Масло трансмиссионное классификация – Классификация трансмиссионных масел: таблица вязкости и характеристики

Содержание

Трансмиссионные масла. Маркировка и классификация

Трансмиссионные масла — это масла, которые применяются для смазки таких высоконагруженных узлов автомобиля, как коробка передач и ведущий мост, раздаточная коробка, рулевое управление, с целью уменьшения потерь на трение, отвода тепла от зоны контакта, предохранения деталей трансмиссии от коррозии.

Для обеспечения надежной и длительной работы агрегатов трансмиссий смазочные масла должны:

  • иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые, вязкостно-температурные, антипенные свойства
  • обладать высокой антиокислительной стабильностью
  • не оказывать коррозийного воздействия на детали трансмиссии
  • иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой
  • обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнителями
  • иметь хорошую физическую стабильность в условиях длительного хранения

Доля трансмиссионных масел в общем объеме смазочных материалов, потребляемых автомобилем за весь срок эксплуатации, всего лишь 0,3..0,5 %, потому что сроки замены масла составляют 60…150 тыс. км пробега (или, если автомобиль эксплуатируется нерегулярно, через 3…7 лет независимо от пробега).

Несмотря на то, что трансмиссионные масла используются в более легких условиях, чем моторные, они испытывают высокие нагрузки. Давление в зонах контакта цилиндрических, конических и червячных передач может составлять от 500 до 2000 МПа, а гипоидных – до 4000 МПа. Скорость скольжения зубьев относительно друг друга на входе в зацепление изменяется в диапазоне 1.5…12 м/с в конических и цилиндрических передачах, 20…25 м/с в червячных и 15 м/с и более в гипоидных. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссий изменяется от температуры окружающего воздуха до 200 °С, однако в точках контакта зубьев часто возникает кратковременный местный нагрев до 300 °С, а иногда и выше. В результате этого могут происходить усиленный износ, задиры, питтинг (точечное выкрашивание зубьев шестерен) и др.

К маслам, используемым в автоматических коробках передач, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и антиокислительным свойствам, чем к применяемым в других агрегатах. Поскольку автоматические коробки включают несколько совершенно разнородных агрегатов (гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач и сложную систему управления), спектр функций масла весьма широк. Такое масло кроме смазки и охлаждения должно передавать крутящий момент.

В основном трансмиссионные масла имеют минеральную (нефтяную) основу. Однако в последнее время появляется все большее количество масел на синтетической и полусинтетической основах. Для придания маслам функциональных и специфических свойств в основу вводят различные присадки: противозадирные, защищающие, антикоррозионные и др.

Самым важным свойством трансмиссионных масел является вязкость, которая обусловливает противоизносные характеристики масла, сопротивление проворачиванию (что особенно важно в зимнее время), потери энергии при передаче мощности. Данный показатель имеет большое значение для обеспечения нормальной работы сальников. Основным сортом трансмиссионного масла для легковых автомобилей российского производства является универсальное масло ТМ-5-18 (более распространенное обозначение ТАД-17И), которое применяется для коробок передач, главной передачи и рулевого управления. Его можно использовать как всесезонное при эксплуатации автомобилей в зоне с умеренным климатом. Данное масло получают смешением остаточного и дистиллятного масла с введением многофункциональной и депрессорной присадки.

Маркировка и классификация трансмиссионных масел

Маркировка масла ТМ-5-18 обозначает:

  • ТМ – трансмиссионное масло
  • 18 – класс вязкости, т.е. при температуре 100 «С данное масло имеет вязкость около 18 сСт
  • 5 – группа масла, которое имеет противозадирные и многофункциональные присадки.

Международная классификация по вязкости SAE делит масла на семь классов: четыре – зимних и три летних. Если масло всесезонное, применяется двойная маркировка, например SAE 80W-90, SAE75W-90 и т. д.

Классификация по эксплуатационным свойствам API предусматривает деление масел на шесть групп GL в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.

Масла GL-4 и GL-5, применяемые для легковых автомобилей, составляют группу так называемых универсальных трансмиссионных масел, которые используются в главных передачах ведущих мостов. Кроме того, их применяют в коробках передачах и раздаточных коробках, хотя для этого не всегда требуются масла, содержащие эффективные противозадирные присадки. Тем не менее, использование одного масла в главной передаче и других агрегатах трансмиссии автомобилей целесообразно, так как сокращается ассортимент применяемых масел и исключается возможность заправки узла маслом неподходящего сорта.

Применяемое в агрегатах трансмиссии автомобилей России масло ТМ-5-18 соответствует по классификации SAE маслу 80W-90, а по классификации API – группе GL-5. Аналогами данного масла являются зарубежные масла, имеющие в соответствии с международной классификацией API маркировку CL-5, например масла «Spirax ND90» (фирма «Shell»), «Mobilube ND90» (фирма «Mobil») и др.

Для автоматических коробок передач применяются масла «Туре F», «Dexron», «Мercon» или по заводской спецификации «Mersedes-Benz», «Toyota» и др. Различаются они в основном фрикционными характеристиками и представляют минеральные масла с хорошей низкотемпературной текучестью. Для того чтобы не перепутать масла, применяемые в автоматических коробках передач, с маслами механических коробок передач, первые окрашивают в красный цвет.

Видео: Трансмиссионное масло. Разновидности. Масло для коробки передач. Как выбрать?

Классификации трансмиссионных масел по API и SAE J 306 C

Классификации трансмиссионных масел по API и SAE J 306 C

Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел согласно условиям эксплуатации и конструкции агрегатов устанавливает наиболее распространенный в мире стандарт, разработанный American Petroleum Institute (API). Указателем класса API для трансмиссионных масел является аббревиатура GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 6. В современных легковых автомобилях различных типов используются масла GL-4 и GL-5. GL 1 – GL-3 применяются только в трансмиссиях старых автомобилей.

Группа GL-6 в настоящее время не используется, так как считается, что класс GL-5 отвечает наиболее строгим требованиям.
В 1998 г. API, работая в контакте с SAE (Society of Automotive Engineers – Американская Ассоциация Автомобильных Инженеров) и ASTM (American Society for Testing and Materials – Американское общество испытаний материалов), предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 – для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; PG-2 – для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов). Особое внимание уделялось высокотемпературным свойствам этих масел. В технической литературе категорию PG-2 иногда обозначают группой GL-7.

Классификация API предусматривает деление трансмиссионных масел в основном по уровню противозадирных свойств. Чем больше номер группы GL, тем эффективнее присадки, обеспечивающие эти свойства. В них содержатся сернистые соединения, что в критических режимах работы зубчатых пар приводит к химическим изменениям поверхностного слоя металла, который преобразуется в тонкую модифицированную пленку – продукт износа. Несмотря на то, что металл при этом химически разъедается, суммарный ущерб в тяжелых условиях работы оказывается меньше.

Но такая химическая модификация масла позволяет снизить износ стали или чугуна. Цветные же металлы, из которых изготавливают синхронизаторы механических КПП, не всегда уживаются с сернистыми соединениями, поэтому изнашиваются быстрее. Именно поэтому на переднеприводных ВАЗах, пока российскими заводами не было налажено производство соответствующей «трансмиссионки», применялось обычное моторное масло. В этом случае при отличной сохранности синхронизаторов повышался износ шестерен.

Использование в механических КПП масла класса GL-5 может стать причиной затрудненного включения передач, так как принцип работы синхронизаторов основан на использовании такого явления как трение. Чем выше коэффициент трения рабочих поверхностей механизма синхронизации, тем легче включаются передачи. А так как эффективные противоизносные присадки этого масла снижают коэффициент трения, для включения передачи к рычагу КПП необходимо прикладывать большие усилия.

Эти примеры показывают, что классификация API во многом не отражает важных свойств масел, необходимых для эффективной работы агрегатов трансмиссий. В связи с этим автопроизводители выдвигают дополнительные требования к трансмиссионным маслам, используя классификацию API лишь как основу. Свои спецификации имеют такие фирмы-производители автомобилей и агрегатов как Chrysler, Ford, General Motors, Mack, MAN, Mercedes, Volvo.
Подводя итоги, можно сказать, что масло уровня GL-4 предназначено для работы в синхронизированных коробках передач легковых заднеприводных и переднеприводных автомобилей. Масло этого класса обеспечивает надежную защиту КПП и в то же время не агрессивно по отношению к синхронизаторам.

Масло GL-5 рекомендуется для работы в тех агрегатах трансмиссии, где имеются гипоидные зацепления. Одна из наиболее часто допускаемых ошибок – заправка маслом класса GL-4 редукторов заднеприводных автомобилей – ведет к более быстрому износу и, как следствие, быстрому выходу из строя шестерен главной пары. Оптимальным выбором можно считать трансмиссионное масло, получившее спецификацию производителя данного автомобиля. Как правило, ведущие производители масел указывают эти данные на канистре. Следует знать, что некоторые производители выпускают универсальные масла, предназначенные как для коробки передач с синхронизаторами, так и для нагруженных гипоидных передач.

Уровень противоизносных и противозадирных свойств трансмиссионного масла определяется не только составом и концентрацией присадок, но и вязкостью. Масла должны, с одной стороны, сохранять высокую вязкость при рабочих температурах, чтобы не разрушалась масляная пленка и нормально уплотнялись зазоры, с другой – не становиться слишком вязкими при минусовых температурах окружающей среды, чтобы на «холодную» не препятствовать вращению шестерен агрегатов. Слишком высокая вязкость усложняет работу синхронизаторов, ведь лишнее очень вязкое масло при переключении передач необходимо постоянно выдавливать из зазоров между контактирующими рабочими поверхностями. В сильные морозы из-за этого на «холодную» также затрудняется включение передач, а автомобиль может двигаться даже на нейтральной передаче (при включенном сцеплении).

SAE J 306 C классифицирует трансмиссионные масла следующим образом: 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250 (см. таблицы 3.3. и 3.4). Буква W (winter) означает, как и в маслах моторной группы, что вязкость определена при низких температурах, т.е. масло предназначено для эксплуатации в зимнее время. При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел должна быть в пределах 150000 сП (Санти-пуазов). Кроме того, масло должно соответствовать определенным минимальным требованиям при 1000С. Маркировка вязкости без буквы W – 85, 90 и т.д. говорит о принадлежности к летнему сорту. Для масел других классов SAE предельные характеристики вязкости в Санти-стоксах (сСт) определены при температуре 100

0С. Довольно широкое признание получили всесезонные трансмиссионные масла, в маркировку которых введены два обозначения – зимнее 75W, 80W и т.д. и летнее 85, 90 – например, 75W-90 или 80W-90. Чтобы исключить нецелесообразную процедуру замены масел каждые полгода, автопроизводители рекомендуют использовать трансмиссионную «всесезонку».

Трансмиссионное масло должно выбираться с учетом максимальных и минимальных температур, при которых планируется эксплуатация автомобиля. Исходя из этих соображений, классификация SAE основана на показателях низкотемпературной и высокотемпературной вязкостей. Как показано в таблице 2, чтобы исключить большие потери энергии на трение, оптимальная «зимняя» вязкость в нашей климатической зоне должна соответствовать классу 80W. «Летнюю» вязкость лучше подбирать в соответствии с требованиями автопроизводителя, которые указаны в руководстве по эксплуатации машины.

Таблица 1. Классификация трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств (API)

Группа Область применения
GL-1 Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин
GL-2 Червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках. Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин
GL-3 Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач
GL-4 Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач
GL-5 Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Основное предназначение – для гипоидных передач, имеющих смещение осей. Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. гипоидных передач, имеющих смещение осей. Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин
GL-6 Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования

Таблица 2. Классификация трансмиссионных масел по вязкости (SAE)

Класс вязкости Минимальная температура, 0C Вязкость, сСт
70W -55 4,1 / –
75W -40 4,1 / –
80W -26 7,0 / –
85W -12 11,0 / –
80   7,0 / < 11,0
85   11,0 / < 13,5
90   13,5 / 24,0
140   24,0 / 41,0
250   41,0 / –

какое лучше, характеристики, марки, классификация, отзывы :: SYL.ru

Трансмиссионные масла, отзывы о которых представлены далее в статье, пользуются огромной популярностью среди всех водителей. Это связано с тем, что коробка передач не способна долго работать без данной жидкости. Если продолжительное время не снабжать компонент автомобиля подобным вязким веществом, он обязательно сломается и будет непригоден к дальнейшей эксплуатации. Из-за того, что замена коробки передач обойдется намного дороже, все водители предпочитают вовремя приобретать данное масло. Причем выбирать лучше, проверенное временем, даже если стоит оно недешево.

В статье представлен обзор хороших трансмиссионных масел и их марок. В данный список вошли только те продукты, которые практически никогда не вызывают нареканий и претензий, но без особенных незначительных недостатков не обошлось. Приступим к обзору.

Castrol

Многие марки трансмиссионных масел изготовляются или в Великобритании, или в Америке. Фирма Castrol не является исключением. Ее штаб-квартира расположилась в столице Англии. Основана она довольно давно – в 1899 году, когда только начали постепенно распространяться автомобили, вытесняя лошадей, как вид транспорта и передвижения в целом. Вязкость трансмиссионного масла уже тогда была на высоте, поэтому пользоваться им одно удовольствие. Торговая марка тесно связана с компанией BP, которая добывает нефть и создает различного рода продукты. Производитель у отечественного покупателя пользуется популярностью, так как его масла продаются в любом специализированном магазине по вполне приемлемым ценам.

масло трансмиссионное какое лучше

Liqui Moly

Немецкий производитель появился на рынке в 1957 году. Уже тогда он занимался созданием таких компонентов, как трансмиссионное масло для АКПП и МКПП, автохимия, смазочные материалы и автокосметика. О качестве говорить будет излишним, так как всеми продуктами пользуются даже многие участники спортивных соревнований, занимая на своих машинах первые места.

В России компания и ее жидкости стали пользоваться спросом лишь с начала 90-х годов прошлого века, когда она сумела «пробраться» на отечественный рынок.

масло трансмиссионное 75w90

MOBIL

Компания MOBIL является американской маркой. Она занимается добычей, перевозкой и переработкой нефтяных продуктов. Фирма основана в 1882 году. Сейчас ее продукцию можно с легкостью встретить практически во всех торговых точках Российской Федерации. Замечен тот факт, что большинство покупателей и поклонников данной фирмы в будущем, после первого приобретения трансмиссионного масла, не переходят на продукцию конкурентов.

