16.1. Перекресток, где очередность проезда определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. На таком перекрестке знаки приоритета не действуют. В случае выключения светофора или его работы в режиме мигания сигнала желтого цвета и отсутствия регулировщика перекресток считается нерегулируемым и водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке соответствующими дорожными знаками. (№ 860 от 15.11.2017) Комментарии эксперта Перекрестки могут быть регулируемыми и нерегулируемыми. Регулируемыми считаются перекрестки, на которых движение регулируется сигналами регулировщика или светофора. К нерегулируемым относятся те перекрестки, на которых отсутствуют регулировщики, светофоры либо светофоры работают в режиме мигания желтого сигнала.Следует помнить, что, в соответствии с пунктом 8.3 настоящих Правил, сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и дорожными знаками. При наличии на нерегулируемом перекрестке знаков приоритета водители обязаны руководствоваться этими знаками. Знаки приоритета могут дополняться дорожной разметкой (1.12, 1.13, 1.20 и 1.21). При отсутствии знаков приоритета на нерегулируемом перекрестке водители обязаны выполнять пункт 10.11 настоящих Правил, а именно: преимущество в движении принадлежит тому водителю, у которого нет помехи справа. | |
16.2. На регулируемых и нерегулируемых перекрестках водитель, поворачивая направо или налево, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, движущимся прямо в попутном направлении. Комментарии эксперта При движении через перекресток водители обязаны обеспечить права пешеходов на первоочередность движения, оговоренные ст. 17 Закона Украины «О дорожном движении». Данным пунктом Правил также оговорен особый порядок движения велосипедистов движущихся прямо по проезжей части. | |
16.3. В случае необходимости предоставления преимущества в движении транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, водитель должен остановить транспортное средство перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линией) или 1.13 (см. приложение 2), светофором так, чтобы видеть его сигналы, а если они отсутствуют – перед краем пересекаемой проезжей части, не создавая препятствий для движения пешеходов. Комментарии эксперта Данный пункт правил дорожного движения конкретизирует места, где обязан остановиться водитель в случае необходимости предоставления преимущества в движении. Останавливаясь с целью предоставления преимущества в движении, водителям следует помнить, что транспортные средства, которыми они управляют, не должны загораживать дорожные знаки или светофоры, не должны создавать помех в движении пешеходам, велосипедистам и другим участникам дорожного движения. | |
16.4. Запрещается выезжать на любой перекресток, в том числе при сигнале светофора, разрешающем движение, если образовался затор, который заставит водителя остановиться на перекрестке, что создаст препятствие для движения других транспортных средств и пешеходов. Комментарии эксперта С целью увеличения пропускной способности перекрестков, а также снижения вероятности образования заторов во всех направлениях движения данным пунктом Правил дорожного движения запрещается выезжать на любой перекресток, в том числе при разрешающем сигнале светофора, если такой выезд вынудит водителя остановиться на перекрестке. Следует помнить, что остановка на перекрестках, согласно пункту 15.9. ґ) настоящих Правил, – запрещена.Правила не запрещают осуществлять движение через перекресток в других направлениях, чем то, которое вынудит водителя остановиться на перекрестке. | |
Регулируемые перекрестки 16.5. При подаче сигнала регулировщиком или включении сигнала светофора, разрешающего движение, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, а также пешеходам, заканчивающим переход. Комментарии эксперта Транспортные средства, завершающие движение через перекресток, имеют преимущество перед транспортными средствами, которые собираются выехать на перекресток, поэтому водителям следует помнить, что выезд на перекресток разрешен только в том случае, если он не спровоцирует остановку на перекрестке транспортного средства или пешехода, которые завершают начатое ими движение через перекресток. | |
16.6. Поворачивая налево или разворачиваясь при зеленом сигнале основного светофора, водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся во встречном направлении прямо или поворачивающим направо. Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев. Комментарии эксперта Данный пункт Правил подчеркивает преимущество рельсовых транспортных средств перед нерельсовыми и преимущество транспортных средств, приближающихся справа (пункт 10.11 настоящих Правил), на равнозначных дорогах. Следует помнить, что, если автомобиль и трамвай находятся на перекрестке равнозначных дорог, преимущество в движении имеет трамвай. | |
16.7. Если сигнал регулировщика или зеленый сигнал светофора разрешают одновременно движение трамвая и нерельсовых транспортных средств, трамваю предоставляется преимущество независимо от направления его движения. Комментарии эксперта Данный пункт Правил дорожного движения еще раз подчеркивает преимущество в движении рельсового транспорта перед нерельсовым. | |
16.8. Водитель, выехавший на пересечение проезжих частей в соответствии с сигналом светофора, разрешающим движение, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде. Однако, если на перекрестках перед светофорами на пути движения водителя имеется дорожная разметка 1.12 (стоп-линия) (см. приложение 2) или дорожный знак 5.62 (см. приложение 1), он должен руководствоваться сигналами каждого светофора. Комментарии эксперта | |
16.9. Во время движения в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. Во время движения в направлении стрелки зеленого цвета на таблице, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, водитель должен занять крайнюю правую (левую) полосу движения и уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений(№124 от 11.02.2009).. Комментарии эксперта Дополнительная секция светофора, расположенная на уровне зеленого сигнала светофора, разрешает движение транспортных средств в направлении, указанном стрелкой на ней, но при условии предоставления преимущества в движении другим участникам, движущимся с других направлений. | |
16.10. На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, водитель, находящийся на полосе, с которой выполняется поворот, должен продолжать движение в направлении, указанном стрелкой, включенной в дополнительной секции, если его остановка на запрещающий сигнал светофора создаст препятствия транспортным средствам, движущимся за ним по той же полосе. Комментарии эксперта Дополнительная секция светофора при ее включении обязывает водителей продолжать движение в направлении, указанном стрелкой на секции, даже при включенном красном или желтом сигнале основного светофора, если они своей остановкой создадут препятствие транспортным средствам, движущимся за ними по той же полосе. Следует отметить, что, хотя дополнительная секция и разрешает движение, водители, занявшие полосу для движения в направлении, указанном стрелкой, обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения. | |
Нерегулируемые перекрестки 16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному пересечению проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения. Комментарии эксперта Данный пункт Правил дорожного движения подчеркивает права водителей транспортных средств, осуществляющих движение по главной дороге, которая отличается покрытием относительно грунтовой или обозначается знаками 1.22, 1.23.1 – 1.23.4 и 2.3. Водители транспортных средств, осуществляющих движение по второстепенной дороге, обязаны уступить дорогу любым транспортным средствам, движущимся по главной дороге. | |
16.12. На перекрестке равнозначных дорог водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые приближаются справа, кроме перекрестков, где организовано круговое движение. (№ 860 від 15.11.2017) Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев. На любом нерегулируемом перекрестке трамвай, независимо от направления его дальнейшего движения, имеет преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами, приближающимися к нему по равнозначной дороге, кроме перекрестков, где организовано круговое движение. (№ 860 від 15.11.2017) Преимущество в движении на нерегулируемых перекрестках, где организовано круговое движение и которые обозначены дорожным знаком 4.10, предоставляется транспортным средствам, которые уже двигаются по кругу. (№ 860 від 15.11.2017) Комментарии эксперта При проезде перекрестка равнозначных дорог водители нерельсовых транспортных средств обязаны уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, поскольку, согласно пункту 10.11 Правил дорожного движения, в случае если траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, уступить дорогу должен водитель, к которому транспортное средство приближается с правой стороны. Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев. В случае если на равнозначной дороге с разных направлений приближаются друг к другу нерельсовое транспортное средство и рельсовое, то преимущество в движении принадлежит рельсовому транспортному средству. | |
16.13. Перед поворотом налево и разворотом водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге во встречном направлении прямо или вправо. Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев. Комментарии эксперта Данный пункт Правил дорожного движения основан на требовании пункта 10.11 настоящих Правил, а именно: при повороте налево на равнозначной дороге у водителя неизбежно возникает помеха справа, в результате чего он обязан пропустить транспортные средства, движущиеся прямо по этой дороге или поворачивающие направо.Если к перекрестку равнозначных дорог с разных направлений подъехали одновременно автомобили, их водители имеют право, убедившись в отсутствии угрозы безопасности дорожного движения, с небольшой скоростью одновременно проехать данное пересечение проезжих частей, представив его в виде кругового движения. При таком движении центр перекрестка должен находиться слева от каждого из водителей, для того чтобы не нарушить требования пунктов 10.1, 10.4 и 10.5 настоящих Правил. В случае если через перекресток навстречу друг другу по равнозначной дороге движутся только два транспортных средства и оба собираются выполнить маневр поворота налево или разворот (они являются друг для друга помехой справа), то их водители, прежде чем начать одновременное движение, обязаны убедиться в отсутствии угрозы возникновения аварийной ситуации (пункт 10.1). При этом центр перекрестка может находиться как слева от обоих водителей, так и справа, при условии, что оба водителя убедились в безопасности выполнения своих маневров и в том, что они не окажутся на полосе встречного движения при выезде с перекрестка. | |
16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам. Комментарии эксперта Данный пункт Правил дорожного движения также основан на требовании пункта 10.11 настоящих Правил, а именно: если траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами дорожного движения, то водители обязаны уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа по равнозначной дороге. Этим правилом обязаны руководствоваться все участники дорожного движения, находящиеся как на главных дорогах, так и на второстепенных. | |
16.15. Если невозможно определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.), а знаки приоритета отсутствуют, водитель должен считать, что находится на второстепенной дороге. Комментарии эксперта Данный пункт Правил дорожного движения определяет порядок движения в условиях недостаточной видимости или в условиях, когда невозможно определить главную дорогу на перекрестке. Если водитель не может определить очередность проезда через перекресток, он обязан считать, что находится на второстепенной дороге. |
Правила проезда нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь вновь пойдет о правилах дорожного движения, которые относятся к проезду перекрестков. На этот раз будут рассмотрены нерегулируемые перекрестки, к которым автомобиль приближается по второстепенной дороге.
Напомню, что проезд нерегулируемых перекрестков, к которым автомобиль приближается по главной дороге, разобран в предшествующей статье.
Данная статья уже седьмая в серии «Правила проезда перекрестков», и если Вы по каким-то причинам не читали предшествующие части, то можете начать, например, со статьи «Что такое перекресток?».
В очередной раз хочу напомнить, что при подъезде к любому перекрестку необходимо сначала занять правильную полосу движения, а затем определиться с типом перекрестка. Ну а в рамках данной статьи будет рассмотрен нерегулируемый перекресток, к которому по второстепенной дороге приближается автомобиль:
Обратите внимание на тот факт, что независимо от направления главной и второстепенной дорог, Вы должны уступить дорогу по крайней мере всем автомобилям, находящимся на главной дороге. Пункт 13.9 ПДД:
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
1. Второстепенная дорога не меняет направления
В этом случае перед перекрестком должен быть установлен один из следующих знаков:
Причем никаких дополнительных табличек быть не должно.
Поворот направо
Траектория движения белой машины может пересечься с траекторией автомобиля, который едет навстречу по второстепенной дороге и поворачивает налево. Ему (синему) уступать дорогу не нужно и об этом свидетельствует пункт 13.12 правил:
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Что касается автомобилей, движущихся со всех остальных направлений (зеленый, оранжевый), то есть едущих по главной дороге, то им следует уступить дорогу.
Т.е. нужно уступить дорогу всем автомобилям, которые въезжают на перекресток по главной справа и слева, если их траектория пересекается с Вашей.
Движение прямо
В данном случае все точно также, как и в предыдущем. Уступать дорогу нужно только тем автомобилям, которые приближаются к перекрестку по главной дороге (оранжевый, зеленый).
Поворот налево или разворот
Данная ситуация, пожалуй, самая сложная на неравнозначном перекрестке. В этом случае нужно уступить дорогу абсолютно всем машинам (синей, зеленой, оранжевой), которые приближаются к перекрестку. Причем не имеет значения, какой маневр совершает каждая из них.
2. Второстепенная дорога поворачивает направо
Перед перекрестком должна быть установлена одна из следующих комбинаций:
Поворот направо
В данном случае дорогу нужно уступить всем машинам, которые приближаются со встречного направления и слева т.е. по главной (синему, зеленому).
Кроме них траектория Вашего автомобиля может пересечься только с автомобилями, которые подъезжают по правой дороге и выполняют разворот. Им уступать дорогу не нужно, т.к. в момент пересечения траекторий разворачивающийся автомобиль оказывается слева от Вас. Об этом свидетельствуют пункты 13.10 и 13.11 правил дорожного движения:
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Движения прямо, поворот налево или разворот
В данном случае нужно уступить дорогу абсолютно всем автомобилям, траектории которых пересекаются с Вашей (оранжевому, синему, зеленому).
3. Второстепенная дорога поворачивает налево
В этом случае перед перекрестком устанавливается одна из следующих комбинаций:
Поворот направо, движение прямо, поворот налево
Во всех перечисленных случаях нужно уступить дорогу только машинам, которые приближаются к перекрестку по главной дороге, т.е. тем, которые едут со встречного направления (синяя) или справа (оранжевая).
Разворот
Это единственный маневр, при выполнении которого нужно уступить дорогу не только автомобилям, приближающимся к перекрестку по главной дороге, но и автомобилям, приближающимся к перекрестку по второстепенной (зеленому) и поворачивающим направо.
На этом рассмотрение неравнозначных перекрестков закончено. В следующей статье серии речь пойдет о равнозначных перекрестках.
Удачи на дорогах!
Новые правила проезда перекрестков с круговым движением
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о Постановлении правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», вступающем в силу 8 ноября 2017 года.
После вступления в силу указанного документа на перекрестках с круговым движением приоритет получат транспортные средства, находящиеся на круге.
Приоритет транспортных средств на круге
Рассмотрим изменения, которые введены постановлением:
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.
В первую очередь из Правил исключается третий абзац пункта 13.9 ПДД, который ранее регламентировал правила проезда перекрестков с круговым движением.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
Обновленный пункт 13.11 говорит о том, что после вступления в силу постановления Правительства на равнозначных перекрестках с круговым движением перестанет работать правило «помехи справа». Тем не менее на обычных (не круговых) равнозначных перекрестках, также как и ранее, нужно будет уступить дорогу автомобилю, приближающемуся справа.
13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
Таким образом, транспортные средства, находящиеся на перекрестке, получат приоритет по отношению к въезжающим.
Как проезжать круговое движение по новым правилам?
Введение новых правил проезда кругового движения застало практически всех водителей врасплох, поэтому предлагаю остановиться на правильном проезде кругового движения поподробнее. В первую очередь водителю нужно понять, какой тип перекрестка перед ним:
Равнозначный перекресток
Равнозначный перекресток обозначается только знаком 4.3, который устанавливается на всех направлениях:
Именно к равнозначным перекресткам относятся новые правила, рассмотренные выше. Т.е. водители, находящиеся на круге имеют преимущество, а въезжающие уступают дорогу.
На рисунке выше:
Красный автомобиль уступает дорогу розовому кабриолету.
Синий кабриолет уступает дорогу черному автомобилю.
Неравнозначный перекресток
На неравнозначном перекрестке дополнительно устанавливаются знаки приоритета (главная дорога, уступите дорогу, движение без остановки запрещено). Также там могут устанавливаться и таблички «направление главной дороги»:
На такие перекрестки нововведения не распространяются. При их проезде следует руководствоваться пунктами 13.9 и 13.10 ПДД:
- Водители, подъезжающие по второстепенной, уступают дорогу автомобилям, находящимся на главной.
- Если пересекаются траектории автомобилей, находящихся на главной дороге, то уступить дорогу должен водитель, к которому другая машина приближается справа.
Обратите внимание на рисунок сверху. Само круговое движение является главной дорогой. То есть если автомобиль подъехал к перекрестку по второстепенной дороге (синий) и въехал на сам круг, то он попал на главную дорогу. После этого он получает преимущество перед другими машинами, подъезжающими по второстепенным дорогам.
На рисунке выше:
Розовый автомобиль уступает дорогу красному (оба на главной дороге, красный справа).
Синий автомобиль уступает черному (черный на главной, синий на второстепенной).
Как проезжать перекрестки в переходный период?
Обратите внимание, новости об изменении правил проезда перекрестков с круговым движением появились в СМИ еще летом 2017 года. И уже тогда о них узнали многие водители.
Тем не менее существует большая группа водителей, которые до сих пор о нововведениях не знают. Больше того, практика показывает, что даже через год будут находиться водители, не изучившие обновленные пункты 13.11 и 13.111.
Ну и самая большая проблема — дата вступления постановления в силу (8 ноября 2017 года). То есть до 23:59 7 ноября перекрестки нужно проезжать по старым правилам, а начиная с 00:00 8 ноября — по новым.
Будьте уверены, вовремя перейдет на новые правила не больше половины водителей. В связи с этим и возникает проблема переходного периода, когда кто-то еще едет по старым правилам, а кто-то уже по новым. Особенно остро проблема будет стоять с начала ноября до конца декабря 2017 года.
Поэтому в данный период времени будьте особенно внимательны при проезде равнозначных круговых движений. Количество ДТП там будет колоссальным.
Если у Вас есть возможность, временно используйте другие маршруты движения, чтобы просто не ездить по круговым перекресткам.
Если такой возможности нет, то проезжайте круговые движения на минимальной скорости, чтобы в любой момент иметь возможность остановиться и избежать столкновения с автомобилем, едущим по «другим» правилам.
Преимущества и недостатки нововведения
Рассмотрим, к чему может привести на практике данное нововведение.
Преимущества:
1. В настоящее время перекрестки с круговым движением могут «самозаблокироваться». Если на перекресток въедет одновременно очень много автомобилей, то они не смогут разъехаться, т.к. будут вынуждены уступать дорогу въезжающим. Подобную ситуацию мне доводилось наблюдать на практике. Заблокированными при этом оказываются как сам перекресток, так и прилегающие к нему улицы.
2. Экономия на установке дорожных знаков. В настоящее время перед перекрестками с круговым движением могут устанавливаться знаки приоритета. После вступления в силу данного законопроекта в этих знаках отпадет необходимость.
Недостатки:
1. Изменение порядка движения по перекрестку. Для многих водителей любые изменения правил дорожного движения являются неожиданными. Некоторые узнают о нововведениях только спустя годы. Например, кое-кто до сих пор не знает, что с 2010 года в России бывают два варианта проезда перекрестков с круговым движением (с приоритетом въезжающих и с приоритетом находящихся на круге). А ведь с момента этих нововведений прошло уже почти 7 лет.
Так что очередное изменение ПДД может привести к тому, что на перекрестках с круговым движением резко возрастет количество ДТП. Однако такое явление будет носить временный характер.
2. Бесконечное движение по кругу. Поскольку водители, находящиеся на круговом движении, будут иметь приоритет перед въезжающими, то они могут «бесконечно долго» ехать по кругу не останавливаясь. Так что небольшая группа «шутников» сможет кататься по кругу, а другие водители въехать на него не смогут. И это будет в рамках Правил.
На мой взгляд, достоинства данного нововведения перевешивают недостатки. А как считаете Вы? Напишите Ваше мнение в комментариях ниже.
Удачи на дорогах!
Проезд перекрестков — ПДД 2018
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.
Регулируемые перекрестки
13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Нерегулируемые перекрестки
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.
проезд перекрестков с круговым движением в 2020 году
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о проезде равнозначных перекрестков с круговым движением. Вы узнаете, кто имеет преимущество при проезде «кольца», а также о том, как следует действовать непосредственно на перекрестке, какую полосу и в каком случае лучше занять.
Содержание статьи:
Еще раз обратите внимание, что в данной статье речь идет о равнозначных перекрестках, т.е. перекрестках обозначенных только знаком 4.3 «Круговое движение»:
Если на перекрестке установлены знаки приоритета, то он является неравнозначным:
Правила проезда таких перекрестков будут рассмотрены в отдельной статье.
Выбор полосы после въезда на круг
В первую очередь обратите внимание на следующий факт. Подъезжать к перекрестку с круговым движением можно по любой полосе. Однако это не значит, что на самом круге можно сразу же занять любую полосу. Рассмотрим пункт 8.6 правил дорожного движения:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
При въезде на круговое движение водитель выполняет именно поворот направо, поэтому въезжать следует на крайнюю правую полосу перекрестка. Причем важно не просто попасть в правую полосу, но и оказаться как можно ближе к правому краю проезжей части.
На приведенном выше рисунке водитель оранжевого автомобиля пытается сразу выехать на вторую полосу кругового движения, хотя ничто не мешает ему повернуть по правилам.
Обратите внимание, в пункте 8.6 использована фраза «по возможности». Таким образом, если у водителя отсутствует возможность въезда на правую полосу перекрестка, то он вполне может въехать и на другие полосы, нарушением это не будет.
Например, если правая часть кругового движения полностью занята припаркованными автомобилями, то допускается объехать их при въезде на перекресток.
Если въезд на круг осуществляется одновременно несколькими автомобилями по нескольким полосам, то рекомендую занять на перекрестке ту же полосу, что Вы занимали до въезда. Например, если Вы едете по второй справа полосе дороги, то въезжайте на вторую полосу перекрестка. В этом случае траектории автомобилей, едущих по разным полосам, не пересекутся между собой. Такое выполнение маневра оказывается наиболее безопасным.
Приоритет проезда равнозначных перекрестков
Рассмотрим традиционный вариант перекрестков, обозначенных только знаком 4.3 «Круговое движение»:
В данном случае кольцо является перекрестком равнозначных дорог и порядок проезда регламентируется пунктами 13.11 и 13.111 ПДД:
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
Пункт 13.11 говорит о том, что информация относится к равнозначным перекресткам.
Пункт 13.111 подчеркивает, что приоритет имеют транспортные средства, находящиеся на перекрестке. Автомобили, подъезжающие к кольцу, должны уступить дорогу.
Примечание. Данный пункт правил действует с 8 ноября 2017 года. Ранее правила проезда круговых перекрестков были другими.
Траектория движения на круговом перекрестке
Отдельного внимания заслуживает вопрос выбора оптимальной траектории движения на круговом перекрестке. В пределах перекрестка водитель должен двигаться по выбранной полосе. Если он хочет перестроиться ближе к центру перекрестка, то он должен включить соответствующий сигнал поворота, а также уступить дорогу попутным автомобилям:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
То же самое касается и перестроения к внешней стороне перекрестка. Следует включить сигнал правого поворота, а также уступить дорогу попутным автомобилям.
Исходя из вышесказанного можно понять, что перестроения на круговом движении только отнимают время. А оптимальной траекторией является движение по большому радиусу, т.е. по крайней правой полосе. Это обеспечивает самый быстрый проезд перекрестка в условиях интенсивного движения.
Ну а в следующей статье серии Вы узнаете правила проезда неравнозначных перекрестков с круговым движением.
Удачи на дорогах!
О перекрёстках с круговым движением
У нас в стране, как известно, две беды: дураки и дороги. Иногда они встречаются…
Минул год, как в ПДД вторично за 10 лет внесены поправки, касающиеся проезда перекрёстков, где организовано круговое движение. Посмотрим, что же из этого получилось.
Для начала следует развеять массовое заблуждение о существовании неких «круговых перекрёстков» — этот расхожий термин является абсурдным даже с точки зрения русского языка. И такое определение отсутствует и в ПДД РФ, и в Венских конвенциях (их две — «О дорожном движении» и «О дорожных знаках и сигналах»).
Кольцевая (круговая) проезжая часть сама по себе является дорогой и вполне оправданно представление о круговом движении как совокупности трёх или более Т-образных пересечений примыкающих (отходящих) дорог с кольцом.
При этом ничто не препятствует раздельной организации движения на каждом из пересечений, вплоть до установки светофорных объектов. Такой подход по крайней мере снимает вопрос о том, каким является «круговой перекрёсток» в случае, когда светофор установлен, например, лишь на одном из пересечений, в то время как остальные являются нерегулируемыми.
В одной из дискуссий, ведущейся в интернете, для выхода из ими же придуманного алогизма такому перекрёстку даже дали название «полурегулируемый».
Круговое движение в Венской конвенции
Итак, что же такое круговое движение и как его отличать? Обратимся к первоисточнику — Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Этой конвенции обязано отвечать и национальное законодательство стран-участниц, в число которых с 1974 года входил и СССР, а теперь входит и РФ.
Определение дано в Приложении 1 «Дорожные знаки», раздел D «Предписывающие знаки»:
Знак D, 3 «Обязательное круговое движение» указывает водителям, что они обязаны следовать в направлении стрелок. Если перекресток с круговым движением обозначен знаком D, 3 в сочетании со знаком В, 1 или В, 2, то водитель, находящийся на перекрестке с круговым движением, пользуется преимущественным правом проезда.
Знак D, 3 в ПДД РФ носит обозначение 4.3, знаки B, 1 и B, 2 — это 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» соответственно.
Никакого иного определения круговому движению в конвенциях нет. Отсюда следует первый важный вывод: При отсутствии знака D, 3 (4.3 в РФ) никакого кругового движения нет! Даже если Ваши глаза его видят, никакие правила, относящиеся к круговому движению, применяться не должны.
Круговое движение в России
Собственно говоря, именно так и было организовано движение до последней «реформы» 2017 года. Все пересечения, где было организовано круговое движение, обозначались знаком 4.3, а вопрос приоритета решался установкой соответствующих знаков. Причём при их отсутствии действовало правило «помехи справа» и круг был второстепенной дорогой.
Предыдущая «реформа» 2010 года добавила к этому лишь то, что прямо написано в Венской конвенции: установку знаков приоритета на пересечениях проезжих частей. Кому-то это не понравилось. То ли захотелось «единообразия», то ли ещё чего, но ПДД в очередной раз переписали. Хотя ту же задачу можно было решить простейшим способом: установкой знаков приоритета во всех случаях, где круг решили сделать главным (как в Венской конвенции и как во всём мире). Но у нас нашли свой, суверенный способ.
Что же мы имеем сегодня, после второй «реформы»? Для начала посмотрим на описание знака 4.3:
4.3 «Круговое движение». Разрешается движение в указанном стрелками направлении.
Эта формулировка вызовет полное недоумение у любого юриста. Спросите, почему? Да потому, что согласно этой формулировке знак вовсе не является предписывающим, хотя и находится в группе таковых.
Нормы, как известно, бывают императивные и диспозитивные. Императивные выражаются глаголами «следует, должен, обязан» и тому подобными словами, исключающими свободу действий лица, на которое нормы направлены. Именно так и сформулирован пункт в Венской конвенции: «Обязательное круговое движение».
Глагол «разрешается» предоставляет водителю свободу выбора: можно ехать так, а можно — иначе. То есть при въезде на круг поворачивать не направо, а налево. Можно лишь изумляться тому, что никто до сих пор не обратил на это внимание.
Это безусловная ошибка, к тому же — явное противоречие Венской конвенции, и она должна быть вне всякого сомнения срочно исправлена. Но статья не только об этом.
Посмотрим, как решён вопрос приоритета после поправок 2017 года. В ПДД, как известно, появился новый пункт:
13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
У меня, когда я впервые это прочёл, сразу возник совершенно естественный вопрос. А что, просто поставить знаки приоритета, как это предусмотрено Венской конвенцией и уже было реализовано на подавляющем большинстве таких перекрёстков, было нельзя? Знаки закончились или завод обанкротился?
Ну хорошо, не стану придираться. Как решили, так и решили. Водители ко всему привыкнут. А то, что это чисто наш «суверенный» подход — это, в конце концов, проблема иностранцев. Нашим соотечественникам, выезжающим за рубеж, проще: там везде стоят знаки.
Проблема возникла в другом. В ситуации, когда движение организовано таким образом, что круг или его часть не являются главными. Тут уж без знаков приоритета не обойтись никак.
А теперь ещё раз внимательно прочтём пункт 13.111 ПДД. Там что-либо говорится о знаках приоритета? Нет, ни слова. Чисто логически приходим к выводу, что либо знак 4.3 — тогда круг главный, либо знаки приоритета. Одно с другим несовместимо.
И во что же это вылилось на практике? А вылилось это в то, что на таких перекрёстках сняли знаки 4.3 (к счастью, не повсеместно) и в полном соответствии с действующими нормами (включая Венскую конвенцию) они перестали быть перекрёстками, на которых организовано круговое движение. Со всеми вытекающими из этого последствиями, из которых главных два:
- Нет обязанности при въезде на круг поворачивать направо, можно и налево. Строго говоря, исходя из описания знака 4.3 это можно было делать и ранее, но теперь это подчёркнуто дополнительно полным отсутствием предписывающего знака.
- При въезде на такой перекрёсток водитель обязан занять крайнее положение на проезжей части (пункт 8.5 ПДД), если знаками или разметкой не разрешено иное.
К счастью или к несчастью, но об этом не знают навигаторы, которые «помнят», что ранее это был перекрёсток с круговым движением и предупреждают об этом водителя. Знаки же не говорят о том, что движение круговое.
Понятно, что в сочетании со знаками приоритета обычно висит табличка 8.13, показывающая направление главной дороги, и она даёт какую-то информацию водителю. В частности, по схеме видно, что там есть кольцо. Но табличка — не предписывающий знак и наказать за невыполнение вышеуказанных требований нельзя.
В ряде случаев для разрешения этой искусственно созданной коллизии стали на въезде устанавливать знак 4.1.2 или же знаки особых предписаний 5.15.1. Либо наносить соответствующую разметку на проезжей части.
Поэтому каждый такой перекрёсток превратился в настоящий ребус для водителя, который обязан каждый раз его расшифровывать. И, спрашивается, чего ради?
Примеры перекрестков в России
Чтобы не быть голословным, приведу несколько фотографий.
Рисунок 1
Перекрёсток на улице Школьная в городе Видное до «реформы», весна 2017 года. Всё понятно: впереди — круговое движение.
Рисунок 2
Тот же перекрёсток в городе Видное (подъезд с противоположного направления) уже осенью 2018 года. Как видим, теперь там нет кругового движения (не верь глазам своим!). Можно спокойно поворачивать налево, а вот двигаться направо со второй полосы — нельзя! Водители трёх автомобилей на фото нарушают ПДД.
Рисунок 3
Егорьевское шоссе (Московская область). Год — 2018, то есть уже действует пункт 13.111 ПДД. Перед перекрёстком установлен знак 4.3 и водитель обязан уступить дорогу ТС, движущимся по кругу. А согласно знаку 2.1 у него главная дорога и приоритет. Приплыли…
Рисунок 4
Город Подольск. Согласно ПДД РФ и Венской конвенции здесь нет кругового движения. Въезд на круг со второй полосы запрещён, поворот налево хотя и неудобен, однако нарушением ПДД не является, достаточно лишь уступить дорогу. Представляю себе разбор ДТП вследствие такого маневра…
Рисунок 5
Тоже Подольск. Как говорится, без комментариев. Хотя, если перевернуть знак 2.4 в правильное положение, будет полное соответствие Венской конвенции.
Рисунок 6
Челябинск. Здесь тоже нет кругового движения, водители легковых автомобилей, въезжающих на пересечение проезжих частей, нарушают п. 8.5 ПДД.
Рисунок 7
Тот же перекрёсток в Челябинске с другого въезда. Здесь тоже нет знака 4.3 и не верьте своим глазам. Это не круг.
Рисунок 8
Третий въезд на тот же перекрёсток в Челябинске. Видимо, организаторы движения догадались, что круглое вовсе не является круглым, и хотя бы с одной стороны поставили знаки 5.15.1, разрешающие поворот со всех трёх полос. Заодно и поворот налево запретили. Ну хоть так…
Полагаю, достаточно. Думаю, подобных ребусов у каждого водителя в достатке.
Хуже, когда ребус заложен в нормативном документе. Не сомневаюсь, что авторы поправок хотели «как лучше», а получилось по В. С. Черномырдину — «как всегда».
Организация кругового движения в Европе
Если авторы хотели сделать «как в Европе», то есть устранить двоемыслие, то там его не было и нет. Там руководствуются Венской конвенцией.
Если угодно, вот выписка из Правил ФРГ (перевод мой):
§ 8 Преимущество
(1) На перекрестках и примыканиях преимущество имеет транспортное средство, приближающееся справа. Это правило не действует
(1а) Если на примыкании к круговому движению установлен знак 215 («Круговое движение») под знаком 205 («Уступите дорогу»), приоритет имеют транспортные средства, движущиеся по кругу. При въезде на такое круговое движение включать указатели поворота запрещено.
На указатели поворотов я тоже бы хотел обратить внимание. Практически во всех учебных пособиях и в автошколах насаждается правило: куда крутим руль, такой поворотник и включаем. Зачем это делать при въезде на круговое движение, если направо поворачивают все? Разумеется, если движение правильно организовано и в ПДД нет таких ребусов, какие появились у нас.
Любой европейский водитель, попав в нашу страну, воспримет включённый сигнал правого поворота при въезде на круг как подсказку о том, что водитель намерен покинуть круг на первом же съезде. Хотя водитель делать это вовсе и не собирался.
Съезд с круга не с крайней правой полосы в Европе — обычная практика, увеличивающая трафик. А в США закон прямо предписывает выезжать именно по той полосе, по которой водитель двигался по кругу.
Практически везде и всегда именно так и организуется движение. Примеры:
Рисунок 9. Германия, Дрезден.
Рисунок 10. Прага.
Рисунок 11. Болгария, Бургас.
Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н., г. Москва
Правила проезда перекрестков согласно ПДД
Проезд через перекрестки для многих начинающих водителей является проблемой. Однако отсутствие опыта не должно мешать движению других авто. Поэтому важно изучить виды перекрестков и правила их проезда, а также обеспечить понимание данных позиций – таким образом можно избежать осложнений и аварийных ситуаций на дороге.
Какие есть виды перекрестков
Перекресток классифицируется с учетом различных признаков. Так, в п. 13.3 ПДД определены категории регулируемых и нерегулируемых. Первый вид характеризуется наличием сигналов светофора или регулировщика. Именно они уточняют очередность передвижения по путям:
- в первую очередь водители должны учитывать действия регулировщика;
- после этого располагаются сигналы светофора;
- далее по приоритетности идут обозначения знаков;
- дорожная разметка закрывает данный перечень.
Вторая категория включает в себя зоны:
- со светофором, который мигает желтым светом;
- на которых не работает регулирующее устройство;
- где нет регулировщика.
В таком случае водители транспортных средств должны принимать к учету правила проезда для нерегулируемых перекрестков в соответствии со знаками приоритета. В дополнении предусматриваются отдельные требования к вождению на неравнозначных и равнозначных зонах, которые относятся ко второй классификации.
Также можно выделить:
- перекресток ;
- Т-образный;
- Х-образный;
- четырехсторонний;
- У-образный.
По Правилам дорожного движения в отношении некоторых видов перекрестков предусмотрены уточняющие позиции. Но в любом случае важно принимать к учету три общих положения, определяющих проезд перекрестков.
В чем суть первого правила
Если водитель намеревается повернуть, он обязан пропустить пешеходов, проходящих через дорогу, по которой он планирует проехать. При этом не имеет значения наличие или отсутствие знаков, определяющих пешеходный переход. Люди в любом случае имеют приоритет при пересечении проезжей части перекрестков по продолжению тротуара.
Останавливаться для предоставления права пешеходам на переход необходимо перед соответствующей разметкой или воображаемой границей. Пропускать нужно всех людей, которые перешли на проезжую зону для пересечения дороги. Недопустимо завершать маневр для пропуска на предварительной стоп-линии, тем самым ограничивая движение транспортных средств, проезжающих прямо.
В чем заключается второе правило
Не допускается начинать движение даже если подтверждено присутствие знаков со стрелкой, разрешающих действие, при наличии впереди затора автомобилей, из-за которого выезд ограничит передвижение автотранспорта по пересекаемому дорожному полотну. Данное правило направлено на облегчение «рассасывания» сформировавшейся «пробки», предотвращая усугубление затора в поперечном направлении. Водителю нужно учитывать, что нарушение этого требования чревато полным блокированием движения по четырем направлениям.
При этом не имеет значения: равнозначный перекресток или кольцевое движение, передвигается водитель по главной дороге или второстепенной – начинать движение можно только после того, как зону покинет стоящий впереди транспорт.Как правило, такие участки обозначает вафельная разметка.
Каково третье общее правило
На перекрестках равного значения между автомобилями, которые не имеют приоритетных свойств, действует правило «помехи справа». В соответствии с ним транспортное средство при подъезде к зоне обязано пропустить машины, двигающиеся по пересекаемому дорожному полотну справа от него.
Приоритет на проезд перекрестков во все стороны закреплен за рельсовым транспортом и ТС, которые оборудованы специальными сигналами.
В чем особенности проезда через регулируемые перекрестки
ПДД определены такие требования:
- при совершении поворота налево или в противоположном направлении, когда сигнал светофора показывает зеленый свет, водителю ТС нужно в первую очередь пропустить машины по встречной полосе, выполняющих поворот налево. Данное требование распространяется также на лиц, управляющих трамваями;
- при наличии светофора на перекрестке с дополнительной боковой секцией перед началом движения на зеленый свет дополнительной секции с красным светом основной панели устройства изначально водителю машины нужно пропустить транспортные средства, которые движутся по этой же полосе пересекаемого дорожного полотна;
- если перекресток оборудован трамвайными путями, участникам движения нужно учитывать, что трамвай имеет преимущество на проезд во всех направлениях перед иными ТС. Но есть исключение. Если маневр совершается при наличии зеленого света с боковой панели и красного света с основной секции, водителю для начала нужно пропустить авто, идущие с приоритетных путей.
Стоит упомянуть перекрестки с разделительной полосой встречного движения, где имеются знаки STOP или стоп линии перед пересечением полос. В этом случае автомобилю необходимо остановиться перед разметкой и только после этого выполнить маневр в соответствии с сигналом светофора.
Каковы тонкости пересечения нерегулируемых перекрестков
Проезд через перекрестки при отсутствии инструментов для регулирования движения происходит с учетом следующих положений:
- при пересечении путей приоритетом в маневре обладает автомобиль, передвигающийся по главной дороге. Преимущество сохраняется за ним даже в том случае, если он переходит на пути второстепенного значения;
- если водитель авто намеревается повернуть налево или развернуться на 180 градусов, ему придется для начала пропустить встречные авто;
- если нет дорожных знаков, указывающих на значение дорог, полотно из асфальта или бетона имеют преимущество перед дорогами из грунта. При отсутствии возможности определить покрытие из-за климатических условий, водителю при совершении маневров нужно принимать к учету требования для путей второстепенного значения;
- если на перекрестках главная дорога сменяет направление, пути ТС могут пересекаться. Это же относится и к машинам, которые идут по второстепенной линии. В таких ситуациях для водителей одной полосы действует правило «правой помехи».
Отдельно упоминания заслуживают трамвайные пути. Проезд в этом случае устанавливаются следующим образом:
- наивысший приоритет на въезд закрепляется за трамваями, передвигающимися по главному пути;
- далее по очередности – автомобили, которые следуют по главному дорожному полотну;
- следующее место определено за трамваями, идущими по второстепенной линии;
- завершают список авто с второстепенной дороги.
Чтобы добиться полного понимания ПДД, объяснение должно проходить хотя бы на картинках, как можно более наглядно. Поэтому водителям важно воспользоваться специальными средствами обучения и визуализации: видеоурок подойдет как нельзя лучше.