Виды волг – ТОП-5 самых крутых моделей ГАЗ «Волга» на вторичном рынке — Фан зона

Содержание

ГАЗ-31105 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ГАЗ-31105 «Волга»
Производитель ГАЗ
Годы производства 2003—2009
Сборка Флаг России ГАЗ (Нижний Новгород, Россия)
Класс Большой
Тип кузова 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа ГАЗ-24
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
ЗМЗ–40525.10
Производитель Заволжский моторный завод
Тип Бензиновый
Объём
2464 см3
Максимальная мощность 152 л. с., при 5200 об/мин
Максимальный крутящий момент 211 Н·м, при 4200 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 4
Макс. скорость 173
Расход топлива при смешанном цикле 11,0
Расход топлива при городском цикле 13,5
Расход топлива на трассе 8,8
Экологические нормы Евро 3
Диаметр цилиндра 85,5 мм
Ход поршня 86 мм
Степень сжатия 9,3
Система питания инжектор
Охлаждение жидкостное с принудительной циркуляцией
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминий
Ресурс до капремонта — 250 000 тыс. км.
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Рекомендованное топливо АИ-92
Chrysler DOHC 2.4L
Производитель Chrysler
Тип бензиновый
Объём 2429 см3
Максимальная мощность 137 л. с., при 5200 об/мин
Максимальный крутящий момент 210 Н·м, при 4000 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 4
Макс. скорость 178
Расход топлива при городском цикле 12,0
Расход топлива на трассе 8,8
Экологические нормы Евро 3
Диаметр цилиндра 92 мм
Ход поршня 86 мм
Степень сжатия 9,3
Система питания инжектор
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Рекомендованное топливо АИ-93
ГАЗ-560
Производитель Горьковский автомобильный завод
Тип дизельный
Объём 2134 см3
Максимальная мощность 95 л. с., при 5200 об/мин
Максимальный крутящий момент 200 Н·м, при 2000 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 2
Макс. скорость 173
Расход топлива при городском цикле 10,3
Расход топлива на трассе 9,7
Экологические нормы Евро 3
Диаметр цилиндра 85 мм
Ход поршня 94 мм
Степень сжатия 20,5
Охлаждение жидкостное
Ресурс до капремонта — тыс. км.
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Рекомендованное топливо дизельное топливо
механическая 5-ступ.
Производитель ГАЗ
Тип механическая
Число ступеней 5
Главная передача 3,9
1 передача 3,618
2 передача 2,188
3 передача 1,304
4 передача 1
5 передача 0,794
Задняя передача 3,28
Тип шестерней косозубые
Синхронизаторы инерционные
Механизм управления напольный рычаг и три вилки
Переключение ручное
Длина 4921 мм
Ширина 1812 мм
Высота 1422 мм
Колёсная база 2800 мм
Колея задняя 1444 мм
Колея передняя 1500 мм
Масса 1400 кг
Максимальная скорость 175км/ч (200для двигателей Chrysler)
Похожие модели ГАЗ-3111
Сегмент E-сегмент
Грузоподъёмность 390 кг
Расход топлива 11-15 л/100км
Объём бака 55 л и 75 л
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ГАЗ-31105 «Волга» — российский автомобиль среднего класса, выпускался серийно на конвейере с 2003 по 2009 год на Горьковском автозаводе.

По сути «105-я» является усовершенствованной версией ГАЗ-3110[источник не указан 689 дней]. Среди улучшений: бесшкворневая подвеска передних колес, стабилизатор поперечной устойчивости подвески задних колес, а также усовершенствованная коробка передач. Осовременен и внешний вид автомобиля: вместо угловатых передних фар установлены каплевидные (такие же, как и у ГАЗ-3111), заменена решетка радиатора, передние крылья, капот и передний бампер.

В 2006—2007 гг. под заказ производилась версия «бизнес-класса» ГАЗ-311055 с удлиненной на 300 мм колесной базой и удлиненными на 150 мм дверьми. С июня 2007 года ГАЗ-31105 оснащали новым интерьером, разработанным при участии немецких дизайнерских ателье. В числе улучшений модели 2007 года: регулируемая рулевая колонка, новая панель приборов с интегрированным силовым каркасом, пульт управления электростеклоподъемниками и «джойстик» регулировок наружных зеркал на водительской двери, новые задние фонари, измененная решетка радиатора и т. д. (по материалам пресс-центра Группы ГАЗ). С 2008 года на «Волгу» устанавливали двигатели модернизированные под требования Евро-3, включая российский двигатель ЗМЗ-40525 рабочим объёмом 2,464 л мощностью 150 л.с. Он оснащен КМСУД МИКАС 11ЕТ с электронной педалью дроссельной заслонки.

ГАЗ-31105-501 с двигателем Chrysler[править | править код]

С лета 2006 года на «Волгу» устанавливали двигатель DOHC 2.4L Daimler Chrysler мощностью 150 л. с., поставляемый с завода в Мексике. Для адаптации этого двигателя к Волге была перенастроена система впрыска, в результате мощность мотора снизилась до 137 л. с. Максимальная скорость была увеличена до 178 км/ч, разгон до 100 км/ч не превышал 11 сек. В конструкцию автомобиля были внесены следующие изменения: перенесены места крепления силового агрегата, балка передней подвески опустилась на 17 мм, ликвидирована часть ребра жёсткости на внутренней стороне капота; изменены передаточные числа в коробке передач, ведущий мост был дополнен главными парами 43/11(3,91) и 43/12(3,58), появились топливный насос погружного типа и новая выпускная система.

В 2007 году более половины «Волг» продавалось с мотором Chrysler[источник не указан 1568 дней]. Рестайлинг 2007 года слегка коснулся внешности — были изменена решетка радиатора — на горизонтальные линии, и рисунок задних фонарей, был полностью изменён салон автомобиля, в разработке которого приняли участие немецкие фирмы Hоеrmann Rawema и EDAG.

ГАЗ-31107[править | править код]

В 2004 году на Московском автосалоне была продемонстрирована серьёзно доработанная «Волга» ГАЗ-31107. Модель отличалась пружинной задней подвеской, запасное колесо наконец-то переехало с архаичной полки в нишу пола багажника, увеличенным углом наклона заднего стекла и пластиковым топливным баком, перенесённым в пределы колёсной базы, а также новой задней светотехникой

[1]. В дальнейшем от модернизации задней подвески решено было отказаться.

Commons-logo.svg ГАЗ-31105 в Монако Волга 2005 года.

Автомобиль «Волга» традиционно поставлялся на рынок стран СНГ, а также экспортировался в страны Ближнего Востока: Египет, Сирию и Ирак.

  1. ↑ Иная (рус.). За рулём. Дата обращения 10 ноября 2016.

Издалека «Волга»… — журнал За рулем

Окинем взглядом неосуществленные проекты «Волги». Построенные в единичных экземплярах и небольших партиях, эти модели могли направить всенародную любимицу по другому, более полноводному руслу. Увы, задумкам дизайнеров и инженеров не дали жизни

ГАЗ-3103

Переднеприводный ГАЗ-3103 проектировался параллельно с моделью 3111 — это легко понять по облику обеих машин. В отличие от последней, которая все же удостоилась собственного мини-конвейера и небольшой серии, ГАЗ-3103 так и остался красивой опытной разработкой

ГАЗ-24-95 «Волга»

Полноприводный ГАЗ-24-95 «Волга» для охотничьего заказника «Завидово». Использованы раздаточная коробка, приводные валы и рессоры УАЗ-469. В 1974 году построена партия из пяти машин. Одной из них пользовался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев на отдыхе в Завидово. Уцелел один экземпляр, находившийся все это время в Горьком и сегодня выдаваемый за брежневский.

«Волга» ГАЗ-24-14

Предсерийная «Волга» ГАЗ-24-14, ходовой образец №4, с V-образным 6-цилиндровым мотором ГАЗ-24-14 рабочим объемом 2,99 л и мощностью 104 л.с., 1965 год. Работы над «шестерками» с карбюраторами и электронным впрыском, алюминиевым или чугунным блоком, а также дизелями проводились на ГАЗе с 1961 по 1971 год, однако серийные ГАЗ-24 получили слабенький 4-цилиндровый мотор. Фото: www.autowp.ru

ГАЗ-21 «Волга»

Проект обновления внешнего вида ГАЗ-21 «Волга» художника-конструктора НАМИ Эдуарда Молчанова. Облицовку с горизонтальными планками в декабре 1960 года предлагало для «Волги» итальянское ателье Ghia, выполняя заказ бельгийского импортера «Волг», фирмы Scaldia-Volga. Однако решетку с частым вертикальным «китовым усом» на ГАЗ-21 сохранят. Она станет приметой и ГАЗ-24. Иллюстрация: ФГУП «НАМИ»

Только не такси!

В 1973 году по заданию техсовета Министерства автомобильной промышленности СССР ГАЗ разработал проект автомобиля-такси для выпуска на ЗАЗе. Из трех проектов (ЗАЗ, НАМИ и ГАЗ) работу горьковчан признали лучшей. Причем настолько, что министерство пожелало развернуть производство таксомотора в том числе и на самом ГАЗе. Завод отбился от нерентабельного заказа. ГАЗ-такси так и не был построен и существовал только в эскизах, компоновках и в производственном проекте.

ГАЗ

ГАЗ-31013

Взамен «Чайки», снятой с производства по приказу «сверху», в 1987 году ГАЗ предложил «Волги» с улучшенной отделкой и моторами V8: ГАЗ-31013 с 5,53 л V8 («чайковским») и ГАЗ-31011 с 4,25 л V8 (от грузовика ГАЗ-53). Внешне образцы выглядели одинаково. Увы, они так и остались прототипами.

ГАЗ-3101

В начале 1970-х по заказу Министерства обороны ГАЗ приступает к разработке ГАЗ-3101, твердо намереваясь внедрить моторы V6 (бензиновый с впрыском и дизель), а также автоматическую трансмиссию. Первый образец по эскизам дизайнера Николая Киреева построен 15 декабря 1973 года. Из этой модели получится ГАЗ-3102 (в серии с 1981 года).

ГАЗ

После того как Генсек КПСС Михаил Горбачев в приказном порядке свернул производство «Чайки», встал вопрос о равноценной замене. Свое предложение сделал и НАМИ

ГАЗ-3111 — Википедия

ГАЗ-3111 «Волга»
Volga GAZ 3111.jpg
Производитель ГАЗ
Годы производства 1998—2002
Сборка Флаг России ГАЗ (Нижний Новгород, Россия)
Класс бизнес-класс (сегмент Е2)
Иные обозначения ГАЗ-3111, ГАЗ-31113, ГАЗ-31114
Тип кузова 4‑дв. седан (5‑мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
ЗМЗ-406.20 ЗМЗ 405.20 ГАЗ-560
механическая, 5-ступенчатая, полностью синхронизированная
Длина 4920 мм
Ширина 1850 мм
Высота 1450 мм
Клиренс 155 мм
Колёсная база 2820 мм
Колея задняя 1526 мм
Колея передняя 1540 мм
Масса 1560 кг (снаряжённая) / 2060 кг (полная)
Разгон до 100 км/ч 13,6 сек., 10,8 сек.
Максимальная скорость 177 км/ч, 194 км/ч
Расход топлива 12 л
Объём бака 70 л
Дизайнер Безродных И.А., Плотников С.Б.
ГАЗ-3103 (серийно не выпускался), Volga Siber →
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Commons-logo.svg

ГАЗ-3111 «Волга» — российский легковой автомобиль бизнес-класса (сегмент Е2 по европейской классификации), выпускавшийся экспериментально Горьковским автозаводом. Разработка автомобиля была осуществлена в короткие сроки с 1996—1998. Впервые опытный образец был представлен широкой публике в 1998 году на Московском автосалоне[1].

Кузов и салон[править | править код]

ГАЗ-3111 выглядит очень динамичным и одновременно солидным автомобилем. Закруглённые линии обеспечивают хорошую обтекаемость, выпуклые формы дверей скрывают мощную защиту от боковых ударов. Силовая структура кузова разрабатывалась с учетом современных требований по пассивной безопасности, в том числе и тестов EuroNCAP[1].

Передние фары каплевидной формы, с фарой ближнего света в виде прожектора с линзой и фарой дальнего света, в котором луч формируется рефлектором (самое современное решение), имеют прозрачный колпак без рассеивателя. Указатель поворота с 8 лампочками размещался под фарой. Иная концепция задних фонарей: под рассеивателем, напоминающим по форме задний фонарь ГАЗ-21, размещены светодиоды.

Салон в сравнении с предыдущими моделями «Волги» полностью изменён. Предусмотрены места для установки подушек безопасности. Многие переключатели (например, вращающийся переключатель света фар) «позаимствованы» у иномарок. Сиденья разработаны совместно с фирмой «Lear», отделка двухцветная натуральной кожей[2]. Спинки задних сидений складываются по частям в неравных долях[3].

В зависимости от времени выпуска автомобиля, элементы салона и кузова отличались. На предсерийные образцы, например, устанавливался один или три жиклёра омывателя лобового стекла («штатно» было два). Кроме того не всегда устанавливалась электроантенна, лючок и горловина бензобака были слева. На серийных автомобилях встречается по два варианта боковых молдингов на дверях и задних фонарей (с более темными красными стеклами и иной формой отражателей), а декоративная решетка радиатора могла быть чёрной или хромированной. Существовали разные конфигурации выхлопной системы (одна или две выхлопные трубы). Интересно, что выхлопные трубы, по задумке дизайнеров, должны были выходить через специальные отверстия в заднем бампере. Однако завод, после выпуска нескольких автомобилей, отказался от этой идеи ввиду её технологической сложности, хотя выштамповки под трубы в заднем бампере были на всех выпущенных машинах. Некоторые владельцы сами позже переделывали выхлопную систему согласно первоначальному замыслу дизайнеров. Кузова последних в серии машин имели менее выраженные выштамповки на задних дверях (в некоторых ракурсах пухлые выштамповки можно принять за след от удара).

Существовало два варианта блока климат-контроля (с возможностью переключения в режим принудительной подачи воздуха в ноги и без). На первых машинах устанавливались более удобные подрулевые переключатели (они были расположены ближе к водителю), а щиток приборов имел иное расположение контрольных ламп; так же была предусмотрена возможность отключения ABS специальной кнопкой.

Кузов ГАЗ-3111 не подвергался оцинковке, но некоторые сварные швы были лужеными. Машина окрашивалась в большое количество цветов (около 10), наиболее часто встречается красный цвет («Красное вино») и оттенки синего и чёрного («Авантюрин», «Посейдон», «Чароит»). В зависимости от цвета кузова, выбиралась тканевая обивка салона и цвет верхней части панели приборов (у машин с зелёным кузовом окраски «Малахит» верхняя часть панели приборов была зелёной). Дилеры предлагали на заказ кожаную отделку салона.

Все машины комплектовались российскими легкосплавными дисками K&K «Элита» и полноразмерным запасным колесом также на литом диске. Размер шин 205/65/R15[4].

Двигатель[править | править код]

Основным для серийных автомобилей был четырёхцилиндровый 16-клапанный бензиновый двигатель ЗМЗ-4052.10 (155 л. с.)[5]. На несколько машин был установлен ЗМЗ-4062.10 (136 л. с.), ГАЗ-3105 компоновки V8 (170 л. с.) и дизельный двигатель ГАЗ-560 (110 л. с.). В качестве перспективного двигателя рассматривался опытный ЗМЗ-301 компоновки V6. Моторный отсек ГАЗ-3111 допускает установку весьма широкой гаммы бензиновых и дизельных двигателей рабочим объёмом до 4,5 л. :

  • четырёхцилиндровый двигатель 3RZ-FE с МКПП или 4-зонной АКПП
  • шестицилиндровый 5VZ-FE объёмом 3,4 л и мощностью 205 л. с.
  • четырёхцилиндровый дизель 5L объёмом 3 л и мощностью 91 л. с.
  • турбодизель 2L-T объёмом 2,5 л и мощностью 92 л. с., только с МКПП[6].

Трансмиссия[править | править код]

Основные узлы трансмиссии унифицированы с ГАЗ-3110, но имеют конструктивные отличия. Из-за смещенного вперед двигателя пятиступенчатая КПП снабжена удлинителем механизма переключения передач, а карданная передача с промежуточной опорой существенно удлинена. Ширина заднего моста и колея задних колес увеличены в сравнении с предыдущими моделями «Волги».

Органы управления[править | править код]

На ГАЗ-3111 впервые в семействе «Волг» применено реечное рулевое управление с гидроусилителем производства завода «Автогидроусилитель» (г. Борисов, Белоруссия). Травмобезопасная рулевая колонка регулировалась по высоте (на некоторых автомобилях в двух направлениях: по высоте и по вылету).

Тормоза аналогичны ГАЗ-3110 — передние дисковые вентилируемые, задние барабанные. Впервые в отечественном автопроме на ГАЗ-3111 была применена антиблокировочная система тормозов (Bosch 5.3)[1].

Подвеска[править | править код]

Передняя подвеска ГАЗ-3111 разработана с «нуля». Конструкция является традиционной для легковых автомобилей большого класса — два разнесённых на большое расстояние поперечных рычага с амортизаторной стойкой, опирающейся на нижний рычаг, архаичные шкворни заменены шаровыми опорами. Для облегчения сборки и повышения точности нижние рычаги подвески, передний стабилизатор поперечной устойчивости, реечное рулевое управление и опоры силового агрегата крепятся к подрамнику, как на большинстве современных автомобилей. Это конструктивное решение также уменьшает передачу вибраций на кузов.

Задняя подвеска осталась зависимой, рессорной, но была существенно переработана по сравнению с предыдущими моделями «Волги» — изменён угол наклона амортизаторов, введен стабилизатор поперечной устойчивости[5]. Планировалось, что через некоторое время после начала серийного производства задняя подвеска будет заменена на независимую многорычажную.

Электрооборудование[править | править код]

Электрооборудование салона ГАЗ-3111 было приближено по уровню предоставляемого комфорта к зарубежным автомобилям сопоставимого класса. Все двери оснащены электростеклоподъёмниками, в штатную комплектацию входил центральный замок, противотуманные фары, задний противотуманный фонарь, аудиоподготовка на 8 колонок и электроантенна; обогревы заднего стекла, боковых зеркал с электроприводом и форсунок омывателя лобового стекла. Состояние основных систем автомобиля — температура и уровни всех эксплуатационных жидкостей (в том числе уровень моторного масла) — контролировалось бортовой электронной системой и в случае неисправности отображалось на панели приборов. Электрика предусматривала установку бортового маршрутного компьютера (на несколько машин на заводе был установлен компьютер БК-11 ЗАО «Техноволга»). Для задних пассажиров был предусмотрен отдельный прикуриватель с пепельницей и плафоны подсветки.

На ГАЗ-3111 была установлена система климат-контроля с электроприводом заслонок и салонным фильтром. Некоторые дилеры устанавливали вместо штатного управления климат-контролем электронный блок управления с возможностью автоматического поддержания установленной температуры воздуха в салоне. Как опция устанавливался кондиционер, магнитола и другое дополнительное оборудование.

Производство ГАЗ-3111 по годам:

  • 2000 — 53 шт.
  • 2001—342 шт.
  • 2002 — 20 шт. (официальное прекращение мелкосерийного производства в августе 2002 года)

Всего за время производства — 415 шт.

  • 2004 — 9 шт. (неофициально собрано 9 автомобилей из оставшихся кузовов).

Всего приблизительно выпущено 424 шт[2]. Хотя есть автомобили имеющие порядковый номер выше указанной цифры. Общее количество выпущенных автомобилей вместе с экспериментальными образцами не превысило 500 штук[7].

Однако были ещё и предсерийные образцы (до 2000 года), которые собирались до выхода автомобиля в серию. На них в «УКЭР ГАЗ» производились различные испытания. Точное количество выпущенных единиц не известно.

Волга (значения) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Волга:

  • Волга — река в России, самая длинная река Европы.
  • «Волга» — марка легкового автомобиля, выпускавшегося Горьковским автомобильным заводом.
  • «Волга» — пианино, выпускавшееся в г. Горьком.
  • «Волга» — советский стратостат 1962 года.
  • «Волга» — советская стиральная машина.
  • «Волга» — фирменный поезд сообщением Нижний Новгород—Санкт-Петербург—Нижний Новгород.
  • «Волга-2» — первый в России экраноплан гражданского назначения.
  • «Волга» — советский катер на подводных крыльях проекта 343 и 343МЕ.[1][2]
  • «Волга» — семейство разгонных блоков ракеты-носителя.
  • «Волга» — колесный пароход Каспийской флотилии Российской империи.

Вооружение[править | править код]

  • «Волга» — целлюлозно-бумажный комбинат в Нижегородской области.
  • «Волга» — телеканал в Нижнем Новгороде.
  • «Волга» — судостроительный завод в Нижнем Новгороде.
  • «Волга» — издательство в Астрахани.
  • «Волга» — гостиница в Самаре.
  • «Волга» — литературно-художественный журнал, издававшийся в Саратове с 1966 по 2000 год.
  • «Волга» — газета, выходившая в Астрахани с 1862 по 1865 год.
  • «Волга» — музыкальная радиостанция в Казани, вещавшая с 1996 до 2003 года[1].
  • «Волга» — музыкальная группа.
  • «Волга» — радиостанция, вещавшая в 1945−1994 гг. на территории советской оккупационной зоны Германии и ГДР, для советских войск.
Спортивные клубы
  • «Волга» — футбольный клуб из Горького, существовавший в 1963—1984 годах.
  • «Волга» — футбольный клуб из Нижнего Новгорода, существовавший в 1998—2016 годах.
  • «Волга» — футбольный клуб из Твери.
  • «Волга» — футбольный клуб из Ульяновска.
  • «Волга» — команда по хоккею с мячом из Ульяновска.
  • «Волга» — название футбольного клуба «Балаково» из одноимённого города в 1993—1997 годах.
  • «Волга-Олимпиец» — название футбольного клуба «Нижний Новгород» в 2015—2016 годах.
Скрытая категория:

ГАЗ-3105 — Википедия

ГАЗ-3105 «Волга»
GAZ-3105 04.jpg
Производитель ГАЗ
Годы производства 1992—1996
Сборка Россия ПАМС (Нижний Новгород, Россия)
Класс Большой
Тип кузова 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа ГАЗ-3105
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула 4 × 4
ГАЗ-3105
Производитель ГАЗ
Тип бензиновый, карбюратор (впрыск)
Объём 3398 см3
Максимальная мощность 170 (240) л. с., при 5 400 об/мин
Максимальный крутящий момент 260 (300) Н·м, при 4 000 об/мин
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Клапанов 16
Макс. скорость 200
Разгон до 100 км/ч 11
Расход топлива при смешанном цикле 12
Расход топлива при городском цикле 17,5
Расход топлива на трассе 8,7
Диаметр цилиндра 82 мм
Ход поршня 80 мм
Степень сжатия 9
Система питания карбюратор (к114 либо Pierburg 4A1), распределённый впрыск
Клапанной механизм гидравлические толкатели с автоматической компенсацией зазора
Материал блока цилиндров безгильзовый, чугунный
Материал ГБЦ алюминиевый сплав
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Максимальные обороты 6100
Рекомендованное топливо А-98 или АИ-98
механическая 5-ступ.
Производитель ГАЗ
Тип механическая
Число ступеней 5
Главная передача 3,68 либо 3,73
1 передача 3,6
2 передача 2,2
3 передача 1,46
4 передача 0,96
5 передача 0,756
Задняя передача 3,58
Тип шестерней косозубые, с постоянным зацеплением
Синхронизаторы на всех передачах
Механизм управления штоковый
Длина 5050 мм
Ширина 1800 мм
Высота 1430 мм
Клиренс 160 мм
Колёсная база 2870 мм
Колея задняя 1514 мм
Колея передняя 1514 мм
Масса 1800 кг
Похожие модели Audi V8
Сегмент E-сегмент
Объём бака 78 л
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ГАЗ-3105 «Волга» — автомобиль большого класса с повышенным уровнем комфорта, производившийся с 1992 по 1996 год на мощностях Горьковского автозавода.

Застойное начало[править | править код]

В 1968-м году Горьковский автомобильный завод представил пятое поколение легкового автомобиля среднего класса — ГАЗ-24 «Волга». Первоначально предполагалось, что автомобиль будет выпускаться около десяти лет, что было нормой для автомобильной промышленности СССР данного периода (Для сравнения — «Победа» М-20 — выпускалась с 1946 года по 1958 год, «Москвич» MЗМА-400/401 — 1946—1956, МЗМА-402/407/403 — 1956—1965, «ЗИМ» ГАЗ-М-12 — 1950—1960, «Волга» ГАЗ-21 — 1957—1970, ЗИЛ-111 — 1958—1967, «Запорожец» ЗАЗ-965 — 1960—1969 и т. д.). К концу 1970-х должна была состояться премьера модели шестого поколения, с её заменой после 1980-го года. Конструкторское бюро активно приступило к задаче, но по целому ряду причин, главным образом политическим и финансовым (см. потребительский идеал в СССР и период застоя) данному проекту не суждено было увидеть свет. Для выхода из ситуации было принято экономное решение использовать кузов ГАЗ-24 для основы нового автомобиля. В конце 1970-х был спроектирован автомобиль ГАЗ-3101.

Несмотря на широкую рекламу нового автомобиля и успешные испытания, его выпуск постоянно откладывался[источник не указан 513 дней]. Даже в старом кузове узлы нового автомобиля оказались слишком сложными для осваивания разными смежными производствами. В вынужденной программе дальнейшего упрощения шестицилиндровый ГАЗ-3101 превратился в четырёхцилиндровый ГАЗ-3102 (некоторые источники также указывают, что отказ от V6 был сделан с расчетом на экспорт и валютную прибыль из стран Западной Европы, которые страдали последствиями топливного дефицита, вызванного нефтяным кризисом 1973-го года), которая, помимо иного, лишилась планировавшихся кондиционера, усилителя руля, автоматической коробки передач и бесшкворенной передней подвески.

Но и такие шаги по удешевлению автомобиля, который ГАЗ активно лоббировал (успешные испытательные поездки на Рицу, стенды на Московской Олимпиаде и т. д.), были недостаточными. Окончательный толчок, который наконец запустил ГАЗ-3102, имел совершенно иную форму. В октябре 1980 года в результате аварии под Минском погиб первый секретарь компартии Белорусской ССР Пётр Машеров. Хотя само ДТП остается спорным и загадочным, Машеров сидел в автомобиле ГАЗ-13 «Чайка». Эта машина собиралась на территории ГАЗ (ПАМС) отдельно, вручную, и очень малыми сериями для обслуживания советской номенклатуры. За четыре года до ДТП ГАЗ презентовал и, в отличие от ГАЗ-3101/3102, успешно приступил к выпуску замены, автомобиля ГАЗ-14 «Чайка».

В марте 1985 года к власти пришёл Михаил Горбачёв, с которым страна вошла в новый цикл истории — эпоху перестройки. К этому времени разработанная в конце 1960-х ГАЗ-24 «Волга» окончательно устарела как технически, так и внешне. Но и ГАЗ-3102 «Волга» выглядела свежей лишь на фоне иностранных автомобилей второй половины 1970-х (Mercedes-Benz W123, например). Даже на внутреннем рынке другие автозаводы успешно завершали переход на новые поколения: «Алеко», «Орбита», «Спутник», «Таврия» и «Ока».

Очевидно, что оба автомобиля требовали немедленной замены, но в 1985-м году таковой не было. Многолетняя политика плановой экономики и её органов (госплан, госснаб и госстрой), нежелание смежных производств осваивать новые узлы за счёт сворачивания массового выпуска устаревших, а также неэффективное руководство Минавтопромом СССР в лице «ВАЗовского» министра Полякова привели к тому, что у Горьковского Автомобильного Завода проекты автомобилей нового поколения существовали лишь в виде чертежей.

Выход из тупика[править | править код]

Выправление ситуации началось с приходом Николая Пугина, который сменил Полякова в октябре 1986 года. Ещё в 1983-м году, возглавляя предприятие, он поручил разработать максимально простейший временный переход конвейера с ГАЗ-24 на ГАЗ-3102 и одновременно приступить к разработке нового, уже по сути, седьмого поколения легковых автомобилей. Переход действительно оказался самым бюджетным вариантом, учитывая временный статус автомобиля. Из-за описанных выше причин было решено не только отказаться от проекта внешней модернизации кузова, но и упростить многие узлы и решения, которые заимствовали от ГАЗ-3102 (обивка салона чёрным пластиком вместо полиуретана, стандартное питание двигателя без форкамерно-факельного зажигания, сохранение барабанных передних тормозов вместо дисковых и т. д.). Но даже и такая простая задача затянулась, и лишь в конце 1985 года появился гибрид старой ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, «временная» Волга ГАЗ-24-10.

Разработка нового автомобиля началась одновременно, в 1983-м году конструкторское бюро двигателей представило схему нового поколения мотора для будущего автомобиля с верхним распредвалом и инжекторным питанием — будущий ЗМЗ-406. К 1986-му году сформулировалась общая заводская программа будущего модельного ряда. Линейку открывал переднеприводный ГАЗ-3103 с четырёхцилиндровым двигателем, за ним следовал полноприводный ГАЗ-3104 с аналогичным мотором, но в улучшенной комплектации и флагман ГАЗ-3105 — с мощными шести- и восьмицилиндровыми двигателями и удлинённой колесной базой. Предлагались также разработки универсалов, машин скорой помощи, фургонов, пикапов и других модификаций. Постановлением Совмина № 786-186 от 13 июля 1987 года ГАЗ получает заказ на опытную разработку и организацию производства будущего автомобиля. Им же окончательно определяется и компоновка семейства, в которой ГАЗ-3104 лишается полного привода в пользу классического заднего.

Параллельно вокруг новой Волги развязался очередной спор. На полную разработку полностью советского автомобиля за короткий период не было средств, а многие сторонники перестройки и рыночных отношений СССР со странами запада лоббировали идею покупки лицензии на зарубежный аналог. Хотя в 1986-88 ГАЗу передали несколько образцов Chrysler Intrepid, Ford Scorpio и Peugeot 605 для изучения, основой стал Audi 100 третьего поколения (1983 г.), от которой оставили поперечное сечение кузова по средней стойке и принципиальную схему компоновки трансмиссии.

В 1988 году политика снова вмешалась в продукцию завода. Жертвой стал автомобиль ГАЗ-14 «Чайка». Под видом «борьбы с привилегиями» сборка «Чайки» по приказу Горбачёва была прекращена, а вся документация и технологическая оснастка (включая даже оснастку для выпуска масштабных моделей) были уничтожены. Тогда Пугин решил воспользоваться уходом «Чайки» для отстаивания собственного проекта, аргументируя простоем заводских мощностей. В данном случае речь шла только о ГАЗ-3105 как о престижной версии, которая обязана была стать атрибутом современной советской власти, для которой новая Волга смотрелась бы современным и демократическим решением в сравнении с застойной «Чайкой», но главное — отечественной разработки, что положило бы конец спору о закупке лицензии заграницей. Планировалось, что такое решение даст толчок бюджетным машинам. С 1988-го года начались испытания прототипов, которых к 1990 году построили 24 единицы[1].

На стыке эпох[править | править код]

Как и предполагалось, испытательный цикл был в основном направлен на ГАЗ-3105, который к этому времени был выделен в отдельный проект. В 1992 году автомобиль получил сертификацию к производству. Однако, это уже было в другой стране и в других условиях. Входя в рыночную экономику, ГАЗу пришлось трезво оценить ситуацию. Во-первых, снятие «Чайки» с производства случилось на фоне либерализации всей экономики СССР, и, как следствие, её место служебных автомобилей чиновников стремительно занимали ввозимые иномарки. Появление последних окончательно лишило престижа «Волгу», в том числе и ГАЗ-3102, выпуск которой сократился с трёх тысяч единиц в 1991 до 423 автомобилей в 1992 году. Самым востребованным автомобилем новых реалий оказалась полуторка «Газель», производство которой легло в приоритеты ГАЗа перед тяжелыми грузовиками и легковыми автомобилями и лишь нужда в финансовой поддержке для освоения нового проекта потребовала от ГАЗа какой-либо заботы о последних. В 1992 году отложенный проект внешней модернизации ГАЗ-24-10, штамповки которой окончательно износились от времени, на скорую руку воплощается, превращая её в ГАЗ-31029. Конвейер разгоняют с 70 тысяч машин в год до почти ста тысяч. Выпуск ГАЗ-3102 также быстро увеличивается, и данный автомобиль допускается к продаже частным лицам, годовой выпуск которой так же растет (до 15 тысяч к концу 1990-х). Обратной стороной этого решения стало резкое падение качества сборки этих автомобилей.

На фоне таких потрясений завершивший испытания и получивший допуск к производству ГАЗ-3105 оказался никому не нужен. За время его разработки зарубежная автомобильная технология сделала очередной технологический прорыв с применением компьютерных технологий. В постсоветской России таких смежников не было, что делало цену очень высокой из-за вынужденных закупок за рубежом, особенно на фоне экономического спада в стране. Проекты более бюджетных собратьев, ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, так и остались нереализованными.

«Ошибка в том, — говорили мне многие заводчане, занимающие самые разные ступени иерархической лестницы, — что мы начали разработку семейства с „люксовой“ модификации, да тогда по-другому было нельзя. Сегодня время упущено.»

С.Дорофеев в статье «А ну-ка, ГАЗ, прибавь-ка газу» («За Рулём», июнь 1993 год)[2]

Тем не менее, в 1994 году производство всё-таки началось. 5 января 1994 года Президент России Борис Ельцин подписывает распоряжение, в котором до 1996 года АО ГАЗ обязано создать необходимые мощности для выпуска ГАЗ-3105 объёмом 250 единиц в год. По этому же распоряжению уже в 1994 АО должно сдать 100 единиц, а в следующем и — 150. Но распоряжение так и не было выполнено.

На ГАЗе к 1987 году были представлены первые опытные образцы, имевшие ряд нововведений, таких как реечное рулевое управление с гидроусилителем, регулировка руля по длине и наклону, постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала, климатическая установка с электронным управлением и полный электропакет, включая центральный замок, электрические стеклоподъёмники стекол на всех дверях, электрические приводы регулировок как передних, так и заднего сидений. Подвеска типа Макферсон спереди и сзади.

Особенностью автомобиля являлась удачная компоновка, при которой салон при тех же внешних габаритах по сравнению с обычной «Волгой» был просторнее, с электрорегулировками сидений, без прямых острых линий. Коэффициент лобового сопротивления Сх=0,35…0,36. Была предусмотрена установка климатической системы.

Машина оснащалась карбюраторным двигателем 3105 V8 с карбюратором К-114 и, позже, «Пирбург» (Pierburg). Двигатель 3105 имел унификацию с двигателем ВАЗ-21083 и агрегатировался с двухвальной пятиступенчатой коробкой передач и сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для управления двигателем использовалась бесконтактная система зажигания с ограничителем оборотов двигателя. Также предполагалось использовать ABS и катализатор отработанных газов.

Для дилеров стоимость автомобиля составляла от $50000 до $60000, что было сопоставимо с автомобилями иностранного производства того же класса.

В 1992 году автомобиль был представлен на международных салонах в Лейпциге и Брюсселе и произвел впечатление. Однако подсчитали, что производство такого автомобиля для правительства обходится дорого, и с 1992 года по 1996 год было произведено всего лишь 55 автомобилей вместо планируемого объёма выпуска 250 автомобилей в год[3].

ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105) имела двигатель 3105 с карбюратором К114 и развивала мощность 156 л. с., более поздняя модификация имела карбюратор Пирбург 4А1 (Solex 4A1) и развивала 170 л. с. Модификация с двигателем 3105, оснащённым моновпрыском Lucas, имела индекс 31052 и так же развивала мощность 170 л. с. Также имелась модификация с двигателем 3105, оснащённым распределённым впрыском топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит (Санкт-Петербург), индекс двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя из модификаций была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было собрать оставшиеся автомобили для продажи, а двигатели 3105 (ГАЗ-321.10) ГАЗ уже перестал производить.

В 1993 году на старт чемпионата России по ралли выходила раллийная версия модели ГАЗ-3105[4].

Позже были разработаны модели 3103 (передний привод) и 3104 (полный привод) и построены по одному макетному образцу. Автомобили 3103 и 3104 были представлены на Московском автосалоне в 1998 году.

В ноябре 2012 г. фирма РСТ выпустила для журнальной серии Автолегенды СССР издательского дома ДеАгостини модель ГАЗ-3105 бордового цвета.

Ранее по заказу коллекционеров была изготовлена ограниченная партия моделей одним мастером с юга России. После этого, в соответствии с требованиями заказчиков, оснастка для производства данной модели была уничтожена.

ВОЛГА • Большая российская энциклопедия

ВО́ЛГА, ре­ка в Ев­роп. час­ти Рос­сии, круп­ней­шая в Ев­ро­пе. Дли­на 3530 км (до по­строй­ки во­до­хра­ни­лищ 3690 км), пл. бас­сей­на 1360 тыс. км2 (за­ни­ма­ет 65% тер­ри­то­рии Ев­роп. час­ти и 8% всей тер­ри­то­рии Рос­сии).

Бас­сейн В. при­над­ле­жит бес­сточ­но­му бас­сей­ну Кас­пий­ско­го м. и це­ли­ком рас­по­ло­жен в пре­де­лах Вост.-Ев­роп. рав­ни­ны. Он про­сти­ра­ет­ся от Вал­дай­ской и Сред­не­рус­ской воз­вы­шен­но­стей на за­па­де до Ура­ла на вос­то­ке поч­ти на 2,3 тыс. км.

Фото А. И. Нагаева Исток Волги.

В. бе­рёт на­ча­ло на Вал­дай­ской воз­вы­шен­но­сти. В про­шлом её ис­то­ком счи­та­лись раз­ные ре­ки: Ру­на, Кудь, Жу­ко­па, впа­даю­щие в В. в вер­ховь­ях. В кон. 19 в. экс­пе­ди­ция Д. Н. Ану­чи­на ус­та­нови­ла, что В. вы­те­ка­ет из клю­ча у дер. Вол­го­вер­хо­вье (Твер­ская обл.) на выс. 228 м (над ко­лод­цем с клю­чом по­стро­ен де­рев. сруб, об­не­сён­ный тер­ра­сой). В. при­ня­то де­лить на 3 час­ти: Верх­нюю В. – от ис­то­ка до устья р. Ока, Сред­нюю В. – от устья Оки до устья р. Ка­ма и Ниж­нюю В. – от устья Ка­мы до Кас­пий­ско­го мо­ря. На про­тя­же­нии пер­вых ки­ло­мет­ров сво­его те­че­ния В. яв­ля­ет­ся ру­чей­ком, пет­ляю­щим по ле­си­сто-бо­ло­ти­стой ме­ст­но­сти. В верх­нем те­че­нии, в пре­де­лах Вал­дай­ской воз­вы­шен­но­сти, В. про­те­ка­ет че­рез не­боль­шие озё­ра Вер­хит, Стерж, Все­луг, Пе­но и Вол­го. В ис­то­ке из оз. Вол­го в 1843 бы­ла со­ору­же­на пло­ти­на (Верх­не­волж­ский бей­шлот) для ре­гу­ли­ро­ва­ния сто­ка во­ды и под­дер­жа­ния су­до­ход­ных глу­бин в ме­жень. У г. Тверь за­кан­чи­ва­ет­ся един­ст­вен­ный ус­лов­но-ес­те­ст­вен­ный уча­сток В. дли­ной ок. 400 км. Ни­же, до са­мо­го устья, ре­ка пол­но­стью пре­об­ра­зо­ва­на гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ния­ми (наи­бо­лее круп­ные по­строе­ны в 1950–60) и пред­став­ля­ет со­бой кас­кад ГЭС с во­до­хра­ни­ли­ща­ми. Ме­ж­ду Тве­рью и г. Ры­бинск соз­да­ны Ивань­ков­ское (т. н. Мо­с­ков­ское м.), Уг­лич­ское и Ры­бин­ское во­до­хра­ни­ли­ща. На уча­ст­ке Ры­бинск – Яро­славль и ни­же г. Ко­ст­ро­ма ре­ка про­те­ка­ет в уз­кой до­ли­не сре­ди вы­со­ких бе­ре­гов, пе­ре­се­кая Да­ни­лов­скую и Га­лич­скую воз­вы­шен­но­сти. Да­лее те­чёт вдоль Ун­жен­ской и Ба­лах­нин­ской низ­мен­но­стей. У г. Го­ро­дец (вы­ше г. Ниж­ний Нов­го­род) об­ра­зо­ва­но Горь­ков­ское во­до­хра­ни­ли­ще. Осн. при­то­ки Верх­ней В.: Твер­ца, Мед­ве­ди­ца, Мо­ло­га, Су­да, Ко­ст­ро­ма и Ун­жа (ле­вые).

Фото А. И. Нагаева Волга (в среднем течении).

В сред­нем те­че­нии В. ста­но­вит­ся бо­лее пол­но­вод­ной. Она те­чёт вдоль сев. ок­раи­ны При­волж­ской воз­вы­шен­но­сти. Вы­ше г. Че­бок­са­ры рас­по­ло­же­но Че­бок­сар­ское во­до­хра­ни­ли­ще. Наи­бо­лее круп­ные при­то­ки Сред­ней В. – Ока, Су­ра, Свия­га (пра­вые) и Вет­лу­га (ле­вый).

В ниж­нем те­че­нии, по­сле впа­де­ния Ка­мы (ле­вый при­ток), В. ста­но­вит­ся мо­гу­чей ре­кой. Вы­ше г. Толь­ят­ти об­ра­зо­ва­но Куй­бы­шев­ское во­до­хра­ни­ли­ще. Да­лее В. оги­ба­ет го­ры Жи­гу­ли, об­ра­зуя ду­гооб­раз­ную из­лу­чи­ну Са­мар­ская Лу­ка. Вы­ше г. Ба­ла­ко­во рас­по­ло­же­но Са­ра­тов­ское во­до­хра­ни­ли­ще. Ниж­няя В. при­ни­ма­ет срав­ни­тель­но не­боль­шие при­то­ки – Са­ма­ра, Боль­шой Ир­гиз, Ерус­лан (ле­вые) и Те­реш­ка (пра­вый). В 21 км вы­ше г. Вол­го­град от В. от­де­ля­ет­ся ле­вый ру­кав – р. Ах­ту­ба, ко­то­рая те­чёт па­рал­лель­но осн. рус­лу. Об­шир­ное про­стран­ст­во ме­ж­ду Вол­гой и Ах­ту­бой ши­ри­ной до 40 км, пе­ре­се­чён­ное мно­го­числ. про­то­ка­ми и ста­ро­речь­я­ми, об­ра­зу­ет Вол­го-Ах­ту­бин­скую пой­му. Сток Ниж­ней В. за­ре­гу­ли­ро­ван Вол­го­град­ским гид­ро­уз­лом.

Впа­дая в Кас­пий­ское м., В. об­ра­зу­ет об­шир­ную дель­ту. Устье ре­ки ле­жит на 26 м ни­же уров­ня Ми­ро­во­го ок. Дель­та на­чи­на­ет­ся в мес­те от­де­ле­ния от её рус­ла ру­ка­ва Бу­зан (в 46 км се­вер­нее г. Ас­т­ра­хань) и яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых круп­ных в Рос­сии (19 тыс. км2). В дель­те на­счи­ты­ва­ет­ся до 500 ру­ка­вов, про­ток и мел­ких ре­чек. Гл. ру­ка­ва – Бах­те­мир (су­до­хо­ден), Ка­мы­зяк, Ста­рая Вол­га, Бол­да, Бу­зан, Ах­ту­ба. Ни­же ис­то­ка Бу­за­на со­ору­жён во­до­де­ли­тель для пе­ре­рас­пре­де­ле­ния сто­ка по­ло­во­дья ме­ж­ду вост. и зап. час­тя­ми дель­ты, это обес­пе­чи­ва­ет еже­год­ное за­то­п­ле­ние (да­же в ма­ло­вод­ные го­ды) в её вост. час­ти не­рес­ти­лищ по­лу­про­ход­ных рыб.

Гидрологический режим

Реч­ная сис­те­ма бас­сей­на В. вклю­ча­ет бо­лее 150 тыс. во­до­то­ков дли­ной св. 10 км об­щей про­тя­жён­но­стью 574 тыс. км. Не­по­сред­ст­вен­но в В. и её во­до­хра­ни­ли­ща впа­да­ет 2600 рек. Ле­вые при­то­ки мно­го­чис­лен­нее и мно­го­вод­нее пра­вых. Боль­шин­ство при­то­ков рас­по­ло­же­ны в верх­ней и сред­ней час­тях ре­ки, ни­же устья Ка­мы они не­ве­ли­ки, ма­ло­вод­ны, мно­гие из них ле­том пе­ре­сы­ха­ют. Боль­шин­ст­во при­то­ков – ти­пич­но рав­нин­ные ре­ки с ши­ро­ки­ми, хо­ро­шо раз­ра­бо­тан­ны­ми до­ли­на­ми и ха­рак­тер­ной для Сев. по­лу­ша­рия асим­мет­ри­ей скло­нов. Бас­сейн В. рас­по­ло­жен в юж. час­ти лес­ной зо­ны, в ле­со­степ­ной, степ­ной и по­лу­пус­тын­ной зо­нах. Б. ч. бас­сей­на (72% вме­сте с пред­гор­ной ча­стью Ура­ла) рас­по­ло­же­на в лес­ной зо­не, где фор­ми­ру­ет­ся 87% сто­ка. Пи­та­ние сне­го­вое (60% го­до­во­го сто­ка), грун­то­вое (30%) и до­ж­де­вое (10%).

По ха­рак­те­ру вод­но­го ре­жи­ма В. от­но­сит­ся к вос­точ­ноев­ро­пей­ско­му ти­пу с от­чёт­ли­во вы­ра­жен­ным ве­сен­ним по­ло­водь­ем, лет­не-осен­ней ме­же­нью, на­ру­шае­мой до­ж­де­вы­ми па­вод­ка­ми, и ус­той­чи­вой зим­ней ме­же­нью. В ес­теств. ус­ло­ви­ях вес­ной про­хо­ди­ло 55–66% го­до­во­го сто­ка, в лет­не-осен­ний пе­ри­од – 24–32%, зи­мой – 10–13%. Кас­кад гид­ро­уз­лов на В. и её при­то­ках ока­зы­ва­ет боль­шое ре­гу­ли­рую­щее воз­дей­ст­вие на вод­ный и уро­вен­ный ре­жим ре­ки, зна­чи­тель­но (в 1,5–2 раза) сни­зил­ся сток в пе­ри­од по­ло­во­дья и по­вы­сил­ся сток в ме­жень, осо­бен­но в зим­нюю.

65% го­до­во­го сто­ка В. фор­ми­ру­ет­ся в бас­сей­не Ка­мы, на бас­сейн Сред­ней В. при­хо­дит­ся 22%, Верх­ней – 13% сто­ка. Сред­не­го­до­вой рас­ход во­ды (м3/с): у Верх­не­волж­ско­го бейш­ло­та 30, у Тве­ри 180, у Яро­слав­ля 1010, у Ниж­не­го Нов­го­ро­да 2970, у Са­ма­ры 7300, у Вол­го­гра­да 7500. Ни­же Вол­го­гра­да ре­ка те­ряет ок. 5% сво­его сто­ка на ис­па­ре­ние. В пе­рио­ды, ко­гда го­до­вой сток был бли­зок к ес­те­ст­вен­но­му, В. еже­год­но при­но­си­ла в Кас­пий­ское м. ок. 250 км3 во­ды. Раз­мах ко­ле­ба­ний сто­ка за пе­ри­од ин­ст­ру­мен­таль­ных на­блю­де­ний (с 1881) со­ста­вил 240 км3. Так, в 1926 по В. про­шло бо­лее 390 км3 во­ды, а в 1937 – 150 км3. Наи­бо­лее про­дол­жи­тель­ный пе­ри­од ма­ло­во­дья от­ме­чен в 1933–40. Сред­не­го­до­вой объ­ём сто­ка за этот пе­ри­од со­ста­вил 185 км3, что на 25% ни­же нор­мы. Дли­тель­ный пе­ри­од ма­ло­во­дья на­блю­дал­ся в кон. 1970-х гг. С 1978 и до кон. 20 в. на В. – пе­ри­од по­вы­шен­ной вод­но­сти. В 1978–95 сток уве­ли­чил­ся в сред­нем на 30% по срав­не­нию с пре­ды­ду­щим ма­ло­вод­ным пе­рио­дом и при­мер­но на 5% по срав­не­нию с нор­мой. Рас­пре­де­ле­ние сред­не­мно­го­лет­не­го слоя сто­ка по тер­ри­то­рии бас­сей­на В. но­сит в це­лом зо­наль­ный ха­рак­тер. Он из­ме­ня­ет­ся от 250 мм в сев. час­ти до зна­че­ний близ­ких к ну­лю на юге. Та­кой ха­рак­тер рас­пре­де­ле­ния слоя сто­ка на­ру­ша­ет­ся в рай­онах Ср. и Юж. Ура­ла, где его ве­ли­чи­на, как пра­ви­ло, вы­ше зо­наль­ных зна­че­ний.

За­мер­за­ет В. в верх­нем и сред­нем те­че­нии в кон­це но­яб­ря, в ниж­нем – в на­ча­ле де­каб­ря. Вскры­ва­ет­ся в верх­нем те­че­нии в на­ча­ле ап­ре­ля, в ни­зовь­ях – в се­ре­ди­не мар­та, на всём ос­таль­ном про­тя­же­нии – в се­ре­ди­не ап­ре­ля. Сво­бод­ной ото льда ре­ка ос­та­ёт­ся ок. 200 дней, близ Ас­т­ра­ха­ни – ок. 250 дней. С соз­да­ни­ем во­до­хра­ни­лищ ле­до­вый ре­жим В. из­ме­нил­ся: в верх­них бье­фах про­дол­жи­тель­ность ле­до­вых яв­ле­ний уве­ли­чи­лась, в ниж­них – поч­ти еже­год­но су­ще­ст­ву­ют не­за­мер­заю­щие по­лы­ньи, имею­щие раз­лич­ную про­тя­жён­ность в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­тур­но­го и по­пус­ко­во­го ре­жи­мов.

Сред­не­го­до­вой сток взве­шен­ных на­но­сов у Вол­го­гра­да 23 млн. т. В дель­ту по­сту­па­ет в сред­нем 12,5 млн. т на­но­сов, 87% ко­то­рых про­хо­дит вес­ной, 11% – в ме­жень и 2% – зи­мой. Сред­не­го­до­вая мут­ность во­ды в ру­ка­вах дель­ты 50–60 г/м3, макс. – 100–160 г/м3 (на­блю­да­ет­ся в ап­ре­ле – мае). В ре­зуль­та­те ре­гу­ли­ро­ва­ния твёр­дый сток на В. сни­зил­ся бо­лее чем в три раза. Во­ды боль­шин­ст­ва рек бас­сей­на В. от­но­сят­ся к гид­ро­кар­бо­нат­но­му клас­су. Ми­не­ра­ли­за­ция и жё­ст­кость во­ды уве­ли­чи­ва­ют­ся от лес­ной зо­ны к по­лу­пус­ты­не.

Ресурсы и их хозяйственное использование

В В. оби­та­ет ок. 70 ви­дов рыб, из них 40 име­ют про­мы­сло­вое зна­че­ние, в т. ч. цен­ней­шие осет­ро­вые, а так­же во­бла, лещ, су­дак, са­зан, сельдь. Сни­же­ние чис­лен­но­сти не­ко­то­рых ви­дов рыб в по­след­ние го­ды свя­за­но с ухуд­ше­ни­ем эко­ло­гич. об­ста­нов­ки, а так­же с из­ме­не­ни­ем гид­ро­ло­гич. и гид­ро­био­ло­гич. ре­жи­мов, ухуд­ше­ни­ем ус­ло­вий не­рес­та рыб и на­гу­ла мо­ло­ди. Ра­нее в Волж­ском бас­сей­не вы­лав­ли­ва­лось бо­лее по­ло­ви­ны уло­вов ры­бы во внутр. во­до­ёмах Рос­сии и св. 90% осет­ро­вых. За по­след­ние де­ся­ти­ле­тия про­дук­тив­ность рыб­но­го хо­зяй­ст­ва со­кра­ти­лась в неск. раз. Соз­да­лось ка­та­ст­ро­фич. по­ло­же­ние с за­па­са­ми осет­ро­вых, что обу­слов­ле­но бра­конь­ер­ским про­мыс­лом по всей ак­ва­то­рии Кас­пий­ско­го м., а так­же не­дос­та­точ­ным про­ве­де­ни­ем ра­бот по ис­кусств. вос­про­из­вод­ст­ву, ох­ра­не и со­хра­не­нию чис­лен­но­сти осет­ро­вых в мес­тах на­гу­ла и не­рес­та.

Пол­ный объ­ём Волж­ско-Кам­ско­го кас­ка­да во­до­хра­ни­лищ 168 км3, по­лез­ный – 80 км3. Поч­ти все во­до­хра­ни­ли­ща рав­нин­но­го ти­па с боль­ши­ми пло­ща­дя­ми за­то­п­ле­ния. При их строи­тель­ст­ве бы­ло вы­ве­де­но из ис­поль­зо­ва­ния св. 20 тыс. км2 вы­со­ко­про­дук­тив­ных пой­мен­ных зе­мель. Все ГЭС Волж­ско­го кас­ка­да про­из­во­дят при­мер­но 40 млрд. кВт·ч элек­тро­энер­гии в год. В пре­де­лах бас­сей­на В. пол­но­стью или час­тич­но рас­по­ло­же­но 37 субъ­ек­тов РФ. Это наи­бо­лее плот­но за­се­лён­ный рай­он Рос­сии, здесь про­жи­ва­ет ок. 60 млн. чел. В бас­сей­не В. про­из­во­дит­ся 1/3 всей пром. и с.-х. про­дук­ции Рос­сии, что оп­ре­де­ля­ет вы­со­кую сте­пень ан­тро­по­ген­ной на­груз­ки.

За­бор во­ды из при­род­ных вод­ных объ­ек­тов бас­сей­на в кон. 20 в. со­став­лял при­бли­зи­тель­но 26,5 км3/год (10% го­до­во­го сто­ка В. и 30% все­го во­до­за­бо­ра в Рос­сии). В 1990-е гг. объ­ём ис­поль­зова­ния во­ды в бас­сей­не со­кра­тил­ся бо­лее чем на 30%, что свя­за­но со спа­дом пром. и с.-х. про­из-ва. Наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во во­ды (57%) ис­поль­зу­ет­ся на про­из­вод­ст­вен­ные ну­ж­ды, 29% – на ком­му­наль­но-бы­то­вые, 14% – на с.-х. ну­ж­ды. По тер­ри­то­рии бас­сей­на во­до­по­треб­ле­ние рас­пре­де­ле­но не­рав­но­мер­но: макс. зна­че­ния при­хо­дят­ся на Мо­с­ков­скую, Ни­же­го­род­скую, Са­мар­скую, Ас­т­ра­хан­скую об­лас­ти и Перм­ский край; ми­ним. во­до­по­треб­ле­ние на­блю­да­ет­ся в про­мыш­лен­но ме­нее раз­ви­тых рай­онах сев. час­ти бас­сей­на (Перм­ский край и Ки­ров­ская об­ласть) и в Рес­пуб­ли­ке Ма­рий Эл.

Сброс сточ­ных и воз­врат­ных вод со­ста­вил ок. 17,5 км3/год, из них поч­ти по­ло­ви­на – за­гряз­нён­ные сточ­ные во­ды. В ре­зуль­та­те ан­тро­по­ген­но­го воз­дей­ст­вия во­ды круп­ных и зна­чит. час­ти ма­лых рек бас­сей­на В. за­гряз­не­ны. Гл. ис­точ­ни­ка­ми за­гряз­не­ния яв­ля­ют­ся сточ­ные во­ды пром. пред­при­ятий, ком­му­наль­но-бы­то­вые и с.-х. сточ­ные во­ды. Ос­нов­ные за­гряз­няю­щие ве­ще­ст­ва – неф­те­про­дук­ты, со­еди­не­ния ме­ди, лег­ко­окис­ляе­мые ор­га­нич. ве­ще­ст­ва. Ком­плекс­ная оцен­ка сте­пе­ни за­гряз­нён­но­сти В. в кон. 20 в. сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что ка­че­ст­во во­ды ре­ки из­ме­ня­лось от «за­гряз­нён­ной» до «гряз­ной», а при­то­ков – от «за­гряз­нён­ной» до «чрез­вы­чай­но гряз­ной».

В. со­еди­не­на с Бал­тий­ским м. Вол­го-Бал­тий­ским вод­ным пу­тём, с Бе­лым м. – Се­ве­ро-Двин­ской вод­ной сис­те­мой и Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ским ка­на­лом, с Азов­ским и Чёр­ным мо­ря­ми – Вол­го-Дон­ским ка­на­лом, с р. Мо­ск­ва – ка­на­лом име­ни Мо­ск­вы. Ре­гу­ляр­ное су­до­ход­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет­ся от г. Ржев (св. 3200 км). По В. про­хо­дят по­пу­ляр­ные ту­ри­стич. мар­шру­ты. В бас­сей­не ре­ки на­хо­дят­ся Ас­т­ра­хан­ский, Волж­ско-Кам­ский, Жи­гу­лёв­ский, При­ок­ско-Тер­рас­ный за­по­вед­ни­ки, национальные пар­ки Ме­щёр­ский, Са­мар­ская Лу­ка и др. ох­ра­няе­мые при­род­ные тер­ри­то­рии. Наи­бо­лее круп­ные промышленные цен­тры и пор­ты на В. – Тверь, Ры­бинск, Яро­славль, Ко­ст­ро­ма, Ниж­ний Нов­го­род, Че­бок­са­ры, Ка­зань, Уль­я­новск, Толь­ят­ти, Са­ма­ра, Са­ра­тов, Вол­го­град, Ас­т­ра­хань.

Исторический очерк

Пер­вые упо­ми­на­ния о В. встре­ча­ют­ся в тру­дах древ­не­гре­че­ско­го ис­то­ри­ка Ге­ро­до­та (5 в. до н. э.). В ра­бо­тах ан­тич­ных ав­то­ров пер­вых ве­ков н. э. (Пто­ле­мей и Мар­цел­лин) В. име­ну­ет­ся Ра (‘ρᾷ, «щед­рая»). В письменных ви­зант. и араб. ис­точ­ни­ках на­ря­ду с этим на­зва­ни­ем упот­реб­ля­лось Итиль, или Этель («ре­ка рек», «ве­ли­кая ре­ка»). В «По­вес­ти вре­мен­ных лет» упо­ми­на­ет­ся как В. (от др.-рус. «во­лога» – жид­кость, во­да или от фин­но-угор­ско­го «вал­га» – «свет­лая ре­ка»). Гео­гра­фич. по­ло­же­ние В. и её круп­ных при­то­ков обу­сло­ви­ло её пре­вра­ще­ние в круп­ней­ший вод­ный путь, оп­ре­де­ли­ло важ­ней­шее по­ли­тич. и тор­го­вое зна­че­ние. В бас­сей­не В. су­ще­ст­во­ва­ли круп­ные гос. об­ра­зо­ва­ния – Ха­зар­ский ка­га­нат, Бул­га­рия Волж­ско-Кам­ская. В 9–10 вв. зна­чит. роль в волж­ской тор­гов­ле иг­ра­ли го­ро­да Итиль, Бол­гар и др., в 10 – 1-й тре­ти 13 вв. – рус. го­ро­да (Нов­го­род, Рос­тов, Суз­даль, Му­ром). Мон­го­ло-та­тар­ское на­ше­ст­вие на вре­мя пре­рва­ло кон­так­ты по В., кро­ме бас­сей­на Верх­ней В., где су­ще­ст­во­ва­ли Нов­го­род­ская рес­пуб­ли­ка, Яро­слав­ское кня­же­ст­во, а так­же Вла­ди­мир­ское ве­ли­кое кня­же­ст­во, из ко­то­ро­го в сер. 13 в. вы­де­ли­лось Твер­ское кн-во. В кон. 13 в. на Сред­ней В. сфор­ми­ро­ва­лось Го­ро­дец­кое кн-во. Зна­чит. часть тер­ри­то­рий в сред­нем те­че­нии, а так­же тер­ри­то­рии в ниж­нем те­че­нии В. ока­за­лись под вла­стью Зо­ло­той Ор­ды, здесь воз­ник­ли её круп­ней­шие цен­тры (Са­рай, Са­рай Но­вый). В 14 в. на Сред­ней В. сфор­ми­ро­ва­лось Ни­же­го­род­ское кня­же­ст­во. В 15 в. на­след­ни­ка­ми рас­пав­шей­ся Зо­ло­той Ор­ды ста­ли Ка­зан­ское хан­ст­во и Ас­т­ра­хан­ское хан­ст­во, при­сое­ди­нён­ные в 1552 и 1556 к Рус. гос-ву. В ре­зуль­та­те весь бас­сейн В. ока­зал­ся в его со­ста­ве. Это ожи­ви­ло рус. тор­гов­лю со стра­на­ми Вос­то­ка. В 16–17 вв. воз­ник­ли но­вые го­ро­да – Са­ма­ра, Са­ра­тов, Ца­ри­цын (ны­не Вол­го­град) и др. В 17–18 вв. бас­сейн В. стал осн. ме­стом дей­ст­вия пов­стан­цев в хо­де Ра­зи­на вос­ста­ния 1670–71 и Пу­га­чё­ва вос­ста­ния 1773–75. В нач. 19 в. бас­сейн В. со­еди­нён Ма­ри­ин­ской вод­ной сис­те­мой с бас­сей­ном р. Не­ва, что при­ве­ло к ожив­ле­нию тор­го­во­го су­до­ход­ст­ва. По В. со­вер­ша­лись круп­ные пе­ре­воз­ки хле­ба, со­ли, ры­бы, неф­ти и хлоп­ка, ле­са, ме­тал­лов и пр. Пас­са­жир­ское со­об­ще­ние по В. бы­ло од­ним из наи­бо­лее раз­ви­тых в Рос­сии, осо­бен­но до по­строй­ки же­лез­ных до­рог. В 1-й пол. – сер. 19 в. ак­тив­но ис­поль­зо­вал­ся труд бур­ла­ков. В 1820 на В. поя­вил­ся пер­вый па­ро­ход, с сер. 19 в. па­ро­ход­ное со­об­ще­ние по­лу­чи­ло ши­ро­кое раз­ви­тие. Круп­ней­ши­ми па­ро­ход­ны­ми об­ще­ст­ва­ми на В. яв­ля­лись «По Вол­ге» (ос­но­ва­но в 1843), «Са­мо­лёт» (1853) и «Кав­каз и Мер­ку­рий» (1858; ос­но­ва­но в 1849 как «Мер­ку­рий»). Круп­ны­ми пром. цен­тра­ми ста­ли рас­по­ло­жен­ные на В. го­ро­да Яро­славль, Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра и др. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22 В. име­ла важ­ное во­ен.-стра­те­гич. зна­че­ние, здесь ба­зи­ро­ва­лись и дей­ст­во­ва­ли Волж­ская во­ен­ная фло­ти­лия (1918–19), Аст­ра­ха­но-Кас­пий­ская во­ен. фло­ти­лия (1918–19), Волж­ско-Кас­пий­ская во­ен. фло­ти­лия (1919–20) РККФ. С 1930-х гг. на В. на­ча­то строи­тель­ст­во гид­ро­элек­тро­стан­ций (пер­вая – Ивань­ков­ская – по­строе­на к 1937). На бе­ре­гах В. со­стоя­лось од­но из клю­че­вых сра­же­ний Вел. Отеч. вой­ны – Ста­лин­град­ская бит­ва 1942–43.

Самара, виды с Волги — Фотоблог Вадима Кондратьева — LiveJournal

В конце мая 2016 года прокатился на прогулочном теплоходе в Самаре и поснимал виды города с Волги.



01.

02.

03.

04.

05.

06.

07.

08.

09.

10.

11.

12. Самара, Жигулёвский пивзавод

13.

14.

15. Самарская ГРЭС

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25. Самара, стела «Ладья» на набережной

26.

27. Кусочек дикой природы в Самаре

28.

29.

30.

31. Новостройки

32.

33. Самара, частный сектор на берегу Волги

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44. Речной вокзал Самары

45.

46.

47.

48.

49. Теплоход «Капитан Пушкарёв» в Самаре

50.

51. Самара, гостиница «Россия» около речного вокзала

52. Самара, речной вокзал

53. Самара, фонтан «Парус» на набережной

54.

Все прогулки по Самаре можно посмотреть ЗДЕСЬ

Предлагаю услуги фотографа в Тольятти и Самаре (мероприятия, свадьбы, фотосессии, промышленный фоторепортаж) 8-917-121-4014


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *