Антипробуксовочная система: виды, особенности, принцип работы
Какой бы «продвинутый» автомобиль не был, самое главное — безопасность. Именно этому моменту следует уделить особое внимание, а не мощности двигателя и различным модификациям. Наличие антипробуксовочной системы дает автомобилю «уверенность» на дорогах при резких поворотах, объезде ям и т.п.
Содержание
- Что такое антипробуксовочная система
- Как работает антипробуксовочная система
- Антипробуксовочная система ASR
- Антипробуксовочная система TCS
- Антипробуксовочная система ESP
- Антипробуксовочная система TRC
- Антипробуксовочная система DTC
- Как отключить антипробуксовочную систему
Антипробуксовочная система — это специальная модификация, которая сводит скольжение автомобиля к нулю, то есть улучшает сцепление с дорогой. Благодаря системе машину при резком торможении или разгоне, а также на грунтовом или скользком покрытии дорожного полотна машину не заносит.
В зависимости от производителя, название системы может быть разное, однако функции при этом остаются неизменными.
Как работает антипробуксовочная системаПринцип работы модификации достаточно прост: взаимодействуя с системой управления мотором, система регулирования проскальзывания не дает передним колесам буксовать при любой скорости авто.
- Функция контролирует крутящий момент, который передается к колесам.
- Контролирует тормозную систему передних колес.
- Осуществляет блокировку дифференциала, в случае его наличия.
Информация о скорости автомобиля поступает в главный компьютер. «Ответственными» за своевременные данные являются датчики. Именно они определяют динамику разгона, отслеживая частоту вращения колес. В случае малейшей пробуксовки хотя бы одного колеса, система уменьшает количество оборотов двигателя. Также при помощи электромагнитных клапанов, увеличив давление в тормозной системе, она может приостановить то или иное колесо.
Помимо датчика динамики езды, антиприбуксовочная система использует и некоторые другие устройства. В основном те же, которые требуются для работы антиблокировочной системы тормозов и функции экстренной остановки.
Антипробуксовочная система ASRASR — самое распространенное сокращение антипробуксовочной системы, которое расшифровывается как «автоматическое регулирование проскальзывания». Однако каждый производитель в праве изменить название функции на свое усмотрение.
Самая первая антипробуксовочная система именовалась механическим дифференциалом повышенного трения. Хотя она не была такой функциональной, как нынешняя, однако прекрасно справлялась со своими прямыми задачами, особенно во время езды по сельской местности.
Электронная версия модификации впервые «увидела свет» в 1987 году на автомобиле Мерседес Бенц CL600. Чуть позже новую разработку получили все премиальные машины данного производителя. Создала функцию компания Bosch. Однако нововведение требовало серьезных доработок: оно было сложным по устройству и чересчур громоздким.
И только в девяностых годах вышла антипробуксовочная система в том виде, которую мы видим сегодня: цельное устройство, находящееся в одном корпусе — гидроагрегате.
В настоящее время системой автоматического регулирования проскальзывания оснащаются практически все автомобили, не зависимо от класса. Пожалуй, благодаря этому сократилось количество аварий, особенно на скользкой или грунтовой дороге.
Антипробуксовочная система TCSКак уже было отмечено выше, система регулирования проскальзывания может сокращаться по-разному: TCS, ESP, TRC, DTC. Каждая из них устанавливается на конкретные автомобили определенного производителя, и является максимально «подогнанной» для наиболее эффективной работы с той или иной конфигурацией машины.
Стоит разобрать каждую аббревиатуру по отдельности.
- ASR устанавливается исключительно в Мерседесах, Ауди и Фольксвагенах.
- ASC можно увидеть только в БМВ.
- DSA используется в автомобилях Opel.
- TRC была разработана специально для Тойота.
- TCS применяется исключительно в Honda.
ESP состоит из двух основных элементов:
- электронный блок-контроллер;
- различные датчики, включая датчик скорости, положения руля, давления в системе тормозов и т.д.
Стоит отметить, что основная информация поступает от датчика, расположенного на колесах, а также G-сенсора.
Антиприбуксовочная система все время «следит» за общим поведением автомобиля, сравнивая со стандартной ездой, которая заложена в главном компьютере. Если возникнет какое-либо несоответствие, устройство тут же сработает.
Работает установка всегда, исключений нет. Будь то резкий поворот, крутой спуск или подъем, постоянная езда на больших оборотах — вас в любом случае не «занесет» ни в кусты, ни в сугроб. Конечно, модификация не сможет предотвратить аварию, если стиль езды водителя подобен гоночному.
Антипробуксовочная система DTCНекоторые автомобилисты жалуются, что не могут выполнять определенные маневры, так как антиприбуксовочная система блокирует колеса. Кроме того, неудобства могут быть при попытке выезда из сугроба: автомобиль не будет реагировать на педаль газа. Для гонщиков данная установка вообще является злейшим врагом, так как нормально разогнаться вряд и получится.
Производители антиприбуксовочных систем учли подобные нюансы, и позволили автомобилистам при необходимости отключать модификацию.
Так как остановка автомобиля при «заносе» осуществляется компьютером, то и отключение производится путем нажатия определенных кнопок на панели приборов. Точно сказать, каких именно, нельзя, ведь это зависит от модели авто. Рекомендуется посмотреть информацию по деактивации системы либо в инструкции к автомобилю, либо в интернете. Также можете обратиться к работнику СТО или компании-производителю, написав электронное письмо.
Принцип работы антипробуксовочной системы
Содержание:
- В чем разница между ASR и ESP?
- Как это работает
- Бережет ли ASR коробку «автомат»?
- Можно ли отключить?
- Общая оценка: о минусах и плюсах «антибукса»
Антипробуксовочная система представляет собой набор электронных помощников, которые обеспечивают сцепление шин с дорогой. Она относится к системам активной безопасности автомобиля и помогает водителю трогаться с места, тормозить, входить в повороты и разгоняться. К тому же в перечень функций «антибукса» входит помощь водителю при езде на мокром асфальте.
Прежде чем описывать эту систему, нужно разобраться в названиях и терминологии, так как у многих ведущих автопроизводителей они разные. В основном используется название ASR, но в последнее время часто встречается аббревиатура TCS, ASC и пр. Кроме того, у многих автовладельцев из-за большого массива информации, описывающего в интернете работу электронных помощников, сложилось впечатление, что ESP – это все та же АСР, только модернизированная.
В чем разница между ASR и ESP?
Специалисты под ESP всегда подразумевают систему стабилизации курсовой устойчивости, в которую входит антиблокировочная система, MSR, которая управляет крутящим моментом двигателя, и электронный распределитель тормозного усилия. Сюда же входит непосредственно ASR – ее функционал ограничивается предотвращением пробуксовки колес, когда автомобиль движется по труднопроходимому или сколькому покрытию.
Помимо этого, в схему ESP может включаться электронный помощник рулевого управления, дополнительный усилитель дифференциала и прочие элементы. Разумеется, за все это дополнительное оборудование платит автовладелец. Кроме того, это увеличивает расходы на содержание машины.
Итак, делаем закономерный вывод: антипробуксовочная система, принцип работы которой будет описан дальше, является лишь частью системы ESP.
Как это работает
Для того чтобы машина не буксовала на бездорожье, и предсказуемо вела себя на скользкой дороге, ASR использует несколько способов воздействия на ведущие колеса.
В первом случае они притормаживаются тормозной системой – в «антибуксе» есть дополнительный насос, который нагнетает необходимое для этого давление, а количество жидкости, подаваемой на тормозные цилиндры, регулируют клапаны. Антипробуксовывающее воздействие начинается тогда, когда машина движется со скоростью 40-60 км/ч – этот показатель зависит от марки, модели автомобиля и его тактико-технических характеристик. То есть, в таком режиме ASR никак не воздействует на двигатель.
Как работает антипробуксовочная система при превышении данного скоростного порога? Поскольку ее работа регулируется электронным блоком управления, в который поступают сигналы от разнообразных датчиков, АСР подает команду для уменьшения крутящего момента мотора. Для этого используются разные методы: изменяется качество топливной смеси, появляются пропуски зажигания, меняется положение дроссельной заслонки. А если речь идет об автомобиле с автоматической КПП, то «антибукс» задействует и ее – электроника активирует повышенную передачу, за счет чего тяга двигателя слабеет. И если говорить коротко, смысл работы АСР заключается в том, чтобы правильно распределять усилия на ведущих колесах еще до того, как ситуация перейдет в стадию опасной.
Бережет ли ASR коробку «автомат»?
Работа антипробуксовочной системы влияет на автоматическую трансмиссию исключительно положительно. Хотя она полезна и на машинах с «механикой». Во-первых, ASR настроена таким образом, чтобы максимально помогать водителю выбираться из заноса и не буксовать. А, как известно, пробуксовка ведущих колес приводит к сильному разогреву масла в АКПП, что сокращает эксплуатационный период этого недешевого агрегата. Достаточно сказать, что буквально одна длительная буксовка способна вывести из строя все соленоиды коробки передач.
Кроме того, нельзя забывать о резких стартах, которые на порядок сокращают рабочий ресурс гидротрансформатора. Поэтому способность «придушивать» колеса – весьма полезная опция в списке функций антипробуксовочной системы.
Можно ли отключить?
Поскольку «антибукс», устанавливаемый на новых машинах, работает всегда, это раздражает некоторых водителей. Они считают, что автопроизводители лишают их возможности ощутить драйв, который дает так называемое экстремальное вождение. Кроме того, любой механизм способен ломаться – а происходит это обычно в крайне неудобных ситуациях – и навыки безопасной езды без этого электронного помощника наверняка пригодятся. В конце концов, иногда хочется «погарцевать» на пустынных участках проселочных дорог с ямами и ухабами…
Во многих автомобилях кнопка выключения антипробуксовочной системы находится на приборной панели, однако иногда она располагается возле рычага коробки передач. Когда АСР деактивирована, на приборном щитке загорает соответствующий диод. Алгоритм действий водителя зависит от марки и модели машины. В дорогих иномарках отключение происходит на бортовом компьютере автомобиля – нужно лишь выбрать нужный пункт из меню программного обеспечения. А если машина попроще, то потребуются и более сложные манипуляции.
Например, на «Фольксваген Джетта» нужно включить зажигание и нажать на кнопку аварийной остановки, после чего 5 раз надавить на газ. Когда на панели приборов загорится лампочка «Скользкая дорога», можно запускать двигатель, деактивировать «аварийку» и стартовать.
Общая оценка: о минусах и плюсах «антибукса»
Подобно любому устройству, ASR имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Причем первых явно больше – вышеназванное увеличение ресурса коробки передач, равномерный старт на скользкой дороге, уменьшение износа протектора шин, безопасное прохождение поворотов и пр.
Что касается недостатков, то хотя они и не многочисленны, но существенны. Во-первых, в то время как работает антипробуксовочная система, значительно ухудшается динамика. Особенно во время старта: автомобиль стоит на снегу, двигатель ревет, но машина элементарно не едет. Причем такая ситуация может наблюдаться даже летом, на совершенно сухом асфальте.
Кроме того, приобретая автомобиль с системой АСР, будущему владельцу машины нужно приготовиться к:
быстрому износу тормозных колодок, если постоянно ездить по грязной, скользкой дороге;
неадекватной работе системы: иногда она начинает притормаживать колеса слишком поздно;
невозможности деактивации ASR (в отдельных случаях) без полного отключения всего модуля ESP;
повышенной стоимости автомобиля и дополнительных расходах на ее обслуживание.
Одним словом, «антибукс» далеко не всегда способен самостоятельно оценивать степень опасности в случае пробуксовки – он начинает работать всегда, как только датчики «заметят» пробуксовывающее колесо. Однако дело даже не столько в этом, а в том, что АСР, при всем уважении к ее создателям, не является эффективным инструментом по сравнению с механической блокировкой колес. Другое дело, что она является неплохой альтернативой для тех машин, в которых никакой блокировки не может быть в силу конструкционных особенностей.
Выбрать инструктора:
- Автоинструктор Игорь
- Автоинструктор Ася
- Автоинструктор Марина
- Автоинструктор Алексей
- Автоинструктор Анатолий
- Автоинструктор Светлана
- Автоинструктор Михаил
- Автоинструктор Яков
- Автоинструктор Лариса
- Автоинструктор Дмитрий
Отзывы:
Все отзывы
Контроль тяги: что это такое и как это работает?
Что такое контроль тяги?
Противобуксовочная система — одна из важнейших систем безопасности автомобиля.
Эта функция активной безопасности помогает вашему автомобилю сохранять сцепление с поверхностью дороги, ограничивая пробуксовку колес.
Здесь мы объясним, как это работает.
Что делает противобуксовочная система?
Система контроля тяги вашего автомобиля помогает поддерживать мощность привода и предотвращает проскальзывание колес в грязи, льду, песке или грязи, измеряя ускорение каждого колеса.
Система контроля тяги также может уменьшить или устранить проскальзывание/занос на поворотах.
Как работает система контроля тяги?
Если три колеса движутся, как и ожидалось, но одно из них пробуксовывает, противобуксовочная система работает с системой ABS для торможения проскальзывающего колеса, чтобы автомобиль мог двигаться безопасно.
Система активирует тормоза, чтобы замедлить проскальзывание колеса, обеспечивая более полное сцепление с дорожным покрытием.
Как пользоваться системой контроля тяги: нужно ли постоянно использовать систему контроля тяги?
Противобуксовочная система, несомненно, является высокоэффективной функцией безопасности, но ее постоянное включение может оказаться нецелесообразным.
Пример, когда противобуксовочная система не подходит
Если вы застряли на участке грязи или снега, вам может потребоваться раскачивать автомобиль вперед и назад, чтобы увеличить сцепление с дорогой. Однако при включенном трэкшн-контроле это невозможно.
Этот вопрос обсуждается ниже.
Как включить и выключить антипробуксовочную систему?
Ваша система контроля тяги управляется кнопкой со значком автомобиля над волнистыми следами от колес.
Что означает «TC» на автомобиле?
На некоторых автомобилях выключатель антипробуксовочной системы может быть просто помечен буквой «TC».
Большинство переключателей также оснащены индикатором контроля тяги, показывающим, когда система контроля тяги работает.
Как отключить антипробуксовочную систему?
Просто нажмите кнопку контроля тяги, чтобы она выдвинулась и свет погас.
Если вы сомневаетесь в работе системы контроля тяги вашего автомобиля, обратитесь к руководству.
Если вы потеряли руководство, вы сможете загрузить цифровую версию в формате PDF с сайта производителя.
История антипробуксовочной системы
Первоначальной, хотя и примитивной, версией антипробуксовочной системы был «дифференциал повышенного трения», который был введен в 1960-е годы. Однако эта система не могла полностью устранить пробуксовку колес.
Затем, еще в 1971 году, компания Buick Car Company представила более сложную управляемую компьютером систему, которая обнаруживала проскальзывание колес и соответствующим образом модулировала мощность двигателя.
Характеристики антипробуксовочной системы: ECU и HCU
Современная система антипробуксовочной системы аналогична антиблокировочной тормозной системе (ABS).
Противобуксовочная система использует датчики скорости вращения колес, электронный блок управления (ECU) и гидравлический блок управления (HCU) совместно с антиблокировочной системой тормозов (ABS).
Как работает противобуксовочная система в современных автомобилях?
В современных автомобилях ABS и противобуксовочная система считаются частью одной системы.
Датчики скорости вращения колеса определяют скорость вращения колеса и передают ее в ЭБУ.
Если система определяет, что одно колесо вращается быстрее, чем другие, ЭБУ берет на себя управление гидравлическим блоком управления, а затем периодически задействует тормоза для контроля проскальзывания колеса. Это затем дает автомобилю больше общего сцепления на скользких поверхностях.
Датчики скорости вращения колес на полноприводных транспортных средствах
В случае полноприводных автомобилей датчики скорости вращения колес обычно подключаются только к колесам, получающим мощность.
Управление проскальзыванием с помощью мощности двигателя
В некоторых автомобилях противобуксовочная система может управлять пробуксовкой колес за счет снижения мощности двигателя. Этого можно добиться одним из следующих способов:
● замедление опережения зажигания
● уменьшение подачи топлива в цилиндры
● закрытие дроссельной заслонки
Когда происходит что-либо из вышеперечисленного, водитель может ощущать пульсирующую вибрацию педали акселератора.
Улучшенное прохождение поворотов благодаря системе контроля тяги
Системы контроля тяги также помогают сохранять контроль на поворотах.
Как противобуксовочная система помогает лучше проходить повороты?
При прохождении поворотов внешние колеса вращаются быстрее, чем внутренние, потому что им приходится преодолевать большее расстояние за то же время.
Без системы контроля тяги, когда водитель нажимает больше газа на поворотах, колеса могут скользить. Однако при включенном противобуксовочном контроле пробуксовывающие колеса контролируются, предотвращая скольжение/занос автомобиля.
Когда включается противобуксовочная система при прохождении поворотов?
Противобуксовочная система активируется, когда скорость колес не соответствует общему ускорению автомобиля.
Когда противобуксовочная система нежелательна?
Старт с места
В некоторых случаях контроль тяги нежелателен. Например, если ваш автомобиль стоит на скользкой поверхности, система контроля тяги может уменьшить мощность двигателя до такой степени, что будет трудно набрать достаточное сцепление с дорогой для трогания с места.
В таких случаях вы можете отключить антипробуксовочную систему.
Что делать, если я не могу отключить противобуксовочную систему?
В некоторых автомобилях антипробуксовочная система не может быть полностью деактивирована, но может привести к увеличению пробуксовки колес в таких условиях, как трогание с места.
Когда использовать противобуксовочную систему?
Хотите знать, должна ли противобуксовочная система быть включена или выключена?
Решение об использовании антипробуксовочной системы может зависеть от вашего стиля вождения, а также от:
● Погодных условий
● Качество дорожного покрытия
● Тип шин
● Наличие переднеприводной привод, задний привод или полный привод
Однако, если вы сомневаетесь, попробуйте тронуться с включенным контролем тяги.
Пробуксовка колес: передний, задний и полноприводный
Как правило, переднеприводные автомобили испытывают более высокую степень пробуксовки колес, чем автомобили с задним приводом (если только система заднего привода в вопрос имеет повышенный крутящий момент двигателя).
Автомобили с полным приводом и системой контроля тяги обеспечивают лучшее сцепление на скользких поверхностях.
Контрольная лампа сервисного контроля тяги/контроля тяги
Контрольная лампа «сервисного контроля тяги» загорается, если автомобиль обнаруживает неисправность в любом из устройств TCS, например, поврежден датчик скорости вращения колеса или проблема с АБС.
Что произойдет, если возникнет неисправность в устройстве контроля тяги?
Если какой-либо из этих компонентов не работает должным образом, противобуксовочная система автомобиля может работать неправильно, что может подвергнуть вас, ваших пассажиров и других участников дорожного движения опасности.
Системы управления запуском
Некоторые автомобили премиум-класса оснащены системами управления запуском, которые обеспечивают контролируемый и безопасный запуск с места. Однако обычно они встречаются только в высокопроизводительных / гоночных / раллийных автомобилях.
Что такое StabiliTrak?
Возможно, вы слышали о StabiliTrak, но что такое StabiliTrak?
StabiliTrak — это система «электронного контроля устойчивости», тесно связанная с системой контроля тяги.
Как работает StabiliTrak?
Когда водитель сталкивается с неожиданной опасностью на дороге, например, с животным или другим транспортным средством, неожиданно выезжающим на его полосу движения, существует тенденция чрезмерно корректировать рулевое управление, что может привести к потере контроля над автомобилем.
Stabilitrak, разработанный General Motors, представляет собой электронную систему контроля устойчивости, которая может определять, когда это происходит, и стабилизировать автомобиль, контролируя тормоза и, при необходимости, мощность двигателя.
Датчики StabiliTrak
Помимо датчиков скорости вращения на каждом колесе, Stabilitrak оснащен датчиком скорости вращения, который измеряет боковую скорость автомобиля и вращение по центральной линии. Он также оснащен датчиком на рулевом колесе, который определяет намерение водителя управлять автомобилем.
Эти датчики помогают ЭБУ определить, нужно ли ему вмешиваться в ту или иную ситуацию.
Системы, аналогичные StabiliTrak
Другие автопроизводители представили системы, которые работают аналогично StabiliTrak, например, электронная программа стабилизации Audi (ESP) и Ford AdvanceTrac.
ESC отзывает
В конце 90-х Mercedes считал ESC настолько важной функцией безопасности, что отозвал 130 000 автомобилей A-класса и оснастил их этой системой.
Правила электронного контроля устойчивости (ESC)
В 2009 году Европейский Союз ввел ESC в обязательном порядке на всех новых автомобилях.
В США включение ESC во все новые автомобили является обязательным с 2012 года. Противобуксовочная система и как она работает?
Вождение в суровых погодных условиях может быть затруднено без надлежащего оборудования. От шин до бортовых систем — есть несколько вещей, которые могут помочь вам чувствовать себя более безопасно за рулем, и противобуксовочная система — одна из них. Эта электронная система является полезным инструментом, который за последнее десятилетие стал обязательным требованием для всех легковых автомобилей.
Значок системы контроля тяги часто отображается на приборной панели в виде автомобиля с двумя линиями под ним. Объясняя важность контроля тяги и различных систем устойчивости, вот как они работают и почему они важны для всех автомобилей.
Что такое контроль тяги?
Противобуксовочная система — это специальная система, созданная в 1985 году, чтобы помочь водителям оставаться на дороге. Эта система использует сигналы от ваших датчиков скорости вращения колес, чтобы найти изменения скорости вращения колес. Как только блок управления двигателем обнаружит, что колесо вращается быстрее, чем его аналоги, он автоматически уменьшит скорость вращения колеса. Противобуксовочная система необходима для того, чтобы водители не потеряли контроль над своими транспортными средствами.
Таким образом, противобуксовочная система стала обязательным требованием для легковых автомобилей после 2012 года. Если у вас есть новый автомобиль, скорее всего, он им оснащен. Эта система особенно полезна, когда тяга недоступна при резком ускорении.
Это не значит, что противобуксовочную систему можно спутать с ESP (электронная программа стабилизации) или ABS (антиблокировочная система тормозов). Несмотря на то, что они служат схожим целям и функциям, используя аналогичные компоненты, каждое устройство специализируется на различных приложениях для вождения. Обе системы ESP и ABS значительно снижают вероятность блокировки колес, хотя системы ESP, как правило, более совершенны с точки зрения своих возможностей. Хотя ESP может выполнять те же задачи, что и антипробуксовочная система, она не работает наоборот. ESP также часто называют ESC, что означает электронный контроль устойчивости.
Как работает система контроля тяги?
Несмотря на то, что она выполняет те же функции, что и система ABS, система контроля тяги активируется с помощью других датчиков. Система контроля тяги использует датчики скорости вашего автомобиля (VSS), отвечающие за определение изменений скорости вращения колес и вывод сигнала на спидометр.
Как только ЭБУ фиксирует потерю сцепления с дорогой, он берет на себя управление и делает все необходимое, чтобы удержать автомобиль прямо. Информация, обработанная в ECU, инициирует автоматическое торможение через автоматический клапан управления тягой с использованием бортовой ABS.
Противобуксовочная система и ABS — две разные системы, не взаимозаменяемые. В то время как обе системы обеспечивают большую безопасность для водителя, каждая система справляется с различными условиями вождения, что делает каждую систему столь же важной, как и другую.
Почему контроль тяги важен?
Контроль тяги необходим в ненастную погоду, так как тяга не всегда доступна. Помогая даже самым опытным водителям, имея доступ к этой функции, вы сведете к минимуму риск аквапланирования или соскальзывания с дороги. Даже с самыми лучшими системами устойчивости хороший протектор шины остается приоритетом, поскольку он является связующим барьером между вашим автомобилем и дорогой.
В тех редких случаях, когда вы хотите направить машину боком, отключение контроля тяги позволит водителю вести машину так, как ему заблагорассудится. Мощность, вырабатываемая двигателем, будет передаваться на каждое колесо равномерно. При правильном трогании можно выполнить несколько серьезных маневров, хотя это требует невероятного мастерства и не должно выполняться на дорогах общего пользования.
Системы безопасности жизненно важны для безопасности водителя
С помощью исследований и технологических достижений производители автомобилей стремятся обеспечить безопасность своих клиентов.