Балансировать колеса когда – что это и зачем нужна, как правильно делается (оборудование, технология и ошибки)

Содержание

Балансировка колеса — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Балансировка колёс — процесс уменьшения до приемлемого уровня дисбаланса колеса, диск, ступицы, крепления колеса и элементов подвески.

Необходимость балансировки колёс автотранспорта[править | править код]

Практически в 100 % случаев центр масс колеса не совпадает с геометрическим центром. Соответственно, такое колесо при движении вызывает повышенную вибрацию транспортного средства, что приводит как к снижению комфорта (тряска, шум), так и к износу рулевого управления и элементов подвески колеса, увеличивает износ шины. Смысл статической балансировки в том, чтобы «подвинуть» центр масс на геометрический центр.

Внутреннюю и наружную половину колеса (особенно широкопрофильного) можно рассматривать отдельно. Эти части имеют свои центры масс, которые не обязательно находятся на оси вращения даже после статистической балансировки колеса в целом. Колесо стремится вращаться вокруг оси, соединяющей эти точки, что приводит к повышенной нагрузке на подшипник и увеличивает износ, особенно на большой скорости Для автомобильных колёс достаточно динамической баласировки только в двух плоскостях. Для длинных валов, например турбин, балансировку проводит для большего количества плоскостей.

Статический баланс колес — это равномерное распределение массы по окружности колеса. У сборок, имеющих статический дисбаланс, возникает вертикальная вибрация, называемая подскакиванием колеса. Результатом этого в конечном счёте может стать неравномерный износ колёс, а главное — значительно снижается уровень комфорта, особенно при движении с высокой скоростью.

Для балансировки колёс легкового, грузового и мотоциклетного автотранспорта применяется балансировочный станок, позволяющий определить места на ободе, в которые нужно добавить грузики. В качестве балансировочного грузика используются различные виды специальных грузиков, изготовленных из свинца или цинка, которые крепятся на диске колеса снаружи и внутри. Этот способ позволяет отбалансировать только диск в сборе с шиной.

Стоит отметить, что попытки заливания в шину воды, а также засыпания различных сыпучих веществ, с целью «автоматической» балансировки не действенны и не приводят ни к чему хорошему. Воду заливали в старые диагональные шины 30-х — 40-х годов спортсмены, эксплуатировавшие их на скоростях, значительно превышающих те, на которые шины того времени были рассчитаны, что приводило к перегреву резины из-за внутреннего трения и расслоению боковины с последующим разрушением. Вода позволяла несколько охладить шину, повышая её скоростные возможности. После появления нормальных скоростных шин эта практика отошла в прошлое, но успела породить легенду о чудодейственных свойствах залитой в камеру воды, среди которых была и способность «автоматически» обеспечивать идеальную балансировку. Данное заблуждение многократно развенчивалось в автомобильной литературе: при наличии «шишек» на резине, балансирующий компаунд или та же вода просто скапливается в данном наиболее удаленной от оси вращения точке, добавляя свою массу к уже образованному дисбалансу.

что это и зачем нужна, как правильно делается (оборудование, технология и ошибки)

Начинающие, а иногда и более опытные автомобилисты игнорируют процедуру балансировки, а ведь это жизненно важная операция. От правильно отбалансированных колес зависит не только комфорт при вождении, но и безопасность, правильная работа и срок эксплуатации подвески.

Содержание статьи:

Поэтому автовладельцам стоит знать о балансировке всё.

Когда надо балансировать колеса в машине

Специалисты считают, что балансировка необходима после монтажа новых покрышек. Также следует проходить данную процедуру, если выполнялась перебортовка. Более того – стоит проходить балансировку регулярно, так как имеется масса причин, по которым идеальные настройки сбиваются.

Самая популярная причина – попадание в яму. Это приводит к деформациям диска и смещению центра тяжести. А смещение центра тяжести – это дисбаланс.

Вторая причина, которая распространена гораздо меньше – это неточность колесных дисков и покрышек. Влиять может неверная геометрия, неоднородные материалы, даже незначительное отклонение размеров.

Читайте также: Установка и подключение кнопки Старт/Стоп с алиэкспресс

Среди признаков дисбаланса можно выделить:

  • Биение и вибрации руля. При этом проверять необходимо переднюю пару колес;
  • Вибрация задней части автомобиля.

Когда нужно ехать на балансировочный стенд:

  • При смене шин по сезону. Процесс балансировки необходим, даже если имеется два комплекта резины и дисков. После того, как сезон успешно завершен, диски с резиной отправляются на хранение часто без предварительной балансировки;
  • При серьезных ударах покрышки, например, после попадания в яму или при форсировании лежачих полицейских на скорости;
  • По пробегу – каждые 15 000 км. А тем, кто любит ездить агрессивно, балансировка рекомендуется в два раза чаще.

Что такое дисбаланс колеса и его последствия

Колесо автомобиля – это объект вращения. Он должен иметь следующие важные признаки:

  • Ось симметрии;
  • Центр тяжести, расположенный на оси вращения;
  • Каждая точка на колесе должна быть равноудалена от центра тяжести.

Балансировкой специалисты добиваются снижения до допустимого уровня дисбаланса.

Дисбаланс – это отклонение центра тяжести колеса.

Процесс осуществляется путем добавления к ободу диска специальных грузиков, тем самым уравновешивая колесо.

Можно выделить три вида дисбаланса:

  • Статический, который происходит, если центр тяжести смещается относительно оси вращения. При этом масса не может равномерно распределяться по окружности. В результате получается вертикально направленные вибрации. Последствия статического дисбаланса – это неравномерный износ резины, низкий уровень комфорта при движении, снижение надежности подвески;
  • Динамический. Он происходит, когда пресекаются оси вращения и инерции. При этом центр тяжести получается на оси вращения. Масса рассредоточивается по окружности неравномерно;
  • Комбинированный – здесь оси инерции и оси тяжести смещаются друг относительно друга.

Когда колесо вращается с высокими оборотами, даже незначительный дисбаланс будет вызывать резкую динамическую неуравновешенность колеса относительно оси.

При этом появляются ощутимые вибрации, как в боковом, так и в радиальном направлении. Особо влияет на комфорт и управления дисбаланс колес передней оси. В результате существенно ухудшается управляемость.

Статья по теме: Почему не загорается лампа давления масла при включении зажигания

Увеличивается износ покрышек и деталей ходовой части, значительно повышается шум в процессе езды. Дисбаланс периодически действуют на покрышку в виде ударной нагрузки при качении – это вызывает чрезмерное перенапряжение каркаса шины и сильный износ протектора.

Сильный дисбаланс имеется в покрышках после ремонта с наложением пластыря. Пробег отремонтированной покрышки, но неотбалансированной, снижается на 25% по сравнению с отбалансированной. Вредные последствия будут возрастать с ростом скорости езды, нагрузок, температуры воздуха.

В зависимости от того, как расположены колеса и какие функции они выполняют, нагрузка на покрышки неодинаковая. Если дорога имеет выпуклый профиль, то перегружены правые колеса.

Тяговое усилили нагружает и приводит к износу покрышек на ведущей паре колес. Если не менять колеса с ведущей оси на ведомую, то неравномерный износ может достигать целых 18%.

Все этапы процесса

На СТО и станциях шиномонтажа мастера устраняют дефекты неравномерно разделенной массы с помощью компенсирующих грузов в определенных местах. Процесс выполняется на специальном оборудовании.

Оборудование автоматически определяет место, куда нужно установить грузик. В компьютер вносят размеры колеса. Затем оборудование выберет оптимальную точку для дополнительно груза. Это статическая балансировка.

Какой тип груза использовать, зависит от диска и его параметров. Это может быть цинковый либо свинцовый груз. Они отличаются по весу – обычно вес составляет от 5 до 100 грамм.

Существует и динамическая балансировка, правда, эту услугу оказывают далеко не везде. Дело в оборудование – в большинстве случаев оно очень старое. Чем шире колесо, тем больше шансов, что появится динамический дисбаланс.

Это интересно: Почему перестал работать парктроник (причины, диагностика, ремонт)

Финишная балансировка выполняется после статической и если это возможно – после динамической. Когда автомобиль вывешен, под колеса устанавливают специальное оборудование, колеса раскручивают до высоких скоростей, система выполняет замеры и отмечает места, куда должен быть установлен груз. Также система сама рассчитывает вес груза.

Для такого процесса необходимо серьезное оборудование, имеющееся только в профессиональных колесных центрах.

Существует и автоматическая балансировка, но она не для легковых, а для грузовых авто. В колесо мастер засыпает специальную гранулу, бисер, песок. В процессе движения за счет центробежной силы материал притягивает к шине внутри.  В результате получается самобалансировка. Очень жаль, что технология недоступна для легковых авто.

Оборудование

Оборудование бывает разное – стационарное и мобильное. Стационарные станки могут определять величину неуравновешенности только демонтированного колеса. Данные станки могут иметь электрический или же ручной привод.

На первых моделях диск крутится за счет электромотора. Во втором случае – его нужно крутить вручную. Не важно, что заставляет диск вращаться – на точность это ни капли не влияет.

Простые модели станков работают со стальными дисками и с несколькими видами литых. Более сложное оборудование может без проблем работать с дисками любых конструкций. Программа сама способна размещать грузик в любой  точке.

Электронная часть серьезных стендов способна выполнять массу полезных функцией. К примеру, она может делить большие грузы на много мелких с разнесением их в разные точки. Данные режим действует, если дисбаланс огромный.

К сведению: Почему течет масло из двигателя, как найти и устранить протечку

В этом случае стенд показывает несколько точек. Еще полезная функция – оптимизация. Электроника анализирует дисбаланс шины и диска, затем находит оптимальное положение друг относительно друга, тем самым обеспечивая максимальный баланс. С помощью данной функции можно снизить количество грузов на диске.

Мобильное оборудование – это подкатные стенды под автомобиль. С ними можно проводить балансировку, не снимая колес. Плюсы в том, что стенд учитывает и другие вращающиеся массы – это могут быть ступицы, тормозные диски или барабаны. Чаще всего такие стенды применяют для финишных работ после стационарного стенда.

Как правильно делается балансировка

Колесо тщательно очищают, затем устанавливают на станок. Далее оборудование рассчитывает вес грузиков и точки для монтажа.

Слесарь устанавливает грузик и проверяет баланс. Если все показатели в норме, то колесо устанавливают на автомобиль. Если баланса нет, то процесс продолжается дальше.

Ошибки

Существует ряд правил, которые нужно соблюдать:

  • Диск нужно тщательно очистить. Грязи обычно много на внешней и на внутренней части. Автоматика рассчитывает вес грузиков. Если работать с грязным диском, то можно потерять баланс уже на первой кочке, когда от диска отвалится крупная грязь;
  • Обязательно снимают все старые грузики;
  • Часто бывает, что покрышка просто не встала на место. Снаружи этого не видно, а на процесс балансировки это влияет;
  • Колпаки и другие аксессуары могут добавить дисбаланс.

Эти ошибки часто допускают на шиномонтажных мастерских, ведь там работают не на качество, а на объем и скорость.

Как понять, что колеса отбалансированы

Как было описано выше, без специального стенда сложно сказать отбалансированы колеса или нет. Но если при движении на высоких скоростях отсутствуют вибрации, если износ покрышек равномерный, если нет посторонних шумов, а езда стала комфортной, тогда баланс правильный.

Балансировка колес, и почему это так важно

Каким образом осуществляется балансировка и при каких ситуациях эта процедура необходима?

Большинство автолюбителей задаются вопросом – нужна ли балансировка колес непосредственно после монтажа новых покрышек либо эта процедура необходима и после каждой перебортовки? Можно ли сбалансировать только передние колеса, а задние оставить как есть?

На что влияет балансировка колес?

Балансировка связана с удобством передвижения на транспортном средстве – несбалансированные колеса вызывают вибрацию, которая не очень приятна для водителя, также ускоряется износ шин, дисков и подвески. Следовательно, балансировка влияет и на правильную работу подвески. Когда колеса не сбалансированы машина теряет устойчивость при движении на высоких скоростях, что чревато возникновением ДТП на дорогах.

Главное в балансировке – равномерное распределение веса колеса относительно его центра. После проведения балансировки вибрирование становится минимальным, предотвращается износ дисков и покрышек.

Как делают балансировку колеса?

Балансировка колеса – это ликвидация дисбаланса колеса, когда его масса неравномерно распределена по ширине. Специалист шиномонтажа ставит компенсирующие грузики с обеих сторон обода диска в нужных местах. Работа проводится на предназначенном для балансировки станке, он автоматически находит места для установки грузиков. В зависимости от вида диска определяется тип грузиков, которые будут использованы — грузики могут быть сделаны из свинца, цинка и отличаться по весу – от 5 до 100 г.

Грузы различают:

  • набивные;
  • клеящиеся.

Набивные применяются, как правило, для балансировки колес со штампованными дисками. Грузики закрепляют на наружном и внутреннем краю диска.

Клеящиеся используют для колес, у которых диски кованые или литые. Их ставят с края диска, с внутренней стороны, возле спиц.

Специалисты считают, что набивной груз удобнее. Клеящийся груз хуже переносит резкие перепады температуры, а также мороз – груз теряет липучесть и может отпасть. Кроме того, вероятно отпадание груза при мойке под напором воды.

Когда нужна балансировка?

Балансировка требуется после того, как были установлены колеса, а также после перебортовки. Мастера советуют делать балансировку систематически, поскольку она может нарушаться по причине:

  1. Колесо попало в яму, диск деформировался, смещается центр тяжести, нарушается баланс колеса.
  2. Колесо изготовлено неточно. Это может быть как неоднородный материал, так и некорректная геометрическая форма колеса или отклонение размеров.

Задние колеса также требуют балансировки. Разбалансировка передних колес, как правило, заметна больше, чем дисбаланс задних колес. Ее можно заметить при скорости более 120 км/ч – машина начинает вибрировать. Разбалансировка задних колес разрушает покрышки, подвеску, диски.

Балансировка колес

Есть некоторые особенности балансировки колес:

  1. Не следует подвергать балансировке грязные колеса. Грязь, камни в протекторе не позволят сделать правильную балансировку.
  2. Также следует перед балансировкой удалить поставленные ранее компенсирующие грузики.

Балансировка требуется для удобства передвижения, сохранения колес в рабочем состоянии на длительное время, и, кроме того, для правильной работы подвески. Еще нужно не забывать о том, что балансировка требуется и для задних колес машины.

Основные ошибки при балансировке

  1. Посадка шины на диск. Иногда, устанавливая шину, специалист забывает или недостаточно хорошо обрабатывает борта шины специальным раствором, поэтому шина за счет внутреннего давления воздуха будет неправильно «сидеть» на диске. Учтите, если мастер говорит вам, что покрышка низкого качества либо старая, и по этой причине не балансируется, то, может быть, причина заключается в неправильной посадке.
  2. Когда вес грузиков во время балансировки колес выше допустимой нормы (например, выше 60 г для легкового автомобиля), тогда следует осадить шину на диск полностью и провернуть ее по диску. Этот способ часто помогает уменьшить массу грузиков.
  3. Необходимо иметь в виду, что отдельные производители устанавливают цветную отметку на покрышке, помечая наиболее легкий участок. В ходе установки данная отметка должна находиться недалеко от ниппеля. Если следовать данному принципу, то может понадобиться меньше балансировочных грузиков.

Зачем нужна балансировка колес и причины появления дисбаланса -Блог TAM.BY

Случается, что ДТП является следствием неправильного функционирования его узлов и агрегатов. Одной из причин может стать не выполненная вовремя балансировка колес, которая влияет на управляемость автомобиля. При несвоевременном выполнении затрудняется управление транспортным средством и увеличивается вероятность трагических происшествий на дороге. Крайне важно понимать, зачем нужна балансировка колес и чем обусловлены неисправности, связанные с разбалансировкой, чтобы вовремя предотвратить сложности, возникающие в процессе управления автомобилем.

Что такое балансировка колес и зачем она нужна?

балансировка колеса

Суть балансировки колес – максимально равномерно распределить массу всех составных элементов колеса относительно оси его вращения, т.е. сбалансировать их. Необходимость балансировки объясняется целым комплексом причин:

  • существенно повышается управляемость автомобилем и нормально выполняются маневры на дорогах;
  • значительно продляется срок службы ходовой части автомобиля;
  • обеспечивается безопасность движения для всех его участников.

Как и когда можно понять, что необходимо проводить балансировку колес?

снятие шины с авто

Для водителей важно знать не только, зачем нужна балансировка колес, но и насколько часто нужно проводить ее. Подобная необходимость может возникнуть, если вы планируете длительную дальнюю поездку. Проверить, насколько все хорошо с балансом, следует, если вы переходите с летней на зимнюю резину.

Важно сделать балансировку, когда потребовалось заменить колесо после прокола или выхода колеса из строя. Автолюбители со стажем обязательно отметят, что неравномерный износ шин может привести к износу комплектующих, и на этот фактор просто невозможно не обратить внимания, ведь «лысые» покрышки – это потенциально опасный фактор возникновения ДТП на дорогах!

А если вы чувствуете, что управление автомобилем затруднено, его то и дело уводит в сторону, для руля стало характерно бияние, во время движения появились дополнительные вибрации, то следует обратиться на шиномонтаж для проверки баланса.

Основные причины возникновения дисбаланса колес

дисбаланс колеса на компьютере

Разбалансировка и существенная потеря управляемости автомобилем может возникнуть по целому ряду причин. Первым и одним из самых важных является плохое качество дорожного покрытия: выбоины, ухабы, ямы. На скорости колесо деформируется, а при условии длительной езды по такому дорожному покрытию это может превратиться в серьезную проблему. Эти же недостатки на дорогах приводят к необходимости делать развал-схождение. На появление дисбаланса влияет и поездка по пересеченной местности по грязи, и крайне изношенная резина на колесах, а также агрессивная манера движения, предусматривающая резкие торможения и рывки.

Этапы проведения балансировки

балансировка колеса на стенде

Шаг 1. Колесо крепится на специальном балансировочном станке строго по оси вращения, с обеих сторон диска привешиваются специальные свинцовые грузики.

Шаг 2. Колесо начинают раскручивать, и в ходе раскручивания на специальном стенде механик останавливает колесо и меняет положение грузиков, добиваясь его уравновешивания по центральной оси симметрии. Современные электронные стенды помогут вам добиться оптимального результата – колесо будет сбалансировано согласно электронным показателям.

Финишная балансировка колес

финишная балансировка

Финишная балансировка – это последовательное удаление погрешностей возникших в ходе предыдущих стадий на специальном финиш-станке. Проводится в комплексе со сборкой ходовых элементов. Финишная балансировка определяет, как будет двигаться автомобиль на высокой скорости, применяются высокоточные параметры уравновешивания. Результаты балансировки высвечиваются на специальном стенде, который гарантирует безопасную длительную езду.

Как узнать, что балансировка проведена неудачно?

колесо на балансировочном стенде

Если сохраняется вибрация на скорости, авто уводит в сторону, усиливаются заносы и невозможность прямолинейного движения, то это говорит о том, что есть необходимость в повторной балансировке.

 

Теперь вы знаете, зачем нужна балансировка колес, а чтобы найти шиномонтажную мастерскую, где услуга будет оказана на высоком уровне,
изучите отзывы в каталоге TAM.BY.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *