Универсал Москвич-423Н — история — журнал За рулем
Палатка, рюкзак, походная плита и… автомобиль.
Москвич-423Н
Из динамиков «Спидолы» (знатоки латышского делают ударение на первом слоге!) — последнего достижения советской радиотехники в целом и рижского завода в частности — слышен хрипловатый, негромкий, но очень родной, задушевный баритон Марка Бернеса или прозрачный голосок начинающей, но уже известной Майи Кристалинской. Ветер треплет листву и норовит сдуть в речку шезлонг — атрибут высшего туристского комфорта. И все это привезено сюда благодаря этому не помпезному и не расфуфыренному, зато симпатичному и трудолюбивому «Москвичу».
ЗА ПЯТОЙ ДВЕРЬЮ
В 1950-1960-е годы слово «первый» по отношению к отечественным автомобилям чаще всего звучало в связи с московским заводом малолитражек МЗМА. Вот и первый универсал родился именно там. Правда, сначала не заладилось. Вернее, машина-то получилась, но серийным деревянно-металлический «Москвич-400-421» не стал. Вероятно, решили, что для работы советским людям достаточно фургона, ну а немногочисленные частники радовались и седану.
Зато в 1957-м, примерно через год после запуска в производство «Москвича-402», стартовал цельнометаллический пятидверный 423-й, не только вид, но и название кузова которого — универсал — были для советских автомобилистов необычными. Кстати, на заводской табличке нашего «Москвича-423 Н» 1961 года так и написано: «Москвич»-универсал.
Москвич-423Н
По дизайну да и по набору оборудования «Москвич» не уступал большинству зарубежных аналогов.По дизайну да и по набору оборудования «Москвич» не уступал большинству зарубежных аналогов.
Впервые в СССР комфорт легкового авто сочетался с внушительной (для такого класса, конечно) вместимостью. Причем, в отличие от появившейся позже «Волги» ГАЗ-22, которая в частных руках оказывалась крайне редко, «москвичи» не только работали по казенной надобности, но и жили в семьях простых советских автолюбителей.
Впрочем, частный автомобиль уже не был чудом. Времена вообще наступили относительно вольные. Советские люди запоем читали не издававшиеся прежде книги, смотрели фильмы, не похожие на все виденное ранее, ходили на удивительные выставки. Одна американская 1959 года чего стоила! Довелось не только увидеть, но и потрогать умопомрачительные, причем самые новые заокеанские автомобили.
Жажда путешествовать, в том числе пользуясь автомобилем, органично вписывалась в картину эпохи. Ведь советские люди имеют право не только на труд, но и на отдых! Вот счастливчики и колесят по Крыму, Кавказу и Прибалтике или просто едут в выходные за грибами-ягодами, на рыбалку. А какой автомобиль (из тех, что были доступны нашим родителям, дедушкам-бабушкам) подходит для этого лучше, чем «Москвич»-универсал?
СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Газ, центральное отопление, водопровод с горячей (когда не отключают!) водой. Начало 1960-х — время массового переезда в неказистые коробочки-пятиэтажки с не то чтобы очень просторными, зато благоустроенными, а главное — отдельными (после коммуналок-то!) квартирами. Многие горожане обзавелись даже холодильниками и телевизорами. Не смейтесь: родители, а тем более бабушки тех, кто отведал этой роскоши на рубеже 1950-1960-х, часто относились к транжирству детей без одобрения.
Москвич-423Н
Этот «Москвич» в начале 1960-х — верх основательности и комфорта. Да что там 1960-е! Еще лет пятнадцать назад в глубинке на таких просто ездили. Не считая машину раритетом, перевозили все, что влезет, а иногда и то, что влезало с трудом. А уж полвека назад она действительно соответствовала не только скромным советским, но и, как говаривали некогда, мировым стандартам. Потому-то «москвичи» неплохо покупали не только в социалистических, но и в капиталистических (в основном скандинавских) странах. Тогда верхне-клапанный мотор мощностью 45 л.с. и четырехступенчатая коробка были вполне современны. Передняя подвеска — независимая, причем на шаровых опорах (правда, резино-металлические сайлент-блоки на 407-м и его модификациях ставили только на нижние рычаги, верхние крепили на резьбовых втулках), амортизаторы — телескопические. Приличная печка гонит в салон теплый воздух, мурлычет радиоприемник. Чего еще?
Рачительные хозяева обязательно добавляли толстые чехлы на сиденья с богатым набором карманов, компенсирующим невеликое множество мест для мелочей в салоне. Хорошо бы пристроить на крышу багажник, причем на универсал можно водрузить и нестандартный — длинный. Но такой еще надо сделать. А заядлые туристы даже оборудовали машины преобразователем на 220 вольт!
Большие колеса с бескамерными шинами (они тоже впервые в СССР появились на 407-м) вместе с довольно мягкими подвесками (задняя — на длинных, хотя и усиленных по сравнению с седановскими, рессорах) обеспечивают комфорт даже на проселке. Легкий руль на быструю езду не провоцирует, как, впрочем, и весь «Москвич».
Москвич-423Н
На заднем сиденье пусть не очень просторно, но как-то особенно уютно.На заднем сиденье пусть не очень просторно, но как-то особенно уютно.
Гонщики-ветераны наверняка усмехнутся. Они ведь ездили на 407-м и по кольцу, и на ралли, гнали машины во все их 60, а то и 70 сил (до такой мощности удавалось форсировать мотор объемом 1,4 л) — и ничего, рулили. Причем и в горах — скажем, на чемпионате СССР в Армении.
Впрочем, туристу с его универсалом гораздо больше, чем рафинированная управляемость, важны проходимость и грузоподъемность. С этим у 423-го в
www.zr.ru
Москвич 423 универсал история фотографии характеристики автомобиля модели 1:43
Москвич-423 универсал 1957—1963 гг.
Москвич-423 — первый отечественный серийный автомобиль с грузопассажирским кузовом «универсал», выпускался в 1957—1958 годах. Москвич-423Н — грузопассажирский универсал на базе «Москвича-407», выпускался в 1958—1963 годах.
фотография Москвич 423 универсал
При проектировании опытных образцов нового «Москвича-402» на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) задумались над расширением модельного ряда за счет автомобиля с универсальным грузопассажирским кузовом. Автомобиль предназначался для служебных нужд и для использования в народном хозяйстве, поэтому изначально проектировался фургон (две двери в кабине и одна подъемная вверх сзади для доступа к багажнику). Поначалу универсал и рассматривался эдаким застекленным фургоном со вторым рядом сидений для пассажиров.
фотография Москвич 423 универсал
После изготовления опытного образца с кузовом фургон выяснилось, что такой подход, хоть и сулит экономию средств при одновременном освоении в производстве автомобилей с кузовами «фургон» и «универсал», в повседневной эксплуатации вызывает массу неудобств. Так, у трехдверного универсала оказался крайне затрудненный доступ на задний ряд сидений, а в этом случае терялась вся его универсальность. Возникли и другие проблемы при испытании первого универсального варианта «Москвича», например, большую и тяжелую заднюю подъемную дверь посчитали неудобной и опасной в использовании.
Проанализировав недочеты опытной конструкции, специалисты МЗМА очень быстро пересмотрели задание на универсальный «Москвич», который к этому времени получил свой собственный индекс «Москвич-423». Отныне автомобиль стал пятидверным у него появилась еще пара дверей для пассажиров второго ряда, а заднюю подъемную дверь заменили на открывающуюся влево. Что касается унификации получившегося автомобиля с планирующимся к выпуску фургоном, то в этой ситуации решили поступить иначе: теперь не универсал подгонялся под фургон, а для фургона использовались кузовные панели универсала, у которого задний ряд дверей и оконные проемы просто заглушались.
фотография Москвич 423 универсал
Оснащение Москвич-423
Серийный выпуск универсала «Москвич-423» начали в 1957 году, а унифицированного с ним фургона в 1958 году. «Москвич-423» стал первой в СССР серийной машиной с кузовом «универсал». В послевоенных машинах багажнику стали уделять больше внимания, но даже у таких больших автомобилей, как ГАЗ-12 ЗИМ и ЗИС-110, объем багажного отсека оставлял желать лучшего, так как его основную часть занимало запасное колесо. На этом фоне багажное отделение у «Москвича-423», даже при скромных размерах самой машины, было весьма вместительным. Эффект еще больше усиливался, если сложить заднее сиденье (благо такая возможность уже имелась), тогда образовывался грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. Более того, при сложенных задних сиденьях машина могла перевозить 250 кг груза, не считая водителя и его пассажира.
фотография Москвич 423 универсал
фотография Москвич 423 универсал
Чтобы запасное колесо не занимало место в багажнике, конструкторы завода спрятали его в специальную нишу под полом багажного отсека, расположив горизонтально. Это стандартное сегодня практически для всех легковушек решение воспринималось тогда как новаторское. Так как автомобиль с кузовом «универсал» оказался тяжелее «седана», да к тому же предназначался для частых перевозок грузов, задние рессоры у «Москвича-423» сделали шире, чем у базовой модели на 5 мм. Универсал не был полностью избавлен от недостатков. Во-первых, груз фактически всегда находился в салоне, становясь дополнительным источником грязи, пыли и запахов. Во-вторых, объемный кузов требовал более производительной отопительной системы. По этой причине, а также из-за неизбежного при погрузке-разгрузке открытия пятой двери салон быстро выстуживался в морозную погоду. В-третьих, порог торцевой двери находился очень высоко от уровня земли (760 мм), что затрудняло погрузку тяжелых вещей в машину и сильно сокращало проем задней двери, следовательно, не всякую объемную вещь можно было поместить в салон.
фотография Москвич 423 универсал
С 1958 года на заводе базовая модель «Москвич-402» сменилась на «Москвич-407». После внесения в конструкцию изменений, соответствующих новой базовой версии, выпуск универсалов продолжился под наименованием «Москвич-423Н». Прежде всего, изменения свелись к установке на машину нового верхнеклапанного двигателя. Универсал «Москвич-423Н» первых выпусков практически не отличался внешне от более раннего «Москвича-423» и, чтобы распознать новинку, необходимо было заглянуть под капот. Но до конца 1958 года на машинах изменилась форма накладных «гребенок» на выступах задних дверей, а под заводской эмблемой появилась надпись «Москвич». Теперь обновлёный «Москвич-423Н» безошибочно распознавался в потоке других машин.
С 1963 года базовая модель московского завода малолитражных автомобилей еще раз подверглась модернизации. Обновленный автомобиль получил некоторые узлы и агрегаты от готовящейся к производству следующей модели «Москвич-408»: рулевой механизм с маятниковым рычагом, новую переднюю подвеску, тормоза с автоматической регулировкой зазоров. Таким образом, модернизированная малолитражка, получившая наименование «Москвич-403», стала переходной версией между вторым и третьим поколениями «Москвичей». Выпуск универсала продолжился и на основе «Москвича-403», такая модификация получила свой собственный индекс «Москвич-424».
Автомобили «403» и «424», выпускаемые серийно до 1965 года и поставляемые на внутренний рынок, внешне не отличались от предыдущих моделей. По крайней мере, эти отличия были не столь заметны, как на их экспортных модификациях, созданных по заказу «Автоэкспорта».
Фотографии Москвич-423
фотография Москвич 423 универсал
фотография Москвич 423 универсал
фотография Москвич 423 универсал
сочи аренда автомобиля цены
dar-web.ru
Полная реставрация Москвич 423 (44 фото)
Подробный фото отчёт по восстановлению автомобиля Москвич-423.
Умелец Niks Arents из Латвии, отреставрировал советский автомобиль Москвич 423, 1958 года выпуска, предлагаем посмотреть фото процесса реставрации ретро автомобиля.
Москвич-423 — первый советский серийный автомобиль с пятидверным кузовом универсал, выпускался с 1957 по 1963 год. Особенность конструкции: заднее сиденье автомобиля, складывается, образуя грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. При сложенных задних сиденьях, Москвич может перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя.
На фото показано состояние автомобиля на момент покупки.
Далее начался долгий процесс ремонта и реставрации Москвича.
Кузовные работы.
Восстановление заднего моста и подвески.
Восстановили переднюю подвеску и рулевое.
Ремонт двигателя.
Москвич 423, оснащался бензиновым нижнеклапанным двигателем с рабочим объёмом — 1220 см³, мощностью 35 л.с.
Грунтовка и покраска кузова.
Салон перешит.
Результат работы умельца — полностью отреставрированный автомобиль Москвич-423!
Автор реставрационных работ: Niks Arents. Рига. Латвия.
Поделиться в соц. сетях
avto-samodelki.ru
Тип кузова | универсал |
Количество дверей | 5 |
Колёсная формула | 4 х 2 |
Привод | задний |
Количество мест | 5 |
Габариты | |
Длина | 4055 мм. |
Ширина | 1540 мм. |
Высота | 1600 мм. |
Колесная база | 2370 мм. |
Колея передняя/задняя | 1220/1220 мм. |
Снаряженная масса | 1030 кг. |
Клиренс | 200 мм. |
Диаметр разворота | 9,9 м. |
Снаряженная масса | 950 кг. |
Полная масса | 1430 кг. |
Двигатель Москвич-423 | |
Марка | М-402 |
Компоновка двигателя | Передняя, продольная |
Двигатель/система питания | Бензиновый / карбюратор |
Объём двигателя | 1220 см3 |
Число цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Максимальная мощность | 35 л.с. (26 кВт) при 4750 об/мин. |
Максимальный крутящий момент | 71 н*м при 2750 об/мин. |
Диаметр цилиндра | 72 мм. |
Ход поршня | 75 мм. |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Степень сжатия | 7 |
Топливо | АИ-80 |
Подвеска | |
Тип передней подвески | независимая, пружинная, с поперечными рычагами, бесшкворневая, собрана на штампованной поперечине |
Тип задней подвески | зависимая, рессорная |
Амортизаторы | гидравлические, телескопические |
Тип рулевого управления | глобоидный червяк |
Тормоза передние и задние | барабанные |
Динамика | |
Максимальная скорость | 105 км/ч. |
Расход топлива, л город / трасса / смешанный | 11 / 7.5 / 9 л. на 100 км. |
Объём топливного бака | 35 л. |
Размер шин / дисков | 5.60-15 / 4.5 Кх15 |
dar-web.ru