Экзамен — Википедия
Экзаме́н (лат. examen; латинское слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) — итоговая форма оценки знаний. В учебных заведениях проводятся во время экзаменационных сессий. Экзамены бывают совершенно разными: институтскими, школьными, экзамен в ГАИ, online-экзамен и т. д., — но все они объединены одинаковыми традициями.
Существуют различные формы и виды экзаменов. По теоретическим предметам экзамены проводятся в устной и письменной форме. По своим целям экзамены делятся на школьные и государственные. Существуют следующие виды школьных экзаменов: вступительные, переводные, выпускные. При помощи этих экзаменов проводят проверку знаний вновь поступающих, переходящих в следующий класс (курс) и оканчивающих учебное заведение.
Сложившись ещё в эпоху петровских преобразований, система школьных экзаменов в России претерпела ряд изменений и не один раз реформировалась. Система школьных экзаменов, получившая наибольшее развитие в XIX веке, вызвала в начале XX века резкий протест со стороны ряда педагогов, указывавших на то, что она приучает к механической зубрёжке в ущерб пониманию и активности учащегося, что в ней много зависит от случайности и т. п. «Не для знания, для экзамена учимся» — поговаривали в то время. В связи с этим были попытки несколько изменить систему экзаменационных испытаний, однако грянула Февральская революция 1917 года, а вслед за ней и Октябрьская. Начались социалистические преобразования, которые не обошли стороной и систему народного образования.
После Октябрьской революции 1917 года экзамены были отменены. Однако недостаток систематических знаний у оканчивающих школу заставил восстановить систему периодической проверки знаний учащихся в СССР.
По этому поводу 5 сентября 1931 года было принято специальное постановление ЦК ВКПб «О начальной и средней школе». В 1932 году появилось постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором указывалось на необходимость проведения в конце года проверочных испытаний для всех учащихся. В том же году были введены обязательные приёмные испытания по главным общеобразовательным предметам для поступающих в высшие учебные заведения.
До 1956—57 учебного года экзаменационная система общеобразовательной школы строилась на сочетании переводных экзаменов, где проверялись знания учащихся за данный учебный год, с выпускными экзаменами, где проверялись знания за ряд лет или за весь курс обучения. В целях разгрузки учащихся с 1956—57 учебного года переводные экзамены были отменены, и учащиеся переводились в следующие классы по годовым оценкам знаний. Подобные выпускные школьные экзамены с некоторыми изменениями сохранились и до настоящего времени.
Распад СССР и последующие за этим реформы внесли изменения в систему образования в Российской Федерации.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен на территории России в отдельных районах в 2001 году. В 2007 году Государственной Думой был принят Федеральный Закон об использовании ЕГЭ на всей территории России.
Ключевая цель введения ЕГЭ — попытка дать равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе и поступлении в ВУЗы. При проведении данного вида экзаменов по всей территории страны предлагаются задачи одинаковой сложности и единая градация оценки. Считается, что эти меры дадут возможность сравнивать выпускников школ по их уровню знаний.
Выпускникам, сдававшим ЕГЭ, по окончании всех экзаменов в общеобразовательных учреждениях выдаётся аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о результатах ЕГЭ. В свидетельстве проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в форме ЕГЭ.
Экзамены могут воспитать в сдающем чувство ответственности, что очень важно в педагогическом отношении. Они требуют большой затраты энергии и сил, причиняют воспитанникам много волнений и беспокойства, но в этом якобы можно видеть прекрасную подготовку к жизни, вовсе не усеянной розами. Однако такого взгляда на экзамены держатся далеко не все в педагогическом мире; особенно не согласны с ним врачи и родители. Первые настаивают на том, что экзамены, безусловно, вредны для здоровья учащихся; установлено, например, что во время экзаменов ученики теряют в весе и т. п.
Родители и некоторые педагоги полагают, что контролировать учителей и учеников надо в продолжение всего учебного года и так рационально поставить этот контроль, чтобы экзамены стали не нужны. Во время экзамена ученик находится в совершенно особенном, ненормальном состоянии, что вместе с краткостью времени не позволяет считать его ответ надежным показателем его знаний
Многие студенты в году небрежно относятся к своим обязанностям, надеясь к экзаменам всё подогнать и восполнить все пробелы; уровень познаний, таким образом, понижается, а отнюдь не повышается, как утверждают защитники экзаменов. Решающее значение экзаменов заставляет учеников прибегать к разным уловкам и обманам (шпаргалки и прочее), лишь бы получить удовлетворительную отметку, и из-за этого экзамены часто имеют скорее деморализующее влияние на учеников, а не подготавливающее к жизни.
Впрочем, использование шпаргалки или телефона является поводом для удаления учащегося с экзамена без права переэкзаменовки[2]
Экзамены на специальностях начального профессионального образования проходят в форме выполнения квалификационной работы (выпускник должен сделать какую-то работу). Экзамены на специальностях среднего профессионального образования проходят в форме теоретического экзамена (выпускник устно отвечает на вопросы комиссии). С 2017 года в России вводится итоговый демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills
[3]Переэкзаменовка[править | править код]
Слово «переэкзаменовка» является жаргонным школьным и студенческим выражением, подразумевает повторную сдачу (пересдачу) экзамена, повторный экзамен[4]. В СССР, оценка за экзамен начислялась как оценка за весь предмет. Если студент не успешно сдал экзамен, у него был шанс его пересдать. Вторая оценка заменяла первую, которая не производилась на аттестате.
Тема переэкзаменовки и сдачи «хвостов» часто встречается в художественной и публицистической литературе:
Конечно, — говорю я, — вы не станете учёнее оттого, что будете у меня экзаменоваться ещё пятнадцать раз, но это воспитает в вас характер. И на том спасибо.
— А.П.Чехов. Скучная история[5]
14 советов от учёных, которые помогут сдать любой экзамен
Экзамены уже не за горами, а значит, скоро в ход пойдёт всё, что хоть как-то повысит шансы на хорошую оценку. Вместо перечитывания учебника перечитайте наши научные рекомендации — они более действенные, чем заговор зачетки, приворот учителя и молитва на счастливый номер аудитории. Инна Прибора рассказывает, как подготовиться к экзамену и чувствовать себя на нём уверенно. Оказывается, даже жвачка помогает.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Сон в руку
1. Конечно, велик соблазн просидеть за тетрадкой всю ночь, но наука настоятельно склоняет вас ко сну. Именно во время сна происходит закрепление полученной накануне информации. В опытах на крысах ученые показали, что во время медленного сна в мозгу возбуждаются те же группы нейронов, что и во время обучения, которым крысы занимались накануне. То есть, чтобы лучше запомнить афоризмы Аристотеля, лучше всего поступить, как крыса, — лечь спать пораньше. Мозг во сне еще раз прокрутитвсе, что он слышал про философа, и потом приведет вас к успеху на экзамене.
2. Американские ученые проводили эксперименты не на крысах, а на студентах, после чего подтвердили, что сидеть над заданиями всю ночь — плохая идея. Побочные эффекты бессонной ночи проявляются в виде задержки реакции и склонности всюду ляпать ошибки.
Наиболее эффективной стратегией будет такая: прочитать сложные места прямо перед сном и улечься до полуночи в надежде, что мозг не перепутает, что нужно переносить в долговременную память — фейсбучную ленту или странички прочитанных лекций.
Пища для ума
1. На завтрак перед экзаменом ученые из Школы медицины Бостонского университета предлагают вам яичницу. Дело в том, что яйца богаты холином — витамином группы B. Холин, согласно исследованиям, улучшает память и замедляет старение мозга. А ведь именно старение мозга мешает удачно отвечать экзаменаторам.
2. В американской Академии пищи и диетологии огорчаются, когда вы отказываетесь от овсянки. Крупы из цельного зерна содержат медленные углеводы и полезные микроэлементы, они дарят мозгу энергию, которой должно хватить, чтобы дотянуть до конца экзамена.
3. То, что оказалось у вас на столе, нужно щедро посыпать приправой карри. В ее состав входит куркума, которую очень хвалят ученые Института мозга РАН (СПб). Куркума, несмотря на название, укрепляет память и является хорошей профилактикой болезни Альцгеймера.
4. Куркуму на столе может перебивать запах мяты. Мята улучшает концентрацию, поэтому пару листочков можно всунуть себе в петлицу в надежде, что это произведет впечатление на преподавателя.
5. Собираясь блеснуть умственными способностям, нельзя обойтись без жирных кислот Омега-3. В исследовании, которое опубликовал несколько лет назад «British Journal of Nutrition», сообщалось, что те студенты колледжа, которые не пренебрегали грецкими орехами, показывали более впечатляющие способности рассуждать, чем их коллеги, которым орехов не досталось. Еще богаче орехов на Омега-3 рыба: лосось и тунец. Перед экзаменом несколько капсул рыбьего жира непременно должны украсить ваше блюдо.
6. Все вышеперечисленные ингредиенты следует запить водой. Во-первых, студенты, которые пьют воду до экзамена, сдают его на 10% лучше, чем их обезвоженные друзья. Во-вторых, после рыбьего жира и куркумы просто очень хочется пить.
7. А к десерту лучше раздобыть шоколада. Ученые из Университета Южной Австралии, пряча фантики, заявляют, что те, кто ест шоколад минимум раз в неделю, лучше выполняют различные когнитивные задачи, чем те, кто скромно отказывается от шоколадки. Предполагается, что это свойство шоколада обеспечивается действием флавоноидов, которые содержатся внутри.
Исследователи из Университета Северной Аризоны, что в США, продолжили изучать проблему и заявили, что лучше всего брать шоколад с 60-процентным содержанием какао: он мощнее всего повышает концентрацию внимания. Однако он повышает и кровяное давление. К счастью, решение было найдено: запив плитку зеленым чаем, вы сразу же обеспечите организм релаксантом L-тианином и нормализуете давление.
Что еще предпринять, пока вас не вызвали
1. Оказывается, прыгать нужно не после экзамена, а до. Даже если вы будете выглядеть несколько вызывающе, нарезая круги вокруг здания бегом или на велосипеде, наука будет на вашей стороне. Всего 30 минут кардиотренировки могут улучшить вашу память и уменьшить влияние стресса, вызванного приветливым лицом экзаменатора. Кардионагрузка порадует мозг целым коктейлем гормонов, в том числе серотонина, допамина и норадреналина. Это прекрасный состав, благотворно влияющий на внимание, восприятие, мотивацию и способность к обучению.
2. Музыка, играющая у вас в наушниках, признанное средство снять стресс. Перед экзаменом в роли музыки пусть выступит Вольфганг Амадей. В 1993 году когнитивист Франциск Раушер и его коллеги изучал влияние сонат Моцарта на подопытных студентов. Во время экспериментов студенты показали временное улучшение пространственно-временного мышления. В прочих экспериментах крысы, которые слушали Моцарта, лучше проходили лабиринт, чем крысы-поклонники других композиторов. И пусть многие ученые не верят в эффект Моцарта, это средство все же не так сложно в исполнении, чтобы им пренебречь.
3. Займитесь медитацией. Человек, не понаслышке знакомый с позой лотоса, во время медитации отключает мозг от лишнего шума и максимально разгружает рабочую память. Профессор психологии Сайен Бейлок в книге «Момент истины» рассказывает об одном исследовании: в его ходе ребята, для которых Ом — не только единица электросопротивления, проявили исключительные способности к концентрации.
4. Кроме незнания предмета на экзамене человеку может помешать низкая самооценка, пишет Сайен Бейлок в той же книге. Хороший способ ее поднять — написать список своих положительных качеств прямо перед дверью аудитории. Пока вы выводите на листочке неоспоримые достоинства вроде «катался на аттракционе и не орал», самооценка растет, тревожность снимается, а заодно улучшаются интеллектуальные способности.
5. Жвачка — отличный помощник на экзамене. Ей можно не только крепить шпаргалки под парту, но и улучшить свою концентрацию. Рискуя навлечь на себя гнев преподавателя, ученые предполагают, что она каким-то образом заставляет более активно работать области мозга, способствующие лучшему вниманию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
7 самых невостребованных специальностей-2015
13 фраз, которые нельзя говорить ребенку
20 русских фильмов, рекомендованных Гарвардом
экзамен — это… Что такое экзамен?
Морфология: (нет) чего? экза́мена, чему? экза́мену, (вижу) что? экза́мен, чем? экза́меном, о чём? об экза́мене; мн. что? экза́мены, (нет) чего? экза́менов, чему? экза́менам, (вижу) что? экза́мены, чем? экза́менами, о чём? об экза́менах
1. Экзаменом называется проверка знаний по какому-либо учебному предмету.Пропустить экзамен. | Сдать экзамен досрочно. | Письменный экзамен. | Экзамен по математике, по иностранному языку. | Трудный экзамен. | Приём без экзаменов. | Расписание экзаменов. | Устный экзамен у каждого поступающего принимается двумя экзаменаторами. | Абитуриенты, получившие оценку «отлично», освобождаются от других экзаменов.
2. Вступительный (приёмный) экзамен — это проверка знаний людей, которые поступают в высшее учебное заведение (университет, институт и т. д.).Вступительные экзамены на философский факультет университета.
3. Переводным экзаменом называется тестирование знаний учащихся в старших классах школ и гимназий по некоторым предметам для выяснения их готовности обучаться в следующем классе.
4. Профильным экзаменом называется экзамен по предмету, который считается основным на курсе.На все специальности заочного факультета профильным экзаменом является математика (устно).
5. Государственные экзамены — это экзамены, программа и порядок проведения которых разрабатывается государственными образовательными органами.
6. Если кто-то провалился на экзамене, это означает, что он получил неудовлетворительную оценку за свои знания по какому-то предмету.
7. Если вы сдаёте экзамены экстерном, то это означает, что вы сдаёте все экзамены по программе обучения в школе, вузе, не посещая лекций или семинаров, уроков.
8. Если вы сдаёте экзамен досрочно, то это означает, что вы делаете это раньше по времени, чем остальные учащиеся.
9. Экзаменом называется проверка знаний и практических навыков, при прохождении которой испытуемый получает лицензию, сертификат и т. п., дающие ему право заниматься какой-то профессиональной деятельностью.Квалификационный, лицензионный экзамен. | Сдать экзамен на водительские права. | Теоретический, практический экзамен. | Конспекты для подготовки к сдаче сертификационных экзаменов на звание системного инженера.
10. Кандидатским экзаменом называется экзамен, который должен сдать соискатель учёной степени кандидата наук.
11. Экзаменом называют проверку, испытание.Экзамен на мужество. | Экзамен на благородство. | Экзамен на верность делу.
• экзаменацио́нный
Экзамен (фильм, 2009) — Википедия
«Экзамен» (англ. Exam) — британский психологический триллер[1], написанный Саймон Гэррити и Стюартом Хейзелдином[2], срежиссированный Стюартом Хейзелдином, в котором снялись Колин Сэлмон, Джими Мистри, Люк Мабли и Джемма Чан[3].
Восемь претендентов пытаются получить работу своей мечты, но вакансия всего одна. На пути к заветной должности они уже преодолели массу испытаний, им осталось пройти экзамен. Он проводится в изолированной комнате под присмотром камер и молчаливого вооружённого охранника. Каждый претендент сидит за отдельным столом, на котором лежат лишь карандаш и лист бумаги с надписью «Кандидат» и порядковым номером. Суровый «Наблюдатель» оглашает задание: чтобы получить «работу мечты», нужно за отведённые 80 минут ответить «на один единственный вопрос». В течение этого времени в комнате не действуют никакие законы и правила, кроме тех, что устанавливает компания. Правила гласят, что для дисквалификации нужно обратиться к охраннику или Наблюдателю, испортить лист или покинуть комнату. После фразы «Вопросы есть?» наблюдатель выходит из комнаты, время пошло. Кандидаты переворачивают листы и с удивлением обнаруживают, что обратная сторона пуста. Присутствующая китаянка начинает писать на листе «Я считаю, что заслуживаю…», после чего охранник уводит её из комнаты, так как она испортила лист.
Кандидаты обнаруживают, что могут говорить друг с другом и придумывают называть друг друга кличками на основе внешности: «Белый», «Чёрный», «Смуглый», «Брюнетка», «Блондинка», «Шатенка» и «Глухой» (так как он не реагирует на разговоры). Кандидаты пытаются понять, в чём же заключался вопрос, пробуя читать в ультрафиолете и инфракрасном излучении; пытаются намочить бумагу слюной, чтобы выявить спрятанные символы, однако это не даёт плодов. Глухой не участвует в происходящем, повторяя «Нужно лишь ясно видеть» и иногда плачет.
Белый хитростью заставляет Брюнетку нарушить правила и её выводят. Шатенка рассказывает, что корпорация разрабатывает лекарство от поразившей в последнее время человечество страшной смертельной болезни. Белый склоняет Глухого испортить свой лист, после чего его также выводят из комнаты. Чёрный Бьёт белого в лицо, тот теряет сознание, после чего его привязывают к стулу. Через некоторое время Белый приходит в себя и просит дать ему таблетку: он инфицирован болезнью, от которой корпорация ищет лекарство, без неё у него скоро будет приступ, судороги, а затем наступит смерть; затем он снова теряет сознание. Кандидаты решают подождать судорог, чтобы точно увериться в правдивости его слов.
Смуглый безуспешно старается выведать у Шатенки информацию, однако потом сдаётся. В тот же момент у Белого начинаются судороги. Пытаясь помочь ему, кандидаты роняют таблетку в закрытое решёткой отверстие для слива воды в полу. В отчаянии Шатенка поворачивается к камере и кричит, что умирающему требуется помощь, чем нарушает условия, и охранник выводит её. Несмотря на панику, Блондинка, вытащив из волос заколку, достаёт таблетку из-под решётки ею, как пинцетом. Белый спасён.
Очнувшийся Белый завладевает пистолетом и пытается заставить остальных покинуть комнату. Смуглый выходит, Блондинка встаёт и в дверях активирует голосовую команду «Выключить свет!», в темноте Чёрный нападает на Белого, тот стреляет в Чёрного; он падает на пол. Белый замечает, что Блондинка всё ещё стоит за углом, в соседнем помещении, но носок её туфли находится внутри. Табло на стене показывает четыре нуля. Белый ждёт реакции Наблюдателя, но её нет. Обращаясь к наблюдателю, он кричит, что прошёл испытание, после чего Охранник подходит к Белому и показывает на наручные часы. Оказывается, время ещё не вышло — Глухой, до того, как покинул комнату, нажал на табло кнопку, запустив тем самым ускоренный режим отсчёта времени, так что время ещё не вышло. Белый тоже нарушил условия, и охранник выводит его из комнаты мимо Блондинки.
Блондинка возвращается в комнату, с помощью очков, обронённых Глухим, находит на листе надпись «Вопрос 1». Девушка вспоминает, что перед тем, как уйти, Наблюдатель спросил: «Вопросы есть?» В помещение заходит Глухой, который на самом деле оказывается учёным и главой фирмы. Она отвечает на вопрос экзамена, говоря: «Нет, вопросов нет». Однако Блондинка не спешит соглашаться на работу в корпорации, подвергшей жизни кандидатов опасности, поместив с ними охранника с заряженным оружием. Наблюдатель обращает внимание Блондинки на то, что Чёрный на самом деле жив: пистолет был заряжен не пулей, а капсулой с лекарством. Наблюдатель говорит, что производство такого лекарства сопряжено с большой ответственностью, вынуждает принимать непростые и продуманные решения. Именно такого работника должен был выявить тест. Блондинка пожимает Глухому руку и принимает его предложение.
- 2010 — Премия BAFTA[4]
- Номинация в категории «за лучший дебют британского сценариста, режиссёра или продюсера» (Стюарт Хейзелдин за режиссёрскую работу и сценарий).
все новые изменения — журнал За рулем
МВД готовит реформу теоретического экзамена на водительские права. Он станет гораздо сложнее.
Материалы по теме
В начале в МВД и ГИБДД решили объединить два практических экзамена («площадка» и «город»), но натолкнулись на сопротивление автошкол и Минэкономики. Теперь же грядет реформа и теоретического экзамена.
В ведомстве говорят, что изменят подход к теоретическому экзамену, выполняя поручение Владимира Путина, который в прошлом году потребовал повысить требования к сдаче экзаменов.
В первую очередь в МВД прорабатывают вопрос увеличения количества задач и их «систематизации» в зависимости от категории транспортного средства. Сегодня 800 вопросов разбиты на 40 билетов, которые поделены между двумя комплектами: для категорий от М до В и для «грузовых» категорий С и D. При этом принципиальных отличий между комплектами фактически нет. В МВД и ГИБДД хотят давать претенденту, например, на категорию А задачи по проверке знаний управлением мотоциклом, а для категории CE придется решать задачи по управлению грузовиком с прицепом.