ГАЗ-31105 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ГАЗ-31105 «Волга» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | ГАЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 2003—2009 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка | ГАЗ (Нижний Новгород, Россия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Большой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип кузова | 4‑дв. седан (5‑мест.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Платформа | ГАЗ-24 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновка | переднемоторная, заднеприводная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 4 × 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 4921 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 1812 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 1422 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 2800 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1444 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1500 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса | 1400 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная скорость | 175км/ч (200для двигателей Chrysler) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие модели | ГАЗ-3111 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегмент | E-сегмент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 390 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расход топлива | 11-15 л/100км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 55 л и 75 л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
ГАЗ-31105 «Волга» — российский автомобиль среднего класса, выпускался серийно на конвейере с 2003 по 2009 год на Горьковском автозаводе.
По сути «105-я» является усовершенствованной версией ГАЗ-3110[источник не указан 689 дней]. Среди улучшений: бесшкворневая подвеска передних колес, стабилизатор поперечной устойчивости подвески задних колес, а также усовершенствованная коробка передач. Осовременен и внешний вид автомобиля: вместо угловатых передних фар установлены каплевидные (такие же, как и у ГАЗ-3111), заменена решетка радиатора, передние крылья, капот и передний бампер.
В 2006—2007 гг. под заказ производилась версия «бизнес-класса» ГАЗ-311055 с удлиненной на 300 мм колесной базой и удлиненными на 150 мм дверьми. С июня 2007 года ГАЗ-31105 оснащали новым интерьером, разработанным при участии немецких дизайнерских ателье. В числе улучшений модели 2007 года: регулируемая рулевая колонка, новая панель приборов с интегрированным силовым каркасом, пульт управления электростеклоподъемниками и «джойстик» регулировок наружных зеркал на водительской двери, новые задние фонари, измененная решетка радиатора и т. д. (по материалам пресс-центра Группы ГАЗ). С 2008 года на «Волгу» устанавливали двигатели модернизированные под требования Евро-3, включая российский двигатель ЗМЗ-40525 рабочим объёмом 2,464 л мощностью 150 л.с. Он оснащен КМСУД МИКАС 11ЕТ с электронной педалью дроссельной заслонки.
ГАЗ-31105-501 с двигателем Chrysler[править | править код]
С лета 2006 года на «Волгу» устанавливали двигатель DOHC 2.4L Daimler Chrysler мощностью 150 л. с., поставляемый с завода в Мексике. Для адаптации этого двигателя к Волге была перенастроена система впрыска, в результате мощность мотора снизилась до 137 л. с. Максимальная скорость была увеличена до 178 км/ч, разгон до 100 км/ч не превышал 11 сек. В конструкцию автомобиля были внесены следующие изменения: перенесены места крепления силового агрегата, балка передней подвески опустилась на 17 мм, ликвидирована часть ребра жёсткости на внутренней стороне капота; изменены передаточные числа в коробке передач, ведущий мост был дополнен главными парами 43/11(3,91) и 43/12(3,58), появились топливный насос погружного типа и новая выпускная система.
В 2007 году более половины «Волг» продавалось с мотором Chrysler[источник не указан 1568 дней]. Рестайлинг 2007 года слегка коснулся внешности — были изменена решетка радиатора — на горизонтальные линии, и рисунок задних фонарей, был полностью изменён салон автомобиля, в разработке которого приняли участие немецкие фирмы Hоеrmann Rawema и EDAG.
ГАЗ-31107[править | править код]
В 2004 году на Московском автосалоне была продемонстрирована серьёзно доработанная «Волга» ГАЗ-31107. Модель отличалась пружинной задней подвеской, запасное колесо наконец-то переехало с архаичной полки в нишу пола багажника, увеличенным углом наклона заднего стекла и пластиковым топливным баком, перенесённым в пределы колёсной базы, а также новой задней светотехникой
Автомобиль «Волга» традиционно поставлялся на рынок стран СНГ, а также экспортировался в страны Ближнего Востока: Египет, Сирию и Ирак.
- ↑ Иная (рус.). За рулём. Дата обращения 10 ноября 2016.
Издалека «Волга»… — журнал За рулем
Окинем взглядом неосуществленные проекты «Волги». Построенные в единичных экземплярах и небольших партиях, эти модели могли направить всенародную любимицу по другому, более полноводному руслу. Увы, задумкам дизайнеров и инженеров не дали жизни
ГАЗ-3103
Переднеприводный ГАЗ-3103 проектировался параллельно с моделью 3111 — это легко понять по облику обеих машин. В отличие от последней, которая все же удостоилась собственного мини-конвейера и небольшой серии, ГАЗ-3103 так и остался красивой опытной разработкой
ГАЗ-24-95 «Волга»
Полноприводный ГАЗ-24-95 «Волга» для охотничьего заказника «Завидово». Использованы раздаточная коробка, приводные валы и рессоры УАЗ-469. В 1974 году построена партия из пяти машин. Одной из них пользовался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев на отдыхе в Завидово. Уцелел один экземпляр, находившийся все это время в Горьком и сегодня выдаваемый за брежневский.
«Волга» ГАЗ-24-14
Предсерийная «Волга» ГАЗ-24-14, ходовой образец №4, с V-образным 6-цилиндровым мотором ГАЗ-24-14 рабочим объемом 2,99 л и мощностью 104 л.с., 1965 год. Работы над «шестерками» с карбюраторами и электронным впрыском, алюминиевым или чугунным блоком, а также дизелями проводились на ГАЗе с 1961 по 1971 год, однако серийные ГАЗ-24 получили слабенький 4-цилиндровый мотор. Фото: www.autowp.ru
ГАЗ-21 «Волга»
Проект обновления внешнего вида ГАЗ-21 «Волга» художника-конструктора НАМИ Эдуарда Молчанова. Облицовку с горизонтальными планками в декабре 1960 года предлагало для «Волги» итальянское ателье Ghia, выполняя заказ бельгийского импортера «Волг», фирмы Scaldia-Volga. Однако решетку с частым вертикальным «китовым усом» на ГАЗ-21 сохранят. Она станет приметой и ГАЗ-24. Иллюстрация: ФГУП «НАМИ»
Только не такси!
В 1973 году по заданию техсовета Министерства автомобильной промышленности СССР ГАЗ разработал проект автомобиля-такси для выпуска на ЗАЗе. Из трех проектов (ЗАЗ, НАМИ и ГАЗ) работу горьковчан признали лучшей. Причем настолько, что министерство пожелало развернуть производство таксомотора в том числе и на самом ГАЗе. Завод отбился от нерентабельного заказа. ГАЗ-такси так и не был построен и существовал только в эскизах, компоновках и в производственном проекте.
ГАЗ
ГАЗ-31013
Взамен «Чайки», снятой с производства по приказу «сверху», в 1987 году ГАЗ предложил «Волги» с улучшенной отделкой и моторами V8: ГАЗ-31013 с 5,53 л V8 («чайковским») и ГАЗ-31011 с 4,25 л V8 (от грузовика ГАЗ-53). Внешне образцы выглядели одинаково. Увы, они так и остались прототипами.
ГАЗ-3101
В начале 1970-х по заказу Министерства обороны ГАЗ приступает к разработке ГАЗ-3101, твердо намереваясь внедрить моторы V6 (бензиновый с впрыском и дизель), а также автоматическую трансмиссию. Первый образец по эскизам дизайнера Николая Киреева построен 15 декабря 1973 года. Из этой модели получится ГАЗ-3102 (в серии с 1981 года).
ГАЗ
После того как Генсек КПСС Михаил Горбачев в приказном порядке свернул производство «Чайки», встал вопрос о равноценной замене. Свое предложение сделал и НАМИ
ГАЗ-3111 — Википедия
ГАЗ-3111 «Волга» | |
---|---|
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1998—2002 |
Сборка | ГАЗ (Нижний Новгород, Россия) |
Класс | бизнес-класс (сегмент Е2) |
Иные обозначения | ГАЗ-3111, ГАЗ-31113, ГАЗ-31114 |
Тип кузова | 4‑дв. седан (5‑мест.) |
Компоновка | переднемоторная, заднеприводная |
ЗМЗ-406.20 ЗМЗ 405.20 ГАЗ-560 | |
механическая, 5-ступенчатая, полностью синхронизированная | |
Длина | 4920 мм |
Ширина | 1850 мм |
Высота | 1450 мм |
Клиренс | 155 мм |
Колёсная база | 2820 мм |
Колея задняя | 1526 мм |
Колея передняя | 1540 мм |
Масса | 1560 кг (снаряжённая) / 2060 кг (полная) |
Разгон до 100 км/ч | 13,6 сек., 10,8 сек. |
Максимальная скорость | 177 км/ч, 194 км/ч |
Расход топлива | 12 л |
Объём бака | 70 л |
Дизайнер | Безродных И.А., Плотников С.Б. |
ГАЗ-3103 (серийно не выпускался), Volga Siber → | |
Медиафайлы на Викискладе |
ГАЗ-3111 «Волга» — российский легковой автомобиль бизнес-класса (сегмент Е2 по европейской классификации), выпускавшийся экспериментально Горьковским автозаводом. Разработка автомобиля была осуществлена в короткие сроки с 1996—1998. Впервые опытный образец был представлен широкой публике в 1998 году на Московском автосалоне[1].
Кузов и салон[править | править код]
ГАЗ-3111 выглядит очень динамичным и одновременно солидным автомобилем. Закруглённые линии обеспечивают хорошую обтекаемость, выпуклые формы дверей скрывают мощную защиту от боковых ударов. Силовая структура кузова разрабатывалась с учетом современных требований по пассивной безопасности, в том числе и тестов EuroNCAP[1].
Передние фары каплевидной формы, с фарой ближнего света в виде прожектора с линзой и фарой дальнего света, в котором луч формируется рефлектором (самое современное решение), имеют прозрачный колпак без рассеивателя. Указатель поворота с 8 лампочками размещался под фарой. Иная концепция задних фонарей: под рассеивателем, напоминающим по форме задний фонарь ГАЗ-21, размещены светодиоды.
Салон в сравнении с предыдущими моделями «Волги» полностью изменён. Предусмотрены места для установки подушек безопасности. Многие переключатели (например, вращающийся переключатель света фар) «позаимствованы» у иномарок. Сиденья разработаны совместно с фирмой «Lear», отделка двухцветная натуральной кожей[2]. Спинки задних сидений складываются по частям в неравных долях[3].
В зависимости от времени выпуска автомобиля, элементы салона и кузова отличались. На предсерийные образцы, например, устанавливался один или три жиклёра омывателя лобового стекла («штатно» было два). Кроме того не всегда устанавливалась электроантенна, лючок и горловина бензобака были слева. На серийных автомобилях встречается по два варианта боковых молдингов на дверях и задних фонарей (с более темными красными стеклами и иной формой отражателей), а декоративная решетка радиатора могла быть чёрной или хромированной. Существовали разные конфигурации выхлопной системы (одна или две выхлопные трубы). Интересно, что выхлопные трубы, по задумке дизайнеров, должны были выходить через специальные отверстия в заднем бампере. Однако завод, после выпуска нескольких автомобилей, отказался от этой идеи ввиду её технологической сложности, хотя выштамповки под трубы в заднем бампере были на всех выпущенных машинах. Некоторые владельцы сами позже переделывали выхлопную систему согласно первоначальному замыслу дизайнеров. Кузова последних в серии машин имели менее выраженные выштамповки на задних дверях (в некоторых ракурсах пухлые выштамповки можно принять за след от удара).
Существовало два варианта блока климат-контроля (с возможностью переключения в режим принудительной подачи воздуха в ноги и без). На первых машинах устанавливались более удобные подрулевые переключатели (они были расположены ближе к водителю), а щиток приборов имел иное расположение контрольных ламп; так же была предусмотрена возможность отключения ABS специальной кнопкой.
Кузов ГАЗ-3111 не подвергался оцинковке, но некоторые сварные швы были лужеными. Машина окрашивалась в большое количество цветов (около 10), наиболее часто встречается красный цвет («Красное вино») и оттенки синего и чёрного («Авантюрин», «Посейдон», «Чароит»). В зависимости от цвета кузова, выбиралась тканевая обивка салона и цвет верхней части панели приборов (у машин с зелёным кузовом окраски «Малахит» верхняя часть панели приборов была зелёной). Дилеры предлагали на заказ кожаную отделку салона.
Все машины комплектовались российскими легкосплавными дисками K&K «Элита» и полноразмерным запасным колесом также на литом диске. Размер шин 205/65/R15[4].
Двигатель[править | править код]
Основным для серийных автомобилей был четырёхцилиндровый 16-клапанный бензиновый двигатель ЗМЗ-4052.10 (155 л. с.)[5]. На несколько машин был установлен ЗМЗ-4062.10 (136 л. с.), ГАЗ-3105 компоновки V8 (170 л. с.) и дизельный двигатель ГАЗ-560 (110 л. с.). В качестве перспективного двигателя рассматривался опытный ЗМЗ-301 компоновки V6. Моторный отсек ГАЗ-3111 допускает установку весьма широкой гаммы бензиновых и дизельных двигателей рабочим объёмом до 4,5 л. :
- четырёхцилиндровый двигатель 3RZ-FE с МКПП или 4-зонной АКПП
- шестицилиндровый 5VZ-FE объёмом 3,4 л и мощностью 205 л. с.
- четырёхцилиндровый дизель 5L объёмом 3 л и мощностью 91 л. с.
- турбодизель 2L-T объёмом 2,5 л и мощностью 92 л. с., только с МКПП[6].
Трансмиссия[править | править код]
Основные узлы трансмиссии унифицированы с ГАЗ-3110, но имеют конструктивные отличия. Из-за смещенного вперед двигателя пятиступенчатая КПП снабжена удлинителем механизма переключения передач, а карданная передача с промежуточной опорой существенно удлинена. Ширина заднего моста и колея задних колес увеличены в сравнении с предыдущими моделями «Волги».
Органы управления[править | править код]
На ГАЗ-3111 впервые в семействе «Волг» применено реечное рулевое управление с гидроусилителем производства завода «Автогидроусилитель» (г. Борисов, Белоруссия). Травмобезопасная рулевая колонка регулировалась по высоте (на некоторых автомобилях в двух направлениях: по высоте и по вылету).
Тормоза аналогичны ГАЗ-3110 — передние дисковые вентилируемые, задние барабанные. Впервые в отечественном автопроме на ГАЗ-3111 была применена антиблокировочная система тормозов (Bosch 5.3)[1].
Подвеска[править | править код]
Передняя подвеска ГАЗ-3111 разработана с «нуля». Конструкция является традиционной для легковых автомобилей большого класса — два разнесённых на большое расстояние поперечных рычага с амортизаторной стойкой, опирающейся на нижний рычаг, архаичные шкворни заменены шаровыми опорами. Для облегчения сборки и повышения точности нижние рычаги подвески, передний стабилизатор поперечной устойчивости, реечное рулевое управление и опоры силового агрегата крепятся к подрамнику, как на большинстве современных автомобилей. Это конструктивное решение также уменьшает передачу вибраций на кузов.
Задняя подвеска осталась зависимой, рессорной, но была существенно переработана по сравнению с предыдущими моделями «Волги» — изменён угол наклона амортизаторов, введен стабилизатор поперечной устойчивости[5]. Планировалось, что через некоторое время после начала серийного производства задняя подвеска будет заменена на независимую многорычажную.
Электрооборудование[править | править код]
Электрооборудование салона ГАЗ-3111 было приближено по уровню предоставляемого комфорта к зарубежным автомобилям сопоставимого класса. Все двери оснащены электростеклоподъёмниками, в штатную комплектацию входил центральный замок, противотуманные фары, задний противотуманный фонарь, аудиоподготовка на 8 колонок и электроантенна; обогревы заднего стекла, боковых зеркал с электроприводом и форсунок омывателя лобового стекла. Состояние основных систем автомобиля — температура и уровни всех эксплуатационных жидкостей (в том числе уровень моторного масла) — контролировалось бортовой электронной системой и в случае неисправности отображалось на панели приборов. Электрика предусматривала установку бортового маршрутного компьютера (на несколько машин на заводе был установлен компьютер БК-11 ЗАО «Техноволга»). Для задних пассажиров был предусмотрен отдельный прикуриватель с пепельницей и плафоны подсветки.
На ГАЗ-3111 была установлена система климат-контроля с электроприводом заслонок и салонным фильтром. Некоторые дилеры устанавливали вместо штатного управления климат-контролем электронный блок управления с возможностью автоматического поддержания установленной температуры воздуха в салоне. Как опция устанавливался кондиционер, магнитола и другое дополнительное оборудование.
Производство ГАЗ-3111 по годам:
- 2000 — 53 шт.
- 2001—342 шт.
- 2002 — 20 шт. (официальное прекращение мелкосерийного производства в августе 2002 года)
Всего за время производства — 415 шт.
- 2004 — 9 шт. (неофициально собрано 9 автомобилей из оставшихся кузовов).
Всего приблизительно выпущено 424 шт[2]. Хотя есть автомобили имеющие порядковый номер выше указанной цифры. Общее количество выпущенных автомобилей вместе с экспериментальными образцами не превысило 500 штук[7].
Однако были ещё и предсерийные образцы (до 2000 года), которые собирались до выхода автомобиля в серию. На них в «УКЭР ГАЗ» производились различные испытания. Точное количество выпущенных единиц не известно.
Волга (значения) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуВолга:
- Волга — река в России, самая длинная река Европы.
- «Волга» — марка легкового автомобиля, выпускавшегося Горьковским автомобильным заводом.
- «Волга» — пианино, выпускавшееся в г. Горьком.
- «Волга» — советский стратостат 1962 года.
- «Волга» — советская стиральная машина.
- «Волга» — фирменный поезд сообщением Нижний Новгород—Санкт-Петербург—Нижний Новгород.
- «Волга-2» — первый в России экраноплан гражданского назначения.
- «Волга» — советский катер на подводных крыльях проекта 343 и 343МЕ.[1][2]
- «Волга» — семейство разгонных блоков ракеты-носителя.
- «Волга» — колесный пароход Каспийской флотилии Российской империи.
Вооружение[править | править код]
- «Волга» — целлюлозно-бумажный комбинат в Нижегородской области.
- «Волга» — телеканал в Нижнем Новгороде.
- «Волга» — судостроительный завод в Нижнем Новгороде.
- «Волга» — издательство в Астрахани.
- «Волга» — гостиница в Самаре.
- «Волга» — литературно-художественный журнал, издававшийся в Саратове с 1966 по 2000 год.
- «Волга» — газета, выходившая в Астрахани с 1862 по 1865 год.
- «Волга» — музыкальная радиостанция в Казани, вещавшая с 1996 до 2003 года[1].
- «Волга» — музыкальная группа.
- «Волга» — радиостанция, вещавшая в 1945−1994 гг. на территории советской оккупационной зоны Германии и ГДР, для советских войск.
- Спортивные клубы
- «Волга» — футбольный клуб из Горького, существовавший в 1963—1984 годах.
- «Волга» — футбольный клуб из Нижнего Новгорода, существовавший в 1998—2016 годах.
- «Волга» — футбольный клуб из Твери.
- «Волга» — футбольный клуб из Ульяновска.
- «Волга» — команда по хоккею с мячом из Ульяновска.
- «Волга» — название футбольного клуба «Балаково» из одноимённого города в 1993—1997 годах.
- «Волга-Олимпиец» — название футбольного клуба «Нижний Новгород» в 2015—2016 годах.
ГАЗ-3105 — Википедия
ГАЗ-3105 «Волга» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | ГАЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1992—1996 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка | ПАМС (Нижний Новгород, Россия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Большой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип кузова | 4‑дв. седан (5‑мест.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Платформа | ГАЗ-3105 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновка | переднемоторная, полноприводная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 4 × 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 5050 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 1800 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 1430 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 160 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 2870 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1514 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1514 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса | 1800 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие модели | Audi V8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегмент | E-сегмент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 78 л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
ГАЗ-3105 «Волга» — автомобиль большого класса с повышенным уровнем комфорта, производившийся с 1992 по 1996 год на мощностях Горьковского автозавода.
Застойное начало[править | править код]
В 1968-м году Горьковский автомобильный завод представил пятое поколение легкового автомобиля среднего класса — ГАЗ-24 «Волга». Первоначально предполагалось, что автомобиль будет выпускаться около десяти лет, что было нормой для автомобильной промышленности СССР данного периода (Для сравнения — «Победа» М-20 — выпускалась с 1946 года по 1958 год, «Москвич» MЗМА-400/401 — 1946—1956, МЗМА-402/407/403 — 1956—1965, «ЗИМ» ГАЗ-М-12 — 1950—1960, «Волга» ГАЗ-21 — 1957—1970, ЗИЛ-111 — 1958—1967, «Запорожец» ЗАЗ-965 — 1960—1969 и т. д.). К концу 1970-х должна была состояться премьера модели шестого поколения, с её заменой после 1980-го года. Конструкторское бюро активно приступило к задаче, но по целому ряду причин, главным образом политическим и финансовым (см. потребительский идеал в СССР и период застоя) данному проекту не суждено было увидеть свет. Для выхода из ситуации было принято экономное решение использовать кузов ГАЗ-24 для основы нового автомобиля. В конце 1970-х был спроектирован автомобиль ГАЗ-3101.
Несмотря на широкую рекламу нового автомобиля и успешные испытания, его выпуск постоянно откладывался[источник не указан 513 дней]. Даже в старом кузове узлы нового автомобиля оказались слишком сложными для осваивания разными смежными производствами. В вынужденной программе дальнейшего упрощения шестицилиндровый ГАЗ-3101 превратился в четырёхцилиндровый ГАЗ-3102 (некоторые источники также указывают, что отказ от V6 был сделан с расчетом на экспорт и валютную прибыль из стран Западной Европы, которые страдали последствиями топливного дефицита, вызванного нефтяным кризисом 1973-го года), которая, помимо иного, лишилась планировавшихся кондиционера, усилителя руля, автоматической коробки передач и бесшкворенной передней подвески.
Но и такие шаги по удешевлению автомобиля, который ГАЗ активно лоббировал (успешные испытательные поездки на Рицу, стенды на Московской Олимпиаде и т. д.), были недостаточными. Окончательный толчок, который наконец запустил ГАЗ-3102, имел совершенно иную форму. В октябре 1980 года в результате аварии под Минском погиб первый секретарь компартии Белорусской ССР Пётр Машеров. Хотя само ДТП остается спорным и загадочным, Машеров сидел в автомобиле ГАЗ-13 «Чайка». Эта машина собиралась на территории ГАЗ (ПАМС) отдельно, вручную, и очень малыми сериями для обслуживания советской номенклатуры. За четыре года до ДТП ГАЗ презентовал и, в отличие от ГАЗ-3101/3102, успешно приступил к выпуску замены, автомобиля ГАЗ-14 «Чайка».
В марте 1985 года к власти пришёл Михаил Горбачёв, с которым страна вошла в новый цикл истории — эпоху перестройки. К этому времени разработанная в конце 1960-х ГАЗ-24 «Волга» окончательно устарела как технически, так и внешне. Но и ГАЗ-3102 «Волга» выглядела свежей лишь на фоне иностранных автомобилей второй половины 1970-х (Mercedes-Benz W123, например). Даже на внутреннем рынке другие автозаводы успешно завершали переход на новые поколения: «Алеко», «Орбита», «Спутник», «Таврия» и «Ока».
Очевидно, что оба автомобиля требовали немедленной замены, но в 1985-м году таковой не было. Многолетняя политика плановой экономики и её органов (госплан, госснаб и госстрой), нежелание смежных производств осваивать новые узлы за счёт сворачивания массового выпуска устаревших, а также неэффективное руководство Минавтопромом СССР в лице «ВАЗовского» министра Полякова привели к тому, что у Горьковского Автомобильного Завода проекты автомобилей нового поколения существовали лишь в виде чертежей.
Выход из тупика[править | править код]
Выправление ситуации началось с приходом Николая Пугина, который сменил Полякова в октябре 1986 года. Ещё в 1983-м году, возглавляя предприятие, он поручил разработать максимально простейший временный переход конвейера с ГАЗ-24 на ГАЗ-3102 и одновременно приступить к разработке нового, уже по сути, седьмого поколения легковых автомобилей. Переход действительно оказался самым бюджетным вариантом, учитывая временный статус автомобиля. Из-за описанных выше причин было решено не только отказаться от проекта внешней модернизации кузова, но и упростить многие узлы и решения, которые заимствовали от ГАЗ-3102 (обивка салона чёрным пластиком вместо полиуретана, стандартное питание двигателя без форкамерно-факельного зажигания, сохранение барабанных передних тормозов вместо дисковых и т. д.). Но даже и такая простая задача затянулась, и лишь в конце 1985 года появился гибрид старой ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, «временная» Волга ГАЗ-24-10.
Разработка нового автомобиля началась одновременно, в 1983-м году конструкторское бюро двигателей представило схему нового поколения мотора для будущего автомобиля с верхним распредвалом и инжекторным питанием — будущий ЗМЗ-406. К 1986-му году сформулировалась общая заводская программа будущего модельного ряда. Линейку открывал переднеприводный ГАЗ-3103 с четырёхцилиндровым двигателем, за ним следовал полноприводный ГАЗ-3104 с аналогичным мотором, но в улучшенной комплектации и флагман ГАЗ-3105 — с мощными шести- и восьмицилиндровыми двигателями и удлинённой колесной базой. Предлагались также разработки универсалов, машин скорой помощи, фургонов, пикапов и других модификаций. Постановлением Совмина № 786-186 от 13 июля 1987 года ГАЗ получает заказ на опытную разработку и организацию производства будущего автомобиля. Им же окончательно определяется и компоновка семейства, в которой ГАЗ-3104 лишается полного привода в пользу классического заднего.
Параллельно вокруг новой Волги развязался очередной спор. На полную разработку полностью советского автомобиля за короткий период не было средств, а многие сторонники перестройки и рыночных отношений СССР со странами запада лоббировали идею покупки лицензии на зарубежный аналог. Хотя в 1986-88 ГАЗу передали несколько образцов Chrysler Intrepid, Ford Scorpio и Peugeot 605 для изучения, основой стал Audi 100 третьего поколения (1983 г.), от которой оставили поперечное сечение кузова по средней стойке и принципиальную схему компоновки трансмиссии.
В 1988 году политика снова вмешалась в продукцию завода. Жертвой стал автомобиль ГАЗ-14 «Чайка». Под видом «борьбы с привилегиями» сборка «Чайки» по приказу Горбачёва была прекращена, а вся документация и технологическая оснастка (включая даже оснастку для выпуска масштабных моделей) были уничтожены. Тогда Пугин решил воспользоваться уходом «Чайки» для отстаивания собственного проекта, аргументируя простоем заводских мощностей. В данном случае речь шла только о ГАЗ-3105 как о престижной версии, которая обязана была стать атрибутом современной советской власти, для которой новая Волга смотрелась бы современным и демократическим решением в сравнении с застойной «Чайкой», но главное — отечественной разработки, что положило бы конец спору о закупке лицензии заграницей. Планировалось, что такое решение даст толчок бюджетным машинам. С 1988-го года начались испытания прототипов, которых к 1990 году построили 24 единицы[1].
На стыке эпох[править | править код]
Как и предполагалось, испытательный цикл был в основном направлен на ГАЗ-3105, который к этому времени был выделен в отдельный проект. В 1992 году автомобиль получил сертификацию к производству. Однако, это уже было в другой стране и в других условиях. Входя в рыночную экономику, ГАЗу пришлось трезво оценить ситуацию. Во-первых, снятие «Чайки» с производства случилось на фоне либерализации всей экономики СССР, и, как следствие, её место служебных автомобилей чиновников стремительно занимали ввозимые иномарки. Появление последних окончательно лишило престижа «Волгу», в том числе и ГАЗ-3102, выпуск которой сократился с трёх тысяч единиц в 1991 до 423 автомобилей в 1992 году. Самым востребованным автомобилем новых реалий оказалась полуторка «Газель», производство которой легло в приоритеты ГАЗа перед тяжелыми грузовиками и легковыми автомобилями и лишь нужда в финансовой поддержке для освоения нового проекта потребовала от ГАЗа какой-либо заботы о последних. В 1992 году отложенный проект внешней модернизации ГАЗ-24-10, штамповки которой окончательно износились от времени, на скорую руку воплощается, превращая её в ГАЗ-31029. Конвейер разгоняют с 70 тысяч машин в год до почти ста тысяч. Выпуск ГАЗ-3102 также быстро увеличивается, и данный автомобиль допускается к продаже частным лицам, годовой выпуск которой так же растет (до 15 тысяч к концу 1990-х). Обратной стороной этого решения стало резкое падение качества сборки этих автомобилей.
На фоне таких потрясений завершивший испытания и получивший допуск к производству ГАЗ-3105 оказался никому не нужен. За время его разработки зарубежная автомобильная технология сделала очередной технологический прорыв с применением компьютерных технологий. В постсоветской России таких смежников не было, что делало цену очень высокой из-за вынужденных закупок за рубежом, особенно на фоне экономического спада в стране. Проекты более бюджетных собратьев, ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, так и остались нереализованными.
«Ошибка в том, — говорили мне многие заводчане, занимающие самые разные ступени иерархической лестницы, — что мы начали разработку семейства с „люксовой“ модификации, да тогда по-другому было нельзя. Сегодня время упущено.»
— С.Дорофеев в статье «А ну-ка, ГАЗ, прибавь-ка газу» («За Рулём», июнь 1993 год)[2]
Тем не менее, в 1994 году производство всё-таки началось. 5 января 1994 года Президент России Борис Ельцин подписывает распоряжение, в котором до 1996 года АО ГАЗ обязано создать необходимые мощности для выпуска ГАЗ-3105 объёмом 250 единиц в год. По этому же распоряжению уже в 1994 АО должно сдать 100 единиц, а в следующем и — 150. Но распоряжение так и не было выполнено.
На ГАЗе к 1987 году были представлены первые опытные образцы, имевшие ряд нововведений, таких как реечное рулевое управление с гидроусилителем, регулировка руля по длине и наклону, постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала, климатическая установка с электронным управлением и полный электропакет, включая центральный замок, электрические стеклоподъёмники стекол на всех дверях, электрические приводы регулировок как передних, так и заднего сидений. Подвеска типа Макферсон спереди и сзади.
Особенностью автомобиля являлась удачная компоновка, при которой салон при тех же внешних габаритах по сравнению с обычной «Волгой» был просторнее, с электрорегулировками сидений, без прямых острых линий. Коэффициент лобового сопротивления Сх=0,35…0,36. Была предусмотрена установка климатической системы.
Машина оснащалась карбюраторным двигателем 3105 V8 с карбюратором К-114 и, позже, «Пирбург» (Pierburg). Двигатель 3105 имел унификацию с двигателем ВАЗ-21083 и агрегатировался с двухвальной пятиступенчатой коробкой передач и сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для управления двигателем использовалась бесконтактная система зажигания с ограничителем оборотов двигателя. Также предполагалось использовать ABS и катализатор отработанных газов.
Для дилеров стоимость автомобиля составляла от $50000 до $60000, что было сопоставимо с автомобилями иностранного производства того же класса.
В 1992 году автомобиль был представлен на международных салонах в Лейпциге и Брюсселе и произвел впечатление. Однако подсчитали, что производство такого автомобиля для правительства обходится дорого, и с 1992 года по 1996 год было произведено всего лишь 55 автомобилей вместо планируемого объёма выпуска 250 автомобилей в год[3].
ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105) имела двигатель 3105 с карбюратором К114 и развивала мощность 156 л. с., более поздняя модификация имела карбюратор Пирбург 4А1 (Solex 4A1) и развивала 170 л. с. Модификация с двигателем 3105, оснащённым моновпрыском Lucas, имела индекс 31052 и так же развивала мощность 170 л. с. Также имелась модификация с двигателем 3105, оснащённым распределённым впрыском топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит (Санкт-Петербург), индекс двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя из модификаций была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было собрать оставшиеся автомобили для продажи, а двигатели 3105 (ГАЗ-321.10) ГАЗ уже перестал производить.
В 1993 году на старт чемпионата России по ралли выходила раллийная версия модели ГАЗ-3105[4].
Позже были разработаны модели 3103 (передний привод) и 3104 (полный привод) и построены по одному макетному образцу. Автомобили 3103 и 3104 были представлены на Московском автосалоне в 1998 году.
В ноябре 2012 г. фирма РСТ выпустила для журнальной серии Автолегенды СССР издательского дома ДеАгостини модель ГАЗ-3105 бордового цвета.
Ранее по заказу коллекционеров была изготовлена ограниченная партия моделей одним мастером с юга России. После этого, в соответствии с требованиями заказчиков, оснастка для производства данной модели была уничтожена.
ВОЛГА • Большая российская энциклопедия
ВО́ЛГА, река в Европ. части России, крупнейшая в Европе. Длина 3530 км (до постройки водохранилищ 3690 км), пл. бассейна 1360 тыс. км2 (занимает 65% территории Европ. части и 8% всей территории России).
Бассейн В. принадлежит бессточному бассейну Каспийского м. и целиком расположен в пределах Вост.-Европ. равнины. Он простирается от Валдайской и Среднерусской возвышенностей на западе до Урала на востоке почти на 2,3 тыс. км.
Фото А. И. Нагаева Исток Волги.
В. берёт начало на Валдайской возвышенности. В прошлом её истоком считались разные реки: Руна, Кудь, Жукопа, впадающие в В. в верховьях. В кон. 19 в. экспедиция Д. Н. Анучина установила, что В. вытекает из ключа у дер. Волговерховье (Тверская обл.) на выс. 228 м (над колодцем с ключом построен дерев. сруб, обнесённый террасой). В. принято делить на 3 части: Верхнюю В. – от истока до устья р. Ока, Среднюю В. – от устья Оки до устья р. Кама и Нижнюю В. – от устья Камы до Каспийского моря. На протяжении первых километров своего течения В. является ручейком, петляющим по лесисто-болотистой местности. В верхнем течении, в пределах Валдайской возвышенности, В. протекает через небольшие озёра Верхит, Стерж, Вселуг, Пено и Волго. В истоке из оз. Волго в 1843 была сооружена плотина (Верхневолжский бейшлот) для регулирования стока воды и поддержания судоходных глубин в межень. У г. Тверь заканчивается единственный условно-естественный участок В. длиной ок. 400 км. Ниже, до самого устья, река полностью преобразована гидротехнич. сооружениями (наиболее крупные построены в 1950–60) и представляет собой каскад ГЭС с водохранилищами. Между Тверью и г. Рыбинск созданы Иваньковское (т. н. Московское м.), Угличское и Рыбинское водохранилища. На участке Рыбинск – Ярославль и ниже г. Кострома река протекает в узкой долине среди высоких берегов, пересекая Даниловскую и Галичскую возвышенности. Далее течёт вдоль Унженской и Балахнинской низменностей. У г. Городец (выше г. Нижний Новгород) образовано Горьковское водохранилище. Осн. притоки Верхней В.: Тверца, Медведица, Молога, Суда, Кострома и Унжа (левые).
Фото А. И. Нагаева Волга (в среднем течении).
В среднем течении В. становится более полноводной. Она течёт вдоль сев. окраины Приволжской возвышенности. Выше г. Чебоксары расположено Чебоксарское водохранилище. Наиболее крупные притоки Средней В. – Ока, Сура, Свияга (правые) и Ветлуга (левый).
В нижнем течении, после впадения Камы (левый приток), В. становится могучей рекой. Выше г. Тольятти образовано Куйбышевское водохранилище. Далее В. огибает горы Жигули, образуя дугообразную излучину Самарская Лука. Выше г. Балаково расположено Саратовское водохранилище. Нижняя В. принимает сравнительно небольшие притоки – Самара, Большой Иргиз, Еруслан (левые) и Терешка (правый). В 21 км выше г. Волгоград от В. отделяется левый рукав – р. Ахтуба, которая течёт параллельно осн. руслу. Обширное пространство между Волгой и Ахтубой шириной до 40 км, пересечённое многочисл. протоками и староречьями, образует Волго-Ахтубинскую пойму. Сток Нижней В. зарегулирован Волгоградским гидроузлом.
Впадая в Каспийское м., В. образует обширную дельту. Устье реки лежит на 26 м ниже уровня Мирового ок. Дельта начинается в месте отделения от её русла рукава Бузан (в 46 км севернее г. Астрахань) и является одной из самых крупных в России (19 тыс. км2). В дельте насчитывается до 500 рукавов, проток и мелких речек. Гл. рукава – Бахтемир (судоходен), Камызяк, Старая Волга, Болда, Бузан, Ахтуба. Ниже истока Бузана сооружён вододелитель для перераспределения стока половодья между вост. и зап. частями дельты, это обеспечивает ежегодное затопление (даже в маловодные годы) в её вост. части нерестилищ полупроходных рыб.
Гидрологический режим
Речная система бассейна В. включает более 150 тыс. водотоков длиной св. 10 км общей протяжённостью 574 тыс. км. Непосредственно в В. и её водохранилища впадает 2600 рек. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. Большинство притоков расположены в верхней и средней частях реки, ниже устья Камы они невелики, маловодны, многие из них летом пересыхают. Большинство притоков – типично равнинные реки с широкими, хорошо разработанными долинами и характерной для Сев. полушария асимметрией склонов. Бассейн В. расположен в юж. части лесной зоны, в лесостепной, степной и полупустынной зонах. Б. ч. бассейна (72% вместе с предгорной частью Урала) расположена в лесной зоне, где формируется 87% стока. Питание снеговое (60% годового стока), грунтовое (30%) и дождевое (10%).
По характеру водного режима В. относится к восточноевропейскому типу с отчётливо выраженным весенним половодьем, летне-осенней меженью, нарушаемой дождевыми паводками, и устойчивой зимней меженью. В естеств. условиях весной проходило 55–66% годового стока, в летне-осенний период – 24–32%, зимой – 10–13%. Каскад гидроузлов на В. и её притоках оказывает большое регулирующее воздействие на водный и уровенный режим реки, значительно (в 1,5–2 раза) снизился сток в период половодья и повысился сток в межень, особенно в зимнюю.
65% годового стока В. формируется в бассейне Камы, на бассейн Средней В. приходится 22%, Верхней – 13% стока. Среднегодовой расход воды (м3/с): у Верхневолжского бейшлота 30, у Твери 180, у Ярославля 1010, у Нижнего Новгорода 2970, у Самары 7300, у Волгограда 7500. Ниже Волгограда река теряет ок. 5% своего стока на испарение. В периоды, когда годовой сток был близок к естественному, В. ежегодно приносила в Каспийское м. ок. 250 км3 воды. Размах колебаний стока за период инструментальных наблюдений (с 1881) составил 240 км3. Так, в 1926 по В. прошло более 390 км3 воды, а в 1937 – 150 км3. Наиболее продолжительный период маловодья отмечен в 1933–40. Среднегодовой объём стока за этот период составил 185 км3, что на 25% ниже нормы. Длительный период маловодья наблюдался в кон. 1970-х гг. С 1978 и до кон. 20 в. на В. – период повышенной водности. В 1978–95 сток увеличился в среднем на 30% по сравнению с предыдущим маловодным периодом и примерно на 5% по сравнению с нормой. Распределение среднемноголетнего слоя стока по территории бассейна В. носит в целом зональный характер. Он изменяется от 250 мм в сев. части до значений близких к нулю на юге. Такой характер распределения слоя стока нарушается в районах Ср. и Юж. Урала, где его величина, как правило, выше зональных значений.
Замерзает В. в верхнем и среднем течении в конце ноября, в нижнем – в начале декабря. Вскрывается в верхнем течении в начале апреля, в низовьях – в середине марта, на всём остальном протяжении – в середине апреля. Свободной ото льда река остаётся ок. 200 дней, близ Астрахани – ок. 250 дней. С созданием водохранилищ ледовый режим В. изменился: в верхних бьефах продолжительность ледовых явлений увеличилась, в нижних – почти ежегодно существуют незамерзающие полыньи, имеющие различную протяжённость в зависимости от температурного и попускового режимов.
Среднегодовой сток взвешенных наносов у Волгограда 23 млн. т. В дельту поступает в среднем 12,5 млн. т наносов, 87% которых проходит весной, 11% – в межень и 2% – зимой. Среднегодовая мутность воды в рукавах дельты 50–60 г/м3, макс. – 100–160 г/м3 (наблюдается в апреле – мае). В результате регулирования твёрдый сток на В. снизился более чем в три раза. Воды большинства рек бассейна В. относятся к гидрокарбонатному классу. Минерализация и жёсткость воды увеличиваются от лесной зоны к полупустыне.
Ресурсы и их хозяйственное использование
В В. обитает ок. 70 видов рыб, из них 40 имеют промысловое значение, в т. ч. ценнейшие осетровые, а также вобла, лещ, судак, сазан, сельдь. Снижение численности некоторых видов рыб в последние годы связано с ухудшением экологич. обстановки, а также с изменением гидрологич. и гидробиологич. режимов, ухудшением условий нереста рыб и нагула молоди. Ранее в Волжском бассейне вылавливалось более половины уловов рыбы во внутр. водоёмах России и св. 90% осетровых. За последние десятилетия продуктивность рыбного хозяйства сократилась в неск. раз. Создалось катастрофич. положение с запасами осетровых, что обусловлено браконьерским промыслом по всей акватории Каспийского м., а также недостаточным проведением работ по искусств. воспроизводству, охране и сохранению численности осетровых в местах нагула и нереста.
Полный объём Волжско-Камского каскада водохранилищ 168 км3, полезный – 80 км3. Почти все водохранилища равнинного типа с большими площадями затопления. При их строительстве было выведено из использования св. 20 тыс. км2 высокопродуктивных пойменных земель. Все ГЭС Волжского каскада производят примерно 40 млрд. кВт·ч электроэнергии в год. В пределах бассейна В. полностью или частично расположено 37 субъектов РФ. Это наиболее плотно заселённый район России, здесь проживает ок. 60 млн. чел. В бассейне В. производится 1/3 всей пром. и с.-х. продукции России, что определяет высокую степень антропогенной нагрузки.
Забор воды из природных водных объектов бассейна в кон. 20 в. составлял приблизительно 26,5 км3/год (10% годового стока В. и 30% всего водозабора в России). В 1990-е гг. объём использования воды в бассейне сократился более чем на 30%, что связано со спадом пром. и с.-х. произ-ва. Наибольшее количество воды (57%) используется на производственные нужды, 29% – на коммунально-бытовые, 14% – на с.-х. нужды. По территории бассейна водопотребление распределено неравномерно: макс. значения приходятся на Московскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую области и Пермский край; миним. водопотребление наблюдается в промышленно менее развитых районах сев. части бассейна (Пермский край и Кировская область) и в Республике Марий Эл.
Сброс сточных и возвратных вод составил ок. 17,5 км3/год, из них почти половина – загрязнённые сточные воды. В результате антропогенного воздействия воды крупных и значит. части малых рек бассейна В. загрязнены. Гл. источниками загрязнения являются сточные воды пром. предприятий, коммунально-бытовые и с.-х. сточные воды. Основные загрязняющие вещества – нефтепродукты, соединения меди, легкоокисляемые органич. вещества. Комплексная оценка степени загрязнённости В. в кон. 20 в. свидетельствует о том, что качество воды реки изменялось от «загрязнённой» до «грязной», а притоков – от «загрязнённой» до «чрезвычайно грязной».
В. соединена с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путём, с Белым м. – Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Чёрным морями – Волго-Донским каналом, с р. Москва – каналом имени Москвы. Регулярное судоходство осуществляется от г. Ржев (св. 3200 км). По В. проходят популярные туристич. маршруты. В бассейне реки находятся Астраханский, Волжско-Камский, Жигулёвский, Приокско-Террасный заповедники, национальные парки Мещёрский, Самарская Лука и др. охраняемые природные территории. Наиболее крупные промышленные центры и порты на В. – Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.
Исторический очерк
Первые упоминания о В. встречаются в трудах древнегреческого историка Геродота (5 в. до н. э.). В работах античных авторов первых веков н. э. (Птолемей и Марцеллин) В. именуется Ра (‘ρᾷ, «щедрая»). В письменных визант. и араб. источниках наряду с этим названием употреблялось Итиль, или Этель («река рек», «великая река»). В «Повести временных лет» упоминается как В. (от др.-рус. «волога» – жидкость, вода или от финно-угорского «валга» – «светлая река»). Географич. положение В. и её крупных притоков обусловило её превращение в крупнейший водный путь, определило важнейшее политич. и торговое значение. В бассейне В. существовали крупные гос. образования – Хазарский каганат, Булгария Волжско-Камская. В 9–10 вв. значит. роль в волжской торговле играли города Итиль, Болгар и др., в 10 – 1-й трети 13 вв. – рус. города (Новгород, Ростов, Суздаль, Муром). Монголо-татарское нашествие на время прервало контакты по В., кроме бассейна Верхней В., где существовали Новгородская республика, Ярославское княжество, а также Владимирское великое княжество, из которого в сер. 13 в. выделилось Тверское кн-во. В кон. 13 в. на Средней В. сформировалось Городецкое кн-во. Значит. часть территорий в среднем течении, а также территории в нижнем течении В. оказались под властью Золотой Орды, здесь возникли её крупнейшие центры (Сарай, Сарай Новый). В 14 в. на Средней В. сформировалось Нижегородское княжество. В 15 в. наследниками распавшейся Золотой Орды стали Казанское ханство и Астраханское ханство, присоединённые в 1552 и 1556 к Рус. гос-ву. В результате весь бассейн В. оказался в его составе. Это оживило рус. торговлю со странами Востока. В 16–17 вв. возникли новые города – Самара, Саратов, Царицын (ныне Волгоград) и др. В 17–18 вв. бассейн В. стал осн. местом действия повстанцев в ходе Разина восстания 1670–71 и Пугачёва восстания 1773–75. В нач. 19 в. бассейн В. соединён Мариинской водной системой с бассейном р. Нева, что привело к оживлению торгового судоходства. По В. совершались крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, нефти и хлопка, леса, металлов и пр. Пассажирское сообщение по В. было одним из наиболее развитых в России, особенно до постройки железных дорог. В 1-й пол. – сер. 19 в. активно использовался труд бурлаков. В 1820 на В. появился первый пароход, с сер. 19 в. пароходное сообщение получило широкое развитие. Крупнейшими пароходными обществами на В. являлись «По Волге» (основано в 1843), «Самолёт» (1853) и «Кавказ и Меркурий» (1858; основано в 1849 как «Меркурий»). Крупными пром. центрами стали расположенные на В. города Ярославль, Нижний Новгород, Самара и др. Во время Гражд. войны 1917–22 В. имела важное воен.-стратегич. значение, здесь базировались и действовали Волжская военная флотилия (1918–19), Астрахано-Каспийская воен. флотилия (1918–19), Волжско-Каспийская воен. флотилия (1919–20) РККФ. С 1930-х гг. на В. начато строительство гидроэлектростанций (первая – Иваньковская – построена к 1937). На берегах В. состоялось одно из ключевых сражений Вел. Отеч. войны – Сталинградская битва 1942–43.
Самара, виды с Волги — Фотоблог Вадима Кондратьева — LiveJournal
В конце мая 2016 года прокатился на прогулочном теплоходе в Самаре и поснимал виды города с Волги.
01.
02.
03.
04.
05.
06.
07.
08.
09.
10.
11.
12. Самара, Жигулёвский пивзавод
13.
14.
15. Самарская ГРЭС
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25. Самара, стела «Ладья» на набережной
26.
27. Кусочек дикой природы в Самаре
28.
29.
30.
31. Новостройки
32.
33. Самара, частный сектор на берегу Волги
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44. Речной вокзал Самары
45.
46.
47.
48.
49. Теплоход «Капитан Пушкарёв» в Самаре
50.
51. Самара, гостиница «Россия» около речного вокзала
52. Самара, речной вокзал
53. Самара, фонтан «Парус» на набережной
54.
Все прогулки по Самаре можно посмотреть ЗДЕСЬ
Предлагаю услуги фотографа в Тольятти и Самаре (мероприятия, свадьбы, фотосессии, промышленный фоторепортаж) 8-917-121-4014
посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)