Состав тосола: стандартная рецептура антифриза по ГОСТу, характеристика и свойства марки а-40
Охлаждающая жидкость, которая используется для системы охлаждения в двигателе автомобиля, называется антифриз или тосол. В самых первых охлаждающих жидкостях для автомобилей отсутствовали антикоррозийные присадки, в результате чего некоторые детали системы охлаждения покрывались ржавчиной и выходили из строя. Со временем состав жидкости значительно улучшился и даже разделился на две категории — летний и зимний тосол.
Химический состав охлаждающей жидкости
Сегодня каждая марка тосола, которая продаётся на широком рынке, отличается только количеством воды и различных присадок в составе жидкости. Основа же любого тосола — этиленгликоль. Это спирт, который имеет в своей структуре два атома. Эта вязкая, бесцветная жидкость со сладковатым привкусом. Использовать его можно практически при любых суровых погодных условиях, так как этиленгликоль не замерзает даже при температуре -198 градусов.
Этот спирт обладает такими свойствами, при которых вода не будет замерзать в промежутке градусов от -1 и до -89 градусов. И если оптимально соединить водный раствор и спирт, то получится жидкость, которая не будет замерзать и выдержит температуру до 78 градусов по Цельсию.
В химический состав тосола включают такие компоненты:
- глицерин,
- фосфаты,
- присадки, обладающие антикоррозийным действием,
- гликоль,
- бураты.
Все эти компоненты отвечают за качество охлаждающей жидкости. Требованиями для нормальной работы автотранспорта должны соответствовать следующие свойства тосола:
- Не замерзать при низких температурах. Эксплуатация автомобиля при аномально низких градусах по Цельсию должна быть комфортной и неопасной для транспорта.
- Теми же качествами должна обладать жидкость и при высоких температурах. Это касается работы двигателя в жаркий, летний период.
- Хорошая циркуляция тосола в системе должна быть обусловлена приемлемой вязкостью охлаждающей жидкости.
Именно такими свойствами и обладает качественная незамерзающая жидкость для системы охлаждения. ГОСТ на эту жидкость был введён ещё в 1989 году, и с тех пор все отечественные производители выпускают тосол по этим стандартам. Производимые антифризы по ТУ имеют несколько другой состав тосола, ГОСТ на них не распространяется.
Важно знать, что со временем химический состав тосола несколько изменяется под воздействием внешних факторов. Поэтому для нормальной работы всех систем необходимо производить замену незамерзайки после каждых 25 тысяч километров.
Характеристика тосола а-40м
Первый советский антифриз был разработан в 1971 году. Предназначался он для использования в автомашинах ВАЗ. Затем его стали применять и для другого транспорта. Буквенное выражение в виде «А» означает, что раствор предназначен только для автотранспорта. А буква M говорит о том, что тосол модернизированный.
Состав тосола а 40 является высшего качества. Основная составляющая этого раствора — спирт этиленгликоль. А также в его состав входят различные антикоррозийные и антипенные присадки.
Основные характеристики антифриза а-40 это:
- Выдерживает температуру и не замерзает при -45 градусах.
- Температура закипания по Цельсию 110 градусов.
- Отсутствует вспениваемость.
- Не влияет своим химическим составом на другие системы автомобиля.
- Обладает пониженной плотностью.
- При хранении не портится и не разлагается.
Основные виды хладагента
Ещё одно нарицательное название тосола — хладагент, или как его называют в народе — незамерзайка. Существует два вида антифриза, они различаются по цветам. Зелёный цвет имеет охлаждающая жидкость силикатная, красный цвет у хладагента карбоксильного.
Оба этих вида антифриза покрывают отдельные части системы небольшой накипью и препятствуют коррозии метала. Красный антифриз имеет более длительный срок службы, и после его замены не требуется промывка всей системы охлаждения.
Чтобы различить антифризы, существует специальная маркировка. Так, антифриз силикатный на упаковке имеет обозначение G11. Рецептура такой жидкости содержит в себе такие компоненты, как амины, нитриты, нитраты, бораты, силикаты, фосфаты.
Карбоксильный антифриз обозначается G12. В европейских странах его используют на автотранспорте, выпущенном до 2001 г. В основном своём виде он красного или розового цвета.
Как выявить некачественный антифриз
Проверку того, что купленный тосол качественный, а не дешёвая подделка, можно осуществить одним простым способом. Подделанную охлаждающую жидкость производят на основе кислоты, а как известно из уроков химии, кислота вступает в бурную реакцию со щёлочью.
Если в небольшую ёмкость отлить немного незамерзайки и к ней добавить щепотку пищевой соды, можно посмотреть на реакцию раствора. Если ничего не произошло, можно спокойно использовать антифриз по назначению.
Можно проверить тосол, его свойства и состав ареометром и лакмусовой бумажкой. Ареометром проверяется плотность тосола. Лакмусовой бумажкой определяется кислотность антифриза. В идеале бумажка должна быть зелёного цвета.
Если же она изменила свой цвет и стала красной или розовой, это означает, что в жидкости присутствует очень много кислоты, а она может повредить некоторые детали системы. Если после проверки бумажка стала фиолетовой, то в антифризе присутствует щёлочь.
Зная эти основные и нехитрые способы проверки, можно обезопасить свой автомобиль от нежелательных последствий.
Охлаждающие жидкости, состав, значение цвета антифриза и тосола
Охлаждающие жидкости различаются в первую очередь используемыми при их производстве присадками. Или в случае с дешевым суррогатом — не используемыми. Именно с помощью присадок антифризам и тосолам придаются необходимые для эксплуатации в моторах потребительские свойства.
Охлаждающие жидкости, антифризы и тосолы для системы охлаждения автомобиля, состав, базовая жидкость, присадки, значение цвета антифриза и тосола, свойства.
Любой двигатель внутреннего сгорания имеет КПД не более 60-65%. Остальное уходит на тепло, и его надо эффективно отводить. Вообще, с точки зрения охлаждения с этой задачей лучше всего могла бы справиться, как ни странно, обыкновенная вода. У нее самая высокая теплопроводность из всех существующих на планете жидкостей.
Но, к сожалению, у воды есть ряд существенных недостатков, из-за которых на современных автомобилях она не используют. В первую очередь мешает низкая температура замерзания вкупе с высоким, около 10%, увеличением объема воды после превращения в лед.
Второе, вода это лучший растворитель, который растворяет практически все. В том числе — металлы, которые быстро коррозируют при соприкосновении с ней. Из-за этих неприятных свойств в охлаждающие жидкости приходится добавлять специальные добавки. Главная задача которых устранить описанные выше недостатки воды. Ну и плюс, увеличить температуру кипения, а также придать продукту ряд дополнительных свойств.
Каков состав имеют охлаждающие жидкости, антифризы и тосолы.
В целом все автомобильные охлаждающие жидкости, антифризы и тосолы производятся в виде концентрата, который состоит из нескольких основных компонентов.
Базовая жидкость в антифризе и тосоле.
В этом качестве используются различные составы на гликолевой основе: моноэтиленгликоль, этиленгликоль, глицерин и другие. На долю базы приходится более 90% всего объема концентрата охлаждающей жидкости. Ее задача обеспечить морозостойкость антифриза и тосола. При этом теплопроводность базовой жидкости неминуемо будет ниже теплопроводности воды.
Присадки в антифризе и тосоле.
Обычно в составе охлаждающей жидкости их объем составляет 5-7%. Их задача — компенсировать второе нежелательное свойство воды, ее коррозионную активность. Обычно присутствует и сама вода. Для того, чтобы растворить присадки.
Однако одной только защитой от коррозии задача присадок не ограничивается. Их функции гораздо более широкие. Благодаря присадкам охлаждающие жидкости приобретают способность противостоять образованию отложений на внутренней поверхности элементов системы охлаждения.
Еще одно важное предназначение присадок — борьба с кавитацией. Неприятным явлением, способным в короткий срок разрушать металлические детали. То есть любая качественная охлаждающая жидкость должна включать целый набор присадок. Тщательно подобранных между собой таким образом, чтобы они не вступали в конфликт друг с другом, но при этом каждая выполняла какую-то свою особую функцию.
В частности, охлаждающие жидкости должны включать в себя:
— Диспергаторы, компоненты, которые позволяют применять для подлива обычную воду.
— Пеногасители, вещества, разрушающие любую пену.
— Гидроксид натрия или калия, для регуляции рН.
А также некоторые вспомогательные вещества, не влияющие на эксплуатационные свойства охлаждающей жидкости, но зато способствующие большей безопасности при ее использовании.
В составе антифриза и тосола могут быть и другие вспомогательные компоненты. Так, в качественные составы обязательно добавляется еще и горький компонент. Для того, чтобы никто не отважился пить антифриз, это особенно актуально, если в гараж захаживают дети.
Цвет антифриза и тосола.
Кстати, вопреки расхожему мнению, одним из элементов, никак не влияющих на эксплуатационные свойства охлаждающей жидкости, является краситель. Он используется исключительно для того, чтобы никто не смог перепутать охлаждающую жидкость с обычной водой и ей отравиться.
Так что, когда сервисмены с умным видом объясняют доверчивым автовладельцам, что им лучше купить оранжевый, а не зеленый антифриз, они в лучшем случае демонстрируют полное непонимание вопроса.
Единственный связанный с окраской момент, который может приниматься в расчет при выборе антифриза, в последнее время производители стали использовать флюоресцентные красители для удобства диагностики утечек из системы охлаждения автомобиля.
Защита от коррозии.
Говоря о том, что охлаждающие жидкости имеют антикоррозийные свойства, надо иметь в виду, что большинство применяемых для этого ингибиторов способны защищать лишь определенный тип металла. Для другого же они, напротив, могут оказаться катализаторами коррозии.
Поэтому все охлаждающие жидкости имеют определенный диапазон своего применения. Вот именно поэтому на разных автомобилях используются разные охлаждающие жидкости. Различия между ними могут затрагивать саму технологию их изготовления. Поэтому подбирать охлаждающие жидкости необходимо в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.
Технологии изготовления антифриза и тосола.
Итак, в основе одной из распространенных формул лежат фосфаты. В чистом виде они очень хорош о защищают черный металл, но обычно разрушают алюминий. Тем не менее в Японии умудрились создать охлаждающие жидкости на основе фосфатов, которые не только нейтральны к алюминию, но и защищают его. Это чисто восточная технология, которая в Европе нс применяется.
Вторая технология — сравнительно молодая, на основе солеорганических кислот. Она применяется в карбоксилатных и гибридных охлаждающих жидкостях. Ее придумали в корпорации Shevron. Ford в свое время попросил их разработать охлаждающую жидкость, которую не требовалось бы часто менять. Разработчики с задачей справились, создав карбоксилатную технологию.
Третья — силикатная гибридная технология. Она предназначена для защиты цветных металлов и применяется в европейских и американских рецептурах. Силикаты быстро создают тонкий, но при этом очень прочный защитный слой, который оберегает внутреннюю поверхность системы охлаждения от коррозии, кавитации и накипи. Правда, их проблемой оказывается то, что они не бессрочно стабильны в растворах. Но сейчас появилась разработанная Basf технология присадок для стабилизации силикатов.
Свойства различных антифризов и тосолов.
Гибридная технология создаст прочный защитный слой изнутри, но срок ее годности — три года. А это мало, поскольку производитель дает 5-летнюю гарантию на машины. Карбоксилатные жидкости более долговечны, но создаваемый их ингибиторами защитный слой чрезвычайно тонок. За счет этого, собственно, они и расходуются медленнее. А это снижает эффективность защиты.
Поэтому ученые стали искать возможность объединить гибридную и карбоксилатную технологии. И преуспели в этом. Сегодня самой новой технологией является кремниевая. Где разработчики состава попытались объединить карбоксилатную и гибридную рецептуры. Но она очень дорогая, поэтому развитие в этом направлении идет достаточно медленно. Кстати, ее родоначальник — тоже Basf.
У каждой из технологий есть свои плюсы и минусы. Каждая живет параллельной жизнью, независимо от других. Каждая применяется для своих моторов. Смешивать охлаждающие жидкости разных типов между собой нельзя, точно так же как и использовать не рекомендованный производителем тип жидкости.
Сегодня очень легко найти рекомендации производителя для каждого мотора или автомобиля. Подобрать жидкость можно с помощью продавцов в магазинах, инструкций к автомобилю или советов из Интернета.
По материалам журнала «Автокомпоненты».
Антон Пилот.
Похожие статьи:
- Какой воздушный фильтр подходит на Уаз Патриот и Уаз Хантер, доработка крышки фильтра для установки низких фильтрующих элементов.
- Какой фильтр тонкой очистки топлива подходит на Уаз Хантер и Уаз Патриот с двигателем ЗМЗ-409, устройство, размеры, аналоги.
- Тормозная жидкость стандартов DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, свойства, проверка состояния, замена, правила смешивания тормозных жидкостей разных классов.
- Безопасный интервал замены моторных масел в двигателе автомобиля, мото-часы работы двигателя как эталон для определения сроков замены моторных масел.
- Как правильно выбрать моторное масло для автомобиля, допуски моторного масла, определение уровня содержания присадок в моторном масле и его класса вязкости.
- Салонные фильтры для автомобиля, разновидности, признаки необходимости замены, когда менять салонный фильтр в автомобиле.
