Антифриз: как выбрать и можно ли смешивать разные цвета
Охлаждающая жидкость не менее важна, чем моторное масло. Если она замёрзнет или закипит, двигатель может перегреться и выйти из строя. Поэтому любому водителю нужно знать, каким бывает антифриз, что означают его цвета и на какие характеристики стоит обращать внимание.
Из чего состоит охлаждающая жидкость
Основная часть состава приходится на дистиллированную воду. Именно она отводит лишнее тепло от двигателя, рассеивая его в радиаторах систем охлаждения и отопления. Но вода замерзает при нулевой температуре, поэтому в жидкость добавляют многоатомные спирты, которые остаются жидкими во время сильных морозов.
Даже при самой тщательной очистке воды в системе охлаждения может начаться коррозия. Кроме того, спирты разъедают пластиковые и резиновые детали. Для замедления этих процессов используют специальные присадки-ингибиторы. В большинстве случаев именно они определяют свойства охлаждающей жидкости. Чтобы различать антифризы по типу, определять степень их выработки и быстро находить утечки, добавляют красители яркого цвета.
Какими бывают охлаждающие жидкости
В России распространена европейская классификация охлаждающей жидкости, разработанная компанией Volkswagen. Но это не означает, что маркировка антифриза по цветам устанавливается законом. Производители имеют право использовать любые красители на своё усмотрение, если те соответствуют ГОСТ и не наносят ущерба технике. Поэтому важнее учитывать не цвет жидкости, а характеристики, указанные на упаковке.
Нужно также помнить, что в США, Евросоюзе, Японии и Китае приняты собственные стандарты и классификации антифриза. Желательно покупать охлаждающую жидкость, выпущенную для российского или европейского рынка. Азиатские варианты рано замерзают при морозах, а американские содержат токсичные нитриты. Смешивать эти антифризы запрещено, даже если у них одинаковые цвета.
Силикатные охлаждающие жидкости
Маркируются символом G11. В состав входят минеральные присадки — силикаты, бораты и фосфаты, которые замедляют коррозию и предотвращают образование пены. Их часто называют «тосолами» по названию торговой марки, принятой в СССР. Такие антифризы маркируют ярко-голубым цветом. Они быстро теряют свои свойства при повышенной температуре. Поэтому в большинстве легковых автомобилей их нужно менять каждые два года, а в высокооборотистых форсированных моторах — каждый год. Голубой антифриз G11 хорошо защищает охлаждающую систему от коррозии, но ухудшает теплообмен, за счёт чего сокращается ресурс мотора.
Гибридные охлаждающие жидкости
Также относятся к классу G11. Помимо минеральных присадок, содержат органические соединения — в том числе карбоновую кислоту. Антифризы на основе таких компонентов окрашивают в зелёный цвет. Они служат немного дольше — до 3 лет в низкофорсированных моторах, до 2 лет в высокооборотистых двигателях. Их присадки образуют более тонкую защитную плёнку на поверхности деталей. За счёт этого они лучше охлаждают силовые агрегаты при тех же антикоррозийных свойствах.
Карбоксилатные охлаждающие жидкости
Соответствуют стандарту G12. Содержат соли карбоновой кислоты — соединения органического вещества с различными металлами. Подобные антифризы отмечают насыщенно-красным цветом — их невозможно спутать с жидкостями предыдущего поколения. Органические присадки не формируют защитную плёнку, а оседают в тех местах, где уже началась коррозия. Благодаря этому улучшается теплоотдача двигателя и нормализуется температурный режим. Кроме того, металлические соли карбоновой кислоты выдерживают нагрев до 130°. Антифризы красного цвета служат до 5 лет — если автомобиль используют аккуратно, заменой охлаждающей жидкости обычно занимается второй владелец.
Лобридные охлаждающие жидкости
В европейской классификации обозначаются G12+ или G12++ в зависимости от химического состава. Помимо органических ингибиторов содержат соединения кремния. Их антикоррозийные свойства даже лучше, чем у карбоксилатных аналогов. Лобридные антифризы могут окрашиваться в разные цвета — зелёный, жёлтый, розовый, сиреневый фиолетовый и красный. Их название происходит от технологии низкоуровневого гибрида (на английском — low hybrid, lo-brid). Заявленный срок службы этих антифризов — до 10 лет. Но в неблагоприятных условиях специалисты рекомендуют менять их каждые 5 лет. Это относится и к машинам, которые используются в городах с их частыми короткими поездками.
Пропиленгликолевые охлаждающие жидкости
Новейшее поколение антифризов, получившее обозначение G13. Отличается не присадками, а спиртом — пропиленгликоль более стабилен и менее токсичен. Во многих европейских странах продаются только такие охлаждающие жидкости, поскольку они считаются безопасными для окружающей среды. Пропиленгликолевые антифризы отмечены фиолетовым или сиреневым цветом. Реже можно найти красные, розовые, жёлтые и оранжевые составы класса G13. Охлаждающая жидкость на основе пропиленгликоля обычно содержит гибридные присадки. Иногда встречаются и классические гибридные составы. Средний срок их службы — до 5 лет.
Температурный режим
По классификации компании Volkswagen, получившей распространение в Европе и России, устанавливается следующая точка замерзания в зависимости от цвета и состава антфриза:
Но выше мы уже говорили, что никто не обязывает производителей антифриза использовать конкретные красители — жидкость может быть даже прозрачной. Кроме того, температурный режим будет зависеть от концентрации спирта и присадок. Поэтому реальную точку замерзания нужно искать в технических характеристиках на упаковке.
Можно ли смешивать разные антифризы?
Если у вас есть возможность, откажитесь от такой идеи. Результаты могут быть непредсказуемыми. Вступая в реакцию друг с другом, спирты и присадки образуют новые химические вещества. Меняются точки кипения и замерзания жидкости, появляются новые очаги коррозии, образуются непроходимые «пробки» и разрушаются пластиковые детали.
Если в системе не хватает 200–400 мл антифриза, скорее всего причина в испарении. Просто залейте в бачок дистиллированную воду, восполнив потери. Наполнять бутылку под краном запрещается — растворённые вещества изменят свойства антифриза и ускорят коррозию.
Если вам нужно доливать больше 500 мл, лучше заменить всю охлаждающую жидкость. Обычно такое происходит при поломке или утечке. Но как добраться до места ремонта? На этот случай стоит запомнить, какие антифризы по цвету и типу можно смешивать друг с другом:
-
любые жидкости G11 (голубые и зелёные) взаимозаменяемые;
-
составы G11 и G12 нельзя смешивать никогда;
-
лобридные антифризы G12+ и G12++ можно доливать в систему, где есть жидкость G11;
-
пропиленгликолевые антифризы G13 в небольшом количестве можно добавлять к любым составам;
-
нельзя доливать антифриз предыдущего поколения в систему, где уже находится более новая жидкость.
К примеру, запрещается добавлять G11 к G12 или G12+ к G12++.
Если не уверены, доверьте замену антифриза специалистам авторизованного сервисного центра. Они выберут для вашего автомобиля жидкость, одобренную производителем.
Заключение
Чтобы понять, какой антифриз заливать в систему охлаждения, нужно запомнить следующие правила:
-
Обращать внимание сначала на цифробуквенную классификацию по составу, а только потом на цвет.
-
Помнить о том, что температурный режим может отличаться — он указывается на упаковке.
-
Стараться не смешивать жидкости разного типа.
-
Если без долива не обойтись, доливать жидкость нового поколения к предыдущему, но не наоборот.
-
Никогда не смешивать антифризы G11 или G12 независимо от соотношения.
-
Если нужно долить 200–400 мл, восполнить недостаток жидкости дистиллированной водой.
-
Никогда не заливать в систему охлаждения водопроводную или минеральную воду и другие посторонние жидкости.
04.10.2021
Какого цвета тосол и какого антифриз: красный или зеленый
В случаях, когда необходимо определить, какой тип охлаждающей жидкости (ОЖ) используется, нельзя ориентироваться на её цвет. Этот параметр не регулируется международным стандартом, поэтому один и тот же продукт, произведенный в разных странах, может быть разного оттенка.
Тосол может быть синего или красного цвета, из-за чего его можно спутать с антифризом, где используются те же красители.
Содержание:
- 1 Зачем подкрашивают ОЖ?
- 2 Разница между антифризом и тосолом
- 2.1 Состав тосола
- 2.2 Состав антифриза
- 3 Как отличить тосол от антифриза?
- 4 Виды ОЖ
- 4.1 G11 – cиний и зелёный цвета
- 4.2 G12 и G12+ – красный цвет
- 4.3 G12++ – малиновый и фиолетовый цвета
- 4.
4 G13 – жёлтый и оранжевый цвета
- 5 Можно ли смешивать разные виды ОЖ?
- 5.1 Видео-эксперимент: что будет, если смешать разные виды ОЖ
Зачем подкрашивают ОЖ?
Основные компоненты любой охлаждающей жидкости – очищенная вода и этилен. Поэтому состав прозрачный. Чтобы различать жидкости между собой, их окрашивают в разные цвета. В разных странах существуют свои цветовые стандарты для разных ОЖ.
Есть ещё несколько причин, по которым производители предпочитают подкрашивать охлаждающую жидкость:
- Во-первых, так удобнее определять уровень жидкости в бачке.
- Во-вторых, если жидкость цветная, то проще установить, протёк ли контур.
ВАЖНО: Краситель никак не влияет на функциональные свойства ОЖ.
Разница между антифризом и тосолом
Охлаждающие жидкости отличаются в первую очередь по составу, который определяет сферу их применения и основные свойства.
Состав тосола
Отечественный тосол состоит из дистиллированной воды, этиленгликоля, смеси неорганических кислот и присадок, в роли которых могут выступать силикаты, нитриты и фосфаты. Присадки добавляют для того, чтобы жидкость не пенилась. Кроме того, они придают ОЖ антикоррозийные свойства. Из-за наличия силикатов и фосфатов в составе тосола образуется нерастворимый осадок, из-за которого детали могут со временем выйти из строя.
Тосол необходимо менять примерно каждые 30 тыс. км пробега, так как он теряет охлаждающие свойства.
Состав антифриза
В основе антифриза те же компоненты, что и у тосола, но из добавок добавляют только антикоррозийные компоненты. Их особенность в том, что оксидная плёнка образуется только в местах, которые уже начали окисляться, в то время как от тосола образуется однородная оксидная плёнка. Благодаря этому свойству, при использовании антифриза не снижается эффективность работы охлаждающих систем. Кроме того, антифриз высокого качества не даёт нерастворимого осадка и рассчитан минимум на 100 тыс. км пробега.
Как отличить тосол от антифриза?
Самый быстрый способ определить, какая из жидкостей налита, – проанализировать запах и текстуру.
У антифриза аромат практически отсутствует, а у тосола – специфический сильный химический запах. Наощупь антифриз маслянистый и плохо смывается с рук. Тосол тоже имеет маслянистую текстуру, но она не так явно выражена.
- Более безопасный вариант проверки – смешать в стакане жидкость с водой. Нужно сделать раствор, где ОЖ и вода будут смешаны в пропорции один к одному. Смесь тщательно перемешивается, после чего стакан на время нужно отставить. Если раствор расслоится, то в машине был использован тосол, потому что антифриз высокого качества хорошо перемешивается с водой.
- Более сложный, но в то же время более точный способ – измерить плотность жидкости. Для этого потребуется специальный прибор. Эксперимент нужно проводить при комнатной температуре. Плотность антифриза находится в пределах 1,073 – 1,079 г/см³, а тосола – 1,065 г/см³.
Виды ОЖ
По цвету охлаждающей жидкости можно определить, к какому классу она относится. В Российской Федерации принята следующая классификация:
G11 – cиний и зелёный цвета
ОЖ класса G11 создают по силикатной технологии, именно этот вид присадок обеспечивает антикоррозийные свойства состава. Кроме силикатов, в антифриз синего или зелёного цвета могут добавлять фосфаты. Такая ОЖ образует защитную плёнку на участках, которые уже поражены коррозией.
Смесь имеет ограниченный срок использования, который обычно определяют в пределах 2-3 лет.
Тосол синего цвета – это Тосол А40, температура замерзания которого составляет -40 градусов.
G12 и G12+ – красный цвет
Для создания ОЖ класса G12 или G12+ используют карбоксилатную технологию. В состав таких смесей входят силикаты и механические примеси. Кроме этого, в ОЖ G12 добавляют карбоксилаты (органические элементы), чтобы защитить детали от коррозии. Антифриз красного цвета создаёт цельный защитный слой, который предотвращает появление очагов ржавчины. Такая ОЖ отличается хорошими смазывающими свойствами, к тому же она не пенится благодаря присадкам.
Срок службы составляет примерно 5 лет, после чего жидкость нужно менять, так как она теряет свои свойства.
Тосол красного цвета – это Тосол А65, температура замерзания которого составляет -65 градусов.
G12++ – малиновый и фиолетовый цвета
При изготовлении охлаждающих жидкостей класса G12++ используется лобридная (или биполярная) технология. Для профилактики коррозии металлов в смесь добавляют состав из минеральных компонентов и органических кислот. ОЖ G12++ содержат кремниевые соединения, которые защищают от повреждений детали, сделанные из алюминиевого сплава.
Срок эксплуатации у малиновых и фиолетовых антифризов в среднем составляет 10 лет. После этого ОЖ нужно менять, так как она теряет свои свойства.
G13 – жёлтый и оранжевый цвета
ОЖ с маркировкой G13 создаются на основе не этиленгликоля, а пропиленгликоля. Этот компонент безопасен для окружающей среды и для человека. В качестве присадок используются минеральные элементы и органические кислоты, основная задача которых – предотвратить коррозийные процессы.
Можно ли смешивать разные виды ОЖ?
Некоторые виды охлаждающих жидкостей можно смешивать между собой. Крайне важно, чтобы в составе у них были присадки одного типа, иначе велика вероятность, что машина быстро выйдет из строя.
Обычно автопроизводитель отдельно прописывает в сервисной документации, антифриз каких цветов и свойств нельзя смешивать.
Таблица 1 – Смешивание антифризов
Марки антифриза | Охлаждающая жидкость в системе | ||||||
Тосол | G11 | G12 | G12+ | G12++ | G13 | ||
Охл. жидкость на долив | Тосол | Можно | Можно | Нельзя | Нельзя | Нельзя | Нельзя |
G11 | Можно | Можно | Нельзя | Нельзя | Нельзя | Нельзя | |
G12 | Нельзя | Нельзя | Можно | Нельзя | Нельзя | Нельзя | |
G12+ | Можно | Можно | Можно | Можно | Нельзя | Нельзя | |
G12++ | Можно | Можно | Можно | Можно | Можно | Можно | |
G13 | Можно | Можно | Можно | Можно | Можно | Можно |