Классификации трансмиссионных масел по API и SAE J 306 C
AGA — Классификации трансмиссионных масел по API и SAE J 306 C- Главная
- О компании
- Новости
- Автопробеги
- Вакансии
- Интересное видео
- Партнерство
- Дилер РФ
- Оптовые продажи
- Зарубежные партнеры
- Каталог продукции
- Торговые марки
- Экспертиза и обучение
- FAQ
- Колонка тех.эксперта
- Форум
- Обучение
- Подбор промывок
- Каталог 300 советов
- Где купить?
- АВТОМАГ
Классификации трансмиссионных масел по API и SAE J 306 C
Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел согласно условиям эксплуатации и конструкции агрегатов устанавливает наиболее распространенный в мире стандарт, разработанный American Petroleum Institute (API). Указателем класса API для трансмиссионных масел является аббревиатура GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 6.
Группа GL-6 в настоящее время не используется, так как считается, что класс GL-5 отвечает наиболее строгим требованиям.
В 1998 г. API, работая в контакте с SAE (Society of Automotive Engineers – Американская Ассоциация Автомобильных Инженеров) и ASTM (American Society for Testing and Materials – Американское общество испытаний материалов), предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 – для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; PG-2 – для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов). Особое внимание уделялось высокотемпературным свойствам этих масел. В технической литературе категорию PG-2 иногда обозначают группой GL-7.
Классификация API предусматривает деление трансмиссионных масел в основном по уровню противозадирных свойств. Чем больше номер группы GL, тем эффективнее присадки, обеспечивающие эти свойства.
В них содержатся сернистые соединения, что в критических режимах работы зубчатых пар приводит к химическим изменениям поверхностного слоя металла, который преобразуется в тонкую модифицированную пленку – продукт износа. Несмотря на то, что металл при этом химически разъедается, суммарный ущерб в тяжелых условиях работы оказывается меньше.Но такая химическая модификация масла позволяет снизить износ стали или чугуна. Цветные же металлы, из которых изготавливают синхронизаторы механических КПП, не всегда уживаются с сернистыми соединениями, поэтому изнашиваются быстрее. Именно поэтому на переднеприводных ВАЗах, пока российскими заводами не было налажено производство соответствующей «трансмиссионки», применялось обычное моторное масло. В этом случае при отличной сохранности синхронизаторов повышался износ шестерен.
Использование в механических КПП масла класса GL-5 может стать причиной затрудненного включения передач, так как принцип работы синхронизаторов основан на использовании такого явления как трение. Чем выше коэффициент трения рабочих поверхностей механизма синхронизации, тем легче включаются передачи. А так как эффективные противоизносные присадки этого масла снижают коэффициент трения, для включения передачи к рычагу КПП необходимо прикладывать большие усилия.
Эти примеры показывают, что классификация API во многом не отражает важных свойств масел, необходимых для эффективной работы агрегатов трансмиссий. В связи с этим автопроизводители выдвигают дополнительные требования к трансмиссионным маслам, используя классификацию API лишь как основу. Свои спецификации имеют такие фирмы-производители автомобилей и агрегатов как Chrysler, Ford, General Motors, Mack, MAN, Mercedes, Volvo.
Масло GL-5 рекомендуется для работы в тех агрегатах трансмиссии, где имеются гипоидные зацепления. Одна из наиболее часто допускаемых ошибок – заправка маслом класса GL-4 редукторов заднеприводных автомобилей – ведет к более быстрому износу и, как следствие, быстрому выходу из строя шестерен главной пары. Оптимальным выбором можно считать трансмиссионное масло, получившее спецификацию производителя данного автомобиля. Как правило, ведущие производители масел указывают эти данные на канистре. Следует знать, что некоторые производители выпускают универсальные масла, предназначенные как для коробки передач с синхронизаторами, так и для нагруженных гипоидных передач.
Уровень противоизносных и противозадирных свойств трансмиссионного масла определяется не только составом и концентрацией присадок, но и вязкостью. Масла должны, с одной стороны, сохранять высокую вязкость при рабочих температурах, чтобы не разрушалась масляная пленка и нормально уплотнялись зазоры, с другой – не становиться слишком вязкими при минусовых температурах окружающей среды, чтобы на «холодную» не препятствовать вращению шестерен агрегатов. Слишком высокая вязкость усложняет работу синхронизаторов, ведь лишнее очень вязкое масло при переключении передач необходимо постоянно выдавливать из зазоров между контактирующими рабочими поверхностями. В сильные морозы из-за этого на «холодную» также затрудняется включение передач, а автомобиль может двигаться даже на нейтральной передаче (при включенном сцеплении).
SAE J 306 C классифицирует трансмиссионные масла следующим образом: 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250 (см. таблицы 3.3. и 3.4). Буква W (winter) означает, как и в маслах моторной группы, что вязкость определена при низких температурах, т.е. масло предназначено для эксплуатации в зимнее время. При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел должна быть в пределах 150000 сП (Санти-пуазов). Кроме того, масло должно соответствовать определенным минимальным требованиям при 1000С. Маркировка вязкости без буквы W – 85, 90 и т.д. говорит о принадлежности к летнему сорту. Для масел других классов SAE предельные характеристики вязкости в Санти-стоксах (сСт) определены при температуре 1000С. Довольно широкое признание получили всесезонные трансмиссионные масла, в маркировку которых введены два обозначения – зимнее 75W, 80W и т.д. и летнее 85, 90 – например, 75W-90 или 80W-90. Чтобы исключить нецелесообразную процедуру замены масел каждые полгода, автопроизводители рекомендуют использовать трансмиссионную «всесезонку».
Трансмиссионное масло должно выбираться с учетом максимальных и минимальных температур, при которых планируется эксплуатация автомобиля. Исходя из этих соображений, классификация SAE основана на показателях низкотемпературной и высокотемпературной вязкостей. Как показано в таблице 2, чтобы исключить большие потери энергии на трение, оптимальная «зимняя» вязкость в нашей климатической зоне должна соответствовать классу 80W. «Летнюю» вязкость лучше подбирать в соответствии с требованиями автопроизводителя, которые указаны в руководстве по эксплуатации машины.
Таблица 1. Классификация трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств (API)
Группа | Область применения |
---|---|
GL-1 | Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин |
GL-2 | Червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках. Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин |
GL-3 | Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач |
GL-4 | Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач |
GL-5 | Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Основное предназначение – для гипоидных передач, имеющих смещение осей. Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. гипоидных передач, имеющих смещение осей. Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин |
GL-6 | Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования |
Таблица 2. Классификация трансмиссионных масел по вязкости (SAE)
Класс вязкости | Минимальная температура, 0C | Вязкость, сСт |
---|---|---|
70W | -55 | 4,1 / – |
75W | -40 | 4,1 / – |
80W | -26 | 7,0 / – |
85W | 11,0 / – | |
80 | 7,0 / < 11,0 | |
85 | 11,0 / < 13,5 | |
90 | 13,5 / 24,0 | |
140 | 24,0 / 41,0 | |
250 | 41,0 / – |
Российская класификация трансмиссионных масел
Классификация трансмиссионных масел по вязкости и по эксплуатационным свойствам в нашей стране регламентирована ГОСТ 1749. 2-85.
Трансмиссионные масла для автомобилей
Основное назначение трансмиссионных масел – смазка высоконагруженных зубчатых механизмов силовых передач, подшипников …
Рекомендации по применению охлаждающих жидкостей
Рекомендации по применению охлаждающих жидкостей
Напишите нам
Какая информация вас интересует? * Техническая информацияСотрудничество Приложить документ (не более 5 МБ)
Классификация трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла – это смазочные материалы, предназначенные для смазки коробок переключения передач, раздаточных коробок, редукторов, главных передач, а так же рулевых механизмов. Классификация подразумевает деление на классы в зависимости от вязкости и уровня эксплуатационных свойств.
Содержание
Виды трансмиссионных масел
По составу трансмиссионные масла бывают трех видов:
- синтетические;
- полусинтетические;
- минеральные.
По предназначению трансмиссионные масла делятся на:
- масла для механических коробок передач (МКПП), раздаточных коробок, а так же редукторов;
- масла для автоматических коробок передач (АКПП).
Классификация трансмиссионных масел по API
API GL-1
Масла класса API GL-1 предназначены для спирально-конусных, червячных передач и несинхронизированных МКПП грузовых автомобилей и с/х машин.
API GL-2
Специфичный класс масел, предназначенный для червячных передач, работающих при низких скоростях, но с высокими нагрузками.
API GL-3
Предназначены для смазывания спирально-конических передач, работающих в умеренных условиях, а так же конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач. Содержание противоизносных присадок не превышает 2,7%.
API GL-4
Предназначены для гипоидных передач, которые работают при высоких скоростях и малом крутящем моменте, а так же малых скоростях и большом крутящем моменте (при контактном напряжении до 3000 МПа и температуре масла до +150 °C). Являются основными для синхронизированных коробок передач переднеприводных автомобилей. Содержат не более 4% противоизносных присадок.
API GL-5
Предназначены для гипоидных передач, которые работают в условиях высоких скоростей и малых крутящих моментов, высоких скоростей проскальзывания, ударных нагрузках на зубья шестерен (при контактном напряжении более 3000 МПа и температуре масла более +150 °C). Содержат наибольшее количество антифрикционных и противоизносных присадок (до 6,5%). Повышенное содержание серы и фосфора (основных элементов противозадирных присадок) влечет за собой повышенную коррозионную активность по отношению к цветным металлам, поэтому масла класса API GL-5 практически не используются в синхронизированных трансмиссиях.
API GL-6
В настоящее время не применяется, так как считается, что класс API GL-5 удовлетворяет самые строгие требования.
Классификация по вязкости (SAE)
Всесезонные трансмиссионные масла должны одновременно сохранять высокую вязкость, чтобы сохранять защитную пленку и не становится слишком густыми, чтобы в условиях низких температур не препятствовать вращению шестерен. Вязкость всесезонных трансмиссионных масел, по аналогии с моторными, обозначается с помощью двух цифр, первая указывает на минимальную рабочую температуру, вторая – вязкость в сСт при 100 градусах Цельсия.
Так, например, масла 75W-140 и 75W-250 предназначены, в основном, для коробок высокофорсированных спортивных автомобилей, которые подвергаются серьезным термическим нагрузкам.
Класс вязкости SAE | Минимальная температура | Вязкость, сСт |
---|---|---|
70W | -55 | 4,1 / – |
75W | -40 | 4,1 / – |
80W | -26 | 7,0 / – |
85W | -12 | 11,0 / – |
80 | 7,0 / < 11,0 | |
85 | 11,0 / < 13,5 | |
90 | 13,5 / 24,0 | |
140 | 24,0 / 41,0 | |
250 | 41,0 / – |
Классификация масел для автоматических трансмиссий
Трансмиссионные масла для АКПП относят к особенному классу среди смазок подобного вида, поэтому они не попадают под классификацию API. Эти особенности связаны со строением автоматической коробки передач – в ней отсутствует жесткая связь между коленвалом и первичным валом коробки. Роль сцепления выполняет т.н. гидротрансформатор, поэтому крутящий момент от двигателя передает именно трансмиссионная жидкость (ATF). ATF так же выполняет работу по охлаждению трансмиссии и защите ее от коррозии.
Спецификация | Описание |
---|---|
DEXRON I | Первые масла появились еще в 1964 году, однако были быстро выведены из производства из-за запрета на использование китового жира, который присутствовал в составе. |
DEXRON II | Появилась в 1973 году. Масла этой спецификации обладали слабыми антикоррозийными свойствами. |
DEXRON III | Появилась в 1993 году. Спецификация часто модифицировалась, поэтому к ней приписывались индексы: F, G, H. |
DEXRON IV | Спецификация была разработана в 1995 году, но так и не вышла в свет. |
DEXRON VI | Появилась в 2006 году. Основное отличие от DEXRON III – более низкая кинематическая вязкость – не более 6,5 сСт при 100 градусах Цельсия (против 7,5 сСт у Dexron III), что снижает потери на трение и повышает топливную экономичность. Можно использовать вместо Dexron III. |
Обратите внимание, что масла DEXRON II, III и VI предназначены только для гидроусилителей и классических автоматических гидротрансформаторных коробок передач. Для вариаторных (CVT) и роботизированных КПП предназначены совершенно другие масла.
Классы обслуживания автомобильных трансмиссионных масел
- Печать
Твитнуть
Корпорация Нория
Обозначения обслуживания Американского института нефти (API) основаны на типе обслуживания, в котором будут использоваться компоненты. Обозначения используются производителями для выбора смазочных материалов для конкретных типов передач и условий эксплуатации.
Система классификации API не предпринимает попыток классифицировать редукторные масла по физическим свойствам или результатам испытаний. В нем также признается, что некоторые смазочные материалы подходят для широкого диапазона условий эксплуатации и могут быть рекомендованы для более чем одного назначения.
Хотя обозначения API могут быть очень полезными при даче общих рекомендаций, всегда следует обращаться к рекомендациям производителя, чтобы убедиться, что рассматриваемый смазочный материал не запрещен этим производителем. Ниже приведены классификации автомобильных трансмиссионных масел:
API-GL-1
Обозначает тип эксплуатационных характеристик автомобильных осей со спиральными коническими и червячными передачами, а также некоторых ручных трансмиссий, работающих в таких мягких условиях низких удельных давлений и скоростей скольжения, при которых можно удовлетворительно использовать прямое минеральное масло.
Ингибиторы окисления и коррозии, пеногасители и депрессорные присадки могут использоваться для улучшения характеристик смазочных материалов для этой службы. Модификаторы трения и противозадирные присадки (EP) не используются. Это обозначение рекомендуется для использования в некоторых механических коробках передач грузовых автомобилей.
API-GL-2
Относится к типу эксплуатационных характеристик мостов с червячной передачей автомобильного типа, работающих за пределами GL-1. Он может содержать противоизносные и очень мягкие противозадирные присадки и обычно включает жирные присадки для червячных передач. Это служебное обозначение устарело.
API-GL-3
Описывает тип эксплуатационной характеристики механических коробок передач и винтовых конических мостов, работающих в умеренно тяжелых условиях скорости и нагрузки выше GL-2, но ниже GL-4. Он может содержать легкие противозадирные присадки, но не предназначен для гипоидного зацепления. Это служебное обозначение устарело.
API-GL-4
Относится к типу эксплуатационных характеристик зубчатых передач, в частности гипоидных передач, работающих при некритических, умеренных скоростях, ударных нагрузках; высокая скорость, низкий крутящий момент; и низкая скорость, условия высокого крутящего момента.
API-GL-5
Обозначает тип эксплуатационных характеристик зубчатых передач, в частности гипоидных передач легковых автомобилей и другой автомобильной техники, работающей в условиях высоких скоростей, ударных нагрузок; высокая скорость, низкий крутящий момент; и низкая скорость, условия высокого крутящего момента. Это обозначение до сих пор широко используется для трансмиссионных масел с противозадирными присадками.
API-GL-6
Связано с маслами, которые уменьшают задиры шестерен в старых высокопроизводительных автомобилях. Это служебное обозначение устарело.
API-MT-1
Описывает масло с высокими противозадирными свойствами, предназначенное для некоторых несинхронизированных механических коробок передач грузовых автомобилей и автобусов.
Грузовики Mack и Volvo (а также другие) имеют свои собственные спецификации, учитывающие некоторые условия, выходящие за рамки GL-5. Это Mack GO-J+ и Volvo 97310, хотя эти цифры меняются каждые несколько лет.
Классификация API | Synergy Lubricant Solutions Limited
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Как мы видели, первые масла были чистыми минеральными маслами. Однако по мере развития технологий для повышения производительности добавлялись различные присадки, и именно тогда был создан Американский институт нефти
(API) для разработки классификации моторных и трансмиссионных масел.
Моторные масла подразделяются на масла для бензиновых двигателей и масла для дизельных двигателей. Масла для бензиновых двигателей получили суффикс «S», обозначающий станцию техобслуживания, где обслуживается большинство бензиновых автомобилей. Дизельные двигатели имели суффикс «C», обозначающий коммерческий, поскольку большинство дизельных двигателей предназначались для коммерческого использования. Бензиновому моторному маслу самого низкого качества присвоили SA, затем SB, SC, SD, SE, SF……..SN, SN, представляющие бензиновое моторное масло самого высокого качества. Дизельные двигатели получили CA, CB, CC, CD…..CI-4, CJ-4 и теперь CK-4.
Технологический прогресс позволил создать масла, соответствующие спецификациям как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, таким как API CI-4/SL. Этот тип масла может использоваться как в современных высокопроизводительных дизельных двигателях, так и в бензиновых двигателях.
Трансмиссионные масла имеют следующую классификацию;
- API GL-1, API GL-2, API GL-3, API GL-4 и API GL-5.
- API GL-1 — чистое минеральное масло, используемое в очень старых коробках передач, но в настоящее время устаревшее.
- API GL-3 — промышленное трансмиссионное масло.
- API GL-4 — масло для механических коробок передач.
- API GL-5 — это масло для дифференциала, также называемое маслом для гипоидных передач или мостовым маслом.
Обычно трансмиссионное масло или масло для дифференциала называют маслом CC. Трансмиссионные масла отличаются от масла для дифференциала.
СМЕШИВАНИЕ МАСЕЛ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ВЯЗКОСТИ
Раньше различные базовые масла смешивали для получения необходимой густоты (вязкости). Маркетинговые компании будут утверждать, что их продукт лучше, толще или тоньше для вашего применения в зависимости от сезона. Это сбило с толку покупателей, и возникла необходимость классифицировать классы вязкости.
Общество автомобильных инженеров (SAE) разработало классификацию зимних и летних классов. Зимние сорта были 0W, 5W, 10W, 20W. Чем меньше число, тем ниже температура, при которой масло может перестать течь. Летние сорта были 20, 30, 40 и 50 (чем меньше число, тем жиже масло). В то время было обычной практикой использовать зимний класс, скажем, 10W зимой, но когда наступает лето, масло становится слишком жидким, и двигатель начинает дымить. Зимнее масло удаляется и заменяется на SAE 30, если двигатель новый, или SAE 40, если он старый. Опять же, когда наступает зима, масло становится слишком густым, чтобы его нельзя было прокачать по двигателю. Затем летний сорт удаляется и заменяется зимним сортом. Эти классы вязкости до сих пор с нами и обозначаются как 9.0052 односортные.
Для трансмиссионных масел зимние масла получили классификацию 70W, 75W, 80W, 85W. Чем меньше число, тем ниже температура, при которой масло перестанет течь. Летние классы были 80, 90, 140 и 250. Так же, как и в случае с моторным маслом, вы должны были удалить зимние трансмиссионные масла, когда наступает лето, и наоборот.
МУЛЬТИСПЕЦИАЛЬНЫЕ МАСЛА
Универсальные масла — это масла, которые можно использовать как зимой, так и летом. За прошедшие годы технология разработала продукт, широко известный как мотор мед. Было обнаружено, что если добавить определенную долю этого материала, скажем, в SAE 10W, можно получить продукт, который ведет себя как SAE 10W зимой, но когда наступает лето, он ведет себя как SAE 40.