Непредоставление преимущества – Штрафы за непредоставление преимущества пешеходам, автомобилям, спецтранспорту

Ст 12.18 КоАП РФ с комментариями и изменениями на 2019

1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Объективную сторону данного правонарушения составляет невыполнение требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), предписывающих водителям транспортных средств уступать в ряде случаев дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении.

Правила (п. 8.3) обязывают водителя, выезжающего с прилегающей территории, уступить дорогу пешеходам, движущимся по ней. При съезде с дороги водитель должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, которые движутся в попутном направлении по расположенным рядом тротуарам, обочинам и велосипедным дорожкам. Правилами также установлен общий принцип, заключающийся в приоритете пешеходов и велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным средствам. Поэтому при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке (п. 13.1 Правил).

В местах, где регулируется движение, водители и пешеходы должны действовать в соответствии с сигналами светофора. В момент включения разрешающего для водителей сигнала светофора на проезжей части могут находиться пешеходы, не завершившие переход. При этом водители обязаны уступить им дорогу (п. 13.8 Правил). Кроме того, пешеходы имеют преимущество в движении в случаях, предусмотренных также п. п. 14.1, 14.3, 14.6 Правил. Особое внимание уделяется детям, находящимся на дороге. Поэтому Правила обязывают водителя снижать скорость при приближении к остановившемуся транспортному средству с опознавательным знаком «Перевозка детей» и пропустить детей, которые начали переход дороги (п. 14.7 Правил).

3. Субъектами данного административного правонарушения могут быть только водители транспортных средств.

4. Субъективную сторону правонарушения отличает наличие умышленной формы вины.

5. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

koap-kodeks.ru

Ст 12.17 КоАП РФ с комментариями и изменениями на 2019

1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. В определенных Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), случаях приоритет в движении предоставляется маршрутным транспортным средствам. Трамвай имеет преимущество в движении не только на перекрестках, но и на перегонах при пересечении трамвайного полотна с дорогой вне перекрестков.

Полосы движения для маршрутных транспортных средств могут обозначаться дорожными знаками 5.9, 5.10.1 — 5.10.3. В этих случаях запрещается движение иных транспортных средств по специально выделенной полосе.

Правила предоставляют маршрутным транспортным средствам приоритет при отъезде от обозначенного знаком остановочного пункта.

В соответствии с указанными Правилами правом преимущественного проезда обладают транспортные средства с включенными специальными сигналами. Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Другие водители при приближении таких транспортных средств должны освободить полосу движения, снизить скорость или остановиться. Сопровождаемые транспортные средства также пользуются преимуществом при движении.

3. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, имеет квалифицирующий признак — наличие на наружных поверхностях транспортного средства с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом специальных цветографических схем, надписей и обозначений. Цветографические схемы транспортных средств определены ГОСТ Р 50574-93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных и специальных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 548 «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан» определен исчерпывающий перечень оперативных служб, транспортные средства которых должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы («пожарная охрана», «милиция», «скорая медицинская помощь», «аварийно-спасательная служба» и «военная автомобильная инспекция»). При этом транспортные средства оборудуются также устройствами для подачи специальных световых сигналов и оборудованием, необходимым для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.

4. Субъектами правонарушения являются водители транспортных средств.

5. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.

6. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела по ч. 2 данной статьи рассматриваются также судьями в случаях, если указанные должностные лица передадут дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1). Составы административных правонарушений, содержащиеся в ч. 1 данной статьи, могут рассматриваться и сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

koap-kodeks.ru

Непредоставление преимущества в движении пешеходам

Как правило, работники ДПП отстаивают права пешеходов. Возможно, потому, что в момент патрулирования они сами являются пешеходами. Но зачастую водители несут наказание за этот вид нарушения не вполне обоснованно.

Кто такой пешеход! По определению ПДД, пешеход это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу, у которого есть не только права, но и обязанности, которые большинство пешеходов не знает и не соблюдает.

Пешехода надо бояться! Потому что Уголовный кодекс предусматривает наказание за нарушение ПДД, закончившееся нанесением телесных повреждений или смертью потерпевшего. Учитывая тяжесть последствий в общении с пешеходами, любой водитель обязан руководствоваться действующими Правилами дорожного движения и предоставлять им преимущество в движении в указанных ПДД случаях. О них мы и расскажем далее.

Среди сотрудников полиции получила распространение практика расширенного толкования обязанностей водителя пропускать пешеходов, однако ни Правила дорожного движения, ни КоАП не определяют термин «пропустить», правильнее будет «уступить дорогу», в связи с неправильным толкованием термина «уступить дорогу» возникает ситуация необоснованного привлечения водителей к административной ответственности. Фактом нарушения в таких случаях для инспектора ДПП является одновременное нахождение на пешеходном переходе автомобиля и пешехода.

Помните! «уступить дорогу» (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Как вы знаете, согласно ПДД пешеходные переходы бывают двух видов регулируемые и нерегулируемые.

  • Регулируемый пешеходный переход — это переход, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика.
  • Нерегулируемый пешеходный переход — это места, где установлены знаки 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» и где очередность движения не определяется сигналами светофора или регулировщика.

Как на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах водители должны уступить дорогу пешеходам.

А как же быть в ситуациях, когда на нерегулируемых переходах, расположенных возле рынков или вокзалов, люди идут через дорогу сплошной стеной? Уступать дорогу пешеходам в соответствии с ПДД можно и час, и два. и три. Водителю приходится выезжать на переход, чуть ли не продираясь сквозь пешеходов. По действующим Правилам это нарушение. Но во многих местах иначе не проедешь. Как быть?

Давайте для начала обратимся к ПДД и внимательно прочитаем интересующий нас пункт. «Водитель транспортного средства уступает дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги его направления движения по нерегулируемому пешеходному переходу».

Обращаем ваше внимание на ключевые моменты:

—        во-первых, здесь говорится уступает дорогу;

—        во-вторых, вы должны уступить дорогу пешеходам, проходящим проезжую часть. Проезжая часть — это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Атеперь внимание!

Наиболее часто водителей штрафуют в ситуациях, когда в момент проезда перехода на нем действительно был пешеход, но переходил он при этом совсем другую полосу движения или находился на островке безопасности или разделительной полосе.

Согласно п.3.5 ПДД: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы выходят на проезжую часть дороги после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части дороги вне пешеходного перехода пешеходы не создают помех для движения транспортных средств и не выходят из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

Улавливаете разницу? Вывод однозначен: вы обязаны остановиться и уступить дорогу пешеходу только в том случае, если он находится на полосе движения вашего автомобиля! Если он находится на линии, разделяющей транспортные потоки, вы можете продолжать свое движение, но при условии соблюдения безопасной дистанции.

Помните! Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед остановившимся или замедлившим движение транспортным средством нет пешеходов.

Разъяснение вышеуказанной ситуации особенно поможет вам, когда вы двигаетесь по дороге с несколькими полосами для движения в каждом направлении. К примеру, вы двигаетесь по третьей полосе. Пешеход пересекает дорогу по первой полосе. Проезжаете переход и вас останавливает инспектор, утверждая, что вы не «пропустили» пешехода.

Выполняйте наши рекомендации:

—        акцентируйте внимание сотрудника ДПП на важном моменте находился ли пешеход на полосе движения вашего автомобиля;

—        задайте инспектору следующий вопрос: «Какими доказательствами того, что я не уступил дорогу пешеходу или создал препятствие для пешехода, вы располагаете?»;

—        если инспектор остается при своем мнении и начинает составлять протокол, в своих пояснениях так и пишите: «Во время своего движения через пешеходный переход, какую либо опасность, либо препятствие для пешехода не создавал, так как пешеход двигался по другой полосе движения». Или второй вариант: «…я уступил дорогу пешеходу, т. е. пешеход не изменил свое направление и скорость движения»;

—        попросите представителя полиции привлечь для дачи показаний того самого пешехода, которому вы не уступили дорогу. При привлечении пешехода спросите его «Перед тем как выходить на проезжую часть, оценил ли расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедился, что переход будет для него безопасен?». Ведь пешеход может на нерегулируемом пешеходном переходе выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. Если он этого не сделает, для него есть и ответственность. А если инспектор не обеспечит участия пешехода в процессе, не установив его личность, сотрудник ДПП, сделал невозможным правильное рассмотрение дела с оценкой всех обстоятельств и доказательств. Думаем, что вряд ли сотрудник полиции найдет этого человека. Если, конечно, при пересечении пешеходного перехода колеса автомобиля не наехали на носки его ботинок;

—        да и не забудьте, что пассажиры вашего автомобиля тоже могут выступить в качестве свидетелей и отразить свою точку зрения в протоколе.

Вывод можно сделать только один: водитель становится нарушителем только в двух случаях — он сбил пешехода или пешеход был вынужден уворачиваться от автомобиля. Если в момент проезда автомобиля пешеход спокойно пересекал другую полосу, перед рядом остановившим или замедлившим движение транспортным средством нет пешеходов и ни один из участников движения не создавал помех другому, нет никакого повода наказывать водителя. В такой ситуации тормозить или останавливаться он не обязан. То же касается и ситуации с пешеходами, которые переходят на перекрестке проезжую часть, на которую вы поворачиваете. Нарушение возникает, если продолжение движения транспортного средства вынудит пешехода изменить скорость или направление движения. Если возможно продолжение движения и водителем, и пешеходом, в результате которого никто из них не вынужден менять скорость или направление движения, и они спокойно разминутся (пешеход на другой полосе движения), — обязанность уступать дорогу не возникает в принципе.

«пдд казахстана 2016 пропускать пешезодов»

pravila.kz

Не пропустил пешехода ст. 12.18 КоАП РФ — Юрист Насибулин Сергей Равильевич — Статьи

Знание закона освобождает от ответственности. 

Данная публикация направлена на исключение возможности необоснованного привлечения водителей к ответственности по статье 12.18 КоАП РФ.

Всех участников дорожного движения призываю соблюдать Правила дорожного движения. 

Диспозиция статьи 12.18 КоАП РФ:
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении,Чаще всего сотрудники ГИБДД становятся недалеко от пешеходных переходов и при помощи видеокамеры фиксируют «правонарушение», которое по их мнению состоит в том, что водитель проехал по дороге в месте пешеходного перехода, а не остановился перед ним, в то время как пешеход уже находился на проезжей части на пешеходном переходе. 

Именно массовость злоупотреблений сотрудниками ГИБДД этой статьей навела на мысль написания данной публикации. 

Что от нас требуют Правила дорожного движения? 
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения (в нашем случае водитель) не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения (в нашем случае пешеходов), имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, (не обочины и тротуара!!!) обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Топтание на обочине не является переходом проезжей части т.к. пешеход должен переходить дорогу по пешеходному переходу, а пешеходный переход располагается только на проезжей части или трамвайных путях. 

Итак. Водитель должен двигаться таким образом, чтобы пешеход не менял направление и скорость движения. 

То есть, факт правонарушения, предусмотренного ст. 12.18 КоАП РФ неразрывно связан с поведением пешехода! Если пешеход не изменил направление или скорость движения — состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.18 КоАП РФ НЕТ. 

Это буквальное значение диспозиции ст. 12.18 КоАП РФ и требований Правил дорожного движения. 

Часто сотрудники ГИБДД вам показывают пункт 14.2. ПДД 
14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.Невыполнение данного пункта Правил само по себе!, даже если по пешеходному переходу движется пешеход, но в результате Ваших действий он не изменил скорость или направление движения не охватывается диспозицией статьи 12.18 КоАП РФ так как требование — Уступить дорогу Вами выполнено. 

Дороги в различных ситуациях имеют две и более проезжие части. Принципиального значения данный факт не имеет, так как и в том и в другом случае, если пешеход не изменил скорость или направление движения — требование «уступи дорогу» в том виде в котором оно понимается Правилами дорожного движения будет выполнено.

Однако, диспозиция ст. 12.18 КоАП РФ требует «уступить дорогу» только тому пешеходу, который вступил на проезжую часть. Логично, что вступить пешеход должен на проезжую часть по которой движется автомобиль. На сотрудника полиции может подействовать указание на то, что пешеход двигался по совершенно другой проезжей части в то время, когда Вы пересекли пешеходный переход. 

Что делать в ситуации, когда Вас остановил сотрудник ДПС ГИБДД с камерой непосредственно после пешеходного перехода? 

1. Заранее усвоить, что сотрудник ГИБДД Вам не друг, он в этой ситуации добра Вам не желает, он хочет на Вас срубить «палку». При этом Вы не обязаны ему в этом помогать и в Ваших интересах собирать доказательства своей невиновности. 

2. Разговаривать с сотрудником ГИБДД нужно всегда вежливо, корректно и уверенно. Не рекомендую просить инспектора документы и всячески «напрягать» его. Он такой-же человек, в ваших интересах чтобы он не нервничал. Споры, обвинения, пререкания ни к чему хорошему не приведут. Вы с инспектором должны разобраться в ситуации и когда инспектор примет правильное решение он со спокойной душой пожелает Вам счастливого пути. 

3. На вопрос «видели-ли Вы пешехода, по моему мнению всегда нужно отвечать — ДА, ВИДЕЛ, а в чем дело? 

4. До ответа на дальнейшие вопросы попросить инспектора показать Вам видеозапись „нарушения“. 

5. Посмотреть внимательно видеозапись и убедившись в том, что пешеход не изменил скорость или направление движения нужно вежливо сказать об этом инспектору. Вроде как нарушения ПДД и 12.18 КоАП РФ нет, ведь я уступил дорогу — пешеход не изменил скорость или направление движения. Вместе с этим желательно записать себе в телефон или на бумажку „реквизиты видеозаписи“ номер файла, время записи  и т.д.

6. Если все же инспектор станет составлять протокол, в графе объяснение Вам следует указать: с протоколом не согласен, правонарушение не совершал. Пешехода видел, убедился, что не помешаю ему и проехал. Требование „уступить дорогу“ выполнил так как пешеход не изменил направление или скорость движения.  В качестве доказательства моей невиновности прошу приобщить к материалам дела видеозапись выполненную инспектором Пупкиным в ____ часов ____ минут „____“ месяца  20___ года, номер файла _______, видеокамера ___наименование, номер____ (все что удастся выяснить про запись).

Можете добавить:
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении прошу уведомить моего защитника ____ФИО____, ____адрес____. До рассмотрения дела об административном правонарушении прошу получить с меня более подробное объяснение в присутствии моего защитника.

Если живете далеко от места нарушения имеет смысл указать, что просите направить протокол со всеми материалами и видеозаписью по месту жительства. 

В данной публикации использованы тексты ПДД РФ и КоАП РФ по состоянию на 07.08.2015 г. 

Надеюсь, что данная публикация поможет Вам на дороге.

pravorub.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *