомобилистам.
Список лиц, которые могут выступать страхователями
Первое изменение, которое начнет действовать уже 29 октября 2019 года, касается ограничения круга лиц, которые могут выступать страхователями по ОСАГО. Раньше это мог быть любой человек, теперь страховать автомобиль разрешено только его владельцу или водителю, имеющему доступ к управлению данным ТС.
Документы, необходимые для заключения договора ОСАГО
При оформлении ОСАГО страхователь по собственному усмотрению мог предъявить страховщику свидетельство о регистрации авто или техпаспорт. Изменения, которые вступают в силу 29 октября 2019 года, четко регламентируют данное правило. Теперь ПТС будет рассматриваться страховщиками исключительно в случаях отсутствия регистрации автомобиля. Если он уже стоит на учете, собственник обязан предоставить СТС.
Изменения предусматривают также обязанность страхователя при покупке полиса ОСАГО предоставить дополнительный документ. Это может быть договор купли-продажи, аренды, лизинга, дарения или любое другое подтверждение его права на владение ТС. В заявлении он обязан указать серию, номер и дату выдачи документа.
Категории- Новости ОСАГО 2019 года
Изменения ОСАГО c 29 октября 2019 года
Узнайте, сколько будет стоить электронный полис ОСАГО для вас и в каких страховых компаниях его можно купить в вашем регионе:
В 2019 году Закон об ОСАГО в очередной раз претерпит некоторые изменения. В частности, с 29 октября в нем появятся 2 ограничения, касающиеся условий заключения договора ОСАГО.
Страхователь
Изменение №1 коснется лиц, которые выступают страхователем по договору. Если раньше это мог быть любой человек, то с 29 октября 2019 года страхователем ОСАГО может являться только собственник автомобиля либо один из тех водителей, которые будут допущены к управлению данным ТС. Иные варианты станут невозможными.
Документы на ТС
29 октября 2019 года изменится и порядок предоставления документов на заключение договора ОСАГО. Если раньше страхователь мог предоставить по выбору ПТС или СТС, то теперь никакого выбора не будет. Согласно изменениям в законе, правила предоставления документов на ТС будут такие:
- Если машина новая и еще не зарегистрирована, владелец предъявляет ПТС.
- Если регистрация уже есть, собственник авто приносит подтверждающее ее свидетельство.
В связи с изменениями, теперь при покупке полиса ОСАГО в обязательном порядке потребуется также дополнительный документ – любое подтверждение права собственника на данное ТС в виде договора дарения, аренды или купли-продажи, свидетельства о вступлении в наследство и др.
Данные этого документа вносятся в следующем порядке: серия, номер, в отдельной строке — дата его выдачи.
Какие изменения в ОСАГО вносятся с 1 июня 2019 года?
Показать содержание- С 1 июня появляется новый «посредник» при обращении за возмещением по ОСАГО – так называемый финансовый уполномоченный.
- РСА обязали выплачивать «неустойку» за просрочку компенсационных выплат.
- Европротокол теперь можно оформить и при ДТП с участием иностранного автомобиля.
- Компенсационную выплаты после июньских изменений можно получить наследникам.
Мы уже опубликовали статью о майских изменениях в законе Об ОСАГО по части отмены регресса по европротоколу и для пешеходов в определённых случаях. В целом же реформирующие нововведения в правовой акт разделены на 4 этапа, и второй из них – июнь 2019 года. С 1 числа месяца вступает ряд серьёзных поправок в законодательство, в частности, вводится новый термин «
Что меняется с 1 июня?
Как отмечено выше, основной проект поправок вносится в Федеральный закон Об ОСАГО ФЗ-40. Но есть и новый закон – «Об уполномоченном потребителе финансовых услуг«, который регулирует порядок обращения в страховую через такого уполномоченного. Более подробно мы поговорим об этом нововведении немного ниже.
Итак, давайте рассмотрим все изменения в законодательстве об обязательном страховании с июня.
Европротокол с иностранным авто
С 1 июня 2019 года вступит в силу редакция Закона об ОСАГО, в которой появится пункт 1.1 статьи 11.1. Он разрешает оформить ДТП без участия сотрудников полиции, так называемый европротокол, в случае, когда один из участников ДТП управлял транспортным средством зарегистрированным в иностранном государстве, и его ответственность застрахована в рамках международных систем страхования, по так называемой Зеленой Карте (Green Card).
Меняются правила спора со страховщиком
С 1 числа также вступят в силу изменения, которые были приняты некоторое время назад, а именно положения, указанные в статье 16.1 Закона об ОСАГО. В спорах со страховщиками появится новое лицо – финансовый уполномоченный. Теперь, если страховщик не удовлетворит досудебную претензию потерпевшего, то до предъявления иска в суд, потерпевший, он же потребитель финансовых услуг, будет обязан обратиться к финансовому уполномоченному.
Было до изменений | Стало с 1 июня 2019 года |
---|---|
|
|
В Федеральном Законе от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» указаны условия для обращения потребителей финансовых услуг, требования к таким обращениям и правила их рассмотрения. По всем этим вопросам мы написали отдельную статью.
Одно можно сказать наверняка: споры со страховыми компаниями по ОСАГО еще больше затянутся.
Компенсационные выплаты наследникам и представителям потерпевших
После 1 июня 2019 года, помимо потерпевшего и выгодоприобретателя, право на получение компенсационной выплаты будут иметь:
- страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков (ПВУ) и в соответствии с пунктом 6 статьи 14.1 приобретший право на получение компенсационной выплаты;
- лицо, которое приобрело право на получение компенсационной выплаты в порядке наследования;
- представитель потерпевшего, полномочия которого оформлены нотариальной доверенностью либо доверенностью, подпись потерпевшего на которой удостоверена администрацией медицинской организации, в которой потерпевший находится на излечении в стационарных условиях.
Лицо, приобретшее в порядке наследования право на получение компенсационной выплаты, вправе воспользоваться правами умершего потерпевшего, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с момента выдачи ему соответствующего свидетельства о праве на наследство или постановления нотариуса о предоставлении наследнику умершего потерпевшего денежных средств для осуществления расходов на его достойные похороны (пункт 2.1 статьи 18 Закона об ОСАГО).
Меняются и сроки предъявления исков в суд по компенсационным выплатам.
Так, например, если неизвестно лицо, причинившее вред, либо ответственность такого лица не была застрахована (у него нет страховки ОСАГО), то иск может быть предъявлен в течение 3 лет со дня ДТП.
В остальных случаях, указанных в пункте 1 и 2 статьи 18 – в течение трех лет со дня принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.
Компенсационные выплаты только деньгами
Компенсационные выплаты будут осуществляться только в денежной форме по реквизитам, указанным в требованиях об осуществлении таких выплат. (пункт 1 статьи 19 Закона об ОСАГО).
Досудебный порядок споров с РСА и неустойка
Изменения коснулись и пункта 4 статьи 19, теперь для профессионального объединения страховщиков (РСА) за неосуществление в установленный срок компенсационной выплаты полагается неустойка в размере 1% от размера компенсационной выплаты, но не более чем размер такой выплаты.
В спорах с РСА, как и в спорах со страховщиками будет обязателен досудебный порядок урегулирования.
Профессиональное объединение страховщиков вправе отказать в рассмотрении претензии, если будет предоставлен не полный комплект документов и невозможно достоверно установить право обращающегося лица на выплату, а также её размер.
По поводу осуществления компенсационных выплат между РСА и лицами, указанными выше, не применяются положения Закона о защите прав потребителей (пункт 6 статьи 19 Закона об ОСАГО).
Изменения ОСАГО в 2019 году (с изм. от 29.10.2019)
ОСАГО
У нас часто спрашивают сколько раз инспектор ГИБДД имеет право оштрафовать Вас в течение
ОСАГО
Однажды остановил меня сотрудник ГИБДД, представился и попросил полис ОСАГО для проверки, я говорю,
ОСАГО
Печальная статистика: примерно половина владельцев авто не считают нужным оформлять страховой полис. И это
ОСАГО
Новые тарифы ОСАГО 2020: что изменилось, станет ли страховка дороже, кому придется платить больше,
ОСАГО
Из года в год стоимость полиса ОСАГО растет. И мы вынуждены искать способы как
ОСАГО
При расчете стоимости полиса ОСАГО использовано максимальное значения базового страхового тарифа. Страховая компания
Закон об ОСАГО № 40-ФЗ в редакции 2020 года с комментариями
Закон об ОСАГО в редакции, действующей с 01.01.2020 года
1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО).
Текст закона впервые был опубликован в «Собрании законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720, «Российской газете», N 80, 07.05.2002.
Из преамбулы закона об ОСАГО следует, что основной целью принятия закона являлась защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.
Правила страхования
Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждены положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Разъяснения Верховного Суда РФ
Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.
Ниже приведен текст документа:
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в последней редакции с изменениями (внесенными Федеральным законом от 02.12.2019 N 408-ФЗ), вступившими в силу с 01.01.2020 года (ред. 48).
К ряду статей закона об ОСАГО имеются комментарии в виде извлечений из указанного постановления Пленума ВС РФ, а также ссылки на статьи и комментарии, ранее размещенные на данном сайте.
25 апреля 2002 года
N 40-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Принят
Государственной Думой
3 апреля 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
Статья 5. Правила обязательного страхования
Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
Статья 7. Страховая сумма
Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
Статья 13. Утратила силу
Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
Глава III. Компенсационные выплаты
Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат
Глава IV. Страховщики
Статья 21. Страховщики
Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
Статья 23. Утратила силу
Глава V. Профессиональное объединение страховщиков
Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
Статья 26. Правила профессиональной деятельности
Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков
Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
Глава VI. Заключительные положения
Статья 30. Информационное взаимодействие
Статья 31. Международные системы страхования
Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
25 апреля 2002 года
N 40-ФЗ
новые правила, поправки в автогражданке
Неожиданности в будущем году подстерегают водителя не только на дороге. В Госдуме рассматривается законопроект призванный реформировать действующую систему автострахования. Какие изменения полиса ОСАГО будут в 2019 году? Что предлагает Минфин и ЦБ? В чем суть реформы и каковы последствия?
Что сейчас влияет на стоимость полиса
Страховой полис на автомобиль (ОСАГО) – обязательный документ для владельца транспортного средства. В договоре прописывается, что при аварии, обязанность возместить ущерб ложится на плечи страховой компании. Таким образом, вы снимаете с себя гражданскую ответственность и при ДТП не несете ответственность за нанесенные материальные убытки другому транспортному средству, или причинение вреда здоровью пассажиров.
Поправки к закону ОСАГО начали действовать полтора года назад. Они предусматривают приоритет в ремонте автомобиля, а не в денежной выплате. Это привело к тому, что для страховых компаний существенно возросли расходы, т. к. требования предусматривают использование в ремонте автомобиля исключительно новых запчастей. Страховые компании несут убытки и хотят поднять тариф.
Для определения окончательной стоимости полиса учитываются коэффициенты:
- КВС (возраст – стаж).
- КБМ (бонус – малус) учитывает аккуратность, безаварийную езду.
- КМ (Мощности двигателя авто).
- КТ (Территориальный) учитывает благополучность/проблемность региона по страховой обстановке.
Т. е. начальную стоимость устанавливает ЦБ, а компании, для определения окончательной суммы автостраховки, пользуются повышающими и понижающими коэффициентами.
Последние новости, касающиеся изменения ОСАГО в 2019 году, говорят о том, что КВС и КБМ – пересмотрят, а КМ и КТ могут отменить.
Что планируют менять
Реформа правил оформления полиса ОСАГО в 2019 году предполагает страховку не транспортного средства, а непосредственно водителя. Минфин предлагает отменить коэффициенты КМ, КТ, а вместо них ввести новый – коэффициент нарушений. Его суть – для каждого водителя будет выведен индивидуальный показатель страхового рейтинга, учитывающий аккуратность езды и количество нарушений. В этом случае, опытный водитель не нарушающий правила будет платить меньше.
По данным статистики:
- Количество ответственных водителей – 80%.
- Нарушители – 14%.
- Злостные нарушители – 6%.
Поэтому прослеживается явная несправедливость, т. к. расчет стоимости ОСАГО для всех участников дорожного движения практически одинаковый.
Согласно предложенному новому закону по ОСАГО на 2019 год механизм расчетов коэффициентов КВМ и КВС будет изменен. А именно:
- Значение КБМ не будет обнуляться при переоформлении полиса.
- Для тех, кто имеет два и более коэффициента КБМ (сейчас он рассчитывается отдельно на водителя и на владельца транспортного средства), будет выбрано одно – наименьшее из всех.
- Показатель КВС будет иметь 50 ступеней в классификации, что позволит менять тариф в большую и меньшую стороны. Так, для н