Система охлаждения двигателя: как она работает?
При работе автомобиля сгорает топливная смесь, освобождая огромное количество тепла. Чтобы не перегревался и не подвергался разрушению двигатель, в транспортные средства устанавливается система охлаждения (СО), состоящая из нескольких элементов, о функциях каждого из них расскажем подробно.
Работа системы охлаждения
Как только запускается мотор, начинают вращение лопасти помпы. Они принуждают охлаждающую жидкость (ОЖ) циркулировать по малому кругу обращения СО. Мотор прогревается и выходит на отметки рабочей температуры. После этого открывается термостат, ОЖ переходит в режим циркуляции по большому кругу СО, уже включая и радиатор. Уже в охлаждённом виде технические жидкости попадают в рубашку мотора. Если температура ОЖ поднимается до 100 градусов и выше, включается вентилятор, усиливающий воздушные потоки, которые проходят через радиатор, тем самым, делая процесс охлаждения намного эффективней. У автомобилей, выпущенных пару десятков лет назад, вентилятор соединён с валом помпы ремнём, и потому вращение происходит постоянно.
Что заливать в систему охлаждения?
В качестве ОЖ используются тосол или антифриз. Они имеют в составе химические элементы и соединения, не позволяющие воде превращаться в лёд даже при самых низких температурах. ОЖ также содержат вещества, благодаря которым предотвращается:
- Вспенивание;
- Появление коррозии и ржавчины;
- Смазывается водяной насос.
А вот воду использовать в качестве ОЖ нельзя, поскольку она очень скоро разрушит металл СО. Нагреваясь, ОЖ увеличивается в объёме, и её излишки начинают выбрасываться в расширительный бачок, соединённый с горловиной радиатора гибким шлангом. Через расширительный бачок ОЖ заливают и, при необходимости, доливают.
В салоне машины есть ещё один радиатор, так называемая печка. Зимой автовладельцы, как правило, открывают заслонку печки и нагретая ОЖ циркулирует по теплообменнику, согревая и воздух салона в автомобиле.
СО довольно проста и практически не требует никакого обслуживания. При отсутствии утечек ОЖ система работает без проблем 2 года. По истечении двух лет ОЖ в системе следует заменять, и при этом постоянно отслеживать состояние патрубков: резина от старости может пересохнуть и растрескаться, и произойти это может в дороге. Тогда продолжать движение будет невозможно. Следовательно, через каждые 5 – 6 лет надо производить замену всех резиновых патрубков.
В транспортных средствах, выпущенных недавно, СО ещё работает и для:
- Охлаждения масла;
- Воздуха системы вентиляции;
- Турбонаддува;
- Кондиционера;
- Печки салона;
- Газа в рециркуляционной системе;
- Рабочей жидкости АКПП.
Виды систем охлаждения
Нужно отметить, что современное автомобилестроение использует три вида систем охлаждения:
- Жидкостную;
- Комбинированную.
Жидкостная СО, которая отводит тепло потоком жидкости, применяется чаще всех остальных. Она функционирует с гораздо меньшим шумом, чем её воздушная сестра, причём, равномерно и очень эффективно охлаждает детали мотора.
Типичные поломки в системе охлаждения
Поломки СО не относятся к неисправностям, с которыми движение запрещено, однако, каждый разумный автовладелец весьма заинтересован в продлении срока службы своего железного коня, и его сердца – двигателя. И в первую очередь, это касается необходимости интенсивного отвода тепла.
К самым распространённым причинам поломок в СО относится:
- Течь;
- Не герметичность.
Это может произойти из-за резкой смены температуры окружающей среды. Ещё одна популярная поломка – закоксованность шлангов и патрубков системы. Они теряют эластичность под воздействием тех же высоких температур. ОЖ может протекать и ввиду повреждений радиатора от удара, или в результате химического воздействия составляющими тосола. Из строя может выйти и термостат. Он находится в контакте с жидкостью, и потому коррозирует, а потом может и заклинить. Серьёзная неприятность для системы – поломка помпы, или циркуляционного насоса из-за некачественной запчасти, или износа. Понять и уловить это можно по характерному свисту подшипника. Это означает, что пришло время замены циркуляционного насоса. Иногда СО банально засоряется из-за отложения солей в каналах. Циркуляция ОЖ нарушается, отвод тепла при этом ухудшается, что приводит к перегреву двигателя.
Уход за системой охлаждения
Элементарные правила эксплуатации СО и их соблюдение позволяет автовладельцам избегать, или минимизировать негативное воздействие неисправностей на работу машины. Следует постоянно контролировать уровень охлаждающей жидкости в системе. Её объём может меняться, а зависит это от условий эксплуатации автомобиля. Если уровень ОЖ понижается постоянно, значит, нужно искать место утечки тосола. Нередко пятна ОЖ обнаруживаются на узлах и агрегатах в моторном отсеке. Перегрев двигателя может происходить, когда:
- Заклинивает термостат,
- Засоряются каналы,
- Уровня ОЖ в системе недостаточно.
Причину же недостаточного нагрева двигателя следует искать в заклиненном термостате.
Устройство системы охлаждения двигателя
Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального теплового режима двигателя, чтобы он не перегревался и не переохлаждался.
|
Требования к системе охлаждения:
• автоматическое поддержание оптимального теплового режима в двигателе, независимого от режима работы и внешних условий;
• длительное сохранение теплоты после остановки двигателя;
• малые энергетические затраты, связанные с приводом агрегатов системы охлаждения.
Сгорание горючей смеси сопровождается выделением значительного количества теплоты. Если двигатель не охлаждать или охлаждать недостаточно, го его детали могут нагреться до высокой температуры, а это уменьшает их прочность и наполнение цилиндров, ухудшает условия работы смазочной системы вследствие снижения вязкости перегретого масла, ускоряет срабатывание присадок к маслам и увеличивает количество отложений и нагара на деталях.
«Большинство автомобильных двигателей имеют жидкостные системы охлаждения закрытого типа» .
Жидкостная система охлажденияЖиддкостная система охлаждения более инерционна, двигатель медленно прогревается, но и медленно остывает. Кроме того, большая теплоемкость охлаждающей жидкости обеспечивают интенсивный и равномерный теплоотвод и меньшую температуру деталей.
Теплота, отводимая от двигателей, используется для подогрева впускного трубопровода и улучшения смесеобразования, а также для отопления кабины или салона автомобиля в холодную погоду.
Приборы системы охлаждения:радиатора 3, вентилятора 1, жидкостного насоса 8, рубашки охлаждения блока цилиндров, рубашки охлаждения головки блока цилиндров, термостата 10, патрубков 6,17 шлангов 9, расширительного бачка, приборов контроля температуры жидкости 13, сливных краников 18, 19.
Работа системы охлажденияЦиркуляцию жидкости в системе охлаждения осуществляют по двум кругам: малому и большому.
По малому кругу жидкость циркулирует при пуске холодною двигателя, обеспечивая его быстрый прогрев в такой последовательности: жидкостной насос — распределительные трубы — рубашка охлаждения блока цилиндров — рубашка охлаждения головки блока цилиндров — верхний патрубок термостата (клапан закрыт) — перепускной шланг приемная полость жидкостного насоса.
По большому кругу жидкость циркулирует при прогретом двигателе: жидкостной насос (как и по малому кругу) — термостат (клапан открыт) — резиновый шланг — патрубок радиатора — верхний бачок радиатора — сердцевина радиатора — нижний бачок радиатора — патрубок — шланги — приемная полость жидкостного насоса.
Переохлаждение двигателя сопровождается ростом механических потерь из-за повышения вязкости масла, ухудшением процессов смесеобразования и сгорания, следствием чего является повышенный расход топлива. Конденсация паров воды в картерной полости холодного двигателя и на стенках цилиндров приводит к коррозии. В отрабатавших газах повышается содержание углеводородов не сгоревшего топлива и высокотоксичных альдегидных соединений.
Принудительный отвод теплоты от деталей двигателя осуществляется с помощью жидкости или воздуха, в связи с чем различают двигатели жидкостного и воздушного охлаждения.
Радиатор является теплообменником системы охлаждения, где поступающая из двигателя жидкость передаст теплоту потоку воздуха.
Радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков, соединенных между собой трубками, образующими его охлаждающую решетку (сердцевину радиатора). Верхний бачок радиатора имеет наливную горловину с пробкой, а нижний — сливной кран. В наливную горловину впаяна пароотводная трубка, соединенная с расширительным бачком. Пароотводная трубка заглублена в радиатор, где отводимые пары конденсируются. К верхнему и нижнему бачкам припаяны боковые стойки. Стойки и пластина образуют каркас радиатора. Сердцевина радиатора состоит из нескольких рядов трубок, впаянных в верхний и нижний бачки. К трубкам крепятся гонкие охлаждающие пластины или гофрированные ленты, изготовленные из латуки, алюминия или красной меди.
Пробка заливной горловины в закрытых системах жидкостного охлаждения имеет два предохранительных клапана с уплотнительными резиновыми прокладками и пружинами. Паровой клапан регулируют на избыточное давление (0,145—0,160 МПа), воздушный клапан открывается при падении давленияв системе против атмосферного не более чем на 0,01 МПа.
При нормальном функционировании клапанов система охлаждения только кратковременно может сообщаться с окружающей средой или полостью расширительного бачка.
Жалюзи устанавливаются перед радиатором, с их помощью регулируется количество воздуха, проходящего через сердцевину радиатора. Жалюзи изготовляются в виде набора вертикальных иди горизонтальных пластин — створок из оцинкованного железа, которые объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный или групповой поворот их вокруг своей оси. Жалюзи прикрепляют к каркасу радиатора или к его наружной облицовке. Управление створками осуществляется вручную или с помощью устройства с термостатом.
Жидкостной насос создаст в системе охлаждения принудительную циркуляцию жидкости. Применяют одноступенчатые жидкостные насосы центробежного типа. Привод насоса, как правило, работает от шкива коленчатого вала посредством клиноременной передачи.
Жидкостной насос состоит из корпуса, вала привода с крыльчаткой, ступицы для крепления шкива привода, самоподжимной уплотняющей манжеты, двух латунных обойм, резиновой манжеты» уплотняющей шайбы ипружинного кольца. Вал насоса вращается на двух шарикоподшипниках.
Центробежные насосы одноступенчатого типа, рассчитанные на давление и 0,04 —0,1 МПа, отличаются компактностью и обеспечивают достаточную подачу жидкости при сравнительно больших зазорах между крыльчаткой и стенками корпуса.
Вентилятор служит для создания воздушного потока, проходящего через сердцевину радиатора, для охлаждения жидкости, протекающей по трубкам.
Обслуживание системы охлаждения гарантия нормальной работы вашего двигателя.
Устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя в автомобиле
Несмотря на то, что автомобиль – это механизм, ему не чужды некоторые человеческие черты. Например, во время движения машина расходует топливо и выделяет огромное количество тепла. Наш организм аналогично использует питательные вещества и также выделяет энергию, которая расходуется на всевозможные процессы. Чтобы поддерживать постоянную температуру тела, излишки тепла выводятся с потом, этот процесс испарение весьма энергозатратный.
А как автомобилю удается поддерживать постоянную температуру и не перегреваться? Это возможно благодаря такому важному элементу, как система охлаждения двигателя.
Что это такое, каково устройство, какой у нее принцип работы, и как диагностировать возможные неисправности, постараемся разобраться в статье ниже.
✔️ Что такое система охлаждения
✔️ Ее устройство и принцип работы
✔️ Принцип работы системы охлаждения воздушного типа
✔️ Возможные неполадки в работе и их последствия
Что такое система охлаждения
Это система, посредством которой достигается отведение избытка тепла от автомобильного двигателя и других деталей.
Обычно это достигается путем кругового движения охлаждающей жидкости (тосол или антифриз), проходящей через специальные охлаждающие каналы. Есть два типа системы охлаждения: воздушный и водяной (жидкостный).
Некоторые двигатели охлаждаются воздушным потоком, проходящим непосредственно через корпуса цилиндров (воздушная система охлаждения).
Помимо поддержания нормальной рабочей температуры движка, данный автомобильный узел выполняет еще несколько важных функций:
- охлаждает автоматическую коробку передач;
- охлаждает выхлопные газы, а также масло;
- обеспечивает работу систем отопления и кондиционирования.
Устройство и принцип работы водяного типа
Для начала, давайте разберем, как работает водяная система охлаждения. На сегодняшний день, она наиболее распространена. Поскольку позволяет равномерно и эффективно охладить все детали, при любых условиях. Ее функционирование обеспечивают следующие элементы:
- термостат с клапаном;
- центробежная помпа;
- радиатор охлаждения масла;
- радиатор охлаждающей жидкости;
- вентилятор;
- расширительный бак;
- теплообменник обогревателя;
- патрубки: верхний, нижний;
- насос ОЖ;
- шланги.
Конструкция и устройство зависят от модели авто.
ГБЦ (головки блока цилиндров) мотора с водяным охлаждением имеют систему каналов, по которым движется тосол. Все они в верхней части конструкции сходятся к одному выходу.
Центробежная помпа, приводимая в движение шкивом и ремнем от коленвала, подает нагретый антифриз из мотора к радиатору, который является разновидностью теплообменника и имеет особую пластинчатую структуру. Такое строение, обеспечивает огромную площадь рабочей поверхности для более эффективного отвода тепла.
Отсюда избыток тепла отправляется в воздушный поток, а затем охлажденная жидкость возвращается во впускное отверстие, в нижней части блока и снова движется к двигателю. Цикл повторяется снова и снова.
Наряду с основным радиатором могут устанавливаться два дополнительных: для охлаждения масла и отработанных газов. Функционирование радиатора отработанных газов обеспечивается дополнительным насосом.
В отличие от радиатора, теплообменник отопителя нагревает проходящий, через него воздух, который направляется в салон. Для наибольшей эффективности он устанавливается на выходе нагретого тосола из мотора.
В исправном двигателе охлаждающая жидкость имеет температуру чуть ниже точки кипения. Закипание антифриза предотвращается повышенным давлением, в результате чего температура кипения также становится несколько выше. Современные модели автомобилей имеют герметичную систему охлаждения, где для компенсации изменений в объеме тосола, используется расширительный бачок. Через него, также проводится долив жидкости в систему.
Чтобы система функционировала, радиатору необходим постоянный доступ сердечника к холодному воздуху. Когда автомобиль находится в движении, то радиатор получает достаточно сильный поток воздуха, но когда машина неподвижна, либо перемещается с малой скоростью, поток воздуха направляется силой вентилятора.
Вентилятор приходит в движение от мотора, но если двигатель работает при малой нагрузке, его использование не всегда является оправданным, поскольку это приводит к бесполезному расходу топлива.
В качестве решения данной проблемы, производители авто используют специальную муфту, работающую от термочувствительного клапана, который не включает вентилятор до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет заданного значения.
Некоторые машины имеют вентилятор с электроприводом, также включаемый и выключаемый датчиком температуры.
Чтобы, дать двигателю быстро набрать необходимую рабочую температуру, циркуляция жидкости к радиатору перекрывается термостатом, обычно расположенным над помпой. Термостат имеет клапан, работающий от камеры, заполненной воском. Когда движок нагревается, он плавится, расширяется и переводит клапан в положение «открыто», позволяя тосолу течь через радиатор.
Когда работа мотора останавливается, а температура снижается, клапан снова закрывается.
Контроль за работой системы охлаждения осуществляется системой управления двигателем. За основу берется математическая модель, учитывающая в себе множество параметров (температуру антифриза, масла, воздушного потока и многих других). На основании этих данных, рассчитываются наилучшие условия работы всех исполнительных устройств.
Воду не желательно использовать, в качестве охлаждающей жидкости. В летний период, есть вероятность перегрева двигателя. Зимой ее использование, чревато серьезными поломками. Так замерзание в системе, может привести к разрыванию патрубков и даже блока мотора.
Как и все тела, вода при понижении температуры начинает уменьшаться в объеме. Так происходит до 4 °С. При приближении к нулю и переходе в твердое состояние она начинает расширяться. Если она замерзает в моторе, то может разорвать блок или радиатор. Поэтому желательно использовать всевозможные антифризы, которые представляют собой воду с добавлением к ней различных присадок. Их введение снижает температуру замерзания до безопасного уровня и препятствует появлению коррозии.
Антифриз не следует сливать каждое лето, его можно менять один раз в 2-3 года или каждые 40000 км пробега.
Воздушная система охлаждения
В таком моторе ГБЦ имеет на своей наружной поверхности специальные ребра. Они несколько шире в верхней части, где выделяется наибольшее количество тепла.
Основные элементы при данном типе охлаждения:
- ребра на головках цилиндов;
- воздуховоды;
- вентилятор, который приводится в работу мотором;
- масляный радиатор.
Воздуховод проходит вокруг ребер, а вентилятор направляет воздушный поток через него, чтобы отводить тепло.
Термочувствительный клапан контролирует объем воздуха, подаваемого вентилятором, и поддерживает постоянную температуру даже в холодную погоду.
Данный тип охлаждения имеет ряд недостатков:
- потеря мощности на приводе вентилятора;
- чрезмерное нагревание отдельных деталей;
- повышенный шум;
- трудности с использованием полученного тепла для обогрева салона;
- невозможность установить блочный тип расположения цилиндров.
Ввиду данных особенностей, такая система охлаждения используется крайне редко.
Возможные неисправности
Как видим, система охлаждения является очень важной для нормальной работы вашего авто. И любые неисправности могут привести к серьезным последствиям, прежде всего к перегреву двигателя.
Итак, существуют следующие типы неисправностей данного автомобильного узла:
- Проблемы с радиатором. Наиболее часто причиной выхода из строя данной детали, является наружное и внутреннее загрязнение. Наружное связано с попаданием в него с потоком воздуха грязи, пыли, листьев, насекомых. Внутреннее – с образованием налета из-за использования грязной воды или некачественного тосола, который буквально закупоривает отверстия в сердечнике.
- Разгерметизация и потеря жидкости. Чаше всего это происходит из-за ослабления стяжки и других соединительных элементов, повреждения соединительных шлангов, износа резиновых элементов, рассыхания пластика.
- Не работает термостат или его клапан.
- Поломка насоса, в результате чего будет наблюдаться полное либо частичное прекращение циркуляции охлаждающей жидкости.
- Сломан вентилятор. Причин у данной поломки несколько: вышел из строя электродвигатель или муфта, отошла проводка.
Все эти неисправности могут нарушить циркуляцию охлаждающей жидкости, в результате чего температура двигателя повысится до критической. Перегрев ведет к нарушению герметичности, плавлению резиновых деталей, задиру головок блока цилиндров, появлению дефектов в металле, потере масло-смазочных свойств и многих других неприятностей.
Первым, на что стоит обратить внимание при осмотре деталей, следы подтеков охлаждающей жидкости, элемент будет выглядеть «запотевшим». Антифриз является довольно текучей жидкостью, поэтому протекает даже в самые маленькие трещинки и зазоры. Он может распространиться на рабочие узлы, которые находятся далеко за пределами системы охлаждения.
Еще одним важным параметром, выход за нормы которого, может привести к неполадкам — давление. Как известно, оно является довольно высоким и в норме составляет 1,2-2 атм. Для его регулировки используется расширительный бачок с клапаном, куда выводится избыток тосола. Если по какой-то причине клапан не сработал, то значение данного параметра становится критическим. Это может привести к разрыву и поломке многих деталей. В первую очередь страдают резиновые шланги и патрубки, а также прокладки.
Чтобы избежать проблем, регулярно проводите профилактические осмотры, вовремя меняйте износившиеся детали, следите за уровнем антифриза в баке и доливайте при необходимости. Используйте только качественный антифриз и старайтесь, без острой необходимости, не использовать обычную воду, в качестве охлаждающей жидкости.
Регулярно поглядывайте на приборную панель, на термометре охлаждающей жидкости не должно быть резких скачков значений. Если же данное явление имеет место быть, то это свидетельствует о возможной неисправности термостата или помпы, а также о завоздушивании системы. Значительно увеличить срок службы деталей, поможет регулярная промывка системы охлаждения двигателя.
Интерактивная схема системы охлаждения двигателя
1 — Пробка расширительного бачка. 2 — Расширительный бачок. 3 — Подводящий шланг радиатора. 4 — Шланг от радиатора к расширительному бачку. 5 — Отводящий шланг радиатора. 6 — Левый бачок радиатора. 7 — Алюминиевые трубки радиатора. 8 — Датчик включения электровентилятора. 9 — Правый бачок радиатора. 10 — Сливная пробка. 11 — Сердцевина радиатора. 12 — Кожух электровентилятора. 13 — Крыльчатка электровентилятора. 14 — Электродвигатель. 15 — Зубчатый шкив насоса. 16 — Крыльчатка насоса. 17 — Зубчатый ремень привода распределительного вала. 18 — Отводящий патрубок радиатора отопителя. 19 — Подводящая трубка насоса. 20 — Шланг подвода жидкости к пусковому устройству карбюратора. 21 — Блок подогрева карбюратора. 22 — Выпускной патрубок. 23 — Подводящий патрубок отопителя. 24 — Шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора. 25 — Термостат. 26 — Шланг от расширительного бачка к термостату.
Зачем нужна система охлаждения двигателя уже можно догадаться из названия – работая, двигатель нагревается и охлаждается через радиатор. Это вкратце. На самом деле, задача системы охлаждения двигателя поддерживать его температуру в определенном диапазоне (85-100 градусов), называемом рабочей температурой. При рабочей температуре мотор работает максимально эффективно и безопасно.
Большой и малый круг системы охлаждения двигателя
После запуска, двигатель должен как можно быстрее достичь рабочей температуры. Для этого система охлаждения поделена на две части – малый круг и большой круг обращения. По малому кругу охлаждающая жидкость циркулирует максимально близко к цилиндрам и, соответственно максимально быстро нагревается. Как только она прогревается до наивысшей рабочей температуры, открывается клапан и жидкость уходит на большой круг, где не дает двигателю перегреться. Задача малого круга сохранить рабочую температуру, а большого — отвести лишнее тепло.
Печка как часть системы охлаждения двигателя
Приятно, когда салон быстро прогревается, а ведь это происходит потому, что печка это часть малого круга обращения. Через шланги жидкость уходит на радиатор печки и возвращается обратно. Что это значит? Чтобы печка начала дуть теплый воздух быстрее, ее надо включать тогда, когда согреется двигатель.
Термостат и помпа
Помпа и термостат системы охлаждения
Итак, мы выяснили, что двигатель не перегревается благодаря циркуляции ОЖ. Но что заставляет жидкость двигаться? Ответ – помпа. Это такой специальный насос, который приводится в движение двигателем через ремень, но бывают помпы и с электромотором. Основные неисправности помпы связанные с течью сквозь дренажное отверстие и износом подшипника (сопровождается писком). Также бывают помпы с пластиковой крыльчаткой, которая разъедается от некачественного антифриза.
Термостат, этот самый клапан, который открывается при нагреве ОЖ и пускает ее по большому кругу. Состоит из цилиндра с веществом, которые расширяется при нагреве; достигнув определенной температуры, оно выдавливает шток и открывает клапан. Остыв, шток втягивается, а клапан закрывается.
Радиатор и расширительный бачок системы охлаждения двигателя
Радиатор является частью большого круга и устанавливается впереди автомобиля. В нем циркулирует жидкость, которая охлаждается встречным воздухом и вентилятором.
Вентилятор работает на всасывание, чтобы не препятствовать встречному потоку воздуха.
Крышка радиатора поддерживает давление в системе охлаждения. В ней есть клапан, который открывается, когда давление превышает рабочее, и стравливает лишнюю жидкость по шлангу в расширительный бачок.
Расширительный бачок нужен, чтобы сохранить жидкость, нужную для охлаждения. Когда антифриз в расширительном бачке охладится, он вернется по шлангу обратно в радиатор, исключая попадание воздуха. Есть совмещенные бачки с клапанной крышкой.
Вот как устроена система охлаждения двигателя. Среди основных проблем связанных с этой системой стоит выделить:
- течь – может появиться везде, от каналов блока до расширительного бачка;
Основная причина – избыточное давление из-за неисправной крышки радиатора/расш. бачка
- перегрев – возникает неожиданно, но паниковать не стоит. Лучше включить печку на полную, врубив высшую скорость, прекратить движение накатом и заглушить двигатель.
Не производить никаких действий пока система не остыла.
Основные причины – вытекла вся ОЖ в системе, отказал вентилятор, забит радиатор, вышел из строя термостат или помпа.
Основные причины – отсутствие антифриза, сломался термостат в открытом положении.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя простыми словами
Рабочие процессы автомобильного двигателя проходят при высоких температурах, поэтому для обеспечения его работоспособности в течение длительного времени необходимо отводить лишнее тепло. Эту функцию обеспечивает система охлаждения (СО). В холодное время года за счет этого тепла производится обогрев салона.
В автомобилях, используемых турбонаддув, в функцию системы охлаждения входит понижение температуры воздуха, подаваемого в камеру сгорания. Дополнительно в один из кругов с системы охлаждения некоторых моделей автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач (АКПП), включается охлаждение масла в АКПП.
Виды систем охлаждения
В автомобилях устанавливается два основных типа СО: водяной и воздушный. Принцип работы системы охлаждения двигателя с водяным охлаждением заключается в нагреве жидкости от силовой установки или других узлов и отдачи такого тепла в атмосферу через радиатор. В воздушной системе в качестве рабочего охладителя используется воздух. В обоих вариантах есть свои достоинства и недостатки.
Однако, большее распространение получила система охлаждения с циркуляцией жидкости.
Воздушная СО
Воздушное охлаждение
К основным достоинствам этой компоновки можно отнести простоту конструкции и обслуживания системы. Такая СО практически не увеличивает массу силового агрегата, а также не капризна к изменениям температуры окружающего воздуха. К негативу относится существенный отбор мощности мотора приводом вентилятора, повышенный уровень шума при работе, плохо сбалансированный отвод тепла от отдельных узлов, невозможность использования блочной системы двигателя, невозможность аккумулирования отводимого тепла для дальнейшего использования, например, обогрева салона.
Жидкостная СО
Охлаждение жидкостью
Система с применением отвода тепла с помощью специальной жидкости благодаря своей конструкции может эффективно отводить лишнее тепло от механизмов и отдельных деталей конструкции. В отличие от воздушной, устройство системы охлаждения двигателя с жидкостью способствует более быстрому набору рабочей температуру при запуске. Также моторы с антифризами работают существенно тише и подвержены меньшей детонации.
Элементы системы охлаждения
Рассмотрим подробнее, как работает система охлаждения двигателя на современных авто. Существенных различий между бензиновыми и дизельными моторами в этом плане нет.
В качестве «рубашки» для охлаждения мотора выступают конструкционные полости блока цилиндров. Они располагаются вокруг зон, из которых требуется отводить тепло. Для более быстрого отвода установлен радиатор, состоящий из изогнутых медных или алюминиевых трубок. Большое количество дополнительных ребер ускоряют процесс теплообмена. Такие ребра повышают охлаждающую плоскость.
Перед радиатором ставится нагнетающий воздух вентилятор. Приток более холодных потоков начинается после замыкания электромагнитной муфты. Она включается при достижении фиксированных температурных значений.
Работа термостата
Непрерывность циркуляции охлаждающей жидкости обеспечивается работой центробежного насоса. Ременная или шестеренчатая передача для него получает вращение от силовой установки.
Регулировкой направлений потоков занимается термостат.
Если температура охлаждающей жидкости не высокая, то циркуляция проходит по малому кругу, без включения в него радиатора. Если же допустимый тепловой режим превышен, то термостат пускает поток по большому кругу с участием радиатора.
Для закрытых гидравлических систем свойственно использование расширительных баков. Такой бачок предусмотрен и в СО автомобиля.
Циркуляция охлаждающей жидкости
Прогрев салона выполняется с помощью радиатора отопителя. Теплый воздух в данном случае не уходит в атмосферу, а запускается внутрь авто, создавая комфорт водителю и пассажирам в холодное время года. Для большей эффективности такой элемент устанавливается практически на выходе жидкости от блока цилиндров.
Водитель получает информацию о состоянии системы охлаждения с помощью температурного датчика. Сигналы также идут на блок управления. Он может самостоятельно подключать или выключать исполнительные приборы для соблюдения баланса в системе.
Работа системы
В качестве охлаждающих жидкостей применяются антифризы с множеством присадок, в том числе и антикоррозионными. Они помогают увеличить долговечность узлов и деталей, используемых в СО. Такую жидкость принудительно прокачивается по системе центробежным насосом. Начинается движение от блока цилиндров, наиболее горячей точки.
Вначале происходит движение по малому кругу с закрытым термостатом без захода в радиатор, ведь еще не набрана даже рабочая температура для мотора. После выхода в рабочий режим циркуляция происходит по большому кругу, где радиатор может охлаждаться встречным потоком или с помощью подключаемого вентилятора. После этого жидкость возвращается в «рубашку» вокруг блока цилиндров.
Есть автомобили с использованием двух контуров охлаждения.
Первый понижает температуру мотора, а второй заботиться о надувочном воздухе, охлаждая его для образования топливной смеси.
Интересное по теме:
загрузка…
Вконтакте
Одноклассники
Google+
🚘 Система охлаждения ВАЗ 2110 (инжектор, 8 и 16 клапанов): фото
Система охлаждения ДВС содержит в себе ряд устройств, обеспечивающих отвод излишнего тепла от металлических элементов двигателя, а также передачу этого тепла в салон автомобиля (по мере необходимости). В качестве основного материала выступает охлаждающая жидкость – вода или антифриз. Воду уже давно не используют по причине её неустойчивости к минусовым температурам и окисления деталей системы охлаждения. Антифриз, наоборот, защищает помпу и другие металлические элементы от коррозии, а диапазон температур подходит для эксплуатации в любых климатических условиях.
Выход из строя системы охлаждения может повлечь за собой ряд серьёзных последствий. Например, перегрев двигателя может привести к капитальному ремонту или даже к полной замене ДВС. Но, всего этого можно избежать, если иметь представление о работе системы охлаждения двигателя. В данной статье мы расскажем о том, как устроена система охлаждения ВАЗ 2110.
Из чего состоит система охлаждения двигателя
Рассмотрим основные элементы системы охлаждения ДВС:
- Помпа – это насос, который перекачивает охлаждающую жидкость.
- Замкнутые каналы, по которым «гуляет» антифриз, выравнивая температуру разогретых элементов двигателя до рабочей. Система делится на большой и малый контуры, жидкость по которым распределяется с помощью термостата.
- Термостат – механизм, разделяющий потоки антифриза по двум контурам, указанным выше. При нагреве двигателя до определённой температуры, клапан термостата открывается, и жидкость поступает в большой контур, где происходит охлаждение за счёт вентилятора и радиатора.
- Радиатор располагается в передней части двигателя и является основным теплообменником. Встречный поток воздуха охлаждает жидкость, проходящую через радиатор.
- Вентилятор охлаждения. Вентилятор включается в случае, если встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения жидкости в радиаторе.
Схема системы охлаждения ВАЗ 2110 принципиально не отличается от других автомобилей – основными составляющими являются помпа, радиатор охлаждения и термостат. Термостат располагается со стороны АКБ под воздушным фильтром. Алюминиевая помпа приводится в движение зубчатым ремнём газораспределительного механизма. При открытии термостата и прохождении охлаждающей жидкости через радиатор, датчик температуры фиксирует нагрев и при необходимости включает вентилятор. Это происходит при температуре 99C⁰.Если скорости движения достаточно, то жидкость охлаждается встречным воздухом.
Также в составе системы охлаждения присутствует радиатор отопителя печки, через который проходит горячая ОЖ. В процесс включается вентилятор печки, передавая тепло в салон автомобиля. Система охлаждения ВАЗ 2110 инжектор 8 клапанов отличается от 16-клапанного двигателя термостатом и размерами расширительного бачка.
Причины неисправности системы охлаждения ВАЗ 2110
Существует ряд причин, по которым система может перегреться или разгерметизироваться:
- Качество охлаждающей жидкости. Если ОЖ разбавлена или заменена водой – это может привести к коррозии внутренних элементов. Коррозия способна вывести из строя помпу и термостат, а также забить каналы и преградить поток.
- Качество деталей. Некачественные детали (патрубки, радиатор, термостат) могут способствовать разгерметизации системы или перегреву.
- Неисправность датчика температуры двигателя, а также проводов и реле.
- Неисправность вентилятора системы охлаждения.
В случае если из строя вышел вентилятор или электрика, можно безопасно добраться до места ремонта при условии отсутствия пробок и светофоров, но в процессе езды необходимо обязательно контролировать температуру двигателя. В остальных случаях эксплуатировать автомобиль крайне нежелательно, иначе это может привести к серьёзным неисправностям двигателя.
Спасибо за подписку!
Признаки неисправности системы охлаждения ВАЗ 2110
Зная признаки неисправности системы охлаждения, вы всегда сможете своевременно предотвратить печальные последствия подобных поломок. Ниже перечислены основные тревожные сигналы:
- Термометр. Стрелка температуры не должна превышать допустимые значения.
- Лампа критической температуры двигателя.
- Пар из-под передней части автомобиля.
- Ощутимое повышение температуры воздуха из отопителя салона
- Резкое понижение температуры воздуха из отопителя.
Система охлаждения ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов почти не отличается от системы 8-клапанного двигателя, поэтому признаки у двух вариантов силового агрегата – одни и те же. То же самое касается и карбюраторного двигателя. При появлении подобных симптомов необходимо немедленно прекратить эксплуатацию до устранения причины неисправности.
Устройство автомобиля: система охлаждения
Система охлаждения
Для поддержания оптимальной температуры двигателя необходима система охлаждения.
Средняя температура двигателя 800 — 900оС, при активной работе достигает 2000оС. Но периодически необходимо отводить тепло от двигателя. Если этого не делать, двигатель может перегреться.
Но система охлаждения не только охлаждает двигатель, но и участвует в его подогреве, когда тот холодный.
В большинстве автомобилей установлена жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бачком (рисунок 7.1). Рис. 7.1. Схема системы охлаждения двигателя а) малый круг циркуляции б) большой круг циркуляции 1 — радиатор; 2 — патрубок для циркуляции охлаждающей жидкости; 3 — расширительный бачок; 4 — термостат; 5 — водяной насос; 6 — рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 — рубашка охлаждения головки блока; 8 — радиатор отопителя с электровентилятором; 9 — кран радиатора отопителя; 10 — пробка для слива охлаждающей жидкости из блока; 11 — пробка для слива охлаждающей жидкости из радиатора; 12 — вентилятор
- Элементами системы охлаждения являются:
- рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров,
- центробежного насоса,
- термостата,
- радиатора с расширительным бачком,
- вентилятора,
- соединительных патрубков и шлангов.
Под руководством термостата выполняют свои функции 2 круга циркуляции (рисунок 7.1). Малый круг выполняет функцию подогрева двигателя. После нагревания жидкость начинает циркулировать по большому кругу и охлаждается в радиаторе. Нормальная температура охлаждающей жидкости равна 80-90оС.
Рубашка охлаждения двигателя – это каналы в блоке и головке блока цилиндров. По этим каналам циркулирует охлаждающая жидкость.
Насос центробежного типа способствует перемещению жидкости по рубашке и по всей системе двигателя. заставляет жидкость перемещаться по рубашке охлаждения двигателя и всей системе.
Термостат является механизмов, поддерживающим оптимальный тепловой режим двигателя. Когда запускается холодный двигатель, термостат закрыт и жидкость перемещается по малому кругу. Когда температура жидкости превышает 80-85оС, то термостат открывается, жидкость начинает циркулировать по большому кругу, попадая в радиатор и охлаждаясь.
Радиатор представляет собой множество трубок, образующих большую поверхность охлаждения. Здесь и охлаждается жидкость.
Расширительный бачок. С его помощью происходит компенсация объема жидкости, когда она нагревается и охлаждается. Вентилятор увеличивает поток воздуха в радиатор, при помощи которого и охла
ждается жидкость.
Патрубки и шланги являются соединительным механизмом рубашки охлаждения с термостатом, насосом, радиатором и расширительным бачком.
Основные неисправности системы охлаждения.
Течь охлаждающей жидкости. Причина: повреждения радиатора, шлангов, уплотнительных прокладок и сальников. Способы устранения: подтянуть хомуты крепления шлангов и трубок, поврежденные детали заменить на новые.
Перегрев двигателя. Причина: недостаточный уровень охлаждающей жидкости, слабое натяжения ремня вентилятора, засорение трубок радиатора, неисправность термостата. Способы устранения: восстановить уровень жидкости в системе охлаждения, отрегулировать натяжение ремня вентилятора, промыть радиатор, заменить термостат.
Как работает система охлаждения двигателя
Опубликовано в: Советы по вождению.
Двигатель — важная часть вашего автомобиля, на него возложена ответственность за выработку энергии, чтобы ваш автомобиль — и вы — двигались. Для этого он сжигает топливо и при этом выделяет тепло. Для поддержания работы двигателя транспортного средства, а также обеспечения максимальной производительности вашего транспортного средства, необходимо поддерживать работу двигателя в оптимальном диапазоне рабочих температур, и именно здесь система охлаждения двигателя становится важной.
Вам интересно, как работает система охлаждения двигателя? Прочтите и узнайте, как сохранить двигатель в рабочем состоянии, не приваривая поршневые кольца к стенкам цилиндров двигателя.
Компоненты системы охлаждения
Радиатор
Как работает система охлаждения двигателяРабота радиатора заключается в отводе тепла, вырабатываемого двигателем, в окружающую среду. Обычно он состоит из плоских алюминиевых ребер и пластикового верха или, в старых моделях автомобилей, медного сердечника и латунного верха.Он состоит из различных частей, включая впускной и выпускной патрубки, герметичную крышку и сливную пробку.
Вентиляторы охлаждения радиатора
Вентиляторы охлаждения радиатораРадиатор оснащен вентиляторами, которые помогают охлаждать воздух через ребра радиатора. Вентиляторов может быть один или два, но все они имеют крышку, предназначенную для защиты пальцев и прямого воздушного потока. На старых моделях вентилятор включается при каждом работающем двигателе, но на более новых моделях вентилятор управляется компьютером, который меняет скорость вращения вентилятора в зависимости от температуры двигателя.
Крышка под давлением и резервный резервуар для воды
Герметичный колпачок и резервный бак для водыПо мере того, как температура двигателя повышается от начальной температуры запуска, температура охлаждающей жидкости, циркулирующей вокруг блока цилиндров, также увеличивается, что приводит к расширению охлаждающей жидкости. Поскольку это расширение происходит в герметичной системе, внутреннее давление увеличивается, позволяя охлаждающей жидкости безопасно достигать температуры 240 градусов без кипения.
Если давление продолжает расти, клапан внутри герметичной крышки выпускает охлаждающую жидкость в резервный резервуар для воды.Это одна из причин, почему вы должны заполнять этот бак только до рекомендованного максимума, если вы действительно заправляете за отмеченную линию, есть вероятность, что ваша охлаждающая жидкость будет потрачена впустую, когда уровень жидкости начнет повышаться.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкостиСамо название должно дать вам представление о том, что делает этот компонент, это датчик температуры, который служит для считывания температуры двигателя. Это компонент, который предоставляет необходимые данные, используемые компьютером транспортного средства для управления работой вентилятора радиатора, оптимизации впрыска топлива и момента зажигания двигателя, а также источник показаний температуры двигателя, отображаемых на консоли водителя.
Насос
НасосНасос служит той же цели, что и сердце — циркулирует хладагент. Внутри корпуса находится радиальное рабочее колесо, которое с помощью змеевика приводится в движение вращательным движением двигателя. При работающем двигателе насос будет поддерживать циркуляцию охлаждающей жидкости.
Охлаждающая жидкость
С технической точки зрения охлаждающая жидкость не считается частью системы охлаждения. Но это то, что делает возможным охлаждение двигателя. Если насос считается сердцем системы охлаждения, то охлаждающей жидкостью будет кровь, без нее насос бесполезен.Это может быть газ или жидкость. При вращении двигателя он поглощает выделяемое тепло и передает тепло радиатору, чтобы избавиться от него.
Термостат
ТермостатТермостат — это просто клапан, который проверяет температуру охлаждающей жидкости и позволяет ей проходить через радиатор только при превышении определенного значения температуры. Это означает, что когда вы впервые запускаете двигатель, охлаждающая жидкость циркулирует в двигателе (чтобы избежать горячих точек), пока двигатель не прогреется до эффективной рабочей температуры, только после этого охлаждающая жидкость может пройти через радиатор и выплеснуться. жара.
Байпасная система
Обходная система — это то, на что она похожа. Это канал, по которому охлаждающая жидкость перенаправляется к насосу, а не к радиатору. Когда двигатель только запускается и его температура не соответствует эффективной рабочей температуре, термостат закрывается, поэтому охлаждающая жидкость может рециркулировать вокруг двигателя без потери тепла на радиаторе.
Шланги
Поскольку охлаждающая жидкость должна покинуть резервуар для хранения и протекать через насос, блок двигателя и радиатор, ей требуется соединительный контур, и это то, что делает шланг, соединяя эти отдельные части.
В большинстве автомобилей используется термостойкая резина, но некоторые двигатели имеют встроенный канал в переднем корпусе или используют металлическую трубку. В любом случае, все они рассчитаны на то, чтобы выдерживать давление в системе охлаждения. Если вы заметили, что резина выглядит потрескавшейся и сухой, или становится губчатой и мягкой, или немного вздувается на любом из концов, то пришло время заменить ее.
Собираем все вместе
Собираем все вместеКак только вы зажигаете двигатель и поршни начинают двигаться, выделяется тепло.За счет движения поршня насос охлаждающей жидкости получает источник энергии для циркуляции охлаждающей жидкости вокруг блока цилиндров.
Предполагая, что двигатель был при очень низкой начальной температуре, термостат блокирует прохождение охлаждающей жидкости к радиатору (где она могла бы потерять тепло), направляя теперь уже теплую охлаждающую жидкость обратно в насос, который рециркулирует ее.
Когда температура охлаждающей жидкости оптимальна, термостат позволяет ей проходить через радиатор для поддержания этой рабочей температуры.
Нет никаких уловок для поддержания оптимальной температуры двигателя. Если система неисправна, она перегреется. Самые важные советы по обслуживанию просты: убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости находится на рекомендуемом уровне перед началом движения, периодически промывайте и доливайте охлаждающую жидкость, а также проверяйте шланги и ремни на предмет утечек или признаков ослабления.
Теги: Как работает система охлаждения двигателя
Принцип работы и основные компоненты
Двигатель вашего автомобиля лучше всего работает при высоких температурах.Когда двигатель холодный, компоненты легко изнашиваются, выделяет больше загрязняющих веществ, и двигатель становится менее эффективным. Таким образом, еще одна важная задача системы охлаждения — это дать возможность двигателю как можно быстрее прогреться, а затем поддерживать постоянную температуру двигателя. Основная функция системы охлаждения — обеспечить работу двигателя при оптимальной рабочей температуре. Если система охлаждения или какая-либо ее часть выйдет из строя, это приведет к перегреву двигателя, что может привести ко многим серьезным проблемам.
Вы когда-нибудь представляли, что произойдет, если ваша система охлаждения двигателя не будет работать должным образом? Перегрев может вызвать взрыв прокладок головки блока цилиндров и даже трещину в блоках цилиндров, если проблема достаточно серьезна. И со всем этим жаром нужно бороться. Если тепло не может быть отведено от двигателя, поршни буквально приварены к внутренней части цилиндров. Тогда вы просто должны выбросить двигатель и купить новый. Итак, вам следует позаботиться о системе охлаждения двигателя и узнать, как она работает.
Компоненты системы охлаждения РадиаторРадиатор действует как теплообменник двигателя. Обычно изготавливается из алюминия и имеет множество труб малого диаметра с прикрепленными к ним ребрами. Он обменивается теплом горячей воды, исходящей от двигателя, с окружающим воздухом. Он также имеет сливную пробку, входной порт, герметичную крышку и выходной порт.
Водяной насосКогда охлаждающая жидкость охлаждается после нахождения в радиаторе, водяной насос отправляет жидкость обратно в блок цилиндров , сердечник нагревателя и головку блока цилиндров.В конце концов жидкость снова попадает в радиатор, где снова охлаждается.
ТермостатЭто термостат, который действует как клапан для охлаждающей жидкости и позволяет ей проходить через радиатор только при превышении определенной температуры. Термостат содержит парафиновый воск, который расширяется при определенной температуре и открывается при этой температуре. В системе охлаждения используется термостат , который регулирует нормальную рабочую температуру двигателя внутреннего сгорания. Когда двигатель достигает стандартной рабочей температуры, срабатывает термостат. Тогда охлаждающая жидкость может попасть в радиатор.
Прочие компонентыМорозильные пробки: На самом деле это стальная пробка, предназначенная для герметизации отверстий в блоке цилиндров и головок цилиндров, образовавшихся в процессе литья. В морозную погоду они могут выскочить, если нет защиты от замерзания.
Прокладка головки привода ГРМ / крышки: Уплотняет основные детали двигателя.Предотвращает смешивание масла, антифриза и давления в баллоне.
Переливной бачок радиатора: Это пластиковый бак, который обычно устанавливается рядом с радиатором и имеет впускное отверстие, соединенное с радиатором, и одно переливное отверстие. Это тот самый бак, в который вы наливаете воду перед поездкой.
Шланги: Серия резиновых шлангов соединяет радиатор с двигателем, по которому течет охлаждающая жидкость. Эти шланги также могут начать протекать после многих лет использования.
Как работает система охлаждения двигателяПодробнее: Важность автомобильного термостата в системе охлаждения автомобиля
Чтобы объяснить, как работает система охлаждения, вы должны сначала объяснить, что она делает.Все очень просто — система охлаждения автомобиля охлаждает двигатель. Но охлаждение этого двигателя может показаться гигантской задачей, особенно если учесть , сколько тепла выделяет автомобильный двигатель. Подумайте об этом. Двигатель небольшой машины, движущейся по шоссе со скоростью 50 миль в час, будет производить примерно 4000 взрывов в минуту.
Наряду со всем трением движущихся частей это много тепла, которое необходимо сконцентрировать в одном месте. Без эффективной системы охлаждения двигатель нагреется и остановится в течение нескольких минут.Современная система охлаждения должна обеспечивать прохладу автомобиля при температуре окружающей среды 115 градусов , а также тепло в зимнюю погоду.
Что происходит внутри?Система охлаждения работает, постоянно пропуская охлаждающую жидкость через каналы в блоке двигателя. Охлаждающая жидкость, приводимая в действие водяным насосом, проталкивается через блок цилиндров. Когда раствор проходит по этим каналам, он поглощает тепло от двигателя.
Покидая двигатель, эта нагретая жидкость попадает в радиатор, где она охлаждается воздушным потоком, проходящим через решетку радиатора автомобиля. Жидкость остывает, когда она проходит через радиатор. снова возвращается в двигатель, чтобы забрать больше тепла двигателя и унести его.
Между радиатором и двигателем стоит термостат. В зависимости от температуры, термостат регулирует, что происходит с жидкостью. Если температура жидкости опускается ниже определенного уровня, раствор обходит радиатор и вместо этого направляется обратно в блок цилиндров.Охлаждающая жидкость будет продолжать циркулировать, пока не достигнет определенной температуры и не откроет клапан на термостате, позволяя ей снова пройти через радиатор для охлаждения.
Похоже, что из-за очень высокой температуры двигателя охлаждающая жидкость легко достигает точки кипения. Однако система находится под давлением, чтобы этого не произошло. Когда система находится под давлением, охлаждающей жидкости намного труднее достичь точки кипения. Однако иногда давление нарастает, и его необходимо сбросить, прежде чем он сможет выпустить воздух из шланга или прокладки. Крышка радиатора сбрасывает избыточное давление и жидкость, скапливаясь в резервном бачке. После того, как жидкость в резервуаре для хранения остынет до приемлемой температуры, ее возвращают в систему охлаждения для рециркуляции.
Dolz, качественные термостаты и водяные насосы для хорошей системы охлажденияDolz — европейская компания, которая придерживается ряда стандартов с точки зрения инноваций, эффективности, надежности и устойчивости в своих решениях по поиску поставщиков по всему миру, которые помогают их партнерам и клиентам перемещать водяные насосы там, где это необходимо.Компания Industrias Dolz с более чем 80-летней историей является мировым лидером в производстве водяных насосов с широким ассортиментом продукции, включая комплекты распределения и термостаты для промышленности запасных частей. Если вы заинтересованы в нашей продукции, свяжитесь с нами, и мы сообщим вам.
Как работает система охлаждения автомобиля
Вы когда-нибудь задумывались о том, что в вашем двигателе происходят тысячи взрывов? Если вы похожи на большинство людей, эта мысль никогда не приходит вам в голову.Каждый раз, когда загорается свеча зажигания, смесь топлива и воздуха в этом цилиндре взрывается. Это происходит сотни раз на цилиндр в минуту. Вы можете себе представить, сколько тепла это выделяет?
Эти взрывы относительно небольшие, но в огромных количествах они выделяют сильнейшее тепло. Рассмотрим температуру окружающего воздуха 70 градусов. Если двигатель «холодный» на 70 градусов, через какое время после запуска весь двигатель будет прогреваться до рабочей температуры? Это займет всего несколько минут на холостом ходу. Как избавиться от избыточного тепла, образующегося в процессе сгорания?
В транспортных средствах используются два типа систем охлаждения.Двигатели с воздушным охлаждением редко используются в современных автомобилях, но были популярны в начале двадцатого века. Они по-прежнему широко используются в садовых тракторах и садовой технике. Двигатели с жидкостным охлаждением используются почти исключительно всеми производителями автомобилей по всему миру. Здесь мы обратимся к двигателям с жидкостным охлаждением.
Как работает система охлаждения
Двигатели с жидкостным охлаждением имеют несколько общих деталей:
- Водяной насос
- Антифриз
- Радиатор
- Термостат
- Рубашка охлаждающей жидкости двигателя
- Сердечник нагревателя
В каждой системе также есть шланги и клапаны, расположенные и проложенные по-разному.Основы остаются прежними.
Система охлаждения заполнена смесью этиленгликоля и воды в соотношении 50/50. Эта жидкость называется антифризом или охлаждающей жидкостью. Это среда, используемая системой охлаждения для отвода тепла от двигателя и его рассеивания. Антифриз находится под давлением в системе охлаждения, поскольку тепло расширяет жидкость, до 15 фунтов на квадратный дюйм. Если давление превышает 15 фунтов на квадратный дюйм, открывается предохранительный клапан в крышке радиатора и выпускает небольшое количество охлаждающей жидкости для поддержания безопасного давления.
Двигатели оптимально работают при 190–210 градусах Фаренгейта.Когда температура поднимается и превышает постоянную температуру в 240 градусов, может произойти перегрев. Это может вызвать повреждение двигателя и компонентов системы охлаждения.
Водяной насос : Водяной насос приводится в действие змеевиком, ремнем или цепью ГРМ. Он содержит крыльчатку, которая обеспечивает циркуляцию антифриза в системе охлаждения. Поскольку он приводится в движение ремнем, привязанным к другим системам двигателя, его поток всегда увеличивается примерно в той же пропорции, что и частота вращения двигателя.
Радиатор : Антифриз циркулирует от водяного насоса в радиатор.Радиатор представляет собой систему трубок, которая позволяет антифризу с большой площади отводить содержащееся в нем тепло. Воздух проходит или вытягивается охлаждающим вентилятором и отводит тепло от жидкости.
Термостат : Следующая остановка для антифриза — двигатель. Шлюз, через который он должен пройти, — это термостат. Пока двигатель не прогреется до рабочей температуры, термостат остается закрытым и не позволяет охлаждающей жидкости циркулировать через двигатель. После достижения рабочей температуры термостат открывается, и антифриз продолжает циркуляцию в системе охлаждения.
Двигатель : Антифриз проходит через небольшие проходы, окружающие блок двигателя, известные как рубашка охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость поглощает тепло от двигателя и отводит его, продолжая свой путь циркуляции.
The Heater Core : Далее антифриз поступает в систему отопления в автомобиле. Внутри салона установлен сердечник отопителя, через который проходит антифриз. Вентилятор обдувает сердечник отопителя, отводя тепло от жидкости внутри, и теплый воздух поступает в салон.
После сердечника нагревателя антифриз поступает в водяной насос, чтобы снова начать циркуляцию.
Как работает автомобильная система охлаждения? • Элитный автосервис
Вы когда-нибудь задумывались, сколько взрывов происходит в двигателе вашего автомобиля в минуту? Что ж, автомобиль с 4-цилиндровым двигателем производит 4000 контролируемых взрывов в минуту внутри своего двигателя; когда он едет по шоссе со скоростью 50 миль в час, свечи зажигания воспламеняют топливно-воздушную смесь в каждом из цилиндров, чтобы продвинуть автомобиль по дороге.Очевидно, что в процессе будет выделяться огромное количество тепла, которое, если его не контролировать, может вывести двигатель из строя за считанные минуты.
Назначение системы охлаждения — регулирование этих температур. Современные системы охлаждения практически не изменились по сравнению с традиционными системами. Хотя они определенно стали более эффективными и надежными, система охлаждения в основном состоит из жидкой охлаждающей жидкости, циркулирующей в двигателе. Затем охлаждающая жидкость попадает в радиатор, который охлаждает его с помощью воздушных потоков, поступающих из передней решетки автомобиля.Современные системы охлаждения предназначены для поддержания постоянной температуры двигателя, независимо от того, составляет ли наружная температура 120 градусов по Фаренгейту или даже 10 градусов ниже нуля. Когда температура двигателя поддерживается на низком уровне, выбросы повышаются, а расход топлива страдает. Когда температура слишком высока в течение слишком длительного времени, двигатель просто самоуничтожается.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Существует два типа автомобильных систем охлаждения. Системы воздушного охлаждения широко использовались в двадцатом веке, но редко используются в современных автомобилях.Системы с жидкостным охлаждением в настоящее время используются почти всеми производителями по всему миру. Общая система состоит из:
- Радиатор
- Водяной насос
- Термостат
- Антифриз
- Сердечник нагревателя
- Рубашка охлаждающей жидкости двигателя
- Шланги и клапаны
Охлаждающая жидкость состоит из смеси воды и гликоля в соотношении 50/50. Жидкость называется охлаждающей жидкостью или незамерзающей жидкостью. Он служит средством отвода тепла от двигателя и его рассеивания.Антифриз обычно находится под давлением, поэтому тепло расширяет его примерно до 15 фунтов на квадратный дюйм. Когда давление превышает 15 фунтов на квадратный дюйм, вокруг крышки радиатора устанавливается предохранительный клапан, который открывается, чтобы удалить часть жидкости, чтобы поддерживать давление на безопасном уровне. Давайте посмотрим на остальные основные части системы. Водяной насос : змеевик, цепь или ремень привода ГРМ используются для работы водяного насоса. Насос имеет крыльчатку для циркуляции антифриза в системе. Поскольку он приводится в движение ремнем, привязанным к двигателю, его поток регулируется в соответствии с частотой вращения двигателя. Радиатор : Радиатор состоит из системы трубок с большой площадью поверхности для эффективного охлаждения охлаждающей жидкости. По мере прохождения воздуха по трубкам тепло отводится от охлаждающей жидкости. Термостат : Прежде чем антифриз попадет в двигатель, он должен пройти через термостат. Это гарантирует, что термостат остается закрытым до тех пор, пока двигатель не достигнет наилучшей рабочей температуры. После этого антифриз может циркулировать в системе. Сердечник обогревателя : Устанавливается рядом с пассажирским салоном или внутри него.Когда охлаждающая жидкость проходит через него, вентилятор, установленный над обогревателем, выдувает тепло, чтобы удалить его из жидкости, уже находящейся внутри, позволяя теплому воздуху проникать в салон при включении обогревателя. Рубашка охлаждающей жидкости двигателя : Антифриз обычно проходит через небольшие проходы, окружающие блок двигателя. Это рубашка с охлаждающей жидкостью. Отсюда охлаждающая жидкость поглощает тепло, окружающее двигатель, в цикл циркуляции.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И УСТРАНЕНИЮ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
- Обязательно проверяйте уровень охлаждающей жидкости / антифриза ежемесячно.Следует использовать только раствор охлаждающей жидкости и воды в соотношении 50/50.
- Качество используемой воды имеет решающее значение для защиты системы охлаждения. Вода с высоким содержанием минералов может вызвать коррозию или образование накипи. Для раствора используйте деионизированную или дистиллированную воду.
- Ремни следует проверять ежемесячно. Замените изношенные, застекленные или изношенные ремни.
- Периодически проверяйте шланги и заменяйте гнилые, вздутые и хрупкие шланги. Также затяните хомуты для шлангов.
- ВНИМАНИЕ : Никогда не снимайте герметичную крышку радиатора на горячем двигателе!
Мы всегда на связи, если у вас есть вопросы или комментарии. Позвоните нам сегодня!
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ
ЗВОНИТЕ: 480-787-0559
Вопрос недели: Почему в системе охлаждения двигателя есть термостат, и влияет ли он на расход охлаждающей жидкости?
Вопрос месяца, представленный Биллом Маклелланом, Пасадена, Калифорния, на который ответила Мелани Хант, доцент кафедры машиностроения Калифорнийского технологического института.
Система охлаждения — важная часть автомобильного двигателя. Я определенно стал лучше осознавать этот факт после того, как моя машина перегрелась на шоссе Санта-Моника.
Система охлаждения выполняет три важные функции. Во-первых, отводит излишки тепла от двигателя; во-вторых, он поддерживает рабочую температуру двигателя там, где он работает наиболее эффективно; и, наконец, он максимально быстро доводит двигатель до нужной рабочей температуры.
Система охлаждения состоит из шести основных частей: двигателя, радиатора, водяного насоса, охлаждающего вентилятора, шлангов и термостата.В процессе сгорания часть энергии топлива превращается в тепло. Это тепло передается охлаждающей жидкости, которая циркулирует в двигателе с помощью водяного насоса. Шланги несут горячую охлаждающую жидкость к радиатору, где тепло передается воздуху, который проходит мимо двигателя охлаждающим вентилятором. Затем охлаждающая жидкость возвращается к водяному насосу и рециркулирует.
Когда двигатель холодный, например, первым делом утром, двигатель работает немного иначе. Для максимальной эффективности двигатель разработан с возможностью быстрого прогрева.Как только двигатель достигает нужной рабочей температуры, он рассчитан на поддержание стабильной температуры, что и является целью термостата. Термостат похож на клапан, который открывается и закрывается в зависимости от его температуры. Термостат изолирует двигатель от радиатора до тех пор, пока он не достигнет определенной минимальной температуры. Без термостата двигатель всегда будет отдавать тепло радиатору, и ему потребуется больше времени для прогрева. Как только двигатель достиг желаемой рабочей температуры, термостат регулирует поток в радиатор для поддержания стабильной температуры.
Иногда охлаждающая жидкость настолько горячая, что термостат полностью открывается, что делает двигатель полностью зависимым от радиатора для поддержания стабильной температуры. Пока через радиатор проходит достаточно воздуха, двигатель остается холодным. Если по какой-либо причине расход воздуха будет слишком низким, радиатор не справится со своей работой и двигатель может перегреться. В этот момент, если расход охлаждающей жидкости увеличивается, двигатель будет передавать охлаждающей жидкости больше тепла, что усугубит ситуацию.Ограничение потока термостата способствует увеличению давления в системе охлаждения, что затрудняет закипание охлаждающей жидкости в водяном насосе. Однако это мало помогает радиатору охладить двигатель.
Что такое охлаждающая жидкость?
Что такое охлаждающая жидкость? Охлаждающая жидкость (также называемая антифризом) — это специальная жидкость, которая проходит через двигатель, чтобы поддерживать его в пределах допустимого диапазона рабочих температур. Он сделан из этиленгликоля или пропилена и обычно имеет зеленый, синий или даже розовый цвет.
Как работает охлаждающая жидкость?
Двигатель вашего автомобиля при работе выделяет много тепла, и его необходимо постоянно охлаждать, чтобы избежать повреждения двигателя. Система охлаждения в вашем автомобиле работает, направляя охлаждающую жидкость через каналы в блоке двигателя и головках. Когда охлаждающая жидкость проходит через эти каналы, она забирает тепло от двигателя. Затем нагретая жидкость попадает по резиновому шлангу в радиатор в передней части автомобиля.Проходя через тонкие трубки в радиаторе, горячая жидкость охлаждается воздушным потоком, поступающим в моторный отсек через решетку перед автомобилем. После охлаждения жидкость возвращается в двигатель, чтобы поглотить больше тепла. водяной насос поддерживает движение жидкости через эту систему водопровода и скрытых проходов.
Почему важна охлаждающая жидкость Без охлаждающей жидкости тепло, выделяемое в результате постоянного внутреннего сгорания, очень быстро разрушило бы двигатель.Одной воды недостаточно для охлаждения системы, поскольку высокая температура внутри двигателя в конечном итоге закипит и полностью испарит ее. Точно так же в очень холодную погоду вода замерзает, когда автомобиль простаивает, делая систему охлаждения бесполезной. Поэтому охлаждающая жидкость важна, поскольку синергия между гликолем и водой позволяет ему работать в холодных и горячих средах круглый год. Дополнительные присадки, присутствующие в охлаждающей жидкости, также обеспечивают защиту от коррозии.
Как и в случае со смазочными материалами, охлаждающую жидкость в системе охлаждения вашего автомобиля необходимо регулярно проверять, чтобы убедиться, что у вас ее достаточно.Наши антифриз и охлаждающая жидкость для двигателя помогают защитить ваш двигатель от серьезных и серьезных повреждений.
Поскольку не все охлаждающие жидкости можно смешивать, обратитесь к руководству пользователя, чтобы узнать, какая охлаждающая жидкость подходит для вашего автомобиля и как ее следует применять.
Антифриз Rymax и охлаждающая жидкость двигателяНаш антифриз и охлаждающая жидкость двигателя помогают защитить двигатель от серьезных и серьезных повреждений.
Dione BSAntifreeze and Engine Coolant
- Обеспечивает высокую степень защиты от коррозии для всех систем охлаждения двигателя, независимо от того, изготовлены ли они преимущественно из алюминия или железа.
- Dione BS — продукт на основе моноэтиленгликоля, который был специально разработан, чтобы быть действительно универсальным в своем применении.
- Поставляется в виде готового к использованию (-36ºC) концентрата.
Dione G12 +
- Превосходная стабильность в жесткой воде и очень низкая скорость истощения ингибиторов.
- Поставляется в виде готового к использованию (-36ºC) концентрата
Для получения дополнительной информации об антифризах Rymax и охлаждающих жидкостях для двигателя щелкните здесь.
Как работает система охлаждения вашего двигателя?
Ваш двигатель должен многое сделать, чтобы вы продолжали двигаться.Он забирает топливо из топливной системы и создает крошечные контролируемые взрывы. Компоненты вращаются, вращаются и проворачиваются, и, несмотря на все это, двигатель довольно быстро нагревается. Фактически, типичный двигатель работает при температуре от 195 до 220 градусов по Фаренгейту, и это даже не включает температуру окружающей среды! Летом там становится еще жарче. К счастью, ваш двигатель может охладиться за счет использования радиатора и других компонентов как части системы охлаждения.Итак, как работает система охлаждения двигателя автомобиля?
Компоненты системы охлажденияСистема охлаждения состоит из нескольких компонентов и каналов, проходящих через блок цилиндров и головок, для охлаждения двигателя. Тем не менее, ни один из этих компонентов не сможет выполнять свои задачи без использования охлаждающей жидкости. Смесь химикатов и воды, охлаждающая жидкость, также называемая антифризом, поддерживает охлаждение двигателя, а также предотвращает замерзание воды в двигателе при более низких температурах.В охлаждающую жидкость также входят некоторые присадки, в том числе смазочные, для защиты двигателя от повреждений. Охлаждающая жидкость начинается у водяного насоса и проходит по каналам двигателя, собирая тепло по мере продвижения. Он течет к головкам цилиндров для сбора тепла от камер сгорания, проходит мимо термостата через шланг радиатора и попадает в радиатор. Охлаждающая жидкость протекает через ребра радиатора, где она охлаждается воздушным потоком, проходящим через радиатор. Покидая радиатор, он возвращается к водяному насосу через нижний шланг радиатора.
Водяной насосПриводимый змеевидным ремнем от коленчатого вала, водяной насос обеспечивает непрерывное прохождение охлаждающей жидкости через двигатель, радиатор и шланги при поддержании идеальной температуры. Без работающего водяного насоса охлаждающая жидкость не сможет попасть туда, где она необходима для отвода тепла, и может вызвать перегрев двигателя.
ТермостатДвигатели с жидкостным охлаждением оснащены термостатом, который расположен между двигателем и радиатором.Термостат контролирует температуру охлаждающей жидкости и регулирует ее поток. Термостат контролирует температуру двигателя, и, если температура двигателя низкая, термостат предотвращает вытекание охлаждающей жидкости и направляет ее обратно в двигатель. По мере повышения температуры термостат начнет медленно открываться. Термостат полностью откроется, когда двигатель достигнет температуры около 200 градусов по Фаренгейту.
РадиаторРадиатор представляет собой теплообменник, предназначенный для передачи тепла от охлаждающей жидкости через его каналы, чтобы охлаждающая жидкость могла продолжать движение через двигатель.Радиаторы, в основном сделанные из алюминия, передают тепло от горячей охлаждающей жидкости через трубки, и когда воздух дует с помощью вентиляторов, он проходит через ребра радиатора для охлаждения жидкости.
Крышка радиатораВода закипает примерно при 212 градусах по Фаренгейту, а поскольку охлаждающая жидкость частично состоит из воды, она тоже будет закипать при 212 градусах, верно? Не совсем. Благодаря давлению, создаваемому крышкой радиатора, температура кипения значительно повышается. Однако слишком большое давление может привести к серьезным повреждениям, и необходимо сбросить некоторое давление.Крышка радиатора сбрасывает давление, когда оно достигает определенной точки.
ШлангиОхлаждающая жидкость может перемещаться по двигателю только одним способом — через шланги радиатора. Шланги представляют собой гибкие соединения, прикрепленные к двигателю, по которым охлаждающая жидкость транспортируется между двигателем, радиатором и между ними. Охлаждающая жидкость направляется в радиатор для охлаждения и возвращается обратно в двигатель. Шланг отопителя предназначен для направления охлаждающей жидкости к нагревательному элементу автомобиля, называемому сердечником отопителя, для поддержания температуры в салоне в холодное время года.
Важность системы охлаждения двигателяВаш двигатель лучше работает при более высоких температурах, но слишком много тепла может нанести ему вред. Двигатель может быть серьезно поврежден, что может быть необратимым и привести к замене или очень дорогостоящему ремонту. Когда какая-либо часть системы охлаждения выходит из строя, ваш двигатель становится уязвимым для теплового повреждения. Компоненты в двигателе и вокруг него могут подвергнуться сильному нагреву. Перегрев может привести к расплавлению уплотнений, датчиков, ремней и других компонентов.В случае неисправности термостата, когда охлаждающая жидкость присутствует, но не может циркулировать, это может вызвать перегрев, который также может вызвать серьезные повреждения. Шланги, находящиеся под давлением, например, могут вызвать кипение охлаждающей жидкости, создавая значительное давление, и расширяться, что может привести к разрыву шлангов и утечке охлаждающей жидкости.
Головки цилиндров располагаются над цилиндрами на блоке цилиндров и закрывают цилиндр, создавая камеру сгорания. Однако головки цилиндров сделаны из алюминия и не предназначены для выдерживания суровых температур.Если автомобиль перегреется, головки цилиндров могут начать плавиться и деформироваться. Деформация является проблемой, поскольку она влияет на процесс сгорания и может привести к снижению мощности двигателя, вызвать пропуски зажигания или утечку масла.
Перегрев двигателя также может стать причиной взрыва прокладки головки блока цилиндров. Повреждающее воздействие выдувной прокладки головки блока цилиндров является значительным и дорогостоящим. Охлаждающая жидкость начинает протекать и смешивается с моторным маслом. Хотя обе жидкости идеально подходят для работы вашего автомобиля, они не работают вместе.Масло и охлаждающая жидкость ухудшают работу двигателя и влияют на выхлопную систему, в том числе вызывают выход дыма из выхлопной трубы.
Что означает индикатор системы охлаждения двигателя?Когда датчик температуры в вашем автомобиле достигает «опасной зоны», красная область, ближайшая к букве «H», означает высокую температуру, световой индикатор, похожий на волнообразный градусник, указывает на то, что двигатель становится слишком горячим и может перегреться.