1. Очистить от грязи и вымыть снаружи коробку передач. | ||
2. Отвернуть маслоналивную и маслосливную пробки и слить масло из коробки передач, если ранее этого сделано не было. | ||
3. Снять выжимной подшипник сцепления и поролоновое кольцо 1 с направляющей втулки. | 4. Отвернуть болты и снять заднюю опору двигателя с кронштейном, если этого не сделали при снятии коробки передач с автомобиля. | 5. Вывернуть выключатель света заднего хода с прокладкой. |
6. Отвернуть болт 1 крепления стопора привода спидометра, снять стопор 2 и привод 3 спидометра. | 7. Вывернуть сапун. | 8. Отвернуть четыре болта 1 и снять корпус 2 рычага переключения передач с прокладкой. |
9. Отвернуть три болта 1 и снять крышку подшипника первичного вала с направляющей втулкой 2 выжимного подшипника сцепления с прокладкой. | 10. Отвернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере коробки передач. | 11. Снять стопорное кольцо подшипника первичного вала при необходимости его замены. |
13. Разъединить передний и задний картеры коробки передач. Для этого можно зажать удлинитель в тисках с мягкими накладками на губки и ударять медным молотком по приливам с отверстиями крепления переднего картера к картеру сцепления. При этом стараться не порвать прокладку. | 14. Вынуть из посадочного места под передний подшипник промежуточного вала на переднем картере коробки передач регулировочные кольца 24 (см. рис. Пятиступенчатая коробка передач), если они были установлены. | |
12. Отвернуть десять болтов крепления переднего картера коробки передач к заднему картеру. | ||
15. Отвернуть два болта 1 крепления и снять пластину 2 фиксаторов штоков с прокладкой. | 16. Вынуть три пружины фиксаторов. | 17. Установить шток включения 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода. |
18. Отвернуть стопорные болты крепления вилок переключения к штокам. | 19. Промаркировать вилки переключения передач (их принадлежность к штокам и ориентация). Выбить штоки выколоткой из мягкого материала и снять их. Первым снимают шток 3 включения 5-й передачи и заднего хода, вторым — шток 1 включения 1-й и 2-й передач, а последним — шток 2 включения 3-й и 4-й передач. При снятии штока включения 3-й и 4-й передач следить за тем, чтобы не потерять стопорный палец, установленный в отверстии што-ка. Снять вилки переключения 1-й и 2-й и 3-й и 4-й передач со скользящих муфт синхронизаторов. | |
20. Вынуть шарики фиксаторов, подставив руку и протолкнув их отверткой через отверстия внутрь картера. | 21. Вынуть два стопорных плунжера с помощью специального инструмента или проволоки, загнутой крючком. | 22. Если необходимо разобрать шток включения 5-й передачи и заднего хода, то сначала надо вывернуть стопорный болт 1, а затем снять со штока головку 2, блокировочную втулку 3 и пружину 4. |
23. Отвернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на заднем картере коробки передач. | 24. Разжать щипцами стопорное кольцо заднего подшипника вторичного вала и, ударяя выколоткой из мягкого материала по торцу, выпрессовать вторичный вал. | 25. Вынуть одновременно из заднего картера коробки передач вторичный вал в сборе с первичным, промежуточный вал и ось промежуточной шестерни заднего хода. |
26. Проверить, что синхронизатор 3-й и 4-й передач установлен в нейтральное положение. | 27. Разъединить первичный и вторичный валы, обратив внимание на то, что насыпные ролики (14 шт.) переднего подшипника вторичного вала могут выпасть из гнезда первичного вала. | 28. Если в процессе эксплуатации выявилась течь масла из коробки передач через сальники, дефектные сальники необходимо выпрессовать. |
Ремонт первичного вала КПП ГАЗ-3110
1. Снять блокирующее кольцо, если оно осталось на первичном валу.
2. Вынуть насыпные ролики (14 шт.) переднего подшипника вторичного вала, если это не было сделано ранее.
3. Снять стопорное кольцо 1 и пружинную шайбу 2 шарикового подшипника первичного вала. Спрессовать шариковый подшипник 3 с первичного вала.
подробнее:
Снимаем синхронизатор IV передачи и вынимаем 14 роликов передней опоры вторичного вала.
Шестерни, синхронизаторы и другие детали, расположенные на первичном и вторичном валах, похожи друг на друга, поэтому для облегчения последующей сборки следует аккуратно раскладывать их в порядке снятия.
Двумя тонкими отвертками или специальными щипцами разжимаем и снимаем с первичного вала стопорное…
…и пружинное кольца.
Бородком (двумя монтажными лопатками или специальным съемником) спрессовываем подшипник первичного вала.
Сборка первичного вала
1. Смазать детали первичного вала тонким слоем трансмиссионного масла.
2. Напрессовать на вал подшипник, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника.
3. Вставить насыпные ролики (14 шт.) в посадочное место первичного вала. Для удобства их установки допускается смазать посадочное место консистентной смазкой.
4. Установить блокирующее кольцо. Новое блокирующее кольцо необходимо притереть к конусу шестерни.
Возможные неисправности пятиступенчатой коробки передач
Коробка передач – агрегат неприхотливый. Его ресурс может повысить ресурс двигателя. Но чтобы она оправдала свои возможности, чтобы продлился ее срок службы и чтобы облегченно работали ее синхронизаторы, требуется особое к ней отношение. Так, например, переключение передачи с низшей на высшую должно проходить без спешки, спокойно, с некоторыми интервалами (микропаузами) во времени. При переходе с высшей передачи на низшую пауза не требуется.Во время движения после большого пробега автомобиля может появиться шум. Определить источник и причину шума далеко не просто. На первый взгляд, можно предположить, что шумит выжимной подшипник сцепления. Но вот появляются еще какие-то непонятные стуки, скрежет, сопровождаемые затрудненным включением передач. Одна из передач не фиксируется, и приходится придерживать рычаг переключения рукой.
Осмотреть коробку передач. Наличие на ней сухого слоя пыли указывает, что масло из коробки передач никуда не выходит, уровень его стабилен. Но откуда берется шум? Может быть, в масле оказалась металлическая стружка? Слить из сливного отверстия хотя бы немного масла через марлю в чистую емкость. Так и есть! На марле кусочки поломанных деталей, а на сливной пробке, снабженной магнитом, – мелкие частички металла. Если сломан хотя бы один зуб, агрегат следует немедленно отремонтировать. Причем качество ремонта всегда будет выше и дефекты скорее будут обнаружены и устранены, если коробку передач подвергнуть разборке.
И даже если обломан хоть один зуб, немедленно приступить к ремонту – иначе придется покупать новую коробку, а это подороже ремонта!
Итак, снимаем коробку передач. (Кстати, при снятии и установке на место может потребоваться помощник.) Следите, чтобы первичным валом не повредить детали сцепления, а затем, сообразуясь с рекомендациями руководства по ремонту, приступаем к разборке. Работа эта трудоемкая. Ремонтные работы чаще всего заключаются в замене синхронизаторов, шестерен с выработками входных кромок, с изношенными или поломанными другими деталями. Подшипники, как правило, могут быть вполне работоспособными, а вот посадка их в корпусе коробки может быть ослаблена. Все, что не подлежит дальнейшему использованию, безнадежно устарело, заменить, заново собрать коробку передач и поставить ее на место.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
1. Очистить от грязи и вымыть снаружи коробку передач. | ||
2. Отвернуть маслоналивную и маслосливную пробки и слить масло из коробки передач, если ранее этого сделано не было. | ||
3. Снять выжимной подшипник сцепления и поролоновое кольцо 1 с направляющей втулки. | 4. Отвернуть болты и снять заднюю опору двигателя с кронштейном, если этого не сделали при снятии коробки передач с автомобиля. | 5. Вывернуть выключатель света заднего хода с прокладкой. |
6. Отвернуть болт 1 крепления стопора привода спидометра, снять стопор 2 и привод 3 спидометра. | 7. Вывернуть сапун. | 8. Отвернуть четыре болта 1 и снять корпус 2 рычага переключения передач с прокладкой. |
9. Отвернуть три болта 1 и снять крышку подшипника первичного вала с направляющей втулкой 2 выжимного подшипника сцепления с прокладкой. | 10. Отвернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере коробки передач. | 11. Снять стопорное кольцо подшипника первичного вала при необходимости его замены. |
13. Разъединить передний и задний картеры коробки передач. Для этого можно зажать удлинитель в тисках с мягкими накладками на губки и ударять медным молотком по приливам с отверстиями крепления переднего картера к картеру сцепления. При этом стараться не порвать прокладку. | 14. Вынуть из посадочного места под передний подшипник промежуточного вала на переднем картере коробки передач регулировочные кольца 24, если они были установлены. | |
12. Отвернуть десять болтов крепления переднего картера коробки передач к заднему картеру. | ||
15. Отвернуть два болта 1 крепления и снять пластину 2 фиксаторов штоков с прокладкой. | 16. Вынуть три пружины фиксаторов. | 17. Установить шток включения 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода. |
18. Отвернуть стопорные болты крепления вилок переключения к штокам. | 19. Промаркировать вилки переключения передач (их принадлежность к штокам и ориентация). Выбить штоки выколоткой из мягкого материала и снять их. Первым снимают шток 3 включения 5-й передачи и заднего хода, вторым — шток 1 включения 1-й и 2-й передач, а последним — шток 2 включения 3-й и 4-й передач. При снятии штока включения 3-й и 4-й передач следить за тем, чтобы не потерять стопорный палец, установленный в отверстии штока. Снять вилки переключения 1-й и 2-й и 3-й и 4-й передач со скользящих муфт синхронизаторов. | |
20. Вынуть шарики фиксаторов, подставив руку и протолкнув их отверткой через отверстия внутрь картера. | 21. Вынуть два стопорных плунжера с помощью специального инструмента или проволоки, загнутой крючком. | 22. Если необходимо разобрать шток включения 5-й передачи и заднего хода, то сначала надо вывернуть стопорный болт 1, а затем снять со штока головку 2, блокировочную втулку 3 и пружину 4. |
23. Отвернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на заднем картере коробки передач. | 24. Разжать щипцами стопорное кольцо заднего подшипника вторичного вала и, ударяя выколоткой из мягкого материала по торцу, выпрессовать вторичный вал. | 25. Вынуть одновременно из заднего картера коробки передач вторичный вал в сборе с первичным, промежуточный вал и ось промежуточной шестерни заднего хода. |
26. Проверить, что синхронизатор 3-й и 4-й передач установлен в нейтральное положение. | 27. Разъединить первичный и вторичный валы, обратив внимание на то, что насыпные ролики (14 шт.) переднего подшипника вторичного вала могут выпасть из гнезда первичного вала. | 28. Если в процессе эксплуатации выявилась течь масла из коробки передач через сальники, дефектные сальники необходимо выпрессовать. |
Снимаем коробку передач (см. соответствующий раздел для пятиступенчатой коробки).
Устанавливаем вторичный вал в тисках вертикально.
Муфты включения I-II и III-IV передач разбираются одинаково.
При необходимости разбираем механизм переключения передач.
Перед сборкой проверьте состояние деталей коробки передач.
|
Возможные неисправности КПП ГАЗ-3110
На автомобилях устанавливается механическая, пятиступенчатая, трехвальная коробка передач с пятой повышающей передачей
На части автомобилей с двигателем ЗМЗ-402 может быть установлена четырехступенчатая коробка передач, ранее устанавливаемая на автомобили “Волга” ГАЗ-24, ГАЗ-3102 и -31029.
Пятиступенчатая коробка передач по большинству деталей унифицирована с коробкой, устанавливаемой на автомобилях семейства “Газель” и “Соболь”. Отличия коробки передач автомобиля «Волга» заключаются в меньших передаточных числах на всех передачах кроме четвертой, а также в менее высоком корпусе рычага переключения и укороченном его нижнем конце.
Картер коробки передач состоит из двух частей – переднего и заднего картеров, отлитых из алюминиевого сплава и соединенных через прокладку десятью болтами в плоскости перпендикулярной оси валов.
Для обеспечения соосности гнезд подшипников и отверстий под штоки механизма переключения картеры сцентрированы друг с другом через установочные втулки.
В расточках картеров на радиальных шариковых подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы с косозубыми шестернями постоянного зацепления.
Шестерни вторичного вала размещены на роликовых (игольчатых) подшипниках с пластмассовыми сепараторами.
Шестерни второй, третьей, пятой передач и привода промежуточного вала напрессованы на промежуточный вал и образуют блок шестерен.
Зубья шестерен первой передачи и одновременно передачи заднего хода нарезаны непосредственно на промежуточном валу.
Косозубая промежуточная шестерня заднего хода получает постоянное вращение от промежуточного вала при движении на всех передачах и нейтральном положении рычага переключения.
Ее опорой служит роликовый подшипник на неподвижной оси, прикрепленной к обоим картерам.
Все передачи снабжены инерционными синхронизаторами. Их зубчатые венцы соединяются с шестернями посредством мелких шлицев.
Механизм переключения состоит из штоков с вилками и головок, в пазах которых размещен нижний конец рычага переключения.
Фиксация включенных передач осуществляется подпружиненными шариками.
Блокировочное устройство, состоящее из двух плунжеров и стопорного пальца, препятствует включению двух передач одновременно.
Рычаг переключения снабжен демпферным устройством, предотвращающим его дрожание (резонанс) при высокой частоте вращения коленчатого вала.
Задний шлицевой конец вторичного вала соединен со скользящей вилкой карданной передачи. Хвостовик вилки входит в сталебаббитовую втулку удлинителя заднего картера коробки передач и, перемещаясь в этой втулке и по шлицам вторичного вала, компенсирует осевой ход карданной передачи при работе задней подвески.
На вторичном валу установлена ведущая винтовая шестерня привода датчика спидометра.
Для заливки и слива масла служат заливные и сливная пробки с конической самоуплотняющейся резьбой.
Сливная пробка имеет магнит для улавливания продуктов изнашивания коробки передач. Заливные пробки расположены с двух сторон картера.
Причина неисправности |
Метод устранения |
Затрудненное переключение передач |
|
Неполное выключение сцепления из-за неисправности гидропривода выключения сцепления |
Ремонт гидропривода сцепления |
Ослабление момента затяжки стопорных болтов крепления вилок к штокам |
Затянуть стопорные болты |
Заусенцы на зубьях скользящих муфт синхронизаторов |
Зачистить заусенцы |
Неравномерный износ отверстий под штифты в корпусе рычага переключения передач |
Заменить корпус рычага переключения передач |
Нарушение синхронизации включения передач переднего хода |
|
Износ конуса блокирующего кольца синхронизатора |
Проверить осевой зазор. При необходимости заменить блокирующее кольцо, притерев его к поверхности шестерни |
деформация блокирующего кольца синхронизатора — неплотная посадка кольца на конусе |
Заменить блокирующее кольцо, притерев его к поверхности шестерни |
Износ скосов зубьев блокирующего кольца или муфты синхронизатора |
Заменить блокирующее кольцо или муфту синхронизатора |
Самопроизвольное выключение передач |
|
Ослабление затяжки крепежных соединений коробки передач к картеру сцепления или картера сцепления к блоку цилиндров |
Затянуть крепежные соединения |
Износ зубьев боковых поверхностей скользящих муфт синхронизаторов или износ зубьев шестерен |
Заменить дефектные детали |
Потеря упругих свойств пружинами фиксаторов |
Заменить пружины |
Повышенный шум в коробке передач |
|
Износ зубьев шестерен |
Заменить дефектные шестерни |
Износ подшипников |
Заменить дефектные подшипники |
Пониженный уровень масла в картере коробки передач |
долить масло до необходимого уровня |
Подтекание масла из коробки передач |
|
Повышенное давление в картере коробки передач из-за загрязнения сапуна |
Прочистить или заменить сапун |
Износ рабочих кромок сальников |
Заменить дефектные сальники |
Негерметичность пробок или заглушек |
Затянуть пробки. Установить пробки и заглушки на герметик |
Ослабление затяжки крепежных соединений переднего и заднего картеров, передней крышки или корпуса рычага переключения передач |
Затянуть крепежные соединения |
дефекты или повреждение прокладок на сопрягаемых поверхностях |
Устранить дефекты сопрягаемых поверхностей или заменить прокладки |
Вибрация при движении |
|
Износ сталебаббитовой втулки заднего картера коробки передач |
Заменить задний картер коробки передач |
При включении любой передачи не передается крутящий момент на ведущие колеса |
|
Ослабление посадки шестерен на промежуточном валу |
Заменить блок шестерен |
Ремонт вторичного вала КПП ГАЗ-3110
1. Установить вторичный вал в вертикальное положение.
2. Снять стопорное 1 и пружинное 2 кольца синхронизатора 3-й и 4-й передач.
3. Поддеть вверх двумя отвертками шестерню 3-й передачи и сдвинуть ее вверх вместе с синхронизатором.
Снять синхронизатор 3-й и 4-й передач.
Затем снять шестерню 3-й передачи с блокирующим кольцом.
Промаркировать блокирующее кольцо относительно муфты.
4. Снять игольчатый подшипник шестерни 3-й передачи и промаркировать его.
5. Снять стопорное кольцо упорных полуколец вторичного вала.
6. Снять два упорных полукольца.
7. Вынуть стопорный шарик.
8. Снять шестерню 2-й передачи с блокирующим кольцом.
Промаркировать блокирующее кольцо относительно муфты.
9. Снять игольчатый подшипник шестерни 2-й передачи и промаркировать его.
10. Снять синхронизатор 1-й и 2-й передач и шестерню 1-й передачи.
Операция производится аналогично снятию синхронизатора 3-й и 4-й передач и шестерни 3-й передачи
11. Перевернуть вал.
12. Снять стопорное и пружинное кольца ведущей шестерни привода спидометра.
13. Снять ведущую шестерню привода спидометра, вынув предварительно стопорный шарик
14. Спрессовать шариковый подшипник 1 и снять упорную шайбу.
Снять шестерню 2 5-й передачи с блокирующим кольцом 3.
Промаркировать блокирующее кольцо относительно муфты.
15. Снять игольчатый подшипник и распорную втулку.
Промаркировать игольчатый подшипник.
16. Снять стопорное кольцо.
17. Снять синхронизатор 5-й передачи и заднего хода и шестерню заднего хода.
Операция производится аналогично снятию синхронизатора 3-й и 4-й передач и шестерни 3-й передачи
Сборка вторичного вала
Сборку вторичного вала проводят в порядке, обратном разборке.
Перед сборкой смазать детали вторичного вала тонким слоем трансмиссионного масла.
Обратить внимание на то, чтобы при сборке сухари синхронизаторов вошли в пазы блокирующих колец.
Шариковый подшипник необходимо напрессовывать на вал, прикладывая усилие только к внутреннему кольцу подшипника.