Как разговаривать с гаишником – Памятка водителю при общении с ДПС. Как вести себя с инспектором ГИБДД

Как правильно разговаривать с ГАИшниками

Многие водители априори чувствуют себя виноватыми, нам это внушали много лет: сел за руль - уже виновен. Я давно написал для себя небольшой набор правил общения с сотрудниками ГИБДД, соблюдение которых не раз помогало не расстаться с моими кровными деньгами и водительским удостоверением.


От простого к важному:

1. Гаишников можно записывать на телефон
Прежде всего, знайте, вы можете вести аудио и видеозаписи беседы. Никакого разрешения на это не требуется. "Сотрудник (ГИБДД) не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись" - ст. 25 Административного регламента МВД. Более того, работа полиции базируется на открытости и публичности (ст. 8 Закона о Полиции).

2. Основания остановки автомобиля
Тема старая. В соответствии с ПДД (это главный документ для водителя), если вас останавливает сотрудник полиции, вы должны подчиниться. Хоть на стационарном посту (которых в Москве ни одного не осталось), хоть в тупике Харьковского проезда в Бирюлёво Западном. Да, есть пункт 63 Административного регламента МВД, который запрещает вне постов останавливать машины без причины, но это их внутренний документ, а водитель руководствуется ПДД. Тем более, там прописан десяток других оснований вплоть до "ориентировки на машину как точь-в-точь ваша".

3. Не допускайте самую страшную ошибку
Самая большая ошибка, которую только можно совершить - это виновато сообщить инспектору, что вы куда-нибудь торопитесь или опаздываете. Все, вы на крючке. Ведь ГАИшник никуда не торопится и готов поиграть на ваших нервах, он на службе. Наоборот надо дать понять, что вы никуда не спешите (даже если это не так) и можете хоть полдня посвятить выполнению различных юридических процедур. Это отрезвляет инспектора.

4. Никогда не отказывайтесь от подписи в протоколе
Не знаю, откуда это взялось, но отказ никогда вам ничем не поможет. Протокол - это единственный документ, который имеет значение в деле, так как составлен первым и на месте. Поэтому всегда пишите, что не согласны с нарушением (если это действительно так) и детально изложите свою точку зрения. Не хватило места? Пишите между строчек, это не важно. Главное - зафиксировать свою позицию.

5. Вы не обязаны выходить из автомобиля
Как уже сказано, вы руководствуетесь только параграфом №2 ПДД, где четко прописаны ваши обязанности (например, передать водительское удостоверение на проверку). Но нигде не закреплена ваша обязанность выйти из машины, лечь на землю, отдать все деньги или любые другие безумные требования. И уж тем более вы не обязаны садится в гаишную машину. Протокол на подпись или алкотестер принесут к вам в автомобиль.
Да, тот же Административный регламент говорит, что инспектор вправе предложить вам выйти, но из его права что-то предложить не образуется ваша обязанность это выполнять. Точка.
Выйти вам придется только в специально оговоренных законом условиях (например, если вас решили задержать).

6. Подуть в трубочку
Тут наши депутаты навертели черти что. Если вас подозревают в пьяной езде, то сначала инспектор должен отстранить вас от управления транспортным средством и выдать соответствующий протокол (ст. 27.12 КоАП). Только потом он может предложить вам пройти освидетельствование на месте (с понятыми или видеозаписью вместо них). Вы вправе без проблем отказаться и тогда вас направят на медицинское освидетельствование в спец. учреждение (отказ от него автоматически лишает вас прав на 1.5 года). После этой процедуры вам обязаны выдать соответствующий Акт с результатами тестирования.

Читайте наш специальный пост: как обмануть алкотестер.

7. Протокол
Если вас обвиняют в нарушении ПДД, то вам обязаны (!) разъяснить суть предъявляемого правонарушения. При составлении протокола о нарушении вы имеете полное право собственноручно вписать в него все свои замечания, имеющие отношение к инциденту, а также свидетелей.

8. Важные ходатайства
Вы можете заявить ходатайства (и они обязательны к удовлетворению) о привлечении защитника (ст. 48 Конституции РФ). Не обязательно адвокат, любой юрист или просто знаток КоАП; и о переносе рассмотрения вашего дела по месту жительства (ст.47 Конституции РФ). Это удобно, если у вас отбирают права под Липецком, и вы не готовы приезжать специально туда в суд на рассмотрение дела. Или едите вы из Москвы в отпуск в Сочи.
К сожалению, безграмотные сотрудники полиции часто нарушают эти оба пункта ;(

9. Осмотр и досмотр не одно и то же
Частенько инспектора употребляя игру слов, умело путают автомобилиста.
Осмотр – всего лишь внешнее визуальное исследование (в окошко посмотреть внутрь машины, например).
Досмотр – это изучение содержимого машины, человека и его личных вещей: багажника, салона, бардачка и т.д. В этом случае обязательно составление протокола в присутствии двух понятых или видеозапись. Просто так рыться в ваших вещах никто права не имеет (ст.27.7 и 27.9 КоАП РФ).

10. Три часа на составление протокола
Часто эту фразу слышу от инспекторов. Да, щас прям. 3 часа - это срок административного задержания, которое выполняется в исключительных случаях и с обязательным составлением соответствующего протокола (ст.27.3 КоАП РФ). А выписать вам штраф инспектор обязан в разумных временных пределах.

11. Научитесь получать удовольствие
Вспоминается анекдот про девушку и насильника, если вам не удалось убедить инспектора в своей правоте, расслабьтесь и пользуйтесь всеми своими правами. Пример из моей практики: меня с коллегой во Владимире остановили гаишники якобы за переход дороги в неположенном месте (я серьезно, не шучу). Инспектора куда-то торопились и хотели минут за 5 выписать нам штраф и поехать по делам.

Мы с нарушением были не согласны, приводили разные аргументы, когда они иссякли, то ходатайствовали о рассмотрении дела по месту жительства. Гаишники впервые столкнулись с такими ходатайствами, поэтому так и не решились их удовлетворить. Ну, а раз наши права были бесповоротно нарушены, то я решил выжать из ситуации по полной. Заявил еще несколько ходатайств, расписал своими объяснениями весь протокол, не подписывал его, пока мне не выдадут его копию (ну, а вдруг, я подпишу, а мне потом не отдадут копию?). В общем, вместо 5 минут, они потеряли целый час, а я получил час огромного удовольствия и юридической практики.

Все эти правила написаны не для того, чтобы нарочно избежать ответственности, а для того, чтобы не был наказан невиновный. Помните об этом.


Как разговаривать с гаишниками

Колумнист Sputnik Кыргызстан Болот Ибрагимов расскажет о том, как вести диалог с правоохранителями, и напоминает о правах водителя.

Что делать, если меня остановил инспектор? Это самый часто задаваемый вопрос.

Начнем с того, что есть масса причин, по которым ваше транспортное средство могут остановить сотрудники милиции. Но давайте не будем углубляться в подробности и разбирать каждый случай. Поговорим подробно о тех остановках транспортных средств, которые имеют место в 99 процентах случаев.

А это случаи, когда вы, возможно, нарушили ПДД или инспектору, может, это показалось. Случаи, когда проводятся рейдовые мероприятия, и случаи, когда действительно проводятся рейдовые мероприятия. Это важно отметить, тут большая разница. Ведь есть разница, когда сотрудники милиции действительно ведут какую-либо профилактическую работу или оперативно-разыскные мероприятия или стоят руки в брюки и на вопрос о причине остановки говорят: "Рейд!"

Теперь непосредственно о самих остановках.

Пункт 118. Для остановки граждан и участников дорожного движения сотрудник ПМ может использовать специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящую установку, жесты рукой или жезлом.

При остановке жестом руки или жезлом первоначальный жест сотрудника ПМ должен быть направлен на останавливаемого участника дорожного движения с указанием ему последующего места остановки. Требование об остановке должно быть понятно участникам дорожного движения. При проверке граждан сотрудник представляется (называет должность, звание, фамилию), четко и ясно излагает причину проверки.

Пункт 119. Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

Пункт 120. Основаниями для проверки граждан и остановки транспортных средств являются:

— нарушение ПДД всеми участниками дорожного движения;

— наличие данных (ориентировка, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности граждан, водителя и пассажиров к совершению преступления, административного правонарушения или ДТП;

— наличие данных (ориентировка, сведения, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях;

— необходимость привлечения гражданина и участников дорожного движения в качестве понятых;

— выполнение распорядительно-регулировочных действий;

— необходимость привлечения граждан и участников дорожного движения и их транспортного средства к оказанию помощи другим гражданам и участникам дорожного движения или сотрудникам ОВД при ДТП или чрезвычайных ситуациях;

— необходимость опроса граждан и участников дорожного движения об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

— выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или о запрещении движения конкретного автотранспорта;

— проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ПМ, за исключением периода проведения специальных мероприятий).

Пункт 208. Сотрудник ПМ при обращении к гражданам и участникам дорожного движения должен поздороваться, приложив руку к головному убору, назвать свои должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции принимает меры по оказанию помощи либо разъясняет, куда следует обратиться для решения поставленного вопроса.

Пункт 209. При остановке граждан, транспортного средства или иного участника дорожного движения сотрудник ПМ должен сообщить гражданину, водителю остановленного транспортного средства, другому участнику дорожного движения, задержанному за нарушение ПДД или иное правонарушение, занимаемую должность, специальное звание и фамилию, а также причину остановки и (или) задержания.

Допустим, вас остановил инспектор и выполнил все, как перечислено выше из приложения 1 к приказу МВД Кыргызской Республики № 370. Если на вопрос о причине остановки он отвечает: проверка документов! Можете спокойно ответить, что проверка документов осуществляется только на стационарных постах.

Если же инспектор будет настаивать на представлении документов и напомнит вам пункт 2.1.1, согласно которому водитель обязан передавать весь перечень необходимых документов инспектору для проверки, снова напомните ему о возможности передачи документов для проверки только на стационарных постах. Если инспектор продолжит настаивать, сообщите ему, что передадите документы только для составления протокола об административном правонарушении.

Возможно, после этих доводов он сообщит вам, что проводится рейд и вы обязаны предъявить ему документы в рамках этого мероприятия. В этом случае узнайте у него название и поинтересуйтесь, имеются ли документы, свидетельствующие о проведении упомянутых мероприятий.

Если вам представят эти документы — выясните, каким образом вы можете иметь к этому отношение. Например, если проводится рейд по выявлению затонированных автомашин, а ваша машина не затонирована, по какому праву вас останавливают и ссылаются на рейд?

Если же у инспектора нет никаких документов, позвоните в дежурную часть, чтобы выяснить номер телефона инспектора, и спросите у дежурного, действительно ли проводятся рейдовые мероприятия. Если да, то как называется рейд и на что он направлен. Не сообщайте дежурному название рейда, упомянутое инспектором, заранее.

В тех случаях, когда инспектор после остановки вашего ТС сообщает о нарушении одного из пунктов ПДД и требует передать документы, спросите, собирается ли он составлять в отношении вас протокол об административном правонарушении. Если да, то поинтересуйтесь у него возможностью ознакомления с какими-либо доказательствами по вменяемому нарушению, которые будут приобщены в качестве материалов дела. Таковыми могут быть показания с радара (фото, видео), наличие свидетелей и так далее. При наличии таковых попросите, чтобы вас с ними ознакомили.

И если даже вам откажут в представлении каких-либо доказательств либо доказательств не будет вообще, передайте документы инспектору для составления протокола. Наличие материалов дела, которые будут свидетельствовать о возможном правонарушении с вашей стороны, в первую очередь важно для самого инспектора. Ведь если вы обжалуете протокол, то доказывать вину должен будет инспектор, так как в отношении вас будет действовать презумпция невиновности. А значит, если у инспектора нет никаких материалов дела, то и протокол легко обжаловать. Сообщите об этом инспектору.

К примеру, если вас обвиняют в превышении скоростного режима, ссылаясь на показания радара, но фото- и видеофиксации нет, о каком протоколе может идти речь? Конечно, вы обязаны передать документы для составления протокола, но какой в этом смысл? Обычно такое происходит, когда инспектор преследует не совсем законные цели. Поняв, что вы обжалуете протокол, он, скорее всего, вернет вам документы.

Важно отметить и то, что после остановки к вам должен подойти именно тот инспектор, который остановил ваше ТС. В случае составления протокола аналогично. А если в ходе диалога с инспектором присоединяются другие сотрудники милиции, требуйте и от них представиться и предъявить служебные удостоверения.

Бывает так, что сотрудники милиции требуют открыть багажник и называют это осмотром, вводя вас в заблуждение, ведь осмотром является лишь визуальный осмотр автомобиля снаружи. При осмотре даже стекло не опускают, не говоря уже о багажнике. А вот досмотр ТС дает право требовать открыть багажный отсек или сам автомобиль. Также при досмотре ТС составляется протокол досмотра, приглашаются понятые (с документами, удостоверяющими личность), анкетные данные которых вносятся в протокол.

Закон четко гласит, что граждане должны подчиняться законным требованиям сотрудников милиции. Подчиняться незаконным требованиям вы не обязаны.

Фиксировать на видео диалог с сотрудниками милиции я считаю обязательным. Камера — это свидетель, которого невозможно подкупить, запугать или обмануть.

Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что данная статья не является способом уйти от ответственности или как-то помешать работе сотрудников ОВД.

P.S. Если вам стало известно, что произошло какое-либо преступление или террористический акт и в связи с этим вас остановили сотрудники милиции, требуя открыть багажный отсек, представить документы для проверки, отнеситесь к этому с пониманием.

Как общаться с гаишником: ответы на все вопросы

Эта статья не будет посвящена любимой многими юристами теме «как заболтать гаишника так, чтобы потом не платить штраф». Редакция «Авто Mail.Ru» уверена, что нарушители ПДД должны быть наказаны, ведь безопасность на дороге должна стоять на первом месте. Однако это совершенно не означает, что сотрудники ГИБДД могут вытворять на дороге все что угодно. Наш принцип прост и понятен: закон един для всех без исключения. И для граждан, и для представителей власти.

Последние имеют, кстати, не так уж много законных оснований для того, чтобы остановить вашу машину (просто «проверить документы» можно только на стационарных постах ГИБДД). У инспектора должны быть ВЕСКИЕ основания, чтобы заставить вас остановиться. Например, если:

Однако это все только красиво звучит. На деле же сотрудники ГИБДД очень часто останавливают машины на дороге исключительно для «проверки» документов. И если вы у них поинтересуетесь причиной остановки (вообще-то инспектор обязан вам ее сообщить), то обычно идет ссылка на «подозрение в розыске». Для этого у гаишника должны быть «ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения». Но сотрудник ГИБДД не обязан вам их предъявлять.

Нужно помнить, что останавливать машину гаишник может не только при помощи жезла. Для этого можно использовать «громкоговорящее устройство», «жест руки» или диск с красным сигналом (световозвращателем), направленные на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

Рассмотрим последовательность действий в зависимости от ситуации:

И помните – если вы считаете себя правым, то не надо бояться сотрудника ГИБДД. Требуйте соблюдения своих прав.

СОВЕТ от «Авто Mail.Ru»: возите советы по общению с сотрудником ГИБДД с собой. Сделать это просто:

1. Зайдите на Авто Mail.Ru со своего мобильного, откройте F.A.Q. и добавьте страницу в Закладки. Открывайте закладку всегда, когда она вам потребуется.
2. Считайте QR-код своим смартфоном и добавьте открывшуюся страничку в Закладки. Пользуйтесь закладкой в любом месте и в любое время.

Как разговаривать с гаишниками

Что делать, если меня остановил инспектор? Это самый часто задаваемый вопрос.

Начнем с того, что есть масса причин, по которым ваше транспортное средство могут остановить сотрудники милиции.

Но давайте не будем углубляться в подробности и разбирать каждый случай. Поговорим подробно о тех остановках транспортных средств, которые имеют место в 99 процентах случаев. А это случаи, когда вы, возможно, нарушили ПДД или инспектору, может, это показалось. Случаи, когда проводятся рейдовые мероприятия, и случаи, когда действительно проводятся рейдовые мероприятия. Это важно отметить, тут большая разница. Ведь есть разница, когда сотрудники милиции действительно ведут какую-либо профилактическую работу или оперативно-разыскные мероприятия или стоят "руки в брюки" и на вопрос о причине остановки говорят: "Рейд!".

Теперь непосредственно о самих остановках.

Пункт 118. Для остановки граждан и участников дорожного движения сотрудник ПМ может использовать специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящую установку, жесты рукой или жезлом. При остановке жестом руки или жезлом первоначальный жест сотрудника ПМ должен быть направлен на останавливаемого участника дорожного движения с указанием ему последующего места остановки. Требование об остановке должно быть понятно участникам дорожного движения. При проверке граждан сотрудник представляется (называет должность, звание, фамилию), четко и ясно излагает причину проверки.

Пункт 119. Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

Пункт 120. Основаниями для проверки граждан и остановки транспортных средств являются:

— нарушение ПДД всеми участниками дорожного движения;

— наличие данных (ориентировка, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности граждан, водителя и пассажиров к совершению преступления, административного правонарушения или ДТП;

— наличие данных (ориентировка, сведения, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях;

— необходимость привлечения гражданина и участников дорожного движения в качестве понятых;

— выполнение распорядительно-регулировочных действий;

— необходимость привлечения граждан и участников дорожного движения и их транспортного средства к оказанию помощи другим гражданам и участникам дорожного движения или сотрудникам ОВД при ДТП или чрезвычайных ситуациях;

— необходимость опроса граждан и участников дорожного движения об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

— выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или о запрещении движения конкретного автотранспорта;

— проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ПМ, за исключением периода проведения специальных мероприятий).

Пункт 208. Сотрудник ПМ при обращении к гражданам и участникам дорожного движения должен поздороваться, приложив руку к головному убору, назвать свои должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции принимает меры по оказанию помощи либо разъясняет, куда следует обратиться для решения поставленного вопроса.

Пункт 209. При остановке граждан, транспортного средства или иного участника дорожного движения сотрудник ПМ должен сообщить гражданину, водителю остановленного транспортного средства, другому участнику дорожного движения, задержанному за нарушение ПДД или иное правонарушение, занимаемую должность, специальное звание и фамилию, а также причину остановки и (или) задержания.

Допустим, вас остановил инспектор и выполнил все, как перечислено выше из приложения 1 к приказу МВД Кыргызской Республики № 370. Если на вопрос о причине остановки он отвечает: "Проверка документов!", можете спокойно ответить, что проверка документов осуществляется только на стационарных постах. Если же инспектор будет настаивать на представлении документов и напомнит вам пункт 2.1.1, согласно которому водитель обязан передавать весь перечень необходимых документов инспектору для проверки, снова напомните ему о возможности передачи документов для проверки только на стационарных постах. Если инспектор продолжит настаивать, сообщите ему, что передадите документы только для составления протокола об административном правонарушении.

Возможно, после этих доводов он сообщит вам, что проводится рейд и вы обязаны предъявить ему документы в рамках этого мероприятия. В этом случае поинтересуйтесь у него названием рейда и имеются ли документы, свидетельствующие о проведении упомянутых мероприятий. Если вам представят документы, свидетельствующие о проведении рейда, выясните, каким образом вы можете иметь к этому отношение. Например, если проводится рейд по выявлению затонированных автомашин, а ваша машина не затонирована, по какому праву вас останавливают и ссылаются на рейд?

Если же у инспектора нет никаких документов, позвоните в дежурную часть, выяснив номер телефона у инспектора, и спросите у дежурного, действительно ли проводятся рейдовые мероприятия. Если да, то как называется рейд и на что он направлен. Не сообщайте дежурному название рейда, упомянутое инспектором, заранее.

В тех случаях, когда инспектор после остановки вашего ТС сообщает о нарушении одного из пунктов ПДД и требует передать документы, спросите, собирается ли он составлять в отношении вас протокол об административном правонарушении. Если да, то поинтересуйтесь у него возможностью ознакомления с какими-либо доказательствами по вменяемому нарушению, которые будут приобщены в качестве материалов дела. Таковыми могут быть показания с радара (фото, видео), наличие свидетелей и так далее. При наличии таковых попросите, чтобы вас с ними ознакомили.

И если даже вам откажут в представлении каких-либо доказательств либо доказательств не будет вообще, передайте документы инспектору для составления протокола. Наличие материалов дела, которые будут свидетельствовать о возможном правонарушении с вашей стороны, в первую очередь важно для самого инспектора. Ведь если вы обжалуете протокол, то доказывать вину должен будет инспектор, так как в отношении вас будет действовать презумпция невиновности. А значит, если у инспектора нет никаких материалов дела, то и протокол легко обжаловать. Сообщите об этом инспектору.

К примеру, если вас обвиняют в превышении скоростного режима, ссылаясь на показания радара, но фото- и видеофиксации нет, о каком протоколе может идти речь? Конечно, вы обязаны передать документы для составления протокола, но какой в этом смысл? Обычно такое происходит, когда инспектор преследует не совсем законные цели. Поняв, что вы обжалуете протокол, он, скорее всего, вернет вам документы.

Важно отметить и то, что после остановки к вам должен подойти именно тот инспектор, который остановил ваше ТС. В случае составления протокола аналогично. А если в ходе диалога с инспектором присоединяются другие сотрудники милиции, требуйте и от них представиться и предъявить служебные удостоверения.

Бывает так, что сотрудники милиции требуют открыть багажник и называют это осмотром, вводя вас в заблуждение, ведь осмотром является лишь визуальный осмотр автомобиля снаружи. При осмотре даже стекло не опускают, не говоря уже о багажнике. А вот досмотр ТС дает право требовать открыть багажный отсек или сам автомобиль. Также при досмотре ТС составляется протокол досмотра, приглашаются понятые (с документами, удостоверяющими личность), анкетные данные которых вносятся в протокол.

Закон четко гласит, что граждане должны подчиняться законным требованиям сотрудников милиции. Подчиняться незаконным требованиям вы не обязаны.

Фиксировать на видео диалог с сотрудниками милиции я считаю обязательным. Камера — это свидетель, которого невозможно подкупить, запугать или обмануть.

Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что данная статья не является способом уйти от ответственности или как-то помешать работе сотрудников ОВД.

P.S. Если вам стало известно, что произошло какое-либо преступление или террористический акт и в связи с этим вас остановили сотрудники милиции, требуя открыть багажный отсек, представить документы для проверки, отнеситесь к этому с пониманием.

Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *