Специальные окрашивающие и маркирующие средства полиции: www.openpolice.ru | 502: Bad gateway

Содержание

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражГлава 6. Правовое положение сотрудника полицииения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

 

Вопросы применения специальных окрашивающих и маркирующих средств в деятельности полиции 2023

Крапива Игорь Игоревич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной и административной деятельности Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России.

Предметом исследования являются нормы Федерального закона «О полиции», регламентирующие порядок применения специальных окрашивающих и маркирующих средств. Исследуются выявленные противоречия, присутствующие в статьях 19 и 22 Федерального закона «О полиции», а также и их влияние на правомерность применения сотрудниками полиции специальных окрашивающих и маркирующих средств при выявлении и пресечении преступлений. Анализируются обстоятельства применения специальных окрашивающих и маркирующих средств, которые могут привести к признанию полученных доказательств недопустимыми. Методологическую базу исследования составляет материалистическая теория познания. В ходе работы были использованы такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез системно-сопоставительный, сравнительно-правовой, системно-структурный, моделирование и др. Новизна исследования заключается в выявлении противоречий, присутствующих в статьях 19 и 22 Федерального закона «О полиции», регламентирующих порядок применения специальных окрашивающих и маркирующих средств, которые могут поставить под сомнение правомерность применения специальных окрашивающих и маркирующих средств и признать полученные доказательства недопустимыми. С целью устранения имеющихся противоречий предлагается внести изменения в редакцию статьи 22 Федерального закона «О полиции».

Ключевые слова: специальные средства, организованная преступность, недопустимые доказательства, окрашивающие средства, маркирующие средства, негласная деятельность, полиции.

On the issue of use of special dyeing and marking means in police activities

I.I. Krapiva

Krapiva Igor’ Igorevich, PhD in Law, Senior Lecturer at the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Vladivostok Branch, Department of Detective and Administrative Activities.

The subject of the research is the Federal Law «On police» regulating the use of special dyeing and marking means. The author studies the contradictions in the articles 19 and 22 of the Law and their influence on the legality of use of special dyeing and marking means by police officers when revealing and preventing the crimes. The author analyzes the circumstances of use of special means which can lead to invalidation of evidence. The research is based on the materialistic theory of cognition. The author uses the general scientific methods (analysis, synthesis, the comparative method, the comparative-legal method, the system-structural method, modeling, etc.). The novelty of the research lies in the revelation of contradictions in the articles 19 and 22 of the Federal Law «On police» regulating the use of special dyeing and marking means which can cast doubt on the legality of use of such means and invalidate the evidence. In order to eradicate the existing contradictions the author offers to amend the article 22 of the Federal Law «On Police».

Key words: marking means, dyeing means, evidence, illegal, organized crime, means special, covert activities, police.

Начиная с 2007 г. состояние преступности в Российской Федерации характеризуется стабильным снижением своего уровня на 39,5% с 3582,5 тысяч совершенных преступлений в 2007 г. до 2166,4 тысяч — в 2014 г. (Все статистические данные приводятся без учета сведений по Крымскому федеральному округу. ) Наиболее ярко эффективность деятельности правоохранительных органов видна в части борьбы с организованными проявлениями преступности. Общая тенденция снижения уровня преступлений, совершенных организованными преступными группами и преступными сообществами, наблюдается с 2009 г. Так, в 2008 г. было зарегистрировано 36473 преступления данного вида, что составляет максимальный показатель за указанный период времени. В 2012 г. отмечался небольшой рост данных преступлений — до 1,1% при 17645 фактах. В 2014 г. организованными преступными группами и преступными сообществами было совершено 13659 преступлении, что говорит о снижении уровня преступлении данного вида практически в 2,7 раза по сравнению с 2008 г. [1].

Однако противодействие организованной преступности невозможно без использования негласных методов, перечень и порядок использования которых регламентируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» использование правоохранительными органами негласных методов допускается только в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [2]. Применение негласных методов для предотвращения административных или иных правонарушений с точки зрения Закона неправомерно.

Привлечение виновного лица к уголовной ответственности за совершение преступлений возможно только в рамках уголовно-процессуального законодательства на основе полученных доказательств, при этом оперативно-розыскная деятельность призвана обеспечить уголовный процесс доказательствами виновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Оперативно-розыскные методы обеспечения доказательственной базы в расследовании замаскированных преступлений могут основываться на использовании специальных окрашивающих и маркирующих средств. Оперативные сотрудники или лица, оказывающие им содействие, вправе негласно наносить специальными окрашивающими и маркирующими средствами невидимые для невооруженного взгляда метки на предметы преступных посягательств (денежные средства, ценные бумаги, документы, наркотические средства, оружие и т.д.), а также использовать различные ловушки с применением специальных окрашивающих и маркирующих средств.

В свою очередь, анализ действующего законодательства показывает наличие определенных противоречий, которые могут поставить под сомнение правомерность применения специальных окрашивающих и маркирующих средств, а также уголовно-процессуальную допустимость доказательств, полученных на основе их использования.

В соответствии со статьей 21 «Применение специальных средств» Федерального закона «О полиции», специальные окрашивающие и маркирующие средства отнесены к «специальным средствам» [3].

Основным предназначением специальных средств, используемых в деятельности органов внутренних дел, остается оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты. Абсолютно обосновано высказывание А.И. Каплунова, что применение специальных средств связано с глубоким вторжением в сферу основных, закрепленных Конституцией РФ прав граждан и сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий [4].

Принимая во внимание, что применение специальных средств может быть сопряжено с причинением вреда в той или иной форме, законодатель в главе пятой Федерального закона «О полиции» детально регламентирует виды специальных средств, порядок их применения, а также запреты и ограничения, связанные с их применением. Виды специальных средств закреплены законодательно и могут быть изменены только с принятием нового федерального закона.

Понятие «специальные средства» законодательно не закреплено. Проведенный анализ статей 18 и 21 Закона «О полиции» позволяет утверждать, что к специальным средствам законодатель относит вещества, предметы, устройства и животных, состоящих на вооружении полиции, применение которых связано с прямым принудительным физическим воздействием на человека или какие-либо материальные объекты в целях пресечения преступления или административного правонарушения, а также выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, и их задержания.

При этом можно с определенной долей уверенности говорить о том, что пресечение преступления или административного правонарушения на стадии покушения и задержание правонарушителя остается основным предназначением специальных средств, которые своим воздействием на человека или какие-либо материальные объекты заставляют правонарушителя отказаться от совершения правонарушения или не дают возможности правонарушителю совершить правонарушение либо оказать сопротивление полиции.

Как правило, применение специальных средств для пресечения преступления или административного правонарушения и задержания правонарушителя осуществляется гласно и адресно. Под адресным применением специальных средств можно понимать ситуацию, когда сотрудник полиции видит конкретного правонарушителя, в отношении которого он собирается их применять.

Негласное применение специальных средств, при котором правонарушитель может не догадываться, что в отношении его будут использоваться или используются специальные средства, в силу статьи 19 Закона «О полиции» допускается только в случаях, «…если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия». Все другие случаи негласного применения специальных средств вступают в противоречие с порядком применения специальных средств и фактически являются незаконными.

В связи с этим гласность применения специальных средств рассматривается в двух аспектах. Правонарушитель ставится в известность сотрудником полиции о том, что в отношении его будет применяться специальное средство или, в силу статьи 19 Закона «О полиции», правонарушитель не ставится в известность, но применение специальных средств для правонарушителя очевидно.

Выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, гласными методами с использованием специальных средств в рамках оперативно-розыскного, административного или уголовно-процессуального законодательства, как правило, носит превентивный характер и отвечает задачам пресечения правонарушений.

Выявление лиц, совершающих или совершивших административные правонарушения, негласным применением специальных средств в силу статьи 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» неправомерно.

Выявление лиц, совершающих или совершивших преступления, негласным применением специальных средств допускается только в случаях, предусмотренных статьей 19 Федерального закона «О полиции», когда промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия, что связано с выявлением лиц, совершающих или совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

В то же время сам законодатель не дает четкого определения специальных окрашивающих и маркирующих средств. Так в статье 18 Закона «О полиции» к специальным средствам относятся «специальные окрашивающие и маркирующие средства», а в статье 22 законодатель говорит уже о «специальных окрашивающих средствах», которые устанавливаются на объектах с учетом определенных условий, из чего вытекает, что «специальные маркирующие средства» можно устанавливать на объектах без всяких ограничений.

Согласно статье 21 Закона «О полиции» специальные окрашивающие и маркирующие средства применяются для «…выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, а также для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия».

Следует согласиться с тем, что гласное применение специальных окрашивающих и маркирующих средств может способствовать достижению цели пресечения административного правонарушения и преступления. При отсутствии преступного опыта или устойчивости преступных намерений применение специальных окрашивающих и маркирующих средств может напугать и обескуражить правонарушителя, заставить его отказаться от совершения правонарушения или не дать возможности правонарушителю совершить правонарушение.

Открытое гласное адресное применение сотрудниками полиции специальных окрашивающих и маркирующих средств в целях выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, носит превентивный характер и никаких законодательных противоречий не имеет.

В то же время негласное использование специальных окрашивающих и маркирующих средств для выявления лиц, совершающих или совершивших административные правонарушения, недопустимо.

В свою очередь, выявление и раскрытие преступлений, а также розыск лиц как основные направления деятельности полиции невозможны без использования полицией негласных методов в рамках оперативно-розыскного законодательства. Противодействие преступности основывается на негласных методах, а негласное использование специальных окрашивающих и маркирующие средства для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления, вызывает определенные противоречия.

Применение специальных окрашивающих и маркирующих средств с целью выявления замаскированных преступлений осуществляется в ходе проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

При этом согласно статье 89 «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности» Федерального закона «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам [5]. Таким образом, результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные вопреки действующему законодательству, не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Однако в соответствии со статьей 19 Закона «О полиции» сотрудник полиции перед применением специальных средств обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается их применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении, а также предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

Совершенно очевидно, что при выявлении замаскированных преступлений нет никакой необходимости предупреждать проверяемое лицо об использовании в отношении его специальных окрашивающих и маркирующих средств, так как утрачивается принцип конспирации, но Закон «О полиции» это обстоятельство не регламентирует.

Другим немаловажным направлением применения специальных окрашивающих и маркирующих средств является пресечение и раскрытие хищений чужого имущества. В соответствии со статьей 21 Закона «О полиции» специальные окрашивающие и маркирующие средства применяются для защиты охраняемых объектов путем оборудования охраняемых объектов специальными скрытыми ловушками. При этом согласно статье 22 этого же Закона «…установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц». Но также сотрудник полиции перед применением специальных средств обязан предупредить лиц, в отношении которых предполагается применение специальных средств, о своем намерении.

В части первой цитируемой статьи законодатель прямо запрещает применять специальные средства в отношении исключительной категории граждан: женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Необходимо признать, что данная нормативно-правовая конструкция: «…женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц…» фактически допускает применение специальных средств в отношении беременных женщин и инвалидов, если сотрудник полиции не имеет возможности различить видимые или явные признаки, исключение составляют лишь дети в возрасте до 14 лет, в отношение которых установлен категорический запрет на применение специальных средств.

Вероятно поэтому законодатель допускает, что в ловушки, оснащенные специальными окрашивающими и маркирующими средствами, блокирующие охраняемый объект, при незаконном проникновении может попасть исключительная категория граждан: беременные женщины, инвалиды и малолетние дети. Но тайное незаконное проникновение указанной категории лиц на охраняемые объекты затруднительно считать каким-либо видом вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, что являлось бы исключительным условием применения специальных средств. В этом случае присутствует негласное безадресное применение специальных окрашивающих и маркирующих средств, когда под действие специальных средств может попасть неопределенная группа людей.

В то же время проведение оперативного эксперимента, контролируемой поставки или проверочной закупки с использованием специальных окрашивающих и маркирующих средств для выявления лиц, совершающих замаскированные преступления, не может исключить вероятность применения специальных средств в отношении беременных женщин, инвалидов и малолетних детей.

Безадресное применение специальных окрашивающих и маркирующих средств не исключается и при гласном пресечении административных правонарушений и преступлений, а также для блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. Когда сотрудник полиции не имеет возможности различить в толпе у конкретных людей признаки беременности, инвалидности или малолетний возраст, то высока вероятность применения специальных окрашивающих и маркирующих средств в отношении беременных женщин, инвалидов и малолетних. При этом даже предупреждение сотрудника полиции о намерении применить специальные окрашивающие и маркирующие средства не может обезопасить эту категорию граждан.

На основании изложенного считаем, что специальные окрашивающие и маркирующие средства не могут применяться из-за вероятности их воздействия на беременных женщин, инвалидов и малолетних детей, за исключением случаев, связанных с оказанием ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, в следующих целях:

  1. негласного выявления лиц, совершающих или совершивших преступления;
  2. гласного безадресного пресечения административного правонарушения или преступления;
  3. негласной защиты охраняемых объектов;
  4. негласного или гласного безадресного блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

При этом следует учитывать, что негласное применение специальных окрашивающих и маркирующих средств с целью выявления лиц, совершающих или совершивших административные правонарушения, является неправомерным.

Если принимать во внимание, что специальные средства предназначены для оказания прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты в целях пресечения преступления или административного правонарушения, а также выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, и их задержания, то возникает вопрос, почему же к специальным средствам законодатель не относит средства связи, средства индивидуальной защиты, досмотровую, поисковую и прочую технику? Ответ очевиден — основным критерием специальных средств остается риск наступления тяжких и необратимых последствий для человека. Научно-технический прогресс не может стоять на месте, и закономерно будут разрабатываться новые средства пресечения преступлений, использование которых будет связано с риском наступления тяжких и необратимых последствий для правонарушителя.

Согласно статье 18 Закона «О полиции», исключительной компетенцией Правительства Российской Федерации является установление перечня стоящих на вооружении полиции веществ, предметов и устройств, отнесенных к специальным окрашивающим и маркирующим средствам. К сожалению, пока остается открытым вопрос, каким образом гражданину можно установить правомерность применения в отношении его специальных окрашивающих и маркирующих средств, если ему затруднительно определить, какие вещества, предметы и устройства в отношении его применяла полиция — специальные средства или стоящие на вооружении полиции окрашивающие и маркирующие вещества.

Если учитывать, что некоторые виды окрашивающих и маркирующих веществ по своим характеристикам не могут причинить вред здоровью беременным женщинам, инвалидам и малолетним детям, то было бы правомерным допустить применение этих видов окрашивающих и маркирующих веществ в отношении указанной категории граждан и освободить сотрудников полиции от необходимости предупреждать о намерении применить эти виды окрашивающих и маркирующих веществ.

Применение безопасных окрашивающих и маркирующих веществ не может причинить вред здоровью беременным женщинам, инвалидам и малолетним детям, но может привести к порче имущества правонарушителя, что нельзя назвать тяжким или необратимым последствием для человека.

Из чего следует, что на вооружении полиции должны состоять вещества, предметы и устройства, не являющиеся специальными окрашивающими и маркирующими средствами, но имеющие свойства окрашивания и маркирования, безопасные по своим характеристикам для здоровья исключительной категории граждан: беременных женщин, инвалидов и малолетних, в том числе и грудных детей.

Применение безопасных окрашивающих и маркирующих веществ предназначено для:

  1. негласного выявления лиц, совершающих или совершивших преступления;
  2. гласного безадресного пресечения административного правонарушения или преступления;
  3. негласной защиты охраняемых объектов;
  4. негласного или гласного безадресного блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

На основании вышеизложенного, считаем обоснованным пункт 1 части 1 статьи 22 «Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств» Федерального закона «О полиции» в действующей редакции: «…женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц…» дополнить следующими изменениями: «…женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, возраст которых очевиден…»;

пункт 4 части 2 указанной статьи: «установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц» исключить, и изложить в следующей редакции: «не допускается установка специальных окрашивающих и маркирующих средств для негласной защиты охраняемых объектов».

С учетом данных обстоятельств могут быть разрешены имеющиеся противоречия в законодательстве и устранены сомнения в правомерности применения специальных окрашивающих и маркирующих средств, а также законности полученных на их основе доказательств.

Библиография

  1. Общие сведения о состоянии преступности // Сайт МВД РФ. Состояние преступности за январь — декабрь 2014 г. Системные требования: Adobe Reader. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866 (дата обращения: 05.02.2015).
  2. Федеральный закон от 12 августа 1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349.
  3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 N 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.
  4. Каплунов А.И. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под. ред. В.П. Сальникова: В 2 ч. М., 2005. С. 222. Ч. 1.
  5. Федеральный закон от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921.

References (transliterated)

  1. Obshchie svedeniya o sostoyanii prestupnosti // Sait MVD RF. Sostoyanie prestupnosti za yanvar’ — dekabr’ 2014 g. Sistemnye trebovaniya: Adobe Reader. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866 (data obrashcheniya: 05.02.2015).
  2. Federal’nyi zakon ot 12 avgusta 1995 N 144-FZ «Ob operativno-rozysknoi deyatel’nosti» (v red. ot 21.12.2013) // Sobranie zakonodatel’stva Rossiiskoi Federatsii. 1995. N 33. St. 3349.
  3. Federal’nyi zakon ot 7 fevralya 2011 N 3-FZ «O politsii» (v red. ot 22.12.2014) // Sobranie zakonodatel’stva Rossiiskoi Federatsii. 2011. N 7. St. 900.
  4. Kaplunov A.I., Administrativnaya deyatel’nost’ organov vnutrennikh del: Uchebnik / Pod. red. V.P. Sal’nikova: V 2 ch. M., 2005. S. 222. Ch. I.
  5. Federal’nyi zakon ot 18 dekabrya 2001 N 174-FZ «Ugolovno-protsessual’nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii» (v red. ot 31.12.2014) // Sobranie zakonodatel’stva Rossiiskoi Federatsii. 2001. N 52 (ch. 1). St. 4921.

Флаг полиции Нью-Йорка: празднование 100-летия

17 мая 2019 г.

Выступление комиссара полиции Джеймса П. О’Нила на церемонии празднования 100-летия флага Департамента полиции Нью-Йорка

Всем доброе утро и спасибо, что пришли.

Прежде всего, я хочу поблагодарить наш церемониальный отдел, его командира, лейтенанта Тони Джорджио и всех, кто работал над тем, чтобы эта церемония стала возможной. И отдельное спасибо сержанту Джону Шредеру и всем людям, которые помогали ему составлять сегодняшнюю печатную программу. Я знаю, сколько труда ушло на это, и вы проделали отличную работу — спасибо.

Сегодня мы празднуем 100-летие с гордостью развевающегося под флагом Департамента полиции Нью-Йорка. За это время наше отличительное знамя развевалось по всему городу, проносилось по полям сражений и украшало гробы наших павших полицейских. Это мощный символ нашего департамента и членства в нашей полицейской семье. И он занимает почетное место всякий раз, когда и где бы мы ни собирались вокруг него.

Дизайн этой текущей версии флага полон смысла, о котором вы можете подробно прочитать в своих программах. Но одна вещь, которую означает это 100-летие, это то, что этот флаг и этот отдел существуют уже давно.

И в то время наш флаг полиции Нью-Йорка гордо развевался среди огромных изменений в этом великом городе и в этой стране — таких изменений, которые люди 100 лет назад не могли себе представить: за последнее столетие он пережил экономический коллапс. и восстановления, мировая война и холодная война, масштабные социальные и культурные потрясения, теракты, стихийные бедствия, выдающиеся достижения в области технологий и многое, многое другое.

Но одной неизменной во всем этом была полиция Нью-Йорка.

Этот флаг показывает, что этот полицейский участок значит для жителей нашего города. И это служит видимым напоминанием о том, что мы всегда будем здесь, защищая наши районы и делая все возможное, чтобы обезопасить всех. Это то, что никогда не изменится — и это основа гордости, на которой поднят наш флаг.

Так что мы приветствуем его в день его 100-летия и каждый день после этого — потому что по своей сути он представляет нас: всех трудолюбивых людей — прошлого, настоящего и будущего — которые составляют величайшее полицейское управление в мире.

Еще раз спасибо, что вы здесь, хорошего дня и всегда оставайтесь в безопасности.


17 мая 2019 года исполняется 100 лет флагу Департамента полиции Нью-Йорка. Департамент представил свой официальный флаг 17 мая 1919 года на ежегодном параде полиции в честь ветеранов Первой мировой войны полиции Нью-Йорка. Предыдущие флаги, такие как небольшой синий штандарт с печатью города в центре, несли полицейские полки. Армия Союза во время Гражданской войны.

Наш флаг создан по образцу флага США: 5 белых и зеленых полос представляют собой районы Нью-Йорка, а 24 звезды представляют собой разрозненные города, поселки и деревни, включенные в состав города Нью-Йорк в 1898 году.

Зеленый цвет празднует историю правоохранительных органов Нью-Йорка и восходит к 1658 году, когда ночные сторожа Нового Амстердама — первая оплачиваемая полиция города — несли фонари с зеленым стеклом.

За прошедшее столетие нынешний флаг полиции Нью-Йорка развевался во время пребывания в должности 18 президентов США, 16 мэров Нью-Йорка и 31 комиссара полиции Нью-Йорка.


Термины Cop Lingo и их значение

Термины Cop Lingo и их значение

Перейти к

  1. Основное содержание
  2. Поиск
  3. Счет
Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск». Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

Стиль жизни

Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо. Читать в приложении Полицейские часто используют свой жаргон. Универсальный
  • Хотя это может показаться фальшивкой в ​​полицейских сериалах и фильмах, на самом деле полицейские используют для общения официальные коды и неофициальный жаргон.
  • Офицеры, возможно, использовали коды еще в 1920-х годах, чтобы поддерживать краткую и точную связь в эфире.
  • Хотя у каждого отделения полиции есть свои официальные коды, есть неофициальные фразы, которые использует большинство офицеров, независимо от того, где они находятся.
LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Вымышленные полицейские в фильмах и сериалах всегда используют странные коды и фразы, которые они используют для общения друг с другом, но это не так уж далеко от нормы для полиции в реальной жизни.

Офицеры использовали коды еще в 1920 секунд, чтобы общение по радио было кратким. Сегодня эти коды и жаргон почти стали отдельным языком.

В то время как каждое полицейское управление имеет свой собственный специальный код для связи, существует много общего, и большинство из них публикуют свои коды в Интернете, включая полицию Нью-Йорка и столичную полицию Вашингтона, округ Колумбия.

У полиции также есть неофициальный жаргон, который они используют повсеместно, независимо от отдела. Читайте дальше, чтобы узнать, что означают некоторые из их самых интересных фраз, основанных на определениях на веб-сайте Police Magazine Cop Slang.

«Ягоды и вишни» относится к фарам на патрульной машине.

Название относится к цветам огней на патрульных машинах. том213/Shutterstock

Когда полицейский говорит о «ягодах и вишнях», он, скорее всего, имеет в виду синие и красные огни патрульной машины.

«Hookem and Bookem» означает надеть на человека наручники и зарегистрировать его.

Существует множество вариантов этого термина. Марио Тама / Getty Images

На полицейском жаргоне термин «хукем и букэм» означает надевать на кого-то наручники и регистрировать его в системе. Это похоже на известную крылатую фразу «Закажи их, Дэнно!» из «Гавайи Five-O».

«10-4» — это способ для полицейских показать, что они понимают.

Существует более одного десятикодового кода. Уорнер Бразерс

Используя то, что называется десятью кодами в полицейском жаргоне, «10-4» означает, что полицейский заявляет, что понимает то, что ему сказали. Это не следует путать с «10-45», который имеет несколько значений, в зависимости от полицейского управления.

«Двойка» — это слово, которое копы используют для тех, кто водит машину в нетрезвом виде.

Человека за рулем в нетрезвом виде часто называют «двойкой». Вояджерикс / Shutterstock

Сленговый термин «двойка», который относится к человеку, управляющему автомобилем в нетрезвом виде, происходит из Калифорнии, где вождение в нетрезвом виде регулировалось разделом 502 Транспортного кодекса Калифорнии.

«Домовая мышь» — это офицер, который не выходит на патрулирование.

«Домовая мышь» не выходит на патрулирование. Шаттерсток

Если полицейский не выходит на патрулирование, его или ее могут назвать «домовой мышью» на жаргоне полицейских.

«FIDO» означает «Забудь об этом, продолжай движение».

Если полиция сочтет что-то недостойным остановки, они могут сказать «ФИДО». Викисклад

«FIDO» — это аббревиатура, используемая полицейскими и означающая «F— It, Drive On» или «Forget It, Drive On». Офицеры использовали бы это, если бы решили не исследовать что-то, что могло бы быть подозрительным.

«Сэм Браун» относится к офицерскому ремню.

Он назван в честь своего изобретателя. Flickr

Когда полицейский говорит о ремнях безопасности, которые они носят, есть большая вероятность, что они назовут их «Сэм Браун» в честь генерала Сэма Брауна, который придумал носить второй ремень через правое плечо после проигрыша. его левая рука мешала ему вытащить меч.

Когда травма кажется опасной для жизни, полицейский может сказать: «Поторопитесь в автобусе».

«Автобус» относится к машине скорой помощи. ОгненО/Shutterstock

Используется, особенно в Нью-Йорке, поговорка «поторопить автобус» относится к ситуации, когда полицейский хочет, чтобы скорая помощь приехала быстро. Это, скорее всего, будет использоваться, когда травма жертвы кажется опасной для жизни.

Посетите домашнюю страницу INSIDER , чтобы узнать больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *