Так охлаждаются суперкары: — Журнал Движок.
Борис Игнашин
Система охлаждения — непременный атрибут любого автомобиля. Слишком много энергии при движении машины вынужденно преобразуется в тепло. Двигатель и трансмиссия требуют обязательного активного охлаждения, как и тормозная система, мощные электрические компоненты и система кондиционирования. А чем отличаются от «обычных» системы охлаждения суперкаров? Ведь эти автомобили одновременно мощные, компактные и предельно облегченные. Какие интересные технические решения встречаются в их конструкциях?
Поддерживать температуру мотора мощностью свыше 300 л. с. совсем не простая задача, особенно когда он работает на полной мощности, а скорости невысоки. И динамические возможности современных суперкаров очень сильно зависят от температуры наружного воздуха.
Зачастую повысить мощность двигателя не позволяет так называемый «тепловой пакет» — показатель мощности рассеивания систем охлаждения двигателя и трансмиссии, а не возможности силовых агрегатов. Казалось бы, на высокой скорости проблема охлаждения не должна стоять так уж остро: радиаторы продуваются воздухом. Но и тут особенности конструкции скоростного автомобиля вносят свои нюансы. Аэродинамические свойства машины во многом зависят от возможности создания граунд-эффекта, а безопасное движение — еще и от работы тормозных механизмов. Не на последнем месте и банальное аэродинамическое сопротивление, а также общая обтекаемость, их тоже приходится учитывать. Как в таких условиях обеспечивается стабильная работа всех систем?
Для суперкара аэродинамическая проработка кузова — это основа всего. В том числе и качества работы системы охлаждения. И «классические» решения с расположением радиаторов под капотом, в передней части машины, не в чести. Даже у моделей с передним расположением двигателя дизайн радиаторов и аэродинамическая проработка существенно отличаются от стандартных.
Так, передняя часть Mercedes SLR McLaren W199 стандартна только на первый взгляд. Тут расположен основной радиатор, жидкостный радиатор интеркулера с двумя электропомпами, большой радиатор трансмиссии и маслобак двигателя — применена система с сухим картером, и масло сначала охлаждается в секции основного радиатора, а затем еще снижает температуру в корпусе бака, который выполнен с большой оребренной поверхностью.
Для лучшей работы днища кузова часть воздуха с радиаторов отводится вверх через капот, и пакет радиаторов скомпонован таким образом, чтобы «правильно» распределить потоки. Двигатель находится в пределах колесной базы, и объем, занимаемый системой охлаждения, в несколько раз больше, чем у типичных легковых машин. Конструкция радиаторов принципиально от обычной не отличается. Алюминиевое «ядро» и пластиковые бачки можно увидеть на большинстве серийных суперкаров. Цельноалюминиевые детали широко предлагаются только в качестве тюнинга и на машинах практически единичной сборки. Электровентиляторы системы также вполне стандартны, разве что заметно мощнее обычных, имеют лучшую аэродинамику и меньшую массу.
У машин с задним и центральным расположением силового агрегата в большинстве случаев используется достаточно компактная система охлаждения с боковым и задним расположением радиаторов охлаждения двигателя и наддувочного воздуха. Так поступают, например, Audi на модели R8, McLaren на модели P12, и так устроены почти все модели Ferrari с центральным расположением двигателя.
Но вот создатели Porsche 911 сделали систему охлаждения куда более протяженной и расположили радиаторы мотора в передней части кузова. Характерно, что в системе обычно используется не один большой, а несколько малоразмерных радиаторов. Их три у 911, три и у R8, у McLaren радиаторов заметно больше, поскольку используется гибридный привод и в системе охлаждения есть еще контур охлаждения батарей и инверторов.
Интересное техническое решение использует Porsche. На модели 911 GT3 у мотора вентилятора радиатора свой индивидуальный блок контроля и управления, что обеспечивает плавное регулирование его производительности и более широкие возможности подстройки и диагностики. А еще боковые радиаторы с электровентиляторами выполнены едиными быстросъемными моделями, и забота об аэродинамике проявляется даже в такой мелочи, как колпачок электродвигателя.
При большой протяженности трасс охлаждения и большом количестве радиаторов помпы двигателей являются важной составляющей. Mercedes и Porsche довольствуются стандартной усиленной конструкцией, но с профилем лопастей, оптимизированным для предотвращения кавитации. При оборотах мотора более 7 тыс. падение производительности может стать фатальным.
Весьма интересная конструкция у Audi R8 с мотором V10: маслонасос с помпой и термостатом объединены в единый модуль с пониженной частотой вращения, который приводится в движение цепью. И в любом случае не обходится без дополнительных электронасосов — они позволяют обеспечить стабильную циркуляцию жидкости в больших блоках цилиндров и прокачивать охлаждающую жидкость через радиаторы при малых оборотах коленчатого вала.
Также важной их функцией является предотвращение закипания большого, сложного и очень теплоемкого мотора после выключения, а при наличии турбин насосы занимаются и их охлаждением. В системах жидкостного охлаждения наддувочного воздуха на моторах Mercedes SLR и McLaren P12 используют многоконтурные системы охлаждения с выделенным низкотемпературным контуром. Причем система охлаждения Mercedes двухконтурная, а на McLaren контуров уже три — еще один нужен для охлаждения и подогрева электронных систем и батареи гибрида.
Маслорадиаторы двигателя и трансмиссии — непременный атрибут суперкара. Эти детали присутствуют и на двигателях обычных машин, но разница в масштабе. Маслорадиатор АКПП серии 722.6 Mercedes SLR по размеру сравним с основным радиатором малолитражки, а в системе охлаждения масла Audi R8 радиаторов несколько, включая водомасляный теплообменник и обычные воздушные. Охлаждения требует не только АКПП, но и обычная «механика», и даже у редукторов зачастую есть собственные радиаторы для масла или встроенные жидкостные теплообменники.
Важная составляющая системы охлаждения — ее рабочее тело, иными словами, антифриз. На экстремальных машинах зачастую применяются весьма нестандартные составы. Цель одна — заставить систему охлаждения работать максимально эффективно при наименьших затратах мощности, но помимо этого есть еще несколько факторов. Во-первых, в самых продвинутых моторах часто используются сложные сплавы на основе магния и других активных металлов. В этом случае предотвращение коррозии является очень важной задачей и типовые составы антифризов могут не справиться. А еще «суперкаровскому» антифризу полагается быть чуть более текучим и обеспечивать лучший теплообмен. Улучшение этих параметров на доли процента уже обещает серьезный выигрыш в работе, но обойдется оно очень недешево. Впрочем, Mercedes, Audi и Porsche устраивают вполне стандартные, пусть и не самые дешевые антифризы. А вот если у вас Ferrari или McLaren, то рекомендации, как и полагается эксклюзивным машинам, будут экзотическими.
Среди характерных примет систем охлаждения суперкаров еще и предельно малая масса, широкое использование легких сплавов и пластмасс, а также нестандартных технологий и практически штучный выпуск. Так, Porsche использует вклеиваемые патрубки систем охлаждения на двигателях для снижения массы блока цилиндров. А такая экзотика, как магний, титан и керамика в конструкциях, встречается едва ли не чаще вполне традиционных чугуна и стали. Высокая плотность и малая толщина трубок радиаторов — тоже деталь характерная, не зря на многих машинах защитные сетки радиаторов установлены на заводе.
Ремонт системы охлаждения
Система охлаждения двигателя предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы и поддержания температуры в заданных пределах для обеспечения оптимальной работы двигателя.
На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:
• нагрев воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования;
• охлаждение масла в системе смазки;
• охлаждение отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов;
• охлаждение воздуха в системе турбонаддува;
• охлаждение рабочей жидкости в автоматической коробке передач.
Основные компоненты системы охлаждения двигателя.
1. расширительный бачок
2. радиатор системы рециркуляции отработавших газов
3. теплообменник отопителя
4. датчик температуры охлаждающей жидкости
5. насос охлаждающей жидкости
6. датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора
7. термостат
8. масляный радиатор
9. дополнительный насос охлаждающей жидкости
10. радиатор системы охлаждения
Основные неисправности системы охлаждения.
1. Наружная утечка жидкости – течь радиатора, насоса охлаждающей жидкости, соединений системы охлаждения.
2. Внутренняя утечка жидкости – течь через прокладку головки блока цилиндров, уплотнение регулятора холостого хода (когда регулятор охлаждается антифризом и установлен на корпусе дроссельной заслонки).
3. Низкая эффективность охлаждения двигателя, что приводит к перегреву двигателя.
4. Низкая эффективность обогрева отопителя салона автомобиля.
Основные причины неисправностей системы охлаждения.
1. Негерметичность компонентов системы охлаждения из-за старения уплотнений, использования охлаждающей жидкости несоответствующей погодным условиям концентрации.
2. Трещины в рубашке охлаждения головки блока или блоке цилиндров.
3. Прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров.
4. Засорение радиатора охлаждения пылью и грязью снаружи и накипью и ржавчиной внутри.
5. Ослабление приводного ремня насоса охлаждающей жидкости.
6. Неисправность термостата.
7. Неисправность вентилятора охлаждения радиатора.
8. Неисправность датчика температуры.
9. Неисправность указателя температуры.
10. Низкий уровень охлаждающей жидкости.
11. Засорение радиатора отопителя снаружи и внутри.
Для длительной и надежной работы системы охлаждения мы рекомендуем.
1. Систематически следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
2. Систематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.
3. Своевременно осуществлять замену охлаждающей жидкости. Сроки замены указаны в сервисной книжке завода изготовителя автомобиля. Применять заведомо качественную жидкость.
4. Во время планового обслуживания производить осмотр автомобиля на предмет утечки охлаждающей жидкости, натяжения и контроль состояния приводных ремней.
5. Раз в год перед началом летнего периода эксплуатации продувать радиатор охлаждения.
6. Проводить работы по обслуживанию и ремонту системы охлаждения только на сертифицированных станциях технического обслуживания.
Что делать, если стрелка указателя температуры уже в красной зоне шкалы прибора?
1. Надо сразу остановиться на обочине дороги или у тротуара, выключить двигатель и открыть капот — так двигатель будет охлаждаться быстрее. Кстати, на этой стадии в подобных ситуациях так поступают все водители. А вот дальше они допускают серьезные ошибки, от которых мы хотим предостеречь.
2. Ни в коем случае нельзя открывать пробку радиатора. На пробках иномарок не зря пишут «Never open when hot» — никогда не открывайте, если радиатор горячий! Ведь это так понятно: при исправном клапане пробки система охлаждения находится под давлением. Очаг кипения расположен в двигателе, а пробка — на радиаторе или расширительном бачке. Открывая пробку, мы провоцируем выброс значительного количества горячей охлаждающей жидкости — пар вытолкнет ее наружу, как из пушки. При этом ожог рук и лица почти неизбежен — струя кипятка ударяет в капот и рикошетом — в водителя!
К сожалению, от неведения либо от отчаяния так поступают все (или почти все) водители, видимо, полагая, что тем самым разряжают ситуацию. На самом деле они, выплеснув остатки антифриза из системы, создают себе дополнительные проблемы. Дело в том, что жидкость, кипящая «внутри» двигателя, все-таки выравнивает температуру деталей, тем самым снижая ее в наиболее перегретых местах.
Но кое-кто умудряется пойти еще дальше. Если рядом оказалась вода, они льют ее, холодную, на двигатель ведром — чтобы он, родимый, поскорее остыл. Последствия почти всегда одни — головка блока треснет наверняка.
Перегрев двигателя — это как раз тот случай, когда, не зная, что делать, лучше не делать ничего. Минут десять-пятнадцать, по крайней мере. За это время кипение прекратится, давление в системе упадет. И тогда можно приступать к действиям.
3. Убедившись, что верхний шланг радиатора потерял былую упругость (значит, давления в системе нет), аккуратно открываем пробку радиатора. Теперь можно долить выкипевшую жидкость.
Делаем это аккуратно и медленно, т.к. холодная жидкость, попадая на горячие стенки рубашки головки блока, вызывает их быстрое охлаждение, что может привести к образованию трещин.
Закрыв пробку, запускаем двигатель. Наблюдая за указателем температуры, проверяем, как нагреваются верхний и нижний шланги радиатора, включается ли после прогрева вентилятор, и нет ли утечек жидкости.
4. В случаях, когда полностью устранить серьезную неисправность в системе охлаждения на месте не удается, нужно хотя бы доехать до ближайшей СТО или населенного пункта.
5. Если неисправен вентилятор, можно продолжить движение с включенным на «максимум» отопителем, который берет на себя значительную часть тепловой нагрузки. В салоне будет «немножко» жарко — не беда. Как известно, «пар костей не ломит».
6. Хуже, если отказал термостат. Можно попробовать один способ. Начните движение, — но, как только стрелка указателя приблизится к красной зоне, выключайте двигатель и двигайтесь накатом. Когда скорость упадет, включите зажигание (легко убедиться, что по прошествии всего 10-15 секунд температура уже будет меньше), снова запустите двигатель и повторяйте все сначала, непрерывно следя за стрелкой указателя температуры.
При определенной аккуратности и подходящих дорожных условиях (нет крутых подъемов) таким способом можно проехать десятки километров, даже когда охлаждающей жидкости в системе осталось совсем мало.
Промышленные чиллеры с воздушным и водяным охлаждением — оборудование для технологического охлаждения для более чем 50 отраслей промышленности
Если вам нужен точный контроль температуры, у компании Thermal Care есть решение для вас. Имея опыт поставки оборудования для теплопередачи более чем в 50 отраслей промышленности, включая аэрокосмическую промышленность, динамометры, электронику, металлизацию, полиграфию, обработку пластмасс, HVAC, машинную обработку и резину, наши инженеры по продажам специализируются на удовлетворении конкретных потребностей наших клиентов, предлагая как стандартные, так и индивидуальные разработанные решения для охлаждения промышленных процессов. Независимо от того, хотите ли вы просто охладить небольшой технологический процесс или всю установку, компания Thermal Care обладает опытом и знаниями о продуктах, которые помогут вам.
Анодирование и гальваническое покрытие
Компания Thermal Care является ведущим производителем промышленного оборудования для охлаждения металлургических…
Узнать больше
Botanical Oil Extraction
Thermal Care — ведущий производитель оборудования для отопления и охлаждения, включая нашу…
Узнать больше
Пивоваренный завод и ликеро-водочный завод Охладители гликоля
Существует несколько важных факторов, которые следует учитывать при выборе охладителя для пивоварни или охладителя…
Узнать больше
Химическая промышленность
Компания Thermal Care является ведущим производителем промышленного оборудования для нагрева и охлаждения…
Узнать больше
Молочная промышленность
Признавая уникальные потребности производителей молока и молочной промышленности в технологическом охлаждении, компания Thermal Care…
Узнать больше
Data Center
Компьютеры Data Center выделяют огромное количество тепла и без надлежащего отвода тепла…
Узнать больше
Литье под давлением
Компания Thermal Care предлагает полную линейку нагревательного и охлаждающего оборудования для литья под давлением…
Узнать больше
Продукты питания и напитки
С 1969 года компания Thermal Care является ведущим производителем промышленного нагрева и…
Узнать больше
Термическая обработка и индукция
Thermal Care — ведущий производитель промышленного оборудования для технологического охлаждения для тепловых…
Узнать больше
Чиллеры и системы охлаждения ледовой арены
Любите ли вы хоккей или фигурное катание, важно, чтобы лед был правильной толщины…
Узнать больше
HVAC
Разнообразный ассортимент оборудования для охлаждения HVAC от Thermal Care включает портативные и центральные охладители,…
Узнать больше
Лазеры
Компания Thermal Care предлагает обширную линейку лазерных охладителей, разработанных с учетом потребностей…
Узнать больше
Механический инструмент
С сегодняшними все более жесткими требованиями к допускам становится необходимым поддерживать…
Узнать больше
Медицина и фармацевтика
Вне зависимости от того, включаете ли вы медицинское оборудование и оборудование для визуализации, лабораторное и хирургическое оборудование,…
Узнать больше
Optical Coating
Thermal Care предлагает самую полную линейку систем охлаждения для оптической обработки.
Узнать больше
Пластмассы
Вам нужно оборудование для технологического охлаждения для вашего производства пластмасс? С таким упором на поиск…
Узнать больше
Thermal Spray
Thermal Care предлагает самую полную линейку систем охлаждения, доступных для процессов термического напыления.…
Узнать больше
Водоструйные насосы и машины для резки
Thermal Care — ведущий производитель промышленных переносных и центральных охладителей воды…
Узнать больше
Сварочные аппараты
Компания Thermal Care предлагает самую полную линейку промышленных систем охлаждения для сварки…
Узнать больше
Типы систем охлаждения — Руководство покупателя Thomas
Системы охлаждения — это механизмы, которые служат для отвода тепла от машин, процессов или воздуха, передавая эту тепловую энергию жидкой охлаждающей жидкости через теплообменники. Конструкции систем охлаждения учитывают тепловыделение охлаждаемых машин/устройств, тепловой профиль рабочей среды, эффективность охлаждения и механизмы теплопередачи, чтобы разработать подходящую методологию, которая будет поддерживать желаемые диапазоны температур для оборудования или конструкции. , обусловленные ограничениями, налагаемыми соображениями безопасности, отраслевыми стандартами или надежностью оборудования.
Охлаждение может осуществляться с помощью различных процессов. При выборе системы охлаждения, соответствующей вашим потребностям, учитывайте тип системы охлаждения и ее применение в вашей отрасли, а также ее мощность, эффективность и производительность.
Общие типы систем охлаждения включают:
- Адиабатический
- Туман/туман
- Высокий тепловой поток
- Биполярный транзистор с изолированным затвором (IGBT)
- Вода для индукционного нагрева
- Микроклимат
- Перекачиваемая жидкость
Подробнее об этом читайте ниже.
Системы адиабатического охлаждения
Адиабатические системы охлаждения снижают температуру за счет подачи теплого воздуха через смоченные водой прокладки и регулируют температуру при сниженном потреблении воды. Идеально подходящие для жарких и сухих сред, адиабатические системы охлаждения также обеспечивают сухое охлаждение в более конденсированном пространстве и с меньшими требованиями к мощности, чем традиционные испарительные агрегаты.
Теплый сухой воздух всасывается через пластины предварительного охлаждения, чтобы снизить показания сухого термометра поступающего воздуха для лучшего отвода тепла системой. Вода, испаряющаяся в прокладках, охлаждает воздух. Использование адиабатического оборудования может свести к минимуму риск образования накипи, коррозии и переносимых водой бактерий.
Системы охлаждения туманом/туманом
Системы тумана и тумана являются взаимозаменяемыми терминами для этого подхода к охлаждению. Влажные районы выиграют от систем охлаждения туманом. Эти системы часто можно увидеть в теплицах и теплицах. Устройство распространяет туман или мелкодисперсный туман по всему пространству, чтобы вода нагревалась и испарялась.
Системы туманообразующего охлаждения пропускают воду через форсунки, превращая ее в мелкие капли воды, которые быстро поглощают тепло и испаряются. Это устраняет тепло из окружающей среды для охлаждения воздуха.
Системы охлаждения с высоким тепловым потоком
В системах охлаждения с высоким тепловым потоком могут использоваться тепловые трубки, охлаждающие пластины, охладители жидкости или теплообменники. Часто наблюдаемый в компьютерах, связи, военных, аэрокосмических, электронных и энергетических приложениях, высокий отвод теплового потока обычно достигается при однофазной или двухфазной теплопередаче при кипении.
Системы водяного охлаждения с индукционным нагревом
В зависимости от системы, системы водяного охлаждения индукционного нагрева могут использовать теплообмен вода-воздух, теплообмен вода-вода или воздушное охлаждение. Эти системы используются для снижения уровня температуры рабочей катушки, рабочей головки или источника питания, борясь с теплом, выделяемым электрическими потерями.
Системы охлаждения на биполярных транзисторах с изолированным затвором (IGBT)
Биполярный транзистор с изолированным затвором (IGBT) Системы охлаждения являются распространенным решением для силовой электроники. Из-за больших преобразуемых электрических токов и напряжений даже малейшая неэффективность может привести к большим потерям тепла. Воздушное охлаждение через радиаторы недостаточно для приложения высокой мощности. Жидкостное охлаждение используется для передачи тепла и обеспечения более высокой удельной мощности в более компактном модуле.
Системы охлаждения микроклимата
Системы охлаждения микроклимата обеспечивают теплопередачу для людей, подвергающихся воздействию повышенных температур окружающей среды. Медицинские, военные и промышленные пользователи, сталкивающиеся с тепловым стрессом, могут извлечь выгоду из систем, которые могут быть портативными, монтируемыми человеком или устанавливаемыми на транспортном средстве для пассивной теплопередачи.
Системы жидкостного охлаждения с насосом
Перекачиваемые системы жидкостного охлаждения применяются в автомобильной, авиационной, энергетической и других отраслях промышленности. Эти системы, обычно состоящие из насоса, охлаждающей пластины, радиатора и жидкостных линий, обеспечивают циркуляцию жидкости для отвода тепла. Насос водяного охлаждения обеспечивает циркуляцию жидкости по системе для отвода тепла. Эти насосы обеспечивают контроль объема и расхода жидкости для обеспечения быстрого и эффективного охлаждения.
Другие типы систем охлаждения
Правильное решение для охлаждения может обеспечить безопасность продукта и продлить срок его службы. Вы найдете системы охлаждения в автомобилях, промышленном оборудовании, ядерных реакторах и многих других типах оборудования. Эти системы также могут быть классифицированы по применению, включая сельскохозяйственное оборудование, оборудование для наземной поддержки самолетов, автоклавы, пищевую промышленность, лаборатории, лазеры и линейные ускорители.