Применение спецсредств сотрудниками полиции – Применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

ФЗ О полиции Ст. 21. Применение специальных средств

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;

15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам - в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

 


Приказ МВД России от 13.08.2012 N 780 (ред. от 22.12.2014) О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185

"<1> Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона "О полиции".".

47. В подпункте 74.2 слова "и организации дорожного движения" заменить словами "и организации дорожного движения <2>".

Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 (ред. от 08.09.2016) Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции

<1> Части 1 и 2 статьи 21, часть 6 статьи 25 Федерального закона "О полиции".

24. Участковый уполномоченный полиции несет службу в форменной одежде <1>. По указанию начальника территориального органа МВД России или его заместителя - начальника полиции участковый уполномоченный полиции может нести службу без форменной одежды, кроме случая, предусмотренного пунктом 42 настоящего Наставления. При этом участковый уполномоченный полиции обязан иметь при себе служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером.

Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения

<1> Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона "О полиции".

74.2. Посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения <1>.


Статья 21 Применение специальных средств

Главная >> Закон о полиции >> Статья 21

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1-7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Правовые основания применения сотрудником полиции физической силы, наручников и огнестрельного оружия

Правила применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регламентированы Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[1].

Часть 1 статьи 20 Закона о полиции устанавливает, что сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1)   для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

При этом, сотрудник вправе применять физическую силу и во всех тех случаях, когда Законом о полиции разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статьей 21 Закона о полиции установлено право сотрудников полиции применять специальные средства, в том числе наручники, в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

            10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

К специальным средствам, помимо наручников, которые сотрудники полиции могут применять в вышеперечисленных случаях относятся также палки специальные, специальные газовые средства, средства ограничения подвижности, при отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания, специальные окрашивающие и маркирующие средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, служебных животных, световые и акустические специальные средства, средства принудительной остановки транспорта, средства сковывания движения, водометы, бронемашины, средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, средства разрушения преград.

Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда Законом о полиции разрешено применение огнестрельного оружия. При этом, закон запрещает применение специальных средств в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции; а также в случае пресечения незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, если такие мероприятия не носят насильственный характер и не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия является крайней мерой, но, тем не менее, закон предусматривает достаточно широкий перечень законных оснований для его применения, которые установлены статьей 23 Закона о полиции. Так, сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие для: 1) защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; 2) пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции; 3) освобождения заложников; 4) задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным; 5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ; 6) отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан; 7) пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц; 8) остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан; 9) обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции; 10) разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Закона о полиции; 11) производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

При этом, части 5, 6 статьи 23 Закона о полиции содержит прямой запрет на применение огнестрельного оружия с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, а также при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

 

 

Старший юрисконсульт правовой группы

УМВД России по Гатчинскому району ЛО

                                             майор внутренней службы

 Павлова Анна Сергеевна

 



[1] Далее – «Закон о полиции»».

Условия и пределы применения специальных средств

Статья 12 Закона «О полиции» говорит об условиях и пределах применения полицией специальных средств, а также об определенном порядке их использования, который включает в себя законодательно установленные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения специальных средств.

Под условиями применения специальных средств  понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им  специальных средств.

Пределы применения  специальных средств – это законодательно установленные границы их применения, выход за которые влечет материальную, дисципли­нарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

Порядок применения специальных средств – это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к специальным средствам.

Если основания применения специальных средств  указывают на то, когда, в каких случаях можно их использовать, то порядок применения заключается в том – как, каким образом это должно делаться. Он включает в себя действия сотрудника полиции непосредственно перед применением, в момент и после применения  специальных средств.

Сотрудники ОВД (полиции) имеют право применять специальные средства  только в случаях и порядке, предусмотренных Законом «О полиции», а сотрудники ОВД изоляторов временного содержания подозревае­мых и обвиняемых – Федеральным законом от 15 июня 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Однако это положение нуждается в распространительном толковании, так как действительный смысл правовой нормы в данном случае выходит за рамки ее текстуальной формы. Дело в том, что в настоящее время существует множество нормативных правовых актов, регулирующих применение силы и оружия сотрудниками полиции. К ним можно отнести Перечень специальных средств, состоящих на вооружении ОВД РФ, и правил их применения (утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.09.2007г. № 1310-р), Инструкцию о порядке применения ОВД специальных средств (утверждена Приказом МВД РФ от 05.10.2003 г.                 № 865дсп), Устав патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности Российской Федерации, Положение о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел, Наставление по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и т. д. Следует отметить и то, что ст. 43 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», определяя правовую основу применения специальных средств в местах содержания под стражей, устанавливает, что данные средства могут быть использованы сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками органов внутренних дел, привлекаемыми для обеспечения правопорядка, на основании и в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сотрудники полиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением  специальных средств. Такая проверка должна быть ежегодной. Сотрудники, не сдавшие зачета по правилам использования специальных средств, аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности. Законодательством предусмотрено, что они могут быть уволены по служебному несоответствию в аттестационном порядке.

Сотрудник полиции при применении специальных средств обязан предупредить посягающее или задерживаемое лицо об этом своем намерении, предоставив достаточно времени для выполнения предъявленных требований, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когдатакое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным.

Использовать специальные средства без предупреждения можно не только тогда, когда жизни граждан или сотрудников полиции уже угрожает непосредственная опасность, т. е. вторыми, но и когда промедление в их применении создаеттакую опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции.

Случаями, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, что позволяет последним применять их без предупреждения, следует признавать, в частности, внезапное нападение, вооруженное нападение, нападение с использованием опасных предметов, боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов и т. п.

Непосредственная опасность – это угроза, которая может осуществиться незамедлительно, без каких-либо опосредствующих звеньев или участников (занесенный над головой гражданина или сотрудника полиции металлический прут, попытка вытолкнуть на проезжую часть либо железнодорожные пути перед близко идущим транспортом, удержание под водой и т. д.). Закон позволяет сотруднику полиции применять специальные средства не только тогда, когда опасный предмет уже занесен над головой, но и тогда, когда данный предмет готовится для использования (металлический прут поднят с земли, огнестрельное или холодное оружие выхвачено из-под полы, вынуто из чехла и т. д.).

В соответствии с законом предупреждение не делается также и тогда, когдапромедление в применении специальных средств может повлечь иные тяжкие последствия, например, взрыв, возгорание какого-либо объекта, железнодорожную катастрофу, утечку отравляющих веществ и т. п.

Обстановка, в которой согласно закону предупреждение о намерении применить спецсредство считается неуместным или невозможным, имеет место в случаях установления специальных окрашивающих средств в организации для выявления лиц, совершивших преступления; при применении светозвуковых средств отвлекающего воздействия, задержании преступника во время нахождения сотрудников полиции в засаде; при освобождении заложников; при побеге из-под стражи лица, имеющего оружие или использующего транспортное средство; при побеге содержащегося под стражей лица из транспортного средства во время его движения либо в ночное время, в условиях ограниченной видимости, лесистой местности и т. п. случаях.

Иными словами, сотрудник полиции предупреждает посягающее или задерживаемое лицо о возможном применении в отношении него физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если считает, что обстановка позволяет это сделать без ущерба для достижения целей.

Предупреждение о намерении применить специаль­ные средства может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложника), а на значительном расстоянии или при обращении к большой группе людей – через громкоговорящие установки, другие усилители речи либо средства связи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены.

Предупреждая о своем намерении применить специальное средство, сотрудник полиции должен также, если это возможно в создавшейся обстановке, дать время посягающему или задерживаемому лицу выполнить его требования, например, остановить транспортное средство, сложить оружие, выйти из-за укрытия, не приближаться ближе указанного расстояния и т. д.

Значение предупреждения заключается в том, что, во-первых, сотрудник полиции ориентируется на принятие всех других мер для отражения нападения или осуществления задержания; во-вторых, предупреждение нападающего либо задерживаемого голосом или действием дает возможность сотруднику полиции еще раз убедиться в серьезности его намерений и необходимости применения специальных средств; и, в-третьих, указание на случаи, когда применение оружия допускается без предупреждения, дает возможность сотруднику полиции эффективно выполнять свои служебные обязанности.

Согласно ч. 3 ст. 12 Закона «О полиции» сотрудник полиции обязан «стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным».

          Причинение телесных повреждений, а тем более смерти ни в коей мере не является целью применения спецсредств. Такими целями выступают пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего, для передачи в руки правосудия. Следовательно, если ситуация все же вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к специальным средствам, он должен стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением минимального вреда.

В то же время следует подчеркнуть, что при наличии оснований при­менения специальных средств, предусмотренных ч. 1 ст. 15 Закона «О полиции», допускается причинение посягающему или задерживаемому любого вреда, вплоть до лишения жизни. Не случайно в законе идет речь не о жесткой обязанности сотрудников полиции причинять наименьший ущерб, а об обязанности «стремиться» к тому, чтобы ущерб от применения оружия был минимальным.

Поэтому сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял спецсредство с соблюдением всех других требований закона, не несет за это никакой юридической ответственности.

Сотрудник полиции, применивший специальные средства, обязан обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников.

Доврачебная помощь состоит в данном случае прежде всего в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения и самостоятельном или через оперативного дежурного органа внутренних дел вызове скорой медицинской помощи либо доставлении пострадавшего в лечебное учреждение.

Помощь должна быть оказана всем пострадавшим от применения спецсредств – и посягавшим, и задерживаемым, и случайным лицам, причем независимо от того, правомерно или не правомерно они применялись. Неоказание помощи сотрудником полиции таким лицам влечет дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии со ст. 125 УК РФ.

Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Необходимо осмотреть их одежду и находящиеся при них вещи, с тем чтобы изъять оружие или предметы,  которые могут быть использованы в качестве оружия.

Обязанность уведомить родственников реализует, как правило, не сам сотрудник полиции, применивший специальные средства, а руководитель или оперативный дежурный органа внутренних дел. О происшедшем и местонахождении пострадавших уведомляется кто-либо из родственников – супруг, родитель, усыновитель, совершеннолетние дети или усыновленные, другие лица, родственные по прямой или нисходящей линии, а равно по линии кровного родства.

Срок, в течение которого уведомляются родственники, не установлен, хотя он должен быть кратчайшим. В любом случае уведомление производится лишь после достоверного установления личности пострадавшего и его родственников.

Закон о полиции требует от сотрудников полиции уведомления прокурора о всех случаях смерти или ранения как следствий применения ими специальных средств. Это обусловлено тем, что представитель прокуратуры, которой, как известно, подследственны уголовные дела о преступлениях, совершенных сотрудниками полиции, должен иметь возможность своевременного выезда на место происшествия для его осмотра. Поэтому уведомление прокурора должно осуществляться, как правило, оперативным дежурным либо руководителем органа внутренних дел по месту применения оружия (обычно по телефону) сразу же после получения информации с места происшествия.

Под термином «ранение» понимается нарушение целостности кожных покровов, мышц, внутренних органов, костей и наличие кровотечения. По медицинским критериям «ранение» отличается от «телесных повреждений» – ссадин, кровоподтеков, ушибов, сотрясений частей тела, органов и систем.

Применение специальных средств с превышением полномочий влечет для сотрудника полиции ответственность, установленную законом. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисциплинарной или уголовной.

При этом следует подчеркнуть, что специальной статьи об ответственности за незаконное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции в УК РФ нет.  С учетом обстоятельств происшедшего им вменяется в вину, как правило, совершение умышленного либо неосторожного преступления против личности и (или) интересов государственной службы либо превышение пределов необходимой обороны.

Сотрудник полиции, незаконно, вне какой-либо связи с возложенныминего служебными обязанностями применивший против кого-либо спецсредства (мотивы могут быть различными – ревность, месть, хулиганские или корыстные побуждения и т. п.), несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст. 105 (убийство), 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 213 (хулиганство с применением оружия) и другим  статьям УК РФ.

Умышленное, в нарушение установленных законом оснований и порядка, применение сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Часть 3 ст. 286 УК РФ, в соответствии с которой применение спецсредств является обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность должностного лица за превышение должностных полномочий, исходит из более широкой, в сравнении с Законом «О полиции», трактовки данного юридического понятия (см. комментарий к ст. 15). Применением спецсредств здесь признается использование его как для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или нанесения телесных повреждений, в том числе и в результате ударов, так и для психического воздействия путем угрозы причинения тяжкого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»). Примером подобного рода преступления против интересов государственной службы может быть ситуация, когда сотрудник полиции, домогаясь у задержанного лица признания в содеянном, извлекает спецсредство (палку резиновую, слезоточивый газ, электрошоковое устройство) и угрожает им этому лицу.

Незаконное применение сотрудником полиции спецсредств при выполнении служебных обязанностей расценивается как превышение должностных полномочий прежде всего тогда, когда он не находился в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или принятия мер к задержанию лица, совершившего преступление.

Сотрудник полиции будет нести ответственность за превышение должностных полномочий, если, например, применит спецсредство в отношении лица, задерживаемого в связи с совершением преступления, когда оно цели задержания непреследовало, а было вызвано мотивами мести, расправы с задержанным, который не пытается или не может скрыться и не оказывает сопротивления.

Если, превышая должностные полномочия, сотрудник полиции причиняет потерпевшему смерть или тяжкий вред здоровью применением специальных средств, то содеянное им квалифицируется по совокупности ст.ст. 105, 111 и ч. 3 ст. 286 УК РФ.

          Сотрудник полиции может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 109 или 118 УК РФ, если вред в результате применения  или использования спецсредств будет причинен совершенно посторонним гражданам, но при условии, что в его действиях имеет место неосторожная вина.

Незаконное применение сотрудником полиции специальных средств, если он находился в состоянии необходимой обороны или для принятия мер к задержанию лица, совершившего преступление, влечет уголовную ответственность по ст. 108 (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление), ст. 114 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление) УК РФ.

Превышение пределов необходимой обороны будет иметь место, например, в действиях сотрудника полиции, экипированного средствами индивидуальной защиты – бронежилетом, шлемом, щитом и т. д., который причинит спецсредством смерть, тяжкий или средней тяжести вред здоровью лицу, в одиночку совершающему невооруженное на него нападение. Аналогично решается вопрос об ответственности применившего спецсредство сотрудника полиции и тогда, когда лицо, совершающее указанные деяния, задерживается группой сотрудников полиции либо является женщиной с видимыми признаками беременности или малолетним.

Если же, попустительствуя тяжкому преступлению против жизни, здоровья и собственности, сотрудник полиции из корыстной или иной личной заинтересованности не примет мер, в том числе и связанных с применением специальных средств, когда в этом была необходимость, к его пресечению и задержанию лица, его совершившего, он несет уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Занарушение правил применения специальных средств, не повлекшее существенного вреда государственным и общественным интересам, охраняемым законом правам и интересам граждан, сотрудники полиции несут дисциплинарную ответственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *