Как правильно запрессовать сальник? от «РТИ-Промэкспорт»
Правильно выбрав манжету, можно переходить к задачам по монтажу. И для этого следует учитывать множество советов, как правильно запрессовать сальник. Это обеспечит его дальнейшую долговечную эксплуатацию.
Базовые рекомендации
В первую очередь необходимо очистить отверстие в корпусе и вал. Если под рабочую кромку попадет грязь, утратится герметичность. Если монтаж сальника выполняется без снятия и разборки двигателя внутреннего сгорания, потребуются специальные оправки. Это исключит срыв пружины или повреждение рабочей кромки. Последняя не должна попасть в канавку, сформированную старым изделием на валу.
Снимать старые изделия нужно аккуратно, без повреждений гнезда корпуса. При наличии в уплотнении прорезей, ориентированных на направление вращения вала, следует их учитывать. В некоторых конструкциях предусмотрено реверсное движение. Тогда на изделии должны быть прорези, позволяющие вращаться валу в обе стороны.
Дополнительные советы
Приведем еще несколько важных рекомендаций:
- Нельзя устанавливать сальник, имеющий внутренний диаметр, не соответствующий штатному. Это чаще всего вынуждает проводить дополнительные манипуляции, результатом которых будет нарушение герметизации или изменение посадочных поверхностей изделий.
- Поверхность смазывается перед началом монтажа. Один из важных нюансов, который стоит учитывать в рекомендациях о том, как правильно запрессовать сальник.
- Сальник извлекается из упаковки руками с соблюдением осторожности.
- Вал не должен иметь острых углов или граней.
- Для простукивания по уплотнению при установке не используются тяжелые предметы.
- Размещение изделия нужно согласовывать с центром вала.
- Перед установкой сальника в гнездо необходимо обеспечить соответствие его температуры условиям среды.
- При использовании изделий PTFE необходимо исключить попадание смазки на рабочие кромки.
И еще одно важное замечание – демонтированное изделие не может устанавливаться повторно!
Подробные консультации по подобным вопросам можно получить у специалистов «РТИ-Промэкспорт» по телефону в Барнауле: +7 (3852) 500-230.
www.rti-prom.ru
Как работают сальники (уплотнительные манжеты)?
Сегодня мы попробуем рассказать, как влияют на работу сальников:
- качество поверхности вала;
- выполнение (или нарушение) рекомендаций по установке сальников, вне зависимости от того, применяются сальники в автомобилях или в другом промышленном оборудовании.
По поводу валов
Материалы:
-
Валы могут быть изготовлены из углеродистой или нержавеющей стали, чугуна.
Могут быть литыми или коваными. -
Рабочая поверхность вала не должна иметь покрытия.
Материалы покрытий, при работе сальника, изнашиваются сами и, одновременно, быстро изнашивают рабочую кромку уплотнения.
Твердость:
- Твердость поверхности вала должна быть не менее 30 НRс.
- Также возможно использование тонкостенных втулок из пружинной стали, с твердостью поверхности после термообработки 75-80 НRb, обычно «одеваемых» на вал в зоне работы сальника.
Шлифовка:
- Угол рисок от шлифования – менее 0,05°
- Некруглость шлифованной поверхности – не более 0,005 мм
- Шероховатость шлифованной поверхности – 10-20 Ra.
Имейте ввиду – шероховатость поверхности коренных и шатунных шеек коленчатых валов отличается от указанной.
В ремонтной практике все еще встречаются коленчатые валы, на которых есть маслосгонная накатка (см. схему 3). Чтобы сальниковая набивка долго и надежно работала с подобным валом, очень важно надлежащее состояние спиральных «канавок» либо на самом валу, либо на уплотнении. Особенно учитывая тот факт, что производители не поставляют более современных уплотнений к таким моторам.
Если у вас есть инструмент для восстановления маслосгонной накатки на коленчатом валу (а его приобрести не просто), убедитесь, что он соответствует тому валу, который надо ремонтировать. В противном случае, вы измените угол и шаг расположения спиральных канавок в накатке. Имейте в виду, что эти канавки работают как архимедов насос и перекачивают значительный объем масла. Также очень важно соблюсти угол расположения канавок относительно направления вращения вала. Если не выдержать нужный угол, то все масло будет «сброшено» из уплотнения, так что набивка попросту сгорит и разрушится (см. схему 2).
Уплотнения (уплотнительные манжеты)
Полный перечень уплотнений (разной конструкции и назначения) очень велик. Однако, наиболее распространенным являются самоподжимные манжетные уплотнения. Тем не менее, периодически встречаются (особенно в старых моторах) сальниковые набивки: двухсекционные или плоские. Большинство современных манжет – полимерные формованные, со стальным каркасом и уплотнительными кромками разного вида. Все спецификации и допуски на уплотнительные манжеты можно найти в инженерных справочниках или в каталогах производителей, таких как R. L. Hudson и Federal Mogul.
Монтаж
Ошибки при монтаже сальников являются основной причиной возникновения неисправностей. Часто считают, что сальник – это простая деталь и устанавливают его, не задумываясь о последствиях.
Вот краткий перечень критических особенностей, которые следует соблюдать при монтаже сальника.
— Является ли отверстия по сальник (в крышке или картере) круглым?
Чрезмерный нагрев или охлаждение, хонингование, полировка могут влиять на диаметр и геометрию отверстия под установку сальника. Все это может привести к деформации сальника и, соответственно, к нарушениям в контакте уплотнительной кромки с валом и последующей течи масла.
— Является ли поверхность вала чистой?
Разного рода загрязнения (остатки моющего раствора, полировального абразива или любого другого материала) на поверхности вала не допустят плотного прилегания уплотнительной кромки к валу.
— Имеются ли повреждения и дефекты на самом валу или в отверстии корпуса, куда устанавливается сальник?
— Есть ли у вас оправки (приспособления), которые гарантируют, что сальник будет установлен правильно?
— Можно ли наносить герметик на посадочное место или на сам сальник?
На этот момент часто не обращают внимание. Часто утечка масла через уплотнения появляются потому, что герметик попадает между кромкой сальника и валом.
— Есть ли повреждения (надрывы, порезы, раковины или загрязнения) на самом сальнике?
— Нужно ли смазывать уплотнительную кромку и вал?
В большинстве случаев поверхность вала и кромку сальника надо смазывать. Но с сальником, выполненным по PTFE технологии (с плоской уплотняющей кромкой), рекомендуется держать и поверхность уплотнения и сам вал настолько сухими, насколько это возможно.
После монтажа
После монтажа сальника внимательно осмотрите сборку, на предмет повреждений от инструмента, излишков герметика и т. п. Очистите место установки настолько, насколько это возможно, чтобы устранить все потенциальные причины утечек.
Как уже было сказано выше, в справочниках и руководствах по ремонту есть гораздо больше полезной информации, которая поможет вам избежать ошибок при монтаже сальников.
www.mehanika.ru
Сальник коленвала – масло наружу не пройдет + видео » АвтоНоватор
В далеком прошлом, когда еще первые автомобили тряслись по брусчатке без рессор и амортизаторов, что не добавляло комфорта при зависимых приводах, там, где сегодня стоит сальник коленвала, делались уплотнения смазанной жиром паклей. От прямой связи с салом и пошло такое название этого важного герметизирующего элемента, с которым легко обращаются бывалые автолюбители, а новички едва знакомы.
Что собой представляет сальник коленвала
Коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания постоянно и щедро омывается маслом, налитым в поддон картера, вследствие чего, из-за непрерывного вращения во время работы, смазка может вытекать за пределы корпуса. А о подтекании масла не понаслышке знают многие автомобилисты, также как и о связанных с этим процессом проблемах. Впрочем, на рубежах, а именно, в выходных отверстиях, через которые вал соединяется с внешними узлами, обычно стоят сальники, передний и задний. Отличить их просто, последний представляет собой несколько большее и массивное кольцо.
Ввиду того, что данные прокладки подвергаются трению все то время, пока работает двигатель, и шатуны крутят коленвал на высокой скорости, материал сальника должен обладать определенной термостойкостью. Обычный нитрил (бутадиен-нитрильный каучук или NBR) не подойдет, поскольку будет прогорать и рассыпаться буквально на ходу. Гораздо лучше для уплотнителей подходит фторкаучуковая резина FPM либо силикон. Выбирая сальник коленвала, также следует обращать внимание на такие факторы, как форма и наличие маркировки. Внутренняя кромка должна быть острой, а надписи внешней поверхности – легко читаемы.
Как сальник используется?
Даже если вы знаете, что такое сальник, информация о нюансах его установки и эксплуатации не помешает. В частности, некоторые уплотнители имеют наклонные риски для сгона масла, при установке таких колец обратите внимание на присутствие стрелки, указывающей направление вращения вала. Особенно это актуально для неоригинальных манжет. К слову, об аналогах. Иногда очень трудно подобрать сальник по размеру, особенно, если стоял импортный, а в продаже имеются только отечественные (из таковых выбирайте только красно-коричневые, они из фторкаучука).
В таких случаях, если вы уверены, что впредь будете использовать только имеющиеся в наличии уплотнители, при слишком больших их размерах можно расточить гнездо, а при слишком маленьких – запрессовать в него переходное кольцо. По ширине допустимо превышение оригинала на 2.5-3 миллиметра, не более, на столько же заменитель может быть уже. Если же сальник слишком тонок, придется по внешнему диаметру устанавливать дистанционное кольцо на недостающую ширину до прижимающего шкива для переднего уплотнителя и маховика для заднего.
Как самостоятельно заменить сальник
Передний заменить легче, поскольку доступ к нему получить не составит особого труда. Для начала снимаем кожух зубчатого ремня передачи на распредвал. Ремень может и отсутствовать, иногда передача осуществляется напрямую, шестернями. В любом случае, основной шкив с зубчатой кромкой также нужно будет снять, для чего откручиваем крепежные болты (их обычно 6 штук). Затем нужно снять ступицу, на которой сидел шкив. Для этого выкручиваем еще один болт и аккуратно сбиваем ступицу монтажными лопатками, в крайнем случае, при слишком плотно напрессованной детали, нужно использовать специальный съемник.
Чтобы во время смены прокладки вал не крутился, рекомендуется переключить коробку передач на пятую позицию и установить стояночный тормоз.
Теперь меняем сальник, аккуратно поддев его и поставив на место новый. Для запрессовки манжеты можно использовать старую, наложив сверху и нажимая по ее окружности отверткой. Заднюю прокладку поменять чуть сложнее, поскольку для этого нужно сначала снять коробку передач, затем сцепление, и только потом вам откроется доступ к маховику, нужно аккуратно открутить крепежные болты и снять зубчатое колесо с вала. Теперь у вас перед глазами сальник, подцепляем его и ставим новый, запрессовав, как и в первом случае, с помощью старого уплотнителя в качестве оправки. Рабочая кромка манжеты должна быть заправлена на шейку коленвала. Когда убедитесь, что сальник сидит плотно, установите в обратном порядке снятые узлы.
carnovato.ru
замена сальника с двумя пружинами, установка и ремонт. Какой стороной правильно ставить и как снять? Как подобрать размер?
Стиральную машину-автомат можно по праву назвать помощницей хозяек. Этот агрегат упрощает бытовые хлопоты и экономит силы, поэтому он всегда должен находиться в исправном состоянии. Сложное устройство «стиралки» подразумевает, что от поломки одного элемента перестанет функционировать вся машина. Сальники считаются очень важной частью конструкции данного вида бытовой техники, так как их наличие предотвращает попадание влаги в подшипник.
Характеристика
Сальник для стиральной машины – это специальный узел, который устанавливается для того, чтобы в подшипники не попадала влага. Данная деталь имеется в «стиралках» любых моделей.
Манжеты могут иметь разные размеры, маркировку, быть с двумя пружинами и одной.
А также у этих деталей отличается внешний вид и габариты. Во внутренней части сальника находится специальный металлический элемент, поэтому при установке в бак стоит проявлять предельную аккуратность для предотвращения повреждений.
Назначение
Сальник имеет вид колечка из резины, основной ролью которого является уплотнение между статическим и подвижным элементами стиральной машины. Именно детали бака ограничивают проникновение воды в пространство между валом и баком. Эта деталь выполняет функцию своеобразного герметика между деталями определенной группы. Роль сальников не стоит недооценивать, так как без них нормальное функционирование агрегата практически невозможно.
Правила эксплуатации
В процессе эксплуатации у вала происходит постоянный контакт с внутренностями сальника. Если не уменьшить трение, то по истечении небольшого периода сальник рассохнется и будет пропускать жидкость.
Для того чтобы сальник стиральной машины служил как можно дольше, потребуется использовать специальную смазку.
Она необходима для улучшения функциональных характеристик элемента. Смазка способствует защите сальника от изношенности и появления на нем трещин. Для предотвращения проникания ненужной воды на подшипник потребуется регулярно смазывать уплотнитель.
Выбирая смазку, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- уровень влагостойкость;
- отсутствие агрессивных составляющих;
- устойчивость к температурным перепадам;
- густота и высокое качество консистенции.
Большинство производителей стиральных машин выпускают смазки для деталей, которые подходят именно для их модели. Однако на практике доказано, что состав таких веществ идентичный. Несмотря на то что покупка смазки обойдется недешево, она все-таки будет оправдана, так как альтернативные средства влекут за собой размягчение уплотнителей, соответственно, сокращают срок их службы.
По мнению специалистов, чаще всего сальники ломаются из-за неправильного использования стиральных машин. По этой причине рекомендуется тщательно изучить инструкцию по эксплуатации после покупки техники. Помимо всего прочего, стоит регулярно отслеживать состояние внутренних деталей агрегата, сальника в частности.
Выбор
Покупая сальник для стиральной машины, стоит внимательно осмотреть его на предмет трещин. Уплотнитель должен быть целым и без дефектов. Специалисты рекомендуют отдать предпочтение деталям, что имеют универсальное направление вращательного движения, то есть их можно будет устанавливать без труда.
После этого стоит убедиться, что уплотнительный материал полностью соответствует условиям среды, в которой ему придется работать.
Выбрать нужно тот сальник, который выдержит среду стиральной машинки, и при этом будет сохранять свою рабочую способность. В данном случае материал стоит подобрать в соответствии со скоростью вращения вала и его габаритами.
Уплотнители из резины с силиконом должны использоваться с некоторой осторожностью, так как несмотря на свои хорошие характеристики, их могут повредить механические факторы. Распаковывать сальники и доставать их из упаковки стоит руками, не используя режущие и колющие инструменты, так как даже незначительная царапина может стать причиной нарушения герметичности. Выбирая уплотнитель, нужно обращать внимание на маркировку и этикетку, на них указаны правила использования сальника.
Ремонт и замена
После того как установка стиральной машины завершена, и она успешно стирает вещи, стоит подумать о проверке ее деталей, в частности, сальника. О нарушении его функциональности может свидетельствовать то, что машинка при стирке скрипит и шумит. Ко всему прочему, о неисправности уплотнителя горят следующие признаки:
- вибрация, стук агрегата из ее внутренней части;
- барабанный люфт, который проверяется прокручиванием барабана;
- полная остановка барабана.
В случае обнаружения хотя бы одного из вышеперечисленных признаков стоит немедленно проверить работоспособность сальников.
При игнорировании нарушений в работе стиральной машины можно рассчитывать на разрушение подшипников.
Для того чтобы установить новый сальник в стиральную машину, ее нужно разобрать и правильно снять все детали. Для работы стоит подготовить стандартные инструменты, которые присутствуют в каждом доме.
Пошаговая процедура замены уплотнителя:
- отсоединение верхней крышки от корпуса агрегата, при этом стоит открутить болты, что ее удерживают;
- откручивание болтов задней стороны корпуса, снятие тыльной стенки;
- извлечение ремня привода путем вращательных движений вала рукой;
- снятие манжеты, которая опоясывает двери люка, благодаря разъединению металлического кольца;
- отключение провода от ТЭНа, электродвигателя, заземления;
- уборка шлангов, патрубков, что прикреплены к баку;
- отделение датчика, что отвечает за забор воды;
- демонтаж амортизаторов, пружинок, которые поддерживают барабан;
- снятие внутрикорпусных противовесов;
- извлечение мотора;
- вытаскивание бака и барабана;
- раскрутка бака и выкручивание шкива при помощи шестигранника.
После того как стиральная машина разобрана, можно получить доступ к сальнику. В извлечении уплотнителя нет ничего сложного. Для этого будет достаточно поддевания детали отверткой. После этого уплотнитель стоит осмотреть и при необходимости заменить. Следующим шагом будет смазка каждой установленной детали, а также посадочных мест.
Очень важно уметь правильно ставить уплотнительное кольцо.
Если на нем не присутствуют какие-либо метки, то установку стоит осуществить таким образом, чтобы сальник плотно закрыл нишу с подвижными элементами подшипника. Загерметизировать и обратно склеить бак потребуется в случае следующей сборки машины.
Сальники для стиральных машинок – это детали, которые относят к уплотняющим и герметизирующим. Благодаря им не только подшипники, но и агрегат в целом служат гораздо дольше. Однако для того чтобы эти детали качественно справлялись со своим предназначением, стоит их смазывать специальными составами.
Как правильно установить сальник в стиральную машину, смотрите далее.
stroy-podskazka.ru
Основные правила замены сальника (манжеты) от компании SKT
Многие сталкиваются с вопросом: Замена сальника, манжеты. Компания SKT рекомендует придерживаться следующих правил, которые актуальны не только к изделиям SKT, но и вообще к уплотнениям в целом. Они не сложные и прежде чем заменить сальник, манжету, уплотнение рекомендуем внимательно ознакомиться и руководствоваться. В случае если не разобрались или какая то не штатная ситуация при замене сальника рекомендуем обратится к специалистам компании Автофор.
- При демонтаже старого сальника, манжеты, уплотнения, проявляйте осторожность что бы не повредить гнездо корпуса!
- Прежде чем произвести монтаж манжеты, сальника, уплотнения, необходимо внимательно осмотреть его!
- Если в уплотняемой среде есть давление, то необходимо применять изделия сконструированные для повышенного давления!
- Убедитесь что материал манжеты, сальника уплотнения подобран адекватно уплотняемой среде и условиям и режиму работы!
- Уплотнение, манжету, сальник следует извлекать из упаковки руками, соблюдая осторожность, особенно изделия из силиконовых смесей
- Остатки сальников, манжет, уплотнении, храните вместе с этикеткой, что бы в случае необходимости можно было точно идентифицировать изделие!
- Протестируйте поверхность вала, в нем не должно быть острых граней и углов. Все элементы вала должны соответствовать DIN или ГОСТу!
- В процессе монтажа манжеты, сальника, уплотнения, обращайте внимание на поверхность сопряжения вала с уплотнением, она должна быть чистой не иметь вмятин, окалины и иных загрязнении и дефектов!
- Если конструкция вала имеет острые грани, типа шлицов, шпоночные пазы, используйте при монтаже специальный инструмент, оправки!
- Протестируйте гнездо корпуса, его размеры, допуски и отклонения должны соответствовать нормам!
- Для сальников и манжет изготовленных с ориентированным направления вращения должны устанавливаться правильно в соответствие с направлением вращения вала. Пружина должна быть правильно установлена в свое гнездо!
- В начале монтажа необходимо смазать поверхность вала или саму манжету, сальник, уплотнение!
- Применяйте соответствующий инструмент, оправки, для монтажа манжеты. Манжета должна войти в гнездо правильно без перекосов!
- Нельзя в процессе монтажа использовать тяжелые предметы, молоток и т.д., для постукивания по манжете!
- Пружина манжеты, сальника рассчитана в соответствии с конструкторской документации и не следует ее произвольно укорачивать!
- Аккуратно центруйте во время монтажа центр уплотнения с центром вала!
- Проявляйте аккуратность при монтаже не деформируйте манжету, сальник!
- Нанесите смазку на внешнею поверхность манжеты, сальника, перед тем как поместить его в гнездо корпуса. Процесс внедрения уплотнения в гнездо должен происходить на равномерной скорости без резких рывков и толчков!
- Прежде чем установить манжету, сальник в гнездо, необходимо, что бы температура изделия соответствовала температуре среды!
- Особую осторожность необходимо проявлять с изделиями из PTFE материала. Оберегайте от повреждении, для установки в гнездо применяйте оправки!
- Если применяемое уплотнение изготовлено из материалов PTFE, остерегайтесь от попадания смазки на рабочие кромки манжеты, сальника!
- Демонтированное уплотнение не подлежит повторному применению!
Соблюдайте правила, это гарантия надежной работы всей машины. На нашем сайте можно так же ознакомиться более подробно об отдельных аспектах монтажа. Следите за статьями.
skt.com.ru
Как установить сальник на Агидель от «РТИ-Промэкспорт»™ Барнаул
В частных домовладениях и на дачных участках довольно часто используются водяные насосы «Агидель». Они представляют собой надежные и компактные устройства. Однако, как и любые другие, и они могут выйти из строя. Существует множество причин этого. Часто начинается утечка охлаждающей жидкости. Это может быть вызвано дефектом уплотнителя. В этом случае ремонт нужно делать как можно раньше. Поэтому рассмотрим, как установить сальники на «Агидель».
Как отремонтировать насос?
Если нужно поменять уплотнитель, придется фактически полностью разбирать устройство, ведь он используется на валу двигателя. Для этого нужно совершить несколько шагов:
- находим три крепежных болта, расположенных на верхней части корпуса;
- их нужно открутить, после чего следует снять кожух;
- дальше придется открутить еще несколько крепежных болтов (обычно их четыре), эти элементы удерживают двигатель;
- затем аккуратно снимаем корпус мотора, получая доступ к улитке;
- последняя также снимается;
- прокладку, находящуюся под крыльчаткой, необходимо убрать;
- откручиваем гайку, которая крепит крыльчатку;
- из последней вынимается ось якоря;
- затем нужно извлечь якорь, подшипник, после чего – первый уплотнитель, разделитель и второй уплотнитель;
- подготавливаем новые сальники и устанавливаем;
- монтаж остальных элементов выполняем в обратном порядке.
При ремонте насосного устройства необходимо сохранять внимательность. Также нужно заблаговременно подготовить место для последовательного размещения всех извлеченных деталей. Крепежные болты стоит положить в отдельные емкости.
Внимание! Без опыта и знаний насос можно испортить. В этом случае потребуется серьезный ремонт, а это совершенно другие затраты.
Готовясь к ремонту насоса, стоит сразу приобрести два сальника нужного типа. Замену нужно делать именно в паре. Ведь даже если износился только один, второй, скорее всего, выйдет из строя очень быстро. В итоге придется разбирать и собирать насос дважды.
Помните, что сальник нужно запрессовывать на место. Действовать нужно аккуратно. Небрежное обращение с уплотнителем может привести к его деформации. Также имеет значение происхождение детали. Некачественные сальники встречаются довольно часто. Поэтому при покупке нужно уточнять производителя изделий. Не стоит отчаиваться, если установить сальник самому не получается. В этом случае нужно обратиться к мастерам. Их навыки помогут выполнить процедуру качественно и быстро. При этом часто мастерские дают гарантии, а значит, в случае повторения проблемы ее смогут решить бесплатно.
Простой способ проверить результат – осмотреть насос на предмет утечки. Если она отсутствует – проблема решена.
www.rti-prom.ru
Общая информация о конструкции уплотнений (сальников) для валов вращенияОсновное назначение сальников — это уплотнение валов в статике и динамике для разделения сред без потерь и без проникновения одной среды в другую:
Изготавливаются уплотнения (сальники) в том числе и для разделения агрессивных кислот и щелочей от попадания во внешнюю среду. Каждый сальник проходит достаточно длинный и сложный путь отработки конструкции и разработки композита полимера (резиновой смеси), стендовых и ходовых испытаний. Идеальных методик расчета конструкций сальников не существует и большинство формул для расчетов — эмпирические, а выбор конструкции носит рекомендательный характер. Поэтому только стендовые и ходовые испытания дают окончательный вывод о надежности и долговечности уплотнений. Требования к долговечности и надежности работы уплотнений возрастают непрерывно. Сегодня отдельные фирмы гарантируют ресурсный пробег 3 млн.км. или 50000 часов без смены сальника, а еще 20 лет назад 500 тыс.км. казалось мистикой. Для решения задач по уплотнениям того или иного узла, конструкторы используют целую массу оригинальных решений. При этом решается задача уплотнения по валу вращения и по посадочному месту наружной поверхности.
Рис.1 Типовая схема сальника вала вращения Уплотнение по наружной поверхности.
|
Рис. 2а Гладкая наружная поверхность | Рис. 2б Наружная поверхность с рифлениями |
Использование гидродинамического эффекта.
«Накатки»
До определенных угловых и линейных скоростей вращений вала, резиновый элемент — «губа» сальника — своей рабочей кромкой плотно прижимаются к валу, и масло не просачивается за пределы рабочей кромки. У таких сальников конструкторы изделия в основном решают вопрос обеспечения долговечности и малого износа в месте контакта. Здесь очень много зависит от качества обработки вала, качества резиновой смеси, антифрикционных и износостойких наполнителей, ну и, конечно, от смазки (масла). На повышенных угловых скоростях (об/мин) резиновый элемент — «губа» с рабочей кромкой «открывается». Это связано с тем, что любой вал имеет эксцентриситет, любой сальник имеет смещение окружности рабочей кромки относительно наружного диаметра. У современных сальников и ответственных производителей эта величина не превышает 0,2мм. По валу этот эксцентриситет значительно меньше, но присутствует. При определенных скоростях, резина не успевает «закрыть» смещение и образуется зазор между валом и рабочей кромкой. Это позволяет маслу протекать. |
||
Рис.3 Накатка |
«Хитрость», к которой прибегают конструкторы, состоит в том, что на «губу» сальника специальным образом наносится накатка специального профиля, выполняющая роль крыльчатки насоса. Крыльчатка неподвижна, а подвижна жидкость — масло или вода. Возникает так называемый «гидродинамический эффект», который позволяет «загонять» обратно масло, пытающееся проникнуть наружу.
Выбор формы, угла примыкания к рабочей кромке накатки, шаг накатки — это сложная и кропотливая работа конструктора. Расчетам это не поддается и существенно зависит как от свойств полимера (резины), так и от конструкции «губы» сальника. Обычно требуется выполнить 3-4 эксперимента для подбора оптимальной формы и исполнения накатки.
Гидродинамическая накатка выполняется для сальников левого вращения и правого вращения, и отличается углом наклона к рабочей кромке, на сальнике вводится обозначение, указывающая направление вращения.
Гидродинамические «реверсивные» насечки (накатки»)
Наблюдение за работой сальников показали, что есть у него т.н. «граничные» режимы работы. Большую часть времени сальник работает при угловых скоростях вала, не вызывающих его «открытия» и только при форсированном использовании он «открывается». Еще есть часть сальников, работающих при невысоких угловых скоростях и при реверсивном вращении валов (например, полуоси автомобилей: движение вперед, движение задним ходом). Использование ориентированной на вращение вала «правой» или «левой» накаток, в таких случаях нецелесообразно экономически, технически же проблема решается путем изготовления «реверсивной накатки». У сальников, изготовленных с применением этих элементов, как правило, есть предел угловой скорости. |
||
Рис. 4 Реверсивная насечка |
Сальники с оголенным каркасом («Голые»)
С целью снижения затрат на полимеры (резиновую смесь), часто изготавливают сальники без наружного уплотняющего слоя. Уплотнение происходит за счет плотной посадки — металл по металлу. Добиться высококачественного, не протекающего уплотнения в этом случае практически не удается, поэтому при монтаже, в узел приходиться использовать специальный герметик. В условиях серийной сборки — это дополнительные трудозатраты, которые превышают затраты на обрезиненный по наружному диаметру сальник.В условиях ремонтных мастерских — это дает незначительную экономию. Преимущества этих сальников перед обрезиненными — это прочная посадка в узле, т.к. не правильно обрезиненный сальник из-за остаточных деформаций в резиновой смеси, да еще под воздействием температур, может самопроизвольно сместиться в посадочном месте и потерять герметичность. |
||
Рис.5 Оголенный каркас |
Сальники с полуоголенным каркасом («Полуголые»)
Конструкция каркаса у таких сальников, требует более высоких затрат: сложный процесс вулканизации и обработки — поэтому они изготавливаются по особому заказу потребителя. Главное преимущество этого сальника в сравнении с «голым» и «обрезиненным» — это то, что он надежно крепится в гнезде за счет натяга металла по металлу, отлично герметизирует обрезиненной частью и имеет расход полимера на 15-20% меньше, чем обрезиненный. Сальники такой конструкции целесообразно использовать в очень ответственных местах. Изготавливаются они, как правило, из очень добротных полимеров, например фтор-силиконовым, где цена за 1 кг. полимера — 56 дол. США. |
||
Рис.6 Полуоголенный каркас |
«Пыльник» для сальника
Для защиты места уплотнения вала и рабочей кромки от попадания пыли, влаги, грязи в конструкцию сальника введен специальный элемент, который называется «пыльник».
Этот элемент защищает достаточно надежно от крупных частиц, которые способны повредить место уплотнения.
Как правило, «пыльник» имеет зазор относительно вала или без натяга касается вала.
«Пыльник» выступающий
В узлах, которые постоянно находятся в условиях повышенной грязи, влаги, пыли — для увеличения срока службы сальника — пыльник выдвигают подальше от рабочей кромки. Тем самым увеличивается объем камеры внутри сальника. И то, что, так или иначе попадает внутрь — оседает в большой камере. | |
Рис. 7 Пыльник выступающий |
«Пыльник» с натягом на вал и с пружиной браслетной
Сальники, изготавливаемые с так называемым «пыльником», как правило, должны иметь зазор между «пыльником» и валом, но есть исключения. Растущие требования к надежности уплотнений, особенно для автомобилей, работающих в экстремальных условиях, в том числе для военной техники (для так называемых «вездеходов»), вынуждают конструкторов искать решение по уплотнениям, исключающим попадание внутрь сальника воды, жидкой грязи, даже при полном погружении. Такие сальники должны иметь повышенную износостойкость и внутренняя полость их на 2/3 должна заполняться специальной смазкой. Наружная пружина должна быть изготовлена из нержавеющей стали или из стали с антикоррозийной защитой. |
|
Рис.8 Пыльник с браслетной пружиной |
Однако эти сальники не достаточно герметичны и допускают незначительные (3-5 мл на 1000 км пробега) протечки масла. Это связано это с изменением температуры внутри камеры сальника (между уплотняющей кромкой и пыльником). При движении воздушно-газовая среда внутри камеры нагревается и камера «надувается», при «стоянке» (вал не вращается) среда остывает, и камера начинает вбирать воздух извне.
www.salnik.ru