С 1 января за нарушение ПДД в пьяном виде можно лишиться свободы
Токаев уже подписал поправки.
За нарушение правил дорожного движения в алкогольном опьянении автолюбители могут загреметь в тюрьму. Президент уже подписал поправки, так что с началом 2020-го года водителям лучше быть осторожней, сообщает корреспондент zakon.kz
— Одним из злободневных вопросов, вызывающих широкое обсуждение в обществе является вождение транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения. Президент дал указание на усиление ответственности в этом вопросе. Он сказал, что нужно нарушителей сажать в тюрьмы, наказывать большими штрафами, пожизненно лишать прав. Ежегодно выявляется, к сожалению, более 30 тысяч случаев нахождения нетрезвых водителей за рулем автомобилей. В результате ДТП, совершенных по вине пьяных водителей, только в этом году более 1000 граждан получили ранения или погибли, — рассказал на брифинге в Службе центральных коммуникаций заместитель генерального прокурора Марат Ахметжанов.
На данный момент в законе нет разницы, в каком состоянии (алкогольном опьянении или нет) был автолюбитель, совершая нарушение ПДД. Но теперь наличие алкоголя в крови будет квалифицировать деяние как тяжкое преступление, без возможности примирения, срок наказания будет исчисляться от 7 до 10 лет лишения свободы с пожизненным лишением прав (ст.345-1 УК).
— За повторное, если гражданин был лишен прав на какой-то срок, но будучи лишенным прав вновь сел за руль автомобиля и был задержан в состоянии алкогольного опьянения лишается пожизненно этих прав, — добавил он.
Согласно статье 345-1 УК РК. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до четырехсот часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи двухсот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.
Деяние, предусмотренное частью первой статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается ограничением свободы на срок до семи лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.
Деяние, предусмотренное частью первой статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
К лицам, указанным в статье, не относятся лица, лишенные права управления транспортными средствами.
Татьяна Ковалева, Нур-Султан
Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!
Усилена ответственность за управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии (Судья Специализированного межрайонного административного суда г. Нур-Султан Байбулатова А.С.)
Усилена ответственность за управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии
Судья Специализированного межрайонного
административного суда г. Нур-Султан
Байбулатова А.С.
По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева приняты меры по ужесточению наказания за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
27 декабря 2019 года за № 292-VІ Президентом страны подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» [1].
Указанный Закон направлен на реализацию поручений Главы государства об усилении ответственности за изнасилование, браконьерство, скотокрадство, распространение наркотиков, посягательства на жизнь инспектора по охране растительного и животного мира, егерской службы, вождение в нетрезвом виде, а также ряд иных опасных правонарушений. Также в Законе предусмотрены нормы, направленные на создание правовых условий для функционирования организаций по оказанию содействия в усыновлении, отмену обязательной регистрации иностранцев и дальнейшее совершенствование уголовного и уголовно-процессуального и административного законодательства по итогам мониторинга практики его применения.
Ранее в Казахстане легкой степенью опьянения считались обнаружение в крови 0,5 промилле алкоголя. В Кодексе Республики Казахстан об административном правонарушении указаны четыре формы наказания за вождение в состоянии алкогольного опьянения:
1 форма - лишение прав:
— на 3 года, если водитель был в состоянии алкоголя, не совершил ДТП;
— на четыре года, если действия нетрезвого автомобилиста привели к аварии;
— на пять лет, если при этих обстоятельствах пострадали люди, другие транспортные средства.
2 форма - Арест и лишение прав:
— 15 суток и шесть лет без прав получат те, кто в течение 12 месяцев после предыдущего правонарушения был задержан в состоянии опьянения;
— 30 суток и 10 лет, если попался нетрезвым за рулем в третий раз.
3 форма - Арест на 20 суток, если водитель управлял в пьяном виде и при этом уже был лишен прав.
Штраф:
— беременным женщинам;
— матерям, которые воспитывают детей до 14 лет;
— инвалидам 1 и 2 групп;
- несовершеннолетним;
— женщинам старше 58 лет и мужчинам после 63 лет.
За отказ от медицинского освидетельствования водителя лишали прав на три года.
Соответствующий закон, ужесточающий наказание для виновников совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения с начала 2020 года вступил в действие.
Теперь, согласно ч.1 ст.608 новой редакции КоАП РК, Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения,
— влекут административный арест на пятнадцать суток и лишение права управления транспортным средством сроком на семь лет [2].
Тоже самое действие, повлекшие причинение потерпевшему вреда здоровью в силу ч.3 ст.608 КоАП РК, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, или повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества,
— влекут административный арест на двадцать суток и лишение права управления транспортным средством сроком на семь лет.
Согласно диспозиций старой редакции ст.608 КоАП РК деяние, предусмотренное ч.1 той же статьи предусмотрело лишь лишение водительских прав на 3 года, а ч.3 указанной статьи суды только лишали водительские права сроком на 5 лет.
Водители, которые совершали рецидивное деяние, будут наказаны еще строже. Согласно ч.3-1 ст.608 КоАП РК, автолюбители которые сели за руль «под градусом» после первого нарушения в течение года после истечения срока административного взыскания, судам предстоит подвергать правонарушителей к административному аресту на 25 суток и лишать водительских прав на 8 лет, вместо шести лет лишения прав и отправления правонарушителей к отбыванию административного ареста на 15 суток. А тем водителям, которые допустили причинение потерпевшему вреда здоровью, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, законодатель предусмотрел наложение административного ареста на двадцать пять суток и лишение права управления транспортным средством сроком на девять лет, вместо административного ареста на 15 суток и лишения водительских прав на 6 лет.
Новеллой для всех граждан стало именно ужесточения наказания за езду в нетрезвом виде, которое внесли в состав уголовного проступка. Теперь в Уголовном кодексе Республики Казахстан для любителей езды «под градусом» предусмотрена отдельная статья 345-1 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатация транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения» [3].
В соответствии с ч.1 ст.345-1 УК РК, если водитель в нетрезвом состоянии совершит ДТП, в котором другие участники получат травмы средней тяжести, он будет вынужден заплатить штраф в размере до одной тысячи месячного расчетного показателя (далее — МРП), либо привлечен к общественным работам на срок до четырехсот часов, либо ограничат свободу на срок до одного года, либо будет отправлен место лишения свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.
В случае совершения водителем аварии, которая повлекла за собой причинение тяжкого вреда другим участникам, ему предстоит оплатить штраф в размере до 3000 МРП, либо отбывать наказание путем привлечения к исправительным работам в том же размере, либо выполнять общественные работы на срок до 1200 часов, либо ограничить свободу на срок до 3 лет, либо грозит лишение свободы до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.
В ч.3 данной статьи предусмотрена ответственность за езду водителя в нетрезвом виде повлекшее по неосторожности смерть человека, теперь виновник может быть приговорен к ограничению свободы на срок до 7 лет, либо к лишению свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.
А деяния указанные в ч.4 ст.345-1 УК РК, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, нарушитель лишается свободы на срок от 7 до 10 лет с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В новом законе ужесточение наказания за совершение в пьяном виде аналогичных преступлений предусмотрено на железнодорожном, воздушном, морском, речном и маломерном судне, которое предусмотрено в ст.358 УК РК.
В первую очередь ужесточение наказания направлено для тех правонарушителей, которые не сдерживаются от искушений сесть за руль будучи нетрезвыми. Фактически деяние совершенное в нетрезвом состоянии, повлекшие причинение среднего и тяжкого вреда здоровью приравняли к группе «умышленного уголовного проступка».
Если прибегнуть к статистике озвученной официальными представителями Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, ежегодно выявляются более 30 тысяч случаев нахождения нетрезвых водителей за рулем автомобиля. В результате ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения более 1000 граждан получили ранения и погибли.
Считаю, что ужесточение наказания за совершение водителем ДТП будучи пьяным является «справедливым», направленным на обеспечение безопасности граждан на дорогах, сохранения здоровью жизни населения.
Принятый законопроект в значительной мере способствует профилактике аварий на дорогах и повлияет на водителей, которые садятся за руль в нетрезвом состоянии.
Источники использованной литературы:
1. ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» https://online.zakon.kz/document/?doc_id=39975530#pos=1071;-54
2. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.01.2020 г.) https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577399#pos=8727;-35
3. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575252#pos=4916;-96
до десяти лет тюрьмы и пожизненное лишение прав за ДТП в нетрезвом состоянии — Kolesa.kz || Почитать
• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» опубликован в официальных СМИ 31 декабря и вступает в силу 11 января 2020 года. Согласно документу, в Уголовном кодексе РК теперь появится новая статья 345-1 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения».
По требованиям этой статьи ДТП, повлёкшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, будет наказываться штрафом в размере до 1 000 МРП (2 651 000 тенге), либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 400 часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением прав на 10 лет.
За ДТП в нетрезвом виде с тяжким вредом здоровью водителям будет грозить штраф до 3 000 МРП (7 953 000 тенге), либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до 1 200 часов, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением прав на 10 лет.
Те же действия, привёдшие по неосторожности к смерти человека, будут наказываться ограничением свободы на срок до 7 лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением прав на 10 лет.
А за пьяную езду, повлёкшую по неосторожности смерть двух или более лиц, будут отправлять за решётку на срок от 7 до 10 лет с пожизненным лишением прав.
Значительно изменится в УК РК и статья 346 «Управление транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортными средствами и находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством такому лицу или допуск к управлению транспортным средством такого лица».
С 11 января за данное нарушение будет грозить штраф не 200 (как сейчас), а 5 000 МРП (13 255 000 тенге), либо исправительные работы и т. д., либо лишение свободы на срок до 5 лет с пожизненным лишением прав.
Те же действия, повлёкшие по неосторожности повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества, а равно причинение лёгкого вреда здоровью человека, будут наказываться лишением свободы на срок от 4 до 6 лет с пожизненным лишением прав.
За вред здоровью средней тяжести будет грозить лишение свободы на срок от 5 до 7 лет с пожизненным лишением прав.
За тяжкий вред здоровью — лишение свободы на срок от 6 до 8 лет с пожизненным лишением прав.
За смерть человека по неосторожности — лишение свободы на срок от 7 до 9 лет с пожизненным лишением прав.
А за смерть по неосторожности двух или более лиц — лишение свободы на срок от 8 до 10 лет с пожизненным лишением прав.
Кроме того, согласно поправкам в КоАП РК, управление авто нетрезвым водителем, а также передача руля такому человеку будет наказываться административным арестом на 15 суток и лишением прав на 7 лет. Авария с лёгким вредом — арестом на 20 суток и лишением прав на 7 лет. (Статья 608 КоАП РК.)
При этом за уклонение от проверки на опьянение водителей станут арестовывать на 15 суток, лишая прав на 8 лет, а за повторное подобное нарушение в течение года, после истечения срока взыскания — арестовывать на те же 20 суток, но лишать прав уже на 9 лет.
А если от проверки уклоняется водитель, не имеющий прав, под арест его будут отправлять на 25 суток. (Статья 613 КоАП РК.)
Напомним, сажать водителей-пьяниц в тюрьму и лишать прав пожизненно предложил осенью минувшего года президент РК.
эксперты — о необходимости ужесточения законодательства и градации штрафов исходя из степени опьянения водителя
В нашей стране за нетрезвое вождение предусмотрен штраф от 50 до 100 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года. А вот если водитель попадается пьяным второй раз в течение года, у него конфискуют автомобиль и привлекут уже не к административной, а к уголовной ответственности. Меры жесткие, но, как оказывается, даже этого бывает недостаточно: число правонарушений, совершенных водителями, принявшими за воротник, продолжает оставаться высоким. Выход один — задуматься о дальнейшем усилении ответственности.Многолетняя практика показывает, что меры по ужесточению законодательства за вождение в нетрезвом виде имеют положительный эффект.
jamesfletcherlaw.com
Мы решили обсудить эту тему с экспертами. В разговоре приняли участие начальник экспертно-правового управления Генпрокуратуры Виталий Бутрим, начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности УГАИ МВД Александр Занимон, заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Валерий Курсевич и заместитель главного врача по амбулаторному разделу работы Городского клинического наркологического диспансера Минска Жанна Истомина.
Отрезвляющие меры
«Р»: Пьянство за рулем — проблема давняя и, можно сказать, трудноискоренимая. Тем не менее интересна статистика. Число аварий с участием нетрезвых водителей сокращается или же, напротив, растет?
А. ЗАНИМОН: Скажу вам так: тенденция в целом положительная. Люди по-разному относились ко всем мерам, которые мы вводили: кто-то считал их адекватными, кто-то — жесткими. Но они действуют. За десять лет мы снизили число «пьяных» ДТП более чем в три раза. Приведу цифры: в 2008 году в авариях с участием нетрезвых водителей погиб 271 человек. В 2018-м их число составило 78 человек. За 2008 год было совершено больше 1000 «пьяных» ДТП, за прошлый год — 306. Эффект есть, но проблема все равно существует. 10—12 процентов в общей структуре ДТП — это аварии, совершенные нетрезвыми водителями. Зачастую такие вопиющие случаи, как, к примеру, недавний в Белоозерске, когда погибли пять человек, включая троих детей, получают огласку на всю страну и вызывают обоснованные претензии граждан. Получается, тех мер, которые сейчас существуют, недостаточно. В связи с этим мы и говорим о дальнейшем ужесточении ответственности.
Подписывайся на наш канал в Youtube
Смотри видео первым!
«Р»: Какая ответственность сейчас предусмотрена за нетрезвое вождение и какие поправки предлагает внести Генпрокуратура?
В. БУТРИМ: Этот вопрос тщательно прорабатывался, обсуждался со всеми заинтересованными ведомствами: МВД, Верховным Судом, Администрацией Президента. Начнем с поправок в Уголовный кодекс. Сегодня по части 4 статьи 317 УК (когда нетрезвый водитель совершил ДТП, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения), виновника аварии лишают свободы на срок до 7 лет и права управления транспортным средством до 5 лет. Нижнего предела срока лишения свободы нет. Сейчас мы предлагаем ввести нижнюю границу 3 года, а также увеличить верхнюю до 8 лет. К тому же инициируем увеличение срока лишения прав управления машиной до 8 лет вместо 5. Возможность лишать прав на такой же срок предлагается предусмотреть и в части 5 статьи 317 УК (когда в результате действий пьяного водителя погибли два или более человек). К слову, этот срок начинается только после того, как виновный выходит из мест лишения свободы.
Подписывайся на наш канал в Youtube
Смотри видео первым!
Предлагаем мы также поправки и в КоАП. Сейчас разрешается управлять транспортным средством, если степень опьянения не превышает 0,3 промилле. Если показатель выше — наказание для всех одинаковое: штраф от 50 до 100 базовых величин и лишение права управления ТС на 3 года. Генпрокуратура предлагает ввести градацию штрафов исходя из степени опьянения водителя. То есть если освидетельствование покажет от 0,3 до 0,8 промилле, то наказание для водителя останется таким же, как сейчас. Если же больше 0,8 промилле — нарушителю будет грозить штраф от 100 до 200 базовых величин и лишение права управления ТС до 5 лет.
Последняя новация касается Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях. Новое положение позволит налагать арест на транспортное средство водителя, управлявшего автомобилем в пьяном виде либо не имеющего права управления и не оплачивающего штраф за эти правонарушения даже при наличии у нарушителя другого подлежащего аресту имущества. Фактически предлагаем изымать машину на срок, пока штраф не будет оплачен.
10—12 процентов в общей структуре ДТП — это аварии, совершенные нетрезвыми водителями.
Фото Виталия ГИЛЯ
В промилле от беды
«Р»: Градация штрафов в зависимости от степени опьянения водителя. Как и почему возникла такая инициатива?
В. БУТРИМ: Логично же, что чем сильнее водитель пьян, тем меньше он себя контролирует. Нередко привлекают к ответственности людей с так называемым остаточным опьянением. К примеру, он выпил поздно вечером, а с утра сел за руль с уверенностью, что трезв. А у него выявили 0,4 промилле. Разве справедливо будет наказывать его так же, как и автомобилиста, который выпил, скажем, бутылку водки и умышленно сел за руль? Мы предложили эту градацию, исходя из принципа соразмерности наказания и деяния.
«Р»: Жанна Вячеславовна, что на этот счет думают медики? Как вы делите степени опьянения и считаете ли предложенную Генпрокуратурой градацию объективной?
Ж. ИСТОМИНА: Мы — за ужесточение ответственности за нетрезвое вождение в любом случае, но делим степени опьянения несколько иначе. От 0,3 до 1,5 промилле — легкая степень опьянения. От 1,5 до 2,5 — опьянение средней тяжести. То есть по новым правилам водителей с 0,7 промилле и 1,2 будут по-разному штрафовать, хотя для нас, врачей, это одна и та же легкая степень опьянения…
Понятия «остаточного опьянения» у нас тоже не существует. Зато есть состояние отмены алкоголя, которое зачастую проявляется не менее тяжело в плане психических, поведенческих, координационных расстройств, чем само алкогольное опьянение. Объясню на примере: доставили к нам на освидетельствование водителя-дальнобойщика. Аппарат показывает всего 0,25 промилле. Но у него при этом был настолько выраженный абстинентный синдром! Пока сотрудник ГАИ заполнял протокол, водитель просто лежал на подоконнике. Я была дежурным врачом и могла взять на себя ответственность и написать в документе, что человек трезв и может управлять транспортным средством. Но я, разумеется, этого не сделала.
Подписывайся на наш канал в Youtube
Смотри видео первым!
Для нас 0,3 промилле — это уже состояние алкогольного опьянения. На всех напитки действуют по-разному: все зависит от пола, возраста, вида принятого алкоголя, даже закуски. Бывало, выявляем 2,5 промилле, а по водителю и не скажешь сразу, что он пьян. А встречались и те, кто с 0,8 промилле не мог стоять на ногах.
фото владимира шлапака.
Не пустить пьяного за руль
«Р»: Верно ли, что среди нетрезвых водителей немало бесправников? И если лишение права управления ТС не останавливает их от того, чтобы снова сесть за руль, какие дополнительные меры могли бы подействовать?
А. ЗАНИМОН: Да, достаточно часто среди нетрезвых водителей встречаются бесправники. Около 40—50 процентов. Нередко попадаются и нарушители, которые вообще не получали прав. Но хочу отметить, что общее число водителей, которые повторно садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения, становится все меньше. В 2013 году мы ввели конфискацию автомобиля за такое нарушение. Эта мера вызвала много споров, но в действительности показала свою эффективность.
Дополнительные меры? Думаю, помимо ужесточения ответственности, стоит продолжать вести профилактическую работу, доводить до наших граждан, что садиться пьяным за руль нельзя. Ведь может пострадать не только сам водитель, но и его близкие или знакомые, как произошло в том же Белоозерске. Факт в том, что некоторые даже не собираются садиться за руль, пока не выпьют. А потом вдруг решают кого-то подвезти, за кем-то заехать… Важно, чтобы и окружающие реагировали адекватно на такое поведение, сообщали в правоохранительные органы и принимали меры, чтобы не допускать пьяного за руль. И, конечно, ни в коем случае нельзя самому садиться в автомобиль к нетрезвому водителю.
В. КУРСЕВИЧ: Что касается пьяного вождения, то методы существуют разные. К примеру, есть алкозамки — приборы, не допускающие пуск двигателя автомобиля без предварительного прохождения проверки состояния водителя через алкотестер. Они показали свою эффективность в других странах. Такое можно было бы внедрить в общественном транспорте, например. Буквально на прошлой неделе в Минске задержали водителя маршрутного такси с 1,7 промилле алкоголя в крови…
Алкозамок мог бы стать техническим решением проблемы. Но я все же думаю, нужно подходить к этой теме более глобально. Например, на любой АЗС в свободном доступе круглосуточно продается спиртное. В сельской местности, где мало магазинов, такие заправочные станции становятся очень популярным местом. Туда приезжают не только заправить машину, но и «подзаправиться» самим. Считаю, стоит поднять этот вопрос.
Подписывайся на наш канал в Youtube
Смотри видео первым!
Что касается увеличения сроков, то я за любые ужесточающие меры, если они помогут спасти жизнь хотя бы одного человека. Меня очень волнует, как безбоязненно наши граждане ездят без прав. За прошлый год зафиксировано почти 1800 таких нарушений… Возможно, дополнительные меры нужны и в этой части.
Международный опыт
«Р»: Недавно Япония отличилась самым высоким штрафом в мире за вождение в нетрезвом виде — он составил 2,5 млн долларов. В Германии и США при вынесении наказания за «пьяные» ДТП учитываются возраст водителей и их стаж вождения. А в Непале за такие аварии можно получить срок лишения свободы 25 лет и даже быть приговоренным к смертной казни. Изучался ли международный опыт при инициировании поправок в наше законодательство?
В. БУТРИМ: Конечно, мы изучали зарубежный опыт. И у нас не самые жесткие законы в этом плане. В той же Японии к административной ответственности привлекают даже трезвых пассажиров, которые садятся в машину к пьяным водителям, — они могут получить штраф до 500 долларов.
Раз уж подняли тему алкозамков, стоит отметить: в некоторых странах их эффективность достигает 90 процентов. А в Скандинавских странах, например, работает такое условие: если человек впервые попался в состоянии алкогольного опьянения за рулем, то его не лишают прав при согласии установить в авто алкозамок. При повторной попытке покататься на машине в нетрезвом виде водитель автоматически лишается прав на управление машиной. В Татарстане же провели эксперимент и установили алкозамки в общественном транспорте, в первую очередь в школьных автобусах. Такая инициатива получила одобрение у общественности.
Для нас проблемой является стоимость алкозамков. Согласитесь, установить прибор за 1—2 тысячи евро для нашего водителя будет затруднительно. Сейчас в России планируется наладить выпуск алкозамков. Возможно, у соседей они будут стоить дешевле, и это позволит нам рассмотреть вопрос их приобретения.
А. ЗАНИМОН: Классифицировать нетрезвых водителей по возрасту и стажу вождения — это неправильно, я считаю. Ведь последствия в любом случае одинаково плачевные. При подготовке изменений в законодательство такой вопрос не рассматривался.
«Р»: В Польше действует мера пожизненного лишения права управления транспортным средством за нетрезвое вождение. Не раз этот вопрос поднимался и у нас… Рассматривали вы эту меру, когда работали над поправками в законодательство?
В. БУТРИМ: Предлагалось ввести такую меру в особо тяжких случаях — за совершение преступлений, предусмотренных частью 5 статьи 317 УК, когда в результате «пьяного» ДТП погибают двое и более лиц. Дело в том, что в законодательстве ряда стран, где применяется такая мера, оговаривается, что по истечении определенного срока суд может восстановить право на управление транспортным средством. Возможно, мы еще придем и к алкозамкам, и к пожизненному лишению прав, но чуть позже, когда общество для таких мер созреет. Мы посчитали, что сегодня они преждевременны.
А. ЗАНИМОН: Пожизненное лишение прав загоняет человека в рамки, ведь как бы он в дальнейшем ни старался, права уже не сможет получить обратно. У него не останется никакого стимула к правомерному поведению. В ряде случаев такое положение дел, на мой взгляд, может лишь усугубить ситуацию, не оказав профилактического воздействия.
В ногу со временем
В. КУРСЕВИЧ: Я считаю, что при подготовке нормативно-правовых актов ни в коем случае нельзя списывать со счетов технологические новинки, в том числе и алкозамки. Подобные разработки с каждым годом лишь совершенствуются, а соответственно стоимость их снижается. Возможно, в скором будущем такие разработки войдут в базовую комплектацию автомобилей.
Ж. ИСТОМИНА: А я склоняюсь к тому, что начинать нужно с привития ответственного потребления алкоголя. О чем бы мы ни говорили, а больше 30 заводов в стране по изготовлению алкогольной продукции куда-то реализуют свой товар…
Что же касается пьяного вождения, то мне кажется, чаще нужно рекламировать услугу «Трезвый водитель» — возможность вызвать водителя, который доставит вас на вашем же автомобиле до места назначения. Она есть на нашем рынке, но пока не очень популярна, мало кто про нее знает.
В. БУТРИМ: Инициатива неплохая, но трудновыполнимая. Дело в том, что услуги такси сейчас настолько подешевели, что деятельность подобных сервисов стала нецелесообразной. Они попросту не могут конкурировать на рынке. Да и сеть общественного транспорта сегодня развита довольно хорошо. Тот, кто не воспользуется услугами такси, вряд ли прибегнет к помощи «Трезвого водителя».
В. КУРСЕВИЧ: В целом, я считаю, должна вырабатываться всеобщая нетерпимость к злоупотреблению спиртным. Могу добавить, что нужно вводить ограничения на рекламу и скрытую рекламу спиртосодержащей продукции.
«Р»: Статья, в которую планируют внести поправки, касается и водителей в состоянии наркотического опьянения. Какое наказание будет предусмотрено для них?
А. ЗАНИМОН: Мы приравняли наркотическое опьянение к степени алкогольного опьянения свыше 0,8 промилле. То есть если поправки будут приняты, водитель, находящийся под действием психоактивных веществ, получит штраф от 100 до 200 базовых величин и лишится права управления ТС до 5 лет.
«Р»: Насколько актуальна такая проблема сегодня? И как отличаются действия водителей в алкогольном и наркотическом опьянении?
Ж. ИСТОМИНА: Водители в состоянии наркотического опьянения попадаются нечасто. Прежде всего это связано с тем, что употребление наркотиков запрещено законом, а алкоголь реализуется в свободном доступе. И алкогольное, и наркотическое опьянение вызывает психические и физические нарушения. Бывает, инспекторы ГАИ сталкиваются с ситуациями, когда алкоголем от водителя не пахнет, а ведет он себя не совсем адекватно.
Для освидетельствования наркотического опьянения также необходимо сделать забор биологического материала. К слову, в этом месяце в нашем диспансере появилось два новейших прибора, которые по биологическим жидкостям человека определяют малейшие частицы психоактивных веществ. Техника позволит врачам улучшить диагностику.
«Р»: Когда законопроект поступит в Палату представителей?
В. БУТРИМ: Комплексное внесение изменений в УК и КоАП планируется на конец этого — начало следующего года. Нормотворческий процесс предполагает сложные процедуры, но никто не заинтересован в затягивании сроков.
Многолетняя практика показывает, что меры по ужесточению законодательства за вождение в нетрезвом виде имеют положительный эффект. Наша главная задача в том, чтобы пешеходы могли спокойно передвигаться по улицам, а законопослушные водители не страдали из-за действий нетрезвых коллег. Думаю, новые меры помогут нам хотя бы на шаг приблизиться к этой глобальной цели.
КСТАТИ
За последние 4 года за повторное вождение в состоянии алкогольного опьянения конфисковали 6611 транспортных средств. Правда, число таких случаев сократилось почти в три раза: с 2226 в 2014 году до 880 в 2018-м.