Право управления – 296. /

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - это... Что такое ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ?


ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. По объему правомочий значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведения. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только казенное предприятие и учреждение. Эти юридические лица в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют-в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества - права владения, пользования и распоряжения им. При этом собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие может отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия его собственника. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения его доходов определяется собственником имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если же в соответствии с учредительными документами ему предоставлено право осуществлять коммерческую деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • ПРАВО НАРОДОВ
  • ПРАВО ПЕРВОЙ НОЧИ

Смотреть что такое "ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ" в других словарях:

  • ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — см. Оперативного управления право …   Большой Энциклопедический словарь

  • Право Оперативного Управления — право, передаваемое физическому и юридическому лицу на владение, пользование и распоряжение имуществом, закрепленным за компанией, организацией, находящейся в государственной собственности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Право оперативного управления — одно из вещных прав, субъектами которого в РФ могут быть казенное предприятие, а также учреждение. В отношении закрепленного за ними имущества указанные субъекты осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей… …   Энциклопедия права

  • ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — в соответствии с гражданским законодательством РФ особая разновидность вещных прав. По объему правомочий П.о.у. значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведении. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только… …   Юридическая энциклопедия

  • ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — в соответствии со ст. 217 ГК право оперативного управления является наряду с правом собственности вещным правом. Согласно ст. 277 ГК право оперативного управления в отношении закрепленного за ними имущества принадлежит казенному предприятию,… …   Юридический словарь современного гражданского права

  • право оперативного управления — см. Оперативного управления право. * * * ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, см. Оперативного управления право (см. ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРАВО) …   Энциклопедический словарь

  • Право оперативного управления — Разновидность вещных прав на имущество. На праве оперативного управления имущество может принадлежать казенным предприятиям, учреждениям, финансируемым собственником. В этом случае собственник имущества (Российская федерация, субъект РФ,… …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • Право оперативного управления —         см. Оперативного управления право …   Большая советская энциклопедия

  • ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — – право владения, пользования и распоряжения имуществом, предоставляемое государственному предприятию и организациям в соответствии с действующим законодательством РФ …   Краткий словарь экономиста

  • ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. Может принадлежать только юридическому лицу несобственнику и заключается в возможности использовать закрепленное собственником за данной организацией имущество строго по целевому …   Энциклопедия юриста

Книги

  • Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом, К. П. Кряжевских. Книга является наиболее полным исследованием, в котором в комплексной монографической форме решаются задачи, имеющие существенное значение для науки гражданского права. Теоретическая ценность… Подробнее  Купить за 249 руб электронная книга
  • Приватизация предприятий Право собственности, Камышанский В.. Помимо права собственности существуют и иные вещные права. В частности, у граждан могут существовать и возникать следующие вещные права на НИ: право собственностина НИ, в том числе на… Подробнее  Купить за 98 руб
  • Унитарные предприятия, учреждения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Постатейный комментарий к статьям 113-115, 120 и главе 19 Гражданскогокодекса Российской Федерации, Под редакцией П. В. Крашенинникова. В настоящем издании предлагаются комментарии к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященным государственным и муниципальным предприятиям, казенным предприятиям, а также… Подробнее  Купить за 61 руб

dic.academic.ru

что это такое? Право собственности, функции, передача имущество в ОУ

Содержанием права оперативного управления являются полномочия по владению, пользованию и распоряжению активами государства. Реализация этого права регулируется ГК РФ, а также законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  Рассмотрим, что такое оперативное управление и каким имуществом можно распоряжаться в процессе его реализации.

Объем прав каждого предприятия закрепляется его уставом и другими учредительными документами. Закон предполагает, что ОУ обладает особым правовым режимом и является ограниченным видом права. Его не нужно путать с хозяйственным ведением имущества, субъектами которого могут быть только государственные или муниципальные предприятия.

Функции субъектов

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Казенные предприятия вправе распоряжаться:

  • оборудованием, транспортом и пр.;
  • доверенными им производственными комплексами;
  • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
  • продукцией и доходами, полученными от работы;
  • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

Казенные предприятия не вправе отчуждать здания или оборудование, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете без согласия государства.

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Процесс закрепления имущества на праве ОУ

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

Переход права управления

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ. В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения. В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

Ограничение прав

Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением. Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно. Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

jurist.lawyer

Оперативное управление (право) - это... Что такое Оперативное управление (право)?

Оперативное управление — ограниченное вещное право. Характерно только для гражданского права постсоветских стран.

Правовую форму закрепления имущества за государственными организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов в начале 1930-х годов. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество государственной организации в оперативное управление. Это право дает организации возможность владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени. Право оперативного управления впервые получило законодательное закрепление в Основах гражданского законодательства СССР 1961 г. [1]

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению. Казённое предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Литература

Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. - СПб.: Юридический Центр Пресс, 2002. - 361с. ISBN 5-94201-112-5

Примечания

  1. С.П. ГРИШАЕВ.СООТНОШЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ С ПРАВОМ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

См. также

Хозяйственное ведение

dic.academic.ru

Ст. 296 ГК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Комментарий к Ст. 296 ГК РФ

1. Обладателями права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения. Другие субъекты гражданского права могут обладать имуществом на иных основаниях — на праве собственности и хозяйственного ведения (ст. 48 ГК).

С другой стороны, и казенные предприятия, и учреждения не могут обладать имуществом на ином праве, кроме права оперативного управления. В том числе это относится и к тому имуществу, которое приобретено учреждением за счет разрешенной уставом деятельности, что находит свое отражение в судебной практике. Так, Высший Арбитражный Суд РФ указывает: «Пунктом 2 статьи 298 ГК РФ, регулирующим вопрос о распоряжении учреждением имуществом, приобретенным им на доходы от деятельности, осуществляемой в соответствии с учредительными документами, не предусмотрено возникновения у учреждения права собственности на такое имущество» .

———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 28 сентября 2004 г. N 5804/04.

2. Под владением понимается возможность фактического обладания имуществом, под пользованием — возможность извлекать полезные свойства имущества: получать плоды, доходы, осуществлять производство товаров и т.д. Распоряжение — это возможность определять юридическую судьбу вещи: продавать, вносить в уставный капитал, сдавать в аренду, доверительное управление.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

3. Права владения, пользования и прежде всего распоряжения имуществом у указанных юридических лиц существенно ограниченны по сравнению с иными юридическими лицами. Всего можно выделить четыре категории таких ограничений.

Во-первых, это ограничения на право распоряжения, установленные законом. К ним относятся, в частности, ограничения, установленные Законом об унитарных предприятиях. В ст. 19 указанного Закона определено, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа. Это может быть соответственно либо Правительство РФ, либо иной уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации или муниципального образования в зависимости от того, какое публично-правовое образование является собственником имущества учреждения или казенного предприятия.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размеры иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Также ограничения установлены и иными законами, регулирующими деятельность учреждений, например Законом РФ «Об образовании».

Во-вторых, учреждения и казенные предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с целями своей деятельности. «Казенное предприятие, — гласит Закон, — вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия» (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Кроме того, деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

В-третьих, ограничивают возможности учреждения и казенного предприятия так называемые задания собственника имущества. В ст. 20 Закона об унитарных предприятиях установлено, что собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В-четвертых, учреждение и казенное предприятие владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с назначением имущества, что определяется его функциями, т.е. использовать имущество можно только по основному назначению. Например, учебный корпус университета может быть использован только для проведения учебных занятий и т.д.

В одном из судебных дел было установлено, что помещения, которые принадлежали учреждению, а именно Государственному комитету Республики Бурятия по статистике, сдавались в аренду с согласия собственника, в связи с чем прокурором был заявлен иск о признании таких сделок недействительными. В судебном акте зафиксировано, что «в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника» .

———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. N 14128/08.

4. Собственник вправе изъять у казенного предприятия или учреждения имущество при наличии двух условий:

1) имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению;

2) при приобретении имущества не были использованы средства, заработанные самим учреждением или казенным предприятием в рамках разрешенной уставной деятельности.

В судебной практике сложились определенные подходы к пониманию того, какое имущество может быть излишним, либо неиспользуемым, либо используемым не по назначению. Так, по одному из дел Высший Арбитражный Суд РФ отметил следующее: «Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по результатам проверки сохранности и использования по назначению федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями, установлено, что данные институты используют переданное им для осуществления уставных задач имущество не по назначению, большую часть помещений сдают в аренду, а также владеют помещениями с превышением установленной нормы на одного человека, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, что свидетельствует о неэффективном использовании федерального имущества» . В другом деле суд нашел основания для изъятия имущества, так как исходил из представленного учебным комбинатом списка обучающихся у него студентов и установленных Жилищным кодексом РФ нормативов жилой площади на одного человека, а также из специфики деятельности образовательного учреждения при определении площади общежития, необходимой для осуществления его уставной деятельности. Помимо этого судом было принято во внимание, что оспариваемым распоряжением нарушена целостность имущественного комплекса, переданного в оперативное управление образовательному учреждению .

———————————
Определение ВАС РФ от 27 июля 2009 г. N 7689/09.

Определение ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. N ВАС-14377/09.

5. Имущество изымается у казенного предприятия или учреждения путем принятия собственником индивидуального правового акта, который может быть обжалован в судебном порядке.

stgkrf.ru

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 339-340

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Е. Э. Чуковская

ПРА́ВО ОПЕРАТИ́ВНОГО УПРАВЛЕ́НИЯ, в гра­ж­дан­ском пра­ве раз­но­вид­ность вещ­ных прав. Про­об­раз опе­ра­тив­но­го управ­ле­ния воз­ник ещё в феод. Ев­ро­пе в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду вас­са­ла­ми и сю­зе­ре­на­ми, ко­гда на од­но и то же иму­ще­ст­во (как пра­ви­ло, зе­мель­ный уча­сток) воз­ни­ка­ли пра­во­мо­чия по­доб­но­го со­дер­жа­ния у не­сколь­ких лиц – вер­хов­ная (dominium di­rectum) и под­чи­нён­ная (dominium utile) соб­ст­вен­ность. В совр. пра­ве П. о. у. в той или иной ме­ре за­кре­п­ле­но в разл. пра­во­по­ряд­ках: траст (до­ве­ри­тель­ная соб­ст­вен­ность) в стра­нах анг­ло­сак­сон­ской сис­те­мы, пра­во хо­зяй­ст­вен­но­го управ­ле­ния в КНР, пра­во де­пар­та­мент­ских пред­при­ятий в Ин­дии, пра­во пуб­лич­но­го уч­ре­ж­де­ния во Фран­ции и Ита­лии.

В Рос­сии в ре­зуль­та­те на­цио­на­ли­за­ции по­сле ре­во­лю­ции 1917 го­су­дар­ст­во ста­ло круп­ней­шим соб­ст­вен­ни­ком, вла­деть, поль­зо­вать­ся и управ­лять гос. иму­ще­ст­вом ста­ли гос. ор­га­ни­за­ции, од­на­ко са­мо­сто­ят. ин­сти­тут П. о. у. был тео­ре­ти­че­ски сфор­му­ли­ро­ван в 1930-х гг. А. В. Ве­не­дик­то­вым, а за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­лён впер­вые в Ос­но­вах гражд. за­ко­но­да­тель­ст­ва Сою­за ССР и рес­пуб­лик 1961: опе­ра­тив­ное управ­ле­ние со­стоя­ло в осу­ще­ст­в­ле­нии гос., меж­кол­хоз­ны­ми, го­су­дар­ст­вен­но-кол­хоз­ны­ми и ины­ми го­су­дар­ст­вен­но-коо­пе­ра­тив­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми пра­ва вла­де­ния, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния иму­ще­ст­вом в пре­де­лах, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном, в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми их дея­тель­но­сти, пла­но­вы­ми за­да­ния­ми и на­зна­че­ни­ем иму­ще­ст­ва. Та же кон­ст­рук­ция со­хра­ни­лась и в совр. рос. гражд. пра­ве. Прин­ци­пи­аль­ным раз­ли­чи­ем с сов. пе­рио­дом яв­ля­ет­ся то, что уч­ре­ж­де­ние мо­жет быть соз­да­но не толь­ко го­су­дар­ст­вом и му­ни­ци­паль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, но и гра­ж­да­ни­ном или юри­дич. ли­цом.

П. о. у. воз­ни­ка­ет с мо­мен­та пе­ре­да­чи иму­ще­ст­ва. Иму­ще­ст­во за­кре­п­ля­ет­ся на П. о. у. за уч­ре­ж­де­ния­ми и ка­зён­ны­ми пред­при­ятия­ми, ко­то­рые вла­де­ют и поль­зу­ют­ся этим иму­ще­ст­вом в пре­де­лах, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном, в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми сво­ей дея­тель­но­сти, на­зна­че­ни­ем это­го иму­ще­ст­ва. Воз­мож­но­сти рас­по­ря­же­ния за­ви­сят от ви­да юри­дич. ли­ца и ти­па иму­ще­ст­ва. По об­ще­му пра­ви­лу уч­ре­ж­де­ния (кро­ме ча­ст­ных) и ка­зён­ные пред­при­ятия рас­по­ря­жа­ют­ся за­кре­п­лён­ным за ни­ми иму­ще­ст­вом с со­гла­сия соб­ст­вен­ни­ка. При этом ка­зён­ное пред­при­ятие са­мо­стоя­тель­но реа­ли­зу­ет про­из­во­ди­мую им про­дук­цию, а по­ря­док рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов оп­ре­де­ля­ет­ся соб­ст­вен­ни­ком. До­хо­ды от дея­тель­но­сти ка­зён­ных уч­ре­ж­де­ний по­сту­па­ют в со­от­вет­ст­вую­щий бюд­жет бюд­жет­ной сис­те­мы РФ. Ав­то­ном­ные и бюд­жет­ные уч­ре­ж­де­ния без со­гла­сия соб­ст­вен­ни­ка не впра­ве рас­по­ря­жать­ся толь­ко не­дви­жи­мым и осо­бо цен­ным дви­жи­мым иму­ще­ст­вом, как за­кре­п­лён­ным, так и при­об­ре­тён­ным за счёт вы­де­лен­ных на это соб­ст­вен­ни­ком средств, а ос­таль­ным иму­ще­ст­вом и до­хо­да­ми от пре­ду­смот­рен­ной уч­ре­дит. до­ку­мен­та­ми дея­тель­но­сти мо­гут рас­по­ря­жать­ся са­мо­стоя­тель­но. Ча­ст­ное уч­ре­ж­де­ние впра­ве осу­ще­ст­в­лять при­но­ся­щую до­хо­ды дея­тель­ность, толь­ко ес­ли та­кое пра­во пре­ду­смот­ре­но в его уч­ре­дит. до­ку­мен­те, при этом до­хо­ды, по­лу­чен­ные от та­кой дея­тель­но­сти, и при­об­ре­тён­ное за счёт этих до­хо­дов иму­ще­ст­во по­сту­па­ют в са­мо­сто­ят. рас­по­ря­же­ние ча­ст­но­го уч­ре­ж­де­ния.

Соб­ст­вен­ник иму­ще­ст­ва впра­ве изъ­ять из­лиш­нее, не­ис­поль­зуе­мое или ис­поль­зуе­мое не по на­зна­че­нию иму­ще­ст­во, при­чём как за­кре­п­лён­ное, так и при­об­ре­тён­ное уч­ре­ж­де­ни­ем или ка­зён­ным пред­при­яти­ем за счёт средств, вы­де­лен­ных ему соб­ст­вен­ни­ком на при­об­ре­те­ние это­го иму­ще­ст­ва. Изъ­я­тым иму­ще­ст­вом соб­ст­вен­ник впра­ве рас­по­ря­дить­ся по сво­ему ус­мот­ре­нию.

При пе­ре­хо­де пра­ва соб­ст­вен­но­сти на ка­зён­ное пред­при­ятие как иму­ществ. ком­плекс или уч­ре­ж­де­ние к др. соб­ст­вен­ни­ку П. о. у. со­хра­ня­ет­ся.

bigenc.ru

6. Государственное управление и право.

Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Свойства государственного управления:

  1. В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

  2. Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.

  3. Объективно, системно, организовано.

Субъектом ГУ выступает не аппарат, а государство, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей страны. ГУ - это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

Правовое регулирование государственного управления - это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

Формы правового регулирования (должны быть согласованы как по своему характеру, так и по содержанию; должны создавать в совокупности систему правового регулирования государственного управления:

  1. Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

  2. Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок ведения тех или иных дел.

  3. Указы и распоряжения Президента.

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны (например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.

Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.

Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

studfile.net

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - в гра­ж­дан­ском пра­ве раз­но­вид­ность вещ­ных прав.

Про­об­раз опе­ра­тив­но­го управ­ле­ния воз­ник ещё в феод. Ев­ро­пе в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду вас­са­ла­ми и сю­зе­ре­на­ми, ко­гда на од­но и то же иму­ще­ст­во (как пра­ви­ло, зе­мель­ный уча­сток) воз­ни­ка­ли пра­во­мо­чия по­доб­но­го со­дер­жа­ния у не­сколь­ких лиц - вер­хов­ная (dominium di­rectum) и под­чи­нён­ная (dominium utile) соб­ст­вен­ность. В современном пра­ве оперативного управления в той или иной ме­ре за­кре­п­ле­но в различных пра­во­по­ряд­ках: траст (до­ве­ри­тель­ная соб­ст­вен­ность) в стра­нах анг­ло­сак­сон­ской сис­те­мы, пра­во хо­зяй­ст­вен­но­го управ­ле­ния в КНР, пра­во де­пар­та­мент­ских пред­при­ятий в Ин­дии, пра­во пуб­лич­но­го уч­ре­ж­де­ния во Фран­ции и Ита­лии.

В Рос­сии в ре­зуль­та­те на­цио­на­ли­за­ции по­сле ре­во­лю­ции 1917 года го­су­дар­ст­во ста­ло круп­ней­шим соб­ст­вен­ни­ком, вла­деть, поль­зо­вать­ся и управ­лять государственным иму­ще­ст­вом ста­ли государственной ор­га­ни­за­ции, од­на­ко са­мо­сто­ятельный ин­сти­тут пра­ва оперативного управления был тео­ре­ти­че­ски сфор­му­ли­ро­ван в 1930-х годах А.В. Ве­не­дик­то­вым, а за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­лён впер­вые в Ос­но­вах гражданского за­ко­но­да­тель­ст­ва Сою­за ССР и рес­пуб­лик 1961 года: опе­ра­тив­ное управ­ле­ние со­стоя­ло в осу­ще­ст­в­ле­нии государственными, меж­кол­хоз­ны­ми, го­су­дар­ст­вен­но-кол­хоз­ны­ми и ины­ми го­су­дар­ст­вен­но-коо­пе­ра­тив­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми пра­ва вла­де­ния, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния иму­ще­ст­вом в пре­де­лах, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном, в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми их дея­тель­но­сти, пла­но­вы­ми за­да­ния­ми и на­зна­че­ни­ем иму­ще­ст­ва. Та же кон­ст­рук­ция со­хра­ни­лась и в современном российском гражданском пра­ве. Прин­ци­пи­аль­ным раз­ли­чи­ем с советским пе­рио­дом яв­ля­ет­ся то, что уч­ре­ж­де­ние мо­жет быть соз­да­но не толь­ко го­су­дар­ст­вом и му­ни­ци­паль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, но и гра­ж­да­ни­ном или юри­дическим ли­цом.

Пра­во оперативного управления воз­ни­ка­ет с мо­мен­та пе­ре­да­чи иму­ще­ст­ва. Иму­ще­ст­во за­кре­п­ля­ет­ся на пра­во оперативного управления за уч­ре­ж­де­ния­ми и ка­зён­ны­ми пред­при­ятия­ми, ко­то­рые вла­де­ют и поль­зу­ют­ся этим иму­ще­ст­вом в пре­де­лах, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном, в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми сво­ей дея­тель­но­сти, на­зна­че­ни­ем это­го иму­ще­ст­ва. Воз­мож­но­сти рас­по­ря­же­ния за­ви­сят от ви­да юри­дического ли­ца и ти­па иму­ще­ст­ва. По об­ще­му пра­ви­лу уч­ре­ж­де­ния (кро­ме ча­ст­ных) и ка­зён­ные пред­при­ятия рас­по­ря­жа­ют­ся за­кре­п­лён­ным за ни­ми иму­ще­ст­вом с со­гла­сия соб­ст­вен­ни­ка. При этом ка­зён­ное пред­при­ятие са­мо­стоя­тель­но реа­ли­зу­ет про­из­во­ди­мую им про­дук­цию, а по­ря­док рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов оп­ре­де­ля­ет­ся соб­ст­вен­ни­ком. До­хо­ды от дея­тель­но­сти ка­зён­ных уч­ре­ж­де­ний по­сту­па­ют в со­от­вет­ст­вую­щий бюд­жет бюд­жет­ной сис­те­мы Российской Федерации . Ав­то­ном­ные и бюд­жет­ные уч­ре­ж­де­ния без со­гла­сия соб­ст­вен­ни­ка не впра­ве рас­по­ря­жать­ся толь­ко не­дви­жи­мым и осо­бо цен­ным дви­жи­мым иму­ще­ст­вом, как за­кре­п­лён­ным, так и при­об­ре­тён­ным за счёт вы­де­лен­ных на это соб­ст­вен­ни­ком средств, а ос­таль­ным иму­ще­ст­вом и до­хо­да­ми от пре­ду­смот­рен­ной уч­ре­дит. до­ку­мен­та­ми дея­тель­но­сти мо­гут рас­по­ря­жать­ся са­мо­стоя­тель­но. Ча­ст­ное уч­ре­ж­де­ние впра­ве осу­ще­ст­в­лять при­но­ся­щую до­хо­ды дея­тель­ность, толь­ко ес­ли та­кое пра­во пре­ду­смот­ре­но в его уч­ре­дит. до­ку­мен­те, при этом до­хо­ды, по­лу­чен­ные от та­кой дея­тель­но­сти, и при­об­ре­тён­ное за счёт этих до­хо­дов иму­ще­ст­во по­сту­па­ют в са­мо­сто­ятельное рас­по­ря­же­ние ча­ст­но­го уч­ре­ж­де­ния.

Соб­ст­вен­ник иму­ще­ст­ва впра­ве изъ­ять из­лиш­нее, не­ис­поль­зуе­мое или ис­поль­зуе­мое не по на­зна­че­нию иму­ще­ст­во, при­чём как за­кре­п­лён­ное, так и при­об­ре­тён­ное уч­ре­ж­де­ни­ем или ка­зён­ным пред­при­яти­ем за счёт средств, вы­де­лен­ных ему соб­ст­вен­ни­ком на при­об­ре­те­ние это­го иму­ще­ст­ва. Изъ­я­тым иму­ще­ст­вом соб­ст­вен­ник впра­ве рас­по­ря­дить­ся по сво­ему ус­мот­ре­нию.

При пе­ре­хо­де пра­ва соб­ст­вен­но­сти на ка­зён­ное пред­при­ятие как иму­щественный ком­плекс или уч­ре­ж­де­ние к другому соб­ст­вен­ни­ку пра­во оперативного управления со­хра­ня­ет­ся.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о