Каким должен быть оптимальный состав тосола? + Видео
1 Химический состав и свойства автомобильного тосола
Тосол используется для охлаждения двигателя автомобиля при различных температурах. В основном его используют в системе старых грузовиков советского производства (ПАЗ, ЛАЗ, ЗИЛ и т. д), а также для старых моделей Жигулей. Заливать охлаждающую жидкость данного типа в автомобили иностранного производства и в новые двигатели не рекомендуется, так как химический состав может навредить различным элементам системы из-за отсутствия качественных антикоррозийных и антипенных присадок.
Тосол для охлаждения двигателя автомобиля
На сегодняшний день состав всех видов тосола, которые представлены на нашем рынке, имеет в основе этиленгликоль, а отличается лишь степенью разбавленности водой и количеством использованных в нем присадок.
Тосол на основе этиленгликоля
Этиленгликоль – это сложный спирт двухатомной структуры, который не имеет цвета, обладает сладким привкусом, а температура его замерзания доходит до –196 градусов. Данное вещество обладает вязкой плотностью и стойкостью к замерзанию.
Главным свойством этиленгликоля является способность понижать температуру замерзания воды в диапазоне от –1 до –90 градусов. Таким образом, при оптимальном соотношении водного раствора и этиленгликоля можно получить состав жидкости с температурой замерзания до 75 градусов Цельсия.
2 Технические требования к охлаждающей жидкости
Состав качественного тосола в современных условиях должен иметь:
- высокую степень теплоемкости и теплопроводности,
- максимально низкую температуру замерзания,
- оптимальную температуру кипения жидкости (для обеспечения работы двигателя в теплое время года),
- невысокую степень вспениваемости (предотвращение перегрева двигателя и образования паровой пробки в системе),
- оптимальную вязкость состава (для обеспечения качественной циркуляции в системе и снижения свойств теплопередачи).
Качественный тосол
Помимо представленных выше обязательных требований, качественный тосол также должен полностью соответствовать нормам ГОСТа 28084-89, в котором прописаны основные требования к составу и использованию незамерзающей жидкости в нашей стране.
Чтобы получить полную информацию о физико-химических свойствах той или иной охлаждающей жидкости, необходимо провести комплекс лабораторных мероприятий, однако некоторые показатели тосола можно определить и подручными средствами. С помощью ариометра можно определить степень замерзания и плотность тосола. Кроме того, в состав охлаждающей жидкости могут входить различные присадки и элементы, которые можно определить посредством обычной лакмусовой бумажки. Если после опускания в тосол она не изменила цвет, значит, жидкость обладает неплохим качеством, если цвет стал зеленым – скорее всего состав содержит большое количество ингибиторов, при этом уровень плотности находится в норме. Розовый цвет говорит о переборе кислотосодержащих веществ в составе и отсутствии каких-либо присадок.
Определение плотности тосола ареометром
Важно помнить, что с течением времени тосол теряет часть своих свойств, повышается пенообразование, уменьшается число ингибиторов, ухудшается теплопроводность и т. д. Поэтому специалисты рекомендуют проводить заменять хладагент не реже, чем раз в 2-4 года или каждые 25-30 тысяч километров пробега. Так вы сохраните в норме все элементы системы охлаждения, а двигатель будет работать в оптимальном режиме независимо от времени года.
Тосол или антифриз: разница. Тосол, антифриз
Большинство автолюбителей не задумываясь заливают любую понравившеюся охлаждающую жидкость в радиатор. Однако некоторое количество из них все-таки интересуется тем, что такое тосол и антифриз. Но еще более интересует данную группу автовладельцев вопрос о том, какая разница существует между этими охлаждающими жидкостями и каково отличие тосола от антифриза? Что выбирают в России? В нашей стране особой популярностью среди охлаждающих жидкостей у водителей пользуются тосол или антифриз. Разница между данными жидкостями заключается в итоговом воздействии на систему охлаждения и на двигатель в общем. Зато в основных функциях эти продукты имеют одинаковое значение.
Охлаждающая жидкость антифриз
Тосол является первым представителем антифриза. То есть тосол — это жидкость, которая предназначена для охлаждения двигателя в летний период, предотвращая тем самым его перегрев. В зимнее время, благодаря присадкам, он не замерзает, позволяя запускаться двигателю при установленных температурах.
Состав, как правило, изготавливается из этиленгликоля, в процессе создания к которому добавляет некоторое количество присадок. При этом, в зависимости от производителя, набор присадок значительно отличается. Присадки в тосоле призваны защищать двигатель от коррозии, а также производить очищение системы от посторонних веществ. Тосол, характеристики которого могут быть известны многим водителям, производится с давних времен, именно в нашей стране. Из чего он состоит? В состав тосола и антифриза могут входить различные элементы. Например, тосол состоит из некоторого количества неорганических кислот. Это нитраты, силикаты, нитриты, фосфаты и амины. Например, если на тосоле имеется буквенная маркировка, то это означает, что он предназначен для автомобилей. Имеющиеся цифры говорят о температуре, при которой тосол начинает замерзать. Стоит помнить, что плотность жидкости должна составлять 1.08 на 1 см куб.Сроки замены
Данный вопрос наиболее актуален для начинающих водителей. Стоит отметить, что примерно через 30-40 тысяч километров пробега тосол начинает терять свои свойства, поэтому замена жидкости необходима один-два раза в год. Помимо пробега, на замену жидкости влияет ее цвет. Например, появление рыжеватости говорит о необходимости срочной замены. Также об этом свидетельствует и появление посторонних резких запахов из расширительного бачка. Нормальная жидкость должна быть без резкого запаха, а на ощупь хороший тосол всегда скользкий и маслянистый.
Если производится замена его, то перед заливкой новой жидкости нужно промыть систему охлаждения двигателя с помощью специальных средств. После чистящего средства производится промывка водой. Желательно произвести промывку несколько раз, и только после этого нужно залить новый тосол.Выбор
Жидкость (тосол) не будет стоить очень дешево, именно поэтому при покупке в первую очередь нужно обращать внимание на цену за 5-литровую канистру. Помимо этого, продукт низкого качества может продаваться в канистрах без маркировок.
Чтобы уберечь себя от подделки, нужно опираться на некоторые факторы:- Тосол покупается непосредственно под конкретную марку, так как из-за неправильной жидкости может снизиться ресурс двигателя.
- Покупать жидкость нужно в крупных специализированных магазинах.
- На упаковке должны указываться контактные данные производителя.
- Если проверять тосол с помощью лакмуса, то на бумаге (если это качественный продукт) должен быть слегка зеленоватый оттенок.
Стоит помнить, что если в тосол регулярно добавляется дистиллированная вода, через год необходимо произвести замену жидкости в системе охлаждения.
Что же такое антифриз?
Он представляет собой охлаждающую жидкость с набором различных свойств. По своему составу антифриз также включает этиленгликоль, однако, наряду с данным веществом, в жидкость стали добавлять дополнительные химвещества. Полученный в результате продукт получил свое название. Продукт имеет заграничное происхождение и характерное имя «антифриз».
Характеристики иностранной жидкости
Характерными особенностями антифриза является высокая температура кипения и выдерживание низких температур. Закипает антифриз при температуре примерно в 180 градусов. Морозостойкость определяется наличием присадок, потому что не для всех регионов необходима жидкость, которая прекрасно охлаждает двигатель в жару и быстро набирает рабочую температуру в холода. В среднем антифриз замерзает при температурах ниже -45 градусов. Стоит отметить, что при замерзании антифриз может максимум расшириться только на 1,5%, что является весьма приемлемым результатом.
Если смотреть на состав с химической точки зрения, то антифриз представляет собой жидкость на основе дистиллированной воды и этиленгликоля, в которую впоследствии добавили спирты и глицерин. Как отличить тосол от антифриза? В настоящее время возможно приобрести антифриз различных цветов. Тосол же продается только синим.Покупка антифриза
В настоящее время рынок охлаждающих жидкостей заполнен различными видами антифриза. Купить можно любой. Однако при покупке антифриза необходимо опираться на самое главное правило: следует приобретать антифриз только той маркировки, которую рекомендует завод изготовитель ТС. В противном случае очень быстро могут начаться проблемы с автомобилем, вплоть до перегрева двигателя.
Стоит отметить, что в настоящее время некоторые производители стали использовать вместо этиленгликоля метанол, который разрушает сплавы из алюминия. Поэтому необходимо покупать товар в специализированных центрах, попросив предоставить при покупке соответствующий сертификат.Замена антифриза
Производителями антифриза утверждено, что можно эксплуатировать транспортное средство до пробега в 100 тысяч километров. Стоит учесть тот факт, что в нашей стране на двигатель оказывают непосредственное влияние климатические условия. Именно поэтому замену антифриза лучше всего производить через 40 тысяч километров. Многие специалисты упросят автовладельцев производить замену жидкости через каждый год эксплуатации, даже если пробег при этом минимален.
Особенности антифриза
При эксплуатации ТС и использовании в системе охлаждения антифриза необходимо четко знать его маркировку. Данные знания необходимые в первую очередь для того, чтобы при необходимости доливать именно такой же антифриз. Изготовителями не рекомендовано производить смешивание антифризов различных цветов, так как это может повлиять на их состав и приведет к разрушению некоторых узлов двигателя. Состав тосола и антифриза отличается не только по добавкам. Его различают по используемым красителям.
В итоге, рассмотрев обе жидкости, многие автолюбители теперь зададутся вопросом «что выбрать: тосол или антифриз». Разница между жидкостями будет рассмотрена далее.Отличия
На первый взгляд это абсолютно идентичные продукты. Но отличие тосола от антифриза заключается как раз в используемых при производстве добавках. Помимо этого, о характеристиках той или иной жидкости может подсказать автолюбителю цвет. Качество срока службы напрямую зависит от используемых компонентов. Например, в состав тосола и антифриза входят присадки. Основное отличие — для отечественной жидкости используется неорганика, а для антифриза – органические вещества. Именно из-за этого температуры кипения жидкостей немного отличается друг от друга.
Стоит рассмотреть основные особенности работы двигателя при использовании тосола или антифриза. Если в систему охлаждения залит тосол, то во всей системе образуется антикоррозийная корка. В результате происходит ухудшенная передача тепла от металла. Главным итогом использования плохого тосола со временем станет выход из строя двигателя. При этом в процессе эксплуатации наблюдается увеличенный расход топлива. Как говорилось ранее, тосол быстро теряет свои основные свойства, а также при длительном воздействии высоких температур происходит ухудшение всего состава присадок. Если температура двигателя будет постоянно держаться в диапазоне 105 градусов и более, то разрушение агрегата при использовании тосола произойдет намного быстрее. Если говорить об антифризе, то данная жидкость более долговечна. При этом антикоррозийный слой будет образовываться только на самых проблемных участках в системе охлаждения, что, несомненно, продлит срок службы силового агрегата. По времени замены тосол также уступает иностранному продукту. В итоге автовладелец сам выбирает, что ему заливать — тосол или антифриз. Разница, как правило, заключается не только в добавках, но и в цене.Заключение
Стоит отметить тот факт, что многие развитые страны уже отказались от использования тосола. В первую очередь это связано с тем, что технология производства сильно устарела и отстала от времени. В итоге производимый в настоящее время тосол становится малоэффективным при защите двигателя от перегрева, коррозии и других случаев.
При изготовлении антифриза используются более современные технологии, благодаря чему он активнее защищает двигатель от коррозии. Антифриз, по сравнению с тосолом, стоит гораздо дороже, а для многих цена – решающий фактор. Однако экономия на охлаждающей жидкости может сыграть с водителем злую шутку.При покупке не стоит обращать внимание, какого цвета тосол или антифриз. Разница между жидкостями состоит в их технических характеристиках. О которых, кстати, теперь известно многим автолюбителям. Благодаря данной статье каждый автовладелец, слегка разбирающийся в автомобилях, сможет понять, как отличить тосол от антифриза.
Состав и свойста антифризов
Функции охлаждающей жидкости в ДВС.
Давным-давно (кажется, в прошлую пятницу©) я заинтересовался, каков же состав антифриза и какими свойствами обладает. Для того, чтобы упорядочить полученные в процессе получения ответа представления, и написана эта статья. Пользуйтесь. Если кого-то интересуют отличия тосола и антифриза, добро пожаловать на страницу, посвящённую разновидностям и классификации антифризов. А здесь будут рассмотрены вопросы, общие для всех видов автомобильных охлаждающих жидкостей.
Итак, для начала вспомним, а зачем вообще мы заливаем антифриз в автомобиль? Конечно же для того, чтобы отвести тепло от стенок камеры сгорания. Эта основная функция и выглядывает из-под термина «охлаждающая жидкость» (по-английски «coolant»). При этом выравнивается температурный режим деталей двигателя. Плохо, если в одной точке деталь имеет температуру 200 градусов, а в другой всего 50. Об этом говорит тот факт, что при поломке системы охлаждения часто «ведёт» головку блока цилиндров, именно из-за большой разности температур в разных частях детали и, соответственно, разного теплового расширения.
Ну и второстепенная, но тоже очень полезная функция, подогрев некоторых узлов автомобиля. Например, салона или дроссельного узла.
Схема системы охлаждения автомобиля
Раньше в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода (про воздушное охлаждение говорить здесь не будем:)), которая имела несколько недостатков. Во-первых, вода замерзает при 0°C, а поскольку при замерзании она расширяется, то велика вероятность разрыва каналов циркуляции охлаждающей жидкости. Что и наблюдалось повсеместно лет 50 назад во время первых заморозков у машин, стоящих на улице с не слитой из системы водой.
Второй недостаток воды – кипение при 100°С. Конечно, в те стародавние времена моторы не были сильно форсированными, и в нормальных условиях мотор не нагревался до таких температур, но в жаркий день где-нибудь на подъёмах в гору машины «закипали» довольно часто.
И третий недостаток – высокая коррозионная активность воды. То есть мотор внутри попросту ржавел. При этом ухудшалась теплопроводность стенок деталей (у ржавчины примерно в 50 раз хуже, чем у металла), что со временем приводило к их перегреву. К тому же из-за частиц ржавчины могут засориться каналы системы охлаждения, или выйти из строя насос или термостат.
Состав антифриза и свойства его базовых компонентов.
Вышеуказанные недостатки воды заставили искать ей замену. Сейчас автомобильные антифризы состоят из двух базовых элементов – воды и этиленгликоля. В некоторых случаях (не в автомобилях) вместо этиленгликоля может использоваться пропиленгликоль, или соли.
Этиленгликоль — двухатомный спирт, в чистом виде имеющий температуру замерзания около -13°С и температуру кипения 197°С. Удивительное свойство водного раствора этиленгликоля заключается в более низкой температуре замерзания, чем каждого вещества в чистом виде. Так, смесь в пропорции 1 к 1 будет иметь температуру замерзания -38°С.
У ЭГ (или МЭГ – устоявшееся в среде производителей сокращение от слова моноэтиленгликоль, он же этиленгликоль) также есть недостатки. Во-первых, он токсичен, полстакана внутрь будут смертельны человека. Во-вторых, он более вязкий. Об этом свойстве мы поговорим ниже.
Однако, несмотря на недостатки водный раствор МЭГ решает две проблемы применения воды из трёх: температура замерзания при приемлемой вязкости гораздо ниже нуля, причём, в отличие от воды, замерзая, раствор практически не расширяется, что даёт гарантию сохранения в целости системы охлаждения автомобиля. Температура кипения того же раствора 1:1 выше ста градусов (около 106°С), а если учесть, что система герметична и в ней повышенное давление, то эта температура будет ещё выше. В общем, для обычного ДВС хватает с запасом.
Пропиленгликоль тоже штука хорошая, однако более вязкая, нежели МЭГ и на порядок более дорогая. Его основным достоинством является нетоксичность (отравиться им настолько непросто, что его используют в том числе и как пищевую добавку под номером E1520). Поскольку у автолюбителей нет привычки пить охлаждающую жидкость, то и в автомобильной системе охлаждения он не используется. К тому же высокая вязкость ухудшает теплоотведение (жидкость медленнее протекает по системе) и дополнительно нагружает насос, снижая его ресурс.
Говоря о вязкости нельзя не упомянуть ещё об одном компоненте, из которого иногда делают дешёвые отечественные тосолы (кстати, ТОСОЛ – это ставшее нарицательным название марки советского антифриза, изобретённого в 1969 году). Это глицерин. Вещество тоже не токсичное, по вязкости сравнимое с пропиленгликолем, однако существенно дешевле даже этиленгликоля. Отсюда и смысл его использования в производстве охлаждающих жидкостей для производителей. Как правило, глицериновый тосол имеет бо́льшую плотность (примерно 1.12-1.17г/см3 в отличие от МЭГовского 1.07-1.08 г/см3). Разброс значения плотности получается из-за того, что нередко производители смешивают этиленгликоль и глицерин в различных пропорциях балансируя между параметром плотности, температуры замерзания и себестоимости. О вреде высокой вязкости написано выше, хотя на этот параметр, как правило, никто внимания не обращает (в основном, просто не зная о нём). С себестоимостью всё понятно, чем дешевле, тем лучше, плотность желательно держать поближе к этиленгликолевой потому что потребитель может проверить тосол ареометром. При более высокой плотности он покажет фантастические цифры температуры замерзания в минус 54°С и ниже, что, естественно, не соответствует действительности. Саму же температуру замерзания проверить в бытовых условиях сложно. Нужен либо доступ к промышленным холодильникам, либо место жительства в Сибири с морозами ниже -40.
Ещё один негативный момент с глицерином в том, что он высокого качества достаточно дорог, поэтому в тосолах используется дешёвый и некачественный продукт, в котором обязательно выпадет осадок в процессе работы. Нерастворимые частицы осадка могут забить или сузить каналы системы охлаждения и привести как минимум к ухудшению теплоотведения, а как максимум (в случае с забитыми каналами) – к перегреву и поломке двигателя.
Состав пакета присадок и свойства антифриза, зависящие от них.
Остаётся проблема коррозии, которая МЭГом не только не решается, а и ещё больше усугубляется, поскольку МЭГ более активен в этом отношении, чем вода.
Для её решения в раствор добавляют присадки-ингибиторы коррозии, которые практически сводят на нет эту активность. Существуют несколько различных технологий производства антифризов, которые отличаются именно добавляемыми антикоррозионными присадками (базовые элементы, вода и моноэтиленгликоль, в составе антифризов почти у всех одинаковые). Подробнее об этом написано в этой статье.
Кроме этого в антифризы добавляют антикавитационные, антипенные и цветовые добавки. Первые минимизируют образование кавитационного износа (кавитация – это образование и схлопывание пузырьков с паром, в процессе которого образуется ударная волна, постепенно разрушающая твёрдые поверхности вплоть до сквозных дыр в гильзах), они особенно нужны в дизельных двигателях с гильзами цилиндров мокрого типа, а вот с антипенными присадками нас ждёт сюрприз: оказывается, их наличие или отсутствие в антифризе никак не сказывается на работе охлаждайки в двигателе по той простой причине, что при повышенном до 2-3 атмосфер давлении в замкнутой системе охлаждения (читай, в любом обычном автомобиле), пена не образовывается в принципе. А присадку эту добавляют для нужд производителя антифриза или завода-производителя автомобилей. При различных технологических манипуляциях антифриз и может запениться, усложняя работу конвейера.
Ну а цветовые добавки используются для «опознания» жидкости определённого вида (например, в некоторых странах цвета конкретных разновидностей тосола прописаны в законах), чтобы не залить случайно не то, что положено.
Однако в России таких нормативов нет, поэтому на практике у нас любой антифриз может быть любого цвета (обычно гибридный антифриз красят «под карбоксилатный» в красный цвет, опять же из экономических соображений).
Смешивать охлаждающие жидкости разных типов совсем не рекомендуется (нельзя, короче), потому что в этом случае присадки различных групп нейтрализуют друг друга, и вы получаете в моторе простой водный раствор этиленгликоля, иногда с осадком. На коррозионную активность такого раствора можно посмотреть в табличке выше по тексту.
Также цвет помогает понять, где протечка именно антифриза, а не моторного масла, или жидкости ГУРа, да просто уровень окрашенной жидкости лучше видно в расширительном бачке (без красителя антифриз был бы бесцветным). Кроме этого снижение интенсивности цвета и его изменение может говорить об истощении присадок в объёме антифриза. А это означает, что пора проводить его замену. Ну и для повышения лояльности потребителя тоже цвет можно использовать. Например, начать производить серо-буро-малиновый антифриз и использовать его для первой заливки на автозаводе. Автовладелец, исходя из соображения, что можно мешать зелёный с зелёным, красный с красным и т.д., будет искать именно серо-буро-малиновый антифриз. Ну и найдёт у одного единственного производителя, там и купит. За хорошие деньги, ибо эксклюзив:).
Чуть не забыл, иногда в состав антифризов добавляют вкусовую горькую присадку Bitrex, чтобы отбить охоту у детей и животных пить его. Напомню, этиленгликоль является ядом, при этом имеет сладковатый вкус. Кстати, этиловый спирт нейтрализует действие этиленгликоля (чем быстрее выпьете, тем больше вероятность, что останетесь в живых).
Итого.
- Антифриз – это вода, смешанная с этиленгликолем (пропиленгликолем, глицерином) в пропорции примерно 1 к 1 с добавлением антикоррозионных, антикавитационных, антипенных и цветовых присадок.
- Водный раствор этиленгликоля даёт низкую температуру замерзания и повышенную температуру закипания.
- Коррозионная агрессивность этого раствора нейтрализуется антикоррозионными присадками.
- В дешёвом тосоле часто применяют глицерин, имеющий большую вязкость. Иногда такой тосол имеет более высокую температуру замерзания (при смешивании с этиленгликолем для подгонки плотности).
- Цвет антифризов ничего не говорит об их совместимости.
P.S.: Если кому интересно, вот статья о составе незамерзайки.
Что лучше тосол или антифриз
Хладагент или охлаждающая жидкость (ОЖ) – вещество, разработанное для защиты двигателя автомобиля от перегрева.
Кипение мотора во время езды недопустимо. По этой причине хозяин авто должен заранее подобрать качественное средство, способное предотвратить превышение допустимых температур во время езды. Рынок хладагентов отличается разнообразием.
Сегодня существует много марок ОЖ. Обилие вариаций хладагентов может привести владельца авто в замешательство. Решение вопроса, что лучше: тосол или антифриз, может стать целой дилеммой. По этой причине опытные владельцы авто советуют новичкам заранее ознакомиться с актуальной информацией по теме.
Изучив представленный материал, владелец транспортного средства сможет выяснить основные характеристики популярных охлаждающих жидкостей, присутствующих на прилавках большинства автомагазинов. Анализ свойств расходных материалов даст возможность определить их преимущества и недостатки.
Обладая актуальной информацией по теме, автомобилист поймет, какой хладагент лучше использовать в системе охлаждения конкретного транспортного средства. Детальное изучение преимуществ охлаждающих жидкостей и их недостатков позволит окончательно разобраться в том, какой расходный материал лучше: тосол или антифриз, и какой ОЖ отдать предпочтение.
Содержание:
- Разновидности антифриза
- Разновидности тосола
- Какое преимущество есть у антифриза перед тосолом
- Что лучше тосол или антифриз
Разновидности антифриза
Антифриз – это международное название жидкостей, используемых для функционирования системы охлаждения автомобиля. В их основе лежит этиленгликоль или пропиленгликоль и различные присадки, позволяющие защитить детали авто от преждевременного износа.
Если человек думает над тем, антифриз или тосол: что лучше использовать, необходимо ознакомиться с существующими разновидностями хладагента.
Карбосиликатный
Карбоксилатные антифризы входят в класс G12. Занимаясь созданием жидкости, производители учли минусы силикатной группы и превратили их в преимущества нового продукта.
Карбоксилатные присадки, входящие в состав антифризов класса G12, не образуют защитный слой по всей поверхности системы охлаждения автомобиля. Воздействие на очаги коррозии происходит точечно. При этом толщина защитного слоя в местах поражения не превышает 1 микрона.
Использование карбоксилатного антифриза связано со следующими преимуществами:
- жидкость обладает высоким уровнем теплоотдачи.
- продукт не наносит вред системе охлаждения автомобиля.
- период эксплуатации антифриза увеличен до 3-5 лет.
Однако использование ОЖ с карбоксилатными присадками имеет и неприятные особенности. Вещество начинает оказывать воздействие на область, подвергшуюся коррозии, только когда признаки поражения уже появились. Антифриз не обладает защитными свойствами, позволяющими предотвратить возникновение проблемы.
Антифризы, входящие в класс G12, не единственные хладагенты, относящиеся к категории карбоксилатных. Стремясь устранить основной недостаток продукта, производители приняли решение объединить технологию производства силикатных охлаждающих жидкостей с карбоксилатными. Так был разработан класс G12+.
Антифризы, входящие в категорию, называют гибридными. В отличие от других карбоксилатных ОЖ, хладагенты класса G12+ содержат и органические присадки, и неорганические. Точный состав дополнительных веществ зависит от страны изготовителя. Так, в Европе в гибридные антифризы добавляют силикаты, в Америке – нитриты, а в Японии – фосфаты.
От точного состава зависят защитные свойства антифриза. Подобрав хладагент с учетом рекомендаций, которые производитель авто указал в инструкции по эксплуатации, хозяин транспортного средства сможет минимизировать износ системы охлаждения и мотора.
Силикатный
К силикатным антифризам относят охлаждающие жидкости, изготовленные по традиционной технологии. Специалисты выделяют их в отдельную категорию G11. Силикатные антифризы не только помогают предотвратить перегрев двигателя, но и препятствуют коррозии. Для наделения продукта подобными свойствами, производители включают в состав присадки из неорганических веществ и их комбинаций:
- силикаты,
- нитриты,
- амины,
- фосфаты,
- бораты.
Попадая в систему охлаждения автомобиля, присадки, входящие в состав силикатных антифризов, покрывают поверхность защитным слоем.
Он предотвращает преждевременное разрушение деталей. Однако подобное свойство значительно снижает процесс теплоотдачи. Кроме того, со временем защитный слой начинает разрушаться и осыпаться вниз.
Упавшие кусочки захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают разрушать все на своем пути. Чтобы минимизировать вероятность нанесения вреда деталям системы, рекомендуется менять силикатные антифризы не реже, чем 1 раз в 2 года.
Разновидности тосола
Тосол – хладагент, разработанный отечественными производителями. Жидкость преимущественно применяется для обеспечения функционирования системы охлаждения авто российского производства.
Сегодня существует целый комплекс разновидностей тосолов, различающихся по температуре замерзания и другим свойствам.
ТОСОЛ А-40М
Тосол А-40М – разработка отечественных производителей. Его основным компонентом является гликолевый спирт.
Чтобы придать веществу свойства охлаждающих жидкостей, производители добавляют в него до 10 различных присадок. Они препятствуют образованию пены и коррозии.
Тосол А-40М не имеет запаха и обладает сладковатым привкусом. Чтобы жидкость отличалась от прочих, ее окрашивают в неестественные цвета.
Тосол, изготовленный российскими производителями, обычно имеет голубой или светло-зеленый оттенок. Используя вещество, необходимо помнить о том, что оно очень ядовито.
Эксперты советуют избегать попадания охлаждающей жидкости на кожу. Если тосол все же случайно попал на тело автолюбителя, необходимо смыть жидкость большим количеством воды.
Осуществляя выбор между разными видами охлаждающих жидкостей, необходимо внимательно изучить их свойства.
Так, тосолу А-40М присущи следующие характеристики:
- имеет температуру кипения +108 градусов,
- обладает небольшой вязкостью,
- не оказывает отрицательное влияние на детали системы охлаждения,
- не замерзает при температуре до -40 градусов,
- не пенится,
- во время эксплуатации и хранения остается химически стабильным,
- обладает высокой теплопроводимостью.
От антифриза тосол А-40М отличается набором присадок, препятствующих коррозии. Смешивать охлаждающие жидкости запрещается.
Компоненты, входящие в их состав, могут вступить в реакцию, и свойства ОЖ изменятся.
Тосол А-40М рассчитан на пробег в 60 000 км. Когда отметка будет достигнута, жидкость нужно заменить.
Если автовладелец использует транспортное средство не очень активно, тосол нужно менять не реже 1 раза в 2 года.
Эксперты советуют меня использованную жидкость на средство той же марки. Если автолюбитель планирует поменять Тосол А-40М на другой антифриз, систему охлаждения нужно промыть.
Применение ОЖ данной марки связано с рядом положительных и отрицательных моментов. Так, в тосоле А-40М присутствуют присадки, защищающие чугун, медь, сталь, латунь.
При этом вещества для защиты алюминия отсутствуют. Это делает ОЖ идеальной для использования в системах охлаждения отечественных ВАЗов, но препятствует применению в иномарках.
Кроме того, жидкость обладает относительно высокой температурой замерзания. В регионах с суровыми зимами использование тосола А-40М не возможно.
ТОСОЛ А-65М
Тосол А-65М – еще одна разновидность охлаждающей жидкости, пользующаяся популярностью у российских автовладельцев. ОЖ применяется для охлаждения моторов разных типов:
- легковых машин,
- грузового транспорта,
- авто отечественного производства,
- транспортных средств, изготовленных заграницей.
От других расходных материалов для системы охлаждения авто жидкость отличается устойчивостью к резким перепадам температур.
Присадки, входящие в состав тосола, прекрасно функционируют, как при +110, так и при -65 градусов по Цельсию. Жидкость соответствует требованиям государственного стандарта.
Она не оказывает негативного влияния на детали системы охлаждения, изготовленные из резины и пластмассы.
Основа тосола А-65М – этиленгликоль. ОЖ можно смешивать с продуктами других марок, базирующихся на таком же веществе. Однако эксперты советуют прибегать к осуществлению действия только в крайних случаях.
Тосолу А-65М присущи следующие характеристики:
- кристаллизация происходит, если температура опускается ниже – 65 градусов,
- плотность ОЖ составляет 1,085 — 1,100 г/см3,
- хладагент может закипеть, если температура поднимется выше +110 градусов,
- исчезновение пены происходит не более, чем за 3 с,
- обладает водородным показателем 7,5 — 11,0.
К положительным особенностям ОЖ данной марки можно отнести хорошие тепловые качества. Кроме того, тосол обладает хорошими смазочными свойствами. Однако вещество является агрессивным.
Ряд автолюбителей утверждает, что его использование может привести к повреждению деталей системы охлаждения.
ТОСОЛ АМ (концентрат)
В отличие от других ОЖ, Тосол АМ-К не используют сразу, после покупки. Перед тем, как залить жидкость в систему охлаждения автомобиля, ее предварительно разбавляют дистиллированной водой.
Основной компонент Тосола АМ-К – этиленгликоль.
Помимо главного компонента, в состав ОЖ входят:
- вода,
- добавки, препятствующие коррозии,
- красящие вещества,
- добавки, препятствующие образованию пены.
Внешне тосол АМ-К не имеет существенных отличий от других продуктов, позволяющих обеспечивать нормальное функционирование системы охлаждения автомобиля.
Он представляет собой жидкость голубого цвета без механических примесей. Однако тосол АМ-К имеет одну из самых высоких температур замерзания среди аналогов. Его кристаллизация происходит уже при -35 градусов по Цельсию. Эта особенность является главным минусом средства. К плюсам можно отнести его небольшую стоимость.
Показатель |
Особенности тосола АМ-К |
Щелочность |
10 см3 |
Набухание резины |
Не более 5% |
Температура кристаллизации хладагента |
-35 градусов по Цельсию |
Плотность продукта |
1,120-1,150 г/см3 |
Вспениваемость |
Не более 30 см3 |
Срок исчезновения пены |
Не более 3 с |
Какое преимущество есть у антифриза перед тосолом
Эксперты советуют заливать в систему охлаждения авто хладагент, обладающий наибольшим количеством преимуществ перед аналогами.
Какая способность эффективно охлаждать двигатель
Главное преимущество антифриза перед тосолом – повышенная эффективность охлаждения двигателя.
Использование классических жидкостей может привести к образованию накипи. Ее толщина на стенках системы охлаждения может достигать 0,5 мм.
Такой слой может защитить металл от ржавчины, однако значительно ухудшает теплоотвод. Тосол в данной ситуации начинает работать, как изолятор.
Двигатель при этом вынужден функционировать в условиях повышенной температуры. Обстоятельство отрицательно сказывается на его работоспособности и может привести к поломке.
Скорость износа деталей повышается. При этом происходит снижение общей мощности двигателя.
Карбоксилатный антифриз позволяет предотвратить перегрев. Использование жидкости не приводит к образованию накипи. Защитный слой появляется только на тех участках, где стало заметно воздействие коррозии. При этом толщина слоя не превышает 0,0006 мм, что не отражается на теплоотводе. Используя антифриз, автовладелец минимизирует вероятность возникновения проблем с работой системы охлаждения двигателя.
Какой срок эксплуатации
Известно, что пакеты силикатов содержат соли неорганических кислот. С большой уверенностью можно заявить, что при производстве российских антифризов в большинстве своем применяются нитриты и силикаты.
По логике эти вещества должны относиться к тосолам. Силикаты добавляют в состав расходного материала для того, чтобы во время использования он надежно защищал детали системы охлаждения, изготовленные из алюминия, от коррозии. Нитриты помогают оградить металл от кавитационной эрозии. По этой причине их тоже включают в состав российского антифриза.
Пакеты присадок, входящих в состав охлаждающей жидкости, сбалансированы. Однако это не препятствует тому, что они быстро теряют свои свойства из-за нарушения композиции по причине расхода одного из элементов.
Исследования показали, что в первую очередь истощаются запасы нитритов и силикатов. Если охлаждающая жидкость изготовлена только на основе этих присадок, уже через 30 000-40 000 км она полностью утратит свои защитные свойства.
В отличие от ОЖ отечественного производства, иностранные антифризы лучше сохраняют стабильность. Эта особенность объясняется тем, что зарубежные изготовители применяют другие присадки. Добиться стабильности охлаждающей жидкости позволяет карбоксильная технология. Расход присадок, входящих в состав антифриза, происходит медленно.
При этом эффективность защиты металла двигателя от коррозии не снижается. Не происходит и уменьшение мощности мотора. Так, некоторые марки зарубежного антифриза могут исправно выполнять свои функции до достижения пробега в 250 000 км.
Другими словами, жидкость для охлаждения зарубежного производства можно не менять до 5 лет, если она используется для нормальной работы двигателя легкового автомобиля, и до 7 лет, если расходный материал использован для грузового транспорта.
Какая защита водяного насоса
Многие автовладельцы сталкиваются с тем, что водяной насос часто выходит из строя. Главной причиной поломки служит гидродинамическая кавитация.
Течение физического процесса приводит к тому, что в детали начинают образовываться так называемые каверны – полости или пустоты.
Их появление приводит к тому, что лопасти водяного фильтра разрушаются, и он выходит из строя.
Многие автолюбители пытаются защитить свое транспортное средство от гидродинамической кавитации, пытаясь подобрать правильный антифриз, способный минимизировать разрушительное воздействие процесса.
Однако ряд специалистов утверждает, что охлаждающей жидкости, способной предотвратить быстрый выход из строя водяного фильтра на химическом уровне не существует.
Утверждение верно лишь отчасти. Отдав предпочтение карбоксилатному антифризу, владелец транспортного средства существенно снизит воздействие гидродинамической кавитации.
Срок службы водяного насоса при этом может увеличиться до 50%.
Что лучше тосол или антифриз
Даже зная основные свойства охлаждающих жидкостей, не всегда просто понять, что лучше заливать: тосол или антифриз?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, эксперты советуют ознакомиться с требованиями к расходным материалам, которые предъявляет производитель конкретного автомобиля.
Нередко компания, выпустившая транспортное средство, самостоятельно указывает марки ОЖ, которые можно использовать для замены антифриза.
Однако чаще в инструкции по эксплуатации авто содержится только описание свойств, которыми должна обладать подходящая охлаждающая жидкость. Выбор разновидности расходного материала в данной ситуации ложится на плечи владельца авто.
Зарубежный антифриз и отечественный тосол изготавливаются по одной и той же технологии. Однако эксперты утверждают, что первая охлаждающая жидкость превосходит по качеству вторую.
При этом необходимо учитывать, что в учет принимались только качественные хладагенты. Если охлаждающая жидкость не соответствует нормам, она может нанести вред автомобилю, вне зависимости от того, тосол это или антифриз. Преимущества качественного антифриза перед тосолом представлены в таблице ниже.
Преимущество |
Пояснение |
Антифриз лучше охлаждает двигатель авто, чем тосол |
В состав любого тосола входят вещества, которые способствуют защите деталей от коррозии и преждевременного разрушения. Попадая в систему охлаждения автомобиля, ОЖ данного типа создает на металлических элементах слой, толщина которого может доходить до 0,5 мм. Защищая компоненты системы от коррозии, тосол существенно снижает коэффициент теплоотдачи. Это приводит к тому, что двигатель автомобиля вынужден функционировать в условиях повышенной температуры. Мотор начинает быстрее изнашиваться. Кроме того, происходит снижение мощности двигателя, а расход топлива повышается. Антифриз функционирует по другим принципам. Он создает защитный слой только в том месте, где наблюдается воздействие коррозии. Эта особенность позволяет сохранить теплоотдачу на положенном уровне. |
Антифриз можно менять значительно реже, чем тосол |
В отличие от тосола, антифриз обладает повышенной стабильностью. Расход присадок, входящих в состав ОЖ, осуществляется значительно медленнее. Антифриз может сохранять свои свойства до 100 000-250 000 км пробега. Если автовладелец использует расходный материал для обеспечения функционирования системы охлаждения легкового автомобиля, он может не менять ОЖ до 5 лет, а если хозяином грузового – то до 7 лет. Самый мощный тосол приходит в негодность уже после 40 000 км пробега. Менять охлаждающую жидкость данного типа необходимо не реже, чем 1 раз в 2 года. |
Антифриз позволяет обеспечить лучший уровень защиты алюминия |
Подобный факт особенно важен для владельца автомобиля, в котором установлен радиатор из алюминия. В традиционных отечественных тосолах отсутствуют присадки, защищающие разновидность металла и предотвращающие его разрушение. Применение ОЖ данного типа приведет к преждевременному выходу системы охлаждения из строя. В отличие от тосолов, карбоксилатный антифриз отлично защищает алюминиевые детали от разрушения. |
Антифриз способствует увеличению периода функционирования водяного насоса |
Водяные насосы быстро ломаются. Под действием протекающих физических процессов, в них начинают образовываться полости, которые приводят к быстрому разрушению детали. Использование антифриза может повысить период работы водяного фильтра на 40-50%. Классические тосолы подобным свойством не обладают. |
Антифризу присуща стабильность свойств |
Если автомобилист использует стандартный тосол, в системе охлаждения автомобиля могут образоваться гели. Они оказывают негативное влияние на охлаждение двигателя. Так, гели могут засорить радиатор и даже блокировать работу термостата. Воздействие гелей приводит к тому, что система охлаждения начинает работать хуже. Карбоксилатный антифриз стабильнее тосола. Он не превращается в гель в процессе использования и не приводит к возникновению негативных последствий, к которым могут привести изменение свойств веществ. |
Карбоксилаты обладают хорошей совместимостью |
Карбоксилаты отлично совмещаются с пластмассовыми и резиновыми элементами, которые входят в состав системы охлаждения автомобиля. |
Антифризы обладают стабильностью при высоких температурах |
Охлаждающие жидкости данного типа не меняют свойств и позволяют обеспечить нормальное функционирование двигателя. |