Основания доставления в полицию – /

По вопросу доставления граждан в подразделения полиции

Вопрос: Какие действия должны предприниматься к гражданину, доставленному в полицию по истечении времени, установленного законодательством?

Ответ: Согласно пункту 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа МВД России или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

В соответствии с законодательством у сотрудников полиции имеется достаточно полномочий для выяснения личности доставленного в служебное помещение территориального органа МВД России или подразделения полиции лица и в случае необходимости - его задержания. Категории лиц, которых полиция имеет право задерживать, указаны в пунктах 1 - 12 части 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции".

Согласно части второй статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при наличии данных, дающих основание подозревать лицо, личность которого не установлена в совершении преступления, оно может быть задержано и помещено в изолятор временного содержания (далее - ИВС).

Порядок содержания подозреваемых в ИВС закреплен в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Согласно пункту "ж" статьи 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту или совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В соответствии с пунктом 25 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 (зарегистрирован в Минюсте России 9 декабря 2005 года, регистрационный N 7246), подозреваемые и обвиняемые, поступившие в ИВС, подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи - досмотру.

Порядок осуществления обязательной государственной дактилоскопической регистрации определен Приказом МВД России, МЧС России, Министра обороны, Минфина России, Минюста России, Минтранса России, СВР России, ФТС России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФМС России от 27 сентября 2010 г. N 688/472/1214/110н/235/205/36/1785/456/468/402/299 "Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации" (зарегистрирован в Минюсте России 16 декабря 2010 года, регистрационный N 19211).

В целях установления личности физического лица, в отношении которого принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, может применяться административное задержание. При этом в МВД России ведется учет лиц, подвергнутых задержанию.

Частью 1 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлено, что срок административного задержания не должен превышать трех часов. Случаи, в которых лицо может быть задержано на срок до 48 часов, предусмотрены частями 2 - 3 указанной статьи КоАП.

Кроме того, на базе органов внутренних дел Российской Федерации ведутся и используются централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты, также позволяющие установить личность задержанного, а при необходимости могут использоваться такие методы, как сравнение данных, представленных задержанным, с данными информационных баз, оценка соотношения названных лицом его фамилии, имени, отчества с имеющимися данными о месте его регистрации по месту жительства, а также иные методы установления личности задержанного, в том числе - проведение оперативно-розыскных мероприятий, в связи с чем шансы доставленного в служебное помещение территориального органа МВД России или подразделения полиции лица, намеренного скрыть свою фамилию, ничтожны.

 

34.xn--b1aew.xn--p1ai

Доставление в отдел полиции основания

В отдел полиции может быть доставлен любой человек, который совершил уголовное преступление или административное правонарушение. Причинами препровождения в полицейский участок могут стать и другие законные основания. Доставление производится в соответствии с действующими законодательными нормами. Препровождённое лицо имеет ряд прав, которые должны быть соблюдены.

Что сказано в законе?

Причины и порядок доставления временно задержанных лиц в полицейский участок прописан в:

  1. Федеральном законе №3-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года.
  2. Статье 27 пунктах 1, 2, 3 КоАП РФ.
  3. Статьях 91 и 92 УПК РФ.

В рамках законодательных действий различают две основные процедуры препровождения:

  • доставление;
  • задержание.

Доставление отличается от задержания тем, что не подразумевает обязательного ограничения свободы.  Данный процесс связан с выяснением личности человека или необходимостью составить протокол

, который по каким-то причинам не мог быть написан на месте.

В полицейский участок может быть препровожден как совершеннолетний, так и несовершеннолетний гражданин. В последнем случае обязательно уведомляются родители несовершеннолетнего или его опекуны.

По закону граждане не могут отказаться прошествовать в полицию или препятствовать законным действиям представителям власти. В случае отказа в повиновении на виновного налагается административный арест сроком до 15 суток (ст.19.3 КоАП).

Какие могут быть основания для доставления в отделение полиции?

Для препровождения в полицию должны быть веские причины. Остановить любого прохожего и без видимых причин прервать его путь нельзя. Основания для таких действий прописаны в п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ №3:

  1. Гражданин задержан. Применить данную меру можно лишь в том случае, если человек совершил преступление или подозревается в его совершении. В соответствии с законом задерживать стоит только в том случае, если иных вариантов для решения вопроса нет. По возможности ситуация должна быть урегулирована на месте.
  2. Требуется установить личность человека. Это основание подойдет для тех граждан, которые не имеют при себе удостоверения личности, а представитель власти полагает, что гражданин имеет общие черты с одним из разыскиваемых лиц.
  3. Жизнь или здоровье гражданина подвергается опасности. Речь идет о людях, которые по тем или иным причинам находятся в беспомощном состоянии. Данный пункт подходит для больных, а также пожилых лиц, которые не могут позаботиться себе. В случае с психическими расстройствами от неприятностей ограждаются иные граждане, которые могут пострадать от неосознанных действий больного.
  4. Препровождение несовершеннолетних, если они совершили противоправное деяние.
  5. Выявленное алкогольное или наркотическое состояние, при условии, что человек неадекватен и не может самостоятельно перемещаться.

При отсутствии указанных оснований человек не может принудительно препровождаться в участок.

Кто имеет право задерживать и доставлять в отделение граждан?

Право на доставление граждан в полицейский отдел имеет ограниченный круг лиц. Исчерпывающий перечень таких представителей прописан в статье 27.2 КоАП РФ. К ним относятся:

  • сотрудники ОВД. В их полномочия входит, прежде всего, работа с нарушителями правил дорожного движения. Они имеют право доставлять и других граждан, если об этом их попросили иные должностные лица по причине совершения административного правонарушения;
  • сотрудники нацгвардии. Они имеют право доставлять в отделение граждан, которые незаконно проникли в охраняемые помещения или нанесли определенный ущерб этим объектам;
  • представители Ространснадзора. В их обязанности входит препровождение лиц, которые нарушают порядок в транспорте;
  • работники военной полиции. Их полномочия распространяются на водителей, управляющих транспортом ВВС, Нацгвардии, МЧС;
  • инспекторы надзорных органов, если речь идет о выявлении нарушений непосредственно в их сфере полномочий;
  • пограничники или таможенники при выявлении незаконной деятельности на пограничных территориях или во внутренних морских водах.

Должностные лица, работающие в администрации, не наделены такими полномочиями и могут производить действия только при помощи ранее указанных представителей.

Права задержанного

Задержанный имеет право:

  1. Знать о причинах своего задержания.
  2. Понимать какие именно обвинения ему выдвигаются.
  3. Уведомить своих близких о собственном местонахождении не позднее чем через 12 часов после задержания.
  4. Совершить один телефонный разговор в течение первых трех часов с момента задержания, при условии, что в УПК нет иных указаний.
  5. Получить помощь защитника. Первая встреча с ним должна быть проведена до первого допроса в конфиденциальной обстановке.
  6. Дать объяснения или отказаться от них. Задержанный может общаться на том языке, который ему наиболее удобен. Допрос должен быть проведен в первые 24 часа.
  7. На человеческое обращение, которое исключает пытки и жестокое обращение.
  8. Не свидетельствовать против себя и близких родственников.
  9. На получение медпомощи в случае необходимости.
  10. Ознакомиться с протоколами, а при необходимости вносить в них замечания.
  11. Получить копии протоколов об административных правонарушениях на руки.

При доставлении в полицейский участок должны строго соблюдаться сроки временного задержания.

На какой срок могут задержать по закону?

При доставлении в полицию или задержании есть свои строго установленные сроки, которых представители власти должны придерживаться. Время содержания напрямую зависит от оснований, по которым гражданин был препровожден в полицию.

Если поводом доставления было не задержание, то человек должен находиться в участке до разрешения причины, по которой он был туда препровожден. В законе нет прописанных для данной процедуры сроков, но оговаривается, что после выполнения действия (проверки личности, составления протокола и др.) человек должен быть отпущен.

При задержании установлены следующие сроки:

  • В первые три часа составляется протокол.
  • По истечение 48 часов задержанный выпускается на свободу, если нет постановления суда на продление этого периода.

В соответствии со статьей 14 ФЗ №3 началом задержания считается момент фактического ограничения свободы.

Для защиты себя каждый человек должен знать свои права и обязанности.

vzapase.expert

Основания к задержанию и доставлению граждан в органы внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством

 

Действующим уголовно-процессуальным законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены основания к задержанию (ст.91-92 УПК РФ, ст.27.3 КоАП РФ) и доставлению граждан в органы внутренних дел. Перечень оснований, перечисленных в законе, исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ доставление и административное задержание (далее по тексту - задержание) являются одними из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это значит, что их применение возможно лишь с определенной целью – обеспечение производства по делу об административном правонарушении таким образом, чтобы это производство осуществилось в возможно короткий срок, было полным, объективным и в соответствии с законом. Эти меры применяются только в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами.

В ст.27.2 КоАП РФ, посвященной доставлению, дается определение понятию "доставление", чем является принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Отсюда следует, что целью доставления является составление протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте.

Поэтому следует знать, что в случае совершения гражданином административного правонарушения и отсутствия у него документов, удостоверяющих его личность, сотрудники милиции вправе доставить его в отделение милиции, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол.

В отношении задержания нужно отметить следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции», с момента задержания гражданин имеет право на юридическую помощь, о чем ему должен сообщить сотрудник полиции. Задержанный вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания, а также уведомить родственников посредством телефонного звонка не позднее трех часов с момента задержания (ч. ч. 3, 5 и 7 ст.14 Закона о полиции). Следует знать, что при задержании каждый имеет право требовать от сотрудников милиции, чтобы они сообщили о месте его нахождения в кратчайший срок родственникам, администрации по месту работы (учебы), а также защитнику. Это закреплено в ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ.

Для несовершеннолетних задержанных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.

В случае совершения гражданином преступления, он может быть задержан в порядке требований ст.91 УПК РФ при наличии одного из оснований:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Кроме того, по подозрению в совершении преступления лицо может быть задержано и в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность.

О задержании подозреваемого дознаватель или следователь не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет кого-либо из близких родственников.

 

Старший помощник

прокурора г. Ангарска        Ю.С. Тимофеева

www.irkproc.ru

Права и обязанности граждан, доставленных в дежурные части органов внутренних дел Липецкой области

В соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»,  Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 № 627 и приказа МВД России от 30.04.2012 г. № 389 существует определенный порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в дежурных частях органов внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудники полиции при доставлении граждан в дежурные части, обязаны разъяснить доставленному лицу основания ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Доставленные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру.

Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица. Одновременно производятся опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.

У доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, а также продукты питания и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.

Доставленные лица вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика.

Оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора либо, по просьбе данного лица, произвести указанные уведомления лично.

Если доставленное лицо имеет видимые ранения, телесные повреждения или находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства, оперативный дежурный обязан вызвать бригаду скорой медицинской помощи, до приезда которой начать оказание первой помощи.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов внутренних дел Российской Федерации.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием, а в ночное время местом для сна.

Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам - в том числе протезы или костыли.

Задержанные лица при наличии медицинских показаний могут пользоваться лекарственными средствами, порядок хранения и выдачи которых определяется в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, имеющими право осуществлять административное задержание.

Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

Задержанному лицу по истечении срока задержания возвращаются изъятые у него предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.

Полиция защищает право граждан на свободу и личную неприкосновенность, в связи с этим до судебного решения, лицо не может быт подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Доставленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов МВД России, решения, принятые ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан, в суд или в досудебном порядке вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий территориальный орган МВД России, прокурору.

Также в целях обеспечения общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, создана Общественная наблюдательная комиссия Липецкой области в которой осуществляется общественный контроль за соблюдением прав граждан при доставлении в дежурные части и ИВС территориальных органов МВД России Липецкой области. Председателем данной комиссии является Шальнева Галина Владимировна. Обратить в нее можно по телефонам 47-62-15, 8-919-160-25-74.

 Оперативный отдел УМВД России по Липецкой области

 

 

48.xn--b1aew.xn--p1ai

Доставление в полицию - советы адвокатов и юристов

1. У вас есть адвокат в сфере дежурной части при доставлении граждан в полицию. При этом назначен строгий выговор я хочу его обжаловать так как был доставлен человек по ст.20.21 КоАП РФ непонятном состояние. Доказательной базы акта направление на мед освидетельствования не было и человек не мог содержаться до вытрезвления так как он был в состоянии избитый которому требовалось вмешательство врачей и справки о возможности содержаться у сотрудников ГАИ не был.

1.1. Если требуется составление жалобы, Вы можете обратиться в личные сообщения к любому юристу сайта.

2. Если меня доставили сотрудники внг в отдел полиции по 20.21 КоАП, но в отделе полиции протокол на меня не составили, а просто взяли объяснение. Правомерно ли доставление в отдел полиции?

2.1. Как минимум должны составить протокол задержания. Ну и если есть состав административного правонарушения, то вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

3. Когда осуществляется привод свидетеля не явившегося по повестке обязан лично дознаватель присутствовать при задержании и доставлении? Если сотрудники полиции приехали домой с постановлением о приводе а свидетель находится в пьяном состоянии могут ли его забрать на допрос в пьяном виде?

3.1. Здравствуйте! На первый вопрос - нет не обязан! На второй вопрос - есть постановление о приводе - значит должны забрать. А допросить могут и когда протрезвеет. А до этого могут свозить на освидетельствование, личность поустанавливать. По поводу какого либо административного дела побеседовать. Ну а если не соглашаться на привод - это уже административная как минимум ответственность - неповиновение распоряжению сотрудника полиции - 15 суток ареста. Стоит ли оно того? Если все понятно - ставьте отметку. Надеюсь от ареста я свидетеля своим разъяснением спас. Если что то непонятно - спрашивайте, уточняйте.

4. Должно ли фиксироваться время доставления в отделение полиции в протоке об административном правонарушении? Протокол доставления и задержания не составлялся.

4.1. Добрый день! Уточните пожалуйста вопрос Вас доставили в отделение Полиции по собственному желанию либо принудительно?

5. Остановил меня инспектор ГИБДД за правонарушение, и сказал что сейчас поедем в суд, для того что бы судья решила либо штраф 5000 руб или лишение прав на 3 месяца. Вопрос законны ли его требования по доставлению меня в суд если я так же являюсь сотрудником полиции.

5.1. А за что Вас остановили? То, что меру наказания будет определять суд - это верно.
Вы можете быть сотрудником полиции, но не при исполнении, так что, это не будет иметь никакого значения.
Скажите, за что Вас остановили и я смогу дополнить ответ, но пока так.

5.2. В данном случае вы спецсубъектом не являетесь и рассматривать суд материал будет на общих основаниях.

5.3. Здравствуйте, Василий!

Сотрудник не должен вас никуда везти, он вправе составить на месте протокол о правонарушении, а затем передать все материалы судье. Только после этого вас вызовут в суд для рассмотрения дела. Это не делается одним днем.
Что касается вашего статуса сотрудника, то ограничений нет.

6. Пришел к отделу начал вести видео после чего подошел начальник полиции и начал требовать что бы я прекратил видео после чего он посмотрел и наступил мне на ногу есть видео потом говорит то что я задержан и начал вести меня и порвал мне куртку после чего установили мою личность и опустили протокол досмлтра доставления задержания могут ли привлеч полицейского к ответственности за наступление мне на ногу и..

6.1. Пишите на него жалобу в прокуратуру они дадут оценку его действиям.

7. Доставление в отдел для установление личности является ли это задержанием если меня сотрудники полиции вели на сильно, должен ли составляется протокол задержание и протокол доставление должны ли вообще быть какие то протоколы.

7.1. Все должно быть когда вас доставят в отделение полиции.

8. Доставление в отдел для установление личности является ли это задержанием если меня сотрудники полиции вели на сильно, должен ли составляется протокол задержание.

8.1. Уважаемый посетитель сайта! Нет, это не задержание, а доставление в отдел полиции для установления личности.

9. Должен ли быть как то заверен рапорт сотрудника полиции о задержании лица подозреваемого в преступлении и доставлении его в отдел. Должна ли быть на нем печать или присвоен номер? Сергей.

9.1. Доброго времени суток! Если это выявленное правонарушение или преступное деяние, то данный рапорт регистрируется в книге учета преступлений и сообщений (КУСП) в дежурной части. Соответственно на нем ставится печать и присваивается номер, кроме этого впоследствии в журнале делается отметка о принятом решении по данному материалу. Хотя есть другие моменты в зависимости от ситуации и обстоятельств. Удачи.


10. В дежурной части полиции на меня был составлен протокол о доставлении, но мне экземпляр они выдать отказались. Прав ли был дежурный работник полиции?

10.1. Здравствуйте.
Нет, не прав. Копию либо экземпляр протокола доставления необходимо выдать на руки. Не выдается копия либо экземпляр протокола доставления в том случае, если Вы отказываетесь получать ее (его), что подтверждаете личной подписью в самом протоколе доставления (обычно внизу протокола).

11. Имеет ли право сотрудник полиции привлекать третьих лиц для доставление задержанного в территориальный орган МВД.

11.1. Добрый день,
Нина, сотрудник полиции привлекать третьих лиц для доставления не имеет право, но он имеет право попросить помочь кого угодно. Если третье лицо, которое сотрудник полиции просит, откажет в удовлетворении просьбы, то здесь нет нарушения, потому как доставлением задержанных в орган МВД занимаются сами сотрудники полиции.
Удачи.

11.2. Доставление - это мера обеспечения производства по делу, которая проводится в присутствии понятых, составляется протокол, поэтому, скорее всего, трети лица привлекались в качестве понятых.

12. Может ли в этом случае полиция забрать ещё одного человека?

Вот например едет наряд ППС везет задержанного, и по пути увидит человека на которого есть ориентировка или другие причины где есть основания для остановления или для задержания данного гражданина и доставление его в отдел могут ли его тоже забрать.

12.1. Здравствуйте, Гермиона. Не только может, но и обязан наряд это сделать, двоих доставлять тоже можно. А вот уже протокол о задержании будут оформлять по приезде в отдел.
Бог Вам в помощь.

13. Меня задержала полиция октябрьского района новосибирска, доставила в октябрьский райотдел. Задержание происходило на территории дзержинского района. Протокол административного задержания и доставления составлен не был. Обвинения не предьявлялись. Прокуратура пишет отписку, что нарушений нет.
В порядке какой статьи обращаться в суд? В районный или мировой? Как назвать жалобу? "Об оспаривании законности действий полиции"?

13.1. Здравствуете.

Если считаете, что Ваши права нарушены пишите жалобы. Куда и как обращаться подробно написано в теме сайта «Памятка гражданину – куда и в каких случаях надо жаловаться?»
Очень рекомендуем почитать. Материал по этой ссылке.
Подробнее >>>
По Вашей ситуации в Районный суд. Но основаниям ст 218 КАС.
Всего Вам самого доброго и приятного. Счастья, добра и благополучия.
С уважением коллектив ООО "ОРИОН".

14. Намедни, был доставлен в отделение полиции по административной статье, не предусматривающей изъятие у меня моих личных вещей. Однако, один из сотрудников ППС во время доставления в ОП изъял у меня мои личные вещи (а именно: пачку сигарет и зажигалку). Подходят ли действия данного сотрудника под статью 158 УК РФ или же смежную с ней?

14.1. Здравствуйте. Не подходят. Так как стоиомсть мала. А вот под превышение должностных - подходит. Жалобу в отдел собственной безопасности подавайте. И в прокуратуру.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

14.2. Добрый день! А причем здесь административная статья и что она предусматривает? При доставлении и задержании запрещенные вещи изымаются, потом возвращаются.

15. У меня был привод в полицию (или доставление) взяли мой паспорт, занесли данные из него в какой-то бланк и сказали расписаться в нем. Может ли в будущем это повлиять на работу гос. служащим, пожарным и т.д.?
И что это был за бланк?

15.1. Доброго времени суток! Если вас доставляли в полицию и оформляли административный протокол, то это никак не препятствует вам в дальнейшем трудоустройстве.

15.2. Добрый день! Перед тем, как расписываться в бланках, необходимо с ними внимательно ознакомиться. В вы даже не помните, что было в нем написано. Мы этого тоже знать не можем. Видимо, это был протокол об административном правонарушении.

6. Гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, если он:
3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
https://66.xn--b1aew.xn--p1ai

16. Правомерны ли действия сотрудника полиции при доставлении гражданина в отдел полиции для выяснения личности когда сотрудник пытается сфотографировать доставленного? Если да, то для чего это требуется? Со ссылкой на статью пожалуйста если можно.

16.1.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)
"О полиции"

Статья 13. Права полиции

19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино-и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

17. Правомерны ли действия сотрудника полиции при доставлении гражданина в отдел полиции для выяснения личности когда сотрудник пытается сфотографировать доставленного?

17.1. При доставлении гражданина в отдел внутренних дел для установления личности его должны поставить на дактилоскопический учет и произвести фото и видеозапись. Все законно.

18. Меня задержали за административное нарушение, на месте составили протокол о доставлении, после составления доставили в отдел полиции, где меня зарегистрировали, сняли отпечатки пальцев, побеседовал с опером, далее мы выехали со следователем на место совершения преступления, где он описал что где было, описывал без понятых, далее отпустили домой, на руках у меня только копия протокола о доставлении, что делать дальше?

18.1. Если составлен протокол ожидайте его рассмотрения и результата

18.2. Что делать? Если ВЫ ВИНОВАТЫ, НАНИМАЙТЕ АДВОКАТА.

18.3. Уверены, что речь о правонарушении? Или может об уголовном преступлении? Ждите, когда вас вызовут. А что вы совершили то?

19. Был доставлен в отд. полиции в ночное время суток до установления личности, где на меня был составлен протокол о доставлении (копия протокола мне не предоставлена) сняли отпечатки пальцев и сфотографировали. Никогда прежде не имел проблем с законом. И поэтому меня это очень волнует. Попадет ли теперь моя дакилоскопическая информация в массив отпечатков и Возможно ли уничтожение моей дактилоскопической информации и каким образом?

19.1. Добрый день! Да

20. Имеет ли право инспектор ДПС оформить доставление в отдел полиции, если у водителя в багажнике оказался запасной аккумулятор и у него нет с собой документов на его приобретение?

20.1. Добрый день. Основания для доставления сомнительны, но если подозревают, что этот аккумулятор был похищен, то могут провести проверку

20.2. Здравствуйте. Да, если у него ориентировка о розыске похищенного аккумулятора.
Удачи Вам.

21. В следствии конфликта в питейном заведении был обслужен в травмпункте, наряд полиции. Прибывший по вызову, уехал, предварительно поняв что всё спокойно (конфликт был между мной и знакомой женщиной)... Участковый вызывает для беседы или не для беседы, непонятно... Обязательно ли идти, так как вроде никаких протоколов, задержаний, доставлений не было?

21.1. Всегда нужно сомневаться, а участковый ли вас вызывает, поэтому воспользуйтесь помощью адвоката и будете спокойны.

Желаю удачи.

21.2. Вы можете попросить выслать вам на адрес повестку для предоставления на работу, а так если не хотите конфликтов с правоохранительными органами, то лучше сходите. Удачи.

22. Моего сына сегодня задержали сотрудники полиции. Причем он учится в другом городе. Они приехали на задержание прямо в учебное заведение и увезли его в наш город. Поводом задержания стали показания ранее задержанного молодого человека в наркотическом опьянении, который сообщил, что они вместе курили травку. После доставления в наш город сына освидетельствовали. Тест показал положительный результат. Насколько законно данное задержание?

22.1. Сын совершеннолетний, тогда и задержание законно

23. Вызвал такси ехал с бара, по дороге остановили сотрудники полиции для проверки авто на угон, после проверки авто попросили меня выйти, вышел на меня составилиакт доставления по 20.21. вопрос имели они право составлять на меня протокол. Мед. осведетельсвования не кто не проводил. В объяснение написал что не согласен административным нарушением (правильно ли сделал и что делать дальше). Заранее всем спасибо!

23.1. Здравствуйте! правильно сделали - далее обжалуйте в суд данное постановление

24. Хотелось бы узнать, имели ли право сотрудники полиции применять административное задержание и доставление человека, если он, являясь директором УК, наблюдал как сотрудники его УК производят сбивание сосулек с крыши дома, возле которого, на тротуаре был припаркован авто. В ходе работы сосулька упала на автомобиль, повредив его. Хозяин авто вызвал состудников полиции, которые принудительно доставили директора УК в отдел полиции. Какие основания для этого были?

24.1. Здравствуйте. Основания - сообщение гражданина о порче его имущества.

25. Верховный суд рф. судебная практика о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, в частности изменение записи в журнале (переписан и заклеен новый лист)

25.1. Верховный не поможет, надо еспч

25.2. Здравствуйте! Пишите жалобу в прокуратуру, можно по интернету через сайт прокуратуры. В жалобе укажите данную информацию о нарушении ваших прав. Указание конкретного закона необязательно. Обязательно указывайте свои фамилию, имя, отчество, адрес и контактные данные. Обращение составляется в письменной форме на имя прокурора. К жалобе приложите соответственные документы (если имеются) и доказательства. Правовой основой для заявлений, жалоб или иных обращений в прокуратуру служит статья 10 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

26. Может ли сбой ритма сердца (диагноз) , считаться как причинение вреда здоровью при административном задержании, доставлении в отдел полиции (заковали в наручники) был доставлен на скорой. За непередачу водительского удостоверения и рег. свидетельства. А также, может ли сотрудник ДПС оформлять протокол за неуплату штрафа (прошло 60 дней)?

26.1. Подавайте жалобу на действия полиции в прокуратуру.

27. В отношении меня составлен протокол по ст.7.27 КоАП 10 дней назад, сотрудники полиции обязали меня явкой и повесткой в суд на рассмотрение прокола, я не явился на рассмотрение протокола, могут ли сотрудники применить в отношении меня административное задержание для дальнейшего доставления в суд и рассмотрении протокола?

27.1. Здравствуйте! Да, могут

27.2. Доставление допустимо.

28. В случае неправомерного задержания и доставления в опорный пункт полиции, имею ли я право вести видеосъемку в здании полиции? Сотрудники это делать запрещают, ссылаясь на то, что режимный объект. Заранее спасибо.

28.1. В зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г. № 3-1, устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съемку. Доступ на «режимную территорию» по несекретным вопросам осуществляется по решению руководителя органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника (обычно это оперативный дежурный)

Текст самой Инструкции привести не представляется возможным, поскольку она засекречена.

В соответствии с инструкцией о пропускном режиме на объектах МВД, пропуск посетителей со съемочной аппаратурой и производство в них съемки разрешается по служебным запискам, подписанным руководителями подразделений. Разрешения не требуется для проноса сотовых телефонов, но съемка ими запрещена все равно. На основе этой инструкции разрабатываются положения о пропускном режиме в органах внутренних дел конкретных регионов.

За нарушение указанных требований Вы можете быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ.

С Уважением, Адвокат - Степанов Вадим Игоревич.

29. Я был задержан полицией в состоянии легкого алкогольного опьянения. Был составлен протокол ст.20.21 КоАП, потом доставили в дежурную часть и закрыли в ИВС на 6 часов. Протоколов на доставление и задержание не составили. При освобождении посоветовали оплатить штраф 300 р. Мне нужен протокол для обжалования действий полиции в части незаконного содержания под стражей.

29.1. Жалуйтесь в прокуратуру и в суд

29.2. А еще напишите жалобу в Управление собственной безопасности УВД по Самарской области.

30. Меня доставили в отдел сотрудники полиции для установления личности потому что я был без паспорта было это в час ночи я хотел узнать свой статус мне ответили на раннее совершенное правонарушение. Правомерно ли это доставление? Не ограничивает ли мне мою свободу?

30.1. Они имеют право выяснить Вашу личность. При этом обжаловать действия или бездействия полиции можно в прокуратуре или суде путем подачи Жалобы (ст. 123 - 125 УПК РФ).

30.2. Да, действия законны, доставили для установления личности


Поделиться в соцсетях:

вконтакте

facebook

одноклассники

telegram

whatsapp

www.9111.ru

Какими правами и обязанностями обладает сотрудник полиции при осуществлении доставления граждан?

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предоставляет сотрудникам ОВД право применять в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей различные меры государственного принуждения. Одна из таких мер - доставление граждан в полицию или в другое место. Необходимость использования государственного принуждения в правоохранительной деятельности обусловлена в первую очередь тем обстоятельством, что отношения в этой сфере нередко связаны с ограничением в той или иной степени прав и свобод человека и гражданина.

Аналогичное содержание законодатель вложил в понятие доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 27.2 КоАП РФ, а также меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, о которой идет речь в ст. 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан действовать в соответствии с ч.4 и ч.5 ст.5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.  № 3-ФЗ «О полиции» (назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение,...). Принудительный характер доставления состоит в том, что гражданин не может уклониться от следования в указанное ему сотрудником полиции место вследствие угрозы наступления ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ и применения сотрудником полиции физической силы, а иногда и специальных средств для преодоления его возможного противодействия. Пункт 13 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» связывает возможность доставления граждан в полицию с наличием одного из четырех правовых оснований.

Первое правовое основание - для решения вопроса о задержании гражданина. Речь идет о весьма распространенной практике, когда граждане доставляются в полицию наиболее многочисленной категорией сотрудников полиции, имеющих право самостоятельно принимать решение о применении административного задержания. Сотрудник полиции, доставивший гражданина в полицию для решения вопроса о его задержании, должен располагать фактическими данными, позволяющими заподозрить лицо в совершении преступления, либо административного правонарушения, и т. д., т. е. в том, что гражданин относится к одной из категорий лиц, перечисленных в п. 1 - 13 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции». Доставление граждан для решения вопроса об их задержании допускается Законом только «при невозможности решения данного вопроса на месте», данная формулировка обязывает сотрудника полиции принять все возможные меры на месте  к урегулированию ситуации, требующей полицейского реагирования, без доставления гражданина в полицию.

Второе правовое основание доставления - для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести. Чаще всего здесь имеются в виду случаи, когда сотрудник полиции обнаруживает какого-либо гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом. Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «О полиции» не требует в обязательном порядке, прежде чем принять решение о доставлении гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом, установить его личность по имеющимся у него документам. Тем не менее, если имеется такая возможность, сотрудник полиции должен ее использовать с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Третье правовое основание доставления - для защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом. Источники угрозы жизни и здоровью человека могут быть различными, главное, что он не способен (в силу возраста, состояния здоровья, иных причин) позаботиться о своей безопасности либо (в силу отсутствия времени, средств и т. п.) невозможно избежать опасности другим способом. Следует подчеркнуть, что угроза жизни и здоровью должна быть непосредственной, очевидной для сотрудника полиции и окружающих.

Сотрудники полиции вправе осуществлять доставление граждан при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рассматривают ОВД (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, при обращении к сотрудникам полиции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о выявленных ими административных правонарушениях, они имеют право доставлять граждан в полицию в связи с совершением административного правонарушения. Здесь также необходимо говорить о возможном доставлении граждан в определенные места при возникновении чрезвычайных ситуаций (например, наводнение, взрывы и т. п.), но они не желают оставлять свое место жительства по различным причинам (боязнь мародерства и т. п.), когда имеется реальная угроза их жизни и здоровью.

Пункты 14 и 15 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» также дают основания для доставления определенной категории граждан (находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации,...; несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

В качестве другого примера можно привести п. 1 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», допускающий на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции применение сотрудниками полиции таких мер, как проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел (иные компетентные органы) для установления личности.

Отдельные вопросы доставления граждан регламентированы ведомственными нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 268 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29.01.2008 № 80,  доставление граждан в полицию производится на специальном служебном транспорте, а при его отсутствии - на автомобилях, принадлежащих организациям и гражданам (необходимо отметить, что п. 37 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.  № 3-ФЗ «О полиции» такого основания использования транспортных средств организаций и граждан, как доставление в полицию граждан, не предусматривает, и, следовательно, для использования указанного транспорта в целях доставления граждан сотрудники полиции должны получить на это согласие его владельцев).

 

Полицейская практика настоятельно требует, чтобы все доставляемые сотрудниками полиции (в особенности на служебном транспорте) лица и находящиеся при них вещи подвергались тщательному досмотру. Вместе с тем Закон позволяет поступать подобным образом только в отношении «задержанных»  лиц. Доставляемых в полицию граждан можно досматривать исключительно при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества.

ч.2 ст. 27.2 КоАП РФ предусматривает, что доставление производится в возможно короткий срок.

В соответствии с п. 4 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД России от 30.04.2012 № 389,  оперативный дежурный незамедлительно выясняет обстоятельства факта задержания и доставления. Данное выяснение должно происходить в специальном помещении. На оперативного дежурного возлагается обеспечение условий, исключающих угрозу жизни и здоровью доставленного. По результатам выяснения, в соответствии с п. 5 Наставления, обстоятельств факта доставления оперативным дежурным принимается решение.

Используя предоставленное полномочие о принудительном препровождении граждан, сотрудник должен действовать в строгом соответствии с требованиями закона и нормативных правовых актов.

xn--g1aohgee.xn--b1aew.xn--p1ai

О порядке задержания граждан.

Фактическое задержание и доставление лица.

Фактическое задержание (захват) лица - это проводимый правоохранительными органами, в частности полицией, ком­плекс мероприятий, в результате которых человек лишается фактической возможности свободно передвигаться, а правоо­хранительные органы, наоборот, получают фактическую воз­можность принудительно доставить его в орган дознания или к следователю.

Говоря о захвате, следует обратить внимание, что это действие само по себе является лишь самым первым актом, обуславливающим задержание подозреваемого в совершении преступления. Захват как таковой не реализует всех целей задержания. Однако посредством это­го сугубо обеспечительного мероприятия решаются две важнейшие организационно-правовые задачи: пресекается дальнейшая преступ­ная деятельность задержанного и обеспечивается возможность его до­ставления в орган дознания или к следователю.

Поэтому очевидно, что возможностью проводить фактическое за­держание (захват) наделен весьма широкий круг сотрудников правоо­хранительных органов. Это любые должностные лица, имеющие право доставлять задержанных для дальнейшего разбирательства в орган до­знания или к следователю. Например, согласно п. 13 ст. 13 закона «О по­лиции» таким правом обладает любой сотрудник полиции, действующий в пределах своих полномочий (сотрудник патрульно-постовой службы, инспектор ГИБДД, сотрудник ОМОН и т.д.). Аналогичные права имеют со­трудники ФСБ России, ФСКН России и пр.

Доставление - это деятельность правоохранительных органов по принудительному перемещению задержанного от места захвата к месту производства предварительного расследования. Итогом доставления является передача задер­жанного должностному лицу органа дознания или следователю, уполномоченному вынести процессуальное решение о задержании. Срок, затраченный на доставление лица к месту производства предварительного расследования, включается в общий срок задержания.

При этом сотрудники полиции и иных правоохранительных орга­нов должны обеспечить доставление задержанного в кратчайшие сро­ки с тем, чтобы он находился в подобном юридически незакрепленном статусе минимальное время.

 

Права граждан при задержании: бесконфликтное поведение при фактическом задержании и доставлении в орган дознания или к следователю.

 

Бесконфликтный захват выражается в полном подчинении задер­жанного требованиям сотрудника полиции (иного правоохранительного органа) проследовать вместе с ним в соответствующий орган дознания или к следователю. Подобное поведение человека в большинстве случа­ев представляется наиболее рациональным и грамотным. Особую важ­ность это поведение приобретает в ситуациях, когда он считает действия сотрудников правоохранительных органов явно необоснованными.

Бесконфликтный захват позволяет в достаточно спокойной обста­новке прямо на месте разрешить целый комплекс важнейших вопросов, которые впоследствии возможно сыграют ключевую роль в исходе дан­ного дела и соответственно в судьбе задержанного человека.

Так, во-первых, бесконфликтная ситуация позволит сотруднику по­лиции (иного правоохранительного органа) на месте в достаточно спо­койной обстановке объяснить человеку мотивы задержания (например, то, что он похож по приметам на разыскиваемого преступника, или что он управляет автомобилем, находящимся в розыске и т.д.) Следовательно, задержанный уже с самого начала сможет дать какие-то пояснения по по­воду случившегося, предпринять какие-либо действия, чтобы как можно скорее избавиться от возможно надуманных подозрений в свой адрес.

В противном случае при воз­никновении кон­фликта вопрос об освобождении задержанного за­тянулся бы на го­раздо более дли­тельное время.

Во-вторых, бесконфликтная ситуация позволя­ет избежать при­менения к задержанному физической силы, специальных средств или даже огнестрельного оружия. Так, согласно гл. 5 закона «О полиции» сотрудники полиции в определенных ситуациях, в том числе связанных с доставлением, имеют право применять физическую силу, в частности боевые приемы борьбы, специальные средства (резиновые палки, на­ручники, служебных собак и т.д.), а также огнестрельное оружие.

Особенно остро эта проблема возникает в ситуациях, связанных с «несанкционированными» шествиями, пикетами и демонстрациями, а также в местах массового скопления народа в праздники и дни народ­ных гуляний.

Ну и наконец, в-третьих, бесконфликтная ситуация позволит в определенной мере составить сотрудникам правоохранительных ор­ганов некий «психологический портрет» задержанного, охарактеризо­вать его личность. А зачастую, особенно в сложных и неопределенных ситуациях, это позволяет проверить и оценить имеющиеся в уголовном деле доказательства и таким образом принять в отношении задержан­ного правильное решение.

Конечно, далеко не любая ситуация может быть разрешена в бес­конфликтной обстановке. Безусловно, в практике возникает достаточно много случаев, где конфликт между задержанным и сотрудником пра­воохранительного органа неизбежен или, по крайней мере, весьма ве­роятен. Но даже здесь на конфликт следует идти взвешенно, осмыслен­но, после четкого понимания всех «за» и «против». И при этом в любом случае необходимо избегать излишней эмоциональности и уж, конечно, применения физической силы. Даже если конфликт и неизбежен, он дол­жен протекать в спокойной обстановке. Все вышеуказанные рекоменда­ции можно также отнести и к процедуре принудительного доставления задержанного в орган дознания или к следователю.

 Права граждан с момента фактического задержания.

Фактическое задержание и доставление лица в орган дознания или к следователю сами по себе не являются уголовно-процессуальным ак­тами. Как мы уже отмечали выше, эти действия имеют исключительно организационно-обеспечительный характер. Следовательно, по прави­лам российского уголовно-процессуального законодательства с момен­та фактического задержания лицо еще не приобретает полноценный статус подозреваемого. Таковым оно становится лишь после вынесения полномочным органом дознания или следователем соответствующего процессуального акта - протокола задержания подозреваемого, о чем речь пойдет далее.

Однако сами по себе фактическое задержание и доставление суще­ственным образом ограничивают его право на свободу и личную непри­косновенность. Поэтому некоторые права подозреваемого, предусмо­тренные ст. 46 УПК РФ, закон предоставляет ему с момента фактического задержания, а именно:

1. Право на защитника

Защитник - это участник уголовного судопроизводства, который в установленном порядке осуществляет защиту прав и интересов подо­зреваемых и обвиняемых, а также оказывает им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 49 УПК РФ). Право на за­щитника на самом концептуальном уровне вытекает из международно-правых стандартов обеспечения прав и свобод личности. Ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому лицу право на получение ква­лифицированной юридической помощи. И наконец, право на участие в уголовном деле защитника является составляющей частью одного из принципов современного российского уголовного процесса (ст. 16 УПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 49 УПК РФ, в качестве защитника подозреваемого, в том числе задержанного по уголовному делу, допускаются исключи­тельно адвокаты.

Так, адвокатами являются лица, получившие в установленном по­рядке соответствующий статус и имеющие право заниматься адвокатской деятельностью (ч. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности и ад­вокатуре»). Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении своего адвокатского удостоверения и ор­дера. Удостоверение адвоката является документом, подтверждающим статус адвоката, и выдается органами юстиции РФ (ч. 1-3 ст. 15 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Тем самым государство в лице органов юстиции как бы гарантирует надлежащую квалификацию адвоката для выполнения им, в том числе функций защитника по уголов­ному делу. В свою очередь ордер выдается соответствующим адвокат­ским образованием (коллегией адвокатов, адвокатским кабинетом и т.д.) и подтверждает право адвоката на участие в данном уголовном деле (ч. 2 ст. б закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Действующее уголовно-процессуальное законодательство преду­сматривает две формы (два порядка) обеспечения защитника:

- приглашение защитника;

- назначение защитника.

Приглашение подразумевает частно-правовой порядок обеспече­ния защитника посредством заключения с ним соответствующего со­глашения об оказании юридической помощи и последующей выплаты доверителем денежного вознаграждения (ч. 1-2 ст. 25 Закона «Об адво­катской деятельности и адвокатуре»). Поскольку данная форма обеспе­чения защитника является свободным волеизъявлением частных лиц, то законодатель допускает возможность приглашения одновремен­но нескольких защитников. В соответствии с ч. 1 ст. 50 УПК РФ правом приглашения защитника обладают: сами подозреваемые (в том числе задержанные), законные представители несовершеннолетних или не­дееспособных подозреваемых, а также другие лица по поручению или с согласия подозреваемых (их законных представителей).

Из смысла сказанного становится очевидным, что хотя право на за­щитника у задержанного появляется непосредственно с момента фак­тического задержания, его практическая реализация возможна лишь через определенное время. Так задержанный вначале должен изве­стить своих близких родственников, либо каких-то иных доверенных лиц, либо непосредственно адвоката о факте задержания. В этой связи в течение 3 часов ему должно быть предоставлено право на телефон­ный звонок или он может попросить сделать такой звонок сотрудника правоохранительного органа.

Далее с адвокатом должно быть заключено соответствующее со­глашение, выдан ордер. Все указанные процедуры тоже требуют опре­деленных временных затрат. В частности, большинство граждан РФ не имеют так называемого постоянного адвоката, к которому можно безотлагательно обратиться за помощью в любое время. Поэтому, как пра­вило, после уведомления о задержании доверенные лица начинают поиски адвоката. Процедура заключения соглашения и получения орде­ра также занимает определенное время. Таким образом, в реальности адвокат получает полноценную возможность прибыть к задержанному и включиться в дело минимум через несколько часов. Особенно болез­ненно эта проблема ощущается при задержании человека в вечернее время. В подобных ситуациях приглашенный адвокат может приступить к делу лишь на следующий день.

Возникновение данных проблем обусловлено противоречивостью российского законодательства. С одной стороны, закон предоставляет право на защитника с момента фактического задержания, а с другой - не закрепляет механизмов реализации этого права. Поэтому полностью эти проблемы, которые, к великому сожалению, приводят к ограниче­нию конституционных прав личности, на практике исключить нельзя. Однако их можно несколько минимизировать. В частности, человек мо­жет иметь своего постоянного адвоката, чтобы обратиться к нему непо­средственно после задержания. Это позволит существенным образом сократить сроки прибытия адвоката и начала осуществления им своих функций по защите задержанного.

Назначение подразумевает публично-правовой порядок обеспече­ния защитника-адвоката посредством государственно-властного требо­вания дознавателя и следователя. Данная форма обеспечения участия защитника должна быть применена в тех случаях, когда задержанный самостоятельно не может или не хочет принять меры по его приглаше­нию. Назначение защитника необходимо и тогда, когда не может явиться приглашенный защитник.

Наличие подобной процедуры обусловлено установленной Конституцией Российской Феде­рации гарантией на получение каждым квали­фицированной юридической помощи (незави­симо от финансовых или иных возможностей).

Поэтому назначение защитника предполагает полное освобождение задержанного (его близких) от поиска защитника и от бремени оплаты его труда. Расходы на оплату назначенного защитника компенсируются за счет средств федерального бюджета (ч.5 ст. 50 УПК РФ и ч.8 ст. 25 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Таким образом, данная процедура в ряде случаев оказывается более эффективной, нежели приглашение защитника.

Но, тем не менее, она также имеет ряд недостатков. Во-первых, за­держанный лишается права выбора защитника; ему будет предоставлен тот адвокат, которого направит для его дела соответствующее адвокат­ское образование. Данный адвокат может его не устроить, у них может не возникнуть взаимопонимания и т.д.

И, во-вторых, современная уголовно-процессуальная практика складывается таким образом, что вопросы назначения защитника ре­шает уже следователь или дознаватель после составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления. Иными словами сотрудники полиции или иных правоохранительных органов до передачи задержанного следователю самостоятельно не будут пред­принимать никаких действий по назначению защитника. Формально в обосновании этого лежат нормы возлагающие обязанность по назначе­нию защитника только на дознавателя, следователя и суд, но никак не на должностных лиц, осуществляющих фактическое задержание и достав­ление. Таким образом, налицо еще одно законодательное противоречие. Право на защитника появляется у человека с момента фактического за­держания. Более того, сотрудники, осуществляющие задержание, обя­заны разъяснить ему это право. Однако полномочиями по реализации данного права они не наделены.

2. Право давать или не давать объяснения

Объяснения - сведения, сообщенные лицом сотруднику правоохра­нительного органа по существу заданных им вопросов. Нередко после осуществления фактического задержания, с человека требуют объясне­ния, например, в целях решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела, в целях получения быстрой и оперативной информа­ции о причинах его нахождения в данном месте, о возможных соучаст­никах, месте их нахождения и т.д.

Объяснения имеют предварительный характер и в большинстве случаев предшествуют аналогичным процессуальным действиям - до­просам. Основное различие состоит в том, что получение объяснений в отличие от допроса не урегулировано нормами УПК РФ, проводится вне процессуальной процедуры и, следовательно, не может обуславли­вать формирование доказательств по уголовному делу. Тогда как допрос направлен именно на формирование доказательств - соответствующих показаний.

Следовательно, результаты объяснений не имеют юридически важ­ного значения для разрешения уголовного дела по существу, не могут быть положены в основу обвинения и как следствие - использованы при постановлении приговора. Однако при этом их нельзя оставлять без надлежащего внимания. Так, например, на основании первоначальных объяснений в совокупности с другими предварительными материалами следователь или дознаватель решают вопросы о возбуждении уголов­ного дела, о необходимости составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления и т.д. В связи с этим человек, подвергшийся фактическому задержанию, должен очень серьезно и обдуманно отнестись к содержанию той первоначальной информации, которую он сообщает сотрудникам правоохранительных органов в сво­их объяснениях.

Задержанный в принципе может отказаться от дачи каких-либо объяснений (полностью или в части) с из­ложением причин подобного отказа или без такового, то есть вообще хранить молчание. Более того, он также имеет право давать объяснения, содержащие недостоверные сведения, не неся за это никакой ответственности. Ну и конечно, задержан­ный вправе полноценно и достоверно изложить все те обстоя­тельства, которые он считает существенными. Причем если человек считает, что он задержан необоснованно, наиболее рациональной линией его поведения должны быть именно полно­ценные и правдивые объяснения.

При получении объяснений задержанный имеет право написать их собственноручно, отразив все необходимые, по его мнению, обстоя­тельства. Если же объяснения записывает сам сотрудник полиции (иного правоохранительного органа), то после прочтения человек вправе соб­ственноручно вписать какие-либо уточнения, дополнения или иные све­дения. Подобное право позволяет минимизировать допускаемые ошиб­ки и неточности, а также противостоять возможным злоупотреблениям.

И в завершении необходимо отметить о нежелательности отказа от подписания соответствующих объяснений, поскольку данный факт не имеет существенного юридического значения.

3. Право пользоваться родным языком, любым другим языком. Право на переводчика.

Уголовное судопроизводство как один из видов государственной правоохранительной деятельности осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав РФ, оно может вестись на их государ­ственных языках (ч. 1 ст. 18 УПК РФ).

Вместе с тем государство гарантирует каждому человеку, находяще­муся на территории РФ, право на пользование родным языком, на сво­бодный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции). В частности, все народы РФ праве сохранять родной язык, создавать условия для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Консти­туции РФ). Поэтому лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком уголовного судопроизводства, должно быть разъяснено и обе­спечено право участвовать в уголовно-процессуальных отношениях на родном языке или другом языке, которым они владеют. В частности, им бесплатно должен быть предоставлен переводчик.

Переводчик - это лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (п. 7. ст. 59 УПК РФ). При этом следует отметить, что право на переводчика не следует расценивать как возможность для злоупотреблений. Оно мо­жет и должно быть реализовано лишь при реальной надобно­сти оказания задержанному помощи в обеспечении перевода.

В связи с этим Конституционный Суд РФ в одном из своих решений обратил внимание, что ходатайство об обеспечении тому или иному участнику судопроизводства помощи переводчика может быть отклоне­но, если материалами дела будет подтверждаться, что такое ходатайство явилось результатом злоупотребления.

4. Право на обжалование действий, бездействия или решений сотрудников полиции или иных правоохранительных органов

Возможность обжалования уголовно-процессуальных действий (бездействия) и решений является одной из важнейших гарантий защи­ты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

  

Информация подготовлена

с использованием материалов

общероссийской организации

«Ассоциация юристов России»

29.xn--b1aew.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о