Полоса для разгона и торможения
Известно, что дороги общего пользования подразделяются на категории, точнее, каждая дорога соответствует определенной категории. Соответственно, в зависимости от категории, организация движения на дорогах может отличаться. Чем выше категория дороги, тем «удобнее» и комфортнее движение по ней.
Например на одних дорогах можно встретить разные формы нерегулируемых перекрестков. На других допускаются сквозные перекрестки только со светофорным регулированием, или же допускается только примыкание второстепенной дороги в одном уровне. На самых лучших дорогах мы не увидим ни одного пересечения в одном уровне — там есть дорожные развязки.
Все это многообразие — разная организация движения, но сейчас речь не о категориях дорог, а об одной возможности, которая есть на хороших дорогах: это полоса для разгона и торможения в местах примыкания второстепенных дорог.
Что такое полоса торможения, что такое полоса разгона, и для чего эти полосы нужны.
Полоса торможения
Если имеется полоса торможения, то водитель, намеревающийся повернуть на примыкающую дорогу или территорию, должен сначала перестроиться на эту полосу, и снижать скорость только на ней (на эти действия прямо указывает пункт 8.10 ПДД).
Полоса разгона
Что такое полоса разгона? — это дополнительная полоса в месте примыкания второстепенной дороги (прилегающей территории), предназначенная для набора скорости перед тем, как перестроиться в общий поток машин. Полоса разгона также, как и полоса для торможения, отделяется от основной проезжей части широкой прерывистой разметкой 1.8, но в месте окончания этой полосы устанавливают знак 5.15.5 «Конец полосы».
Если в месте въезда на дорогу имеется полоса разгона, водитель, после поворота, должен сначала двигаться по ней, затем, набрав скорость, перестроиться на соседнюю полосу (на основную проезжую часть), уступая, при этом, дорогу транспортным средствам, которые движутся по этой дороге (эти действия предписывает тот же пункт 8.10 ПДД).
Таким образом, при наличии полосы торможения перед примыканием другой дороги, следует сначала перестроиться на нее, и уже на этой полосе снижать скорость (тормозить) для последующего поворота. При наличии полосы разгона следует сначала повернуть на нее, набрать скорость (разогнаться), и после чего перестроиться на соседнюю полосу (правую полосу основной дороги), уступая движущимся по ней машинам.
Для чего нужна полоса для разгона и торможения
Если в общих чертах, такие полосы организуют с целью поддержания скоростного режима и пропускной способности дорог. А по большому счету, это просто удобно для всех: и тем, кто продолжает ехать дальше прямо, и для тех, кто поворачивает (съезжает или заезжает).
Чтобы безопасно повернуть, перед поворотом всегда нужно снижать скорость. Когда на большой скорости идет плотный поток машин, то снижение скорости в «общей» правой полосе может затормозить общее движение. Едущим сзади придется перестраиваться на соседнюю полосу с целью опережения того, кто снижает скорость для поворота. Это создает лишнюю напряженность.
А когда на дороге есть полоса торможения, тогда те, кому нужно повернуть на примыкающую дорогу или съехать на территорию, например АЗС, как на рисунке, перестраиваются на эту полосу и тормозят уже на ней, не мешая движению основного потока машин.
Также дело обстоит и с полосой разгона. Водитель с примыкающей дороги поворачивает на небольшой скорости в полосу для разгона, разгоняется по этой полосе до скорости потока, и, уступив дорогу попутчикам, перестраивается в общий поток машин, таким образом, не мешая общему движению.
Полосы для разгона и торможения бывают довольно длинными. Это объясняется особенностью участка дороги и его пропускной способностью. На этих полосах на не особо оживленных участках, на которых отсутствует обочина, нередко можно увидеть стоящий по разным (чаще всего, вынужденным) причинам транспорт.
Остановка на полосах для разгона и торможения в нашей стране прямо не запрещена ПДД, но делать это крайне не рекомендуется, поскольку данные полосы предназначены для других целей. На автомагистралях и дорогах, обозначенных знаком 5.3 «Дорога для автомобилей», вообще запрещена остановка вне специально отведенных для этого мест.
Если, все-таки, настала вынужденная необходимость остановиться на одной из этих полос, когда отсутствует пригодная для остановки обочина, то лучше подобрать наиболее безопасное место: на полосе торможения — в самом начале полосы, на полосе разгона — ближе к ее концу. В таком случае ваш автомобиль остается виден другим участникам движения и его не придется внезапно объезжать.
Будьте внимательны за рулем.
Выезд с полосы разгона | AVTONAUKA.RU
Когда на трассе в месте примыкания другой дороги, выезда с территории, с развязки и пр. имеется полоса разгона или дополнительная полоса движения, то это очень удобно. Перед тем, как встроиться в транспортный поток, автомобиль после поворота сначала движется по полосе разгона или дополнительной полосе после перекрестка (развязки), а затем перестраивается в общий поток машин.
В статье Полоса разгона и полоса торможения описаны правила для этих участков, здесь более подробно остановимся на технике выезда с полосы разгона или дополнительной полосы.
Выезд с полосы разгона
В общих чертах автомобиль поворачивает на полосу разгона, набирает скорость (разгоняется) и перестраивается влево, на основную проезжую часть. При этом, осуществляя перестроение, водитель обязан уступить дорогу машинам (транспортным средствам), которые уже движутся по основной дороге (пункт 8.4, 8.10 ПДД).
Выезд с полосы разгона — это, по сути, процесс перестроения одновременно с набором скорости. И когда в этом процессе необходимо уступить дорогу попутчикам, едущим по трассе, вот тут и возникают сложности для выезда.
Рассмотрим одну из ситуаций. Автомобиль движется по полосе разгона, набирает скорость и готовится к тому, чтобы перестроиться на основную проезжую часть.
Рядом, по основной дороге движется поток машин. Это могут быть всего несколько машин, но они движутся в правой полосе таким образом, что нет возможности безопасно встроиться в этот ряд.
Тем временем, наш автомобиль движется, полоса ускорения заканчивается, но перестроиться ему так и не удается — водитель вынужден остановиться, потому что дальше ехать некуда, полоса закончилась. В противном случае, если предпринять попытку нагло перестроиться на основную дорогу, вполне возможно ДТП на слиянии полос.
Теперь водителю придется стоять в конце полосы, и ждать «окно», чтобы безопасно выехать на основную проезжую часть. Но в таком случае потом придется разгоняться очень интенсивно сразу после перестроения, что не всегда удобно.
Иногда бывает так, что такой автомобиль начинает потихоньку «высовывать нос» на правую полосу трассы в надежде, что у кого-то из едущих сзади сдадут нервы и он, опасаясь столкновения с «вылезающим» остановится и пропустит его. В такой ситуации возможны «варианты»: либо соберется пробка, либо произойдет столкновение.
Как избежать попадания в такую ситуацию на выезде с полосы разгона?
На полосе для разгона всегда приходится действовать по тем обстоятельствам, которые диктует правая полоса дороги. Если правая полоса свободна, то можно сразу перейти в разгон с одновременным перестроением, а если по ней едет поток машин, то спешить не нужно, надо подождать пока появится возможность встроиться.
Поэтому, еще на стадии поворота на полосу ускорения (разгона) необходимо оценить обстановку слева на трассе, на подъезде к месту слияния дорог: сколько движется машин, как они далеко, как быстро приближаются. Если машин много, едут быстро, то спешить некуда.
Поворачиваете на полосу разгона, и медленно продвигаетесь вперед, включив указатель левого поворота. При этом постоянно наблюдаете в зеркало заднего вида обстановку на трассе сзади машины. Вслед за вами на выезд может двигаться другой автомобиль, и не один, их может быть много, вас это не должно тревожить.
Не лишним будет быстро повернуть голову и посмотреть на трассу влево-назад. Ловите момент, за кем из едущих можно будет встроиться в поток машин.
Если чувствуете, что не сможете перестроиться безопасно, возможно, машины едут на короткой дистанции друг от дружки, тогда есть смысл остановиться примерно посередине полосы разгона (по обстоятельствам, еще ведь, потребуется место для собственного разгона), и подождать, пока появится «окно». Смотрите назад, на дорогу.
Когда определитесь, за какой машиной можно будет перестроиться, стартуете, затем, следует интенсивный разгон и перестроение. Выключаете указатель левого поворота. Выезд с полосы разгона завершен.
Выезд с дополнительной полосы
Намного чаще в местах примыкания других дорог встречаются участки с дополнительными полосами вместо полосы разгона и полосы торможения. Дополнительные полосы отделяются прерывистой разметкой 1.5, обозначаются знаками 5.15.3 «Начало полосы» и 5.15.5 «Конец полосы», и выполняют, по большому счету, те же функции, что полосы разгона и торможения — это полосы для съезда и въезда.
Но в отличие от полос разгона и торможения, требования к водителям на дополнительной полосе предъявляются как при движении по обычной полосе. Пункт 8.10 ПДД, на дополнительные полосы не распространяется. На доп.полосах действует пункт 8.4 ПДД (правило перестроения).
Техника выезда с дополнительной полосы и перестроения в основной транспортный поток точно такая же, как при движении по полосе разгона. Все, что было описано выше по технике движения по полосе разгона справедливо и для дополнительной полосы в местах примыкания или пересечения второстепенных дорог.
Штраф за то, что не уступил дорогу на выезде с полосы разгона или дополнительной полосы ТС, имеющим преимущество в движении, определяется статьей 12.14 ч.3 КоАП, и составляет 500 р. (или предупреждение, если это первое нарушение) на дату публикации.
Теперь, несколько слов о проезде по трассе мимо участков с полосой разгона либо с дополнительной полосой. Бывалый водитель знает, что когда он проезжает мимо участка с полосой торможения, то за ним через некоторое расстояние последует полоса разгона.
Поэтому, если есть возможность, он всегда перестроится левее, чтобы облегчить другим водителям выезд с полосы разгона. Тем более, если видно, что с прилегающей дороги на трассу пытается въехать другая машина.
Смысл такого решения в том, что нужно освободить правую полосу — перестроиться левее. В результате свободного места на правой полосе становится больше, а общая скорость потока не изменяется. Машины с полосы ускорения или дополнительной полосы беспрепятственно разгоняются и выезжают на основную проезжую часть.
Это обычная водительская взаимовежливость, в результате которой выигрывают все. Аналогично ситуации с движением в пробках, описанного в статье В пробках все равны. Уступите вы — уступят и вам.
Будьте внимательны за рулем.
Почему выезжающий на МКАД почти всегда рискует. О полосах то ли разгона, то ли торможения
Выезд на кольцевую дорогу — это почти всегда приключение, иногда — с очень неожиданными последствиями. Замедление трафика, массовые перестроения, резкие остановки… Неудивительно, что часто аварии на МКАД происходят возле развязок. Типичных сценариев поведения в таких ситуациях несколько. В очередном выпуске «Разборов…» пытаемся вспомнить основные и предложить контрмеры.
На кольцевой совмещены два взаимоисключающих типа движения
Одно из первых серьезных происшествий в 2019 году в Минске случилось как раз на МКАД, которая продолжает считаться самой аварийной дорогой в городе. Напомним, Peugeot 406 выехал за пределы проезжей части и врезался в столб. По данным ГАИ, в салоне находился ребенок (2008 г. р.), который не был пристегнут ремнем безопасности. Водителя и ее сына госпитализировали.
— У меня есть предположение, что могло произойти в той ситуации, — высказывает свою версию Юрий Краснов. — Рядом находится выезд на МКАД, и это ключевой фактор. Возможно, водителя Peugeot своими действиями кто-то напугал, она резко затормозила, автомобиль занесло и…
Конечно, можно в очередной раз рассуждать об уровне мастерства водителей, но какой смысл? Машина сейчас стала прибором массового потребления, как чайник или микроволновка. За рулем оказываются водители с разной степенью реакции и навыками контраварийного вождения.
Следовательно, нужно менять условия дорожного движения, а не людей. Иначе все останется по-прежнему, как аргументы в комментариях.
В развитых странах подобные дорожные конфликты исключают и минимизируют на уровне проекта. В частности, канализируют выезды/съезды с трасс. Это позволяет набрать скорость или замедлиться, не создавая опасности для себя и окружающих.
На минской кольцевой дороге развязки в большинстве своем вроде бы схожие, но полосы разгона и торможения — очень разные. Где-то чересчур короткие, где-то достаточной для набора скорости протяженности. Где-то узкие, где-то широкие… Словом, нужно еще знать условия «местности».
— Я даже не знаю, как эти полосы корректно называть — то ли они для разгона, то ли для торможения. Ведь по сути совмещены два взаимоисключающих типа движения, — недоумевает ведущий рубрики. — А в ПДД как сказано? При необходимости поворота и наличии полосы торможения на нее следует перестроиться и только потом снижать скорость. Но как выполнить данное требование, если там находятся машины? Возникает диссонанс.
«При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость движения только на ней» (пункт 70 ПДД).
Развязки клеверного типа, в свое время так полюбившиеся белорусским проектировщикам, на Западе обычно используются на дорогах с небольшой интенсивностью. Все недостатки «клеверов» на МКАД хорошо заметны в часы пик: два потока (съезжающий и выезжающий) соединяются в одной точке, возникает затор, а если еще кто-то попадет в ДТП…
Казалось бы, при чем тут Ohotnick…
— Вспоминается гнев приснопамятного участника форума под ником Ohotnick, который возмущался тем, что на МКАД люди не умеют разгоняться, — садится за руль Юрий Краснов. — Очевидно, что он опытный водитель, хорошо знает особенности развязок и водит более-менее резвый автомобиль.
Но кто сказал, что все такие молодцы-огурцы?
Изучая обстановку на кольцевой, как раз попадаем в ситуацию, когда не можем разогнаться до нужной скорости из-за грузовика. Впереди движется «Газель» с номерами Брестской области. Нагнав машину, мы вынуждены снимать ногу с педали газа.
— Чересчур робкое поведение водителя при выезде на скоростную дорогу может свидетельствовать о его неопытности, — замечает ведущий «Разборов…». — При обучении курсантов обратил внимание, что многие новички боятся разгоняться. Их чуть ли не силой заставляешь давить на педаль газа. К сожалению, в автошколах не всегда уделяют достаточно времени движению со скоростью 60 км/ч и более и умению интенсивно разгоняться, а это обязательное условие для МКАД.
Другая крайность — когда автомобилист сразу сигает из полосы разгона в крайний правый ряд. Это уже создает опасность для движущихся по кольцевой дороге. Подобный случай мы разбирали с Виталием Жуковским: Opel неосмотрительно выехал перед внедорожником, водитель которого мастерски избежал столкновения на мокрой дороге, но не удержался и стал «учить».
Именно на развязке МКАД — Тимирязева, где и произошел данный конфликт, часто регистрируются массовые аварии. Причинами становятся перестроение, резкое торможение или внезапная остановка автомобиля. Это обусловлено в том числе особенностями участка кольцевой: рядом расположены три съезда/выезда — к микрорайону Масюковщина, на ул. Тимирязева и на пр. Победителей.
Достаточно понаблюдать за потоком пять минут, чтобы понять — движение там носит хаотичный характер. Одни замедляются, другие ускоряются. Кто-то перестраивается, кто-то «шарахается»…
Вот еще характерный маневр: несколько водителей на наших глазах вместо перестроения с полосы разгона в крайний правый ряд продолжали движение прямо, нарушая требование разметки. Возможно, они считают это более рациональным, чем перемещаться туда-сюда, но это может быть неожиданным для окружающих.
— Поэтому при выезде на МКАД приходится следить за теми, кто едет по главной дороге, — считает ведущий рубрики. — Иначе можете быть признаны виновным в ДТП. Помните, пару лет назад на развязке с Долгиновским трактом женщина на Renault спокойно выезжала на кольцевую и в нее врезался грузовой автомобиль, двигавшийся по полосе разгона? Предварительно виновным назвали именно водителя легковушки.
Разница в скоростях и неожиданные перестроения провоцируют на резкие действия других водителей. Происходит цепная реакция, итогом которой также становятся массовые ДТП.
— Как это обычно бывает, водитель перестраивается из полосы разгона в крайний правый ряд. Другой вынужден резко смещаться левее, а там еще кто-то едет и тоже импульсивно дергает руль, — описывает типичные обстоятельства Юрий Краснов.
Но даже если вы при выезде на МКАД стараетесь действовать внимательно, выгадываете возможность для перестроения, всегда остается риск нарваться на малопредсказуемые действия других автомобилистов.
На развязке МКАД — Тимирязева перед нами складывается следующая ситуация: движемся по полосе разгона (длина достаточная, хотя можно было бы и больше), чуть впереди — Volkswagen. Слева появляется Hyundai, которому нужно съехать с кольцевой.
— Логично было бы перестроиться за Caddy, но водитель Accent почему-то решает влезть перед ним, — замечает ведущий «Разборов…». — И себя поставил в неудобное положение (вдруг полоса бы закончилась и он не успел выполнить маневр?), и водителю «каблучка» помешал разогнаться.
«Некоторые не понимают, что надо помогать друг другу, особенно в условиях недостатков организации дорожного движения. Во время обучения такие люди проявляют себя. У них иное мышление, нежели у большинства»
— При съезде с МКАД я советую пропускать разгоняющихся и перестраиваться за ними, — рекомендует Юрий Краснов. — Идеальный алгоритм такой: при приближении к нужной развязке пораньше сбросить скорость и предупредить задних водителей кратковременным нажатием на педаль тормоза — чтобы загорелись стоп-сигналы. Повторить несколько раз и тем самым проинформировать остальных: мол, это было не случайное/ошибочное нажатие, а готовится маневр.
К сожалению, так действуют не все. Порой водитель умышленно движется с высокой скоростью, не думая замедляться, хотя ему предстоит поворот. До последнего едет параллельно автомобилю, который усиленно разгоняется, — как говорится, ни себе, ни людям…
— А полоса разгона быстро заканчивается, упустишь момент — и пиши пропало, — негодует ведущий рубрики. — В Германии ПДД разрешают в полосе разгона набрать скорость выше, чем по основной дороге. Но на нашей МКАД такое разве возможно?
Изгиб дороги желтый…
Разные условия для разгона на МКАД — также фактор аварийности. Например, на съезде на ул. Байкальскую этот карман узкий. На развязке с пр. Независимости полосы под путепроводом короткие, хотя на самом проспекте — достаточной длины. А прямо в ряду пр. Дзержинского, служащем для выезда на кольцевую, установлен остановочный пункт…
Юрий Краснов обращает внимание еще на одну особенность: на местных проездах, ведущих к МКАД, где-то есть знак одностороннего движения, а где-то нет. Если водитель не местный, то может запутаться. Пример? Пожалуйста…
Во время изучения обстановки на кольцевой дороге ведущий «Разборов…» попытался набрать скорость на полосе разгона (там, где они более-менее достаточной длины). Обычный «бюджетник» с двигателем в 1,6 литра разгонялся в лучшем случае до 70 км/ч. Заметим, в автомобиле кроме водителя находилось трое пассажиров.
Лишь однажды удалось развить скорость до 90 км/ч. Правда, двигатель выдавал высокие обороты — на второй передаче пришлось ехать 80 км/ч. «Не каждый на это пойдет, причем по разным причинам: экономия топлива, забота об автомобиле, просто страх», — заключает эксперт.
— При выезде на МКАД, с одной стороны, очень многое зависит от уровня взаимодействия с остальными водителями, — подытоживает Юрий Краснов. — С другой — есть слишком много сопутствующих факторов, которые невозможно исключить. Все-таки МКАД — это специфическая дорога. Плотность как на городской улице, а скорость — существенно выше, и это надо учитывать.
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
Правила перестроения и полоса для разгона — Реальные примеры
Правила перестроения на дороге
Доброго времени суток, уважаемые читатели. Все водители и многие пешеходы слышали о том, что на дороге действует так называемое правило «помехи справа», это наиболее часто встречающееся правило на дороге. Оно действует в момент перестроения и в момент разгона по специально отведенной полосе!
Причем каждый трактует это правило по своему. Например, многие считают, что нужно уступать дорогу всем автомобилям приближающимся справа не зависимо от других условий, что, конечно же, в корне не верно.
В этой статье разберемся в том, что же такое на самом деле «помеха справа» и правила перестроения на дороге.
Правило «помехи справа» применяется в двух ситуациях: при одновременном перестроении на дороге и при движении на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где очередность проезда не оговорена правилами. По сути, правило «помехи справа» это последнее (а не первое) правило, которое нужно применять на дороге. Последнее не в том смысле, что его не нужно знать, а в том, что применяется оно после других правил.
Кстати, такого понятия, как «помеха справа» в правилах дорожного движения вообще нет.
Одновременное перестроение
В правилах дорожного движения про перестроение говориться следующее:
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Рассмотрим все по порядку, т.к. случаев перестроения может быть множество.
1. Вы едете по своей полосе, а автомобиль перестраивается с соседней полосы. Уступать ему Вы не обязаны, не зависимо от того, движется автомобиль справа от Вас или слева. Можете сделать это только по собственному желанию. Правило «помехи справа» не действует.
2. Вы хотите перестроиться на соседнюю полосу. Другие автомобили не перестраиваются. В этом случае придется подождать, пока автомобили на соседней полосе не закончатся. Правило «помехи справа» не действует.
3. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится слева от Вас. Автомобиль на левой полосе также выполняет перестроение. По правилам дорожного движения, во время одновременного перестроения дорогу должен уступить тот водитель, автомобиль которого находится слева т.к. у него действует правило помехи справа! причем это не зависит от того, куда перестраивается он. Хотя в данной ситуации Вы имеете преимущество, ломиться на левую полосу с криком «Ура! Правило помехи справа действует!» не стоит. Лучше немного подождать и убедиться, ситуации могут быть разные.
Обобщенные правила перестроения
На основе всего вышесказанного можно получить обобщенные правила перестроения:
1. Если я не перестраиваюсь, то и уступать никому не должен.
2. Если я перестраиваюсь направо, то уступить дорогу должен всем.
3. Если я перестраиваюсь налево, то меня должны пропустить только те кто выполняет маневр.
Полоса для разгона
Выезд с полосы для разгона ставит в тупик многих автовладельцев. Все не так сложно если разобраться, разберем 2 ситуации.
Рассмотрим ситуацию №1. Водитель красного автомобиля планирует выехать с полосы для разгона, водитель серебряного автомобиля движется прямо и не совершает никаких маневров. В данной ситуации водитель красного авто должен уступить дорогу.
Рассмотрим ситуацию №2. Водителю серебряного автомобиля запрещено продолжать движение т.к. для него действует правило помехи справа при одновременном перестроении. Водителю красного авто разрешается беспрепятственно выехать с полосы для разгона.
Так кто должен уступить дорогу на полосе для разгона? При одновременно перестроении дорогу уступают автомобилю который находится на полосе для разгона.
Очень важные моменты которые многие забывают.
При затруднённом разъезде, преимущество имеет тот, кто движется на подъем!
полоса для разгона не входит в перекресток и не считается им, но тут действует помеха справа