Подготовка к ЕГЭ по литературе онлайн » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019
Здравствуй, уважаемый посетитель нашего сайта. Вы находитесь на странице, на которой представлены ссылки, ведущие на материалы подготовки к ЕГЭ по литературе онлайн. А что делать, если я только что определился с тем, что буду сдавать ЕГЭ по литературе? С чего мне начать? Для этого мы написали Вам основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе, основные этапы — в экстренных случаях, когда до экзамена остается не так много времени, а если у вас его еще хватает, то тогда предлагаем вам детальный план подготовки на протяжении учебного года.
Что мы для Вас предлагаем:
1. Вся необходимая теория литературы (теория изложена самым наглядным способом: таблицами и схемами, так что изучение литературы пройдет гораздо интереснее, а ранее плохо запоминающиеся термины и понятия запомнятся вам быстрее).
2. Словарь литературных терминов (он включает в себя все самые распространенные термины теории литературы).
Все необходимые литературные термины в формате .doc
3. Биографии писателей (биографии писателей для подготовки к ЕГЭ по литературе знать просто обязательно, так как в заданиях части С, где необходим анализ литературного произведения, зачастую нужно использовать и факты биографии того или иного писателя, чтобы как можно глубже раскрыть тему и идею)
4. Тесты ЕГЭ по литературе онлайн (мы также предоставляем Вам уникальную возможность прорешать большое количество онлайн тестов прямо на сайте, всё это бесплатно. По зарегистрированным пользователям ведется детальная статистика, поэтому просим пройти быструю регистрацию. В случае споров и вопросов можно быстро решить любой вопрос.).
5. Сочинения С5 на отлично. Дабы не смущать вас нашими сочинениями по литературе, они, несомненно, хороши, но мы подобрали для вас сочинения С5, написанные непосредственно по критериям. Представленные сочинения оценены максимальным количеством баллов!
6. Анализ сочинений С5 с комментарием экзаменатора, подробный анализ работ, взятых с ЕГЭ по литературе. Описываются действия экзаменатора, в каком порядке проверяется работа и на что уделяется внимание, как выставляются баллы по критериям.
7. Библиотека (которая включает в себя все необходимые произведения с краткими комментариями непосредственно о произведении, героях, затронутых темах и другую полезную информацию)
8. Цитаты из книг (зачем они? Да все просто, времени на то, чтобы заново прочитать какое-либо произведение зачастую не хватает, поэтому, прочитав подборку цитат к произведению, Вы сможете закрыть некоторые свои пробелы по тому или иному произведению. Но мы Вам все-таки рекомендуем прочитывать все произведения полностью.)
9. Задания части С и В, которые разбиты по авторам.
10. Полезные сайты мы всегда рады сотрудничеству. Если вы хотите обменяться ссылками, то пишите сюда [email protected]
11. Книги для подготовки к ЕГЭ по литературе (Купить на OZON.ru)
От автора.
Все материалы публиковались с одной лишь целью: помочь выпускникам сдать ЕГЭ по литературе как можно лучше, а может и на все 100 баллов. Мы даем Вам эту возможность, и очень надеемся, что этой возможностью вы воспользуетесь сполна. Так что, не теряйте время, а готовьтесь уже сейчас.
Мы люди, поэтому нам свойственно совершать ошибки, и мы в этом плане не исключение. Просим Вас, дорогие друзья, сообщать нам о замеченных ошибках как можно скорее.
Все советы, отзывы, пожелания и рекомендации высказывайте на странице для отзывов.
Пишем С1, С2, С3, С4, С5 ЕГЭ по литературе правильно. Практические советы и рекомендации
Общие рекомендации
1. Хорошее знание текстов, детали.
2. Умение вчитываться в вопрос и отвечать конкретно.
3. Умение видеть и вычленять главное, существенное. Сначала писать о главном, потом о деталях.
4. Не сбиваться на пересказ.
5. Четкая формулировка авторской позиции.
6. Когда формулируется точка зрения, то точка зрения, тезисы должны быть подкреплены текстом.
7. Убедительность аргументов, они должны быть продуманы.
8. Нужно уметь обобщать, делать выводы, которые не дублируют те рассуждения, которые были приведены выше.
9. Корректная подборка текстов, главное не констатировать, а показать, как та или иная проблема представлена в других произведениях.
10. Выпускники не могут указать на уникальность автора. В чем уникальность того или иного автора.
11. Неумение «вжиться в эпоху». Анахронизм.
12. Несоответствие цитат выдвинутому тезису.
13. Односторонняя и поверхностная трактовка текста.
14. Неточное использование теоретико-литературного аппарата. Если не знаешь – не используй.
15. Сочинение должно быть цельным, связным. Не нарушать логику.
16. Умение сравнивать. Например, нельзя сравнивать «Войну и мир» и «Недоросль».
17. Неумение верно формулировать проблематику художественного текста. Проблемный вопрос, поставленный автором.
18. Неумение вычленять аксиологическую составляющую текста.
20. Неумение структурировать текст.
21. Штампированность и клишированность.
22. Ложный пафос.
23. Умение видеть литературный контекст эпохи и фон, на котором произведение создавалось.
24. Умение корректно интерпретировать биографию автора, не делать однолинейных выводов.
25. Знание критической литературы, не только В.Г. Белинского.
26. Умение корректно характеризовать эпоху, не мыслить стереотипно.
27. Необходимо умение «вживаться в текст». Видеть в сюжетных коллизиях и литературных героях общечеловеческое и нравственное начало.
28. Формирование отношения к русской литературе, как к эволюционному процессу, который развивается.
29. Умение вычленять смыслы, которые закодированы автором произведения.
30. Умение анализировать художественный текст в единстве авторского замысла, проблематики, системы образов, изобразительно-выразительных средств.
31. Эмоциональное начало должно быть, но оно не должно быть ведущим в сочинении. Не используйте междометия.
32. Наличие общеучебных умений: анализ, синтез.
33. Умение видеть, как преломляется художественный текст в мировой живописи, музыке и в целом в искусстве.
Частные рекомендации
1. Детальное прочтение текста. Психологи рекомендуют делать перерыв в течение двух дней после вдумчивого прочтения.
2. Читать произведения связанные одной эпохой (не перескакивайте с одного века на другой).
3. Почитать хорошую критическую литературу. Например, это Ю. Лебедев, Ю. Беленький, В. Агеносов.
4. В стихотворениях нужно знать наизусть хотя бы четверостишье.
5. Четко знать год написания произведения и имена героев. Записывать название, героев, год.
6. По каждому произведению выписать перечень вопросов.
7. Обратить внимание на эпиграфы, эпилоги и предисловия.
О писателях и читателях. Литературные произведения, созданные в отдалённые эпохи, требуют к себе внимания, напряженной умственной работы. нужно затратить немало труда, чтобы их содержание стало понятным и близким.
Знание эпохи, в которую жил писатель, его биографии и мировоззрения поможет понять его творчество. Почувствовать и по достоинству оценить литературное произведение — значит соотнести изображенное с изображаемым, то есть нарисованные картины жизни — с самой реальной действительностью. Если читатель не имеет представления о том, когда написано произведение, он подходит к литературным героям только с современной моральной меркой и, следовательно, далеко не всё в них понимает. Идейное богатство, эстетические ценности классической русской литературы становятся достоянием такого человека, который упорным, систематическим трудом подготовил себя к чтению художественных произведений, открыл для себя возможность воспринимать их во всей полноте содержания. «Изучить поэта (писателя), — по мнению Белинского, — значит не только ознакомиться, через усиленное и повторное чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их
«.
– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть. – Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван. – Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич. Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину. – Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь? – В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно. – Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич? – Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон. – Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв ее над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь ксебе на минутку? – Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман. – Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось? – Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного. И.С.Тургенев, «Отцы и дети». |
Стихотворные размеры » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019
Название | Краткая характеристика | Пример |
Хорей | Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов) |
Ямб | Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога… (А. С. Пушкин) |
Дактиль | Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Кто бы ни звал — не хочу На суетливую нежность Я променять безнадежность И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок) |
Амфибрахий | Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи — Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов) |
Анапест | Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения | Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет) |
Как определить стихотворный размер?
Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Возьмем первые две строки:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!
1. Первое, что мы делаем — делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:
о — ми — лы — е — плу — ты — кто — ча — сто — их — ви — дел
тот — ве — рю — я — лю — бит — кре — стьян — ских — де — тей
2. Готово. Теперь ставим ударения.
о — ми‘ — лы — е — плу‘ — ты — кто — ча‘ — сто — их — ви‘ — дел
тот — ве‘ — рю — я — лю‘ — бит — кре — стья‘н — ских — де — те‘й
3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.
Пробуем делить по 2 слога:
о — ми‘ / — лы — е / — плу‘ — ты / — кто — ча‘ / — сто — их / — ви‘ — дел /
тот — ве‘ / — рю — я / — лю‘ — бит / — кре — стья‘н / — ских — де / — те‘й
Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:
о — ми‘ — лы / — е — плу‘ — ты / — кто — ча‘ — сто / — их — ви‘ — дел /
тот — ве‘ — рю / — я — лю‘ — бит / — кре — стья‘н — ских / — де — те‘й
Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная — это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.
4. Теперь дело за малым — определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог — это амфибрахий.
Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.
Он немного проще.
Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.
Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:
2-4-6-8 — ямб;
1-3-5-7 — хорей;
1-4-7-10 — дактиль;
2-5-8-11- амфибрахий;
3-6-9-12 — анапест.
Выбирайте любой понравившийся способ
Неужели это так сложно — определить размер стиха?
Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры
Двухсложную запомнить проще простого: Ямб — я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.
Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д — дактиль, значит ударение на первый слог, АМ — амфибрахий на второй слог, четвертая буква А — анапест, значит ударение на третий.
ваши часто задаваемые вопросы » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019
В данном материале представлены самые популярные вопросы, касающиеся ЕГЭ по литературе.
1. Смогу ли я подготовиться за оставшееся время?
Понимаете, тут много факторов, мы не можем знать, сколько прочитано произведений, каким запасом знаний вы обладаете, поэтому спрашивать нас – «смогу ли я?» – это, как минимум, неправильно. Всё зависит от вашей воли, старания, усердия. Среди вас найдутся и такие, кто сможет прямо сейчас написать ЕГЭ на 100 баллов. У всех по-разному преподают литературу, все по-разному занимаются ей и, соответственно, для всех подготовка будет разной.
2. Сколько мне нужно решить заданий, чтобы преодолеть минимальный порог?
Проходной первичный балл равен восьми – это 8 заданий части В. Если перевести эти баллы в тестовые, то вы получите 32 балла из 100.
3. Помогите, я не знаю с чего начинать свой краткий ответ С1-С4.
Задания части С1-С4 подразумевают прямой краткий ответ на поставленный вопрос. Не мудрствуя лукаво, вы можете начать свой ответ, перефразировав вопрос, и дальше уже приводить аргументы, подкрепляя короткими ёмкими цитатами из текста. Очень важно не скатываться на общую проблематику произведения, не выходить за рамки того отрывка, который вам дан в варианте. Не стройте пространные предложения о самом произведении, его авторе, героях, если об этом не просят в задании. Пишите небольшими предложениями (10-12 слов), так вы, вероятно, меньше допустите речевых ошибок.
4. Я боюсь писать С5, у меня ступор, ничего не получается, посоветуйте мне что-нибудь.
Ответ на задание С5 – это обычное школьное сочинение, которые вы писали в школе. Вам дана тема, её нужно раскрыть. Такое сочинение, как вы знаете, обычно содержит 3 части:
Вступление. В зависимости от поставленного вопроса, оно может раскрывать: а) историческую эпоху (контекст), б) какое-либо понятие, в) биографию писателя (факты, повлиявшие непосредственно на содержание произведения, его идейный смысл, г) литературные традиции, д) личное восприятие темы и т.д.
Основная часть. Основное поле действия. Для нахождения доказательств идеи идите от примеров к мыслям, мысль должна подтверждать справедливость идеи сочинения. Подбирайте к своим мыслям аргументы.
Заключительная часть. Это может быть небольшой вывод, размышление, исследование, риторический вопрос (не советуем). Желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть. Кроме того, вы можете использовать здесь афоризм или какое-либо изречение, которое, конечно же, должно быть в тему. И помните слова Д. Карнеги: «Концовка является важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой».
В процессе выполнения заданий части С всегда держите перед собой критерии, со временем вы их выучите наизусть и будете автоматически следовать им. Без практического навыка написания вы не сможете на экзамене написать качественное сочинение, которое бы оценили максимальным количеством баллов, поэтому больше пишите.
5. Есть ли разница между терминами внутренний монолог и монолог?
Есть. Внутренний монолог – это обращение речи себе. Герой говорит про себя, например, дневниковые записи Печорина в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
6. В чем заключается основная задача заданий С2-С4?
В данных заданиях важно не только назвать 2 произведения и их авторов, но и нужно грамотно соотнести их по конкретной теме, предложенной в задании. Опять же повторюсь, что нужно внимательно следовать критериям. Отметим, что вы также можете сопоставить какое-нибудь одно произведение этого же автора, но запрещено брать только одного, их должно быть не менее 2х. Схема проста: Автор А + Автор А + Автор В, в идеале должно выглядеть так: Автора А + Автор В + Автор С, где Автор А — это произведение, данное вам в варианте.
В случае, если вы назвали произведения, но не сопоставили их, то за такой ответ получите только 1 балл.
Также настоятельно рекомендуем вам сопоставлять приведенное произведение по отдельности, то есть, если вы назвали произведение и его автора, то объясните сразу почему, а не так, что назвали сразу два и соотнесли их вместе, лучше это делать по отдельности.
7. Какой жанр у пьесы «На дне» М. Горького?
Многие часто путают понятия драма как род литературы, но, между тем, драма – это ещё и жанр, изображающий серьёзный конфликт, борьбу между действующими героями. А пьеса – это лишь видовое название произведений драматургии.
8. Как правильно писать в бланк ответы, где нужно перечислить цифры?
Цифры нужно писать в порядке возрастания.
9. Почему нужно читать критику и что можете посоветовать мне почитать?
Без критической литературы вы не сможете увидеть и уловить всю проблематику произведения, многие важные аспекты, которые затронул автор. Критика разных временных периодов может существенно отличаться (критика советской эпохи вообще стоит особняком — к ней обращайтесь лишь в исключительных случаях). Ещё есть такое понятие, как интерпретация — каждый интерпретатор может находить разные, подчас взаимоисключающие смыслы. Критика как раз и помогает увидеть всё то многообразие тем, идей, проблем, которые были поставлены автором, но порой то, о чём автор мог в своё время и не догадываться.
Рекомендуемые издания и материалы:
1. Учебник по русской литературе А.А. Зерчанинова, 1965 год. Несмотря на то, что он написан в советскую эпоху, идеологические аспекты практически не выражены. Курс средней школы (9 класс).
2. Учебник в 2х частях В.А. Чалмаева, С.А. Зинина — «Литература. 11 класс».
3. Лекции по русской литературе В. Набокова.
4. Русская литература XIX-XX веков. В 2 томах. Русская литература XIX века. Составители: Борис Бугров, Михаил Голубков.
5. Журнал «Вопросы литературы». Сайт журнала.
6. Журнал «Литература в школе». (В редколлегии состоит член ФИПИ С.А. Зинин).
7. Журнал «Русская литература». (Частично).
Кроме того, познакомьтесь с критическими материалами Ю. Беленького, Ю. Лебедева.
Список, конечно, далеко не полный, но эта литература поможет вам взглянуть по-новому на каждое произведение, избавиться от многих школьных штампов.
10. Могу ли я в С4 использовать для сопоставления поэмы?
Да.
11. Могу ли я в С2-С4 приводить примеры из зарубежной литературы?
В заданиях обычно всегда уточняется, что нужно приводить примеры из отечественной литературы, поэтому, если вы назвали что-то из зарубежной, то вам такой пример не зачтут.
12. Я не могу разобраться – в чем разница в типе рифм и способе рифмовки, как не запутаться?
У нас есть статья, почитайте.
13. Решил демонстрационный вариант этого года, у меня закралось сомнение, что на ЕГЭ будет гораздо сложнее, потому что этот показался очень легким. Верны ли мои опасения?
Разработчики КИМов никогда не выходят за рамки кодификатора. Наблюдая несколько лет за тем, какие варианты попадают на экзамен, смело вам заявляем – задания все решаемые, ничего принципиально нового в них не бывает. Конечно, если вам достанется отрывок из произведения, которое вы не прочитали или которое знаете плохо, то ваши опасения будут отчасти верны.
14. Почему поэма Гоголя «Мертвые души» поэма? А «Капитанскую дочку» порой называют романом?
Литература – это такая область, где бытует огромное количество разных мнений, теорий, где постоянно спорят и пытаются доказать всем, что именно их теория наиболее верна. Вопросы относительно жанровой специфики произведений часто обтекаемы. Но, что касается произведения «Мертвый души», то здесь всё проще: Гоголь сам назвал своё творение поэмой, и в заданиях всегда можно встретить уточнение: укажите авторское определение жанра.
Что касается произведения «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, то здесь одно время было всё однозначно – произведение трактовали как повесть, собственно, это определение и было закреплено в большинстве учебников, сейчас некоторые литературоведы предлагают называть «Капитанскую дочку» романом. Как же быть в итоге? Если учитывать, что вопросы составляются исключительно по школьному курсу литературы, то правильнее будет всё-таки написать в бланк ответа повесть.
15. В какой форме нужно писать ответы в бланк?
Если в задании вас просят выписать слово или словосочетание, то вы можете написать его в той форме, в котором оно дано в тексте задания, но также ваш ответ будет засчитан, если напишите в И.п., ед.ч.
16. В чем разница: я написала 531, а в ответе 135?
Это принципиально разные ответы. Это всё равно что вам пальцы на руке переставить, вроде бы ничего никуда не пропало, но как-то не то… Писать цифры нужно в порядке возрастания.
17. Эпизодические, внесценические, второстепенные – это всё разные термины или что-то дублируется?
Эпизодические – участвуют в действии пьесы один-два раза, обычно не имеют имён.
Внесценические – о них говорится в пьесе, но на сцене они не появляются.
Второстепенные – участвуют в действии, но им отведена не такая значительная роль, как главным.
18. В задании встретился вопрос, где нужно написать номер строфы, нужно писать цифрой или прописью?
Прописью, в именительном падеже и в единственном числе.
19. У меня с трудом получается (не получается) анализировать лирические произведения, есть ли какое-нибудь лекарство?
У нас есть очень подробная статья, где разжёван каждый пункт плана анализа стихотворения, ознакомьтесь.
20. В задании С2 в вопросе уточняется, что нужно приводить примеры из отечественной литературы. Могу ли я тогда привести пример отечественной современной литературы?
Та литература, которая сейчас изучается в школе, и которая дана в кодификаторе, – литература классическая. В чем разница литературы классической от неклассической? В первую очередь, классическая литература прошла испытание временем и закрепилась в истории. А закрепиться она может по нескольким причинам: 1. Поднята проблема или тема, которая ранее не освещалась в литературе. 2. Совершенно новый жанр, новые герои. 3. Проблемы, поставленные в произведении, до сих пор живы и актуальны в наше время. Таким образом, примеры современной литературы вам с большой вероятностью не зачтут.
21. Самый смешной вопрос: говорят, есть какой-то список произведений, который нужно прочитать к экзамену, есть такое?
Список достаточно большой, но он составлен, как уже было сказано, из той литературы, которая изучается в обычной среднестатистической школе. К концу обучения львиная доля текстов должна быть прочитана и изучена, вам лишь останется перечитать то, что было забыто, повторить основные факты, детали. Кроме того, настоятельно рекомендуем перечитать произведения, которые изучались в восьмом, девятом классе, у вас должно быть точное представление о тексте, его героях.
22. Сколько можно набрать баллов за всю часть В?
Это 12 первичных или 38 тестовых (из 100).
23. Почему мне не зачли ответ контраст, хотя это синоним слову антитеза? То же самое с терминами звукопись и аллитерация, ассонанс.
Да, эти термины действительно являются синонимами, но мы вас всё же приучаем к тому, чтобы вы писали максимально близкие определения. На ЕГЭ это не сочтут за ошибку.
24. Можно ли писать больше-меньше предложений в заданиях С1-С4?.
Указание на объём условно. Никаких санкций вам не будет предъявлено, если вы напишете больше или меньше. Главное содержательность. Но помните, что чеховский принцип не всегда срабатывает и толстовский, кстати, тоже.
25. В списке для обязательного чтения у некоторых произведений существуют пояснение — обзорное изучение. Что это значит?
Это значит, что отрывок из данного произведения не попадёт в тестовую часть В1-В12, С1-С2. Вопрос по данному произведению может достаться только в задании С5, где вам будет необходимо выбрать одну из трех предложенных тем. Тоже самое и касается произведений на выбор. Произведения с пометкой «обзорное изучение» или «одно на выбор» можно использовать для сопоставления тем, проблем в задании С2.
26. Решая некоторые варианты, я встречаю отрывки из произведений, которых нет в кодификаторе. Возможно ли такое, что на ЕГЭ тоже достанется отрывок из постороннего текста?
Типовые, тренировочные варианты предназначены исключительно для того, чтоб вы отработали навык прохождения тестов. Разработчики КИМов не выходят за рамки кодификатора, тех текстов, которые даны в списке для обязательного прочтения.
27. Обязательно ли учить все стихотворения, которые даны в кодификаторе?
Нет, не обязательно, но знать большую часть необходимо, если вы не хотите потерять баллы в задании С4, где нужно сопоставить лирику. Я сократил список примерно вдвое, выучите хотя бы это.
Если вы не нашли здесь ответа на свой вопрос — задавайте в комментариях под данным материалом, отвечу. Со временем, естественно, страничка будет обновляться.
Григорий Харин
Реальный вариант №1 2013 (Центр) » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019
Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.
Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.
Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — весёлые, гибкие, с тёмно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и чёрные, были распущены, ветер, тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами, вплетёнными в них. Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее.
Кто-то играл на скрипке… девушка пела мягким контральто, слышался смех…
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.
— Что ты не пошёл с ними? — кивнув головой, спросила старуха Изергиль.
Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.
— Не хочу, — ответил я ей.
— У!., стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны… Боятся тебя наши девушки… А ведь ты молодой и сильный…
Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своём веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной
и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.
— Смотри, вон идёт JIappa!
Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестёр, — она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.
— Никого нет там! — сказал я.
— Ты слеп больше меня, старухи. Смотри — вон, тёмный, бежит степью!
Я посмотрел ещё и снова не видел ничего, кроме тени.
На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю. Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Его ли это дело? Опрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» — «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не помню…» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?» — «А где придется». Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец». Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся… Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошел, — побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было. Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внес. Хозяин и хозяйка в аккурат дома были. Вошел я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашел я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чем дело, засуетились, забегали. А я никак сына от себя не оторву. Но кое-как уговорил. Помыл ему руки с мылом, посадил за стол. Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. Стоит у печки, плачет себе в передник. Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает ее за подол и говорит: «Тетя, зачем же вы плачете? Папа нашел меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете». А той — подай бог, она еще пуще разливается, прямо-таки размокла вся! После обеда повел я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул. |