Сезонные особенности эксплуатации транспортных средств – 16. [1963 .. — ]

Содержание

Лекции об особенностях эксплуатации автомобиля зимой

Особенности эксплуатации автомобиля зимой

Условия эксплуатации автомобилей зимой характеризуются низкой температурой наружного воздуха, наличием снежного покрова, сильными ветрами и метелями. Зимой значительно ухудшается состояние дорог, снижается видимость, затрудняется наблюдение за обстановкой на дороге, значительно увеличивается вероятность наезда на пешеходов.

Управление автомобилем требует большого нервного напряжения, тип движения уменьшаются, что ухудшает эффектность использования автомобиля. Повышаются требования к техническому состоянию автомобиля. На автомобилях появляются специфические неисправности, вызванные низкими температурами. Особое внимание водители должны обращать на сохранение теплового состояния двигателя. Значительно увеличивается расход горючего. Поэтому начинающим водителям настоятельно рекомендуем не эксплуатировать автомобиль зимой. Выезжать можно только при крайней необходимости и с величайшей осторожностью, строго выполняя следующие рекомендации.

Трогаются с места только после прогрева двигателя, обеспечивающего его устойчивую работу. Движение начинают плавно, без рывков. При отрицательной температуре окружающего воздуха для разогрева загустевших смазок, сальников, амортизаторов, автошин первые несколько сот метров двигаются на первой передаче. В последующем разгоняются без резкого увеличения частоты вращения коленчатого вала, не допуская буксования колес. Зимой на многих дорогах накатывается полоса с уплотненным снегом. При температуре воздуха —10 °С и ниже по такой накатанной снежной полосе можно ехать достаточно уверенно. Но при температуре, близкой к нулевой, особенно на дороге, покрытой свежевыпавшим укатанным снегом, коэффициент сцепления уменьшается до 0,1—0,05, что делает движение по ней опаснее, чем при гололеде. При езде по заснеженной части дороги колесами одного борта увеличивается сопротивление качению этих колес и появляется момент сил, который стремится развернуть автомобиль. Это очень опасно на высокой скорости, так как мгновенно возникающий момент рывком затягивает машину в снег, в кювет и нередко приводит к опрокидыванию. При разъезде с встречными транспортными средствами скорость движения снижается, а если при этом необходимо въехать в глубокий снег, скорость снижается вплоть до полной остановки. На узких дорогах с высокими снежными валами на обочине, ограничивающими видимость, на поворотах подаются звуковые и световые сигналы.

Вождение по обледенелым дорогам часто сопровождается буксованием и заносами. Трогаться на гололеде лучше на второй передаче при самой малой частоте вращения коленчатого вала, разгоняться плавно, переключать передачи быстро, но сцепление включать не рывком, а постепенно. Здесь, как нигде, важна плавность движений. Резкие повороты рулевого колеса, резкое изменение частоты вращения коленчатого вала и тем более— резкие торможения на гололеде не допускаются. Применяется комбинированное торможение: двигателем и рабочим тормозом. На очень гладком льду скорость гасится двигателем с последовательным переходом на низшие передачи.

hello_html_m612ebbfc.jpg

Рис. 1. Силы, действующие на автомобиль при заезде правыми колесами в снег:

В обледенелой колее двигаются строго по ее оси. Выехать из нее сложно, на небольшой поворот рулевого колеса автомобиль обычно не реагирует, при большом повороте возможен резкий вынос из колеи и разворот автомобиля поперек дороги. При длительном движении по обледенелым дорогам на ведущие колеса надеваются цепи противоскольжения.

Зимой особую настороженность у водителей должны вызывать участки перед перекрестками, остановками троллейбусов и автобусов общего пользования, перед пешеходными переходами. В этих местах в результате торможения различных транспортных средств дорога часто бывает накатана до блеска, т. е. покрыта сплошной коркой льда. Поэтому при приближении к таким участкам скорость движения надо снижать заблаговременно, чтобы при появлении на дороге пешеходов или включении

запрещающего сигнала светофора не пришлось бы прибегать к экстренному торможению непосредственно на этом участке.

При суточных колебаниях температуры воздуха от минусовых до плюсовых дороги ночью покрываются сплошной тонкой коркой льда, которая сохраняется и утром. Из автомобиля асфальт кажется чистым, свободным от льда и это нередко вводит водителей в заблуждение. Они не подозревают, что едут по льду, при плавном движении машина идет как будто устойчиво. Но стоит водителю чуть резче повернуть рулевое колесо, он сразу почувствует себя как на катке.

После оттепелей, с наступлением вновь морозов дороги почти полностью очищаются от льда и становятся практически сухими. Водители, двигаясь по ним, расслабляются, забывая, что и такая дорога может оказаться коварной. На ней могут неожиданно встретиться участки, покрытые ледяной коркой. На таких дорогах нельзя ни на миг отвлекаться от наблюдения за дорогой и постоянно контролировать состояние проезжей части. И если замечен гололед, его проезжают плавно, без изменения частоты вращения коленчатого вала, без поворотов рулевого колеса и особенно без торможений. Желательно, конечно, перед таким участком снизить скорость, но в любом случае торможение прекращается до въезда на этот участок, пусть даже скорость и не удалось погасить. Особенно опасно торможение, если лед при этом окажется под колесами одного борта автомобиля, а колеса другого борта будут на сухом шоссе. Разные силы сцепления при торможении создают на колесах разные (по бортам) тормозные силы, в результате чего возникает момент сил, который резко разворачивает машину и вызывает занос или опрокидывание.

По снежной целине двигаются осторожно, так как снег может скрывать камни, пни и другие препятствия. Для движения выбирают по возможности возвышенные места: там обычно наименьшая толщина снежного покрова. Через пешеходные тропы, где снег, как правило, уплотнен, переезжают под прямым углом.

Переметы и сугробы преодолевают с разгона. В случае остановки и начавшегося буксования автомобиль отводится назад строго по своей колее и затем попытка преодолеть снежное препятствие повторяется. Большие снежные валы под колесами предварительно расчищают.

Обледенелые подъемы преодолевают с разгона на низшей передаче. Перед спуском предварительно проверяется глубина снежного покрова в нижней части спуска. Обычно в этих местах наметает много снега и вероятность застревания машины велика.

Для увеличения сцепления колес с дорогой подъемы и спуски посыпают песком, шлаком, мелким гравием, сухой землей.

Автомобиль на стоянку при низкой температуре окружающего воздуха рекомендуем устанавливать в защищенном от ветра месте или двигателем в сторону, обратную направлению ветра. При этом переднюю часть прикрывают утеплительным капотом и закрывают крышку системы вентиляции салона. Если система охлаждения двигателя заправлена водой, на стоянке необходимо постоянно следить за ее температурой и периодически прогревать двигатель. Ориентировочно можно считать, что максимально допустимое время нахождения автомобиля на морозе без прогрева двигателя при температуре наружного воздуха —10 °С и отсутствии ветра составит 2 ч, при — 20 °С — 1 ч, при — 30 °С — 30 мин. Для более длительной стоянки автомобиля на морозе без прогрева двигателя нужно сливать воду из системы охлаждения. Вода сливается одновременно из всех сливных краников. Если при открытых и прочищенных краниках вода не течет, надо немедленно отъединить наиболее низко расположенный шланг системы охлаждения, в крайнем случае разрезать его, но воду выпустить. При замерзании воды в системе охлаждения двигатель может разморозиться.

Для проезда по замерзшим рекам и водоемам при достаточной прочности льда организуются зимние переправы. Как правило, они обозначаются и специально оборудуются, режим движения на них устанавливается органами дорожной службы или Госавтоинспекции. Однако зимой встречается немало и необорудованных, стихийно возникших переправ. Признаками таких переправ являются следы от прошедших машин, надежные места спуска на лед и выезда на берег. Подъехав к такой переправе, водитель прежде всего убеждается в надежности льда. Лед должен быть чистым и иметь вид сплошной стекловидной массы без прослоек снега и воздушных пор. Лед, не лежащий на поверхности воды и не прилегающий прочно к берегу, очень ненадежен и, как правило, для переправы машин непригоден. Толщина льда должна быть не менее 20 см для автомобилей типа «Жигули», «Москвич», «Запорожец» и не менее 25 см для автомобилей типа «Волга» (морской лед и лед озер с соленой водой должен быть толщиной соответственно 25 и 30 см). При толщине льда, близкой к указанным значениям, цепи противоскольжения надевать нельзя.

Машины по льду двигаются в один ряд с дистанцией не менее 50 см. На необорудованной переправе пассажиры из машины высаживаются. Движение плавное, со скоростью не более 10 км/ч, без переключения передач, торможений и остановок, с открытой передней левой дверью. При появлении треска, сильного прогиба льда или воды на поверхности не надо пугаться, а спокойно продолжать движение, плавно увеличив скорость. Останавливаться на льду нельзя.

Весной на одиночной машине двигаться по ледяной переправе очень опасно. Во-первых, лед уже становится рыхлым и утрачивает свою прочность, во-вторых, на льду появляются лунки, залитые водой, попадание в которые может привести к застреванию машины и даже к пролому льда.

После движения по воде не надо забывать о просушке тормозных колодок, для чего произвести несколько легких торможений.

infourok.ru

Особенности эксплуатации автотранспортных средств в сложных климатических условиях

Категория:

   Техническое обслуживание автомобилей

Публикация:

   Особенности эксплуатации автотранспортных средств в сложных климатических условиях

Читать далее:



Особенности эксплуатации автотранспортных средств в сложных климатических условиях

На огромной территории нашей страны эксплуатация автомобилей осуществляется в различных климатических и дорожных условиях. Такими условиями, значительно отличающимися от условий средней полосы нашей страны, являются пустынно-песчаная местность, горная местность и районы с очень холодным и холодным климатом.

Эффективное использование автомобиля в различных климатических условиях в значительной мере зависит от специальной подготовки их к этим условиям.

Пустынно-песчаная местность. К особенности эксплуатации автомобиля в пустынно-песчаной местности относятся: небольшой процент дорог с усовершенствованным покрытием, отсутствие воды на больших пространствах, высокая температура воздуха, его повышенная сухость, солнечная радиация, высокая концентрация пыли в воздухе, удаленность населенных пунктов.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В результате повышенного содержания пыли в окружающем воздухе значительно возрастает абразивное изнашивание всех механизмов, агрегатов и систем автомобиля.

С повышением температуры окружающего воздуха до 40—45 °С уменьшается на 10—15% мощность двигателя из-за снижения коэффициента наполнения цилиндров в результате уменьшения плотности воздушного заряда.

Снижается эффективность работы системы охлаждения, и температура охлаждающей жидкости может достичь 110=~ 120 ®С, что приводит к интенсивному нагарообразованию в камере сгорания и на клапанах,

Интенсивное выкипание охлаждающей жидкости и частая доливка воды приводят к быстрому образованию накипи, которая ухудшает отвод тепла и приводит к перегреву двигателя,

Высокая температура воздуха в подкапотном пространстве двигателя вызывает разрушение электроизоляционных материалов, повышенное испарение электролита в аккумуляторе, интенсивное окисление масел.

Вязкость трансмиссионных масел с повышением температуры значительно снижается, что способствует подтеканию их через уплотнения.

Ухудшается эластичность шин, сальников, тормозных диафрагм, манжет, приводных ремней, обивочных материалов, пластмассовых деталей; выцветают краски и т. д.

При подготовке автомобиля к эксплуатации в условиях пустынно-песчаной местности необходимо выполнить перечень работ, предусмотренных Инструкцией по эксплуатации для данной местности.

Горная местность. Дорожные и климатические условия горной местности значительно влияют на работоспособность автомобилей, их агрегатов и механизмов. Так, мощность двигателя при подъеме автомобиля на каждые 1000 м над уровнем моря снижается на 10—13% из-за падения коэффициента наполнения цилиндров в результате разрежения воздуха, По той же причине резко ухудшается работа системы охлаждения двигателя из-за понижения температуры кипения охлаждающей жидкости (в среднем на 5% на каждые 1500 м высоты), уменьшения мощности вентилятора и теплоотдачи от радиатора в окружающую среду. Перегревы системы охлаждения требуют частого долива охлаждающей жидкости, приводящего к образованию накипи со всеми отрицательными последствиями,

Эффективность тормозов снижается в 1,5—2 раза из-за уменьшения производительности компрессора, повышения расхода воздуха на торможение при затяжных спусках, снижения коэффициента трения тормозных накладок из-за роста температуры тормозных барабанов до 280—300 аС и тормозных накладок до 350—400 еС на затяжных спусках,

Извилистость дорог в плане приводит к интенсивному износу деталей рулевого управления, механизма сцепления, коробок передач и шин,

Значительно возрастает износ шин также из-за передачи больших крутящих моментов на ведущие колеса на подъемах, частых торможений на спусках, большого числа поворотов с небольшими радиусами, повышенного температурного режима работы шин.

При подготовке автомобилей к эксплуатации в горной местности необходимо выполнить перечень работ, предусмотренный для данной местности Инструкцией по эксплуатации,

Районы с очень холодным и холодным климатом. Эксплуатация автомобилей при низких температурах является наиболее сложной и трудной. Районы с холодным и очень холодным климатом охватывают бблыцую часть территории страны (около 56%). Минимальная температура воздуха здесь доходит до — 60— 65°С. Продолжительность зимнего периода составляет 200—300 дней в году. Скорость ветра достигает 30 м/с, Для этого климата характерны частые обильные снегопады и метели. Глубина снежного покрова превышает 50 см. Дорожная сеть слабо развита.

Низкие температуры окружающего воздуха затрудняют пуск карбюраторных двигателей из-за увеличения вязкости масла для двигателя, обеднения рабочей смеси вследствие повышения вязкости топлива и плотности воздуха, ухудшения искрооб-разования. У дизелей ухудшается прокачиваемость дизельного топлива по трубопроводам и через фильтры, снижается энергоемкость аккумуляторных батарей,

Значительно снижается и работоспособность агрегатов трансмиссии автомобиля, которая существенно зависит от вязкости применяемых в них масел, Нередко вязкость масла возрастает настолько, что мощности двигателя становится недостаточно для проворачивания валов и шестерен в агрегатах трансмиссии,

При низких температурах ухудшается герметичность тормозной системы, повышается жесткость тормозных диафрагм, возрастает скопление конденсата в фильтре влагомаслоот-делителя, трубопроводах и в воздушных баллонах. Замерзая, конденсат образует ледяные пробки, что вызывает отказ в работе тормозов.

В результате увеличения вязкости масла в гидроусилителе, приводящего к снижению его прокачиваемости через калиброванные отверстия, фильтрующие элементы и трубопроводы и ухудшающего условия работы золотникового механизма и клапанов, снижается работоспособность рулевого управления.

Значительно снижается при низких температурах надежность работы шин и других резинотехнических изделий из-за потери ими упругости и образования трещин на их поверхности. Неморозостойкая резина при температуре —-50°С становится хрупкой.

Изделия из пластмассы теряют пластичность, повышается их хрупкость и ломкость.

В зимний период эксплуатации значительно ухудшаются условия движения автомобиля в результате действия сильного ветра и снегопадов, резко снижается видимость, затрудняется управление автомобилем, особенно на скользких и разбитых дорогах. В результате снижаются скорость движения и производительность подвижного состава автомобильного транспорта.

Чтобы обеспечить надежность работы автомобилей в условиях низких температур, необходима их тщательная подготовка в соответствии с рекомендациями Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, Обязательно проведение сезонного технического обслуживания автомобилей, включающее комплекс работ по утеплению капота кабины—пола, потолка, дверей — при помощи войлока или поролона, установки вторых стекол (ветровых, дверей и заднего стекла),

Рекламные предложения:


Читать далее: Организация ТО и TP в полевых условиях и технической помощи на линии

Категория: — Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Особенности эксплуатации автомобиля в летних условиях

Большое количество пыли в воздухе в сухую погоду приводит к повышенному износу трущихся деталей двигателя и других агрегатов и механизмов автомобиля, что влечет за собой нарушение его нормальной работы.

Чтобы защитить двигатель от проникновения в него пыли, необходимо чаще промывать фильтрующий элемент воздушного фильтра, проверять уровень и чистоту масла в его резервуаре и при необходимости заменять масло. Заправлять автомобиль горючим необходимо закрытой струей в местах, защищенных от ветра. Перед установкой на место крышек горловин баков их необходимо тщательно очистить от пыли.

Повышенная температура воздуха летом снижает эффективность работы системы охлаждения, вызывая необходимость частой доливки воды, что приводит к быстрому образованию накипи. Для меньшего расхода охлаждающей воды очень важно следить за герметичностью системы охлаждения, проверять работу клапанов пробки радиатора и целость ее прокладок.

Если двигатель во время работы перегрелся и вода в радиаторе закипела, необходимо остановить двигатель и дать ему остыть; только после этого можно долить воду. Заливать в перегретый двигатель холодную воду нельзя, так как это может вызвать трещины в головке блока цилиндров.

Испарение электролита из аккумуляторной батареи летом увеличивается, поэтому его уровень необходимо проверять ежедневно, своевременно доливая дистиллированную воду.

Наличие песка и пыли на дорогах летом требует тщательного ухода за ходовой частью, силовой передачей и механизмами управления автомобилей. Особенно большому износу на пыльных дорогах и песках подвергаются открытые узлы и детали: пальцы и втулки рессор, карданные сочленения, шкворни и шарниры передних ведущих мостов, сочленения рулевых тяг, тяги и пальцы амортизаторов. Поэтому необходимо эти узлы и детали очищать от грязи и пыли и возможно чаще проверять наличие и качество смазки в них. В особо пыльных условиях смазывать механизмы и заменять смазку в агрегатах автомобиля следует в два—три раза чаще, чем это предусмотрено таблицей смазки.

Хорошее техническое состояние автомобили достигается не только правильным использованием и своевременным обслуживанием автомобиля, но и надлежащим хранением его.

Под воздействием солнечных лучей и высокой температуры воздуха шины и детали, изготовленные из резины, резино-тканевых и пластмассовых материалов, быстро изменяют свои свойства и разрушаются. Сильно разрушаются также лакокрасочные покрытия, теряя антикоррозийные свойства. Автомобили поэтому нужно по возможности хранить в помещении или под навесом.

Подготавливая автомобиль к хранению на открытой площадке, необходимо для защиты от пыли все агрегаты, механизмы и приборы герметизировать, заклеивая их промасленной (покрытой солидолом) бумагой.

Топливные баки, особенно баки автомобилей с карбюраторными двигателями, нужно, кроме того, затенять.

Автомобильные шины, чтобы предупредить старение резины, необходимо покрывать брезентом пли специально изготовленными матами.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Особенности сезонной и в период обкатки эксплуатации автомобилей

К сезонной относится эксплуатация автомобилей в зимний и летний периоды. Зимний период эксплуатации наступает при температуре окружающего воздуха ниже 5 °С, а летний — когда она становится выше 5 °С.

При переходе на тот или иной сезон эксплуатации выполняют ТО-2 и дополнительные операции, связанные с особенностями работы автомобилей в наступающем сезоне.

Готовят автомобили к весенне-летней эксплуатации, как правило, с 15 марта по 15 мая, а к осенне-зимней — с 15 сентября по 15 ноября (в зависимости от климатических условий).

Для подготовки личного состава к эксплуатации автомобилей в предстоящий период организуют специальные занятия, на которых изучают подготовку автомобилей к эксплуатации, особенности обслуживания и содержания их в наступающем периоде; особенности вождения; способы и средства повышения проходимости автомобилей.

После занятий от личного состава принимают зачет.


«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Зимой значительно изменяются свойства эксплуатационных материалов, вследствие чего затрудняется пуск двигателя, а при работе он легко переохлаждается, увеличиваются потери мощности на трение в агрегатах силовой передачи и ходовой части. Пуск холодного двигателя затрудняется из-за ухудшения испаряемости топлива и повышения вязкости масла. При этом резко возрастает расход электроэнергии аккумуляторной батареи при пуске двигателя стартером, а работоспособность…

За новым автомобилем, а также поступившим из капитального ремонта требуется особо тщательный уход, так как в это время прирабатываются трущиеся поверхности деталей, агрегатов и механизмов, осаживаются прокладки и сальники, ослабляется затяжка креплений. Этот период эксплуатации называется обкаточным. Его продолжительность для новых и из капитального ремонта автомобилей составляет 1000 км. Срок службы, а также надежность и…

www.carshistory.ru

Особенности летней эксплуатации автомобиля

С наступлением лета становится проще управлять автотранспортом. На улице солнце, никакого гололёда и температура воздуха доходит порой до +30 градусов. Именно эти факторы негативно воздействуют на эксплуатацию автомобиля.

Особенности летней эксплуатации автомобиля фото

Специфика сезонного использования транспорта

К таким особенностям относятся:

  • Жара. Находясь под палящим солнцем, салон машины быстро нагревается. Это чревато перегревом двигателя, быстрым износом деталей, а также несёт опасность для жизни находящихся в салоне людей. Под воздействием жары человек зачастую ощущает слабость, концентрация его внимания снижается, а реакция замедляется.
  • Влажность. Она вкупе с высокой температурой воздуха крайне отрицательно сказывается на состоянии транспорта. Из-за влажности механические детали быстрее окисляются и разрушаются.
  • Пыль. Во время движения, например по бездорожью, в воздух поднимается слой пыли, который оседает на поверхности машины. Также вместе с топливом, засасываясь двигателем, она попадает в цилиндры. Более 50% её составляют частицы, которые тверже металла. Это приводит к сокращению срока эксплуатации топливной системы и снижению эффективности работы двигателя.

Рекомендации правильной эксплуатации автомобиля

Основное правило заключается в регулярном прохождении технического обслуживания и проведении диагностики транспортного средства. Без его соблюдения машина довольно быстро придёт в негодное состояние. Чтобы этого не случилось, необходимо выполнять определённые рекомендации.

Готовим автомобиль к лету фото

Замена резины

Если пренебрегать этим правилом и ездить на резине, не соответствующей сезону, риск попасть в аварию возрастает в разы. Применение зимней резины летом отрицательно сказывается на устойчивости автомобиля, а сама она быстро изнашивается.

Контроль работы двигателя

Крайне важно контролировать температурный режим двигателя, не допуская его перегрева. Это – главная проблема машин в летний период. Если датчик приборной панели показывает повышенную температуру, то необходимо по возможности остановить автотранспорт и открыть капот, чтобы двигатель охладился. В этом случае, до момента полного его остывания, нельзя открывать расширительный бачок, так как оттуда может брызнуть горячая струя.

Обновление салонного фильтра

Не стоит забывать про смену фильтра в салоне автомобиля. В противном случае воздух в машине загрязняется накопившимися в нём бактериями, а кондиционер с трудом справляется со своей работой. Поэтому, если в салоне ощущается неприятный запах, то время поменять фильтр.

Бережное использование кондиционера

При долговременном нахождении транспорта на солнце не стоит ставить кондиционер на максимум. Резкий перепад температуры может привести к повреждению пластиковых деталей салона или даже стекла. Перед его включением не лишним будет проветрить машину, открыв окна.

Заправка бака до нужного уровня

Ещё один немаловажный момент – правильная заправка автомобиля. Летом, в жаркую погоду, не надо заправлять бак бензином до отказа. Есть вероятность просачивания топлива через крышку в силу своего расширения из-за высокой температуры. Любая искра (в том числе от сигареты) способна вызвать взрыв.

Замена тормозной жидкости

Необходимость её смены легко определить по надавливанию на педаль тормоза. Если та мягко проваливается, то жидкость пора обновить, потому что от её качества зависит работа тормозов.

При соблюдении вышеперечисленных правил с учётом особенностей весенне-летнего периода транспортное средство прослужит долгое время.

Автор: Шостак Александра

Похожие записи:

www.otvetimpochemy.ru

Особенности зимней эксплуатации — журнал За рулем

Не только техника, но и топливо, и смазочные материалы должны удовлетворять зимним условиям эксплуатации.

Низкие температуры — это еще не все проблемы зимнего периода. Нельзя забывать о том, что конденсация и постепенное накопление воды в рабочих узлах техники (ДВС, различные гидравлические системы) в условиях перепада температур происходят более интенсивно и заметно для техники. Обводнение систем грозит накоплением шлама и как следствие постепенным загущением масла (в случае ДВС), снижением эффективности работы системы и усилением коррозии и износа (в случае гидравлических систем). Поскольку зимний период длится в России до марта, а в некоторых регионах и до июня, техника работает в зимних условиях полгода.

Основные ответственные системы, требующие правильного перевода на «зимние смазочные материалы», — это, как правило, ДВС, трансмиссия, гидравлическая система, централизованная система смазывания, узлы точечной смазки. Моторное масло достаточно легко подобрать, используя таблицу международной классификации моторных масел по вязкости SAE J300 (см. табл.). Гарантированный запуск в диапазоне температур —25-30º С обеспечат моторные масла классов вязкости SAE 10w и SAE 5w, что в переводе на язык обозначений, принятых для всесезонных товарных моторных масел, — SAE 10w-30/10w-40 и SAE 5w-30/5w-40. Применение моторных масел данных классов вязкостей для крупногабаритной техники (магистральный транспорт и внедорожная техника) является достаточным в зимних условиях, тем более что большинство техники оснащается или может быть оснащено предпусковыми подогревателями.

В условиях Крайнего Севера некоторыми производителями оборудования допускается использование моторных масел SAE 0w-30/0w-40 с обеспечением запуска до —35º С, однако использование масел таких классов вязкости должно быть оговорено, прежде всего, рекомендациями производителя, а не выбираться самостоятельно обслуживающей организацией. Часто поступают запросы от эксплуатирующих организаций по обеспечению запуска техники при температурах —40º С/-45º С. При таких температурах возникают проблемы не только при сгорании топлива, но и в работе электронных схем тех устройств, которыми «облагорожена» современная техника, поэтому запуск техники уже практически не зависит от низкотемпературных свойств смазочного материала. «Вечная» ошибка, возникающая как у обслуживающих организаций, так и у эксплуатантов, касается выбора моторного масла (или гидравлического, или трансмиссионного) в соответствии с температурой застывания, указанной в техническом описании продукта.

Данная температура, ошибочно принимаемая за отправную точку при выборе граничной температуры работы смазочного материала (а значит, и техники), указывает на предельно низкую отрицательную температуру, при которой смазочный материал полностью теряет подвижность («замерзает»), что не имеет никакого отношения к прокачиваемости смазочного материала, которая достигает критичного порога гораздо раньше, чем наступит полное застывание смазочного материала. Однако указание на температуру застывания все же имеет смысл. А именно — для складских нужд, так как бывают случаи, когда хранение смазочного материала производится на неотапливаемом складе или на улице под навесом, что нарушает условия хранения, но является, к сожалению, реальным фактом. В этих случаях знание температуры

www.zr.ru

Особенности зимней эксплуатации автомобилей — Особенности сезонной и в период обкатки эксплуатации автомобилей — Основы эксплуатации автомобилей — Автомобиль

Зимой значительно изменяются свойства эксплуатационных материалов, вследствие чего затрудняется пуск двигателя, а при работе он легко переохлаждается, увеличиваются потери мощности на трение в агрегатах силовой передачи и ходовой части.

Пуск холодного двигателя затрудняется из-за ухудшения испаряемости топлива и повышения вязкости масла. При этом резко возрастает расход электроэнергии аккумуляторной батареи при пуске двигателя стартером, а работоспособность ее снижается, так как увеличивается вязкость электролита и замедляется химическая реакция.

Поэтому при падении температуры окружающего воздуха ниже — 25 °С рекомендуется аккумуляторные батареи с автомобилей снимать и хранить в теплом помещении, а перед пуском двигателя устанавливать на автомобиль.

Пускают двигатель, предварительно разогрев его, проливая горячую воду (80 — 90 °С) через систему охлаждения при открытых спускных краниках, заливая в картер подогретое масло (ранее слитое) или разогревая двигатель при помощи подогревателя, подключенного к системе охлаждения. После проливания закрыть краники и залить горячую воду до уровня пароотводной трубки.

Затем двигатель пускают в таком порядке. Вручную, не прилагая лишней силы, провернуть за лопасти вентилятор и проверить, не примерзла ли крыльчатка водяного насоса. Затем подкачать бензин в карбюратор рычагом ручной подкачки топливного насоса и при выключенном зажигании провернуть коленчатый вал пусковой рукояткой на 3 — 5 оборотов.

Включить зажигание, прикрыть воздушную заслонку (вытянуть кнопку подсоса), выключить сцепление и пускать двигатель стартером или рукояткой.

Как только двигатель начнет работать, выключить стартер, слегка нажать педаль управления дросселем и на 74 хода вдвинуть кнопку подсоса. По мере прогревания увеличить число оборотов двигателя и полностью вдвинуть кнопку подсоса.

Для поддержания нормального теплового режима работающего двигателя необходимо надеть утеплительный чехол и правильно пользоваться жалюзи радиатора. В случае замерзания жидкости в нижней части радиатора, на что указывает бурный выход пара из пароотводной трубки, нужно дать двигателю работать на малых оборотах и тщательно утеплить нижнюю часть радиатора.

При этом лед постепенно растает и возобновится нормальная циркуляция жидкости. Запрещается применять открытый огонь для отогрева радиатора, так как могут распаяться швы сердцевины радиатора, и он выйдет из строя.

При длительных стоянках на улице полностью закрывать жалюзи и периодически пускать двигатель для прогрева.

При хранении автомобилей на открытых площадках и в неотапливаемых помещениях воду из системы охлаждения надо слить, не закрывать краники и провернуть коленчатый вал на 10 — 15 оборотов.

Не следует на время хранения автомобиля затормаживать его ручным тормозом во избежание примерзания колодок к тормозным барабанам.

После длительной стоянки автомобиля нельзя сразу развивать большую скорость движения, так как резина при низкой температуре становится хрупкой и покрышки могут потрескаться. На стоянках для предотвращения примерзания шин колеса автомобиля необходимо ставить на доски, жерди, ветки и т. п.

Зимой систему питания заправляют топливом только закрытой струей, чтобы исключить попадание воды и других посторонних частиц. Вода, попавшая в систему питания, при замерзании вызывает перебои в подаче топлива.

По возвращении в парк необходимо ежедневно сливать конденсат воды из баллонов тормозной системы с пневматическим приводом.

Смазывать автомобиль зимой следует сразу по возвращении его в парк, пока не остыли детали.

Зимой не допускается разряжать аккумуляторные батареи более чем на 25%, иначе может замерзнуть электролит и будут повреждены банки аккумуляторных батарей. Разрядившиеся аккумуляторные батареи сдают на подзарядку.

Особенности летней эксплуатации автомобиля

Летом увеличиваются температура и запыленность окружающего воздуха.

Повышенная температура воздуха может вызвать перегрев двигателя и, как следствие, потерю мощности, разжижение масла, испарение охлаждающей жидкости, нагрев и усиленный износ шин.

Запыленность воздуха усиливает износ деталей поршневой группы двигателя и ходовой части автомобиля. Поэтому необходимо чаще промывать воздушный фильтр и смазывать узлы ходовой части. Следует помнить и о вредном действии солнечных лучей на шины. При длительном хранении автомобилей их надо ставить в укрытия, защищающие от солнечных лучей.

При эксплуатации летом чаще проверяют уровень и доливают дистиллированную воду в аккумуляторы и жидкость в систему охлаждения, поскольку значительно повышается испаряемость.


«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

www.carshistory.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *