Рено заводы в мире – производитель, история и дата создания, руководство, страна, техническая направленность, этапы развития, внедрение современных технологий и качество автомобилей

Содержание

125-летний юбилей компании Renault Trucks. История марок Berliet и Renault

Родовое дерево о двух стволах (Часть 5)

Станислав Кирилец (Stanislav Kirilets, Германия), Денис Орлов
Фото Bibliothèque de Lyon, Bibliothèque nationale de France, Bibliothèques-spècialisèes Paris, Fortepan, Fondation Berliet, KMKM Warszawa, Koninklijke Landmacht, Lazarnik Collection, Mémoires-Industrielles, Renault Trucks, André Knoerr, из архивов Игоря Аверина, Ричарда Стэниера (Richard Stanier) и авторов

Мы публикуем заключительную часть обширного исследования взаимоотношений фирм Berliet и Renault, начатого в «ГП» № 8. За сто с лишним лет обе прославленные марки преодолели сложные перипетии развития и объединились в могущественную группу, занимающую сегодня одно из ведущих положений на рынке грузовых автомобилей.

Африканские аферы

Казалось, вспыхнувшая в 1950-х годах в Африке борьба за независимость прервёт связи, установленные во времена колониализма, но она их лишь приостановила. Обретя самостоятельность, страны Магриба и других регионов континента не разорвали отношения с бывшей метрополией. В свою очередь, даже потеряв контроль над своими филиалами, французы не прочь были продолжить африканскую аферу (если вспомнить, что в изначальном смысле французское слово affair означает «отношения») и даже начать экспансию в страны, где ранее хозяйничали британцы, бельгийцы, португальцы…

После самоопределения Алжира тамошнее отделение Berliet (SADAB) было национализировано. В 1973 году все заводы и оборудование перешли в подчинение государственной компании Société Nationale de Construction Mecanique (SONACOME), созданной 9 августа 1967 года. Однако совместная работа не прекратилась. Под маркой SONACOME продолжали выпускать грузовики и автобусы французской конструкции. Новый завод в городе Руйба, открытый в 1975 году президентом Хуари Бумедьеном, занимал площадь в 500 га, и являлся вторым в мире по площади производственным комплексом после КамАЗа.

Дух Африки манил французов. В 1979 году мотогонщик Тьерри Сабин организовал ралли-марафон Париж – Дакар, и уже на следующий год, когда в этом соревновании ввели раздельную классификацию, 1-е, 3-е и 4-е места в классе грузовиков взяли трёхоски Sonacome M210, по сути – Berliet GBC8KT (см. «Сорок лет побед»). Прекрасно экипированная команда RVI с армейскими вездеходами Renault TRM4000 довольствовалась только 5-м и 6-м местами.

После реструктуризации 1981 года компания SONACOME стала называться Société Nationale des Véhicules Industriels (SNVI). С Renault Trucks алжирцы сотрудничают по-прежнему. Хотя и внесли в свою продукцию немало изменений. Обновили внешнее оформление, используют в некоторых моделях дизели воздушного охлаждения Sirta, выпускаемые по лицензии Deutz. И всё же корни Berliet в этих машинах прослеживаются до сих пор.

Отделение Berliet в Марокко национализации не подверглось, там доля государственного капитала изначально составляла 40%. Правильная политика позволила заводу Berliet в Касабланке за три года выйти на уровень ежегодного производства 2000 грузовиков различных моделей полной массой от 5 до 26 тонн. Без преувеличения, самым встречаемым грузовиком на африканских дорогах в то время становится именно Berliet.

Дела идут в гору и у Renault. В 1977 году африканские продажи составили около 13% всего легкового и грузового экспорта Renault за пределы Европы.

И тут появляется неожиданная конкуренция – рынок коммерческих автомобилей Африки стремятся захватить японцы. В 1983 году доля японских производителей на рынке грузовиков франкоязычных стран Чёрного континента составила 44,1% (из них половина пришлась на группу Toyota), а компании Renault Vehicules Industriels – только 32%. Было о чём побеспокоиться.

Дабы отразить наступление из Японии, французы решают кооперировать с другим азиатским государством – коммунистическим Китаем. Импульс к возрождению сотрудничества дал заместитель премьер-министра КНР Дэн Сяопин. Он посетил завод Berliet в Венисье во время визита в Лион 15 мая 1975 года.

В 1980 году партнёром RVI становится Второй автозавод, запущенный 28 сентября 1969 года в городе Шиянь (провинция Хубэй). Предприятие выпускало грузовики под маркой «Дунфын» (в переводе на русский – «Ветер с Востока») – простые, ремонтопригодные, недорогие. Благо, делались они ещё по советским технологиям. Вот только их бензиновые моторы прожорливы. Собственно, рядный 6-цилиндровый 133-сильный дизель Renault 797 и стал единственным французским компонентом в совместной разработке. Благодаря этому грузоподъёмность базовой модели Dongfeng EQ 140 подняли с 5 до 6,6 т. Новинка получила обозначение Renault EQD142.

Для обкатки новых рыночных подходов выбрали Камерун – страну, несшую на себе глубокий отпечаток колониального раздела Африки. В 1983 году в стране приобрели 2138 грузовиков, из них 1369 были японскими. Компания Renault Vehicules Industriels продала только 506 штук. Любопытно, что по мере увеличения грузоподъёмности доля японских машин уменьшалась. Таким образом, изменить положение могло появление именно дешёвого и надёжного грузовика в низшем сегменте рынка.

В декабре 1982 года RVI подписала контракт сроком на три года о сборке на мощностях завода в КНР грузовиков для рынка Африки. Договор предусматривал сборку в Китае пробной партии в 100 грузовиков и продажу их в Камеруне. Посредником выступила китайская торговая контора Aeolus Automotive Industry Import & Export Co. В некоторых рекламных брошюрах автомобиль преподносился под маркой Aeolus, что не более чем самодеятельность экспортёра, даже при поверхностном взгляде видно, что надпись на капоте – фотомонтаж!

Американский прорыв

Энергетический кризис 1973 года сильно тряхнул автомобильную промышленность США, а доллар ослабел по отношению к французскому франку. И вот, 31 марта 1978 года Renault объявил об альянсе с наиболее пострадавшей корпорацией American Motors. А в июле было оглашено намерение RVI приобрести за $115 млн 20% корпорации Mack Trucks у её фактического владельца, калифорнийского инвестора Signal Cos. Inc.

Марка с бульдогом на капоте занимала вторую строчку среди американских производителей тяжёлых грузовиков 8-го класса (полной массой свыше 14 969 кг). При этом Mack не выпускал машины меньших классов, что, несомненно, снижало его конкурентные возможности. С 1978 года на рынок США под маркой Mack впервые вышли среднетоннажники Renault Midliner.

Сделка произвела настолько сильное впечатление, что главу Renault Бернара Вернье-Пеллье в 1981 году назначили послом Пятой Республики в США. В 1983 году компания RVI увеличила свою долю в Mack ещё на 24,5%. Производство из Аллентауна, штат Пенсильвания, где оно находилось с 1905 года, было переведено на более просторную площадку в Уиннсборо, штат Южная Каролина. Но изменилось всё в одночасье. Renault очень скоро разочаровывается в американском рынке и в 1987 году продаёт свои 46,1% AMC корпорации Chrysler Motors.

Время большого передела

«Не будет Volvo F16 с кабинами Renault Magnum и не будет Renault Magnum с 15-литровыми моторами Volvo!» – категорически отверг предположения журналистов глава RVI Бернар Момэн.

Тема предстоящего слияния Renault и Volvo была у всех на устах. Стороны сближались стремительно: 23 февраля 1990 – соглашение о сотрудничестве, в апреле – франко-шведское исследовательское СП, 4 июля – необходимое для осуществления сделки разгосударствление Renault. Предприятие стало Société anonyme, т. е. акционерным обществом с ограниченной ответственностью, Renault SA (формальное переименование Régie Nationale des Usines Renault в Renault SA произойдёт в 1995 году.)

А 27 сентября 1990 года между сторонами состоялось подписание окончательного договора. Интересная деталь: в начале 1970-х компания Michelin уже предлагала главе Volvo Перу Гулленхаммеру купить находившийся не в лучшей форме завод Berliet, в итоге доставшийся Renault.

В январе 1991 года альянс окреп финансово: компания Renault SA приобрела 25% акций Volvo Car Corp. и 45% акций Volvo Truck Corp., а Volvo, в свою очередь, получила 20% акций Renault SA.

Умышленно или нет в 1990 году Volvo впервые за 61 год истории показала операционные убытки, что, разумеется, не могло не отразиться на курсе акций. У архитекторов сделки кружилась голова: рождался второй по величине в мире концерн по производству тяжёлых грузовиков (Mack, Renault, Volvo, WhiteGMC, суммарный годовой выпуск около 73 000 штук), второй в мире и самый крупный в Европе производитель автобусов (8000 в год) и, само собой, крупнейший производитель легковых автомобилей. Стороны даже составили прикидочный финансовый отчёт, в весьма радужных тонах.

Обе стороны 6 сентября 1993 года анонсировали, что с 1 января 1994-го становятся одной компанией. А 2 декабря 1993 года Volvo… вышла из сделки. Что пошло не так?

Пер Гулленхаммер, лишившийся в итоге председательского кресла как в альянсе, так и в Vоlvo Group, усматривал причину в сопротивлении технарей. Те нашли поддержку в совете директоров и среди акционеров, кого не устраивало, что 47,15% капитала альянса останется за французским правительством, а доля AB Volvo будет до смешного малой – 17,85%.

Наступало время крупного передела мировой автомобильной промышленности. В 1993 году RVI поглощает чешский автобусный завод Karosa, на основе которого спустя шесть лет совместно с IVECO и Ikarus создадут предприятие по производству автобусов Irisbus. Наконец, в 1999 году компания Renault покупает фирму Nissan.

Альянс Renault-Nissan неразрывно связан с именем Карлоса Гона – выдающегося управленца нашего времени. Компании Renault удалось буквально выхватить Nissan из лап концерна DaimlerChrysler (тот довольствовался приобретением Mitsubishi). Хотя бывший управляющий Chrysler Роберт Лутц и выразился в том духе, что «…связываться с Nissan, всё равно что погрузить в контейнер 5 млрд долларов и утопить его в океане». Карлос Гон энергично привёл Nissan в чувство, а модельный ряд обогатился коммерческими автомобилями японской марки, в частности выпускаемыми в Барселоне.

В это время Volvo Group распрощалась со своим отделением легковых автомобилей и 25 апреля 2000 года объявила о намерении купить RVI и Mack Trucks, Inc. Департамент юстиции США не стал препятствовать сделке. Взамен Renault SA получала 15% акций Volvo Group с возможностью докупки ещё 5%. Следом возник маркетинговый курьёз: легковые и грузовые подразделения сразу двух почтенных компаний больше не были связаны друг с другом, хотя сохранили одинаковые марку и символику. Переименование RVI в Renault Trucks в 2002 году не добавило ясности.

Кроме прочего, группа Volvo завладела отделением военной техники Société des Matériels Spéciaux RVI с заводом Creusot-Loire, выпускавшим бронетранспортёры. После реорганизации отделение назвали Renault Trucks Defence (RTD). В марте 2006 года оно приобрело завод тактических автомобилей ACMAT, а в ноябре 2012-го под натиском RTD сдался старый соперник, завод бронемашин Panhard Defense. В руки шведов попали предприятия, обеспечивающие транспортными средствами и боевыми машинами 90% французских вооружённых сил. В 2012 году в состав RTD вошли военное отделение Mack Defence LLC и собственные оборонные проекты Volvo, включая австралийское VGGS Oceania с заводом в Ваколе (пригород Брисбена).

А в ноябре 2016 Volvo Group и вовсе решила избавиться от оборонных активов. На приобретение RTD претендовали инвестиционный фонд Advent, бельгийская группа CMI семьи Серэн и объединение KNDS (KMW Nexter Defense Systems). И всё же отделение RTD осталось в составе Volvo Group. Эту историю можно преподавать как образец тонкого лоббирования, поскольку французское правительство, заинтересованное в контроле над поставщиком военной техники, вовремя подбросило RTD выгодный контракт. Однако шумиха вокруг неудавшейся сделки вынудила провести жонглирование марками, и с 24 мая 2018 года RTD переименовано в Arquus. Это акроним от латинских слов arma (оружие) и equus (лошадь), иначе «Боевой конь».

В новейшую историю Renault Trucks вписана и российская страничка. В октябре 2007 года на Ярославском моторном заводе начат выпуск рядных шестицилиндровых дизелей Renault. В июле 2009 года заработал завод полного цикла сборки «Рено Тракс Восток», рассчитанный на годовой выпуск 10 000 грузовиков Volvo и 5000 – Renault.

Собственно, история на этом заканчивается, и начинается то, что ещё не успело стать историей. То, чему мы с вами являемся свидетелями, а то и непосредственными участниками.

За помощь в подготовке материала авторы благодарят Игоря Аверина, Леонида Лашкова, Ричарда Стэниера и Ингарда Шульгу

Какие автобренды кому принадлежат

Крупнейшие мировые автоконцерны

Примерно тридцать лет тому назад знаменитый американский менеджер Ли Якокка говорил о том, что к началу XXI века на мировом автомобильном рынке останется всего несколько игроков. Экс-президент Chrysler и Ford насквозь видел тенденции дальнейшего развития автопрома, поэтому вовсе неудивительно, что его предсказания подтверждаются.

Крупнейшие мировые автоконцерны и альянсы

На первый взгляд может показаться, что в мире есть много независимых автопроизводителей, но на самом деле большинство автокомпаний входят в различные группы и альянсы.

Таким образом, Ли Якокка как в воду смотрел, и сегодня в мире на самом деле осталось всего несколько автопроизводителей, поделивших между собой весь мировой авторынок.

Какие марки принадлежат Форд

Интересно, что компании, которые он возглавлял – Chrysler и Ford – лидеры американского автопрома, во время экономического кризиса понесли самые серьезные потери. И в настолько серьезных передрягах им не приходилось бывать никогда ранее. Chrysler и General Motors стали банкротами, а Ford спасло лишь чудо. Но за это чудо предприятию пришлось заплатить слишком дорогую цену, ведь в результате Ford лишился своего премиального подразделения Premiere Automotive Group, в которое входили Land Rover, Volvo и Jaguar. Более того, Ford потерял Aston Martin — британского производителя суперкаров, контрольный пакет акций Mazda и ликвидировал марку Mercury. И сегодня от огромной империи остались всего два бренда – Lincoln и собственно сам Ford.

Какие марки принадлежат автоконцерну Дженерал Моторс

В концерн General Motors входят марки автомобилей: Opel, Daewoo, Vauxhall, Holden, GMC, Chevrolet, Cadillac и Buick, Chevrolet Niva.

General Motors понес не менее серьезные потери. Американская компания потеряла Saturn, Hummer, SAAB, но ее банкротство все-таки не помешало отстоять бренды Opel и Daewoo. Сегодня в составе General Motors такие бренды как Vauxhall, Holden, GMC, Chevrolet, Cadillac и Buick. Кроме того, американцам принадлежит российское СП GM-АвтоВАЗ, которое выпускает Chevrolet Niva.

Автоконцерн Фиат и Крайслер

А американский концерн Chrysler теперь выступает в роли стратегического партнера Fiat, собравшего под свое крыло такие марки как Ram, Dodge, Jeep, Chrysler, Lancia, Maserati, Ferrari и Alfa Romeo.

Fiat и Chrysler владеют марками Ram, Dodge, Jeep, Chrysler, Lancia, Maserati, Ferrari и Alfa Romeo

В Европе дела обстоят несколько иначе, чем в США. Здесь кризис также внес свои коррективы, но положение монстров европейского автопрома от этого не пошатнулось.

Какие марки принадлежат концерну Фольксваген групп

Компания Volkswagen по-прежнему накапливает бренды. После покупки Porsche в 2009 году в составе Volkswagen Group числится девять марок – Seat, Skoda, Lamborghini, Bugatti, Bentley, Porsche, Audi, производитель грузовиков Scania и сам VW. Есть сведения, что вскоре в этот список войдет и Suzuki, 20 процентов акций которой уже принадлежит Volkswagen Group.

Volkswagen Group владеет марками машин Seat, Skoda, Lamborghini, Bugatti, Bentley, Porsche, Audi, Scania

Марки, которые принадлежат концерну Daimler AG и БМВ групп

Что касается двух других «немцев» — BMW и Daimler AG, то они не могут похвастать таким обилием брендов. Под крылом Daimler AG числятся марки Smart, Maybach и Mercedes, а история BMW насчитывает компании Mini и Rolls-Royce.

Daimler AG владеет популярными марками Smart, Maybach и Mercedes, а BMW принадлежат Mini и Rolls-Royce

Автомобильной альянс Рено и Ниссан

В числе крупнейших мировых автопроизводителей нельзя не упомянуть альянс Renault-Nissan, владеющий такими марками как Samsung, Infiniti, Nissan, Dacia и Renault. Кроме того, Renault – обладатель 25 процентов акций АвтоВАЗа, поэтому Lada тоже не является независимой от французско-японского альянса маркой.

В автоальянс Renault-Nissan входят машины Samsung, Infiniti, Nissan, Dacia и Renault

Еще одному крупному французскому автопроизводителю – концерну PSA – принадлежат Peugeot и Citroen.

Концерн PSA владеет такими автомобилями как Peugeot и Citroen

Японский автоконцерн Тойота

А среди японских автопроизводителей похвастаться «коллекцией» брендов может разве что Toyota, которой принадлежат Subaru, Daihatsu, Scion и Lexus. Также в составе Toyota Motor числится производитель грузовиков Hino.

В концерн Toyota входят Subaru, Daihatsu, Scion и Lexus, а мировой бренд Honda владеет Acura

Кто принадлежит Хонде

У Honda достижения более скромные. Помимо мотоциклетного отделения и премиального бренда Acura у японцев больше ничего нет.

Успешный автоальянс Хендай-Киа

В течение последних лет в список лидеров мирового автопрома успешно прорывается альянс Hyundai-Kia. Сегодня он выпускает автомобили только под марками Kia и Hyundai, но корейцы уже всерьез занялись созданием премиум-бренда, который может получить название Genesis.

Альянс Hyundai-Kia

В числе поглощений и слияний последних лет следует упомянуть переход под крыло китайской Geely марки Volvo, а также приобретение английских премиум-брендов Land Rover и Jaguar индийской компанией Tata. А еще самый курьезный случай – покупка известного шведского бренда SAAB крошечным производителем суперкаров Spyker из Голландии.

Некогда мощный британский автопром приказал долго жить. Все известные британские производители автомобилей уже давно утратили независимость. Их примеру последовали и небольшие английские фирмы, перешедшие к иностранным владельцам. В частности, легендарный Lotus сегодня принадлежит компании Proton (Малайзия), а китайская SAIC купила MG. Кстати, та же SAIC перед этим продала корейский SsangYong Motor индийской Mahindra&Mahindra.

Все эти стратегические партнерства, альянсы, объединения и поглощения еще раз доказали правоту Ли Якокки. Фирмы-одиночки в современном мире выжить уже не в состоянии. Да, существуют исключения, вроде японской Mitsuoka, английской Morgan или малазийской Proton. Но эти компании являются независимыми лишь в том смысле, что от них ровным счетом ничего не зависит.

А чтобы иметь годовые продажи, исчисляющиеся сотнями тысяч автомобилей, уже не говоря про миллионы, без крепкого «тыла» не обойтись. В альянсе Renault-Nissan поддержку друг другу обеспечивают партнеры, а в Volkswagen Group взаимовыручка обеспечивается количеством брендов.

Что касается таких компаний как Mitsubishi и Mazda, то в дальнейшем их ждут все большие трудности. В то время как  Mitsubishi может получить помощь партнеров из PSA, то Мазде придется выживать в одиночку, что в современном мире с каждым днем становится все сложнее…

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru

Автомобильный завод Renault: Родина Scenic

Автомобильный завод George Besse Douai – самое большое предприятие компании Renault: с его конвейера ежегодно сходят 550 тысяч автомобилей.

На каждом этапе производится контроль качества. При обнаружении неполадки красной кнопкой можно остановить конвейер.

На каждом этапе производится контроль качества. При обнаружении неполадки красной кнопкой можно остановить конвейер.На каждом этапе производится контроль качества. При обнаружении неполадки красной кнопкой можно остановить конвейер.Автомобильный завод George Besse Douai – самое большое предприятие компании Renault: с его конвейера ежегодно сходят 550 тысяч автомобилей.

На каждом этапе производится контроль качества. При обнаружении неполадки красной кнопкой можно остановить конвейер. В конце 60-х годов прошлого века правительство Франции, являющееся главным акционером компании Renault, приняло решение о строительстве нового современного автозавода. В 1970 году в небольшом городке Дуэ на севере Франции был заложен фундамент нового завода. А спустя пять лет с его конвейера сошла первая малолитражка – Renault 5.

Главное – человек

Выбор места для строительства не случаен – этот промышленный регион переживал экономический кризис, и потребность в новых рабочих местах была огромной. Сегодня в различных подразделениях и цехах завода трудятся около шести тысяч человек. Стоит отметить, что в компании и по сей день уделяют большое внимание решению социальных проблем. Например, любой сотрудник Renault, проработавший в компании не менее шести месяцев, имеет возможность приобрести автомобиль со скидкой 15 – 20% от рыночной стоимости. На всех заводах компании пятидневная рабочая неделя. Единственный цех, где производство не останавливается и в выходные дни, – штамповочный; здесь трудятся специальные бригады, работающие два дня в неделю и пять отдыхающие. Минимальная зарплата на заводе составляет 1600 евро.

Scenic II и другие

Завод в Дуэ – одно из крупнейших предприятий французского автопрома. Он занимает площадь в 450 тыс. м кв. Производство неоднократно модернизировалось. Два года назад при переходе на выпуск семейства Megane II в переоснащение и наладку было инвестировано 370 млн. евро! Сегодня с двух конвейерных линий сходят автомобили четырех моделей семейства Megane II: 5дверный хэтчбек, купекабриолет, компактвэны Scenic II и Grand Scenic. Основной моделью, производимой в Дуэ, является компактвэн Scenic II – из 2,5 тысячи выпускаемых машин 1,8 тысячи приходится на 5 и 7местную версии этой модели. Это объясняется тем, что большая часть гаммы Megane II выпускается на испанском заводе Renault в Паленсии.

Интересно, что производство компактвэнов Scenic II и Grand Scenic ведется одновременно на двух линиях. Линия «А» работает круглосуточно и полностью отдана под производство Scenic II/Grand Scenic. Линия «В» задействована 18 часов в сутки. Здесь производится сборка хэтчбеков, купекабриолетов и 5местных компактвэнов. Двигатели и некоторые КПП поступают в Дуэ с моторостроительного завода Renault, расположенного в городе Клеон.

Приоритет качества

Производство начинается с линии для резки металла, цеха штамповки и изготовления пластиковых деталей. Высококачественная сталь на завод поступает от крупнейших европейских производителей – Arcelor, ThyssenKrupp и др.

На заводе в Дуэ очень высок уровень автоматизации. На всех этапах производства осуществляется тщательная проверка качества. В цехе штамповки делаются замеры каждой 100й детали и при обнаружении несоответствия изделия расчетным данным процесс останавливается. После этого проверяется вся выпущенная партия, а по итогам разбирательства вносятся необходимые коррективы в программное обеспечение и устраняются неполадки. Это касается и других этапов производства. Так, при сварке кузова отклонения в его габаритных размерах не должны превышать 1 мм! Кроме того, регулярно производится выборочная проверка кузова и его отдельных элементов на соответствие заданным размерам. Особое внимание уделяется точкам сварки, которых у Scenic II 4 тысячи: для этого используется специальное ультразвуковое оборудование. Каждый автомобиль в процессе производства получает сопроводительные документы, где отражены все операции по его сборке. На финальном этапе все машины проверяются на герметичность, сохранность лакокрасочного покрытия и проходят компьютерную диагностику. Все данные о каждом конкретном автомобиле сохраняются в течение 10 лет.

Для оптимизации и удешевления сборки 71% всех комплектующих поставляют смежники, находящиеся в радиусе не более 50 км от Дуэ. На территории предприятия расположены производственные мощности таких известных компаний, как Valeo Plastic, Siemens, Autolin, SAS и др.

Безопасность на «пятерку»

При производстве новых моделей Renault применяется самая совершенная технология лазерной сварки, позволяющая соединять металлы разной толщины. Это дает возможность снизить массу автомобиля и гарантирует высокий уровень безопасности за счет оптимального расчета зон деформаций, обеспечивающих поглощение энергии удара. Неслучайно Renault – единственная автомобильная компания, семь моделей которой, в том числе Scenic II, заслужили высшую оценку в краштестах EuroNCAP – пять звезд.

 Процесс производства Renault Scenic
На каждом этапе производится контроль качества. При обнаружении неполадки красной кнопкой можно остановить конвейер.

Сергей Иванов
Фото автора и Renault

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Завод Renault: прошлое, настоящее, будущее


Рассказывать о заводах ведущих автомобильных фирм непросто. Ведь все они похожи: одинаковые стены, одинаковое оборудование… Иногда разные заводы в разных странах отличаются лишь… языком, на котором здесь говорят.

Однако на этот раз проблемы «о чем рассказать» не было. В течение одного дня мне посчастливилось увидеть прошлое, настоящее и будущее фирмы Renault.


Это первенец — Renault Туре А Производство таких машин началось в 1899 году. Он имел КПП, принципиально не отличающуюся от современных, и первую в мире карданную передачу на задний мост.

Что показывают туристам, плывущим по Сене на экскурсионных корабликах? Конечно же, собор Нотр-Дам, Лувр, мост Александра III, башню Эйфеля… Можно проплыть еще дальше и увидеть на небольшом островке масштабную копию статуи Свободы, подаренную американцами к 100-летию французской революции.

А вот ниже по течению редко кто опускается. Там Париж сменяют предместья, и считается, что смотреть уже не на что. А жаль. Если преодолеть еще километр-другой, то можно увидеть большой, похожий на серп остров, на котором раскинулись заводы Renault.

 
Автомобили Renault перед отправкой в Россию

Renault Type В. Первый в мире автомобиль с закрытым кузовом

Леонид Брежнев во время посещения завода во Флине

Именно здесь зарождалась нынешняя слава этой автомобильной фирмы.

ПРОШЛОЕ

Луи Рено, сын торговца сукном, еще в возрасте 11 лет соорудил в своей комнате лабораторию. Позже отец купил ему одноцилиндровый мотор Panhard, который Луи приспосабливал для различных хозяйственных нужд, копаясь во дворе дома на окраине Парижа.

В высшую техническую школу Луи не поступил и отправился на службу в армию. После службы он вернулся к родителям… на автомобиле De Dion-Bouton. Во дворе чудом сохранившегося до сегодняшних дней домика Луи вместе с помощниками полностью перестроил эту машину. Так на свет появился первый автомобиль — прототип Renault — модель 3/4 (как тогда было принято, название обозначало мощность двигателя De Dion — 3/4 л. е.).

Первый испытательный пробег Renault 3/4 прошел по набережным Сены. Вскоре вместе с братом Марселем, к тому времени уже богатым человеком, Луи основал фирму Renault Freres (Братья Рено).

На берегу Сены стали расти корпуса фирмы, а автомобили Renault становились образцом надежности и воплощением новейших технических решений.

Слава Богу, наводнение 1910 года не парализовало завод, хотя через главные ворота можно было разве что проплыть на лодке.

В 1920 году Рено строит мост на остров Се ген, омываемый с обеих сторон Сеной (почти напротив своего старенького домика, уже ставшего к тому времени музеем). На этом острове тогда располагались парк и стадион. А вскоре на месте зоны отдыха вырос гигантский завод, ставший крупнейшим промышленным предприятием Парижа.

Это был один из самых передовых автомобильных заводов во всей Европе. В то время как в Германии производство автомобилей лишь набирало обороты, на заводах Renault машины выпускались уже десятками тысяч и слыли самыми надежными.

Сейчас на заводе-острове мертвая тишина. Никто не спешит на работу, никто не переезжает через мост, не дымят заводские трубы. Производство здесь свернули в 1992 году. Поговаривают, что полицейские иногда приезжают сюда потренироваться — пострелять из табельного оружия.

А вот маленький домик семьи Рено стоит — он оказался со всех сторон застроенным заводскими корпусами и зданиями заводоуправления. Но заглянуть в домик не удалось — закрыт. Не осталось и дворика. где Луи мастерил свои механические «телеги».

Даже когда Лиделл Гарт в Англии и Гейнц Гудериан в Германии высказывались за создание крупных танковых объединений, а в военной доктрине Советского Союза ведущее место отводилось именно танкам, во Франции к концу двадцатых годов танковая армия была практически сведена на нет. Лишь в начале 30-х там появился свой «танковый» теоретик — генерал Шарль де Голль.

Между прочим, Луи Рено во Франции не очень уважают: отец французской автомобильной промышленности сотрудничал с фашистами. Луи даже посещал Рейхсканцелярию и знакомился с последними образцами немецкой техники. Потому-то сразу после освобождения Парижа 25 октября 1944 года Рено был арестован. Вскоре он умер, а спустя еще несколько месяцев заводы Renault были национализированы. 16 января 1945 года фирму официально объявили собственностью государства. Подпись под этим решением поставил в том числе и президент Временного правительства генерал де Голль.

Пожалуй, самым интересным из военного прошлого Renault для нас является то, что танк FT17 стал прототипом первого советского танка! На заводе Красное Сормово было изготовлено 15 бронемашин — копий с трофейного танка Renault FT17, некоторые из них имели собственные имена: Парижская Коммуна, Пролетариат, Буря, Победа, Красный борец, Илья Муромец, даже Борец за свободу тов. Ленин. И получается, что в известном смысле фирма Renault стала родоначальницей советской

В этом домике вырос и сделал свой первый автомобиль Луи Рено

Этот Renault выиграл первый Большой Приз Франции. Затем машина случайно оказалась в России и «случайно продавалась»

Renault 4CV, 1947—1961 годы. Автомобиль разработан тайком в годы фашистской оккупации. В Западной Европе машина была популярна не меньше, чем Фольксваген Жук танковой отрасли. Кстати, такую боевую машину — FT17 — можно обнаружить в музее фирмы, расположенном здесь же, на территории завода.

Музей небольшой. Он ютится в одном из бывших цехов завода, и, если этого не знаешь, можно запросто пройти мимо.

Внутри ровными рядами очень тесно расставлены машины. Но представлена здесь далеко не вся техника, выпускавшаяся в разные годы. Место нашлось лишь для самых-самых. Например, для машин, которые одними из первых в мире стали автомобилями-такси.

Первые такси Renault Туре Т появились еще в 1903 году. Однако «массовым» явлением такси стало лишь в 1906 году, когда была выпущена модель Type AG, созданная специально для использования в такси. Именно эти машины, именуемые также Марнскими такси, решили исход крупного сражения. В начале сентября 1914 года немцы перешли реку Марна и создали реальную угрозу захвата Парижа. Требовалась срочная переброска большого количества войск на фронт. Париж тогда был спасен благодаря историческому решению генерала Галлиени, приказавшего срочно реквизировать все парижские такси и отправить на них солдат на линию фронта.

После революции этот автомобиль отошел в пользу гаража ВЦИК

Зато рядом на куче камней покоится… танк. Оказывается, фирма Renault делала и танки, причем очень хорошие.

В декабре 1915 года «отец французских танков» Ж. Этъен лично предложил Луи Рено разработать для французской армии легкий танк. Поначалу Рено отказался от предложения, мотивируя это отсутствием опыта в разработке таких машин. Но позже танк все-таки был сконструирован. Он получил имя FT17 и стал самым массовым танком первой мировой войны (всего было заказано более 7000 танков!).

Французская армия к окончанию войны имела самый многочисленный парк танков в мире. Правда, позже «бронетанковая» искра в сердцах

Легкий танк FT17, копией которого стал «Борец за свободу тов. Ленин»

Не остались в стороне и Советы. В 1924 году по решению Моссовета была закуплена партия из пятнадцати Renaultтакси. Все эти машины использовались в Москве (в Питере таксомотором служил Ford).

Есть в музее и самый длинный из всех когда-либо выпускавшихся легковых автомобилей Renault — модель 40 CV.

Renault 40 CV с кузовом ландо фирмы Кельнер и сыновья экспонировался на автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в 1913 году. Машина была приобретена для царского гаража. После революции все автомобили этого гаража, в том числе и 40 CV, перешли в собственность большевиков. Именно на таком автомобиле Ленин приехал на завод Михельсона, где в него стреляла эсерка Каплан. Отменные ходовые качества машины позволили быстро доставить раненого в Кремль. Не будь автомобили Renault столь надежными, неизвестно, как бы сложилась судьба нашей страны…

В одном из дальних углов музея — грузовой автомобиль, похожий на Renault Magnum. Правда, это не серийный автомобиль, который нынче известен всем, а лишь его прототип Renault Virages VE10. К сожалению, огромный грузовой монстр так плотно заставлен легковушками, что запечатлеть этот уникальный экспонат на пленку не удалось.

Самый «свежий» экспонируемый в музее автомобиль — двухместный Renault Spider (см. АР № 19, 1996). Этот желтенький бесенок стоит прямо у входа, как бы намекая, что у фирмы не только славная история, но и светлое, безоблачное будущее.

Бок о бок с музеем (под одной крышей) расположена реставрационная мастерская. Местные спецы восстанавливают здесь уникальные экземпляры когда-либо производившихся автомобилей Renault и подновляют экспонаты музея. В мастерскую меня не пригласили (может, какие-то свои секреты есть?). Но я не удержался и сунул-таки нос за дверь.

Братцы, оборудованию, которым пользуются здешние реставраторы, могут позавидовать лучшие сервисные станции! Про чистоту я уж не говорю — как в больнице.

Пока я бродил по зданию и вокруг, у меня сложилось впечатление, что самый любимый здесь автомобиль — это Twingo. Малышку можно было увидеть везде: в фойе, на почетном месте в зале приема гостей…

Неудивительно. Renault Twingo — один из самых популярных автомобилей во Франции. Да и выпускается машина под Парижем — на заводе во Флине. Там же делают и Renault Clio.

Чтобы перенестись из прошлого фирмы в ее настоящее, мы и отправились во Флин.

НАСТОЯЩЕЕ

Завод во Флине расположен в 50 километрах к западу от Парижа. Заводские стратеги не изменили обычаю, выбирая место для будущего гиганта: завод построили на берегу Сены. Впрочем, дело не только в традициях.

Река — самый дешевый путь не только для доставки материалов и комплектующих, но и для вывоза готовой продукции. Выход в море позволяет без проблем прямо отсюда отправлять автомобили чуть ли не во все страны мира. По Сене от Шуази-Ле-Руа через Париж, Флин и Клеон до Сандувилля на атлантическом побережье (во всех этих городах расположены заводы Renault) тянутся баржи, перевозя сырье и автомобили. Вдоль Сены идут железная дорога и автомагистраль — по ним тоже везут детали и машины. Река, автострада и «железка» — главные жизненные аргерии большого организма Renault.

Завод во Флине не новый, предприятие начало работать еще в 1952 году. При его проектировании и строительстве использовался лучший мировой опыт. В свое время президент компании Ford Дэвис сказал, что это предприятие лучше любого американского. Завод остается одним из самых современных и сегодня. Это крупнейшее сборочное предприятие Renault. В прошлом году здесь выпустили 363500 машин — 205500 Clio и 158000 Twingo, что составляет 23% от общего выпуска легковых автомобилей Renault в Европе.

В день здесь собирают 1470 машин. Только на изготовление кузовов ежедневно уходит 700 тонн проката — целый железнодорожный состав. Однако это меньше максимальной мощности завода. Когда в 1993 году предприятие перешло на трехсменный режим работы, в день собирали 1900 машин. Нынче работают в две смены.

Численность работающих — 7741 человек. А ведь еще двадцать лет назад здесь работало 22 тысячи человек! Впрочем, такое сокращение штата — не предел: фирма рассчитывает сократить число рабочих и служащих до 5000 в течение ближайших четырех лет. Добиться этого можно только повышением производительности труда и сокращением времени выпуска каждого автомобиля. Например, если сейчас каждый Twingo тянется по различным участкам производства 13 часов, то скоро время его появления на свет сократится до 10 часов.

Конечно, далеко не все здесь делают своими силами. Как и большинство автосборочных предприятий, завод получает массу узлов и агрегатов со стороны. Свою продукцию поставляют 300 фирм из Франции и Западной Европы. Причем 90% всех комплектующих поставляется по системе «точно вовремя».

Система «точно вовремя» работает так. Например, когда кузов Clio или Twingo поступает в цех окраски, на предприятие в Розни, что в 30 километрах от Флина, по компьютерной сети поступает сообщение о том, сиденья какого цвета нужно изготовить для этой машины. Ровно через 144 минуты сиденья оказываются на главном конвейере во Флине и устанавливаются на автомобиль! Никаких складов — прямиком с одного конвейера на другой.

А кузовные панели штампуются во Флине (половина из них уходит отсюда на другие заводы фирмы). Причем все детали — и для Twingo, и для Clio — делаются в одном цехе.

Деревянный кузов первого автомобиля Туре А

Самое занятное в этом процессе — появление на свет капота Twingo. Вместо плоского листа металла, отрезанного от здоровенного рулона весом 14 тонн, в конце прессовой линии выскакивает крохотный капотик с двумя большими отверстиями под фары-глазки. Вид у капота такой жалобный, трогательный. словно он спрашивает: «Ну что, куда теперь — на сварку?»

Вот только никто ему не отвечает. Молчаливый погрузчик подхватывает целую охапку панелей и увозит в неизвестном направлении. Правда, направление это неизвестно лишь непосвященному. Прежде чем захватить поддон с отштампованным металлом, водитель кара считывает, «не вставая с дивана», приклеенный на поддон штрих-код деталей. Делает он это с помощью специального электронного устройства (в некоторых московских супермаркетах так же считывают по штрих-коду наименование и цену товара). На жидкокристаллическом дисплее в кабине кара появляется указание, куда нужно доставить детали, — и электрокар отправляется в путь. Автоматически все данные поступают в центральный управляющий компьютер.

Renault Prairie 4×4. Этот опытный полноприводный автомобиль создан в 1951 году

А бывает, что вместо кара появляется небольшой трактор. Какой? Конечно же, Renault! Я и не подозревал, что на Renault помимо легковушек и фузовиков еще и трактора делают. Впрочем, «танковый» опыт вполне оправдывает изготовление и такой техники.

Хотя, как мы уже видели, панели для Clio и Twingo штампуются на «общей» линии. сборка машин происходит раздельно. Для каждой модели есть своя линия сварки, окраски и свой главный конвейер.

Именно здесь я увидел, как происходит соединение кузова с механической начинкой, или, как модно сейчас говорить, «женитьбу». Само собой, процесс протекает без вмешательства человека. Во Флине вообще очень высокий уровень автоматизации. Сваривают и красят кузова только роботы. Даже такая трудоемкая операция на главном конвейере. как установка панели приборов, системы отопления и педального узла, делается роботами.

А вот, пожалуйте, «электрический» Clio! Машины на электротяге делают здесь же. Правда, не удалось узнать, в каких количествах их выпускают и кто нынче является их основным заказчиком.

Кстати, принципиально новый Clio (см. АР № 15, 1996), который начнут производить через год-полтора, будет выпускаться здесь же. Уже сейчас для него готовят новые штампы в кузовном производстве. Например, в одном из цехов за плотной изгородью устанавливалось новое (как нам сказали, «лазерное») оборудование. Возможно, именно на этих станках и прессах будут делать детали для нового Clio. Интересно, что линия сварки кузовов этого автомобиля должна стать предельно гибкой: здесь можно будет варить кузова разных модификаций без смены оборудования.

На гигантской заводской площадке стояли тысячи кузовов автомобилей самых разных моделей: от Twingo и Megane до микроавтобуса Trafic и маленького фургончика Express. Оказывается, здесь же, во Флине, расположен крупнейший склад запасных частей, откуда они отправляются на все заводы Renault, в филиалы и дилерские центры.

В общем, здесь есть на что посмотреть. Понятно, почему на Renault любят показывать именно этот завод. Здесь бывала и королева Елизавета, и президент Республики Конго… Навещали Флин и наши. Например, Никита Сергеевич Хрущев договаривался о модернизации АЗЛК. Не знаю, предлагал ли он в ответ помощь в выращивании кукурузы, но доподлинно известно, что ему здесь подарили Renault . Последний раз эту машину видели в Москве года три назад. Что с ней сейчас — неизвестно. Привозили сюда Гагарина. Приезжал на завод и Брежнев.

БУДУЩЕЕ

Чтобы представить себе будущее фирмы, мы отправились в строящийся техноцентр Renault — гигантский научноисследовательский комплекс.

Несколько кузовов из каждой партии подвергаются «тотальному контролю качества»

Очень много автомобилей оснащается правым рулем. Отсюда по реке они доставляются в Великобританию

Такие тракторы Renault используются на заводе в качестве «рабочих лошадок»

А по дороге мы решили заглянуть на одну из образцовых станций технического обслуживания Renault. Станция себе и станция, только очень большая. Сейчас модно объединять под одной крышей автосалон, автосервис и магазин по продаже запчастей. То же сделано и здесь. Необычно лишь то, что вместе с новыми в салоне продаются и подержанные автомобили. Причем не только фирмы Renault. Здесь стоят машины Opel, Ford и даже представитель конкурирующего французского лагеря — Citroen.

А еще понравилось, что на станции есть специальная «зеленая» зона, где складируются отслужившие свое расходные материалы: фильтры, тормозные колодки и т. д. Все это затем отправляется на переработку. К слову, Renault сейчас в числе лидеров по переработке отслуживших свое автомобилей. На фирме действует целый завод по переработке и утилизации старых машин.

И вот — техноцентр. Он произвел на меня такое же впечатление, какое на комсомольцев 30-х, наверное, производили первые гидроэлектростанции или мосты через сибирские реки.

Гигант!

Наш автобус потерялся среди бескрайнего муравейника кранов, экскаваторов, зданий и дорог. Половина из намеченного уже построена, еще столько же предстоит сделать. Чтобы представить, что здесь творится, приведу лишь несколько цифр.

Общая площадь техноцентра — 150 гектаров. Из них 360000 квадратных метров отведено под застройку — появятся три больших комплекса и девять зданий поменьше. 160000 квадратных метров (из них 50000 квадратных метров под землей) занимают автомобильные стоянки — здесь смогут разместиться 5400 автомобилей. Общая протяженность внутренних дорог техноцентра — 20 километров. Пешеходные зоны — 1500 метров. На открытых площадях будет посажено 100 тысяч деревьев (52 тысячи уже растут). Три гектара займут озера. На 600 метров протянется искусственная река.

В единую сеть будет завязано 5000 компьютеров — на это уйдет 750 километров кабелей. Длина оптических кабелей для «перекачки» данных — 50 километров. Самую трудоемкую работу будет выполнять суперкомпьютер Cray. Несколько конференц-залов, 200 комнат для переговоров, 15 тысяч телефонных и компьютерных розеток…

На разработку проекта ушел миллион человеко-часов работы, а стоительство займет 25 миллионов человеко-часов. Среди подрядчиков около 300 фирм. На объекте постоянно работают 2000 строителей. Общие затраты на строительство — 6,4 миллиарда франков. После ввода центра в строй здесь будут работать 7300 человек.

Зачем все это?

Главная цель — сокращение времени разработки каждой принципиально новой модели с нынешних 49 до 38 месяцев. Подсчитано, что это даст экономию в 1 миллиард франков ежегодно или от 1 до 1,5 миллиарда на каждую модель.

Техноцентр позволит объединить под одной крышей все стадии проектирования автомобиля — от дизайнерских работ до опытного производства и испытательных лабораторий. Автомобили будут разрабатываться, что называется, «под ключ»: никаких дополнительных «привязок» к заводам (например, по технологии) не потребуется. Кроме того, удастся надежнее укрыть опытные автомобили от слишком любопытных глаз.

Предполагается, что все работы будут завершены в 1998 году — к 100-летию фирмы Renault.

М. Кадаков
Фото автора и фирмы Renault
При подготовке статьи использованы
материалы из архива Е. Бабурина

Пожарные автомобили Renault Ближний к нам построен на легковом шасси

Renault Type ?, 1901 год Одноцилиндровый двигатель De Dion Bouton объемом 1230 куб. см развивал 9 л. с.

Ha Renault экспериментировали с однообъемными автомобилями еще в 50-х. Опытный Renault 900 1959 года

 

Renault Type NN, 1927 год. Предположительно, такой же машиной пользовался Владимир Маяковский

 

производитель, история и дата создания, руководство, страна, техническая направленность, этапы развития, внедрение современных технологий и качество автомобилей

Концерн «Рено» — производитель автомобилей во Франции, один из мировых гигантов отрасли. История компании насчитывает 120 лет постоянного развития. Сегодня с конвейеров завода Renault ежегодно сходит более 2,5 миллиона единиц продукции. Автомобили довольно популярны, их покупают в 126 станах мира.

Изобретение из гаража

Многие большие дела начинаются с детской мечты, трудолюбия, любознательности и харизмы всего одного человека. Луи Рено появился на свет в 1877 году. Семья, в которой родился мальчик, относилась к классу состоятельных буржуа – отец успешно руководил собственным бизнесом, а мать получила богатое приданое и наследство. Пара воспитывала троих сыновей. Дети были избалованы и не желали учиться. Луи прохладно относился к школьным занятиям, отдавая все свое время изучению технических новинок, разбирая технику до отдельных винтиков и собирая вновь.

Отношение мальчика к технике было подмечено производителем паровых автомобилей Леоном Серполле, он стал наставником юного дарования. Собственную мастерскую будущий производитель «Рено» Луи открыл в родительском сарае, где доработал подаренный ему трицикл известной французской автомобильной марки De Dion-Bouton. К чуду техники добавилось не только четвертое колесо, но и совершенно новое изобретение – карданный вал с прямой передачей. По своей сути это была первая в мире коробка передач, значительно опередившая все существовавшие тогда устройства из шестерней и цепей.

Изобретение увидело свет и стало достоянием общественности на рождественской вечеринке, где Луи поспорил с друзьями, что на усовершенствованном средстве передвижения легко проедет вверх по улице Ру Лелик, что на Монмартре. Преодолеть подъем проезжей части в этом месте Парижа было почти чудом – уклон составлял 13 градусов. Изобретатель был уверен в успехе и заключил пари. Триумфальная поездка принесла ему не просто выигранный спор, но и 12 заказов на его автомобили.

Луи Рено – основатель компании "Рено"

С чего начался завод

Уже через месяц Луи Рено – производитель и обладатель официального патента на коробку передач оригинальной конструкции. Право на производство коробки купили все существовавшие тогда автомобильные заводы, принцип работы карданного вала с тех пор остается неизменным для авто с задним приводом. Предприятие Renault Freres было основано 1 октября 1898 года. В компанию вошла вся семья, идейному вдохновителю и главному инженеру на тот момент исполнился 21 год.

Страна-производитель машины «Рено» — Франция. В конце 19-го века она была одной из немногих, где развивались передовые автомобильные технологии, ценились таланты механиков и инженеров. То время давно прошло, в память о нем остался концерн Renault. Основатели завода назвали первый выпущенный автомобиль Voiturette (повозка, тележка), что почти досконально описывало внешние данные машины.

Мировой тенденцией стал выпуск авто с мощными двигателями, братья сделали ставку на малый вес и маневренность, мощность мотора составила всего ¾ л. с. Они оказались правы – автомобиль Renault Voiturette легко побеждал тяжеловесных соперников в гонках. Самым показательным соревнованием стал пробег Париж — Бордо. После победы в масштабной гонке братья получили заказ на выпуск 350 автомобилей.

Расширение

Инновационные легкие автомобили пользовались популярностью, но рынок диктовал свои условия. Спрос на мощные машины не уменьшался, и производитель «Рено» в 1900 году пошел на уступки потребителю, выпустив авто модели AG-1, кузов имел несколько вариантов исполнения. Позднее модельный ряд пополнился модификациями D и Е базового стандарта.

Количество заказов постоянно росло, братья были вынуждены перенести часть производства. Для выполнения всех обязательств компания Рено заключила договор с бельгийским автозаводом, где был начат выпуск машин французской марки.

В 1902 году производитель «Рено» для участия в гонках Париж — Вена приступил к разработке собственного двигателя с 4 цилиндрами, объемом в 3750 кубов и мощностью 30 л. с. Опыт оказался удачным, новый автомобиль одержал победу в соревнованиях.

Братья часто сами садились за руль своих гоночных автомобилей. Так, в гонке Париж — Мадрид погиб один из основателей предприятия – Марсель Рено. После трагического события Луи заявил о прекращении своей спортивной карьеры, но пробыть в тени долго ему не удалось.

"Рено" чей производитель

Через несколько лет он возобновил строительство гоночных болидов и выступления на соревнованиях. К 1904 году автомобильный производитель «Рено» выпускает около 1000 машин в год, география присутствия распространяется на многие европейские страны, количество салонов, где желали представлять Renault, неуклонно увеличивалось.

Такси для войны

В 1905 году автомобили уже перестали быть роскошью, на улицах городов появилась новая услуга – такси. Рынок быстро становился популярным, потребность увеличивалась, компания «Рено» была одной из первых, кто начал выпуск автомобилей-такси. Первая модель получила название Renault Taxi La Marne. Славу автомобилю принесло испытание Первой мировой войной – задействовав 600 такси, армия смогла переправить 5 тысяч солдат к реке Марна в максимально сжатые сроки. В память об этом событии автомобилю установили памятник.

Военные действия стали стимулом для производителя «Рено» – свет увидели морские суда, двигатели для самолетов, был разработан танк. В 1906 году из цехов завода выпустили первый городской автобус. Продукция завода поставлялась не только в европейские страны, автомобили нашли место при русском дворе.

Компания преподнесла в дар императору лимузин, а наследнику — авто модели «Рено-Бебе». Русская революция изменила только лица, предприятие Renault продолжало сотрудничество с Москвой, поставляя в СССР такси, а также оборудование для сборочных линий и технологии на завод АЗЛК. К 1913 году штат сотрудников компании «Рено» превышал 5 тысяч человек, с конвейеров сходило более 10 тысяч машин различных моделей.

Страна-производитель машины "Рено"

Страна-производитель

«Рено» — чей автомобиль? Франция. повторимся, была и остается родиной машин этой марки. В этот период заводы компании были оснащены самым передовым оборудованием, стратегическим направлением развития предприятия стало обеспечение простых граждан доступными автомобилями. В 1925 году капот гоночного болида модели 40CV впервые украсил логотип фирмы в виде алмаза. Машина стала победителем в соревнованиях, проводившихся в Монте-Карло, а также получила ряд призов за поставленные рекорды – экономичность, дальность хода.

С 1926 года все модели автомобилей «Рено» начали выпускать с тормозами, установленными на 4 колесах, это стало стандартом качества. Вторая мировая война для многих производителей не просто обернулась трагедией, но и стала историей позора. В период военных действий несколько заводов Renault были полностью разрушены бомбардировками. После войны владельца компании Луи Рено обвинили в связях и сотрудничестве с фашистской Германией. Он был арестован и посажен в тюрьму, где скончался.

Двигатель "Рено", производитель

Новое время и новый владелец

В 1945 году все заводы и сама компания попали под национализацию, перейдя в собственность государства. Название слегка видоизменилось, марка получила знакомое нам имя – Renault, компания «Братья Рено» прекратила существование. Через три года после войны на предприятиях провели масштабную реконструкцию. Одновременно с этими работами продолжался выпуск автомобиля Juvaquatres.

"Рено" – чей производитель?

После модернизации мощностей в свет вышло авто модели 4CV. Ее преимуществом стали гидравлические тормоза и амортизаторы. На протяжении следующих лет продажи модели составили более 500 тысяч авто.

1954 год стал юбилейным для компании. Отмечались сразу два события – с момента национализации с конвейера сошел миллионный автомобиль, 2 миллиона было выпущено за всю историю существования заводов. В Старом Свете все знали, чья машина «Рено»: страна-производитель автомобиля — Франция. Позиции Renault в Европе были нерушимы, концерн начал осваивать рынок Соединенных Штатов.

Покорение Америки

В 1959 году компания «Рено» заняла шестую позицию в мировом рейтинге производителей автомобилей. В 1965 году был выпущен хэтчбек (модель Renault 16), ставший легендарным по показателям комфорта и безопасности.

В следующем году концерн размещает свои производства на всех континентах, это стало возможным благодаря сотрудничеству с компаниями Peugeot и Volvo.

В 70-х годах компания «Рено» пребывает на пике популярности среди французских производителей благодаря самым востребованным моделям 5 и 12. В этот период был заключен договор с американской компанией American Motors. Благодаря взаимным рекламным и PR-кампаниям американские машины приобрели поклонников в Европе, а Renault Alliance стал самым востребованным автомобилем в США благодаря фильмам о Джеймсе Бонде.

На рубеже веков

В последнее десятилетие 20-го века компания существенно увеличивает количество продаж и получает несколько наград. Автомобиль Renault Clio, выпущенный вместо Renault 5, становится автомобилем года в Европе (1991 год). Сегодня выпускается уже четвертое поколение этих авто. Также в 1991 году получают аналогичные звания грузовик Renault Ligne и автобус Renault FR1. Президенту компании Раймонду Леви присваивается звание «Президент года».

"Рено" производитель

В 1996 году в компании внедряют инновацию – поперечный двигатель «Рено». Производитель увеличивает размеры моделей машин. Малолитражные автомобили также продолжают выпускаться. Так в 1998 году Clio стал одним из самых популярных машин для городской среды. В 2001 году компания Volvo покупает подразделение по производству грузовых автомобилей с сохранением названия, большегрузы Renault производятся и сегодня.

В 2002 году происходит слияние двух концернов — Nissan и Renault. В 2005 году происходит выпуск «Рено-Логан». Производитель создал одну из самых популярных моделей, автомобиль доступен по цене широкому кругу потребителей, прост в ремонте и эксплуатации, за что получил всенародную любовь и признание.

«Рено» в России

Сотрудничество с российской автомобильной промышленностью производитель «Рено» возобновил в 1970 году. Через десять лет четвертая часть всех выпускаемых в СССР авто были построены по французской технологии. В 1993 году компания Renault открыла первое представительство в Москве, создав совместное предприятие с правительством столицы. Офис получил название «Автофрамос». Через год на АЗЛК был основан цех по выпуску автомобилей Renault Megane, Renault 19 и Clio Symbol.

Производитель "Рено Дастер"

К 2005 году компания закончила строительство и запустила завод полного цикла по производству автомобилей Renault Logan. Машины пришлись по вкусу российским автолюбителям, модель в 2006 году признана самым продаваемым иностранным авто. В 2008 году концерн Renault стал обладателем блокирующего пакета акций российского завода «АвтоВАЗ».

Доля «Рено» в совместном предприятии «Автофрамос» постоянно увеличивалась и в ноябре 2012 года достигла 100 %. После смены формы собственности компания была переименована в ЗАО «Рено Россия». Также в 2012 году компания Renault получила контроль над 67,13 % акций завода «АвтоВАЗ». Активное присутствие автоконцерна на российском рынке неизбежно приводит к вопросу о том, чья машина «Рено». Страна-производитель — Франция, но фактически сборка автомобилей происходит на всех континентах, в том числе и в России.

Сегодня концерн активно осваивает российский рынок. Кроме Renault Logan отечественные потребители чаще всего приобретают такие модели:

  • Renault Sandero («Рено-Сандеро»). Производитель — компания «Автофрамос» (Москва). Первый автомобиль этой модели сошел с конвейера завода Renault в Бразилии. В Москве выпускается с 2010 года, с 2011 года модель распространилась по странам СНГ. Для России автомобиль адаптировали. «Сандеро Степвей» оборудован двигателем с 4 цилиндрами, мощность составляет 106 л. с., расход топлива 4 литра на 100 километров.
  • Renault Duster («Рено-Дастер») – производитель завод «Автофрамос» в Москве. Эта модель является одним из самых популярных кроссоверов в России. В год компания выпускает на отечественный рынок более 160 тысяч машин.
"Рено-Логан" производитель

Компания Renault в 2015 году выпустила на московском заводе миллионный автомобиль, что говорит о продуктивном развитии предприятия в России. Темпы роста продаж постоянно увеличиваются. В выигрыше остаются все – потребитель получает качественные бюджетные автомобили, государство — прибыль в виде налогов и инвестиций, а компания — доход и развитие. В ближайших целях концерна «Рено» — выпуск электромобилей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *