Секвентальная коробка передач и принцип работы
Такое мудреное и труднопроизносимое слово для простого русского человека, как секвентальный, образовано от английского sequence, что в переводе значит: последовательность. И английское название sequential manual gearbox по-русски звучит как секвентальная коробка передач. Это устройство на автомобилях определенного класса, допускающее только последовательные переключения скоростей с первой на повышенную и наоборот, без перескакиваний.
Содержание
- Традиционная коробка
- Коробка-автомат
- Принцип секвентальности
- Кулачковая или секвентальная
- Особенности
Традиционная коробка
На традиционных КПП, устанавливаемых на большинстве отечественных автомобилей, нейтральное положение рычага включения скоростей установлено посредине. Для того чтобы тронуться с места, мы выжимаем сцепление и включаем первую передачу. В дальнейшем с набором скорости рекомендуется их последовательное переключение.
Однако ничто не мешает нам начать движение сразу на второй скорости, если состояние дороги нормальное и двигатель рассчитан на такое действие. Пытаясь запустить двигатель с севшим аккумулятором, мы, толкая автомобиль, для облегчения можем включить сразу и третью, и даже четвертую. Ничто этому не препятствует. Снижая скорость для совершения маневра, мы, притормозив, с четвертой передачи переходим сразу на вторую или на первую. Перепутав, можно и на ходу включить не ту скорость, что для авто далеко не безобидно.
Коробка-автомат
Чтобы упростить управление автомобилем, была изобретена автоматическая коробка передач, которая освободила водителя от необходимости выбирать режим движения на том или ином участке пути. Автомат сам переключается, водитель же, работая одной ногой, или прибавляет скорость, или притормаживает. Управление автомобилем с АКПП требует меньшей квалификации, и не зря разрешение на эксплуатацию подобного транспортного средства выделено теперь в отдельную категорию.
Но и работа над совершенствованием механической трансмиссии не останавливалась. В результате появилась секвентальная трансмиссия, которая также не предусматривает наличие педали сцепления, но работающая на иных принципах. И главная её особенность – строго последовательное переключение скоростей.
Принцип секвентальности
Последовательное переключение передач можно отметить, например, на мотоциклах, где они включаются ногой. Нейтральное положение там располагается чаще всего между первой и второй передачей. Та же механика применяется на тракторах, на больших грузовиках. Наибольшее же распространение последовательное включение получило в коробках спортивных автомобилей, где дорога каждая миллисекунда и недопустимо снижение скорости при переключении. Использование гидравлики позволяет ещё больше ускорить этот процесс и сократить его до минимума.
В основе секвентального механизма лежит обычная механическая коробка передач, несколько усложненная в процессе модернизации. Главной особенностью является то, что с её помощью можно осуществлять переключение с пониженной на повышенную передачу без снижения скорости движения автомобиля, что неизменно происходит при работе традиционной КПП.
Кулачковая или секвентальная
Надо сказать, что на ряде гоночных автомобилей установлена кулачковая коробка передач. Хотя если кулачковую трансмиссию сделать ещё и секвентальной, уже и так очень большая скорость переключения режимов будет ещё выше. И это применяется уже на болидах «Формулы 1».
В отличие от косозубых шестерен на традиционной коробке обычного автомобиля, в кулачковой шестерни прямозубые и длинные. Это роднит её с трансмиссией секвентальной коробки. И именно эта особенность позволяет и той, и другой системе переключаться, не снижая скорости. При этом устройство самой коробки проще – здесь нет синхронизаторов, а вместо множества мелких зубьев на шестерне и муфте торцевые выступы. Те самые кулачки, которые и входят напрямую в зацепление с зазором.
Особенности
На автомобилях с секвентальной коробкой рычаг переключения располагается на руле. Как вариант, на рулевом колесе могут устанавливаться кнопки. Нужная кнопка маркирована литерой «S». Предусмотрено как автоматическое, так и ручное переключение. При этом коробка может работать в трех режимах:
- Стандартном механическом.
- Механическом спортивном.
- С автоматическим переключением без участия водителя.
Достоинствами этого автомобиля будущего являются следующие моменты:
- У авто с секвентальной КПП, как и с АКПП, нет педали сцепления – это хорошо для начинающих водителей.
- Эта коробка предусматривает выбор между автоматическим и ручным переключением.
- Высокая скорость переключения передач, что отражается на экономичности двигателя.
Как устроена секвентальная коробка передач?
Как показывает ситуация на автомобильных форумах, многих автолюбителей очень интересует вопрос, что такое секвентальная коробка передач.
- Разбираемся, что такое секвентальная КПП и в чем ее особенности
- Где применяются секвентальные АКПП
- Устройство и принцип работы секвентальной коробки передач
- Преимущества использования такой коробки на авто и других видах транспорта
- Недостатки секвентальной КПП
Разбираемся, что такое секвентальная КПП и в чем ее особенности
Итак, главная особенность секвентальной КПП – это отсутствие возможности свободного выбора передач и перепрыгивания сразу через несколько. Необходимость в такой коробке передач возникла в связи с тем, что у водителя не всегда есть время для того, чтобы выбрать нужную передачу и затормозить для ее переключения. К слову, такие усовершенствованные механические КПП используются не только на автомобилях, но и на мототранспорте, где переключение между передачами зачастую осуществляется ногой.
Если же речь идет о секвентальных коробках, установленных на легковые автомобили, то здесь их будет отличать месторасположение центра управления. Рычаг (а иногда даже более удобные и отзывчивые кнопки) для удобства располагается на руле транспортного средства, при этом он будет обязательно обозначен специальной маркировкой «S», которая указывает на наличие на автомобиле секвентальной коробки передач.
Важно! На некоторых автомобилях с секвентальной КПП переключение между передачами может осуществляться не только вручную, но и автоматически.
Такая коробка передач имеет три основных режима работы, которые можно активировать параллельно с основными передачами:
• Стандартный механический.
• Механический спортивный.
• Автоматический, когда водителю вообще не требуется переключать передачи.
Последняя особенность секвентальной КПП заключается в том, что при ее установке на автомобиль полностью отпадает необходимость в установке педали сцепления. Это не только облегчает вождение, но и позволяет эксплуатировать двигатель в стандартных условиях, не зависящих от стиля вождения и опыта водителя.
Где применяются секвентальные АКПП
Секвентальные автоматические коробки передач сегодня можно встретить преимущественно на гоночных автомобилях, так как они являются достаточно дорогим удовольствием, да и по своему предназначению полностью приспособлены под такие типы авто. Благодаря такой КПП водитель получает возможность увеличивать скорость и переключаться с передачи на передачу без малейшего замедления, что особенно важно для соревнований. Если же в дополнение такая коробка будет работать на основе гидравлики – это еще больше повысит отзывчивость автомобиля.
Что же касается обычных легковых авто, то устанавливаемые на них секвентальные КПП в народе именуются как «ручной» режим работы автоматической коробки передач. Тем не менее, даже в таком варианте управление автомобилем считается облегченным и не требует от водителя точного попадания в конкретную передачу. Среди серийных автомобилей, на которых были установлены такие коробки, стоит назвать:
• BMW M3.
• BMW M5.
• Mercedes Benz C-Class.
Но на самом деле секвентальная КПП является более распространенной, нежели это может показаться на первый взгляд. Как уже говорилось выше, такие коробки устанавливаются на мотоциклы, где обычно есть только две передачи. Что же касается нейтрального положения КПП, то на мотоциклах оно обычно фиксируется между первой и второй передачами. Еще больше распространения секвентальная коробка получила при конструировании и создании сельскохозяйственных тракторов, на которых кнопка или рычаг переключения передач могут располагаться как под ногами водителя, так и на рулевом колесе. Встречаются секвентальные коробки передач и на большегрузных автомобилях.
Устройство и принцип работы секвентальной коробки передач
Основа такой коробки передач – привычная механическая трансмиссия, которая была усовершенствована и оснащена прямозубыми шестернями вместо косозубых. Существенным конструктивным отличием секвентальной КПП является и отсутствие педали сцепления, что компенсируется благодаря установке электронного блока управления (он же в автоматическом режиме работы КПП и отвечает за переключение передач).
Переключение передач благодаря гидравлическому механизму получается максимально быстрым и не требует точности, как на обычных КПП. Все, что требуется от водителя во время управления автомобилем с такой коробкой, это оценка сложности дороги и нагрузки, которая передается на автомобильный двигатель. Чтобы облегчить ему работу, стоит постепенно повышать передачи. Если же требуется маневрирование на низкой скорости, передачи понижаются с учетом поведения автомобиля и отзыва двигателя.
Секвентальные или кулачковые КПП?
Стоит также упомянуть о существовании кулачковых коробок передач, которые в своих конструкционных особенностях имеют много общего с секвентальными. В частности, их объединяет наличие прямозубых и длинных шестерен с торцевыми выступами (за которые и цепляются кулачки), благодаря которым такие коробки передач позволяют максимально быстро переключаться с одной передачи на другую, не снижая скорости движения.
Однако определить, какая КПП лучше, практически невозможно. По этой причине конструкторы попросту объединили их в один механизм, который уже сегодня используется на гоночных болидах, которые принимают участие в «Формуле 1». Так что кулачковую коробку передач правильнее называть неплохой альтернативой секвентальной КПП.
Преимущества использования такой коробки на авто и других видах транспорта
Мы уже разобрались с тем, что такое секвентальная КПП. Однако давайте же подведем итог касательно всех достоинств использования такой коробки передач на разных видах транспорта:
1. Нет педали сцепления. Данная особенность больше всего актуальна для тех, кто только осваивает вождение и может путать педали. Помимо этого, отсутствие сцепления облегчает управление автомобилем в сложных условиях гонок, когда водителю важно концентрироваться не на силе натиска на педаль, а на трассе.
2. Передачи переключаются максимально быстро. В этом с секвентальными КПП не сможет сравниться ни один другой тип коробок передач. К этому достоинству также стоит отнести то, что при нажатии рычага передач вверх или вниз водителю не приходится задумываться над тем, в какую передачу перевести рычаг. Он просто повышает их или понижает.
3. Автомобильные конструкторы также отмечают, что отсутствие замедления во время перехода с одной передачи на другую также положительно отражается на экономии топлива.
4. Работа на двух режимах – автоматике и механике. Несмотря на то, что конструкторы и так упростили процесс управления автомобилем с механической секвентальной коробкой передач, перенеся кнопки на руль, в некоторых ситуациях водитель вообще может отказаться от управления трансмиссией и доверить эту задачу исключительно электронному блоку управления.
Недостатки секвентальной КПП
Секвентальная коробка передач не лишена и целого ряда недостатков, и связаны они в основном с конструкцией такой КПП. Первое, о чем необходимо подумать при покупке автомобиля с такой коробкой передач, – это ускоренный износ трансмиссии. Не стоит забывать, что в экстремальных и слишком суровых условиях эксплуатации гидравлический механизм быстро изнашивается и может выйти из строя в очень неподходящий момент. По этой причине гоночные болиды приходится полностью перебирать и менять запчасти буквально после каждой гонки.
Выше также упоминалось, что, благодаря установке секвентальных КПП на серийные автомобили, существенно увеличивается их мощность. Но есть здесь и свой подводный камень: добиться подобного можно только в том случае, если правильно и вовремя переключаться с низших на высшие передачи и обратно. Если же водитель плохо чувствует своей автомобиль и его потребности, это опять же может привести к выходу из строя всех элементов гидравлической трансмиссии. При этом восстановление такой системы обойдется автовладельцу очень дорого.
В связи с этим садиться за руль автомобиль с секвентальной КПП рекомендуется только водителям со стажем, которые отъездили свое и на механической коробке, и на автомате. Отсутствие опыта в вождении автомобиля может негативно отразиться на его состоянии.
Исходя из всего вышесказанного, определить рациональность покупки автомобиля или установки на него секвентальной коробки передач довольно сложно. Хотя в целом она дает целый ряд преимуществ, необходимость в ней есть далеко не у всех водителей. Да и перестроиться с привычной КПП с рычагом справа от водительского сидения не так уж и просто.
что это такое и как работает Как работает секвентальная коробка передач
В переводе secensum означает «последовательность». Секвентальную коробку передач можно считать механическим узлом, в котором сцеплением управляет отдельное устройство. То есть в автомобиле, оборудованном описываемой коробкой передач, педалей также будет 2, как и в автомобиле с «автоматом», но передачи нужно переключать вручную (в некоторых случаях возможно и автоматическое переключение).
Принцип работы
При самостоятельном включении передачи и нажатии на педаль газа специальные датчики информируют электронный блок, который передает сигнал на коробку. В нем также есть датчики, передающие свой сигнал о скорости автомобиля на прогрессивный блок. Последний, в свою очередь, вносит коррективы в скоростной режим, координируя работу механизмов коробки передач. При этом учитывается количество оборотов двигателя, работа кондиционера и показания на панели приборов.
Переключение передач осуществляется с помощью сервоприводов (актуаторов), которые на секвентальной коробке гидравлические. Если электрическая, то такая коробка передач называется роботизированной (на практике коробку передач с гидравлическим и электрическим приводами называют роботизированной). Команда на переключение передач подается водителем в ручном режиме или с помощью бортового компьютера.
Особенности работы секвентальной коробки передач
Принципы работы напоминают автоматическую коробку передач, однако секвентальный блок отличается экономичностью и надежностью, присущими механической коробке передач.
При этом «робот» намного дешевле «автомата». Главной особенностью секвентальной коробки является возможность переключения с пониженной передачи на высшую без потери скорости, которая неизменно падает при использовании механического агрегата. На ряде современных автомобилей секвентальная коробка передач управляется кнопками, расположенными на руле, что позволяет переключаться, не отрывая рук от руля.Еще один плюс автомобилей, оснащенных «роботом», — меньший расход топлива, если сравнивать с автоматической коробкой передач. Отсутствие третьей педали помогает новичкам быстро набрать скорость, а опытные водители могут выбирать между ручным и автоматическим переключением передач.
Недостатком роботизированных коробок является низкая износостойкость, что особенно ярко проявляется при больших нагрузках или агрессивном стиле вождения. Поэтому при работе данного типа коробки передач в ручном режиме важно вовремя переключаться с одной скорости на другую (нужно чувствовать момент).
МКПП может быть как простой робот с одним сцеплением, так и преселективная коробка передач с двумя сцеплениями типа DSG. В этой статье мы поговорим о том, что такое секвентальная коробка передач.
Читать в этой статье
Коробка SMG: секвентальная коробка передач
Как известно, на начальном этапе в автомобилестроении использовалась только механическая коробка передач.
Однако в дальнейшем инженеры разработали и другие типы трансмиссий, главной задачей которых было максимально облегчить управление автомобилем.
Настоящим прорывом стало появление автоматической коробки передач, АКПП, позволившей реализовать возможность выбора и переключения передач автоматически, то есть без участия водителя.
При этом гидромеханический «автомат» не вытеснил традиционную механику по ряду причин, МКПП продолжала дорабатываться, конструкция постоянно совершенствовалась. В результате секвентальная коробка передач стала одним из типов МКПП.
Вкратце такая трансмиссия отличается от аналогов тем, что повышенная и пониженная передачи включаются только в определенной последовательности. Проще говоря, водитель автомобиля с так называемым секвентальным селектором переключает строго по порядку «вверх» для включения повышенной, или «вниз» для включения пониженной передачи.
При этом на обычной механике водитель может переключать передачи по «переборному» принципу, то есть произвольно. Главное, чтобы передача соответствовала скорости движения и т. д. На практике, например, можно стартовать со второй и сразу переключиться на четвертую. Последовательная контрольная точка не позволит этого.
Устройство и принцип работы секвентальной коробки передач
Как уже было сказано, секвентальная коробка передач (иногда называемая селективной) основана на простой механической коробке передач. Однако есть отличия от МКПП.
Коробка передач DSG (DSG): конструкция, принцип работы, отличительные особенности. Надежность, ресурс ДСГ, виды роботизированных коробок ДСГ, советы.
Традиционное деление коробок передач, применяемых в автомобилях, на «автомат» и «механику» давно перестало быть актуальным. В последние годы появилось множество других типов трансмиссий, основное назначение которых — упростить процесс управления машиной при одновременном повышении ее технических показателей.
Примером такой разработки является секвентальная коробка передач, которой сегодня оснащаются многие спортивные автомобили, особенно суперкары. Его главная особенность в том, что скорости в нем переключаются только последовательно — иными словами, нельзя сразу перескакивать с первой на третью, минуя вторую. Это же правило действует и при переключении на пониженную передачу.
Этот принцип имеет множество особенностей, в том числе и положительных, которые позволяют использовать секвентальную коробку на самых быстрых автомобилях современности. Для лучшего понимания их следует сначала понять, что такое трансмиссия такого типа и как она работает.
Этот тип редуктора сочетает в себе черты и преимущества механических и автоматических коробок передач, благодаря чему полученный агрегат отличается простотой эксплуатации и, в то же время, высокой точностью работы. Переключает передачи в строгой последовательности — больше одной скорости не перепрыгнешь. При этом передачи меняются здесь в рекордно короткие сроки — на это у коробки уходит около 120 миллисекунд. Такая высокая скорость переключения обеспечивается применением гидравлических сервоприводов.
Важной особенностью секвентальных коробок передач, сближающей их с более привычными «автоматами», является отсутствие педали сцепления. Причем в качестве элемента управления здесь только педаль – само сцепление есть, но его работу обеспечивает автоматика. Это значительно облегчает новичкам управление автомобилем, оснащенным такой трансмиссией.
Для передачи вращения в секвентальных коробках передач применяют шестерни с прямыми зубьями. По сравнению со спиральными элементами они обладают гораздо более высоким КПД за счет минимальных сил трения, возникающих при их вращении.
Принцип работы секвентальной коробки передач
Принципиально такая коробка передач во многом схожа с обычной механикой. Однако у нее есть и множество индивидуальных характеристик:
- У СКПП нет педали сцепления — сцеплением управляет электроника, которая с помощью специальных датчиков следит за силой нажатия на педаль акселератора;
- для переключения передач можно использовать обычный рычажок или кнопки или лепестковые клавиши, расположенные на руле; Гидравлические сервоприводы
- компенсируют возможные неточности регулировки режима движения.
Обычно водитель должен последовательно переключаться только при ускорении или торможении. Этот принцип значительно упрощает вождение.
Значительное сокращение времени переключения достигается благодаря модернизированному принципу использования тяг, входящих в конструкцию коробки передач:
- на обычной «механике», когда водитель меняет положение рычага, шток подтягивается, проворачивается и только потом нажимается для включения новой передачи;
- в секвентальной коробке подтягивается тяга предыдущей передачи, и одновременно выжимается тяга новой скорости.
В результате время переключения может быть уменьшено до 120 миллисекунд. Для сравнения: современная МКПП переключает передачи примерно за 1 секунду. При обычной езде такая разница во времени может и не ощущаться — однако это существенный пробел в мире автогонок. Вот почему секвентальные коробки передач используются сегодня в Формуле-1 и других скоростных чемпионатах.
При этом управление такой трансмиссией достаточно простое и не требует от водителя особых навыков и скорости реакции. Это выгодно отличается от кулачковых коробок, с которыми СКПП имеет много общего.
Где используется секвентальная коробка передач?
Изначально этот тип трансмиссии разрабатывался для нужд автоспорта — именно здесь очень важно иметь возможность быстро переключать передачи без потери оборотов двигателя. Однако с середины 9 в.0-х годов прошлого века такие коробки стали появляться на серийных автомобилях общего пользования – пионером в этом направлении стал баварский концерн BMW.
Однако впервые секвентальные коробки передач вообще не появились на автомобилях — уже более 50 лет они используются на мототехнике. На большинстве велосипедов переключение передач последовательное: нажатие рычага вперед увеличивает передачу, а назад уменьшает. Причем этот принцип используется на мотоциклах самого разного класса — как на чопперах и турерах, так и на спортбайках и эндуро.
Также сегодня трансмиссии секвентального типа устанавливаются на различные тяжелые машины :
- сельскохозяйственная и строительная техника;
- грузовиков, коробки которых часто имеют не один десяток скоростей.
Во всех этих случаях принцип секвентального переключения передач значительно облегчает управление техникой – водителю не нужно тратить время на выбор момента переключения и поиск нужной скорости, что особенно важно для грузовых автомобилей.
Плюсы и минусы секвентальной коробки передач
Конечно, агрегаты, имеющие столь серьезные отличия от обычных типов трансмиссий, имеют свои плюсы и минусы. В частности, к достоинствам секвентальных коробок можно отнести следующие особенности:
- Отсутствует педаль сцепления . Это полезно не только для начинающих водителей, которым часто сложно освоить нюансы управления тремя педалями сразу, но и для опытных водителей.
- Скорость переключения . .. По этому показателю СКПП значительно превосходит «механику», а она, в свою очередь, работает намного быстрее, чем насиживающая «машина». Таким образом, у секвентальных коробок нет конкурентов по скорости отклика.
- Легко переключается … Неважно, какая передача включена в данный момент — вам достаточно переместить рычаг в нужную сторону или нажать соответствующую кнопку.
- Режимы работы … Многие коробки этого типа поддерживают несколько режимов работы. Это может быть аналог обычной «механики», спортивный режим, обеспечивающий еще более высокую скорость и точность переключения, а также автоматический режим, в котором электроника все сделает сама. При этом в этом случае сохраняется та же эффективность работы.
Однако секвентальные трансмиссии не идеальны — наряду с существенными преимуществами они имеют и определенные недостатки. Более того, в некоторых ситуациях они могут оказаться более существенными, чем преимущества. Вот основные примечания по этим коробкам:
- Хрупкость . .. Они не переносят высоких нагрузок, неизбежно возникающих при езде. Особо чувствительным элементом такой коробки являются гидросервоприводы. В среднем редукторы имеют в несколько раз меньшие размеры по сравнению с традиционными типами редукторов.
- Сложность обслуживания и ремонта … Техническое обслуживание, а тем более ремонт секвентальной коробки передач затратно из-за конструктивных особенностей. Устранить любую возникшую здесь проблему самостоятельно практически невозможно. Но даже обращение на станцию технического обслуживания не всегда может решить вашу проблему – секвентальные коробки в России все еще довольно редки, поэтому найти мастера, имеющего опыт работы с ними, бывает очень сложно.
Вообще секвентальная коробка передач, несомненно, является одним из самых перспективных типов трансмиссий, использование которых актуально для мощных и скоростных автомобилей. А совершенствование их конструкции, устранение слабых мест в работе обеспечат таким коробкам передач возможность получить более широкое распространение на серийных автомобилях.
Видео по теме
Представленный в конце июня 2015 года в Гудвуде, вы могли заметить секвентальную коробку передач, которая уже давно стала неотъемлемой частью спортивных и суперкаров. Так как некоторые каракумники интересуются устройством и особенностями этого типа КПП, то я вам о нем и расскажу. Секвентальная КПП отличается возможностью только последовательного переключения передач. Другими словами, водитель может переключать только одну передачу выше или ниже используемой, не перескакивая через остальные, как это можно сделать в классической механической коробке передач с поисковым принципом переключения. Предлагаю более подробно познакомиться с этим типом коробки передач и развеять пару заблуждений, связанных с секвентальными коробками передач.
Принцип работы секвентальной коробки передач
Как мы уже выяснили, передачи этого типа трансмиссии переключаются только поочередно, в строго заданной последовательности. А так как секвентальная коробка передач построена на базе механической, то ссылки по принципу работы будем делать на механическую коробку передач.
На первых секвентальная коробка отличается отсутствием педали сцепления, что, в первую очередь, порадует не искушенных опытом водителей. Это значительно облегчает управление автомобилем, ведь постоянные танцы с левой ногой на педали сцепления — дело, прямо скажем, на любителя. Сцеплением управляет не водитель, а электронный блок, который получает сигнал от датчиков, считывающих давление на педаль газа и непосредственно включающих конкретную передачу. Как говорится, дело техники. Когда коробка получает команду от электронного блока, новый сигнал о используемой скорости автомобиля передается на прогрессивный блок с помощью специальных датчиков. Прогрессивный блок — крайняя мера, где скоростной режим регулируется по разным показателям: от оборотов двигателя до работы кондиционера.
Видео, демонстрирующее работу секвентальной коробки передач. Как быстро переключаются передачи!
Во-вторых , в секвентальной коробке передач используются прямозубые шестерни. Они выдают больший КПД, если сравнивать с косозубыми шестернями от МКПП. Это связано с тем, что косозубые шестерни имеют большие потери на трение. Но прямозубые шестерни также способны передавать меньший крутящий момент, поэтому в секвентальных коробках передач для компенсации этого недостатка часто используют шестерни большего размера.
Наконец, Третьей отличительной чертой секвентальной трансмиссии является наличие гидравлических сервоприводов, с помощью которых происходит переключение между передачами. В настоящее время гидравлические сервоприводы часто ассоциируются с роботизированными коробками передач, но это не так. В последнем используются электрические.
Об одном из вариантов секвентальной коробки рассказывает Евгений Травников в своем видео:
Преимущества и недостатки секвентальной коробки передач
Теперь, когда мы имеем представление о принципе работы упомянутой трансмиссии, давайте разберемся, чего от нее ожидать.
Преимущества:
1. Высокая скорость и удобное переключение между шестернями. Благодаря электронному блоку управления и гидравлическому механизму время переключения сокращается до 150 миллисекунд, что играет немалую роль в профессиональном автоспорте. Ни одна из классических трансмиссий, как механических, так и автоматических, не может похвастаться более быстрым переключением передач. Кроме того, с секвентальной коробкой передач вы не будете судорожно пытаться набрать нужную скорость, мчась во всю мощь по кольцу, когда высокая нагрузка и тряска с вибрацией мешают удерживать машину на правильной траектории.
2. Отсутствие потери скорости при переключении.
3. Экономичный расход топлива.
Последние два пункта скорее следствие первого, но мы не можем не учитывать это, отдавая должное последовательной контрольной точке.
4. Возможность переключения подрулевых лепестков. Да, эта технология, столь любимая настоящими гонщиками, была открыта благодаря механизму секвентального переключения передач.
Кстати, этот механизм любят и геймеры. Некоторые даже берутся разрабатывать такие коробки сами =)
Пятым плюсом можно было бы назвать выбор между двумя режимами — автоматическим и ручным переключением передач (так называемый спортивный режим). Но эта особенность характерна для автоматических коробок передач. А так как секвентальная коробка передач может существовать самостоятельно, оставим это преимущество за некоторыми типами АКПП.
Недостатки:
Здесь речь идет не только о нагрузках, которые испытывает трансмиссия автомобилей Формулы-1 на гоночной трассе, но и о нагрузках, которые может испытывать гидравлический механизм при неправильном переключении передач на гражданских автомобилях. Как бы ни было просто переключить передачу на секвентальной коробке передач, делать это нужно своевременно. Узлы этой трансмиссии достаточно чувствительны и быстро изнашиваются из-за конструктивных особенностей. Ведь чем сложнее механизм, тем больше вероятность его поломки.
2. Высокая стоимость обслуживания. Собственно, здесь тоже можно сослаться на конструктивные особенности секвентальной коробки передач, причем без лишних комментариев.
Заблуждения и мифы, связанные с секвентальной КПП
1. Секвентальная коробка передач и роботизированная коробка передач – это одно и то же.
Это ни в коем случае не так. Несмотря на схожий принцип работы, роботизированная коробка передач по крайней мере использует электрические сервоприводы для переключения между передачами. А в секвентальной коробке передач — гидравлическая.
2. Секвентальная и автоматическая коробка передач неразделимы.
Еще одно заблуждение, вызванное широким использованием АКПП в паре со «спортивным режимом». Однако стоит вспомнить коробки передач, используемые в автоспорте, и все становится на свои места. Секвентальная коробка передач может существовать отдельно от автоматической коробки передач.
3. Секвентальный механизм устанавливается только на гоночные и другие спортивные автомобили вместе с кулачковой коробкой.
Несомненно, дуэт этих двух технологий дает огромное преимущество на трассе, но секвентальная коробка передач уже не одно десятилетие используется на серийных автомобилях, предназначенных для дорог общего пользования.
Применение секвентальной коробки передач
В настоящее время секвентальный механизм широко используется и даже успел стать классикой для некоторых мотоциклов и автомобилей. Например, такой тип трансмиссии характерен для старого мотоцикла. Но более популярным применением этой технологии прославились модели коробки передач SMG, устанавливаемые на автомобили BMW с 1996.
SMG 1 и SMG 2 уже давно устанавливаются на BMW 3 серии.
Момент ностальгии или как это было:
1- Индикатор включения более высокой передачи ; 2- Индикатор передач и программ ;
3- Рычаг управления ; 4-; 5- Переключатель программы движения (на центральной консоли) .
Основные компоненты первое поколение SMG показано на рисунке:
1 ЭБУ SMG ; 2 ЭБУ АБС ; 3 Индикатор передач и программ (в тахометре) ; 4 ЭБУ индикатора включенной передачи и программ
5 Переключатель программ привода (центральная консоль) ; 6 Индикатор положения рычага управления (центральная консоль) ; 7 Шестиступенчатая коробка передач SMG с блоком регулировки ; 8 Кронштейн переключения передач SMG ; 9 Приводной насос ; 10 Рабочий цилиндр сцепления ; 11 Сцепление ; 12 Гидравлический блок ; 13 Бачок главного цилиндра ; 14 Блок управления DME *
SMG уже третьего поколения и устанавливается на BMW E60 M5 с 2005 года.
Всем привет! Представьте ситуацию. Вы накопили деньги и думаете о покупке автомобиля. Не последним вопросом будет выбор коробки передач. И тут возникает мысль — купить себе автомат или остановить свой выбор на старой доброй механике. Ведь, казалось бы, могло быть и больше. Но нет. Также есть секвентальная коробка передач.
Это не я придумал и устройство действительно существует. Хотя практика и общение даже с друзьями доказывает, что не все знают такое имя. И уж тем более не каждый может сразу сказать, что это такое и как оно работает.
Чтобы вы не упали лицом в грязь и стали настоящим специалистом в области коробок передач, предлагаю разобраться в этой теме подробнее. Может быть, кто-то после этого захочет взять машину с последовательной КПП.
Как это работает
Все мы знаем, что такое автоматическая или адаптивно-механическая коробка передач. В первом случае система все делает сама, опираясь на текущие нагрузки и скорость машины. То есть подстраивается под машину. В случае с механикой переключать передачи нужно самостоятельно.
В случае секвентальной коробки передач важно отметить, что она отличается возможностью последовательного переключения передач. Грубо говоря, если на механике можно «перескакивать» с 5 на 3 скорость, то секвенсор не позволит этого сделать. Существует последовательность переключения, которую СКПП не может нарушить.
Изначально СКПП создавались для гоночных автомобилей, автомобилей Формулы 1 и автомобилей, принимающих участие в профессиональных гонках. Но автопроизводителям идея понравилась, поэтому многие внедряют такие коробки в гражданские автомобили. И это радует.
Ошибка многих в том, что они считают СКПП аналогом АКПП. Собственно, механика и послужила вдохновением для создания секвенсора. Он был построен на базе механической коробки передач.
Рассмотрим принцип работы этого устройства и ключевые особенности СКПП. Так вы поймете, что это такое и как работает вся система секвенсора.
- СКПП не имеет педали сцепления. Это удовольствие для тех, кто не имеет большого водительского стажа. Управление упрощено, не нужно постоянно выжимать сцепление. За это отвечает электроника, получая сигналы от датчиков при считывании нажатия педали акселератора и включении передачи. Коробка, получив команду от блока управления, передает датчиками сигнал о скорости, с которой сейчас движется автомобиль. Прогрессивный блок — это последний этап, на котором настраиваются параметры движения. Он изучает буквально все, от оборотов двигателя до включения и выключения кондиционера.
- В конструкции секвенсора используются прямозубые шестерни. Их эффективность выше по сравнению с винтовыми конструкциями, стоящими на механике. Последние имеют внушительные потери на трение. Хотя цилиндрические зубья передают меньший крутящий момент. Чтобы компенсировать это, шестерни установлены большого размера.
- Гидравлический сервопривод. Последняя отличительная черта. Такое устройство переключается между скоростями. Сейчас многие уверены, что гидросервопривод – достояние роботизированных коробок. Распространенная ошибка, потому что они используют электрические устройства.
Секвенсор работает очень просто. Вы можете использовать рычаг переключения передач или подрулевые лепестки напрямую. Это технология, позаимствованная у гоночных автомобилей, которая очень хорошо прижилась в народе. Особенно у БМВ и Тойоты.
Если вы посмотрите на коробку, то увидите на ней рычаг, который двигается вверх и вниз. Плюс есть дополнительные режимы, в зависимости от автопроизводителя.
Нажатие вверх (где есть +) поднимает на одну передачу вверх, а перемещение в сторону с «минусом» позволяет опустить коробку на 1 передачу.
Вот что значит комфортно и удобно. Неудивительно, что многие стремятся поставить СКПП на свой автомобиль. Некоторые умельцы умудряются впихнуть коробку на ВАЗ 2108 и 2107. Есть и заводские модели в паре с секвентальной.
Но я буду честен. Это актуально для спортивных автомобилей, от которых ждешь скорости и минимальных потерь при разгоне. Для автомобилей с мощностью под капотом менее 150-200 лошадиных сил, и которые используются для семейных поездок, SCR не нужен.
Преимущества и недостатки
Теперь вы знаете, что такое СКПП и что означает секвенирование. Нет? Да, это та же самая последовательность в переводе. Тут, в общем-то, все становится на свои места.
После просмотра видео и изучения особенностей такой коробки возникает вопрос — стоит ли брать машину с этой КПП. Я вам немного помогу, рассказав о сильных и слабых сторонах секвенсоров.
Начнем с преимуществ.
- Высокая скорость переключения. Автомат живет своей жизнью, поэтому иногда откровенно тупит и делает не то, что ожидаешь. Механику сложнее переключать. Оптимальную скорость дает СКПП. Электронный блок и гидравлика обеспечивают минимальное время переключения с передачи на передачу. Это чрезвычайно важно для профессионального автоспорта.
- Удобство. Выжимать педаль сцепления, включать передачу, да еще на скорости с плохой дорогой – сомнительное удовольствие. СКПП гарантирует точность и комфорт при переключении передач. Это неоспоримый факт.
- Без потери скорости. Да, секвентальная коробка переключается быстро, пауз между переходами нет, отсюда и размеренная езда, быстрый набор скорости.
- Расход топлива. Все предыдущие пункты влияют на появление этого преимущества. СКПП экономно расходует топливо и помогает экономить деньги.
- Подрулевые переключатели. Дополнительная опция, позволяющая почувствовать себя гонщиком. Удобно и необычно.
- Два режима. Но тут сделаю поправку. Данная АКПП имеет функцию перехода в ручной режим с помощью секвентальной системы. Так что это скорее плюс машины.
Но не все так идеально. СКПП имеет два существенных недостатка.
- Низкая устойчивость к нагрузкам и износу. Система сложная, состоит из множества элементов и требует аккуратного обращения. Вы не можете просто щелкать лепестками или рычагом наугад. Необходимо правильно выбрать момент для переключения. Если этого не сделать, механизмы быстро выйдут из строя. Не зря СКПП стоят на машинах профессиональных гонщиков.
- Цена. Для самой машины с СКПП и для обслуживания такой коробки она высока. Хотя, если у вас есть деньги на покупку секвентальной машины, стоимость ее ремонта не должна быть проблемой.
Это все, что я хотел тебе сказать. Спасибо за внимание! Надеюсь, вам понравилось.
Что такое секвентальная коробка передач
В большинстве гоночных автомобилей также используются секвентальные коробки передач. Последовательная коробка передач предлагает движущей силе несколько важных преимуществ, которые очень полезны в гоночном автомобиле. Здесь вы можете узнать, как работает секвентальная механическая коробка передач и почему эта форма трансмиссии сейчас работает на таком большом количестве высокопроизводительных автомобилей.
Содержание
Секвентальная коробка передач
Если вы когда-либо ездили на мотоцикле, то знаете, что механическая коробка передач на мотоцикле не имеет ничего общего с этим. На мотоцикле вы переключаете передачи, нажимая рычаг вверх или вниз носком ноги. Это гораздо более быстрый способ переключения. Этот тип трансмиссии называется секвентальной коробкой передач или секвентальной механической коробкой передач .
Тип трансмиссии, допускающий ручной выбор передач, хотя передачи необходимо выбирать по порядку, так как это не позволяет пропускать передачи, как в традиционной механической коробке передач. Метод переключения передач уникален для этого типа трансмиссии, где селекторный вал используется для переключения на повышенную или пониженную передачу.
Работа секвентальной коробки передач
Как работают механические трансмиссии предлагает базовое понимание механизмов внутри механической трансмиссии. Пятиступенчатая коробка передач в разумных пределах модна сегодня на автомобилях. Внутри вроде примерно так:
Есть 3 вилки, управляемые с помощью 3-х тяг, которые включаются с помощью рычага переключения передач. Глядя на тяги переключения сверху, они выглядят следующим образом на нейтральной передаче, задней передаче, первой и второй передаче: Образец «H» позволяет вам перемещать тягу переключения между тягами управления для 3 вилок и перемещать тяги, возвращенные и вперед.
Последовательная механическая коробка передач работает так же. Остается фиксированная часть вилок выбора инструментов, которые имеют плавные муфты, которые имеют взаимодействующие шестерни. Единственная разница заключается в способе манипулирования управляющими стержнями. Образец «H» удаляется и меняется другим движением.
Эти движения вращают храповой барабан . Барабан выглядит так: Вы можете видеть, что в барабане прорезаны канавки. Эти канавки могут выполнять одно из двух действий:
- Если барабан расположен вдали от шестерен трансмиссии, канавки управляют штатными тягами управления.
- Если барабан расположен рядом с шестернями, канавки сразу проходят через вилку выбора инструментов, и тяги манипулятора не нужны. Это более распространенный подход, поскольку он содержит меньше элементов и более компактен.
Нет перескока, например, с первой передачи на третью. Вы всегда должны переключаться со второй передачи, чтобы перейти на третью. То же самое и при понижении передачи. Преимущество этой системы в том, что ошибки переключения исключены. Вы всегда переходите на следующую передачу.
Преимущества секвентальной коробки передач
- Секвентальная коробка передач быстрее. Например, чтобы перейти со второй на третью передачу на образце «H», вам нужно нажимать рычаг вверх, снова и снова. Это требует времени. На секвентальной коробке передач вы нажимаете рычаг вверх при каждом переключении передач.
- Последовательный сдвиг согласован. Теперь вы больше не должны думать: «Давайте посмотрим, я на второй передаче, поэтому я должен пропустить больше, чем перейти на третью». Вы
фактически толкаете рычаг вперед — это одинаковое движение для каждого инструмента. - Область рук неизменна. В образце «H» площадь рычага переключения передач изменяется, поэтому вам следует подумать, куда ставить руку, в зависимости от того, какие инструменты вы используете. В секвентальной коробке передач рычаг переключения постоянно находится в одинаковом положении для следующая смена.
- Последовательный сдвиг без сюрпризов. Если вы неправильно переключитесь с образцом «H» в гонке (например, перейдете на вторую, когда намеревались посетить 4-ю), вполне возможно, что двигатель взорвется. Это ни в коем случае не может произойти с секвентальной коробкой передач.
- Другое преимущество заключается в том, что рычаг последовательного переключения передач занимает меньше места в кабине гоночного автомобиля. Вам нужно пространство только для движения рычага вперед/назад, а не влево/вправо.
Разница между секвентальной коробкой передач и коробкой передач с двойным сцеплением
Каждая из секвентальных коробок передач и коробок передач с двойным сцеплением позволяет выбирать передачи вручную без педали сцепления, однако это не означает, что они одинаковы. В этом видео от поставщика компонентов FCP Euro объясняются различия между этими типами трансмиссии.
Помимо продвижения компонентов, у FCP Euro есть гоночная команда, которая в течение 2 сезонов управляла Volkswagen GTI TCR. Это дало прекрасную возможность для сравнения коробки передач
, поскольку гоночные двигатели TCR начинались с измененной модели коробки передач с двойным сцеплением VW Direct Shift Gearbox (DSG), используемой в дорожном автомобиле GTI, однако позже они были модернизированы с последовательной передачей Sadev. передачи.
В секвентальной коробке передач все шестерни выровнены на одном входном валу, а с выходным валом они входят в зацепление с помощью собачек. Это позволяет переключаться без подъема, но также требует использования вращающегося барабана вместо переключающих затворов. Эта трансмиссия также позволяет использовать оси одинаковой длины, помогая контролировать крутящий момент в переднеприводном гоночном автомобиле GTI TCR. FCP Euro считает, что он примерно на 100 фунтов легче, чем DSG.
В целом, основное различие между последовательной коробкой передач и коробкой передач с двойным сцеплением заключается в том, что одна предназначена для гонок, а другая нет. Коробка передач VW DSG переключается быстро, однако она также спроектирована так, чтобы быть чистой и тихой. Последовательные коробки передач громкие и требуют значительного давления для взаимодействия передач. Легкий маховик коробки передач Sadev и крошечное сцепление также делают ее очень бесполезной для движения на низкой скорости. Но ничего из этого не касается гоночной машины, в которой все примерно так, чтобы максимально быстро и правильно передать энергию в пол. Для этой работы секвентальная коробка передач является лучшим выбором.
Часто задаваемые вопросы
Что делает секвентальная коробка передач?
Последовательная коробка передач используется вместе с направляющей трансмиссией (в частности, секвентальной трансмиссией), чтобы обеспечить более быстрое переключение передач. Однако с секвентальной коробкой передач водители могут наиболее эффективно переключаться вверх или вправо вплоть до следующей последовательности — или следующей внутри последовательности — передачи.
Как переключать секвентальную коробку передач?
Секвентальные коробки передач просты. Вы просто нажимаете вверх, чтобы переключиться на следующую передачу, или вниз, чтобы переключиться на предыдущую передачу.
Вам нужно сцепление для секвентальной коробки передач?
Так как есть селекторный вал, нужен для сцепления отсутствует, за исключением выбора первой передачи. … Потому что у вас есть в порядке с секвентальной коробкой передач , вы никогда не сможете включить неправильную передачу или вывести из строя двигатель или коробка передач от превышения оборотов.
Можно ли пропускать передачи при переключении?
Разъяснение инженерного дела затронул распространенную практику в ее современном виде, и быстрое решение: да, безукоризненно можно переключать передачи при переключении на повышенную или пониженную передачу.