характеристики трансмиссионных масел

SHELL

Кому из автолюбителей и водителей неизвестен логотип в виде ракушки желто-красного цвета? Эта марка долгое время украшала автомобили на «Формуле-1». Основана компания была в 1907 году. Штаб-квартира расположилась в Нидерландах, а именно – в Гааге. Предприятие, как и все другие, занимается добычей нефти, ее обработкой и перевозкой. Масло трансмиссионное (какое лучше узнаем немного позже) от этой марки предпочитают все: не только рядовые водители, но и участники спортивных соревнований.

На что нужно обратить внимание при покупке?

Перед тем как купить какое-либо масло для своего любимого автомобиля необходимо обратить внимание на некоторые факторы, являющиеся не менее важными, чем качество. Речь идет о стоимости, свойствах продукта и доступности в российских магазинах. Последний фактор кажется не таким важным, однако на него тоже следует обратить внимание. Ведь если приобрести неизвестное никому масло, есть большая вероятность остаться с нерабочей коробкой передач. Также стоит обратить внимание на количество и качество присадок. И последнее, что требует времени покупателя – необходимо узнать, способно ли масло выполнять свои функции при минусовых температурах. Ведь есть те варианты, которые уже при -5°С замерзают.

Классификация трансмиссионных масел – SAE

Масла классифицируют по нескольким признакам. Существует два вида:

Также есть классификации от международных производителей, американских военных и так далее. Однако они не так популярны и многие обычные водители даже не подразумевают об их существовании. Все вышеперечисленные классификации получили распространение и признаны верными. Поэтому остановимся на обзоре именно этих видов.

Рассмотрим для начала международную классификацию.

SAE – является стандартом по вязкости. Он предусматривает 9 различных сортов масел. Среди них имеется 5 летних и 4 зимних. Последние, как правило, маркируются буквой W.

При температуре до -55 °С можно использовать варианты с пометкой 70W, до -40 °С – 75W, до -26 °С – 80W, до -12 °С – 85W. Поэтому важно правильно выбрать масло трансмиссионное. Какое лучше должен подобрать для себя сам потребитель, ведь у каждого свои критерии выбора и цели.

Летние масла не имеют особой индексации. Они получили название в виде SAE 90 и так далее. К слову, указанный вид масла используется для коробок передач в малобюджетных машинах, которые имеют немощные моторы. Вариант SAE 140 подойдет для тех, у кого габаритные автомобили или внедорожники. А SAE 250 предназначено для использования в спортивных и гоночных машинах.

вязкость трансмиссионного масла

Классификация трансмиссионных масел – API

Стандарт API делит существующие масла на 6 категорий. Для небольших автомобилей, которые не перевозят серьезные грузы, и коробка передач работает без перегрузок, подойдет вариант маркировки GL-1. Следующий стандарт необходим тем же машинам, однако отличается тем, что в веществах есть антифрикционные компоненты. Категория GL-3 будет полезна тем, у кого установлена коробка передач со ступенями, а сама машина эксплуатируется не в сильно тяжелых условиях. Следующий класс сейчас используется довольно широко и отличается большим спросом. Применять такие масла рекомендуют даже обычным водителям, которые умеренно эксплуатируют свое транспортное средство. Как правило, вязкость трансмиссионного масла такого типа на среднем уровне. Стандарт GL-5 второй по распространенности. Его уже можно применять в условиях жесткой эксплуатации машины. Кроме того, такие масла часто используют мотоциклисты для своих «железных коней». Последний класс GL-6 зачастую на практике не применяется. Эти масла необходимы для автомобилей, которые разгоняются до максимальной скорости, постоянно при этом перевозя огромнейшие грузы. Подобные ситуации эксплуатации в жизнь воплотить практически нереально, поэтому водители используют предыдущий класс.

классификация трансмиссионных масел

ZIC G-F TOP 75W-90

Компания отличилась тем, что ее масла не имеют слишком завышенной стоимости. Описываемый вариант считается одним из лучших среди синтетических продуктов. Почему же оно, являясь таковым, не имеет завышенной цены? Все связано с тем, что наценку производитель делает мизерную, соответственно выбор потребителей часто падает именно на масло трансмиссионное 75W90.

Рассмотрим его плюсы.

  • Приемлемая стоимость.
  • Термоокислительная стабильность имеет высокие показатели.
  • Присадки довольно качественные, и они способны продлить срок службы коробки передач.
  • В морозы отсутствуют вибрации и шум.
  • При желании масло можно использовать в ручных коробках передач.

Недостатков покупатели не обнаруживают вообще. Отзывы об этом масле показывают, что даже за низкую стоимость можно найти действительно идеальный продукт, который лишь облегчит использование автомобиля и позволит избежать серьезных проблем. Жидкость прекрасно ведет себя в условиях низких температур. Если регулярно использовать именно масло трансмиссионное 75W90, то вероятность появления проблем с коробкой передач заметно снизится практически до нулевой отметки.

трансмиссионные масла отзывы

Total Trans SYN FE 75W90

SYN FE 75W90 – еще одно хорошее синтетическое масло. Продукт показывает отличные результаты, имеет массу преимуществ, однако не лишен и недостатков. Жидкость вязкая, поэтому можно не бояться использовать ее при низких температурах.

Какие же преимущества масло имеет?

  • Термическая стабильность на высшем уровне.
  • Имеет прекрасные антикоррозийные свойства.
  • Масло идеально взаимодействует со многими синхронизаторами.
  • Зачастую менять жидкость в машине приходится довольно редко.
  • Можно найти во многих магазинах России.

Из недостатков потребители отметили, что универсальность масла иногда играет с ним злую шутку. Почему? Сейчас поговорим об этом.

Отзывы о продукте отличные. За счет того, что масло считается универсальным, оно имеет цену средней отметки, что некоторые заносят в недостатки. Но назвать это серьезным минусом нельзя – на машине экономить не стоит. За счет хорошей вязкости, масло не замерзнет на морозе, и будет отлично выполнять свои функции. Универсальность иногда подводит – об этом пишет малый процент покупателей. У них все же выходила из строя коробка передач.

Выше шла речь о двух стоящих вариантах синтетического типа. Описаны все характеристики трансмиссионных масел, их плюсы и минусы. Выбирать между ними необходимо водителю самому, ведь у каждого собственные приоритеты. Первое славится своим качеством, небольшой ценой и отличными отзывами. Второе же достаточно вязкое, чтобы работать даже при серьезных минусовых температурах, но его стоимость нравится не всем. Однако это не значит, что нельзя обращать внимание на данное масло трансмиссионное. Какое лучше? Вероятнее всего, ZIC G-F TOP 75W-90.

LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90

Теперь же речь пойдет о полусинтетическом масле. Поставляется оно в обычной пластиковой бутылке. За счет специальных технологий и соответствий некоторым стандартам, масло можно использовать как с синхронизированными, так и несинхронизированными трансмиссиями.

Рассмотрим характеристики, которые выделены потребителями как преимущества.

  • Приличная цена.
  • Хорошая термоустойчивость.
  • Имеет отличные смазывающие свойства.
  • Позволяет коробке передач избежать гниения.
  • Использовать можно в автомобилях с любым видом привода.

Что же потребители выделяют в недостатки?

  • Заменять масло необходимо через строгое количество времени.
  • С некоторыми синхронизаторами отечественного производства масло «дружить» не захотело.

Судя по отзывам, жидкость менять придется регулярно. Однако это окупается тем, что масло имеет отличное антикоррозийное свойство, поэтому коробка передач еще долго с ним не будет выходить из строя. Потребителей также радует и стоимость. Она не самая низкая, однако вполне соответствует качеству.

трансмиссионное масло полусинтетика

THK Trans Gipoid Super 75W90

Данное полусинтетическое вещество продается довольно дешево, однако оно качественное и часто поражает своими преимуществами. Зачастую характеристики трансмиссионных масел такой ценовой категории не дотягивают хотя бы до средних показателей.

Рассмотрим преимущества.

  • Отлично работает как при плюсовых, так и минусовых температурах.
  • Хорошо защищает от гниения и износа коробки передач.
  • Стоимость рекордно низкая.
  • При любых нагрузках хорошо защищает трансмиссию.
  • Отлично работает с гипоидными передачами.

Из недостатков можно отметить лишь то, что лучше это масло не использовать с теми синхронизаторами, которые сделаны из цветных металлов.

Отзывы о жидкости положительные. Часто используют ее на машинах легкового и грузового типа, которым подходят масла стандарта GL-5.

Лучшее полусинтетическое масло

Как уже было выяснено, довольно важным для автомобилей является трансмиссионное масло. Полусинтетика пользуется спросом у многих водителей. Два описанных выше варианта являются действительно хорошими и стоящими внимания. Вероятнее всего, лучшим из них можно назвать первую жидкость. Именно ее советуют продавцы и работники автосервисов, станций технического обслуживания. Однако не стоит сильно придавать этому значение, выбирая масло трансмиссионное. Какое лучше — необходимо определить самостоятельно.

Трансмиссионные масла: марки и характеристики

Цель статьи — донести читателю информацию об идентификации трансмиссионных масел, их видах, характеристиках. Способы маркировки, расшифровки символов при покупке. Зачастую происходит так, что владелец автомобиля вовсе не владеет данными о типе масла, залитого в коробку передач. При очередной замене может наступить непоправимая ошибка. Когда будет эксплуатироваться масло, несопоставимое с техническими данными. Завод-изготовитель в инструкции по эксплуатации чётко трактует маркировку смазки, их характеристики, вязкость. Нарушение правила, влечёт за собой наказание. Это нам знакомо со школьной скамьи. Преждевременный износ, клин зубьев, быстрая утрата защитных свойств. Вот, что ожидает непослушных водителей. Правило касается как отечественный транспорт, так и иномарку. Последних, больше всех. Итак, начнём рассмотрение.

Главные параметры масла, классификация:

  • антиизносные: снижают коэффициент трения на протяжении всего срока эксплуатации между трущимися поверхностями;трансмиссия и масло
  • антизадирные: предотвращают задиры, спайку рабочих поверхностей механизмов;
  • антиокислительная составляющая масел;
  • антикоррозионное воздействие на трущиеся механизмы;
  • водоотпорность;
  • полный нейтралитет масел при контакте с каучуковыми изделиями.

Конечным итогом масла должно быть покрытие деталей прочной обволакивающей плёнкой. Чем выше показатель толщины, тем качественнее жидкость. И наоборот. На втором месте вязкость, температура кипения. Большая схожесть с моторным маслом. Для идентификации при покупке, применяется международная классификация SAE, API.

  • Показатель масла по API: итоговое число выдаёт данные о степени нагрузки, особенностей состава, их критической температуре. Также как и в моторном варианте, группа содержит 6 подразделов с их наименованиями смазывающих веществ. Для удобства определения качества, следует понимать так.шестерни Цифровой символ, стоящий после букв, прямо указывает на его характеристики. Чем выше число, тем лучше жидкость. В первые четыре категории группы внесены смазки со строгим назначением: передний, задний мост, коробка передач. Последние две, они же марки GL-5, GL-6 (Gear Lubricant) отображают универсальные трансмиссионные жидкости, которых рекомендовано применять для любого назначения, кроме заливки в силовой агрегат. Речь идёт об минеральных, полисинтетических, синтетических элементах;
  • маркировка вязкости масел: по аналогии с предыдущим параметром, в системе имеется шесть типов. Классификация: три для отрицательных (присутствует символ W) и три для положительных температур.

SAE 80W, SAE 85W и SAE 90W – зимний вариант масел, марки SAE 95, SAE 135 – летний. В связи с тем, что транспорт может эксплуатироваться в разных географических условиях, при критических внешних температурах, разработано специальное обозначение для такого типа масел. Классификация марки SAE 80W-95; 80W-135; 85W-120. Их маркировка, характеристики, вязкость, могут быть видоизменены. Для категории машин, предназначенные для особых заданий, при маркировке масла добавляют индексы ЕР, HD.

В отличие от механики, автоматический тип «обижен», «обделён». Вот почему: собственная классификация масел не разработана, вязкость определяется данными от конкретного производителя. К примеру, американский производитель маркирует трансмиссионные смазки данными по системе General Motor, Ford. Европейский автопром – Dexron, «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (ZF) – Германия ZF TE-ML 01..14. Для всей продукции характерна маркировка АТF — Аutomatic Тransmission Fluid.

Зачастую, при покупке канистры масла можно увидеть множество символов, обозначений на фронтальной стороне. Мало кто задумывался об их содержании. В целях проведения ликбеза, расшифровка этикетки масел их трактовка:

  • название копании, их производителя;
  • марки смазки;
  • группа, классификация API: GL-1, 2, 3, 4, 5, 6;
  • характеристики, показатели по SAE, вязкость;
  • химическая основа смазки: минеральное, полусинтетическое, синтетическое;
  • дата изготовления;
  • номер партии, индекс производителя.

Наглядный пример: MOBIL, TAF-C, GL-6, 85W-90, №753419931.01.2015.

Прежде чем приобретать «заморский» продукт, внимательно прочтите инструкцию по эксплуатации вашего транспортного средства. Лучше несколько раз. Может оказаться так, что ваша техника вообще не воспринимает смазки, разработанные по западным технологиям. Такие случаи не редкость. Особенно, когда речь идёт о поношенных отечественных автомобилях с внушительным пробегом.

  • для периода выпуска 1983 – 1999 годов лучше использовать трансмиссионные масла 4 или 5 подгрупп;
  • до 1983 года – 4 подгруппа. Переднеприводные того же года выпуска – классификация масел GL — 4, 5;

коробка передачьКаждый владелец обязательно должен руководствоваться правилом доступности и целесообразности. К примеру, в поношенное авто нет смыла заливать синтетику, когда течёт из всех дыр. Деньги на ветер. Наоборот, в новую машину – минералку. Срок эксплуатации масла будет снижен на 30% автоматически. Современные трансмиссионные смазки на минеральной основе рассчитаны на моторесурс в 25 – 40 тыс. км. Синтетика и полусинтетика способны выдержать до 60 000 км. пробега, без снижения качества и молекулярного состава. Чем качественнее смазки, тем дольше их срок замены.

Относительно отечественных роизводителей, вся классификация происходит по стандартам ГОСТ 17479.2-85 года. Разработано всего четыре класса вязкости. Обозначение схоже с иностранным. Имеет буквенно-символьные индексы, данные о эксплуатационных свойствах, группе вязкости. К примеру, трансмиссионное 4-15 — трансмиссионная смазка, относящаяся к группе №4, вязкость №15. Просто. Ничего сложного.

Обыкновенная смазка, предназначенная только для конкретных узлов агрегата. Дифференциал, передний, задний мосты. При использовании учитываются данные вязкости, температурного режима, водоотпорность, антизадирные, антиизносные показатели. Средний моторесурс составляет 100 – 150 тыс. км., или замена раз в три года, независимо от пробега. Как и всё на земле имеет свой срок эксплуатации. Даже когда машина не используется, она изнашивается. Перед нанесением обязательно прочтите инструкцию к применению.

сливСовет: к примеру, при заливке нового трансмиссионного масла в коробку передач, случается так, что остатки выливаются обратно. Последние несколько сот граммов теряем систематически. Это обусловлено тем, что вязкость настолько велика, что масло не успевает быстро оседать на дно. Образовывает плёнку на стенках, препятствуя доливке. Дилемма для многих: заливаю по норме, а оказывается лишнее. Прежде чем залить новое трансмиссионное масло, немного поднимите домкратом соответствующую сторону авто. В основном это левая часть. Таким образом, создав крен, вы сможете полностью уместить содержимое канистры в коробку. Смело закручивайте маслозаливную гайку, опускайте машину на землю.

Средний температурный диапазон работы трансмиссионного составляет 90-95°С, при замере на дне картера. При жаркой поре года – градус повышается до 160°С. Климатические зоны, типа пустыни – повышают до 250°С.

С целью исключения вероятности случайного залива, смешивания с моторной смазкой, трансмиссионные жидкости подкрашивают красным, зелёным цветами для идентификации. Водитель с первых секунд смело определяет что, где есть. Категорически запрещено смешивать трансмиссионные смазки для автоматического типа коробок передач. Каждое масло должно быть дополнено только идентичным. В противном случае – свёртывание.

  • маркировка GL-1: базовый вариант, присадки не имеются;
  • GL-2: добавки составляют 1,4%;
  • GL-3: 2,6%;
  • GL-4: 3,9%;
  • GL-5: 6,7%
  • GL-6 – более 6,8 %.
  1. Обязательно заехать на смотровую яму или эстакаду;картинка
  2. установить на ручной тормоз, подпереть колёса деревянными башмаками для безопасности;
  3. дать остыть машине;
  4. подготовить ветошь, масло, сливную ёмкость;
  5. отвинтить ключом маслозаливную пробку, а после маслосливную;
  6. дать жидкости полностью слиться. Чем меньше старого останется внутри, тем дольше прослужит новое;
  7. закрутить нижнюю пробку;
  8. приподнять авто;
  9. залить новое ТМ;
  10. завинтить пробку, опустить машину, проверить наличие течи, продолжить путь.

Обязательно покупайте качественную, оригинальную продукцию. Соблюдайте сроки и интервалы смены жидкостей. Читайте инструкцию по эксплуатации транспортным средством. Удачи вам. Всех благ.

Автор: Максименко Игорь

Вам будет интересно

Классификация трансмиссионных масел: таблица вязкости и характеристики

Всегда меня удивлял тот факт, что водители мало времени и внимания уделяют выбору трансмиссионного масла. Я знаю сразу несколько автомобилистов, которые приобретают первую попавшуюся смазку, а потом просто забывают о ней. В результате, они становятся клиентами СТО, потому что у автомобиля гудит мост или заклинила коробка. В любом случае, пользоваться автомобилем невозможно, а значит и про все планы на поездку за город или на работу, стоит забыть.

Каждый раз, когда ко мне обращаются такие водители, первым делом, я даю им совет, помогающий выбрать трансмиссионное масло. Без надежной смазки не удастся обеспечить надежную защиту всех механизмов автомобиля от негативного внешнего воздействия, а в коробках передач и в раздаточных механизмах, подавно. При выборе необходимо учитывать ряд особенностей, включая и классификационную принадлежность смазки. Вот об этом давайте и поговорим сегодня.

Какие существуют классификации трансмиссионных смазок?

Первое, на что следует обратить внимание при выборе смазывающего состава для коробки передач – это маркировка. На емкости обязательно должны присутствовать зашифрованные символы, позволяющие сразу же определить, о каком виде смазки идет речь.

Есть несколько принятых классификаций трансмиссионных смазок, о которых обязательно нужно знать:

  1. ГОСТ – классификация, принятая в России. Все производители смазок ориентируются на общие требования и правила, прописанные в гос.требованиях.
  2. SAE – классификация, предложенная американскими специалистами для смазок в механические КПП. Основанием для распределения смазок по группам является их вязкость.
  3. API – этой классификации придерживаются европейские производители. Они в большей степени соответствует гостовским требованиям.

Все эти варианты маркировки размещаются на смазывающих составах для МКПП, но существует еще и масла ATF – специальные составы для автоматических агрегатов. Рассмотрим каждый вариант маркировки подробнее, чтобы различать смазки для коробок передач разного типа.

Как классифицируются трансмиссионные масла по ГОСТу?

Такой способ распределения смазок для КПП был придуман еще в советское время. Основой распределения стал ГОСТ- 17479.2-85, где было указано, что все масла распределяются на четыре основных класса – 9, 12, 18 и 34. Распределение происходит на основании показателя вязкости. В свою очередь, вязкость устанавливается практическим путем – проверкой смазки под нагрузкой и при температурах в 100 и в 150 градусов. Дополнительно учитываются и эксплуатационные свойства. В результате, совокупности факторов, появились пять рабочих групп смазки для трансмиссии.

ГруппаОсновные характеристикиПредельная контактная нагрузка
ПерваяМинеральный состав без присадок, используется в передачах разного типаот 900 до 1500 МПА при температуре 90 °C
ВтораяМинералка + противозадирная присадка. Подходит для разных КППдо 2100 МПА при температуре до 130°C
ТретьяМинеральный продукт + противозадирная присадка. Подходит для разных КПП.до 2500 МПА при температуре до 150°C
ЧетвертаяМинеральный состав + противозадирные компоненты высокого уровня воздействия.до 3000 МПА при температуре до 150°C
ПятаяУниверсальное масло + минералка + противозадирный компонент, многофункционального назначения. Подходит только для гипоидных КПП с ударными нагрузками.до 3000 МПА при температуре до 150°C

С учетом предложенной классификации, российская маркировка на трансмиссионном масле будет выглядеть как «ТМ-5-9(3)», где буквенное обозначение – это трансмиссионное масло, «5» — наличие или отсутствие противозадирной присадки, «9 (3)» — низкая вязкость, но с добавкой загущающей присадки.

Варианты классификации ТМ по SAE

Данный вариант разделения масляных составов используется в США. В свое время предложила использовать эту маркировку ассоциация американских автолюбителей, а в основу распределения легла вязкость каждого продукта в летний и зимний период. Приведу существующие варианты распределения.

Характеристики, используемые при распределении смазокСоответствия
Сезонность использования масла
  • зима — 70W, 75W, 80W, 85W;
  • лето — 80, 85, 90, 140, 250;
  • всесезонность — SAE 80W-140, продукты этой группы особенно популярны, поскольку среди автомобилистов считаются универсальными.
Как сопоставить классификацию с ГОСТом
  • ГОСТ 9 = 75W по SAE;
  • ГОСТ 12 = 80W/85W по SAE;
  • ГОСТ 18 = 90 по SAE — только летняя смазка;
  • ГОСТ 34 = 140 по SAE — только летняя смазка.

Для многих водителей такая система более понятна, нежели отечественная, поскольку на территории РФ продается немало иностранных масел. Здесь важно знать не только марки и их характеристики, но и уметь «читать» маркировку.

Использование системы API в распределении ТМ по группам

Данный вариант очень похож на гостовский. Здесь также выделяется пять рабочих групп смазок, которые характеризуются теми же параметрами. Если сопоставлять маркировку, то выглядеть она будет так:

Отдельно стоит сказать еще и специальной аббревиатуре ATF, которая используется для обозначения жидкостей, подходящих АКПП. Здесь есть четыре рабочих группы смазок и чем выше цифра на емкости, тем универсальнее продукт.

Заключение

В конце представленного обзора стоит сделать несколько выводов:

  1. Трансмиссионное масло для своего автомобиля стоит выбирать с учетом маркировки, размещенной на емкости.
  2. Существует несколько классификаций, принятых в разных частях мира. Каждая классификация предполагает распределение составов с учетом их вязкости и рабочих характеристик.
  3. Помочь в выборе подходящего продукта сможет специальная таблица вязкости и полная информация о действующих маркировках.

Трансмиссионные масла: свойства и классификация


09.03.2009
Трансмиссионные масла: свойства и классификация

 9

 6,00-10,99

 -35

 12

 11,00-13,99

-26

18

 14,00-24,99

-18

 34

 25,00-41,00

 

ТМ-2

Минеральные масла с противоизносными присадками  Агрегаты трансмиссий тракторов и с/х техники, червячных передач транспортных средств

ТМ-3 

Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические и спирально-конические передачи грузовых автомобилей, тракторов, с/х и другой наземной техники; эти масла не предназначены для гипоидных передач

ТМ-4

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности   Коробки передач переднеприводных автомобилей ВАЗ и др. легковых и грузовых автомобилей, а также гипоидные передачи наземной техники, имеющие малое смещение осей

ТМ-5 

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Разнообразные передачи задних и передних мостов, раздаточных коробок, дифференциалов задне- и полноприводных легковых автомобилей и другой техники; эти масла нельзя использовать в коробках передач переднеприводных автомобилей.

Классификация трансмиссионных масел SAE J 306 (JUL 98)

За рубежом наиболее распространена классификация по вязкости SAE J 306 (JUL 98). Она делит масла на 9 классов, из которых 4 относятся к зимним, и 5 – к летним . Трансмиссионные масла, удовлетворяющие одновременно низко- и высокотемпературным требованиям, являются всесезонными для определенной климатической зоны и наиболее часто используются.

 70 W

-55

4,1

75 W

-40

4,1

80 W

-26

7,0

85 W

-12

11,0

80

7,0

11

85

11,0

13,5

90

13,5

24,0

140

24,0

41,0

250

41,0

Классификация трансмиссионных масел API
Делит масла на категории в зависимости от конструкции агрегатов трансмиссий, условий их эксплуатации и содержания функциональных присадок.

 GL-2

Умеренные по нагрузкам и скоростям скольжения; Червячные передачи транспортных средств, обычно тракторов и с/х машин Минеральное масло с депрессорной, противопенной и антифрикционной присадкой

GL-3

Умеренно-жесткие со средними нагрузками и скоростями скольжения Механические коробки передач и спирально-конические передачи задних мостов грузовых автомобилей То же, + слабая противозадирная присадка

GL-4

Тяжелые по нагрузкам и скоростям скольжения Механические коробки передач и спирально-конические передачи задних мостов легковых автомобилей В составе должна быть противозадирная присадка средней активности. Обычно 50% присадок масла GL-5

GL-5

Очень тяжелые по нагрузкам, включая ударные в гипоидной передаче при высокой скорости скольжения  Гипоидные передачи грузовых и легковых автомобилей В составе должны быть активные противозадирные и противоизносные присадки

Условное соответствие классификаций
Ориентировочное соответствие классов вязкости и групп эксплуатационных свойств, предусмотренных ГОСТ 17479.2, зарубежным классификациям.

 9

 75 W

 ТМ-1

 GL-1

12

 80 W / 85 W

ТМ-2

GL-2

18

90

ТМ-3

GL-3

34

140

ТМ-4

GL-4

 80 W-90

ТМ-5

GL-5

 75 W-90

   

 

 

Спецификации ОЕМ (информация по ZF)

  • ZF (Zahnradfabric Friedrichshafen) –является одной из крупнейших и влиятельных в Европе компаний по производству передач и силовых агрегатов транспортных средств.
  • На мощностях КАМАЗа организовано первое с участием иностранной фирмы производство автомобильных компонентов — СП ООО «ZF-Кама».

 

  • Учредителями являются ОАО «КАМАЗ» (49 % уставного капитала) и немецкая «Цанрадфабрик-Фрид-рихсхафен» (51 %).
  • Планируется, что предприятие будет выпускать до 10 тыс. коробок передач в год, а в будущем освоит и выпуск мостов и раздаточных коробок.
  • В настоящее время коробки перемены передач производства ZF устанавливается на автомобили КАМАЗ, МАЗ, автобусы ЛиАЗ, ЛАЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Доля рынка Западной Европы в 2007 году, %

19,6

16,1

10,5

14,3

10,9

13,7

 

 

DC

ZF

ZF/
Volvo

Volvo

ZF

 Scania

ZF

 Коробки и редуктора ZF – около половины рынка западной Европы. Т.о. одобрения ZF необходимы для возможности применения СМ в агрегатах трансмиссии большинства западных ОЕМ
 ZF TE-ML 01  Механические несинхронизированные коробки передач с шестернями постоянного зацепления (коммерческие автомобили)
 ZF TE-ML 02  Механические и автоматические трансмиссии грузовых автомобиле и автобусов
 ZF TE-ML 03  Коробки передач с гидротрансформаторами для внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 04  Судовые трансмиссии
 ZF TE-ML 05  Ведущие мосты внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 06  Трансмиссия и гидравлические навесные системы тракторов
 ZF TE-ML 07  Передачи с гидростатическим и механическим приводом, системы с электроприводом
 ZF TE-ML 08  Системы рулевого управления (без гидроусилителя) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 09  Системы рулевого управления (с гидроусилителем и маслонасосом) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 10  Коробки передач типа Transmatic для легковых и коммерческих транспортных средств
 ZF TE-ML 11  Механические и автоматические трансмиссии легковых автомобилей
 ZF TE-ML 12  Ведущие мосты коммерческих транспортных средств и автобусов
 ZF TE-ML 13  Агрегаты ZF в транспортных средствах специального назначения
 ZF TE-ML 14  Автоматические трансмиссии коммерческих транспортных средств
 ZF TE-ML 19  Раздаточные коробки для грузовиков, автобусов и тягачей

Супер Т-1 GL-5

 Супер Т-2 GL-5 

 Супер Т-3 GL-5 

Полусинтетическое

Минеральное

Минеральное

SAE 75W-90

 SAE 80W-90

 SAE 85W-90 ZF ТЕ-ML MAN 342 М1
 

  АВТОВАЗ

 АВТОВАЗ

 Транс КП-1 Супер GL-4 АВТОВАЗ  Транс КП-2 GL-4  АВТОВАЗ

Минеральное

 Минеральное

 SAE75W-80

 SAE 80W-85

 АВТОВАЗ

 АВТОВАЗ

ТСп-15К, минеральное

Супер Т-1 GL-5

 Супер Т-2 GL-5 

 Супер Т-3 GL-5 

Полусинтетическое

Минеральное

Минеральное

SAE 75W-90

 SAE 80W-90

 SAE 85W-90

 АВТОВАЗ, ЯМЗ

  АВТОВАЗ,
ZF ТЕ-ML 05A, 16C, 17B, 19B, MAN 342 M1

 АВТОВАЗ,
ZF ТЕ-ML 05А,16С,17В,19В, MAN 342 М1

 Используются: Ведущие мосты трансмиссий легковых и грузовых а/м

 Транс КП Супер GL-4

 Транс КП GL-4

 Транс КП GL-4

Полусинтетическое

Минеральное

Минеральное

 SAE 75W-90

 SAE 80W-85

 SAE 80W-90

 АВТОВАЗ, ZF ТЕ-ML 19В

 ZF ТЕ-ML 19В, АВТОВАЗ  ZF 02A, 08, 16A, 17A,19A MAN 341Z-1, КАМАЗ
 Используются: Механические коробки и редуктора легковых и грузовых а/м Ведущие мосты грузовых а/м

 ТСп-15К

 ТАП-15В

Минеральное

Минеральное

 КАМАЗ

 
 Используются: Механические коробки, редуктора и мосты грузовых а/м, троллейбусов и спецтехники

Масла серии Супер Т уровень GL-5

Масла серии Супер Т уровня GL-5 предназначены для ведущих мостов легковых и грузовых а/м.
Все масла серии производятся с использованием импортного и наиболее испытанного в мире и в России пакета присадок, который обеспечивает лучшие эксплуатационные свойства

Супер Т-1 GL-5 SAE 75W-90

  • полусинтетический продукт;
  • температурный диапазоном применения от -40 до +45 0С;
  • лучшая стабильность против окисления;
  • Снижает расход топлива в период разогрева и начале движения автомобиля


Одобрения:АВТОВАЗ), (ЯМЗ)

Супер Т-2 GL-5 SAE 80W-90
Супер Т-3 GL-5 SAE 85W-90

  • всесезонное масло для средней полосы и южных районов;
  • сбалансированное сочетание цены и качества.


Одобрения:АВТОВАЗ, ZF ТЕ-ML 05A, 16C, 17B, 19B, 21А MAN 342 M1

Супер Т-3 GL-5 SAE 85W-90

  • является маслом первой заливки для ОАО «ГАЗ»


(Газель, Волга)

Одними из ключевых эксплуатационных свойств трансмиссионных масел являются трибологические (смазочные) свойства и в частности противозадирные свойства.
Лабораторной оценкой противозадирных свойств являются показатели четырёхшариковой машины трения (ЧМТ) по ГОСТ 9490

 Показатель ЧМТ

 GL-5 85W-90, типичные значения

 Супер Т

 Конкурент № 1

 Конкурент № 2
 Индекс задира, Н

586

586

566

 Нагрузка сваривания, Н

4000

4000

3283

Масла серии Транс КП уровень GL-4

Масла серии Транс КП уровня GL-4 предназначены для механических коробок и редукторов легковых и грузовых а/м, а также ведущих мостов грузовых а/м. Все масла серии производятся с использованием импортного и наиболее испытанного в мире и в России пакета присадок, который обеспечивает лучшие эксплуатационные свойства

Транс КП GL-4 SAE 75W-90

  • полусинтетический продукт;
  • температурный диапазоном применения от -40 до + 45 0С;
  • лучшая стабильность против окисления


Одобрения: АВТОВАЗ

Транс КП GL-4 SAE 80W-85

  • всесезонное масло для средней полосы и южных районов;
  • сбалансированное сочетание цены и качества


Одобрения: ZF  ТЕ-ML  02А, 17А, АВТОВАЗ  MAN 341

Транс КП GL-4 SAE 80W-90

  • всесезонное масло для средней полосы и южных районов;
  • Универсальное масло для всех узлов трансмиссии грузовых а/м


Одобрения: ZF 02A, 08, 16A, 17A,19A, MAN 341Z-1,  КАМАЗ

 Показатель ЧМТ

 GL-4 80W-85, типичные значения

 Транс КП

 Конкурент № 1

 Конкурент № 2

 Нагрузка сваривания, Н

3479

3350

2764

Масла для автотракторной техники уровня ГОСТ

Масла ТПС-15к и ТАП-15В предназначены для механических коробок, редукторов и мостов грузовых а/м, троллейбусов и с/х и специальной техники. Проверенная и испытанная композиция присадок обеспечивает необходимые эксплуатационные свойства масла.

ТСП-15к

  • Обеспечение всех норм, закладываемых при конструировании трансмиссий а/м КамАЗ
  • Работоспособно до -25 0С


Допуск МВК;
Многолетние поставки на КАМАЗ и УРАЛ в качестве масел первой заливки
Соответствие требованиям ГОСТ 23652-79

ТАП-15В

Сбалансированное сочетание цены и качества;

  • Работоспособно до -20 0С


Соответствие требованиям ГОСТ 23652-79

Основные конкурентные аналоги

Газпромнефть серия Супер Т уровень API GL-5
Классы вязкости по SAE: 75W-90; 80W-90; 85W-90

  • TNK Trans Gipoid Super 75W-90 API GL-5
  • ТНК Транс Гипоид 80W-90 API GL-5
  • ТНК Транс Гипоид 85W-90 API GL-5
  • Лукойл Трансмиссионное ТМ-5 (API GL-5)
    классы вязкости по SAE 75W-90; 80W-90; 85W-90

Газпромнефть серия Транс КП уровень API GL-4
Классы вязкости по SAE: 75W-90; 80W-90; 80W-85

  • TNK Trans KP Super 75W-90 API GL-4
  • ТНК Транс КП 80W-85 API GL-4
  • Лукойл Трансмиссионное ТМ-4 (API GL-4)
    классы вязкости по SAE 75W-90; 80W-85; 80W-90

 

 

 

Лекция № 11 Трансмиссионные масла

254

План лекции

1. Эксплуатационные требования к качеству трансмиссионных масел.

2. Основные свойства трансмиссионных масел.

3. Масла для автоматических коробок передач.

4. Классификация и обозначение масел по ГОСТ.

1. Эксплуатационные требования к качеству трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла предназначены для механизмов агрегатов трансмиссии автомобилей, тракторов и других транспортных средств. Условия работы трансмиссионных масел имеют ряд особенностей: высокие удельные давления в зоне зацепления зубчатых колес, условия граничного трения, тепловые вспышки в зоне контакта, высокие скорости относительного скольжения зубьев и др. К тому же условия работы смазочных материалов в различных механизмах трансмиссий не одинаковы. Поэтому трансмиссионные масла различают по целевому назначению.

Например, масла для коробок передач, для механизмов рулевого управления, для гипоидных передач и т. д. Но даже в одном определенном механизме трансмиссии, например, в главной передаче автомобиля, к условия работы масла изменяются в очень широких пределах как по температурному режиму, так и по удельному давлению и скорости скольжения в зоне контакта. Это очень осложняет процесс правильного подбора и применения трансмиссионных масел.

Для гидромуфт и гидротрансформаторов с их специфическими условиями используются специальные марки масел.

Наиболее перспективным является создание универсальных и желательно всесезонных трансмиссионных масел, пригодных для всех основных механизмов трансмиссий. Такие масла уже созданы и применяются.

С помощью трансмиссии, и ее отдельных агрегатов передается и преобразовывается крутящий момент от двигателя к движителю, т. e. к колесам, гусеницам, гребному винту и т. д., причем это сопровождается смягчением динамических нагрузок демпфированием вибрациями и снижением уровня шума.

Практически в каждом агрегате трансмиссии имеются зубчатые передачи, подшипники и уплотнения, нормальная работа которых во многом, а часто полностью, определяется свойствами и показателями качества смазочных материалов. В отличие от других механизмов, для механизмов трансмиссии требуются масла с определенными специфическими качествами и, прежде всего, с высокой прочностью масляной пленки. Основным узлом трения в механизмах трансмиссии является зубчатая передача, поэтому требования к смазочным материалам этого узла следует считать основными и определяющими. Экспериментально установлено, что даже в самых простых и умеренно нагруженных цилиндрических и конических передачах давление между зубьями в зоне их зацепления достигает 200-600 МПа. В спиральных конических передачах оно возрастает в 2-3 раза и достигает 1-2 ГПа. Особо высокими удельными давлениями отличаются гипоидные зацепления, наиболее часто применяемые в главных передачах легковых, а в последнее время и грузовых автомобилей.

Даже без учета динамических и ударных нагрузок, характерных для автомобильных трансмиссий в зоне зацепления гипоидных передач, наблюдаются удельные давления до 4-4,5 ГПа. Трудные условия работы масла в гипоидных передачах усугубляются еще тем, что в этом зацеплении происходит относительное скольжение соприкасающихся участков зубьев со скоростями до 10 м/с, что приводит к выдавливанию масла из зоны зацепления, локальному повышению температуры до 350—400 °С (тепловой вспышке).

Хорошие вязкостно-температурные свойства, т. е. пологая вязкостно-температурная характеристика, имеющая важное значение для моторных масел и смазочных материалов, работающих в агрегатах трансмиссии, приобретают особое значение. Известно, что скорость прогревания масла в трансмиссии (в главной передаче, в раздаточной коробке, в рулевом механизме) значительно меньше, чем в двигателе. Даже при испытаниях на стенде с беговыми барабанами масло в главной передаче прогревается в 2-4 раза медленнее, чем в двигателе. Малый приток тепловой энергии и большие поверхности теплоотвода замедляют прогрев масла, и автомобиль или трактор значительное время работает при очень высокой его вязкости. Это вызывает большие потери энергии в трансмиссии, а, следовательно, существенно снижается топливная экономичность (на 8—12 %, а иногда и более).

Долгое время в качестве трансмиссионных масел применяли остаточные неочищенные масла, например, нигрол вязкостью 20-35 мм2/с при 100 °С. Эти масла при понижении температуры из-за высокого содержания в них смолистых и ряда других естественных поверхностно-активных веществ резко увеличивали свою вязкость, достигавшую 50 000-100 000 мм2/с при 0 °С. При отрицательных температурах эти масла настолько становились вязкими, что без предварительного прогрева заднего моста движение автомобиля было невозможно. При температуре масла, близкой к 0 °С, потери мощности в трансмиссии достигали 45—50 % мощности двигателя.

В настоящее время получение трансмиссионных масел основано на иных принципах. Их высокая маслянистость достигается введением специальных присадок.

Поэтому лучшие современные трансмиссионные масла могут работать в очень широком диапазоне температур от +100 до -45 °С, причем их кинематическая вязкость при температуре -45 °С составляет не более 2500 мм2/с, а температура застывания -50 °С.

Учитывая условия работы трансмиссионных масел, можно сформулировать основные требования к их показателям качества:

  1. невысокая кинематическая вязкость при рабочих температурах возможно пологая вязкостно-температурная характеристика, особенно в области отрицательных температур;

  2. возможно большая прочность масляной пленки, обеспечивающая надежное и по возможности полное разделение поверхностей зубьев в зоне контакта.

Кроме этого, трансмиссионные масла должны обладать высокими антипенными свойствами, минимально возможной коррозионной агрессивностью, хорошими защитными свойствами, высокой стабильностью, т. е. неизменностью первоначальных свойств, и не должны разрушать уплотнительные материалы узлов трансмиссии.

Одновременно трансмиссионные масла должны удовлетворять требованиям, к которым относят:

  • уменьшение износа всех деталей трансмиссии;

  • снижение потерь энергии, передаваемой от двигателя к ходовой части автомобиля;

  • отвод тепла, вымывание и удаление из зон трения продуктов износа и других загрязняющих масло примесей;

  • отсутствие коррозионной агрессивности по отношению к деталям трансмиссии;

  • снижение вибрации и шума шестерен и защита их от ударных нагрузок;

  • отсутствие вспенивания и меньшее изменение свойств масла.

Условия работы трансмиссионных и моторных масел существенно отличаются друг от друга. Температурный режим, частота вращения шестерен, удельное давление в зоне их контакта – основные факторы предопределяющие условия работы масла в зубчатой передаче.

Температура масла в агрегатах трансмиссии колеблется в широких пределах, а это влияет и на интенсивность истирания зубьев шестерни. С повышением температуры интенсивность изнашивания замедляется, и постепенно этот процесс при температуре масла 70-80 °С и воздуха 30-40 °С стабилизируется.

По уровню напряженности работы зубчатых передач трансмиссионные масла можно разделить на следующие группы:

  • универсальные, обеспечивающие работу всех типов зубчатых передач и других трущихся деталей агрегатов трансмиссий;

  • общего назначения для цилиндрических, конических и червячных передач;

  • для гипоидных передач грузовых и легковых автомобилей;

  • для гидромеханических передач;

  • для гидрообъемных передач.

Общее требование для всех масел – надежное разделение контактирующих зубьев шестерен, защита поверхностей от износа, снижение потерь на трение.

В зависимости от климатических условий могут входить летние, зимние, всесезонные, северные и арктические масла, различающиеся вязкостно-температурными свойствами.

Смазывающая способность (маслянистость) трансмиссионных масел зависит от их состава, определяемого методом получения: путем смешения маловязких масел с остаточными маслами или с экстрактом, получаемым после селективной очистки, в которых сохраняются естественные поверхностно-активные вещества, находящиеся в исходном сырье. Повышению смазочных свойств трансмиссионных масел способствует добавление антифрикционных, противоизносных и противозадирных присадок.

Роль антифрикционных присадок – снижение или стабилизация коэффициента трения соприкасающихся поверхностей. Для этого используют вещества, обладающие поверхностной активностью: животные или растительные жиры, жирные кислоты и их эфиры, нафтеновые кислоты, мыла жирных кислот и др.

Смазочные свойства трансмиссионных масел в качестве присадок улучшают органические вещества; металлоорганические соединения свинца, цинка, алюминия молибдена, вольфрама и др.; сложные соединения, эффективность действия которых зависит от их активности и концентрации в масле.

Смазывающую способность, противозадирные и противоизносные свойства трансмиссионных масел оценивают экспериментальным путем на машинах трения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *