Что такое коленвал: Коленчатый вал — что такое коленвал в автомобиле: устройство

Коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания: устройство, назначение, принцип работы — Autodromo

Без рубрики

Автор admin На чтение 3 мин Просмотров 1.9к. Опубликовано

Коленчатый вал (коленвал) двигателя – это одна из важных деталей КШМ, расположенная в цилиндровом блоке. Вал преобразует поступательные движения поршней во вращательный момент, который через трансмиссию передается на колеса автомобиля.

Содержание

  1. Устройство коленчатого вала
  2. Принцип действия коленчатого вала
  3. Процесс смазки коленчатого вала

Устройство коленчатого вала

Сложная конструкция коленвала представлена в виде расположенных по одной оси колен – шатунных шеек, соединенных специальными щеками. При этом количество колен зависит от числа, формы и месторасположения цилиндров, а также тактности двигателя автомобиля. С помощью шатунов шейки соединяются с поршнями, совершающими поступательно-возвратные движения.

В зависимости от расположения коренных шеек коленвал может быть:

  • полноопорным – когда коренные шейки расположены по две стороны от шатунной шейки;
  • неполноопорным – когда коренные шейки расположены только по одну из сторон от шатунной шейки.

В большинстве современных автомобильных двигателей применяются полноопорные коленвалы.

Итак, основными элементами коленвала являются:

  • Коренная шейка – основная часть вала, которая размещается на коренных вкладышах (подшипниках), находящихся в картере.
  • Шатунная шейка – деталь, соединяющая коленвал с шатунами. При этом смазка шатунных механизмов осуществляется благодаря наличию специальных масляных каналов. Шатунные шейки в отличие от коренных шеек всегда смещены в стороны.
  • Щеки – детали, соединяющие два типа шеек – коренные и шатунные.
  • Противовесы – детали, которые предназначены для уравновешивания веса поршней и шатунов.
  • Фронтальная (передняя) часть или носок – часть механизма, оснащенная колесом с зубцами (шкивом) и шестерней, в некоторых случаях гасителем крутильных колебаний, который осуществляет контроль над мощностью привода ГРМ (газораспределительного механизма), а также других механизмов устройства.
  • Тыльная (задняя) часть или хвостовик – часть механизма, соединенная с маховиком при помощи маслоотражающего гребня и маслосгонной резьбы, осуществляет отбор мощности вала.

Фронтальная и тыльная сторона коленчатого вала уплотняется защитными сальниками, которые препятствуют протеканию масла там, где выступающие части маховика выходят за пределы блока цилиндров.

Вращательные движения всего механизма коленвала обеспечивают подшипники скольжения – тонкие стальные вкладыши, с защитным слоем антифрикционного вещества. Для предотвращения осевого смещения вала, применяется упорный подшипник, установленный на коренной шейке (крайней или средней).

Коленвал двигателя изготавливается из износостойкой стали (легированной или углеродистой) или модифицированного чугуна, методом штамповки или литья.

Принцип действия коленчатого вала

Несмотря на сложность самого устройства, принцип работы коленвала достаточно прост.

В камерах сгорания происходит процесс сжигания поступившего туда топлива и выделения газов. Расширяясь, газы воздействуют на поршни, совершающие поступательные движения. Поршни передают механическую энергию шатунам, соединенным с ними втулкой или поршневым пальцем.

Шатун в свою очередь соединен с шейкой коленвала подшипником, вследствие чего каждое поступательное поршневое движение преобразуется во вращательное движение вала. После того как происходит разворот на 180˚, шатунная шейка движется уже в обратном направлении, обеспечивая возвратное движение поршня. Затем циклы повторяются.

Процесс смазки коленчатого вала

Смазка коленвала обеспечивается за счет шатунных и коренных шеек. Важно помнить, что смазка коленчатого вала всегда происходит под давлением. Каждая коренная шейка обеспечена индивидуальным подводом масла от общей смазочной системы. Поступившее масло попадает на шатунные шейки по специальным каналам, расположенным в коренных шейках.

Что такое коленвал и почему он может сломаться

Что делает коленчатый вал таким незаменимым и как обеспечить ему активное долголетие?

Фото: Shutterstock В России появится еще один китайский бренд.

Модели, цены, подробности ГИБДД 2 августа «Шок» и «Бахус»: разбираемся во всех спецоперациях ГИБДД Конспекты 5 августа Как правильно выбрать омывайку и не ошибиться Технологии 28 июля Как работает подписка на автомобильные опции.
Примеры с ценами

Классический двигатель внутреннего сгорания способен какое-то время проработать без фильтров и даже с минимумом масла, но без коленчатого вала он просто не может существовать! Этот базовый элемент конструкции мотора является к тому же одним из самых дорогих в автомобиле.

  • Что это
  • Компоненты
  • Датчик
  • Неисправности
  • Как продлить срок службы

Что такое коленвал

Коленвал — это расположенный в блоке двигателя внутреннего сгорания (ДВС) элемент сложной формы, преобразующий возвратно-поступательное движение поршней во вращательное, которое через маховик и трансмиссию передается на колеса.

Слово «коленвал» является сокращением от термина «коленчатый вал». Употребляется и жаргонное обозначение элемента, «колено». Коленом также называют сегменты вала, смещенные относительно его оси вращения. Количество колен зависит от числа цилиндров.

В серийных ДВС имеется один коленвал, но создавались опытные образцы с двумя «коленами». Коленчатые валы изготавливают из литого высокопрочного чугуна и различных видов стали (для моторов с наддувом и дизелей). В ДВС малой и средней мощности для сокращения стоимости производства могут применяться стальные коленчатые валы, полученные методом горячей штамповки, а наилучшими характеристиками обладают кованые стальные элементы. В автомобильных ДВС, в отличие устанавливаемых на мототехнике, используют неразборные коленвалы.

Основные компоненты коленвала

В коленчатом вале любого ДВС выделяют следующие основные компоненты:

  • Коренные шейки — сегменты вала, находящиеся на его оси вращения. 
  • Шатунные шейки — сегменты вала, смещенные относительно его оси вращения и коренных шеек. Служат для крепления шатунов с поршнями и воспринимают передаваемое от них усилие. Диаметр шатунных шеек меньше, чем у коренных.
  • Щеки — как правило, округлые или эллиптические диски, служащие для соединения коренных и шатунных шеек. В щеки также интегрированы противовесы, предназначенные для снижения уровня вибраций ДВС.
  • Носок — передняя часть коленвала, к которой крепится звездочка / шкив привода газораспределительного механизма и вспомогательных систем.
  • Хвостовик (фланец маховика) — задняя выходная часть коленвала, соединенная с маховиком, а через него — с трансмиссией.
  • Масляные каналы — система полостей во всех шейках и щеках вала для подачи масла к трущимся частям.
  • Из чего состоит коленчатый вал

    По типу опоры различают две разновидности коленвалов:

  • Полноопорные. У таких валов коренные шейки располагаются по обеим сторонам от шатунных и их на одну больше. Сложны в изготовлении, но позволяют сочетать легкость и надежность конструкции. Сегодня являются самым распространенным видом коленвалов.
  • Неполноопорные. В таких валах коренных шеек меньше, чем шатунных, а с обеих сторон щеки могут располагаться смещенные относительно друг друга шатунные шейки. Проще в производстве, но из-за меньшего числа точек опор (коренных шеек) для получения приемлемого уровня надежности должны быть более тяжелыми.
  • Датчик коленвала

    Бензиновые и дизельные двигатели с электронной системой управления имеют датчик коленвала или датчик положения коленвала (ДПКВ). Он необходим для синхронизации систем зажигания и впрыска топлива. Рассогласованность в их работе, вызванная неисправностью ДПКВ, может привести к тому, что двигатель не заведется или заглохнет.

    ДПКВ могут устанавливаться:

  • У шкива коленвала.
  • В блоке ДВС.
  • В корпусе коробки передач.
  • По принципу действия различают следующие виды ДПКВ:

  • Магнитные — основаны на эффекте электромагнитной индукции, не требуют источника питания.
  • Датчики Холла — измеряют напряженность магнитного поля. Точнее магнитных, но требуют подключения к источнику питания.
  • Оптические — срабатывают при затенении светодиодного источника света специальным устройством.
  • ДПКВ, как и любое устройство, может выйти из строя. Причины этого следующие:

  • Механические повреждения при выполнении ремонтных работ в моторном отсеке.
  • «Затенение» датчика посторонними предметами.
  • Окисление недостаточно загерметизированных контактов датчика.
  • Как проявляется неисправность ДПКВ?

  • Затрудненный пуск двигателя, особенно в сырую погоду.
  • Плавающие обороты двигателя как при остановке, так и в движении.
  • Детонация в цилиндрах при высоких нагрузках, проявляющаяся в повышенной вибрации двигателя.
  • Явное снижение мощности.
  • При работающем стартере двигатель не заводится, а стрелка тахометра при этом неподвижна.
  • Двигатель внезапно глохнет.
  • На панели приборов загорается индикатор Check engine.
  • К счастью, ДПКВ не «умирает» скоропостижно, поэтому при появлении таких симптомов, как правило, есть возможность добраться до сервиса. Самостоятельно поменять ДПКВ на дороге у большинства современных автомобилей крайне сложно, поскольку их моторные отсеки плотно нафаршированы различным оборудованием.

    Неисправности коленвала

    Коленвал — вещь массивная и «железная», но и нагрузки он испытывает серьезные, а потому «колено» тоже может заболеть. Чем?

    Задиры шатунных шеек

    Главная причина — недостаточная смазка элемента, испытывающего сильные нагрузки. Что к этому привело — плохое качество масла, забитый масляный фильтр или конструктивный просчет, — дело второе. Задиры не позволяют коленвалу свободно вращаться в подшипниках (вкладышах), из-за чего возникает перегрев, чреватый деформацией коленвала. Если своевременно принять меры, можно ограничиться шлифовкой шатунных шеек и подбором более толстых ремонтных вкладышей.

    Коленвал — вещь массивная и «железная», но и нагрузки он испытывает серьезные

    Срез шпонки коленвала

    Шпонка — вставляющийся в пазы миниатюрный металлический клин, который в данном случае позволяет закрепить на носовой части коленвала звездочку / шкив привода газораспределительного механизма и вспомогательного оборудования. Некачественный металл становится причиной среза шпонки. Поврежденный паз в коленвале можно попытаться восстановить сваркой с последующей фрезеровкой.

    Износ отверстий фланца коленвала

    Этот дефект, вызванный усталостью металла, можно устранить, рассверлив отверстия под бóльший диаметр болтов.

    Течь масла из-под сальников

    Со временем сальники, установленные на задней и носовой части коленвала, изнашиваются и начинают пропускать масло, которое может попасть на сцепление и/или ремень ГРМ, что чревато отказом первого и обрывом второго. В таком случае дорогостоящий ремонт обеспечен.

    Как продлить срок службы коленвала

    Коленвал не та деталь двигателя, к которой можно легко добраться, а любая неисправность элемента может больно ударить по карману. Чтобы не нарваться на крупные неприятности, лучше выполнять элементарные меры профилактики:

  • Своевременно менять масло в двигателе на рекомендованное производителем.
  • Выбирать качественные масляные фильтры и менять их одновременно с заменой масла.
  • Периодически проводить визуальный осмотр на предмет утечки моторного масла из-под сальников.
  • Не допускать перегрева двигателя.
  • Следить за состоянием прокладки головки блока цилиндров, чтобы не допустить попадания в моторное масло охлаждающей жидкости и топлива.
  • Коленвал не та деталь двигателя, к которой можно легко добраться, а любая неисправность элемента может больно ударить по карману

    Что такое коленчатый вал и для чего он нужен?

    • двигатель

    Обновлено 9 октября 2019 г.

    Джейсон Унрау

    Из всех движущихся частей двигателя коленчатый вал является самым большим и тяжелым.

    Без сомнения, коленчатый вал является основой, на которой построен двигатель внутреннего сгорания.

    Ни одна часть процесса – впуск, сжатие, сгорание или выпуск – не происходит без коленчатого вала, приводящего его в движение.

    Но для большинства людей не совсем понятно, как работает коленчатый вал.

    Вот как это работает, каково его назначение и что может выйти из строя с коленчатым валом.

    Что такое коленчатый вал?

    Название «коленчатый вал» восходит к началу 20-го века, когда автомобильные двигатели запускались с помощью кривошипной рукоятки, а его проворачивание буквально означало вращение коленчатого вала с помощью рукоятки.

    Сегодня эту функцию выполняют электростартеры, но внутренний компонент по-прежнему называется коленчатым валом.

    Коленчатый вал вращается внутри двигателя, но прочно удерживается в одном месте на шейках коренных подшипников.

    Затем поршни, перемещающиеся в цилиндрах вверх и вниз, крепятся шатунами к шейкам шатунных подшипников.

    Шатунные шейки шатунных подшипников стратегически расположены в шахматном порядке, поршни перемещаются в ритме, уравновешивающем массу двигателя во время движения.

    Имейте в виду, что коленчатый вал должен быть очень прочным – он делает сотни или тысячи оборотов в минуту!

    Но на этом работа коленчатого вала не заканчивается.

    Звездочка на передней части коленчатого вала синхронизирует его с распределительным валом.

    Совместная работа этих деталей обеспечивает бесперебойную работу двигателя.

    Как узнать, есть ли проблема с коленчатым валом?

    Смазка чрезвычайно важна для поддержания коленчатого вала в хорошем состоянии.

    Таким образом, если замена моторного масла не выполняется регулярно, это может привести к износу коленчатого вала или его выходу из строя.

    Проблемы с коленчатым валом обычно незаметны. К ним относятся:

    • Детонация двигателя из-за чрезмерного износа коренных и шатунных подшипников коленчатого вала
    • Низкие показания давления масла из-за небрежных допусков
    • Двигатель, который не заводится из-за заклинивания

    Можно ли отремонтировать коленчатый вал?

    Неисправность коленчатого вала является серьезной проблемой, и даже незначительное повреждение коленчатого вала может привести к серьезным проблемам.

    В некоторых случаях выемки или царапины на шейках можно заменить и установить подшипники большего размера, чтобы компенсировать материал, удаленный с коленчатого вала.

    Если повреждение не может быть устранено полностью, необходимо установить новый коленчатый вал, иначе вскоре после этого вы рискуете снова выйти из строя.

    Сколько стоит замена коленчатого вала?

    Как уже упоминалось, замена коленчатого вала — это всегда капитальный ремонт.

    В большинстве случаев это неотъемлемая часть ремонта двигателя.

    Для большинства автомобилей коленчатый вал как отдельный компонент стоит от 400 до 800 долларов.

    Однако для замены коленчатого вала опытному механику потребуется больше рабочего дня, плюс потребуются прокладки, жидкости и другие мелкие детали.

    В среднем замена коленчатого вала для большинства моделей может стоить от 2000 до 2800 долларов.

    Если вам требуется замена коленчатого вала, рекомендуется пригласить квалифицированного механика для выполнения этой работы, чтобы убедиться, что она выполнена правильно.

    Вы можете использовать AutoGuru для поиска и сравнения местных высококачественных механиков, чтобы заказать замену коленчатого вала.

    Автор:

    Джейсон Унрау но он с детства подсел на автомобили и механику.

    Одной из его первых машин была Mazda RX-7 80-го года выпуска, которой очень не хватает до сих пор. Ford Torino GT 68-го года, универсал Ford Country Squire Woodie 1966-го и Suzuki GSX-R 750 1996-го года побывали в его парке автомобилей, мотоциклов и грузовиков за последние два десятилетия.

    Гордость и радость Джейсона находится в стадии сборки — кабриолет Mazda RX-7 88 года выпуска с турбонаддувом. Также в его резюме есть официальная сертификация CASCAR.

    Что такое коленчатый вал и для чего он нужен?

    Вы здесь

    Главная | Что такое коленчатый вал и для чего он нужен?

    Что делает коленчатый вал?

    Коленчатый вал двигателя проходит внутри нижней части двигателя автомобиля и преобразует вертикальное движение поршней в горизонтальное вращательное движение, которое в конечном итоге приводит в движение колеса через коробку передач.

    Коленчатые валы существуют сотни лет, они использовались на водяных мельницах и лесопилках. В конечном итоге они стали заметными в гребных лодках, превращая энергию паровых поршней во вращательную энергию для гребных колес.

    В современных автомобилях коленчатый вал состоит из равномерно расположенных «бросков» (их четыре в четырехцилиндровом двигателе, как показано ниже ), которые прикреплены к днищу поршней с помощью шатунов. Эти «броски» смещены от оси коленчатого вала, что и создает энергию вращения.

    Коленчатый вал прикреплен к двигателю большими подшипниками на обоих концах. Он соединяется с маховиком, а через него и со сцеплением.

    При включенном сцеплении энергия вращения коленчатого вала передается через коробку передач и далее через дифференциал на карданные валы, прикрепленные к колесам, что создает способность автомобиля двигаться.

    Распределительный вал и коленчатый вал

    Распределительный вал расположен в верхней части двигателя и приводится в движение коленчатым валом через цепь или зубчатый ремень.

    Распределительный вал (их может быть до четырех на двигатель, , хотя на приведенной ниже схеме коленчатого вала показаны два ) имеет выступы кулачка по всей длине, которые работают с клапанным механизмом (который состоит из толкателя, толкателя клапана, пружины клапана, клапана и толкатель или коромысло) для облегчения поступления воздуха и топлива в камеру сгорания и выхода выхлопных газов после рабочего такта цикла двигателя внутреннего сгорания.

    Вращающиеся кулачки распределительного вала открывают и закрывают клапаны двигателя. Лепестки различаются по размеру и форме от двигателя к двигателю, чтобы регулировать продолжительность открытия клапана и насколько. Чем больше клапанов, тем больше воздуха и топлива может быть втянуто и тем больше выхлопных газов может выйти, что увеличивает мощность двигателя.

    Коленчатый вал двигателя расположен в нижней части двигателя (как показано на схеме ниже) и соединен с поршнями соединительными путями – движение поршней вниз в результате процесса сгорания приводит к вращению коленчатого вала вращать.

    Что не так с коленчатыми валами?

     Коленчатый вал – чрезвычайно сложная и тщательно отточенная конструкция, состоящая не только из шатунов. Ключевые детали включают шатунные шейки, масляные каналы, шпоночный паз, коренные шейки и монтажный фланец маховика.

    Кривошип двигателя также содержит множество встроенных грузов и противовесов, которые предназначены для сведения к минимуму вибрации при вращении.

    Любая такая вибрация может усилиться и вызвать повреждение подшипников, в которых установлен коленчатый вал, а также шатунов и поршней.

    Прежде чем это произойдет, устройство, называемое датчиком положения коленчатого вала, должно обнаруживать неисправности.

    Датчик положения коленчатого вала (показан ниже) установлен на блоке цилиндров и определяет скорость вращения и положение коленчатого вала. Датчик коленчатого вала отправляет эту информацию в ЭБУ автомобиля, который вносит коррективы для оптимизации работы двигателя.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *