Особенности эксплуатации автотранспорта в различных дорожных условиях – Эксплуатация пожарной техники в различной дорожной обстановке

Содержание

9.2. Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях

Движение автомобиля в сложных дорожных условиях (отлич­ных от движения по ровному асфальтобетонному покрытию) обу­словливает дополнительный расход топлива. Например, при езде по гравийному или булыжному шоссе расход топлива повышается на 20…30 %, а при езде по сильно изношенному покрытию — на 50… 60 %. Со значительным перерасходом топлива (в 2,5… 3,5 раза) сопряжены перевозки груза в условиях бездорожья.

Особенно неэкономично движение автомобиля с большой ско­ростью, поскольку сопротивление качению колес возрастает при этом в 2… 3 раза. Переднеприводной автомобиль меньше реагирует на взаимодействие ведущих колес с участками изношенного по­крытия и имеет существенно меньший расход топлива, чем заднеприводной. Кроме того, он лучше сохраняет прямолинейную траекторию движения при торможении даже при разном сцепле­нии левых и правых колес с дорогой.

Перед труднопроходимым участком дороги (грязь, песок, снег) необходимо заранее включить ту передачу, которая позволит его преодолеть без дополнительного переключения передач. Останов­ки при езде в таких условиях вызывают буксование автомобиля, а следовательно, повышенный расход топлива. Следует иметь в виду, что в течение одной минуты расходуется столько топлива, сколь­ко требуется для того, чтобы автомобиль проехал около одного километра по ровной асфальтобетонной дороге.

На скользкой дороге трогать автомобиль с места нужно плавно на высшей передаче при частичном пробуксовывании сцепления и малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Начавшееся во время движения автомобиля буксование можно прекратить, если, маневрируя педалью сцепления или перейдя на низшую передачу, ограничить высокую частоту вращения буксу­ющих колес без снижения скорости автомобиля. Используя такой прием, можно проехать до участка дороги, покрытие которого имеет лучшие сцепные свойства, и продолжить обычное движение. Од­нако с целью экономии топлива время такого режима движения должно быть ограничено.

Подъемы и спуски

Преодолевать подъем необходимо с учетом его крутизны, за­груженности пути транспортом и наличия других помех, замедля­ющих движение.

Перед подъемом автомобиль следует разогнать. Переключать передачи на подъеме надо быстро и своевременно, пока автомо­биль продолжает движение по инерции. В противном случае включение передачи возможно только после значительного замедления или даже полной остановки автомобиля, вызывающей повышен­ный расход топлива на очередной разгон.

Дополнительный расход топлива на преодоление автомобилем подъема частично может быть компенсирован при его движении накатом на спуске с подтормаживанием двигателем для ограниче­ния скорости.

Крутые спуски следует преодолевать на первой передаче.

Песчаные участки

Особую сложность представляет собой движение автомобиля по песчаным участкам. Сыпучий песок легко подвижен, на нем не образуется накатанной поверхности и глубокой колеи, поэтому для проезда лучше выбирать места с повышенной влажностью и участки, закрепленные растительностью.

Движение по песку с низкой скоростью может привести к бук­сованию колес. Песчаный участок небольшой протяженности сле­дует преодолевать на той передаче, которая была включена при подъезде к нему. Для преодоления протяженного песчаного участ­ка нужно заранее выбрать такую низшую передачу, на которой автомобиль может проехать его с постоянной скоростью без оста­новки. Движение следует продолжить, даже если ведущие колеса немного буксуют.

В случае остановки автомобиля на рыхлом песке трогаться с места надо плавно на первой передаче, не допуская смещения слоев песка под ведущими колесами. Если начать движение вследствие буксования колес невозможно, не следует пытаться осуществить трогание автомобиля с места путем повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя, поскольку это приведет только к пе­рерасходу топлива и большему погружению колес в песок. Выта­щить автомобиль из песка можно, прорыв неглубокие колеи перед его ведущими колесами и направив по ним управляемые колеса. Перед началом разгона под вывешенные колеса необходимо под­ложить какие-либо имеющиеся подручные материалы.

При длительной эксплуатации автомобиля на песчаном грунте целесообразно использовать шины с низким давлением воздуха, например арочные или широкопрофильные с комбинированным рисунком протектора. Это позволит уменьшить расход топлива на 25 % и повысить возможность проезда автомобиля по песку.

studfile.net

Особенности эксплуатации автомобилей в различных дорожно-климатических условиях

Категория:

   Автомобили ЗИЛ

Публикация:

   Особенности эксплуатации автомобилей в различных дорожно-климатических условиях

Читать далее:



Особенности эксплуатации автомобилей в различных дорожно-климатических условиях

Умелое вождение автомобилей, автопоездов является важнейшим условием безаварийной работы, увеличения срока службы и средней скорости движения, снижения расхода топлива и обеспечения высоких технико-экономических показателей.

Загрузка автомобиля и правильное распределение груза по платформе — одно из важнейших условий обеспечения длительной работы шин, исправности рулевого управления, деталей трансмиссии.

Большое влияние на управляемость оказывает нагрузка на передний — управляющий мост. Перегрузка его, так же как и недогрузка (за счет увеличения «свеса» груза сзади за пределами заднего борта), недопустимы. При перегрузке моста значительно возрастают усилия в управляемых колесах, а при недогрузке может быть потеря управляемости.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При возникновении каких-либо неисправностей, влияющих на безопасность движения, следует прекратить движение для устранения неисправностей. В этом случае надо включить систему аварийной сигнализации и выставить знак аварийной остановки.

Каждая рекомендация того или иного приема вождения автомобиля обоснована техническими особенностями конструкции. Например, для повышения срока службы синхронизаторов рекомендуется при переходе с высших передач на низшие применять так называемое двойное переключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива.

Включать первую передачу в коробке передач, кроме случаев трогания с места, нужно при маневрировании. Преодолевать на автомобиле ЗИЛ-131Н крутые, затяжные подъемы, труднопроходимые участки дороги, броды нужно с применением первой (понижающей) передачи в раздаточной коробке. При этом автоматически происходит включение переднего моста. На второй передаче в раздаточной коробке возможно принудительное включение переднего моста (при необходимости) переключателем на переднем щите кабины. При включении переднего моста включается сигнализатор. Для преодоления крутых подъемов нужно овладеть навыком определения крутизны его для выбора такой передачи в коробке передач, чтобы не было необходимости производить переключение в процессе движения.

На автомобиле ЗИЛ-131Н преодолевать подъемы большой крутизны целесообразно на низшей передаче раздаточной коробки, а в зависимости от состояния грунта надо предварительно снизить давление воздуха в шинах.

Короткие пологие подъемы со сравнительно ровной поверхностью дороги можно преодолевать с разгона на второй (прямой) передаче раздаточной коробки и в зависимости от крутизны подъема — на второй или третьей передаче коробки передач. Для преодоления спуска водителю необходимо оценить крутизну спуска и включить в коробке передач (в раздаточной коробке на автомобиле ЗИЛ-131Н) передачи, которые надо было бы применять на такой же крутизне подъема. На автомобиле ЗИЛ-133ГЯ нужно пользоваться еще и вспомогательной тормозной системой. Следует помнить, что частота вращения коленчатого вала дизеля не должна превышать 2600 мин-1. При этом на всех автомобилях категорически запрещается выключать двигатель и сцепление. Умелое пользование передачами на спуске при работающем двй-гателе способствует торможению автомобиля без применения тормозной системы. У автомобилей с коробкой передач ЗИЛ-130 вторая и четвертая передачи имеют замки против самопроизвольного выключения при движении в накат. Поэтому эти передачи наиболее благоприятны для применения при движении на спусках.

Движение автомобиля по мокрым грунтовым проселочным и профилированным дорогам, на глинистом и черноземном грунтах требует большой осторожности при выборе направления. Необходимо выбирать относительно горизонтальные участки, использовать проложенную колею, что предотвращает боковые заносы автомобиля.

При выходе автомобиля из глубокой колеи нельзя удерживать рулевое колесо повернутым до упора более 15 с, так как насос гидроусилителя при работе в таком режиме может быть поврежден.

Автомобиль ЗИЛ-131Н предназначен, в частности, для движения по бездорожью, поэтому необходимо в период распутицы заменить пробку со шплинтом в картере сцепления на герметичную пробку.

Для движения автомобиля ЗИЛ-131Н по заболоченным участкам, песку, глубокому (более 500 мм) снегу необходимо устанавливать давление в шинах в зависимости от состояния грунта и выдерживать скорость движения не более 10 км/ч. Заболоченные участки следует проходить без остановки, не допуская буксования колес, плавно начинать движение, без рывков. В случае буксования колес надо немедленно выключить сцепление и, включив передачу заднего хода в коробке передач, выехать назад. Поворот автомобиля можно делать плавно, по кривой большого радиуса, что исключает возможность срыва дерна и буксования колес на заболоченных участках. Следует избегать движения по следу впереди идущего автомобиля, а на песчаных участках — наоборот, надо двигаться по следу впереди идущего автомобиля.

Для улучшения тяговых качеств автомобиля ЗИЛ-133ГЯ на скользких и заснеженных дорогах, а также для повышения проходимости в условиях бездорожья (например, при полевых работах во время уборки урожая) применяется механизм блокировки межосевого дифференциала. Ручка управления дифференциала расположена на полу кабины с левой стороны сиденья водителя. Механизм нужно переключать только до начала движения и при медленном движении.

Автомобиль ЗИЛ-131Н приспособлен для преодоления брода глубиной 1,4 м (с учетом высоты поднимаемой при движении волны) в результате установки на нем герметичного электрооборудования и проведения ряда других мероприятий, исключающих попадание воды в агрегаты и влияющих на работу систем. Кратковременное, без остановки двигателя, погружение автомобиля допускается на глубину до 1,5 м.

Перед преодолением брода необходимо проверить состояние дна, определить трассу прохождения брода без глубоких ям, крупных камней, топких мест, установить места входа в брод и выхода из брода автомобиля.

Давление в шинах должно быть установлено в пределах 50 … 150 кПа. Следует закрыть кран на трубке вентиляции картера двигателя и вывернуть коническую пробку со шплинтом из нижней крышки картера сцепления. После выхода автомобиля из воды снова необходимо выключить кран и заменить пробку в картере.

Перед входом автомобиля в воду двигатель должен поработать 3 … 5 мин со средней частотой вращения коленчатого вала. За это время в картере создается избыточное давление, препятствующее попаданию в двигатель воды.

Если вода достигает уровня пола кабины, надо открыть дверь для свободного доступа воды в кабину. Таким образом кабина не будет «всплывать», разгружая тем самым передний мост.

Въезжать в брод следует медленно, не создавая большой волны, двигаться через брод надо на первой-второй передаче в коробке передач и первой (низшей) передаче раздаточной коробки. Нельзя останавливаться при переезде брода, так как вода разу вымывает грунт из-под колес, что приводит к погружению автомобиля.

Протяженность преодоления брода зависит от скорости движения автомобиля и времени пребывания автомобиля в воде, которое ограничивается 10 … 15 мин. Если предстоит многократное преодоление брода и время преодоления превысит допустимое, надо после каждого проезда брода проверить масло во всех агрегатах, приоткрывая в них спускные пробки.

В случае обнаружения в масле воды (определяется по изменению цвета, наличию пузырьков на щупе, повышению уровня) необходимо в тот же день заменить масло, а также смазать шасси через пресс-масленки до выдавливания свежего смазочного материала.

После выхода из брода надо слить воду из картера тормозного механизма лебедки, на месте 2—3 раза затормозить автомобиль рабочей тормозной системой для удаления воды из тормозных камер и при движении принудительно 2—3 раза притормозить автомобиль для просушки тормозных накладок.

Если при преодолении брода произошло погружение на глубину более 1,4 м, необходимо после выхода из воды слить отстой из картера двигателя, очистить фильтр маслозаливной горловины. В случае попадания воды в воздухозаборные отверстия на капоте необходимо сменить масло в воздушном фильтре.

Если во время преодоления брода произошла остановка двигателя, можно сделать 2 … 3 попытки пуска двигателя стартером. Если двигатель не начинает работать, автомобиль следует вытянуть из воды с помощью другого транспортного средства.

Если автомобиль увязнет и вода проникнет в агрегаты трансмиссии и двигатель, то двигаться своим ходом после преодоления брода нельзя. Дальнейшее движение возможно после замены масла и смазочного материала во всех агрегатах и узлах.

На автомобилях, эксплуатируемых в пустынно-песчаных районах в условиях сильной запыленности и высоких температур воздуха, необходимо проведение следующих профилактических мероприятий:
— ежедневно очищать воздушные сапуны всех агрегатов;
— систематически очищать от пыли радиатор, продувая его сжатым воздухом со стороны двигателя;
— ежедневно очищать воздушные фильтры от пыли, промывая сетки, проверять уровень и чистоту масла в воздушных фильтрах;
— ежедневно проверять уровень электролита, не допускать работы аккумуляторной батареи на пониженном уровне, доливать дистиллированную воду; очищать отверстия пробок от загрязнения;
— регулярно очищать фильтры и отстойники системы питания топливом, проверять работу воздушных клапанов топливных баков;
— на время продолжительной остановки автомобиля при высокой температуре воздуха снимать аккумуляторные батареи с автомобиля и хранить их в прохладном месте.

Эксплуатация автомобиля при низких температурах, а особенно в районах с суровым климатом —на Крайнем Севере — связана с интенсивным охлаждением механизмов, агрегатов, эксплуатационных материалов, что, в свою очередь, затрудняет пуск двигателей, уменьшает надежность автомобилей, ухудшает экономичность, усложняет техническое обслуживание и вождение автомобилей.

При длительном воздействии низких температур воздуха хрупкость некоторых стальных деталей автомобиля повышается. Под действием ударов в процессе технического обслуживания или ремонта в деталях появляются трещины, и они разрушаются. Чаще всего таким поломкам подвергаются рычажки топливных насосов, зубья храповиков коленчатого вала, рессоры, пружины, шарнирные соединения рулевого управления; шпильки ступиц ведущих колес и другие детали. В условиях низких температур, сильных ветров, снежных заносов управление автомобилем усложняется, движение по обледеневшим и заснеженным участкам дороги становится трудным, а зачастую и опасным. Кроме этого, условия труда водителя ухудшаются вследствие уменьшения светового времени суток, плохой видимости и по ряду других причин, связанных с конструкцией автомобилей и качеством нефтепродуктов.

Основные неисправности топливной системы зимой связаны с попаданием воды и снега в топливо, в результате чего в топливопроводах образуются пробки, препятствующие проходу топлива. При заправке надо принять все возможные меры, исключающие попадание в баки загрязнения. Заправку топливом следует производить сразу же по возвращении из рейса, ибо при безгаражном хранении автомобиля на стенках бака образуется иней. Для дизельного топлива необходим десятидневный отстой, ежедневно необходимо из фильтров сливать 100 … 200 г топлива.

Ежедневному контролю подлежат: герметичность системы охлаждения двигателя, уровень жидкости в радиаторе; отопление кабины, пусковой подогреватель, состояние уплотнителей дверей кабины.

В системе электрооборудования особенно тщательно надо контролировать состояние аккумуляторной батареи. При пользовании подогревом аккумуляторной батареи на автомобилях в северном исполнении нельзя допускать перегрев, так как в этом случае может произойти выкипание электролита, понижение уровня его и выпадание активной массы пластин.

При стоянке автомобиля более 12 ч целесообразно аккумуляторную батарею снимать с автомобиля для хранения ее в теплом помещении.

При техническом обслуживании тормозной системы необходимо систематически проверять состояние резиновых шлангов, ежедневно 2—3 раза спускать конденсат из воздушных баллонов при небольшом давлении воздуха.

При техническом обслуживании автомобиля в зимнее время водитель должен иметь в виду, что даже упущенная мелочь может привести к серьезным последствиям.

Тщательная подготовка автомобиля к работе в зимний период является надежной гарантией безопасности движения по зимним дорогам, гарантированного пуска двигателя, экономичной эксплуатации автомобиля, достаточной надежности в работе. При этой работе нельзя пренебрегать вопросами обеспечения каждого автомобиля достаточным и исправным комплектом инструмента, принадлежностями и набором запасных частей. В комплект запасных частей необходимо включать приводные ремни, тормозные шланги, наконечники, штуцера, муфты и гайки, топливо-и пневмопатрубок, свечи зажигания, форсунки (для дизеля) и др. Необходимо на автомобиле иметь лопату, буксирный трос, желательно цепи противоскольжения, брезент (для подстилки под автомобиль при необходимости проведения ремонтных работ).

Начиная с марта в районах Крайнего Севера рекомендуется каждому водителю иметь солнцезащитные очки — чистота и белизна снега в сочетании с ярким солнцем оказывают ослепительное воздействие на зрение.

Вождение автомобилей по зимним дорогам, а особенно на Крайнем Севере, связано с серьезными трудностями, требующими от водителя знаний особенностей трассы, специальных навыков, высокой личной дисциплины и выносливости.

При безгаражном хранении автомобиля начинать движение можно только после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости не ниже 50 °С на первой передаче в коробке передач. При температуре окружающего воздуха ниже —50 °С целесообразно предварительно тронуть с места автомобиль назад, ватем вперед. Это необходимо для того, чтобы «сорвать» автомобиль с места, несколько укатать грунт под колесами. После трогания с места необходимо первые 15 … 20 мин двигаться со скоростью 5 км/ч на первой —третьей передаче в коробке передач, избегая ударов шин о выступы дороги.

При движении на заснеженном участке дороги надо избегать остановок, так как последующее трогание с места может вызвать пробуксовку вследствие ухудшения сцепления ведущих колес с дорогой. Следует избегать переключения передач, так как неизбежна потеря скорости и проОуксовка колес. Если автомобиль застрял на заснеженном участке дороги, не следует давать большие обороты колесам, так как снег из-под колес будет выброшен и автомобиль сядет еще глубже. В таких случаях помогает движение задним ходом с целью съезда на уплотненную колею, после чего следует преодолеть трудный участок с разгона.

Отдельные заметенные снегом участки дороги небольшой длины (8 … 10 м) и короткие подъемы следует преодолевать с разгона.

На скользких дорогах изменение частоты вращения коленчатого вала, повороты, торможения, пользование сцеплением надо делать с максимальной плавностью во избежание заносов. Двигаться по скользкой дороге надо со скоростью не более 15 … 25 км/ч, а уменьшать скорость движения следует торможением двигателем, не прибегая к тормозным системам и не выключая сцепления.

Для преодоления длительных участков, занесенных снегом, применяются цепи противоскольжения или другие подручные предметы.

При установке автомобиля на стоянку целесообразно под колеса подложить деревянные доски — это не даст возможности теплым шинам отогреть грунт и образовать под собой «лунку», которая затрудняет трогание автомобиля с места. Давление в шинах при установке автомобиля на стоянку должно быть в пределах требований руководства по эксплуатации.

Рекламные предложения:


Читать далее: Общие рекомендации по техническому обслуживанию

Категория: — Автомобили ЗИЛ

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Управление автомобилем в сложных дорожных условиях

О безопасном вождении автомобиля в гололед, в сильный дождь, в туман и о правилах безопасного вождения.

Многие из начинающих автомобилистов, и даже автомобилисты со стажем, не всегда знают, как правильно и безопасно управлять автомобилем в сложных дорожных условиях, основными из которых считаются движение на автомобиле в гололед, сильный дождь, туман (условия ограниченной видимости), а также, в снегопад, или на зимней дороге.

Краеугольным камнем безопасного управления автомобилем во всех дорожных условиях, и в особой степени в сложных является хорошее техническое состояние автомобиля, исправная работа стеклоочистителей и световых приборов, а также соответствие типа шин времени года и климатическим особенностям региона.

Туман

При управлении автомобилем в туман, или в условиях ограниченной видимости, в обязательном порядке необходимо снизить скорость движения до уровня, позволяющего совершить экстренное торможение автомобиля перед возможным неожиданным препятствием.

Кроме этого, необходимо включить дополнительные световые приборы, или противотуманные фары, а в качестве дополнительного источника привлечения внимания, включить аварийную сигнализацию, которая привлечет внимание других участников движения и создаст дополнительную зону безопасности.

Категорически не рекомендуется при движении автомобиля в условиях ограниченной видимости, использование дальнего света фар в качестве источника дополнительного освещения, ведь в данном случае, дальний свет, не только ухудшает видимость, но и приводит к повышенной утомляемости зрения водителя автомобиля.

Дождь

Сильный дождь, вносит свои коррективы в любое движение, так, при управлении автомобилем в дождливую погоду, необходимо снизить скорость движения и, увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля.

Следует избегать резких перестроений, ускорений, и торможения, стараясь максимально прямолинейно управлять автомобилем, а при возникновении эффекта аквапланирования вызванного резким ухудшением контакта автомобильных покрышек с дорожным покрытием, необходимо плавно и постепенно отпустить педаль газа, осуществляя таким образом мягкое торможение, и возобновление контакта шин с покрытием.

Неплохим решением, будет включение дополнительных источников света, а в случае очень сильного дождя и аварийной сигнализации.

Гололед

При движении на автомобиле в гололед, и в условиях сильного снегопада, следует учитывать увеличенную тормозную дистанцию, поэтому, расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть максимально большим.

Категорически запрещаются резкие ускорения, торможения и перестроения, все эти маневры совершаемые в гололед и в снегопад, даже на ровной дороге, неизбежно приводят к потере сцепления с покрытием, и последующим срывом автомобиля в занос.

Скоростной режим движения необходимо выбирать не только, исходя из общей скорости транспортного потока, но, и с учетом индивидуальных свойств автомобиля, а также, типа установленных автомобильных покрышек.

Необходимо тщательно следить за работой двигателя и режимом движения, при этом, желательно держать обороты двигателя на отметке, близкой к началу уровня максимальной тяги двигателя, — ведь в этом случае, при неожиданном заносе, резким нажатием на педаль газа можно увеличить тягу двигателя до максимальной, и моментально выйти из начинающегося заноса.


avtoved.news

Правила вождения в сложных дорожных условиях

Вождение в сложных дорожных условиях требует от водителя опыта, выдержки и максимальной концентрации внимания. И даже это не гарантирует того, что получится добраться из пункта «А» в «Б» без приключений и проблем. Лучший совет, который можно дать на этот случай, звучит банально и просто: «Оставайтесь дома». Но следовать такому совету всю жизнь не удастся. Плюс, погода — штука динамичная, видимость и состояние дороги могут измениться в любой момент. Поэтому необходимо знать как вести себя в пути, чтобы не подвергать опасности свою жизнь, ни своих пассажиров, ни других участников движения.

Что такое сложные дорожные условия

К данным факторам вождения относятся причины, которые ухудшают управляемость автомобиля или ограничивают видимость.

Их делят на три категории:

  • Неблагоприятная погода. Снегопад и дождь одновременно ухудшают обзор и управляемость автомобиля. Гололед — подчиняемость авто. Туман крайне опасен из-за очень ограниченной видимости. В яркий солнечный день можно не заметить угрозы, если солнце будет светить прямо в глаза.
  • Дорожно-транспортная обстановка. Наличие придорожных строений и кустов, припаркованных и движущихся рядом крупногабаритных автомобилей мешает вовремя заметить опасность. Кроме того, большегрузные фуры могут представлять угрозу сами по себе из-за ограниченной видимости из кабины. Особенно их необходимо опасаться мотоциклистам.
  • Состояние автомобиля и груза. Неисправность стеклоочистителя, омывателя или отопителя салона могут ухудшить видимость до нуля. Крупные вещи в кабине препятствуют обзору. Опасность представляют перевозимые домашние животные, которые могут отвлечь водителя или залезть под педали. Кошка или, тем более, черепаха, забившаяся под педаль тормоза, могут стать для незадачливого водителя билетом в мир иной.

Снег

Полностью избежать вождения автомобиля в сложных дорожных условиях невозможно. Поэтому нужно к нему подготовиться.

Основы безопасного движения

Независимо от погоды, трафика и состояния транспортного средства, можно обеспечить безопасность за счет соблюдения трех параметров:

  • Дистанция. «Отпустить» автомобиль, движущимся впереди, на такое расстояние, чтобы при изменении ситуации вы успели остановиться. Рассчитывать на маневрирование не стоит: в экстремальных условиях может просто не остаться места для маневра. Проще всего рассчитать безопасную дистанцию по «правилу трех секунд». Независимо от скорости движения, у вас должно оставаться 3 сек.  на то, чтобы остановиться. Одна секунда уходит на реакцию водителя, следующая — на срабатывание тормозной системы, последняя — про запас. Отметьте на дороге элемент рельефа (дорожный знак, дерево, столб), мимо которого проезжает автомобиль, который едет спереди. Вы должны сравняться с  ориентиром не ранее, чем через три секунды.
  • Соответствующая скорость. Остановочный путь должен быть меньше расстояния видимости. Это особенно важно при движении в тумане или ночью. Кроме того, скорость должна соответствовать состоянию дорожного покрытия и автомобиля. Если выпал снег, а вы не успели «переобуть» шины, просто езжайте как можно медленнее. Это касается и случаев ограниченной видимости из-за поломки «дворников», отопителя или омывателя.
  • Боковой интервал. Двигаясь «впритирку» к соседям, вы рискуете оказаться в «мертвой зоне» обзора и ограничиваете возможность маневра себе и другим. Особенно часто «грешат» несоблюдением интервала мотоциклисты, вклиниваясь между полос движения. В результате они становятся жертвами своих же ошибок.

Отдельной статьи заслуживает описание безопасного вождения мотоцикла. Рекомендации, сокращенные до одной фразы, выглядит так: «Не рассчитывайте на то, что вас заметят. Относитесь к другим транспортным средствам так, будто их водители желают вас убить».

Движение в тумане

Скопление в воздухе частичек конденсированного пара называется туманом. Нередко он формируется в низинах, где большая влажность может быстро проявить себя и почти мгновенно исчезнуть. Это же касается горной местности, где дороги в буквальном смысле проходят сквозь облака. Вы можете ехать по трассе с отличной видимостью и внезапно оказаться в «молочной пелене». Там может скрываться все что угодно: от дорожных ям до припаркованных грузовиков или поворотом дороги перед обрывом.

Туман опасен не только за счет сверхмалого расстояния видимости. Он обманывает зрение и «отдаляет» объекты. В результате скорость транспортного средства кажется ниже, а расстояние до препятствий больше. Вот что надо делать, оказавшись в такой ситуации:

  • Сбавьте скорость, с «запасом». Не рассчитывайте на свою блестящую реакцию и орлиное зрение.
    Включите противотуманные фары. Их лучи светят под туманом, поближе к земле, где концентрация водяного пара ниже. Это позволяет не только обозначить себя на дороге, но и хоть что-нибудь рассмотреть. При отсутствии «противотуманок» обязательно включите ближний свет. Не пытайтесь ехать «на дальнем», это только навредит. Дальний свет ярко подсветит капли тумана на линии обзора водителя места и сильно ухудшит видимость.
  • Откройте окно. Акустические волны в тумане распространяются лучше, чем в чистом воздухе. При необходимости подайте звуковой сигнал, чтобы предупредить о вашем месторасположении. Лучше ориентироваться на слух, чем вовсе не осознавать дорожной обстановки.
  • Отпустить машину, которая едет перед вами, как можно дальше. Не забывайте об опасной способности тумана искажать расстояния. Оптимально сделать так, чтобы впереди идущее авто было на пределе видимости. Тогда вы сможете ориентироваться по нему, сохраняя возможность вовремя затормозить.

Мистика

  • Если туман слишком густой или вы не уверены в своих силах — остановитесь и переждите, заехав подальше на обочину или в подходящий «карман». Поставьте знак аварийной остановки, чтобы более смелые водители, движущиеся в кромешном тумане, смогли вовремя заметить ваше авто. Лучше опоздать на несколько часов, чем не приехать вовсе, встретившись со столбом или, что еще опаснее, залетев под кузов припаркованного грузовика.

Движение в дождь

В отличие от тумана, которого можно избежать, не выезжая ночью или рано утром, уберечься от дождя не получится. При этом он таит в себе сразу два угрожающих фактора: ухудшает дальность обзора и увеличение тормозного пути.

Крайне опасны первые капли дождя. На сухой дороге имеется слой пыли, который при попадании воды превращается в смазку, снижающую сцепление шин с дорогой. Проблема в том, что это происходит неожиданно, а скользкие участки невозможно определить на глаз. При этом машина ведет себя также, как в гололед.

Если дождь достаточно сильный и долгий, грязь смывается. Однако это не снимает проблемы скользкой дороги. Даже самые лучшие шины держат машину на мокром асфальте намного хуже, чем на сухом. Если же резина «лысая», то опасность возрастает в геометрической прогрессии. Вода из-под колес отводится по канавкам в покрышках, которые образуются за счет наличия ламелей. Это обеспечивает надежное сцепление с дорогой в «пятне контакта». Изношенный протектор е в состоянии отвести воду, в результате чего возникает крайне опасный эффект аквапланирования, когда машина начинает буквально плыть по лужам, теряя сцепление с асфальтом. Соответственно, траектория движения оказывается крайне непредсказуемой и нередко заканчивается больничной койкой или более грустным финалом.

Советы по безопасному вождению в дождь просты: если не уверены в качестве покрышек, то не спешите и сбавьте скорость, особенно перед поворотами и лужами. Если же уверены — все равно не спешите.

Движение в гололед

При недостаточном опыте вождения лучше попросту не выезжать на дорогу, покрытую льдом. Особенно это касается знаменитого «дня жестянщика», когда наледь на асфальте появляется впервые еще осенью. Этот тот день, когда «если не ты, то тебя». Одни водители не успевают перестроить поведение на дороге в соответствии с ее состоянием, другие — сменить летнюю резину на зимнюю «липучку» или «шиповку». Третьих ненастье застает врасплох и они, не успев поставить свое авто в гараж до весны, вынуждены добираться по ледяной дороге, не имея навыков.

Главные опасности скользкого покрытия: увеличение тормозного пути и высокая вероятность заноса. С первым можно бороться, снизив скорость. Нарушение движения автомобиля требует активных действий от водителя (если он не фаталист и не предпочитает наблюдать за хаотичным движением своего авто, оставаясь в водительском кресле).

Помните: вождение в гололед на переднем приводе сильно отличается от езды на заднеприводной машине. В обоих случаях нужно выкручивать руль в сторону заноса. Но без «фанатизма»: установите передние колеса точно в желаемом направлении движения. Порядок работы с педалью газа радикально отличается. На переднем приводе нужно чуть добавить обороты, чтобы ведущие колеса вытащили машину. На заднем — отпустить газ, чтобы задние колеса начали притормаживать, выравнивая траекторию. Полный привод требует не менять положения акселератора.

Самое важное — не поддаться панике и не пытаться остановить машину, нажав на тормоз. В этом случае вы полностью утратите контроль над ситуацией и сможете рассчитывать лишь на свою удачу. Важно отметить: везет в таких случаях крайне редко.

В остальном правила езды в гололед те же, что в любых сложных условиях: сбавьте скорость, держите дистанцию и не паникуйте.

Движение в сильный снегопад

Проблема состоит в плохой видимости, наличии снежного наката и наледи. Более того, свежий снег может скрывать под собой лед, который станет крайне неприятным сюрпризом при попытке остановиться перед перекрестком. Если рассматривать ненастье с этой стороны, то советы по вождению в снегопад будут те же, что для гололеда.

Длительный снегопад несет в себе дополнительную опасность: появление снежных заносов. Толстый покров сложно преодолеть даже на полноприводных машинах с блокировкой дифференциала. Для обычных городских легковушек уже небольшие сугробы могут стать непреодолимым препятствием. Особенно это опасно на трассе, где придется долго дожидаться помощи и нет возможности бросить машину и согреться в помещении. Поэтому планировать загородные поездки нужно с учетом прогноза погоды. Лучше перенести путешествие, чем застрять в снежном плену и не добраться до места назначения.

Если поездка в снегопад неизбежна или он застал вас врасплох, поможет следующее:

  • хорошие зимние покрышки и цепи противоскольжения;
  • удобная совковая лопата.

На заднеприводных машинах можно положить в багажник мешок с песком. Это улучшит сцепление ведущих колес с дорогой и даст просто и эффективный инструмент борьбы с гололедом. Багажник переднеприводной машины при возможности лучше не загружать, но захватить с собой немного песка тоже не помешает.

Перед началом движения дождитесь, пока обогреватель справится с запотевшими или заледеневшими стеклами и обеспечит хорошую видимость.

Алгоритм

Зимнее вождение требует соблюдения следующих правил, которые позволят справиться с заснеженной дорогой:

  • Если не удается тронуться на скользком покрытии, попробуйте стартовать со второй передачи (на автоматической коробке включите «2» или «L»).
  • Выехать из снега помогает «раскачка» — попеременное переключение первой и задней скорости. Можно просто «поиграть» сцеплением, выжимая его в крайней точке траектории, чтобы машина откатилась назад. На АКПП такой фокус не пройдет.
  • Чтобы выбраться из сугроба, нужно очистить снег под ведущими колесами, особенно под тем, что буксует. Насыпьте песок или щебень под колеса.
  • Попросите прохожих или пассажиров подтолкнуть машину. Это самый простой метод, эффективность которого зависит лишь от количества физической подготовки помощников.
  • Если машина сидит на днище, придется лопатой удалить снег из-под него. Процедура нелегкая, но неизбежная.
  • Никогда не выезжайте зимой за город с полупустым баком. Если вам не удастся самостоятельно выбраться из снежных заносов, запас горючего поможет не замерзнуть в машине, дожидаясь подмоги.
  • Ни в коем случае не стойте в низине или в окружении сугробов с заведенным двигателем. Нужно, чтобы выхлопные газы не скапливались возле автомобиля. Иначе угарный газ может проникнуть в салон. Эффект будет не хуже, чем в закрытом гараже. Но оценить его смогут лишь те, кто потом найдет автомобиль. Постарайтесь выехать на бугор или холм, очистить снег вокруг машины. Иначе вы будете поставлены перед грустным выбором: замерзнуть или угореть.

Движение при сильном ветре

На небольших скоростях поток воздуха не несет никакой опасности автомобилисту. Исключение составляют лишь ураганы, которые способны сдвинуть или поднять машину вверх. Для мотоцикла, который обладает худшим соотношением парусности и массы, порывы ветра несут серьезную угрозу. Они могут заставить потерять равновесие или изменить траекторию движения.

На больших скоростях порывы ветра опасны для машин и мотоциклов. Особенно непредсказуемые последствия в сочетании со скользкой дорогой.

Пыль и мелкие предметы, поднятые ветром, могут попасть в глаза. Поэтому первое что надо сделать — закрыть окна в машине и опустить визор мотошлема.

Есть и другие крайне опасные моменты:

  • Порыв ветра может сбить под колеса авто велосипедиста и даже вытолкнуть на дорогу пешехода, пропускающего транспорт.
  • Ветер ломает столбы и деревья, которые внезапно падают на машину или перед ней.
  • Поэтому при движении по дороге, возле которой растут крупные деревья, сбавить скорость до безопасной. Крыша машины может защитить от падения веток. Да и вероятность того, что дерево упадет точно на авто, невысока. Зато итог столкновения с толстым стволом на большой скорости предсказуем и крайне печален. Поэтому, как во всех предыдущих случаях, лучший совет — не торопитесь.

Поведение в критических ситуациях

Если аварии избежать не удается, позаботьтесь о том, чтобы выжить и минимизировать ущерб здоровью и имуществу. Правила поведения в аварийной обстановке таковы:

  • Не пытайтесь выпрыгнуть из машин. Статистика говорит, что это уменьшает шансы на выживание в 10 раз. Лучше доверьтесь прочности металла и системам безопасности вашей машины.
  • Никогда не отпускайте руль.
  • Старайтесь избежать фронтальных столкновений. Забор, кусты или мелкие деревья намного безопаснее, чем лобовое со встречным автомобилем. Особенно если его массы превышает вес вашей машины. По поводу мотоцикла и говорить нечего.
  • Скользящий удар снижает тяжесть последствий. До конца старайтесь свернуть.
  • Перед ударом упритесь в руль руками, а ногами в пол. Напрягите тело и опустите голову.
  • После аварии есть опасность возгорания машины. Поэтому необходимо быстро покинуть транспорт и помочь это сделать другим.
  • По возможности убедитесь в отсутствии утечек топлива и отключите зажигание (лучше — аккумулятор).
  • Если машина упала в реку (озеро, море и т.д.), необходимо дождаться пока вода заполнит салон и после этого открывать дверь. Иначе обратный вашему движению поток воды с силой утащит внутрь, усугубит положение и не даст выбраться. Машина с закрытыми окнами заполняется неторопливо. Это дает время на то, чтобы сориентироваться в ситуации и набрать в легкие запас воздуха.

Вождение автомобиля в сложных условиях: резюме

  • Лучший способ выкарабкаться из неприятностей — не попадать в них. Поэтому по возможности старайтесь не выезжать в снег, дождь или гололед. Если пришлось выехать, держитесь в потоке. Большая скорость или обгон в сложных дорожных условиях — неоправданные факторы риска. Никогда не спешите. Горячка, как и паника, могут стоить вам жизни.
  • Следите за состоянием шин и наличием достаточного количества топлива.
  • И соблюдайте правила дорожного движения. Все пункты из них подкреплены реальными печальными событиями, поэтому нарушить ПДД — значит повторить чужие ошибки. Если есть время, пройдите в сертифицированной автошколе курс контраварийного вождения. Однажды это спасет жизнь.

 

survivorman.ru

Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 28Следующая ⇒

Движение автомобиля в сложных дорожных условиях (отлич­ных от движения по ровному асфальтобетонному покрытию) обу­словливает дополнительный расход топлива. Например, при езде по гравийному или булыжному шоссе расход топлива повышается на 20…30 %, а при езде по сильно изношенному покрытию — на 50… 60 %. Со значительным перерасходом топлива (в 2,5… 3,5 раза) сопряжены перевозки груза в условиях бездорожья.

Особенно неэкономично движение автомобиля с большой ско­ростью, поскольку сопротивление качению колес возрастает при этом в 2… 3 раза. Переднеприводной автомобиль меньше реагирует на взаимодействие ведущих колес с участками изношенного по­крытия и имеет существенно меньший расход топлива, чем заднеприводной. Кроме того, он лучше сохраняет прямолинейную траекторию движения при торможении даже при разном сцепле­нии левых и правых колес с дорогой.

Перед труднопроходимым участком дороги (грязь, песок, снег) необходимо заранее включить ту передачу, которая позволит его преодолеть без дополнительного переключения передач. Останов­ки при езде в таких условиях вызывают буксование автомобиля, а следовательно, повышенный расход топлива. Следует иметь в виду, что в течение одной минуты расходуется столько топлива, сколь­ко требуется для того, чтобы автомобиль проехал около одного километра по ровной асфальтобетонной дороге.

На скользкой дороге трогать автомобиль с места нужно плавно на высшей передаче при частичном пробуксовывании сцепления и малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Начавшееся во время движения автомобиля буксование можно прекратить, если, маневрируя педалью сцепления или перейдя на низшую передачу, ограничить высокую частоту вращения буксу­ющих колес без снижения скорости автомобиля. Используя такой прием, можно проехать до участка дороги, покрытие которого имеет лучшие сцепные свойства, и продолжить обычное движение. Од­нако с целью экономии топлива время такого режима движения должно быть ограничено.

Подъемы и спуски

Преодолевать подъем необходимо с учетом его крутизны, за­груженности пути транспортом и наличия других помех, замедля­ющих движение.

Перед подъемом автомобиль следует разогнать. Переключать передачи на подъеме надо быстро и своевременно, пока автомо­биль продолжает движение по инерции. В противном случае включение передачи возможно только после значительного замедления или даже полной остановки автомобиля, вызывающей повышен­ный расход топлива на очередной разгон.

Дополнительный расход топлива на преодоление автомобилем подъема частично может быть компенсирован при его движении накатом на спуске с подтормаживанием двигателем для ограниче­ния скорости.

Крутые спуски следует преодолевать на первой передаче.

Песчаные участки

Особую сложность представляет собой движение автомобиля по песчаным участкам. Сыпучий песок легко подвижен, на нем не образуется накатанной поверхности и глубокой колеи, поэтому для проезда лучше выбирать места с повышенной влажностью и участки, закрепленные растительностью.

Движение по песку с низкой скоростью может привести к бук­сованию колес. Песчаный участок небольшой протяженности сле­дует преодолевать на той передаче, которая была включена при подъезде к нему. Для преодоления протяженного песчаного участ­ка нужно заранее выбрать такую низшую передачу, на которой автомобиль может проехать его с постоянной скоростью без оста­новки. Движение следует продолжить, даже если ведущие колеса немного буксуют.

В случае остановки автомобиля на рыхлом песке трогаться с места надо плавно на первой передаче, не допуская смещения слоев песка под ведущими колесами. Если начать движение вследствие буксования колес невозможно, не следует пытаться осуществить трогание автомобиля с места путем повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя, поскольку это приведет только к пе­рерасходу топлива и большему погружению колес в песок. Выта­щить автомобиль из песка можно, прорыв неглубокие колеи перед его ведущими колесами и направив по ним управляемые колеса. Перед началом разгона под вывешенные колеса необходимо под­ложить какие-либо имеющиеся подручные материалы.

При длительной эксплуатации автомобиля на песчаном грунте целесообразно использовать шины с низким давлением воздуха, например арочные или широкопрофильные с комбинированным рисунком протектора. Это позволит уменьшить расход топлива на 25 % и повысить возможность проезда автомобиля по песку.

Снежный покров

При движении по снегу полноприводного автомобиля для улуч­шения его проходимости и снижения расхода топлива необходимо уменьшить давление воздуха в шинах, благодаря чему увеличится площадь контакта шин с опорной поверхностью и снизится давле­ние колес на снег. Оптимальное давление воздуха в шинах для авто­мобилей ГАЗ-66-11, ЗИЛ-131, «Урал-375», обеспечивающее мини­мальный расход топлива на снежной целине, составляет 0,75 МПа при скорости движения не более 15 км/ч.

На глубоком снегу минимальное сопротивление, а следователь­но, минимальный расход топлива достигается при прямолиней­ном движении автомобиля с частичным или даже полным совпа­дением колеи передних и задних колес.

Поворот следует выполнять с наибольшим радиусом. Совпаде­ние колеи передних и задних колес в этом случае все равно невоз­можно, но это позволит снизить сопротивление движению авто­мобиля. При езде по снегу для экономии топлива следует избегать частых переключений передач, а с низших передач на высшие сле­дует переходить на участках местности со спуском или с неглубо­ким снежным покровом.

Грунтовые дороги в период распутицы

При движении автомобиля в период осенне-весенней распути­цы мокрый чернозем и глина, находясь в пластическом состоянии, могут плотным слоем налипать на шины колес, забивая впадины между их грунтозацепами, вследствие чего автомобиль может бук­совать, съезжать с дороги на спусках, скользить «юзом». В таких дорожных ситуациях экономия топлива достигается при движении автомобиля на низшей передаче, с малой скоростью, без остано­вок, без резких поворотов рулевого колеса, а также при увеличе­нии частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Чтобы автомобиль не заносило, управляемые колеса нужно на­правлять по проложенной колее. Преодолевать участок грунтовой дороги, частично или полностью залитый водой, надо по основ­ной колее, просматриваемой за чертой брода.

Расход топлива при движении автомобиля по грунтовым доро­гам в период осенне-весенней распутицы может быть существенно понижен за счет тщательной подготовки автомобиля к эксплуата­ции, ограничения массы буксируемого прицепа, применения спе­циальных шин и приспособлений, уменьшающих буксование ко­лес и повышающих проходимость автомобиля, равномерного рас­пределения груза в кузове и др.

Высокая температура окружающей среды

При эксплуатации автомобиля в условиях жаркого климата сни­жается эффективность работы систем питания двигателя, охлаж­дения и смазочной и существенно возрастает расход топлива, а даже незначительные неисправности в системах охлаждения и смывочной вызывают образование паровых пробок в системе питания карбюраторного двигателя, которые приводят к частым его оста­новам и затрудненному пуску.

Для удаления паровых пробок нужно охладить двигатель, оста­новив автомобиль и накрыв топливный насос мокрой тряпкой. Но следует помнить, что такая мера помогает непродолжительное вре­мя, поскольку не устраняет основных причин перегрева. Поэтому при работе двигателя с перебоями необходимо найти и устранить причину перегрева.

Перевозка грузов

Для экономии топлива при перевозке грузов в автохозяйствах следует правильно выбирать марку автомобиля и равномерно рас­пределять груз по объему кузова. Для перевозки грузов массой бо­лее 6 т целесообразно использовать дизельный автомобиль боль­шой грузоподъемности. Это позволит сэкономить до 35 % топлива по сравнению с затратами топлива на перевозку данного груза автомобилем с карбюраторным двигателем.

При перевозке габаритного груза при сильном встречном ветре следует избегать высоких скоростей движения.

Расход топлива возрастает при перегрузке автомобиля, так как при этом ухудшается его разгон и больше времени затрачивается на движение на низших передачах. Особенно заметно увеличение расхода топлива при перегрузке автомобиля с гидромеханической передачей (на 5…8% больше, чем у автомобиля с механической передачей). Для существенного снижения расхода топлива пере­груженного автомобиля желательно делать меньше остановок.

Следует иметь в виду, что движение автомобиля без нагрузки также вызывает перерасход топлива. Так, при пустом багажнике расход топлива увеличивается до 3 %, а при пустом прицепе — до 7%.

Определенной экономии топлива можно добиться при поста­новке автомобиля под погрузку или разгрузку. Опытный водитель перед длительной остановкой автомобиля обязательно оценит воз­можность подъезда к месту погрузки или разгрузки по кратчайшему расстоянию и с минимальным числом необходимых маневров.

 

Пуск и прогрев двигателя

Пуск двигателя, как известно, осуществляется на богатой топ­ливной смеси и требует кратковременных непроизводительных за­трат топлива. Надежный и быстрый пуск двигателя обеспечивает существенную экономию топлива.

Надежным считается пуск двигателя стартером с трех попыток продолжительностью по 10… 15 с каждая при использовании аккумуляторной батареи со степенью заряженности не менее 75 %, которая перед установкой на автомобиль (или вместе с автомоби­лем) находилась при температуре окружающей среды не ниже 18 °С.

Тщательная подготовка к пуску двигателя предусматривает:

проверку запаса топлива в баке автомобиля;

внешний осмотр всех систем двигателя;

проверку контрольно-измерительных приборов.

Пуск карбюраторного двигателя осложняется, если после дли­тельной стоянки автомобиля в сыром помещении или на улице сильно увлажнились контакты прерывателя и свечи. В этом случае следует подкачать топливо топливным насосом в камеру карбю­ратора.

Пуск двигателя затягивается, если водитель переобогатил го­рючую смесь, неумело открывая воздушную заслонку или нажи­мая на педаль управления дроссельными заслонками. В этом случае надо подождать некоторое время, чтобы испарилась часть топли­ва, попавшего в цилиндры двигателя. Если это не помогло, следу­ет выполнить продувку двигателя, открыв воздушную и дроссель­ную заслонки и прокрутив коленчатый вал от стартера (достаточ­но сделать две-три попытки), и подождать 5…7 мин.

Пуск дизеля при исправных аккумуляторной батарее и системе топливоподачи может быть затруднен ввиду следующих факторов:

попадания воздуха в систему топливоподачи;

большой вязкости топлива;

наличия льдинок в топливопроводах, фильтрах очистки топли­ва и сетке заборника в топливном баке.

Дизель после пуска может быстро остановиться вследствие за­сорения топливопровода или отверстия в крышке топливного бака, соединяющего его с окружающей средой, а также загрязнения фильтра тонкой или грубой очистки топлива.

Прогрев карбюраторного двигателя следует выполнять при ми­нимальных устойчивых частотах вращения коленчатого вала дви­гателя в течение 1… 3 мин, а затем при средней частоте вращения в течение 3… 5 мин. Обычно карбюраторный двигатель прогревают на холостом ходу, при этом воздушная заслонка сначала непро­должительное время должна быть прикрыта на 3/4, а затем полно­стью открывается.

Перед началом движения автомобиля достаточно прогреть дви­гатель до температуры охлаждающей жидкости (70…75 °С).

Карбюраторный двигатель устойчиво работает на холостом ходу при определенном количественном и качественном составе горю­чей смеси, приготовляемой в карбюраторе. При недостаточной подаче смеси или ее обеднении происходит остановка двигателя. При переобогащении смеси двигатель работает с повышенной ча­стотой вращения коленчатого вала. И в том, и в другом случае возрастает расход топлива.

Дизель следует прогревать с отпущенной в течение 2…3 мин педалью подачи топлива при частоте вращения холостого хода. За­тем надо повысить частоту вращения коленчатого вала при холо­стом ходе и продолжить прогрев в течение 3…5 мин или до тех пор, пока охлаждающая жидкость и смазочное масло не прогре­ются до 55… 60 °С. Как только двигатель начнет устойчиво работать на холостом ходу, можно начинать движение автомобиля с невы­сокой скоростью и постепенно ее повышать.




infopedia.su

1. Эксплуатационные свойства автомобиля

Оглавление

Исходные данные для расчета

1 Масса автомобиля и её распределение по осям

2 Определение внешней скоростной характеристики двигателя

2.1 Расчет мощности двигателя

2.2 Определение максимальной мощности двигателя

2.3 Построение графика внешней скоростной характеристики двигателя

3 Определение передаточных чисел трансмиссии

3.1 Подбор шины

3.2 Определение передаточного числа главной передачи

3.3 Определение передаточного числа первой передачи коробки передач

4 Мощностной баланс автомобиля

4.1 Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха

4.2 Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги

4.3 Полная тяговая мощность

Эксплуатационными свойствами автомобиля называются свой­ства, характеризующие выполнение им транспортных и специ­альных работ: перевозки пассажиров, грузов и специального оборудования. Эти свойства определяют приспособленность автомобиля к условиям эксплуатации, а также эффективность и удоб­ство его использования.

1.1. Общие сведения

Автомобиль обладает целым рядом эксплуатационных свойств (рис. 1.1), которые составляют две группы, связанные и не свя­занные с движением автомобиля.

Тягово-скоростные и тормозные свойства, топливная эконо­мичность, управляемость, Поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, плавность хода, Экологичность и безопасность обеспечивают движение автомобилей и определяют его закономерности.

Вместимость, прочность, долговечность, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту, погрузочно-разгрузочным работам, посадке и высадке пассажиров во многом опреде­ляют эффективность и удобство использования автомобиля.

Что же представляют собой эксплуатационные свойства авто­мобиля. Дадим определения этим свойствам.

тягово-скоростными называются свойства автомобиля, опреде­ляющие диапазоны изменения скоростей движения и максималь­ные ускорения разгона в различных дорожных условиях при рабо­те в тяговом режиме.

Тяговым называется режим движения автомобиля, при кото­ром от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию подво­дятся мощность и крутящий момент, необходимые для движения.

Тормозными называются свойства автомобиля, определяющие максимальные замедления при торможении в различных дорож­ных условиях и обеспечивающие неподвижное удержание его от­носительно поверхности дороги.

Топливная экономичность — это свойство автомобиля, опреде­ляющее расходы топлива при выполнении транспортной работы.

Управляемостью называется свойство автомобиля изменять или сохранять параметры движения при воздействии водителя на ру­левое управление.

Поворачиваемость представляет собой свойство автомобиля от­клоняться вследствие увода колес от

15

Р ис. 1.1. Эксплуатационные свойства автомобиля направления движения, за­данного рулевым управлением.

Маневренностью называется свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади и вписываться в дорожные габариты.

Устойчивость — это свойство автомобиля сохранять направле­ние движения и противостоять силам, стремящимся вызвать за­нос или опрокидывание автомобиля.

Проходимостью называется свойство автомобиля двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Проходимость характеризует степень уменьшения средней скорости движения и производительности автомобиля в указанных условиях по сравнению с хорошими до­рогами.

Плавность хода представляет собой свойство автомобиля обес­печивать защиту перевозимых пассажиров и грузов, а также систем и механизмов автомобиля от воздействия неровностей дороги.

Экологичность — это свойство автомобиля минимально загряз­нять окружающую среду отработавшими газами и шумом.

Безопасностью движения называется свойство автомобиля дви­гаться с наименьшей вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий. Это комплексное эксплуатационное свойство, связанное с управляемостью, поворачиваемостью, манев­ренностью, устойчивостью и тормозными свойствами. Безопас­ность движения — важнейшее эксплуатационное свойство, от которого зависят жизнь и здоровье людей, сохранность автомоби­ля, грузов и других материальных ценностей.

Вместимость представляет собой свойство автомобиля, опре­деляющее количество грузов или пассажиров, которые могут быть перевезены одновременно.

Прочностью называется свойство автомобиля работать без по­ломок и неисправностей.

Долговечность — это свойство автомобиля работать без интен­сивного изнашивания отдельных деталей, механизмов и систем, вызывающего прекращение эксплуатации автомобиля.

Приспособленностью к техническому обслуживанию и ремонту называется свойство автомобиля, определяющее простоту и тру­доемкость этих работ, а также время простоя при их выполнении.

Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам представ­ляет собой свойство автомобиля обеспечивать выполнение этих работ с наименьшими затратами времени и труда.

Приспособленностью к посадке и высадке пассажиров называет­ся свойство автомобиля, характеризующее продолжительность остановки и удобство пассажиров при входе и выходе.

studfile.net

7 Вопрос. Влияние скорости, нагрузочных режимов, дорожных условий и других факторов на изнашивание узлов расход топлива и экологию.

Природно-климатические условия эксплуатации автомобилей характеризуются температурным режимом окружающего воздуха, атмосферным давлением, скоростью ветра, количеством атмосферных осадков, продолжительностью зимнего периода и некоторыми другими факторами. К таким основным климатическим факторам относятся температура воздуха, относительная влажность воздуха и скорость ветра.

Ряд исследователей отмечают, что основной из характеристик природно-климатических условий эксплуатации, влияющих на эксплуатационные свойства автомобилей, является температура окружающего воздуха. Такие факторы, как ветер, влажность, осадки, лишь усугубляют негативное влияние температуры воздуха на автомобиль.

Природно-климатические условия характеризуются температурой окружающего воздуха, влажностью, ветровой нагрузкой, уровнем солнечной радиации, количеством выпадающих осадков и т.п.

Природно-климатические условия влияют на тепловые и другие режимы работы агрегатов и соответственно на их техническое состояние и надёжность.

Интенсивность изнашивания агрегатов автомобиля и, как следствие, общее количество отказов, отнесённых к пробегу (рис.2.5), в зависимости от средней температуры окружающего воздуха изменяются по кривой, имеющей минимум, соответствующий оптимальной температуре окружающего воздуха. Соответственно и для каждого агрегата существует оптимальный тепловой режим. Например, минимальный износ двигателя соответствует температуре охлаждающей жидкости 70 — 90о С (рис.2,6). При низких температурах окружающего воздуха тепловой режим нарушается, возрастают пусковые износы, являющиеся следствием неудовлетворительной смазки поверхностей трения.

Более быстрому охлаждению агрегатов автомобиля способствует ветер. По данным профессора .Л.Г. Резника, темп охлаждения масел и жидкостей основных агрегатов неподвижного автомобиля при увеличении скорости ветра до 10 — 12 м/с увеличивается по сравнению с безветрием в 2,5 — 3 раза.

На процесс изнашивания рабочих поверхностей деталей машин оказывают влияние различные факторы, которые можно разделить на две группы:

1) факторы, влияющие на износостойкость деталей;

2) факторы, влияющие на изнашиваемость деталей.

Под изнашиваемостью в данном случае подразумевается .свойство мате­риала детали поддаваться изнашиванию. Износостойкость есть свойство, противоположное изнашиваемости.

К факторам, влияющим на изнашиваемость деталей, относятся: вид трения сопряженных деталей; характер и величина удельных нагрузок на поверхностях трения; относительные скорости перемещения трущихся по­верхностей; форма и размер зазора между сопряженными поверхностями; усло­вия смазки трущихся поверхностей; наличие, размер и форма абразива, участ­вующего в процессе трения, и физико-механические свойства абразива.

Факторы, влияющие на износостойкость деталей: качество ма­териала детали и качество рабочей поверхности детали.

Качество материала детали характеризуется его физико-механическими свойствами (прочностью, твердостью, вязкостью), которые в свою очередь определяются химическим составом и структурой.

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на ветер». К тому же камеры сгорания автомобильного двигателя – это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу.

Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в среднем автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек. Но дело не только в углекислоте. Годовой выхлоп одного автомобиля – это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов. В этом наборе весьма коварна окись углерода. Из-за высокой токсичности её допустимая концентрация в атмосферном воздухе не должна превышать 1 мг/м3. Известны случаи трагической гибели людей, запускавших двигатели автомобилей при закрытых воротах гаража. В одноместном гараже смертельная концентрация окиси углерода возникает уже через 2-3 минуты после включения стартера. В холодное время года, остановившись для ночлега на обочине дороги, неопытные водители иногда включают двигатель для обогрева машины. Из-за проникновения окиси углерода в кабину такой ночлег может оказаться последним.

Уровень загазованности магистралей и примагистральных территорий зависит от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов. При интенсивности движения 500 транспортных единиц в час концентрация окиси углерода на открытой территории на расстоянии 30-40 м от автомагистрали снижается в 3 раза и достигает нормы. Затруднено рассеивание выбросов автомобилей на тесных улицах. В итоге практически все жители города испытывают на себе вредное влияние загрязнённого воздуха.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о