Сглаживание границ краски: Технология покраски плавным переходом – техника нанесения и создание плавных границ

Содержание

техника нанесения и создание плавных границ

Окрашивание стен в стиле омбре очень популярно в современном дизайне интерьеров, при этом помещение обретает уникальный характер и смотрится довольно эффектно. Немаловажным является тот фактор, что покраска переходом возможна своими руками, для этого нужно следовать рекомендациям по выполнению этого типа работ.

Особенности техники

Омбре на стенах означает плавный переход одного цвета к другому, без указания четких границ. Переходы при этом могут использоваться не только на стенах, но и в отделке мебели, цветовом оформлении штор и прочих элементах интерьера. При окраске переходом создается возможность визуально увеличить пространство, смело комбинируя всевозможные оттенки.

Чтобы четко знать и понимать, как покрасить переходом, стоит учитывать, что нанесение может выполняться горизонтально, вертикально, диагонально, также покраска бывает расходящегося или смешанного типа. Сами переходы можно сделать как плавными, так и довольно резкими.

Покраска стен резким переходом

Комбинирование цветов

Для техники омбре выбирают 2-3 цвета и более, в зависимости от того, какую комбинацию предполагается воссоздать на стене. Вне зависимости от того, какой оттенок вы выберите, важно, чтобы все последующие сочетались с ним. Если делается еле заметный переход, лучше использовать близкие оттенки или нейтральные. Некоторые же предпочитают резкие переходы совершенно разных и контрастных цветов, что позволит оживить и наполнить красками любой интерьер.

Можно подобрать несколько оттенков и окрасить ими стены, например, одна плоскость будет голубой, другая – серой и т.п. К покрашенной поверхности часто добавляется белый цвет для большей выразительности общей гаммы.

Переход цвета на стене

Возможные эффекты

В зависимости от размещения темных и светлых участков на поверхности, можно добиться следующих эффектов:

  • Затемнение нижней и осветление верхней части стены – возможность вертикально увеличить пространство, потолок кажется более высоким, а пол — мощным и надежным.

Покраска стен в стиле омбре

  • Затемнение верхней части – визуальное расширение комнаты. Границы стен и пола немного размываются, особенно в случае, если напольное покрытие выполнено в светлых тонах.

Покраска стен с плавным переходом

  • Затемнение углов и осветление стены посредине – комната заметно округляется и визуально сужается. Интерьер приобретает контрастность и рельефные линии.

Градиентное окрашивание стен

  • Осветление углов и зон возле окон с затемнением стен посредине – происходит визуальное расширение комнаты, при этом помещение становится более светлым и позитивным.

Покраска стены с горизонтальным переходом

  • С переходом по диагонали или волнообразно – наблюдается сглаживание прямых линий и углов, комната приобретает больше динамики.
  • Пятно с переходом в разные направления – можно использовать для ремонта небольшого участка отделки, в результате границы этой зоны становятся менее заметны.

Градиентное окрашивание стен

Покраска стен градиентом представляет собой довольно сложную технику выполнения, поэтому услуги профессионалов обойдутся довольно дорого. Однако сделать омбре можно и своими руками, специальная методика нанесения поможет выполнить работу без дополнительной помощи.

На видео: оригинальная покраска стен.

Подготовка поверхности

Перед тем как сделать окраску на стене, нужно очистить поверхность. Старую отделку следует удалить, используя специальные жидкости. Обои можно размягчить водой и содрать шпателем. После важно удалить все неровности с поверхности. Для этого применяются шпаклевки и штукатурки. Перед шпаклевкой и после нее наносится слой грунта, что повышает адгезию и облегчает процесс нанесения краски выбранного цвета.

Если выбрать окрашивание для омбре в полоску, следует предварительно нанести разметку. Это делается при помощи карандаша и длинной линейки. Затем на разметку наклеивается малярный скотч, что позволит обеспечить ровность покраски и сделать переход в нужной зоне.

Покраска стен с применением скотча

При подборе цветов важно учитывать функциональное назначение комнаты. Для детской лучше выбрать мягкие и светлые тона. Игровая хорошо выделится с техникой покраски в три цвета. Если говорить о спальне, предпочтительнее спокойные тона, создающие атмосферу тепла и спокойствия. А вот для кухни отличным вариантом станет сочетание ярких цветов – оранжевого, салатового, розового и т.п.

Как покрасить стены (пошаговая инструкция)

На сегодняшний день самое популярное окрашивание – это горизонтальное омбре, позволяющее добиться уникального и красивого оформления помещений. Выполнить плавный переход от одного тона к другому можно при помощи обычного валика или кисти. Однако в данном случае нужно будет полировать места перехода оттенка, на что уходит немало времени и сил.

Более качественный результат получится, если воспользоваться краскопультом. Устройство имеет функцию регулировки интенсивности подачи краски, что позволит создать на желаемом участке естественный, более светлый тон.

Покраска стен краскопультом

Выполнение омбре происходит в несколько шагов:

  1. Краску основного цвета нужно развести вискозиметром до нужной консистенции. Таким же способом разбавляется краска белого цвета, той же марки.
  2. Далее нужно смешать цветную и белую краски, чтобы получился максимально светлый нужный тон. Полученный состав заливается в краскопульт, после чего происходит окраска всей площади стены. Таким образом получился базовый цвет.
  3. Краскопульт тщательно моется, после чего в него следует залить неосветленную краску и нанести состав на нижнюю часть стены.
  4. После промывки устройство заправляется уже более светлой краской. Перед проведением работ нужный тон лучше подобрать, используя обычную картонку и регулируя подачу краски или изменяя расстояние распылителя относительно стены. При покраске светлая полоса наносится на более темный слой до половины ее высоты.
  5. Последняя полоса наносится аналогичным образом. Краска должна быть немного темнее базового оттенка. Для сглаживания границ сопло распылителя нужно отодвинуть от поверхности на подходящее расстояние.

Если нет краскопульта, а под рукой только малярный валик — не беда! Выполнить градиентное окрашивание можно по ниже представленной схеме.

Как покрасить стены плавным переходом

Если работы выполняются кистью, сделать нормальный переход на не полностью засохшей поверхности можно мягкой щеточкой, это позволит добиться нужного эффекта. Если слой уже застыл, можно воспользоваться жесткой щеткой.

Выполняя оформление стен омбре обычной краской, можно корректировать высоту и ширину комнат, создавая при этом нужную атмосферу. Теперь перед вами не встает вопрос, как красить стены для достижения желаемого результата, стоит всего лишь придерживаться нескольких рекомендаций по нанесению краски, ведь справиться с поставленной задачей сможет любой взрослый человек.

Советы по созданию эффекта омбре на стене (2 видео)

Варианты окрашивания (28 фото)

Рекомендуем прочитать:

Если заметно оконтуривание участка кузова при локальном ремонте авто

Почему это случилось?Как следовало поступить?
Подложка несовместима с выбранным типом шпаклевки, отчего пострадает качество всего ЛКП. В месте стыка двух неродных слоев и образуется полоска.Прежде чем наносить шпаклевку, следует убедиться в ее совместимости с подложкой. К примеру, полиэфирные смеси используют только для чистых стальных поверхностей или же покрытых предварительно грунтом на основе эпоксида.
Перед нанесением шпаклевки не была должным образом подготовлена подложка. Поверхность плохо обезжирена, поэтому облицовочный слой не слипается с ней, образуя на границе ремонтной области неэстетичную кайму.Перед тем, как наносить шпаклевку, убедитесь, что поверхность обезжирена. Используйте для этого только чистую обезжиривающую салфетку.
Поверхность плохо очищена наждачной бумагой или же для шлифовки выбрали абразив со слишком мелким зерном. Шпаклевка плохо приклеится к подложке и во время зачистки частично разрушится кромка.Для зачистки корпуса следует использовать наждачную бумагу нужной зернистости. Особое внимание следует уделить границе рабочей области со «здоровым» покрытием.
Граница между ремонтной и «здоровой» зоной ЛКП не была должным образом сглажена наждачной бумагой, поэтому образовался слишком резкий переход между новой и старой краской и, как следствие, появился окоем.Следует особенно тщательно сгладить стыковочное место нового и старого покрытий. Для этого используют более мелкую наждачную бумагу.
Корпус автомобиля был плохо подготовлен к нанесению шпаклевки. Даже через ее толстый слой проступают дефекты покрытия (царапины).Подложка должна быть должным образом подготовлена к нанесению шпаклевки, крупные вмятины – заделаны специальным средством, а вся поверхность – сглажена грунтом.
При шлифовке вмятин или царапин было недостаточно глубоко зачищена поврежденная зона, что привело к плохой адгезии шпаклевочной смеси.Поврежденный участок кузова машины должен быть тщательно оголен от всех дефектных слоев покрытия. Перед началом ремонтных работ зона тщательно очищается от пыли и жира.
Шпаклевочный слой наложен слишком грубо и не выравнен с остальной поверхностью кузова автомобиля. Образовался «горбок», который по краям украсился ободком.При выравнивании слоя штукатурки следует использовать бруски разной зернистости, следить за корректной высотой рабочей зоны.
Старое поврежденное покрытие автомобиля не демонтировали должным образом. Состав для шпаклевания нанесен поверх него, и после шлифовки на кузове образовалась кромка.Перед началом ремонтных работ следует полностью удалить поврежденное покрытие, очистить и обезжирить поверхность.
Шпаклевочный материал наложен неправильно. На поверхности образовались четкие границы старой и новой зон, так как край плохо сглажен.При шпаклевочных работах особое внимание уделите месту стыка старого и нового ЛКП. При зашлифовке аккуратно сгладьте границу мелкой наждачной бумагой.

Выравнивание и маскирование поверхности кузова

Выравнивание и маскирование поверхности кузова — важные операции при завершении отделки кузова автомобиля, и она должна выполняться в правильной последовательности.

Выравнивание поверхности кузова

Во-первых, необходимо придать наполнителю необходимую форму, особенно в тех местах, которые подвергались ремонту; во-вторых, сделать всю поверхность ровной и устранить недостатки, вызванные первичной обработкой; и в-третьих, обработать поверхность средне- и мелкозернистой наждачной бумагой.
В ремонтных мастерских применяется большое количество разнообразных приспособлений и оборудования для сглаживания, которые в значительной мере экономят время. Но пользоваться этими приборами самостоятельно автолюбителю следует с большой осторожностью. При сглаживании применяется наждачная бумага.
При использовании наждачной бумаги рабочая поверхность панели окунается в емкость с водой. Таким образом, вода остается на поверхности панели, а не стекает вниз, и уменьшает засорение бумаги. При выполнении этой работы используйте большое количество воды, следите за ее чистотой. Упавшую наждачную бумагу следует тщательно промыть во избежание налипания грязи. Меняя бумагу на более мелкозернистую, также заменяйте и воду. Сухое сглаживание выполняется наждачной бумагой с открытым покрытием (некоторые типы такой бумаги содержат сухой смазочный порошок). При обработке этой бумагой поверхность получается более гладкой, чем при обработке другими видами наждачной бумаги, поэтому пользоваться ею предпочтительнее. Кроме того, если использовать технику смачивания водой, то при несоблюдении правил ее применения могут возникнуть пузыри, а также дополнительная влага может просочиться в места, не предназначенные для шлифовки, что, в свою очередь, может вызвать их коррозию. После окончания сглаживания тщательно очистите поверхность. В результате применения сухой или мокрой шлифовальной бумаги остаются остатки краски, которые образуют на поверхности после высыхания трудноудалимый щелочной осадок (нужно протереть поверхность губкой, смоченной в воде). Использование смазочного порошка, применяемого в некоторых типах наждачной бумаги с открытым покрытием, может привести к слабому сцеплению лакокрасочного покрытия.

Работа с наждачной бумагой

Начните с использования крупнозернистой наждачной бумаги на тех участках, где нанесен наполнитель, и где, возможно, остались следы предыдущей, более грубой обработки. Когда наиболее крупные дефекты будут устранены, переходите к использованию бумаги со средней зернистостью. Теперь важно устранить все дефекты, вызванные применением предыдущей наждачной бумаги. Не думайте, что самая мелкозернистая бумага удалит все дефекты, вызванные применением самой крупнозернистой.
Если на поверхности нет крупных дефектов, начните с бумаги средней зернистости, постепенно переходя к более мелкой. И, опять-таки, сглаживая поверхность между слоями, используйте самую мелкозернистую бумагу.
Сглаживание небольших участков или вогнутых поверхностей должно производиться всей поверхностью пальцев, а не их кончиками, для равномерного распределения нагрузки по большей поверхности. В то же время пальцы должны находиться под прямым углом к направлению движения. Сначала это может показаться необычным способом работы, но, тем не менее, это важно, так как предохраняет поверхность от углублений, которые могут быть вызваны движениями отдельных пальцев. При сглаживании всегда осуществляйте движения по прямой линии. Если Вы будете двигаться по кругу, то на краске останутся видимые царапины, чего не случится в случае движения по прямой линии. Помните, что цель обработки — сделать поверхность ровной, и это достигается путем нанесения множества мелких царапин наждачной бумагой. Мелкие царапины способствуют увеличению сцепления краски и исключают возникновение крупных царапин, которые были бы видны через краску. В любом случае, наждачная бумага не удаляет асфальт, полировочные и другие загрязнения, а лишь затирает их вглубь поверхности. Таким образом, необходимо тщательно обработать поверхность спиртосодержащим средством перед началом
работ.

Сглаживание наплывов

В тех местах, где образовались пузыри ржавчины, использовалась новая краска после ремонта или наносился тонкий слой краски, нужно обработать края наплывов так, чтобы не было выступов. Сглаживайте края краски аккуратно и по большой площади, так, чтобы они не выступали под краской. Устраняя этот недостаток, нужно ликвидировать выступы и покрыть это место краской.

Направляющее покрытие

Наполнитель, грунтовка, сглаживающая краска являются средствами для устранения дефектов поверхности. Эти дефекты будут впоследствии видны через глянец, поэтому их необходимо обнаружить в первую очередь. Каким бы средством для нанесения лакокрасочного покрытия Вы не пользовались, какой бы толстый слой краски не наносили, дефекты все равно будут проступать. Эти недостатки могут быть устранены при помощи тонкой шпатлевки. В случае неровной поверхности, где соседствуют высокие области с низкими, может применяться направляющее покрытие. Начинайте его нанесение с более высоких точек, оставляя низкие точки для заполнения наполнителем или шпатлевкой.
Формируя направляющий слой, старайтесь избегать применения красной и желтой красок, так как они будут проступать через последующие слои краски. Выбирайте цвет, который будет виден на панели. автоэмали в Красноярске

Маскирование поверхности кузова

Основным недостатком распыления, по сравнению с покраской кистью, является то, что процесс распыления происходит на большой площади. Поэтому важно закрывать (маскировать) поверхности, которые не будут подвергаться окраске.
Профессионал никогда не станет использовать газету в качестве маскировочного материала, но для любителя он вполне подойдет.Однако, если Вы маскируете свежевыкрашенную поверхность, следует использовать другой материал.
Тщательно выбирайте маскировочную ленту. Некоторые ленты слишком жесткие для того, чтобы огибать углы. Другие имеют волнистую поверхность, поэтому они будут легко сгибаться и огибать углы. Плотно прижимайте ленту к краям маскируемой поверхности, иначе краска потечет под бумагу.
Самой большой ошибкой, которую Вы можете допустить при маскировании, это оставить на бумаге изгибы и складки. Расправьте все складки и заклейте вдоль краев липкой лентой. Наклейте один отрезок ленты к концам всех поверхностей, которые необходимо замаскировать, а затем приклеивайте куски ленты и бумаги к уже наклеенной ленте.

Посмотреть прайс

Растискивание — Википедия

Растискивание (в полиграфии) — изменение площади печатного элемента на оттиске относительно его площади, предусмотренной оригинал-макетом. Иногда растискивание считают дефектом, что совсем не корректно[1] — это скорее особенность машины, бумаги и краски. Избежать его нельзя, но можно обеспечить стабильность этого параметра и, зная величину растискивания, компенсировать его на этапе допечатной подготовки.

Увеличение в миллиметрах обычно невелико и мало влияет на качество букв. Зато полутоновые рисунки становятся темнее, чем записано в оригинал-макете. В некоторых печатных процессах, например, на лазерном принтере — светлее, но принцип тот же.

Если на фотоформе зачернено 30 % площади, а на отпечатке — 50, считается, что растискивание 50−30=20 %.

Растискивание можно вычислять от печатной формы до отпечатка (хороший результат — 5 %), или от цифрового файла до отпечатка (около 18 %; именно этот параметр называется Dot gain).

Для разной формы растра и процента заполнения листа цифра растискивания разная, и можно говорить о кривой растискивания — для 0 % (белое) и 100 % (чёрное) цифра равна нулю, а максимум достигается при заполнении 40…50 %.

Этапы, оказывающие влияние на величину растискивания[править | править код]

?! Подтверждено слева и усиливаю, влияет даже влажностью Где такой красивый источник? В моей - 35%. да, половина почти черный. Триада.

Первое искажение размера растровой точки возникает в «классическом» формном процессе, когда при засветке фотоформ (плёнок), размещенных на формной пластине происходит подсвечивание краёв изображения, что (при позитивных пластинах) ведёт к уменьшению размера печатных элементов. На практике — к тому, что мелкий растр (например, 1-процентный) «не копируется». Эффект может быть усугублен чрезмерным временем диффузной засветки в копировальной раме а также неверным выбором режимов проявки пластин, когда в результате воздействия проявителя в течение слишком продолжительного времени происходит дальнейшее подтравливание края печатных элементов. На современном уровне развития формных процессов удаётся свести воздействие факторов формных процессов к минимуму, поэтому данный этап можно не учитывать как существенный при формировании величины растискивания.

Процесс печати[править | править код]

Самый значительный вклад в величину растискивания вносит процесс печати. В этот момент возникает механическое растискивание, обусловленное механическим воздействием на красочный слой. Во-первых, краска и увлажняющий раствор традиционного офсета представляют собой жидкости, обладающие поверхностным натяжением, следовательно происходит сглаживание границы и углы печатных элементов при большом увеличении являются скруглёнными, что ведёт к искажению площади, занимаемой краской, по сравнению с печатным элементом на форме. Но всё же самое значительное влияние оказывает давление. В офсетной печатной машине краска переносится сперва с формы на офсетное полотно и только затем с офсетного полотна на бумагу. В каждой паре (формный цилиндр—офсетный цилиндр и офсетный цилиндр—печатный цилиндр) в рабочем режиме печатной машины обеспечивается давление, которое и делает возможным процесс переноса краски. Однако поскольку толщина красочного слоя хоть и мала, но не нулевая, в местах соприкосновения происходит раздавливание порции краски, предназначенной для определённой растровой точки. В результате этого площадь пятна краски на оттиске будет больше размера печатного элемента на форме.

Процесс восприятия оттиска[править | править код]

Процесс формирования цвета оттиска обусловлен отражением света от подложки. Поскольку отражение и рассеяние света бумагой происходит не только непосредственно поверхностью, но и глубинными слоями, нельзя не учитывать, что цвет участков бумаги, расположенных на расстоянии, сравнимом с глубиной рассеяния, будет определяться отражением не только прямых лучей исходного неискаженного света, но и наклонными лучами, попавшими к точке рассеяния (расположенной уже на незапечатанном участке, но в непосредственной близости от границы окрашенной области) через слой краски. Таким образом, граничащие с растровой точкой области будут восприниматься как окрашенные (пусть и менее интенсивно), что ведёт к оптическому растискиванию — увеличению видимого размера печатного элемента за счёт рассеяния света в толще материала.

Методы снижения величины растискивания[править | править код]

Проблемы на формном участке можно считать практически решёнными: применение технологии Computer-to-Plate (CTP) позволяет формировать изображение непосредственно на формной пластине. Большинство систем CTP построены по технологии внешнего барабана, за счёт чего ход луча лазера удаётся минимизировать, что благоприятно сказывается на чёткости воспроизводимых точек: край точки получается «жёстким», с явно выраженной границей. Такая точка максимально устойчива к флуктуациям параметров проявочного процессора. Но даже в случае использования цветоделённых диапозититвов (плёнок) использование упомянутой уже жёсткой точки, качественных расходных материалов, подбор оптимальных параметров засветки и проявления, а также контроль стабильности процессов позволяют минимизировать влияние данного этапа на растискивание.

На этапе печати существенное влияние оказывает состояние печатной машины (в частности, регулировка зазоров, обеспечивающих необходимое давление в па́рах, ответственных за процессы переноса краски, состояние самого резинотканевого офсетного полотна, учёт толщины запечатываемого материала, правильный подбор красок по вязкости и поверхностному натяжению, использование присадок в системе увлажнения). Здесь же следует упомянуть про форму растровой точки, формирующей полутоновое изображение. Чем ближе форма точки к «естественной» для капли краски — а это в первую очередь окружность и эллипс — тем меньше данный фактор окажет влияние на растискивание. Кроме того, для каждого растра существует граничный процент, при котором прежде разрозненные печатные элементы начинают смыкаться. Сильное изменение геометрии растровой точки в этом случае может привести к скачкообразному изменению величины растискивания. Модификации формы точки при приближении к граничному значению, смыкание не одновременно по разным направлениям (вдоль линии угла наклона растра и перпендикулярно) позволяют снизить влияние этого фактора. Но — увы — не избавиться полностью. Также следует заметить что в силу того, что некоторые составляющие растискивания зависят лишь от физических характеристик материалов и печатного процесса, то есть составляют величину абсолютную, относительное влияние будет тем больше, чем меньше сами печатные элементы. В случае регулярного растра это будет означать, что при прочих равных условиях растискивание будет выше для работ с более высокой линиатурой. Для стохастического растра значение растискивания будет больше для сюжетов, состоящих из более мелких растрообразующих точек. На этапе печати главная задача свести величину растискивания к по возможности малой, но главное — стабильной величине.

На процесс восприятия влияет качество бумаги. В контексте растискивания для нас наиболее важно то, на какой максимальной глубине происходит рассеяние падающего на неё света. У абсолютно непрозрачной бумаги влияние оптического рассеяния отсутствовало бы. Чем более материал прозрачен (а таковы в большей или меньшей степени практически все используемые материалы), тем больше влияние данного фактора. С этой целью применяются мелованные бумаги, имеющие специальный поверхностный меловой слой (в настоящее время как правило используются материалы, содержащие неорганические добавки — оксиды или карбонаты белого цвета). Это не только улучшает потребительские свойства бумаги, делая её более белой, но и способствует тому, чтобы рассеяние света и формирование отражённого окрашенного светового потока происходило в слое как можно меньшей стабильной глубины. В свете сказанного становится понятно, почему низкокачественная бумага наподобие газетной даёт наибольшее растискивание, в то время как мелованная — наименьшее.

Необходимо отметить ещё и то, что в случае печати на впитывающих материалах краска остаётся не только на поверхности, но и проникает в толщу материала — и не только вглубь, но и в ширину. Тем самым размер красочной точки на бумаге дополнительно увеличивается. С точки зрения впитывания краски вновь мелованные бумаги оказываются предпочтительнее материалов, не имеющих поверхностного покрытия, поскольку слой мелования обеспечивает более равномерное впитывание по сравнению с целлюлозной массой немелованной бумаги.

Контроль и компенсация величины растискивания[править | править код]

Контроль растискивания в процессе печати производится путём измерения с помощью денситометра «процента краски» на оттиске в заранее определённом месте. Как правило, это растрированная плашка на контрольной шкале. С практической целью измерения производят на поле, содержащем 40-процентный растр (как это предписывает ГОСТ), 50-процентный растр (именно значение растискивания для 50 % указывается в поле Dot Gain настроек цвета программы Adobe Photoshop) или 80-процентный растр (в случае если особое внимание уделяется стабильности цветопередачи в тенях).

Измеренные значения растискивания следует иметь в виду при допечатной подготовке материалов — либо задав параметры цветоделения, учитывающие данную величину (или экспериментально выстроенную кривую) растискивания, либо в составе построенного под конкретный печатный процесс цветового профиля, который даёт более полное представление о воспроизведении цифрового оригинала и помимо растискивания (как составной части градационных характеристик) учитывает ещё и колористику используемых триадных красок.

Большинство современных программных комплексов для изготовления формных пластин включают инструменты, позволяющие компенсировать нежелательные эффекты растискивания путём введения специальной кривой компенсации. Эта кривая строится на основе измеренных значений растискивания и позволяет сгладить кривую растискивания, а также уменьшить его максимальное значение (в области 50-процентного растра). Использование при выпуске формных пластин соответствующих компенсационных кривых для различных печатных машин и типов материалов позволяет добиться стандартизации и решить проблему соответствия продукции цветопробе, выпущенной в соответствии со стандартом, или образцу из другого тиража, в случае повторной печати.

При изготовлении цветопроб также следует учитывать будущее растискивание. В аналоговой цветопробе имитация растискивания заложена в характеристики расходных материалов и как правило имитирует величины порядка 12—15 %, что укладывается в характеристики большинства печатных машин. Но встречаются партии расходников, обеспечивающих имитацию 20—25 % растискивания. Такая цветопроба является для печатника более «удобной», так как в случае необходимости искусственно увеличить растискивание в процессе печати проще, чем снизить его. В цифровой пробе параметры растискивания косвенно учтены в профиле, применяемом для вывода пробы. Следует учесть, что в случае вывода цифровой пробы не с профилем конкретной печатной машины (а каким-либо обобщённым, либо используемым другими клиентами) наименее проблемным с точки зрения печати будет вариант с увеличенным (понятно, что в разумных пределах) значением растискивания.

Растрирование как способ решения проблем флексографской печати

2 — 2008

Применение комбинированных растров для уменьшения градационных искажений

Растрирование для оптимизации нанесения краски на печатающие элементы формы

Растрирование для улучшения переноса краски с печатной формы на невпитывающие запечатываемые материалы

Предыскажения для компенсации растискивания

Флексография традиционно считается относительно простой печатной технологией. Например, при использовании этого способа печати не возникает характерной для офсета проблемы поддержания баланса краска-увлажнение, так как избирательность восприятия краски формой обеспечивается благодаря ее рельефности. Отсутствует и потребность в применении сложных систем для раската краски, поэтому красочные аппараты флексографских машин имеют простую конструкцию и позволяют за короткое время выводить машину на рабочий режим. Но по мере роста требований к качеству печатаемой флексографским способом продукции появилась необходимость в разрешении целого ряда проблем. Как правило, решение удается найти еще на допечатной стадии с помощью специальных технологий растрирования и внесения компенсирующих предыскажений.

Применение комбинированных растров для уменьшения градационных искажений

Градационные искажения в светах и тенях обусловлены не только растискиванием, но и следующими причинами:

  • низкой прочностью связи печатающих элементов малого размера с основанием формы. В процессе печатания тиража такие печатающие элементы могут отрываться от формы, что приводит к исчезновению градаций;
  • малой глубиной пробельных элементов в глубоких тенях растровых изображений. При печати такие пробельные элементы заливаются краской;
  • ограничением линиатуры анилоксовых валов. Если размер печатающего элемента формы оказывается меньше, чем площадь ячейки на анилоксе, он «проваливается» в ячейку; при этом краска наносится не только на рабочую поверхность печатающего элемента, но и на его грани. В результате на оттиске вместо растровой точки нужной площади появляется клякса произвольной формы и непредсказуемого размера. Это явление получило название «инверсная тонопередача».

Минимизировать эти проблемы позволяет применение комбинированных методик растрирования. Комбинированные, или гибридные, растры позволяют решать проблему градационных искажений в светах и тенях растровых изображений путем варьирования пространственной структуры растра. В подобных алгоритмах для воспроизведения светов и теней изображения используются частотномодулированные (ЧМ) растры. Они позволяют ограничить уменьшение размеров печатающих элементов в светах и пробельных элементов в тенях за счет варьирования их количества, что стабилизирует градационную передачу. Недостатком ЧМрастров является очень высокое растискивание в средних тонах, поэтому в комбинированных алгоритмах для воспроизведения средних тонов применяются более стабильные в этом диапазоне амплитудномодулированные (АМ) растры. Различные виды комбинированных растров отличаются друг от друга способом обеспечения плавного перехода между структурами различных типов. В настоящее время комбинированные растры разработали компании Agfa, Esko Artwork и Kodak и др.

Фрагмент градиента, воспроизведенного гибридным растром

Фрагмент градиента, воспроизведенного гибридным растром

Растрирование для оптимизации нанесения краски на печатающие элементы формы

Одной из проблем флексографской печати является плохое смачивание краской поверхности печатающих элементов, в особенности плашек. Создается парадоксальная ситуация: толщина слоя краски на растрированных участках с относительной площадью растровых точек 9598% оказывается больше, чем на плашках. В результате изображения, содержащие области сплошного тона, окруженные теневыми участками, репродуцируются некорректно: на оттиске области сплошной заливки окружают темные ореолы. Плохое смачивание краской плашек на форме обычно пытаются компенсировать за счет увеличения подачи краски и повышения давления печати. Последствиями этих мер являются большой расход краски и градационные искажения на оттиске вследствие повышенного растискивания.

Растрированная поверхность плашки на форме

Растрированная поверхность плашки на форме

Для решения описанной проблемы компании Artwork Systems (сейчас Esko Artwork) и Phototype предложили растрировать крупные печатающие элементы формы (воспроизводящие плашки, штриховые элементы и шрифт). Формирование на поверхности печатающих элементов растровой структуры (микрорельефа) позволяет увеличить площадь контакта формного материала и краски, что улучшает условия их взаимодействия. В конечном счете это способствует увеличению и стабилизации толщины красочного слоя на поверхности формы. При этом уменьшаются или устраняются ореолы вокруг плашек, повышается оптическая плотность сплошных заливок, улучшается четкость воспроизведения штриховых элементов и шрифта, а также снижаются расход краски и растискивание.

Следует отметить, что улучшение смачивания поверхности за счет формирования на ней микрорельефа — решение, которое уже давно опробовано и успешно применяется в полиграфии. Самый известный пример его реализации — зерненые основы пластин для офсетной печати. В последнее время и некоторые фотополимерные пластины стали покрываться специальным матирующим слоем, улучшающим восприятие ими краски. Однако большинство фотополимерных пластин попрежнему имеют гладкую поверхность.

Фрагмент печатной формы без растрирования (вверху) и с растрированием поверхности печатающего элемента

Фрагмент печатной формы без растрирования (вверху) и с растрированием поверхности печатающего элемента

Предлагаемая Esko Artwork технология получила название PlatecellPatterning и реализована в виде программного модуля системы workflow Nexus. Компания Phototype предложила алгоритм растрирования NuDot. Формируемая с помощью этих технологий структура характеризуется следующими параметрами:

  • пространственной частотой;
  • размером ячеек;
  • углом поворота.

Очевидно, что пространственная частота растровой структуры должна быть намного выше, чем линиатура основного растра, служащего для передачи градаций репродуцируемого изображения. Ее значение выбирается исходя из максимального разрешения пластины. Формируемые ячейки имеют одинаковый размер, поэтому вид растровой структуры напоминает поверхность анилоксового вала. Удельный объем ячеек на поверхности печатающих элементов должен быть меньше объема ячеек анилокса. Во избежание возникновения муара растровая структура, формируемая на поверхности печатной формы, должна быть повернута относительно структуры анилоксового валика на угол 1545°.

Сравнение воспроизведения 1/4 тонов и плашки при использовании обычного растра и NuDot

Сравнение воспроизведения 1/4 тонов и плашки при использовании обычного растра и NuDot


В процессе растрирования RIP вначале выполняет расчет основной растровой структуры, затем вычисляет положение крупных печатающих элементов, на поверхности которых следует сформировать микрорельеф, после чего совмещает две растровые структуры.

Экономический эффект от внедрения технологии растрирования крупных печатающих элементов обусловлен повышением качества печати, дающим типографии конкурентные преимущества, снижением количества брака и экономией краски. В перспективе технология может быть усовершенствована за счет растрирования поверхности и мелких печатающих элементов, соответствующих растровым точкам с относительной площадью менее 100%.

Растровая точка на негативе при нормальной (слева) и повышенной экспозиции

Растровая точка на негативе при нормальной (слева) и повышенной экспозиции

 

Воспроизведение шрифта при программной (слева) и аппаратной компенсации растискивания

Воспроизведение шрифта при программной (слева) и аппаратной компенсации растискивания

 

Воспроизведение точек при программной (слева) и аппаратной компенсации растискивания

Воспроизведение точек при программной (слева) и аппаратной компенсации растискивания

Растрирование для улучшения переноса краски с печатной формы на невпитывающие запечатываемые материалы

Плохое смачивание краской поверхности полимерных материалов ухудшает перенос на них краски с формы. Для решения этой проблемы компании Phototype и Esko Artwork предложили использовать специальные методы растрирования с варьируемой формой растровых точек.

Phototype разработала уже упоминавшийся алгоритм NuDot. В этом случае для воспроизведения градаций в высоких светах (до 6%) используются круглые точки, в светах и средних тонах — крестообразные точки с заостренными концами, а в тенях — сотообразная структура. Как уже было замечено, NuDot предусматривает и растрирование поверхности плашек.

По заявлению представителей компании Phototype, применение алгоритма NuDot позволяет увеличить оптическую плотность отпечатков на 20%, снизить давление печати, расширить диапазон градаций на 18%. При этом компании, использующие NuDot, отмечают увеличение скорости печати, а также сокращение времени выхода машины на рабочий режим. Сейчас фирма Phototype разрабатывает версию алгоритма NuDot для CtP.

Для повышения плотности оттисков в области теней компания Esko Artwork предлагает алгоритм растрирования Groovy Screen. В нем в области теней применяется линейчатый растр. Угол поворота растра, а также значение относительной площади растровых точек, начиная с которой традиционный растр сменяется линейчатым, задаются оператором. Алгоритм обеспечивает плавный переход между растровыми структурами разных типов. По данным Esko Artwork, использование Groovy Screen позволяет увеличить плотность оттисков на 2030%.

Предыскажения для компенсации растискивания

Серьезной проблемой флексографской печати является высокое растискивание — увеличение площади растровых точек на оттиске по сравнению с их площадью на исходном изображении, — обусловленное прежде всего эластичностью флексографской формы. Следствием растискивания является искаженное воспроизведение градаций растрового изображения на оттиске.

Растискивание компенсируется за счет внесения предыскажений в изображение на форме: размер точек на печатной форме уменьшается на величину растискивания. Для определения величины компенсации выполняется печать тестовых шкал с последующим денситометрическим контролем оттисков.

Обычно компенсация растискивания выполняется программным путем: в процессе растрирования RIP уменьшает площади растровых точек на требуемую величину. Эта технология хорошо отработана и дает достаточно стабильные результаты, однако она имеет существенный недостаток: ухудшение качества изображения вследствие потери градаций (деталей) в средних тонах и, особенно, в светах.

Поясним смысл происходящих явлений на примере. В процессе изготовления фотоформы или формы градации растровой точки передаются путем засветки лучом экспонирующего устройства определенной части отводящейся под нее площади. Классическим считается случай, когда растровая точка представляется в виде матрицы размером 16Ѕ16 пикселов, а площадь пятна экспонирующего устройства равна одному пикселу. При этом растровая точка имеет 256 градаций, соответственно точки с относительной площадью от 0 до 50% имеют 128 градаций. Однако если для компенсации растискивания точка с относительной площадью 50% уменьшается, например, до 30%, то количество градаций точек из диапазона от 0 до 50% снижается до 77 — в 1,7 раза!

Другим путем компенсации увеличения размеров растровых точек при печати является внесение предыскажений на стадии изготовления фотоформ за счет регулирования экспозиции фототехнической пленки. Результатом повышения экспозиции является увеличение площади экспонированного участка. Это означает, что при изготовлении негативных фотоформ для флексографии площадь растровых точек и штриховых элементов изображения уменьшится.

Процесс компенсации растискивания путем регулирования экспозиции является аналоговым. Сделать его предсказуемым позволяет специальная калибровка фотовыводного устройства, а также использование фототехнических пленок последнего поколения (hard dot), характеризующихся высокой жесткостью воспроизводимых на них точек.

Основные достоинства аналоговой технологии компенсации растискивания:

  • сохранение градаций на форме в светах растровых изображений;
  • компенсация увеличения площади штриховых изображений и шрифтов;
  • сглаживание границ растровых точек.

При этом более качественные результаты получаются с использованием фотовыводного оборудования, а не дорогостоящих CtPустройств. Главным недостатком технологии является высокая нелинейность процесса.

Аналоговый способ компенсации растискивания реализован в модуле FlexoCal компании Esko Artwork, позволяющем выполнять калибровку фотовыводного устройства.

КомпьюАрт 2’2008

Как делать и что такое сглаживание краев в фотошопе

Операция сглаживание в фотошопе делает переход краев выделенной области более плавным и ровным за счет удаления/добавления дополнительных пикселей или делая их полупрозрачными.

В результате этого, края такого выделения станут лучше и естественнее сливаться с другими пикселями, выходящими за пределы границы выделения.

Данная настройка активируется на панели параметров следующих инструментов:

Почему именно эти инструменты?

Данная группа инструментов создает выделенную область, то есть некую замкнутую границу, при редактировании которой часто нужно, чтобы края оставались плавными, то есть сглаженными.

Но возникают вопросы, почему в этом списке нет инструментов Прямоугольная область и Быстрое выделение – ведь они тоже создают выделенную область!?

Я думаю следующее. Касательно Прямолинейного выделения, вспомните-ка как выглядят пиксели – они квадратные. Создавая прямоугольное выделение, границы всегда вертикальные и горизонтальные, углы четко повторяют форму пикселя, таким образом, мы не имеем дефекта, когда края прямоугольника могут быть резкими и рваными – они всегда прямые и ровные. Значит и сглаживание им совершенно не нужно.

Что касается Быстрого выделения, то там есть альтернативный параметр – Жесткость кисти, она то и регулирует какими в итоге будут края. Причем эта настройка более гибкая, позволяющая регулировать эффект по 100% — шкале.

Постойте-ка – а Волшебный ластик то причем? Это совсем далеко от выделенной области! Верно. А вы не заметили, что Волшебный ластик и Волшебная палочка почти одно и тоже? Просто ластик сразу удаляет пиксели, а палочка их добавляет в выделение. А если это один и тот же принцип действия, то и сглаживание должно быть и там и там.

Как сделать сглаживание краев

Шаг 1 Выберите инструмент, которым вы будете создавать выделенную область.

Шаг 2 Поставьте галочку Сглаживание (Anti-alias) на панели параметров инструмента

Важно!

Галочка ставится только перед тем, как будет создана выделенная область!

Рекомендуется ее вообще не снимать, поскольку преимущественно работать в фотошопе будете с плавными краями. Резкие же края вам нужны в редких и исключительных случаях.

Шаг 3

Все! Теперь создайте выделенную область, и выполните все необходимые с ней действия. Фотошоп автоматически будет следить за краями, и править их в соответствии со своим алгоритмом. От вас больше ничего не зависит, и повлиять на этот процесс невозможно.

Для большего понимания вопроса нужен живой пример.

Допустим есть некое изображение, где нужно удалить фоновый цвет.

Выберу для этой цели инструмент Волшебный ластик. Так будут выглядеть края изображения, если не поставить галочку сглаживание:

Теперь тот же самый пример, но края будут сглажены: