Машина экологическая: Экологичные автомобили — Википедия – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Экологичные автомобили — Википедия

Экологичные автомобили или «Зелёные» автомобили (от англ. environmentally friendly vehicle, green vehicle) — автомобили, оказывающие меньшее негативное воздействие на окружающую среду, чем обычные автомобили с двигателями внутреннего сгорания, работающие на бензине или на дизельном топливе.

Электромобиль[править | править код]

Прототип Eliica (Япония). Мощность 640 л.с. Развивает скорость 370 км/ч.

Электромоби́ль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями, а не двигателем внутреннего сгорания. Электромобиль следует отличать от автомобилей с ДВС и электрической передачей и от троллейбусов. Подвидами электромобиля считаются электрокар (грузовое транспортное средство для движения на закрытых территориях) и электробус (автобус с аккумуляторной тягой)

Автомобиль на воде — гипотетический автомобиль, получающий энергию для движения из одной только воды. Водяные автомобили стали предметом множества международных патентов, статей в газетах и научно-популярных журналах, местных теленовостей и интернет-публикаций.

Гибридный автомобиль[править | править код]
Первый серийный гибридный автомобиль Toyota Prius

Гибри́дный автомоби́ль — высокоэкономичный автомобиль, движимый системой «электродвигатель — двигатель внутреннего сгорания» (далее двигатель), питаемой как горючим, так и зарядом электрического аккумулятора. Главное преимущество гибридного автомобиля — снижение расхода топлива и вредных выхлопов. Это достигается полным автоматическим управлением режима работы системы двигателей с помощью бортового компьютера, начиная от своевременного отключения двигателя во время остановки в транспортном потоке, с возможностью продолжения движения без его запуска, исключительно на энергии аккумуляторной батареи, и заканчивая более сложным механизмом рекуперации — использования электродвигателя как генератора электрического тока для пополнения заряда аккумуляторов.

Электромобиль на солнечных батареях[править | править код]

Экспериментальный вариант электромобиля, который использует энергию солнечного света, собираемую и преобразуемую в электричество батареей фотоэлементов.

Автомобиль на природном газе[править | править код]

Заправка автомобиля газом

Газобаллонное оборудование автомобиля — топливная система двигателя внутреннего сгорания, модифицированная для использования им в качестве топлива сжатого природного газа или сжиженных углеводородных газов.

Автомобиль с гибким выбором топлива[править | править код]

Автомобиль с гибким выбором топлива — может ездить как на бензине, так и на смеси бензина с этанолом, причём в гибких пропорциях (от 5 % до 95 %). Автомобиль имеет один топливный бак, адаптированность к разному составу топлива достигается за счёт оригинальной конструкции двигателя или за счёт конструктивной модификации обычного бензинового двигателя внутреннего сгорания.

Транспорт на топливных элементах[править | править код]

Водородный транспорт — различные транспортные средства, использующие в качестве топлива водород. Это могут быть транспортные средства, как с двигателями внутреннего сгорания, так и с водородными топливными элементами.

Воздухомобиль[править | править код]

Воздухомобиль — автомобиль, использующий для движения сжатый воздух. Пневматические автомобили используют модифицированный вариант обычного четырехтактного мотора. Пневматические двигатели также позволяют использовать преимущества электродвигателей — системы рекуперативного торможения: в пневматических гибридах при торможении за счет использования двигателя в качестве воздушного компрессора, воздух сжимается и им заправляется резервуар.

Средства рекуперации и сохранения энергии[править | править код]

Рекуперативное торможение[править | править код]

Рекуперати́вное торможе́ние — организация торможения, при которой кинетическая энергия транспортного средства не рассеивается в виде тепла, как обычно, а снова используется для движения. Рекуперативное торможение широко применяется на электровозах и электропоездах, где при торможении электродвигатели начинают работать как электрогенераторы, а вырабатываемая электроэнергия передаётся через контактную сеть либо другим электровозам, либо в общую энергосистему через тяговые подстанции.

Маховик[править | править код]

Маховик — тяжёлый вращающийся диск, использующийся в качестве накопителя (инерционный аккумулятор) кинетической энергии. При использовании маховика механическая энергия не требует преобразования в другие виды энергии, удается избежать связанных с такими преобразованиями потерь. С другой стороны, маховик достаточно быстро теряет энергию из-за того, что его вращению препятствует сила трения. См. также гиробус.

Для борьбы с загрязнением окружающей среды в Европе разрабатываются и вводятся все более и более жесткие экологические нормы выбросов вредных веществ для автомобилей. Согласно планам комиссара ЕС по экологии Ставроса Димаса, средний показатель выброса углекислого газа к 2012 году должен быть снижен с нынешних 163 до 120 граммов на километр.[1]

Над созданием экологичных автомобилей работают многие крупные автопроизводители — от Peugeot и Audi до Ferrari (модель Ferrari 599 Hybrid) и Rolls-Royce (модель 102EX Phantom Experimental Electric). Показательно, что даже компании из Китая, где пока мало кого волнует охрана окружающей среды, начинают инвестировать колоссальные средства в создание и развитие линеек «зеленых» авто. И это вполне оправдано, поскольку сегодня ключом к основным мировым рынкам наряду с качеством, безопасностью и доступными ценами, становится «экологичность» автомобилей.[2]

Автопроизводители соревнуются между собой как в стремлении максимально экономить невозобновляемые энергоресурсы, так и в сведении к минимуму негативного воздействия на окружающую среду. И если раньше никто не продвигался дальше концептов, то сейчас компании переходят от заявлений и экспериментальных образцов к массовому внедрению своих разработок.

«Альтернативный» автомобильный сектор растет медленно, но зато уверенными темпами. Спрос на экологические автомобили сформировался еще до нынешнего кризиса и не угас, несмотря на продолжительное снижение цен на нефть. Сегодня, в свете борьбы с глобальным потеплением и с учетом реализации планов по уменьшению зависимости от традиционных невозобновляемых энергоносителей, правительства многих стран с помощью монетарных и немонетарных инструментов мотивируют своих граждан покупать именно «зеленые» автомобили. Однако пока такие автомобили слишком дороги и неудобны для повседневного использования, поскольку еще не создана вся необходимая инфраструктура (станции для заправки биотопливом и для быстрой подзарядки аккумуляторов электромобилей, сервисные центры и тд.). Поэтому люди чаще покупают автомобили с бензиновыми или дизельными моторами

[3].

В целом, что касается стимулирования продаж «зеленых» автомобилей, то здесь можно выделить три базовых направления.[4]

Инициативы производителей и продавцов[править | править код]

Такие инициативы заключаются в реализации лизинговых программ (лизинг либо всего автомобиля, либо наиболее дорогостоящих элементов — например, батарей или «домашних» стационарных заправочных/зарядных комплексов), содействии в утилизации вышедших из строя элементов (батарей, электромоторов), предоставлении бесплатной консультационной и технической поддержки.

Инициативы государства (правительство, местные власти)[править | править код]

Государство создает некий «компенсационный пакет», который, в свою очередь, можно разделить на две части — монетарные и немонетарные стимулы. К монетарным стимулам относятся: налоговый кредит, гранты (государственные бонусные выплаты покупателям гибридов или автомобилей, которые используют альтернативные виды топлива), освобождение от уплаты налога при регистрации нового автомобиля, а также дорожного сбора. К немонетарным стимулам можно отнести: бесплатная парковка, бесплатный проезд по платным дорогам, свободное использование специальных зон (дорожных полос для автобусов или спецтранспорта)

[источник не указан 297 дней].

Инициативы компаний[править | править код]

Инициативы компаний заключаются в финансовой поддержке сотрудников, которые хотят приобрести именно «зеленый» автомобиль, а также в реорганизации корпоративного автопарка путём замены обычных автомобилей на их «экологические» аналоги[источник не указан 297 дней]. Например, компания Google предоставляет корпоративный кредит в размере $5000 всем сотрудникам, изъявившим желание приобрести гибридный автомобиль, включая очень популярный в США Prius. А в феврале этого года ЦЕРН и швейцарская группа Gazmobil объявили о заключении договора на покупку 100 автомобилей на природном газе для сотрудников Европейской организации по ядерным исследованиям и установке заправочной станции для этого вида топлива в Мейрене.

Список наиболее экологичных и экономичных моделей автомобилей ежегодно публикует Немецкий Транспортный Клуб Verkehrsclub Deutschland (VCD). В 2009 году большинство мест в рейтинге заняли малолитражные автомобили — 45, среди которых лидирует Toyota Aygo.

На втором и третьем местах — Citroen C1 и Peugeot 107. В компактном классе победила Skoda Fabia 1.2, далее — Honda Civic Hybrid и Mercedes-Benz A 160.[5]

Существующие на данный момент «альтернативные» технологии несовершенны. «Зеленые» автомобили далеко не всегда оправдывают своё название, в отдельных случаях становясь еще большим «загрязнителем» окружающей среды, чем стандартные бензиновые аналоги. Ведь для производства самого автомобиля (всех узлов и агрегатов) и «альтернативной» энергии, за счет которой он работает, как правило, используют традиционные технологические/производственные цепочки и невозобновляемые энергоресурсы.

[4][6]

  1. ↑ «Зеленый автомобиль», интернет-журнал Look At Me, 10 февраля 2009 года
  2. ↑ «Раскрыт секрет популярности „зеленых“ автомобилей» Архивная копия от 19 октября 2013 на Wayback Machine, информационное агентство «РБК-Украина» (Autonews.rbc.ua), 14 марта 2011 года
  3. ↑ Тенденции в покупке автомобилей (неопр.).
  4. 1 2 Исследование «Будущее автомобильной промышленности. Что думают о „зеленых“ автомобилях на трех континентах» (недоступная ссылка), консалтинговая компания Appleton Mayer, март 2011 года
  5. ↑ Самый безопасный, самый экологичный, самый продаваемый, самый дешевый
  6. ↑ «Зеленые автомобили — спасение или обман?», новостной портал infox.ru, 21 сентября 2009 года

Автомобиль и экология

Экологические требования к современному автомобилю являются в настоящее время приоритетными. Экологическая безопасность – это свойство автомобиля снижать негативные последствия влияния эксплуатации автомобиля на участников движения и окружающую среду. Она направлена на снижение токсичности отработанных газов, уменьшение шума, снижение радиопомех при движении автомобиля.

Несмотря на многочисленные попытки заменить двигатель внутреннего сгорания каким-либо другим, не выделяющим токсичные вещества, альтернативы ему пока нет. А если принципиально новый двигатель и появится, то переналадка производства для его крупносерийного выпуска потребует грандиозных капиталовложений и произойдет далеко не сразу. Вместе с тем уже сейчас человечество подошло к той черте, когда без экологически чистого автомобиля просто не обойтись. И выход пока видится один – надо если не полностью исключить, то во всяком случае
свести к минимуму вредные выбросы ДВС.

Содержание статьи

Вредные выбросы и их воздействие на живую природу

Как образуются доставляющие всем столько хлопот вредные вещества в отработавших газах? Известно, что топливо сгорает в камере при взаимодействии с кислородом воздуха. Этот процесс сопровождается интенсивным выделением тепла, которое и
преобразуется в работу. Теоретически для сгорания 1 кг бензина требуется 14,7 кг воздуха, однако на практике этого количества оказывается недостаточно. Дело в том, что воспламенение и сгорание бензино-воздушной смеси (ее еще называют горючей) длится тысячные доли секунды, и к такому быстрому процессу она недостаточно хорошо подготовлена.

В смеси остаются газы от предыдущего цикла, препятствующие доступу кислорода к частицам топлива; кроме того, не удается добиться ее идеального перемешивания по объему цилиндра, особенно у непрогретого двигателя и на переходных режимах. В результате не все топливо окисляется до конечных продуктов, и для нормального протекания процесса сгорания его приходится добавлять. Если в горючей смеси количество топлива больше расчетного, смесь называется богатой, если меньше – бедной. При средних нагрузках главное внимание обращается на экономичность, поэтому в камеру сгорания подается несколько обедненная смесь.

При небольшом обогащении смеси скорость ее сгорания увеличивается, в камере развиваются более высокие температура и давление. Для максимальных нагрузок или резкого перехода с малой нагрузки на большую требуется богатая смесь. Большое количество топлива подается в цилиндры и при пуске холодного двигателя, когда горючую смесь образуют только самые легкие фракции топлива. В этих случаях из-за недостатка кислорода топливо сгорает не полностью. Двигатель хотя и развивает большую мощность, но работает не экономично и выбрасывает в атмосферу токсичные продукты неполного сгорания.

Наиболее токсичными компонентами отработавших газов бензиновых двигателей являются: оксид углерода (СО), оксиды азота (NОx), углеводороды (СnHm), а в случае применения этилированного бензина – свинец. Состав выбросов дизельных двигателей
отличается от бензиновых. В дизельном двигателе происходит более полное сгорание топлива. При этом образуется меньше окиси углерода и несгоревших углеводородов. Но, вместе с этим, за счет избытка воздуха в дизеле образуется большее количество
оксидов азота. Дизельные двигатели, кроме всего прочего, выбрасывают твердые частицы (сажу). Сажа, содержащаяся в выхлопе, нетоксична, но она адсорбирует на поверхности своих частиц канцерогенные углеводороды. При сгорании низкокачественного дизельного топлива, содержащего серу, образуется сернистый ангидрид.

Как же эти вредные компоненты воздействуют на человека и окружающую среду? В обычных условиях СО- бесцветный газ без запаха, он легче воздуха и поэтому может легко распространятся в атмосфере. При действии на человека СО вызывает головную боль, головокружение, быструю утомляемость, раздражительность, сонливость, боли в области сердца. Оксид азота NO – бесцветный газ, диоксид азота NO2– газ красно-бурого цвета с характерным запахом.

Оксиды азота при попадании в организм человека соединяются с водой. При этом они образуют в дыхательных путях соединения азотной и азотистой кислоты. Оксиды азота раздражающе действуют на слизистые оболочки глаз, носа, рта. Воздействие NO2 cпособствует развитию заболеваний легких. Некоторые углеводороды СН являются сильнейшими канцерогенными веществами (например бензапирен), переносчиками которых могут быть частички сажи, содержащиеся в отработавших газах.

В скопившихся над асфальтом облаках СН и NOx под воздействием света происходят химические реакции. Разложение оксидов азота приводит к образованию озона. Вообще-то озон не стоек и быстро распадается, но только не в присутствии углеводородов (СН) – они замедляют процесс распада озона, и он активно вступает в реакции с частичками влаги и другими соединениями. Образуется стойкое облако мутного смога. Озон разъедает глаза и легкие, а выбросы NОх участвуют в формировании кислотных дождей.

В случае применения этилированных бензинов около 50% свинца осаждается в виде нагара на деталях двигателя и в выхлопной трубе, остаток уходит в атмосферу. Свинец присутствует в отработавших газах в виде мельчайших частиц размером
1-5 мкм, которые долго сохраняются в атмосфере. Концентрация свинца в атмосфере придорожной полосы в 2-20 раз больше, чем в других местах. Присутствие свинца в воздухе вызывает серьезные поражения органов пищеварения, центральной
и периферической нервной системы. Воздействие свинца на кровь проявляется в снижении количества гемоглобина и разрушении эритроцитов.

Нормы токсичности выхлопных газов

Первыми тревогу забили в США и в Японии, где проблема загазованости в крупных городах встала особенно остро. Были законодательно утверждены требования по токсичности выхлопов новых автомобилей, которые периодически пересматривались и
ужесточались. Вскоре аналогичные законы были приняты и в странах Европы.

Содержание вредных веществ в отработанных газахСодержание вредных веществ в отработанных газах

При современном уровне развития техники наиболее эффективным способом снижения токсичности выхлопа является нейтрализация токсичных компонентов отработавших газов с использованием химических реакций окисления и (или) восстановления. С этой целью в выпускную систему двигателя устанавливают специальный термический реактор (нейтрализатор).

Устройство и принцип действия каталитических нейтрализаторов

Устройство каталитического нейтрализатораУстройство каталитического нейтрализатора

На современных автомобилях для снижения выбросов вредных веществ устанавливаются трехкомпонентные каталитические нейтрализаторы. Трехкомпонентными их называют потому, что они нейтрализуют три вредных составляющих выхлопных газов: СО, СН и NO. Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор представляет собой корпус из нержавеющей стали, включенный в систему выпуска до глушителя.

В корпусе располагается блок носителя с многочисленными продольными порами, покрытыми тончайшим слоем вещества катализатора, которое само не вступает в химические реакции, но одним своим присутствием ускоряет их течение. В качестве катализатора используется платина и палладий, которые способствуют окислению СО и СН, а родий ”борется” с NOx. В результате реакций в нейтрализаторе токсичные соединения CO, CH и NOx окисляются или восстанавливаются до углекислого газа
СО2, азота N2 и воды Н2О.

Как правило, носителем в нейтрализаторе служит спецкерамика -монолит со множеством продольных сот-ячеек, на которые нанесена специальная шероховатая подложка. Это позволяет максимально увеличить эффективную площадь контакта каталитического покрытия с выхлопными газами – до величин около 20 тыс.кв.м. Причем вес благородных металлов, нанесенных на подложку на этой огромной площади, составляет всего 2-3 грамма.

Керамика сделана достаточно огнеупорной – выдерживает температуру до 800-850°С. Но все равно при неисправности системы питания и длительной работе на переобогащенной рабочей смеси монолит может не выдержать и оплавиться – и тогда каталитический нейтрализатор выйдет из строя. Впрочем, все шире в качестве носителей каталитического слоя используются тончайшие металлические соты. Это позволяет увеличить площадь рабочей поверхности, получить меньшее противодавление, ускорить разогрев каталитического нейтрализатора до рабочей температуры и, главное, расширить температурный диапазон до 1000-1050°С.

На первый взгляд может показаться, что установка катализатора решает все экологические проблемы. Однако, температура, при которой катализатор начинает действовать (температура активации), находится в пределах 250–350°С. Время же, необходимое для разогрева, может достигать нескольких минут и зависит от типа автомобиля, способа его эксплуатации и температуры воздуха. Холодный катализатор практически неэффективен – следовательно, необходимо уменьшить время достижения температуры активации.

Проблему частично решили, приблизив нейтрализатор к выпускному коллектору (такое сочетание часто называют катколлектором). Кроме этого, коллектор изготавливают из тонкостенных стальных труб вместо массивных чугунных и дополнительно утепляют,
уменьшив тем самым тепловые потери. Другой способ быстро прогреть нейтрализатор – подать в отработавшие газы дополнительную порцию воздуха и одновременно обогатить смесь. Топливо догорает уже на выпуске, температура выхлопных газов растет, и нейтрализатор быстрее выходит на рабочий режим. Иногда нейтрализатор разогревают электрическим термоэлементом, однако это влечет дополнительные энергозатраты.

Обратная связь

Трехкомпонентный нейтрализатор наиболее эффективен при определенном составе отработавших газов. Это значит, что нужно очень точно выдерживать состав горючей смеси возле так называемого стехиометрического отношения воздух/ топливо,
значение которого лежит в узких пределах 14,5- 14,7. Если горючая смесь будет богаче, то упадет эффективность нейтрализации СО и СН, если беднее- NOx. Поддерживать стехиометрический состав горючей смеси можно было только одним способом- управлять смесеобразованием, немедленно получая информацию о процессе сгорания, то есть, организовав обратную связь.

Для этого в выпускной коллектор поместили специально разработанный кислородный датчик- так называемый лямбда-зонд. Он вступает с раскаленными выхлопными газами в электрохимическую реакцию и выдает сигнал, уровень которого зависит от количества кислорода в выхлопе. Если кислорода осталось много- значит, смесь слишком бедная, если мало- богатая. А по результатам мгновенного анализа, которым занимается электроника, можно быстро корректировать состав смеси в ту или иную сторону.

Напряжение на выходе кислородного датчика принимает два уровня. Если смесь бедная, то низковольтный сигнал дает команду на обогащение топливной смеси, и наоборот. На современных нейтрализаторах устанавливается два кислородных датчика. Первый определяет качество смеси- богатая или бедная. Другой, установленный за нейтрализатором, отслеживает эффективность нейтрализации.

Дальнейшим развитием систем коррекции являются адаптивные системы с возможностью «самообучения» в процессе эксплуатации. Суть работы таких систем заключается в том, что по мере изменения характеристик различных систем и компонентов двигателя в процессе эксплуатации (например, загрязнение форсунок, уменьшение компрессии, подсос воздуха) в специальной области памяти блока управления накапливаются «поправочные коэффициенты», используемые процессором при расчете длительности времени впрыска на различных установившихся режимах. Это позволяет поддерживать стехиометрический состав смеси даже при значительных отклонениях в состоянии системы.

Нейтрализация отработавших газов в выпускной системе дизельных двигателей

Нейтрализация отработавших газов в выпускной системе дизельных двигателейСравнительно небольшое содержание вредных компонентов в отработавших газах дизелей не требовало в прошлом установки специальных устройств. Однако ужесточение норм токсичности (Евро-3 и Евро-4) коснулось и их. Основные претензии к дизелям экологи предъявляют из-за содержания частиц сажи и окиси азота (NOx) в выхлопе. Поэтому и на дизелях появились системы снижения токсичности выхлопа, включающие рециркуляцию отработавших газов, каталитический нейтрализатор и специальный сажевый фильтр.

Система рециркуляции выхлопных газов (ЕGR) применяется на бензиновых, дизельных и газовых двигателях. Предназначена для снижения токсичности отработавших газов (главным образом содержания оксидов азота NOx) в режимах прогрева и резкого ускорения двигателя, который на данных режимах работает на обогащённой топливной смеси. Часть отработавших газов попадает в обратно в цилиндры, что вызывает снижение максимальной температуры горения и, как следствие, уменьшение выбросов оксидов азота, образующихся при высоких температурах и являющихся одними из самых токсичных веществ. Система EGR не используется на холостых оборотах (прогретый двигатель), на холодном двигателе и при полностью открытой заслонке. Работа системы вызывает снижение эффективной мощности двигателя.

Сажевые фильтры изготавливают в виде пористого фильтрующего материала из карбида кремния. В конструкциях прошлых лет фильтры периодически очищали от накопившейся сажи отработавшими газами, температуру которых для этого повышали путем обогащения смеси. Очистка фильтра происходила по команде блока управления после каждых 400—500 км пробега автомобиля.

Однако в этом случае резко увеличиваются выбросы других вредных веществ. Поэтому современный сажевый фильтр чаще всего работает в паре с окислительным нейтрализатором, который восстанавливает NОx до NO2 и одновременно дожигает сажу, причем при более низких температурах – около 250°С.

В фильтрах нового поколения общий принцип остался прежним: задержать и уничтожить. Но как добиться нужной для сгорания частиц сажи температуры? Во-первых, фильтр разместили сразу за выпускным коллектором. Во-вторых, через каждые 300-500 км пробега контроллер включает режим многофазного впрыска, увеличивая количество поступающего в цилиндр топлива.

И, наконец, главное: поверхность фильтрующего элемента покрыта тонким слоем катализатора, который дополнительно повышает температуру выхлопных газов до необходимых 560-600°С. Фильтрующий элемент состоит, как правило, из керамической (карбид кремния) микропористой губки. Толщина стенок между ее каналами не превышает 0,4 мм, так что фильтрующая поверхность очень
большая. Иногда эту «губку» делают из сверхтонкого стального волокна, также покрытого катализатором.

Набивка настолько плотная, что задерживает до 80% частиц размером 20-100 нм. Новые фильтры стали активно участвовать в управлении работой двигателя. Ведь режим обогащения включается по сигналу от датчиков давления, установленных на входе и выходе фильтра. Когда разность показаний становится значительной, компьютер воспринимает это как признак закупоренности «губки» сажей. А выжигание контролируют с помощью датчика температуры.

Система нейтрализации отработанных газов в дизелеСистема нейтрализации отработанных газов в дизеле

Яркий пример современного механизма очистки выхлопа дизелей – электронная система управления дизельным двигателем EDС (electronic diesel control), разработанная компанией Bosch. Ее конструкция включает в себя многокомпонентную систему выпуска отработавших газов, в которой предусмотрено семь датчиков – два лямбда-зонда, два температурных, два давления и один уровня сажи в выхлопе, а также три очистительных элемента – каталитический нейтрализатор, катализатор-накопитель и сажевый фильтр накопительного типа.

Датчики в системе выхлопа позволили оптимизировать процессы смесеобразования и сгорания. Кстати, для этого под контроль «мозгу» EDС передали и многие системы двигателя – топливо- и воздухоподачи, рециркуляции отработавших газов, электронную дроссельную заслонку и турбонаддув. С помощью датчиков давления на входе и выходе из сажевого фильтра EDС контролирует степень его загрязнения. Эффективность работы катализаторов оценивается по показаниям двух лямбда-зондов
(на входе и выходе). Корректировка работы систем двигателя осуществляется на основании показаний лямбда-зондов, датчиков температуры и уровня сажи на выходе. Каталитический нейтрализатор «перерабатывает» токсичные составляющие выхлопа – NO, NO2, CO, CН – в нетоксичные и малотоксичные соединения – H2O, N2, CO2,
а катализатор-накопитель выполняет функции дополнительной очистки от окиси азота (NO2) и предварительной – от частиц сажи.

Основные правила эксплуатации автомобиля с каталитическим нейтрализатором

Последствия нарушений правил эксплуатации нейтрализатораПоследствия нарушений правил эксплуатации нейтрализатора

Для обеспечения эффективной работы нейтрализатора необходимо использовать только качественное не этилированное топливо, так как содержащийся в бензине тетраэтилсвинец необратимо “отравляет” каталитическую поверхность.

Во время и после работы двигателя корпус нейтрализатора имеет достаточно высокую температуру. В связи с этим, во избежание пожара, не следует парковать автомобиль над легко воспламеняющимися предметами, например сухими листьями, травой, бумагой и т.д.

Следует соблюдать основные правила, приведенные в инструкции по эксплуатации автомобилей. Они направлены на предупреждение ситуации, когда в нейтрализатор может попасть значительное количество не сгоревшего топлива. В этом случае возможная вспышка может привести к его разрушению.

Наиболее общие рекомендации можно изложить следующим образом:

  • не следует бесполезно крутить двигатель стартером длительное время;
  • в холодное время года, если двигатель не запустился с первой попытки, необходимо избегать повторных включений стартера через короткие промежутки времени;
  • нельзя пускать двигатель путем буксировки;
  • запрещается проверять работу цилиндров, отключая свечи зажигания.

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

Список экологически чистых и загрязняющих окружающую среду автомобилей в 2015 году

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

Цифры о самых природолюбивых и самых опасных для окружающей среды автомобилях были подсчитаны и собраны в таблицы. Исследование было проведено американским советом по энергоэффективной экономике (American Council for an Energy Efficient Economy, ACEEE).

 

Десять самых экономичных гибридных и электрических автомобилей

 

Любой автомобиль, даже самый экологичный гибрид наносит непоправимый вред матушке-природе. Дело даже не в том, что какие-то машины выбрасывают в атмосферу больше вредных веществ или сжигают больше топлива, чем другие модели (но безусловно это самый важный фактор), а в том, что при производстве автотранспорта так или иначе страдает окружающая среда. Конечно риски для этого минимизированы, автомобильные компании вкладывают сотни миллионов и миллиарды долларов на совершенствование производственных процессов, обновляют технологии и станки, стараясь добиться наибольшей эффективности производства с минимальным возможным уроном для природы. И это приносит свои увесистые плоды, невозможно даже близко сравнить по данному показателю фабрики прошлого с заводами современности.

 

Но исследовательские организации не были бы таковыми, если бы не пытались найти недочеты в работе исследуемых структур. На этот раз американскими экспертами была подобрана группа самых машин, которые имеют все шансы зарекомендовать себя с лучшей, либо с худшей стороны в 2015 году.

 

Самые милостливые к окружающей среде обладали следующими техническими характеристиками: практически каждый из шести автомобилей, попавших в Топ является plug-in гибридом, остальные имеют сочетание бензин/электрических гибридных установок, дизелей, в список даже попала одна бензиновая модель, субкомпактный Mitsubishi Mirage.

 

Смотрите также: 10 самых надежных автомобилей

 

Автопроизводители активно развивая новый сегмент рынка стараются по мере возможности насытить его новыми Технологичными автомобилями, поэтому какого-то определенного доминирования бренда в списке найти невозможно.

Есть небольшой перевес в сторону Toyota/Lexus, но он скорее остался в силу исторически сложившихся причин, Тойота в этом сегменте была одной из первых и ее технологии и предвидение тренда рынка гибридных машин в будущем сделало лидером на долгие годы. Не смотря на высокие результаты и попадание трех моделей в список 12 «зеленейших», призовые места ни одна модель Toyota и Lexus не заняла. Toyoyta Prius c, Toyota Prius Plug-in и Lexus CT 200h были оттеснены конкурентами на умеренные позиции.

 

Активность в создании электро- и гибридных автомобилей объясняется ACEEE развитием рынка и спросом на эти автомобили.

 

Полный отчет по исследованию приведен на сайте организации greenercars.org. Здесь вы можете просмотреть данные и оценку практически на все виды, марки и модели автомобилей начиная с 2000 года. Мы же приведем самые интересные данные за 2015 год.

 

Список Топ 12 «зеленых» автомобилей в 2015 году:

 

Smart ForTwo Electric Drive, 61 балл

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Chevrolet Spark EV, 59 баллов

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Fiat 500e, 59 баллов

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Toyota Prius c, 57 баллов

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

 

Nissan Leaf, 57 баллов

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Toyota Prius Plug-in Hybrid, 54 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Lexus CT 200h, 54 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Honda Civic Hybrid, 54 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Honda Civic Natural Gas, 54 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Mitsubishi Mirage, 54 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Ford Focus (электромобиль), 53 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Volkswagen Jetta Hybrid, 53 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Помимо Топ 12 автомобилей ACEEE собрала данные еще по многим моделям и категориям автомобилей. В 2015 году отличились в том числе: субкомпактный Honda Fit, кроссовер Chevrolet Trax, Chevrolet Colorado и GMC Canyon, среднеразмерные пикапы. У этих автомобилей также очень неплохие показатели «дружелюбности к природе», так что если вы не желаете покупать гибрид и рассматриваете варианты с обычным ДВС, но при этом стараетесь заботиться об экологии на планете, данные модели смогут стать хорошим компромиссом.

 

Интересное: Эти экономичные американские пикапы

 

Как мы писали выше, основными критериями отбора кандидатов и выставления им оценок стали экологичность выбросов, задымленность от тех или иных автомобилей, топливная экономичность. Именно эти данные сильнее всего влияют на формирование парникового эффекта. Но в учет брались и критерии жизненного цикла автомобиля, от его производства, до утилизации, и то насколько данные процессы влияют на природу.

 

И так, что же по поводу самых «грязных» машин 2015 года, список получился следующий:

 

Ram 2500, 17 баллов

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

 

Chevrolet Express/GMC, 18 баллов

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Bugatti Veyron, 19 баллов

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Bentley Mulsanne, 21 балл

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Mercedes-Benz G63 AMG, 21 балл

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Mercedes-Benz G550, 22 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Rolls-Royce Phantom Drophead Coupe, 23 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Lamborghini Aventador Roadster, 23 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Toyota Sequoia, 23 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Lexus LX 570, 23 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Ferrari FF, 23 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Nissan Armada, 23 балла

12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года

 

Не вооруженным взглядом видно, что список составляют самые дорогие или самые большие автомобили на планете.

 

Каким образом исследователи соотнесли и сравнили гибриды и гиперкары? Посмотрим на примере Smart ForTwo Electric Drive и Bugatti Veyron. В то время как электрическому Smart потребуется 0.2 барреля в год, и при этом вредных выбросов в атмосферу будет ровно ноль, то Bugatti за аналогичный период израсходует примерно 33 барреля и выбросит в атмосферу около 847 парниковых газов на одну милю пути. И это несмотря на то, что дорогие суперкары в года наезжают очень небольшое количество километров…

 

Также исследователи предостерегают защитников окружающей среды от необоснованных нападок на владельцев автомобилей с ДВС по поводу их не экологичности, все относительно. Электричество с неба не падает (в переносном смысле естественно), его нужно добывать, а добывают его как известно достаточно разрушительными для экосистемы методами, сжигая дешевое топливо, перекрывая реки, используя атомную энергетику. Удар по среде наносится в любом случае.

Станут ли автомобили будущего полностью экологичными — журнал За рулем

Борьба за экологию привела к тому, что автомобильная промышленность все чаще стала обращать внимание на натуральные материалы, которые могли бы заменить искусственные в автомобилестроении. В ход идет отработка, остатки и вторсырье. Можно ли будет автомобилями будущего удобрять поля?

с

Передайте кетчуп, пожалуйста!

В компании Ford, разумеется, вам ответят «да!». Но не сейчас, потому что плацдарм для экологически чистой, легко утилизируемой машины они только начали готовить. Новейшая разработка ученых американского концерна касается мелких деталей из разряда обмотки электропроводов и ящиков. Все они будут выполнены из композитных материалов, созданных на основе отходов производства кетчупа. Американский концерн уже достиг соответствующих соглашений с крупнейшим производителем приправы — компанией Heinz.

Ford_Heinz copy

Ежегодно эта фирма перерабатывает более 2 млн томатов, от таких объемов производства остается огромное количество отходов, которые и пойдут на изготовление безвредного композита. Но если эксперимент станет коммерческим прорывом, то американцы не ограничатся мелкими комплектующими. Следующим шагом может стать производство безвредных материалов салона.

toyo-open-country-a-t-ii

Досталось на орехи

Производители шин тоже не хотят оставаться от мировых трендов. Компания Toyo нашла для себя вдохновение в грецких орехах. Японцы разработали технологию, по которой мелко истолченная скорлупа ореха добавляется в протектор покрышек. По заявлению представителей компании, микрочастицы ореховой скорлупы цепляются за асфальт наряду с протектором, способствуя лучшему торможению автомобиля. Насколько такая технология эффективна, судить сложно, потому как независимых тестов подобных покрышек никто не производил.

Motive-Kestrel-EV-3

Дурман-машина

Мало кто знает, но конопля используется или могла бы быть использована для производства более 50 тыс. видов товаров. Из нее делают одежду, индустриальную ткань, масло и многое другое. Проблема с распространением этого сырья лишь в том, что оно в большей степени является сырьем для производства наркотических средств. И тем не менее в автомобильной промышленности также нашлось место для конопли. К примеру, канадцы из компании Motive который год готовят к выпуску полноценный электрокар Kestrel с кузовом из этого дурман-растения.

Как не удивительно, но оно придает материалам кузова удивительную прочность и легкость. Причем по этим параметрам конопляная оболочка намного превосходит современные стальные кузова. Попутно сразу же снимается вопрос ржавчины, потому что растительный материал, обработанный по специальной технологии, сопротивляется старению и коррозии сильнее металла.

15_1kenya_coffee_bean

Кофе и сигареты

В поисках альтернативного топлива на фоне все дорожающего бензина и дизеля химики додумались использовать отработанные остатки кофе. Университетские ученые из британского города Бат пришли к выводу, что кофейный жмых можно переработать в топливо методом органического растворения. Примененная технология используется в пищевой промышленности для снижения температуры плавления жиров, но в случае с кофе она помогла поменять структурные элементы органических жиров, а полученный продукт вполне пригоден для двигателей внутреннего сгорания. И что не менее важно — наносит минимальный урон экосистеме.

Исследование проводилось в 20 различных регионах планеты, и выяснилось, что совсем не важно, сырье какого сорта или марки кофе было использовано для производства биотоплива. На 10 кг отходов приходится около 2 л готового для заливки в бак горючего. По средним оценкам, ежегодно перерабатывается около 8 млн тонн кофейных зерен.

honda-h3o-hed-2014

Бутилированный выхлоп

А вот вам обратный пример, когда уже автомобиль становится источником жизненно важного экологического ресурса. Компания Honda совсем недавно анонсировала открытие собственного бренда питьевой воды h3O. Добывать воду японцы намерены не из какой-нибудь скважины за энным номером, а из двигателей своего же водородомобиля FCX Clarity. Дело в том, что во время движения машины в двигателе происходит взаимодействие водорода и кислорода, продуктами этой реакции в конечном счете становятся электрический ток и вода. Качество последней оказалось настолько высоким, что австралийский офис Honda предложил зарегистрировать для нее торговую марку. Пока что бутилированные «выхлопы» Honda распространяются бесплатно в кинотеатрах Австралии и на дилерских станциях японской компании. В фирме убеждены, что людям необходимо время, чтобы привыкнуть к настолько новому и инновац

«Грязные» машины не пустят в центр. А ваша — чистая?

Совет по правам человека неожиданно предложил запретить въезд в Москву автомобилям, чей экологический класс устарел. Что нас ждет — только запрет или еще и поборы, выяснил «За рулем».

Материалы по теме

Как обычно, всё начиналось практически безобидно. Совершенно незаметно для российских водителей прошли изменения в ПДД, которые вступили в силу летом прошлого года. Речь идет о новых знаках 5.35 и 5.36, которые запрещают движение транспортных средств экологического класса ниже, чем обозначенный. Например, если на знаке написано «Евро‑3» и владелец автомобиля экокласса Евро‑2 или ниже проигнорирует его, это равносильно проезду под «кирпич». Сразу было понятно, что знаки «перспективные», - но кто бы мог подумать, что эта перспектива осуществится столь быстро!

В обращении председателя СПЧ Михаила Федотова говорится, что в Москве ограничение въезда для автомобилей экологического класса ниже Евро‑3 в пределы Садового кольца приведет к снижению выбросов СО2 на 17%. Что же стоит за этими цифрами?

Материалы по теме

Начнем с того, что первые стандарты автомобильного выхлопа появились в Европе в 1988 году. Это было связано с резко возросшим числом автомобилей, загрязняющих воздух в городах. С соответствующими требованиями столкнулись и производители топлива: для него тоже был разработан экологический евростандарт.

Россия в вопросах внедрения экостандартов шла в хвосте. Например, в Европе стандарт Евро‑5 был принят как обязательный в 2009 году, а у нас — лишь в 2016‑м. Это запоздание сыграет злую шутку с теми, кто не обращал внимания на столь важную характеристику своей машины.

Во всех странах Европы о грядущих ограничениях по линии экологических стандартов объявляют сильно загодя. Как правило, там автомобилист знает, что лет через десять эксплуатировать его экологически устаревший автомобиль будет невозможно, — и может подготовиться и продать (или утилизировать) его без спешки и особых финансовых потерь.

Материалы по теме

В России же решили нагнать Европу в кратчайшие сроки. Вполне вероятно, что уже в следующем году в Москве и Санкт-Петербурге появятся зоны с ограничением въезда по экологическому классу.

Официальной информации нет, но все эксперты сходятся во мнении, что в пределы МКАД (Москва) и КАД (Санкт-Петербург) будет запрещен въезд автомобилям экоклассов Евро‑0 и Евро‑1. В Москве, возможно, введут еще одну зону с экологическими ограничениями — это ТТК, в пределы которого запретят заезжать автомобилям экокласса ниже Евро‑3.

Как показывает наша инфографика, под запрет может попасть почти половина (43,6%) всех российских автомобилей, притом что далеко не все они — Евро‑0. До недавнего времени графа «Экологический класс» в ПТС при регистрации просто не заполнялась, а это значит, что, скажем, автомобиль Nissan Almera 2005 года выпуска с реальным экологическим классом Евро‑3 проходит в статистике как Евро‑0.

Материалы по теме

Уже с лета 2021 года все автомобили, у которых в ПТС не заполнена упомянутая графа, будут автоматически считаться транспортными средствами класса Евро‑0. Их владельцам придется обивать пороги ГИБДД и вносить изменения в ПТС, иначе ездить в крупных городах на таких машинах будет очень накладно, - летом 2021‑го карета превратится в тыкву.

Несмотря на отсутствие точных данных, можно предположить, что под экологические запреты подпадет примерно четверть всего российского автопарка, средний возраст которого приближается к 13 годам. В большинстве своем это самые дешевые автомобили, находящиеся во владении у не самых богатых людей. Например, под удар попадет пенсионер, который когда-то приобрел «шестерку» и теперь ухаживает за ней, не имея финансовой возможности приобрести другой, более экологичный автомобиль. Нелегко придется и трудяге, использующему недорогую старую машину, например ВАЗ‑2104, для передвижения и перемещения грузов.

Еще один сегмент автомобилистов, которые будут вынуждены расстаться со своими любимыми «ласточками», - владельцы старых японских автомобилей. Несмотря на возраст, многие «японки» дадут фору изделиям современного автопрома по части надежности, но ездить на них после вступления экозапрета в силу можно будет лишь за пределами крупных городов.

Материалы по теме

Не стоит надеяться на то, что экологические ограничения введут только в Москве и Санкт-Петербурге и что в других регионах автовладельцам можно не беспокоиться. На двух столицах система экозапретов будет опробована, а затем очень быстро аналогичные ограничения появятся и в других российских городах. Это лишь вопрос времени, относительного недолгого.

Самый экологичный автомобиль в мире

Первое место в рейтинге 2013 уверенно занял гибрид Toyota Prius C, оттеснив на второе место Honda Fit EV. Как могло случиться, что сжигающий бензин гибрид оказался более «зеленым» чем полностью лишенный каких-либо выхлопов электромобиль?

        Некоммерческая организация из США Американский совет по энергетически эффективной экономике (American Council for an Energy Efficient Economy, ACEEE) недавно опубликовала ежегодный список самых зеленых автомобилей. Несмотря на то, что рейтинг называют «зеленой десяткой», количество автомобилей в нем больше. Очевидно, это вызвано наличием у разных производителей моделей, очень близких по минимальной степени воздействия на окружающую среду.

        Первое место в рейтинге 2013 уверенно занял гибрид Toyota Prius C, оттеснив на второе место Honda Fit EV. Как могло случиться, что сжигающий бензин гибрид оказался более «зеленым» чем полностью лишенный каких-либо выхлопов электромобиль? Все дело в арифметике.

Самый экологичный автомобиль в мире

        Каждая позиция в рейтинге обоснована «зелеными» баллами, которые высчитываются по определенной формуле. В ней ACEEE учитывает как смог, так и парниковые газы, выделяемые транспортными средствами и компаниями, производящими электричество для зарядки аккумуляторных батарей электромобилей.

        Кроме того, при определении позиций в рейтинге учтена энергия, необходимая для производства транспортных средств, и влияние на окружающую среду утилизации по окончании срока службы автомобиля и его комплектующих. Не остались без внимания и показатели экономичности.

        В результате этих расчетов на первое место с 58-ю баллами вышел малолитражный гибрид хэтчбек Toyota Prius C с двигателем объемом 1,5 литра. Его показатели энергоэффективности – 53 мили пробега на галлон бензина (4,44 л/100 км).

        Полностью электрический автомобиль Honda Fit EV набрал на одно очко меньше, 57. Никакого топлива он не расходует, и не способен проехать ни одной мили на галлон, литр или тонну бензина. Вместо литров углеводородного топлива электромобиль расходует киловатт-часы электроэнергии. На одном киловатт-часе Fit EV способен пробежать 3,9 мили (6,28 км) в городе и 3,1 (4,99 км) на шоссе. Полностью заряженного аккумулятора ему хватает на пробег до 80 миль (128,75 км).

Самый экологичный автомобиль в мире

        Места с третьего по пятое заняли автомобили, набравшие одно и то же количество баллов — 55. За Toyota Prius с мотором 1,8 литра и заряжаемым Toyota Prius Plag-in Hybrid следует гибрид Honda Civic. Решающим в распределении позиций оказались показатели экономичности.

        Далее идут гибридные автомобили Honda Insight (54 балла) и Volkswagen Jetta (53 балла). Несмотря на разницу в оценке, продукт немецкого автопрома более экономичен.

        Следующие две позиции за уникальной для рейтинга парой автомобилей обладающих исключительно двигателями внутреннего сгорания. Ими оказались Mercedes-Benz Smart ForTwo и Scion IQ. Набрав столько же баллов как Jetta, эти миниатюрные машинки уступили ей по показателям расхода топлива.

        Электрический Ford Focus Electric и гибрид Toyota Prius V заняли 10 и 11 позиции с одинаковым числом баллов – 52. Завершает рейтинг тандем гибридных автомобилей Ford Fusion/Ford C-Max, обладателей самого большого двигателя внутреннего сгорания объемом 2,0 литра. Их оценка – 51 балл.

        Как видим, в целом рейтинг можно назвать доской почета японского автопрома, причем безоговорочное лидерство за гибридами Toyota Prius.

 

Экологичные автомобили — это… Что такое Экологичные автомобили?

Экологичные автомобили или «Зеленые» автомобили (от англ. environmentally friendly vehicle, green vehicle) — автомобили, оказывающие менее негативное воздействие на окружающую среду, чем обычные автомобили с двигателями внутреннего сгорания, работающие на бензине или дизеле.

Виды экологичных автомобилей

Электромобиль

Прототип Eliica (Япония). Мощность 640 л.с. Развивает скорость 370 км/ч.

Электромоби́ль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями, а не двигателем внутреннего сгорания. Электромобиль следует отличать от автомобилей с ДВС и электрической передачей и от троллейбусов. Подвидами электромобиля считаются электрокар (грузовое транспортное средство для движения на закрытых территориях) и электробус (автобус с аккумуляторной тягой)

Гибридный автомобиль
Первый серийный гибридный автомобиль Toyota Prius

Гибри́дный автомоби́ль — высокоэкономичный автомобиль, движимый системой «электродвигатель — двигатель внутреннего сгорания» (далее двигатель), питаемой как горючим, так и зарядом электрического аккумулятора. Главное преимущество гибридного автомобиля — снижение расхода топлива и вредных выхлопов. Это достигается полным автоматическим управлением режима работы системы двигателей с помощью бортового компьютера, начиная от своевременного отключения двигателя во время остановки в транспортном потоке, с возможностью продолжения движения без его запуска, исключительно на энергии аккумуляторной батареи, и заканчивая более сложным механизмом рекуперации — использования электродвигателя как генератора электрического тока для пополнения заряда аккумуляторов.

Электромобиль на солнечных батареях

Основная статья: Электромобиль на солнечных батареях

  Обычно для производства солнечных элементов применяются пластины кремния с шероховатой поверхностью, которая позволяет им лучше улавливать лучи солнечного света, падающие на батарею под разными углами. Несмотря на то, что кремниевые пластины очень широко используются в современной микроэлектронике, их стоимость слишком высока для массового внедрения и коммерциализации солнечных

Автомобиль на природном газе

Заправка автомобиля газом

Основная статья: Газотопливная система автомобиля

Газотопливная система — топливная система двигателя внутреннего сгорания, модифицированная для использования им в качестве топлива сжатых или сжиженных газов.

Автомобиль с гибким выбором топлива

Автомобиль с гибким выбором топлива — может ездить как на бензине, так и на смеси бензина с этанолом, причём в гибких пропорциях (от 5 % до 95 %). Автомобиль имеет один топливный бак, адаптированность к разному составу топлива достигается за счёт оригинальной конструкции двигателя или за счёт конструктивной модификации обычного бензинового двигателя внутреннего сгорания.

Транспорт на топливных элементах

Водородный транспорт — различные транспортные средства, использующие в качестве топлива водород. Это могут быть транспортные средства, как с двигателями внутреннего сгорания, так и с водородными топливными элементами.

Воздухомобиль

Tata/MDI OneCAT

Воздухомобиль — автомобиль, использующий для движения сжатый воздух. Пневматические автомобили используют модифицированный вариант обычного четырехтактного мотора. Пневматические двигатели также позволяют использовать преимущества электродвигателей — системы рекуперативного торможения: в пневматических гибридах при торможении за счет использования двигателя в качестве воздушного компрессора, воздух сжимается и им заправляется резервуар.

Средства рекуперации и сохранения энергии

Рекуперативное торможение

Рекуперати́вное торможе́ние — организация торможения, при которой кинетическая энергия транспортного средства не рассеивается в виде тепла, как обычно, а снова используется для движения. Рекуперативное торможение широко применяется на электровозах и электропоездах, где при торможении электродвигатели начинают работать как электрогенераторы, а вырабатываемая электроэнергия передаётся через контактную сеть либо другим электровозам, либо в общую энергосистему через тяговые подстанции.

Маховик

Маховик — тяжёлый вращающийся диск, использующийся в качестве накопителя (инерционный аккумулятор) кинетической энергии. При использовании маховика механическая энергия не требует преобразования в другие виды энергии, удается избежать связанных с такими преобразованиями потерь. С другой стороны, маховик достаточно быстро теряет энергию из-за того, что его вращению препятствует сила трения.

Производство

Для борьбы с загрязнением окружающей среды в Европе разрабатываются и вводятся все более и более жесткие экологические нормы выбросов вредных веществ для автомобилей. Согласно планам комиссара ЕС по экологии Ставроса Димаса, средний показатель выброса углекислого газа к 2012 году должен быть снижен с нынешних 163 до 120 граммов на километр.[1]

Над созданием экологичных автомобилей работают все крупные автопроизводители — от Peugeot и Audi до Ferrari (модель Ferrari 599 Hybrid) и Rolls-Royce (модель 102EX Phantom Experimental Electric). Показательно, что даже компании из Китая, где пока мало кого волнует охрана окружающей среды, начинают инвестировать колоссальные средства в создание и развитие линеек «зеленых» авто. И это вполне оправдано, поскольку сегодня ключом к основным мировым рынкам наряду с качеством, безопасностью и доступными ценами, становится «экологичность» автомобилей.[2]

Автопроизводители соревнуются между собой как в стремлении максимально экономить невозобновляемые энергоресурсы, так и в сведении к минимуму негативного воздействия на окружающую среду. И если раньше никто не продвигался дальше концептов, то сейчас компании переходят от заявлений и экспериментальных образцов к массовому внедрению своих разработок.

Продвижение

«Альтернативный» автомобильный сектор растет медленно, но зато уверенными темпами. Спрос на экологические автомобили сформировался еще до нынешнего кризиса и не угас, несмотря на продолжительное снижение цен на нефть. Сегодня, в свете борьбы с глобальным потеплением и с учетом реализации планов по уменьшению зависимости от традиционных невозобновляемых энергоносителей, правительства многих стран с помощью монетарных и немонетарных инструментов мотивируют своих граждан покупать именно «зеленые» автомобили. Однако пока такие автомобили слишком дороги и неудобны для повседневного использования, поскольку еще не создана вся необходимая инфраструктура (станции для заправки биотопливом и для быстрой подзарядки аккумуляторов электромобилей, сервисные центры и тд.).

В целом, что касается стимулирования продаж «зеленых» автомобилей, то здесь можно выделить три базовых направления.[3]

Инициативы производителей и продавцов

Такие инициативы заключаются в реализации лизинговых программ (лизинг либо всего автомобиля, либо наиболее дорогостоящих элементов — например, батарей или «домашних» стационарных заправочных/зарядных комплексов), содействии в утилизации вышедших из строя элементов (батарей, электромоторов), предоставлении бесплатной консультационной и технической поддержки.

Инициативы государства (правительство, местные власти)

Государство создает некий «компенсационный пакет», который, в свою очередь, можно разделить на две части — монетарные и немонетарные стимулы. К монетарным стимулам относятся: налоговый кредит, гранты (государственные бонусные выплаты покупателям гибридов или автомобилей, которые используют альтернативные виды топлива), освобождение от уплаты налога при регистрации нового автомобиля, а также дорожного сбора. К немонетарным стимулам можно отнести: бесплатная парковка, бесплатный проезд по платным дорогам, свободное использование специальных зон (дорожных полос для автобусов или спецтранспорта).

Инициативы компаний

Инициативы компаний заключаются в финансовой поддержке сотрудников, которые хотят приобрести именно «зеленый» автомобиль, а также в реорганизации корпоративного автопарка путем замены обычных автомобилей на их «экологические» аналоги. Например, компания Google предоставляет корпоративный кредит в размере $5000 всем сотрудникам, изъявившим желание приобрести гибридный автомобиль, включая очень популярный в США Prius. А в феврале этого года ЦЕРН и швейцарская группа Gazmobil объявили о заключении договора на покупку 100 автомобилей на природном газе для сотрудников Европейской организации по ядерным исследованиям и установке заправочной станции для этого вида топлива в Мейрене. И таких примеров с каждым месяцем становится все больше.

Рейтинги экологичности

Список наиболее экологичных и экономичных моделей автомобилей ежегодно публикует Немецкий Транспортный Клуб Verkehrsclub Deutschland (VCD). В 2009 году большинство мест в рейтинге заняли малолитражные автомобили — 45, среди которых лидирует Toyota Aygo.

На втором и третьем местах — Citroen C1 и Peugeot 107. В компактном классе победила Skoda Fabia 1.2, далее — Honda Civic Hybrid и Mercedes-Benz A 160.[4]

Критика

Существующие на данный момент «альтернативные» технологии несовершенны. «Зеленые» автомобили далеко не всегда оправдывают свое название, в отдельных случаях становясь еще большим «загрязнителем» окружающей среды, чем стандартные бензиновые аналоги. Ведь для производства самого автомобиля (всех узлов и агрегатов) и «альтернативной» энергии, за счет которой он работает, как правило, используют традиционные технологические/производственные цепочки и невозобновляемые энергоресурсы.[3][5]

См. также

Примечания

  1. «Зеленый автомобиль», интернет-журнал Look At Me, 10 февраля 2009 года
  2. «Раскрыт секрет популярности «зеленых» автомобилей», информационное агентство «РБК-Украина» (Autonews.rbc.ua), 14 марта 2011 года
  3. 1 2 Исследование «Будущее автомобильной промышленности. Что думают о «зеленых» автомобилях на трех континентах», консалтинговая компания Appleton Mayer, март 2011 года
  4. Самый безопасный, самый экологичный, самый продаваемый, самый дешевый
  5. «Зеленые автомобили — спасение или обман?», новостной портал infox.ru, 21 сентября 2009 года

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *