Неправильный лимузин: расцвет и закат Tatra 613
Правда, «воздушник» оказался под стать габаритам и назначению автомобиля – под коротким капотом скрывалась V-образная «восьмерка» рабочим объемом 3,5 литра, которая благодаря четырем распредвалам (!), паре карбюраторов и бесконтактной системе зажигания выдавала вполне приличные по тем временам 165 л. с.
Правда, физику не обманешь: мотор с воздушным охлаждением напоминал Запорожец не только по схеме, но и по звуку. Такое «звуковое сопровождение» для представительского седана, конечно, не совсем комильфо, но концептуально легковая Татра могла быть только такой.
Зато стрекочущее сердце позволяло массивному автомобилю разгоняться до 200 км/ч, да и по динамике она превосходила большинство массовых «легковушек» того времени. Восемь цилиндров любили пить бензин через два карбюратора Jikov: расход топлива легко достигал 18-20 литров. Впрочем, потенциальных «владельцев» это нисколько не смущало, ведь заправлялись Татры за казенный счет!
Многие технические решения автомобиля не выглядят архаичными и сегодня: передняя подвеска типа МакФерсон, рулевая рейка с гидроусилителем, вентилируемые дисковые тормоза на всех колесах… Высокий статус 613-й подтверждала и комплектация, которая уже в базе предусматривала электроприводы стекол, кондиционер (!) и две автономные салонные «печки», работающие на бензине (еще одна аналогия с Запорожцем).
Таким образом, по оснащению и уровню «штучности» сборки чешский седан заметно опережал «ширпотребные» советские Волги, являясь, скорее, аналогом Чайки ГАЗ-14. К слову, советские чиновники, которым ГАЗовская Чайка была не по статусу, любили эту «иномарку», ведь она превосходила не только «двадцать четвертую» Волгу, «положенную» им в табели о рангах, но и новейший ГАЗ-3102.
www.kolesa.ru
А в багажнике – V8: тест-драйв Tatra 613-3
Можно коллекционировать Форды Мустанги или Понтиаки GTO и быть как все (у кого есть на это деньги). А можно купить автомобиль, который на дороге узнают только единицы, и получать дьявольское удовольствие от недоумённых лиц водителей, пытающихся опознать твою машину, ощупывающих её взглядом в поисках шильдика, чешущих затылок и мучающих потом свой смартфон вопросом «окей, гугл, что это за тачка?» Именно таким автомобилем может быть Татра 613 – довольно редкая, но в своё время весьма культовая машина небольших партийных руководителей и директоров различных предприятий.
Нам повезло не только найти такую машину, но и покататься на ней по улицам города, получив от этого нереальное удовольствие и вызвав зависть соседей по потоку на скучных «финиках» и банальнейших «бумерах». Но сначала – пару слов о том, что такое Татра 613.
В Волгу – поздно, в Чайку – рано
Само собой, партийные деятели никак не хотели ездить на том, на чём ездила вся советская страна. Тем, кто поднялся по служебной лестнице достаточно высоко, полагались Чайки или ЗиЛы. А что делать беднягам, которым сесть в обычную Волгу уже зазорно, а более пафосные машины не положены по рангу? Вот им и покупали Татры 613, которые в ЧССР разрабатывались как раз для этой категории привилегированных граждан. Вспомним, как это было.
С 1956 по 1975 годы в Чехословакии выпускали интереснейший автомобиль – Татра 603. Это была машина представительского класса, в СССР на ней ездили заместители председателя КГБ СССР. Автомобиль имел заднемоторную компоновку и просто умопомрачительный дизайн. Но время шло, машина устаревала, пришла необходимость сделать что-то новое. Для разработки дизайна обратились не к кому-то там, а к настоящим мастерам – итальянской Carrozzeria Alfredo Vignale. Что из этого получилось, мы посмотрим чуть дальше.
Так как продажа Татры 613 в частные руки не планировалась, то и общий тираж этих автомобилей не был слишком большим: их собирали около тысячи штук в год, но – вручную. Серийно машину начали выпускать в 1974 году, а закончили в 1996, за весь срок производства было выпущено четыре модификации автомобиля. Наша сегодняшняя Татра была произведена в 1992 году. Свою молодость она провела в министерстве атомной энергетики, а к нынешнему владельцу попала в прошлом году с пробегом около 67 тысяч километров. Почти всё на машине осталось родным, кроме противотуманных фар (пока не удалось найти оригинальные, да и вряд ли это уже возможно). Давайте приступим к осмотру этого редкого, но по-своему чудесного автомобиля. А если вам хочется еще подробностей об истории – читайте недавний
Неопознанный Ездящий Объект
613-я Татра – автомобиль редкий, что совместно с экзотическим экстерьером делает его загадкой на дороге. Небольшой значок Татры на декоративной решётке разглядеть тяжело, поэтому в потоке Фокусов и Лансеров он всегда остаётся загадкой. Что же интересного в экстерьере этой машины?Кто-то в силуэте Татры 613 видит что-то от Ситроена, кто-то – от Сааба, а кто-то угадывает в нём Рэнж Ровер, на который упала бетонная плита перекрытия. Автомобиль довольно большой, и это явно не бюджетная модель – тут не надо быть Джереми Кларксоном, чтобы не опознать представителя элиты автомира восточноевропейского производства. Удалось ли итальянцам сделать что-то выдающееся? Хм, не знаю. Сбоку и сзади автомобиль просто безупречен (1974 год, не забываем!), а вот передняя часть… Может, им не заплатили? Можете сказать, что я придираюсь, но ездить с ящиком для рассады вместо облицовки – это дурной тон. Впрочем, вопрос к этой детали может возникнуть только при рассматривании всех элементов отдельно, в общем облике всё достаточно гармонично.
Весьма необычно выглядит автомобиль сзади. Пусть даже задние фонари и напоминают весьма нескромно Mercedes W123, но «плавники» вдоль заднего стекла добавляют облику немного футуристичности. Они же, кстати, сбоку делают Татру похожей на лифтбек, хотя это обычный седан. Конечно, нельзя не заметить две выхлопные трубы, что как бы намекает…
Двигатель расположен сзади, поэтому открываем крышку багажника.
Два карбюратора одного мотора
Несмотря на то, что компоновка Татры 613 считается заднемоторной, по факту она близка к среднемоторной: силовой агрегат лежит практически над задней осью, а не за ней. Что в итоге получилось? С одной стороны, результатом стала хорошая развесовка (45/55), с другой – мотор «уехал» далеко в глубину отсека, что делает доступ к нему весьма затруднённым. Однако пора сказать пару слов о двигателе.Силовой агрегат Татры 613 – V-образный восьмицилиндровый мотор, марка которого совпадает с названием автомобиля – Tatra 613. Мощность на нашем автомобиле – 143 л. с., хотя её можно было поднять почти до 170. Объём мотора – немалые три с половиной литра. Топливо-воздушную смесь готовят два карбюратора Jikov 32/34 DDSR. Двигатель, что вполне в традициях Татры, имеет воздушное охлаждение, и первое, что видит открывший крышку человек, это турбину для охлаждения мотора. Воздух, поступающий в воздушный фильтр, подогревается отработавшими газами, патрубок этой системы хорошо виден на воздухозаборнике корпуса фильтра.
Для отопления используются независимые бензиновые печки, одна из которых стоит в центральной части торпедо, а другая – в том месте, где у большинства автомобилей двигатель. Она скрыта под панелью, являющейся полом багажного отделения.
Заправлять Татру приходится 95-м бензином, на меньшее она не согласна. При этом расход топлива не самый скромный: даже по трассе можно спокойно перевалить за 15 литров на 100 км. При этом машина позволяет ехать до 190 км/ч, если, конечно, заставить замолчать свой инстинкт самосохранения.
Скромное величие чехословацкого комфорта
Всем известно: чтобы попасть в машину, надо открыть дверь. Ей-богу, это первый автомобиль, в который я попал не сразу. Ладно бы, что у него двигатель сзади, что он с принудительным воздушным охлаждением, так и этого было мало: ручки открывания тоже сделаны как-то вверх ногами, поэтому не сразу можно понять, что там надо надавить и куда, чтобы открыть дверь. После нескольких попыток я попал в салон.Что можно сказать об интерьере? Мне показалось, что к его созданию итальянцев из Carrozzeria Alfredo Vignale уже не допустили. А если серьёзно, то не самый потрясающий дизайн приборной панели – это «фишка» многих автомобилей, проектируемых в качестве служебных. Удобно тут должно быть тем, кто, развалившись на заднем сиденье, едет по своим делам в какое-нибудь министерство или обком. Однако не надо думать, что водительское место какое-то ущербное, нет. Оно вполне удобное, но панель выглядит заметно дешевле самого автомобиля. Посмотрим, что на ней есть.
Два центральных прибора – спидометр и тахометр, причём разметка спидометра заканчивается на 220 км/ч. Крайние приборы – указатель температуры и уровня топлива. В самом центре расположена комбинация сигнальных ламп: дальнего света, указателей поворота, давления масла, стояночного тормоза. Из каких-то странных соображений часть ламп перенесена в самое незаметное место, слева под дефлектором, если постараться, можно найти контрольные лампы обогрева стекла, «подсоса», зарядки аккумулятора.
В остальном органы управления расположены в привычных местах и об их назначении говорят понятные любому водителю пиктограммы. Кнопки противотуманок, освещения салона, обогрева стёкол и регулировку прерывистого режима стеклоочистителей зачем-то разместили в области рукоятки стояночного тормоза между передними сиденьями. Даже в «богатой» комплектации тут нельзя найти передних электрических стеклоподъёмников, хотя для VIP-пассажиров задних кресел их иногда ставили. Видимо, иначе они могли там совсем помереть от скуки, ибо развлечь себя сзади решительно нечем.
Несомненное достоинство салона – это его размеры. Он просторный, причём очень удобно можно сесть и на передних сиденьях. Водитель должен был помнить о том, что отопитель тут независимый, а положение ключа в замке зажигания никак не влияет на его работу. Вышел из машины – выключи потребители, иначе можно остаться наедине с севшим аккумулятором. Ну всё, хватит рассматривать этот островок социалистического пафоса, пора за руль.
Крутить всегда, крутить везде!
При повороте ключа где-то сзади просыпается маленький бегемотик. Что он тяжёлый и сильный, скорее чувствуется интуитивно, потому что никакого чрезмерного шума в салоне нет. Тишина не идеальная, но вполне на уровне. Ищу ногами педали и чуть-чуть удивляюсь: весь педальный узел убежал куда-то вправо. Сначала кажется неудобным, но привыкаешь очень быстро, и даже начинает нравиться: педали не перепутаешь, под левой ногой – удобная огромная площадка. Жаль только, что в 1992 году даже на машине представительского класса нельзя было поставить хотя бы простенькую АКПП. Хорошо, что механическая четырёхступенчатая коробка работает прекрасно.Чтобы сдвинуть машину с места, приходится раскрутить двигатель. Но вот только он этого не очень хочет: он медленно реагирует на нажатие педали газа. Жмёшь педаль и смотришь на стрелку тахометра: когда же ты уже доползёшь хотя бы до двух тысяч? Но даже бабушка с палочкой быстрее бежит по «зебре», чем стрелка тахометра по шкале. Но, наконец, двигатель оживает, и можно ехать. И теперь самое главное – не давать ему уронить обороты, тысяч до двух с половиной он ведёт себя как выброшенный на берег кит: лежит и почти не дышит. Поэтому на первой скорости разгоняемся до 40 км/ч, на второй – до 60, а дальше – как пойдёт. На высоких оборотах мотор ведёт себя просто великолепно, он начинает разгонять машину очень резво, видимо, краснея за своё постыдное поведение на низких оборотах.
Как только приходит понимание поведения воздушного агрегата, вождение Татры начинает приносить невероятное удовольствие. Руль, правда, немного тугой (ГУР? Не, не слышали), но на ходу вполне приемлемо. Кстати, рулевой механизм стоит реечный, что вроде бы должно быть полегче «червяка», но нет, рулить на малых скоростях тяжело. Зато тормоза вообще выше всяких похвал, своим поведением напоминают офицера белой армии: интеллигент вроде, но если прижать – мама не горюй, так рубанут, что мало не покажется. Недаром все тормоза – вентилируемые дисковые, с гидровакуумным усилителем.
Теперь несколько слов о работе подвески. Передняя – обычный Макферсон, а задние колёса имеют пружинную подвеску полуосей. Таким образом, независимая подвеска обеспечивает великолепную плавность хода, но при этом машина в поворотах не ведёт себя, как загулявший слесарь, а выдерживает траекторию достаточно точно и все манёвры совершает предсказуемо. Тем не менее на больших скоростях передние колёса начинают терять сцепление с дорогой. Видимо, в силу не самой удачной аэродинамики переднюю часть начинает открывать от дороги встречным ветром. Это, конечно, не очень хорошо, но и не слишком критично – «гонять» на этой машине никто не собирается.
Что стало с Татрой?
Этот автомобиль, конечно, имел своих поклонников, но и недруги у него были. По причине своей довольно нестандартной конструкции, Татра 613 иногда встречала непонимание со стороны водителей, не знающих тонкостей эксплуатации воздушного мотора или бензиновых независимых печек. Да и обслуживание машин не всегда было грамотным, а ремонтом такой иномарки хотели заниматься далеко не все. Поэтому этих автомобилей сохранилось не слишком много, и сейчас их уже начинают забывать, причём абсолютно незаслуженно, ибо хорошего в этих машинах всё-таки много. За всё время производства было выпущено всего чуть более 11 тысяч Татр-613. За этот период свет увидели четыре модификации этого автомобиля. Среди них хотелось бы отметить версию Tatra-613S «Специаль». Это была самая «шикарная» модификация 613-й, которую внешне легко отличить по квадратным блок-фарам и чуть удлинённому кузову. Комфорта в ней было чуть больше, да и двигатель стоял помощнее.Татра 700
А самым «злым» автомобилем стала Татра 700, построенная на базе 613-й, но сильно не похожая на неё и внешне, и внутренне. Мощность этого автомобиля в спортивном исполнении доходила до 430 л. с. Татры 700 выпускались после прекращения производства 613-х, с 1996 по 1999 год. Но в связи с тем, что они никому не были нужны, их сделали всего 65 штук, после чего плюнули на легковое направление и занялись только выпуском грузовиков. Что, если честно, у Татры получается гораздо лучше. В чем мы с вами сможем убедиться уже совсем скоро, протестировав легендарный чешский самосвал.
Читайте также:
www.kolesa.ru
1973–1980 | 1980–1989 | 1985–1991 | 1991–1995 | 1993–1995 | |
основные | |||||
---|---|---|---|---|---|
расположение руля | слева | ||||
количество дверей | 4 | ||||
количество мест | |||||
всего | 5 | 4 | 5 | 2 | 4 |
геометрия | |||||
габариты | |||||
длина | 5 025 мм | 5 185 мм | 5 000 мм | 5 530 мм | 5 130 мм |
ширина | 1 800 мм | ||||
высота | 1 505 мм | 2 310 мм | 1 505 мм | ||
колёсная база | 2 980 мм | 3 130 мм | 2 980 мм | 3 520 мм | 3 130 мм |
колея | |||||
передняя | 1 520 мм | 1 500 мм | 1 532 мм | ||
задняя | 1 520 мм | 1 505 мм | 1 532 мм | ||
дорожный просвет | |||||
стандарт | 180 мм | ||||
масса | |||||
снаряженная | 1 670 кг | 1 840 кг | 1 690 кг | 2 280 кг | 1 810 кг |
полная | 2 160 кг | 2 660 кг | 2 260 кг | ||
двигатель | |||||
расположение | сзади, продольно | ||||
система питания | 2 карбюратора | инжектор | |||
цилиндры/клапаны | V8/2 | ||||
объем | 3 495 см³ | ||||
мощность | |||||
мощность | 165 л.с. | 168 л.с. | 170 л.с. | 200 л.с. | |
в диапазоне от | 5 200 об/мин | 5 750 об/мин | |||
в диапазоне до | 5 200 об/мин | 5 750 об/мин | |||
крутящий момент | |||||
крутящий момент | 270 Нм | 300 Нм | |||
в диапазоне от | 3 300 об/мин | 4 000 об/мин | |||
в диапазоне до | 3 300 об/мин | 4 000 об/мин | |||
степень сжатия | 9,2 | 9,3 | |||
топливо | АИ-95 | ||||
турбонаддув | нет | ||||
охлаждение | воздушное | ||||
трансмиссия | |||||
привод | задний | ||||
коробка передач | МКПП 4 | МКПП 5 | |||
подвеска и рулевое управление | |||||
тип рулевого управления | Реечное | ||||
тип передней подвески (уст.) | Независимая пружинная | Независимая, поперечный рычаг, подпружиненная стойка | |||
тип задней подвески (уст.) | Независимая пружинная | Независимая, наклонный рычаг, винтовая пружина | |||
динамические характеристики | |||||
максимальная скорость | 190 км/ч | 160 км/ч | 230 км/ч | ||
разгон до 100 км/ч | 12,7 сек | 11,4 сек | 17 сек | 10 сек | |
ограничитель скорости | нет | ||||
эксплуатационные характеристики | |||||
объем топливного бака | 72 л | ||||
объём багажника | 430 л | 430 л | |||
расход топлива | |||||
Неустановленный метод | |||||
в городе | 18 л/100км | ||||
смешанный режим | 15,8 л/100км | 13,2 л/100км | 17 л/100км | 12,5 л/100км | |
тормозная система | |||||
ABS | нет | ||||
передние тормоза | |||||
тип | дисковые | ||||
задние тормоза | |||||
тип | дисковые | ||||
колёса и диски | |||||
передние | ?J × 14 215/70 R14 | ?J × 14 205/70 R14 | ?J × 16 205/55 R16 | ||
задние | ?J × 14 215/70 R14 | ?J × 14 205/70 R14 | ?J × 16 225/50 R16 | ||
место производства | Чехословакия | Чешская республика, Пржибарж | |||
www.autowp.ru
Tatra 613 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | Tatra | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1974—1996 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка | Tatra (Пршибор, ЧCСР/Чехия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Представительский класс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип кузова | 4-дверный 4/5-местный седан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновка | заднемоторная, заднеприводная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МКПП-4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кабриолет; специализированные варианты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 5025 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 1800 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 1505 мм (без нагрузки) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 160 мм (с полной нагрузкой) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 2980 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1520 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1520 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса | 1670 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разгон до 100 км/ч | 12,7 сек. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная скорость | 190 км/ч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегмент | F-сегмент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 470 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расход топлива | 15,4 л/100 км при 120 км/ч (бензин ОЧ 95) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 72 л (два бака) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дизайнер | Carrozzeria Alfredo Vignale | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
История создания Tatra 613 (Татра 613)
Сейчас мало кто вспомнит о том, что чешская компания Tatra, специализирующаяся на выпуске грузовиков, в середине прошлого века выпускала не просто «легковушки», а автомобили представительского класса. Причем в техническом плане автомобили от Tatra были весьма необычны. Последнее, впрочем, ни к чему хорошему в результате не привело.
В шестидесятых годах прошлого века чешские конструкторы вовсю работали над созданием Tatra 613 (Татра 613), которая должна была сменить заметно устаревшую к тому времени модель 603. Несмотря на то, что автомобилей представительского класса, которые можно было бы взять в качестве ориентира, на тот момент было предостаточно, инженеры из Копршивнице решили пойти своим путем. Традиционным для себя.
То есть расположить двигатель в задней части автомобиля. И если в модели 603 он находился за задней осью, то в Tatra 613 его предполагалось немного сдвинуть, расположив непосредственно над осью. Таким образом конструкторы Tatra пытались решить традиционные проблемы с управляемостью своих автомобилей, вызванные неидеальным распределением массы по осям.
А вот работать над дизайном в Tatra не решились, здраво рассудив, что с этим лучше справится итальянское кузовное ателье Carrozzeria. Мастера карандаша не подвели – автомобиль получился необычным, запоминающимся и полностью соответствующим царствующим в начале 70-х дизайнерским тенденциям. Угловатый силуэт Tatra 613 был достаточно легким, но при этом стремительным. Еще сильнее впечатляли необычные пропорции кузова. Других представительских автомобилей с длинным багажником, расположенным спереди, и скошенной задней частью в Европе просто не было.
В 1973 году Tatra 613 была представлена на выставке в Париже, а еще через два года в Пршиборе был налажен серийный выпуск автомобиля. Почему не в Копршивнице? Там к этому времени вовсю собрались грузовики Tatra, а это требовало наличия конвейера. Tatra 613, напротив, собиралась практически вручную, что позволяло наладить ее производство чуть ли не в любом месте. Объемы производства представительской модели, впрочем, были не так уж и малы. За год рабочим удавалось собирать без малого тысячу автомобилей.
Технические характеристики Tatra 613
Расположенный над задней осью двигатель имел воздушное охлаждение, что, по сути, роднило Tatra 613 с нашим Запорожцем. Другое дело, что двигатель огромного автомобиля также был немал. Под капотом скрывалась 3,5-литровая бензиновая «восьмерка» мощностью 165 лошадиных сил. Несмотря на характерное для всех «воздушников» стрекотание, двигатель Tatra 613 обеспечивал неплохую динамику. Массивный автомобиль мог рзогнаться до 200 км/ч, что по меркам 70-х прошлого века считалось очень неплохим показателем. Но и аппетит у восьмицилиндрового агрегата был отменный – около 18-20 литров на сотню километров. Благо, что большинство Tatra 613 заправлялись за казенный счет.
Словно в противовес архаичному двигателю, остальная конструкция автомобиля была вполне современна. Автомобиль имел вентилируемые дисковые тормоза, усилитель руля, электроприводы стекол и даже кондиционер. Таким образом, чешский лимузин был на голову выше советской «двадцать четвертой» Волги, являясь, скорее, достойной альтернативой Чайке ГАЗ-14. В 1980 году, когда Tatra 613 подверглась небольшому рестайлингу, отрыв от Волги стал еще больше. Хотя каких-то значительных изменений в конструкцию автомобиля внесено не было. Разве что двигатель чешского лимузина стал чуть мощнее.
А вот Tatra 613-3, показанная в 1984 году, от своих предшественниц отличалась серьезно. Следуя духу времени, дизайнеры убрали солидные хромированные бамперы, заменив их на изделия из модного пластика. Автомобиль действительно стал выглядеть современнее, но былого номенклатурного веса у Tatra 613 уже не было. В 1991 году после очередного обновления чешский автомобиль обзавелся новым интерьером, а еще позже, когда вместо единой Чехословакии на карте Европы появились независимые Чехия и Словакия, мир увидел пятую вариацию Tatra 613, оснащенную «по последнему слову техники».
Вот только в новой стране большой прожорливый автомобиль был никому не нужен. Для обычных автолюбителей Tatra 613 была слишком дорога и обременительна в содержании, а чиновникам всех мастей автомобиль такого класса уже не полагался. Хотя если учесть, что за двадцать лет в Пршиборе было выпущено более 11 тысяч автомобилей, то рыночную жизнь не претендующей на массовое производство Tatra 613 в любом случае стоит признать успешной.
После окончания производства «шестьсот тринадцатой» чешская компания сделала еще одну попытку создать конкурентоспособный легковой автомобиль, но 200-сильная модель T700 своего покупателя не нашла. Выпустив всего 65 экземпляров, компания Tatra окончательно сосредоточилась на производстве грузовиков.
© rusavtoplus.ru, 2013-2019 | Все права защищены
Метки: Tatra 613rusavtoplus.ru
Автомобиль «Татра 613»: технические характеристики, фото
Некоторые коллекционеры собирают в своих гаражах «Мустанги» или редкие модели «Понтиаков GTO». Эти люди ничем не выделяются среди других коллекционеров. А ведь можно приобрести автомобиль, который в потоке будут узнавать только некоторые единицы, и получать дьявольское удовольствие, когда в попытках опознать машину человек пытается найти взглядом шильдик или лезет в интернет в поисках модели. А ведь есть еще такие машины! Одна их них — «Татра-613». Нет, это не самосвал, а легковой автомобиль. Данный экземпляр -достаточно редкий, однако в свое время был культовым. Им пользовались преимущественно партийные деятели и крупные директора различных предприятий.
Садиться в «Волгу» уже поздно, а в «Чайку» — еще рано
Естественно, партийные деятели не особо хотели передвигаться по личным и деловым вопросам на обычных авто типа «Жигули».
Тем, кому повезло, предназначались «Чайки» и «ЗИЛы». А что же делать тем людям, которым не по чину садиться в обыкновенную «Волгу», а более роскошные авто им еще не положены? Вот для них и предназначалась «Татра-613». Данные автомобили изготовлялись в Чешской Республике.История «Татры»
Завод по производству транспортных средств был создан еще в 1850 году Игнацем Шусталой. Компания занималась изготовлением колясок и бричек. Позже она расширилась. Заводы были не только в Чехии, но и в Берлине, Вене, Вроцлаве и даже на Украине. В 1897 году на свет выпустили один из первых легковых автомобилей в Центральной Европе. Назвали машину «Президент». В 1917 году компания сменила название, а через два года появился значок и надпись «Татра». Так называется горная система. После Второй Мировой войны корпорацию национализировали. На заводах производили грузовые автомобили, а также роскошные легковые машины. Данный автопроизводитель успешно просуществовал вплоть до 2013 года. Затем корпорацию продали на аукционе.
Как создавали легендарный автомобиль
С 1956 по 75 год в Чехии, а тогда в Чехословакии, производили очень интересное авто – «Татра-603». Это автомобиль сугубо представительского уровня, на котором в Советском Союзе ездил зам. председателя КГБ. Машина отличалась заднемоторной компоновкой и уникальным, роскошным на то время дизайном. Однако годы неминуемо берут свое, и этот люксовый автомобиль устарел. В Чехии приняли решение обновить модель.
Дизайн заказывали в итальянском ателье Carrozzeria Village. Но итальянские дизайнеры создали внешность по образцу. Они переработали эскизы чехословацких инженеров, которые во многом (если не во всем) были определяющими в концепции нового авто. И хоть силовой агрегат так же, как на 603-й, остался сзади, компоновка автомобиля сильно изменилась. Но это работа инженеров. А дизайнеры получили очень непростую, практически невыполнимую задачу – нарисовать идеальный, не похожий ни на что другое ранее, крупный и длинный легковой автомобиль с задним расположением мотора. И нужно сказать, что они отлично справились с этой задачей. Новый продукт выглядел оригинально и уникально. Трудно было спутать машину с чем-то еще. В новом дизайне полностью убрали тяжеловесность. Кроме этого, кузов отличался высокими аэродинамическими характеристиками. К 70-му году в Италии собрали целых три образца автомобиля «Татра-613». Фото легендарного люксового авто можно увидеть в нашей статье. Эти экземпляры отличались друг от друга разной внешней отделкой. Также было два типа кузова: седан, а также двухдверное купе. От последнего решено было отказаться, а вот седан пошел в серию.Испытание на Дмитровском полигоне, запуск в серию
Один автомобиль “Татра-613” из трех прототипов в 1971 году отправили в СССР для проведения испытаний. Уже тогда в СССР работал полигон с отличной инфраструктурой – Дмитровский. Именно туда и попал автомобиль.
Как и сегодня, тесты включали в себя несколько этапов. Ускоренный ресурсный тест тогда тоже проводили. Общественность смогла впервые увидеть этот люксовый автомобиль в 1973 году. “Татра-613” была показана на выставке в Праге. В серию машина запустилась в 1975 году на филиале завода в Пршиборе. Сборка велась полностью вручную. Объемы производства не отличались размером – не более 1000 экземпляров за год. Производство свернули в 1996 году. За весь период было изготовлено четыре версии.НЕО – «неопознанные ездящий объект»
Сказать, что «Татра- 613» — это редкий автомобиль, значит не сказать ничего. Вместе с уникальным экстерьером данное авто становится загадкой на российских дорогах. Маленький значок бренда на радиаторной решетке рассмотреть очень трудно. Поэтому среди «Лексусов», «Ленд-Крузиеров», «Бентли» и других машин «Татра» остается загадкой.
Экстерьер
Кто-то может заметить в дизайне автомобиля сходство с «Ситроеном», некоторые находят в нем черты «Сааба». Есть люди, которые могут угадать в «Татра-613» даже «Ренж-Ровер», только более плоский.
Машина довольно крупная и отнюдь не бюджетная. Нужно очень хорошо знать автомобильную историю, чтобы распознать в ней представителя восточноевропейского автопроизводства. Если взглянуть на авто сбоку и сзади, то кузов просто уникальный и безупречный во всем. Но вот с передней частью у итальянцев явно что-то пошло не так. «Передок» напоминает ящик для рассады. Но вопросы к этой части возникаю редко. Дизайн очень гармоничный и своеобразный. Необычно выглядит и задняя часть. И пускай задние фонари похожи на «Мерседес W123», однако «плавники», которые проходят вдоль заднего стекла, вносят в облик немного фантастики. Кстати, за счет плавников кузов становится похож на лифтбек. Хотя по факту это обыкновенный седан. Нельзя не увидеть две выхлопные трубы. Они шли уже с завода.Салон
Об интерьере можно сказать, что здесь итальянцы уже не работали. Дизайн приборной панели – на «троечку». Но тогда это было в порядке вещей для служебных авто. Можно улучшить панель «Татра-613».
Тюнинг сегодня позволяет сделать очень многое. Есть удобный задний ряд, где чиновник может уютно разместиться. Но и передние места очень удобные.Один двигатель, два карбюратора
Интересные решения применялись тогда в автомобиле «Татра». Легковые автомобили 613-й модели выделяются из общей серой массы даже сейчас. Вроде бы компоновка заднемоторная, но она гораздо ближе к среднемоторной. Двигатель расположен прямо над задней осью. С одной стороны, это заслуга хорошей развесовки, а с другой – силовой агрегат ушел далеко в прошлое, что затрудняет его обслуживание.
В автомобиле «Татра-613» двигатель представляет собой не что иное, как настоящий V8. Данный агрегат способен выдавать 143 л.с, но возможно и поднять характеристики, расточив блок. Тогда мощность вырастет до 170 сил. Объем двигателя – 3,5 л, что для восьмицилиндрового агрегата вполне нормально. Работает двигатель только на бензине А95. При этом расход топлива не самый маленький – даже при движении по трассе аппетит легко переваливает за 15 литров. При этом автомобиль может двигаться со скоростью 190 км/ч. Особенность этого двигателя – два карбюратора. Система охлаждения здесь воздушная. А если открыть капот, то первое, что бросится в глаза – это турбина, которая используется в системе охлаждения. Воздух, который попадет в фильтр, нагревается за счет отработанных газов. Система отопления представляет собой независимые печки, работающие на бензине. Одна из них расположена в центральной части панели, а вторая – в передней. Ее так просто не увидеть – она скрыта под полом в багажнике. Что касается трансмиссии, то для автомобиля представительского класса «Татра-613», технические характеристики которой можно сравнить с некоторыми моделями «Ренж-Ровер», предусматривалась автоматическая коробка. Есть и 4-ступенчатая МКПП.Резюме
Итак, мы выяснили историю и технические характеристики чешской «Татры» 613-й модели. Сейчас эту машину редко можно увидеть даже в руках коллекционеров. Для ежедневной езды такой автомобиль не годится. Запчастей на него нет. Кроме того, мотор был достаточно тяжелым в обслуживании. Через несколько лет производство свернули, а на базе 613-й создали 700-ю. Но и ее нечасто встретишь на просторах Российской Федерации.
fb.ru
Tatra T613: цена Татра Т613, технические характеристики Татра Т613, фото, отзывы, видео
Технические характеристики Tatra T613
Год выпуска | 1985 |
Тип кузова | Седан |
Длина, мм | 5530 |
Ширина, мм | 1800 |
Высота, мм | 1450 |
Количество дверей | 5 |
Количество мест | 5 |
Объем багажника, л | 400 |
Страна сборки | Чехословакия |
Модификации Tatra T613
Tatra T613 3.5 MT
Максимальная скорость, км/ч | 190 |
Время разгона до 100 км/ч, сек | 12.7 |
Двигатель | Бензиновый |
Рабочий объем, см3 | 3495 |
Мощность, л.с. / оборотах | 168/5200 |
Момент, Н·м / оборотах | 265/2500-3000 |
Расход комби, л на 100 км | 13.0 |
Тип коробки передач | Механическая, 4 передачи |
Привод | Задний |
Показать все характеристики |
Одноклассники Tatra T613 по цене
К сожалению, у этой модели нет одноклассников…
Отзывы владельцев Tatra T613
На этот автомобиль пока нет отзывов
Обои рабочего стола Tatra T613
1024×768
1280×1024
Обои Tatra T613
Видео Tatra T613 — тест драйвы
Tatra T613 / Татра Т613
Tatra T613 — легковой автомобиль представительского класса, выпускаемый чехословацкой автомобильной компанией Tatra в период с 1974 по 1996 год. Первые прототипы данной модели были изготовлены итальянскими специалистами еще в 1969 году на основе эскизов чехословацких конструкторов. Изначально компания планировала вывести на рынок Tatra T613 в 2-х вариантах кузова: седан и купе. Однако позже от последнего варианта в компании отказались. Серийное производство Tatra T613 стартовало в 1974 году. В 1985 году данная модель была обновлена. Tatra T613, в первую очередь, предназначалась для членов правительственных органов Чехословакии. Часть автомобилей эксплуатировалась службой безопасности. Сборка Tatra T613 проводилась исключительно вручную, что гарантировало высокое качество изготовления. Годовой выпуск этих автомобилей не превышал отметку в 1000 единиц.
Седан Tatra T613 имеет заднемоторную заднеприводную компоновку. 8-цилиндровый силовой агрегат, объемом 3.5 л, расположен над задней осью, а не за ней. Этот конструкторский ход позволил добиться оптимальной развесовки. На базе Tatra T613 компания пыталась наладить производство «люксового» варианта данной модели с более современной внешностью и мощным двигателем. Но этот шаг не получил коммерческий успех, поэтому в Tatra принято решение прекратить производство легковых автомобилей.
avto-russia.ru