Специальные окрашивающие и маркирующие средства полиции – Использование средств индивидуальной защиты и специальных средств в деятельности по охране общественного порядка

Содержание

Специальные окрашивающие и маркирующие средства полиции — LawsExp.com

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1-7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

>
Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
Содержание
Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1-7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Такие средства предназначены для блокирования перемещения рук или ног человека. Эту задачу на протяжении нескольких веков успешно выполняют наручники.

Использование наручников – это по своей сути некое механическое воздействие на человека, поэтому при их применении согласно нормативным документам требуется периодическая (через каждые 2 ч) проверка состояния фиксации замков. Такая проверка проводится не только с целью установить, расстегнулись замки или нет, но и для того, чтобы проверить, не затянуты ли они чрезмерно. Последнее может привести к травме и образованию застойных явлений в кровеносных сосудах конечностей, что может повлечь за собой их ампутацию. При выполнении этого условия срок одноразового применения наручников не ограничен.

Юридическая фиксация факта применения наручников предусмотрена установленными формами правоприменительных актов.

Средства ограничения подвижности применяются:

  • • для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  • • пресечения преступления или административного правонарушения;
  • • доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, нанесения вреда окружающим или себе.

При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства (ч. 3 ст. 18 Федерального закона "О полиции").

Такие средства применяются при выявлении лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, а также для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Объектами применения данной группы средств являются:

  • – различные промышленные и продовольственные товары, сырье и полуфабрикаты, строительные материалы;
  • – документы и ценные бумаги, бухгалтерская документация, подвергаемая фальсификации, товарные ярлыки и сертификаты;
  • – денежные купюры, отечественные и иностранные;
  • – драгоценные металлы (в слитках, самородках, россыпью), драгоценные и поделочные камни, ювелирные изделия;
  • – люди, т.е. физические лица, в момент совершения ими преступления (чаще всего – кражи объектов, заблокированных с помощью средств данной группы), а также активные участники массовых беспорядков.

Применение специальных окрашивающих и маркирующих средств заключается в нанесении определенным способом метки на интересующий объект. Маркирование (окрашивание) объектов облегчает розыск и изобличение лиц, подготавливающих или совершивших кражи или грабежи государственного, общественного или личного имущества, а также способствует разоблачению преступных действий расхитителей, зачинщиков массовых беспорядков.

Нанесенные метки либо сразу бросаются в глаза сотрудникам органов внутренних дел по своей яркой и необычной окраске, либо невидимы для невооруженного глаза, но легко обнаруживаются с помощью довольно простых приборов, доступных каждому сотруднику полиции, или же с помо

щью несложных химических реакций. Ввиду того что применение веществ, с помощью которых наносятся метки на объекты, имеет свою специфику, они получили название специальных химических веществ (СХВ).

Поскольку СХВ наносятся или попадают на кожу человека, а также на пищевые продукты и, следовательно, в его организм, то они должны удовлетворять следующим требованиям: безвредность, химическая нейтральность, высокая адгезионная способность, выявляемость, устойчивость, малая распространенность в быту, исследуемость.

Применение СХВ базируется на их способности:

  • а) ярко окрашивать контактирующие с ними поверхности, особенно кожу и ткани;
  • б) светиться под воздействием ультрафиолетовых лучей при относительном затемнении;
  • в) изменять окраску в растворе в результате химической реакции;
  • г) оказывать необходимое воздействие на обоняние специально обученных служебно-разыскных собак.

В связи с этим СХВ подразделяют на красящие, люминесцирующие, запаховые вещества и индикаторы.

Красящие вещества – такие, которые при контакте с волокнами ткани, кожей под влиянием потожировых выделений и влаги воздуха стойко окрашивают контактирующие с ними поверхности в яркие красно-розовые тона. Удалить такие цветные пятна можно лишь после многочасовой обработки горячей водой с синтетическими моющими средствами. Однако и после нее следы красителя сохраняются в течение 2–4 дней под ногтями, в складках кожи и особенно на волосах. Кроме того, родамины люминесцируют под воздействием ультрафиолетовых лучей, что связано с их химической структурой. И это очень облегчает их обнаружение в случаях, когда окрашенные пятна смыты и уже слабо проявляются.

Люминесцирующие вещества – химические соединения, обладающие способностью светиться под воздействием ультрафиолетового излучения. Основным свойством меток, выполненных из люминесцирующих веществ, является их невидимость при дневном освещении и проявление под воздействием ультрафиолета. Следовательно, чтобы обнаружить люминесцирующую метку, необходимо предполагать о ее наличии и располагать ультрафиолетовым осветителем.

Запаховые вещества – малораспространенные в природе химические соединения, обладающие специфическим воздействием на обоняние и центральную нервную систему (ЦНС) собак. В связи с этим для определения меток на основе запаховых веществ используют специально обученных служебных собак.

На практике СХВ используются в различных агрегатных состояниях, которые выбирают, исходя из обстановки и задач пометки предметов, представляющих оперативный интерес. Это могут быть порошки, мази, растворы. Раствор удобно наносить на предмет с помощью аэрозольных распылителей.

Надежность и эффективность использования СХВ возрастает при условии попадания красящих или люминесцирующих веществ на открытые участки тела, одежду, обувь преступника. Такая возможность создается при блокировке объектов хранения материальных ценностей химическими ловушками.

Основаниями применения специальных окрашивающих и маркирующих средств являются:

  • 1) выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  • 2) защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О полиции" установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудник полиции принимает меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

adminlawsexp

Средства ограничения подвижности, Специальные окрашивающие и маркирующие средства

Средства ограничения подвижности

Такие средства предназначены для блокирования перемещения рук или ног человека. Эту задачу на протяжении нескольких веков успешно выполняют наручники.

Использование наручников – это по своей сути некое механическое воздействие на человека, поэтому при их применении согласно нормативным документам требуется периодическая (через каждые 2 ч) проверка состояния фиксации замков. Такая проверка проводится не только с целью установить, расстегнулись замки или нет, но и для того, чтобы проверить, не затянуты ли они чрезмерно. Последнее может привести к травме и образованию застойных явлений в кровеносных сосудах конечностей, что может повлечь за собой их ампутацию. При выполнении этого условия срок одноразового применения наручников не ограничен.

Юридическая фиксация факта применения наручников предусмотрена установленными формами правоприменительных актов.

Средства ограничения подвижности применяются:

• для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

• пресечения преступления или административного правонарушения;

• доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, нанесения вреда окружающим или себе.

При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства (ч. 3 ст. 18 Федерального закона "О полиции").

Специальные окрашивающие и маркирующие средства

Такие средства применяются при выявлении лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, а также для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Объектами применения данной группы средств являются:

– различные промышленные и продовольственные товары, сырье и полуфабрикаты, строительные материалы;

– документы и ценные бумаги, бухгалтерская документация, подвергаемая фальсификации, товарные ярлыки и сертификаты;

– денежные купюры, отечественные и иностранные;

– драгоценные металлы (в слитках, самородках, россыпью), драгоценные и поделочные камни, ювелирные изделия;

– люди, т.е. физические лица, в момент совершения ими преступления (чаще всего – кражи объектов, заблокированных с помощью средств данной группы), а также активные участники массовых беспорядков.

Применение специальных окрашивающих и маркирующих средств заключается в нанесении определенным способом метки на интересующий объект. Маркирование (окрашивание) объектов облегчает розыск и изобличение лиц, подготавливающих или совершивших кражи или грабежи государственного, общественного или личного имущества, а также способствует разоблачению преступных действий расхитителей, зачинщиков массовых беспорядков.

Нанесенные метки либо сразу бросаются в глаза сотрудникам органов внутренних дел по своей яркой и необычной окраске, либо невидимы для невооруженного глаза, но легко обнаруживаются с помощью довольно простых приборов, доступных каждому сотруднику полиции, или же с помо

щью несложных химических реакций. Ввиду того что применение веществ, с помощью которых наносятся метки на объекты, имеет свою специфику, они получили название специальных химических веществ (СХВ).

Поскольку СХВ наносятся или попадают на кожу человека, а также на пищевые продукты и, следовательно, в его организм, то они должны удовлетворять следующим требованиям: безвредность, химическая нейтральность, высокая адгезионная способность, выявляемость, устойчивость, малая распространенность в быту, исследуемость.

Применение СХВ базируется на их способности:

а) ярко окрашивать контактирующие с ними поверхности, особенно кожу и ткани;

б) светиться под воздействием ультрафиолетовых лучей при относительном затемнении;

в) изменять окраску в растворе в результате химической реакции;

г) оказывать необходимое воздействие на обоняние специально обученных служебно-разыскных собак.

В связи с этим СХВ подразделяют на красящие, люминесцирующие, запаховые вещества и индикаторы.

Красящие вещества – такие, которые при контакте с волокнами ткани, кожей под влиянием потожировых выделений и влаги воздуха стойко окрашивают контактирующие с ними поверхности в яркие красно-розовые тона. Удалить такие цветные пятна можно лишь после многочасовой обработки горячей водой с синтетическими моющими средствами. Однако и после нее следы красителя сохраняются в течение 2–4 дней под ногтями, в складках кожи и особенно на волосах. Кроме того, родамины люминесцируют под воздействием ультрафиолетовых лучей, что связано с их химической структурой. И это очень облегчает их обнаружение в случаях, когда окрашенные пятна смыты и уже слабо проявляются.

Люминесцирующие вещества – химические соединения, обладающие способностью светиться под воздействием ультрафиолетового излучения. Основным свойством меток, выполненных из люминесцирующих веществ, является их невидимость при дневном освещении и проявление под воздействием ультрафиолета. Следовательно, чтобы обнаружить люминесцирующую метку, необходимо предполагать о ее наличии и располагать ультрафиолетовым осветителем.

Запаховые вещества – малораспространенные в природе химические соединения, обладающие специфическим воздействием на обоняние и центральную нервную систему (ЦНС) собак. В связи с этим для определения меток на основе запаховых веществ используют специально обученных служебных собак.

На практике СХВ используются в различных агрегатных состояниях, которые выбирают, исходя из обстановки и задач пометки предметов, представляющих оперативный интерес. Это могут быть порошки, мази, растворы. Раствор удобно наносить на предмет с помощью аэрозольных распылителей.

Надежность и эффективность использования СХВ возрастает при условии попадания красящих или люминесцирующих веществ на открытые участки тела, одежду, обувь преступника. Такая возможность создается при блокировке объектов хранения материальных ценностей химическими ловушками.

Основаниями применения специальных окрашивающих и маркирующих средств являются:

1) выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

2) защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О полиции" установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудник полиции принимает меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.



Вопросы применения специальных окрашивающих и маркирующих средств в деятельности полиции (Крапива И.И.)

Все статьи Вопросы применения специальных окрашивающих и маркирующих средств в деятельности полиции (Крапива И.И.)

Начиная с 2007 г. состояние преступности в Российской Федерации характеризуется стабильным снижением своего уровня на 39,5% с 3582,5 тысяч совершенных преступлений в 2007 г. до 2166,4 тысяч - в 2014 г. (Все статистические данные приводятся без учета сведений по Крымскому федеральному округу.) Наиболее ярко эффективность деятельности правоохранительных органов видна в части борьбы с организованными проявлениями преступности. Общая тенденция снижения уровня преступлений, совершенных организованными преступными группами и преступными сообществами, наблюдается с 2009 г. Так, в 2008 г. было зарегистрировано 36473 преступления данного вида, что составляет максимальный показатель за указанный период времени. В 2012 г. отмечался небольшой рост данных преступлений - до 1,1% при 17645 фактах. В 2014 г. организованными преступными группами и преступными сообществами было совершено 13659 преступлении, что говорит о снижении уровня преступлении данного вида практически в 2,7 раза по сравнению с 2008 г. [1].

Однако противодействие организованной преступности невозможно без использования негласных методов, перечень и порядок использования которых регламентируется Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности". Согласно статье 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" использование правоохранительными органами негласных методов допускается только в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [2]. Применение негласных методов для предотвращения административных или иных правонарушений с точки зрения Закона неправомерно.

Привлечение виновного лица к уголовной ответственности за совершение преступлений возможно только в рамках уголовно-процессуального законодательства на основе полученных доказательств, при этом оперативно-розыскная деятельность призвана обеспечить уголовный процесс доказательствами виновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Оперативно-розыскные методы обеспечения доказательственной базы в расследовании замаскированных преступлений могут основываться на использовании специальных окрашивающих и маркирующих средств. Оперативные сотрудники или лица, оказывающие им содействие, вправе негласно наносить специальными окрашивающими и маркирующими средствами невидимые для невооруженного взгляда метки на предметы преступных посягательств (денежные средства, ценные бумаги, документы, наркотические средства, оружие и т.д.), а также использовать различные ловушки с применением специальных окрашивающих и маркирующих средств.

В свою очередь, анализ действующего законодательства показывает наличие определенных противоречий, которые могут поставить под сомнение правомерность применения специальных окрашивающих и маркирующих средств, а также уголовно-процессуальную допустимость доказательств, полученных на основе их использования.

В соответствии со статьей 21 "Применение специальных средств" Федерального закона "О полиции", специальные окрашивающие и маркирующие средства отнесены к "специальным средствам" [3].

Основным предназначением специальных средств, используемых в деятельности органов внутренних дел, остается оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты. Абсолютно обосновано высказывание А.И. Каплунова, что применение специальных средств связано с глубоким вторжением в сферу основных, закрепленных Конституцией РФ прав граждан и сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий [4].

Принимая во внимание, что применение специальных средств может быть сопряжено с причинением вреда в той или иной форме, законодатель в главе пятой Федерального закона "О полиции" детально регламентирует виды специальных средств, порядок их применения, а также запреты и ограничения, связанные с их применением. Виды специальных средств закреплены законодательно и могут быть изменены только с принятием нового федерального закона.

Понятие "специальные средства" законодательно не закреплено. Проведенный анализ статей 18 и 21 Закона "О полиции" позволяет утверждать, что к специальным средствам законодатель относит вещества, предметы, устройства и животных, состоящих на вооружении полиции, применение которых связано с прямым принудительным физическим воздействием на человека или какие-либо материальные объекты в целях пресечения преступления или административного правонарушения, а также выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, и их задержания.

При этом можно с определенной долей уверенности говорить о том, что пресечение преступления или административного правонарушения на стадии покушения и задержание правонарушителя остается основным предназначением специальных средств, которые своим воздействием на человека или какие-либо материальные объекты заставляют правонарушителя отказаться от совершения правонарушения или не дают возможности правонарушителю совершить правонарушение либо оказать сопротивление полиции.

Как правило, применение специальных средств для пресечения преступления или административного правонарушения и задержания правонарушителя осуществляется гласно и адресно. Под адресным применением специальных средств можно понимать ситуацию, когда сотрудник полиции видит конкретного правонарушителя, в отношении которого он собирается их применять.

Негласное применение специальных средств, при котором правонарушитель может не догадываться, что в отношении его будут использоваться или используются специальные средства, в силу статьи 19 Закона "О полиции" допускается только в случаях, "...если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия". Все другие случаи негласного применения специальных средств вступают в противоречие с порядком применения специальных средств и фактически являются незаконными.

В связи с этим гласность применения специальных средств рассматривается в двух аспектах. Правонарушитель ставится в известность сотрудником полиции о том, что в отношении его будет применяться специальное средство или, в силу статьи 19 Закона "О полиции", правонарушитель не ставится в известность, но применение специальных средств для правонарушителя очевидно.

Выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, гласными методами с использованием специальных средств в рамках оперативно-розыскного, административного или уголовно-процессуального законодательства, как правило, носит превентивный характер и отвечает задачам пресечения правонарушений.

Выявление лиц, совершающих или совершивших административные правонарушения, негласным применением специальных средств в силу статьи 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" неправомерно.

Выявление лиц, совершающих или совершивших преступления, негласным применением специальных средств допускается только в случаях, предусмотренных статьей 19 Федерального закона "О полиции", когда промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия, что связано с выявлением лиц, совершающих или совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

В то же время сам законодатель не дает четкого определения специальных окрашивающих и маркирующих средств. Так в статье 18 Закона "О полиции" к специальным средствам относятся "специальные окрашивающие и маркирующие средства", а в статье 22 законодатель говорит уже о "специальных окрашивающих средствах", которые устанавливаются на объектах с учетом определенных условий, из чего вытекает, что "специальные маркирующие средства" можно устанавливать на объектах без всяких ограничений.

Согласно статье 21 Закона "О полиции" специальные окрашивающие и маркирующие средства применяются для "...выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, а также для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия".

Следует согласиться с тем, что гласное применение специальных окрашивающих и маркирующих средств может способствовать достижению цели пресечения административного правонарушения и преступления. При отсутствии преступного опыта или устойчивости преступных намерений применение специальных окрашивающих и маркирующих средств может напугать и обескуражить правонарушителя, заставить его отказаться от совершения правонарушения или не дать возможности правонарушителю совершить правонарушение.

Открытое гласное адресное применение сотрудниками полиции специальных окрашивающих и маркирующих средств в целях выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, носит превентивный характер и никаких законодательных противоречий не имеет.

В то же время негласное использование специальных окрашивающих и маркирующих средств для выявления лиц, совершающих или совершивших административные правонарушения, недопустимо.

В свою очередь, выявление и раскрытие преступлений, а также розыск лиц как основные направления деятельности полиции невозможны без использования полицией негласных методов в рамках оперативно-розыскного законодательства. Противодействие преступности основывается на негласных методах, а негласное использование специальных окрашивающих и маркирующие средства для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления, вызывает определенные противоречия.

Применение специальных окрашивающих и маркирующих средств с целью выявления замаскированных преступлений осуществляется в ходе проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

При этом согласно статье 89 "Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности" Федерального закона "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам [5]. Таким образом, результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные вопреки действующему законодательству, не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Однако в соответствии со статьей 19 Закона "О полиции" сотрудник полиции перед применением специальных средств обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается их применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении, а также предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

Совершенно очевидно, что при выявлении замаскированных преступлений нет никакой необходимости предупреждать проверяемое лицо об использовании в отношении его специальных окрашивающих и маркирующих средств, так как утрачивается принцип конспирации, но Закон "О полиции" это обстоятельство не регламентирует.

Другим немаловажным направлением применения специальных окрашивающих и маркирующих средств является пресечение и раскрытие хищений чужого имущества. В соответствии со статьей 21 Закона "О полиции" специальные окрашивающие и маркирующие средства применяются для защиты охраняемых объектов путем оборудования охраняемых объектов специальными скрытыми ловушками. При этом согласно статье 22 этого же Закона "...установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц". Но также сотрудник полиции перед применением специальных средств обязан предупредить лиц, в отношении которых предполагается применение специальных средств, о своем намерении.

В части первой цитируемой статьи законодатель прямо запрещает применять специальные средства в отношении исключительной категории граждан: женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Необходимо признать, что данная нормативно-правовая конструкция: "...женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц..." фактически допускает применение специальных средств в отношении беременных женщин и инвалидов, если сотрудник полиции не имеет возможности различить видимые или явные признаки, исключение составляют лишь дети в возрасте до 14 лет, в отношение которых установлен категорический запрет на применение специальных средств.

Вероятно поэтому законодатель допускает, что в ловушки, оснащенные специальными окрашивающими и маркирующими средствами, блокирующие охраняемый объект, при незаконном проникновении может попасть исключительная категория граждан: беременные женщины, инвалиды и малолетние дети. Но тайное незаконное проникновение указанной категории лиц на охраняемые объекты затруднительно считать каким-либо видом вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, что являлось бы исключительным условием применения специальных средств. В этом случае присутствует негласное безадресное применение специальных окрашивающих и маркирующих средств, когда под действие специальных средств может попасть неопределенная группа людей.

В то же время проведение оперативного эксперимента, контролируемой поставки или проверочной закупки с использованием специальных окрашивающих и маркирующих средств для выявления лиц, совершающих замаскированные преступления, не может исключить вероятность применения специальных средств в отношении беременных женщин, инвалидов и малолетних детей.

Безадресное применение специальных окрашивающих и маркирующих средств не исключается и при гласном пресечении административных правонарушений и преступлений, а также для блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. Когда сотрудник полиции не имеет возможности различить в толпе у конкретных людей признаки беременности, инвалидности или малолетний возраст, то высока вероятность применения специальных окрашивающих и маркирующих средств в отношении беременных женщин, инвалидов и малолетних. При этом даже предупреждение сотрудника полиции о намерении применить специальные окрашивающие и маркирующие средства не может обезопасить эту категорию граждан.

На основании изложенного считаем, что специальные окрашивающие и маркирующие средства не могут применяться из-за вероятности их воздействия на беременных женщин, инвалидов и малолетних детей, за исключением случаев, связанных с оказанием ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, в следующих целях:

1) негласного выявления лиц, совершающих или совершивших преступления;

2) гласного безадресного пресечения административного правонарушения или преступления;

3) негласной защиты охраняемых объектов;

4) негласного или гласного безадресного блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

При этом следует учитывать, что негласное применение специальных окрашивающих и маркирующих средств с целью выявления лиц, совершающих или совершивших административные правонарушения, является неправомерным.

Если принимать во внимание, что специальные средства предназначены для оказания прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты в целях пресечения преступления или административного правонарушения, а также выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, и их задержания, то возникает вопрос, почему же к специальным средствам законодатель не относит средства связи, средства индивидуальной защиты, досмотровую, поисковую и прочую технику? Ответ очевиден - основным критерием специальных средств остается риск наступления тяжких и необратимых последствий для человека. Научно-технический прогресс не может стоять на месте, и закономерно будут разрабатываться новые средства пресечения преступлений, использование которых будет связано с риском наступления тяжких и необратимых последствий для правонарушителя.

Согласно статье 18 Закона "О полиции", исключительной компетенцией Правительства Российской Федерации является установление перечня стоящих на вооружении полиции веществ, предметов и устройств, отнесенных к специальным окрашивающим и маркирующим средствам. К сожалению, пока остается открытым вопрос, каким образом гражданину можно установить правомерность применения в отношении его специальных окрашивающих и маркирующих средств, если ему затруднительно определить, какие вещества, предметы и устройства в отношении его применяла полиция - специальные средства или стоящие на вооружении полиции окрашивающие и маркирующие вещества.

Если учитывать, что некоторые виды окрашивающих и маркирующих веществ по своим характеристикам не могут причинить вред здоровью беременным женщинам, инвалидам и малолетним детям, то было бы правомерным допустить применение этих видов окрашивающих и маркирующих веществ в отношении указанной категории граждан и освободить сотрудников полиции от необходимости предупреждать о намерении применить эти виды окрашивающих и маркирующих веществ.

Применение безопасных окрашивающих и маркирующих веществ не может причинить вред здоровью беременным женщинам, инвалидам и малолетним детям, но может привести к порче имущества правонарушителя, что нельзя назвать тяжким или необратимым последствием для человека.

Из чего следует, что на вооружении полиции должны состоять вещества, предметы и устройства, не являющиеся специальными окрашивающими и маркирующими средствами, но имеющие свойства окрашивания и маркирования, безопасные по своим характеристикам для здоровья исключительной категории граждан: беременных женщин, инвалидов и малолетних, в том числе и грудных детей.

Применение безопасных окрашивающих и маркирующих веществ предназначено для:

1) негласного выявления лиц, совершающих или совершивших преступления;

2) гласного безадресного пресечения административного правонарушения или преступления;

3) негласной защиты охраняемых объектов;

4) негласного или гласного безадресного блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

На основании вышеизложенного, считаем обоснованным пункт 1 части 1 статьи 22 "Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств" Федерального закона "О полиции" в действующей редакции: "...женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц..." дополнить следующими изменениями: "...женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, возраст которых очевиден...";

пункт 4 части 2 указанной статьи: "установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц" исключить, и изложить в следующей редакции: "не допускается установка специальных окрашивающих и маркирующих средств для негласной защиты охраняемых объектов".

С учетом данных обстоятельств могут быть разрешены имеющиеся противоречия в законодательстве и устранены сомнения в правомерности применения специальных окрашивающих и маркирующих средств, а также законности полученных на их основе доказательств.

Библиография

1. Общие сведения о состоянии преступности // Сайт МВД РФ. Состояние преступности за январь - декабрь 2014 г. Системные требования: Adobe Reader. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866 (дата обращения: 05.02.2015).
2. Федеральный закон от 12 августа 1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349.
3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 N 3-ФЗ "О полиции" (в ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.
4. Каплунов А.И. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под. ред. В.П. Сальникова: В 2 ч. М., 2005. С. 222. Ч. 1.
5. Федеральный закон от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921.

References (transliterated)

1. Obshchie svedeniya o sostoyanii prestupnosti // Sait MVD RF. Sostoyanie prestupnosti za yanvar' - dekabr' 2014 g. Sistemnye trebovaniya: Adobe Reader. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866 (data obrashcheniya: 05.02.2015).
2. Federal'nyi zakon ot 12 avgusta 1995 N 144-FZ "Ob operativno-rozysknoi deyatel'nosti" (v red. ot 21.12.2013) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 1995. N 33. St. 3349.
3. Federal'nyi zakon ot 7 fevralya 2011 N 3-FZ "O politsii" (v red. ot 22.12.2014) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2011. N 7. St. 900.
4. Kaplunov A.I., Administrativnaya deyatel'nost' organov vnutrennikh del: Uchebnik / Pod. red. V.P. Sal'nikova: V 2 ch. M., 2005. S. 222. Ch. I.
5. Federal'nyi zakon ot 18 dekabrya 2001 N 174-FZ "Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii" (v red. ot 31.12.2014) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2001. N 52 (ch. 1). St. 4921.

Глава VIII. Средства и способы маркировки и

ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ

ОПЕРАТИВНЫЙ ИНТЕРЕС

При расследовании того или иного преступления нередко встает вопрос о принципиальной возможности регуляции процессов и механизмов взаимодействия человека и окружающей среды. Особенно это касается мест совершения преступлений.

Такая регуляция преследует цель создания условий, в которых преступник обязательно оставлял бы следы заранее предусмотренного вида.

Существуют ситуации, когда предотвратить преступление бывает затруднительно, но есть основания полагать, что оно произойдет в определенном месте и близкое к расчетному время. Например, слабо защищенная торговая точка потенциально представляет собой объект для совершения краж в ночное время. В таких условиях возможно как бы "предписывать" преступнику структуру его поведения, то есть создавать определенные условия, заставляя действовать в нужном для оперативного работника направлении.

Для достижения этих целей в настоящее время нашли широкое применение специальные химические вещества, которые могут использоваться как в "чистом" виде, так и в составе определенных конструкций. Такие конструкции представляют собой специальные устройства, приспособления, срабатывающие в ответ на преступные действия (например, в момент проникновения правонарушителя в хранилище товарно-материальных ценностей, при их изъятии и т.п.). В результате на кожу, одежду преступника переносятся химические вещества, а на поверхности ловушки остаются следы его пальцев, ладоней, обуви и др.

Применение химических ловушек для предупреждения и раскрытия краж, ограблений, при проведении мероприятий по разоблачению расхитителей, взяточников и спекулянтов, квалифицированных вымогателей, в операциях по скрытому наблюдению, для выявления маршрутов перемещения наркотических средств, контрабандных товаров возлагается на сотрудников подразделений уголовного розыска, участковых инспекторов, а также инспекторов ОЭП и сотрудников УВО.

§ 1. Назначение, сущность, основные направления и правовые основы применения специальных химических веществв деятельности органов внутренних дел

Специальные химические вещества (СХВ) предназначены для придания каким-либо объектам специфических признаков, позволяющих выделить их из группы однородных объектов. Это достигается путем нанесения различными способами трудносмываемых цветных или невидимых в обычных условиях, но легко обнаруживаемых с помощью специальных приборов или несложных химических реакций, меток на одежде, открытых частях тела, товарно-материальных ценностях, документах, денежных знаках, продуктах питания и т.д.

Придание объектам специальных признаков (с использованием химических ловушек или нанесением меток на предметах) способствует облегчению розыска и изобличению лиц, подготавливающих или совершивших кражи или грабежи государственного, общественного и личного имущества, нарушающих режим в местах лишения свободы, а также изобличению преступных действий расхитителей, взяточников, спекулянтов и других преступников.

Применение СХВ базируется на их способности:

- ярко окрашивать контактирующие с ними поверхности;

- светиться под воздействием ультрафиолетовых лучей;

- изменять интенсивность окраски в результате химической реакции;

- оказывать воздействие на обоняние специально выдрессированных служебно-розыскных собак.

СХВ применяются в тех случаях, когда необходимо:

- обнаружить тайники с ценностями, оружием;

- проследить пути хищения продукции, способы ее перевозки и точки реализации;

- установить факты передачи и получения взятки;

- выявить лиц, совершивших кражу;

- выявить соучастников разрабатываемых и другие важные для раскрытия преступлений и изобличения виновных обстоятельства.

Основные требования, которым должны удовлетворять СХВ:

а) безвредность - используемые СХВ не должны быть токсичными, способными нанести ущерб здоровью любых причастных к их применению лиц, они не должны также оказывать негативных воздействий на окружающую среду;

б) нейтральность - СХВ не должны вступать в химическую реакцию с помечаемыми объектами, не должны изменять их внешний вид и вкусовые качества;

в) адгезионность (прилипаемость) - применяемые СХВ должны хорошо закрепляться на помечаемых объектах и контактирующих поверхностях;

г) выявляемость - помеченный с помощью СХВ объект должен легко выявляться в группе однородных с ним объектов, причем для этого должно быть достаточно минимального количества СХВ на объекте;

д) устойчивость - нанесенные на объект СХВ должны плохо смываться бытовыми моющими средствами и доступными растворителями, плохо поддаваться удалению при механическом воздействии;

е) доступность - используемые СХВ должны быть легко доступными для органов внутренних дел, иметь невысокую стоимость и в то же время они должны быть малораспространенными в быту, промышленности, сфере обслуживания и т.д.;

ж) исследуемость - криминалистическое исследование СХВ должно быть доступно простым химическим методам.

Основные направления использования СХВ.

1. Для блокировки объектов хранения товарно-материальных ценностей.

Объекты блокируются с помощью так называемых химических ловушек, то есть путем искусственного создания условий, при которых возникает высокая степень вероятности оставления преступником следов на месте совершения преступления или же уноса им СХВ на руках, одежде, обуви и других предметах, имеющихся при нем.

Химические ловушки в целях борьбы с кражами целесообразно использовать для блокировки неохраняемых, слабо технически укрепленных объектов - складов, магазинов и иных торговых точек, предприятий общественного питания, сберегательных банков, отделений связи, касс учреждений и организаций, аптек и медицинских учреждений. Весьма эффективно использование химических ловушек для разоблачения лиц, совершающих кражи из карманов верхней одежды, сумок, столов сотрудников.

Применение химических ловушек не только облегчает раскрытие краж и способствует изобличению виновных, но и оказывает большое профилактическое воздействие на лиц, склонных к совершению такого вида преступлений.

2. Для пометки различных объектов в ходе проведения ОРМ.

В целях установления фактических данных о преступной деятельности разрабатываемых или проверяемых лиц используются ловушки с применением таких веществ, следы от которых выявляются лишь под воздействием ультрафиолетовых лучей либо с помощью служебно-розыскной собаки. При этом СХВ незаметнодля преступника попадают на его руки, одежду, обувь и другие предметы.

Иногда эти вещества применяются и для выявления тайников, хранилищ похищенных предметов, орудий преступлений и т.д. В таких случаях обработке СХВ подвергаются ценности либо иные предметы, которые по имеющимся данным могут быть помещены в тайники, а по возможности - обувь и одежда подозреваемого.

3. Для разоблачения расхитителей, взяточников, вымогателей.

С помощью СХВ наносятся метки на предметы преступного посягательства. По таким меткам можно обнаружить искомые предметы, проследить путь их движения, сузить круг подозреваемых и установить преступников.

4. Для разработки лиц, подозреваемых в подготовке или совершении особо опасных преступлений.

Здесь используются радиоактивные химические элементы, покрываемые специальным веществом, которое играет двоякую роль в таких мероприятиях. Во-первых, с помощью такой пометки фиксируется место закрепления радиоактивной метки на объекте, что облегчает обнаружение последней и ее изъятие для дезактивации. Во-вторых, происходит зашифровка фактов применения радиоактивных изотопов в случаях, когда к участию в ОРМ привлекаются представители общественности и негласные сотрудники, сообщать которым о применении упомянутого средства запрещено.

Применение СХВ имеет оперативно-розыскное назначение и регламентируется Законами РФ "О милиции" (ст.14) и "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (ст.6), а также ведомственными нормативными документами (например, Приказ МВД СССР № 072 - 1979 г. "Об утверждении Инструкции по применению технических средств в ОРД ОВД" и Приказ МВД РФ № 423 - 1993 г. "Об утверждении Инструкции о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества").

Эти подзаконные акты не только регламентируют порядок использования СХВ, но и прямо указывают на необходимость их широкого применения в целях дальнейшего усиления борьбы с преступностью. При проведении ОРМ с применением СХВ необходимо выполнение следующих условий:

- строгое соблюдение правовых основ;

- применение СХВ должно быть научно обоснованным, так как оно непосредственно связано со здоровьем граждан;

- нейтральность применения СХВ в криминогенном плане, иными словами применение СХВ не должно провоцировать конкретное лицо на совершение преступления.

Специальные средства полиции: виды и порядок применения

Без специальных средств полиция не сможет защищать граждан во время беспорядков. Что же закон отнес к этой категории, а о чем в нормативных актах не сказано ни слова? Будем разбираться в статье. Начнем, пожалуй, с нормативной базы, регулирующей этот вопрос.

Законы

Федеральный закон

Интересно, что термина «специальные средства полиции» в законе «О полиции» нет. Но появилась фраза не просто так. Дело в том, что начиная с 1988 года термин употребляется в юридических актах бывшего СССР. Когда полицейский вправе использовать специальные средства? Полиция, к сожалению, частенько превышает полномочия, о чем не забывают упоминать СМИ.

Где же эта тонкая грань, которая делит превышение самообороны и оправданное применение? Попробуем разобраться в этом сами, опираясь на законы нашей страны.

Понятие

Итак, что подразумевается под специальными средствами полиции? Так называют изделия и служебных животных, которые применяются согласно закону нашей страны. Они призваны оказывать принудительное физическое воздействие на объекты материального плана или людей.

На сегодняшний день в МВД существует тринадцать видов специальных средств полиции. И это мы не говорим о том, что вариаций того или иного средства тоже может быть много. На балансе МВД есть ручные средства типа наручников или резиновых палок, и масштабные, такие как бронемашины или водометы.

Чтобы понять, о чем речь, читайте дальше описание каждого средства.

Виды средств полиции

В ФЗ «О полиции» специальные средства разделены на несколько категорий. Так, какие средства бывают:

  1. Средства активной обороны.
  2. Средства индивидуальной бронезащиты.
  3. Средства обеспечения специальных операций.

В свою очередь, все средства предназначены для нескольких целей:

  1. Отражения нападения нарушителей, ограничения их физического сопротивления, пресечения неповиновения.
  2. Защиты сотрудников от воздействия холодного и огнестрельного оружия, ударов металлическими прутами, палками, метательными предметами.
  3. Психофизиологического воздействия на нарушителей посредством акустических и световых импульсов.
  4. Активного воздействия на правонарушителей путем раздражения верхних дыхательных путей и слизистой оболочки глаз.
  5. Внезапного разрушения преград и открывания дверей.
  6. Вынужденной остановки транспортных средств средней и малой грузоподъемности с пневматическими шинами.

Что же еще написано в ФЗ «О полиции» о специальных средствах? Даны определения каждой категории.

Средства активной обороны

Согласно закону «О полиции», применение специальных средств направлено на кратковременное лишение возможности оказывать сопротивление. Как видите, смысл средств несколько отличается от того, какой принят в обществе.

Такие приспособления называют оружием физического особого назначения. Название как бы подразумевает, что сотрудники не могут физически уничтожать людей или причинять телесные повреждения нарушителям. Используют их лишь в худшем случае, когда ненасильственные способы воздействия не дали никаких результатов.

К этой группе относят электрошокеры, специальный карабин, резиновые палки, газовое оружие, слезоточивый газ «Сирень» и «Черемуха», наручники, резиновые пули и прочее.

Средства индивидуальной бронезащиты

Средства защиты

По закону «О полиции», применение специальных средств в этой группе нужно для того, чтобы обезопасить здоровье и жизнь личного состава ОВД. Приспособления направлены на защиту человеческих частей тела.

Сюда можно отнести каски и шлемы, пулезащитные куртки, изделие «Перчатка», бронежилеты, броневые и противоударные щиты.

Если сотрудник полиции наденет все это разом, то он станет практически неуязвим и сможет выполнять свой долг.

Средства обеспечения специальных операций

Сюда относятся самые мощные приспособления по воздействию на нарушителей. Применяются они только, если не остается другого выхода, например, когда проводятся специальные или крупные операции либо при неконтролируемой обстановке на охранных объектах. Если с первой ситуацией все понятно, то по поводу второй возникают вопросы.

Что же относится к обстановке, неподдающейся контролю? Во-первых, это вооруженные или массовые побеги заключенных. Во-вторых, захват заложников или массовые беспорядки. Ну и, в-третьих, катастрофы природного или техногенного характера.

Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств будет следующий:

  1. Ранцевый аппарат «Облако (АР-)».
  2. Малогабаритные взрывные устройства.
  3. Светошумовые устройства и гранаты.
  4. Пожарные автоцистерны с водометами.
  5. Бронетехника.
  6. Спецавтомобили «Лавина», «Ураган».
  7. Окрашивающие вещества.
  8. Устройства, провоцирующие вынужденную остановку транспорта.

Расскажем о некоторых средствах подробнее.

Слезоточивый газ

В перечень специальных средств, состоящих на вооружении у полиции, внесен слезоточивый газ. Он может быть в разном виде: от ручных гранат и распылителей до ранцевого аппарата и подобия пистолета.

Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства со слезоточивым газом в ситуациях, когда нужно быстро отразить нападение на полицейских или гражданских лиц. Кроме этого, такое приспособление помогает задержать преступника, пресечь сопротивление уполномоченному сотруднику.

С помощью слезоточивого газа полицейские проводят освобождение заложников при штурме как зданий, так и транспорта. Нередко средство пускают в ход при массовых беспорядках или групповых противоправных действиях.

У полицейских есть инструкции, которых они обязаны придерживаться. В одном из пунктов прописан запрет на повторную стрельбу в месте действия слезоточивого газа. Нельзя прицеливаться в людей, как бы они ни нарушили закон. Это обусловлено тем, что некоторые слезоточивые вещества можно применять только на открытой территории.

«Сирень»

Довольно часто полицейские прибегают именно к этому спецсредству. Почему именно оно? Дело в том, что после распыления действовать «Сирень» начинает через пару секунд, а выглядит как обычный аэрозоль объемом 100 миллилитров. Кстати, хранить его можно при температуре до 40 градусов, нижний порог - 10 градусов.

Средство эффективно летом, зимой же его показатели ниже из-за минусовых температур. Но даже в теплые дни «Сирень» может сработать не в полную мощь, если есть сильный ветер или осадки.

Еще одним аргументом в пользу приспособления является его универсальность. То есть сотрудник полиции имеет право применить специальное средство не только на открытой местности, но и в помещении. И там, и там «Сирень» одинаково хорошо лишит нарушителя способности сопротивляться на определенное время.

Перед применением сотрудник должен рассчитать силу ветра, убедиться, что рядом нет открытого огня, в общем, сделать все для попадания точно в цель. Если полицейский проигнорирует это все, то распылив средство, он может обезвредить себя и стать добычей нарушителя.

«Сирень» может нанести сильные травмы глазам. Когда нарушитель спустя 15 минут продолжает жаловаться на резкую боль в глазах, полицейский должен оказать доврачебную или медицинскую помощь.

Кстати, в 1996 году вступил в силу закон «Об оружии», в котором говорится, что «Сирень» относится к газовому вооружению.

Наручники

Сотрудники полиции

Некоторые специальные средства сотруднику полиции запрещается применять. Относятся ли сюда наручники? Давайте разбираться.

На балансе МВД есть наручники типа БР-С и БР. Полицейские используют это средство не всегда, а точнее, лишь в определенных ситуациях. Так, наручники могут быть использованы во время задержания человека, если он совершил преступление и пытается скрыться, или сопротивления нарушителя. Чтобы доставить задержанного в участок, тоже нужны наручники, как и при сопровождении арестованных. Особенно это касается ситуаций, когда нарушители демонстрируют желание сбежать или причинить вред гражданским, противодействовать сотрудникам полиции.

Если по каким-то причинам наручников не оказалось, сотрудник ОВД может использовать для связывания другие средства, ведь целью этих действий является ограничение свободы нарушителя.

Правовое применение специальных средств полиции мы практически разобрали, но это не значит, что нам нечего сказать.

Есть определенные нюансы, которые должен знать каждый полицейский. Например, в обязанности последнего входит проверять раз в несколько часов замки на наручниках. Делать так надо, потому что замок может расстегнуться или, наоборот, сильно затянуться, а это грозит травмой рук.

Чаще всего преступника или нарушителя пристегивают к неподвижному предмету рукой или ногой или одну часть пристегивают к ноге, а другую к руке. Так вот, подобное обращение считается антигуманным и в случае выявления сотруднику инкриминируют превышение полномочий. Даже если полицейский говорит о том, что подобным образом пытался пресечь буйство задержанного, звучит это неубедительно. В большинстве ситуаций достаточно стандартного способа связывания.

Светозвуковые средства

Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства в определенных ситуациях, особенно если последние очень вредны. Что можно сказать о светозвуковых приспособлениях? Их применяют в ситуациях, когда видно, что нарушитель собирается оказать сопротивление, во время задержания, при освобождении заложников и пресечении массовых беспорядков. Подобные устройства можно применять не ближе, чем за два метра от людей, даже если они нарушители.

Разрушение преград

Специальный транспорт

К таким средствам относятся малогабаритные взрывные устройства. Кстати, ограничения применения специальных средств сотрудниками полиции есть и здесь. Например, запрещено использовать устройства в помещениях, где могут находиться заложники. Еще одним запретом является расстояние. Средство нельзя использовать ближе, чем за два метра от людей.

Принудительная остановка

Ограничения применения специальных средств сотрудниками полиции есть и здесь. Поговорим об этом позже, а сначала разберем, что собой представляет средство.

В ситуациях, когда водитель не реагирует на требования полицейского, в ход идут специальные средства. Они вынуждают водителя остановиться независимо от его на то желания.

Например, при нарушении правил дорожного движения водителя останавливают с помощью громкой связи, взмахов жезла или руки, специальных звуковых и световых сигналов.

Это общая информация, теперь переходим к ограничениям. Сотрудник полиции не может требовать остановки от водителя в условиях ограниченной видимости, после поворота или перед ним. Также запрещено останавливать машины перед вершиной подъема или сразу после, в зоне железнодорожного переезда, перекрестком, пешеходным переходом, сюда относятся и другие опасные места. Но из любых правил есть исключение, если немедленная остановка — единственный выход, то останавливаться придется.

Когда водитель не реагирует на сигнал сотрудника полиции, последний расценивает это как невыполнение требований представителя власти. В этом случае применяется средство принудительной остановки. Причем для того, чтобы оно пошло в ход, достаточно одного отказа водителя.

Есть и условия применения специальных средств сотрудниками полиции. Например, в ситуации, когда водитель не реагирует на требование остановиться, при этом он представляет опасность для окружающих людей. Такое положение дел обязывает сотрудника применить огнестрельное оружие для остановки автомобиля.

Важно знать, что, кроме ограничений, есть еще и запреты. Так, полицейские не могут принудительно остановить общественный транспорт или грузовой автомобиль с людьми. То же самое касается и мототехники, транспорта дипломатических представительств, автомобилей в условиях ограниченной видимости или на горных дорогах. Все перечисленные случаи запрещают использовать приспособления, даже если есть основания применения специальных средств полицией.

Кстати, запрет распространяется на эстакады, мосты, железнодорожные переезды, туннели и путепроводы.

Крупные средства

К этой группе можно отнести водометы, бронетранспортеры, разведывательная боевая дозорная машина, специальная машина.

Из этого перечня специальных средств на вооружении полиции, некоторые из них могут применяться только с непосредственного разрешения начальника органа УВД или криминальной полиции. Важно, чтобы в течение суток с момента проведения операции был уведомлен прокурор. Кстати, это правило касается только водометов и бронемашин. Первые применяют, если нужно разогнать участников массовых беспорядков или потушить пожар. Спецсредства такого рода нельзя применять при минусовой температуре, даже если на улице -1.

Годами раньше для этих целей использовали пожарные машины, но в 1994 году вышел закон «О пожарной безопасности», который отменил использование пожарной техники для разгона нарушителей.

Бронемашины пускают в ход тогда, когда нужно задержать бесчинствующие массы или вооруженных преступников. Спецсредство используют и для блокировки движения, расчистки прохода в труднодоступные места или доставки сотрудников в малодоступное место.

Химические средства

Закон «О полиции» специальные средства делит на несколько категорий, в одну из них включены химикаты. Это спецчернила, раствор фенолфталеина, тетрациклина, риванола, люминесцентные карандаши. Некоторые окрашивающие средства могут устанавливаться на объектах собственности, но для этого нужно, чтобы владелец был согласен.

Служебные собаки

Как ни странно, но в перечне специальных средств полиции указаны служебные собаки. Животных можно содержать как в намордниках и на поводках, так и без них.

Те ситуации, когда могут быть задействованы собаки, прописаны в отдельных пунктах и положениях нормативных актов. Важно понимать, что в законе указаны все случаи.

Огнестрельное оружие

Огнестрельное оружие

Среди специальных средств, состоящих на вооружении полиции, традиционно указывается огнестрельное оружие. Неважно, в какой ситуации оно используется, на применение должно быть разрешение. Законодательно очень жестко отслеживается работа с огнестрельным оружием, а значит, не стоит шутить с этим.

Резиновые палки

Среди специальных средств на вооружении полиции есть и резиновые палки. Сперва кажется, что палка - безобидная штука, но так ли это на самом деле? На практике именно резиновые палки являются основным оружием сотрудника полиции. Их задействуют в случаях, когда нужно отразить нападение на мирных граждан или полицейских, пресечь действия, ведущие к нарушению связи, работы транспорта или организаций. Также полицейский с помощью палки может пресечь сопротивление или групповое действие нарушителей.

Но и здесь существуют определенные запреты, которые не должен игнорировать сотрудник ОВД. Применение полицией физической силы и специальных средств исключено в случаях нападательной тактики:

  1. В область шеи.
  2. В область ключиц.
  3. В область половых органов.
  4. В область головы.
  5. В область живота.

Но все эти правила утрачивают силу, если полицейский защищается. В экстремальной ситуации сотрудник может бить по любым органам.

На практике не всегда учитываются обстоятельства конфликта, хотя по закону нужно принимать в расчет не только число участников драки, но и физическое развитие, возраст, обстоятельства и время конфликта, наличие или отсутствие оружия.

Если нападает группа лиц, то полицейские имеют все основания для того, чтобы применить специальные средства.

Права задержанных

Специальные средства, применяемые сотрудниками полиции, должны быть использованы таким образом, чтобы не нарушить права задержанных.

Что касается наручников, то время заключения в них нигде не прописано. Правда, в некоторых нормативных актах можно встретить двухчасовой срок. Чаще всего это касается ареста за мелкое хулиганство.

Полицейский обязан зафиксировать момент использования наручников в установленной форме. Например, в протоколе задержания обязательно должно быть упомянуто о том, что наручники были одеты на нарушителя и сняты. Кстати, время обязательно нужно фиксировать. В протоколе необходимо указать и основания для применения специального средства.

Если наручники использовали сотрудники патрульно-постовой службы, то они обязаны составлять рапорт в письменном виде. Это прописано в уставе.

Конечно, закон предписывает соблюдать правила, но в жизни не все так гладко получается. Обычно представители закона не акцентируют внимание на таких мелочах или просто забывают отразить их в документации.

Порядок применения

Задержание нарушителя

Как применяются специальные средства? Сейчас вам расскажем.

Прежде всего полицейский, который собирается применить специальные средства или огнестрельное оружие, должен предупредить нарушителей. Сначала нужно сказать, что они имеют дело с представителем закона, после чего обозначить намерения. Следует дать время и возможность нарушителям выполнить требования правоохранительных органов. Важно, что предупреждать должен один из сотрудников подразделения, работающего в месте нарушения.

Если медлить нельзя, то полицейский может и не предупреждать о своих намерениях, ведь такое поведение может повлечь тяжкие последствия или представляет угрозу для жизни самого сотрудника или мирного гражданина.

Действовать представители правоохранительных органов могут только с учетом степени опасности нарушителей, обстановки, характера нарушителей. Во время действий сотрудник должен быть ориентирован на минимальное применение специальных средств.

Если после применения спецсредств нарушителю спокойствия стало плохо, то полицейский должен оказать ему первую или доврачебную помощь. Также он обязан в короткие сроки вызвать скорую.

Когда человеку причинили телесные повреждения, сотрудники ОВД уведомляют близких и родственников потерпевшего. Кстати, на это отводится всего 24 часа.

Если человек получил ранение или умер из-за применения спецсредств, то полицейские обязаны известить о случившемся прокурора. Срок тот же — сутки.

В случае наступления смерти или ранения, представитель закона должен постараться ничего не трогать на месте происшествия.

О каждой ситуации, когда в результате использования специальных средств был причинен вред нарушителям, сотрудник при исполнении обязан уведомить своего начальника или руководителя территориального органа, полицейского подразделения. Делается это в письменном виде (рапорт) и в течение тех же 24 часов.

В составе группы не могут применять спецсредства самостоятельно. Им нужно дождаться распоряжения или приказа руководителя группы.

Важные моменты

Есть моменты, на которые законодательство накладывает строгий запрет. О чем мы говорим? О людях, в отношении которых нельзя применять запрещенные средства.

Женщины с очевидными признаками беременности, инвалидности. Сюда же относятся малолетние люди. Запрет не распространяется на ситуации, когда эти люди оказывают вооруженное сопротивление, совершают нападение, в том числе и групповое, которое угрожают здоровью и жизни мирных граждан или же полицейских.

Кроме того, нельзя использовать спецсредства во время демонстраций, незаконных собраний, шествий, митингов, пикетирований, не наделенных насильственным характером. Это же правило относится к мероприятиям, что не нарушают работу транспорта, организаций, средств связи и общественный порядок.

Когда не нужно раздумывать?

Иногда случается так, что полицейским приходится применять огнестрельное оружие и делается это неосознанно, ведь есть прямая угроза жизни. Например, необходимо остановить агрессивное животное. В такой ситуации времени на раздумья нет.

Огнестрельным оружием можно воспользоваться как предупреждающим сигналом. Так полицейский дает понять, что нарушителям лучше остановиться. Выстрел может стать и призывом о помощи. Для этого сотрудник полиции обязан стрелять вверх или в другую сторону от нарушителей.

С помощью оружия можно попытаться разрушить замки или конструкции, которые препятствуют проникновению в помещение.

Когда запрещено пользоваться огнестрельным оружием?

Тут все довольно просто: нельзя использовать пистолеты по отношению к несовершеннолетним людям, гражданам с признаками инвалидности или беременности. Принцип работает до тех пор, пока вышеупомянутые граждане не решают оказать вооруженное сопротивление или совершают нападение, которое угрожает здоровью и жизни мирных граждан или полицейских.

Также запрещено стрелять в местах, где много людей. Ведь пуля может попасть в случайного человека.

Сотрудник ОВД может обнажить оружие или привести его в действие, если для этого есть основания, прописанные в 23 статье специального ФЗ.

Если нарушитель пытается прикоснуться к обнаженному оружию или делает попытки к сближению с полицейским, последний может пусть оружие в ход.

Заключение

Принудительная остановка

Как видите, вооружение правоохранительных органов очень разнообразно. Сотрудники полиции имеют право применять специальные средства не только для отражения нападения или прекращение беспорядков, но и спасения жизнь как себе, так и окружающим.

Безусловно, иногда возникают ситуации, когда полицейские превышают свои права. Это очень печально, ведь, как правило, доказать превышение полномочий очень сложно. Редкие граждане имеют моральные силы для борьбы.

Все же если так случилось, что в отношении вас использовали специальные средства без оснований на то, постарайтесь не спускать это с рук.

Чем скорее вы начнете борьбу, тем больше вероятности, что победите.

Помните о том, что причисление к правоохранительной структуре не дает людям право на свое усмотрение распоряжаться жизнями обычных граждан, даже если последние что-то нарушили. Специальные средства на балансе полиции нужны для того, чтобы ограждать мирных людей от возмутителей спокойствия, в этом и заключается миссия полиции.

Если люди творят самосуд и при этом прикрываются погонами, это самое мерзкое, что может быть. Конечно, наша правоохранительная система несовершенна, но подобных случаев становится меньше, а значит, все не так плохо, как может показаться. Помните, что перед законом все равны независимо от пола, социального положения и состояния.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

 

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

 

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

 

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

 

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

 

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

 

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

 

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

 

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

 

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

 

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

 

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

 

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

 

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

 

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

 

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

 

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

 

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

 

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

 

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

 

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

 

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

 

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

 

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

 

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

 

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

 

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Экзамен ПДД онлайн. Техосмотр

Обратно к списку статей

 

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять

специальные средства в следующих случаях:

 

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося

скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных

под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также

в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции,

причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений,

сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих

движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование

сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или

административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих

противоправные действия.

 

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

 

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей

статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1

настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1

настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе

использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных

пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1

настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1

настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1-7, 10 и 11 части 1

настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5,

7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9

и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1

настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей

статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп

граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1

настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1

настоящей статьи.

 

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда

настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

 

Обратно к списку статей

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о