Схождение как выставить самому: Как самому отрегулировать сход-развал в дома?

Содержание

Как сделать развал-схождение колес? — читайте в блоге Шип-Шип

Блог Шип-Шип

Полезные статьи

Как сделать развал-схождение колес?

Ходовая система любого авто работает без нареканий, если показатели развала и схождения колес находится в норме. Отклонение параметров приводит к проблемам. blog.ship-ship.ru

Ходовая система любого авто работает без нареканий, если показатели развала и схождения колес находится в норме. Отклонение параметров приводит к проблемам:

  • покрышки быстро и неравномерно изнашиваются;
  • машина теряет курсовую устойчивость и «не слушается» при управлении;
  • появляется люфт рулевой рейки. Руль смещает положение при движении авто по прямой траектории. Чтобы сохранить прямолинейность движения, приходится с силой держаться за руль;
  • штоки амортизаторов испытывают дополнительную нагрузку;
  • быстро изнашиваются детали и расходники: шрус, сайлентблок, рулевая рейка.

Избежать негативных последствий можно только благодаря своевременным техобслуживанию и ремонту. Попробуем разобраться, как сделать развал-схождение колес, какие нюансы нужно учитывать и с чего начать процедуру «настройки».

Развал-схождение колес: расшифровка понятий

Изменение угла положения колес относительно друг друга и дорожного полотна ведет к потере управляемости транспортного средства. Каждый производитель устанавливает для авто свои значения углов.

Схождение, развал и кастер — углы установки колес. Эти параметры имеют регламентируемые значения.

  • Развал

    Угол, указывающий на положение шины по отношению к дорожному покрытию. Если угол в минусе, шины становятся «домиком» — «M». Если угол в плюсе, верх шины смотрит наружу, а нижняя часть — внутрь «W».

  • Схождение

    При положительном угле плоскость вращения шины пересекается впереди авто. При отрицательном угле плоскость вращения пересекается сзади — покрышка уходит назад.

  • Кастер

    Продольный угол образуется вертикалью и осью поворота шины на продольную плоскость транспортного средства. Если кастер в плюсе, ось наклоняется назад, а если в минусе — вперед.

Когда требуется регулировка развала-схождения

Сход-развал задних и передних колес проверяют ежегодно: весной, когда зимние покрышки меняются на летние, и зимой, когда летняя резина меняется на зимнюю.

За сезон колесо машины может неоднократно заскочить в яму, налететь на лежачего полицейского или ухабину. Все это приводит к расшатыванию подвески и изменению углов положения колес.

Своевременная регулировка стоит дешевле, чем капремонт ходовой.

Делать развал-схождение передних колес нужно и при обнаружении неисправностей: отклонение в траектории при прямолинейном движении, потеря управляемости, преждевременный износ автопокрышек и другие признаки изменения угла установки шин.

Важно. Проверку углов проводят сразу же после ДТП или попадания в глубокую яму. Специалисты также рекомендуют проверять колеса после 20–30 тысяч километров пробега.

Как сделать развал-схождение колес самому

Услуги автомастерских — недешевое удовольствие. Поэтому опытные автовладельцы часто регулируют углы расположения колес в условиях, далеких от профессиональных.

Гаражная диагностика бывает эффективной, но только при условии, если вы обладаете необходимыми знаниями, опытом и владеете методиками. В остальных случаях рационально обратиться к квалифицированному специалисту, что позволит сэкономить время и получить качественный результат.

Чтобы проверить схождение колес своими руками, транспортное средство поставьте на ровный твердый пол.

  • Руль должен стоять прямо — «на нуле». Это позволит выставить колеса в положение, в котором они прибывают, когда движутся по прямой.
  • Не допускается дополнительно нагружать подвеску: поднимать машину на домкрате, ставить на подъемник. При подъеме подвеска разгружается, а во время опускания на пол колеса становятся неровно. Погрешность устраняют специальными сдвижными платформами, но в обычном гараже такие приспособления редко имеются.
  • Замеры начинают с регулировки схождения колес. Значение определяют для каждой шины, сравнивают с указанием производителя.

Последовательность действий зависит от конструкции ходовой системы. Регулировка развала и схождения колес состоит из нескольких этапов:

  1. Поставить транспорт на ровный пол с ямой.
  2. Проверить работоспособность подвески и рулевой части. Устранить неполадки, а изношенные расходники заменить.
  3. Измерить давление в покрышках и целостность дисков, размерность колес. Устранить неточности.
  4. Поставить колеса ровно.
  5. Приступить к замерам.

Советы по развал-схождению колес своими руками

Регулировка начинается с проверки ходовой системы машины. Все неисправности нужно отремонтировать. Только после устранения неполадок начинают работу по настройке углов колес.

Помните и о факторах, которые определяют углы положения колес:

  • исправность ходовой системы;
  • уровень давления в автопокрышках;
  • загруженность машины.

Давление в шинах предварительно выравнивают. Авто ставится на диагностику без дополнительной нагрузки.

Если проводился ремонт ходовой системы, желательно перед разбором подвески выделить все соединения, которые разъединятся. Рекомендуется также посчитать обороты при выворачивании руля.

Эти простые советы используют не только гаражные мастера, но и квалифицированные автомеханики, которые используют для развала-схождения задних и передних колес метод компьютерной диагностики.

02.05.2020 2020-05-02

Теги: #шины #диски

Другие статьи

  • Как защитить шины от проколов на дороге?
  • Зачем менять колеса местами?
  • Почему шумит резина?
  • Как разбортировать колесо?
  • Износ протектора шин: когда нужно менять резину?
  • Широкие или узкие шины: что выбрать?

Регулируем развал-схождение своими руками: пошаговая инструкция

Содержание

Что такое сход-развал колес?

Автомобильные колеса имеют угол установки. Данное понятие существует с давних времен, и со временем по причине возрастания автомобильных скоростей, инженеры были вынуждены все больше уделять внимание развитию подвески, чтобы улучшать безопасность при езде, а также создавать необходимый комфорт для водителя.

Рулевая система и детали подвески содержат в своей конструкции рычаги и тягу, которые соединены шарнирными деталями. Как только эти самые шарниры изнашиваются, наблюдается возникновение повышенного люфта (другими словами зазоров).

Результат — наклон колес относительно вертикали меняется, что ухудшает управляемость, смещает машину в сторону при езде, а также уменьшает срок годности шин.

Что такое развал?

Развалом называют угол, который образуется между плоскостью колеса и вертикальной прямой. Иными словами, это отклонение колеса по вертикали.

Положительный развал отмечается тогда, когда верхние части колес, расположенных на одной оси, находятся дальше друг от друга, чем нижние. Такой развал намеренно настраивается на грузовых автомобилях. Дело в том, что при нагрузке колеса выходят в ноль.

Об отрицательном развале говорят тогда, когда верхние части колес, размещенных на одной оси, находятся ближе друг к другу, чем нижние. Такой развал характерен для спорткаров: он позволяет максимально устойчиво входить в повороты на высокой скорости.

Когда расстояние между верхними и нижними частями колес на одной оси одинаковое, говорят о нулевом развале. Именно в этой ситуации гарантируется минимальный износ резины.

Что такое схождение?

Термином «схождение» обозначают угол между плоскостью вращения колеса и продольным сечением авто. Если передние части колес находятся ближе друг к другу, чем задние, отмечается положительное схождение. Если задние части колес находятся ближе друг к другу, чем передние, говорят об отрицательном схождении.

Неправильное схождение гораздо больше влияет на износ шин, чем неправильный развал.

Угол развала

Точное определение — это угол между вертикальной плоскостью и прямой линией, вдоль которой вращается колесо.

Или, по-другому — угол наклона колеса, относительно боковой части машины.

Угол схождения

Точное определение — это угол между траекторией движения машины и плоскостью, вдоль которой вращается колесо.

Или, по-другому — это разница расстояний, между колесами в одном мосту, измеренная в двух крайних точках колеса.

Представим две воображаемые линии: одна вертикальная, а другая направлена вдоль вращения колеса.

Углы схождения также делятся на положительные и отрицательные. Представьте машину сверху и вообразите две прямые: одна вдоль вращения колеса, вторая параллельно движению автомобиля. Если линия, вдоль которой вращается колесо, расположена между линиями траектории, то угол считается положительным, а если наоборот, то отрицательным.

Почему на разных машинах углы бывают разными?

Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой.

На автомобилях с мягкой подвеской углы установки колёс в поворотах откровенно «уходят»

Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта.


Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов

Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур

Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин.

Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.

Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.

Признаки плохого развала-схождения

Чтобы определить в каком состоянии находятся углы развала-схождения, стоит приглядеться к нижеперечисленным факторам:

  • авто клонит влево-вправо при движении вперед;
  • смещение в сторону перекладины руля, когда колеса направлены вперед;
  • авто плохо откликается на вращение руля;
  • тяжело крутить руль;
  • машину увозит в сторону при нажатии педали тормоза;
  • колеса касаются подкрылок при максимальном угле поворота;
  • если выйти из поворота руль не принимает прежнее положение;
  • громкие звуки со стороны покрышек при езде;
  • резина износится неравномерно.

У заднеприводных машин подобные проблемы возникают, если нарушено развал схождение задних колес.

Как регулируются углы установки колес?

На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.

Однако так было не всегда — на той же «восьмерке», с которой выросли все остальные автомобили этой платформы , регулировались не только схождение с развалом, но и кастер. Интересно, что допуски при этом были довольно большими, а ремонтники при регулировке далеко не всегда меняли все углы, предпочитая во многих случаях не трогать кастер — дескать, возни много и толку особо никакого.

Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30′, схождение = 0°15′ ± 10′ и кастер = 0°20±30’0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может «гулять» в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти «плюсовых» минут имеет законное право «уходить в минус».

Передняя подвеска ВАЗ-2108 – классический Мак-Ферсон без подрамникабез подрамника

Допуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон

Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…

На что влияет кастер?

С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.

На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек).

Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб


Продольные растяжки подвески ВАЗ-2108 спереди крепятся к кронштейнам, сзади – к поперечным рычагам. Именно поэтому они влияют на кастер

Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера. В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.

Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылу

Это уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет

Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям.

Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.

При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый

Какие выбрать углы?

Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.

Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50′ для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65′).

Свои углы» могут выглядеть примерно так

Удивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!

Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.

Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более. Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!

Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов

Лучше всего, если развал передних колёс после регулировки будет иметь «лёгкий намёк на минус» — то есть, в пределах -0°5-10′ на сторону. Правда, выставлять этот параметр с такой ювелирной точностью на советско-российской машине не так уж просто, да и далеко не все мастера согласны тратить своё рабочее время на подобные забавы.

Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan

Регулировка схождения на Самаре – процесс довольно хлопотный (особенно со стороны водителя), поэтому некоторые развальщики даже самостоятельно (!) изготавливают подобный специнструмент

При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле.


Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)


Перед регулировкой схождения руль нужно выставить строго горизонтально и зафиксировать, для чего на СТО используются специальные приспособления

Что будет, если их не делать?

В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.

А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение.

При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.

Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории. Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно.

Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала

Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!

Когда делать развал-схождение колес?

Эксперты советуют выполнять регулировку углов колес каждые 20 тысяч километров пробега. Выполнить развал-схождение внепланово придется после:

  • Попадания колеса в большую яму, что привело к деформации диска.
  • Изменения дорожного просвета вследствие установки укороченных пружин или «домиков».
  • Замены шаровых опор, рулевого наконечника, ШРУСа.

А вот после замены шин, стабилизаторов и амортизаторов выполнять развал-схождение необязательно.

Как выполнить отрицательный развал своими руками

Прежде, чем заниматься подобным экспериментом, лучше проконсультироваться, как это сделать и подойдёт ли это вашему автомобилю. Многие водители не задумываются, для чего нужен минусовый развал, не обладая при этом спортивными амбициями. В переднюю подвеску для увеличения устойчивости можно поставить стабилизатор.

Есть ещё понятие вертикальной устойчивости — тут на помощь придут более жёсткие пружины. Саму заднюю подвеску можно занизить, чтобы уменьшить риск заноса при прохождении поворотов на скоростях. Чтобы добиться отрицательного развала, понадобятся регулировочные пластины, угол которых может быть разным.

Для того чтобы выполнить развал, нужно придерживаться такого несложного алгоритма:

  1. Автомобиль сначала устанавливают на ровной поверхности.
  2. Кузов приподнимается при помощи домкрата для снятия колеса.
  3. Поочерёдно демонтируется тормозной барабан с колодками и ступицами.
  4. Ставится развальная регулировочная пластинка.
  5. Все элементы устанавливаются на прежние места.
  6. Можно переходить к следующему колесу.

Как мы видим, сделать самостоятельно отрицательный угол развала колёс вовсе несложно. Чтобы не беспокоиться самому, можно посетить любой профессиональный шиномонтаж, имеющий соответствующее оборудование. Оно представляет собой программный стенд для развала и схождения, в который уже заданы углы регулировки колёс большинства марок автомобилей. На колёса будут установлены датчики, которые определят текущие показатели углов наклона.

При этом некоторые эксперты утверждают, что маленький отрицательный угол не приведёт к неравномерному износу автомобильных покрышек. Зато это позволит улучшить показатели управляемости транспортным средством на любых типах дорожного полотна. Таким образом, подобный тюнинг можно применять не только в спортивных, но и в эстетических целях. Небольшие изменения водитель сможет заметить буквально сразу.

Где еще можно сделать этот тюнинг?

Лучше и проще всего посетить стенд развал-схождения. Это программно-аппаратный комплекс, который уже знает все необходимые углы для большинства автомобилей. С помощью датчиков, что будут устанавливаться на колеса, система определит текущие углы, а на базе этой информации можно будет уже выставлять нужные отрицательные углы. В большинстве сервисов специалисты готовы сделать развал любого типа.

Отрицательный параметр – это не всегда интенсивный износ покрышек. Например, инженеры «АвтоВАЗа» и вовсе рекомендуют для «Лады Гранты» делать сзади развал в -2 градуса. Инженеры утверждают, что износ покрышек будет в норме. При этом это даст хороший эффект в плане управляемости. Для гражданских авто развал до -2,5 градусов будет только преимуществом – водитель не разорится на покрышках.

Источники

  • https://remontautomobilya.ru/reguliruem-razval-sxozhdenie.html
  • https://www. peugeot-favorit.ru/articles/rekomendacii-specialistov/chto-takoe-shod-razval-i-zachem-on-nuzhen/
  • https://www.kolesa.ru/article/razval-skhozhdenie-chto-eto-kak-vystavit-pravilno-i-chto-budet-esli-ego-ne-delat
  • https://DriverTip.ru/repair/otritsatelnyj-razval-kolyos-avtomobilya.html
  • https://www.syl.ru/article/379717/otritsatelnyiy-razval-koles-zachem-on-nujen-preimuschestva-i-nedostatki

[свернуть]

Два основных этапа творческого процесса

  • Последнее изменение
  • 11 июня 2022 г.

Приблизительное время чтения: 7 минут

Представьте, что вы садитесь за компьютер с намерением действительно добиться цели.

Вы завариваете крепкую чашку кофе, выключаете телефон, включаете свой любимый плейлист и решаете не вставать, пока не добьетесь реального прогресса в решении самых важных задач.

Даже если вы уже знаете, что является вашим главным приоритетом, начинают поступать вопросы: Как мне к этому подойти? Пришло ли время провести дополнительные исследования или использовать информацию, которая у меня уже есть? Должен ли я изучать новые варианты или выбирать среди тех, что у меня уже есть? Должен ли я расширить свой кругозор или сузить свое внимание?

Эти вопросы имеют первостепенное значение в условиях информационной перегрузки, в которой мы сейчас находимся. В мире бесконечного контента, бесконечных советов и бесконечных вариантов, как мы узнаем, когда пора перестать получать новую информацию и начать излагать ее? использовать?

Один из самых эффективных способов понимания творческого процесса — шагов, посредством которых мы превращаем наши входы в результаты — известен как «расхождение и схождение». Впервые популяризировано движением дизайн-мышления в 19В 90-е годы эти термины описывают два основных этапа творческого процесса.

«Дивергенция» означает открытие ваших чувств и получение новых источников информации из внешнего мира, например, в начале нового проекта. «Конвергенция» относится к отключению источников отвлечения и сужению вашего внимания для достижения конечного результата.

Вместе эти два этапа составляют костяк творческой работы, насчитывающей тысячелетия. В любой области мы движемся, как маятник, туда-сюда между этими двумя состояниями ума. Как только вы научитесь видеть закономерность в своей работе, вы поймете, как плыть по течению информации, а не плыть против него.

Позвольте мне познакомить вас с этой простой структурой и дать рекомендации о том, как вы можете целенаправленно спроектировать свою среду для поддержки каждого состояния ума.

Дивергенция

Каждое творческое начинание начинается с акта дивергенции.

С того момента, как вы решите написать эту статью, разработать веб-страницу, провести мероприятие или запустить кампанию по сбору средств, вы начнете расширять сферу своего внимания. Рассматривая новый проект как линзу мира, вы неизбежно начинаете замечать новые идеи и примеры, которые могут иметь отношение к нему.

Эта ранняя стадия дивергентна. Она примерно расширяет диапазон возможностей, вы открыты, рассматриваете как можно больше вариантов, подвергаете себя новым идеям и исследуете потенциальные пути, не привязываясь ни к одному из них.

Представьте себе дизайнера интерьеров, который собирается украсить комнату. Он мог ходить по магазинам тканей, блуждая глазами по выкройкам, ожидая, когда какая-нибудь выскочит и привлечет его внимание. Он может небрежно листать дизайнерские журналы в поисках чего-то, что соответствует его потребностям. Он может поговорить со своим клиентом и узнать об их прошлом, образе жизни и пожеланиях относительно комнаты.

Сейчас не время принимать окончательные решения, фильтровать варианты или укладываться в бюджет. Пришло время бродить, бродить, позволять силам любопытства и прозорливости вести вас в неожиданные места. Это дивергентное состояние ума, потому что диапазон информации, которую мы рассматриваем, увеличивается — он расходится с исходной точкой.

Дивергенция — это классический образ, который часто приходит на ум, когда мы думаем о творчестве: художник, беспорядочно разбрызгивающий краску по холсту, танцор, импровизирующий на пустом танцполе, или писатель, наполняющий корзину для бумаг скомканными черновиками.

Но дивергенция — это еще не все.

Конвергенция 

Есть еще одно, не менее важное состояние ума, которым мы все должны овладеть, если хотим, чтобы наши творческие усилия приносили плоды. Это называется конвергенцией и требует прямо противоположного подхода.

Конвергенция заключается в том, чтобы делать выводы, принимать решительные решения, выбирать между компромиссами и расставлять приоритеты между тем, что необходимо, и тем, что «приятно иметь». Вы целенаправленно сужаете диапазон рассматриваемых возможностей, чтобы прийти к конечному продукту (например, документу, результату или другому результату).

Представьте, что тот же дизайнер интерьеров решает, что пришло время согласовать окончательный вариант дизайна. Он начинает отбрасывать варианты и делать трудный выбор. Он может упаковать все выкройки, кроме окончательных, одобренных клиентом, убрать большую часть вырезок из журналов, которые он использовал в качестве вдохновения, согласовать бюджет и начать заказывать нужные ему товары.

Конвергенция — это то, с чем борются большинство творческих людей, потому что, чтобы следовать одному пути, вы должны сказать «нет» всем остальным, какими бы интересными или сочными они ни были. Есть своего рода творческое горе в том, чтобы выбрасывать материал, на поиски которого мы потратили время и энергию. Как любители идей, мы часто не хотим видеть этот блестящий диалог, вырезанный из сценария, или этот захватывающий слайд из колоды, или эту соблазнительную особенность продукта.

Но конвергенция необходима, если мы когда-нибудь хотим что-то закончить. Все посторонние детали только разбавляют и отвлекают от главного. Нам нужно самосознание, чтобы знать, когда уменьшение наших степеней свободы на самом деле дает нам свободу воплотить в жизнь что-то реальное.

Правда в том, что пока мы не создадим осязаемый артефакт, которым можно будет поделиться с другими, нам нечего показать за наши усилия, кроме множества грязных незавершенных работ, которые могут быть или не быть ценными.

Знайте свои способы

Дивергенция и конвергенция настолько фундаментальны для творческого процесса, что мы можем видеть это в действии в каждой творческой области:

  • Писатели расходятся, собирая сырье для истории, которую они хотят рассказать , набрасывая потенциальных персонажей и исследуя исторические факты. Они сходятся, делая наброски, выкладывая сюжетные точки и записывая первый набросок.
  • Инженеры расходятся, исследуя возможные решения, проверяя границы проблемы или экспериментируя с новыми инструментами. Они сходятся, выбирая конкретный подход, разрабатывая детали реализации и приступая к сборке.
  • Дизайнеры расходятся, собирая образцы и шаблоны, разговаривая с пользователями, чтобы понять их потребности, или набрасывая возможные решения. Они сходятся, выбирая проблему для решения, строя каркасы или переводя свои проекты в графические файлы.
  • Фотографы расходятся, делая спонтанные фотографии вещей, которые они считают интересными, сопоставляя разные виды фотографий или экспериментируя с новыми методами освещения или кадрирования. Они объединяются, выбирая снимки для коллекции, архивируя неиспользованные изображения и печатая свои любимые.

Как только вы поймете, как выглядят дивергенция и конвергенция в вашей собственной работе, вы сможете использовать эту простую структуру, чтобы сказать вам, в каком состоянии ума вы должны находиться в любой конкретный момент.

Для конкретного проекта, над которым вы работаете, спросите себя: Должен ли я сейчас быть в режиме дивергенции или в режиме конвергенции? Другими словами, пора ли расширять свой кругозор и получать новую информацию, или пора сесть на корточки и обобщить уже имеющуюся информацию?

Если вы решите, что пришло время для режима дивергенции, вы можете целенаправленно создать среду, поддерживающую такое мышление. Откройте двери и окна; поставить энергичную музыку; работа в оживленном кафе; попросите других провести с вами мозговой штурм; пробовать новые подходы или перспективы; исследуйте новый контент, который вы найдете в Интернете — все, что поможет вам открыть для себя новые входные данные и бросить вызов вашим предположениям.

Вот другие способы, которыми вы можете целенаправленно отклоняться:

  • Прогуляйтесь по библиотеке или книжному магазину, чтобы посмотреть, какие книги привлекают ваше внимание
  • Погрузитесь в «кроличьи норы интернета», просматривая онлайн-сообщества в поисках необычных идей
  • Смотрите фильмы или документальные фильмы на провокационные темы
  • Подписывайтесь на рассылки по электронной почте, каналы YouTube или подкасты, выходящие за рамки ваших обычных привычек прослушивания
  • Просматривайте свои заметки на различные темы даже если они не кажутся напрямую связанными с обсуждаемой темой
  • Выпейте напиток или кофе с другом из другой области, у которого может быть другой взгляд на проблему, с которой вы столкнулись
  • Прогуляйтесь по новому району или городу и впитайте в себя виды, звуки и запахи, с которыми вы столкнетесь

Прежде всего, вы должны быть открыты для удивительного и неожиданного, чтобы сделать дивергенцию успешной. Эта стадия обязательно спонтанна, беспорядочна и хаотична. Это означает, что вы должны быть в более расслабленном и восприимчивом состоянии ума. Вы не можете полностью спланировать или организовать то, что вы делаете в режиме дивергенции, так что даже не пытайтесь! Окунитесь в хаос и узнайте, насколько диким и неортодоксальным может быть ваше воображение (сохранив при этом любые лакомые кусочки, с которыми вы столкнетесь на пути, для последующего анализа).

Когда придет время для режима конвергенции, используйте противоположный подход: Найдите тихий, укромный уголок для работы; поставить ритмичную музыку без слов; отключить уведомления на всех устройствах; и агрессивно игнорируйте отвлекающие факторы — все, что поможет вам избежать касательных и продвинуть вас вперед к финишу.

Вот еще несколько способов целенаправленной конвергенции :

  • Определите конкретный результат, который вы будете производить к определенному времени, и игнорируйте любую информацию, которая не является строго необходимой до этого момента
  • Установите крайний срок и пообещайте предоставить черновой вариант тому, кто возьмет на себя ответственность
  • Составьте план с пошаговой последовательностью пунктов, которые вы хотите охватить
  • Разделите связанные задачи в рамках вашего проекта на четкие группы для решения по одному
  • Расставьте приоритеты задач от наиболее важных к менее важным или от ближайшего к более долгосрочному
  • Выделите себе определенные периоды времени для достижения прогресса (так называемый «таймбоксинг»)
  • Прекратите исследования и сосредоточьтесь на подведении итогов заметки, которые вы уже сделали

Цель конвергенции — прийти к конкретному результату, которым вы можете поделиться с другими в установленные сроки. Чтобы добиться успеха, , вам нужно предпринять шаги, чтобы активно защищать свое внимание и сопротивляться любому требованию вашего внимания.

Мир никогда не остановится и не оставит вас в покое. В ваших силах защитить свои границы и на какое-то время сказать «нет» всем остальным, чтобы вы могли сказать «да» своим собственным целям и мечтам.

Закончите, помня о начале

По правде говоря, ни одна творческая работа никогда не заканчивается по-настоящему.

Всегда есть что добавить, уточнить или улучшить. Когда я говорю «конечный продукт» или «доставляемый продукт», я не имею в виду, что это конец всей работы вашей жизни. Это всего лишь одна итерация в длинной череде итераций. Конечный продукт одного раунда конвергенции можно использовать для получения обратной связи извне, которая затем становится отправной точкой для следующего раунда дивергенции.

Мы делимся плодами нашего труда не потому, что они окончательны или совершенны, а потому, что они неполны и несовершенны. Делитесь своей работой до того, как она будет завершена, — это приглашение другим поделиться своими идеями с вами. Наши идеи всегда в движении, всегда меняются. Если на самом деле ничего еще не закончено, то нет причин ждать, чтобы поделиться этим с людьми и позволить им стать частью вашего путешествия.

Спасибо Michael Dean, Rachel Joy, Sanjay Srivastava, Micki McGee, Isabel Hazan, Marcus Wiegert, Oscar Lagrosen и Julia Saxena за их отзывы и предложения по этому материалу.


Следите за последними обновлениями и информацией о продуктивности и развитии второго мозга в Twitter, Facebook, Instagram, LinkedIn и YouTube. А если вы готовы приступить к созданию второго мозга, приобретите книгу и изучите проверенный метод организации своей цифровой жизни и раскрытия своего творческого потенциала.