Генератора автомобиля срок службы – Признаки неисправности генератора | ремонт генераторов | автомобильный генератор | срок службы генератора

Содержание

Срок Службы Генератора Автомобиля

Срок службы генератора — это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использовать генератор по назначению и несет ответственность за существенные недостатки, которые могут возникнуть в генератора.

 Все ситуации носят индивидуальный характер, поэтому Вы можете бесплатно получить консультацию юриста по указанным на сайте телефонам либо у онлайн консультанта внизу страницы. Это быстро и бесплатно!

7 признаков поломки генератора

👇👇👇 Задавайте вопросы, рады будем помочь! 😀😀

Права потребителя в течение срока службы генератора

В течение срока службы генератора потребитель имеет полное право на:

  • возможность использования генератора;
  • ремонт и соответствующее обслуживание генератора;
  • предъявление требований об безвозмездном устранении существенных недостатках генератора, даже, если кончился гарантийный срок;
  • возмещение вреда, возникшего из-за генератора.

Если срок службы на генератор не установлен

Если срок службы генератора не установлен, то производитель обязан обеспечить вышеуказанные права потребителя в течение 10 лет.

Таким образом, как правило, производителю гараздо выгодней установить срок службы, чем его не устанавливать.

Как узнать срок службы генератора

Срок службы товара устанавливается изготовителем, при этом изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию относительно генератора, которая в обязательном порядке должна содержать сведения о сроке службы генератора.

Когда изготовитель обязан установить срок службы

Изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут:

  • представлять опасность для жизни, здоровья потребителя,
  • причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Список товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде содержится в специальном перечне, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Когда изготовитель не обязан устанавливать срок службы

Во всех остальных случаях установление срока службы является правом изготовителя, т.е.

он может и не устанавливать срок службы.

Исчисление срока службы генератора

Срок службы может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения -километрами, метрами и т.п. исходя из функционального назначения товара.

 Все ситуации носят индивидуальный характер, поэтому Вы можете бесплатно получить консультацию юриста по указанным на сайте телефонам либо у онлайн консультанта внизу страницы. Это быстро и бесплатно! 👇👇👇 Задавайте вопросы, рады будем помочь! 😀😀

Срок службы на генератор начинает течь с момента передачи генератора потребителю, если договором не предусмотрено иное.

Автомобильный генератор. Как он работает?

Генератор — основной источник электроэнергии машины. Поговорим про генератор автомобиля, как он работает, из чего состоит и рассмотрим его устройство.

Как работает генератор?

При пуске двигателя основным потребителем электроэнергии является стартер, сила тока достигает сотен ампер, что вызывает значительное падение напряжения аккумулятора. В этом режиме потребители питаются только от аккумулятора, который интенсивно разряжается. Сразу после пуска двигателя генератор становится основным источником электроснабжения.

Генератор является источником постоянной подзарядки аккумуляторной батареи во время работы двигателя. Если генератор не будет работать, аккумулятор быстро разрядиться. Генератор обеспечивает требуемый ток для заряда аккумулятора и работы электроприборов. После подзарядки аккумулятора разность его напряжения и генератора становится небольшой, что приводит к снижению зарядного тока.

При включении мощных потребителей (например, обогревателя заднего стекла, фар) и малых оборотов двигателя суммарный потребляемый ток может быть больше, чем способен отдать генератор. В этом случае нагрузка ляжет на аккумулятор и он начнет разряжаться.

Привод и крепление генератора

Привод генераторов осуществляется от шкива коленчатого вала ременной передачей. Чем больше диаметр шкива на коленчатом валу и меньше диаметр шкива генератора, тем выше обороты генератора, соответственно, он способен отдать потребителям больший ток.

На современных машинах привод осуществляется поликлиновым ремнем. Благодаря большей гибкости он позволяет устанавливать на генераторе шкив малого диаметра и, следовательно, получать высокие передаточные отношения, то есть использовать высокооборотные генераторы.

Натяжение поликлинового ремня осуществляется натяжными роликами при неподвижном генераторе.

Устройство автомобильного генератора

Из чего состоит генератор автомобиля? Любой генератор содержит статор с обмоткой, зажатый между двумя крышками — передней, со стороны привода, и задней, со стороны контактных колец. Генераторы крепятся в передней части двигателя болтами на специальных кронштейнах. Крепежные лапы и натяжная проушина генератора находятся на крышках.

Крышки, отлитые из алюминиевых сплавов, имеют вентиляционные окна, через которые воздух продувается вентилятором сквозь генератор. Генераторы традиционной конструкции снабжены вентиляционными окнами только в торцевой части, генераторы «компактной» конструкции еще и на цилиндрической части над лобовыми сторонами обмотки статора.
На крышке со стороны контактных колец крепятся щеточный узел, который объединен с регулятором напряжения, и выпрямительный узел.

Ресурс и эксплуатация стартеров и генераторов

Крышки обычно стянуты между собой тремя или четырьмя винтами, причем статор оказывается зажат между крышками, посадочные поверхности которых охватывают статор по наружной поверхности.

Статор генератора: 1 — сердечник, 2 — обмотка, 3 — пазовый клин, 4 — паз, 5 — вывод для соединения с выпрямителем

Статор генератора набирается из стальных листов толщиной 0.8…1 мм, но чаще выполняется навивкой «на ребро». При выполнении пакета статора навивкой ярмо статора над пазами обычно имеет выступы, по которым при навивке фиксируется положение слоев друг относительно друга. Эти выступы улучшают охлаждение статора за счет более развитой наружной поверхности.

Необходимость экономии металла привела к созданию конструкции пакета статора, набранного из отдельных подковообразных сегментов. Скрепление между собой отдельных листов пакета статора в монолитную конструкцию осуществляется сваркой или заклепками. Практически все генераторы автомобилей массовых выпусков имеют 36 пазов, в которых располагается обмотка статора. Пазы изолированы пленочной изоляцией или напылением эпоксидного компаунда.

Ротор автомобильного генератора: а — в сборе; б — полюсная система в разобранном виде; 1,3- полюсные половины; 2 — обмотка возбуждения; 4 — контактные кольца; 5 — вал

Особенностью автомобильных генераторов является вид полюсной системы ротора. Она содержит две полюсные половины с выступами — полюсами клювообразной формы по шесть на каждой половине. Полюсные половины выполняются штамповкой и могут иметь выступы. В случае отсутствия выступов при напрессовке на вал между полюсными половинами устанавливается втулка с обмоткой возбуждения, намотанной на каркас, при этом намотка осуществляется после установки втулки внутрь каркаса.

Валы роторов выполняются из мягкой автоматной стали, однако, при применении роликового подшипника, ролики которого работают непосредственно по концу вала со стороны контактных колец, вал выполняется из легированной стали, а цапфа вала закаливается. На конце вала, снабженном резьбой, прорезается паз под шпонку для крепления шкива.

Во многих современных конструкциях шпонка отсутствует. В этом случае торцевая часть вала имеет углубление или выступ под ключ в виде шестигранника. Это позволяет удерживать вал от поворота при затяжке гайки крепления шкива, или при разборке генератора, когда необходимо снять шкив и вентилятор.

Щеточный узел — это конструкция, в которой размещаются щетки т.е. скользящие контакты. В автомобильных генераторах применяются щетки двух типов — меднографитные и электрографитные. Последние имеют повышенное падение напряжения в контакте с кольцом по сравнению с меднографитными, что неблагоприятно сказывается на выходных характеристиках генератора, однако они обеспечивают значительно меньший износ контактных колец. Щетки прижимаются к кольцам усилием пружин.

Выпрямительные узлы применяются двух типов — либо это пластины-теплоотводы, в которые запрессовываются диоды силового выпрямителя или на которых распаиваются и герметизируются кремниевые переходы этих диодов, либо это конструкции с сильно развитым оребрением, в которых диоды, обычно таблеточного типа, припаиваются к теплоотводам. Диоды дополнительного выпрямителя имеют обычно пластмассовый корпус цилиндрической формы или в виде горошины или выполняются в виде отдельного герметизированного блока, включение в схему которого осуществляется шинками.

Наиболее опасным для генератора является замыкание пластин теплоотводов, соединенных с «массой» и выводом «+» генератора случайно попавшими между ними металлическими предметами или проводящими мостиками, образованными загрязнением, т.к. при этом происходит короткое замыкание по цепи аккумуляторной батареи и возможен пожар. Во избежание этого пластины и другие части выпрямителя генераторов частично или полностью покрывают изоляционным слоем. В монолитную конструкцию выпрямительного блока теплоотводы объединяются в основном монтажными платами из изоляционного материала, армированными соединительными шинками.

Подшипниковые узлы генераторов это, как правило, радиальные шариковые подшипники с одноразовой закладкой пластичной смазки на весь срок службы и одно или двухсторонними уплотнениями, встроенными в подшипник. Роликовые подшипники применяются только со стороны контактных колец и достаточно редко, в основном, американскими фирмами. Посадка шариковых подшипников на вал со стороны контактных колец — обычно плотная, со стороны привода — скользящая, в посадочное место крышки наоборот — со стороны контактных колец — скользящая, со стороны привода — плотная.

Охлаждение генератора осуществляется одним или двумя вентиляторами, закрепленными на его валу. При этом у традиционной конструкции генераторов воздух засасывается центробежным вентилятором в крышку со стороны контактных колец. У генераторов, имеющих щеточный узел, регулятор напряжения и выпрямитель вне внутренней полости и защищенных кожухом, воздух засасывается через прорези этого кожуха, направляющие воздух в наиболее нагретые места — к выпрямителю и регулятору напряжения.


Система охлаждения генераторов: а — генераторы обычной конструкции; б — генераторы для повышенной температуры в подкапотном пространстве; в — генераторы компактной конструкции. Стрелками показано направление воздушных потоков
На автомобилях с плотной компоновкой подкапотного пространства, в котором температура воздуха слишком велика, применяют генераторы со специальным кожухом, через который в генератор поступает холодный и чистый забортный воздух. У генераторов «компактной» конструкции охлаждающий воздух забирается со стороны как задней, так и передней крышек.
Для чего нужен регулятор напряжения?

Регуляторы поддерживают напряжение генератора в определенных пределах для оптимальной работы электроприборов, включенных в бортовую сеть автомобиля. Генераторы оснащаются полупроводниковыми электронными регуляторами напряжения, как правило встроенными внутрь генератора. Схемы их исполнения и конструктивное оформление могут различаться, но принцип работы одинаков.

Регуляторы напряжения обладают свойством термокомпенсации — изменения напряжения, подводимого к аккумуляторной батарее, в зависимости от температуры воздуха в подкапотном пространстве для оптимального заряда АКБ. Чем ниже температура воздуха, тем большее напряжение должно подводиться к батарее и наоборот. Величина термокомпенсации достигает до 0,01 В на 1°С. Некоторые модели выносных регуляторов имеют ручные переключатели уровня напряжения (зима/лето).

Что ещё можно почитать

↑ НАВЕРХ

     У каждого автомобильного генератора, независимо от стоимости и качества, есть свой определенный ресурс. Как правило, он измеряется в километрах пробега, но этот показатель нигде не указан. А производители предпочитают ограничиваться сроком эксплуатации.

Как избежать неисправностей и продлить срок службы генератора и стартера

Однако, если водитель не соблюдает элементарных правил эксплуатации генератора, то в этом случае он выйдет из строя очень быстро.

1.Прежде всего, надо стараться аккуратно ездить во время дождя. Вода из лужи, которая попадает в подкапотное пространство, существенно снижает срок службы оборудования, в том числе и генератора. Чтобы минимизировать риски, объезжать лужи. А если такой возможности нет, то стараться проезжать их на небольшой скорости.

2.Во время выполнения мойки двигателя транспортного средства обязательно надо просушить генератор при использовании сжатого воздуха и только после этого устанавливать его на место. После установки генератора желательно, чтобы двигатель автомобиля некоторое время поработал на «холостом» ходу. В это время не стоит включать ни магнитофон, ни кондиционер, ни другие приборы в салоне авто которые повышают показатель энергопотребления из бортовой сети.

3.Регулярная проверка генератора на предмет возможных неисправностей – это залог его длительной и бесперебойной работы. Однако во время очередной плановой проверки оборудования не рекомендуется снимать клеммы с автомобильного аккумулятора. Ведь автомобилист без должного опыта, скорее всего, сломает регулятор напряжения, что обязательно отобразиться на работе генератора.

4.Также следует соблюдать особую бдительность во время подключения аккумулятора к генератору и не перепутать плюс и минус. В противном случае в аккумуляторе может произойти короткое замыкание, провоцирующее перегрев генератора и выхода его из строя.

5.Очень важно своевременно выявить и устранить проблему в работе генератора. Если во время движения под капотом слышны нехарактерные звуки, не стоит откладывать визит на СТО.

     Как видно, продлить срок службы автомобильного генератора довольно просто. Для этого стоит соблюдать основные правила эксплуатации транспортного средства.

Генератор — один из важнейших компонентов автомобиля. Он является источником электрического тока для потребителей электроэнергии транспортного средства (ТС) и для аккумуляторной батареи (АКБ), использующей возможности генератора для подзарядки при работающем моторе.

Особенности работы генератора

Особые нагрузки устройство испытывает и в холод, и в жару. В первом случае генератору приходится брать на себя много работы — при холодном пуске АКБ сильно разряжается и для её подзарядки нужно больше времени. Также при большом числе потребителей тока в современных автомобилях, будь то подогрев стёкол, сидений и т. д. генератор испытывает дополнительную нагрузку.

Не лучше и летом — перегрев способен сильно сократить срок службы этого устройства. Само расположение генератора рядом с мотором способствует его перегреву. Рабочая температура данного узла — 60-90 градусов, причём чем он мощнее, тем большую температуру способен вынести без выхода из строя. А вообще, перегрев генератора опасен прежде всего возможностью повреждения изоляции и последующим ремонтом генератора. Для предотвращения этого негативного фактора производители предусмотрели систему охлаждения.

Разнообразия здесь не так много.

Основные типы охлаждения:

1. Воздушное охлаждение, для обустройства которого на валу дополнительно крепится вентилятор, иногда и не один. Использование забортного воздуха для охлаждения имеет недостатки — внутрь генератора может засасываться пыль и влага, приводящая к коррозии важных частей генератора и доводящая его иногда до неремонтопригодного состояния.

2. Водяное охлаждение. Это прерогатива в основном дорогих автомобилей с массой дополнительного оборудования. Преимущества этой системы очевидны, но лишь на первый взгляд. Герметичный корпус и невозможность возникновения коррозии «компенсируются» проблемами в случае возникновения неполадок с системой охлаждения двигателя, т. к. именно к ней и подключен отдельный контур системы охлаждения генератора.

Признаки неисправности генератора

В этом случае возможно выгорание диодного моста — шины, на которой находятся полупроводники. Задача диодного моста — преобразование трёхфазного переменного тока в постоянный. О его неисправности может сигнализировать быстрая разрядка АКБ, понижение мощности вентиляторов охлаждения, тусклое свечение фар, недостаточная мощность кондиционера.

Факторы, сокращающие ресурс генератора

«Добить» генератор могут не только высокие температуры, но и температурные перепады от минусовых значений до плюсовых. В этом случае в подкапотном пространстве появляется влага вследствие прохождения точки росы, создающая неблагоприятную среду для работы устройства. Также вредны и проливы технических жидкостей — топлива, масла и т. д. Они не только попросту разъедают щётки генератора, но и соединяясь с пылью, образуют токопроводящую среду, увеличивая в разы риск сгорания диодного моста и щеток.

Естественно, одним из важнейших факторов, влияющих на надёжность генератора, является элементарный износ отдельных его компонентов. В наибольшей степени износу подвержены токосъемные щетки, кольца, ремень, подшипники, шкив. Напротив, регулятор напряжения и выпрямительный блок имеют солидный запас прочности.

Симптомы неисправного генератора

Первый признак неисправности генератора — нехарактерный шум во время его работы. Шум может возникать по целому ряду причин, например, из-за ослабленного шкива или чрезмерного натяжения приводного ремня. Также нехарактерные звуки могут возникать по причине пробитых диодов выпрямителя или изношенных подшипников.

Иногда можно услышать настоящий вой вследствие замыкания обмотки статора или замыкания в межвитковом пространстве. Отсутствие зарядного тока может свидетельствовать о нарушении контакта в соединениях, обрыве проводов, ослаблении приводного ремня или отключении регулятора напряжения.

Словом, чтобы продлить ресурс генератора, необходимо соблюдать простые правила. Так, после мойки подкапотного пространства необходимо проводить его тщательную сушку. Не нужно на заведенном автомобиле давать «прикуривать» кому-либо, также будьте внимательны при подключении аккумулятора.

Дата публикации: 03.08.2016 13:23

Советы: как продать дорогой автомобильРемонт катализатора – это реально, либо миф?

Другие материалы по теме:

Техническое обслуживание генератора.

Путь тока к обмотке возбуждение генератора (алгоритм) 33.3701 (ВАЗ 2108)

Источник (АБ) — монтажный блок — замок зажигания — реле-зажигания — монтажный блок — реле-регулятор — обмотка возбуждения (через щеточный узел) — масса — масса источника. При работе генератора от 3 специальных диодов — реле-регулятор — обмотка возбуждения.

Рисунок 2.18 – Схема соединений генератора Лада Калина ВАЗ 1118:
1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания

Техническое обслуживание генератора.

Очистить от пыли и грязи, продуть сжатым воздухом внутреннюю часть.

Подтянуть крепления к двигателю.

Подтянуть крепление проводов, при необходимости зачистить и смазать ( литол).

Протереть ремень и отрегулировать его натяжение. Если ремень натянут слабо генератор не получит достаточных оборотов и напряжение его упадет. При сильном натяжении ремень может лопнуть, сильно изнашивается и увеличивается нагрузка на подшипники (рис 4). Натяжение регулируется перемещением генератора по кронштейну.

Автомобиль Усилие при измерении прогиб, КГС Прогиб А ремня в мм
ГАЗ – 3307 8÷14
ВАЗ – 2106 12÷15
ВАЗ – 2110 12÷15
ГАЗ – 3110 3÷4 8÷10
КамАЗ — 5320 15÷22

Провести уход за щеточным узлом :

— протереть корпус щеткодержателя и щетки тряпкой, смоченной бензином. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях:

— замеряют линейкой высоту щеток (рис 5), при высоте менее указанной в таблице 1 (5÷8 мм), щетки заменяют;

-проверить усилие давления пружин; удалить одну щетку, второй нажать на чашку весов (или с помощью динамометра), при этом щетка выступает на 2 мм, сравнить усилие с данными таблицы (ГАЗ – 3307 — 180÷260 г, ВАЗ 2106 — 400÷460 г). Это усилие с которым щетка прижимается к кольцу. Так же проверяется усилие второй щетки (рис 6,7).

— загрязненные контактные кольца протирают тряпочкой, смоченной бензином. Окисленную поверхность колец зачищают мелкой наждачной бумагой, лучше стеклянной, а затем шлифуют (рис 8).

Рис.4 Проверка натяжения ремня привода

генератора

Рис.5. Измерение высоты щетки

Рис.6. Проверка пружин щеток генератора на весах

Рис.7. Проверка пружин щеток с помощью динамометра

Рис.8. Шлифование колец ротора генератора

Проверка состояния цепей на автомобиле:

— Зарядной: при неработающем двигателе подключить лампу одним концом к массе, другим к <+> Г-250, “30” для ВАЗ.

Неисправности генератора — признаки, диагностика, причины, проверка

Лампа горит, обрыва в цепи до генератора нет (рис 9). Если при работающем на средних оборотах двигателе вместо лампочки включить вольтметр, то замерим напряжение генератора.

— цепи возбуждения: лампочку подсоединяют, к отсоединенному выводу « Ш» (Г-250), «67» (Г-221), «61» (Г-37.3701), включить зажигание, лампочка горит, до генератора обрыва нет (рис 10).

— всей цепи возбуждения включая обмотку: У генератора 37.3701 (рис 11) для шунтирования неисправного регулятора напряжения клемму «30» соединяют с клеммой «В» генератора, а внутреннюю щетку – с корпусом генератора.

Проверка диодов выпрямительного блока на автомобиле :пробой происходит при перегреве током большой силы при повышении напряжения генератора и при отключении аккумуляторной батареи при работающем генераторе. Пробой одного или нескольких диодов одной (плюсовой или минусовой) шины выпрямительного блока приводит к снижению мощности генератора. Пробой диодов одновременно в плюсовой и минусовой шинах приводит к замыканию АБ, в результате чего в зарядной цепи устанавливается большая сила тока, что приводит в большинстве случаев к «выгоранию», т.е. к обрыву в цепи диода. Обрыв в цепи диода равносилен обрыву одной фазы статора стартера.

Пробой диодов выпрямительного блока можно определить на автомобиле, не разбирая генератора. Перед проверкой отсоединяют все провода от генератора и регулятора напряжения, а затем плюсовой вывод батареи соединяют через лампу мощностью 1-3Вт с клеммой «+» (для ВАЗ «30») генератора, а минусовой вывод батареи – с крышкой генератора. (рис 12). Если лампа горит, то диоды прямой и обратной проводимости пробиты.

Для проверки диодов прямой проводимости (плюсовой шины) плюсовой вывод батареи через лампу соединяют с клеммой «+» («30») генератора, а минусовой вывод – с болтом крепления выпрямительного блока (рис 13а) или с радиатором (рис 13б). Лампа будет гореть при пробое одного из диодов прямой проводимости (плюсовой шины).

Пробой диодов обратной проводимости (минусовой шины) или одновременно замыкание обмотки статора с сердечником определяется по схеме, показаний на рис 14. Минусовой вывод АБ соединяют с крышкой генератора, а плюсовой вывод батареи через лампу – с болтом крепления блока (рис 14а) или с радиатором (рис 14б). Если в генераторе имеются названные неисправности, лампа горит.

У генератора 37.3701 питание обмотки возбуждения при работающем двигателе автомобиля производится через дополнительный блок диодов типа КД223 А (рис 3). При неисправности этого блока генератор не работает. Проверка на пробой дополнительных диодов производится при отсоединенных проводах от генератора и регулятора напряжения (рис 15). Если контрольная лампа, соединенная с плюсовым выводом батареи и клеммой «61» генератора горит, то блок неисправен. Поиск пробитых диодов производят на снятом блоке с помощью контрольной лампы (рис 16).

Проверка обмотки возбуждения:

— на обрыв (рис 17), лампочка горит, обрыва нет

— на замыкание с корпусом (рис 18), лампочка горит, есть замыкание

— измерение сопротивления (рис 19) сравнить с данными таблицы, если сопротивление меньше, есть замыкание между витками (обмотка имеет меньше рабочих витков).

Проверка обмотки статора:

— проверка на обрыв (рис 20), если лампочка горит, обрыва нет.

— проверка на замыкание с корпусом (рис 21), если лампочка горит, замыкание есть.

— если на рис 20 вместо лампочки включить омметр, то замеряем сопротивление, сравниваем с данными таблицы 1. При меньшем сопротивлении есть межвитковое замыкание.

Рис.9. Проверка зарядной цепи на обрыв: а) Г-250 б) Г-221 д) 37.3701

Рис.10. Проверка цепи возбуждения генератора на обрыв:

а) Г250

б) Г221

Рис.11. Проверка цепи и обмотки возбуждения генератора на обрыв:

а) Г250 б) Г221 е) 37.3701

Рис.12. Проверка диодов выпрямительного блока на пробой на автомобиле

Рис.13. Проверка на автомобиле диодов прямой проводимости на пробой генератора с блоками БПВ (а) и ВБГ (б)

Рис.15. Проверка на пробой дополнительных диодов генератора 37.3701

Рис.16. Проверка дополнительных диодов выпрямительного блока БПВ генератора 37.3701

Рис.14.Проверка диодов обратной проводимости на пробой и обмотки статора на замыкание на корпус генераторов с блоками БПВ (а) и ВГП (б)

Рис.17. Проверка обмотки возбуждения на обрыв

Рис.18. Проверка обмотки возбуждения на замыкание с корпусом

Рис.19. Измерение сопротивления обмотки возбуждения омметром

Рис.20. Проверка обмотки статора на обрыв

Рис.21. Проверка обмотки статора на замыкание с корпусом

Дата добавления: 2016-12-27; просмотров: 2608;

Похожие статьи:

Статьи по теме:

  • КАК УСТРОЕН ГЕНЕРАТОР

    Диодный мост – признаки и причины неисправности, проверка и условия заменыДиодный мост в конструкции генератора…

  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО АВТОМОБИЛЯ

    Сценарий презентации автомобиля KIA SportageОсновным замыслом сценария является ход (способ) проведения мероприятия. Гости знакомятся с…

  • ЧТО ТАКОЕ СТО АВТОМОБИЛЯ

    В данной статье рассмотрим, что такое СТО или станция технического обслуживания, что она собой представляет…

myavtoreviews.ru

Правила эксплуатации и ресурс стартеров и генераторов автомобиля

В автомобиле детали и узлы имеют самые различные ресурсы работы. Одни выходят из строя через 10 тыс. км (например, масляные фильтры), другие – через 200-500 тыс. км (двигатели). За износом нужно внимательно следить, особенно для автомобилей, бывших в употреблении.

Правила эксплуатации стартеров и генераторов
Если не выполнять периодическое обслуживание или профилактический ремонт, то в последствии затраты окажутся существенно большими. Все это в полной мере относится и к генераторам и к стартерам. К примеру, мелкий ремонт стартера для «Мерседеса» может обойтись в 20$. Но если профилактику не сделать, то замена старого стартера на новый может обойтись примерно в 700$. Как видим, разница существенная.

У каждого стартера и генератора свой ресурс
В среднем ресурс стартеров и генераторов составляет около 120 тыс. км или 4-5 лет эксплуатации. Относительно небольшой срок службы этих узлов обусловлен тем, что они работают в очень тяжелых условиях.

Так, например, генератор работает при частоте вращения 10-14 тыс. оборотов в минуту – это самая большая скорость, с которой вращается только это оборудование в автомобиле! Обороты двигателя, как известно, не превышают 5-6 тыс.

А стартеру, имеющему небольшие габариты, приходится вращать массивный маховик приводить в движение всю кривошипно-поршневую группу двигателя. Работа стартера практически постоянно идет в самых неблагоприятных, а подчас и просто экстремальных, условиях. Уже по своему назначению этот небольшой электромотор должен сдвинуть с места и крутить с нужной скоростью всю массу нагруженного на него «железа» двигателя: коленвала, поршневой, ГРМ и приводимого навесного.

Но справляться с этой задачей без проблем стартер способен только при нормальном техническом состоянии двигателя, на которое тот рассчитан. Между тем состояние моторов далеко не всегда соответствующее: низкокачественное, сильно густеющее при морозе масло, плохое смесеобразование и воспламенение в цилиндрах, всевозможные технические проблемы и износы узлов двигателя – все это приводит к эффекту, называемому «затрудненным пуском», он является первым врагом стартера.

Прежде всего, страдает электрическая часть. При нагрузке на валу якоря выше расчетной (например, при загустевшем от морозов масле в двигателе), на стартере сильно повышается ток, отчего в области контактов тягового реле и щеток коллектора возникает электрический дуговой разряд, постепенно выжигающий материал контактов. В итоге контакты реле и щеток коллектора покрываются слоем нагара, отчего, в первом случае, стартер перестает включаться, а во втором теряет мощность и не может крутить двигатель с нужной скоростью. Последнее, кстати, подчас проходит мимо внимания, особенно в машинах с хорошей шумоизоляцией, и, предпринимая все новые попытки пустить двигатель, водитель все более «дожигает» контакты. Но, даже заметив слабость вращения, это часто относят к подсевшему аккумулятору, между тем как это – начало «болезни» стартера.

Вообще, тяговое реле и коллектор можно назвать типичными слабыми местами стартера – достаточно большое число проблем связано как раз с этими узлами. В этом «помогают» возникающий при перепадах температур водяной конденсат и летящая из-под днища грязная вода, которая постоянно понемногу просачивается в стартер. Отсюда, кроме нетленных «пригоревших пятаков» (т. е. контактной группы, активирующей вращение), возникают и такие обычные неисправности тягового реле, как замыкание и перегорание в обмотках, а в более запущенных случаях – и застревание от замерзшего конденсата и/или грязи якоря. Не меньше проблем и с коллектором, который, напомним, предназначен для питания якоря и состоит из вращающейся части на якоре в виде вплавленных в изолятор пластин, связанных с обмотками якоря, и неподвижных щеток, передающих ток на пластины. Типичная проблема при этом – механический износ щеток, вызывающий их «подвисание», отчего на якорь не поступает ток и стартер теряет мощность, а сама щетка, в свою очередь, тоже начинает «подгорать».

Много вреда стартеру способно принести и включение на время, превышающее предписанные нормы. И дело тут не только в разрядке АКБ. Не предназначенный для продолжительной работы, стартер начинает сильно нагреваться, отчего, особенно в присутствии влаги, возможно перегорание обмоток и повышенный износ втулок, в которых вращается якорь. Эти втулки, кстати, постепенно изнашиваются, и их нужно вовремя заменять – иначе якорь начинает «бить», цепляясь за статор, и стартер сначала теряет мощность, а затем выходит из строя.

Еще одно «больное место» стартера – узел Бендикса с обгонной муфтой и шестерней. Одна из обычных неисправностей здесь – запаздывающий выход шестерни из зацепления с маховиком. При этом узел шестерни и обгонной муфты подвергаются экстремальной нагрузке, бешено разгоняясь вращением двигателя. И если передняя втулка оказывается чрезмерно изношенной, то шестерню может перекосить и заклинить между картером. Подобное может случиться и при подгорании контактов тягового реле, или при заедании замка зажигания, когда стартер не отключается после пуска двигателя. И на автомобилях с хорошей шумоизоляцией, или просто у неопытного водителя, который поехал как ни в чем не бывало, стартер перегревается и «сгорает», а шестерня клинит (часто принимается за «клин» двигателя). Кстати, похожий эффект постепенно вызывает и очень часто встречающаяся у неопытных автовладельцев т.н. «передержка стартера», когда водитель продолжает еще некоторое время удерживать ключ, между тем как двигатель уже работает.

Еще чаще встречается обратная неисправность муфты – неполное введение шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика, отчего шестерня изнашивается сама и «съедает» зубцы на маховике. В итоге шестерня стартера перестает цеплять и крутить маховик – в таких случаях из моторного отсека начинает доноситься характерный треск. Похожее потрескивание можно услышать и при другой типичной неисправности бендикса – износе и прокрутах обгонной муфты, у которой шарики перестают заклиниваться в канавках и не передают вращение на шестерню.

Иногда с муфтой случается неприятность и похуже – когда шарики, наоборот, не освобождаются и вращение от запустившегося двигателя начинает передаваться на стартер. При разнице в диаметре шестерен стартер начинает вращаться с огромной скоростью, и если шестерня стартера все-таки не выходит из зацепления, тогда происходит т. н. разнос стартера. Тогда под действием центробежной силы отрываются с мест обмотки якоря, стартер заклинивает, шестерня встает наперекосяк и крошится венцом маховика; обломанные зубцы при этом могут быть «протащены» двигателем и застрять дальше по ходу между картером и маховиком.

Чаще всего в стартерах приходится менять бендиксы, планетарные механизмы, втулки, втягивающее реле, щетки, а генераторах – подшипники, регуляторы напряжения, щетки. Для стартера очень характерен принцип т. н. лавинных поломок, когда неисправность в электрике влечет механический износ, и наоборот, проблемы с механикой прямо отражаются на электрической части. При этом неисправности почти всегда идут «по нарастающей», и ездить всю жизнь с «небольшой болячкой» скорее всего не получится.

Лучше это сделать вовремя, иначе придется раскошелиться по-крупному и купить новый узел. А его цена может оказаться сопоставимой или даже большей, чем стоимость целого автомобиля.

Ремонтировать нужно сразу после покупки
Однако проблемы со стартерами и генераторами случаются не только при длительной эксплуатации автомобилей. При покупке автомобиля, бывшего в эксплуатации, очень велика вероятность, что этим узлам требуется в каком-либо виде ремонт. Объясняется это довольно просто.

Стартеры на б/у авто имеют, как правило, изношенные втулки. На Западе их не меняют. Если и заменяют, то целиком стартер, а поскольку это дорого, то стартер оставляют без замены. Поэтому в Украине и оказываются машины со стартерами, у которых втулки изношены.

Однако бывает и еще хуже. Часто стартеры и генераторы при предпродажной подготовке за границей меняют на более старые и изношенные. Этому способствует то, что многие стартеры и генераторы разных производителей взаимозаменяемы. И даже у одного производителя имеются изделия, отличающиеся по мощности и массе. Как правило, более новые разработки имеют меньший вес, большую мощность и более высокую надежность. Вот и занимаются подменой в расчете на то, что в последствии можно будет хорошо заработать при ремонте другого авто. Ведь генератор или стартер от старой модели автомобиля можно приобрести на свалке за 30-50 марок, а более новый стоит на порядок дороже.

Так, на «Мерседесах» с кузовом 124 можно часто обнаружить генераторы, рассчитанные на максимальный ток силой 55А от «Мерседеса» с кузовом 123, хотя должны использоваться генераторы на 70А. И разница в их цене существенная, да и маломощный генератор быстро выходит из строя.

Или другой пример. На «Форде-Скорпио» и «Форде-Сиерра» в 1985 году устанавливались стартеры старой разработки мощностью 0,8 кВт. Слишком маломощные стартеры быстро выходили из строя, и впоследствии их заменили на более мощные – 1,4кВт. При продаже автомобилей в Германии часто мощные стартеры заменяют на более слабые. Результат – быстрый выход из строя.

Главная «беда» стартеров – втулки
Во втулках стартера вращается вал якоря. Материал втулок – особенный – медно-графитовый, а изготавливаются втулки методом высокоточной прессовки с точностью до 0,001 от диаметра вала. Наличие графита в материале позволяет в течение срока эксплуатации обеспечивать смазку вала якоря.

Всякие другие материалы для втулок не подходят в принципе. Простые точеные на токарном станке втулки из латуни, бронзы или меди просто недопустимо использовать в стартерах. Они работают до тех пор, пока не закончится в них смазка. А это происходит очень быстро. После чего медь или латунь начинает «наматываться» на ось вала, втулка «погибает». Да и высокую точность изготовления втулок в кустарных условиях часто невозможно обеспечить.

Что происходит, когда втулка выходит из строя? Вал якоря начинает бить, разбивается планетарный механизм, бендикс, зубья венца маховика. Чем быстрее обратиться к специалистам тем меньше окажутся затраты на ремонт. Но когда якорь начнет бить по стартеру, то такому стартеру уже нельзя будет помочь, придется его выбросить. А может и не только его, за ним может последовать и венец маховика.

autoexpert-consulting.com

Срок службы генератора

Устав от проблем с электричеством, затевая стройку или другие мероприятия, связанные с потребностью в электроэнергии, вы решаете купить генератор. Узнаете примерную стоимость, ищете подходящее место покупки и размышляете о практичности покупки. И первый возникающий вопрос – каков срок службы генератора, если в паспорте указаны средние цифры 500-600 моточасов для двухтактных двигателей и 3000-4000 тысяч для четырехтактных?

Экономический подсчет

Чтобы понять, насколько большой или маленький будет срок службы генератора, проведем небольшие разъяснения и подсчеты.

Во-первых, решите для себя, насколько активно вы будете им пользоваться. Одно дело, если перебои с электричеством случаются раз в неделю на время не больше часа. Другое – если от аппарата потребуется работа по несколько часов ежедневно.

Рассмотрим вариант использования генератора «по полной» (около 3-4 часов каждый день). При наличии 500 часов моторесурса это 120-150 дней. Неужели это значит, что в случае пользования на даче при нахождении там в течение всего сезона (около 4-х месяцев) срока службы генератора хватит только на одно лето? Но здесь нужно учитывать то, что мы никогда не находимся на даче безвылазно по 3-4 месяца. По факту получаются отпуска и выходные – в общем около 50-ти дней. Тем более что летом длинные дни, и освещение требуется по минимуму. Так что, если даже будете по вечерам смотреть телевизор, пользоваться генератором можно будет точно не менее 3-х сезонов. Если он потребуется только раз в неделю, то и того больше – до 7-ми – 8-ми лет.

Как увеличить работоспособность генератора

Правильно обращаясь с прибором, вы можете сами увеличить срок службы генератора. Этот промежуток может составить до 50%, если регулярно проводить его техническое обслуживание:

  • Проводить замену масла,
  • Следить за восполняемостью расходных материалов,
  • Вовремя менять фильтры,
  • Обязательно запускать время от времени генератор, даже если длительное время в нем нет потребности.

Кроме всего прочего, выработка моторесурса еще не значит, что агрегат останется только выбросить. Возможно, для дальнейшей работы нужно будет просто поменять истершиеся поршневые кольца, топливные шланги или генераторные щетки. Таким образом, срок службы генератора может стать довольно большим – до 10-12 лет.

www.generatortut.ru

причины и признаки неисправности, принцип работы, ремонт

Генератор традиционно используется во всех автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, и служит для преобразования механической энергии вращения двигателя в электричество. Устройство относится к электрооборудованию со сложной конструкцией, а его поломка приводит к разряду аккумулятора и даже отказу в работе двигателя. Для обеспечения долгого срока службы изделия необходимо соблюдать правила его эксплуатации, а также своевременно выявлять и устранять возникающие поломки.

Принцип работы автомобильного генератора

Автомобильный генератор предназначен для преобразования энергии вращения двигателя в электрический ток, который используется для зарядки аккумулятора и питания электрооборудования машины. Устройство приводится в действие от коленчатого вала ременной передачей. К его главным параметрам относят номинальную силу тока и напряжение, номинальную частоту вращения и самовозбуждения, а также КПД.

При включенном замке зажигания ток с аккумулятора через щетки идет на обмотки возбуждения, создавая там магнитное поле. Ротор начинает одновременное вращение с коленвалом двигателя, и его магнитное поле пронизывает обмотки статора, создавая переменное напряжение. Выпрямительный блок преобразует ток в постоянный, который питает аккумуляторную батарею и бортовую сеть.

При изменении нагрузки в сети и частоты вращения двигателя начинает работать регулятор напряжения, контролируя время включения обмотки возбуждения. Если в автомобиле потребляемый ток превышает значение, вырабатываемое генератором, недостаток электричества компенсирует аккумуляторная батарея, о чем свидетельствует загоревшаяся на контрольной панели лампа заряда.

Общая конструкция устройства

Автомобильные генераторы выпускаются в компактном и традиционном видах, различаясь размерами, устройством корпуса, компоновкой вентилятора шкивом привода и выпрямительным узлом. При этом все устройства имеют следующие общие составные части:

  1. Корпус. Служит для размещения большей части конструктивных элементов устройства. Состоит из передней и задней крышки, соединенных между собой болтами, которые изготавливают из немагнитного сплава, легко отдающего тепло. На поверхности проделаны вентиляционные окна и предусмотрены крепежные лапы.
  2. Ротор. Предназначен для создания вращающегося магнитного поля. С этой целью на его валу смонтирована обмотка возбуждения, которую помещают в две полюсные половины. На конце вала находятся два контактных кольца для питания обмотки возбуждения. Большинство роторов имеют на валу крыльчатку вентилятора и приводной шкив. Сам вал вращается на паре шариковых или роликовых необслуживаемых подшипников.
  3. Статор. Предназначен для выработки переменного тока, и конструктивно включает в себя сердечник из металла с обмотками. Сердечник набирают из стальных пластин, в которых для обмоток выполнено 36 пазов. Уложенные в них 3 обмотки образуют трехфазное напряжение.
  4. Щеточный узел. Передает ток возбуждения на контактные кольца. Состоит из двух щеток, выполненных из графита, которые прижимают пружины, и щеткодержателя. На генераторах новых образцов щеточный узел и регулятор напряжения смонтированы в едином неразборном корпусе.
  5. Выпрямитель. Преобразует выработанное генератором переменное напряжение в постоянный ток бортовой сети. Конструктивно выполнен на пластинах-теплоотводах со смонтированными силовыми диодами.
  6. Регулятор напряжения. Поддерживает напряжение генератора в заданных пределах, стабилизирует его при различной частоте вращения двигателя, а также изменяет напряжение зарядки аккумулятора, исходя из температуры воздуха (чем ниже температура, тем напряжение выше).
  7. Привод генератора. Выполнен в виде шкива, связан с коленвалом клиновым или поликлиновым ремнем и вращается в 2-3 раза быстрее коленчатого вала двигателя.

Как правильно выбрать генератор

При выборе генератора для автомобиля помимо полной совместимости устройства с оригинальной моделью по габаритам, мощности, способу крепления и другим параметрам, изделие должно иметь прочный корпус, устойчивый к механическим нагрузкам, и обеспечивающий хорошее охлаждение устройства, а также хорошую защиту от радиопомех.

Установка и замена генератора

При необходимости замены или ремонта генератора производят его демонтаж в следующем порядке:

  1. Отсоединение минусовой клеммы аккумуляторной батареи.
  2. Снятие ремня привода генератора со шкива.
  3. Выворачивание болта регулировки и крепления устройства на натяжной планке.
  4. Отсоединение колодки жгута проводов от корпуса генератора.
  5. Отсоединение провода от вывода генератора.
  6. Отворачивание и извлечение болтов крепления генератора.
  7. Извлечение генератора из подкапотного пространства.

Установка нового или отремонтированного генератора выполняется в обратном порядке, после чего производится правильная регулировка натяжения ремня.

Признаки и причины неисправности генератора

Неисправности автомобильного генератора условно делятся на электрические и механические. К электрическим относятся:

  1. Износ и выход из строя щеток.
  2. Нарушения контакта или обрыв электрических цепей.
  3. Короткое замыкание обмоток ротора.
  4. Поломка регулятора напряжения или диодного моста.

Механические неисправности, как правило, возникают при износе подшипников, что вызывает радиальное биение ротора, который будет задевать обмотку статора и провоцировать возникновение короткого замыкания. О неисправности генератора можно судить по следующим признакам:

  1. Во время работы двигателя горит или мигает лампа разряда аккумулятора.
  2. Перезаряд аккумулятора или его регулярная разрядка.
  3. Тусклая работа фар и электроприборов во время работы двигателя.
  4. Сила света фар изменяется в зависимости от частоты оборотов двигателя.
  5. От генератора во время его работы слышатся посторонние звуки.

Диагностика неисправностей генератора проводится путем проверки снятого изделия на специальном стенде или замером напряжения на клеммах аккумуляторной батареи при работающем и неработающем двигателе. Если при запущенном двигателе тестер показывает напряжение 13,8-14,7 В (в зависимости от модели машины), значит с генератором все в порядке. Напряжение ниже 12В говорит о его поломке.

Другие показания, также не соответствующие номиналу согласно технической документации, говорят о существующих неполадках, в частности о возможном выходе из строя регулятора напряжения. При механических повреждениях производят разборку изделия и замену износившихся частей. При повреждении обмоток ротора производится их замена методом перемотки на новые. При невозможности проведения ремонта или его стоимости, сравнимой с ценой готового изделия, производят полную замену.

Частичный ремонт своими руками

Некоторые поломки генератора возможно устранить своими силами. При перегоревшем предохранителе, вышедшем из строя реле регулятора или отошедших контактах ремонт заключается в замене нерабочих деталей и зачистке контактов. Если поломка случилась внутри корпуса, потребуется его разборка. Генераторы различных марок автомобилей разбираются по-разному, но общий алгоритм одинаков, и состоит из действий, осуществляемых в следующем порядке:

  1. Очистка корпуса от пыли и продувка его сжатым воздухом.
  2. Снятие щеток и щеткодержателя, которые держит один винт. При этом проверяется их состояние: если щетки выступают меньше чем на 5 мм, их обязательно меняют на новые. Также прочищают гнезда крепления, которые при эксплуатации забиваются угольной пылью, смешанной с маслом.
  3. Если необходимо полностью разобрать устройство, нужно демонтировать шкив. Для этого применяют специальный захват, выполненный в виде двух полуколец, предварительно окрутив гайку шкива. Данная работа требует определенного опыта и навыка.
  4. Отсоединение задней крышки со стороны привода и контактных колец. Также снимаются статор, корпус выпрямительного блока и ротор.
  5. Отсоединение проводов от выпрямительного блока, после чего он извлекается, и статора.

При отсутствии опыта ремонта генераторов или подобных изделий, ремонт своими руками возможен только в отношении мелких неисправностей, таких как замена блока реле напряжения, щеток, несложная пайка или зачистка контактов. Замена обмоток, подшипников, ремонт блока регулировки или диодного моста производится в условиях мастерской с наличием специального оборудования квалифицированным специалистом.

Производители автомобильных генераторов

На иностранных и отечественных автомобилях устанавливаются генераторы как собственного производства, так и сторонних фирм-изготовителей. Замена изделия на аналогичное, но другого производителя возможно при совместимом креплении, мощности, аналогичными параметрами генерируемого тока, габаритами и шкива ременного привода. Чаще всего на автомобили устанавливают генераторы следующих фирм:

  1. Bosch. Устанавливается на большинство европейских марок машин. Отличается простотой устройства и надежностью.
  2. Cargo. Датская фирма, специализирующаяся на выпуске стартеров и генераторов. Поставляет продукцию многим автопроизводителям, цена изделий немного дешевле оригинала.
  3. Delco Remy. Американский производитель, присутствующий на рынке комплектующих для автомобилей более ста лет. Продукция отличается безупречным качеством и долговечностью, обладая всеми необходимыми международными сертификатами.
  4. Lucas. Крупный британский производитель деталей для автомобилей оригинального качества.
  5. Magneton. Чешский производитель, специализирующийся на выпуске стартеров и автомобильных генераторов переменного тока. Продукция характеризуется оптимальным соотношением цены и качества.
  6. Valeo. Французский концерн, образовавшийся в результате слияния нескольких фирм, выпускающих генераторы и другие узлы для автомобилей. Продукция конструктивно и по эксплуатационным особенностям сходна с фирмой Bosch.

Видео: Устройство генератора

voditelauto.ru

5 советов как продлить жизнь автомобильному генератору

     У каждого автомобильного генератора, независимо от стоимости и качества, есть свой определенный ресурс. Как правило, он измеряется в километрах пробега, но этот показатель нигде не указан. А производители предпочитают ограничиваться сроком эксплуатации. Однако, если водитель не соблюдает элементарных правил эксплуатации генератора, то в этом случае он выйдет из строя очень быстро. 

     У каждого автомобильного генератора, независимо от стоимости и качества, есть свой определенный ресурс. Как правило, он измеряется в километрах пробега, но этот показатель нигде не указан. А производители предпочитают ограничиваться сроком эксплуатации. Однако, если водитель не соблюдает элементарных правил эксплуатации генератора, то в этом случае он выйдет из строя очень быстро. 

     Несколько правил, которые помогут продлить срок эксплуатации генератора

     Опытные водители утверждают, что есть несколько способов, которые удивительным образом продлевают срок службы автомобильного генератора. 

1. Прежде всего, надо стараться аккуратно ездить во время дождя. Вода из лужи, которая попадает в подкапотное пространство, существенно снижает срок службы оборудования, в том числе и генератора. Чтобы минимизировать риски, объезжать лужи. А если такой возможности нет, то стараться проезжать их на небольшой скорости. 

2. Во время выполнения мойки двигателя транспортного средства обязательно надо просушить генератор при использовании сжатого воздуха и только после этого устанавливать его на место. После установки генератора желательно, чтобы двигатель автомобиля некоторое время поработал на «холостом» ходу. В это время не стоит включать ни магнитофон, ни кондиционер, ни другие приборы в салоне авто которые повышают показатель энергопотребления из бортовой сети. 

3. Регулярная проверка генератора на предмет возможных неисправностей – это залог его длительной и бесперебойной работы. Однако во время очередной плановой проверки оборудования не рекомендуется снимать клеммы с автомобильного аккумулятора. Ведь автомобилист без должного опыта, скорее всего, сломает регулятор напряжения, что обязательно отобразиться на работе генератора.

4. Также следует соблюдать особую бдительность во время подключения аккумулятора к генератору и не перепутать плюс и минус. В противном случае в аккумуляторе может произойти короткое замыкание, провоцирующее перегрев генератора и выхода его из строя.

5. Очень важно своевременно выявить и устранить проблему в работе генератора. Если во время движения под капотом слышны нехарактерные звуки, не стоит откладывать визит на СТО.   

     Как видно, продлить срок службы автомобильного генератора довольно просто. Для этого стоит соблюдать основные правила эксплуатации транспортного средства. 

www.remontstarterov.ru

Сломался генератор в машине — причины и следствия. Перечень дефектов

Поломка генератора в машине


Установленный в автомобиле генератор вырабатывает электроток, необходимый для функционирования потребителей и зарядки аккумулятора. Определить, что генератор в машине сломался, водители могут по характерным признакам. Агрегат работает при заведенном моторе, монтируется на блоке цилиндров и приводится в действие с помощью ременной передачи от шкива коленвала двигателя. Благодаря приводу с использованием клинового или поликлинового ремня ротор автогенератора вращается со скоростью, в 2‒3 раза превышающую частоту вращения коленвала. 

Устройство агрегата

Если генератор в машине сломался, причины незамедлительно устраняются для недопущения повторения дефектов при дальнейшей эксплуатации. Используемые на разных транспортных средствах источники тока отличаются габаритами и мощностью, но имеют идентичное устройство: 

  • Корпус, закрывающийся крышками, в котором скомпонованы элементы агрегата. Для вентиляции предусмотрены специальные окна.
  • Ротор с обмоткой, на валу которого смонтированы два токосъемных кольца, а также крыльчатка и шкив. Якорь монтируется на роликовых подшипниках необслуживаемого типа.
  • Статор, состоящий из сердечника, собранного из стальных пластин, и обмотки для формирования переменного электротока.
  • Щеточный узел, передающий электроток через графитные щетки на токоприемные кольца.

С целью преобразования переменного напряжения в постоянное, для работы с которым рассчитана электросеть машины, устанавливается выпрямитель. Конструктивно модуль состоит из диодов, припаянных на пластинах, эффективно отводящих излишнее тепло. Диодный мост не пропускает электроток при заглушенном двигателе с целью предотвращения разрядки аккумулятора. 

Реле-регулятор на полупроводниках обеспечивает требуемое значение выходного напряжения в системе электрооборудования транспортного средства. Необходимость в устройстве возникает по причине разной частоты вращения коленвала, зависящей от нагрузки на мотор. Кроме того, для зарядки АКБ величина напряжения меняется с учетом наружной температуры. 

Принцип работы

При включении зажигания электроток от аккумулятора через щетки и токосъемные кольца подается на обмотку ротора и наводит электромагнитное поле. После вращения коленвала силового агрегата начинает проворачиваться ротор автогенератора. Благодаря пересечению электромагнитным полем витков обмотки статора, на клеммах индуцируется переменное напряжение. Когда частота вращения ротора достигает определенного значения автогенератор самовозбуждается (питание возбуждаемой обмотки от клеммы генератора). 


Пройдя через выпрямитель и регулятор, переменное напряжение приобретает требуемое для работы электрооборудования автомобиля значение. Если нагрузка превышает мощность автогенератора, то в электросистему подключается аккумуляторная батарея. Работоспособность агрегата сигнализируется на щитке приборов специальной лампочкой «контроль заряда».

Типичные неисправности

В исправном состоянии автогенератор характеризуется номинальным напряжением 12/24 В (в зависимости от типа электрооборудования автомобиля), электротоком и частотой вращения и КПД. В процессе эксплуатации автовладельцы сталкиваются с электрическими и механическими поломками источника тока. Наиболее часто возникают следующие дефекты:

  • обрыв или короткое замыкание обмотки;
  • замыкание или повреждение роторной обмотки возбуждения;
  • износ, подгорание или загрязнение контактных колец;
  • повреждение графитовых щеток или держателей;
  • перегорание выпрямителя или регулятора напряжения;
  • разрушение подшипников, на которых установлен вал ротора;
  • окисление или обрыв клемм, а также проводов;
  • образование трещины на корпусе, повреждение элементов крепления;
  • чрезмерный износ шкива и пр.


Причины поломок

Сбои автогенератора водитель может определить по миганию или постоянному горению контрольной лампочки на панели приборов. Также на проблемы в работе источника тока указывают следующие признаки: снижение яркости головного света, недозарядка или перезарядка АКБ, неустойчивая работа мотора на холостых оборотах, свист приводного ремня при движении автомобиля, посторонние звуки из капотного пространства.

Генератор автомобиля рассчитан на продолжительную эксплуатацию без ухудшения своих параметров. Работоспособность и ресурс исправной работы агрегата зависит от технического состояния аккумулятора, а также системы электрооборудования и всех подключенных потребителей тока. Причины поломки агрегата:

  1. при короткозамкнутом АКБ резко возрастает сила зарядного тока, приводящая к перегоранию выпрямителя и регулятора напряжения;
  2. неправильная регулировка степени натяжения ремня приводит к его проскальзыванию, в результате генератор не обеспечивает нормированных эксплуатационных показателей; 
  3. попадание на обмотки технических жидкостей при обслуживании авто, а также влаги с дорожного покрытия, вызывающей коррозию и окисление контактов;
  4. случайные механические воздействия при выполнении работ в подкапотном пространстве;
  5. длительный срок эксплуатации вызывает естественный износ комплектующих и приводного ремня.


Эксплуатация транспортного средства с неисправным источником тока приведет к быстрой глубокой разрядке аккумулятора и поломке потребителей, подключенных к электрооборудованию. При обнаружении первых симптомов, указывающих на проблемы с автогенератором, необходимо предоставить автомобиль специалистам для проведения диагностики и точного определения причин возникновения дефекта. Для решения проблемы требуется специальный инструмент и качественное оборудование. Если сломался генератор в машине, признаки (симптомы) проверят и квалифицированно устранят причины поломок специалисты автосервиса Бендикс Шоп.

bendiks-shop.ru

Каков срок службы аккумулятора автомобиля и от чего он зависит

от generator-prosto.

Аккумулятор, как и другие запчасти автомобиля, имеет определённый срок службы. Через определённое время или пройденный километраж АКБ требует замены. Сколько же составляет срок службы аккумулятора автомобиля и как его можно увеличить? Если речь идёт об эксплуатации аккумулятора на машинах в транспортной компании или таксопарке, то там срок службы устанавливается внутренними правилами. Обычно эти правила опираются на данные ГОСТа. Если это личный автомобиль, то здесь срок эксплуатации сильно зависит от того, как владелец обслуживает аккумуляторную батарею. В среднем современные аккумуляторы на легковых авто служат 3-5 лет. При правильном уходе срок службы АКБ может быть существенно увеличен. Что для этого нужно делать, поговорим в этой статье.

Содержание статьи:

На что обратить внимание при эксплуатации аккумулятора автомобиля?

Для продления срока службы автомобильного аккумулятора нужно регулярно проводить его диагностика. Ведь без этого практически невозможно определить, когда он выйдет из строя. АКБ может функционировать нормально, а затем под действием некоторых факторов просто откажется заводить двигатель.

Поэтому даже при нормальной работе батареи нужно проводить её регулярный осмотр и проверять некоторые характеристики. На что нужно обращать внимание?

  • напряжение. Напряжение аккумулятора нужно проверять на выводах в разомкнутой цепи и на подключённой АКБ при работающем двигателе. В первом случае вы оцениваете степень заряженности батареи, а во втором проверяете заряд от генератора автомобиля;
  • плотность электролита. Для этого потребуется ареометр. Эта величина позволяет точно определить степень заряженности АКБ;
  • уровень электролита. Контролируется с помощью стеклянной или пластиковой трубочки. На необслуживаемых автомобильных аккумуляторах для контроля уровня электролита есть метки на корпусе;
  • внешнее состояние АКБ. Под этим понимается чистота аккумулятора, отсутствие окислов на клеммах, отсутствие повреждений корпуса и т. п.

Здесь стоит отметить, что обслуживание некоторых типов аккумуляторов может отличаться. К примеру, у гелевых аккумуляторов электролит в жидком виде отсутствует. Поэтому, как вы понимаете, контролировать уровень там не нужно. В необслуживаемых аккумуляторах контролировать уровень электролита можно, но вот корректировать его не получится из-за отсутствия доступа к банкам.

Необслуживаемые модели АКБ стали новым этапом развития автомобильных батарей. С приходом этого вида аккумуляторы стали расходным материалом при обслуживании авто. Срок службы автомобильного аккумулятора сейчас составляет около 3 лет, а иногда, и меньше.

Автомобилисты предпочитают не заниматься обслуживанием АКБ, а просто менять, когда с ним начинаются первые проблемы. А зря. Срок эксплуатации можно увеличить вдвое за счёт несложных действий.

Факторы, сокращающие срок службы АКБ

Нахождение аккумулятора в разряженном состоянии

Причин этому может быть несколько:

  • характер поездок. Если вы ездите по городу, часто стоите в пробках и проезжаете небольшое расстояние между частыми пусками мотора, то аккумулятор автомобиля просто не успевает восполнить заряд. Ведь АКБ отдаёт энергию при запуске двигателя, а затем он восстанавливает её при поездке. Если этого не происходит, то батарея постоянно разряжена;
  • ток утечки превышает норму. Даже если АКБ нормально заряжается от генератора во время поездки, но на стоянке присутствует сильный ток утечки, аккумулятор постоянно будет разряжен;
  • состояние бортовой сети автомобиля. Из-за неисправностей автомобильной сети АКБ может не заряжаться, как следует. К примеру, не работает регулятор напряжения или вышел из строя диодный мост генератора. В результате аккумулятор автомобиля не заряжается от генератора.

Из-за того, что аккумуляторная батарея постоянно находится в разряженном состоянии, в ней активизируется процесс сульфатации. В результате снижается ёмкость и уменьшается срок службы аккумулятора автомобиля. Стоит сказать, что сульфатация является естественным процессом во всех свинцово-кислотных АКБ и постепенно приводит к выходу их из строя. При разряде АКБ на пластинах выделяется сульфат свинца. При зарядке он растворяется во время химической реакции, но какая-то его часть остаётся. Процесс сульфатации активизируется, если аккумулятор имеет хронический не до заряд. Поэтому важно иметь представление о норме заряда аккумулятора автомобиля.

Короткое замыкание

Короткое замыкание – это «смертный» приговор АКБ. Если даже замыкание произошло в одной из банок, то он отслужил своё. В старых обслуживаемых аккумуляторах была возможность замены банки. Малообслуживаемые и необслуживаемые этого делать не позволяют. Короткое замыкание может стать следствием прорыва сепаратора между разноимёнными пластинами. Это может произойти, например, при короблении пластин в результате замерзания электролита.

К замыканию может приводить и осыпавшаяся на дно корпуса обмазка пластин. Это может происходить из-за повышенного вибрационного воздействия (езда по бездорожью, плохим дорогам). Производители аккумуляторов стараются уменьшить это явление. Для этого совершенствуется технология нанесения активной массы и конструкция пластин, а также используются всевозможные легирующие добавки (сурьма, кальций, селен, серебро и др.).

Существуют ситуации, когда замыкание происходит на новом аккумуляторе. Это уже производственный брак и подлежит замене по гарантии на аккумулятор. Как правило, такие производственные дефекты обнаруживаются в течение первых 6 месяцев эксплуатации.

Коррозия

Процесс коррозии пластин аккумулятора и соединительных мостиков можно назвать естественным, как и сульфатацию. Производители АКБ стараются уменьшить это явление при помощи легирования пластин различными компонентами. В некоторой степени получается снизить коррозию, но полностью справиться с ней не удаётся. В итоге большинство аккумуляторов к концу срока службы выходят из строя из-за сульфатации и коррозии.

Глубокий разряд АКБ

В результате глубокого разряда сильно активизируется процесс сульфатации пластин. Если аккумулятор был сильно разряжен, то его как можно скорее нужно поставить на зарядку. Образующийся сульфат свинца не растворяется полностью в химической реакции при заряде АКБ. В результате он «крадёт» некоторую площадь пластин и снижает ёмкость батареи. В результате срок службы автомобильного аккумулятора сокращается.

Подробнее о причинах разрядки аккумулятора на автомобиле вы можете прочитать по указанной ссылке.

Если для малосурьмянистых и гибридных аккумуляторов глубокий разряд не так критичен, то для кальциевых он смерти подобен. Последние из-за глубокого разряда безвозвратно теряют часть своей ёмкости. Для них 2-3 глубоких разряда и можно отправлять их на утилизацию аккумуляторов.

Прочее

На сроке службы аккумулятора автомобиля отрицательно сказываются и экстремальные температуры эксплуатации. Так, при низких температурах (ниже минус 30 градусов по Цельсию) резко повышается риск замерзания разряженного аккумулятора. В таких условиях снижается эффективность зарядки. Если вы живете в северных широтах, то имеет смысл на ночь забирать аккумулятор домой и ставить его на зарядку. Для сведения, при понижении температуры на каждый градус ниже плюс 15 С ёмкость снижается на 1 Ач. Нетрудно подсчитать насколько меньше становится ёмкость АКБ при отрицательных температурах.

Высокая температура (выше плюс 30 С) также не несёт ничего хорошего для аккумуляторной батареи. В летнее время температура под капотом может достигать 100 градусов Цельсия. Это приводит к испарению воды из электролита и снижению его уровня ниже допустимого.

Как продлить срок службы автомобильного аккумулятора?

Давайте рассмотрим действия, которые периодически необходимо выполнять для продления срока службы аккумуляторной батареи.

  • Следите за состояние бортовой сети автомобиля. Для этого периодически замеряйте напряжение на выводах аккумулятора. Это нужно делать при работающем двигателе, включённом радио, обогреве стекла и печке. Значение напряжения должно находиться в пределах 13,5-14,5 В. Это говорит о нормальной работе генератора. Кроме того, проверяйте ток утечки при заглушённом двигателе и выключенном оборудовании. Он не должен превышать 75-200 мА;
  • Отрегулируйте зажигание и работу двигателя. Не следует допускать ситуаций, при которых стартер заводит мотор со 2-3 попытки и при этом крутит вал по 10 секунд. Это сильно сажает батарею и сокращает срок её службы;
  • Контролируйте плотность электролита. В средней климатической зоне плотность электролита заряженной батареи равна 1,27 гр./см3. Если вы эксплуатируете аккумулятор в северных широтах, то плотность можно поднять до 1,3 гр./см3;
  • Периодически контролируйте уровень электролита. Нормальный уровень электролита составляет 10–15 миллиметров над поверхностью электродов. При падении уровня доливайте дистиллированную воду. Замеры можно проводить прозрачной трубочкой из стекла или пластика;
  • Раз в 2-3 месяца проводите зарядку АКБ от сетевого ЗУ (зарядное устройство). У аккумулятора в заряженном состоянии и соответствующей плотностью электролита значительно меньше сульфатация. В результате увеличивается срок службы;
  • Снимайте аккумулятор, если машина долгое время стоит на приколе. По крайней мере, отсоедините от него клеммы. А лучше снять, зарядить и хранить отдельно.

Советуем также прочитать о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Реальный срок службы аккумулятора автомобиля

Что же мы имеем в итоге? Большинство производителей аккумуляторов предоставляют гарантию на свои модели 1-2 года. Срок годности аккумулятора автомобиля в основном 3-4 года. Но его можно продлить. Для этого нужно просто выполнять некоторые операции, которые были описаны выше. Даже просто поддержание корпуса АКБ и выводов в чистоте способно дать положительный эффект.

Если вы будете поддерживать аккумулятор в заряженном состоянии, а электрические системы машины исправными, то срок службы автомобильного аккумулятора можно спокойно увеличить на год, а то и на 2-3. При нормальном уходе аккумуляторная батарея может прослужить 5-6 лет. Встречаются случаи правильной эксплуатации АКБ до 7-8 лет. Конечно, ничто не вечно, но эксплуатируя аккумулятор правильно, можно значительно сэкономить на покупке нового. Поэтому, читайте статью про обслуживание автомобильных аккумуляторов.
Если у вас есть дополнения и исправления к статье, оставляйте их в комментариях. Голосуйте в опросе и оценивайте материал!

Опубликовано в Аккумуляторы

generator-prosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *