Как поменять втулки: 403 — Доступ запрещён – Как заменить втулки стабилизатора | АВТОСТУК.РУ

Содержание

Как поменять втулку на велосипеде? Практические советы по выполнению процедуры.

Втулка велосипеда – это достаточно простой механизм, который позволяет колесу вращаться практически без затруднений. Естественно, трение всё равно имеет место быть. Но качественная смазка даёт возможность им пренебречь (сопротивление встречных потоков воздуха оказывает на велосипедиста значительно большее влияние, чем трение в колёсной втулке). Те, кто планирует приобрести современный велосипед, часто раздумывают над тем, действительно ли стоит заказывать в качестве опции «втулки на промышленных подшипниках».

Магазин велозапчастей в Москве предоставляет по-настоящему широкий выбор компонентов для всех типов велосипедов (шоссейные, горные, гравийные и т.д.). Забегая вперёд можно сказать, что насыпные втулки (втулки с насыпными подшипниками) являются приоритетными. В крайнем случае в последующем их можно будет заменить на аналогичные, но уже построенные на промышленных подшипниках.

Как выполняется замена втулки?

Для проведения вышеозначенного процесса потребуется несколько специальных инструментов. Постольку-поскольку втулки меняются и на заднем колесе в том числе, необходим следующий набор инструментов:

  • съёмник кассеты;
  • ключ-хлыст;
  • ключ для спиц.

Изначально необходимо получить доступ к втулке. Для этого придётся снять колесо с велосипеда, а затем демонтировать кассету (набор шестерней ценой передачи).

Естественно, чтобы вытащить втулку придётся сначала расспицевать колесо, а затем заспицевать уже с новой втулкой. Втулка на насыпных подшипниках отличается меньшим весом. В профессиональном велоспорте используются именно такие втулки.

Однако, обслуживать такие втулки сложно неподготовленному пользователю. Придётся вытаскивать шарики из втулки, очищать их, заново смазывать и упаковывать обратной во втулку. Сложность в том, что нельзя перетянуть крышку втулки. Если случится перетяжка, трение будет повышено – колесо начнёт тормозить само собой. Если недотянуть – возникнет люфт.

Преимущества втулок на промышленных подшипниках

На профильных форумах часто можно встретить совет, дескать, увеличить накат (а следовательно и среднюю скорость велосипеда) можно посредством установки втулок на промышленных подшипниках.

Это ложь. Как уже было сказано выше, трение в подшипниках втулки абсолютно ничтожно. Гораздо больше мощности при педалировании теряется на несмазанной цепи, к примеру.

Но стоит отметить, что промышленные подшипники обладают огромным ресурсом – 20 000 км минимум. Даже в случае выхода из строя заменить их очень просто. Проблемы с перетяжкой или люфтом здесь конструктивно невозможны.

В видео будет продемонстрировано, как самостоятельно заспицевать колесо:

Как заменить втулки стабилизатора на автомобиле

Такая конструктивная составляющая автомобиля как подвеска играет ключевую роль в процессе езды, в обеспечении комфорта, безопасности и управляемости транспортным средством. На неё постоянно воздействуют высокие нагрузки, она принимает на себя основные удары от неровностей на дорогах.

Инструмент для замены втулок стабилизатора

Именно нагрузки и плохое качество дорожного покрытия ведут к тому, что целый ряд элементов подвески начинают изнашиваться и выходить из строя. К числу распространённых неисправностей смело можно отнести износ втулок стабилизатора.

Для начала нужно понять, что это такое, для чего они предусмотрены конструкцией и как можно заменить эти элементы при возникновении такой необходимости.

Зачем используются втулки

Закономерно начинающие автолюбители интересуются, для чего на машине нужны эти самые втулки стабилизатора. Ответить на этот вопрос довольно просто.

Начнём с того, что такое втулка стабилизатора и где она находится на автомобиле. Так называют специальный упругий элемент, применяемый при соединении самого стабилизатора к кузову. Можно назвать его своего рода прокладкой или промежуточным элементом.

Это сразу же даёт ответ на вопрос о том, где должен находиться этот элемент и за что отвечать.

Втулки способны непосредственным образом влиять на уровень шума, создаваемый подвеской во время движения, и на устойчивость машины.

Главная особенность заключается в том, что деталь изготавливается из упругих материалов. Это резина, либо полиуретан. Применение таких материалов способствует тому, что при изменениях высоты колёс никаких посторонних звуков подвеска не издаёт. Можно представить, как бы вела себя машина, если бы стабилизаторы соединялись с кузовом напрямую, металл к металлу.

Втулки служат как соединительный элемент между подвеской и кузовом. Они находятся в постоянном взаимодействии, и втулка даёт определённый запас на изгиб. Последний обязательно возникает и меняет расстояние между кузовом и стабилизатором, при прохождении неровностей на дороге.

Подводя итог, можно выделить такие функции втулок:

  • гашение колебаний;
  • снижение уровня шума;
  • надёжная фиксация кузовных элементов и подвески;
  • обеспечение плавности хода.

Место установки втулки стабилизатора

Хотя это небольшая деталь, выполненная из упругого материала, её роль в конструкции автомобиля огромная. А неисправность ведёт к опасным возможным последствиям.

Признаки износа

Задачей каждого автовладельца будет обязательно проверить состояние втулки стабилизатора при появлении потенциальных признаков неисправности и износа.

Есть несколько характерных симптомов, при возникновении которых можно заподозрить упругие элементы в окончании их ресурса.

Специалисты выделяют такие признаки износа, касающиеся втулок стабилизатора поперечной устойчивости (СПУ):

  • При движении машины появляется нехарактерный стук и шум. Похожим образом авто ведёт себя при проблемах с амортизаторами. Но если это втулки, тогда шум будет появляться не только на неровных участках, но и при входе в повороты с небольшим радиусом. При этом покрытие может быть совершенно ровным.
  • Если игнорировать предыдущий симптом, постепенно ситуация станет более серьёзной. Тогда появятся явные признаки неисправности, и замена втулок стабилизатора в ближайшее время станет обязательной. Шум со стороны подвески усиливается, причём он появляется при любом воздействии на стабилизатор. Это связано с тем, что деталь уже сильно деформировалась.
  • На следующем этапе наблюдается сильный крен в небольших по радиусу поворотах. Кузов активно раскачивается даже на ровной дороге.
  • На некоторых машинах отмечается люфт руля. Это объясняется особенностями конструкции некоторых рулевых узлов на автомобилях.
  • В итоге существенно снизится управляемость, машину начнёт заносить в разные стороны при стандартных манёврах.

Люфт руля автомобиля

Чем раньше вы отреагируете на ситуацию, тем лучше. Это позволит минимизировать последствия и снизить затраты на исправление ситуации.

Чтобы убедиться в том, что элемент изношен и нуждается в замене, можно отправиться в автосервис и провести диагностику.

Если не хотите тратить на это деньги, проверку выполняют своими руками:

  • Найдите яму или эстакаду, чтобы провести осмотр. Только не используйте подъёмники и домкраты. Это обусловлено тем, что при проверке потребуется раскачивать машину и физически воздействовать на стабилизатор. Находясь на домкрате, авто может соскочить. Последствия могут оказаться крайне серьёзными. Яма и эстакада обеспечат максимальную безопасность.
  • Визуально внимательно осмотрите втулку. Дополнительно стоит воспользоваться фонариком, взглянув на деталь со всех сторон при хорошем освещении. На резине и полиуретане со временем появляются трещины, становятся заметными места разрыва. Если это присутствует, нужна замена.
  • Дополнительно раскачайте стабилизатор, подёргайте, потяните в разные стороны. Если такие действия сопровождаются шумом и скрипами, тогда диагноз очевиден. Нужна замена.

Вовремя не заменив упругие элементы подвески, можно столкнуться с серьёзными и неприятными последствиями.

Почему важна своевременная замена

С заменой втулок стабилизатора тянуть нельзя ни в коем случае. На то есть свои объективные причины.

К основным из них относят такие:

  • при поворотах появляется сильный и потенциально опасный крен;
  • на неровных участках подвеска сильно вибрирует;
  • шумы и вибрации никак не подавляются, поскольку втулки стабилизатора давно пора поменять;
  • ухудшается доводка штанги стабилизатора;
  • ускоряется износ подвески;
  • оказывается негативное влияние на состояние кузова и его геометрию.

Опасный крен авто

Как видите, есть множество причин заняться заменой втулок стабилизатора на автомобиле, как только появятся первые признаки.

Средний ресурс у резиновых втулок составляет 40-50 тысяч километров. Выходить за рамки такого пробега не рекомендуется, даже если подвеска ведёт себя стабильно. У полиуретановых ресурс может составлять 80-90 тысяч км.

Некоторые автомобилисты решают самостоятельно поменять изношенные втулки для стабилизатора, следуя инструкциям производителя. Другие же поступают проще, отдавая машину специалистам из автосервиса.

Как выбрать новые втулки

Прежде чем приступать к замене, нужно приобрести комплект новых деталей. И тут у автомобилистов возникает закономерный вопрос о том, какому варианту отдать предпочтение.

Фактически для производства втулок используется 2 материала. Это резина и полиуретан. Но какие из них лучше и что подойдёт для ремонта стабилизатора, вопрос открытый. Все втулки имеют свои особенности.

  • Резина. Для производства таких деталей применяют резина повышенной прочности и с высокими показателями устойчивости к износу. Достаточно эластичные.
  • Полиуретан. Уровень жёсткости выше в сравнении с резиной, но это гарантирует более продолжительный срок службы. По своим характеристикам ничем не уступают резиновым аналогам, но на практике меняются реже.

Втулка стабилизатора авто

Если спросить у автомобилистов, какие втулки для стабилизатора в системе подвески автомобиля лучше, лидером окажется именно полиуретан. А резина постепенно уходит на второй план. Причём даже в тех ситуациях, когда с завода предусмотрены именно резиновые детали. Их предпочитают менять на полиуретановые.

Что необходимо для замены

Для самостоятельной замены втулок переднего и заднего стабилизатора профессиональный набор оборудования и инструментов не требуется.

Важно понимать, что передний и задний стабилизатор поперечной устойчивости имеет различную конструкцию, а также несколько разных доступ к детали, в зависимости от конкретного автомобиля. Потому достаточно сложно составить универсальную инструкцию по замене.

Но обычно для всех случаев требуется похожий набор инструментов. Он состоит из:

  • домкрата;
  • удлинителя для ключа;
  • накидных ключей;
  • линейки;
  • торцевых удлинённых головок;
  • ключа-трещотки.

Многие обходятся таким минимальным набором. Но иногда крепёжные гайки за долгое время эксплуатации прикипают. Здесь может помочь средство типа WD40. Обработайте им крепежи, дайте некоторое время вступить в реакцию, и попробуйте открутить снова. Если дело серьёзное, придётся резать крепёж ножовкой или болгаркой.

Тут важно быть предельно аккуратным, чтобы не задеть стойку. Иначе стоимость ремонта существенно увеличится.

Замена втулки стабилизатора

Инструкция по замене

Теперь о том, как можно самому поменять втулки стабилизатора.

Автосервисы неохотно берутся за такие процедуры, поскольку услуга дешёвая. Из-за этого есть риск столкнуться с недобросовестными мастерами, которые будут искать несуществующие проблемы, чтобы взять с вас больше денег.

Потому многие предпочитают провести ремонт своими силами. Следующая инструкция представлена в общих чертах, но во многом совпадает с процедурой замены на множестве автомобилей:

  • Автомобиль нужно установить на эстакаде или яме. В случае с ремонтом допускается применение домкратов и подъёмников, в отличие от проверки состояния. Но всё равно это менее надёжные и безопасные варианты.
  • Колёсные болты необходимо ослабить со стороны проблемного упругого элемента подвески. Затем колёса снимаются полностью.
  • Далее нужно открутить гайки, которые соединяют стойку и стабилизатор. Именно с ними чаще всего возникают проблемы по причине прикипания. Открутив или отрезав гайку, остаётся лишь разъединить эти элементы.
  • Следующими идут болты, которые крепят скобы. Есть задние и передние. Первые просто нужно ослабить, а вторые откручиваются полностью.
  • Снимается старая втулка, очищается посадочное место, удаляются все имеющиеся загрязнения. От качества выполнения очистки во многом зависит то, сколько прослужит комплект новых втулок на вашем автомобиле.
  • Теперь к вопросу о том, нужно ли при замене смазывать втулки стабилизатора. Да, это сделать рекомендуется. Это упростит установку.
  • Смазываются детали с внутренней стороны. Для смазки можно воспользоваться просто мыльным раствором, либо задействовать силиконовый спрей.
  • Новые детали устанавливаются на свои места, и сборка выполняется в обратной последовательности.

Смазка не всегда является обязательной. Часто производители закладывают в деталь нужное количество смазочного материала. Но если слой тонкий, либо его нет вообще, рекомендуется дополнительно внести смазку.

Для резиновых и полиуретановых деталей применяют силиконовые составы. Только не используйте смазки, в составе которых присутствуют жиры.

В дальнейшем, если смазка будет изнашиваться, профилактический ремонт заключается в добавлении смазочного материала. Только убедитесь, что дело именно в дефиците лубриканта, а не в износе самой детали.

Есть такие машины, где потребуется более серьёзный комплекс демонтажных работ, чтобы добраться и снять втулки. В частности, на некоторых авто предусматривается предварительный демонтаж защиты картера.

На практике доказано, что менять передние втулки сложнее в сравнении с задними. Это обусловлено конструктивными особенностями подвески современных автомобилей.

Переборка: как разобрать втулку горного велосипеда, смазать и собрать обратно

Переборка втулки, будь-то задней или передней – это мероприятие, которое может носить как вынужденный характер, из-за попадания воды во втулку, так и регламентный. Цель его по большей части профилактическая – сменить смазку и, при необходимости, заменить некоторые комплектующие. Если речь идёт о конусной велосипедной классике, то это может быть изношенный шарик или конус. Однако на скоростных велосипедах встречается и иной тип опор, который также нуждается в обслуживании.

Виды и устройство задней/передней втулки горного велосипеда

как разобрать заднюю втулку велосипеда

В классе MTB распространены только два типа втулочных механизмов: ось-конус-шарикоподшипник и ось-промподшипник. По наименованию классов понятно, что разница между ними состоит в конструкции опор.

Конусные втулки

Наиболее распространенный вид. В частности, в модельном ряду Shimano вы не встретите узел на «промах». Компания это объясняет тем, что у конструкции на основе конус-гаек лучше накат. Элементы конфигурации такого изделия представлены на рисунке:

  • Конуса.
  • Чашки.
  • Шарики.
  • Ось.
  • Контргайки.
  • Шайбы.
  • Пыльники.

 


При разборке важно знать, какую сторону расконтрить. Есть нюансы и при сборке. Так, без наличия практических навыков сложной может показаться операция по регулировке конусов. Производить ее приходится после каждой разборки, а от точности проведения настройки зависит ресурс механизма и работа тормозов. В материале, как настроить дисковые гидравлические и механические тормоза, мы предупреждали о том, что зазор во втулке приводит к шорканью ротора и, как следствие, неравномерному износу колодок.
как перебрать заднюю втулку велосипеда

Втулочный механизм на промышленных подшипниках

Втулки на конусных гайках многие не любят из-за сложностей, сопряжённых с их регулировкой после сборки. В связи с этим, изношенную опору часто меняют на вариант с «промами».

В числе преимуществ конструкции на промподшипниках – простое обслуживание. Здесь нет необходимости что-либо регулировать: подшипник плотно сидит в чашке и на оси, конусных гаек нет. В теории люфта у такого колеса быть не должно, что и демонстрируют дорогие экземпляры. В моделях подешевле применяются низкосортные подшипники качения, в которых зазор наблюдается ещё с упаковки.

К сведению. Люфт во втулках на «промах» ликвидируется только заменой подшипников. Последние изъять трудно, поэтому при появлении критических зазоров механизм заменяется в сборе.

 


Как перебрать заднюю втулку скоростного велосипеда

Слово «переборка» в полном объеме актуально только для конусных изделий. Максимум, что можно сделать в опоре на «промах» – это почистить и смазать подшипники, причем, не вынимая их.

Принцип ремонта задних и передних опор с конус-гайками одинаковый, хотя различия в конструкции очевидны. Сзади установлен комплект звездочек + другая конструкция пыльника со стороны кассеты. Впрочем, «костяк» полностью идентичен: что сзади, что спереди с обеих сторон по одной конус-гайке и одному ряду шариков, уложенных насыпью.

Итак, предмет обсуждения – обслуживание задней конусной втулки горного велосипеда. Она может быть с трещоткой, как на велосипедах начального класса, например, Stels или Forward, так и с кассетой, как на байках среднего и высокого ценового диапазона. К слову, в материале, о том, как выбрать горный велосипед, мы подробно разобрались в различиях этих двух конструкций. Там же приведена рекомендация, какой конструкции стоит отдать предпочтение.
чем смазывать втулки велосипеда

Инструмент

В технологии переборки изделия на конусах следует различать три этапа: разборка, смазка и сборка+регулировка. На каждой стадии необходим инструмент. Полный комплект для кассетной втулки показан на фото:

  • Хлыст.
  • Вороток с переходником.
  • Плоская отвертка.
  • Оправка для откручивания стопорной гайки.
  • Конусный ключ.
  • Накидной ключ на 17.
  • Медицинский пинцет.
  • Заглушка для калипера.

как собрать заднюю втулку велосипеда марки стелс

Рекомендация. Если планируете обслуживать велосипед от «А» до «Я» самостоятельно, то чемоданчик с инструментами от X-Tools будет очень кстати. В частности, в нем есть выжимка цепи и даже с запасной головкой. А это, к слову, незаменимое приспособление не только дома, но и в походе. Приобрести набор по демократичной цене можно на ChainReactionCycles.

Заглушка необходима только для гидравлики. В методике, описывающей, как отрегулировать дисковые гидравлические тормоза на велосипеде, мы уже рассуждали, чем чревато случайное нажатие на тормозную ручку при отсутствии ротора в гидросхеме. Для втулочного механизма с трещоткой хлыст не нужен, а оправка + вороток замещаются переходником со шлицев под рожковый или накидной ключ. Внешне переходная втулка похожа на оправку для снятия кассеты, которая присутствует на фото с инструментом.

 

Как разобрать

Изначально необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к конусным гайкам. Для этого обычно снимают:

  • Ротор дискового тормоза. Демонтажу подлежит не во всех случаях. Удостоверьтесь, не мешают ли болты его крепления устанавливать и вращать конусный (тонкий) ключ. Если зазор между ключом и диском есть, снимать последний не обязательно. Встречаются ситуации, когда сзади инструмент свободно помещается, а на передней втулке без удаления ротора не обойтись.
  • Кассету/трещотку. Снимать обязательно, иначе до второго конуса не добраться, да и ось не изъять. Процесс демонтажа кассеты изображен на фото.

замена втулки заднего колеса велосипеда своими руками
Когда доступ к конусным гайкам открыт, можно расконтрить одну из них. При этом важно соблюдать два правила:

  • Расконтрить допускается только одну сторону! Вторая должна быть законтрена до отказа еще с завода и трогать ее запрещено.
  • Расконтрить можно только конус, расположенный со стороны крепления ротора (если дискового тормоза нет, то ориентируйтесь на сторону, противоположную кассете). Дело в том, что ослабленная со стороны звездочек конусная гайка самозатягивается при ударах или наездах на препятствие, отчего свободный ход втулки нарушается. А это сокращает ресурс и ухудшает накат. С левой стороной такого не происходит, поскольку там конус-гайка стремится выкрутиться, а стопорная гайка и эксцентрик препятствуют этому. Итого в такой схеме сохраняется баланс и можно выбрать зазор без ущерба накату.

как поменять заднюю втулку на велосипеде
Процедура расконтровки показана на фотоматериале. Тонким конусным ключом придерживается конус-гайка, а другим ключиком (для удобства желательно взять инструмент помассивнее) откручивается контргайка. После этого резьбовые детали полностью скручиваются, а ось вынимается. Далее необходимо снять пыльники и изъять из чашек шарики.

Внимание! При разборке запоминайте последовательность расположения компонентов. Идеальный вариант – сделать фотографию размещения пыльников, гаек и шайб по свежим следам, как это представлено на изображении.

При демонтаже шариков из посадочных мест важно разъединить их на две группы. Те, что справа, необходимо складывать в одно место, те, что слева – в другое. Не смешивайте и не путайте эти группы между собой, иначе после сборки идеального наката без люфта не получите.
разборка задней втулки горного велосипеда

Важно! Вынимая ось на переднем колесе велосипеда без дисковых тормозов, пометьте на покрышке сторону нераскрученного конуса. Еще один ориентир на байках такого типа – направление вращения резины, изображенное на боковой части.

Чистка и смазка

Очищать от смазки необходимо шарики и контактирующие с ними чашки, конус-гайки + ось. Во втулке с хорошей пылезащитой смазка обычно чистая, поэтому чистку можно провести и без химии – обычной чистой ветошью. Если грязь присутствует, используйте один из дегризеров, которые мы рекомендовали для чистки цепочки в материале, как почистить цепь велосипеда от старой смазки в домашних условиях.

 

Чем смазывать

Идеальный вариант – тефлоновый состав. Например, Finish Line Premium Grease: очень скользкая и вязкая. Впрочем, тефлон можно заменить на обычный Литол-24 или консистенцию для ШРУСов автомобиля.

Что точно не подходит, так это любая жидкая смесь:

  1. Состав для обслуживания велоцепи.
  2. Масло для двигателя или коробки передач автомобиля.
  3. Веретенка.

разборка задней втулки велосипеда stels

Как наносить смазку

Цель – смазать шарики, конуса и чашки. Сделать это максимально быстро и качественно можно по такой технологии:

  • Смазать пальцем чашку.
  • Выложить в чашку шарики с помощью медицинского пинцета, соблюдая предназначение рассортированных при разборке групп.
  • Нанести тонкий слой смазочного состава поверх шариков.

как поменять на своем велосипеде заднюю втулку

  • Повторить пункты 1-3 для второй стороны.
  • Одеть пыльник на законтренный конус, расположенный со стороны кассеты (актуально только для задних втулок).
  • Нанести тонкий слой смазки на скошенную поверхность обеих конус-гаек.

Смазочного вещества в местах контакта не должно быть много. Это утверждение актуально лишь потому, что лишнюю смазку выдавливает через пыльники, и она интенсивно начинает собирать пыль. Оценить достаточный уровень заполнения можно по фотографии.
как разобрать переднюю втулку велосипеда
Проблем с монтажом шариков обычно не возникает. Они хорошо липнут к смазочному материалу, который уже находится в чашке согласно пункту 1 технологической инструкции.

Резьбу на оси и торцы гаек принято слегка промазывать составом, который был использован для обработки трущихся поверхностей. Это мероприятие призвано минимизировать окисление металлов и образование ржавчины в местах сопряжения разъемных деталей.

Порядок сборки и регулировки конусов втулки на примере заднего колеса

Все действия в сборочном процессе совершаются в порядке, обратном разборке. Так, сразу устанавливается первый ряд пыльников. В примере такая резинка одна и расположена на стороне, противоположной барабану кассеты. Спереди этих элементов два – по одному на сторону. Если имеем дело с задней втулкой, то пылезащита на законтренный конус должна быть установлена еще до его смазки согласно пункту 5 технологической инструкции.

Далее необходимо аккуратно вставить ось. Помните, что ее необходимо вводить со стороны кассеты. То есть нетронутая конус-гайка должна оказаться на стороне, противоположной размещению ротора дискового тормоза.
ремонт задней втулки велосипеда с ножным тормозом
Насадив и закрутив конус-гайку и контргайку с левой стороны, приступайте к регулировке:

  • Закрутить расконтренный ранее конус до упора от руки.
  • Послабить затяжку вращением конусной гайки в обратную сторону. Достаточно отвернуть ее примерно на пол-оборота, после чего удостовериться путем пошатывания оси в разные стороны, есть ли люфты. Если таковых нет, то необходимо послабить еще и снова проверить биение. Цель этого этапа – поймать небольшой люфт, слегка ощутимый пальцами.
  • Немного закрутить конус-гайку. Это может быть любой угол в пределах 1/4 оборота от положения, найденного в предыдущем пункте. Люфты должны уйти.

как собрать втулку заднюю

  • Приподнять колесо и проверить его свободный ход, крутанув конструкцию за спицы или барабан. Конкретного критерия оценки плавности вращения нет: кто-то смотрит, проворачивается ли обод под тяжестью ниппеля или катафота, кто-то полагается на опыт, осматривая характер свободного хода на глаз. Если ход тугой, гайку необходимо немного ослабить.
  • Когда колесо вращается свободно, конус можно контрить. Для этого тонким ключом необходимо зафиксировать конусную гайку, а накидным инструментом плотно затянуть контргайку.
  • Удостовериться в отсутствии люфтов.

В завершение сборочного процесса надевается второй ряд пыльников и устанавливается эксцентрик. При этом важно проконтролировать плотность посадки этих уплотнительных резинок. Так, ситуация, изображенная на фото, не допускается.
конструкция задней втулки велосипеда
Устанавливая обратно кассету, совмещайте самый тонкий шлиц с наиболее мелким пазом на посадочной окружности комплекта звездочек. Торец стопорной гайки желательно смазать той же смазкой, которая использовалась для обработки подшипников. Хлыст при сборке не нужен.

После установки колеса на велосипед и фиксации эксцентрика проверьте отсутствие люфта в различных положениях (прокрутить на небольшой угол и проверить). Допускается небольшое биение только в одной из исследуемых позиций колеса. Если люфт ощутим в любом положении, не спешите с повторением процедуры регулировки конусов – подтяните эксцентрик. Это помогает выбрать небольшой люфт.

Как поменять заднюю или переднюю втулку на скоростном байке

Если речь идет о конусных втулочных механизмах, то в замене нуждаются только изделия с изношенными чашками. В этом случае, подбирается аналог, подходящий по расстоянию между дропаутами и количеству отверстий под спицы. Работу по переспицовке колеса лучше поручить опытному мастеру, как и подбор новых спиц.
 

Как разобрать и произвести ремонт задней и передней втулки велосипеда

На первый взгляд может показаться, что задняя и передняя втулки велосипеда имеют сложное устройство, а произвести их ремонт и обслуживание самому в домашних условиях — не простая задача. Но это не совсем так. Конечно же, есть некоторые отличия в конструкции, но большинство из них одинаковы. Поэтому в данной статье мы затронем такие темы как: разновидности и устройство втулок колес велосипеда, их разборку/сборку, ремонт и обслуживание, а также рассмотрим чем, как и с какой периодичностью их следует смазывать. Мы постараемся изложить материал максимально кратко в виде подробной инструкции, а в некоторых моментах добавим видео для наглядности разборки втулки.

Содержание статьи

Разновидности и устройство втулок велосипеда

В данный момент на рынке велозапчастей встречается несколько разновидностей втулок колес велосипеда: со свободным ходом, без свободного хода (применяется на fix-байках), а также со встроенным ножным тормозом, со встроенной динамо-машиной, и так называемые планетарные втулки. В конструкциях со свободным ходом могут применяться два типа подшипников: типа конус-чашка (в основном от производителя Shimano) и промышленные подшипники. Так как втулки со свободным ходом и со встроенным тормозным механизмом являются наиболее популярными, ниже мы рассмотрим их конструкцию.

Конструкция втулок с подшипниками «конус-чашка» (насыпными)

Этот тип втулок является одним из самых распространенных по сравнению с остальными и зачастую используется на шоссейных, горных, дорожных и других видах железных коней. Он может применяться как на самых бюджетных велосипедах, так и на профессиональных байках. Приверженцем такой конструкции является фирма Shimano, которая занимается производством исключительно втулок с насыпными подшипниками (ну и планетарных втулок). По их словам конус имеет преимущество перед втулкой на промподшипниках, а именно – лучший накат. Так это или нет сказать сложно, но это и не цель данной статьи. Далее рассмотрим конструкцию типичной втулки с конусами.

Втулка с подшипником типа конус-чашка

Как мы видим втулка с подшипниками типа «конус-чашка» состоит из: корпуса, оси, чашек, шариков, пыльников, конусных гаек, шайб, пыльников, контргаек (и барабана, если мы рассматриваем заднюю втулку).

Устройство втулки велосипеда на промподшипниках

Конструкция данного типа втулок очень схожа с предыдущей, за исключением использования промподшипников вместо насыпных шариков. Из-за этого у нее отсутствуют такие компоненты как шарики и конусные гайки, а подшипник представляет собой цельную конструкцию. К плюсам можно отнести простоту сборки и разборки, а также ненадобность настройки затяжки конусов. Данный тип втулок также может использоваться практически на всех разновидностях велосипедов.

Втулка на промподшипниках Втлка на промах в разборе

Конструкция задней втулки с тормозным механизмом

Данную разновидность втулок устанавливают в основном на односкоростные городские велосипеды. Главной ее особенностью является тормоз, который установлен внутри ее корпуса и приводится в действие движением педалей назад. За счет этого она немного крупнее и тяжелее своих конкурентов. Ниже мы приведем картинку с конструкцией этой втулки.

Втулка со встроенным тормозом

Планетарные и динамовтулки

Планетарные втулки велосипеда очень похожи на маленькую КПП от автомобиля и имеют сложную конструкцию и плотную компоновку деталей. Внутри данной конструкции множество шестерней, при помощи которых осуществляется переключение скоростей. Сложные в ремонте и обслуживании. Часто могут использоваться на городских складных велосипедах.

Планетарная втулка

Втулки с динамкой внутри корпуса представляют из себя, грубо говоря, маленький генератор от которого можно запитывать различные электроприборы велосипеда. Например, это могут быть осветительные фонари. В основном динамка располагается внутри передней втулки городского или дорожного велосипеда.

Динамовтулка

Обслуживание задней и передней втулки

Перед тем как преступить к разборке, давайте определимся, когда надо обслуживать втулки велосипеда. Прежде всего, стоит отметить, что обслуживание бывает периодическим и вынужденным.

Периодическое обслуживание

Подразумевает под собой профилактические мероприятия по чистке и смазке всех узлов втулки велосипеда во избежание выхода их из строя, тем самым уменьшая затраты на покупку новых запчастей и проблем с ремонтом. Многими веломастерами рекомендуется производить замену смазки подшипников втулки каждые 5000 км, но как показывает практика, очень много зависит от дорожного покрытия, по которому вы катаетесь и качества самой втулки (непосредственно конструкция пыльников). Поэтому необходимость обслуживания может возникнуть и раньше.

Вынужденное обслуживание

Если при езде или проверке вращения колеса велосипеда вы обнаружили люфты, посторонний шум и треск внутри втулки или же наблюдается затрудненное вращение колеса, то это может говорить о нескольких возможных причинах:

  • Неверная затяжка конусов (в случае подшипника «конус-чашка»).
  • Отсутствие смазки или ее сильное загрязнение.
  • Выход из строя чашек, шаров или конуса втулки (в случае подшипника «конус-чашка»).
  • Выход из строя промподшипников (в случае втулки на промах).

В данном случае следует как можно скорее произвести ремонт и обслуживание колеса. А что для этого нужно сделать мы рассмотрим ниже.

Как разобрать, смазать и собрать заднюю и переднюю втулку велосипеда

Разборку и замену смазки мы произведем на примере втулки с подшипниками «конус-чашка».

ВНИМАНИЕ: При разборке четко запоминайте последовательность демонтажа компонентов втулки и то, как они установлены. Также детали с левой стороны нельзя устанавливать на правую и наоборот. Последнее вызвано тем, что шарики, чашки и конуса притираются друг к другу и будут плохо подходить, если вы переместите их на другую сторону.

Разборка передней втулки

Для начала разберем/соберем переднюю втулку байка.

  1. Снимаем колесо с велосипеда, вынимаем эксцентрик из оси втулки и откручиваем ротор дисковых тормозов (если он есть естественно). Это необходимо во избежание попадания смазки на тормозной ротор и упрощения процедуры разборки.Снимаем колесо, эксцентрик и ротор
  2. Снимаем пыльники с правой и левой стороны. Для этого аккуратно поддеваем их минусовой отверткой. Снимаем пыльник с другой стороны Снимаем пыльник
  3. Зажимаем ключами контргайки слева и справа и вращаем любую из них против часовой стрелки. Ту, которая начнет откручиваться (в моем случае – правая), откручиваем с оси до конца, а со второй стороны не трогаем.Снимаем контргайку с правой стороны
  4. Снимаем шайбы, проставочные кольца (если они есть) и затем откручиваем конусную гайку.Снимаем конус
  5. Достаем ось с оставшимися на другой стороне гайками и шайбами и пока отлаживаем ее в сторону. Обратите внимание, что на данном этапе шарики подшипника могут выпасть из чашек и потеряться, поэтому выполняйте данную операцию аккуратно.
  6. Снимаем пыльник-уплотнитель с одной стороны, после чего вынимаем шарики. Ту же операцию проводим и с другой стороны. Обратите внимание на количество шариков подшипника. И с левой и с правой стороны их должно быть одинаково. В моем случае их по 9 штук с каждой стороны. На более дорогих моделях втулок их может быть по 10 и более.
  7. Производим очистку поверхностей чашек, шариков, конусов, оси, корпуса и прочих деталей втулки от грязи и отработанной старой смазки. Для этого можно воспользоваться WD-40, а затем насухо протереть тряпкой. Или же просто все вытереть ветошью.
  8. После этого наносим на чашки новую смазку в средних количествах. Ее должно быть не слишком мало (это когда нет возможности «приклеить» шарики к верхней части чашки) или же слишком много (не стоит затрамбовывать половину банки внутрь втулки, лишнюю смазку все равно выдавит, что послужит отличным пылесборником).
  9. Приступаем к сборке втулки велосипеда в обратном порядке. Вставляем пыльники-уплотнители с обеих сторон.
  10. Закладываем шарики в чашки по кругу (с одной и другой стороны). Они должны прилипать к смазке и держаться на своем месте.
  11. Вставляем ось с той стороны втулки, с которой не производился демонтаж конусной гайки, контргайки и др. (в моем случае – слева). На данном этапе важно не перепутать с какой стороны вставить ось. Плюс ко всему, проследите, чтобы при этом у вас не выпали шарики ни с одной из сторон и не залезли внутрь корпуса втулки.
  12. С другой стороны (в моем случае справа) накручиваем конусную гайку и затягиваем ее несильно от руки.
  13. Надеваем на ось шайбу, проставочные кольца (если есть), и накручиваем от руки контргайку.Собраная втулка
  14. Регулируем затяжку конусов втулки. Для этого плавно подтягиваем (закручиваем) конус (который мы накрутили в пункте 12) и при этом периодически вращаем ось внутри втулки. Подтягиваем конусную гайку до тех пор, пока ось не станет вращаться туго. После чего очень медленно послабляем (откручиваем) ее обратно до момента, когда ось начнет вращаться легко. Фиксируем конусную гайку ключом, а другим — закручиваем контргайку. После того как мы зажали гайки, проверяем втулку на люфты, которые могут быть, если вы сильно послабили конус. Для этого руками пытаемся сместить ее ось вверх и вниз, и стараемся услышать биение на подшипниках. Еще один способ проверить наличие люфтов – это закрепить колесо на раме велосипеда, перевернуть его вверх колесами, и, взявшись за покрышку, попробовать пошатать колесо из стороны в сторону. Если колесо шатается, заново подтягиваем конус и зажимаем его контргайкой. Настройка завершается после того, как вы добьетесь полного отсутствия поперечных люфтов и одновременно легкого вращения колеса.
  15. Затем устанавливаем пыльники, вставляем эксцентрик, прикручиваем ротор и устанавливаем колесо на велосипед. На этом разборка, замена смазки и сборка передней втулки велосипеда закончена.

Разборка задней втулки

Далее мы рассмотрим, как разобрать и смазать заднюю втулку колеса велосипеда. В принципе, особой разницы от методики разборки передней нет (поэтому можете прочитать сначала ее, там есть моменты, которые мы не стали повторять в описании к задней), кроме нескольких мелких отличий.

  1. Снимаем колесо, эксцентрик и демонтируем ротор дисковых тормозов (в случае его наличия).Снимаем заднее колесо и демонтируем ротор
  2. Снимаем при помощи отвертки пыльник с левой стороны задней втулки. С правой стороны (там, где кассета) наружного пыльника нет. Снимаем пыльник задней втулки Задняя втулка со стороны кассеты
  3. Фиксируем контргайку с правой стороны и откручиваем аналогичную слева. Так как кассета слегка мешает, это может быть немного затруднительно. Но в принципе, подлезть все равно можно. В крайнем случае, есть вариант вставить крупную отвертку между контргайкой и шлицами кассеты.
  4. Открутив контргайку (левую), снимаем шайбу, проставочное кольцо и выкручиваем конусную гайку.
  5. Вытягиваем ось втулки в сторону кассеты и отлаживаем ее в сторону для дальнейшей очистки. Снимаем пыльник уплотнитель Вытягиваем ось задней втулки
  6. С левой стороны вынимаем пыльник-уплотнитель, и по одному (можно при помощи пинцета или магнитной отвертки) достаем шарики подшипника.
  7. Затем достаем шарики и с правой стороны.Шарики в правой чашке
  8. Очищаем все детали от старой смазки при помощи ветоши с возможным использованием ВД-40 (после ее использования протереть все поверхности досуха).Очищеные компоненты задней втулки
  9. Смазываем чашки слева и справа (как описано в пункте 8 по сборке передней втулки) и приступаем к сборке.
  10. Вставляем шарики подшипника справа (со стороны кассеты) и аккуратно продеваем ось с той же стороны. В данном моменте главное не затолкнуть шарики внутрь корпуса втулки.
  11. С левой стороны закладываем шарики, устанавливаем пыльник-уплотнитель, и от руки накручиваем конусную гайку.
  12. Далее надеваем проставочное кольцо, шайбу и закручиваем контргайку (без особых усилий).
  13. Производим настройку затяжки конусных гаек задней втулки как описано в пункте № 14 по сборке передней. После чего можно устанавливать левый пыльник, ротор тормозов и ставить колесо на велик.

Если вам по каким-либо причинам необходимо снять кассету, то это можно сделать буквально сразу при помощи специального инструмента.

Снятие кассеты велосипеда

Чем смазать подшипники задней и передней втулок

Для смазки подшипников передней и задней втулок велосипеда можно использовать любые густые типы смазок для подшипников в автомобилях. Например, неплохо подойдет Литол-24 или ЦИФТИМ-201,158. Конечно, никто не запрещает вам купить специализированные велосипедные смазки для подшипников, например, от компании Shimano, которые великолепно справляются со своими задачами. Но если честно, то особо разницы (кроме цены) я не заметил.

Литол-24ЦИФТИМ-201

А вот то, чем нельзя смазывать подшипники втулок на велике: WD-40, моторные автомобильные масла, масла для швейных машинок, для смазки цепей велосипеда и прочие жидкие смазочные материалы.

Ремонт задней и передней втулки велосипеда

При выработке своего ресурса или преждевременной поломке таких деталей как: ось, конус, шарики подшипника, и чашки производится их замена на новые. И если с первыми в этом списке проблем особых нет, то вот с чашками не все так просто. Есть несколько заморочек. Во-первых, купить новые конкретно под определенную втулку вряд ли получится (разве что найти такую же б/у). Поэтому потребуются либо танцы с бубном и заказом чашки у токаря или же искать донора, выбивать их и вставлять в потерпевшего. Что не всегда получается. Есть еще один вариант. Выбить чашки из втулки колеса велосипеда и на их место поставить промподшипники. Но тут тоже нужно четко подобрать все по размерам и не все может пойти, так как хотелось. Так что в случае поломки чашек, скорее всего, потребуется купить новую втулку.

Хотелось бы заметить, что при замене шариков следует менять сразу все, а не по несколько штук.

При выходе из строя промподшипников, они также меняются без проблем на новые.

Ну а в остальном, вовремя производите очистку и смазку втулок, проверяйте их на люфты (в случае необходимости подтягивайте, как было описано выше) и втулки велосипеда прослужат вам очень долго.

Видео по теме

 

Заключение

Ознакомившись с данной статьей, вы узнали, как правильно разобрать и произвести ремонт задней и передней втулки велосипеда своими руками на примере картинок и видео. Какой можно подвести итог? В первую очередь следует периодически и своевременно проводить обслуживание: выполнять очистку и смазку, проверять на люфты и исправность. Помимо этого мы узнали, чем можно смазывать втулку, а чем нельзя, а также узнали ее устройство. Спасибо за внимание и удачи вам в ремонте!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *