Остановка на трамвайных путях – «Когда можно стоять на трамвайных путях есть ли, исключение?» – Яндекс.Знатоки

Правила проезда перекрестков с трамвайными путями

Трамвай на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В десятой статье серии «Правила проезда перекрестков» речь вновь пойдет о проезде перекрестков, на которых расположены трамвайные пути и организовано движение трамваев.

В предшествующей статье речь шла о выборе правильного положения перед перекрестком, а также рассмотрены перекрестки, регулируемые регулировщиком. Сегодня речь пойдет о других вариантах перекрестков:

Напомню, что на перекрестках с трамвайными путями, как и на любых других, необходимо занять правильное положение на проезжей части. Причем в некоторых случаях автомобиль должен находиться прямо на трамвайных путях.

Трамвайные пути на перекрестке, регулируемом светофором

Регулируемый перекресток

В данном случае проезд перекрестка регламентируется пунктом 13.6 правил дорожного движения:

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

В большинстве случаев на перекрестках, регулируемых сигналами светофоров, преимущество имеют рельсовые транспортные средства, т.е. трамваи.

Единственное исключение из этого правила — ситуация, когда трамвай поворачивает под включенную в дополнительной секции зеленую стрелку одновременно с красным или желтым сигналом. В этом случае преимущество имеют водители автомобилей. Именно такая ситуация изображена на рисунке выше, где трамвай уступает дорогу синему и белому автомобилям.

Обратите внимание, если автомобиль и трамвай движутся с разных направлений (как на рисунке выше), то водитель машины не может определить, едет трамвай на зеленый сигнал в дополнительной секции или на обычный зеленый сигнал.

Если рассмотреть ситуацию с другой стороны и оценить последствия ДТП для водителя трамвая и водителя автомобиля, то становится очевидно, что водитель автомобиля всегда в проигрыше, т.к. автомобиль из-за своего малого веса получает значительные повреждения. Пример такого ДТП представлен на видео:

Единственный вывод, который можно сделать из всего вышесказанного — на перекрестках, регулируемых светофорами, следует всегда уступать дорогу трамваю, который начал движение.

Неравнозначный перекресток с трамвайными путями

Проезд нерегулируемых неравнозначных перекрестков с трамвайными путями описывается сразу несколькими пунктами правил дорожного движения. Для начала рассмотрим все указанные пункты:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

На основе приведенных пунктов можно сделать следующие выводы:

1. Если трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге, а Ваш автомобиль по главной, то трамвай должен уступить дорогу автомобилю. Ситуация приведена на рисунке ниже, где трамвай уступает дорогу оранжевому автомобилю, находящемуся на главной.

Замечу, что водитель трамвая, которому вскружил голову огромный вес его транспортного средства, может и не захотеть уступать дорогу Вашему «малюсенькому автомобильчику». Так вот, в этом случае под трамвай лезть не следует, даже если Вы полностью уверены, что при последующем разборе ДТП правда будет на Вашей стороне.

Неравнозначный перекресток

2. Во всех ситуациях, кроме описанной выше, трамвай на неравнозначном перекрестке имеет преимущество перед автомобилями, поэтому ему следует уступить дорогу.

Равнозначный перекресток с трамвайными путями

При проезде нерегулируемых равнозначных перекрестков с трамвайными путями применяются пункты 13.11 и 13.111 правил дорожного движения:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

В данном случае водители автомобилей должны уступать дорогу абсолютно всем трамваям, с которыми пересекаются их траектории.

Равнозначный перекресток

Обратите внимание, с 8 ноября 2017 года начал действовать пункт 13.111 ПДД, относящийся к равнозначным перекресткам с круговым движением. На таких перекрестках трамвай должен при въезде на перекресток уступить дорогу автомобилям, движущимся по кругу.

Ну а в следующей статье серии рассмотрен выбор правильного места для остановки перед перекрестком.

Удачи на дорогах!

«Трамвайная остановка, на которой возникает когнитивный диссонанс»

В центре внимания сегодняшнего выпуска «Разборов…» оказалась трамвайная остановка, а точнее две. Вроде бы ничего особенного — установлены знаки, нанесена разметка, но многие водители с ходу не понимают, нужно ли притормаживать, например, если к островку подъезжает трамвай. Водитель Lada до последнего момента был уверен, что нет. Однако его остановили сотрудники ГАИ и привлекли к ответственности. Разбираемся в неоднозначном случае.

Водитель: «Меня предупреждали о ГАИ, но я ехал спокойно, думая, что ничего не нарушаю…»

Остановки, о которых пойдет речь, расположены между ст. м. «Тракторный завод» и универмагом «Беларусь». Рядом — стадион «Трактор» и парк 50-летия Октября. Место не очень оживленное, однако именно здесь можно увидеть сотрудников ГАИ, которые пристально наблюдают за трамвайной остановкой. В этом мы сами убедились во время «Разборов…».

— В конце апреля ехал по улице Долгобродской (со стороны Серебрянки в направлении центра города), — рассказывает Владимир, водитель Lada Vesta. — Встречные водители моргнули дальним светом фар, предупреждая, что впереди автомобиль ГАИ. Я ехал спокойно, как мне казалось, ничего не нарушал, поэтому особо не беспокоился.

По его словам, он обратил внимание на трамвай, который двигался в попутном направлении, но не придал этому значения:

— Он поравнялся со мной, «аварийка» у него была включена. Из трамвая вроде бы никто не выходил. Я спокойно проехал дальше, притормозив перед «спящим полицейским». Затем услышал требование об остановке из автомобиля ГАИ, который проследовал за мной.

Водителю объяснили, что, не остановившись перед трамвайной остановкой, он нарушил требование ПДД, точнее — п. 120. Инспекторы напомнили: перед островком установлен знак «Остановочный пункт трамвая», и это не просто информация к размышлению, а посыл к прямому действию, то есть к остановке.

П. 120 ПДД: «Водитель должен остановиться, уступив дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановочном пункте маршрутному транспортному средству либо от него (со стороны дверей), если посадка (высадка) пассажиров производится с проезжей части дороги или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только после закрытия дверей маршрутного транспортного средства и выключения на нем аварийной световой сигнализации (светового указателя правого поворота)».

Владимир вину признал, штраф в 1 б. в. (сейчас — 25,5 рубля) оплатил. Но по-прежнему недоумевает: «На этой остановке есть островок, „спящий полицейский“, пешеходный переход… Я был полностью уверен, что люди направляются к тротуару через „зебру“, а не напрямую по проезжей части. Если бы пешеходы ожидали на тротуаре, то вопросов нет: я бы остановился у разметки, пропустил…»

Как объясняет водитель Lada, у него, как и многих других минских автомобилистов, сложился следующий образ: если остановочный пункт трамвая имеет ряд конструктивных элементов (а не как раньше только разметку), то останавливаться необязательно. Ведь пассажиров направляют к переходу, чтобы они пересекали дорогу безопасно и в одном регламентированном месте.

Это, конечно, заблуждение, но оно имеется у многих автовладельцев.

— На улице Якуба Коласа, через которую тоже проложена трамвайная линия, ситуация аналогичная, с одним но: там установлено ограждение, хотя знак «Остановочный пункт трамвая» тоже имеется (правда, установлен на островке). Там останавливаться тоже нужно? — задает резонный вопрос Владимир.

Изучаем ПДД. Останавливаться надо, даже если есть ограждение?

Пытаемся разобраться в том, что говорят ПДД. В п. 120 пешеходам косвенно разрешают направляться через проезжую часть к трамваю, находящемуся на остановке. Хотя сам пункт сформулирован как запрет для водителей. Такая вот казуистика…

В то же время есть п. 23, который позволяет садиться в транспорт с тротуара или обочины, правда, при отсутствии посадочной площадки. А в данном случае она есть.

П. 23.1 ПДД: «Пассажир обязан осуществлять посадку (высадку) только после полной остановки транспортного средства с посадочной площадки, а в случае ее отсутствия — с тротуара или обочины»

Еще интересный момент касается статуса человека, садящегося в трамвай или выходящего из него. В какой момент он становится пешеходом/пассажиром? Тоже хороший вопрос…

Юрий Краснов замечает, что водителю Lada запросто могли вменить п. 121 ПДД, по которому в зоне остановки запрещено опережать трамвай с включенной «аварийкой».

П. 121 ПДД: «Запрещается опережать движущийся трамвай, у которого включена аварийная световая сигнализация (световой указатель правого поворота), в зоне остановочного пункта трамвая, обозначенной дорожным знаком „Остановочный пункт трамвая“ и (или) горизонтальной дорожной разметкой 1.17.2».

Вывод такой: вне зависимости от того, установлено или нет ограждение, водителям попутных автомобилей нужно останавливаться, если у трамвая, подъезжающего к остановке, включена «аварийка». Хотя это, конечно, звучит в контексте некоторых ситуаций (как на улице Якуба Коласа) порой абсурдно.

Возникает ощущение, что ПДД не успевают за дорожной инфраструктурой, которая в Беларуси хоть и развивается, но крайне медленно. Вот в какие пункты нужно вносить изменения!

ГАИ: водители претензий к организации дорожного движения не высказывают

По нашим наблюдениям, каждый второй водитель при подъезде к остановке трамвая с включенной «аварийкой» притормаживает. Остальные проезжают без остановки.

Пассажиры трамваев на этих остановках выходят редко. Вокруг парк и особых точек притяжения нет. Те, кто все же выходят, направляются к пешеходному переходу или к широкому «спящему полицейскому», на котором нанесена разметка, как на «зебре».

Примечательный нюанс, на который обращает внимание Юрий Краснов: «С одной стороны зона остановочного пункта „упирается“ в газон, то есть пассажиры трамвая туда вряд ли направятся, а скорее пойдут к переходу. С другой — размещен высоковатый бордюр, который может служить преградой для пешеходов. В таком случае не проще ли было бы конструктивным способом направлять людей туда, куда они и так идут?»

Когда мы присутствовали на месте «Разборов…», стали свидетелями характерной картины. Недалеко от остановки заняли позицию сотрудники ГАИ. Инспекторы прождали недолго: буквально через несколько секунд заметили водителя BMW, который не остановился, несмотря на моргающий «аварийкой» трамвай.

Включились спецсигналы, и через несколько минут водитель автомобиля давал пояснения. Владимир вздыхает: «Прямо как в моем случае…»

— Пообщался с инспекторами, — говорит Юрий Краснов, который оперативно проследовал за служебной машиной ГАИ. — Они сообщили, что останавливали тут немало водителей. Объяснения стандартные: задумался, торопился. Удивительно, что претензий к организации дорожного движения никто еще не высказывал.

По мнению ведущего «Разборов…», говорить о нарушениях со стороны сотрудников ГАИ нельзя. Они действуют формально, но в рамках полномочий. Другое дело, что у многих водителей, учитывая контекст, возникает когнитивный диссонанс.

«Они видят „спящий полицейский“, пешеходный переход и распознают это как уже типовое решение, при котором не требуется останавливаться»

Сомнения недопустимы. Они влекут аварийные ситуации

То, что пешеходы — пассажиры трамвая появляются в этом месте редко, является лишь дополнительным фактором риска. Когда водители не готовы к появлению человека, его выход на проезжую часть становится неожиданностью. Как поведут себя автомобилисты? Да, есть «спящий полицейский», вынуждающий притормозить, но если кто-то решит выйти раньше?

— Пожалуй, это единственное место в Минске с трамвайными остановками, на которых водители теряются, — считает Юрий Краснов. — Честно сказать, я не могу дать однозначный ответ, обязан пешеход идти к переходу или может выходить на проезжую часть.

Как бы то ни было, путаница и сомнения недопустимы на дороге. Вкупе они влекут предпосылки к аварийным ситуациям. После сегодняшней статьи многие наверняка будут осторожны и остановятся. Но ведь по улицам ездят те, кто не увидит публикацию…

Ведущий «Разборов…» вспоминает, что похожая проблема была возле площади Змитрока Бядули. Но там установили ограждение, и ситуация сразу нормализовалась. Напрашивается такое же решение и здесь, тем более что сейчас в городе активно устанавливают ограждения посередине проезжей части. Почему же на улице Долгобродской забыли?


— Судя по словам Владимира, он опасности для окружающих не представлял, хотя формально ПДД нарушил, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Водители в любом случае снижают скорость, поскольку тут расположены искусственные неровности. Очевидно, требуется изменение обстановки, которая вводит в заблуждение. Чтобы у автомобилистов не возникало сомнений: нужно или нет уступать дорогу пассажирам трамвая.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Трамвайные остановки – Варламов.ру – ЖЖ

? LiveJournal
  • Find more
    • YOUR 2019 IN LJ
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • YOUR 2019 IN LJ
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
varlamov.ru — 1 position in common rating Subscribe
Log in
No account? Create an account

Где ожидать трамвай? (остановки в Москве)

Скажите пожалуйста, есть ли правила, где ожидать трамвай, если трамвайные пути проложены посредине дороги, на возвышении. Пример — пр-т Буденного в Москве.
Дело в том, что у меня в памяти из далекого прошлого сидит одно правило, а в современном ПДД и ГОСТ я нахожу другое.

Правило в моей памяти
Если табличка трамвайной остановки висит над дорогой (над проезжей частью или над рельсами), то нужно ожидать на середине дороги, возле рельс.
Если табличка висит на обочине (на столбе или павильоне), то нужно ожидать на обочине, и только когда трамвай остановится, выходить на дорогу для посадки.
Здесь табличкой я называю белую табличку с номерами маршрутов. Она не является дорожным знаком.
Что это за правило: народная молва / раньше существовало / глюк моего воображения?

В ПДД на сегодняшний день
Для пешеходов:
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

Для водителей:
14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Здесь получается, что на Буденного ожидать трамвая пешеходы могут и на середине дороги, на приподнятой ее части, и на обочине. После остановки трамвая с обочины можно выходить на дорогу, садиться в трамвай. При высадке — сразу уйти на обочину.
Для водителя это означает, что при остановке трамвая нужно остановится и пропустить пассажиров. Хотя рельсы и приподняты, но все равно нужно останавливаться. Я правильно это понимаю, как считаете?

В ГОСТ на сегодняшний день
Согласно ГОСТ Р 52289-2004 (п. 5.6.23, стр. 19),
5.6.23 Знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», 5.17 «Место остановки трамвая» и 5.18 «Место стоянки легковых такси» применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси.
Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог.
Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем или на самостоятельной опоре.
Знак 5.17 устанавливают справа от проезжей части при расположении трамвайных путей посередине проезжей части или слева от проезжей части с односторонним движением.
Дублирующий знак 5.17 устанавливают:
— при наличии приподнятой посадочной площадки, расположенной вдоль трамвайных путей — в начале этой площадки;
— без посадочной площадки на дорогах с двумя или более полосами движения в данном направлении — над левой полосой.
При необходимости указания протяженности одного или нескольких расположенных друг за другом остановочных пунктов допускается применять знак 5.16 с табличкой 8.2.1. Знак при этом устанавливают в начале первого остановочного пункта.
Информацию о маршрутах указывают в соответствии с ГОСТ 25869 (В том ГОСТ говорится о белых табличках с номерами маршрутов и интервалами их движения. Но там уже не идет речь о водителях и пешеходах).

3.4 знак дублирующий: Знак, установленный в том же поперечном сечении дороги, что и основной знак, служащий для повышения надежности восприятия информации участниками движения.

Когда НЕ надо пропускать пешеходов: ru_auto — LiveJournal

Блин, интересная все же книга – ПДД!
Продолжая тему про обособленные трамвайные пути http://ru-auto.livejournal.com/31096390.html, я осознал, что далеко не всегда нужно останавливаться, если на дороге завиднелся пешеход.

1. Простой случай. Разделительная полоса – широкий газон.
2. Усложненный случай. Обособленные трамвайные пути посередине дороги.
3. Путаный случай. Высадка пассажиров из трамвая на обособленных трамвайных путях. UPD. Тут даже водители сомневаются, как рассматривать: высадка на проезжую часть или нет. Поэтому пока убираю.
4. Спорный случай. Разделительная полоса – асфальтированная, выделенная с помощью разметки 1.2.1.


См. определения и правила из ПДД в конце поста.

Случай 1. Все понятно: пешеходы должны переходить дорогу поэтапно, от обочины до разделительной полосы, потом до следующей обочины/разделительной полосы. Автомобили должны останавливаться, только если пешеход переходит именно эту проезжую часть.

Случай 2. Следуя определениям из ПДД, обособленные трамвайные пути – есть разделительная полоса. Поэтому, если пешеход переходит встречную проезжую часть, останавливаться – не надо. (На разделительной полосе не хватает знаков 5.19.2, требуемых по ГОСТ.)

Случай 3. Тут путано, но, получается, что если трамвайные пути на возвышении, то трамвай высаживает пассажиров НЕ на проезжую часть. Следовательно, пешеходы должны дойти по трамвайным путям до ближайшего пешеходного перехода, и там перейти по правилам. А водители не должны останавливаться, даже если трамвай открыл двери. Многие водители и пешеходы этого не знают и нарушают ПДД.
Если трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью, то пропускать пешеходов при посадке/высадке – необходимо.

Случай 4. Следуя определениям из ПДД, асфальтированная разделительная полоса – тоже именно разделительная, а не резервная, как считают водители «скорых» и АМРов.
Но тут уж точно, если ДПСник увидит, что я не пропустил пешеходов, переходящих встречную проезжую часть, у нас завяжется долгий спор. Тем не менее, я был бы рад услышать аргументы, что водители должны пропускать и пешеходов на встречной проезжей части.

UPD. Для Вешняковской это звучит необычно, но ровно та же ситуация — на Севастопольском. Благодаря защитным заграждениям на разделительной полосе это уже выглядит по-другому. Кстати, на разделительной полосе не хватает знаков 5.19.2, требуемых по ГОСТ.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и5.19.2.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

14.1. Водитель транспортного средства приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Трамвай быстр, но опасен для жизни — Российская газета

Сколько людей пострадало под колесами автомобилей, не успев зайти или едва выйдя из трамвая? Неосторожный шаг и… Трамвайные остановки сегодня — зона повышенного риска. Кто из водителей замечает маленький белый квадратик — знак остановки, болтающийся где-то над дорогой? А если дождь? Снег? Знака тогда вообще не видно.

 

Дальше — больше. Общественное мнение все больше склоняется к мысли, что трамваю — самому неуклюжему виду городского транспорта — уже не место в городе. И даже исключительная экологичность этих родственников троллейбусов не перевешивает недостатков. В результате, администрации многих российских городов постепенно избавляются от рельсов и на главных, и на второстепенных улицах.

Последняя остановка

В прошлому году в России случилось около 300 тысяч дорожно-транспортных происшествий, количество погибших приблизилось к 40 тысячам. Сколько из них сложило головы на трамвайных остановках? Этого не знает никто, просто не считали. Лишь отрывочные данные. Однако газеты «трамвайных» городов пестрят печальными заметками.

…Петербург. В результате наезда автомобиля на трамвайную остановку пострадали несколько человек. Двух женщин в тяжелом состоянии доставили в больницу. Одна из них в шоковом состоянии, другая — учительница — помнит лишь сильный удар в спину. Ее историю поведали врачи: «Она уже занесла ногу на ступеньку трамвая, и вдруг…»

…Екатеринбург. Водитель джипа не справился с управлением, и автомобиль вылетел на трамвайную остановку. Пострадала женщина. С черепно-мозговыми травмами она госпитализирована в больницу.

…И снова Петербург. «КамАЗ» наехал на горожан, которые находились на проезжей части около стоявшего на остановке трамвая. Пострадали три человека.

Почему трудно поменять знаки

Подобных историй множество.

Существуют ли безопасные остановки?

«Рогатые», как известно, стучат колесами по самой середине улиц. Так исторически сложилось. Исторически сложилось и два вида трамвайных остановок.

Самые безопасные — когда место посадки- высадки пассажиров огорожено, а подойти к нему возможно по подземному переходу. Так, например, оборудовано несколько трамвайных остановок на Ленинградском проспекте Москвы. Но вот загвоздка: сооружение безопасной остановки — безумно дорогое удовольствие. Поэтому их в городах России единицы. За границей же таких остановок — большинство.

Чаще всего пассажир ожидает трамвай на тротуаре или обочине дороги.

Вот долгожданный вагон подъехал. Понаблюдайте в «час пик» — народ, не оглядываясь по сторонам, бежит через дорогу. Большинство «трамвайных» происшествий — результат именно этих внезапных «пешеходных атак».

В Правилах дорожного движения пункт 14.6. гласит: «Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней».

Все вроде бы просто и понятно. Но:

— многие пассажиры предпочитают ждать трамвай прямо на проезжей части. Как иначе втиснешься в переполненный вагон?

— водитель авто, следующий за трамваем или параллельным курсом с ним, не всегда точно понимает, с какой целью остановился трамвай: то ли у него здесь остановка, то ли просто притормаживает. Ведь таблички с обозначением остановки, как уже отмечалось, болтаются где-то под небесами. Вот посреди улицы идет трамвай, вдруг резко останавливается, и из его недр начинают вываливаться пассажиры прямо под колеса машин. Только успевай ударять по тормозам!

Поэтому водители очень недолюбливают трамваи и стараются не ездить с ними параллельно.

Вам не страшно?

На этот вопрос трамвайные пассажиры отвечают, как правило, однозначно: «Да, страшно».

А число наездов на пешеходов на трамвайных остановках растет. И бороться с печальной статистикой обязано все же ГИБДД.

Но когда эту мысль я озвучивал автоинспекторам, те морщили лбы и качали головами:

— Ожидать трамвай положено на тротуарах или на обочине. Единственное, что мы можем, это самых непонятливых и торопливых штрафовать.

— А обозначить трамвайную остановку по-другому — более заметно? — настаивал я.

— Так и эта по правилам…

А вот как отвечал на вопрос автолюбителей о невнятных знаках трамвайных остановок в 2006 году генерал-майор Сергей Казанцев, руководивший московской Госавтоинспекцией: «любой знак — он должен быть понятен и виден для участников дорожного движения. Мы выйдем с предложениями по данному вопросу». Увы — положение пока не изменилось.

Почему трудно поменять знаки?

комментарии

Потому что мы вместе с другими развитыми странами подписали еще в 1968 году в Вене конвенцию, в которой записано: «Договаривающиеся стороны признают, что единообразие дорожных знаков, сигналов и обозначений и разметки дорог в международном плане необходимы для облегчения международного дорожного движения и повышения безопасности на дорогах».

В конвенцию включены и знаки, обозначающие автобусную (Е-19) и трамвайную (Е-20) остановки. Они одинаковые и в Лондоне, и в Екатеринбурге, и в Москве, и в Берлине.

Другое дело, что в европейских странах безопасных остановок большинство и обозначения их, честно говоря, особой роли не играют.

И все-таки выход есть. Хотя бы в том, как предлагают читатели «РГ», чтобы установить на обочинах дорог (или столбах) напротив трамвайных остановок яркие светящиеся щиты. И пусть это будут недорогие, с подземными переходами остановки, но внимание водителей такие яркие щиты все равно привлекут. Пока же стоит еще раз повторить для водителей (особенно неопытных, их много) несколько простых советов от инструкторов автошкол:

1.Если вы следуете за трамвайным вагоном или рядом с ним, внимательно смотрите вперед и чуть вверх — знак «трамвайная остановка» тогда можно быстрее заметить;

2.Знак может отсутствовать, поэтому сбавляйте ход при каждом замедлении движения трамвая. В любую секунду на дороге перед вашим бампером может оказаться пассажир, либо бегущий к трамваю, либо выскакивающий из него.

Посадочные площадки у рельсов: monteklever — LiveJournal

Продолжаем подробнее расписывать наши предложения по пилотному проекту для трамвая № 5. Сегодня речь пойдёт о переносе посадочных площадок от бордюра к рельсам. Например, как не так давно сделали на ул. Ленина в Перми (http://maps.yandex.ru/-/CVVpENpJ):

Практика расположения трамвайных остановок у рельсов — довольно распространённое явление. Приподнятые посадочные площадки у рельсов решают три основные задачи:
1. Ускоряют оборачиваемость подвижного состава на линии
2. Повышают комфортность пользования остановками для пассажиров
3. Разрешают конфликт пешеходов и автомобилистов

1. Ускорение оборачиваемости подвижного состава на линии
Приподнятая до уровня нижней ступеньки остановочная площадка ускоряет посадку и высадку пассажиров, а следовательно, сокращает время прохождения маршрута. Таким образом, при одном и том же числе трамваев на линии за счёт создания площадок у рельсов можно добиться сокращения интервалов движения.
«Для полного счастья» в дополнение к приподнятым остановочным площадкам нужны низкопольные вагоны.

Тогда эффективность таких посадочных площадок увеличивается в разы. Понятно, что разом заменить весь подвижной состав на низкопольники нереально. Однако при грамотном транспортном планировании это вполне посильная задача на будущее.

2. Повышение комфортности использования остановок
Сравните удобство посадки пассажиров трамвая в Твери и в Кёльне…

Посадочные площадки у рельсов делают остановки намного комфортнее для пассажиров. Посадка в трамвай происходит не из лужи на проезжей части, а с чистой сухой площадки. Поскольку посадочная площадка возвышается над проезжей частью на 20-30 сантиметров, то исключаются из подъёма одна-две ступеньки. А в случае с низкопольным вагоном исчезают вообще все ступени. Это предоставляет дополнительное удобство в первую очередь маломобильным группам населения (МГН), составляющим немного-немало 20-30% горожан.
На посадочной площадке устанавливаются навесы (мини павильоны с лавочками) для защиты от дождя и солнца и возможности отдохнуть в ожидании транспорта. Само собой без всяких торговых ларьков как раньше с пивом и сигаретами! Для обеспечения безопасности пассажиров со стороны проезжей части устанавливаются механически прочные ограждения, а с торца остановки – водоналивной отбойник. Для защиты пассажиров от брызг и грязи ограждения дополняются сплошными защитными экранами.
Еще один неявный плюс выделенных остановок в том, что образуется естественный «островок безопасности» на пешеходном переходе. Это позволяет МГН в безопасности переждать «красный», если они не успели перейти все 8 (!) полос на Тверском за один цикл «зеленого».

3. Разрешение конфликта пешеходов и автомобилистов
Согласно ПДД пассажиры для посадки в трамвай выходят на проезжую часть только после остановки трамвая. После этого им ещё нужно пересечь 2-3 полосы проезжей части, на что тоже уходят драгоценные секунды. На практике же пассажиры выходят на дорогу ещё до остановки транспортных средств. Однако вне зависимости от времени выхода на проезжую часть пешеходы постоянно подвергаются опасности со стороны автомобилей, которые не всегда их пропускают даже после остановки трамвая.

При переносе остановок к рельсам пассажиры смогут иметь безопасный доступ к посадочной площадке через регулируемый переход на зеленый сигнал светофора. А автомобили в это время будут мирно стоять на «красный» за перед «стоп-линией».
Если взглянуть на ситуацию глазами автомобилистов, то у них также появляется море негатива, когда пассажиры бегут сломя голову на посадку в остановившийся трамвай. Или когда посадка в трамвай происходит на их зелёный сигнал светофора. Избежать подобных конфликтов помогут остановочные площадки у рельсов. Они становятся своего рода накопителем для пассажиров и, тем самым, упорядочивают их движение через проезжую часть. Таким образом, площадки у рельсов сократят локальные затруднения перед остановками и принесут пользу не только пользователям ОТ, но и автомобилистам.

Прежде чем мы рассмотрим вариант создания посадочной площадки у рельсов на одной из тверских остановок, обратимся для начала к истории. Часто новое — это хорошо забытое старое. Те, кто постарше, наверняка помнят, что посадочные площадки у рельсов были ещё во времена СССР на Тверском проспекте! Причем сначала остановка трамвая была сразу после волжского моста и даже с ограждением со стороны проезжей части:

Позже выделенная у рельсов остановка переместилась на привычное нам место:

Конечно, в те времена не так сильно задумывались о скорости и комфорте посадки пассажиров, поэтому остановки были вровень с проезжей частью. Но пешеходы уже тогда могли безопасно идти к посадочной зоне по пешеходному переходу, а две полосы проезжей части оставались свободными для авто. Позже для удовлетворения возрастающих потребностей автомобилей в площади дорог площадки заменили полосами движения. И теперь везде в Твери, где трамвай идёт по середине улицы, пассажирам приходится высаживаться прямо на проезжую часть и пробираться сквозь беспорядочно остановившиеся машины:

Теперь посмотрим, как вообще выглядят остановки у рельсов:

Амстердам

Будапешт

Остановки у рельсов (но много проще) в России:

Москва

Питер

Екатеринбург

Обратите внимание, что бОльшая часть заборчиков не защищает пассажиров от грязи. Для российских дорог, с нашими лужами и грязью, это очень важный момент. Исключением является остановка в Перми! Там металлический решетчатый забор совмещён со сплошной пластиковой защитой, что уберегает пассажиров от брызг и грязи из под колес авто. Мелочь, но эта мелочь демонстрирует, что остановка сделана в первую очередь для удобства пассажиров.

Пермь

Тверь по количеству остановок у рельсов плетётся в хвосте остальных российских городов. В городе нет ни одной остановки рядом с рельсами, проложенными по осевой линии улиц. Конечно, это не дело, содержать свой общественный транспорт на уровне 70-х годов прошлого века и даже хуже! С тех пор количество автомобилей увеличилось в несколько раз и отсутствие остановок у рельсов создаёт реальные прямые конфликты между пассажирами и автомобилями на каждой такой остановке.
Раньше, когда машин было много меньше, остановки размещались перед перекрёстками. Потому что если разметить остановку после, то машины, пропускающие пассажиров на посадку/высадку, заблокируют весь перекрёсток. Совсем другое дело, когда остановка переносится к рельсам. Концентрация машин перед перекрёстками чаще всего больше, чем непосредственно за ним попросту из-за того, что крайние ряды обычно поворачивают налево и направо. Таким образом, за перекрёсток попадают только те, кто проехал его прямо.

Ссылка на перекрёсток: http://maps.yandex.ru/-/CVVxZYKZ

Добавляют конфликтов и повороты на перекрёстке налево с трамвайных путей попутного направления. Многие автомобилисты сознательно забывают про пункт в ПДД «…не создавать помех движению общественного транспорта…» или не выполняют его из-за высокой плотного потока. Примером в Твери предостаточно: перекрестки пр-та Победы и Волоколамки, Тверского и Новоторжской, Тверского и Желябова, Речной и многие др. В итоге недовольны все.
Так почему бы в таком случае не расположить трамвайную остановку после перекрёстка? Для некоторых перекрёстков при таком размещении остановок движение по этому ряду блокироваться не будет. Для начала предлагаем подумать над вариантом размещения остановки у рельс у Детского мира.

Варианта 1 (схемка 2D):
[дальше все картинки кликабельны и открываются в бОльшем разрешении]

Вариант 2 (схемка 2D):

Краткое описание:
1) Движение из-за Волги к вокзалу
Перенос трамвайной остановки перед перекрёстком «Тверской/Новоторжская» назад к пересечению «Тверской/Советская» с созданием посадочной площадки у рельсов. Перенос автобусной остановки перед перекрёстком «Тверской/Новоторжская» за перекрёсток.

Примечание:
Важно, что крайний левый ряд перед перекрёстком «Тверской/Советская» – только для поворота налево. Движения прямо, которое может упереться за перекрестком в остановочную площадку у рельсов, нет.
Для маршруток, поворачивающих налево на Новоторжскую, при сильной необходимости высадки пассажиров напротив Детского мира можно закольцевать маршрут через Радищева и Свободный.

2) Движение от вокзала за Волгу
Перенос трамвайной остановки от здания «Детского мира» перед перекрёстком «Тверской/Новоторжская» за перекресток (вар 1) или к пересечению «Тверской/Советская» (вар 2). А также перенос автобусно-маршруточной остановки тоже за перекрёсток в специальный карман. Эти мероприятия позволят наиболее безболезненно организовать трамвайную выделенку, освободив трамвайные рельсы от поворачивающих налево, и одновременно облегчат автомобилям поворот налево.

Примечание:
В варианте 1 после перекрёстка «Тверской/Новоторжская» остаётся две полосы движения. При этом стоит учесть, что до перекрёстка прямо стабильно движутся тоже два ряда. То есть две полосы «прямо» до перекрёстка перетекают в две полосы после перекрёстка. Выход с остановок у рельсов будет осуществляться назад, то есть к пешеходному переходу, а не вперёд к середине проезжей части.
Чтобы хвост маршруток не торчал из автобусного кармана, предлагается располагать павильон ожидания и наносить Z разметку в северной части кармана, а в его южной части первые метры огородить заборчиком. Конечно, тут как и по всему городу необходимы ещё рейды ГИБДД по выписыванию штрафов тем маршрутчикам, которые останавливаются в начале посадочных площадок и перегораживают движение остальному ОТ.

В варианте 2 перед перекрёстком «Тверской/Советская» остаётся две полосы движения. При этом стоит учесть, что поворот с Тверского проспекта налево на Советскую запрещён, поток направо незначительный, а главное — на Новом мосту тоже две полосы. Для предотвращения возможных заторов в правом ряду предлагаем сместить пешеходный переход на Советской чуть дальше от перекрёстка. Это создаст место перед переходом для 2-3 повернувших автомобилей и освободит от них правый ряд Тверского для движения прямо. То есть и здесь две полосы «прямо» до перекрёстка перетекают в две полосы после перекрёстка.

Для варианта 2 есть трёхмерный 3D рисунок:

[..ещё пара слов о парковке на Тверском]—————————————-—-
Сейчас участок от Советской до остановки перед Новоторжской весь запаркован автомобилями. При создании выделенной полосы и посадочной площадки у рельс эту хаотичную парковку придётся убирать. Вообще, парковочные места вдоль магистральных улиц сильно снижают их пропускную способность. Парковка вдоль улиц должна приветствоваться на второстепенных улочках, а магистральные для того и называются магистральными, что должны ехать, а не стоять. Таким образом, предлагается запретить парковку на рассматриваемом участке там, где это обозначено жёлтой сплошной разметкой.
Существующий парковочный карман у дома № 13 по Тверскому проспекту (http://maps.yandex.ru/-/CVVtVD2B) позволяет парковаться автомобилям ёлочкой. При этом выступающие из кармана авто нередко блокируют правую полосу движения. Предлагается сузить карман и повесить знак 3.28 «Стоянка запрещена», позволив останавливаться только для посадки/высадки пассажиров.
———————————————

Остановки у рельсов очень нужны городу – и пассажирам ОТ, и автомобилистам. Рано или поздно они обязательно появятся. Если это не смогут сделать текущие руководители, то это сделают следующие градоначальники, которые окажутся на этот счёт прозорливее. Ещё раз отмечу, что описанные предложения сделаны с учётом равномерности полосности движения.

Пост подготовлен совместно с Tverchel, NPC, Doozer. Предлагаем вместе обсудить плюсы/минусы обоих вариантов и всякие попутно возникающие нюансы.


Прогуляться по Варшаве и посмотреть выделенную трамвайную линию с похожими остановками у рельс можно здесь (гугл мэпс).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *